Татарские фамилии похожие на русские. О мишарских именах и фамилиях

Наверное, все слышали поговорку: «Поскреби русского - найдешь татарина!» Русская и татарская культура настолько тесно соприкасались друг с другом, что сегодня мы порой даже не подозреваем о татарском происхождении некоторых русских фамилий.

Как на Руси появились татарские фамилии?

Русские фамилии татарского происхождения появились, конечно, в период татаро-монгольского ига. Потом немало татар служили при дворе Ивана Грозного и других русских царей. Состоялось немало смешанных браков между представителями русской и татарской знати. В результате специалисты по антропонимике насчитывают свыше 500 знатных и родовитых фамилий, имеющих изначально татарское происхождение. Среди них Аксаковы, Алябьевы, Апраксины, Бердяевы, Бунины, Бухарины, Годуновы, Горчаковы, Дашковы, Державины, Ермоловы, Кадышевы, Машковы, Нарышкины, Огаревы, Пешковы, Радищевы, Растопчины, Рязановы, Тимирязевы, Тургеневы, Улановы, Хрущевы, Чаадаевы, Шереметевы, Юсуповы и многие другие.

Примеры происхождения русских фамилий от татар

Взять, например, фамилию Аничковы. Ее родоначальники были выходцами из Орды. Первые упоминания о них относятся к 1495 году. Предки Атласовых носили распространенную татарскую фамилию Атласи. Кожевниковы, по одной из версий, получили эту фамилию вовсе не от профессии кожевника, а по родовой фамилии, включавшей слово «ходжа» (по-татарски «господин»). Новую фамилию представителям этого рода присвоили после того как в 1509 году они поступили на службу к Ивану III.

Карамзины вели свой род от татарского Кара Мурзы (что означает буквально «Черный князь»). Сама фамилия известна уже с XVI века. Сначала ее представители носили фамилию Карамза, а потом превратились в Карамзиных. Самый знаменитый потомок этого рода - писатель, поэт и историк Н. М. Карамзин.

Виды татарских фамилий в России

Большинство татарских фамилий произошли от имени, которое носил кто-то из предков мужского пола в роду. В древности фамилию давали по отцу, но в начале XIX века ту же фамилию носили уже и дети, и внуки. После прихода советской власти эти фамилии были закреплены в официальных документах и уже не менялись.

Многие фамилии давались по профессиям. Так, фамилия Бакшеев произошла от «бакшей» (писарь), Караулов - от «каравыл» (стражник), Бекетов - от «бекет» (так называли воспитателя ханского сына), Тухачевский - от «тухачи» (знаменосец).

Фамилия Суворов, которую мы привыкли считать русской, стала известна в XV веке. Происходит она от профессии наездника (по-татарски - «сувор»). Первым, кто носил эту фамилию, стал служилый человек Горяин Суворов, о котором упоминается в летописях за 1482 год. Впоследствии была придумана легенда о том, что родоначальником семейства Суворовых стал швед по фамилии Суворе, в 1622 году осевший в России.

А вот фамилия Татищев была присвоена великим князем Иваном III племяннику Ивана Шаха - князю Соломерскому, который был кем-то вроде следователя и отличался способностью быстро выявлять воров, которых по-татарски называли «татями».

Но куда чаще в основе татарских фамилий лежали отличительные качества их носителей. Так, предки Базаровых получили это прозвище, так как были рождены в базарные дни. Свояка (мужа сестры жены) по-татарски звали «бажа», отсюда фамилия Бажанов. Уважаемых людей татары звали «велиамин», так родилась русская фамилия Велиаминов, позднее переделанная в Вельяминов.

Гордые люди звались «булгаками», отсюда фамилия Булгаков. Любимых и любящих называли «даудами» или «давудами», позднее это трансформировалось в Давыдовых.

Фамилия Жданов получила большое распространение на Руси в XV-XVII веках. Предположительно она происходит от слова «видждан», которое по-татарски означало одновременно страстных любовников, и религиозных фанатиков.

Особняком стоит фамилия Акчурин. В русском варианте татарские фамилии имеют обычно окончание -ов (-ев) или -ин (-ын). Но отдельные родовые имена, происходящие от имен татарских мурз, оставили без изменения даже в документах: Еникей, Акчурин, Дивей. В фамилии Акчурин «-ин» не является русским окончанием, это часть древнего родового имени. Один из вариантов его произношения «ак-чура» - «белый богатырь». Среди представителей рода Акчуриных, родоначальником которого считается мишарско-мордовский князь Адаш, живший в XV веке, были известные чиновники, дипломаты, военные.

Разумеется, все русские фамилии, имеющие татарские корни, перечислить просто невозможно. Для этого нужно знать этимологию каждой конкретной фамилии.

Габдулла Тукай
(1886-1913)

Муса Җәлил
(1906-1944)

ТАТАРЛАРНЫҢ ФАМИЛИЯЛӘР (Татарские фамилии)
Все татарские фамилии представляют собой производные от имён какого-либо предка мужского пола.

  • Изначально фамилией служило имя отца.
    • У старшего поколения это правило ещё прослеживается в его полном имени, отчестве и фамилии.
  • При советской власти это правило постепенно исчезло - внук стал носить уже фамилию своего отца, происходящую от имени деда.
    • В дальнейшем эта фамилия не менялась и распространилась на всех потомков.
  • Как правило, татарские фамилии имеют два варианта написания:
    • с русским окончанием «-ев », «-ов », «-ин » и прочее, например, «Тукаев » , «Сайдашев»
    • без окончания, например, «Тукай » , «СӘЙДӘШ (Сайдáш)»
      • Вариант без окончания зачастую применяется в татарской литературе, иногда при общении в среде носителей языка, часто в качестве псевдонима:
      • При разговоре же с русскоговорящими, а также в официальных документах России и СССР , например, в паспорте и русской литературе обычно используется вариант с окончанием и русской транскрипцией специфических букв татарского языка .
        • Исключение составляют фамилии татарских мурз , служилых татар и отдельных мишарских родов, которые появлялись с XVI века. Они зачастую отличаются от обычных татарских фамилий, так как образованы от имён, ныне не встречающихся у татар (Акчурин, Еникеев, Дивеев и др.), а также могут быть образованы от русских корней (например, Клейменовы получили такую фамилию за участие в пугачёвском восстании).
  • У Крымских татар фамилии имеют два варианта написания:
    • с русским окончанием: практически с окончанием «-ов », но встречаются фамилии с окончанием «-ин », «-ая », «-ий ». Большинство фамилий крымских татар появились во времена Великой Отечественной войны.
    • образованных от профессий, например, можно выделить:
      • «Урманчеев » - «лесник »
      • «Аракчеев » - «головной убор », от тюркского слова «аракчин»

Происхождение татарских фамилий

Изучая этнический состав населения России , можно заметить, что значительную часть жителей нашей страны занимают татары. И это не случайно, история Российского государства складывалась таким образом, что в настоящий момент на его территории проживают представители множества наций и народностей. И одной из самых многочисленных этнических групп являются татарские народы. И, несмотря на то, что десятилетиями и столетиями идёт смешение наций и народностей, татары смогли сохранить свой национальный язык, свою культуру и традиции. Татарские фамилии же относятся именно к таким национальным особенностям и традициям.
Зарождение же татарских фамилий уходит в глубину веков, когда, как и у других народов, первыми обзаводились фамилиями наиболее богатые и знатные представители татарского рода. И лишь к XX веку остальная часть людей татарского происхождения получила фамилии. До этого момента, то есть пока фамилий ещё не было, родственные отношения татар определялись по их родо-племенной принадлежности. С ранних лет каждый представитель татарского народа запоминал имена своих предков по отцовской линии. При этом общепринятой нормой было знать свой род до семи колен.

