Сценарий лекции концерта вальс сквозь века. Лекция концерт в музыкальной школе

СЦЕНАРИЙ ЛЕКЦИИ-КОНЦЕРТА «ВСЕ О ВАЛЬСЕ»

Составитель и ведущий Дегтярева О.А.

Откуда взялся вальс и как взошел на престол его король? Все знают, что вальс – это танец, который танцуют на « 1-2-3». Не все представляют себе, какую революцию в сознании людей, живших два столетия назад совершили эти три четверти, когда стали новой музыкальной модой.

Когда началась история вальса, никто и слова-то такого не знал: вальс. Вообще-то по -немецки оно всегда значило что-то вроде «вертушки» или «крутилки». А в языке танца оно появилось только во время наполеоновских войн начала Х1Х или чуть позже.

У всякой компании свои развлечения. Кто-то идет в кино, кто-то сажает розы на даче, кто-то посещает дорогие рестораны, а кто-то идет в филармонию слушать серьезную музыку. Двести лет назад выбор развлечений был ничуть не меньше, хотя простые радости жизни ценились куда больше, чем теперь.

Когда работящие и веселые крестьяне южной Австрии в своих обыкновенных деревянных башмаках танцевали по праздникам родной, привычный танец на три четверти, они совсем не думали о последствиях этого развлечения для мировой классики. Они просто кружились со своими подружками в танце, держась за руки, и даже предположить не могли, что найдется человек, который сделает этот ритм (не имевший даже никакого особенного названия, а потому так и оставшийся в истории под именем «деревенский», «деревенщина», «сельский танец».) всемирно знаменитым, а их милый, неуклюжий топот после попойки превратит в мировую танцевальную индустрию, в целую музыкальную Империю Вальса.

До сих пор исследователи немецкой школы утверждают, что вальс произошел от австрийского народного танца лендлера, распространенного в Австрии и Южной Германии. Среди старых песен Германии и Австрии найдется много таких, которые пелись в ритме вальса, под них танцевали дреер. лендлер и ленчор. В лендлере кавалер. выбрав партнершу, выводил ее на круг, вращал вокруг себя, и оба постепенно продвигались по кругу за другими парами.

Однако французские хореографы доказывают связь вальса с живым и веселым провансальским танцем вольта.

Лендлер и вольта исполнялись, как и вальс, в размере 3\4 .Вначале в вольте преобладали прыжки и весьма энергичные подъемы ног. Позднее появились элементы вращения. И даже в старинных описаниях вольты уже есть указания, что 2пары вертелись как одно целое». Вольта стала называться «вольт», что в переводе означает «быстрый поворот».

К середине ХУ1 века вольтой был увлечен весь Париж.

Вольт благополучно пережил трех Генрихов(2, 3 и даже вспыльчивого Генриха 4), но по настоянию известного всем кардинала Ришелье, усмотревшего в нем подрыв устоев религии и общества, был категорически запрещен Людовиком Х111. Продолжая жить в народе, танец перешел границу и, смешавшись с лендлером, начал быстро распространяться в странах Европы: Германии, Австрии, Чехии, получил новое название – вальс. Освободился от пыжков, стал шире, динамичнее и возвратился во Францию, приобретя большую популярность.

В изданных до 1800 года книгах говорилось, что обществу, цивилизации, религии грозит «вальсовая зараза» и вальс сравнивался с холерой и проказой.

Правда, чтобы этот репертуар деревенской дискотеки – лендлер, от слова Landl , что значит «сельская местность», - стал вальсом, а у вальса появился король, кто-то должен был еще создать ему королевство. И это делалось двумя поколениями венских, то есть уже не сельских, а столичных, музыкантов, причем с переменным успехом: они же не знали, что они строят, вернее, что будет построено из их музыки и их выдумок.

Первым случаем, когда в серьезную классическую музыку проник этот самый «крутящийся» ритм на три четверти, стал Скрипичный концерт небезызвестного в Вене композитора Людвига ван Бетховена: дело было в 1806 году, концерт ужасно понравился самому влиятельному ученику Бетховена, эрцгерцогу Рудольфу, и он попросил учителя сделать версию для фортепиано. Его высочество на скрипке играть не умел, а на рояле с трудом, но мог сыграть, в том числе и особенно понравившуюся ему мелодию из середины финального рондо, где, собственно, и появился в первый раз на классической музыкальной сцене ритм вальса в чистом виде.

История стала набирать обороты. Венские любители музыки стали как-то сразу очень активно интересоваться новой игрушкой великовозрастного наследника престола. А что же это за танец и что за ритм на 1-2-3, который крутится себе, как карусель, а не прихрамывает, подобно старым придворным танцам вроде менуэта или паспье?.. Так вальс вошел в первый раз в моду, и к нему приклеилось определение «венский». Был создан прецедент: вальс узнали и запомнили.

