Певец — профессия влюблённых в музыку. «Певец должен уметь петь в любом жанре… — То есть, вы настоящая народная звезда

Профессиональные певцы и вокалисты – каждый индивидуален по-своему.


В прошлой статье – «Хочешь быть первоклассным вокалистом? Будь им!» – я рассказал о пяти основным навыков, которыми должен обладать истинный вокалист. Последним пунктом была индивидуальность. Вот о ней я и хочу поговорить и задеть несколько интересных вопросов, с которыми я столкнулся в своей вокальной практике.

Для начала хочу задать такие вопросы: «Чем отличается вокалист от чтеца [имеется в виду рэп-исполнитель]?» и «Чем отличается певец от вокалиста?». На первый вопрос вы намного быстрее и увереннее ответите, чем на второй. Хотя, по сути, главный ответ будет одинаковым. Певец – это разновидность и более узкая спецификация вокалиста. Это касается и всех вокальных направлений: рэп-исполнитель, рок-солист, джаз-певец, оперный певец и т.д. Вокалист – это тот человек, который исполняет различные вокальные партии (как основные, так и гармонические), включая декламирование, речитатив, вокализ, вокальное аккомпанирование и т.д. Вокалист способен работать в нескольких разных, иногда даже противоположных, музыкальных направлениях, что делает его специалистом более широкого профиля, чем певца.

В своей жизни я встречался как с вокалистами, так и с певцами и певицами. И, могу заверить, вторых намного больше по одной простой причине: вокалисты в основном меломаны, а певцы – любители одного или родственных музыкальных направлений. Как пример, могу привести первую вокалистку моей экс-группы « DizZy » [о группе я упоминал ранее в статьях]. Несмотря на то, что группа работала в основном в направлении рок-музыки, вокалистка уже имела опыт в таких направлениях, как Vocal Trance , Vocal House , Jazz , Blues , Arabic Music , тот же Rock , а также шансон, народные песни и ещё ряд различных направлений, о которых даже не помню и, возможно, не знаю. Она была, действительно, вокалисткой. В противовес ей могу привести большую часть своих друзей из мира музыки, большинство из которых эстрадные певцы. Но также есть рок-солисты, рэп-исполнители, оперные певцы. Отличительная черта: многие музыкальные направления не признают либо не считают достойными их внимания.

У певцов есть свои плюсы и минусы. Певцы работают в определённом направлении, совершенствуя его вокальные элементы. Это делает певцов «базой», но не «прогрессирующим двигателем» этого направления из-за нежелания увидеть музыкальный мир за рамками их представления о нём. Вокалист, в свою очередь, не может быть таковой «базой», но легко может стать началом новому направлению или стилю. Вокалист – это постоянно прогрессирующий элемент. Если вокалист останавливается на определённом направлении и задерживается в нём на долгие годы, он может потерять свой «внутренний двигатель прогресса» и превратится в певца выбранного им направления. В большинстве случаев так и происходит. Однако есть и певцы, которые решаются выйти за рамки своего привычного кругозора и перейти в ряды вокалистов. Грубо говоря, своеобразный вечный и парадоксальный «Инь-Ян».

Как я писал в предыдущей статье, первоклассный вокалист должен быть индивидуален. В принципе, это касается и певцов. Но далее я упускаю певцов по той причине, что, считаю, вокалистом должен стремиться стать каждый певец, и не наоборот.

Итак, об индивидуальности вокалиста. Сразу хочу отметить, не следует путать с таким понятием как «личность» – это два разных понятия! Каждый человек – какая-никакая, но личность. Индивидуальность – это тот, кто выделяется из толпы социальной массы личностей. Говорят, что каждый человек индивидуален. Добавлю, по-своему. Однако в мире музыки не каждый вокалист или музыкант есть индивидуальностью! Опять-таки ссылаясь на предыдущую статью, ярким примером этого было выступление Марии Соломнишвили в отборочном туре украинской версии шоу «Х-фактор».

Что я подразумеваю под индивидуальностью вокалиста? Индивидуальность вокалиста – его отличительная особенность от привычного, стандартного, классического Другими словами – его «изюминка». Хотя, если вокалист индивидуален, правда, не в ту сторону, тогда мне больше нравится о таком вокалисте сказать по-украински: « Він просто має іншу неперевершену родзинку! » [Он просто имеет другую неповторимую изюминку]. А вокалистов с «родзынками» не так уж много, но существуют! К сожалению, встречал. А про певцов с «родзынками» вообще молчу.

В чём заключается эта отличительная особенность? Достаточно малого изменения в привычном видении, чтобы стать индивидуальным. Что касается вокалистов, проще всего выделить свою индивидуальность с помощью неизвестных произведений. Для этого необходимо выделить себя на фоне привычного стандарта общей массы вокалистов. Но, если вы решили показать свою индивидуальность с помощью популярного произведения, то следует морально подготовить себя к жёсткому потоку критики в адрес вашей индивидуальности. Не готовых к этому, может просто напросто смыть с музыкальной арены.