Особенности татарских фамилий

Есть существенная разница между общеизвестными татарскими фамилиями, именами и полной формулой образования татарских именований. Оказывается, полная формула татарского именования состоит из самого имени, отчества и фамилии. При этом отчества у древних татар образовывались от именования отца, к которому добавлялось «улы» (сын) или «кызы» (дочь). Со временем эти традиции в образовании татарских отчеств и фамилий смешивались с русскими традициями словообразования. В результате чего на настоящий момент можно считать, что подавляющее большинство татарских фамилий были образованы как производные от имен предков мужского пола. При этом для формирования фамилии к мужскому имени шло добавление русских окончаний: «-ов», «-ев», «-ин». Это, например, следующие татарские фамилии: Баширов, Бусаев, Юнусов, Юлдашев, Шархимуллин, Абайдуллин, Тургенев, Сафин. Этот список татарских фамилий может быть достаточно большим, так как именно мужские именования были основным источником для формирования татарских фамилий. Если же говорить о значении, которое имеют эти фамилии, то очевидно, что оно будет повторять значение именования, от которого и образована конкретная фамилия.
Согласно статистическим данным, по численности татарские фамилии с окончаниями «-ев», «-ов» превышают татарские фамилии с окончанием «-ин» примерно в три раза.

Другие татарские фамилии

Также происхождение некоторых татарских фамилий было связано с профессиями. Такой тип фамилий существует практически у всех народов, и татарские фамилии в этом смысле не являются исключениями. Примерами фамилий, происхождение которых связано с профессиями, могут быть следующие фамилии: Урманчеев (лесник), Аракчеев (торговец водкой) и другие.

АБАШЕВЫ. В дворянстве с 1615 года (ОГДР, VIII, с. 42). От Абаша Улана - воеводы казанского хана, в 1499 году перешедшего на русскую службу. В 1540 году Абашевы Алеша, Чулок, Башмак упомянуты как жители Твери, в 1608 году Абашев Автал Чере-мисин отмечен в Чебоксарском уезде (Веселовский 1974, с. 9). По Н.А.Васкакову (1979, с. 216), фамилия происходит от татарского аба "дядя с отцовской линии", абас " дядюшка". В последующем известные учёные, военные, врачи.

АБДУЛОВЫ. Распространённая фамилия от мусульманского имени Абдулла (Габдулла) "Раб божий; Раб аллаха" Широко употреблялось и казанцами; например, казанский царь Абдул-Летиф, в 1502 года пленён и ему в удел выделена Кашира. В последующем Абдуловы - известная фамилия дворян, учёных, артистов и др.
АБДУЛОВЫ. Помещики с XVIII века От имени Абдулла (см. АБДУЛОВЫ); может быть, и от тюрко-монгольского авдыл "переменчивый человек". См. в связи с этим имя золотоор-дынского царя Авдула, известного в 1360-е годы

АГДАВЛЕТОВЫ. Дворяне с XVII века. Из Золотой Орды (БК, II, с. 280, № 105; Загоскин 1875, № 1), ср.: тюрко-арабск. акдавлет "белое богатство" (иносказательно - "белая кость").

АГИШЕВЫ. Дворяне с XVII века. От Агиша Алексея Калитеевского из Казани (первая половина XVI века), в 1550 году упомянут в Пскове (Веселовский 1974, с. 9); в первой половине XVI века Агиш Грязной - посол в Турции и Крыму, в 1667 году Агиш Федор - гонец в Англию и Голландию.
АКИШЕВЫ. Служилые с середины XVII века: Грязной Акишев - подьячий в Москве в 1637 году, дьяк в 1648 году №5) (Веселовский 1974, с. II). См. также Агишевы. Фамилия прозрачно тюрко-татарская - от 1974, Акиш, Агиш.

АЙТЕМИРОВЫ. Служилые с середины XVII века: Иван Айтемиров - подьячий в Москве в 1660 году, в Верхотурье в 1661-1662 году; Василий Айтемиров - в 1696 году посол в Польше, в 1696- "ддд 1700 годах - дьяк Сибирского Приказа

АКЧУРИНЫ. Мишарско-мордовский князь Адаш в XV веке, родоначальник мурз и дворян Акчуриных (РБС, 1, с. 62). В XVII - XVIII веках - известные чиновники, дипломаты, военные (РБС, 1, с. 108 - 109). Фамилия от тюрко-булгарского ак чура - "белый богатырь".

АЛАБЕРДИЕВЫ. От Алабердиева, в 1600 года крещеного под именем Якова, и помещенного в Новгороде (Веселовский 1974, с. II). От поволжско-татарского алла барде "бог дал".

АЛТЫШЕВЫ. Дворяне с начал. XVIII века. От Абдреина Усейнова Алтышева, казанского выходца, участвовавшего в 1722 г. в персидском походе Петра1, а затем часто бывавшего в посольствах в Персию и Крым.

АЛИЕВЫ. АЛЕЕВЫ. АЛЯЕВЫ
Фамилия происходит от Али - мусульманско - тюркское имя.
АЛЕЕВЫ. Упомянуты как дворяне в конце XVI века в качестве выходцев из мещеряков, т.е. татар-мишарей: Владимир Нагаев сын Алеев в 1580 г. записан в десятке мещерян, детей боярских (ОГДР, IV, с. 58), как и Коверя Никитич Алеев в Мещере и Касимове под 1590 годом (Веселовский 1974, с.. 12). Н.А.Баскаков (1979, с. 158) считает их выходцами из тюркской (татарско-мишарской) среды.

АДАШЕВЫ. Дворяне с XVI века. От князя Адаша, в середине XV века помещенного из Казани в Пошехонье. В 1510 году в Костроме упоминается Григорий Иванович Адаш-Ольгов, от которого, по мнению С.Б.Веселовского (1974, с. 9), пошли Адашевы. В первой половине и середине XVI века Адашевы (Александр Федорович и Даниил Федорович) - активные военные и дипломаты Ивана IV, казнены им в 1561 и 1563 годах соответственно. Имели поместья в окрестностях Коломны и Переяславля (РБС, 1, с. 62-71; Зимин, 1988, с. 9).Тюрко-татарское адаш означает "соплеменник", "сотоварищ". Известен под 1382 годом Адаш - посол Тохтамыша на Руси. Такое же происхождение имеет и АДАЕВ.

АЗАНЧЕЕВЫ. Дворяне с XVIII века (ОГДР, III, с. 93). Судя по фамилии, поволжско-татарского происхождеия, ср. татар.-мусульм. азанчи, то есть "муэдзин"
АЗАНЧЕЕВСКИЕ. Дворяне с XVIII века, через польско-шляхетское, от азанчи. Известные композиторы, революционерка.

АИПОВЫ. От Исмаила Аипова из Казани, жалованного дворянством в 1557 г. (ОГДР, X, с. 19; Веселовский 1974, с. 10).

АЙДАРОВЫ. Служилые: Айдаров Ураз, дворянин с 1578 года, имение в Коломне; Айдаров Мина Салтанович - с 1579 года, имение в Ряжске. Возможно, от Айдара - булгаро-ордынского князя, перешедшего на русскую службу в 1430 году (Веселовский 1974, с. 10). Айдар - типично булгаро- мусульманское имя, означающее "счастливо обладающий властью" (Гафуров 1987, с. 122). Из обрусевшей среды Айдаровых, известны инженеры, учёные, военные.

