Царица савская - великие любовные истории. Таинственная царица савская

Царица Савская – экзотическая, таинственная и властная женщина – увековечена в величайших религиозных книгах, среди которых еврейская Библия и мусульманский Коран. Ее образ также появляется в турецкой и персидской живописи, в каббалистических трактатах, и в средневековых христианских мистических произведениях, где она рассматривается как воплощение божественной мудрости и предсказатель культа Распятия. В Африке и Аравии о ней рассказывают и по сей день и, действительно, рассказы о ней рассказывались и пересказывались во многих странах в течение почти 3 000 лет.

Попытки выяснить, кем царица Савская (Шеба) могла быть в действительности, наталкиваются на определенные трудности. Почему, если о ней так мало известно, она стала такой важной фигурой? Рассказы о Соломоне и царице Савской, в конце концов, входят в легенды о создании современных государств Израиль и Эфиопия.

Еврейская легенда

Среди всех известных народов-рассказчиков в мире, наряду с кельтами, греками и индусами, евреи оставили человечеству одно из величайших литературных наследий. Библейские рассказы были записаны в конце железного века и в период персидского и греческого правления на Ближнем Востоке (600-200 гг. до н.э.). Они оказались на удивление живучими – их исключительное влияние на историю цивилизации было достигнуто в основном из-за их важности для трех монотеистических религий.

Первое появление рассказа о визите царицы Савской к царю Соломону – это короткое его описание в Ветхом Завете:

Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце. <…> И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками. И отправилась она обратно в свою землю, она и все слуги ее. Третья книга Царств, глава 10, 1-13

Это история, которую до сих пор не удалось проверить. Но в ней есть достаточно намеков и подсказок, чтобы оставаться дразнящей и загадочной. «Драгоценные камни», «пряности» и «благовония», что царица принесла в дар Соломону из своей родины, подсказывают, что она прибыла из страны, богатой драгоценными камнями и благовонными деревьями.

Лишь немногие страны могут похвастаться этим всем – такие страны, как Сомали и Эфиопия (в районе Африканского Рога), и Оман и Йемен на юге Аравийского полуострова. Так могла ли страна царицы Савской быть где-то там? А как насчет самого имени царицы? Есть ли какие-то данные о земле под названием Сава

Поиск свидетельств

На самом деле в Библии есть несколько человек по имени Сава: один – потомок сына Ноя Сима, а другой – его сына Хама. Но также упоминается и место под названием Сава. В книге пророка Иезекииля (глава 27, 22-24) упоминается, что купцы, торговавшие с Тиром, пришли из Савы и Раамы, и привезли с собой пряности, драгоценные камни и золото – точно такие же товары, что царица Савская привезла с собой, когда она приехала навестить Соломона в Иерусалиме.

Но самым популярным переводом еврейского слова Сава является арабское слово Саба (Шеба) – со ссылкой на великое Сабейское царство, сегодня входящее в состав Йемена. И, хотя явных исторических доказательств о самой царице Савской не хватает, в тексте есть доказательства в поддержку этой версии. В ассирийских текстах, правители по имени Итамру и Кариб-илу ассоциируются с царями Сабы из йеменских текстов, по именам Йита’амарс и Карибил.

Исламская традиция

Еще более интересными являются результаты нынешних раскопок древнего храма рядом с рынком в старом Марибе – на землях, когда-то бывших частью древнего Сабейского царства. Храм известен как Махрам Билькис, или храм Билькис, а Билькис – это имя, данное царице Савской позже, в исламской традиции. В более ранних версиях Корана имя царицы Савской не называется. В ее истории есть несколько знакомых нам сюжетных линий из Библии, но есть и несколько дополнительных.

Бог, как считается, позволил Соломону разговаривать с птицами и понимать их, и однажды заметил, что не хватает чибиса. Когда птица вернулась, она объяснила, что долетела до чужой земли, известной как Саба, который правит царица, очень богатая и сидевшая на троне из золота и серебра. Потом Соломон пригласил эту царицу к нему в гости.

По прибытии она вошла во дворец, специально построенный для нее. Стены и пол дворца были сделаны из стекла, и по полу текла вода. Она подняла юбку, чтобы не замочить её, и таким образом показала всем свои ноги, которые были покрыты волосами, словно козлиные.

(В более поздней арабской легенде говорится о том, что у царицы Савской вместо ступни было копыто козы. Когда ее мать была беременна ею, она встретила красивого козла и возжелала его, «что свойственно беременным», и, когда родилась ее собственная дочь, у нее была одна нормальная нога, а вместо другой – козлиное копыто).

