Лидия петровна. Сухаревская лидия петровна

Сухаревская Лидия Петровна

Лидия Павловна Сухаревская

Родилась 17 (30) августа 1909 года в селе Поповкино Вологодской области в семье, далёкой от искусства.
В зрелом возрасте сменила отчество с «Павловна» на «Петровна», поскольку считала, что оригинал неблагозвучен («Похоже на Палковна»).

Меньше всего она думала о театре, однако не расставалась с книгами, читала запоем и всё подряд. На курсах кройки и шитья, где училась Сухаревская, организовали драмкружок. Так она впервые вышла на сцену.
В 1924 году после смерти отца переехала в Ленинград, где занималась в школьной театральной студии. Первая большая роль в самодеятельности - Вильгельм Телль.
В 1927 году Лидия поступила в Первую Государственную художественную студию по классу Н.Н. Иванова. Так как мать будущей актрисы не могла оплачивать обучение, то Лидия Петровна была принята к обучению «в счёт хозяйственных расходов». За годы обучения сыграла в отрывках Анну из «Ричарда III» Шекспира, Люсиль из «Мещанина во дворянстве» Мольера, Марию в «Марии Стюарт».
В 1930 году окончила Первую художественную студию. Её первые роли были сыграны на подмостках Ленинградских - Передвижного колхозно-совхозного театра и ТРАМа.

С 1928 года - актриса Агиттеатра (Передвижного колхозно-совхозного театра).
В 1931 году стала актрисой ЛенТРАМ, но, неудовлетворённая работой, ушла оттуда через год в труппу Радиокомитета под руководством Ю. Н. Калганова, где сыграла несколько интересных ролей.
В 1933-1944 годах - актриса Ленинградского театра комедии (до 1935 года назывался «Ленинградский театр сатиры и комедии»).
С 1946 года - актриса Московского театра драмы (ныне имени Вл. Маяковского), театра-студии киноактёра и театра Сатиры.
С 1963 года - актриса театра на Малой Бронной.
С 1974 года - актриса театра имени Владимира Маяковского.

В кино с 1939 года, первая роль - Белендряса в фильме Александра Роу «Василиса Прекрасная».
Часто выступала с литературными композициями по известным произведениям отечественных и зарубежных авторов. Заметной работой такого плана стала роль Пелагеи в композиции «Пелагея и Алька» по Ф. Абрамову в 1974 году.
Сухаревская зарекомендовала себя как актриса, не знающая жанровых и стилистических ограничений. Ей были подвластны гротеск и лиризм, публицистическая заостренность и психологическая нюансировка, яркий комизм и затаенный драматизм.

Заслуженная артистка Таджикской ССР (1943) (с 1941 по 1944 год труппа ленинградского Театра Комедии работала в эвакуации в Таджикистане).
Заслуженная артистка РСФСР (06.03.1950).
Народная артистка РСФСР (1967).
Народная артистка СССР (09.10.1990).

Муж - артист театра и кино Борис Тенин (1905-1990).

Ушла из жизни 11 октября 1991 года в Москве. Похоронена актриса на Ваганьковском кладбище рядом с могилой мужа (участок № 29).

По завещанию Сухаревской и Тенина в их квартире (Большая Никитская улица, 49, кв. 35) организуется филиал Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей России.

театральные работы

Ленинградский театр комедии:
1933 - дебют - Таня в пьесе В. П. Катаева «Дорога цветов»
1939 - "Опасный поворот" Д. Пристли, (реж. Григорий Козинцев, оформление Н.П. Акимов) - Бетти;
1939 - "Валенсианская вдова" Лопе де Вега (реж. Н.П. Акимов) - Марта;
1940 - "Тень" Евгения Шварца (реж. Н.П. Акимов) - Юлия Джули;
1940 - "Скончался господин Пик" Ш. Пейре-Шапюи (постановка Н.П. Акимова и И. Ханзеля) - Эдит;
1943 - "Дорога в Нью-Йорк" Л. Малюгина (реж. С. Юткевич) - Элли Эндрюс.
«Пигмалион» Бернарда Шоу - Элиза Дулитл

Театр Киноактёра:
«Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу - Хизиона.
"Попрыгунья" А.П. Чехова - Ольга Ивановна.
«Несущий в себе», автор Л. Сухаревская - Антонина.
Гедда Габлер в одноименной драме Ибсена.

Московский драматический театр на Малой Бронной:
1965 - "Визит старой дамы" Ф. Дюрренматта (реж. А.А. Гончаров) - Клара Цеханасьян.
Мать в одноименной пьесе К. Чапека.
Эдит Пиаф - «На балу удачи» Е. Якушкиной и Л. Сухаревской.
Щелканова - «Золотая карета» Л. Леонова.
Египетская пирамида - «Братская ГЭС» по поэме Е. Евтушенко.

Театр им. Маяковского
«Директор» С.Алешина - Мальцева
Софья Ковалевская
1976 - «Старомодная комедия» А. Н. Арбузова - Лидия Васильевна Жербер

призы и награды

Лауреат Сталинской премии (1951 - за роль великой княжны Елены Павловны в фильме «Мусоргский»).
Орден Трудового Красного Знамени (1967)
Два ордена «Знак Почёта» (1940, 1967)
Медаль «За оборону Ленинграда» (1944)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «Ветеран труда»
Медаль «В память 250-летия Ленинграда»

последнее обновление информации: 03.05.19

публикации

Лидия Сухаревская поражала масштабом своего дарования. Сегодня она играла великую княгиню Елену Павловну в «Мусоргском», а завтра – крестьянку Пелагею, потом выйдет на сцену в образе ополоумевшей от жажды мести миллионерши в «Визите дамы», или растрогает сердца ролью Эдит Пиаф. На спектакль «Старомодная комедия», где Сухаревская сыграла одну из последних ролей, пыталась попасть вся Москва. Ирония, эксцентрика, фарс, трагедия, психологическая глубина – актриса «жонглировала» этими жанрами, как цирковыми шарами.

Один известный ныне кинорежиссер рассказывал однажды, как много лет назад он, тогда еще молодой актер театра имени Ермоловой, несколько раз подряд опаздывал на репетиции. Возмущенный Н. Хмелев потребовал от него объяснений. Герой этого рассказа в пространном заявлении письменно изложил причины. Причины были уважительными, и Хмелев простил нарушителя. Правда, внеся одно исправление в многословное заявление. Перед подписью будущего кинорежиссера легкомысленно стояло слово "артист". Это слово Хмелев зачеркнул и вместо него написал "актер".
Art - по-французски - искусство, творчество. Артист - человек искусства, художник, творец. Очень много актеров снимается сейчас в кино. Было бы прекрасно, если бы в нашем кинематографе работало столько же киноартистов.

Началось все очень просто. На борту старенького танкера "Дербент" появилась очень некрасивая и очень смешная Вера. Неуклюжая, с резкими аритмичными движениями, начисто лишенная женской грации, Вера и жила, как двигалась: нелепо, смешно, бестолково. Вечно больные зубы (потешно выглядела на голове немыслимая повязка), и восторженная до идиотизма влюбленность в механика Басова, чудной наряд и благоговейный взор, устремленный на произведения известного художника-мариниста Айвазовского. И финал: тихое счастье со столь же смешным, столь же нелепым, столь же добрым чудаком боцманом.
Что за роль досталась Лидии Сухаревской в фильме "Танкер "Дербент"? Не плохая и не хорошая. Традиционная. Все как в доброй старой оперетте: комическая пара, смешная девушка, мечтающая о недостижимом и довольствующаяся малым, забавные трюки, выданные, так сказать, в противовес серьезным переживаниям главных героев. То, что нужно по роли, Сухаревская сделала с полным ощущением настоящего опереточного {в хорошем смысле этого слова) каскада. Точность внешнего рисунка, свобода и смелость жеста, отсутствие боязни нарушить правду бытового поведения - все это свидетельствовало о том, что в кино пришла интересная комическая актриса.
И еще. Забылся этот фильм. Забылись сложные взаимоотношения механика Басова со своей женой. Но до сих пор помнится дурацкий, беззащитный, восхищенный, добрый и жалкий взгляд Веры, глупышки Веры, влюбленной в Басова.
Как и когда рождается артист, художник, мастер? Тогда, очевидно, когда он может создать такую вот Веру.
Сейчас об этом писать легко: известно, что сделала Сухаревская после. Но, честное слово, все сказанное правда. Проверьте, посмотрите эту картину.