АКСАКОВЫ. В середине XV века Аксаковым дано село Аксакове на р. Клязьме, в конце XV века "испомещены в Новгороде". Эти Аксаковы от Ивана Аксака (внуки его - Иван Шадра и Иван Обляз), праправнука Юрия Грунка, тысяцкого Ивана Калиты (Зимин 1980, с. 159-161). По Бархатной книге (БК, II, с. 296, № 169), Иван Федоров по прозвищу "Оксак" был сыном Вельямина, вышедшего из Орды (Веселовский 1974, с. II). Аксаковы были в Литве, где они появились в конце XIV века (УУ.О, 1986, 51. 22). Аксаковы - писатели, публицисты, учёные. В родстве с Воронцовыми, Вельяминовыми (РБС, 1, с. 96-107). От тюрко-татарского аксак, оксак "хромой

АЛАБИНЫ. Дворяне с 1636 года (ОГДР, V, с. 97). В ХУ1-ХУ11 веках имели поместья около Рязани (например,с. Алабино в Каменском стане - Веселовский 1974, с. II). По Н.А.Баскакову (1979, с. 182), от татаро-башкирск. ала-ба "награжденный", "пожалованный". В последующем учёные, военные, известный самарский губернатор.

АЛАБЫШЕВЫ. Очень старая фамилия. Князь ярославский Федор Федорович Алабыш упомянут под 1428 годом (БК, II, с. 281; Веселовский 1974, с. II). По Н.А.Баскакову (1979, с. 257-259), фамилия происходит от татарского ала баш "пёстрая (дурная) голова".

АЛАЕВЫ. В ХУ1-начале XVII веков упоминается несколько служилых людей с этой фамилией. По Н.А.Баскакову (1979, с. 8), тюрко-татарского происхождения: Алай-Челышев, Алай-Львов (умер в 1505 г.), Алай-Михалков, получил в 1574 г. поместье под Перяславлем (Веселовский 1974, с. II).

АЛАЛЫКИНЫ. Иван Анбаев сын Алалыкин в 1528 г. "по грамотам государей" имел поместья (ОГДР, IX, с. 67). Алалыкин Темир в 1572 году, уже будучи на русской службе, взял в плен мурзу Дивея, родича крымского царя Девлет-Гирея, за что получил поместья в округе Суздали и Костромы (Веселовский 1974, с. 12). Упомянутые имена и фамилии Алалыкин (алалыка), Анбай (Аман- бей), Темир - имеют явно тюрко-татарское происхождение.

АЛАЧЕВЫ. Упоминаются в Москве как дворяне с 1640 г. Выходцы из среды казанских татар около середины XVI в. Фамилия от булгаро-татарско-го слова "алача" - пестрядь. 21. АЛАШЕЕВЫ. Дворяне с середины XVI века: Алашеев Яков Тимофеевич, новокрёще-ный (с 1585 г.); Алашеев Семен Иванович (с 1523 г.). Имения в окрестностях Каширы, где.обычно и помещались выходцы из Казани (Веселов-ский 1974, с. 18). Фамилия от тюрко- татарского алаша "лошадь".

АЛМАЗОВЫ. Как свидетельствует ОГДР (V, с. 98), фамилия происходит от думного дьяка Алмаза Иванова сына, казанского выходца, по крещении названного Ерофеем, которому в 1638 году был выделен поместный оклад. В 1653 году был думным дьяком и печатником царя Алексея Михайловича (Веселовский 1974, с. 12). У поволжских татар имя Алмаз - Алмас примерно соответствует понятию "не тронет", "не возьмет" (Баскаков 1979, с. 182). В этом смысле оно близко к слову алемас, что могло образовать сходную фамилию Алемасовы.

АЛПАРОВЫ. От булгаро-татарского алып арар (. (мужчина- богатырь), что наряду с распространением подобной фамилии у казанских татар - может свидельствовать о тюрко-булгарском происхождении её русского варианта.

АЛТЫКУЛАЧЕВИЧИ. Под 1371 г. известен боярин Софоний Алтыкулачевич, вышедший на русскую (рязан скую) службу из татар поволжских и крещеный (Зимин 10 1980, с. 19). Тюрко-татарская также основа фамилии ясна: "алты кул " - шесть рабов или шесть рук.

АЛЫМОВЫ. Дворяне с 1623 года (ОГДР, III, с. 54). От Алымова Ивана Обляза, в первой половине XVI века владевшего землями у Рязани. (Веселовский, 1974, дан с. 13). Алим - Алым и Обляз Алы - имена тюркского происхождения (Баскаков 1979, с. 127). 197< Алымовы в XIX - XX вв.- учёные, военные, государственные деятели.

АЛЯБЬЕВЫ. От Александра Алябьева, поступившего на русскую службу в XVI веке (РБС, 2, с. 80); от Михаила Олебея, поступившего на русскую службу в 1500 году (Веселовский 1974, с. 231). Али-бей - старший бей (Баскаков 1979, с. 182). В потомках военные, чиновники, в том числе известный композитор и современик А.С.Пушкина - А.А.Алябьев.

АМИНЕВЫ. Дворяне в ХV1-ХV11 вв.: Аминевы Барсук, Руслан, Арслан, имения под Костромой и Москвой (с. Аминево). Эти Аминевы от гонца - киличея Аминя, служившего в 1349 году (послан в Орду) у великого князя Семена Гордого (Веселовский 1974, с. 13, 273). Вторая версия - десятое колено от легендарного Радши - Иван Юрьевич по прозвищу "Аминь". Тюркское (булгарское?) происхождение подтверждают имена: Аминь, Руслан, Арслан. С ними связана известная тюрко-шведская фамилия "Аминоф".

АРСЕНЬЕВЫ. Дворяне с XVI века. От Арсения сына Ослана (Арслана) мурзы, вышедшего к Дмитрию Донскому (см. Ждановы, Сомовы, Ртищевы, Павловы). По крещении Арсений Лев Прокопий (ОГДР, V, с. 28-29; БК, II, с. 282). Имения в округе Костромы. В потомках друзья А.С.Пушкина (К.И.Арсеньев), военные (РБС, II,)

АМИРОВЫ (АМИРЕВЫ). Дворяне с XVI века. В ОГДР (XVIII, с. 126) отмечены 1847 годом Амировы, как обрусевшая фамилия; впервые упоминаются с 1529-30 годов: Васил Амиров - дьяк Поместного приказа; Григорий Амиров - в 1620-21 годах - дозорщик дворцовых сёл Казанского уезда, как и Юрий Амиров в 1617-19 годах; Маркел Амиров - подьячий в 1622-1627 годах в Арзамасе; Иван Амиров - в 1638-1676 годах - гонец в Данию, Голландию и Ливонию (Веселовский 1974, с. 13). Предполагается происхождение фамилии от тюрко-араб. амир - эмир "князь, генерал" (Баскаков 1979, с. 257). Распространённость фамилии у казанских татар указывает и на казанский выход русской фамилии.

АНИЧКОВЫ. Предполагается происхождение из Орды в XIV веке (БК, 2, с. 282, № 100; Загоскин, 1875, №2). Аничковы Блоха и Глеб упомянуты под 1495 годом в Новгороде (Веселовский 1974," с. 14). Арабо-тюркск. анис - анич "друг" (Гафуров 1987, с. 125). В последующем учёные, публицисты, медики, военные (РБС, 2, с. 148-150).