Эфиопская традиция

Из всех рассказов о царице Савской (царице Шебе), те, что пришли из Эфиопии и стран Африканского Рога, вероятно, больше всего сохранили связь с повседневной жизнью. Эта история была увековечена в священной эфиопской книге – Кебра Нагаст (Книга о Славе Царей)– в которой мы можем найти упоминания мохнатых копыт царицы, ее поездку к Соломону и ее соблазнение. Но история на этом не заканчивается. Затем царица возвратилась в свою столицу Аксум, расположенную на севере Эфиопии, и несколько месяцев спустя родила от Соломона сына, назвав его Менелик, что означает «сын мудреца».

Спустя годы Менелик отправился в Иерусалим, чтобы увидеть своего отца. Соломон встретил его с радостью и предложил ему остаться, чтобы править после его смерти. Но Менелик отказался от этого и решил вернуться домой. Под покровом темноты он покинул город, взяв с собой из Иерусалимского храма самую драгоценную реликвию – Ковчег Завета. Он привез его в Аксум, где он находится и по сей день в специально построенном хранилище во дворе церкви Святейшей Девы Марии.

Важность царицы Шебы, Ковчега Завета и «Кебра Нагаст» в эфиопской истории нельзя переоценить. Исходя из текста «Кебра Нагаст» эфиопы считают свою страну избранной Богом, место последнего упокоения его ковчега – и царица Савская и ее сын помогли ему туда попасть. Таким образом, царица Савская стала прародительницей своего народа, и цари имеют божественное право на власть, потому что они являются ее непосредственными потомками. Император Хайле Селассие даже закрепил это положение в Конституции Эфиопии от 1955 года.

Хайле Селассие стал, однако, не первым императором, публично заявившим о важности Кебра Нагаст. В Лондонском Национальном архиве есть письма, датированные 1872 годом, написанные эфиопским императором Йоханнысом IV королеве Виктории, в котором он пишет (перевод):

У вас там есть книга под названием «Кебра Нагаст», которая содержит законы всей Эфиопии, и имена шумов (аналог губернаторов), церквей и провинций. Прошу вас установить, в чьей собственности находится эта книга, и отослать ее мне, так как без этой книги мой народ в моей стране не будет мне подчиняться.

С разрешения королевы Виктории книга была возвращена в Эфиопию, и в настоящее время хранится в церкви Рагел в Аддис-Абебе, а табличка перед ней объясняет ее историю.

Кебра Нагаст

В конечном счете, нет очевидных доказательств, археологических или письменных, что царица Савская была царицой Эфиопии. Впечатляющие руины Аксума на тысячу лет старше королевы – современницы Соломона – по крайней мере, обычно их датируют десятым веком до нашей эры. А правящая династия великого Сабейского царства в Южной Аравии, о котором у нас есть письменные свидетельства, впервые завладела троном в то время, когда, предположительно, пришла к власти, царица Савская.

Но история должна на чем-то основываться. Если версия, изложенная в Библии, была записана веками позже времени ее правления, как многие думают, чтобы прославить Израиль и правление царя Соломона, то в ней может описываться время большого расширения, время, когда мир был неведом человеку. Может, поездка царицы в Израиль и была одной из первых дипломатических миссий в мире?

Интересно, что существуют древние тексты, которые рассказывают о могущественных царицах северной Аравии, правивших в седьмом и восьмом веках до нашей эры – время, которое некоторыми историками в Израиле полагается временем правления царя Соломона.

Что касается самой царицы Савской, ее история остается загадкой. Она была властной женщиной, обожающей матерью и таинственной любовницей – а также стала прародительницей нации и демоном с раздвоенными копытами. Все это и сделало ее невероятно популярной исторической фигурой.

Мать царицы Савской, будучи беременна ею, встретила красивого козла, возможно, на 21-ой неделе беременности. В это время у будущего ребенка укрепляется и костная и мышечная система. Кроме того, возрастают аппетиты будущих мам.

Имя пленительной и загадочной царицы Савской упоминается в большом количестве письменных источников: Ветхом Завете, Каббале, Коране, а также во многих эфиопских, персидских и турецких легендах. Но до сегодняшнего дня научных доказательств того, жила ли такая царица во времена Соломона, практически не найдено. Остаются сомнения в том, была царица Савская реальностью или это все-таки миф.