Но пора раскрыть секрет, который не очень интересовал в 1806 году Бетховена и его ученика, зато очень заботил людей, которые пеклись об общественной нравственности. Путь, который проделывали танцы из деревни в столицу, был почти один и тот же в течение десятков лет: из глуши в столицу. В самом деле, из простонародного в великосветское платье были до того переодеты почти все дежурные номера тогдашних балов – и все эти танцы, которые вальс потом вытеснил, постепенно избавились от своих грубых деревенских «привычек», переняли дворцовый этикет. Но вальс стал первым танцем, где кавалер должен был держать даму – страшно подумать, не то что сказать! – за талию. Более того, никак иначе этот танец невозможно было танцевать, а всем очень хотелось научиться. Скандал, да и только! Максимум того, что разрешалось даме и кавалеру вместе делать в кадрилях, полонезах и экосезах – это проходить несколько шагов по танцевальной зале, взявшись за руки. И расходиться. Вальс же именно потому, что он не прихрамывает, а кружится, требовал, чтобы пара вместе вращалась по часовой стрелке в такт музыке. Конечно, этого потерпеть не могли: вальс объявили «безнравственным» и стали запрещать.

Консервативное английское общество допустило вальс на четверть века позднее, чем большинство других европейских стран. Не сразу появился танец и в России, так как Павел 1 высочайшими повелениями старался помешать его распространению, и офицеров, виновных «в танцевании пляски, вальсеном именуемом», прямо с бала препровождали на гаупвахту.

Когда вальс все-таки разрешили, оказалось, что уже написано столько легкой и милой музыки на 1-2-3, что любителям покружиться в танце есть из чего выбирать. Многие уже навострились писать вальсы для вечеринок, для домашнего воскресного музицирования и для салонов, и классики показали массу прекрасных образцов, которые всем понравились. К этому танцу приложили руку такие знаменитости, как Франц Шуберт, Джакоммо Мейербер, Гектор Берлиоз, Карл-Мария фон Вебер и Иоханнес Брамс. А живший в Париже «поэт фортепиано» Фридерик Шопен просто избаловал тамошнюю публику прихотливыми изгибами мелодий и изящными блестками своих маленьких шедевров. Вальс больше уже не выйдет из моды, он величина постоянная. Но тут возникает и новое имя, на сцену выходит основатель королевской «династии» - Иоганн Штраус(отец),а за ним и Иоганн Штраус(сын), которого именуют «королем венского вальса».Он оказал огромное влияние на развитие вальса, он автор 447 вальсов. Его оркестр исполнял вальсы в городах Европы с неизменным успехом.

Вальсы Штрауса первых 10-15-ти лет творчества во многом еще традиционны: «Ночная бабочка», «Радуйся жизни», «Полет Феникса», «Мечты и любовь». Многие были написаны на заказ: « Бал юристов», « Утренние листки», «Публицисты».

Не обошлось и без женских имен: «Александра-вальс», «Венская кровь», «Венский вальс». Но главное открытие, сделанное И.Штраусом-сыном, в том, что он симфонизировал вальс, что отразилось на 2-х подлинных шедеврах композитора, на вальсах «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса».

Дойдя до наших дней, вальс сохранил свои основные черты: широту и динамику, необычайную плавность и легкость. Танец оказал огромное влияние на весь остальной бальный репертуар. Появились и существуют десятки танцев, которые связаны с вальсом: вальс-гавот, краковяк, вальс-мазурка, бостон, падекатр, миньон, медленный и английский вальс. Даже в такие, казалось бы, далекие от вальса танцы, как молдавская полька и подгорка, входят элементы вальса.

Вальс все; в чем секрет его успеха? Может быть, В ТОМ, ЧТО В ВАЛЬСЕ ТАК ОРГАНИЧНО СЛИЛИСЬ МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ? Тысячи песен звучат в ритме вальса, музыкальные формы его породнились с балетом и оперой, опереттой, драмой и кино.

Сотни композиторов сочиняли вальсы. Вальсы Шуберта – это, как правило, небольшие пьесы, танцевальные миниатюры, некоторые из них еще при жизни автора пользовались большой популярностью.

Польский композитор Фридерик Шопен сочинял вальсы на протяжении всего творческого пути. Самые первые вальсы были им написаны в ранней юности, последний – за год до смерти. Сам Шопен опубликовал 8 своих вальсов, в полном собрании его сочинений их 20.

Александр Сергеевич Грибоедов проявил себя на различных поприщах: дипломатическом, комедиографическом и музыкальном. К великому сожалению, большинство сочинённых Грибоедовым пьес не было им записано на нотную бумагу, и для нас безвозвратно потеряно. Сохранилось лишь два вальса: «Вальс ля-бемоль мажор» и «Вальс ми минор».

«Вальсы я могу сочинять сколько угодно», - говорил Петр Ильич Чайковский.

Вальсы встречаются в операх и балетах, симфониях и сюитах Чайковского. Среди фортепианных и скрипичных пьес, романсов и песен. Чайковский обращается к вальсу очень часто, особенно в своем первом балете «Лебединое озеро», в музыкальную ткань которого вплетено пять вальсов.