АПРАКСИНЫ. От Андрея Ивановича Апракса, правнука Солохмира (Солых-эмир), перешедшего в 1371 году из Золотой Орды к Ольгу Рязанскому (ОГДР, II, с. 45; III, с. 3). В ХУ-ХУ1 вв. Апраксиным были выделены имения под Рязанью. В 1610-1637 гг. Федор Апраксин служил дьяком Приказа Казанского дворца (Веселовский 1974, с. 14). В родстве с боярами Хитровыми, Ханыковыми, Крюковыми, Вердерниковыми(см.). Н.А.Баскаков (1979, с. 95) приводит три версии тюркского происхождения прозвища Апракса: 1. "тихий", "спокойный"; 2. "лохматый", "беззубый"; 3 "бахвал". В истории России известны как сподвижники Петра 1, генералы, губернаторы (РБС, 2, с. 239-256).

АППАКОВЫ. Крымско-казанский мурза Аппак перешел на русскую службу в 1519 года (Зимин 198Ю, с. 80, 168, 222,265). Возможно происхождение фамилии от казанск. татарск, ап-ак "совершенно белый".

АПСЕИТОВЫ. Скорее всего, выходцы из Казани в середине XVI века. Пожалованы поместьями в 1667 году. Фамилия от арабо- тюркского Абу Сеит "отец предводителя" (Баскаков 1979, с. 165; Гафуров 1987, с. 116, 186

АРАКЧЕЕВЫ. От Аракчея Евстафьева, крещёного татарина, перешедшего в середине XV века на русскую службу и ставшего дьяком Василия II (Веселовский 1974, с. 14). Образовано от казанско- татар. Прозвища аракычы " самогонщик, пропойца" (Баскаков 1979, с. 115). В ХV111-Х1Х вв. временщик Александра1, граф, имения около Твери (РБС, 2, с. 261-270).

АРАПОВЫ. Жалованы в дворянство в 1628 году (ОГДР, IV, с. 98). От Арапа Бегичева, помещенного в 1569 году в Рязани. Позднее, в XVII веке, известен Хабар Арапов с поместьем в Муроме. Судя по именам и фамилиям, а также по размещению, скорее всего, выходцы из Казани (Веселовский 1974, с. 14). В потомках военные, писатели-пензяки

АРТАКОВЫ (АРТЫКОВЫ). Дворяне с XVII века. Артыков Сулеш Семенович отмечен как стрелецкая голова в 1573 году в Новгороде (Веселовский 1974, с. 16). От тюркск, артук - артык "лишний".

АРДАШЕВЫ. Дворяне с XVII века. От Ардаша - выходца из Казани, поместьяв Нижегородской губернии (Веселовский 1974, с. 15). В потомстве родственники Ульяновых, учёные (ИЭ, 1, с. 715Текст

АРТЮХОВ. Дворяне с 1687 года (ОГДР, IV, с. 131). От артык - артук - артюк (Баскаков 1979)

АРХАРОВЫ. Дворяне с 1617 года (ОГДР, III, с. 60). От Архарова Караула Рудина и его сына Салтана, вышедших из-под Казани, крестившихся в 1556 году и получивших имение под Каширой (Веселовский 1974, с. 15; Баскаков, 1979, с. 128). В потомках - военные, учёные.

АСЛАНОВИЧЕВЫ. В польском шляхетстве и дворянстве в 1763 году один из них тогда же был пожалован чином Королевского секретаря (ОГДР, IX, с. 135). От тюрко-татарского аслан - арслан (Баскаков 1979,)

АСМАНОВЫ. Василий Асманов (Усманов, Османов) - сын боярский. Упомянут в Новгороде в XV веке (Веселовский, 1974, с. 16). Судя по фамилии (основа - тюркск.-мусульманское Усман, Госман "костоправ" - см. : Гафуров, 1987, с. 197), тюркского - булгарского, по расположению в Новгороде, выхода.

АТЛАСОВЫ. Дворяне с конца ХУП века, имения в районе Устюга. Выходцы из Казани в Устюг. Атласи - типичная казанская татарская фамилия (см.: Хади Атласи). Атласов Владимир Васильевич в ХУП-начале XVIII веков - завоеватель Камчатки (РБС, II, с. 353-356).

АХМАТОВЫ. Дворяне с 1582 года (ОГДР, V, с. 52). Скорее всего, выходцы из Казани, т.к. под 1554 годом отмечен под Каширой Федор Никулич Ахматов (Веселов-ский 1974, с. 17). Ахмат - типично тюрко-татарское имя (Баскаков 1979, с. 176). Ещё под 1283 годом упоминается бесермянин (очевидно, мусуль-манин-булгарин) Ахмат, откупивший баскачество на Курской земле (ПСРЛ, 25, с. 154). Ахматовы в ХУ111-Х1Х вв.-военные, моряки, прокурор Синода (РБС, II, с. 362).

АХМЕТОВЫ. Дворяне с 1582 года, дьяки в XVI - XVII вв., купцы и промышленники в ХУ111-ХХ вв. (ОГДР,V, с. 55; Веселовский 1974, с. 17; РБС, II, с. 363). В основе слова арабо-мусульманскее Ах-мет - Ахмад - Ахмат "восхваляемый" (Гафуров)

АХМЫЛОВЫ. Дворяне с XVI века. Федор Ахмыл - в 1332 году посадник в Новгороде, Андрей Семенович Ахмылов в 1553 году - в Рязани (Веселовский 1974, с. 17). Судя по размещению в Новгороде и Рязани, Ахмылрвы - булгаро-казанские выходцы. Под 1318 и 1322 гг. известен золотоордынский посол Ахмыл на Русь (ПСРЛ, 25, с. 162, 167); возможно, булгарин, хорошо знавший русский. язык.

АЛТУНИН
АЛТЫНОВ
Фамилия происходит от алтын - золото. Алтын - довольно распространенное имя в тюркских народов.

АГЕЕВЫ
АГАЕВЫ
От тюркского "Ага", "Агай" - дядя. Обычно такое имя мог получить ребенок, если в семье старший сын или дочь уже создали семью и могут заиметь или уже имеют своих детей. Поэтому возникает необходимость подчеркнуть, как бы, старшинство ребенка - дяди.

АСАДОВ
Происходит от татаро-мусульманского имени Ассад, видоизмененное "ас-Сомад" - вечный. Известный поэт Эдуард Ассадов подчеркивает свое происхождение из татар.

АКУЛОВ
Происходит от довольно распространенного имени, особено у туркменов, Окул, Акул, что обозначает "умный", "разумный".

АКСАНОВЫ. Происхождение фамилии от "Ак" - белый, и "Сан", "Син" - ты, вы. Буквально - светлый (кожей, волосами)

АХУНОВЫ Происхождение фамилии возможно в двух вариантах:
от турко-мусульманского имени "Ахун".
от "ахун" - религиозный титул.

При подготовке материала была использована информация с сайта

Наследие татар [Что и зачем скрыли от нас из истории Отечества] Еникеев Гали Рашитович

Глава 3 Татарские фамилии (роды) в русском народе

Татарские фамилии (роды) в русском народе

Историки-западники, сочинявшие свою версию истории нашего Отечества, постарались по возможности скрыть тот факт, что в формировании правящего слоя Российского государства и в особенности в основании самой системы единой государственности на значительной части Евразии сыграли огромную роль татарские ханы и мурзы (бии ). Правда, впоследствии, с приходом к власти прозападных царей Романовых и их приспешников-западников, система единого государства на просторах России-Евразии была «растатаризована» и изменена под нужды «романо-германского ига», как метко назвал режим Романовых евразиец князь Н. С. Трубецкой (см. об этом подробней в главах 13–15 этой книги). Поэтому в куре официальной истории России и было сокрыто, что на самом деле многие и многие современные русские – а не только современные татары и многие представители современных тюркских народов – являются потомками средневековых татар . Это обстоятельно и аргументированно изложено книге «Великая Орда: друзья, враги и наследники» (36).

Мало кому известно, что до установления прозападного романо-германского ига русские цари писали в своих дипломатических письмах на Запад, в частности, о том, что власть татарской Великой Орды, «трон Казанский и Астраханский был царским престолом с самого начала » (Г. В. Вернадский ). Поэтому русские князья, а позднее и цари Московии считали честью для себя породниться с татарской знатью. Например, известно, что мать Александра Невского, жена великого князя Ярослава Всеволодовича (XIII век), была «половчанкой». Надо пояснить: на самом деле факты говорят о том, что жена великого русского князя Ярослава Всеволодовича, мать Александра Невского, была именно татаркой.

Другой пример: в 1317 г. Московский князь Георгий Данилович женился на сестре хана Узбека (см. главу 5). Таких примеров можно привести множество. Ну, пожалуй, упомянем еще об Иване Грозном (Иван IV), который, согласно утверждениям романовских историков-западников, был «злейшим врагом татар». Но даже официальные историки признают, что мать этого царя была татаркой по происхождению, из рода татарского мурзы Мамая (см. о нем главу 11). Более того, женился Иван IV тоже на татарке. Сохранились об этом сведения английского посла Джерома Горсея, который пояснил женитьбу царя Ивана на татарской княжне тем, что «могущество царя усилилось вследствие упомянутого брака, принесшего ему власть и силу этих татар, более стойких воинов, чем они сами; этих татар он использовал также для подавления и усмирения тех его князей и бояр, кто, как он полагал, был недоволен и бунтовал против него…».

Имеются сведения и о том, что у царя-западника Петра I также в роду имелись татары: его мать – из князей Нарышкиных, ведущих свой род от татарских мурз (биев).

Обратим внимание на содержание татарского исторического дастана «О роде Чынгыз-хана» (39). Из него можно узнать весьма интересные сведения, о которых умалчивают официальные историки. Например, в этом дастане сообщается, что «в Московской Орде и поныне правят ханы (цари) из рода Чынгыз-хана». Данный экземпляр дастана был написан в конце XVI – начале XVII века; есть экземпляры дастана, содержащие эти сведения, и с более поздней датировкой (79). Как видим, татарский автор тех времен уверенно пишет о том, то русские (московские) цари имели именно татарское происхождение . Конечно, это все не могло понравиться романовским историкам, объявившим татар «неисторическим» народом, поэтому от нас долго скрывали содержание этого дастана и, как еще узнаем из этой книги, множество других сведений о нашей подлинной истории – как татарского народа, так и всей России.

Как обоснованно утверждал евразиец П. Н. Савицкий, «40, а то и более процентов великорусского дворянства» – это потомки ордынских татарских мурз, князей и их слуг (31). Именно они, вместе с другими татарами, издревле проживавшими на «широте Москвы реки и южнее нее» (3), и обеспечили Московскому царству «большой престиж в татарском мире» (Г. В. Вернадский ). И эти татары-ордынцы сыграли существенную роль и в том, что авторитет России-Московии оказался довольно высоким не только в татарском, но и в остальном мире (38).

То есть татары-ордынцы вплоть до середины-конца XVII века, до значительного усиления власти Романовых и наступления «романо-геманского ига», во множестве участвовали в правлении Московским государством, в том числе были представлены и в высшей власти. То есть татары входили в правящее сословие Московии, притом, как сейчас увидим, и в качестве первых лиц. Согласно данным, полученным в результате независимых архивных исследований, и в «период правления Ивана Грозного», и после еще долгое время татарские цари и мурзы «пользовались большим почетом при дворе русских государей. В системе московского государства и войска они занимали первые места. На актах, где требовались подписи высших должностных лиц государства, их подписи впереди. На всех придворных торжествах и заседаниях они занимали главные места» ((39), см. подробнее в главе 12). Вот поэтому-то и получилось так, что в современном русском народе очень много потомков тех самых татар-ордынцев. Притом они всегда среди наиболее активной и передовой во всех отношениях части великорусского народа. Далее, в последующих главах, мы упомянем многих из них и отметим их роль в истории нашего Отечества.

Ниже приводятся некоторые из русских родов (фамилий) татарского происхождения: их потомки были татарами, возможно, еще в не столь отдаленных поколениях. И что еще интересно – поныне многие из этих фамилий (родов) встречаются одновременно и у современных русских, и у татар.

Абашевы (сведения о фамилии с XV века). Абдуловы (сведения с конца XV – начала XVI века. Один из родов Абдуловых – потомки Казанских ордынских царей, ханов). Агдавлетовы (в переводе «люди Белой державы» – «Белой державой» называли Золотую Орду, сведения о фамилии с XIV–XV веков). Агишевы (сведения с XVI века). Адашевы (с XV века). Азанчеевы (с XVIII века). Аиповы (с XVI века). Айдаровы (с XVI века). Айтемировы (с XVII века). Акишевы (с XVII века). Аксаковы (с XV века). Алабердиевы (с XVII века). Алабины (с XVI века). Алабышевы (с XV века). Алаевы (с XVI века). Алалыкины (с XVI века). Алашевы (с XVI века). Алашеевы (с XVI века). Алмазовы (с XVII века). Алыткулачевичи (с XIV века). Алтышевы (с XVIII века). Алымовы (с XVII века). Алябьевы (с XVI века). Аминевы (с XVI века). Амировы (с XVI века). Аничковы (с XIV века). Аппаковы (с XVI века). Апраксины (с XIV века). Апсеитовы (с XVII века). Аракчеевы (с XIII века, татарин Остафий Аракчеев – один из первых упомянутых в русских летописях руководителей Казны, серьезного уже в то время госучреждения). Араповы (с XVII века). Ардашевы (с XVIII века). Арсеньевы (с XVI века). Артаковы (с XVII века). Артюховы (с XVII века). Архаровы (с XVII века). Асмановы (с XV века). Ахматовы (с XIII века). Ахметовы (с XVI века). Ахмыловы (с XIV века).

Бабичевы (с XVI века). Багинины (с XVII века). Багримовы (с XV века). Базанины (с XVII века). Бажановы (с XVIII века). Базаровы (с XVI века). Байбаковы (с XVII века). Байкачкаровы (с XVI века). Байковы (с XVI века). Байкуловы (с XVI века). Байтеряковы (с XV века). Бакаевы (с XVI века). Бакакины (с XVI века). Баклановы (с XVI века). Балакиревы (с XIV века). Балашевы (с XVIII века). Барановы (с XV века). Баранчеевы (с XVI века). Барашины (с XVI века). Барбашины (с XVI века). Барсуковы (с XVIII века). Барыковы (с XVI века). Баскаковы (с XVI века). Басмановы (с XVI века). Бастановы (с XVI века). Баташовы (с XVI века). Батурины (с XV века). Бахметовы (с XVI века). Бахметьевы (с XVI века). Бахтеяровы (с XVI века). Бачмановы (с XVI века). Башевы начала XVII века). Баюшевы (с начала XVII века). Бегичевы (с XV века). Бекетовы (с XVII века). Беклемишевы (с XV века). Беклешевы (с начала XVII века). Белеутовы (с XVI века). Беляковы (с XIV века). Бердяевы (с XVI века). Беркутовы (с XVI века). Берсеневы (с XVI века). Бибиковы (с XIII века). Бизяевы (с XVII века). Бимирзины (с XVI века). Биревы (с XVI века). Биркины (с XV века). Бичурины (Мичурины, с XVII века). Блохины (с XV века). Богдановы (с XVI века). Болтины (с XIV века). Бузмаковы (с XVI века). Бузовлевы (с XV века). Букрябовы (с XVII века). Булатовы (с XVI века). Булгаковы (с XIV века – потомки ордынских царей). Булгарины (с XVI века). Бунины (с XVI века). Бурнашевы (с XVII века). Бусурмановы (с XVI века). Бутурлины (с XIV века). Бухарины (с XVI века).

Валишевы (Вельяшевы, с XVI века). Вельяминовы (с XIV века). Вельяминовы-Зерновы (с XIV века). Вердерниковы (с XIV века). Вислоуховы (с XV века). Вышинские (Юшинские, с XIV века).

Гаршины (с XVI века). Гиреевы (с XV века – потомки ордынских царей). Глинские (с XIV века). Годуновы (фамилия происходит от татарского имени «Гата», как и Гатины, Катановы , известны сведения с XIV века). Голицыны (с XVI века). Горчаковы (с XVI века). Горяиновы (с XVI века). Готовцевы (с XVI века).

Давыдовы (с XV века. Потомки ордынских царей – ханов. Ведут свой род от ордынского царя, хана Золотой Орды Улу Мухаммада). Дашковы (с XIV века). Девлегаровы (с XVI века). Деденевы (с XIV века). Дедюлины (с XVI века). Державины (с XV века). Долгово-Сабуровы (с XIII века). Дувановы (с XV века). Дуловы (с XV века). Дуниловы (с XV века). Дурасовы (с XVII века).

Едигеевы (с XV века. Едигеев Федор, московский иконописец, по указу Василия II расписывал стены Благовещенского собора в московском Кремле (Брокгауз)). Елгозины (с XVI века), Елчины (Елцины, Ельцины, с XVI века). Ельчаниновы (с XIV века). Елычевы (с XVII века). Енаклычевы (с XVI века), Еналеевы (с XVI века). Епанча-Беззубовы (с XVI века). Епанчины (с XVI века). Епишевы (с XVI века). Ермолины (с XV века). Ермоловы (с XVI века).

Ждановы (с XIV века). Жемайловы (с XVI века).

Загоскины (с XV века). Загряжские (с XIV века). Зекеевы (с XVII века). Зенбулатовы (с XVI века). Злобины (с XV века). Змеевы (с XV века). Зубовы (с XIII века). Зюзины (с XV века).

Иевлевы (с XVII века). Издемировы (с XVII века). Измайловы (с XV века). Исеневы (с XVII века). Исуповы (с XIV века).

Каблуковы (с XVII века). Кадышевы (с XVI века). Казариновы (с XVI века). Каиревы (Каировы, с XVII века). Кайсаровы (с XV века). Калитины (с XVII века). Камаевы (с XV века). Камынины (Комынины, с XVII века). Канчеевы (с XVII века). Карагадымовы (с XVI века). Карамзины (с XVI века). Карамышевы (с XVI века). Карандеевы (с XVII века). Каратеевы (с XVII века). Карауловы (с XVI века). Карачаровы (с XVI века). Карачевы (Карачеевы, с XV века). Карачинские (с XVIII века). Карачурины (с XVI века). Карбышевы, Картмазовы (с XVII века). Катаевы (с XVII века). Кашаевы (с XVII века). Кашкаровы (Кашкаревы, Кошкаревы, с XVII века). Келдыши (с XV века). Кийковы (с XVI века). Киреевы (с XVI века). Кичибеевы (с XV века). Кобяковы (с XIV века). Кожевниковы (Кожаевы, с XVI века). Козаковы (с XVII века). Кознаковы (с XVII века). Козловы (с XVI века). Колокольцевы (с XVI века). Колонтай (с XIV века). Колупаевы (с XVI века). Колычевы (с XV века). Конаковы (Кунаковы, с XVII века). Кондаковы (с XVI века). Кондыревы (с XV века). Кононовы (с XVI века). Кончеевы (с XV века). Коробановы (с XVI века). Коробьины (с XV века). Корсаковы (с XIV века). Костровы (Кастровы, с XVI века). Котлубеи (Котлубеевы, Котлубицкие, с XIII века). Кочевы (Кочевины, с XIV века). Кочубеи (с XVI века). Кременецкие (с XVI века). Кречетовы (Кречетниковы, с XVI века). Кричинские (с XVII века). Крюковы (с XIV века). Кугушевы (с XVII века). Кудайкуловы (с XVI века, потомки ордынских царей). Кудиновы (с XVI века). Кулаевы (с XVI века). Куломзины (с XVII века). Култыковы (с XVII века). Кулушевы (с XVI века). Кулычевы (с XVII века). Куприны (с XVII века). Куракины (с XV века). Кураповы (с XVI века). Куратовы (с XVI века). Курбатовы (с XVI века). Курдюмовы (с XVI века). Куркины (с XVI века). Курмановы (с XVI века). Куткины (с XVII века). Кутузовы (от татарского имени «Котдус»: кот – «душа», дус – «друг». Искаженный вариант «Кутуз», известны сведения с XIV века). Кутыевы (с XVI века). Кучкины (с XII века). Кучуковы (с XVII века). Кушелевы (с XV века).

Лачиновы (с XVII века). Леонтьевы (с XV века). Лещинские (с XVII века). Лихаревы (с XIV века). Лодыгины (Лодыженские, с XIV века). Любавские (с XIV века). Любочениновы (с XVII века).

Макшеевы (с XVII века). Маматовы (с XIV века). Маматовы-Шумаровские (с XVI века). Мамины (с XVI века). Мамоновы (с XVII века). Мамышевы (с XV века). Мангушевы (с XVII века). Мансуровы (с XV века). Матюшкины (с XIII века). Машковы (с XVI века). Меликовы (Милюковы, с XIV века). Мельгуновы (с XVI века). Мертваго (с XV века, потомки ордынских царей). Мещерские (Ширинские, с XII века). Мещерские (Тверские, с XVI века). Мещеряковы (с XV века). Милковские (с XVII века). Микулины (с XV века). Минины (с XIV века). Минчаки (Минчаковы, с XV века). Мичурины (с XIV века). Мишеровановы (с XV века). Можаровы (с XVI века). Молвяниковы (Молвяниновы, с XVI века). Молоствовы (с XVII века). Мосальские (Масальские, с XIV века). Мосоловы (с XIV века). Муратовы (с XVI века). Мурзины (с XVI века). Мусины (с XVI века). Мусины-Пушкины (с XII века). Мухановы (с XVI века). Мячковы (с XVI века).

Нагаевы (с XVI века). Нагие (с XVI века). Нарбековы (с XV века). Нарыковы (с XVI века). Нарышкины (с XV века). Неклюдовы (с XV века). Неплюевы (с XV века). Новокрещеновы (с XVI века). Норовы (с XVI века).

Обезьяниновы (с XV века). Обиняковы (с XVI века). Обреимовы (с XVII века). Огаревы (с XVI века). Огарковы (с XIV века). Озаковы (с XIV века). Окуловы (с XVI века). Онучины (с XVII века). Ордынцевы (с XVI века). Оринкины (с XV века).

Павловы (с XIV века). Пильемовы (с XV века). Пешковы (с XV века). Петрово-Соловово (с XVI века). Племянниковы (с XIV века). Подольские (с XV века). Пожарские (с XVI века). Полатаевы (Полетаевы, с XVIII века). Поливановы (с XIV века). Полуектовы (Полуехтовы, с XV века). Пороватые (с XIV века). Прокудины (с XV века). Приклонские (с XVI века).

Радиловы (с XVI века). Радищевы (с XVII века). Разгильдеевы (с XVI века). Разгозины (Рагозины, с XVI века). Растовы (с XVII века). Растопчины (с XV века). Ратаевы (с XV века). Рахманиновы (с XV века). Резановы (с XVI века). Ромодановские (с XIV века). Ростопчины (с XV века). Ртищевы (с XIV века). Рязановы (с XVI века).

Сабанчеевы (Саванчеевы, с XVII века). Саблуковы (с XVII века). Сабуровы (с XIV века). Савлуковы (с XV века). Садыревы (Содыревы, с XV века). Садыковы (с XV века). Сакмышевы (с XV века). Салтановы (с XVI века). Сарыхозины (с XV века). Сверчковы (с XV века). Свистуновы (с XVII века). Свищовы (с XVI века). Сеитовы (с XVII века). Селивановы (с XV века). Селиверстовы (с XV века). Семевы (с XVI века). Серкизовы (с XIV века). Сертякины (с XVI века). Скрябины (с XV века). Совины (с XV века). Соймоновы (с XVI века). Сомовы (с XIV века). Сонины (с XVI века). Старковы (с XIV века). Строгановы (с XIV века). Суворовы (с XV века). Сулешевы (с XVI века). Сунбуловы (Сумбуловы, с XIV века). Сытины (с XV века). Сундуковы (с XVI века).

Тагаевы (с XIV века). Тагалдыевы (с XVI века). Таировы (с XVI века). Таишевы (с XVI века). Талаевы (с XVI века). Талычевы (с XV века). Танеевы (с XVI века). Таптыковы (с XVI века). Таракановы (с XVII века). Тарбеевы (с XV века). Тархановы (с XV века). Татариновы (с XVI века). Татищевы (с XV века). Тевкелевы (с XVI века). Тевяшевы (с XIV века). Теглевы (с XV века). Темеевы (с XVI века). Темировы (с XVI века). Тенеевы (с XVI века). Тимирязевы (с XV века). Тогмачевы (с XVI века). Токмаковы (с XV века). Токсубины (с XVI века). Толбугины (Толбузины) (с XIV века). Тонкачевы (с XVI века). Тулубеевы (с XV века). Туманские (с XIV века). Тумгеневы (с XVI века). Турандаевы (с XV века). Тургеневы (с XV века). Тутаевы (с XVI века). Тутыхины (с XV века).

Уваровы (с XIV века). Улановы (с XVIII века). Урмановы (с XVI века). Урусовы (с XVI века). Усеиновы (с XIII века). Утешевы (с XV века). Ушаковы (с XIII века).

Фустовы (с XV века).

Ханкилдеевы (с XVI века). Ханыковы (с XV века). Хильчевские (с XV века). Хитровы (с XV века). Ходыревы (Ходыревские, с XVII века). Хозяшевы (с XVI века). Хомяковы (с XVI века). Хотяинцевы (с XV века).

Чаадаевы (Чагадаевы, Чегодаевы, с XV века). Чагины (с XV века). Чалымовы (с XVI века). Чеботаревы (с XV века). Чеглоковы (с XIII века). Чекмаревы (с XVII века). Челищевы (Челышевы, с XVI века). Чемесовы (с XVI века). Чемодановы (с XV века). Чепчуговы (с XVI века). Черемисиновы (с XVI века). Чириковы (с XIII века). Чоглоковы (Чеглоковы, с XVI века). Чубаровы (с XVI века). Чуриковы (с XVI века). Чюватовы (с XVIII века).

Шадрины (с XV века). Шалимовы (с XVI века). Шамины (с XV века). Шамовы (с XVI века). Шамшевы (Шамсевы, с XVI века). Шараповы (Шераповы, с XV века). Шахматовы (Шахметовы, с XVI века). Шейдяковы (с XIV века). Шимаевы (с XVI века). Шереметевы (с XIII века). Шерефетдиновы (с XVI века). Шишкины (с XVI века). Шишмаревы (с XVII века). Шуклины (Щуклины) (с XVII века).

Щербаковы (с XIV века).

Юрьевы (с XIII века). Юсуповы (с XVI века). Юшковы (с XIV века).

Языковы (с XV века). Якубовские (с XV века). Якушины (с XVI века). Ямантовы (с XIV века). Янбулатовы (с XVI века). Янгалычевы (с XVIII века).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Евреи, которых не было. Книга 1 [с иллюстрациями] автора

Глава 2 Миф о «библейском народе» Теперь много таких находют, которые с древности за советскую власть

Из книги Правда о «еврейском расизме» автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 4 Миф о «еврейском народе» Карл Линней вошел в историю как великий классификатор. Всех людей он делил на белых законодателей и черных рабов. Исторический факт Со 135 года по Р.Х., после трех восстаний иудеев против Рима, иудеев поголовно выселили из Иудеи. Весь народ до

Из книги Повседневная жизнь колдунов и знахарей в России XVIII-XIX веков автора Будур Наталия Валентиновна

Глава девятая Знахарки-повитухи Роды

Из книги Загадки первых русских князей автора Королев Александр Сергеевич

Глава 37-я О народе Печенежском Должно знать, что Печенеги первоначально имели место жительства на реке Атиле (Волге), а также на реке Гейхе (Урале (?), имея соседями Хазаров и так называемых Узов. Пятьдесят лет тому назад Узы, войдя в соглашение с Хазарами и вступив в войну с

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА Х Различные роды рабства Есть два рода рабства: реальное и личное. Реальное - то, которое прикрепляет раба к земле поместья. Таковые были рабы германцев, по словам Тацита. Они не служили в доме господина; они давали ему известное количество зерна, скота или тканей;

Из книги Мифы о Беларуси автора Деружинский Вадим Владимирович

Глава 1. МИФ О «ЮНОМ НАРОДЕ» Распространенные заблуждения «Говоря об украинцах, как искусственно выведенной национальности, невозможно не упомянуть белорусов - народность еще более молодую и еще более искусственную. (…) Белорусы - очень молодой этнос, созданный в

Из книги История конницы [с иллюстрациями] автора Денисон Джордж Тэйлор

Глава II. Организация конницы и разделение ее на роды

Из книги Террористическая война в России 1878-1881 гг. автора Ключник Роман

Ф. М. достоевский о России и Русском народе “Россия вовсе была не Европа, а только ходила в европейском мундире, но под мундиром было совсем другое существо. Разглядеть, что это не Европа, а другое существо, и приглашали славянофилы, прямо указывая, что западники

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Глава девятая ПРОБЛЕМЫ ИМПЕРАТОРСКОЙ ФАМИЛИИ Вступив на престол в 36-летнем возрасте, Александр III имел чёткое представление о своих многочисленных родственниках, великих князьях. С некоторыми из них он готов был сотрудничать, другие его раздражали. Честный по своей

Из книги История конницы [без иллюстраций] автора Денисон Джордж Тэйлор

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 1 автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 52. О том, какие роды пыток и казней придуманы были для христиан Тогда можно было видеть, с какой свободой это величие благочестия ежедневно подвергалось необыкновенным оскорблениям неутомимой жестокости. Целомудрие, которого никогда не оскорбляли и самые

Из книги Наследие татар [Что и зачем скрыли от нас из истории Отечества] автора Еникеев Гали Рашитович

Глава 1 Татарские слова в русском языке Обратим внимание на один факт, на первый взгляд обыденный: в русском языке, который ныне применяется как в России, так и в соседних с нею странах Евразии – бывших республиках СССР – как язык межнационального общения, имеется очень

Из книги Мечта о русском единстве. Киевский синопсис (1674) автора Сапожникова И Ю

5. О НАРОДЕ РУССКОМ, ИЛИ СВОЙСТВЕННЕЕ РОССИЙСКОМ, и о наречии, или названии его. PУССКИИ ИЛИ ПАЧЕ Российскии народы тыижде суть Славяне. Единаго бо естества, отца своего Афета, и тогожде языка. Ибо яко Славяне от славных делес своих искони Славенское имя себе приобретоша,

Из книги Броня генетической памяти автора Миронова Татьяна

Глава IV Черные мифы о русском народе Общие черты и склад ума, одинаковое восприятие жизни и схожее поведение единят русский народ – многомиллионную массу кровных сородичей. Наука этнология сегодня признает, что национальный характер и вправду существует, он объединяет

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Личные имена и фамилии, от них происходящие


Относительно личных имен мишарей я считаю нужным указать лишь на некоторые их особенности, каких не встречается у татар.