Образ этой женщиы ассоциируется с соблазнительной красавицей, которая по легенде пришла к царю Соломону, чтобы испытать его мудрость. Довольно долгое время все, что связано с ее именем, было лишь предположениями и догадками. И только совсем недавно археологи в отдаленных областях Йемена обнаружили одну из наиболее значительных находок настоящего времени. В пустыне Руб аль-Хали примерно на глубине девяти метров под землей были обнаружены руины храма, в котором, по мнению специалистов, найдены документальные подтверждения действительного существования этой царицы.

По преданию Соломон и царица Савская впервые встретились, когда мудрый царь, прослышав о богатом царстве Сабейском, которым правила красивейшая и умнейшая женщина. пригласил ее в гости. Он хотел лично убедиться в ее великолепии и остроумии. Красота и ум царицы покорили Соломона. Он настолько был потрясен ею, что пришел к выводу о том, что только связь с дьяволом могла позволить ей быть столь потрясающей. Соломон даже решил, что вместо ног у нее должны были быть копыта, как у самого дьявола.

Упоминает страну Шеба, в которой жила царица Савская,. Он описывает ее как землю, богатую благовониями, специями, драгоценными камнями и золотом. Ученые считают, что находилась эта страна на территории Южной Аравии. Однако свидетельств того, что на этой территории когда-либо правила царица Савская, нет.

Американский археолог Венделл Филлипс считает, что нет никаких сомнений в реальности существования этой легендарной женщины. Однако его экспедиции, которую он начал в Марибе с целью поиска доказательств своей гипотезы, воспрепятствовали йеменские власти.

Главный источник сведений о легендарной царице - это Третья Книга Царств, в десятой главе которой содержится библейский эпизод с описанием событий, в которых упоминается ее имя.

Еще один авторитетный ученый - сэр Эрнест А. Уоллис Бадж - также уверен в том, что царица Савская не просто миф. По его версии Шеба находилась на берегу Красного моря, что позволяет отождествлять ее с Эфиопией. По версии еще одной группы исследователей она была царицей египетской.

Восточная красавица прибыла в Иерусалим для встречи в Соломоном, привезя с собой караван даров. Она приготовила для царя самые сложные вопросы и была покорена его мудростью.

Тексты источников можно трактовать по-разному. Все они были составлены в разное время, многие содержали факты, переписанные несколько раз из разных книг, поэтому вопрос доверия к сведениям, в них данным, довольно спорный.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что, скорее всего, царица Савская правила землями Аксумского царства, располагавшегося в районе Красного моря (территория либо Йемена, либо Савского государства был Мариб - город в Считается, что время правления восточной царицы приходится на 10 век до нашей эры.

В мае 1999 года нигерийские и британские ученые-археологи обнаружили место предположительного захоронения этой царственной особы. Земляная насыпь на нем достигала 45 футов высоту и 100 миль в длину. Но до сих пор неизвестно, действительно ли там похоронена именно царица Савская.

Сегодня загадка о ней так и остается неразгаданной. Вполне возможно, что история знакомства Соломона с красавицей была дописана спустя много веков после смерти мудреца, чтобы подчеркнуть его царское величие. Также можно предполагать, что образ Савской, как, впрочем, и Томирис (царица Саков), стал собирательным, в котором воплотились черты мудрой женщины-правительницы. А возможно, за этим именем реальная женщина, настоящее имя которой так до нас и не дошло. Кто знает?

Где находилась Сабея?

Сабейское царство располагалось в Южной Аравии, на территории современного Йемена. Это была цветущая цивилизация с богатым сельским хозяйством и сложной социальной, политической и религиозной жизнью. Правителями Сабеи были "мукаррибы" ("цари-жрецы"), власть которых передавалась по наследству. Самым знаменитым из них была легендарная Билькис, царица Савская, прославившаяся как самая прекрасная женщина планеты.

Согласно эфиопской легенде, в детстве царицу Савскую звали Македа, она родилась примерно в 1020 году до н.э. в Офире. Легендарная страна Офир простиралась через все восточное побережье Африки, Аравийский полуостров и остров Мадагаскар. Древние обитатели страны Офир были светлокожими, высокорослыми, добродетельными. Они слыли хорошими воинами, пасли стада коз, верблюдов и овец, охотились на оленей и львов, добывали драгоценные камни, золото, медь, изготовляли бронзу. Столица Офира - город Аксум - находилась в Эфиопии.