Предположим, вы вокалист, которого пригласили выступить на военно-патриотическом вечере, посвящённому Дню Победы. Вас просят исполнить всем известную песню «Катюша». Задача не из простых, если вы желаете показать свою индивидуальность. Как вы проявите себя в этой работе (ведь, действительно, это уже сложная работа). У вас есть стандартная фонограмма, привычные слова и военная форма – основные условия задачи. Добавим сюда, что когда вы выйдете выступить, от вас ожидают чего-то нового и неимоверного, так как вы популярны и узнаваемы… А здесь – всем знакомая «Катюша», и вроде бы ею удивить вы не можете. Показать себя как рядовой вокалист вы не желаете [три первых навыка, о которых говорилось в предыдущей статье], оставить просто впечатление как-то тоже не по-вашему [четвёртый навык]. Вам необходимо держать свою марку, свою особенность, свою индивидуальность, чтобы не раствориться в огромной массе вокалистов и певцов, которые до вас уже на протяжении более 70 лет исполняют эту песню в разных вариациях. А у вас ещё и привычная фонограмма!

Что в таком случае может стать индивидуальным и выделить вас из этой массы? Больше повезло тем, кому сама природа дала уникальные особенности для вокала, к примеру, уникальный и неповторимый тембр голоса. Сложнее тем, кого природа не наделила такими сверхособеннностями и тяжело выделиться из массы. Здесь уже включаются креативность и творческое мышление, которые и помогут, в прямом смысле этого слова, «сделать» вас индивидуальным. Сюда я включаю особенные жесты, особенную мимику, спецэффекты, элементы постановок, нестандартные решения, импровизации и т.д. При удачном выступлении вы получаете восторженное большинство зрительской массы, при провале – недовольство. И в том, и в том случае – огромный поток критики с различными эмоциональными зарядами. Какой бы случай не был, всегда есть довольные и недовольные стороны – закон жизненного равновесия. Все, о ком говорят, пишут только с хорошей или только с плохой стороны – не могут быть профессионалами! Чем больше различной критики, тем профессиональнее вокалист (в принципе, это касается любой сферы искусства, в том числе музыкантов и ди-джеев).

Поэтому, если вы желаете быть «особенным» - будьте к этому готовы! Для этого вам необходима уверенность, о которой я хочу также поговорить.

Начну, пожалуй, с того, что сегодня слушал один трек любительского характера, который мне напомнил мои первые ошибки не только в плане вокала, музыки и т.д. Это были мои ошибки в плане жизни! Я не был уверен в том, что делал. А это очень и очень плохо! Не буду сейчас мусолить необходимость быть уверенным в жизни – я акцентирую внимание на основной теме статьи: необходимо быть уверенным, когда ты поёшь, уверенным, что тебе необходимо петь, уверенным, что ты способен петь так, как ты этого желаешь.

Мне всегда, казалось, что я не способен петь так, как мне хочется. Но наступил момент, когда уверенность в своих способностях перевесила боязнь чужих мнений, критики, страх ошибиться и прочих неприятных ощущений. Сейчас, когда мне говорят, что я самоуверенный, отвечаю: «Да, я такой!». Главное, чтобы не вышло как в том анекдоте. Небольшое отступление.

Битый час подряд нудно и скучно занимаются сексом хилый мужчинка и роскошная дама. Оба пьяные. Как они до этого дошли – ясная история. Она стоит на карачках (как говорится, раком), а он сзади её лишь бы как, но двигается медленно и периодически. От скукотища и неполучения должного удовольствия дама постепенно засыпает. Полная тишина и лёгкое поскрипывание кровати. Он продолжает что-то пытаться там сделать. Чтобы не уснуть, он закуривает сигарету, малыми порциями втягивая дым в лёгкие. Вдруг незаметно немного пепла от его сигареты падает ей на поясницу. В полудрёме она вскрикивает: «Ай!». В ответ он гордым и уверенным голосом эротично произносит: «Да, я такой!».

Ну, примерно такой анекдот. Одним словом, самоуверенность тоже имеет свою грань и её нужно видеть. Вырабатывается она не сложно, но для неё нужна верная основа, которая не пошатнётся.

На сегодняшний день, я считаю, благодаря этой уверенности мне не приходится тратить много времени на изнурительные репетиции по вокалу. Если я не пел три-четыре месяца подряд, мне достаточно две двухчасовые репетиции и в меру горячий чай, чтобы восстановить должным образом свой вокальный голос, в отличие от большинства, которые месяцами восстанавливаются, пьют сырые яйца и переживают, что не смогут восстановиться. При этом на репетиции не буду себе загружать мозг различными распевками типа «Ма-мо-му-мы-ми», а сразу начну петь любимый мною репертуар, не боясь, что на вокализе или во время импровизации я могу сорвать голос. Здесь также срабатывают первый навык (умение управлять своим голосом) и ещё один момент.

