Молодежные субкультуры в хронологическом порядке. Молодежные субкультуры

Самые известные субкультуры по направлениям:

Музыкальные

Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки:

    Готы (субкультура) - поклонники готик-рока, готик-метала и дарквэйва

    Джанглисты - поклонники джангла, драм энд бейса и его разновидностей

    Инди - поклонники инди-рока

    Металлисты - поклонники хэви-метал и его разновидностей

    Панки - поклонники панк-рока и сторонники панк-идеологии

    Риветхеды - поклонники музыки в жанре индастриал

    Растаманы - поклонники регги, а также представители религиозного движения Растафари

    Рэйверы - поклонники рэйва, танцевальной музыки и дискотек

    Рэперы - поклонники рэпа и хип-хопа

    Традиционные скинхеды - любители ска и регги

    Эмо - поклонники эмо и пост-хардкора

Другие культурные

Субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх и прочее:

    Отаку - поклонники аниме (японской мультипликации)

    Падонки - Позиционируется как контркультурная, протестная. В основе творческого метода - провокация, эпатаж. Характерно использование ненормативной лексики, преднамеренных орфографических и семантических ошибок; в силу декламируемого нонконформизма, популярна тематика презрения к массовой культуре, беспорядочного секса, гомофобии, употребления алкоголя, курение марихуаны и т.д.

    Исторические реконструкторы

    Ролевое движение - поклонники живых ролевых игр

    Териантропы - обычно относит себя к одному виду животных

    Фурри - поклонники антропоморфных животных(выражается в присвоении им таких качеств, как человеческое сознание и мимика, черты анатомии человека, речь, хождение на двух ногах и ношение одежды)

Имиджевые Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению:

    Вижуал кидс - поклонники направлений музыки Visual Kei, J-rock и стиля Harajuku, часто поклонники Японии, иногда Косплееры. Visual Kids использую в прическах современные японские мотивы или же копируют своих кумиров Visual Kei, J-rock направлений.

    Кибер-готы - Одной из основ данного молодежного движения является литературный жанр - киберпанк

    Моды - британская молодёжная субкультура, среднее между тедди-боями и скинхедами

  • Риветхеды - поклонники музыки в жанре индастриал, сроднены с кибер-готами

    Стиляги - молодёжная субкультура в СССР, имевшая в качестве эталона преимущественно американский образ жизни

    Тедди-бои - обозначение молодых людей из рабочего класса, стремившихся подражать «золотой молодёжи»

    Фрики - человек, отличающийся ярким, необычным, экстравагантным внешним видом и вызывающим поведением, а также обладающий неординарным мировоззрением, которое является результатом отказа от социальных стереотипов

Политические и мировоззренческие

Субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям:

    Антифа - антифашистское движение

    Битники - молодежь 50-х и 60-х, характеризовавшаяся асоциальным поведением и неприятием традиционных культурных ценностей нации

    НС-панки - молодёжная ультраправая субкультура, представители которой придерживаются национал-социалистической идеологии, одно из направлений субкультуры панков, сильно отличное от их большинства

    Нью-Эйдж - общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера

    Cтрейт-эджеры - отрицает употребление любых алкогольных напитков, табака, а также наркотических веществ в целом

    Хиппи - пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм

    Яппи - молодые состоятельные люди, ведущие построенный на увлечении профессиональной карьерой и материальном успехе активный светский образ жизни

Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира. В отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов проводился в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология. В процессе становления и развития молодежных субкультур сформировались следующие их типы:

  • - политизированные субкультуры - активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;
  • - эколого-этические субкультуры - занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;
  • - нетрадиционные религиозные субкультуры - в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);
  • - радикальные молодежные субкультуры - отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью;
  • - субкультуры образа жизни - группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности;
  • - субкультуры по интересам - молодые люди, объединенные общностью интересов - музыкальных, спортивных и др;
  • - субкультура "золотой молодежи" - характерна для столичных городов - ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур). Бельский В.Ю., Беляев А.А. "Социология", М., "ИНФРА - М", 2005. - 399 с.

Анализ различных типов молодежных субкультур показывает, что это явление динамичное и развивающееся, проявляющееся через множество форм. Они различаются по своему происхождению и внутренней организации, в различное историческое время одни представляют большую актуальность, нежели чем другие.

Субкультуры 30-60-х годов

Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являются молодёжные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в определенной субкультуре исполнителей. Становление и развитие субкультур произошло достаточно давно. Наиболее ярким в становлении субкультур являются начало 1930 - 1940 гг.

Свингюгенды. В 1939 году, в Германии появилось такое неформальное движение, как Свингюгенды. Наиболее развитым было главным образом -- в Гамбурге, Франкфурте и Берлине. "Свингующая молодежь"- как правило, это были дети из буржуазных семей - школьники старших классов, студенты, молодые музыканты. Они увлекались американским джазом и танцами в стиле свинг. Облик "свингирующей молодежи" был антиподом официальному образу "правильного" немецкого юноши. "Swing-Boys" одевались "по-американски". Они носили длинные двубортные пиджаки в клетку или "теннисную" полоску, с огромными плечами, широченные брюки с большими отворотами, ботинки на толстой подошве. Галстуки и шарфы, как и одежда в целом, должны были быть яркими, как "пожар в джунглях". Молодым модникам приходилось выкручиваться, чтобы в условиях военного дефицита быть стильными - пиджаки перешивали из отцовских, к ботинкам приклеивали старые резиновые подошвы. Ходили свингюгенды нарочито расхлябанной походкой, изо уголка рта свисала обязательная папироса, устраивали танцевальные вечеринки, где играли американскую и английскую музыку. В конце концов, власти запретили танцевать свинг.

Байкеры. Байкеры и байкерская субкультура как и многое другое, пришли из Америки. Это одна из самых старых субкультур, сформировавшаяся еще в 1940-1950-е годы. Внешний вид байкеров довольно узнаваем: кожа, джинсы, металлические аксессуары - далеко не полный список составляющих байкерского стиля. Из музыкальных предпочтений - рок во всех его проявлениях, хотя некоторые слушают и поп-музыку. В наши дни проводится огромное количество музыкальных фестивалей, где подавляющее большинство зрителей и слушателей - байкеры. Такие фестивали отличаются весёлой развлекательной программой, обилием пива и рок-н-рола. Существуют также разнообразные рок-клубы, где любят собираться байкеры. Такие клубы всегда можно опознать по припаркованным у входа мотоциклам. Там, на парковке, они не только ожидают своего хозяина, но и привлекают внимание окружающих впечатляющим внешним видом. Каждый байкер уделяет огромное внимание не только технической оснащённости своего стального коня, но и его внешней привлекательности. Помимо свободы, байкеры ценят своё байкерское братство и всегда готовы помогать друг другу.

