Урок по истории.11-й класс. "Русская культура конца XIX - начала XX века"

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Усть-Ордынская детская школа искусств»

Поурочные планы по учебному предмету ПО.02.УП.03.

«Музыкальная литература»

дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программы в области музыкального искусства

«Фортепиано», «Народные инструменты»

5 класс (5-летний курс обучения)

на 2017 – 2018 уч. год

Разработчик: Дмитриева Любовь Викторовна

2017 год

I четверть

План урока № 1

Тема урока: Русская культура конца 19 – начала 20 века

Цель: Познакомить учащихся с русской культурой конца 19 – начала 20 века.

Образовательная:

Сформировать у школьников представление о сущности социокультурного феномена «Серебряного века»;

Показать достижения русского искусства и художественную ценность новых направлений в искусстве, способствовать воспитанию у школьников чувства прекрасного;

Нравственных, эстетических качеств.

Воспитательная :

продолжать развивать чувство патриотизма у учащихся через познание прекрасного и культурного наследства;

- воспитывать интерес и любовь к русской культуре. Развивающая:

Расширять кругозор, способствовать расширению эстетических качеств учащихся.

Методы:

Словесный;

Наглядный;

Перспективы;

Сравнения;

Игры;

Объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, показ на инструменте);

Частично – поисковый;

Наглядно – слуховой;

Музыкального обобщения.

Форма урока: индивидуальное обобщающее занятие с элементами игры.

Тип урока: Раскрытие новой темы

Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, фортепиано, доска, мелки.

Раздаточный материал: таблички, цветные карандаши, карточки

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация.

Музыкальный материал: И. Стравинский балет «Петрушка», Т.Хренников Концерт для скрипки с оркестром До мажор, 1 часть.

Наглядные пособия: произведения живописи, портреты композиторов, карточки.

Список методической и используемой литературы:

    Дмитриева Л.В., Лазарева И.А., Казанцева И.В. Программа учебного предмета ПО.02.УП.03. «Музыкальная литература» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» для учащихся 4 – 8 классов. – Срок реализации – 5 лет. – Усть-Ордынский, 2015.

    Шорникова М. Музыкальная литература: Русская музыкальная классика. Четвертый год обучения. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

    Кушнир М.Б. Аудиопособие для учебных заведений. Отечественная музыка. – М.: Музыкальный Издательский Дом ЛАНДГРАФ, 2007.

    Третьякова Л.С. “Страницы русской музыки”, “Русская музыка XIX века”.

    Даттель Е.Л. “Музыкальное путешествие”.

    Тарасов Л. “Музыка в семье муз”.

    Смирнова Э. “Русская музыкальная литература”

Интернет ресурсы:

Ход урока

Организационный этап.

Конец XIX и начало XX века (до 1917 года) - период не менее богатый, но гораздо более сложный. Он не отделён от предыдущего каким-либо переломом: лучшие, вершинные сочинения Чайковского и Римского-Корсакова относятся именно к 90 -м годам XIX и к первому деcятилетию XX века.

В последней четверти XIX столетия творчество русских композиторов было признано во всём цивилизованном мире. Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в конце прошлого - начале нынешнего века, были композиторы и иного типа. Таков был Скрябин, несколько позднее Стравинский, а в годы первой мировой войны – Прокофьев. Большую роль в музыкальной жизни России этого времени сыграл и Беляевский кружок. Этот кружок в 80-90-е годы оказался единственным музыкальным центром, где объединялись наиболее активные музыканты, ищущие новые пути развития искусства.

Музыкальная культура развивалась и в других странах, например, во Франции, в Чехии, в Норвегии.

Во Франции возникает стиль музыкального импрессионизма и символизма. Его создателем является композитор Клод Ашиль Дебюсси. Черты импрессионизма, как одного из ведущих музыкальных направлений начала 20 в., нашли выражение в сочинениях М.Равеля, Ф.Пуленка, О.Респиги и даже в творчестве русских композиторов.

В Чехии музыка достигает высокого расцвета. Основателями национальной классики в Чехии являются Бедржих Сметан и Антонин Дворжак.

Основоположником норвежской классики является Эдвард Григ, который оказал влияние на творчество не только скандинавских авторов, но и на европейскую музыку.

Музыка XX века отличается необычайной пестротой стилей и направлений, но основной вектор ее развития – отход от предшествующих стилей и «разложение» языка музыки до составляющих ее микроструктур.

Музыкальная культура России конца ХIХ – начала ХХ века

Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя. Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного ренессанса начала века - одну “из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир...

В эпоху культурного ренессанса произошел как бы “взрыв” во всех областях культуры: не только в поэзии, но и в музыке; не только в изобразительном искусстве, но и в театре... Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы, создавались различные кружки и Общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры.

В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература. Наряду с ней наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает те или иные художественные образы. Если, например, Пушкин в своей поэме "Руслан и Людмила" дал органическое решение идеи национального патриотизма, найдя для ее воплощения соответствующие национальные формы, то М. Глинка обнаружил в волшебно-сказочном героическом сюжете Пушкина новые, потенциальные варианты - его опера вырастает изнутри до многонациональной музыкальной эпопеи.

Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер "Майская ночь" и "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова, "Сорочинская ярмарка" Мусоргского, "Кузнец Вакула" ("Черевички") Чайковского и т. д.

Римский-Корсаков создал целый "сказочный" мир опер: от "Майской ночи" и "Снегурочки" до "Садко", для которых о6щим является некий идеальный в своей гармоничности мир. Сюжет "Садко" построен на различных вариантах новгородской былины - повествованиях о чудесном обогащении гусляра, его странствиях и приключениях. "Снегурочку" Римский-Корсаков определяет как оперу-сказку, назвав "картинкой из Безначальной и Бесконечной Летописи Берендеева царства". В операх подобного рода Римский-Корсаков использует мифологическую и философскую символику.

Если опера и занимала главное место в русской музыке во времена Мусоргского, Бородина и Чайковского, то к концу XIX века и начала ХХ отходит на второй план. И потребность вносить какие-либо изменение подвергло возрастанию роли балета.

Но и другие жанры, как симфонические, камерные, стали широко развиваться. Огромной популярностью пользуется фортепьянное творчество Рахманинова, который и сам был великим пианистом. Фортепьянные концерты Рахманинова (как и концерты Чайковского, и скрипичный концерт Глазунова) относятся к вершинам мирового искусства. В последней четверти XIX столетия творчество русских композиторов было признано во всём цивилизованном мире. Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в конце прошлого - начале нынешнего века, были композиторы и иного типа. Уже первые их сочинения написаны очень по своему: остро, иногда даже дерзко. Таков Скрябин. Одних слушателей музыка Скрябина покоряла вдохновенной силой, других возмущала необычностью. Несколько позднее выступил Стравинский. Его балеты, поставленные во время “Русских сезонов” в Париже, привлекли внимание всей Европы. И наконец, уже в годы первой мировой войны на русском восходит ещё одна звезда - Прокофьев.

Огромную популярность приобретают российские театры. Малый театр в Москве и Мариинский в Петербурге. Примечательной чертой культуры этого периода стали поиски нового театра.

Благодаря деятельности Дягилева (мецената и организатора выставок) театр получает новую жизнь, а русское искусство – широкое международное признание. Организованные им "Русские сезоны" в Париже выступления артистов русского балета относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства.

В состав труппы вошли М. М. Фокин, А. П. Павлова, В. Ф. Неженский и другие. Фокин был балетмейстером и Художественным руководителем. Оформляли спектакли известные художники А. Бенуа, Н. Рерих. Были показаны спектакли «Сильфиды» (музыка Шопена), Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» Бородина, «Жар-птица» и «Петрушка» (музыка Стравинского) и так далее. Выступления были триумфом русского хореографического искусства. Артисты доказали, что классический балет может быть современным, волновать зрителя.

Прослушивание: И. Стравинский балет «Петрушка»

Лучшими постановками Фокина были «Петрушка», «Жар-птица», «Шехерезада», «Умирающий лебедь», в которых музыка живопись и хореография были едины.