Давайте вспомним русские вальсы: «На сопках Маньчжурии» И.Шатрова, «Березка» Е.Дрейзина, «Над волнами» Росас, «Амурские волны» Кюсс.

Можно с уверенностью сказать: вальс бессмертен. Подобно сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь и вновь. Вальс продолжается…

Муниципальное учреждение дополнительного

образования «ДШИ» Казачинско-Ленского района

Методическая разработка

Наумовой Ларисы Витальевны

преподавателя по классу фортепиано

МУДО «ДШИ» Казачинско-Ленского района

Сценарий лекции-концерта для

учащихся младших классов

отделения музыкального искусства

«Танец в музыке»

Познакомить детей с танцевальной музыкой разных стран композиторов 17-20 веков.

1. Приобщение детей к высокой музыкальной культуре.

2 .Расширение кругозора и развитие творческого потенциала учащихся.

3.Развитие творческого подхода, самостоятельности и ответственности учащихся.

4.Максимально задействовать всех участников в процессе (ведущих. выступающих, слушателей)

Ведущий 1.

Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего концерта. Мы рады видеть вас в нашей музыкальной гостиной. В нашем концерте принимают участие учащиеся музыкального отделения по классу фортепиано, гитары и баяна. Давайте поддержим наших участников аплодисментами и пожелаем им хорошего выступления.

С танцем по жизни шагать веселей,

Танец опять собирает друзей!

Что ж, будем их вместе сегодня играть

Улыбки дарить и не унывать!

Ведущий 2.

Сегодня мы расскажем вам о танцевальной музыке. Танец существует столько же лет, сколько и человечество. Танец-это искусство движений в определённом ритме. Характер и ритм этих движений связан с традициями и условиями жизни разных народов каждой исторической эпохи. Танцевальная музыка – это музыка, предназначенная для сопровождения танцев. Для каждого танца создаются разнообразные по характеру музыки пьесы. Танцевальная музыка бывает вокальной и инструментальной. Уже в древности танцы зачастую объединялись в связанные с определённым сюжетом танцевального представления. Так из объединения нескольких танцевальных пьес сложилась старинная инструментальная сюита. Известны французские и английские сюиты, которые объединили несколько пьес разных по характеру и темпу. Это аллеманда, куранта, сарабанда, менуэт, буррэ, жига. Все танцевальные пьесы имеют свои национальные черты. С одним из них мы с вами познакомимся-это менуэт.

Ведущий 1.

Менуэт - танец французского происхождения, а в 17 веке-это придворный танец. Мода на менуэт возникла в 18 веке и просуществовала очень долго - до начала19 века. В начале 18 века менуэт появился в России, при дворе Петра 1 и считался «школой хороших манер». Менуэт отличается плавностью и грациозностью движений, с характерными для него поклонами, приседаниями. Размер его 3\4.

«Менуэт» прозвучит в вокальном исполнении учащихся хорового класса.

« Менуэт» соль мажор для фортепиано исполнит ученица .

Ведущий 2.

Танцевальная музыка усиливает выразительность движений и жестов танцующих. Музыка каждого вида танца отличается своим темпом, размером, ритмическим рисунком. Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная. Музыка, под которую танцуют называется прикладной. Концертная танцевальная музыка исполняется на сцене, её слушают. А сочиняют такую музыку профессиональные композиторы. Они так же пишут обработки народных танцев. Ярким примером являются «Норвежские танцы» Эдварда Грига, « Венгерские танцы» И Брамса.

Ведущий 1.

А сейчас прозвучит старинный танец « Контрданс». Этот танец возник в Англии в конце 17 начале 18 века, что означает по - русски «сельский танец». В дальнейшем он широко распространился во Франции, затем в Германии. Как бальный танец контрданс стал известен в Европе в 19 веке и слился с русской кадрилью. Танцующие разделены на пары, становящиеся друг против друга. Размер танца 2\4, 6\8. Много контрдансов было написано. Все они окрашены деревенским юмором.

Старинный танец « Контрданс» для фортепиано исполняет ученица .

Ведущий 2.

А вы знаете, что выражение юмора в музыке-от весёлой игры, шутки, до гротеска и даже до воплощения диких, зловещих образов, композиторы называют просто Скерцо, что означает шутка. Это небольшое музыкальное произведение в живом, стремительном темпе с подчёркнутым ритмом, иногда составляющая часть симфонии, сонаты. В эпоху романтизма скерцо стало самостоятельной музыкальной пьесой, главным образом для фортепиано. Яркие образцы скерцо созданы известными композиторами, такими как Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Р. Шуман, П. Чайковский, Ф. Мендельсон и другие.

А. Мюллер «Скерцо» для фортепиано в исполнении ученика Ведущий 1.