Матерью Македы была королева Исмения, а отец - главным министром при ее дворе. Македа получала образование у лучших ученых, философов и жрецов своей огромной страны. Одним из ее домашних любимцев был щенок шакала, который, вырастя, сильно укусил ее за ногу. С тех пор одна нога у Македы была обезображена, что породило многочисленные легенды о якобы козлиной или ослиной ноге царицы Савской.

В возрасте пятнадцати лет Македа отправляется царствовать в южную Аравию, в Сабейское царство, и становится отныне царицей Савской. Правила Сабеей она около сорока лет. Про нее говорили, что правила она сердцем женщины, но головой и руками мужчины.

Столицей царства был город Мариб, сохранившийся до сих пор. Для культуры древнего Йемена были характерны монументальные, похожие на здания каменные троны правителей. Относительно недавно стало ясно, что в народной религии древнего Йемена очень большую роль играло божество солнца Шамс. А в Коране говорится, что царица Сабы и ее народ поклонялись солнцу. Об этом говорят и легенды, в которых царица представлена язычницей, поклоняющейся звездам, в первую очередь Луне, Солнцу и Венере.

Лишь встретившись с Соломоном, она познакомилась с религией иудеев и приняла ее. Возле города Мариб сохранились остатки Храма Солнца, потом переделанного в Храм Лунного Бога Альмакха (второе название – храм Билькис), а также, согласно существующим преданиям, где-то недалеко под землей находится тайный Дворец царицы. По описаниям античных авторов, владыки этой страны жили в мраморных дворцах, окружённых садами с бьющими ключами и фонтанами, где пели птицы, благоухали цветы, и повсюду распространялся аромат бальзама и пряностей.

Обладавшая даром дипломатии, владевшая многими древними языками и хорошо разбиравшаяся не только в языческих идолах Аравии, но и в Божествах Греции и Египта, прекрасная царица сумела превратить своё государство в крупный центр цивилизации, культуры и торговли.

Гордостью Сабейского царства была гигантская плотина к западу от Мариба, которая подпирала воду в искусственном озере. Через сложную сеть каналов и стоков озеро поило влагой поля крестьян, фруктовые плантации и сады при храмах и дворцах на территории всего государства. Длина каменной дамбы достигала 600 метров, высота была 15 метров. Вода в систему каналов подавалась через два хитроумных шлюза. За плотиной собиралась не речная вода, а дождевая, приносимая один раз в год тропическим ураганом из Индийского океана.

Прекрасная Билькис очень гордилась своими разносторонними познаниями и всю свою жизнь пыталась получить тайные эзотерические знания, известные мудрецам древности. Она имела почётный титул Верховной жрицы Планетарной Соборности и регулярно устраивала у себя во Дворце "Соборы Мудрости", на которые собирались посвящённые всех континентов. Не зря в легендах о ней можно встретить различные чудеса – говорящих птиц, волшебные ковры и телепортацию (сказочное перемещение ее трона из Сабеи во дворец Соломона).

Более поздние греческие и римские мифы приписывали царице Савской неземную красоту и величайшую мудрость. Она владела искусством интриг для удержания власти и была верховной жрицей некого южного культа нежной страсти.


by PIERO DELLA FRANCESCA

Путешествие к Соломону

О путешествии царицы Савской к Соломону, не менее легендарному царю, величайшему монарху, прославившемуся своей мудростью, рассказывается и в Библии и в Коране. Существуют и другие факты, указывающие на историчность данного предания. Скорее всего, встреча Соломона и царицы Савской имела место в действительности.

По одним рассказам, она отправляется к Соломону в поисках мудрости. По другим источникам, Соломон сам пригласил ее посетить Иерусалим, прослышав о ее богатстве, мудрости и красоте.

И царица отправилась в поражающее своими масштабами путешествие. Это было долгий и трудный путь, длиной в 700 км, через пески пустынь Аравии, по берегу Красного моря и реке Иордан в Иерусалим. Поскольку царица путешествовала в основном на верблюдах, такой путь должен был занять около 6 месяцев в один конец.

Царица Савская преклоняет колени перед Животворящим Древом. фреска Пьеро делла Франческа, Базилика Сан-Франческо в Ареццо. 1452-1466.


Караван царицы состоял из 797 верблюдов, не считая мулов и ослов, нагруженных провизией и подарками царю Соломону. И судя по тому, что один верблюд может поднять груз до 150 - 200кг., подарков – золота, драгоценных камней, пряностей и благовоний – было немало. Сама царица путешествовала на редком белом верблюде.