Актер, режиссер, теоретик сценического искусства, вместе с В.И.Немировичем-Данченко в 1898 г. создал Художественный театр и руководил им.

Необходимо упомянуть и организованные Беляевым в течении многих сезонов “Русские симфонические концерты”, а также “Русские камерные вечера”. Целью их было – знакомить русскую публику с произведениями национальной музыки. Руководили концертами и вечерами Н.А. Римский-Корсаков и его талантливые ученики А.К. Глазунов и А. К. Лядов. Они разрабатывали план каждого предстоящего сезона, составляли программы, приглашали исполнителей... Исполнялись исключительно произведения русской музыки: многие из них, забытые, отвергнутые ранее русским музыкальным обществом нашли здесь первых своих исполнителей. Например, симфоническая фантазия М.П. Мусоргского “Ночь на лысой горе” впервые прозвучала именно в “Русских симфонических концертах” почти через двадцать лет после создания, а затем была многократна повторена (“по востребованию публики”, как отмечалось в программах).

На рубеже XIX-XX века возрождается интерес к старинной музыке. Мало-помалу начинается строительство органов в России. В начале XX столетия их можно было буквально пересчитать по пальцам. Появляются исполнители, знакомящие слушателей с органной музыкой прежних эпох и столетий: А. К. Глазунов, Старокадомский. Это время является важным этапом в истории скрипки. Появляется группа виртуозов - композиторов и исполнителей, которые раскрывают неведомые прежде возможности скрипки как сольного инструмента. Возникают новые замечательные произведения, среди которых видное место занимают сочинения советских композиторов. В настоящее время всему миру известны концерты, сонаты, пьесы Прокофьева, Хренникова. Их замечательное искусство помогает нам почувствовать, что за удивительный это инструмент - скрипка.

В конце XIX и в начале XX века, а особенно в предоктябрьском десятилетии, через всё русское искусство, и в частности музыку, проходит тема ожидания великих перемен, которые должны смести старое, несправедливое общественное устройство. Далеко не все композиторы осознавали неизбежность, необходимость революции и сочувствовали ей, но предгрозовую напряжённость ощущали все или почти все. Таким образом, музыка ХХ века развивает традиции отечественных композиторов – романтиков и композиторов «Могучей кучки». Вместе с тем она продолжает смелые поиски в области формы и содержания.

Но уже ушли из жизни Мусоргский и Бородин, а в 1893 году и Чайковский. На смену им приходят ученики, наследники и продолжатели их традиций: С. Танеев, А. Глазунов, С. Рахманинов. Но как ни близки они своим учителям, в их творчестве ясно чувствуются новые вкусы. Опера, в течение более чем столетия занимавшая главное место в русской музыке, явно отходит на второй план. А роль балета, наоборот вырастает.

Широко развиваются симфонические, камерные жанры в творчестве Глазунова и Танеева. Огромной популярностью пользуется фортепьянное творчество Рахманинова, который и сам был великим пианистом. Фортепьянные концерты Рахманинова (как и концерты Чайковского, и скрипичный концерт Глазунова) относятся к вершинам мирового искусства. В последней четверти XIX столетия творчество русских композиторов было признано во всём цивилизованном мире.

Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в конце прошлого- начале нынешнего века, были композиторы и иного типа. Уже первые их сочинения написаны очень по своему: остро, иногда даже дерзко. Таков Скрябин. Одних слушателей его музыка покоряла вдохновенной силой, других возмущала необычностью. Несколько позднее выступил Стравинский. Его балеты, Поставленные во время “Русских сезонов” в Париже, привлекли внимание всей Европы. И наконец, уже в годы первой мировой войны на русском восходит ещё одна звезда - Прокофьев.

Большую роль в музыкальной жизни России этого времени сыграл
Беляевский кружок, названный так по имени его основателя Митрофана Петровича Беляева - известного лесопромышленника, владельца огромного состояния и страстного любителя музыки, особенно русской. Кружок, возникший в 80-х годах, объединил почти всех лучших музыкантов того времени; Н. А. Римский - Корсаков стал идейным центром этого музыкального содружества. Всеми доступными средствами Беляев стремился помочь тем, кто служил русской музыке.

Основанное Беляевым новое издательство за несколько десятилетий своего существования издало огромное количество произведений русских композиторов. Щедро оплачивая труд композиторов, Беляев организовал ещё и ежегодные конкурсы на лучшее камерное сочинение, а потом и конкурсы имени М. И. Глинки на лучшее произведение русской музыки любого жанра. Беляев способствовал воскрешению полузабытых партитур великого Глинки, чьи крупные сочинения тогда нигде не звучали - ни на одной оперной сцене, ни на симфонической эстраде.

Необходимо упомянуть и организованные Беляевым в течении многих сезонов “Русские симфонические концерты”, а также “Русские камерные вечера”. Целью их было - знакомить русскую публику с произведениями национальной музыки. Руководили концертами и вечерами Н.А. Римский -Корсаков и его талантливые ученики А.К. Глазунов и А. К. Лядов. Они разрабатывали план каждого предстоящего сезона, составляли программы, приглашали исполнителей... Исполнялись исключительно произведения русской музыки: многие из них, забытые, отвергнутые ранее русским музыкальным обществом нашли здесь первых своих исполнителей. Например, симфоническая фантазия М.П. Мусоргского “Ночь на лысой горе” впервые прозвучала именно в “Русских симфонических концертах” почти через двадцать лет после создания, а затем была многократна повторена (“по востребованию публики”, как отмечалось в программах).

Трудно переоценить роль этих концертов. В годы, когда на такие гениальные оперы, как “Борис Годунов” и “Хованщина”, было наложено вето царской цензуры, когда в самой влиятельной, почти единственной в России музыкально-концертной организации (РМО) было засилье западноевропейского репертуара, когда оперные театры, именуемые императорскими, по словам Стасова, ”выжили со своих подмостков оперы Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова”, когда цензура запрещала песни Мусоргского, названные им “народными картинками”, - в то время единственным местом в России, где звучала вся отвергнутая официальными кругами музыка русских композиторов, были “Русские симфонические концерты”.

Знаменательно, что через год после смерти А. П. Бородина был устроен концерт из его произведений, большинство из которых прозвучало тогда впервые.

Весьма примечательным явлением в русской музыкальной жизни конца XIX века была так называемая частная опера С. И. Мамонтова в Москве. Сам Савва Иванович Мамонтов будучи подобно Беляеву богатым предпринимателем, организовал в России оперную труппу. С ней он осуществил первые постановки русских опер - “Русалки” А. С. Даргомыжского и “Снегурочки” Н. А. Римского-Корсакова, - которые пользовались у московской публики значительным успехом. Так же он поставил оперу “Псковитянка” Н. А. Римского-Корсакова. С этой оперой, которая нигде не шла, театр выехал на гастроли в Петербург.

На рубеже XIX-XX века возрождается интерес к старинной музыке. Мало-помалу начинается строительство органов в России. В начале XX столетия их можно было буквально пересчитать по пальцам. Появляются исполнители, знакомящие слушателей с органной музыкой прежних эпох и столетий: А. К. Глазунов, Старокадомский.

Это время является важным этапом в истории скрипки. Появляется группа виртуозов - композиторов и исполнителей, которые раскрывают неведомые прежде возможности скрипки как сольного инструмента. Возникают новые замечательные произведения, среди которых видное место занимают сочинения советских композиторов. В настоящее время всему миру известны концерты, сонаты, пьесы Прокофьева, Хренникова. Их замечательное искусство помогает нам почувствовать, что за удивительный это инструмент - скрипка.

Прослушивание: Т.Хренников Концерт для скрипки с оркестром До мажор, 1 часть

В конце XIX и в начале XX века, а особенно в предоктябрьском десятилетии, через всё русское искусство, и в частности музыку, проходит тема ожидания великих перемен, которые должны смести старое, несправедливое общественное устройство. Далеко не все композиторы осознавали неизбежность, необходимость революции и сочувствовали ей, но предгрозовую напряжённость ощущали все или почти все. Большинство музыкантов непосредственного участия в революционных событиях не принимали, и потому связи между ними были довольно слабыми.

Наиболее выдающиеся меценаты конца XIX-началаXXвв.

Почти все меценаты конца XIX - начала XX века были купцами-старообрядцами. И Щукин, и Морозов, и Рябушинский, и Третьяков. Ведь старообрядческий мир традиционен, глубоко связан с истинной культурой - они из века в век научились спасать и сохранять свое духовное наследие, это было заложено в семейных генах.

Рассмотрим подробно наиболее известных меценатов России.

С.И. Мамонтов. Меценатство Саввы Ивановича было особого рода: он приглашал своих друзей - художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков.

Одним из первых художников к Мамонтову в Абрамцево приехал В.Д. Поленов. С Мамонтовым его связывала духовная близость: увлечение античностью, музыкой, театром. Был в Абрамцеве и Васнецов, именно ему обязан художник своим знанием древнерусского искусства. Тепло отеческого дома художник В.А. Серов найдет именно в Абрамцеве. Савва Иванович Мамонтов был единственным бесконфликтным покровителем искусства Врубеля. Для очень нуждавшегося художника нужна была не только оценка творчества, но и материальная поддержка. И Мамонтов широко помогал, заказывая и покупая произведения Врубеля. Так проект флигеля по Садово-Спасской заказывает Врубелю. В 1896 г. художник по заказу Мамонтова выполнил грандиозное панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза». Хорошо известен портрет С.И. Мамонтова. Мамонтовский художественный кружок был уникальным объединением. Также хорошо известна Частная опера Мамонтова.

Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905). Этот меценат пожертвовал около 500 Истинные меценаты никогда не стремились афишировать свою деятельность, скорее, наоборот. Часто, совершая крупную благотворительную акцию, они скрывали свои имена. Известно, что Савва Морозов, например, оказал большую помощь в основании Художественного театра, но при этом поставил условие, чтобы его имя нигде не упоминалось. О Савве Тимофеевиче Морозове наш следующий рассказ.

Происходил из старообрядческой купеческой семьи. Окончил гимназию, а затем физико-математический факультет Московского университета и получил диплом химика. Общался с Д. Менделеевым и сам написал исследовательскую работу о красителях. Обучался также в Кембриджском университете, где изучал химию, а затем в Манчестере – текстильное дело. Являлся директором Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°». Ему принадлежали хлопковые поля в Туркестане и несколько других товариществ, где он был пайщиком или директором. Благотворительностью занимался постоянно: на своих фабриках он ввел оплату по беременности и родам работающим женщинам, выделял стипендии молодым людям, обучавшимся в стране и за рубежом. Известно, что на его предприятиях рабочие были более грамотными и образованными. Помогал он и нуждающимся студентам Московского университета.

В 1898 г. он вошел в состав Товарищества для учреждения в Москве театра и регулярно вносил большие пожертвования на строительство и развитие МХАТа, инициировал строительство нового театрального здания. За границей на его деньги были заказаны самые современные приспособления для сцены (осветительное оборудование в отечественном театре впервые появилось именно здесь). На здание МХТа с бронзовым барельефом на фасаде в виде тонущего пловца Савва Морозов истратил около полумиллиона рублей.

К сожалению, связи с революционным движением, а также личные обстоятельства привели С.Т. Морозова к преждевременной смерти.

В изобразительном искусство следуют большие перемены. В 90 - 900-е гг. складывается ряд объединений художников, которые резко полемизируют и даже враждуют друг с другом, ибо коренным образом расходятся по вопросам искусства и эстетики. Наиболее влиятельными объединениями становятся «Мир искусства» (с одноименным журналом) и «Союз русских художников».

Хотя «Мир искусства» привлек в свои ряды многих художников и не разделявших эстетические и мировоззренческие взгляды его лидеров С. П. Дягилева и А. Н. Бенуа, основу объединения составляла группа петербургских художников, резко выступивших против академизма и передвижничества, заинтересованных в контактах с художниками Западной Европы. Консолидация разнородных сил в «Мире искусства» стала возможной вследствие того, что в это время передвижничество было ослаблено противоречиями между передовыми и отсталыми силами внутри объединения, а академизм переживал очевидный упадок. Основополагающие статьи лидеров «Мира искусства» защищали идейные позиции в духе модного в те годы неокантианства и самодовлеющего эстетизма. Специфика «мирискусни-чества» проявлялась наиболее отчетливо в творчестве А. Н. Бенуа, К. А. Сомова, М. В. Добужинского, Л. С. Бакста.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание : М. Шорникова, занятие 1 читать, ответить на вопросы.

Разделы: История и обществознание

Цели урока : сформировать у школьников представление о сущности социокультурного феномена «Серебряного века». Показать достижения русского искусства и художественную ценность новых направлений в искусстве, способствовать воспитанию у школьников чувства прекрасного; нравственных, эстетических качеств.

Вид урока: презентация.

Оборудование: видео и DVD фильмы, альбомы по искусству, пластинки с записями Качалова, портреты деятелей искусства и науки того времени.

Основные понятия : декаданс, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.

План подготовки и проведения урока:

Этапы работы Cодержание Деятельность учащихся Деятельность учителя

Подготовительный

Определение темы, цели, задачи.

Обсуждают предмет с учителем и получают необходимую информацию, устанавливают цели.

Мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.

Планирование.

Определение источников информации.

Определение способов сбора и анализа информации.

Выстраивание проблематики темы:

Духовное состояние русского общества: утрата старых и поиск новых жизненных ориентиров,

Русская философия в поисках нового идеала,

Литература: новые поэтические течения,

Особенности русской живописной школы н.20 в.

Музыка: отличие художественных традиций 19 и 20 в.

Планирование презентации

Вырабатывают план действий, формулируют задачи.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Реализация.

Учащиеся посещают библиотеки, знакомятся с научными статьями, справочным материалом, посещают Амурский театр драмы «Вишнёвый сад», слушают стихи поэтов Серебряного века в исполнении артистов театра, слушают грамзаписи Качалова, Шаляпина и т.д.

Решение промежуточных задач, накопление материала.

Руководит деятельностью, наблюдает, советует.

Результаты и выводы

Анализ информации: на данном этапе учащиеся сталкиваются с проблемой «духовный кризис или духовный подъём». Учащиеся в ходе презентации намереваются отстаивать свою точку зрения.

Анализируют информацию.

Наблюдает, советует.

Представление.

Презентация с элементами дискуссии.

Отчитываются, обсуждают результаты

Учитель истории - ведущий - слушает, задаёт вопросы.

Учителя литературы, музыки, МХК, ИЗО входят в состав групп в качестве рядовых участников.

Оценка результатов в целом.

Обсуждение.

Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения результатов деятельности.

Оценивает усилия учащихся, качество использования источников, качество отчёта.

Ход урока: ученики сидят полукругом лицом друг к другу.

Оформление: серебряный век русской культуры: духовный кризис или духовный подъём?

Каждый день по ложке керосина
Пьём отраву тусклых мелочей…
Под разврат бессмысленных речей
Человек тупеет как скотина.
С.Чёрный

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее увековечить
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся воплотить
А.Блок

В те годы дальние, глухие в сердцах царили сон и мгла.
Победоносцев над Россией простёр совиные крыла.
…И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…

Учитель истории: «Минувшее проходит предо мною. Грядущее проходит предо мною. На грани двух столетий. На переломе двух миров», - сказал А.С.Пушкин словами своего героя Пимена.

Закончился 19 век и начинался век 20. Несколько десятков лет по их хронологической длительности время не такое уж большое. Историк привык иметь дело со столетиями, с тысячелетиями. Но исторически весомо не число лет или десятилетий, а значение свершившихся в это время событий.

Называет тему урока и ставит задачу: Почему Серебряный век? Ведь этот период полон неясностей, противоречий, исканий? Обращается к эпиграфу. Два поэта, живущие в один и тот же исторический отрезок времени. Откуда такая разница в ощущении жизни? И наша задача сложнее, чем кажется на первый взгляд. Не просто ответить на вопрос «почему Серебряный век? Мы должны поговорить о состоянии российского общества, которое отражено кризисом или духовным подъёмом.

Давайте вспомним, каким был мир в начале 20 века. Попробуем дать оценку эпохе.

Учитель истории: начало 20 века – переломное время в жизни России. В политической, экономической, а, следовательно, и в духовной жизни. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности.

Содержание выступления второй группы : какие настроения господствовали в российском обществе того периода? Растерянность, тревожное чувство – надвигающаяся война. Нарушение гармонии между человеком и природой. Стандартизация. Рационализм. Индивидуализм. Секуляризация сознания. Процесс переосмысления проблем человечества затронули философию, науку, литературу, искусство. Вступление России в новую эпоху сопровождались поисками идеологии, способной не только объяснить происходящие перемены, но и наметить перспективы развития страны. Наиболее популярной философией был марксизм (что такое марксизм? Почему в России он имел благодатную почву? – Россия- «догоняющая» страна, бурное развитие капитализма – резкие противоречия. Идеи равенства импонируют русскому характеру, склонному к мессианству).

Учитель истории: Однако после революции 1905 года часть русской интеллигенции разочаровалась в марксизме, в признании первенства материальной жизни над духовной. В 1909 году вышел сборник статей «Вехи», подготовленный известными философами Бердяевым, Струве, Франком, Булгаковым. Авторы предъявили жестокий счёт русской интеллигенции, обвинив её в приверженности устаревшим философским учениям 19 века, в нигилизме, низком правосознании, в отрыве от народа, в забвении русской истории. Вот эти черты, по мнению авторов «Вех», поставили страну на грань национальной катастрофы (революции). Поэтому они считали, что преобразования в стране нужно начинать с выработки новых религиозно-нравственных идеалов. Что своеобразие духовной жизни России ведёт к самобытному историческому пути России. Наиболее выпукло характер русского общества н.20 века отразился в русской художественной культуре Серебряного века.

Итак, литература.

на перевале времён, предчувствие великого слома ощущалось буквально во всём, русская культура расцвела. Этот короткий, как всякое цветение, отрезок эпох с начала 1890-х годов до середины 1910-х принято называть Серебряным веком. Это звучное название родилось по аналогии с популярным определением «Золотой век русской литературы» (почему «Золотой» Главные темы – гражданственность, свободолюбие, патриотизм, грандиозность, актуальность).

Учитель литературы: Но пушкинская гармония недостижима. Стремительно менялись теории, имена, направления. «Серебряный век» объединил самых разных поэтов, художников, артистов, музыкантов, философов в попытке найти некий новый сплав творчества и жизни.

Содержание выступления третьей группы: Именно в культуре виделось спасение мира, сотрясаемого техническими новациями и социальными взрывами. Кризис в стране отразился в многообразии литературных направлений. Зачинателями стали поэты – символисты ( Первоначально символизм принял форму декаданса (. Использовали цветовую символику: чёрный – траур, смерть. Синий – уединение, печаль, магическое значение. Жёлтый – предательство, измена. Серый – пыль, цвет налёта.

Поэты – символисты (демонстрация портретов с комментариями и чтением стихов) Бальмонт, Гиппиус, Сологуб, Белый, Блок.

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее увековечить
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся воплотить
Пусть дышит жизни сон тяжёлый,
Пусть задыхаюсь в этом сне.

Быть может юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне6
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь - добра и света.
Он весь – свободы торжество.
А.Блок.

Стихотворение «О доблести, о подвиге, о славе»

(Грамзапись В.И.Качалов, актёр русского театра, н.20 в. несравненный голос артиста).

Беседа: стихи с мыслями о России, о своей великой крёстной муке перед ней. Об одиночестве, горечи разлук, о потерянном счастье. Слова-символы. Как они связаны с основной мыслью стихотворения.

Поэты уходят из жизни, но остаётся бесценный дар – их стихи. Блок умел жить грядущим, умел узнавать приметы будущего в окружающем и поэтому опережал время.

Оппонентами символистам выступали акмеисты (определение, содержание, происхождение). Поэты-акмеисты: Гумилёв, Мандельштам, Городецкий, Ахматова. (демонстрация портретов с комментариями и чтением стихов)

Рассказ о творчестве А.Ахматовой. (или другом поэте данного направления).Её поэзия вернулась к нам сегодня во всей первозданной чистоте и незамутнённой светлой цельности.

Стихотворение «Ты всегда таинственный и нежный».

Беседа: стихи о земных радостях и печалях. При помощи каких средств автор выражает любовь?

Футуризм (определение, содержание, происхождение). Их стихи отличались повышенным вниманием к форме стихосложения; язык документа, плаката, афиши. Северянин, Хлебников, Маяковский. (демонстрация портретов с комментариями и чтением стихов).

Были поэты вне групп, Бунин, Саша Чёрный, Кузьмин, Цветаева.

Рассказ о творчестве М.Цветаевой (или другом поэте данного направления).

Кто создан из камня, кто создан из глины,
И я – серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я – бренная пена морская. (и другие стихи)

Стихи М.Цветаевой современны, популярны. Их читают, их поют. Аудиозапись А.Пугачёвой «Уж сколько их упало в эту бездну».

Итог блока литературы: Всех поэтов Серебряного времени связывает одно: они писали о своей любимой, прекрасной Родине с её сложностями. Они проложили тропу к современной литературе. И все поэты- наши современники обращаются к их творчеству.

Учитель истории: Эта «новая красота», эти поиски новой формы нашли своё отражение в живописи к.19 – н.20 века. Каковы же особенности русской живописной школы «Серебряного века»?

Учитель ИЗО: Символизм как явление был характерен и для России н.20.в. Крупнейшие среди них - Врубель, Петров-Водкин.

Рассказ о творчестве М.А. Врубеле (демонстрация репродукций «Демон сидящий», «Демон поверженный»). Особенность изображения, манера художника – резкий, ломающий штрих, пересекающиеся грани, эмоциональные цветосочетания. Врубель в символической форме выдвигает образ героя-бунтаря, отверженного пророка.

В этом же направлении творчество К.Петрова-Водкина (рассказ о творчестве). Репродукция «Купание красного коня». Беседа. Предполагаемые символы: красный цвет – надвигающаяся революция, цвет жизни, борьбы ).

Рассказ и фрагмент видеофильма о творчестве Шагала. Приёмы кубизма, техника народного лубка. «Я и деревня».

Наряду с этим возникает новое течение – абстракционизм (определение, содержание, происхождение) , который нашёл наибольшее отражение в творчестве Кандинского. Фрагмент видеофильма.

Учитель ИЗО: Анализируя творчество художников данного периода, скажите, это творческий кризис или творческий подъём?

Учитель истории: Мы говорим о поэзии в литературе, о созвучности в живописи. Теперь обратимся к поэзии звуков и попытаемся определить, были ли у русских композиторов к.19 – н.20 века такие же творческие искания и трудности, какие мы увидели в живописи и поэзии.

Что принёс в музыку 20 век? Фрагменты произведений. Беседа: назовите имена композиторов 19 века. Какое общее название применяют к ним. Какие произведения мы называем классическими. Что характерно для творчества композиторов к.19 века. Что принёс в музыку 20 век. Все те же течения, которые вы называли в литературе. Это были разные направления, часто вступающие в противоречие друг с другом.

Учитель истории:

Исторический парадокс состоит в том, что свобода и многоцветье художественной жизни тех лет служат одновременно и подтверждением силы российской культуры, и подтверждением слабости искажённого сознания части образованного российского общества. В тех конкретных социально-психологических условиях культура не могла поддерживать общественное равновесие, но не она в этом виновата. Она оставила такие шедевры, которыми мир восхищается сегодня. Этот социокультурный феномен вошёл в историю под названием «Серебряного века» русской культуры.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Группа 3.4 (11 «Г»)

Тема: Русская культура конца XIX - начала XX века

Студент практикант V курса группы 582

Саитов Ильдар Гербертович

Учитель истории школы: Смурякова Е. Е. _______________

Групповой руководитель: Магсумов Т.А. _______________

Оценка за урок _______________

Набережные Челны, 2009 г.

Литература, использованная по теме:

1. Левандовский А. А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 368 с., 16 л. ил., карт.

2. Левандовский А. А. ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ "Россия в ХХ веке" / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, Л. В. Жукова.- 160 с.: ил. (в обл.)

14.12.2009

Урок № 10: Группа 3.4 (11 «Г»)

Раздел III. Накануне краха.

Тема: Русская культура конца XIX - начала XX

Тип урока: обобщения и изучения нового материала.

Вид урока: Урок – Лекция.

Цель урока:

1. Познавательная, образовательная цель – сформировать у учащихся основные представления о положении дел в образовании, науке и печати, рассказать об направлениях литературы и искусства России.

2. Развивающая цель – содействовать учащимся в понимании взаимосвязи развития культуры с событиями внутренней и внешней деятельности государства.

3. Воспитывающая цель – формирование у учащихся нравственных качеств личности: ценить красоту и уверенность в своих силах, способствовать уважительному отношению к культурным традициям государства и народов Российской империи.

Оборудование: Учебник, рабочие тетради, наглядность: схема «культура России», классная доска, мел, указка.

Вид доски на уроке


Основные понятия:

Модерн, реализм.

Основные даты:

1905 – II Дума рассматривала закон о всеобщем начальном образовании.

С 1860-х студенческие беспорядки становятся обычным явлением.

1898 – образование художественного объединения «Мир искусства».

1899 – «Временные правила о студенческих забастовках», по которым студентов могли отдать в солдаты за беспорядки.

1903 – учрежден «Союз русских художников».

1904 - За открытия в области пищеварения И. П. Павлов получил Нобелевскую премию.

1904 – при участии Н. Е. Жуковского был создан первый в Европе аэродинамический институт.

1907 – 1913 Русские сезоны в Париже под руководством С. П. Дягилева.

1911 – всеобщая стачка студентов, тысячи исключены из институтов.

Основные персоналии: Николай Дмитриевич Зелинский, П. Н. Лебедев, К. А. Тимирязев, А. С. Суворин, Иван Дмитриевич Сытин, братья Сабашниковы, Иван Петрович Павлов, Илья Ильич Мечников, Н. Е. Жуковский, Константин Эдуардович Циолковский, Владимир Сергеевич Соловьев, Николай Александрович Бердяев, С. Н. Булгаков, Павел Александрович Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С.Л. Франк, Павел Николаевич Милюков, А. А. Корнилов, М. О. Гершензон, М. И. Туган-Барановский, Петр Бернгардович Струве, Василий Осипович Ключевский, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, Н. В. Крушевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, А. Н. Толстой, А. М. Горький, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Н. С. Гумилев, А. А. Блок, Валентин Александрович Серов, К. А. Коровин, Михаил Александрович Врубель, А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон, А. А. Рылов, А. Н. Скрябин, Сергей Васильевич Рахманинов, И. В. Стравинский, Сергей Павлович Дягилев, Ф. И. Лидваль, А. В. Щусев, Федор Осипович Шехтель.

План урока:

1. Просвещение.

2. Печать.

4. Литература.

5. Искусство.

План урока развернутый:

1. Просвещение. Россия обладала обширной и разветвленной системой образования:

Начальная ступень (церковно-приходские школы, народные училища);

Средняя (классические гимназии, реальные и коммерческие училища);

Высшая (университеты, институты)

1905 – II Дума рассматривала закон о всеобщем начальном образовании. В гимназиях ослабили классическое направление и отводилось больше времени преподавания естественных наук и математики. Была ликвидирована и излишняя узкая специализация в реальных училищах. Коммерческие училища поддерживались буржуазией и было совместное обучение девушек и юношей.

С 1860-х студенческие беспорядки становятся обычным явлением.

1899 – «Временные правила», по которым студентов могли отдать в солдаты за беспорядки.

1911 – всеобщая стачка студентов, тысячи исключены из институтов. Исход профессуры в знак протеста – Н. Д. Зелинский, П. Н. Лебедев, К. А. Тимирязев и др.

3. Наука. Российская наука выходит на передовые рубежи. Физиолог И. П. Павлов, разработавший принципиальную методику исследования живых организмов. 1904 - За открытия в области пищеварения И. П. Павлов получил Нобелевскую премию. И. И. Мечников стал Нобелевским лауреатом за исследования в сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. В. И. Вернадский и его учения заложили основы новых наук: биохимии, биогеохимии, радиогеологии. 1904 – при участии Н. Е. Жуковского был создан первый в Европе аэродинамический институт. Труды К. Э. Циолковского заложили основы теории ракетного движения и теоретической космонавтики. Революционная обстановка в России сопровождалась интересом к политике, гуманитарным наукам: истории, философии, экономике и праву. В. С. Соловьев – основоположник религиозной философии. Также проблемам поиска путей на религиозных началах посвятили себя: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С.Л. Франк. Появляются работы связанные с историческими исследованиями: «Очерки по истории русской культуры» П. Н. Милюкова, «Крестьянская реформа» А. А. Корнилова, «История молодой России» М. О. Гершензона. Серьезные исследования по истории русского хозяйства создали «легальные марксисты» М. И. Туган-Барановский и П. Б. Струве. Издание лекционного курса по истории В. О. Ключевского в начале XX века. Русские языковеды Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, Н. В. Крушевский разработали вопросы для зарождающейся лингвистики. В литературоведении А. Н. Веселовский создатель сравнительно – исторической школы.

4. Литература. Развивалась под мощным воздействием кризиса, свое ощущение трагизма и неустроенности бытия с огромной художественной силой передали писатели-реалисты: Л. Н. Толстой («Воскресенье», «Живой труп»), А. П. Чехов («Ионыч», «Дом с мезонином», «Чайка»), И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, А. Н. Толстой. Сюжеты становились год от года все более тревожными и мрачными. Самый популярный писатель-реалист А. М. Горький чуткий наблюдатель, передавал темные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман «Фома Гордеев», пьесы «Мещане», «На дне»). В поэтической среде возникают модернистские течения, стремящиеся отойти от традиционных эстетических норм и представлений, - символизм, акмеизм, футуризм и др. – отказ от воспроизведения окружающей действительности, которая представлялась неинтересной, скучной и в то же время пугающе опасной. Стремились создать в своих произведениях обобщенные символы человеческих чувств и жизненных явлений, оторванные от суетной повседневности, либо увлечь читателя экзотикой дальних стран или давно прошедших эпох, увести его в глубины подсознания или надзвездные миры, поразить небывалой страстью и т.п. Представителями были: В.Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Н. С. Гумилев, А. А. Блока.

5. Искусство. С конца XIX в. влияние модернизма заметно появляется в живописи – в импрессионистских полотнах В.А. Серова и К. А. Коровина, в символистских картинах М. А. Врубеля («Демон», «Пан» и др.). 1898 – образование художественного объединения «Мир искусства». Художники: А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст отказались от реалистического воспроизведения действительности, призывая стремиться к «чистой красоте» - совершенству формы, изящной условности, высоким вневременным идеалам. 1903 – учрежден «Союз русских художников». Здесь работали пейзажисты И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон, А. А. Рылов в стиле перемежевались традиционные и новаторские направления русской живописи.

Отход от старых традиций в сторону эстетической утонченности, поиску новых форм был характерен и для русской музыки, представителями которой были А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, И. В. Стравинский. 1907 – 1913 Русские сезоны в Париже под руководством С. П. Дягилева.

Русская архитектура переживает последний – короткий, но яркий период своего расцвета, связанный с появлением стиля модерна. Создатели учитывали новые конструкции и материалы и в то же время эстетически их осмыслить, придать зданиям художественную выразительность. Архитекторы: Ф. И. Лидваль – здание Азовско-Донского банка, А. В. Щусев – Казанский вокзал, Ф. О. Шехтель – Ярославский вокзал и типографии газеты «Утро России».

Вывод: Русская культура поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. В то же время это была культура общества обреченного на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих ее произведениях.

Домашнее задание: §22 – 23, доделать схему. Подготовиться к контрольной 3 задания по 2 балла по параграфам 16 – 23 и 4 даты по одному баллу по всем параграфам 1 - 23. У всех будут индивидуальные билеты. Принести лист чистый бумаги подписанный Ф.И., № билета

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Учитель приветствует учеников.

Ученики приветствуют учителя.

II. Этап проверки домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами проходили внешнюю политику России накануне первой мировой войны, участие страны в I мировой войне и домашнее задание состояло в том, чтобы прочитать параграф 20 – 21 написать эссе на тему: «Считаете ли вы, что в 1914 г. Европа была обречена на крупномасштабное военное противостояние» и доделать таблицу «Военные действия в I МВ» Также ответьте на следующие вопросы:

1. Расскажите стратегию русской военной кампании в 1914 году?

2. Укажите на карте территории, потерянные во время «Великого отступления»?

3. Что вы знаете о «Брусиловском прорыве?»

4. Охарактеризуйте внутреннюю ситуацию вследствие поражении на фронте?

Ученики выслушивают предисловие учителя о пройденном материале.

Написание эссе и таблицу я проверю в конце урока собрав тетради учащихся. Опрос проводиться фронтально с элементами индивидуального опроса, отвечают с места. Вопросы, требующие схематического изображения, учащиеся рисуют схемы на классной доске и после объясняют ее элементы. При ответе учитывается также умения ориентироваться по карте. Для тех, кто не справляется или не готов к уроку, задаю дополнительные вопросы. Вместо двоек прошу подготовить рефераты и доклады.

III. Изучение нового материала.

Открываем тетради записываем число и тему нашего с вами урока. Сегодня мы рассмотрим на уроке культуру России конца XIX - начала XX согласно плану:

1. Просвещение.

2. Печать.

4. Литература.

5. Искусство.

Для удобства мы рассмотрим тему в виде схемы, часть сделаем на уроке, оставшееся – вы доработаете дома самостоятельно параграфы 22 – 23.

Учащиеся записывают число и тему урока. Начинаем работу по заполнению схемы «культура России конца XIX - начала XX». Совместно заполняем Просвещение, указываем его ступенчатость образования, и неспокойность студенчества при самодержавии. Обязательно запишем вывод и направленность культуры общие моменты.

IV. Закрепление изученного материала

Вопрос: «Как отразились события внутренней и внешней политики, действительности на культуру России конца XIX - начала XX века?»

Запишите вывод в свои тетради.

Ожидаемый вывод: Русская культура поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. В то же время это была культура общества обреченного на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих ее произведениях.

V. Подведение итогов урока.

Открываем дневники и записываем домашнее задание.

Ученики записывают домашнее задание в дневник.


Студент практикант_______________________________

Учитель истории школы___________________________

Групповой руководитель___________________________

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Кузбасский государственный технический университет

Кафедра: Отечественной истории, теории и истории культуры

Дисциплина: Культурология


Контрольная работа № 1

«Русская культура конца 19 начала 20 века»

Вариант 16

Шифр 099-463


Выполнил: Сайгина М. В.

Кемеровская обл., Топкинский р-он,

п. Раздолье, микрорайон 1, 12


Кемерово, 2010


Задание 4. Выполните тесты


.К теоретикам и практикам символизма относятся:

А) Н. Гумилев

Б) В. Брюсов

В) А. Блок

Г) М. Врубель

Д) М. Цветаева

Правильный ответ: Б, В, Г

В объединение «Мир искусства» входили:

А) В. Маяковский

Б) К. Сомов

В) Е. Лансере

Г) Л. Бакст

Д) А. Бенуа

Е) В. Васнецов

Правильный ответ: Б, В, Г, Д

.Установите соответствие между произведением и автором:

А) «Прогулка короля» А) М. Нестеров

Б) «Похищение Европы» Б) Н. Рерих

В) «Заморские гости» В) А. Бенуа

Г) «Портрет Ф. Шаляпина» Г) В. Серов

Д) «Видение отроку Варфоломею Д) Б. Кустодиев

Правильный ответ: А-В, Б-Г, В-Б, Г-Д, Д-А


Задание 1. Осветите проблему: «Серебряный век» русской литературы»


Кончался XIX век, "золотой век" русской литературы, началось XX столетие. Это переломное время вошло в историю под красивым именем "серебряного века". Стык веков оказался благоприятной основой этого периода. Он породил великий взлет русской культуры и стал началом ее трагического падения. Начало "серебряного века" относят обычно к 90-м годам XIX столетия, когда появились стихи В. Брюсова, И. Анненского, К. Бальмонта и других замечательных поэтов. Расцветом "серебряного века" считают 1915 год - время его наивысшего подъема и конца.

Век продолжался не долго - около двадцати лет, но он дал миру замечательные образцы философской мысли, продемонстрировал жизнь и мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, дал толчок новым направлениям живописи, музыки, театрального искусства. Серебряный век стал временем формирования русского авангарда.

Период переходных культур всегда драматичен, и всегда сложны и противоречивы отношения между традиционной, классической культурой прошлого - знакомой, привычной, но уже не возбуждающей особого интереса, и формирующейся культурой нового типа. Настолько новой, что ее проявления непонятны и порой вызывают негативную реакцию. Это закономерно: в сознании общества смена типов культур происходит достаточно болезненно. Сложность ситуации во многом определяется изменением ценностных ориентиров, идеалов и норм духовной культуры. Старые ценности выполнили свою функцию, отыграли свои роли, новых ценностей еще нет, они только складываются, и историческая сцена остается пустой.

В России сложность состояла в том, что общественное сознание складывалось в условиях, еще более драматизирующих ситуацию. Послереформенная Россия переходила к новым формам экономических отношений. Российская интеллигенция оказалась почти беспомощной перед новыми требованиями политического развития: неотвратимо развивалась многопартийность, и реальная практика значительно опережала теоретическое осмысление новой политической культуры. Русская культура теряет один из основополагающих принципов своего существования - соборность - ощущение единства человека с другим человеком и социальной группой.

Общественно-политическая обстановка этого времени характеризовалась глубоким кризисом существующей власти, бурной, неспокойной атмосферой в стране, требующей решительных перемен. Может быть, поэтому и пересеклись пути искусства и политики. Так же, как общество напряженно искало пути к новому социальному строю, писатели и поэты стремились к освоению новых художественных форм, выдвигали смелые экспериментаторские идеи. Реалистическое изображение действительности перестало удовлетворять художников, и в полемике с классикой XIX века утверждались новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм. Они предлагали разные способы постижения бытия, но каждое из них отличалось необычайной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний лирического героя, устремленностью в будущее.

В истории русской художественной культуры начало 20 века было плодотворным, противоречивым, стремительным в своем развитии. На стыке двух веков Россия с особой щедростью дарит миру таланты. В новый период вступило творчество Л.Н. Толстого. В эти же годы А.П. Чехов становится тем великим художником слова, который оказывает огромное влияние на мировую литературу. Публикуются В.Короленко, А. Серафимович, Н. Гарин-Михайловский, удивляют читателей М. Горький и Л. Андреев, заявляет о себе поэзией и ранней прозой И. Бунин, начинают печататься А. Куприн и В.Вересаев.

Восприятие мира становится более свободным, идет раскрепощение личности художника.

Революционный взрыв в России вызвал у русской художественной интеллигенции различные оценки, таким образом нельзя не признать влияния революции на русскую художественную культуру. Социальные проблемы характеризуют творчество М.Горького, Серафимовича, Короленко.

Многие русские писатели обратились к драматургии. Театр привлекает огромную зрительскую аудиторию, он находится в расцвете сил и возможностей.

Очень важно, что в культуре начала века предельно заострена филосовско-этическая проблема: что лучше, истина или сострадание?Утешающая ложь составляет стержень драм Г. Ибсена, пользующихся в начале века огромным успехом у русской публики. Эта тема звучит в горьковской драме На дне и формирует определенный нравственный идеал времени.

Никогда не было в русском искусстве такого количества направлений, объединений, ассоциаций, как в начале ХХ века. Они выдвигали свои творческие теоретические программы, отрицали предшественников, враждовали с современниками, пытались предсказать будущее. Слишком неясными были для многих контуры нового эстетического идеала, отсюда трагический оттенок в творческих исканиях многих художников.

Одним из первых литературных течений стал символизм, объединивший таких разных поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый и др. Русский символизм заявил о себе настойчиво и, по мнению многих критиков, внезапно. В 1892 году в журнале Северный вестник была опубликована статья Дмитрия Мережковского О причинах упадка и о новейшем течении в современной русской литературе, и долгое время она считалась манифестом русских символистов. В реализме, в этом художественном материализме видит Мережковский причину упадка современной литературы.

Теоретики символизма считали, что художник должен создавать новое искусство с помощью образов-символов, которые помогут более утонченно и обобщенно выразить настроения, чувства и мысли поэта. Причем истина, прозрение могут появиться у художника не в результате раздумий, а в момент творческого экстаза, как бы ниспосланного ему свыше. Поэты-символисты уносились мечтой ввысь, задаваясь глобальными вопросами о том, как спасти человечество, как вернуть веру в Бога, добиться гармонии, слившись с Душой Мира, Вечной женственностью, Красотой и Любовью.

Признанным метром символизма становится В. Брюсов, воплотивший в своих стихах не только формальные новаторские достижения этого течения, но и его идеи. Своеобразным творческим манифестом Брюсова стало небольшое стихотворение "Юному поэту", которое воспринималось современниками как программа символизма:


Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее - область поэта.


Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно


Символисты рассматривали жизнь как жизнь Поэта. Сосредоточенность на самом себе характерна для творчества замечательного поэта-символиста К. Бальмонта. Он сам был смыслом, темой, образом и целью своих стихов. И. Эренбург очень точно заметил эту особенность его поэзии: "Бальмонт ничего в мире не заметил, кроме собственной души". Действительно, внешний мир существовал для него лишь затем, чтобы он мог выразить свое поэтическое "я".

Черты своеобразия русского символизма проявились больше всего в творчестве младших символистов начала ХХ века - А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова. В их творчестве материальный мир - только маска, сквозь которую просвечивается иной мир духа. Образы маски, маскарада постоянно мелькают в поэзии и прозе символистов.

В годы первой русской революции возникает пролетарская поэзия. Это массовая поэзия, близкая городским низам. Стихи понятны и конкретны - своеобразный отклик на реальные события. Пролетарская поэзия пронизана революционными призывами. Стихи печатались во многих журналах.

У массового читателя формировался литературный вкус, а культура этого периода несла значительный просветительский потенциал, развивалась и разрабатывалась целая система самообразования.

Годы послереволюционной реакции характеризовались настроениями пессимизма и отреченчества.

Русская литература находила выход в появлении неореалистического стиля, не имевшего четких внешних признаков. Рядом с возрождающимся реализмом возникали и новые формы романтизма. Это особенно проявлялось в поэзии.

Так же, как отрицание реализма породило символизм, новое литературное течение - акмеизм - возникло в ходе полемики с символизмом. Он отвергал тягу символизма к неведомому, сосредоточенность на мире собственной души. Акмеизм, по мысли Гумилева, не должен был стремиться к непознаваемому, а обращаться к тому, что можно понять, то есть к реальной действительности, пытаясь как можно полнее охватить многообразие мира. При таком взгляде художник-акмеист в отличие от символистов становится причастным мировому ритму, хотя и дает оценки изображаемым явлениям.

Акмеизм получил определенное теоретическое обоснование так же в статьях Городецкого Некоторые течения современной русской поэзии, О. Мандельштама Утро акмеизма, А. Ахматовой, М. Зенкевича, Г. Иванова. Объединившись в группу Цех поэтов, они примкнули к журналу Аполлон, противопоставили мистическим устремлениям символизма к непознаваемомустихию естества, декларировали конкретно-чувственное восприятие вещного мира, возврат слову его основного, изначального смысла.

Акмеисты сближались с поздним символизмом, ориентировались на раскрытие вечных сущностей.

При всей виртуозности изображения действительности социальные мотивы крайне редко встречаются у поэтов-акмеистов. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.

Наверное, поэтому акмеизму пришлось уступить дорогу новому литературному течению - футуризму, который отличался революционным бунтом, оппозиционной настроенностью против буржуазного общества, его морали, эстетических вкусов, всей системы общественных отношений. Футуристы разрушали границы между искусством и жизнью, между образом и бытом, они ориентировались на язык улиц, лубок, рекламу, городской фольклор и плакат.

Недаром первый сборник футуристов, считающих себя поэтами будущего, носил явно вызывающее название "Пощечина общественному вкусу". С футуризмом было связано раннее творчество Маяковского. В его юношеских стихах чувствуется желание начинающего поэта поразить читателя новизной, необычностью своего видения мира. И Маяковскому это действительно удалось.

Сложилась группа поэтов, тяготевших к футуризму, - В. Каменский, братья Бурлюки, А. Крученых. Сборники футуристов Садок судей(1910-1913), Пощечина общественному вкусу(1912), Дохлая луна(1913) были откровенно непривычными для читающей публики.

Такие поэты, как В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский, угадывали в союзе поэзии и борьбы особое духовное состояние своего времени и старались найти новые ритмы и образы для поэтического воплощения бурлящей революционной жизни.

Серебряный век отмечен женской лирикой. Зинаида Гиппиус, Марина Цветаева, Анна Ахматова.… Были и другие, но с названными едва ли кто может сравниться. Поэты серебряного века создали грандиозный поэтический свод. Большой талант всегда редкость, гений - тем более. ХХ век не дал своего Пушкина, но искусство России начала ХХ века сотворило своеобразную книгу - «звёздами написана та книга, Млечный Путь - один её листочек». Д. Мережковский, А. Блок, М. Волошин, И. Анненский, В. Брюсов, К. Бальмонт, Б. Пастернак, С. Городецкий, С. Есенин… А. Скрябин, С. Рахманинов, М. Врубель, В. Кандинский, М. Шагал, Фальк, И. Машков, Н. Рерих - галерея величайших имён и личностей. Трагически сложилась судьба большинства гениев серебряного века. Но все они сквозь перипетии революций, войн, через эмиграцию, через огонь и кровь, через ошибки и заблуждения пронесли чувство Родины, незыблемую веру в то, что «Россия будет великой». Все они создали в начале XX века настоящее чудо - "серебряный век" русской поэзии. Многообразие творческих индивидуальностей делает особенно увлекательным, хоть и трудным, знакомство и изучение этого богатого и многообразного периода.


Задание 2. Кратко ответьте на вопросы


каковы основные достижения русской науки порубежной эпохи?

Рубеж двух веков стал периодом интенсивного развития различных общественных наук. Именно в это время началась деятельность крупнейшего социолога П.А.Сорокина, чьи труды впоследствии приобрели мировую известность. Эмигрировавший в 1922 г. из СССР П.А.Сорокин сыграл огромную роль в становлении и развитии американской социологии. Большой вклад в изучение экономических, историко-экономических проблем внесли труды М. И. Туган-Барановского, П.Б.Струве.

Крупных успехов достигла отечественная историческая наука. Активно изучалось прошлое России.

Филолог и историк А.А.Шахматов создал ряд классических работ о русском летописании. Значительных успехов в развитии отечественной историографии добились А.Е.Пресняков, С.Ф.Платонов, С.В.Бахрушин, Ю.В.Готье, А.С.Лаппо-Данилевский.

В поле зрения русских историков находилось не только прошлое Отечества. Проблемы западноевропейского средневековья и нового времени исследовали Н.И.Кареев, П.Г.Виноградов, Е.В.Тарле, Д.М.Петрушевский.

Успешно развивались на рубеже двух веков правоведение, филологические науки и т.п.

Назовите основные художественные течения серебряного века.

Символизм - явился порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного подсознания, в увлечении идеалистической философией. Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной.

Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) - одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»).

Футуризм (от лат. futurum - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-начала 1920 гг. XX в.

Какова роль меценатов в развитии русской культуры?

Меценатство - материальная поддержка тех или иных деятелей культуры. Оно может служить достижению разнообразных целей - экономических, политических, идеологических.

Меценатство играло важную роль в развитии культуры.

С. И. Мамонтов (1841 - 1918) в своем подмосковном имении Абрамцево создал художественный кружок, который стал одним из центров развития русской культуры. Здесь собирался самый цвет русской интеллигенции: И. Е. Репин, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. А. Серов, В. Д. Поленов. В Москве в 1885 г. Мамонтов основал частную русскую оперу, стал ее режиссером.

Московский купец и промышленник П. М. Третьяков (1838 - 1898). С 1856 г. систематически покупал картины русских художников и создал богатую картинную галерею русской живописи. В 1893 г. Третьяков передал свою коллекцию в дар Москве. Третьяковская галерея является крупнейшим музеем русской живописи.

С. Т. Морозов (1862 - 1905) был меценатом МХАТа. Он выделил деньги на строительство здания и оказывал финансовую поддержку театру. Морозовы известны также созданием музея западного искусства, созданием огромного собрания старинных русских гравюр и портретов.

Семья текстильных фабрикантов Щукиных создала музей современной западной живописи, в котором представлены полотна П. Гогена, А. Матисса, П. Пикассо; большой музей русской старины, а также основала на свои средства Психологический институт.

А. А. Бахрушин (1865 - 1929) на основе своего собрания создал частный литературно-театральный музей (ныне Театральный музей им. Бахрушина).

Рябушинские внесли большой вклад в возрождение русского церковного зодчества, собрали богатейшую коллекцию русской иконописи. Финансировали художественный журнал "Золотое руно", мероприятия в поддержку русской авиации, экспедиции по освоению Камчатки. После революции семья оказалась в эмиграции.

Перечень имен российских меценатов очень широк, поэтому невозможно назвать всех русских купцов, промышленников, дворян, тративших личные средства на науку, искусство, благотворительность, не думая о прибыли. Следует помнить о том, что высокое искусство во все времена развивалось за счет поддержки государства и меценатства.


Задание 3. Объясните термины: супрематизм, акмеизм, конструктивизм, символизм, футуризм, декаданс

русский литература декаданс акмеизм

Супрематизм (от лат. Supremus - наивысший) - направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции. На начальном этапе этот термин, восходивший к латинскому корню suprem, означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. В беспредметных полотнах краска, по мысли К. С. Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, - супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы (Бога).

Акмеизм (от греч. - «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора») - литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов. В основе - простота и ясность поэтического языка, строгость поэтической композиции, стремление создавать точные, зримые образы и прямо называть предметы. Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральной фигурой которого являлся организатор акмеизма Н. С. Гумилёв.

Конструктивизм - советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 - нач. 1930 годов.Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

Символизм (от фр. symbolisme, от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880-1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19-20 вв. Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода, приобретшего в искусствоведении определение «Серебряный век». Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.

Футуризм (от лат. futurum - будущее)- общее название художественных авангардистских движений 1910- начала 1920 гг. XX в., прежде всего в Италии и России. Футуризм отрицал традиционную культуру (особенно ее нравственные и художественные ценности), культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии), в поэзии разрушал естественный язык. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

Декаданс (от позднелатинского decadentia - упадок) - общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.


Список использованной литературы


1. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. - М., 1999.

Культурология. Отечественная культура: Учеб. пособие. - Кемерово, 2003.

Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: "Гардарика", "Экспертное бюро", 1997.-344 с.

Рапацкая Л.А. Искусство "серебряного века". - М., 1996.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала ХХвв.-М., 1993.

Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Составители: Лалетин Д. А., Пархоменко И. Т., Радугин А. А. Отв. редактор Радугин А. А.- М.: Центр, 1998.- 592 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сложные политические и исторические события конца 19-го в. обусловили многообразие форм развития культуры. Основываясь на лучших традициях предшествующего периода, российская культура обрела новые тенденции, требовавшие осмысления нравственных и социальных проблем. Необходим был поиск новых методов и художественных приемов.

К началу 20-го в. Россия оставалась страной с низким уровнем грамотности (38-39%, по данным переписи 1913 г.). Степень грамотности была неравной в зависимости от регионов, мужчины были грамотней женщин, городские жители образованнее представителей крестьянства. Система образования включала в себя три ступени: начальную (церковно-приходские, народные училища), среднюю (гимназии, реальные училища), высшую (университеты, институты).

Развитие начального образования стало происходить по инициативе демократической части общества. Начали возникать школы нового типа - культурно-просветительские рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома.

Растущая потребность в специалистах обусловила развитие высшего и технического образования, увеличилось количество высших учебных заведений - к 1912 г. действовало 16 университетов. Получило распространение частное образование (университет Шанявского, 1908-1918 гг.), было открыто 30 высших учебных заведений для женщин. По количеству издаваемой литературы Россия вышла на ведущее место в мире. В 1913 г. издавалось 874 газеты и 1263 журнала. Возникла сеть научных, специальных, коммерческих и образовательных библиотек. Крупнейшими издателями были А.С. Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве.

На рубеже веков развивались традиционные и новые области науки. В физике И.Е. Жуковский стал основоположником гидро- и аэродинамики, К.Э. Циолковский разработал теоретические основы воздухоплавания. Работали такие выдающиеся ученые, как физиологи И.П. Павлов, И.М. Сеченов, И.И. Мечников, ботаники К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, физик П.Н. Лебедев, изобретатель радиосвязи А.С. Попов, философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, историки В.О. Ключевский, П.Н. Милюков.

Господствующим в русской литературе было реалистическое направление. Продолжая драматические традиции своих предшественников, на рубеже веков творили выдающиеся писатели: Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, В.В. Вересаев, А.И. Куприн, A.M. Горький, А.П. Чехов.

Этот период стал серебряным веком русской поэзии, которая приобрела новые формы и развивалась во многих направлениях (модерн, символизм, футуризм, эстетизм). Плеяда талантливых поэтов отразила в своих произведениях глубокий социальный кризис российского общества (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, A. Блок, А. Белый, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, И. Северянин, Н. Асеев, Б. Пастернак, B. Маяковский).

Крупнейший реформатор русского театра К.С. Станиславский вместе с В.И. Немировичем-Данченко в 1898 г. основали Московский художественный театр, новаторскими приемами обогатили театральную сцену. Их деятельность ознаменовала начало нового этапа развития сценического реализма. В реалистическом стиле творили и на сцене петербургского Драматического театра, созданного в 1904 г. В.Ф. Комисаржевской. Музыкальные традиции на сцене Большого и Мариинского театров продолжали представители русской вокальной школы: Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Н.В. Нежданова. Это было время создания русскими композиторами (С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, Н.А. Римский-Корсаков) выдающихся произведений.

В изобразительном искусстве талантливые художники (И.Е. Репин, В.М. Суриков В.М. Васнецов) продолжали развивать реалистические традиции. Плодотворно работали поздние «передвижники» C.А. Коровин, Н.А. Касаткин, пейзажисты А.К. Куинджи, В.Д. Поленов, баталист В.В. Верещагин.

Архитекторы продолжали творить в стиле модерн, уделяя особое внимание функциональному назначению проектируемых зданий (Ф.О. Шехтель - Ярославский вокзал, А.В. Щусев - Казанский вокзал, В.М. Васнецов - Третьяковская галерея).