Тедди-бои. Субкультура Тедди-боев зародилась в 1953 году в Лондоне, и быстро распространилась на всю Великобританию. Тедди-бои одевались в суженые брюки или брюки-дудочки, длинные жакеты, приталенные пальто, сюртуки с двойным воротником, галстуки-бантики. Так они пытались походить на денди и на "золотую молодежь". Тедди были в основном выходцами из рабочего класса. Тедди-бои - первая молодежная культура в Англии, которая дифференцирует себя, имея свой дресс-код и определенные увлечения, в следствии подстраивает и рынок под себя. Именно с появлением Тедди появляются первые молодежные магазины одежды и молодежные телепередачи. Для Тедди-боев внешний вид и одежда имеет важное значение - это то, благодаря чему они выделяются из толпы. Они отличались довольно хулиганским поведением, что шокировало старшее консервативное поколение, а газеты обычно еще больше "раздували" шумиху вокруг них, преувеличивали и подливали масло в огонь.

Моды. Моды -- британская молодёжная субкультура, сформировавшаяся в конце 1950-х гг. в среде лондонской мелкой буржуазии и достигшая пика в середине 1960-х гг. Моды пришли на смену тедди-боям, и позже из среды самых радикальных модов сформировалась субкультукра скинхедов. В качестве транспорта моды выбирали себе мотороллеры. Моды, как правило, встречались в клубах и на приморских курортах. Моды не были сплочены, у них не было какой-то связующей идеи, где пропагандируются идеи братства и единства. Они были просто молодежью, собиравшейся по ночам и развлекающейся до утра. И, тем не менее, они оставили след в истории своим ярким внешним видом и своеобразным тюнингом своих скутеров. Первоначально из одежды предпочтение отдавалось сшитым на заказ костюмам, позже - просто костюмам итальянских и британских брендов. Язык крайне ограничен. Употребляют наркотики - таблетки и темное пиво. Во второй половине 60-х гг. движение модов сошло на убыль и возрождалось с тех пор лишь эпизодически.

Скинхеды. Первые упоминания о скинхедах в прессе и музыке встречаются в Англии в конце 60-х годов XX века. Скинхеды 60-х годов имели общие черты стиля с субкультурой модов. Субкультура с самого начала была полностью аполитичной. Ни левая, ни правая политика не преобладала. Это были суровые парни, в равной степени ненавидящие и молодых буржуйских мажоров, и расслабленных наркоманов-хиппи. Появилась идеология "White Power" - Белая Сила, которая должна сохранить расовое равновесие не только в Европе, но и во всём мире. Настоящие скинхеды не призывают к уничтожению других рас, они просто говорят, что у каждого свой дом, своя Родина, земля предков. Скины обрезали воротники, заузили брюки, сняли значки, а ноги обули в тяжелые строительные ботинки. Так установился канон одежды скинхеда. В этой одежде все строго функционально, приспособлено для уличной драки. Ничего лишнего: никаких очков, значков, никаких сумок, погончиков, ничего, что мешает увернуться от рук противника. В ботинках вместо чёрных шнурков появились белые, как символ того, что скины сражаются за Белую Расу.

Стиляги. Стиляги -- молодёжная субкультура в СССР, получившая широкое распространение в крупных советских городах с конца 1940-х по начало 1960-х годов, имевшая в качестве эталона преимущественно американский образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное отношение к некоторым нормам советской морали. Большую роль в процессе развития субкультуры стиляг сыграл западный кинематограф. В первые годы существования этого феномена внешний вид стиляги был скорее карикатурным: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, носки ярких цветов, пресловутая галстук "пожар в джунглях". Позже дресс-код советских стиляг претерпел существенных изменений: появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый "кок" на голове, изысканный пиджак с широкими плечами, узкий галстук "селедку, зонтик-трость. Из обуви в среде советских модников популярностью пользовались остроносые ботинки на высокой каучуковой подошве. Для девушки, которая позиционировала себя как представительницу "стиляжной" культуры, достаточно было ярко краситься и носить прическу "венец мира". Особым шиком считали узкие юбки, тесно обтягивали девичьи бедра. В музыкальных предпочтениях стиляги больше тяготели к джазу и рок-н-ролла. Любимыми танцами были буги-вуги, рок-н-ролл, а позднее твист и шейк. Отличали стиляг не только особая одежда, музыка, танцы и манеры поведения, но и специфический сленг, частично заимствованный от джазменов. Лисовский В.Т. Социология молодёжи. М.1996. с.54

Помимо рассмотренных ранее субкультур, в 30-60-е годы прошлого века появляются и такие культуры, как Пираты Эдельвейса, Рокабилли, Руд -бои и Хипстеры.

Субкультуры 70-80-х годов XX века

Хип-хоп. Субкультура хип-хопа зародилась в 1974 году в афроамериканских и латиноамериканских кварталах Бронкса. Стиль одежды в субкультуре хип-хоп. Свобода действий предполагает свободную одежду. Поэтому для стиля хип-хоп характерны футболки мужского покроя, майки, олимпийки, толстовки с капюшонами и худи. Цвета одежды изначально были темными и серыми, но со временем эта условность была преодолена в пользу более позитивных оттенков. На ногах любители хип-хопа предпочитают носить широкие джинсы-"трубы", нередко с заниженной талией. Обычно их надевают таким образом, что становится видна часть нижнего белья. Можно назвать это формой пренебрежения к принятым в обществе нормам культуры и этики. Обувь стиля хип-хоп стопроцентно спортивная. Помимо атрибутов чисто спортивного характера, таких, как банданы, напульсники, бейсболки, которые носят практически все представители течения, в стиле хип-хоп присутствуют и ювелирные украшения, характерные для тех, чьи финансовые возможности значительно выше средних. Пономарчук В.А., Толстых А.В. Среднее образование: две критические точки современной школы.// Социс 12/94 с.54

Рэйверы. Обычно рэйверов относят к музыкантам. В основе данной субкультуры присутствует: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде. Субкультура рэйверов возникает в 80 гг. в США и Великобритании. В России распространяется с начала 90-х гг. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни - ночные дискотеки с мощным звуком, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов. Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности амфетаминов. Принятие стимуляторов и галлюциногенов с целью "расширения сознания" стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе и ди-джеи - ключевые фигуры рэйв-субкультуры - высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков.

Панки. Молодёжная субкультура, возникшая в конце 1960-х -- начале 1970-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике. Философия панка главным образом заключается в борьбе с серостью, агрессией и однообразием. Панки отличаются пёстрым имиджем. Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, бриллиантином, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 1980-х у панков стала модной причёска "ирокез". Носят рваные джинсы, заправленные в тяжёлые ботинки и кеды. В одежде преобладает "мёртвый стиль". Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары. Также панки носят различные атрибуты рокерских субкультур: ошейники, напульсники, браслеты, преимущественно кожаные, с шипами, заклёпками и цепями. Многие панки делают татуировки.