Мне безумно нравятся слова Мастера Шифу из комедийного мультфильма «Панда Кунг-Фу»: «Когда ты сосредотачиваешься и думаешь лишь только о кунг-фу – выходит полный отстой!». Вообще этот мультфильм идеален для приведения примера о значении уверенности в любимом деле – рекомендую. Абсолютно также могу сказать о пении. Чем больше вы задумываетесь о том, как правильно попасть в ноты, как не ошибиться в тексте во время исполнения, как ни сорвать голос во время выступления – получается аналогичная лажа. Я не отрицаю, что каждый вокалист должен знать нотную грамоту и попадать в ноты, не отрицаю, что нужно заучивать текст песни наизусть (наоборот, я даже требую этого). Это всё необходимо – это и есть та основа для уверенности, о которой говорил выше. Но сейчас говорю о другом. Во время выступления (или той же записи) необходимо насквозь прочувствовать то произведение, которое исполняешь, услышать каждый звук, и отдать слушателю всю свою внутреннюю энергию так, как ты желаешь (подчёркиваю – как желаешь ты!), а не так, как хотели бы услышать окружающие. Тебе это должно не просто нравится, ты должен быть уверен в том, что тебе это нравится! Вот и ещё один элемент индивидуальности, который непредсказуем и зависит от множества факторов: твоего внутреннего мира, эмоционального состояния на данный момент, желания и уверенности в себе.

Это всё, о чём я хотел сегодня рассказать и, надеюсь, что донёс своё представление об одном из самых сложных моментов в практике вокалистов (да и не только их). Возможно, некие более мелкие детали были мной упущены, но основные раскрыты и учтены. И, надеюсь, что моя очередная статья поможет тем, кто выбрал путь быть вокалистом или певцом!

И помните, каждый уникален и индивидуален по-своему!

Расскажи о своем творчестве, о чем оно и для кого?

Моё творчество – это моё душевное состояние, оно для всех, оно о самых чистых чувствах, которые существуют. Разные жизненные обстоятельства способствуют моему выбору стиля работы. Например, после выпуска песен "Fly to the sky" и "Where are you angel" совместно с моей сестрой Альбиной, я попробовал себя в другом стиле. У песни "Your life" очень глубокий жизненный смысл. А ещё я пробовал себя в легком рэпе – песня "Про любовь" в написана как раз в этом стиле. Она про чувства и про принципы жизни. Конечно, помимо этих песен и проектов я работаю над новыми. Вот совсем недавно я вернулся из Франции. Там на протяжении почти двух месяцев я работал над новым проектом.

Как формировался твой музыкальный опыт?

Я с детства занимаюсь музыкой и творчеством, участвовал в разных концертах, спектаклях, шоу. Потом закончил музыкальную школу имени Чиприяна Порумбеску и поступил в консерваторию на факультет композиции. Я уже на третьем курсе! Образование – это необходимость и возможность усовершенствовать себя в профессиональном плане. Ну а если говорить о первом опыте в мире шоу бизнеса, то это было реалити-шоу "Fabrica de staruri". Я благодарен тем, кто поверил в меня и дал мне шанс проявить себя. После "Fabrica de staruri" я начал писать песни – как для себя, так и для тех, кто любит моё творчество.

Какими качествами, на твой взгляд, должен обладать профессиональный певец?

Талантом в первую очередь. Певец должен очень много работать, учиться и совершенствовать свой опыт и знания. Он должен быть харизматичным и, конечно же, искренним, петь душой и сердцем.

Как думаешь, чтобы хорошо петь, необходимо страдать?

Наша эстрада сильно отличается от зарубежной – преимущественно работой под фонограмму. Правильно ли это, по твоему мнению?

Музыка должна быть живой во всех смыслах. Чтобы её можно было прочувствовать.

Как проходит твой обычный день?

Мой обычный день очень насыщен и весь проходит в работе и в занятиях. Я много пишу, сочиняю, потом занимаюсь своими делами: встречи, переговоры, спорт, а также общение с друзьями и коллегами.

Чем любишь заниматься в свободное время?

В свободное время я занимаюсь спортом: играю в футбол, большой теннис. Еще отдыхаю с друзьями, коллегами и, конечно, семьей.

Кого бы ты назвал самым близким и дорогим человеком?

Ближе семьи у меня нет никого, это самое драгоценное, что есть в нашей жизни. Я очень благодарен своей семье за поддержку, за понимание. Для меня это самые близкие и надежные люди.

Андрей, раскрой секрет: какой должна быть девушка, чтобы тебе понравиться?

Она должна быть искренней, милой и позитивной. И нужно, чтобы она могла поддержать в трудную минуту. Девушка, которая может мне понравиться, должна полюбить не только мою оболочку, но и мой внутренний мир.

Выражение, которое ты чаще всего употребляешь?

"Если не можешь изменить мир, попробуй изменить хоть что-нибудь внутри себя". И ещё мне очень нравятся слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды".