Танец, который прошел испытание временем и остаётся популярным сегодня, знают все. Конечно, это Вальс. Вальс известен более двухсот лет. Название этого танца происходит от немецкого слова walzer «раскатывать». Вальс танцуют плавно кружащиеся пары, темп его бывает различным - от медленного до очень быстрого. Размер вальса трёхдольный, в характерен опорный акцент в басу на сильной доле такта и два аккорда на слабых долях.

Поэтами немало написано стихотворений о вальсе.

в своей поэме « Евгений Онегин» так передал свои чувства.

Однообразный и безумный,

Рука взлетала, пальцы злились,

И звуки в воздухе носились,

Пассажей сыпалась капель.

И ноты баса чередуя

С полётом лёгких флажалет,

Смычок легчайший негодуя,

Держал мелодию и темп.

А в чёрном зеркале рояля

Мелькали колебанья рук.

Мелодию свою играя,

Глаза закрыл служитель мук.

И в этом чутком исполненье,

И в пляске пальцев, море нот

Слились уж в танго на мгновенье

Душа искусства и аккорд.

В заключение нашего концерта вы услышите композицию в стиле нового танго Астора Пьяцоллы – «Либертанго» для фортепиано в ансамблевом исполнении учащихся 7класса.

Ведущий 1

Вот и подошел к концу наш концерт. Сегодня вы познакомились с танцевальной музыкой разных стран и эпох. Музыка и танец шагают вместе. И в этом вы убедились.

Вы услышали старинные танцы и узнали о бальных танцах 19 века, а так же услышали произведения в современных ритмах и музыку 30 годов.

До новых встреч в нашей музыкальной гостиной!

Использованная литература:

1.узыкальная литература зарубежных стран: - М., «Музыка»,2005

2.Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран:-М., «Музыка»,2002

3.Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, её формы и жанры:-М., «Феникс»,2004

4.Зильберквит М. Мир музыки:-М «Детская литература», 1988

5. ,Казаринова А. С. “В мире музыки” 1997 г.

Кисаханова Е.Л.

Лекция – концерт

на тему:

« ВАЛЬС – ТАНЕЦ СКВОЗЬ ВЕКА»
Перед началом нашего концерта, скажите, пожалуйста, что вам нравиться в танцевальном искусстве?

А как вы думаете, что значит прикоснуться к красоте?

Вот что сказал один человек по этому поводу: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

Да, красоту нужно уметь не только видеть и чувствовать. Красоту надо еще и оберегать! Это самое трудное. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее, всегда носить в сердце – может быть это и есть высшее проявление культуры человека?

Итак, сегодняшний нашу встречу, мы посвящаем красоте, красоте танца – самому волнующему, самому возвышенному и прекрасному из всех искусств, поскольку танец – не просто отражение жизни, танец – это сама жизнь!

Танец – древний скиталец. Он пришел к нам из седой старины... По-моему, он ровесник «человека разумного». Всем известно, что труд сформировал человека, а я добавлю – еще и танец! Он отражает, восходящую к самым ранним временам, потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь, посредством движений своего тела.

Археологи в разных частях света обнаружили наскальные рисунки с изображением танцующих человечков. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Мы не можем точно утверждать, под какое музыкальное сопровождение танцевали наши предки. Возможно, сначала это были хаотичные, неорганизованные звуки, подражание пению птиц, вою зверей, шуму листвы и т.д. Затем появились простейшие напевы и наигрыши, состоящие из нескольких тонов. Исполняли их на разнообразных дудочках, на раковинах и деревянных свистульках. Многие народы Африки до сих пор играют на инструментах наших далеких предков. А их музыка сохранила в какой-то мере черты первобытности.

Дальнейшее развитие танцевального искусства происходило по двум направлениям: простое – для народа и утонченное искусство для знати.

Да, начиная с эпохи средневековья, танцевальное искусство стало активно развиваться. Танцы украшали народные гулянья, домашние праздники. В танце простых людей можно видеть прославление жизни, радость молодости, удачи, поклонение солнцу, необъятные дали полей... В них чувствуется что-то языческое. Живой ритм, прыжки, круговые движения, притопы, подскоки – вот и вся народная хореография.

Было и иное искусство. Давайте вспомним, что танцевали при королевских дворах Европы в ХVI-XVII веках. Кто знает? (полонез, мориску, ригодон, буре, павану, куранту, вольту, гальярду, менуэт).

И все же все эти танцы создал народ. А в высшем свете народная танцевальная манера менялась в согласии с придворным этикетом. И в 1661 году во Франции появилась Королевская академия танца. А король Франции Людовик XIV приказал учителям танцев регулярно собираться и беседовать о танцах, размышлять, заботиться об их усовершенствовании.

Танец-это культура, религия, профессия, воспитание, развлечение, история… и вот теперь переходом, как бы мостиком, от средневековья к нашему веку нам послужит фрагмент из кинофильма «Война и мир». Первый бал Наташи Ростовой. Начало XIX века, почти 200 лет назад. Это бал русского дворянства. Наташе исполнилось 16 лет. И вы сейчас увидите, что танец действительно есть сама жизнь – столько чувства вкладывает в него юная Наташа!