Гражданским пафосом и гневом проникнута самая значительная работа Сухаревской военного времени-Лотта в яростном фильме М. Ромма "Человек № 217". Эта роль - значительный этап в кинематографическом творчестве артистки, определивший и ее индивидуальный почерк и ее метод работы над характером своих героинь. В этой роли впервые проявилась способность Л. Сухаревской к темпераментному и глубокому анализу социальных корней своего персонажа, стремление осознать и воплотить общее в конкретном и индивидуальном.
Публицистический гнев, нестерпимая ненависть к фашизму продиктовали М. Ромму решение образов немцев-гитлеровцев, немцев-фашистов, резкое, плакатное решение. Один молчаливый Курт чего стоит. Но Лотта Сухаревской другая. Она сложна, эта подлая немка, которой достался хромой и безобразный муж. Она жестока от ущербности, она беспощадна от жалости к своей особе, она ненавидит всех и все потому, что знает цену себе. Она - отступление от нормы, она - аномалия, она - недочеловек. И как-то исподволь, потихоньку зритель начинает ощущать, что не случайно Лотта такая фанатичная фашистка. Налицо прямые родственные отношения, потому что фашизм - это отклонение от всяческих норм, потому-что фашизм - это мерзейшая аномалия, потому что фашисты - недочеловеки.
Конечно, в словах мысль эта выглядит несколько огрубленно. Но слова всегда грубее ощущения художнической мысли-эмоции!

В эпоху малокартинья Лидия Сухаревская снималась сравнительно часто. Сравнительно - потому, что многие очень хорошие артисты не снимались вовсе.
Роли, сыгранные ею, различны, часто, казалось бы, лишены внутренней связи друг с другом. Разбросанность? Нетребовательность? Безразличие? Ни в коей мере! В каждой из этих работ Сухаревской точное, ясное, бескомпромиссное видение, ощущение, оценка изображаемого человека. И утверждение профессии: в каждой роли филигранная отделка подробностей поведения, умение схватить и передать внутреннюю и внешнюю характерность персонажа.

Своеобразная внешность и отточенное мастерство Л. Сухаревской помогли ей в работе над эпизодическими ролями. Это единственный общий признак ролей, на первый взгляд чисто формальный. Но только на первый взгляд. Эпизодическая роль требует от артиста взрывного раскрытия образа. Здесь нет времени для скрупулезного прослеживания эмоционального состояния героя, для показа его эволюции, развития. В первую очередь - определение главного удара и доминирующей черты характера, выраженной в точной индивидуализации поведения.
Великая княгиня Елена Павловна в "Мусоргском". Холодный, остановившийся, твердый до безжизненности взгляд серых злых глаз. Размеренные до автоматизма, геометрически точные движения, повороты, походка. Металлический, на одной интонации голос, безаппеляционно произносящий русские слова с кошмарным немецким акцентом. А за всем этим - спесивое презрение немецкой мещанки ко всему русскому, восхитительная уверенность царственной дуры в абсолютной непогрешимости собственных слов.
Нина Ивановна из "Суда чести". Молодящаяся, чрезвычайно эмоциональная дамочка. Слезы и упыбка. Стремительная суетливость и прострация. Многословное и искреннее вранье и безмолвное подчинение. А в душе застывший страх. Страх перед мужем, страх за мужа. Страх перед людьми.

Л. Сухаревская становится признанным мастером. Да и немудрено: то, что она делает, это действительно мастерски, блистательно. Но эпизодическая роль - палка о двух концах. Именно с инерцией эпизодической роли связаны те работы Сухаревской, которые, пользуясь осторожными формулировками рецензентов сороковых годов, можно назвать неполными удачами артистки.
И "Бессмертный гарнизон" и "За власть Советов" - фильмы, которые уже во многом решали новые задачи и, что самое главное, по-новому подошли к показу Великой Отечественной войны. Отброшены в сторону обязательные атрибуты картин прежних лет, и, вероятно, поэтому Л. Сухаревская играет в них роли настоящих советских женщин, за обыкновенной внешностью которых - высокие чувства, горячее сердце, добрая и сильная душа. Но ни врач Александра Петровна, ни подпольщица Лариса Ивановна не стали близкими друзьями зрителя. Не стали потому, что артистка поспешила сыграть результаты ролей, забыв о динамике, движении образов. С первого эпизода все становится ясно; Александра Петровна суха, сдержанна, сосредоточенна, но очевидно, что она, не раздумывая, отдаст свою жизнь за правое дело; Лариса Ивановна суетливо, до истерики, беспокоится за своего мужа, но мы знаем с самого начала - она будет смелой партизанкой.

А потом вышел на экраны скромный, бесхитростный фильм по рассказу С. Антонова "Дожди". "Здравствуйте", - сказала зрителю новая Сухаревская.
Удивительная вещь - ощущение художником духа эпохи, предчувствие, иногда чисто интуитивное, нового; не до конца осознанное, но непреодолимое желание понять, проанализировать сегодняшнюю жизнь, вынести приговор человеку, времени, себе.
В то время когда наш народ и наша страна с особой пристальностью оценивали прошлое и обдумывали будущее, то же самое делала Лидия Сухаревская: она оценивала прошедшее и обдумывала будущее. Непритязательные "Дожди" привели большого художника к теме, которую оно ждала и искала и которая стала для нее главной.
Рождение нового человека в человеке, уже сложившемся и выработавшей в себе житейский автоматизм и привычные повседневные цели, пробуждение в душе чувств и мыслей, о которых он, человек, и сам не подозревал, и, как закономерное следствие всего этого, - поступки и действия, меньше всего принимающие в расчет бытовое благоразумие и прежде всего определяющие высокий смысл и главную цель собственной жизни, как бы предназначенность ее.
Старомодная, усталая, скучно преданная своему начальнику, который уже много лет возит ее за собой, секретарша живет, как тень. Бездумно и добросовестно выполняла она распоряжения начальника, не задумывалась, хороши эти распоряжения или плохи. Она - секретарша, она - инструмент, она - винтик. И манера разговаривать у нее вежливо автоматическая, и поведение бесстрастно ровное, и забота о начальнике скучно привычная. Замкнутый, сонный круг: привычка, порожденная привязанностью, и привязанность, порожденная привычкой.
Тяжело, когда ломают твои привычки. Поначалу холодно, когда распахивают окна навстречу буйному ветру. Секретаршу раздражает все: и невоспитанный новый начальник, и уйма непредвиденных посетителей, и разговоры, странно громкие и излишне самостоятельные. И Сухаревская с тактом всеведения показывает, как сжалась и приготовилась к защите ее секретарша, как впервые проявила она свои человеческие качества, и качества, увы, неприятные.
Но вихрь радостной жизни захватил ее, закрутил, понес. И, уговаривая себя, что она знает истинную цену всему происходящему, секретарша Сухаревской застенчиво и неумело начинает интересоваться делом, которым она занимается.
Кульминация роли - поход секретарши на поиски гравия. Кабинетная, неуклюжая, нелепая фигурка на размытых дождями дорогах. Мокрое и измученное, удивленное и счастливое лицо. Прекрасное лицо человека, делающего важное дело, понявшего, что смысл жизни не в подчинении и привычке, а в радостном ощущении своей необходимости.
Почти одновременно с "Дождями" снимается фильм "Поединок", в котором Л. Сухаревская сыграла Раису Петерсон. Что объединяет эти две роли? Человеческая тема артистки. В секретарше - поэтическое утверждение права советского человека на большое и настоящее счастье. Ее Петерсон в "Поединке" - это трагическое осознание невозможности быть счастливым, нужным людям и миру человеком в условиях подлой и затхлой жизни России тех лет.
Как легко было бы Л. Сухаревской при ее комедийных возможностях сыграть провинциальную матрону, считающую себя львицей офицерского общества и королевой адюльтера, как было бы выигрышно весело разоблачить смешную и жалкую пошлячку, компрометирующую своей вульгарностью высокие человеческие чувства.
Но художник - тогда художник, когда он проникает в сокровенные глубины души своего героя, когда он отказывается от безоговорочнрго выигрыша ради проблематичной возможности найти в привычном новое и значительное.