Наше пятничное интервью на этот раз выходит в понедельник, но надеемся, на его интересность это не повлияет. Гостем редакции стал Алексей Молдалиев, и повод для разговора подходящий есть - презентация нового арт-проекта «Два крыла». Певец и композитор рассказал нашему корреспонденту, почему он не уехал покорять Москву, по каким причинам не ходит на концерты заезжих звезд и зачем ему сейчас понадобилось музыкальное образование.

— Добрый день. Всегда рады гостям, а особенно приятно, когда после череды интервью с политиками и общественными деятелями у нас наконец-то творческая личность. Как у вас настроение, готовы пообщаться?

— Да, конечно.

— Ну, значит, начинаем. И давайте вот с чего начнем — мне интересно, вы к нам на общественном транспорте ехали?

— Узнают вас на улице?

— Конечно.

— Как реагируют?

— Ну, как реагируют, спокойно. Нет такого, чтобы «аааа…». Я вижу, что люди замечают, некоторые здороваются. Некоторые подходят и спрашивают «когда у вас следующее выступление, концерты… » По семейному это все происходит, спокойно.

— А изменилось отношение - лет десять назад как узнавали, и как сейчас?

— Был какой-то перерыв, может быть. Лет 10 назад то же было. Когда был у меня взрыв конкурсный, вокальный — в 90-е годы, а после, в конце 90-х, было небольшое затишье. Сейчас с новой силой, может из-за того, что достаточно часто везде на подмостках мелькаю.

— Вы живете во Владимире всю жизнь. Почему не уехали никуда, в Москву, например? Ведь очень многие едут в Москву, говорят, что там проще пробиться, там больше возможностей.

— Я согласен, что возможностей больше. У меня были попытки в 90-х годах, но не увенчалось это все успехом. А расталкивать и лезть туда, честно говоря, мне просто не захотелось, потому что это не мое. Много времени нужно и психологически это тяжело. А у меня все-таки подвижная такая психика и всегда напряженная.

— То есть, по трупам через кого-то идти к славе вы не захотели.

— Да ну! Потом, все-таки, когда смотришь, что так много артистов, так много талантливых и не очень талантливых, одаренных вокально и так далее, и кто попадает в эту обойму, кто не попадает… Это все так жестоко. Конечно, этим надо заниматься, на это очень много времени нужно. Честно говоря, я не то что не хочу, но я занимаюсь и авторской песней, и сам исполняю… Я лучше потрачу время на это.

— То есть, вам во Владимире комфортнее в этом плане, вас устраивает, что вы заняли свою нишу, вас здесь любят, вас здесь знают.

— Да, я согласен, это так.

— Понятно. А вот есть ли для вас какое-то знаковое место во Владимире. Место, которое ассоциируется с городом, которое является, по вашему мнению, символом города?

— Ну, естественно, я уж не буду говорить о Золотых воротах, тем более, что я песню пою Михаила Суздальцева про Золотые ворота . А остальное - те места, в которых приятно проводить время: парк Липки, смотровая площадка… Город небольшой, здесь все мое, я себя здесь чувствую очень хорошо. Дома я!

— А где вас можно встретить, например?

— Вы живете, я знаю, в Добром.

— Я живу в Добром, везде хожу, стараюсь больше двигаться, можно встретить меня в супермаркете, можно встретить в автобусе, в кафе…

— То есть, вы настоящая народная звезда?

— Ну как бы да, можно так назвать.

— Давайте о творчестве. Если я правильно понимаю, через пару лет вы будете отмечать…. аж 25-летие творческой деятельности. Я не ошибаюсь?

— Может быть буду отмечать, мы посмотрим. Я не хочу отмечать какие-то даты юбилейные, мне это не очень нравится. Выработалась такая тактика — если есть новый альбом, новый проект, новая программа - я под это дело, конечно, собираю. Я сделал уже 20 лет творческой деятельности, и думаю, этого вполне достаточно. И говорить о том, что 20, 30 или 40, а мне вообще там 80… Не хочу об этом звенеть, во всяком случае, это мало кому интересно. Интересно то, что происходит в творческой жизни человека, с кем он работает, какой материал он выдает - я думаю, что это главное.

— Если бы у вас была возможность сейчас поговорить с самим собой, но с 20-летним… Вот сейчас вы встречаете себя 20-летнего, он отходит от шока и что вы ему говорите, какой совет вы ему даете?

— Это, конечно, очень сложно… Как правило, 20-летним мало что можно советовать. Они не принимают ничего. И я согласен, что это правильно. Потому что есть какие-то импульсы, есть какой-то максимализм, свойственный начиная с 15-16 лет и до 30-ти. Это период, где не нужны, наверное, советы. Что-то кто-то контролировать должен, может быть - педагоги, родители, близкие, друзья, коллеги.

— Но самому себе вы бы хотели что-то посоветовать?

— Ой, я даже не знаю, что бы я посоветовал. Я бы, наверное, ничего не стал советовать. То, что происходило, когда мне было 20 лет, этого было достаточно, чтобы формироваться и кем-то стать. Может быть, не исключаю, моя профессия могла бы быть другой. И говорить о том, что трудолюбие, терпение, любовь к жизни, любовь к радостям жизни, которые дают возможность почувствовать себя человеком… Ты отдаешь себя, какие-то энергетические вещи, получаешь взамен что-то… Это твое ощущение, главное - найти вот эту нить, вот эту струну. Это главное, а не то что — ты хочешь быть артистом, ты хочешь медийности, хочешь какой-то славы, успешности, денежных каких-то вариантов.. Говорить об этом самому себе, когда мне было 20 лет - я бы вряд ли это понял.

— Вы говорите, что ваша профессия могла бы быть другой. Как бы вы могли стать?

— Ни для кого не секрет, тем более для моих друзей, что я работал в госбанке, бухгалтером. И решил поступать в Финансово-экономический институт, попытался это сделать… Слава Богу, не состоялось, не случилось и я вовремя это все бросил.

— Вы регулярно общаетесь с журналистами, я так полагаю…

— Нет, они меня особо не мучают.

— Ну, я посмотрела в интернете, много нашла про вас материалов, почитала кое-что.

— Да, но это в течение каких-то лет там собрано.

— Я к чему, собственно - когда с вами разговаривают, бывает такое, что вы готовитесь к интервью, думаете - наверное, вот об этом спросят. И хотите о чем-то рассказать, а об этом не спрашивают?

— Да, потому что, как правило, все это делается бегом — «Нам нужно чтобы актуально, чтобы быстро. У вас концерт? Давайте мы вот об этом поговорим и все, у нас время… » И так далее, и так далее. Вроде бы это правильно, это нормально. Но с другой стороны, получается одно и то же, одни и те же вопросы. Я прекрасно понимаю, что многие люди не знают, надо об этом рассказать. Было одно или два интервью, которые были не просто интервью, а беседы, такие диалоги, и достаточно интересные. Но я просто боюсь быть скучным, и свои философские вещи… Никому они не нужны, нужны только мне и действительно очень близким людям, которые заинтересованы в каком-то таком общении. Конечно, хотелось бы с кем-то так поговорить. Но это получается какое-то «раздевание».

— То есть, все должно происходить спонтанно, естественно.

— Я думаю что да. Это как в любом деле.

— Вы исполняете как серьезные произведения, например, с Губернаторским симфоническим оркестром, так и джазовые произведения, и эстраду. Для вас самого-то что ближе?

— Для меня ближе, получается, поп-музыка. Жанр эстрадной песни, эстрадного романса. Я это делаю и получаю отдачу какую-то. Какие-то большие проекты делать и серьезные… Но что значит серьезная музыка? Я не могу сказать, что у меня несерьезная музыка. У меня есть песни, которые очень серьезные, есть ироничные. Есть такие, из которых хотелось бы сделать до такой степени попсовый вариант… Но не хочется в это уходить. Исполнитель или певец должен уметь петь в любом жанре, я считаю, это правильно. Естественное, он определяет для себя то, что у него лучше и качественнее получается. А так - тот же Хворостовский поет и арии, академические классические произведения, и романсы, и баллады, и военные песни. Такая многожанровость открывает какие-то другие вещи - человек больше познает себя. Так же, как и зритель. Это очень хорошо.

— Вы во Владимире ходите на чьи-нибудь концерты, я имею в виду заезжих звезд?

— Нет. Я не хожу, я просто как-то периодически попадаю случайно. Вот Зураб Соткилава приезжал, мы были на концерте. Я как раз до этого что-то про него прочитал и получилось в тему. Потом я уже несколько раз попадаю и с удовольствием иду на концерты Антона Румянцева - нашего саксофониста. Джазовые коллективы. На эстрадные не хожу, тем более, что этого сейчас достаточно много, и во всех эфирах на радиостанциях… Слушать все это со сцены мне, честно говоря, не хочется.

— Еще, если не ошибаюсь, вы только недавно получили музыкальное образование.

— Да, музыкального образования у меня не было. Я в 2009 году закончил, что ли… Недавно.

— А зачем оно вам понадобилось, вы были уже сложившейся личностью творческой, у вас были свои поклонники… Для чего?

— Есть друзья, которые - «Леш, а как ты думаешь вообще дальше-то? Ну, выйдешь на пенсию, чего ты будешь делать? Если петь-то уже не будешь ». Я говорю — «Ну, я не знаю… » Во всяком случае, есть у меня диплом, я могу преподавать.

— Вы занимаетесь преподавательской деятельностью?

— Сейчас нет. Только какие-то консультации, в качестве члена жюри, какие-то мастер-классы. А педагогическая деятельность подразумевает все-таки больший охват времени, я так не могу, мне нужно бросить тогда все остальное. Ученика надо брать и вести, это очень серьезно.

— А в детстве была музыкальная школа?

— Не было.