Готы. Готы -- представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX века на волне пост-панка. Готическая субкультура достаточно разнообразна и неоднородна. Основные элементы готического имиджа -- преобладание чёрного цвета в одежде, использование металлических украшений с символикой готической субкультуры, и характерный макияж. Типичная атрибутика, используемая готами -- анх, древнеегипетский символ бессмертия, черепа, кресты, прямые и перевернутые пентаграммы, летучие мыши. Макияж используется и мужчинами, и женщинами. Он не является повседневным атрибутом, и как правило, наносится перед посещением концертов и готических клубов. Макияж обычно состоит из двух элементов: белой пудры для лица и тёмной подводки вокруг глаз. Прически в готической моде достаточно разнообразны. В эпоху пост-панка основным видом прически были средней длины растрепанные волосы. Но в современной субкультуре многие носят длинные волосы, или даже ирокезы. Для готов характерно красить волосы в чёрный или -- реже -- рыжий цвет. Некоторые готы предпочитают одежду, стилизованную под моду XVIII--XIX вв. с соответствующими атрибутами: кружева, длинные перчатки и длинные платья у женщин, фраки и цилиндры у мужчин. Нормальное состояние для готов - "тоска" -- достаточно всеоблемлющий термин, которым описывается обычное готическое состояние. Юмор у готов довольно специфичен -- это сугубо черный юмор.

Хиппи. Одной из первых музыкально-молодёжных субкультур современности были хиппи. Хиппи -- философия и субкультура, изначально возникшая в 1960 годах в США. Расцвет движения пришелся на конец 1960 -- начало 1970 годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм.

Хиппи верит:

  • - что человек должен быть свободным;
  • - что достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;
  • - что красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого -- чисто духовная проблема;
  • - что все, думающие иначе, заблуждаются. Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 2004

Культура "хиппи" имеет свою символику, признаки принадлежности и атрибуты. Для представителей движения хиппи, в соответствии с их миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус, плетеных из бисера или ниток, браслетов, "фенечек" и прочее.

В 70-80-х годах появляются еще такие субкультуры, как Металлисты, Фрики и Гламур.

Субкультуры 1990-2000 годов

Кибер Готы. Ориентировочно, истоки зарождения субкультуры Кибер Готы приходятся на 1990-й год. Стоит заметить, что точной классификации и определения данного неформального направления, еще не существует, конечно, есть некие особенности, которые выделяют это направление от других, но по глубокому заблуждению многих - ничего общего с обычной субкультурой Готы, они не имеют. Сами истоки были взяты именно из готического движения, но в короткий срок были полностью переориентированы. Как и большинство субкультур, Кибер Готы образовались из-за музыкальных направлений. Главными направленностями музыкальных предпочтений Кибер Готов являлись звуки гитары и стандартные песни в стиле рок. В качестве основных причесок используются: дреды - волосы окрашенные в разные цвета, не редко встречаются у представителей этого движения и ирокезы, но с субкультурой панк, они не имеют ничего общего. Цветовая гамма колеблется от зеленого, до черного, но преимущественно используются яркие. Одежда в основном состоит из кожаного или синтетического материала. В дизайне присутствовали элементы микросхем, показывающие пристрастие Кибер Готов к компьютерам. Это является отличительной чертой Кибер Готов от готов. Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 2004.

Гранжеры. Одна их самых старых субкультур - это гранжеры, они возникли под воздействием музыкального направления гранж, откуда собственно и выделились как обособленная культура примерно в 1990-1991 году. Ее родоначальники, группа Нирвана, которые смогли продвинуть не только свой стиль в массы, но и породить целое поколение, своих последователей. По внешнему виду Гранжеров легко отличить от представителей других субкультур, их отличает клетчатая рубашка, кеды и длинные волосы - эти три элемента полностью формируют имидж и образ. Причем, предпочтение отдается изношенной одежде. Нередко такие вещи для формирования образа, стиля и имиджа покупаются в секонд хендах. По-своему существованию, они полностью безобидны для окружающих. Из музыкальных направлений, приоритетное отдается естественно Гранжу. Субкультура гранжеры отличается также своей консервативностью, нежеланием менять свои устои жизни, нормы, философию или систему ценностей. Мода на гранж кончилась примерно в 2000-2005 году, но и сейчас придерживаются этой субкультуры, исключительно те люди, которые не равнодушны к этому направлению. Стоит заметить, что именно из направления Гранжеры, позже был перенят элемент одежды - майка или толстовка с черно-красной расцветкой. Что касается возраста, то тут нет ограничений. Среди гранжеров можно встретить как в 15 летнем возрасте, так и полностью сформировавшихся и утвердившихся людей.

Альтернативщики. Субкультура Альтернативщики, образовалась в первой половине 90-х годов. В нее вошли представители рэперов, металлистов и панков. Из всех молодежных музыкальных направлений, они выделяются дружелюбием, к представителям любых субкультур. В отличие от всех музыкальных движений, Альтернатива объединила в себе сразу несколько стилей, что позволило создать полностью обособленную субкультуру. За основу, был взят стиль HardCore. Что касается музыкантов, а не последователей, то они старались сделать прорыв в музыке, отвергая имеющееся стандарты. Главным вкладом, который был внесен в мировую музыку, является объединение воедино рэпа и рока. Ближе к рубежу 2000 года, новый стиль попал в течение мейнстрим и стал массово распространяться по всему миру. Внешний вид Альтернативщиков сразу бросается в глаза. Их легко отличить от представителей других субкультур. Они носят широкую одежду и пирсинг. Пик популярности Альтернативы пришелся на 2005 год. Особой идеологии у этой субкультуры не было, все упиралось в музыкальный эксперимент, который кардинально переломил развитие мировой музыки.

В данный период появляется такая субкультура, как Толкиенисты.

Социальные науки под субкультурой понимают часть культуры, отличающейся от общепринятой: системой ценностей, внешним видом представителей, языком. Субкультура, как правило, стремится противопоставить себя обществу, изолироваться от его влияния.

Само понятие было сформулировано в 1950-х годах в Америке. В статье будет рассмотрена молодежная субкультура, ее виды, идеология.

История и современность

В середине XX века появились первые молодежные неформальные объединения, в их основе лежали музыкальные предпочтения. Развитие рок-н-ролла, новые его направления привели к появлению таких видов субкультур, как битники, хиппи, рокеры, панки, готы и другие. В том или ином виде эти движения сохранили свою актуальность.

В XXI веке основу неформальных движений составляют не только музыкальные вкусы, а и различные виды искусства, спортивные увлечения, интернет-культура.

Если несколько десятилетий назад принадлежность к одному-единственному течению было однозначной, то сейчас фрагментарное вхождение то в одно, то в другое неформальное общество не вызывает неприятия и конфликтов в молодежной среде.

Среди современных видов субкультур выделяют следующие направления:

  • музыкальное;
  • спортивное;
  • индустриальное;
  • интернет-культурное.