Свита её состояла из чёрных карликов, а гвардия - из светлокожих высокорослых гигантов. Голову царицы венчала корона, украшенная страусовыми перьями, а на мизинце её руки был перстень с камнем "астерикс", неизвестным современной науке. Для путешествия по воде были наняты 73 корабля.

При дворе Соломона царица задавала ему каверзные вопросы, и тот отвечал на каждый из них абсолютно верно. В свою очередь государь Иудеи был покорен красотой и умом царицы. Согласно некоторым преданиям, он женился на ней. Впоследствии двор Соломона стал постоянно получать из знойной Аравии лошадей, дорогие камни, украшения из золота и бронзы. Но самым ценным по тем временам были благовонные масла для церковных курений.

Царица Савская лично умела составлять эссенции из трав, смол, цветов и корней и обладала искусством парфюмерии. В Иордании найден керамический флакон эпохи царицы Савской с печатью Мариба; на дне флакона сохранились остатки благовоний, полученных из деревьев, которые ныне в Аравии уже не растут.

Испытав мудрость Соломона и удовлетворившись ответами, царица также получила в ответ дорогие подарки и со всеми подданными возвратилась к себе на родину. Согласно большинству преданий, с тех пор царица правила в одиночку, ни разу не выйдя замуж. Зато известно, что у царицы Савской родился от Соломона сын Менелик, который стал основателем трехтысячелетней династии императоров Абиссинии (подтверждение тому можно встретить в эфиопском героическом эпосе). В конце жизни царица Савская также вернулась в Эфиопию, где правил ее сын.

Еще одна эфиопская легенда говорит о том, что долгое время Билькис скрывала от сына имя его отца, а затем отправила его с посольством в Иерусалим и сказала ему, что он узнает своего отца по портрету, на который Менелик должен был впервые взглянуть только в иерусалимском Храме Бога Яхве.


by KONRAD WITZ

Прибыв в Иерусалим и явившись в Храм на богослужение, Менелик достал портрет, но увидел вместо рисунка небольшое зеркало. Посмотрев на своё отражение, Менелик обвёл взглядом всех присутствовавших в Храме людей, увидел среди них царя Соломона и по сходству догадался, что это и есть его отец.

Как повествует дальше эфиопское предание, Менелик был огорчён тем, что палестинские жрецы не признали его законные права на наследство, и решил похитить из Храма Бога Яхве хранившийся там священный ковчег с моисеевыми заповедями. Ночью он выкрал ковчег и тайно увёз его в Эфиопию к своей матери Билькис, которая почитала этот ковчег как вместилище всех духовных откровений. По словам эфиопских жрецов, ковчег и поныне находится в тайном подземном святилище Аксума.

Последние 150 лет учёные и энтузиасты разных стран пытаются добраться до тайного Дворца, бывшего местопребыванием царицы Савской, но местные имамы и племенные вожди Йемена категорически препятствуют этому. Впрочем, если вспомнить, что случилось с богатствами Египта, почти подчистую вывезенными из него археологами, то, может статься, власти Йемена не так уж и неправы.(С)

  1. Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками.
  2. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону, и беседовала с ним обо всем, что было у ней на сердце.
  3. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он ни изъяснил ей.
  4. И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил...
  5. И пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться...
  6. И сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей...
  7. Но я не верила словам, доколе не пришла и не увидели глаза мои: и вот, мне и вполовину не сказано. Мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала.
  8. Блаженны люди твои, и блаженны сии слуги твои, всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!
  9. Да будет благословен Господь, Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем творить суд и правду.
  10. И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону.
  11. И корабль Хирамов, который привозил золото из Офира, привез из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней.
  12. И сделал царь из сего красного дерева перила для храма Господня и для дома царского, и гусли, и псалтири для певцов. И никогда не приходило столько красного дерева, и не видано было до сего дня...
  13. И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками. И отправилась она обратно в свою землю, она и все слуги ее.

Царь Соломон, которому при рождении было дано имя Иедидиа, что означало «Возлюбленный Богом», правил Израильским государством в течение сорока лет. Чаще всего годами его правления называют 972-932 годы до н.э., и это время знаменуется относительным спокойствием и миром в Израиле. Недаром царским именем этого правителя было имя Соломон (от еврейского слова «шломо» — мир). Он вступил на престол, когда ему едва исполнилось двадцать лет, однако уже в первые годы царствования молодой правитель доказал израильтянам свои мудрость, организаторские способности и силу. Он сразу же укрепил Иерусалим, построил флот, направил большие средства на развитие торговли с соседними государствами, воздвиг великий храм, а также поощрял развитие науки и литературы.