  1. На экране фрагмент к/ф «Война и мир»

Вот пришел ХХ век, изменилась жизнь – стала быстрее скоротечнее. Изменились и танцы, появились новые.

В 20-х годах всех покорило аргентинское танго. Подлинная родина его – Испания. А еще в те времена танцевали фокстрот, чарльстон. В 40-е годы ХХ века появились рок-н-ролл, буги-вуги, твист, шейк. Каждый танец стремительно и агрессивно выходил на арену, он появлялся словно «калиф на час» и быстро уступал место другому.

Только один оказался неподвластен времени. Он появился гораздо раньше и звучит уже 200 лет. При звуках этого танца хочется кружиться, парить... Вы догадались о каком танце идет речь? (вальс).
2.П.Чайковский Вальс цветов из балета «Щелкунчик»
Первые такты удивительной музыки захватывают. И вот уже их звучание увлекло нас, сообщило свой ритм и дыхание, отразилось на лицах. А молодость вальса была бурной и шумной. Он прошел через гонения и нападки. Само кружение партнера с дамой, то, что он держал даму за талию, казалось неслыханной вольностью. В предписаниях российской полиции при Павле I значилось «запрещение употреблять пляски, именуемые «вальсеном».


  1. Г.Свиридов Вальс к повести А.Пушкина «Метель»

Но вальс выдержал долгую борьбу и его затанцевал весь мир.


  1. И.Штраус «На прекрасном голубом Дунае»

Вальсы бывают разные. Есть вальсы бальные, эстрадные, симфонические, вальсы-песни... «Офицерский вальс» М.Фрадкина дал начало целой серии «профессиональных» вальсов: это «Матросский вальс» В.Сорокина, известны несколько «Солдатских вальсов», «Шахтерский вальс» И.Дунаевского, «Школьный вальс» И.Дунаевского, есть несколько «Студенческих вальсов», «Колхозный вальс» Майбороды.

А есть и другие: «Севастопольский вальс» К.Листова, «Сибирский вальс» Г.Носова, «Казахский вальс» Халиди, «Киевский вальс» Майбороды, «Минский вальс» Шумилина, «Вальс садового кольца» Птичкина, «Бамовский вальс» Туликова. В названии этих вальсов вся география огромной державы.
5. М.Глинка Вальс - фантазия

6. Д.Шостакович Вальс – шутка
В каждом вальсе есть немного грусти. Вальс – это и воспоминания, он несет глубокие чувства, связанные с переживаниями счастья, радости и грусти, светлой надежды.
7. И.Брамс Вальс Соч.39, №15

Рожден веселым был человек.

Менялись моды и ритмы тоже,

Но мы без танца прожить не можем

Проходит время, за веком век...

Всегда в заботах жил человек.

Но в каждый праздник и в час досуга

Веселый танец был лучшим другом.

Проходит время, за веком век.

Пусть между нами растает снег.

И пусть на нашей большой планете

Танцуют люди и солнце светит.
8. Ф.Шопен Вальс – минутка

9. Ф.Шопен Вальс си минор Соч.69, №2

10. М.Глинка Вальс из оперы «Иван Сусанин»

11. Вальс из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад»

12. П.Чайковский - Вальс из балета «Лебединое озеро»

13. Ф.Шопен Вальс до-диез минор
На этом наша лекция-концерт подошла к концу. Спасибо за внимание. До свидание.

Россия, Мурманская область,п.Лиинахамари

МБОУ ДОД "ДМШ №3"

Преподаватель

Кисаханова Е.Л.

Концерт – лекция

на тему:

«Вальс - это танец влюбленных, вальс - это все - таки вальс…»

Перед началом нашего концерта, скажите, пожалуйста, что вам нравиться в танцевальном искусстве?

А как вы думаете, что значит прикоснуться к красоте?

Вот что сказал один человек по этому поводу: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

Да, красоту нужно уметь не только видеть и чувствовать. Красоту надо еще и оберегать! Это самое трудное. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее, всегда носить в сердце – может быть это и есть высшее проявление культуры человека?

Итак, сегодняшний нашу встречу, мы посвящаем красоте, красоте танца – самому волнующему, самому возвышенному и прекрасному из всех искусств, поскольку танец – не просто отражение жизни, танец – это сама жизнь!

Танец – древний скиталец. Он пришел к нам из седой старины... По-моему, он ровесник «человека разумного». Всем известно, что труд сформировал человека, а я добавлю – еще и танец! Он отражает, восходящую к самым ранним временам, потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь, посредством движений своего тела.

Археологи в разных частях света обнаружили наскальные рисунки с изображением танцующих человечков. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Мы не можем точно утверждать, под какое музыкальное сопровождение танцевали наши предки. Возможно, сначала это были хаотичные, неорганизованные звуки, подражание пению птиц, вою зверей, шуму листвы и т.д. Затем появились простейшие напевы и наигрыши, состоящие из нескольких тонов. Исполняли их на разнообразных дудочках, на раковинах и деревянных свистульках. Многие народы Африки до сих пор играют на инструментах наших далеких предков. А их музыка сохранила в какой-то мере черты первобытности.

Дальнейшее развитие танцевального искусства происходило по двум направлениям: простое – для народа и утонченное искусство для знати.

Да, начиная с эпохи средневековья, танцевальное искусство стало активно развиваться. Танцы украшали народные гулянья, домашние праздники. В танце простых людей можно видеть прославление жизни, радость молодости, удачи, поклонение солнцу, необъятные дали полей... В них чувствуется что-то языческое. Живой ритм, прыжки, круговые движения, притопы, подскоки – вот и вся народная хореография.

Было и иное искусство. Давайте вспомним, что танцевали при королевских дворах Европы в ХVI-XVII веках. Кто знает? (полонез, мориску, ригодон, буре, павану, куранту, вольту, гальярду, менуэт).

И все же все эти танцы создал народ. А в высшем свете народная танцевальная манера менялась в согласии с придворным этикетом. И в 1661 году во Франции появилась Королевская академия танца. А король Франции Людовик XIV приказал учителям танцев регулярно собираться и беседовать о танцах, размышлять, заботиться об их усовершенствовании.

Танец-это культура, религия, профессия, воспитание, развлечение, история… и вот теперь переходом, как бы мостиком, от средневековья к нашему веку нам послужит фрагмент из кинофильма «Война и мир». Первый бал Наташи Ростовой. Начало XIX века, почти 200 лет назад. Это бал русского дворянства. Наташе исполнилось 16 лет. И вы сейчас увидите, что танец действительно есть сама жизнь – столько чувства вкладывает в него юная Наташа!

1. На экране фрагмент к/ф «Война и мир»

Вот пришел ХХ век, изменилась жизнь – стала быстрее скоротечнее. Изменились и танцы, появились новые.

В 20-х годах всех покорило аргентинское танго. Подлинная родина его – Испания. А еще в те времена танцевали фокстрот, чарльстон. В 40-е годы ХХ века появились рок-н-ролл, буги-вуги, твист, шейк. Каждый танец стремительно и агрессивно выходил на арену, он появлялся словно «калиф на час» и быстро уступал место другому.

Только один оказался неподвластен времени. Он появился гораздо раньше и звучит уже 200 лет. При звуках этого танца хочется кружиться, парить... Вы догадались о каком танце идет речь? (вальс).

2. П.Чайковский Вальс цветов из балета «Щелкунчик»

Первые такты удивительной музыки захватывают. И вот уже их звучание увлекло нас, сообщило свой ритм и дыхание, отразилось на лицах. А молодость вальса была бурной и шумной. Он прошел через гонения и нападки. Само кружение партнера с дамой, то, что он держал даму за талию, казалось неслыханной вольностью. В предписаниях российской полиции при Павле I значилось «запрещение употреблять пляски, именуемые «вальсеном».

2. Г.Свиридов Вальс к повести А.Пушкина «Метель»

Но вальс выдержал долгую борьбу и его затанцевал весь мир.

3. И.Штраус «На прекрасном голубом Дунае»

Вальсы бывают разные. Есть вальсы бальные, эстрадные, симфонические, вальсы-песни... «Офицерский вальс» М.Фрадкина дал начало целой серии «профессиональных» вальсов: это «Матросский вальс» В.Сорокина, известны несколько «Солдатских вальсов», «Шахтерский вальс» И.Дунаевского, «Школьный вальс» И.Дунаевского, есть несколько «Студенческих вальсов», «Колхозный вальс» Майбороды.

А есть и другие: «Севастопольский вальс» К.Листова, «Сибирский вальс» Г.Носова, «Казахский вальс» Халиди, «Киевский вальс» Майбороды, «Минский вальс» Шумилина, «Вальс садового кольца» Птичкина, «Бамовский вальс» Туликова. В названии этих вальсов вся география огромной державы.

5. М .Глинка Вальс - фантазия

6. Д.Шостакович Вальс – шутка

В каждом вальсе есть немного грусти. Вальс – это и воспоминания, он несет глубокие чувства, связанные с переживаниями счастья, радости и грусти, светлой надежды.

7. И.Брамс Вальс Соч.39, №15

1 ведущий:

Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас в нашей музыкальной гостиной.

Сегодня мы расскажем вам о танцевальной музыке. Танец существует столько же лет, сколько и человечество. Танец - это искусство движений в определенном ритме. Характер и ритм этих движений связан с традициями и условиями жизни разных народов, каждой исторической эпохи.

Открывает концерт Тихонов Сергей (баян). Он исполнит для вас танец бурре .

(пока ученик выходит и готовится к выступлению, ведущий знакомит слушателей с танцем, затем следует исполнение)

Бурре – старинный французский народный танец дровосеков (по-французски burree-вязанка мелких дров). Исполняется тяжело, шутливо, с прыжками (как бы уминая связку валежника). В XVI-XVIII вв. бурре распространился в придворном и городском быту, превратившись в подвижный, веселый танец. Размер двухдольный; начинается затактом. Бурре часто встречался в сюитах XVIII века (например, “Английских” и “Французских” сюитах И.С.Баха).