Арт-субкультура

Под арт-субкультурой понимают неформальные движения, связанные с творческим самовыражением, хобби. Это и граффити, и андеграундное искусство, и ролевые игры, и аниме.

Граффити - самый узнаваемый вид арт-субкультуры. Под ним понимают надписи и рисунки на стенах зданий, подъездов, станций метрополитена. Современное граффити-движение зародилось в Нью-Йорке.

Многие уличные художники в своих работах отражают острые социальные или политические темы, кто-то создает настоящие шедевры на стенах домов, а популярные в последние годы 3D-картины на улицах городов поражают своей реалистичностью.

Граффити как вид субкультуры довольно популярен среди российской молодежи. В середине двухтысячных в Санкт-Петербурге проходил международный фестиваль этого направления.

Ролевики - жители двух миров

Ролевики или исторические реконструкторы - еще одно направление арт-субкультуры.

В основе ролевого движения лежит увлечение фэнтези или историей. Каждый участник ролевой игры перевоплощается в определенного персонажа и действует согласно сценарию. В основе игры могут лежать как исторические события, так и сюжеты произведений в стиле фэнтези.

Участники стараются как можно более достоверно повторить бытовые условия, костюмы, ремесла, сражения конкретной эпохи. Популярны у ролевиков викинги, Древняя Русь или средневековые рыцарские сражения.

Отдельным направлением ролевого движения являются толкинисты - фанаты Дж.Р. Толкина. Участники этой субкультуры перевоплощаются в персонажей его книг: эльфов, орков, гномов, хоббитов, разыгрывая сюжеты из вселенной, придуманной писателем.

В обычной жизни участники ролевого движения могут и не выделяться из толпы, но многие предпочитают необычные украшения и одежду, стилистически приближенную к костюмам персонажа, многие заводят аккаунты в социальных сетях от имени своего героя.

Ролевые игры - вид эскапизма, способ уйти от реальности. Для кого-то это отдых от повседневной рутины, для кого-то - альтернативная и более предпочтительная реальность. Среди ролевиков можно встретить и подростков, и людей старше.

Анимешники и косплееры

Еще один вид субкультуры молодежи - отаку. В его основе любовь к японской анимации и манге (японский комикс). Участники этого движения не только пассивно смотрят мультфильмы, но и создают свои собственные, устраивают фестивали и конкурсы косплея.

Косплей - перевоплощение в конкретного персонажа аниме, манги, фильма или компьютерной игры. Это не только достоверный костюм и прическа, многие с помощью арт-макияжа стараются добиться полного сходства с выбранным героем.

Представителей этого вида субкультуры можно узнать по ярким волосам, атрибутике с любимыми персонажами. Но опять же, далеко не все копируют внешний вид любимых героев в повседневной жизни.

Для движения отаку в России характерен специфический сленг, основанный на употреблении слов японского языка. Это могут быть как расхожие фразы - «аригато» - «спасибо», «сайонара» - «до свидания», так и специфичные: «каваий»- «мило», «прелестно», или «ня» - выражающее огромный спектр эмоций.

Возрастной состав анимешников разнообразный - это и 15-летние подростки, и люди 20-30 лет.

Музыкальные субкультуры

В понятии субкультуры виды неразрывно связаны с развитием музыкальных жанров. Первым музыкальным течением считаются любители рок-н-ролла 50-х годов XX века - рокабилли. Яркие и дерзкие, они бросали вызов общественным устоям, отвоевывая свое право на самовыражение.

С развитием рок-музыки в 60-е появились хиппи, выступающие за мир без войн, за любовь к природе и гармонию с ней. «Дети цветов» предпочитали жить коммунами, носили длинные волосы, баловались легкими наркотиками и изучали восточную философию. Самопознание и раскрытие своих ментальных способностей, любовь к природе и отказ от насилия составляют основу субкультуры хиппи.

В 70-е годы разнообразие жанров рок-музыки подарило миру панков, металлистов. В 80-е появились готы. В 90-х годах XX века развитие электронной музыки привело к появлению рейверов.

Общим для различных музыкальных субкультур является любовь к определенному жанру, внешний вид, копирующий популярных музыкантов, философия и ценности, присущие конкретному жанру музыки.

Панки - анархисты, бросающие вызов общественным устоям

В середине 70-х годов XX века зародилось панк-движение. Его участники противопоставляли себя обществу, выражали недовольство политическим строем.

Флагманы панк-рока - Sex Pistols, The Stooges (Игги Поп), Ramones. Для музыки характерно грязное гитарное звучание, провокационные тексты и эпатажное, на грани и даже за гранью приличия поведение музыкантов на сцене.

Игги Поп - один из ярких представителей панк-сцены - во многом заложил манеру поведения музыкантов этого жанра.

Панк как субкультура декларирует полную личную свободу, отказ от общепринятых правил, стремление полагаться на собственные силы и не поддаваться влиянию.

Нигилизм, нонконформизм и эпатаж - черты, определяющие представителей панк-движения.

Узнать панка можно по рваным джинсам, обилию металлических украшений, булавок, заклепок, цепей, волосам, окрашенным в яркий цвет, ирокезу или выбритым вискам, кожаной куртке-косухе.

Несмотря на то что панк-движение зародилось в далекие 70-е, оно остается актуальным и в современных реалиях. Протест против социальной несправедливости, призыв к личной свободе - то, что делает панк востребованным у молодежи.

Готика - эстетизация смерти

В 80-х годах XX века на волне пост-панка появляется новое музыкальное направление - готик-рок. Оно дает начало и новому виду субкультуры.

Готы не так яро протестуют против социальной несправедливости, они уходят от несовершенного мира, погружаясь в мистическую романтику и эстетизацию смерти. Их можно сравнить с приверженцами декаданса литературно-художественного направления на рубеже XIX-XX веков.

Меланхоличные, одетые, как правило, во все черное, готы видят прекрасное там, где обыватели его не замечают. Кладбища и старинные соборы, гротескная, наполненная мистическим смыслом графика, стихи, воспевающие упадок, триллеры и фильмы в жанре хоррор - неполный список увлечений представителей этого вида субкультуры.

Готы отличаются утонченным вкусом и высоким уровнем эстетических потребностей. Их можно назвать снобами в рок-музыке.

Черная одежда викторианской эпохи или более современные луки из латекса и кожи, макияж, основа которого - выбеленное лицо, на котором ярко выделяются накрашенные черным глаза и губы, - отличительные черты гота.

Готик-рок претерпевал изменения, разветвляясь на несколько направлений, так и вся субкультура менялась и расширялась вместе с музыкальным жанром. От классических The Sisters Of Mercy, Bauhaus, The Cure к London After Midnight, Dead Can Dance, Clan of Xymox, Lacrimosa.