1) В числе мишарских имен часто встречаются старинные татарские имена, которые у татар заменены уже арабскими.

В г.Костроме я имел разговор о мишарях с местным ахуном Сафаровым (родом из Касимова), который, рассказывая о костромских мишарях, между прочим, коснулся и личных имен. Мишари, по его словам, относятся к именам своих дедов и прадедов с особенным уважением, почему и стараются давать своим детям старинные имена, например Адельша84, Валиша, Хорамша, Ураза, Алтын-бикә, Кутлу-бикә и т.п., хотя от оренбургского муфтия есть особый циркуляр о замене подобных имен современными именами арабского происхождения.

2) Часто встречаются имена Кутлуг-Мухамет85, Кутлумет86, Кутлукай87, Кутлуш88, Кутлу-яр, Кутлу-бикә (женское имя) и т.п., что у татар совсем не замечается.

Личных имен с приставкой "Кутлу" много встречается и у киргиз: Котломбәт, Котломөхәмет, Котлогазый и пр.

Слово "Кут" на джагатайском наречии значит счастье, Хутлуг — счастливый. Татарское изречение "Кутлуг болсун" (пусть будет счастлив), по замечанию Френа, чеканено было и на монетах золотоордынских ханов89.

В списке ахунов округа Оренбургского Магометанского Духовного Собрания за 1896 год упоминается Исмагил Кутлугюлов — в деревне Кубак Белебеевского уезда Уфимской губернии90.

Тимур-кутлуг — Золотоордынский хан, с именем которого находятся татарские монеты92.

В истории Шихабетдина упоминается ярлык Тимур-Кутлука, сына Темирмелик-хана, от 800 года гиджры 139893

В тюркской истории Абулгазы хана упоминается из рода Чингизхана Кутлук-Тимурхан в числе кашгарских ханов94.

В названиях татарских селений, изредка и в фамилиях, встречается тюркское слово — Ураз — счастье, отсюда "Уразлы" — счастливый, Уразгильди — счастье пришло, Уразбакты — счастье выглянуло, Уразбага — счастье приглядывает, Уразмет, Уразай и др. С подобными названиями в Казанской губернии встречаются татарские селения, что у мишарей не замечатся.

3) У мишарей часто встречаются имена с конечной приставкой "бек"95, например Алим-бек (Галимбик), Арслан-бек (Арсланбик), Бай-бек (Байбик), Султан-бек (Солтанбик), Тимер-бек (Тимербик), Узбек (Үзбик), Хан-бек (Ханбик), Рөстәм-бек и пр96

Из таких имен у татар встречается одно Галимбик.

Подобные же имена употреблялись и у монгольских татар, например известны имена ханов Җанибек, Үзбәк, Бирде-бек, Нәүруз-бек, Кельди-бек, Тулун-бек, Чиркас-бек, Гаясетдин-ага-бек, Каган-бек и др.97

В списке ахунов округа Оренбургского Магометанского Духовного Собрания за 1896 год значится Галей Ченайбеков — в калмыцкой части Астраханской губернии (С.75)

В книге "Сәгыйдь" (Саитов посад Оренбургской губернии) на С.29 значится ахун Темур-бек Вильданов, умерший в 1271 году гиджры.

4) Мишарские фамилии большей частью старинны и происходят из тюркского корня, например Акчурин, Байчурин, Бичурин, Бикчурин, Байгильдеев, Давлетгильдеев, Давлекамов, Дубердеев, Агишев, Агеев, Богданов, Еникеев, Терегулов, Мамаев, Мамлеев, Мамин, Муратов, Колчурин, Капкаев, Камаев, Кудашев, Кильдюшев, Кадышев, Каратаев, Октаев, Тенишев, Тукаев, Узбеков, Чагатаев, Чанышев, Янышев. Ямашев, Янгалычев, Янгуразов и т.д.98

У татар же часто "фамилии" нет, а называются по отцу. Ахметзян Мухаметзянов, Абдул Валеев и т.д.

В Казани, где около 40 тысяч татарского населения, всего только две, три старинных родовитых фамилии.

В списке ахунов округа Оренбургского Магометанского Духовного Собрания за 1896 год ахуны мишарских приходов почти все имеют старинные фамилии, а у ахунов татарских приходов этого не замечается.

5) В числе мишарских имен часто встречаются имена, посвященные в честь Льва (Арыслан — Арслан), как благородного и сильнейшего зверя, например Арыслан герей (Арслангәрәй), Арыслан-галей (Арслангали), Арыслан-бек (Арсланбик) и др.

Тоже самое замечается и у башкир, киргиз и крымских татар99.

У казанских же татар подобные имена встречаются весьма редко и то лишь в позднейшее время, вероятно вследствие мишарского влияния.

Воинственным племенам Азии нужно было ознаменовать рождение младенцев мужского пола или наречением имен хищных и кровожадных зверей: Арыслан — лев, Каплан — леопард100, Сыртлан - гиена101;

или давая имена хищных, охотничьих птиц: Шонкар — сокол, Шаһин-гәрәй, персидское Шаһин - сокол, ястреб; Шаһбаз-гәрәй, персидское Шаһбаз — сокол, ястреб, которым охотится царь;

или же давая имена славных царей и героев востока: Искәндәр Александр Македонский, Рөстәм-хан Рөстәмбек Рустум, славный герой древней Персии;

или же давали имена с приставкой "батыр" — герой, богатырь, "газый" — завоевать, Котло-газый — счастливый завоеватель102, Батырша — царь богатырь, Байбатыр — богатый герой, Бикбатыр — превосходный герой.

Е.А.Малов замечает, что мишари не чуждаются и русских имен, которые присваиваются уже взрослыми при сношениях с русскими103.

Русские имена иногда замечаются и у татар, особенно интеллигентных и родовитых, а таковые бывают больше из мишарей. В г.Уфе живут известные помещики Тевкелевы, три брата, теперь уже умершие: Салимгерей (бывший муфтий), Саидгерей (гвардии полковник) и Батыргерей. Они известны были больше по русским именам — Александр Петрович, Алексей Петрович, Павел Петрович и сын последнего Кутлукай — Константин Павлович.

В Елабужском уезде были помещики из татарских мурз: Кутлукай Бикмаев, Ильяс Муратов, которые известны были также по русским именам — Константин Вениаминович Бикмаев, Илья Львович Муратов. Отчество первого дано согласно с именем отца Ибниамин, а отчество второго есть буквальный перевод имени отца — Арыслан (лев). Разные служащие таких людей, в подражание своим господам, также присваивают русские имена. Вообще русские имена присваивают особенно те из татар, которые постоянно трутся около русских, а в деревенских базарах известны по русским именам разные барышники.

"О языке и народности мишарей". Гайнутдин Ахмаров
Известие Общества археологии, истории и этнографии. Том XIX, вып. 2. - Казань, 1893. - С.91-160.

также из этой работы.