А сейчас прозвучит сицилиана . (выходят артисты и готовятся к выступлению ).

Сицилиана – старинный итальянский народный танец в характере пастушеской идиллии. Этот танец полюбили во всей Европе в XVII-XVIII веках. Его размер 6/8, с сочетанием пунктирного ритма. Он плавный и грациозный. Сицилиана могла быть одной из частей какого-нибудь крупного произведения, например сонаты или сюиты .

Выступает дуэт баянистов: Фруктов Артем и Тихонов Сергей. Бах. Сицилиана.

Танцевальная музыка обычно сопровождает танец. Она усиливает выразительность движений и жестов танцующих. Музыка каждого вида танца отличается своим темпом, размером, ритмическим рисунком.

Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная . Музыка, под которую танцуют, называется прикладной. Концертная танцевальная музыка исполняется на сцене, ее слушают. А сочиняют такую музыку профессиональные композиторы. Они так же пишут обработки народных танцев. Ярким примером служат “Норвежские танцы” Э.Грига, “Венгерские танцы” Й.Брамса.

А сейчас мы послушаем “Словацкую плясовую” в исполнении трио домристов: Ерошкиной Наташи, Москалевой Инны и Наговициной Жени.

2 ведущий:

Нетрудно заметить, что это плясовая по характеру и ритму очень напоминает польку . Узнаем подробнее об этом танце. Итак...

Полька. Многие, вероятно, полагают, что этот веселый, простой и в недавнем прошлом очень популярный танец – польского происхождения. Но на самом деле танец этот чешский. В чешском языке тоже есть слово “полька” (точнее “пулька”), оно означает половину, точнее полшага.

По характеру полька близка нашей кадрили . В XIX веке она была одним из любимых бальных танцев во всей Европе. Его танцевали пары по кругу, с поворотами и подскоками. Музыка имеет веселый, задорный характер, исполняется в двухдольном размере.

Послушаем польку в исполнении Ильиных Никиты (баян). (Тихончук. Полька).

Танец, о котором пойдет речь, был не менее популярен в Европе в XIX веке.

Мазурка – польский народный танец (название происходит от слова “мазуры” – так называют жителей одной из областей Польши - Мазовии). Музыка мазурки яркая и зажигательная. Темп мазурки бывает различным – от умеренного до очень быстрого, трехдольный размер с четким ритмом и резкими акцентами. Его любили танцевать и в России.

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то…
Но в городах, по деревням
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Все те же…

А.Пушкин. “Евгений Онегин”

Мазурка является бальным танцем. А предками бальной мазурки были три польских народных танца – мазур, оберек и куявяк . В музыкальной литературе известны мазурки Ф.Шопена, Г.Венявского, М.Глинки, П.Чайковского.

Исполнит мазурку Аносова Настя (фортепиано). (Львов-Компанеец. Мазурка).

Танец, который прошел испытание временем и остается популярным сегодня, знают все. Конечно, это вальс.

Вальс известен более двухсот лет! Название этого танца происходит предположительно от немецкого слова walzen – раскатывать. Вальс танцуют плавно кружащиеся пары; темп его бывает различным – от медленного до очень быстрого. Размер трехдольный; в аккомпанементе характерен опорный акцент в басу на сильной доле такта и два аккорда – на слабых долях (показ на фортепиано ).

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.

А.Пушкин. “Евгений Онегин”

Родина вальса - Вена (Австрия). Вальс возник на основе народных танцев Австрии, Чехии, Германии. Одним из ближайших его предшественников был австрийский танец лендлер . Широко известны фортепианные вальсы Ф.Шопена, Ф.Шуберта. Вальс-фантазия М.Глинки, балетные и симфонические вальсы П.Чайковского и С.Прокофьева. Значительную роль в истории вальса сыграл композитор Иоганн Штраус, которого называли “королём вальса”.

Мы послушаем несколько вальсов разных композиторов.

  1. Д.Шостакович. “Лирический вальс” из сюиты “Танцы кукол”. Выступает Деркач Лена (фортепиано)
  2. Ф.Шопен. “Забытый вальс”, исполняет Косенок Ксения.
  3. Э.Григ. Вальс. Исполняет Смирнова Настя
  4. Черчилль. Вальс из мультфильма “Белоснежка и 7 гномов”. Исполняет Ерошкина Наташа (домра).
  5. Пляскин Степан исполнит вальс “Дунайские волны” (аккордеон).

3 ведущий:

Ребята, поговорим о танцевальной музыке XX века. Оглядываясь назад, можно вспомнить множество танцев, которые были очень модными в прошлом столетии. Например, в начале века появился американский танец фокстрот , что в переводе означает “лисий шаг”. И еще много разных популярных танцев: рок-н-ролл, буги-вуги, твист, шейк. Каждый предыдущий танец уступал место новому.