Офицерская жена Петерсон - сильная, яркая натура. Она томится в бездействии и поэтому свой постыдный роман с Ромашовым почитает за главное дело своей жизни. Какие титанические усилия затрачивает она, дабы оставаться сдержанной, как играет она в тайну, как играет она в любовь! Девальвация чувств, бессмысленная растрата душевных сил, ликвидация себя как личности, как человека.
Сцена бала в Офицерском собрании - триумф Сухаревской-артистки, образец актерской работы в современном кинематографе. Артистка ничего не делает: она просто смотрит, она просто шепчет, она просто улыбается. Она как бы ничего не играет. Да нет, черт возьми, она играет великолепно!
Только не видно игры. Только не видно старательного подтекста. Только не видно грубых швов ремесла. И поэтому присутствует высокое искусство.
А потом - время актерского молчания и незначительных ролей. Но артист большой темы, художник-гражданин, мастер не может и не должен молчать. Сухаревская не могла молчать и, не ожидая милостей от кинематографической природы, взяла в руки перо. По ее сценарию был поставлен фильм "Жизнь сначала", где она сыграла главную роль. Един бог в двух лицах. Об этом следовало бы писать большую и серьезную работу, но в данном случае придется сказать коротко о том, что снова удивила зрителя Сухаревская. Как хорошо, когда все получается. И у Лидии Павловны Сухаревской в этом фильме получилось все. Неожиданно проявился лирический характер ее дарования. Женщина любящая и страдающая, женщина высоких мыслей и больших чувств, Антонина Сухаревской - прекрасна не только душевно. Она красива настоящей человеческой, физической красотой. Вы помните дурнушку Веру из фильма "Танкер "Дербент "?
Пройдено, найдено, сыграно и пережито многое. А что впереди? А впереди трудная, беспокойная и радостная жизнь советского художника. Как хорошо, что в нашем кинематографе работают настоящие киноартисты.

Лидия Петровна Сухаревская ушла из жизни, в возрасте 82 лет, 11 октября 1991 года в Москве. Похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой мужа (участок № 29). Похоронена на Ваганьковском кладбище в одной с могиле с мужем, народным артистом СССР Борисом Тениным. Их общая могила сейчас находится в ужасном сотоянии, ВТО и театр имени В. В. Маяковского ничего не делают, могила заросла, ограда покосилась и ржавая, кругом грязь. Чтобы найти ее могилу, нужно по центральной дорожке кладбища дойти до колумбария, повернуть направо и идти по этой дорожке до самого забора кладбища у железной дороги. Потом у самого забора кладбища повернуть налево и идти прямо вдоль забора еще 50 метров. Вдоль забора кладбища будет ряд могил, и, не доходя до указателя "41 участок", справа у забора вы увидете заброшенную могилу знаменитых артистов Лидии Сухаревской и Бориса Тенина. Рядом с ними могила Лиды Авиловой, подруги Антона Чехова. Правда могилу Лиды Авиловой потеряли еще во время войны, а здесь родственники установили ей памятный знак.

Сухаревская Лидия Петровна

Заслуженная артистка Таджикской ССР (1943)
Лауреат Государственной премии СССР (1951, за участие в фильме «Мусоргский»)
Народная артистка СССР (1990)

Детство будущей актрисы прошло в деревне Поповкино Грязовецкого района. «Для меня Родина всегда начинается там, на милой Вологодчине», – говорила сама Лидия Павловна.

После смерти отца в 1924 году Лидия с матерью переехала в Ленинград. Еще будучи старшеклассницей, Сухаревская приобрела богатый жизненный опыт. Помогая матери, она подрабатывала маникюршей, табельщицей, разнорабочей на строительстве больницы, и даже поступила на вечерние курсы кройки и шитья. На этих курсах был организован драмкружок, руководительница которого и посоветовала девушке стать актрисой.

В 1927 году Лидия поступила в Первую Государственную художественную студию в класс Н.Иванова. Так как мама будущей актрисы не могла оплачивать обучение, Лидия Петровна была принята к обучению «в счёт хозяйственных расходов». За годы учебы она сыграла в отрывках Анну из «Ричарда III» Шекспира, Люсиль из «Мещанина во дворянстве» Мольера и Марию в «Марии Стюарт». Летом 1930 года, после окончания студии, Лидия Сухаревская была принята в Агиттеатр, который был известен как «Колхозный театр». В труппе этого театра она прослужила до его распада.

Молодым актерам этого коллектива приходилось не только играть на сцене, но и работать осветителями, реквизиторами, помогать самодеятельным начинаниям колхозников, читать лекции на творческие и политические темы, создавать агитационные сценарии на местном материале. Через год филиал Театра пропаганды распался, и Сухаревская работала в Театре рабочей молодежи (ТРАМе) и театре Радиокомитета.

Переломный момент в творческой судьбе актрисы наступил в 1933 году, когда ее приняли в труппу Ленинградского театра комедии, который до 1935 года назывался «Ленинградский театр сатиры и комедии». В нем произошло формирование творческой индивидуальности актрисы. Работая под руководством известного режиссера и художника Н.Акимова, Сухаревская проявила способности в проявлении остроты сценической формы, элегантности внешнего рисунка роли и интеллектуальной насыщенности образа. Наиболее ярко эти черты проявились в работах «акимовского периода» - ролях Юлии Джули в спектакле «Тень» по произведению Е.Шварца, Бетти Уайтхауз в спектакле «Опасный поворот» по произведению Дж.-Б.Пристли, Элли в спектакле «Дорога в Нью-Йорк» по произведению Л.Малюгина и Элизы Дулитл в спектакле «Пигмалион» по произведению Бернарда Шоу.

С Театром комедии актриса пережила войну. В первую блокадную зиму с концертной бригадой она выезжала на фронт, потом коллектив был вывезен из осажденного города боевым самолетом. В 1943 году Сухаревская стала заслуженной артисткой Таджикской ССР. В 1944 году Ленинградский театр комедии гастролировал в Москве, после чего Сухаревская приняла решение остаться в столице. Неустанный профессиональный поиск, нежелание довольствоваться достигнутым, стремление к творческой самостоятельности – эти черты, присущие Лидии Сухаревской, объясняли столь радикальный поворот в судьбе актрисы.