В таких странах, как Великобритания, Германия, США, в странах Латинской Америки готика сохраняет популярность на протяжении нескольких десятилетий, в России пик популярности этой субкультуры пришелся на 2007-2012 годы.

Индустриальные субкультуры

Индустриальная субкультура, виды и их характеристики ее рассмотрены ниже.

К индустриальным субкультурам относят:

  • диггеров;
  • сталкеров.

Диггеры - исследователи подземных военных или гражданских сооружений, заброшенных или действующих. Это могут быть как бомбоубежища, так и заброшенные бункеры, недоступные для пассажиров станции метро.

Для этой субкультуры характерен свой собственный сленг, понять который непосвященному будет сложно.

Сталкеры предпочитают исследовать всевозможные заброшенные объекты как гражданские, так и военные, города-призраки. Объектом их интереса могут стать и действующие промзоны, которые закрыты для посещения граждан.

Сталкеров привлекают индустриальные пейзажи, особая атмосфера заброшенных сооружений. Многие совмещают увлечение сталкингом с фотографией или графическим изобразительным искусством.

Представителей этой субкультуры отличает особая скрытность, большинство не афиширует точные координаты объектов, которые посещают, стараются не размещать личные фото на объектах в сети.

Интернет-субкультура

Распространение интернета привело к появлению таких субкультур, как «падонки» и блогосфера.

Появление такого интернет-явления, как «падонки», связано с сайтом «Удафф.ру». Именно его основатель первым начал продвигать общение в интернете с помощью специально исковерканных, написанных с ошибками слов. Такие выражения, как «аффтар жжот», быстро распространились на просторах Рунета.

Для «падонков» характерно не только нарушение норм русского языка, но и особо циничное отношение ко всему происходящему, высмеивание и обесценивание даже значимых событий.

Блогосфера как направление интернет-субкультуры объединяет людей, ведущих различные блоги. Это могут быть и каналы на «Ютуб», и дневники в ЖЖ, отчасти паблики и сообщества в социальных сетях. Блогеры касаются самых разных тем: кто-то освещает новинки кино и музыки, литературы, кто-то пишет о политике, кто-то ведет бьюти-блог.

Краткий список субкультур

Список видов субкультур, наиболее распространенных в России:

Музыкальные субкультуры:

  • панки;
  • металлисты;
  • готы;
  • рэперы;
  • фолкеры;
  • скинхэды.

Арт-субкультуры:

  • граффити;
  • ролевики;
  • отаку;
  • андеграунд.

Индустриальные субкультуры:

  • диггеры;
  • сталкеры;
  • кибер-готы;
  • риветхеды.

Интернет-субкультуры:

  • «падонки»;
  • блогосфера;
  • демосцена.

Субкультуры позволяют подростку найти единомышленников, лучше разобраться со своим внутренним миром, но в то же время это своего рода бегство от реальности.

Молодежные субкультуры – явление не новое, но, как ни странно, для России нехарактерное. К нам это пришло с Запада, после того как произошли некоторые изменения в стране, в том числе рухнул «железный занавес» (подробнее об этом и о том, что такое субкультуры, читайте ). Сегодня существует множество субкультур, и их список регулярно пополняется.

Изучение типов молодежных субкультур началось в 70-е годы XX века. Предлагаю ознакомиться с некоторыми современными типологиями.

По принципу объединения

Наиболее популярная классификация, предложенная Л. В. Козиловой:

  1. Политические неформальные объединения.
  2. Религиозные объединения.
  3. Профессиональные и квазипрофессиональные объединения (общее дело и интересы).
  4. Спортивные и игровые объединения.
  5. Культурные объединения (творчество, познание, анализ).
  6. Гендерные объединения (пол, иные демографические признаки).
  7. Этнические объединения и землячества (общее происхождение или имитация такового).
  8. Криминальные (общность преступных интересов).
  9. Молодежные.
  10. Субкультурные (принадлежность к субкультурной среде).

По типам общностей их носителей

В. Соколов и Ю. Осокин выделяют следующие субкультуры:

  • половозрастные,
  • социально-профессиональные,
  • профессионально-корпоративные,
  • досуговые,
  • религиозные,
  • этнические,
  • территориальные,
  • локальные.

По времени возникновения

Т. В. Латышева выделила такие субкультуры:

  • прошлого (стиляги, тедди-бойз);
  • реанимированные (хиппи, готы);
  • современные (ролевики, отаку).

По принципу официальности

Можно выделить формальные и неформальные молодежные группы.

К формальным относятся официально зарегистрированные в учреждениях юстиции молодежные объединения:

  • политические молодежные объединения (молодежный парламент при Государственной Думе ФС РФ, Народно-демократический союз молодежи (НДСМ), движение «НАШИ», «СТАЛЬ» и др.); всероссийские общественные неполитические молодежные объединения («Российский Союз Молодежи», «Студенческое самоуправление», «Российские Студенческие Отряды» «Мир тесен» и др.);
  • объединения людей с ограниченными возможностями здоровья («Перспектива», «Новые возможности», «Первый российский интернет-портал для инвалидов» и др.);
  • молодежные правозащитные объединения («Равновесие», фонд «Новые перспективы» и др.);
  • экологические молодежные объединения («Зеленый парус», «Лес и мы», «Друзья Балтики» и др.);
  • религиозные молодежные объединения («Общее дело»).

К неформальным молодежным группам относятся незарегистрированные юридически или запрещенные законом:

  • экстремистские (националисты, вандалы, религиозные экстремисты и др.);
  • агрессивные движения (гопники, панки и др.);
  • социально-опасные и криминальные формирования (незаконные околорелигиозные формирования (секты), «черные следопыты», деструктивные мимикранты).

По принципу DIY

Д. В. Вольф классифицирует субкультуры по принципу включенности участников в развитие своей субкультуры.

Пассивные

Например, отаку, фурри, металлисты, готы. Представители пассивных групп не создают чего-то нового, а подражают имеющемуся, иногда возводя это в культ. Чаще всего речь идет о каком-то произведении искусства, о чем-то творческом, либо конкретном жанре, стиле искусства. Участники пассивной субкультурной группы слепо подражают своему «идолу» в поведении, речи, одежде и т. д.

Эти группы не имеют социального и политического характера. У них нет своей философии. Есть только желание повторить что-то или кого-то. Эти они самовыражаются. Представители таких групп являются:

  • слушателями,
  • потребителями,
  • зрителями,
  • поклонниками,
  • фанатами.

Активные

К активным субкультурам относятся те, представители которых сами создают и развивают свою культуру, участвуют в ней и активно влияют на социум. Притом в свою очередь активные группы можно поделить:

  • на активные физически (скейтеры, сноубордисты, серферы, роллеры, триальщики, паркурщики, байкеры, а также все экстремальные молодежные группы);
  • активные ментально (битники и члены литературных объединений).