— Как вы запели вообще?

— В детстве поют все, наверное. Я вот тоже начал петь с детства, с четырех лет. Пел в школе, на каких-то вечерах, в летних пионерских лагерях были какие-то выступления. Мне очень нравилось петь, я очень это любил, и мама пела раньше. У меня в семье все очень любили музыку, слушали пластинки. Мы были не настолько богаты, чтобы иметь импортные диски, которые доставать было сложно. Советская эстрада была, я ее слушал очень много. А уж потом, когда учился в школе, занимался по классу фортепиано. У меня был педагог Василий Дешпет, он учился в училище музыкальном, пел в нашем государственном ансамбле «Русь», в камерном хоре Эдуарда Митрофановича. Он был очень грамотным человеком и он со мной занимался около года, тем более, что жил со мной в одном доме. Я уже сам играл, сам подбирал что-то, пел, мне все это было настолько интересно. Я в день сидел по 3-4 часа…

— Вы были увлечены этим изначально и вам повезло, что вы, по сути, всю жизнь занимались любимым делом.

— Да. А в музыкальную школу меня почему-то так и не отдали родители. Я ходил в театральную студию при Дворце творчества юных. Так получилось, что вот, образования не было. Но поскольку друзья сказали «Леша, надо, надо, давай… » И такая возможность - открылось у нас вокальное эстрадно-джазовое отделение при гуманитарном университете, Лариса Семина меня взяла в оборот. В общем, поздно, но я думаю, что верно.

— Один мой знакомый очень просил узнать у вас секрет вечной молодости. Говорит, когда он учился в 6 классе, вы заканчивали 10. И сколько прошло лет, а вы все молодой, молодой…

— Ну… Средство Макропулоса!

— А что-нибудь более доступное? Спорт, правильное питание, чем-то увлекаетесь?

— Да нет, ничего правильного у меня нет. Я склонен ко всяким вредным привычкам. Дело не в этом. Конечно, занимаюсь физкультурой, когда есть время. Может, гены. Я не знаю.

— Ясно. А еще на днях у вас презентация нового диска случится для широкой общественности. У вас была презентация для друзей, а теперь всем готовы представить.

— Расскажите что за диск, как называется.

— Диск называется «Два крыла», название возникло из-за того что диск делали в соавторстве с поэтессой Ольгой Савенковой. Сделали песни за несколько лет, какие-то песни доработали и собрали на один альбом. Песня — как птица, которая имеет два крыла, музыку и стихи. Так это определили. И 6 июня в Городском дворце культуры на улице Горького в 18.30…

— Билеты еще есть в кассах?

— Билеты в кассе пока еще есть. Мы сделаем презентацию для публики. Желающие могут прийти, купить диски, купить сборники Ольги Савенковой. Режиссер, который делает эту программу - Наташа Загубняя, думаю, что это будет качественное шоу.

— Программа будет отличаться от той, что была для узкого круга?

— Конечно. Для узкого круга мы просто собрали своих друзей, из писательской организации кого-то, поскольку Ольга - член Союза писателей, знакомых членов Союза композиторов, в котором я состою, тоже пригласили. И сделали такой семейный праздник.

— А теперь будет шоу, правильно?

— А здесь да, здесь будет больше шоу. Сцена требует другой подачи. Идея мне понравилась, так что будем надеяться, что все будет отлично и понравится многим. Потому что многие уже ходят и ловят вот эту мою песенную мелодическую установку. Говорят — «Молдалиев, мы тебя уже узнаем, и ходим, с удовольствием это слушаем… » Я говорю — «Хорошо, молодцы, правильно ».

— Ну, супер. А теперь у нас для вас подготовлены блиц-вопросы. Отвечать надо по возможности коротко. Но если есть что сказать, можно и расширить. Вопрос — как выглядит ваше идеальное утро?

— Мутное. Тяжеловато мне утром всегда. У меня давление низкое, мне приходится себя «растряхивать».

— У вас много друзей?

— Волнуетесь ли вы перед выходом на сцену?

— Конечно.

— Что вы совершенно не приемлете в человеке? Имею в виду какое-то человеческое качество, черту характера…

— Эгоизм. Выскочек не люблю.

— Вы суеверны?

— Ваше время это день или ночь?

— Ой, как это все сложно. А бывает и день, и ночь, точно не могу сказать.

— Вы поете в караоке?

— Это было очень давно, я даже забыл когда.

— У вас есть домашнее животное?

— Породистый?

— Нет, обычный, рыжий.

— Понятно. У меня тоже. А какая музыка крутится у вас сейчас в голове?

— У меня постоянно крутится. Сегодня у меня крутилась одна из моих последних песен

— Которую мы услышим на концерте!

— Которую вы услышите на концерте.

— А продолжите фразу - город Владимир это…

— Мой дом.

— Отлично. Собственно, это все наши вопросы. Я хочу поблагодарить за то, что вы пришли к нам пообщаться, и пожелать вам успехов - как творческих, так и в личной жизни. Спасибо, приходите еще!