В течение последующих 20 лет Сухаревская работала в нескольких московских театрах, создавая яркие сценические образы в каждом из них. В Московском театре драмы (впоследствии Московский драматический театр имени Вл.Маяковского) актриса запомнилась зрителям в роли Мальцевой («Директор» С.Алешина), в Театре-студии киноактера - в ролях ученого-математика Софьи Ковалевской и изломанной, опустошенной Гедды Габлер в драме Ибсена. В Театре сатиры Сухаревская сыграла ироничную Хизиону в пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца».

Частые переходы с места на место режиссерами не поощрялось, однако актриса руководствовалась исключительно творческими соображениями: ради интересной роли и талантливого режиссёра она не стеснялась менять место работы. Кроме того, Сухаревская меняла театры вместе с мужем, Борисом Тениным, который по характеру абсолютно соответствовал супруге.

С 1963-го по 1974-й год Сухаревская работала в Московском драматическом театре, впоследствии ставшем Московским драматическим театром на Малой Бронной. В это время Сухаревская зарекомендовала себя как актриса, не знающая жанровых и стилистических ограничений. Ей были подвластны гротеск и лиризм, публицистическая заостренность и психологическая нюансировка, яркий комизм и затаенный драматизм. Зачастую Сухаревская органично сочетала эти характеристики в рамках одной роли. В ее репертуаре этого периода преобладали роли зарубежных авторов (Мать в одноименном произведении К.Чапека, Клер Цеханассьян в «Визите дамы» Ф.Дюрренматта, Эдит Пиаф в пьесе «На балу удачи», которую актриса написала в соавторстве с Е.Якушкиной). С успехом Сухаревская сыграла роль Щелкановой в «Золотой карете» Л.Леонова, создала необычный сценический образ Египетской пирамиды в спектакле «Братская ГЭС» по поэме Евтушенко. В 1967 году она получила звание народной артистки РСФСР.

С 1974 года Сухаревская вновь служила в Московском драматическом театре имени Владимира Маяковского. Самой яркой работой последнего периода творчества актрисы, многие годы сохранявшейся в ее репертуаре, стала роль Лидии Васильевны в «Старомодной комедии» Арбузова. В этом дуэтном спектакле Сухаревская играла вместе с мужем, народным артистом СССР Борисом Тениным. Главной темой творчества актрисы была необходимость хранить верность идеалам добра и красоты и желание сберечь неповторимость человеческой индивидуальности. Именно эта тема прозвучала в «Старомодной комедии» с пронзительной одухотворенностью.

Кинокарьера Лидии Сухаревской началась с роли Белендрясы в «Василисе Прекрасной» в 1939 году.

Потом были роли Веры в фильме «Танкер Дербент», Нины Ивановны в фильме «Суд чести», Татьяны Улыбышевой в фильме «Звезда», Римской-Корсаковой в фильме «Римский-Корсаков», Александры Петровны в фильме «Бессмертный гарнизон», Маньки в фильме «Шторм», Антонины Ивановны в фильме «Жизнь сначала», Анны в фильме «Райские яблочки», королевы Власты в фильме «Каин XVIII», Лидии Ивановны в фильме «Анна Каренина», Елизаветы Максимовны в фильме «Шофёр на один рейс» и другие работы.

В 1951 году Сухаревской была присуждена Государственная премия СССР за роль великой княгини Елены в фильме «Мусоргский». Во второй половине 1950-х годов успех сопутствовал актрисе в фильмах «Бессмертный гарнизон», «Поединок» и «Дожди». Следующее десятилетие в кино актриса открыла фильмом «Жизнь сначала», в котором она являлась автором сценария и исполнительницей главной роли.

Всего Сухаревская снялась более чем в 25 фильмах. Актриса часто выступала с литературными композициями по известным произведениям отечественных и зарубежных авторов. Заметной работой такого плана стала роль Пелагеи в композиции «Пелагея и Алька» по Ф.Абрамову в 1974 году.

В 1990 году Лидии Сухаревской было присвоено звание народной артистки СССР.

Лидия Сухаревская ушла из жизни 11 октября 1991 года в Москве и была похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой мужа Бориса Тенина.

По завещанию Сухаревской и Тенина в их московской квартире на Большой Никитской улице в доме 49 был организован филиал Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей России.

В 2004 году о Лидии Сухаревской была подготовлена телевизионная передача из цикла «Мой серебряный шар».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.tvkultura.ru
Текст статьи «Сухаревская Лидия Павловна», автор С.Патапенко

Снималась в фильмах:

Василиса Прекрасная (1939)
Танкер "Дербент" (1940)
Лермонтов (1943)
Мы с Урала (1943)
Человек №217 (1944)
Сыновья (1946)
Свет над россией (1947)
Суд чести (1948)
Встреча на Эльбе (1949)
Звезда (1949)
Мусоргский (1950)
Римский-Корсаков (1952)
Алеша Птицын вырабатывает характер (1953)
Бессмертный гарнизон (1956)
Она вас любит (1956)
Поединок (1957)
Шторм (1957)
Мальчики (1959)
Мост перейти нельзя (1960)
Жизнь сначала (1961)
Суд сумасшедших (1961)
Каин XVIII ("Два друга") (1963)
Двадцать лет спустя (1965)
Анна Каренина (1967)
Семейное счастье (1969)
Райские яблочки (1973)
Шофер на один рейс (1981)

Написала сценарии к фильмам:

«Несущий в себе» (пьеса, в 1960-м переработана в сценарий телефильма «Жизнь сначала» (1961)
«На балу удачи» (пьеса, совместно с Е. Л. Якушкиной)

Театральное ее образование заключалось в занятиях в драмкружке и учебе в 1-й художественной студии. Десять лет Сухаревская проработала в Ленинградском театре комедии, куда поступила в 1934 году еще непосредственной и живой провинциалкой.


До 7 лет Сухаревская жила в дер. Поповкино Грязовецкого района, затем в Грязовце. Школьные годы ей мало чем запомнились.

Когда Сухаревской исполнилось 15 лет, семья переехала в Ленинград. Учась в школе, Сухаревская подрабатывала то маникюршей, то разнорабочей. Основу ее духовной жизни составляли книги, которые она глотала без разбора, и стихи, пробиравшие ее до дрожи.

Театральное ее образование заключалось в занятиях в драмкружке и учебе в 1-й художественной студии. Десять лет Сухаревская проработала в Ленинградском театре комедии, куда поступила в 1934 году еще непосредственной и живой провинциалкой. В этом элегантном, «щегольском» театре Лидия Павловна принялась ожесточенно вытравливать из себя все привитые с детства манеры и навыки, недостатки воспитания, изъяны вкуса, говор на «о», в чем, возможно, чересчур переусердствовала и, лишь переболев этой «детской болезнью», вернулась к себе самой, стала естественным человеком, высокая интеллигентность которого очевидна.

Хотя Театр комедии дал ей очень многое, Сухареская, когда театр после годовых гастролей в Москве вернулся в Ленинград, с ним не поехала. Начались скитания по московским театрам. Бывали сезоны, когда Сухаревская вообще не выходила на подмостки, отрицая для себя всякую возможность «рабского» существования на сцене.

Более оседло Сухаревская «прописалась» в театре на Малой Бронной и театре им. Маяковского. Здесь ею были сыграны выдающиеся роди: Мать Чапека, Клер в «Визите старой дамы Дюрренматта, Эдит Пиаф, главная роли в «Старомодной комедии» Арбузова и другие.

В кино Сухаревской доставались в основном эпизоды, которые она играла так ярко и характерно, что зрители помнили их долгие годы. В кинофильме «Бессмертный гарнизон» и телефильмах «Дожди» и «Жизнь сначала» (по собственному сценарию) она сыграла главные роли.