Соломон отличался любовью к женщинам. Некоторые источники утверждают, что у него было около 700 жён и более 300 наложниц. Самой старшей женой израильского царя являлась египтянка, которая предположительно носила имя Вифия.

Однажды слухи о мудрости и величии еврейского повелителя дошли до властной и сильной царицы савской Балкиды, которая правила страной савеев, названной древними «Счастливой Аравией». На её землях возвышались величественные храмы, процветали богатейшие города, зеленели роскошные сады и строились дороги, а народ не переставал прославлять свою премудрую царицу. Балкида утверждала, что её страна — самая богатая в мире, и она — самая мудрая правительница. Царица решила своими глазами увидеть Соломона, во всём превосходившего её, и лично убедиться в его удивительном уме и божественной премудрости.

Она собралась в путь в сопровождении нескольких тысяч слуг, которые вели верблюдов, нагруженных подарками израильскому царю: драгоценными камнями, экзотическими растениями, редчайшим красным деревом и благовонными маслами.

По легенде, Соломон встретил иноземную гостью, восседая на золотом троне и одетый в золотые одежды. Когда царица увидела израильского правителя, ей показалось, что перед ней предстала золотая статуя. Великий Соломон поднялся, подошёл к прекрасной Балкиде и, взяв её под руку, повёл к своему трону. Так царь не принимал ещё ни одного гостя.

Говорили, что он сразу же влюбился в чужестранку и, восхищённый её красотой, все дни проводил с ней, беседуя о странах, Вселенной, Боге. Он водил Балкиду по Иерусалиму, показывал выстроенные им сооружения и храмы, а царица не переставала удивляться размаху и щедрости знаменитого израильтянина. Наконец, она окончательно признала, что уступает во всём Соломону и больше не отрицала его превосходства. Тогда же царица Савская загадала правителю Израиля три загадки, на которые царь якобы заранее получил ответ у подкупленного им савского жреца и, не задумываясь, сразу же отвечал царице. Женщина ещё больше дивилась мудрости прославленного Соломона.

Она, всегда гордая и непреклонная, даже ответила согласием, когда тот попросил Балкиду стать его женой. Однако перед этим Соломон пожелал раскрыть тайну царицы и тем самым опровергнуть жуткие слухи о Балкиде. Про царицу савскую рассказывали, что наружностью она прекрасна и поразительно мудра. Ей даже приписывали сверхъестественные способности, нередко называли «царицей джиннов» и «демоном». Однако говорили, что при всех достоинствах повелительницы савеев, она обладала нечеловеческими, козьими ногами, а вместо ступней у неё были перепончатые, словно у гусыни, лапы.

Влюблённый царь пожелал сам убедиться, так это или иначе. Для этого мудрейший повелитель израильский приказал сделать в одной из своих комнат прозрачный пол из хрусталя. Под ним соорудили бассейн, куда налили чистейшую воду и запустили рыб. Всё это напоминало настоящее озеро, а отличить его можно было, лишь подойдя ближе. Поэтому, когда Соломон провёл царицу в приготовленную комнату, она, увидев удивительный бассейн, вдруг подняла юбки, чтобы не намочить их. На несколько секунд её ноги показались из-под нижних одежд, а израильский царь увидел настоящие, человеческие ноги, только слишком кривые и некрасивые.

Оскорблённая царица за одну ночь собрала всех слуг и покинула Иерусалим, не простившись с Соломоном, нанёсшим повелительнице савеев жестокую обиду.

Царь быстро забыл иноземную гостью и вновь наслаждался наложницами, собранными в царском гареме со всего мира. «Женщина слаще жизни и горше смерти», — говорил Соломон о своих возлюбленных.

Он продолжал строить города, укреплять флот и возводить храмы. Однако его приближённые становились всё больше недовольными расточительной политикой правителя. Сразу же после смерти «мудрейшего из царей» произошло восстание против династии Давида, и Израиль был разделён на две территории: Израиль и Иудею. Последней некоторое время правил сын Соломона Ровоам.

Легендарная правительница аравийского царства Саба (Шеба), чей визит в Иерусалим к израильскому царю Соломону описан в Библии.

Тайная любовь царицы Савской
В сотнях легенд Африки, Азии и Европы, в библейских притчах и сурах Корана говорится об этой удивительной и загадочной женщине. Билькис, Лилит, Альмакха, Македа, Царица Южная - как только не называли эту женщину. Но царица Савская - не вымышленный мифический образ, а вполне реальное историческое лицо. Кем же была эта женщина, удивительным образом повлиявшая на ход мировой истории?

Где находилась Сабея?

Сабейское царство располагалось в Южной Аравии, на территории современного Йемена. Это была цветущая цивилизация с богатым сельским хозяйством и сложной социальной, политической и религиозной жизнью. Правителями Сабеи были "мукаррибы" ("цари-жрецы"), власть которых передавалась по наследству. Самым знаменитым из них была легендарная Билькис, царица Савская, прославившаяся как самая прекрасная женщина планеты.

Согласно эфиопской легенде, в детстве царицу Савскую звали Македа, она родилась примерно в 1020 году до н.э. в Офире. Легендарная страна Офир простиралась через все восточное побережье Африки, Аравийский полуостров и остров Мадагаскар. Древние обитатели страны Офир были светлокожими, высокорослыми, добродетельными. Они слыли хорошими воинами, пасли стада коз, верблюдов и овец, охотились на оленей и львов, добывали драгоценные камни, золото, медь, изготовляли бронзу. Столица Офира - город Аксум - находилась в Эфиопии.


Матерью Македы была королева Исмения, а отец - главным министром при ее дворе. Македа получала образование у лучших ученых, философов и жрецов своей огромной страны. Одним из ее домашних любимцев был щенок шакала, который, вырастя, сильно укусил ее за ногу. С тех пор одна нога у Македы была обезображена, что породило многочисленные легенды о якобы козлиной или ослиной ноге царицы Савской.

В возрасте пятнадцати лет Македа отправляется царствовать в южную Аравию, в Сабейское царство, и становится отныне царицей Савской. Правила Сабеей она около сорока лет. Про нее говорили, что правила она сердцем женщины, но головой и руками мужчины.

Столицей царства был город Мариб, сохранившийся до сих пор. Для культуры древнего Йемена были характерны монументальные, похожие на здания каменные троны правителей. Относительно недавно стало ясно, что в народной религии древнего Йемена очень большую роль играло божество солнца Шамс. А в Коране говорится, что царица Сабы и ее народ поклонялись солнцу. Об этом говорят и легенды, в которых царица представлена язычницей, поклоняющейся звездам, в первую очередь Луне, Солнцу и Венере.


Лишь встретившись с Соломоном, она познакомилась с религией иудеев и приняла ее. Возле города Мариб сохранились остатки Храма Солнца, потом переделанного в Храм Лунного Бога Альмакха (второе название - храм Билькис), а также, согласно существующим преданиям, где-то недалеко под землей находится тайный Дворец царицы. По описаниям античных авторов, владыки этой страны жили в мраморных дворцах, окружённых садами с бьющими ключами и фонтанами, где пели птицы, благоухали цветы, и повсюду распространялся аромат бальзама и пряностей.

Обладавшая даром дипломатии, владевшая многими древними языками и хорошо разбиравшаяся не только в языческих идолах Аравии, но и в Божествах Греции и Египта, прекрасная царица сумела превратить своё государство в крупный центр цивилизации, культуры и торговли.

Гордостью Сабейского царства была гигантская плотина к западу от Мариба, которая подпирала воду в искусственном озере. Через сложную сеть каналов и стоков озеро поило влагой поля крестьян, фруктовые плантации и сады при храмах и дворцах на территории всего государства. Длина каменной дамбы достигала 600 метров, высота была 15 метров. Вода в систему каналов подавалась через два хитроумных шлюза. За плотиной собиралась не речная вода, а дождевая, приносимая один раз в год тропическим ураганом из Индийского океана.

Прекрасная Билькис очень гордилась своими разносторонними познаниями и всю свою жизнь пыталась получить тайные эзотерические знания, известные мудрецам древности. Она имела почётный титул Верховной жрицы Планетарной Соборности и регулярно устраивала у себя во Дворце "Соборы Мудрости", на которые собирались посвящённые всех континентов. Не зря в легендах о ней можно встретить различные чудеса - говорящих птиц, волшебные ковры и телепортацию (сказочное перемещение ее трона из Сабеи во дворец Соломона).

Более поздние греческие и римские мифы приписывали царице Савской неземную красоту и величайшую мудрость. Она владела искусством интриг для удержания власти и была верховной жрицей некого южного культа нежной страсти.


Путешествие к Соломону

О путешествии царицы Савской к Соломону, не менее легендарному царю, величайшему монарху, прославившемуся своей мудростью, рассказывается и в Библии и в Коране. Существуют и другие факты, указывающие на историчность данного предания. Скорее всего, встреча Соломона и царицы Савской имела место в действительности.

По одним рассказам, она отправляется к Соломону в поисках мудрости. По другим источникам, Соломон сам пригласил ее посетить Иерусалим, прослышав о ее богатстве, мудрости и красоте.

И царица отправилась в поражающее своими масштабами путешествие. Это было долгий и трудный путь, длиной в 700 км, через пески пустынь Аравии, по берегу Красного моря и реке Иордан в Иерусалим. Поскольку царица путешествовала в основном на верблюдах, такой путь должен был занять около 6 месяцев в один конец.


Караван царицы состоял из 797 верблюдов, не считая мулов и ослов, нагруженных провизией и подарками царю Соломону. И судя по тому, что один верблюд может поднять груз до 150 - 200кг., подарков - золота, драгоценных камней, пряностей и благовоний - было немало. Сама царица путешествовала на редком белом верблюде.

Свита её состояла из чёрных карликов, а гвардия - из светлокожих высокорослых гигантов. Голову царицы венчала корона, украшенная страусовыми перьями, а на мизинце её руки был перстень с камнем "астерикс", неизвестным современной науке. Для путешествия по воде были наняты 73 корабля.


При дворе Соломона царица задавала ему каверзные вопросы, и тот отвечал на каждый из них абсолютно верно. В свою очередь государь Иудеи был покорен красотой и умом царицы. Согласно некоторым преданиям, он женился на ней. Впоследствии двор Соломона стал постоянно получать из знойной Аравии лошадей, дорогие камни, украшения из золота и бронзы. Но самым ценным по тем временам были благовонные масла для церковных курений.

Царица Савская лично умела составлять эссенции из трав, смол, цветов и корней и обладала искусством парфюмерии. В Иордании найден керамический флакон эпохи царицы Савской с печатью Мариба; на дне флакона сохранились остатки благовоний, полученных из деревьев, которые ныне в Аравии уже не растут.


Испытав мудрость Соломона и удовлетворившись ответами, царица также получила в ответ дорогие подарки и со всеми подданными возвратилась к себе на родину. Согласно большинству преданий, с тех пор царица правила в одиночку, ни разу не выйдя замуж. Зато известно, что у царицы Савской родился от Соломона сын Менелик, который стал основателем трехтысячелетней династии императоров Абиссинии (подтверждение тому можно встретить в эфиопском героическом эпосе). В конце жизни царица Савская также вернулась в Эфиопию, где правил ее сын.

Еще одна эфиопская легенда говорит о том, что долгое время Билькис скрывала от сына имя его отца, а затем отправила его с посольством в Иерусалим и сказала ему, что он узнает своего отца по портрету, на который Менелик должен был впервые взглянуть только в иерусалимском Храме Бога Яхве.


Прибыв в Иерусалим и явившись в Храм на богослужение, Менелик достал портрет, но увидел вместо рисунка небольшое зеркало. Посмотрев на своё отражение, Менелик обвёл взглядом всех присутствовавших в Храме людей, увидел среди них царя Соломона и по сходству догадался, что это и есть его отец.

Как повествует дальше эфиопское предание, Менелик был огорчён тем, что палестинские жрецы не признали его законные права на наследство, и решил похитить из Храма Бога Яхве хранившийся там священный ковчег с моисеевыми заповедями. Ночью он выкрал ковчег и тайно увёз его в Эфиопию к своей матери Билькис, которая почитала этот ковчег как вместилище всех духовных откровений. По словам эфиопских жрецов, ковчег и поныне находится в тайном подземном святилище Аксума.

Последние 150 лет учёные и энтузиасты разных стран пытаются добраться до тайного Дворца, бывшего местопребыванием царицы Савской, но местные имамы и племенные вожди Йемена категорически препятствуют этому. Впрочем, если вспомнить, что случилось с богатствами Египта, почти подчистую вывезенными из него археологами, то, может статься, власти Йемена не так уж и неправы.