— Спасибо, вам тоже удачи.

Создавать художественные образы, передавать восторг, отчаяние, теплоту с помощью голоса люди научились давно, а пение, как искусство зародилось, когда возникло стремление выражать чувства в музыкальной линии. Ни один инструмент не может передавать богатство человеческих эмоций, как голос. Что такое вокал, и почему в погоне за идеалом люди порой теряют самое главное - свободу, искренность, легкость исполнения - интересует многих наших современников.

Вокальное исполнение - одно из древнейших способов донести яркие образы народного творчества. В процессе развития певческий феномен сформировал особые музыкальные направления, когда мастерское владение голосом рождало кумиров на эстраде, в опере, фольклоре.

Вокалист должен обладать определенными способностями:

  • правильно воссоздавать звуки различной высоты;
  • владеть чувством ритма;
  • знать нотную грамоту, теоретические основы;
  • уметь координировать слуховой механизм с голосовым аппаратом.

Некоторые навыки вокалисты развивают в процессе обучения, получают знания, необходимые для профессионального воплощения в любом направлении.

Классическое исполнение

По мере того как развивались разные стили, академический вокал, истоки которого начинаются с XVI века, остается базовой основой для всех исполнителей. Чтобы научиться петь хорошо, недостаточно иметь сильный голос.

Что такое академический вокал? Профессионалы знают, что половина успеха зависит от правильного дыхания, а работа заключается в ежедневных тренировках. У педагогов по мастерству есть масса приемов, при помощи которых они добиваются максимального раскрытия гортани. Специальные методики помогают совершенствовать технику для глубокого насыщенного пения.

  1. Умелое использование резонаторов певческого аппарата один из важнейших аспектов вокала. Для большинства вокалистов навыки приходят с накоплением опыта. Способность направлять звук в нужное русло - важное условие для вокалиста.
  2. Владение точкой опоры. Академический певец должен уметь извлекать звуки нижней и верхней позиции. Для этого используются головные, грудные резонаторы.
  3. Развитие образного мышления. Все знают - голос исходит из гортани, но артист должен представлять, что звуки зарождаются в груди, а уж потом вырываются наружу. При исполнении высоких нот репетиторы добиваются легкости звучания, ощущения, что звук, проникая через мягкое нёбо, выходит из темени.

Когда связки максимально открыты, при одинаковой тесситуре становится намного выразительнее. Обладателю уникальной гортани Ф.И. Шаляпину не нужно было «зевать» днями напролет, ходить с ложкой во рту, чтобы раскрыть связки.

Есть мнения, что Лучано Паваротти не использовал никакие точки и позиции, он пел при естественном положении связок, но уникальность его тембра, излучающий тепло голос вряд ли кто-то станет оспаривать. Но даже систематичные тренировки не всем помогают приблизиться к идеалам.

Особенности эстрадного исполнения

Популярное искусство во многом отличается от классического стиля, но далеко не каждый, обладающий красивым голосом, умеет петь современный репертуар. Школа эстрадного искусства основывается на собственных приемах и отличительной манере исполнения.

Когда спрашивают, что такое эстрадный вокал, людям интересно знать, какой смысл отражает это выражение, и чем популярное исполнение отличается от академического творчества. Ступени базовой подготовки вокалисты проходят практически одинаково. Они работают над дыханием, развитием диапазона, умением управлять голосовым механизмом.

Классический стиль обычно воспринимается подготовленными и музыкально образованными людьми. Эстрадный вокал - это открытая манера извлечения и подачи звука, он понятен для большинства слушателей. Светское содержание, простая форма изложения тоже требует от исполнителя определенных навыков. Уроки эстрадного мастерства, как и в других направлениях певческого искусства, начинаются с выполнения определенных упражнений:

  • изучения основ правильного дыхания;
  • извлечения резонаторного звука;
  • освоения певческих позиций.

После подготовительных упражнений начинается работа над и номерами для выступлений. Вначале исполнители испытывают трудности - сложно объединить все моменты. Но регулярные и последовательные занятия позволяют в дальнейшем не задумываться об академических основах - они выполняются механически. Эстрадное исполнение объединяет несколько направлений:

  • выразительный джаз;
  • мелодичные и зажигательные народные песни в современных обработках;
  • бардовские композиции;
  • рок-музыка;
  • поп-музыка.

Это позволяет выходить за рамки культурных, социальных и языковых традиций. Отличия вокального мастерства среди академических исполнителей и эстрадных певцов размыты. Во всех случаях профессиональный артист должен обладать главным богатством - голосом, четкой дикцией, широким диапазоном.

Оттачивая мастерство базовыми упражнениями, ежедневными репетициями, вокалисты выходят на сцену, не концентрируясь на технике исполнения. Публика наслаждается представлением и одаривает певца аплодисментами. Слушатели не задумываются над тем, чего стоило академическому или эстрадному исполнителю его успешное выступление.

В широком смысле - это искусство передачи певческим голосом художественного, образного, идейного содержания музыкального произведения. Вокальное искусство, непосредственно связанное со словом, ярко, доступно отражает замысел композитора, глубину, силу и правду человеческих характеров, выражает мысли, чувства, тонкие ощущения, нюансы эмоций.

История профессии

Прежде, чем человек изобрел музыкальные инструменты, он научился петь. В песне выражал свои чувства, эмоции, которые рождала в нем жизнь,- радость, горе, веселье, печаль, страдание. Постепенно появились музыкальные интонации. За ними закреплялось определенное значение - интонация плача, сигнальные напевы, игровые мотивы, Интонации сплетались в единую линию - рождалась мелодия...

Профессия в современности

Существует пение сольное, ансамблевое, хоровое, пение с аккомпанементом и без него, пение в опере, оперетте, на камерной сцене и эстрадное пение. Я расскажу об одном из многочисленных видов пения, которое близко и понятно мне – эстрадное.

Начну с самого главного. Что же такое пение?

Наиболее понятное и обиходное понятие:пение - это демократический жанр музыкального искусства, доступный каждому и любимый всеми.

В современной эстрадной музыке много направлений - от поп-музыки до музыки в стиле рок или диско. Певец должен чувствовать и различать их особенности, в каждой песне выявлять ее своеобразие. Умный и тонкий выбор концертной программы гарантирует часть успеха у публики. Исполнение ее требует от певца большой музыкальной культуры, особой манеры пения и умения общаться с аудиторией.

Что касается эстрадного репертуара, то он разнообразен и богат. Певец обязан донести до слушателя содержание, раскрыть эмоциональную глубину произведений, заставить сопереживать музыке, откликнуться чувством, сердцем на «событие» песни. Все это должно осуществляться на протяжении краткого времени - ведь произведение редко длится более пяти-восьми минут. В одном концерте певец исполняет около двадцати номеров. Это могут быть песни разного характера, но в любом случае программа должна быть составлена со вкусом, иметь стержень, внутреннее содержание, не быть пестрой, нести в себе идейный и эмоциональный смысл, давать возможность певцу показать свои вокальные данные.

Артист эстрадного вокала должен часто обновлять свой репертуар, чтобы не повторяться и не останавливаться на достигнутом. Эстрадный певец мобилен в освоении репертуара, быстро разучивает произведения, обладает хорошей памятью, владеет современным музыкальным языком.

Выдающиеся люди данной профессии

Прославившихся, завоевавших любовь зрителей певцов очень и очень много.

Некоторые остаются любимыми навсегда, некоторые не надолго. Кого-то любят слушать почти все, а есть песни для избранных. О вкусах не спорят!!!

Известный русский музыкальный критик А. Серов писал о М. И. Глинке , который, кроме композиторского дарования, обладал прекрасным голосом: «В Глинке счастливейшим образом сочетались дары природы, которые необходимы в своей совокупности для истинно изящного пения. Дар хорошего (по крайней мере, довольно красивого, довольно сильного и гибкого) голоса, талант к управлению голосом, умение технически им распоряжаться, и, наконец, в-третьих - высшее художественное понимание музыки, ее духа, средств и целей до самой их глубины, недоступной для организаций менее артистических, высшее совершенство декламации и музыкального исполнения вообще».

Уникальные стороны профессии

Профессиональные занятия вокалом начинаются с 18 лет. К этому возрасту окончательно формируются физиологические данные человека (мужчины или женщины), формируется голос, дыхательный аппарат, мышечная структура. К этому возрасту человек созревает как личность, становится ясным его характер, темперамент, склонности, интеллектуальные возможности.

Прежде всего, голос нужно поставить. Существуют голоса, «поставленные» от природы. Они позволяют без особых приемов добиться всех качеств профессионального звучания. Но, как правило, голос певца требует работы над ним. Великий русский композитор М. И. Глинка писал, что все голо от природы, несовершенно и нуждается в обработке. Поставить голос певцу - овладеть дыханием, научиться согласовывать работу всех частей голосового аппарата (рот, зубы, язык, гортань, дыхательный аппарат и прочее), добиться ровного звучания во всем диапазоне, выявить красоту и неповторимость тембра, развить силу и ловкость мышц, участвующих в процессе пения. Перед певцом ставятся сложные задачи. Он должен уметь изображать звуком ту или иную музыкальную ситуацию, передавать настроение и характер персонажа, создавать роль. Кроме сугубо профессиональных навыков, вокалист, несомненно, должен овладеть музыкальной культурой, то есть приобрести знания в области истории, теории музыки.

Певец эстрадного плана - первый пропагандист современного вокального творчества зарубежных и русских композиторов. Он первый дает жизнь новым сочинениям, от него зависит судьба новой музыки.

Степень востребованности в нашем (своем) регионе

Профессия певца считается одной из самых престижных. Успех, популярность, высокие заработки - вот в массовом представлении его атрибуты жизни.