У Сухаревской не было определенного амплуа: с равным успехом она играла трагедию и комедию, интеллектуально насыщенные сложные роли и простые, теплые человеческие судьбы. Ее главная отличительная особенность – она была ни на кого не похожа.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Лидия Сухаревская
Лидия Павловна (позже - Петровна) Сухаревская
200x350px
Фото Ж. Мартынова, 1955 год
Имя при рождении:

Лидия Павловна Сухаревская

Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Профессия:
Роли:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Спектакли:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:
Орден Трудового Красного Знамени - 1970 Орден «Знак Почёта» - 1940 Орден «Знак Почёта» Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
40px 40px 40px

: неверное или отсутствующее изображение

40px 40px
IMDb :

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ли́дия Па́вловна (Петро́вна) Сухаре́вская ( -) - актриса театра и кино. Народная артистка СССР (). Лауреат Сталинской премии первой степени ().

В зрелом возрасте сменила отчество с «Павловна» на «Петровна», поскольку считала, что оригинал неблагозвучен («Похоже на Палковна» ) .

Биография

Лидия Сухаревская родилась 17 (30) августа 1909 года в Петергофе (по другим источникам - в селе Поповкино , Грязовецкого уезда Вологодской губернии , ныне - Грязовецкого района Вологодской области).

Детство провела в селе Поповкино Вологодской губернии . С юности стала увлекаться драматическим искусством и в одиннадцать лет поступила в школьный драмкружок. В 1924 году , после смерти отца, переехала в Ленинград . И в Ленинграде занималась в школьной театральной студии. Первая большая роль в самодеятельности - в пьесе Ф.Шиллера Вильгельм Телль .

Награды

Роли в театре

Ленинградский театр комедии

  • - «Дорога цветов» В. П. Катаева - Таня
  • - «Опасный поворот» Д. Пристли; режиссёр Г. Козинцев, оформление Н. П. Акимов - Бетти
  • - «Валенсианская вдова» Лопе де Вега; режиссёр Н. П. Акимов - Марта
  • - «Тень» Евгения Шварца; режиссёр Н. П. Акимов - Юлия Джули
  • - «Скончался господин Пик» Ш. Пейре-Шапюи; постановка Н. П. Акимова и И. Ханзеля - Эдит
  • - «Дорога в Нью-Йорк» Л. Малюгина; режиссёр С. Юткевич - Элли Эндрюс
  • «Пигмалион» Б. Шоу - Элиза Дулитл

Театр-студия киноактёра

  • «Попрыгунья» А. П. Чехова - Ольга Ивановна
  • «Несущий в себе», автор Л. Сухаревская - Антонина
  • «Гедда Габлер » Г. Ибсена - Гедда Габлер

Московский академический театр сатиры

  • «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу - Хизиона

Московский драматический театр на Малой Бронной

  • - «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта; режиссёр А. А. Гончаров - Клара Цеханасьян
  • «Мать» К. Чапека - Мать
  • «На балу удачи» Е. Якушкиной и Л. Сухаревской - Эдит Пиаф
  • «Золотая карета» Л. М. Леонова - Марья Сергеевна Щелканова
  • «Братская ГЭС» по поэме Е. Евтушенко - Египетская пирамида

Московский академический театр имени Владимира Маяковского

  • «Жив человек» В. Максимова - Сима
  • «Директор» С.Алешина - Мальцева
  • «Софья Ковалевская» братьев Тур - Софья Ковалевская
  • - «Старомодная комедия» А. Н. Арбузова - Лидия Васильевна Жербер

Фильмография

  1. - Василиса Прекрасная - Белендряса, дворянская дочь
  2. - Танкер «Дербент» - Вера, буфетчица
  3. - Лермонтов - Великая княжна
  4. 1943 - Мы с Урала - секретарь директора
  5. - Человек № 217 - Лотта
  6. - Сыновья - Кристина, жена Карлиса
  7. - Свет над Россией - эпизод
  8. - Суд чести - Нина Ивановна, жена профессора Лосева
  9. - Звезда - Татьяна Улыбышева, радистка
  10. 1949 - Встреча на Эльбе - Эльза, жена Шметау
  11. - Мусоргский - Елена Павловна, великая княгиня
  12. - Римский-Корсаков - Надежда Николаевна, жена Н. А. Римского-Корсакова
  13. - Алёша Птицын вырабатывает характер - Сергеенко, старший лейтенант
  14. - Бессмертный гарнизон - Александра Петровна
  15. 1956 - За власть Советов - Лариса Львовна
  16. 1956 - Она вас любит! - Анна Ивановна
  17. - Шторм - Манька
  18. 1957 - Поединок - Раиса Александровна Петерсон
  19. - Мальчики - Лидия Ивановна
  20. 1958 - Дожди - Валентина Георгиевна
  21. - - Линда Ломен
  22. - Жизнь сначала - Антонина Ивановна Тимофеева
  23. - Суд сумасшедших - Юлиана Грей
  24. 1962 - Каин XVIII - королева Власта
  25. - Двадцать лет спустя - Берта Кузьминична
  26. - Анна Каренина - Лидия Ивановна
  27. - Семейное счастье - Розалия Карловна
  28. - Райские яблочки - Анна
  29. - Старомодная комедия (телеспектакль) - Лидия Васильевна
  30. - Как важно быть серьёзным - леди Брэкнелл
  31. - Истцы и ответчики - Татаринова
  32. - Шофёр на один рейс - Елизавета Максимовна, дама-француженка с русскими корнями

Сценарии

  • «На балу удачи» (пьеса, совместно с Е. Л. Якушкиной)
  • «Моя окраина» (пьеса, совместно с Е. Л. Якушкиной)
  • «Несущий в себе» (пьеса, в 1960-м переработана в сценарий телефильма «Жизнь сначала»)
  • По завещанию Сухаревской и Тенина в их квартире (Большая Никитская улица, 49, кв. 35) организован филиал Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей России.

Напишите отзыв о статье "Сухаревская, Лидия Петровна"

Литература

  • Владимирова З. В. Лидия Сухаревская. - М .: Искусство, 1977. - 264, с. - (Мастера советского театра и кино).
  • Лидия Сухаревская , Л., 1939 / Издание Ленинградского Государственного Театра Комедии, под. ред. В. Б. Боровецкого.