Танго – один из самых популярных танцев XX века.

В середине XIX века в Севилье (Испания) распространилось танго, пришедшее из другой испанской провинции-Андалусии. Оно так и называлось андалусийским, но при этом было весьма похоже на кубинскую хабанеру, которая там называлась американским танго. Через четверть века танго “пропутешествовало” в Аргентину, где стало чрезвычайно модным и обогатилось интонациями аргентинской песни-танца – милонги. Так в начале XX века в Европу проникло и всех покорило аргентинское танго – медленный и томный парный танец.

По телевидению часто транслируют различные танцевальные конкурсы, где можно увидеть множество танцев разных стилей и направлений. А недавно появились телевизионные танцевальные шоу с участием известных артистов и телеведущих: “Танцы со звездами”, ледовое шоу “Ледниковый период” и “Звезды на льду”. Вы, ребята, наверняка смотрели эти телепередачи и могли наблюдать за движениями красивых пар, танцующих танго – обязательного номера конкурса.

Современные композиторы тоже сочиняют музыку в стиле танго. Такие пьесы встречаются и в репертуаре для учащихся.

Выступают Павлова Лена и Приступа Аня. В исполнении фортепианного дуэта прозвучит танго композитора Смелкова “На Бармалеевой улице”.

Болеро – еще один танец, родиной которого является Испания. Замысловатый и выразительный ритм отстукивают танцоры кастаньетами или щелканьем пальцев. Обычно аккомпанирует им гитара и барабан. Темп болеро умеренный, в трехдольном размере. Традиции музыки болеро с огромной яркостью воплотил в своем оркестровом произведении “Болеро” знаменитый композитор первой половины XX века М.Равель. Поэт Н.Заболоцкий посвятил его произведению замечательные строки стихотворения, в котором называет французского композитора “испанцем”.

Итак, Равель, танцуем болеро!
Для тех, кто музыку не сменит на перо,
Есть в этом мире праздник изначальный –
Напев волынки, скудный и печальный,
И эта пляска медленных крестьян…

Но жив народ и песнь его жива.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец,
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О болеро, священный танец боя!

Танец этот не простой, а что-то вроде танцевальной сюиты, в каждой части которой свой сюжет. Так в 1-ой части - хореографическое изображение прогулки. В следующих частях танцующие поочередно показывают свое искусство.

Послушаем пьесу “Испанское болеро” композитора Е.Меццакапо. Выступает Ерошкина Наташа (домра).

В начале прошлого столетия фортепианные, но иногда и оркестровые пьесы получили некоторое распространение в профессиональной музыке, формировался новый музыкальный стиль - джаз . Регтайм был предвестником джаза. Ритмическая острота, несовпадение акцентов, блестящая переливчатость пассажей и жесткие аккорды – все это характерно для регтайма.

Выступает Панина Саша. Джоплин. Регтайм.

Rag по-английски значит “тряпье”, “лохмотья”, “грубая насмешка”, “скандал”. Беспорядочный, неравномерный, “рваный”, но, очень темпераментный, зажигательный ритм родился в музицировании северо-американских негров в кафе и танцевальных залах в конце XIX века.

Сейчас прозвучит еще одна пьеса в стиле регтайма композитора Фостера “Ой, Сюсанна”. Выступают Фарафонова Алина и Маврина Марина (фортепианный дуэт).

Композиторы разных стран и континентов нашего времени сочиняют много различных пьес в современных танцевальных ритмах. Они наполнены новыми мелодическими и ритмическими красками. Послушаем эти произведения.

Петерсон “Старый автомобиль”. Исполняет Викторова Маша.

В исполнении дуэта пианистов Стрелец Эли и Наумовой Даши прозвучит лирическая пьеса “Вечерний город”, которая и завершит наш концерт.

1 ведущий:

Ребята. Наш концерт подошел к концу. Сегодня вы познакомились с танцевальной музыкой разных стран и эпох. Музыка и танец шагают вместе. И в этом вы убедились.

2 ведущий:

Вы услышали старинные танцы: бурре и сицилиану. Узнали многое о бальных танцах XIX века: вальсе, польке, мазурке.

3 ведущий:

Наверняка вам понравились испанские танцы болеро и танго, а также музыка (пьесы) в современных ритмах.

В концерте принимали участие ученики фортепианного, струнно-щипкового отделов, а также класса баяна и аккордеона. Вели концерт учащиеся 6 “а” класса.

До новых встреч в нашей музыкальной гостиной.

Список литературы.

  1. Рыцарева М.Г. “Музыка и я”, 1998г.
  2. Булучевский Ю., Фомин В. “Краткий музыкальный словарь для учащихся”, 1983г.
  3. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. “В мире музыки” 1997г.
  4. Горюнов Л.П., “О развитии музыкальной культуры школьника”, 1994г.
  5. Брылина В.Л. “Формирование эстетического сознания в процессе обучения со школьниками”. Киев, 1995.