Что такое причащение в церкви? Что это за обряд? Вера православная - евхаристия.

На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, клирик Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Передача из Москвы.

Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях доктор богословия, врач, клирик ставропигиального Городницкого Свято-Георгиевского монастыря архимандрит Александр (Глоба).

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

Мир и Божие благословение, дорогие телезрители.

- Тема нашей передачи "Святое Причащение".

Скажите, пожалуйста, чем является по своей сути Причастие?

Можно говорить о Причастии как процессе и как Таинстве, которое носит название Таинства Евхаристии. Само Причащение - литургический и богословский процесс, за которым верующие люди причащаются Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.

Наша тема посвящена именно этому Таинству и тому, как оно применимо к жизненному опыту и ситуации в Церкви, когда к нему прибегают люди, страдающие болезнями, немощами. Наша сегодняшняя тема предполагает разговор именно в таком контексте.

- Как следует причащаться больным людям: чаще или, наоборот, реже?

- "Чаще" или "реже" - это понятия условные и, с точки зрения богословия, в корне неверные. Мы являемся православными христианами, а значит, имеем в нашем жизненном и церковном опыте определенные правила и нормы, которые прописаны Правилами святых апостолов, Правилами Соборов, святоотеческими рекомендациями. Причем, святые отцы должны иметь определенный статус церковных учителей. Святых много, но одних мы слушаем, используем их богословское мнение, к другими прислушиваемся, читаем их частное богословское мнение, которое не является обязательным к исполнению для всей церковной полноты.

Такие святые, как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов - это учителя Церкви, мнение которых очень важно и необходимо для всей полноты Церкви. Их правила и постановления побуждают всех православных христиан: и клириков, и мирян к их исполнению.

Вопрос "чаще" или "реже" причащаться неправилен, потому что мы должны знать, как нам советуют это делать церковные правила, которые передают нам святые отцы.

Святитель Василий Великий свидетельствует о том, в какие дни Евхаристия совершалась в Кесарии Каппадокийской: "Мы приобщаемся четыре раза каждую неделю: в день Господень, то есть в воскресение, в среду, пятницу и субботу, а также и другие дни, когда бывает память какого-либо святого. Таким образом, в IV веке Литургия в Каппадокии совершалась как минимум четыре раза в неделю.

Во II веке Игнатий Богоносец говорит: "Старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога". Собираться для Евхаристии - значит, причащаться, так как во времена Игнатия Богоносца причащались все православные христиане, находившиеся на богослужении. Литургия переводится как "общественное богослужение". Все христиане приходили, пели гимны, вместе молились, вместе отвечали на возгласы священника, просят и благодарят Господа, и, в конце концов, причащаются Тела и Крови Господа Иисуса Христа.

В IV веке Кирилл Иерусалимский, мнение которого для всей полноты Православия очень весомо, увещевал свою паству: "От Причастия сами себя не отлучайте".

Мы должны прибегать к опыту и других отцов. Например, преподобный Нил в IV веке говорит: "Воздерживайся от всего тленного, и каждый день причащайся Божественной вечери, то есть принимай Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, ибо таким образом Христово Тело бывает нашим".

Конечно, речь не идет о ежедневном причащении, но мы должны выбирать важное для нашей души. Каждый православный христианин может причащаться каждое воскресение. За неделю подготовиться: помолиться, вспомнить свои грехи, очиститься от них в Таинстве исповеди. Священник выслушает, примет пастырское решение и благословит, чтобы человек подошел к Чаше и приобщился. Конечно, есть такие грехи, которые не могут сочетаться с приобщением Тела и Крови, на таких людей накладывается епитимья, то есть определенное молитвенное правило. Это не отлучение, но своего рода "таблетка" для кающегося грешника, чтобы он осознал свой грех, подумал над ним, совершил определенный молитвенный подвиг, что, в конце концов, привело бы его к осознанию греха. За это время он бы преобразился и достойно подошел к Святым Таинствам.

- Не может ли частое причащение вызвать такой эффект, как "привыкание к святыне"?

Наши люди часто любят оправдывать свое невежество и неуважение к Святым Таинствам. Если святые отцы, которые имеют мистический опыт тайнозрения, который они достигли святым жизненным поведением и непрестанной молитвой, рекомендуют: воздерживайся от всего тленного и каждый день причащайся Тайной Вечери, ибо таким образом Тело Христово бывает наше, то думаю, здесь нет и намека на то, чтобы нам, православным христианам, внушить, что это якобы охладит наше рвение или умалит достоинство Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.

В IV веке также сложилось представление, что по причине своего недостоинства христианин не должен часто приступать к Святым Тайнам. Против такого представления высказывался Кирилл Иерусалимский, святой отец с большим богословским авторитетом и общецерковное признание во всей полноте Православной Церкви, который говорил: из-за скверных грехов не лишайте себя сих священных и духовных Таин.

Человек, который не хочет работать над собой, живет эмоциями, различными движениями души и тела, и которому Святое Причастие будет мешать вести греховный образ жизни, то для него слова о недостоинстве - хорошая отговорка. Абсурд, когда человек не хочет работать над собой и считает Святое Таинство "таблеткой". Оно действительно является духовной таблеткой от греха, но не является таблеткой физической. Когда человек приобщается Тела и Крови, здесь начинает "работать" Святой Дух. Когда мы принимаем таблетку, то со временем дозу надо повышать, но, тем не менее, мы не перестаем их принимать.

Люди любострастные, живущие восхищениями, подготавливающие себя в течение какого-то длительного времени, часто имеют фарисейское установление. Он вычитал монашеское правило, тщательно оберегает себя от всех и вся, считая себя готовым, то есть достойным. Но такой человек как раз и недостоин Святых Таин, потому что их преподает нам Господь. Мы, священники, поставлены смотреть, может ли человек подойти к Тайнам. Например, мусульманин или баптист не может подойти к нашему православному Причастию, такой человек должен вступить в ряды православных христиан.

Также мы должны окормлять нашу духовную паству. Паства бывает разная, некоторые люди в течение года ходят по разным храмам города, причащаясь в них по храмовым праздникам. Плохо ли это? Нет, если он адекватен, подготовлен, то пусть делает так.

- Как правильно подготовиться к Причастию, чтобы оно не было в осуждение?

Прежде всего, правильная подготовка - это подготовка внутренняя. Необходимо само желание и необходимо понимание. Каждый православный христианин должен помнить слова Господа нашего Иисуса Христа. В Евангелии от Иоанна, в VI главе, 53-58 стихах сказано: "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек".

На Тайной Вечере Христос показал образ этого Таинства, как Первосвященник и Великий Архиерей Сам совершил Евхаристию: преломил хлеб, раздал вино, и нам заповедал делать так же, как Он.

В Евангелии от Иоанна, в III главе, 36-м стихе написано: "Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем". Евангелие от Матфея, XXVI глава, 26-28 стихи "И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословил, преломил и, раздавая ученикам, сказал: "Примите, ядите, сие есть Тело Мое". И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: "Пейте из нее все, ибо сия есть кровь моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов". Эти стихи в точности повторяются священником во время Литургии Верных.

В Послании апостола Иоанна, V главе, 12-ом стихе сказано: "Имеющий Сына Божия имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни". Каждый православный человек должен знать посыл Господа нашего Иисуса Христа, который никто не отменял, и который невозможно отменить никаким постановлением.

Как каждый человек твердо знает, что для тела ему необходимо есть и пить, также он должен знать, что для своей души он нуждается в этом истинном питии и истинном ястии, как об этом говорит нам Сам Господь. Каждый человек должен знать и свои права, и свои обязанности.

- Что главное в подготовке к Причастию?

Главное - это знание этих слов Господа. Внутреннее освобождение от своих грехов, то есть их осмысливание, внутренний разбор: что я сделал, зачем, как я хочу измениться, буду ли это делать. Если я понимаю, что это плохо, и даю Богу слово, что больше не буду так делать и изменюсь. Я должен себя "переформатировать" в определенных понятиях. Рассказать обо всем этом священнику и получить от него пастырское наставление. Таким образом, человек является тем, кто может приобщиться.

Существует определенное молитвенное правило: это утренние, вечерние молитвы, правило ко Святому Причащению. Если человек не может осилить это за один-два дня, можно разбить его на неделю. Сейчас пост, и мы живем в строгости, прежде всего, в гастрономическом плане поста, то человек может готовиться и причащаться в любой день. Если человек хочет причаститься в воскресение, и дни непостные, то человек должен знать, что он должен каждый день молиться, читать правило.

Если человек не знает церковнославянский язык, то может молиться на том языке, который понимает. Существуют и дореволюционные, и современные переводы. Но лучше всего, чтобы люди знали и постепенно привыкали к высоте церковнославянского языка. Можно смотреть и переводы непонятных мест. Главное, чтобы человек открыл свое сердце Богу.

Тем людям, которых я знаю, я всегда рекомендую читать утренние и вечерние молитвы, вычитывать правило, каноны: Покаянный Господу Иисусу Христу, Молебный Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, затем канон ко Причащению Святых Христовых Таин. Люди, которые любят помолиться особо, читают Акафист ко Причащению Святых Христовых Таин. Непосредственно в день причастия после утреннего правила они вычитывают молитвы ко Святому Причащению и идут в храм одухотворенные.

Для чего существует такое большое количество молитв? Во-первых, для того чтобы человек начал "форматировать" свое сознание. В них говорится одно и то же, но с разных позиций, с разных углов зрения, чтобы "переформатировать" с образа грешного человека на образ праведности. Человек живет в формате грешного мира и бытия, существует в определенных социальных группах, которые часто нецерковные, нерелигиозные и даже языческие, безбожные. Человек живет категориями этих групп.

Православные люди, прежде всего, должны отличаться от мира. Правда, их часто считают за дурачков, но мы никогда не будем ходить в клубы, говорить на темы, которые нарушают нашу нравственную, духовную позицию. Мы против этого, поскольку у нас иной формат мышления, восприятия информации: мы смотрим на мирские вещи под определенным углом зрения.

Для того чтобы приступить к Святым Христовым Тайнам, мы должны настроить свой формат мышления, восприятия, дать возможность Духу Святому поработать над нами, чтобы мы настроились на "одну волну" с Богом. Конечно, это выражение образное. Человек должен перенастроиться, отвлечься от своих материальных проблем или даже духовных, если он ходит к экстрасенсам, гадалкам. Человек должен отойти от всего этого, то есть изменить формат мышления. Это происходит, когда человек занимается богомыслием, молитвенным правилом, это определенный духовный труд, в результате которого происходит метанойя - перерождение.

Человек начинает жить духовными категориями, осознавать, что нуждается в Господе нашем Иисусе Христе. Он начинает находить в себе процесс, который говорит: я должен причаститься, чтобы Господь вошел в меня посредством Святых Таин, опалил терния моих прегрешений, сделал таким человеком, который мог бы воскреснуть в последний день. Возникает потребность в том, чтобы Господь нас узнал. Ведь не все люди попадут в Царство Небесное. Господь говорит нам, что не все говорящие "Господи! Господи!" войдут в Царствие Его, но те, кто будут достойными делателями. Мы готовим себя к этому последнему дню и должны знать, что наша душа должна питаться истинным хлебом и истинным питием - Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Без этого человек не спасется.

Пусть сейчас некоторые богословы говорят, что мы будем судимы по закону совести, но мы, православные священники, знаем, что не спасемся без Тела и Крови Христовой. Например, лютеране считают, что это символы тела и крови, но мы знаем, что никакого символизма здесь нет, но это истинные Тело и Кровь. У каждого священника, когда он берет в руки Тело, меняется сознание. К богословам, которые говорят, что это хлеб, в котором потом происходят какие-то невидимые изменения, мы относимся аккуратно и с любовью во Христе. Когда священник берет преложенное Тело, то уже здесь происходит претворение, когда одно стало другим. Истинно православные люди, которые православные не по газетным вывескам или выступлениям митрополитов или профессоров, но живут церковной жизнью, живущие больше духом, а не душой и плотью, знают, зачем они приходят в храм Божий и для чего причащаются.

- Есть ли послабления болящим людям при подготовке к Причастию?

Церковь ко всем относится с любовью, уважением и заботой. Люди, которые часто болеют, бывает, не могут прийти в храм Божий по немощи или по старости. Есть много болезней, которые делают это невозможным. Если такие люди живут церковной жизнью, то они молятся дома, совершают правило и приглашают священника. Естественно, что им делается послабление. Бывают заболевания, при которых врачами предписана определенная диета, и священник не вправе вмешиваться в лечение. Если больному необходимо получить определенное количество белка, съев мясо или рыбу, то священник не должен учить тому, что надо или не надо есть такому человеку. Надо делать упор на духовную составляющую: как человек помолился, что сделал полезного для своей души, как осмыслил свою жизнь с момента последней исповеди.

Если есть опасения смерти, такого человека стараются причастить быстрее. Даже рассматривалась такая ситуация: священник пришел в больницу причастить умирающего, а в этот момент родился ребенок, которому угрожает смерть, и которого надо срочно крестить "страха ради смертного". К кому в первую очередь должен пойти священник. Ответ: к умирающему, чтобы напутствовать его и причастить Святыми Тайнами. Покрестить ребенка может даже мирянин, а причастить только священник.

Можно сидя и лежа. Правило могут читать и родственники, и сестры милосердия. Но причащаться может человек, только находясь в сознании. Конечно же, он должен быть крещен, должен принести краткую исповедь, и над ним будет прочитана разрешительная молитва. Тогда он может причащаться. Нет запретов на частоту причащения. Больной в тяжелом состоянии, при условии, что он находится в сознании, может причащаться даже ежедневно. Если это невозможно, хотя бы раз в неделю.

Если говорить простым языком (который я не очень люблю), больному человеку надо причащаться часто. Надо давать работу Духу Святому. Бывает, что причастившись во время болезни, поправившийся человек приходит потом в церковь через год и больше. По церковным правилам такие люди даже не могли считаться членами Церкви Христовой. Мы живем во время церковной икономии, стараемся всех простить, увещать и сделать все, чтобы люди стали достойными прихожанами храма.

- Причастие лечит душу. Лечит ли оно тело? Имеет ли оно "медицинские" аспекты?

Опыт говорит о том, люди после тяжелых операций, травм, с тяжелыми заболеваниями, которые причащаются, лучше переносят лечение, быстрее восстанавливаются, улучшается качество медицинской помощи. Здесь налицо благодать и работа Духа Святого.

Давно замечено, что больные люди, которые исповедуется и причащаются, находясь в больнице, быстрее поправляются. Можно даже написать об этом научную работу, поскольку действительно существует большое число положительных наблюдений. Вероятность того, что такой человек поправится быстрее, гораздо больше.

Бывает, например, что у человека остеомиелит развился до такой степени, что гной сочится из раны, врачи собираются ампутировать руку или ногу. Но человек приходит к Богу, над ним совершают Таинства: соборуют, причащают, исповедуют - и он вдруг начинает поправляться. Лечение уже не помогало, готовили ампутацию - и вот человек, обретший веру, остается с сохраненной ногой. Есть очень много подобных наблюдений. Что бы ни говорили о психотерапии, мы понимаем, что это работа Духа Святого, и она делает свое дело.

Конечно, Причастие помогает и телу. Грех рождается сначала в мыслях, душе, а после начинает страдать и тело. Здесь обратный процесс: тело получает видимую часть Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Исцеляется дух и начинает исцелять и тело.

- При каких болезнях можно причащаться не натощак?

Существует довольно много таких заболеваний и предписаний врачей. Человек может принимать антибиотики, препараты, отвечающие за жизненные функции: свертываемость крови, сердечный ритм, сахар. При гормонозаместительной терапии бывает, что если человек не пример лекарства, у него возникнет сердечная аритмия, угрожающая жизни. Получается, что мы ставим таблетку выше Таинства. Такие вопросы человек должен решать со своим духовником и причащаться у него, чтобы священник знал. Если есть предписания врача больному человеку, то они не должны нарушаться священником.

Мы должны помнить историю Таинства Евхаристии. Как говорит митрополит Илларион Алфеев, сейчас произошла некая метаморфоза. В первые века христианства, так как люди собирались после работы, они сначала кушали, а затем преломляли хлеб и выпивали определенное количество вина в память Господа Иисуса Христа. После чего совершали Литургию, то есть она была окончанием братской трапезы. Со временем Литургия выкристаллизовалась в определенное Таинство Евхаристия.

В какой-то момент стало получаться так, что те, кто приходили раньше на братскую трапезу, съедали все, а последним доставались лишь крошки. Люди стали жаловаться апостолам, и тогда они приняли такое решение о Таинстве Евхаристии.

Почему надо приходить к Таинству Святого Причащение натощак? Во-первых, из-за величины Таинства, во-вторых, чтобы все были в равных условиях. Все болеть не могут, и не всем прописаны таблетки. Но для людей, которым прописано подобное регулярное и постоянное лечение, это не должно быть препятствием.

- Чем отличается говение от поста?

К сожалению, у нас эти слова стали синонимами, хотя это не так. Говение - это особенная молитвенная, духовная и душевная подготовка к посту, определенное делание. Пост - это более глубокое делание: и воздержание от пищи, и ограничение себя во всем, и пребывание в Духе и истине, постоянная работа над собой.

Такой пример. Если мы живем в миру и во время поста должны ехать в храм на Литургию в общественном транспорте, то мы должны "закрыть" наши глаза и уши, чтобы доехать без осуждения, различных искушений перед Причастием. Говение состоит в том, как если бы мы "закрыли" уши и смотрели глазами. То есть здесь полнота и важность попроще.

Человек хочет подготовиться к Таинству Святого Причащение в воскресение. Сейчас выходит много книг разных священников о том, как это надо делать. Пишут, что надо поститься три дня. Значит, человек должен поститься начиная с четверга. Но у нас есть постные дни на неделе: среда и пятница. Существуют апостольские постановления, запрещающие христианам поститься по средам и субботам. Субботний пост принят лишь во время сплошных постов и в специально обозначенные субботы. Когда человек постится в субботу, он уподобляется иудею или католику.

В дни подготовки ко Святому Причастию требуется как раз говение. Если это супружеская пара, то они воздерживаются от отношений, но вместе молятся, вместе идут в храм. Если кушаете и борщ, и котлеты, то в дни подготовки скушайте только борщ, а вместо котлет скушайте зелени. То есть, говение - это частичное ограничение, пост же - полное. Пищевые запреты не должны умалять подход к Святому Таинству. По словам Иоанна Златоуста, пост не приближает нас к Богу и не отдаляет от Него.

Говение также подразумевает исповедание наших мыслей духовнику, поэтому мы должны знать, что, подходя к Таинству Святого Причастия, должны соблюдать и апостольские постановления как христианские нормы. Должны помнить, что цель говения в подготовке человека к Причастию.

- Целесообразно ли человеку брать на себя усиленный пост?

Часто подходят люди, которые хотят поблажить. Но хочу привести пример: целесообразно ли человеку, занимающемуся тяжелой атлетикой, взять сто килограмм сверх нормы - и поднять? Поднимешь - и надорвешься или станешь инвалидом. Так и здесь. Человек, который накладывает на себя подвиги, выше тех, которые рекомендует Церковь, может надорваться. Бес может так посмеяться над таким человеком, что он перестанет ходить в храм Божий, перестанет причащаться и молиться, а начнет насмехаться и кощунствовать.

Таких примеров много и в святоотеческом наследии, и в моем личном опыте: люди, которые хотят сделать что-то не ради спасения, а ради тщеславия, гордыни даже перед самими собой, очень часто надрываются. Они не дают работать в себе Духу Святому, считая, что смогут все сделать сами.

- Как определить меру в посте, чтобы и не перегрузить себя и не дать себе послабления?

Когда я служил в монастыре, то смотрел за людьми, приходящими из мира в монастырь. Люди, которые имеют Духа и действительно предрасположены к этому, будут ходить в храм каждый день, готовиться. Таких людей сразу видно. Как сразу видно и тех людей, которые блажат. У них сразу возникают какие-то проблемы: все время что-то мешает прийти в храм.

Христос сказал, что тот, кто берется за плуг и озирается назад, тот недостоин Царства Небесного. Очень часто люди хотят взяться за "плуг", но тут же озираются назад.

Если я не знаю человека, то никогда не даю благословения на особые подвиги. Если ты считаешь, что призван к сугубым подвигам, иди в монастырь, испытывай себя. Очень часто бывает, что пожив и поработав в монастыре, люди понимают, что не предназначены для этого, возвращаются в мир. Могут продолжать ходить в церковь, но бывает, что и перестают.

- Можно ли помочь людям, которые "озираются назад"?

Мы все время помогаем таким людям. Часто бывает, что приходя в церковь, человек думает, что в ней все святые. Враг рода человеческого отвращает человека от храма, внушая ему: "Ты такой грешник, иди в храм Божий там праведники!" Он приходит, а там бабушки злые, замечания делают, знакомые в храм ходят, а его обижают. Оказывается, что там все такие плохие, не святые, а подлецы и грешники. И человек решает: "Нет, в церковь я ходить не буду". Таким образом сатана сделал свое дело: отлучил человека от церкви, от Таинств. Такие люди могут погибнуть.

Мы говорим людям: "Когда вы приходите в храм, видите золотые купола, то видите лишь отражение и образ Царства Небесного. Насколько это красиво здесь, но в Царствии Небесном это будет во много-много раз лучше и краше. Здесь мы лишь стремимся к этому". Надо помнить слова Христа, Который сказал, что пришел спасать не праведников, а грешников. И должны помнить, что храм Божий - врачебница, и люди приходят сюда лечиться. Когда мы приходим в больницу, то не рассчитываем встретить там здоровых людей. Если бы это было так, зачем нам приходить туда?

Человек должен помнить, что, идя в храм Божий, он направляется во врачебницу для души: примириться с Богом, научиться молиться. Приходит, для того чтобы научиться жить правильной духовной жизнью. Если человек придет в больницу и скажет: "Там столько больных, я лечиться не буду!" Это же абсурд!

Когда я привожу подобные примеры, люди начинают понимать, что приходят в церковь для исцеления своей души с молитвой к Богу. В таком случае мы, как священники, выполняем свою маленькую работу: люди начинают открывать свои сердца Богу, примиряться с Ним посредством Таинств, общественной молитвы. Они начинают работать над собой. Вот в чем корень.

Священник тоже человек. Как врач может болеть и лечиться, так и священник может быть немощным. Поэтому не надо смотреть на батюшек: кто на какой машине ездит или с какими людьми общается. Каждый ответит за свое. Ты приходи в храм и получай, что тебе нужно. Когда ты приходишь в больницу, то хочешь, чтобы стало легче тебе, а не смотришь, как лечат другого. Смотри на себя: стало тебе легче. Получив благодать в храме, неси ее домой, чтобы не растерять ее и не погасить свечу в своей душе.

- Большое спасибо, отец Александр. Время передачи подошло к концу. Благословите наших телезрителей.

Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывает со всеми вами.

Ведущий: Денис Береснев

Расшифровка: Юлия Подзолова

Следует помнить, что перед Причастием нельзя пить и есть (после полуночи), а после Причастия нельзя плевать, целоваться или есть что-то с косточкой. Для тех, кто не причащается, «говение» не обязательно. Однако, чтобы принять до́ру или после Литургии, нужно идти на службу натощак.

Во время пения причастного стиха причастники приближаются к амвону. После возгласа «Со страхом Божиим и верою приступите » для взрослых причастников читается прощение. Они кланяются в землю (без крестного знамения) и слушают прощение. Встав, складывают крестообразно руки и слушают со вниманием читаемые священником молитвы. Затем совершают земной поклон Святым Тайнам и подходят ко Святой Чаше по порядку: младенцы, отроки и отроковицы, девицы, мужчины и женщины. Крылошан (певцов и чтецов, стоящих на крылосе) принято пропускать вперед.


Приближаясь к Чаше, причастник ограждает себя крестным знамением с молитвой Исусовой, складывает руки крестообразно и со страхом Божиим и благоговением принимает Святые Дары - Тело и Кровь Христовы. Затем причастившийся творит Крестное знамение и целует подножие Чаши. После Причастия подходят к столику, на котором стоит теплота (вино, разбавленное кипятком) и просфоры. После окончания Литургии все причастники со вниманием выслушивают благодарственные молитвы.


В случае, если человек из-за совершенных грехов не достоин приобщаться Святых Таин (отлучен от причастия на определенное время), духовный отец может причастить его Великой водой, освящаемой накануне Богоявления, в сочельник. Ранее этот обычай был более распространенным, но и теперь в некоторых приходах священники причащают Великой водой.

Стоит также отметить, что есть грехи, которые отлучают от причастия, более тяжкие - от святыни вообще, то есть нельзя подходить ко Кресту, иконам, брать просфору, пить святую воду. Люди, отлученные от святыни, не проходят в храм, а стоят в притворе.

Если Вы не принадлежите к старообрядческой Церкви, то, придя на Литургию, стойте в храма. Проходить дальше, подходить ко Кресту, иконам, брать просфору Вам не следует.

Причастие – один из важнейших церковных обрядов, называемых таинством . В чём его суть? Она состоит в следующем. Человек рассматривается церковью как существо не только материальное, но и духовное. Поэтому и пища ему нужна также и духовная. Во время Причастия человек получает Святые Дары – Тело и Кровь Иисуса Христа. В реальной жизни это выглядит как вкушение хлеба и вина, посредством которого человек очищается от грехов и готовится вступить в жизнь вечную.

В Евангелии от Иоанна об этом таинстве сказано: кто будет причащаться плоти и крови Сына Человеческого, тот получит вечную жизнь и будет воскрешён в Судный день. А также посредством его произойдёт воссоединение с Богом.

Для чего совершается таинство

Таким образом, для соединения с Богом и обретения извечной жизни нужно причащаться. Подобно тому, как земное исцеление при заражении крови происходит путём её замены на здоровую, душа, заражённая грехом, нуждается в поступлении к ней крови Христа. Так же, как больной орган заменяют здоровым, путём поглощения тела Христа под видом хлеба исцеляется душа. В Священном Писании говорится: после причастия Христова Кровь «течёт в наших жилах», и мы становимся ему «сотелесными».

Входя в душу человека Христос излечивает её от страстей и «язв», наполняет животворящими соками, успокаивает, даёт радость. Тем самым происходит духовное совершенствование и причащение уже во время земного пути к пути небесному, вечному. То есть, причастие – это своего рода дорожка в царствие небесное, залог того, что человек достигнет его по завершении Страшного Суда.

Как всё начиналось

Другое названия причастия – Евхаристия. О но произошло из греческого языка и переводится как благодарение . Обряд, во время которого верующие причащаются, носит название Литургии – общественного служения. Может совершаться как ночью, так и поутру. В православной церкви это главное таинство, её основа и сердцевина. Без него сама Церковь невозможна , как невозможно построить здание, не имея фундамента. Это действо установлено самим Сыном Божиим во время Тайной вечери с учениками в преддверии страстей Господних – его страданий на кресте.