Примечания

Отрывок, характеризующий Сухаревская, Лидия Петровна

Литва была маленькой, но очень богатой страной, с великолепным хозяйством и огромными фермами, хозяева которых в советские времена стали называться «кулаками», и та же советская власть стала их очень активно «раскулачивать»... И вот именно для этих «карательных экспедиций» отбирались лучшие комсомольцы, что бы показать остальным «заразительный пример»... Это были друзья и знакомые тех же «лесных братьев», которые вместе ходили в одни и те же школы, вместе играли, вместе ходили с девчонками на танцы... И вот теперь, по чьему-то сумасшедшему приказу, вдруг почему-то стали врагами и должны были друг друга истреблять...
После двух таких походов, в одном из которых из двадцати ушедших ребят вернулись двое (и папа оказался одним из этих двоих), он до полусмерти напился и на следующий день написал заявление, в котором категорически отказывался от дальнейшего участия в любых подобного рода «мероприятиях». Первой, последовавшей после такого заявления «приятностью» оказалась потеря работы, которая в то время была ему «позарез» нужна. Но так как папа был по-настоящему талантливым журналистом, ему сразу же предложила работу другая газета – «Каунасская Правда» – из соседнего городка. Но долго задержаться там, к сожалению, тоже не пришлось, по такой простой причине, как коротенький звонок «сверху»... который вмиг лишил папу только что полученной им новой работы. И папа в очередной раз был вежливо выпровожен за дверь. Так началась его долголетняя война за свободу своей личности, которую прекрасно помнила уже даже и я.
Вначале он был секретарём комсомола, из коего несколько раз уходил «по собственному желанию» и возвращался уже по желанию чужому. Позже, был членом коммунистической партии, из которой также с «большим звоном» вышвыривался и тут же забирался обратно, так как, опять же, немного находилось в то время в Литве такого уровня русскоговорящих, великолепно образованных людей. А папа, как я уже упоминала ранее, был великолепным лектором и его с удовольствием приглашали в разные города. Только там, вдали от своих «работодателей», он уже опять читал лекции не совсем о том, о чём они хотели, и получал за это всё те же самые проблемы, с которых началась вся эта «канитель»...
Я помню как в одно время (во времена правления Андропова), когда я уже была молодой женщиной, у нас мужчинам категорически запрещалось носить длинные волосы, что считалось «капиталистической провокацией» и (как бы дико сегодня это не звучало!) милиция получила право задерживать прямо на улице и насильно стричь носящих длинные волосы людей. Это случилось после того, как один молодой парень (его звали Каланта) сжёг себя живьём на центральной площади города Каунас, второго по величине города Литвы (именно там тогда уже работали мои родители). Это был его протест против зажима свободы личности, который перепугал тогда коммунистическое руководство, и оно приняло «усиленные меры» по борьбе с «терроризмом», среди которых были и «меры» глупейшие, которые только усилили недовольство живущих в то время в Литовской республике нормальных людей...
Мой папа, как свободный художник, которым, поменяв несколько раз за это время свою профессию, он тогда являлся, приходил на партсобрания с длиннющими волосами (которые, надо отдать должное, у него были просто шикарные!), чем взбесил своё партийное начальство, и в третий раз был вышвырнут из партии, в которую, через какое-то время, опять же, не по своей воле, обратно «угодил»... Свидетелем этому была я сама, и когда я спросила папу, зачем он постоянно «нарывается на неприятности», он спокойно ответил:
– Это – моя жизнь, и она принадлежит мне. И только я отвечаю за то, как я хочу её прожить. И никто на этой земле не имеет права насильно навязывать мне убеждения, которым я не верю и верить не хочу, так как считаю их ложью.
Именно таким я запомнила своего отца. И именно эта его убеждённость в своём полном праве на собственную жизнь, тысячи раз помогала мне выжить в самых трудных для меня жизненных обстоятельствах. Он безумно, как-то даже маниакально, любил жизнь! И, тем не менее, никогда бы не согласился сделать подлость, даже если та же самая его жизнь от этого зависела бы.
Вот так, с одной стороны борясь за свою «свободу», а с другой – сочиняя прекрасные стихи и мечтая о «подвигах» (до самой своей смерти мой папа был в душе неисправимым романтиком!), проходили в Литве дни молодого Василия Серёгина... который всё ещё понятия не имел, кем он был на самом деле, и, если не считать «кусачих» действий со стороны местных «органов власти», был почти полностью счастливым молодым человеком. «Дамы сердца» у него пока ещё не было, что, наверное, можно было объяснить полностью загруженными работой днями или отсутствием той «единственной и настоящей», которую папе пока что не удалось найти...
Но вот, наконец-то, судьба видимо решила, что хватит ему «холостятничать» и повернула колесо его жизни в сторону «женского очарования», которое и оказалось тем «настоящим и единственным», которого папа так упорно ждал.

Её звали Анна (или по-литовски – Она), и оказалась она сестрой папиного лучшего в то время друга, Ионаса (по-русски – Иван) Жукаускаса, к которому в тот «роковой» день папа был приглашён на пасхальный завтрак. У своего друга в гостях папа бывал несколько раз, но, по странному капризу судьбы, с его сестрой пока что не пересекался. И уж наверняка никак не ожидал, что в это весеннее пасхальное утро там его будет ждать такой ошеломляющий сюрприз...
Дверь ему открыла кареглазая черноволосая девушка, которая за один этот коротенький миг сумела покорить папино романтическое сердце на всю его оставшуюся жизнь...

Звёздочка
Снег и холод там, где я родился,
Синь озёр, в краю, где ты росла...
Я мальчишкой в звёздочку влюбился,
Светлую, как ранняя роса.
Может быть в дни горя-непогоды,
Рассказав ей девичьи мечты,
Как свою подружку-одногодку
Полюбила звёздочку и ты?..
Дождь ли лил, мела ли в поле вьюга,
Вечерами поздними с тобой,
Ничего не зная друг о друге,
Любовались мы своей звездой.
Лучше всех была она на небе,
Ярче всех, светлее и ясней...
Что бы я не делал, где бы не был,
Никогда не забывал о ней.
Всюду огонёк её лучистый
Согревал надеждой мою кровь.
Молодой, нетронутой и чистой
Нёс тебе я всю свою любовь...
О тебе звезда мне песни пела,
Днём и ночью в даль меня звала...
А весенним вечером, в апреле,
К твоему окошку привела.
Я тебя тихонько взял за плечи,
И сказал, улыбку не тая:
«Значит я не зря ждал этой встречи,
Звёздочка любимая моя»...

Маму полностью покорили папины стихи... А он писал их ей очень много и приносил каждый день к ней на работу вместе с огромными, его же рукой рисованными плакатами (папа великолепно рисовал), которые он разворачивал прямо на её рабочем столе, и на которых, среди всевозможных нарисованных цветов, было большими буквами написано: «Аннушка, моя звёздочка, я тебя люблю!». Естественно, какая женщина могла долго такое выдержать и не сдаться?.. Они больше не расставались... Используя каждую свободную минуту, чтобы провести её вместе, как будто кто-то мог это у них отнять. Вместе ходили в кино, на танцы (что оба очень любили), гуляли в очаровательном Алитусском городском парке, пока в один прекрасный день решили, что хватит свиданий и что пора уже взглянуть на жизнь чуточку серьёзнее. Вскоре они поженились. Но об этом знал только папин друг (мамин младший брат) Ионас, так как ни со стороны маминой, ни со стороны папиной родни этот союз большого восторга не вызывал... Мамины родители прочили ей в женихи богатого соседа-учителя, который им очень нравился и, по их понятию, маме прекрасно «подходил», а в папиной семье в то время было не до женитьбы, так как дедушку в то время упрятали в тюрьму, как «пособника благородных» (чем, наверняка, пытались «сломать» упрямо сопротивлявшегося папу), а бабушка от нервного потрясения попала в больницу и была очень больна. Папа остался с маленьким братишкой на руках и должен был теперь вести всё хозяйство в одиночку, что было весьма непросто, так как Серёгины в то время жили в большом двухэтажном доме (в котором позже жила и я), с огромнейшим старым садом вокруг. И, естественно, такое хозяйство требовало хорошего ухода...
Так прошли три долгих месяца, а мои папа и мама, уже женатые, всё ещё ходили на свидания, пока мама случайно не зашла однажды к папе домой и не нашла там весьма трогательную картинку... Папа стоял на кухне перед плитой и с несчастным видом «пополнял» безнадёжно растущее количество кастрюль с манной кашей, которую в тот момент варил своему маленькому братишке. Но «зловредной» каши почему-то становилось всё больше и больше, и бедный папа никак не мог понять, что же такое происходит... Мама, изо всех сил пытаясь скрыть улыбку, чтобы не обидеть незадачливого «повара», засучив рукава тут же стала приводить в порядок весь этот «застоявшийся домашний кавардак», начиная с полностью оккупированными, «кашей набитыми» кастрюлями, возмущённо шипящей плиты... Конечно же, после такого «аварийного происшествия», мама не могла далее спокойно наблюдать такую «сердцещипательную» мужскую беспомощность, и решила немедленно перебраться в эту, пока ещё ей совершенно чужую и незнакомую, территорию... И хотя ей в то время тоже было не очень легко – она работала на почтамте (чтобы самой себя содержать), а по вечерам ходила на подготовительные занятия для сдачи экзаменов в медицинскую школу.