Активные группы можно разделить:

  • на репродуктивные (ролевики и реконструкторы, меломаны);
  • продуктивные (хиппи, панки, металлисты, рокеры, инди, граффити, лито).

По отношению к обществу

Г. А. Нигматулина выделила толерантные субкультуры (байкеры, брейкеры, реперы), нигилистические (мажоры, битники), негативно настроенные группы (хиппи, панки), агрессивные (скинхеды).

  • Представители толерантных групп стараются максимально отстраниться от внешнего мира и не выражать своего отношения к нему.
  • Нигилисты показывают свой стиль жизни и ценности, но не противопоставляют его общепринятым нормам, а предоставляют в виде альтернативы.
  • Негативно настроенная молодежь выражает недовольство и отвращение к общепринятой культуре, но не пытается ее разрушить.
  • Представители агрессивных групп прямо пропагандируют непринятие главной культуры общества и выражают свое отношение открытыми протестами.

Как способ самовыражения

И. Ю. Сундиева любую субкультуру рассматривает как самодеятельность (культурную, политическую, социальную) и способ самовыражения. И выделяет агрессивную субкультуру, эпатажную, альтернативную, социальную и политическую.

  • Агрессивная субкультура имеет культ физической силы (жесткое противостояние мы – они) и внутреннюю иерархию.
  • Эпатажная субкультура подразумевает самовыражение через внешний вид, вызов сложившимся нормам и правилам.
  • Альтернативная культура представляет собой выработку поведения, проведение досуга, образ жизни, отличные от общепринятых.
  • Социальная культура имеет цель в виде решения конкретных социальных задач (экологические, этнокультурные и движения милосердия).
  • Политическая субкультура имеет свои идеи и направлена на изменения социальных ситуаций в стране согласно этим идеям.

По типу интересов (Ю. В. Монько и К. М. Оганян)

  • Музыкальные (рейверы, рокеры, брейкеры, битломаны, металлисты, реперы).
  • Интеллектуальные (толкиенисты, археологи, русачи).
  • Религиозно-философские (неохристиане, пушкинисты, буддисты).
  • Спортивные (фанаты, роллеры, байкеры).
  • Компьютерные (хакеры, администраторы).
  • Контркультурные (хиппи, панки, стиляги).
  • Деструктивные (люберы, гопники, скинхеды, фашисты).

По принципу включенности индивида

Предлагаю свою классификацию молодежных субкультур по принципу включенности молодого человека в субкультуру и объему ее влияния на жизнь индивида.

Поверхностные субкультуры

Характерен внешний эпатаж, исключительно внешнее самовыражение. Представители не имеют конкретной философии, правил, установок и ценностей. Как правило, такие субкультуры не опасны. К ним относятся:

  • фрики,
  • хипстеры,
  • косплееры.

Субкультуры убежденности

Субкультуры убежденности не затрагивают внешний вид человека, но оказывают большое влияние на его мировоззрение, поведение. Могут иметь свои правила, принципы, установки. Такие субкультуры способны создавать угрозу и проблемы обществу. К ним относятся:

  • хакеры и кракеры;
  • геймеры;
  • язычники и неоязычники.

Субкультуры глубокой включенности

Субкультуры глубокой включенности индивида имеют конкретные философию, мировоззрение, идеи, пытаются достичь их (законными и/или незаконными способами). При этом имеют внешние признаки принадлежности тому или иному движению. Могут переходить в субкультуры поклонения. К ним относятся:

  • хиппи,
  • панки,
  • готы,
  • растаманы.

Субкультуры поклонения

Субкультурам поклонения (фанатизма) свойственно полностью охватывать все сферы жизни индивида, формировать его взгляды, потребности, поведение. Чаще всего проявляются и внешне. Являются опасными для общества. К ним относятся:

  • футбольные болельщики,
  • нацисты,
  • скинхеды,
  • сатанисты.

На практике классифицировать субкультуры и определять принадлежность индивида к той или иной молодежной группе сложнее в силу двух причин:

  • Во-первых, одна и та же субкультура может быть охарактеризована с разных сторон и относиться к разным типам.
  • Во-вторых, субкультуры часто взаимодействуют друг с другом, заимствуют что-то из других культур, видоизменяются, «умирают» и возрождаются, развиваются. Эта специфика может усложнять деятельность по подбору средств и методов взаимодействия с группами.

Ценности субкультур

Ценности молодежных субкультур до сих пор не исследованы до конца. Возможно, это связано с их динамичностью, трансформацией и тенденцией к заимствованиям.

Ценности субкультур – диктуемые субкультурой приоритеты и потребности во всех сферах жизни индивида (социальная, духовная, материальная).

  • Как правило, ценности молодежных субкультур не противоречат полностью общепринятым образцам. Чаще они могут мирно сосуществовать или же критике поддаются отдельные аспекты жизни общества. Группы, ценности которых абсолютно противоположны общепринятым, называются контркультурами.
  • В культуре российской молодежи встречаются элементы как контркультур, так и субкультур. В молодежной субкультуре наиболее важной сферой является досуговая. Отсюда и вытекают многие особенности времяпрепровождения и мировоззрения молодых людей.

Для некоторых субкультур, например диггеров и толкиенистов, главной ценностью является риск, поиски приключений, испытание себя, поиски новых и необычных ощущений, смысла жизни. Такая же тяга к риску движет и членами субкультур, связанных с опасными видами спорта.

Можно выделить несколько групп субкультур, классифицировав их по ценностям.

По направленности ценностей

  • Музыкальное направление (рокеры, рэперы, металлисты и т. д.).
  • Спортивно-экстремальное (паркурщики, скейтеры, байкеры, мотоциклисты, велосипедисты, воркаут).
  • Субкультуры виртуального пространства (геймеры, хакеры, иные интернет-субкультуры).
  • Модно-потребительские группы (хипстеры, стиляги и т. д.).
  • Эпатажно-эскапистские (эмо, готы, хиппи).
  • Спортивные болельщики (футбольные фанаты, ультрас).
  • Танцевальные группы (брейк-данс, хип-хоп и другое).
  • Креативно направленные (граффити).
  • Творчески увлеченные (анимешники) и творчески-имитационные (реконструкторы, толкиенисты).

По типу объединения ценностей

  1. По типу времяпрепровождения (музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы, нацисты). Для них ценностью является формирование духовно-нравственной и гражданской ответственности, участие в решении политических проблем, сохранение и восстановление памятников культуры и истории, улучшение окружающей среды, любая социальная и политическая активность.
  2. По образу жизни (пипл, хайрасты, религиозные организации, «системники» и любые их ответвления). Пропагандируют и следуют идее ценности человеческого общения, мира и любви. Представителей таких групп объединяет поиск бытия без экономических и социальных проблем, противоречий, войн, повседневных хлопот и иных потрясений. Очень часто даже повзрослев, люди не уходят из этих субкультур, так как для них это не способ проведения досуга, а сама жизнь.
  3. По альтернативному творчеству (не признанные официально художники, скульпторы, музыканты, граффитисты). Первое место занимает творческая самореализация. Они рисуют, пишут стихи, музыку, но их творчество выходит за рамки общепринятого, потому не признается официально.