Когда Иисус с учениками сидели за вечерней трапезой, он взял хлеб, совершил над ним благословение, затем преломил его и раздал своим последователям. После этого взял чашу с вином, возвёл благодарственную молитву Богу за его милость к людям и также передал сотрапезникам. Эти действия он сопроводил словами о том, что хлеб есть его тело, а вино – его кровь , вкушать их нужно, так как отданы они будут во имя прощения человечества за его грехи. А также Иисус призвал причащаться Святым Дарам в память о нём.

После вознесения Христа на небо ученики, «преломляя хлеб» в седмицу, являвшуюся тогда первым днём недели, молились, пели псалмы, читали Святое Писание и исповедовались. Временами трапеза продолжалась до утра. Постепенно такие действия трансформировались в церковную службу, которая сегодня состоит из двух частей – вечернего богослужения и утреннего – , включающей в себя Причастие.

Частота и чистота причащения

На заре Христианства Причастие проводилось каждое воскресенье. Сегодня отцы церкви рекомендуют приобщаться к этому таинству не реже одного раза в месяц. Тем, кто не имеет такой возможности – хотя бы четыре раза за год , приурочивая Причастие к постам. Минимальная частота участия в Евхаристии – ежегодное Причастие.

Существуют ситуации, когда люди рассматривают себя как грешников недостойных вкушать Кровь и Тело Господа. Есть и другая крайность – частые походы к Причастию, исполняемые формальным образом, без полагающейся подготовки, без нужного эмоционального настроя, без должного трепета и осознания святости обряда.

Оба подхода являются глубоко ошибочными. В первом случае ошибка состоит в том, что, по большому счёту, любой из нас грешен в силу самой человеческой природы. А таинство Причастия и существует для исправления этой греховности, очищения от неё и приобщения к благодати. И после каждого осознанного и подготовленного участия в обряде человек становится лучше и чище. Во втором случае, при вкушении вина и хлеба «для галочки» никакого приближения к вечному блаженству не будет.

Чтобы Евхаристия соответствовала её предназначению, она должна осуществляться верующими как неотъемлемая часть непрерывного процесса духовного совершенствования в сочетании с присущими ей атрибутами – , исповедью, молитвами, добрыми делами. Здесь в помощь будет непосредственное общение с духовником, который сможет руководить религиозной жизнью своего «чада».

Как готовиться к приобщению Святым Дарам

Духовная подготовка

По образному выражению святых отцов, готовясь к Евхаристии, человек должен готовиться к встрече с Сыном Божьим . Ведь он причащается Крови и Плоти его.

Конечно, будучи человеком воцерковлённым, нужно соблюдать религиозные правила: изучать Священное Писание, обращаться с молитвами к Господу, исповедоваться в совершении грехов, воздерживаться от скоромной пищи в пост. Но только этого недостаточно. Человек должен вести постоянную внутреннюю работу, направленную на воспитание в себе таких качеств, как любовь к людям, добросовестность, ответственное отношение к долгу, терпимость и миролюбие.

Если обратиться к Евангелию от Матвея, то можно найти такие строки. Придя к жертвеннику, и, вспомнив, что он состоит в ссоре с братом, человек должен прежде помириться с ним, а затем обращаться к Богу с дарами и молитвами. То есть, чтобы правильно подойти к обряду Причастия, нужно уладить свои «мирские» дела. Разобраться в своих отношениях с близкими, и, если есть конфликт, обиды, нарекания – постараться исправить ситуацию, наладив покой в семье и среди друзей. А после этого сходить на , облегчить свою душу и привести в порядок мысли.

Кто может причащаться? Важно знать, что причащаться может только тот, кто крещён по православному обряду . Тем самым он становится одним из членов Церкви и может быть допущен к Евхаристии. Нужно помнить, что препятствием к участию в обряде является тяжкий грех. Его совершение требует особой работы над собой и деятельного раскаяния. Одним из установлений церкви является девиз: «Вера без дел мертва». Из него следует, что мало замаливать грехи, нужно исправлять свои ошибки и стараться не совершать их впредь, совершать добрые дела.

Таким образом, подготовка к Причастию состоит в следовании правилам. Необходимо: покаяние в грехах, соблюдение поста и молитвенных бдений — при условии, что делается это искренне и прочувствованно.

Как сказано в Первом Послании к Коринфянам апостола Павла, идя к Причастию, человек испытывает себя. И, если «кто ест и пьёт недостойно», при этом «не рассуждая о Теле Господнем», «тот ест и пьёт осуждение себе». Из этих слов можно сделать вывод: когда верующий берёт в руки хлеб и чашу с вином, он должен понимать, что это не просто пища, а приобщение к высшему смыслу бытия, к истинной вере, к её сути, к божественной сущности. И делать это нужно с благоговением и трепетом, так как во время священного действа Евхаристии Бог открывается человеку, а человек Богу.

Как готовиться фактически

Как проводится обряд

Первое причастие

Как причащаются дети впервые? Первый раз ребёнка причащают непосредственно после обряда крещения. Считается, что после этого он попадает под «присмотр» своего ангела-хранителя, который будет с ним всю жизнь.

В таинстве вместе с ребёнком желательно участвовать его родителям – биологическим и крёстным. Кто-то из них подносит дитя к Чаше. Они также должны подготовиться накануне, следуя тем же правилам, что и при причащении взрослого: соблюдая пост, исповедуясь и читая молитвы.

Когда ребёнка готовят к причастию, если ему не исполнилось трёх лет , его можно кормить непосредственно перед проведением обряда утром, но не позже чем за полчаса. Иначе он может срыгнуть, находясь в церкви.

Нужно позаботиться о том, чтобы накануне вечером он не перевозбуждался, лёг пораньше и хорошо выспался.

  • участие в шумных играх,
  • просмотр большого количества мультфильмов,
  • прослушивание громкой музыки,
  • употребление шоколада.

Тогда во время службы он не будет капризничать. А также нужно позаботиться о комфортной одежде, которая не будет мала или велика и должна соответствовать сезону, так как детскому организму особенно вредно как переохлаждение, так и перегревание.

При поднесении ребёнка к святой Чаше, его кладут на правую руку и аккуратно придерживают, не давая размахивать ручками и толкнуть наполненный сосуд или держащую её руку священника.

Если ребёнку не исполнилось семь лет, его не исповедуют. Когда он совсем маленький, его имя произносят родители, впоследствии он должен делать это самостоятельно.

Наблюдаются случаи, когда нездоровые дети сразу после первого Причастия чувствовали себя гораздо лучше и даже выздоравливали окончательно. Если малыша не удалось причастить во время крещения, желательно сделать это сразу, как только представится возможным. Как правило, служители церкви рекомендуют причащать детей регулярно, например, по воскресеньям. Церковь рассматривает первую Евхаристию, как ступеньку к восхождению к полноценной религиозной жизни.

После участия в святом таинстве Причастия, если соблюдены все правила,человека охватывает чувство радости, благодарности к Богу за его милосердие, стремление к чистой и красивой жизни в лоне Христианской Церкви.

Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной вечери - последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). В Таинстве Плоти и Крови Господних (Евхаристии - греч . «благодарение») происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в Царствии Небесном. Мистическая тайна Евхаристии укоренена в Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за нас Творцу и восстановил падшую человеческую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав; и нам даровав живот вечный..»

Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое (как полагают протестанты), но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну.

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

…………………………………………

Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

…………………………………………

С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 53–58, 60, 66).

Рационалисты пытаются «обойти» тайну, низводя мистику к символу. Гордецы воспринимают недоступное их разуму как оскорбление: Лев Толстой кощунственно называл причастие «каннибализмом». Для иных это дикое суеверие, для кого-то анахронизм. Но чада Церкви Христовой знают, что в Таинстве Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину причащаются Тела и Крови Христовых в Их сущности. Действительно, человеку не свойственно употреблять в пищу сырые плоть и кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под образом хлеба и вина. Тем не менее под внешней оболочкой тленной материи сокрыто нетленное вещество Божественной природы. Иногда, по особому соизволению, Господь приоткрывает сие покрывало тайны, и дает видеть сомневающимся подлинную природу Святых Даров. В частности, в моей личной практике было два случая, когда Господь восхотел дать увидеть причащающимся Тело и Кровь Свою в их подлинном виде. Оба раза это были первые причастия; в одном случае человека в Церковь из своих соображений послали экстрасенсы. В другом причиной прихода в храм было весьма поверхностное любопытство. После столь чудесного события оба стали верными чадами Православной Церкви.

Как хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в Таинстве Причастия? Природа творения создана Творцом сродственной Себе: не только проникаемой, но и как бы неотрывной от Создателя. Это естественно при святости тварной природы - ее изначального состояния вольного единения и подчинения Творцу. В таковом состоянии пребывают ангельские миры. Однако природа нашего мира искажена и извращена грехопадением ее хранителя и возглавителя - человека. Тем не менее она не потеряла возможности воссоединения с природой Создателя: ярчайшее свидетельство этого - вочеловечение Спасителя. Но человек отпал от Бога вольно, и воссоединиться с Ним он может также только в свободном волеизъявлении (даже на вочеловечение Христа требовалось согласие человека - Девы Марии!). В то же время обожение неодушевленной, не обладающей свободой воли, природы, Бог может совершить естественным образом, самовольно . Таким образом в богоустановленном Таинстве Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы: Тело и Кровь Христовы. И вот теперь принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его - чада Его Церкви.

Итак, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц, возможно и чаще. Причастие один раз в год является минимально приемлемым, но столь «голодный» режим может поставить душу на грань выживания.

Как проходит Причастие в Церкви?

К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Встреча с Богом - событие, потрясающее душу и преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства. До́лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» (помня слова молитвы «Отче Наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим») и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами. Перед Причастием следует прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами молитвы, которые так и называются: «Последование ко Святому Причащению»; эти молитвенные тексты присутствуют, как правило, во всех изданиях православных молитвословов (сборники молитв). Точный объем чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни. После совершения Таинства Причастия положено прочитывать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Наконец, готовясь принять в себя - в свою плоть и в свою душу - Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.

Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток. Непосредственно в канун Причастия до́лжно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не пить ничего с утра перед службой). Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует, опять же, индивидуально.

Причащение в Церкви

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия . Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» - св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

Первые обитатели Земли, прародители Адам и Ева, жили в Раю, не зная ни в чем нужды. По убеждению лукавого Змия они вкусили запретный плод – согрешили и были изгнаны на Землю. Современный человек поддается иным искушениям, как и Адам с Евой, своими поступками становится невхожим в Рай. Попросить у Бога прощенья, находясь в земной жизни никогда не поздно, надо иметь твердое желание не грешить – исповедаться и причаститься. Что это такое причастие в церкви и как оно совершается - требует разъяснения, потому что далеко не всем об этом известно.