Она, не задумываясь, отдала все свои оставшиеся силы своему, измотанному до предела, молодому мужу и его семье. Дом сразу ожил. В кухне одуряюще запахло вкусными литовскими «цепеллинами», которых маленький папин братишка обожал и, точно так же, как и долго сидевший на сухомятке, папа, объедался ими буквально до «неразумного» предела. Всё стало более или менее нормально, за исключением отсутствия бабушки с дедушкой, о которых мой бедный папа очень сильно волновался, и всё это время искренне по ним скучал. Но у него теперь уже была молодая красивая жена, которая, как могла, пыталась всячески скрасить его временную потерю, и глядя на улыбающееся папино лицо, было понятно, что удавалось ей это совсем неплохо. Папин братишка очень скоро привык к своей новой тёте и ходил за ней хвостом, надеясь получить что-то вкусненькое или хотя бы красивую «вечернюю сказку», которые мама читала ему перед сном в великом множестве.
Так спокойно в каждодневных заботах проходили дни, а за ними недели. Бабушка, к тому времени, уже вернулась из госпиталя и, к своему великому удивлению, нашла дома новоиспечённую невестку... И так как что-то менять было уже поздно, то они просто старались узнать друг друга получше, избегая нежелательных конфликтов (которые неизбежно появляются при любом новом, слишком близком знакомстве). Точнее, они просто друг к другу «притирались», стараясь честно обходить любые возможные «подводные рифы»... Мне всегда было искренне жаль, что мама с бабушкой никогда друг друга так и не полюбили... Они обе были (вернее, мама всё ещё есть) прекрасными людьми, и я очень их обоих любила. Но если бабушка, всю проведённую вместе жизнь как-то старалась к маме приспособиться, то мама – наоборот, под конец бабушкиной жизни, иногда слишком открыто показывала ей своё раздражение, что меня глубоко ранило, так как я была сильно к ним обоим привязана и очень не любила попадать, как говорится, «между двух огней» или насильно принимать чью-нибудь сторону. Я никогда так и не смогла понять, что вызывало между этими двумя чудесными женщинами эту постоянную «тихую» войну, но видимо для того были какие-то очень веские причины или, возможно, мои бедные мама и бабушка просто были по-настоящему «несовместимы», как это бывает довольно часто с живущими вместе чужими людьми. Так или иначе, было очень жаль, потому что, в общем, это была очень дружная и верная семья, в которой все стояли друг за друга горой, и каждую неприятность или беду переживали вместе.

Один известный ныне кинорежиссер рассказывал однажды, как много лет назад он, тогда еще молодой актер театра имени Ермоловой, несколько раз подряд опаздывал на репетиции. Возмущенный Н. Хмелев потребовал от него объяснений. Герой этого рассказа в пространном заявлении письменно изложил причины. Причины были уважительными, и Хмелев простил нарушителя. Правда, внеся одно исправление в многословное заявление. Перед подписью будущего кинорежиссера легкомысленно стояло слово "артист". Это слово Хмелев зачеркнул и вместо него написал "актер".

Art - по-французски - искусство, творчество. Артист - человек искусства, художник, творец. Очень много актеров снимается сейчас в кино. Было бы прекрасно, если бы в нашем кинематографе работало столько же киноартистов.

Наш разговор пойдет о Лидии Павловне Сухаревской, киноартистке, почти каждую работу которой можно считать художественным открытием.

Началось все очень просто. На борту старенького танкера "Дербент" появилась очень некрасивая и очень смешная Вера. Неуклюжая, с резкими аритмичными движениями, начисто лишенная женской грации, Вера и жила, как двигалась: нелепо, смешно, бестолково. Вечно больные зубы (потешно выглядела на голове немыслимая повязка), и восторженная до идиотизма влюбленность в механика Басова, чудной наряд и благоговейный взор, устремленный на произведения известного художника-мариниста Айвазовского. И финал: тихое счастье со столь же смешным, столь же нелепым, столь же добрым чудаком боцманом.

Что за роль досталась Лидии Сухаревской в фильме "Танкер "Дербент"? Не плохая и не хорошая. Традиционная. Все как в доброй старой оперетте: комическая пара, смешная девушка, мечтающая о недостижимом и довольствующаяся малым, забавные трюки, выданные, так сказать, в противовес серьезным переживаниям главных героев. То, что нужно по роли, Сухаревская сделала с полным ощущением настоящего опереточного {в хорошем смысле этого слова) каскада. Точность внешнего рисунка, свобода и смелость жеста, отсутствие боязни нарушить правду бытового поведения - все это свидетельствовало о том, что в кино пришла интересная комическая актриса.

И еще. Забылся этот фильм. Забылись сложные взаимоотношения механика Басова со своей женой. Но до сих пор помнится дурацкий, беззащитный, восхищенный, добрый и жалкий взгляд Веры, глупышки Веры, влюбленной в Басова.

Как и когда рождается артист, художник, мастер? Тогда, очевидно, когда он может создать такую вот Веру.

Сейчас об этом писать легко: известно, что сделала Сухаревская после. Но, честное слово, все сказанное правда. Проверьте, посмотрите эту картину.

Гражданским пафосом и гневом проникнута самая значительная работа Сухаревской военного времени-Лотта в яростном фильме М. Ромма "Человек № 217". Эта роль - значительный этап в кинематографическом творчестве артистки, определивший и ее индивидуальный почерк и ее метод работы над характером своих героинь. В этой роли впервые проявилась способность Л. Сухаревской к темпераментному и глубокому анализу социальных корней своего персонажа, стремление осознать и воплотить общее в конкретном и индивидуальном.

Публицистический гнев, нестерпимая ненависть к фашизму продиктовали М. Ромму решение образов немцев-гитлеровцев, немцев-фашистов, резкое, плакатное решение. Один молчаливый Курт чего стоит. Но Лотта Сухаревской другая. Она сложна, эта подлая немка, которой достался хромой и безобразный муж. Она жестока от ущербности, она беспощадна от жалости к своей особе, она ненавидит всех и все потому, что знает цену себе. Она - отступление от нормы, она - аномалия, она - недочеловек. И как-то исподволь, потихоньку зритель начинает ощущать, что не случайно Лотта такая фанатичная фашистка. Налицо прямые родственные отношения, потому что фашизм - это отклонение от всяческих норм, потому-что фашизм - это мерзейшая аномалия, потому что фашисты - недочеловеки.

Конечно, в словах мысль эта выглядит несколько огрубленно. Но слова всегда грубее ощущения художнической мысли-эмоции!

В эпоху малокартинья Лидия Сухаревская снималась сравнительно часто. Сравнительно - потому, что многие очень хорошие артисты не снимались вовсе.

Роли, сыгранные ею, различны, часто, казалось бы, лишены внутренней связи друг с другом. Разбросанность? Нетребовательность? Безразличие? Ни в коей мере! В каждой из этих работ Сухаревской точное, ясное, бескомпромиссное видение, ощущение, оценка изображаемого человека. И утверждение профессии: в каждой роли филигранная отделка подробностей поведения, умение схватить и передать внутреннюю и внешнюю характерность персонажа.

Своеобразная внешность и отточенное мастерство Л. Сухаревской помогли ей в работе над эпизодическими ролями. Это единственный общий признак ролей, на первый взгляд чисто формальный. Но только на первый взгляд. Эпизодическая роль требует от артиста взрывного раскрытия образа. Здесь нет времени для скрупулезного прослеживания эмоционального состояния героя, для показа его эволюции, развития. В первую очередь - определение главного удара и доминирующей черты характера, выраженной в точной индивидуализации поведения.

Великая княгиня Елена Павловна в "Мусоргском". Холодный, остановившийся, твердый до безжизненности взгляд серых злых глаз. Размеренные до автоматизма, геометрически точные движения, повороты, походка. Металлический, на одной интонации голос, безаппеляционно произносящий русские слова с кошмарным немецким акцентом. А за всем этим - спесивое презрение немецкой мещанки ко всему русскому, восхитительная уверенность царственной дуры в абсолютной непогрешимости собственных слов.

Нина Ивановна из "Суда чести". Молодящаяся, чрезвычайно эмоциональная дамочка. Слезы и упыбка. Стремительная суетливость и прострация. Многословное и искреннее вранье и безмолвное подчинение. А в душе застывший страх. Страх перед мужем, страх за мужа. Страх перед людьми.

Л. Сухаревская становится признанным мастером. Да и немудрено: то, что она делает, это действительно мастерски, блистательно. Но эпизодическая роль - палка о двух концах. Именно с инерцией эпизодической роли связаны те работы Сухаревской, которые, пользуясь осторожными формулировками рецензентов сороковых годов, можно назвать неполными удачами артистки.

И "Бессмертный гарнизон" и "За власть Советов" - фильмы, которые уже во многом решали новые задачи и, что самое главное, по-новому подошли к показу Великой Отечественной войны. Отброшены в сторону обязательные атрибуты картин прежних лет, и, вероятно, поэтому Л. Сухаревская играет в них роли настоящих советских женщин, за обыкновенной внешностью которых - высокие чувства, горячее сердце, добрая и сильная душа. Но ни врач Александра Петровна, ни подпольщица Лариса Ивановна не стали близкими друзьями зрителя. Не стали потому, что артистка поспешила сыграть результаты ролей, забыв о динамике, движении образов. С первого эпизода все становится ясно; Александра Петровна суха, сдержанна, сосредоточенна, но очевидно, что она, не раздумывая, отдаст свою жизнь за правое дело; Лариса Ивановна суетливо, до истерики, беспокоится за своего мужа, но мы знаем с самого начала - она будет смелой партизанкой.

А потом вышел на экраны скромный, бесхитростный фильм по рассказу С. Антонова "Дожди". "Здравствуйте", - сказала зрителю новая Сухаревская.

Удивительная вещь - ощущение художником духа эпохи, предчувствие, иногда чисто интуитивное, нового; не до конца осознанное, но непреодолимое желание понять, проанализировать сегодняшнюю жизнь, вынести приговор человеку, времени, себе.

В то время когда наш народ и наша страна с особой пристальностью оценивали прошлое и обдумывали будущее, то же самое делала Лидия Сухаревская: она оценивала прошедшее и обдумывала будущее. Непритязательные "Дожди" привели большого художника к теме, которую оно ждала и искала и которая стала для нее главной.

Рождение нового человека в человеке, уже сложившемся и выработавшей в себе житейский автоматизм и привычные повседневные цели, пробуждение в душе чувств и мыслей, о которых он, человек, и сам не подозревал, и, как закономерное следствие всего этого, - поступки и действия, меньше всего принимающие в расчет бытовое благоразумие и прежде всего определяющие высокий смысл и главную цель собственной жизни, как бы предназначенность ее.

Старомодная, усталая, скучно преданная своему начальнику, который уже много лет возит ее за собой, секретарша живет, как тень. Бездумно и добросовестно выполняла она распоряжения начальника, не задумывалась, хороши эти распоряжения или плохи. Она - секретарша, она - инструмент, она - винтик. И манера разговаривать у нее вежливо автоматическая, и поведение бесстрастно ровное, и забота о начальнике скучно привычная. Замкнутый, сонный круг: привычка, порожденная привязанностью, и привязанность, порожденная привычкой.

Тяжело, когда ломают твои привычки. Поначалу холодно, когда распахивают окна навстречу буйному ветру. Секретаршу раздражает все: и невоспитанный новый начальник, и уйма непредвиденных посетителей, и разговоры, странно громкие и излишне самостоятельные. И Сухаревская с тактом всеведения показывает, как сжалась и приготовилась к защите ее секретарша, как впервые проявила она свои человеческие качества, и качества, увы, неприятные.

Но вихрь радостной жизни захватил ее, закрутил, понес. И, уговаривая себя, что она знает истинную цену всему происходящему, секретарша Сухаревской застенчиво и неумело начинает интересоваться делом, которым она занимается.

Кульминация роли - поход секретарши на поиски гравия. Кабинетная, неуклюжая, нелепая фигурка на размытых дождями дорогах. Мокрое и измученное, удивленное и счастливое лицо. Прекрасное лицо человека, делающего важное дело, понявшего, что смысл жизни не в подчинении и привычке, а в радостном ощущении своей необходимости.

Почти одновременно с "Дождями" снимается фильм "Поединок", в котором Л. Сухаревская сыграла Раису Петерсон. Что объединяет эти две роли? Человеческая тема артистки. В секретарше - поэтическое утверждение права советского человека на большое и настоящее счастье. Ее Петерсон в "Поединке" - это трагическое осознание невозможности быть счастливым, нужным людям и миру человеком в условиях подлой и затхлой жизни России тех лет.

Как легко было бы Л. Сухаревской при ее комедийных возможностях сыграть провинциальную матрону, считающую себя львицей офицерского общества и королевой адюльтера, как было бы выигрышно весело разоблачить смешную и жалкую пошлячку, компрометирующую своей вульгарностью высокие человеческие чувства.

Но художник - тогда художник, когда он проникает в сокровенные глубины души своего героя, когда он отказывается от безоговорочнрго выигрыша ради проблематичной возможности найти в привычном новое и значительное.

Офицерская жена Петерсон - сильная, яркая натура. Она томится в бездействии и поэтому свой постыдный роман с Ромашовым почитает за главное дело своей жизни. Какие титанические усилия затрачивает она, дабы оставаться сдержанной, как играет она в тайну, как играет она в любовь! Девальвация чувств, бессмысленная растрата душевных сил, ликвидация себя как личности, как человека.

Сцена бала в Офицерском собрании - триумф Сухаревской-артистки, образец актерской работы в современном кинематографе. Артистка ничего не делает: она просто смотрит, она просто шепчет, она просто улыбается. Она как бы ничего не играет. Да нет, черт возьми, она играет великолепно!

Только не видно игры. Только не видно старательного подтекста. Только не видно грубых швов ремесла. И поэтому присутствует высокое искусство.

А потом - время актерского молчания и незначительных ролей. Но артист большой темы, художник-гражданин, мастер не может и не должен молчать. Сухаревская не могла молчать и, не ожидая милостей от кинематографической природы, взяла в руки перо. По ее сценарию был поставлен фильм "Жизнь сначала", где она сыграла главную роль. Един бог в двух лицах. Об этом следовало бы писать большую и серьезную работу, но в данном случае придется сказать коротко о том, что снова удивила зрителя Сухаревская. Как хорошо, когда все получается. И у Лидии Павловны Сухаревской в этом фильме получилось все. Неожиданно проявился лирический характер ее дарования. Женщина любящая и страдающая, женщина высоких мыслей и больших чувств, Антонина Сухаревской - прекрасна не только душевно. Она красива настоящей человеческой, физической красотой. Вы помните дурнушку Веру из фильма "Танкер "Дербент "?

Пройдено, найдено, сыграно и пережито многое. А что впереди? А впереди трудная, беспокойная и радостная жизнь советского художника. Как хорошо, что в нашем кинематографе работают настоящие киноартисты.

А. Степанов, 1967