По уровню преемственности и ценности ПАВ

  • Группы с негативным отношением (неонацисты, шовинисты, движение стрэйт-эджд).
  • «Группы риска» (растаманы, хиппи, панки, рейверы, рэперы, эмо, готы, байкеры).
  • Группы с нейтральным отношением (аниме, натуристы, нудисты, ролевики, толкиенисты).

По отношению ценностей к общепринятым способам их достижения

  • Конформисты. Ценности группы совпадают с общественными и достигаются законными средствами.
  • Ретретисты. Ценности группы совпадают с общественными, но достигаются любым путем, в том числе противозаконным.
  • Ритуалисты. Общественные ценности отрицаются, но ценности субкультуры достигаются только законным путем.
  • Инноваторы. Не признаются ни ценности, ни способы их получения. Участники предлагают альтернативные методы достижения целей.
  • Мятежники. Не признаются ценности и способы, выдвигаются альтернативы. Для их достижения выбираются любые методы.

По гендерным ценностям

  • Андрогинность (отсутствие отличия полов и разделения социальных ролей). Тенденция заметна, например, у эмо, глэм-рокеров, фриков, готов, анимешников, хиппи.
  • Маскулинность (культ физической силы, брутальности и мужественности). Характерна для футбольных фанатов, байкеров, металлистов, скинхедов, гопников.
  • В некоторых субкультурах сохранилась гендерная идентификация и разделение ролей (гламур, ролевики, хип-хоп).
  • Гендерно индифферентные, то есть нейтральные группы (панк, раста, рейв, альтернатива, роллеры, скейтеры, сноубордисты, хакеры, растаманы).

Спорным является вопрос о причинно-следственных связях между ценностными ориентациями субкультур и особенностями современной молодежи:

  • с одной стороны, молодежь сама создает и развивает субкультуры, а значит, вкладывает определенные ценности;
  • с другой – субкультуры взаимодействуют друг с другом, с общей культурой, с культурой других стран, а значит, в них проникают новые (возможно, кому-то выгодные) установки.

Как правило, ценности субкультур очень влияют на формирование личности и оставляют свой след навсегда. Даже после самоопределения человека в обществе и ухода из субкультуры некоторые субкультурные ценности навсегда остаются с ним. Ценности и тенденции молодежной среды, наблюдаемые в наши дни, могут укорениться и стать определяющим фактором в формировании будущего страны, общества, мировой культуры.

Напоследок предлагаю познакомиться с новым и опасным молодежным движением «Молодежный патруль». Это яркий пример деструктивной и асоциальной молодежной субкультуры. Неужели в таком мире мы хотим жить?

Субкультура (англ. sub – под и culture – культура) – группа людей объединяемых общей системой ценностей, моделью поведения и жизненного стиля отличающаяся от доминирующей культуры, к которой они принадлежат.

Субкультура – часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультуры.

С точки зрения культурологии субкультура – это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, атрибутикой, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть музыкальные жанры и стили, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Другие субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых, она эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным. Молодежная субкультура – явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди и, отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена на включение молодых людей в общество.

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

Историю неформальных организаций нашей страны можно разделить на три своеобразных «волны». Все началось с появления в 1950-е гг. «стиляг» – эпатажной городской молодежи, которая одевалась и танцевала «cтильно», за что и получили презрительное определение «cтиляги». Основное обвинение, которое предъявлялось им, – «преклонение перед Западом». Музыкальные пристрастия «стиляг» – джаз, а затем рок-н-ролл. Жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования «стиляги» довольно быстро исчезли.

«Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями – молодежное движение приобретает важную оставляющую – рок-музыку. Именно в этот период (конец 60-х – начало 80-х гг.) большинство молодежных объединений начинало приобретать черты «классического неформалитета»: аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. В молодежную среду проникали наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. Именно в 1970-е гг. возникает так называемая «Система» – советская хипповская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновляясь через каждые два-три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов.

Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 г.: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией. Эти объединения можно назвать и «альтернативными».

Типология молодежных субкультур:

1. Политизированные субкультуры: активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;

2. Эколого-этические субкультуры: занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;

3. Нетрадиционные религиозные субкультуры: в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);

4. Радикальные молодежные субкультуры: отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);

5. Субкультуры образа жизни: группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);

6. Субкультуры по интересам: молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и других;

7. Субкультура «золотой молодежи»: характерна для столичных городов и ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

Интернет-ресурсы:

Статьи:

Абдуллина, Т.С. Готическая культура и субкультура в 21 веке / Т.С. Абдуллина // Вестник КазГУКИ. – 2014. – № 4-1. – С. 57-60.

Алексеевский, М.Д. «Возьми трубку и зажги мир...»: Молодежное сообщество пранкеров в России / М.Д.Алексеевский //

Аминова, В.А. К вопросу о термине «субкультура» / В.А. Аминова // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2013. – № 2. – С. 113-118.

Андреев, В.К. Лексикон диггеров как отражение ценностных доминант субкультуры / В.К. Андреев //

Аникин, А. Субкультура люберов: История России / А. Аникин // Новости Археологии и Истории

Апполонов, В.С. Роль и значение музыки в молодёжных субкультурах / В.С. Апполонов, А.И. Виноградова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2015. – № 11. – С. 627-628.

Астахова, А. Люберальные ценности: Субкультура «любера» – прошлое и настоящее / А. Астахова // Совершенно секретно. – 2015. – 28 января.

Баранов, А. StarWars и субкультура: Субкультура джедаев / А. Баранов // Караван

Баркова, А.Л. Толкинисты: пятнадцать лет развития субкультуры / А.Л. Баркова // Авторский проект Екатерины Алеевой

Белановский, С. Субкультура «люберов»: Сопоставительный анализ агрессивных подростковых субкультур / С. Белановский, В. Писарева // Молодёжная субкультура 80-х в СССР

Белокопытова, Е.И. Структура молодёжной субкультуры / Е.И. Белокопытова // Аналитика культурологии. – 2005. – № 4. – С. 9-4.

Беляева, К.А. Молодёжные субкультуры: социально-философский феномен / К.А. Беляева //

Брешин, А.А. Субкультура StraightEdge: жизнь без пороков: Характеристика субкультуры, ее поведенческие аспекты, культура, система ценностей, язык, символика / А.А. Брешин // Авторский проект Екатерины Алеевой

Варламов, Е. Субкультура "байкеры": история возникновения. Кто такие байкеры? / Е. Варламов // ФБ

Вахитов, Р. Скинхеды: кто такие и кому нужны?/ Р. Вахитов // Научно-популярный портал "Нечто"

Вершинин, М. Современные молодежные субкультуры: рэперы / М. Вершинин, Е. Макарова // Пси-фактор

Вершинин, М. Современные молодежные субкультуры: скинхеды / М. Вершинин // Пси-фактор

Вершинин, М. Современные молодежные субкультуры: хакеры / М. Вершинин // Пси-фактор

Власова, О.В. Молодёжная субкультура как социологическая проблема: понятие, типологии, функции / О.В. Власова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2. – С. 90-97.