Что значит причаститься в церкви?

Осознание собственной греховности влечет за собой желание покаяться, то есть признать неправильный поступок и намерение не совершать такого в дальнейшем. Попросить прощение за совершенные грехи – исповедаться, а воссоединиться с ним душой – принять причастие в церкви, ощутить себя частью большой Божьей благодати. Причастие готовиться из хлеба и вина, которые являются – кровью и плотью Господа Иисуса Христа.

Как проходит причастие?

Главное условие для принятия причастия – исповедь у батюшки, духовное перерождение, при котором человек признает сделанные ошибки, искренне просит прощенья не у священника, а у самого Бога. Во время службы в церкви хлеб и вино незримым образом превращаются в причастие церковное. Принятие причастия – Таинство, через него человек становиться наследником царствия Божьего, обитателем рая.

Для чего нужно причастие?

Верующему человеку причастие дает избавление от скверных мыслей, помогает бороться в повседневных делах с нападками зла, служит духовным подкреплением, приводит к внутреннему духовному перерождению. Однозначный ответ по поводу размышлений, обязательно ли причащаться - да. Душа человеческая - творенье Господа, его духовное чадо. Каждый человек, приходя к земному родителю, радуется, если долго его не видел, так и каждая душа ликует, приходя к Богу – небесному отцу, через этот ритуал.


В какие дни можно причаститься в церкви?

Принимают его в дни, когда в церкви проходит Служба Божья. Человек принимает решение как часто можно причащаться самостоятельно. Церковь рекомендует в каждый пост, а постов есть 4, приходить исповедоваться и причащаться, желательно ежегодно. Если человек долго не приходил в церковь - не причащался а душа требует покаяния, не надо бояться осуждений со стороны батюшки, лучше приходить на исповедь сразу.

Как правильно причащаться в церкви?

Принято следовать правилам, указывающим . После исповеди, батюшка благословляет на принятие Святого причастия, которое совершают того же дня. На литургии после молитвы «Отче наш» причастники подходят к ступеням, ведущим в алтарь, и ждут выноса священником Чаши. Креститься перед самой чашей не уместно, надо внимательно слушать молитву.

В такой момент не надо суетиться, создавать толпу - неторопливо подходить к причастию, пропуская вперед детей и стариков. Перед самой Святой Чашей, скрестив руки на груди, произнести свое имя, открыть рот и проглотить частичку, поцеловать край чаши, затем пройти к столику с теплым чаем и просфорами, запить причастие. После таких действий дозволено целовать иконы, разговаривать. В один день два раза причащаться запрещено.

Как подготовиться к причастию?

Подготовка к причастию взрослого человека - выдержать пост, примириться с врагами, не питать чувства ненависти или злобы, осознать греховные проступки сожалеть о неправильно сделанном, воздерживать себя несколько дней от телесных удовольствий, совершить покаянные молитвы, исповедаться. Решение о причащении тяжелобольных, без особой подготовки принимает священник.

Находящихся в смертной опасности людей, если у таковых нет возможности подготовиться к принятию Святых Таинств, не лишают возможности причаститься. К причастию без исповеди и поста допускаются крещенные церковью дети до 7 лет. Грудных младенцев после Таинства Крещенья, можно причащать очень часто, им дают малую частичку – капельку под видом Крови.


Пост перед причастием

Перед причастием принято выдерживать пост, воздерживаться от приема мясных, молочных, рыбных продуктов на протяжении 3-7 дней, если на этот период не припадает установленный церковью для всех одинаковый пост, например – Рождественский, Великий. Принимать решение можно ли причащаться если не постился по физическому состоянию здоровья человека, надо только по совету священнослужителя. Исключение из правила дети до семилетнего возраста и люди, чье здоровье не позволяет придерживаться такой системы питания.

Ответ на вопрос, можно ли причащаться без исповеди покаявшемуся человеку - нет. Священник выслушивает грехи кающегося не из любопытства, он посредник который свидетельствует Богу, что человек раскаявшись приходил в церковь, сожалел, изъявил желание начать жизнь с нового листа. Исповедующий человека батюшка принимает решение о допуске к причастию, дает благословение исходя из конкретных правил, а не личных побуждений.

Молитвы перед причастием

В предшествующий причастию день с вечера и до самого принятия Таинств, совершают отказ от еды и принятия воды, не курят сигарет, не допускают интимных отношений. Следует предварительно прочитать – обращения к Богу, в которых он высказывает словами свою греховность, и просит прощенья. Перед тем как исповедаться, читают покаянные молитвы названые канонами:

  • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу;
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице;
  • канон Ангелу Хранителю;
  • последование ко Святому Причащению.

Прочитать положенные перед причастием молитвы в один вечер трудно, допускается разделить чтение правил их на 2-3 дня. Канон ко Причащению (Правило ко Причащению) читается накануне вечером, после чего идут молитвы на сон грядущий. Молитвы перед Причащением (Правило ко Причащению) читают утром в день Причастия, после утренних молитв.


Можно ли причащаться во время месячных?

Принимать причастие церковное, если у женщины месячные, нельзя. Причастие у православных христиан – праздник торжества душевного, к нему принято готовиться заранее, не откладывать возможность покаяния на потом. Приходя в храм, человек приводит душу к живому источнику – причащаясь он возобновляет душевные силы, а через исцеленную душу происходит излечивание телесных слабостей.