Волкова, В.В. Основные признаки и функции субкультуры / В.В. Волкова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов

Волкова, В.В. Субкультура и контркультура в современном обществе / В.В. Волкова // Вестник ВятГУ. – 2014. – № 12. – С. 25-30.

Гайда, Ф. Молодёжные субкультуры в России: взгляд историка / Ф. Гайда // Православие.Ru

Глебова, Е.А. Тенденции развития западной молодёжной субкультуры / Е.А. Глебова // Известия ВГПУ. – 2012. – № 1. – С. 139-142.

Гогуева, М.М. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка / М.М. Гогуева // Вестник ТГПУ. – 2010. – № 5. – С. 153-159.

Гопники разных стран – в чём отличия? // За городом

Гордеев, Н.С. Экстремистская субкультура: проблемы интерпретации и криминологическое значение / Н.С. Гордеев // Вестник ЧелГУ. – 2015. – № 26 (381). – С. 46-53.

Горелов, А.И. Молодежная субкультура «рэперы». Влияние на социализацию личности: Доклад по социальной педагогике / А.И. Горелов // BestReferat.ru

Громов, Д.В. Молодежные уличные группировки в СССР и на постсоветском пространстве: Социально-антропологическое описание молодежной уличной среды / Д.В. Громов // ПостНаука

Громов, Д.В. Основные параметры и закономерности формирования молодёжных субкультур: Описание и анализ молодёжных сообществ как социального явления / Д.В. Громов // ПостНаука

Давыдова, А.П. Молодёжная субкультура – скинхеды / А.П. Давыдова, С.Ю. Пискорская // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2011. – № 7. – С. 260.

Дворкин, А.Л. Движение "Нью эйдж": Сектоведение / А.Л. Дворкин // Православная беседа

Демчук, О.А. Молодёжные субкультуры социально опасного типа в контексте региональной молодёжной политики / О.А. Демчук // Вестник СГТУ. – 2010. – № 1 (44). – С. 266-274.

Донских, Д.Г. Понятие и соотношение терминов субкультура и контркультура. Криминальная субкультура / Д.Г. Донских // Проблемы экономики и юридической практики. – 2009. – № 2. – С. 251-253.

Егоров, Р. Политика и субкультуры: Расклад эпох, течений, лиц. Битники, контркультура / Р. Егоров // Сетевой интеллектуальный клуб

Еремина, А.Г. Молодёжная субкультура и сложности социализации / А.Г. Еремина // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 6. – С. 9-13.

Ершова, Ю.Я. Культура, субкультура, контркультура: дефиниция и демаркация понятий / Ю.Я. Ершова // Вестник СПбГУК. – 2016. – № 4 (29). – С. 42-45.

Загребин, С.А. Молодёжная субкультура: Металлисты / С.А. Загребин // BestReferat.ru

Иванова, Т.Н. Субкультура как альтернативная форма социализации личности / Т.Н. Иванова // АНИ: педагогика и психология. – 2015. – № 1 (10). – С. 78-81.

Ильин, А.Н. Массовая культура современной России как совокупность субкультур / А.Н. Ильин // Среднерусский вестник общественных наук. – 2009. – № 1. – С. 21-26.

Исагалиева, А.С. Социальный портрет реконструкторов как представителей молодёжной субкультуры / А.С. Исагалиева, Л.И. Зулькорнеева // Молодой ученый. – 2015. – №16. – С. 378-382.

Карманова, А.В. Отношение к образованию в современных молодёжных субкультурах / А.В. Карманова // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2007. – № 302. – С. 65-68.

Карпова, Е.М. К вопросу о потенциале молодёжных субкультур в работе с подрастающим поколением / Е.М. Карпова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2012. – № 1-2. – С. 213-214.

Катасонова, Е.Л. Другая Япония: лики молодёжной субкультуры / Е.Л. Катасонова // Ежегодник Япония. – 2008. – № 37. – С. 182-201.

Клейберг, Ю.А. Криминальная девиантность подростково-молодёжных субкультур / Ю.А. Клейберг // Общество и право. – 2013. – № 3 (45). – С. 281-286.

Кленова, М.А. Уровень доверия и мотивация рискованного поведения представителей молодёжной субкультуры «Эмо» / М.А. Кленова // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – № 2. – С. 160-164.

Кожелупенко, Т.М. Рэп как язык конфликта в субкультуре хип-хопа / Т.М. Кожелупенко // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. – 2008. – № 4. – С. 83-89.

Кокорева, Н.А. Специфика влияния субкультуры на личность подростка / Н.А. Кокорева, Н.И. Медведева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 666–670.

Колесникова, С.С. Виды молодёжной субкультуры, преобладающие в современной молодёжной среде / С.С. Колесникова // Вестник КемГУ. – 2008. – № 1. – С. 65-69.

Корженко, А.Л. Идеология и современные молодёжные субкультуры / А.Л. Корженко // Мониторинг. – 2010. – № 6 (100). – С. 30-35.

Корчагина, Ю. Подросток и субкультура: психологические и социальные механизмы, подталкивающие к выбору особого – субкультурного – образа жизни / Ю. Корчагина // Первое сентября – Здоровье детей. – 2008. – № 24.

Кузовенкова, Ю.А. Трансформация пространства российской молодёжной субкультуры в 80-90 гг. ХХ в / Ю.А. Кузовенкова // Человек в мире культуры. – 2017. – № 4. – С. 122-125.

Кулишов, В.В. Субкультура хипстеров в пространстве современной социокультурной среды / В.В. Кулишов, А.С. Кандаш // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 24. – С. 109–115.

Литвинов, А.А. Элитарность контркультуры панк / А.А. Литвинов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2014. – № 4. – С. 25-26.

Логвинов, И.Н. Ценностные ориентации представителей современных молодёжных субкультур досуговой и учебно-профессинальной направленности / И.Н. Логвинов, М.И. Логвинова, Т.И. Логвинова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2666–2670.

Логвинова, М.И. Молодёжные субкультуры: психологические аспекты / М.И. Логвинова, Т.И. Логвинова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 569–573.

Луков, В.А. Молодежные субкультуры в современной России: Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России / В.А. Луков // Пси-фактор ; Знание. Понимание. Умение

Лысенко, Ю.О. Влияние взрослых на формирование молодёжной субкультуры: социально-педагогический аспект / Ю.О. Лысенко // ППМБПФВС. – 2007. – № 7. – С. 95-99.


Страницы: