Анализ произведения «Капитанская дочка» (А. С

Капитанская дочка — одно из немногих прозаических произведений великого русского поэта А. С. Пушкина. Это книга, повествующая о крупном крестьянском восстании, которое потрясло Российскую империю в семидесятых годах девятнадцатого века. Значение романа столь велико, что многие люди уже в наше время воспринимают те давние события именно через творение Пушкина.

Пушкин решил начать работу над «Капитанской дочкой», вдохновившись успехами английского писателя Вальтера Скотта, чьи исторические романы в то время покорили всю Европу.

Специально ради этого Пушкин отправился в путешествие по Уралу, чтобы лично встретиться с очевидцами тех событий. Во время поездки были найдены прототипы главных героев романа. Пётр Гринёв был скопирован с офицера Вашарина — ярого борца с пугачёвщиной, служившего под командованием генерала Михельсона. Прототипом Швабрина стал присягнувший на верность Пугачёву подпоручик Шванович. Образ Марии Мироновой был рождён под впечатлением от встречи с молодой дворянкой Марией Васильевной Борисовой.

Жанр, направление

Этот роман сочетает в себе элементы как романтизма, так и реализма. Несмотря на некую идеализацию главного героя и даже его антипода (Швабрин добивался брака с Марьей, хотя мог добиться своего и без венчания, будучи единственным и полновластным хозяином крепости), Пушкин в первую очередь стремится к созданию достоверной атмосферы тех событий и органичному вплетению в неё своих персонажей.

«Капитанская дочка» представляет собой достойный образчик исторического романа девятнадцатого века. Повествование органично интегрировано в реальные исторические события (крестьянская война 1773-1775 года, основной причиной которой было усиление контроля казаков и крестьян со стороны власти), а на страницах романа часто появляются и упоминаются реальные исторические личности: Емельян Пугачев, Екатерина Вторая и другие.

Однако до сих пор ведется спор о жанре произведения: некоторые литературоведы относят его к повести. Действительно, книга стоит на границе между двумя жанрами, потому что в ней не так много героев, не такой большой объем, нет разветвления сюжетной линии, как в типичных романах, но в то же время она слишком масштабна для повести, в ней описывается целая эпоха. Поэтому однозначно сказать, роман «Капитанская дочка», или все-таки повесть, сложно. Но в большинстве источников указано наименование «роман», поэтому Многомудрый Литрекон будет именовать его именно так.

Смысл названия и эпиграфа

Название «Капитанская дочка» явно подразумевает дочь капитана Миронова -Марию. Это не удивительно, ведь личностные отношения героев романа завязаны именно на этой девушке. Из-за нее происходят все основные события в произведении: дуэль, приход Петра в захваченную крепость, арест из-за клеветы Швабрина. Так же можно предположить, что таким образом Пушкин явно выказывает свою симпатию героине. В этой книге автор вновь описывает «милый идеал», как и в «Евгении Онегине».

Эпиграф в самом начале романа: «Береги честь смолоду»-обозначает ценности, которые Пушкин считает самыми приоритетными для любого человека, оказавшегося в таком же положении, как и главный герой. А именно человеческое достоинство, благородство и верность долгу, которые продемонстрировал нам Пётр Гринёв. Такова роль эпиграфа в романе «Капитанская дочка».

Композиция

Прежде всего, стоит отметить «чистоту» и стройность произведения, в нём нет ни одной лишней сцены, ни одного лишнего персонажа. Все элементы романа гармонично связаны друг с другом.

Всё повествование построено на контрасте. Положение героев по отношению друг к другу меняется по ходу сюжета. Вначале зависимый от Гринёва простой казак Пугачёв в середине романа сам получает неограниченную власть над судьбой молодого человека. Мария Миронова, которая в начале романа была несравненно ниже Гринёва, в конце романа становится уважаемой дочерью героя, в то время как Пётр становится бесправным заключённым, обвиняемым в измене.

Суть и конфликт

Молодой дворянин Пётр Гринёв отправлен своим строгим отцом на офицерскую службу в район Оренбурга. В пути главный герой попадает в снежную бурю, от которой его спас простой казак Емельян Пугачёв.

После прибытия на место службы, Пётр влюбляется в дочь коменданта Белогорской крепости — Марию Миронову. Симпатия к девушке доводит героя до дуэли с другим офицером — Алексеем Швабриным.

Чуть позже крепость захватывают восставшие во главе с Пугачёвым. Выжившим предлагают присягнуть на верность лидеру мятежников. Комендант погибает, отказавшись предать свою честь. Швабрин же изменяет присяге. Гринёв отказывается и готовится принять смерть, однако Емельян узнаёт его и отпускает из-за личной симпатии.

Гринёв возвращается к своим и участвует в обороне Оренбурга. Во время осады он узнаёт, что его возлюбленная Маша находится в Белогорской крепости и подвергается истязанию голодом со стороны изменника Швабрина. Пётр отправляется в стан врага и просит у Пугачёва помочь. Емельян соглашается, спасает Миронову и отпускает пару восвояси.

После поражения восстания Пугачёва казнят, а Швабрин сообщает правительству об отношениях Гринёва с лидером мятежников. Петра арестовывают, но Маша вымаливает прощение для него в личном разговоре с императрицей Екатериной II и выходит за Гринёва замуж. Подробнее обо всех этих перипетиях Вы можете узнать из по главам от Многомудрого Литрекона.

Главные герои и их характеристика

Вот здесь перечислены главные образы в романе «Капитанская дочка».

  1. Пётр Гринёв — молодой дворянин и офицер. Превыше всего ценит свою честь. Лично знал Пугачёва, и проникся к нему уважением, оставшись при этом убеждённым противником вооружённого мятежа. Позиционируется Пушкиным как образец для подражания. Этот образ раскрывается в возрастных метаморфозах: сначала Петр был безответственным и весьма ограниченным недорослем, даже по пути на фронт он совершает детские ошибки и попадает в курьезные ситуации; потом любовь преображает героя, он становится сильным и гордым; затем штурм крепости и смертельная опасность показывают истинного Петра — мужественного, храброго и честного; в финале перед нами не недоросль, а ответственный и готовый ко всему солдат, знающий не понаслышке, что такое честь.
  2. Марья Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Отказалась выйти за Швабрина, готова была умереть голодной смертью, оставшись верной Петру. Приложила все усилия для спасения любимого даже после того, как на него махнул рукой собственный отец. Идеал женщины (для Пушкина). Ее характер украшают бескорыстие, смелость, преданность и сила духа. Даже несмотря на то, что шанс выйти замуж без приданного был минимален, она не согласилась стать супругой нелюбимого человека.
  3. Иван Миронов — бедный офицер, отдавший армии 40 лет жизни. Честный, добрый, исполнительный человек, но мягкосердечный и уступчивый в быту (поэтому многие из его людей не были готовы к осаде, а кое-кто и вовсе перешел на сторону мятежников). Самоотверженно оборонял крепость и принял смерть от рук мятежников, отказавшись изменить присяге. Вот , которое поможет Вам узнать капитана получше.
  4. Василиса Миронова — властная и хозяйственная жена коменданта. Почтенная старушка. Заботливая мать и добросовестная супруга, которая отказалась покинуть крепость, ведь не хотела бросать мужа. Была безжалостно убита восставшими. Подробнее о ее характере расскажет .
  5. Емельян Пугачёв — мятежный казак, лидер восстания, самозванный император Пётр III. Безжалостный убийца и бескомпромиссный бунтарь. Не лишён благородства, способен помнить добро. Уважает Петра Гринёва за его честность и простоту. Изначально понимая печальные перспективы своей авантюры, идёт до самого конца, смиряясь со своей судьбой. Вот его описание, таблица с характеристикой и образ.
  6. Алексей Швабрин — молодой и талантливый офицер. Вопреки внешнему сходству с Гринёвым, оказывается его полной противоположностью. Подлый и низкий человек, который стремиться лишь к собственному благополучию и выживанию. Изменяет присяге, подвергает мучениям Марию Миронову, после ареста клевещет на Петра в мелочном желании навредить тому, кто лучше, чем он.
  7. Екатерина II — императрица России. Приятная и сострадательная женщина. Милосердно снимает с Гринёва все обвинения и обеспечивает счастье его и Маши.
  8. Савельич — старый слуга Петра Гринева, ставший его верным спутником и другом. Это хозяйственный и ворчливый старик, привыкший экономить и во всем блюсти барские интересы. В то же время этот человек искренне предан Гриневу и любит его как сына. Вот его , посвященное раскрытию его образа.

Темы

Тематика романа «Капитанская дочка» богата актуальными и неординарными темами и мотивами.

  • Честь . В любой ситуации человек должен помнить своём достоинстве, держать клятвы, не лукавить и не пресмыкаться. Именно стремление сохранить свою честь помогает Гриневу делать правильный выбор раз за разом. Так, его отказ поцеловать руку «царя Петра Третьего» и нежелание признать казака императором очень понравились Пугачеву. Он стал уважать того, кто был с ним честен.
  • Нравственный долг . Соблюдение своего долга перед страной, семьёй и любимыми — то, что отличает благородного человека от подлеца и мерзавца. Так, Пушкин на контрасте показывает предателя и достойного бойца (Алексея и Петра), отслеживая их судьбы до финальной развязки.
  • Любовь . Самоотверженная любовь рано или поздно будет вознаграждена. Тот, кто искренне любит, пойдёт на любые страдания и лишения, ради своей второй половинки. Так, Петр спас Марью, рискуя головой, а Марья выручила его, когда все вокруг разуверились и отвернулись.
  • Народ . Пушкин показывает всю жестокость чёрного, народного бунта. Не отрицая объективных причин восстания, писатель осуждает этот кровавый путь. Так, он подробно описывает дотла выжженную Казань, которая до мятежа была прекрасным процветающим городом.
  • Доброта. Именно человечное отношение Гринёва к Пугачёву спасло ему жизнь и положило начало их странной дружбе. Возможно, если бы все дворяне были такими же, ка Гринёв, восстания удалось бы избежать.
  • Смелость . Никогда нельзя терять присутствия духа, нужно смело смотреть встречать жизненные невзгоды, даже если расплата за это — смерть. Например, Василиса Егоровна не покинула мужа в трудный час и погибла рядом с его трупом, когда обвиняла мятежников в смерти супруга и получила за это смертельный удар.
  • Тема бунта . Пушкин полностью отрицает вооружённую борьбу народа с самим собой. Показывая озлобление обеих сторон конфликта, он призывает людей к благоразумию и миролюбию. Мятеж не помог им восстановить утраченные права, он лишь пролил кровь.
  • Нравственность . Писатель демонстрирует, как любовь, чувство долга и отвага побеждают пошлость, приспособленчество и трусость.
  • Ценности. В романе Пушкин провозглашает гуманистические ценности, призывая читателя к пониманию, миролюбию и милосердию.

Проблемы

Проблематика произведения «Капитанская дочка» многогранна и интересна даже современному читателю: в ней раскрываются вечные нравственные проблемы человечества.

  • Бесчестье . Человек, предавший честь, превращается в безнравственное животное, стремящееся лишь к выживанию. Так, автор описал деградацию Швабрина. Из гордого и достойного офицера Алексей превратился в холопа, который валялся в ногах у беглого казака, вымаливая прощение. В финале главный герой видит поседевшего и осунувшегося Швабрина (а ведь ему не было и 30 лет!), который уже ни ни что не годен.
  • Совесть . Тот, кто действует в согласии со своей совестью, всегда поступает правильно. Но голос совести не всегда легко разобрать. Так, Гринев оскорбляет верного слугу, чтобы выплатить «долг чести», но позже осознает, что поступил не по совести и мучается угрызениями.
  • Милосердие . Несмотря на жестокость нашего мира, по-настоящему благородный человек всегда готов проявить милосердие, какое Пугачёв проявил у Гринёву и его невесте. Кем бы мы ни были, кем бы нас не считали, никогда не поздно научиться сочувствию и гуманности.
  • Воспитание и становление личности . Именно благодаря воспитанию своего консервативного отца Гринёв стал образцом офицера. Местами читателю могло показаться, что старик Гринев перегибает палку и зря гробит будущее сына, отказываясь от места в Семеновском полку. Однако его решение обеспечило то, чего не может дать столичная военная выправка, — нравственное созревание личности.
  • Нравственный выбор . Перед лицом смерти каждый человек обнажает своё истинное нутро и поступает сообразно своей нравственности. Так, комендант Миронов между бесчестьем и смертью выбрал смерть, а Швабрин — бесчестье.
  • Война . Пушкин демонстрирует всю бессмысленную жестокость, на которую способны люди во время войны, причем, с обеих сторон. Так, перед бунтом Миронов пробует допросить пленного башкирца, но обнаруживает следы от тяжких увечий, которые он получил от властей в наказание за прошлый бунт: у него не было ушей, носа и языка.
  • Власть . Обладая огромной властью, прежде всего, необходимо сохранить в себе человечность, что и показывает Пушкин на примере Пугачёва и Екатерины II.Однако в то же время писатель не оправдывает этих исторических фигур, подробно описывая их жестокость и равнодушие к судьбе людей. Так, Пугачев хладнокровно приказывает убить Василису Егоровну за ее крики, хотя и так сделал ее вдовой. Екатерина Вторая не отдает таких приказов в тексте книги, но зверская казнь Пугачева, ее нежелание вникать в дело Петра, пытки и жестокое подавление восстания — все это никак нельзя объяснить ее неведением.
  • Дворянство . Писатель показывает дворянство неоднородным, наряду с отважным и честным Гринёвым оно породило предателя Швабрина. Пушкин считает, что дворянство Российской империи должно непрерывно самосовершенствоваться, чтобы в будущем не познать ужасов Пугачёвщины.
  • Справедливость . Народ, уставший от бедности и притеснений, видит свою правду в бунте, и его сложно за это винить. В то же время справедливы и действия правительства, ведь они направлены на защиту других людей от гибели и грабежа мятежников. В данном случае виноватых нет, как и невиновных.

Главная мысль

Осуждая явление Пугачёвщины и ту жестокость, которую она породила, Пушкин старается объективно воспринимать те события. Он демонстрирует нам несовершенство государственного строя Российской империи, но в то же время показывает идеал в лице Гринёва, к которому необходимо стремиться всему дворянству, если оно не хочет снова познать ужасов крестьянской войны. Основная идея в романе «Капитанская дочка» заключается в том, что бессмысленный и кровавый бунт является не решением социальных проблем, а главным последствием нежелания правящей элиты решать их.

Также автор считает, что даже в самый тёмный час истории высокие моральные качества способны переломить ненависть и победить ложь. Смысл романа — показать тот идеал поведения, который послужит профилактикой социальных конфликтов. Но на первое место Пушкин ставит даже не смелость и честь Петра, а именно милосердие, кротость и силу духа капитанской дочки. Почему? Да потому, что Марья произошла из среды мелкого, бедного, но заслуженного дворянства: Миронов вышел в офицеры из простых солдат. Он получил титул не по наследству и связям, как Гринев, а в результате упорного и честного труда. Именно такие люди восхищали Пушкина, поэтому роман называется не «Петр Гринев», а «Капитанская дочка». Это указание на будущее, на верный путь российского дворянства, которое должно трудиться наравне со всем остальным народом и подавать ему хороший пример.

Историзм

Роман повествует о крестьянской войне 1773-1775 годов. Против царской армии вышли отряды под предводительством Емельяна Пугачёва, который объявил себя выжившим императором «Петром Третьим» (муж Екатерины Второй, которого убили ее приспешники в ходе дворцового переворота). Это восстание яицких казаков, переросшее в полномасштабную войну казаков, крестьян и народов Урала и Поволжья с правительством императрицы Екатерины II.

В целом Пушкин довольно точно отобразил происходившие в то время события, вроде осады Оренбурга. Изменению подверглись названия некоторых городов, так, Белогорская крепость на самом деле называлась Татищевской.

Мораль

Роман учит нас всегда оставаться человеком, отстаивать свои убеждения и держать слово. В конце концов, именно такие люди достигнут вполне заслуженного счастья, как показывает финал романа.

Гуманизм и человечность возможны в любой ситуации, и наш долг — не забывать об этом. Таков простой вывод, который следует из данного произведения.

Критика

Произведение Пушкина было высоко оценено, как современниками поэта, так и потомками. О романе с восхищением отзывались Достоевский и Гоголь.

Кстати о литературных новостях: они, однако ж, не тощи. Где выберется у нас полугодие, в течение которого явились бы разом две такие вещи, каковы «Полководец» и «Капитанская дочь». Видана ли была где такая прелесть! Я рад, что «Капитанская дочь» произвела всеобщий эффект. (Н. В. Гоголь — Н. Я. Прокоповичу, 25 января 1837 года)

Однако были и рецензенты, которые ожидали от метра большего, ведь «Капитанская дочка» занимала не первое место в творчестве Пушкина. Так, В. Ф. Одоевский писал самому автору в письме, что образ Швабрина не реалистичен: «Покаместь Швабрин для меня имеет много нравственно‑чудесного». Такой подлец не мог ждать согласия Марии на брак и наверняка воспользовался бы ее беззащитностью. Да и его переход на сторону врага критик не счет логичным: умный дворянин не мог поверить в успех гибельного предприятия Пугачева. Критиковал роман и В. Г. Белинский. Он назвал образ Марьи Мироновой «бесцветным и ничтожным» (с ним согласился и знаменитый музыкант П.И. Чайковский, который отказался писать оперу по «Капитанской дочке», считая Марью Миронову недостаточно интересной героиней для музыки). Впрочем, остальное в книге пришлось ему по душе:

Капитанская дочка» — нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины, по верности, истине содержания и мастерству изложения, — чудо совершенства. Таковы портреты отца и матери героя, его гувернера-француза и в особенности его дядьки из псарей, Савельича, этого русского Калеба, — Зурина, Миронова и его жены, их кума Ивана Игнатьевича, наконец, самого Пугачева, с его «господами енаралами»; таковы многие сцены, которых, за их множеством, не находим нужным пересчитывать. (В. Г. Белинский «Сочинения Александра Пушкина»)

Русский писатель В. А. Соллогуб выразил восторженное мнение о «Капитанской дочке»:

Есть произведение Пушкина, мало оцененное, мало замеченное, а в котором, однако, он выразил все свое знание, все свои художественные убеждения. Это история Пугачевского бунта. В руках Пушкина, с одной стороны, были сухие документы, тема готовая. С другой стороны, его воображению не могли не улыбаться картины удалой разбойничьей жизни, русского прежнего быта, волжского раздолья, степной природы. Тут поэту дидактическому и лирическому был неисчерпаемый источник для описаний, для порывов.(В. А. Соллогуб «Опыты критических оценок. Пушкин в его сочинениях. 15 апреля 1865 года.»)

К нему присоединился Н. Н. Страхов, который выявлял особенности книги, сравнивая «Капитанскую дочку» с романом «Война и мир»: в них лишь мельком затрагивались исторические события, а основное внимание было приковано к хронике дворянских семейств и к тому, как они справлялись с тяготами смутного времени. Забавно, однако, что знаменитый историк В. О. Ключевский сказал о книге следующее:

Пушкин был историком там, где не думал быть им и где часто не удается стать им настоящему историку. «Капитанская дочка» была написана между делом, среди работ над пугачевщиной, но в ней больше истории, чем в «Истории пугачевского бунта», которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману.

Эту точку зрения разделял и А. М. Скабичевский, который подробно прокомментировал образ Петра Гринева:

«…историческое беспристрастие, полное отсутствие каких-либо патриотических славословий и трезвый реализм видите вы… в «Капитанской дочке» Пушкина. …здесь нет героя в том пошлом виде безукоризненно идеального молодого человека, блещущего всеми и материальными, и умственными доблестями, в каком подобный герой подвизался в то время во всех романах… Гринев… Это самый заурядный помещичий сынок 18-го века, не особенно далекий, не Бог весть как образованный, отличающийся всего на всего доброю душою и нежным сердцем. (А. М. Скабичевский «Сочинения А. Скабичевского. Критические этюды, публицистические очерки, литературные характеристики», 1890 г.)

В наше время роман кажется излишне прямолинейным и простым, но так или иначе является повсеместно узнаваемым образцом литературного творчества Пушкина.

«Капитанская дочка» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Во время работы над «Историей Пугачева» у Пушкина возник замысел произведения на ту же тему. Первоначально героем повествования должен был стать дворянин, который перешел на сторону бунтовщиков. Но со временем Пушкин изменил концепцию произведения. За три месяца до смерти он завершил рукопись «Капитанской дочки » . Повесть была анонимно опубликована в 1836 году в журнале «Современник».

В кратком эпилоге к «Капитанской дочке» Пушкин указал, что получил записки Гринева от его внука, а от себя добавил лишь эпиграфы. Такой прием придал повествованию документальную достоверность и одновременно показал, что позиция главного героя может не совпадать с позицией писателя. Учитывая тематику романа и сложные отношения Пушкина с властями, это было не лишней предосторожностью.

Александр Сергеевич считал произведение исторической повестью, но по многим литературным характеристикам «Капитанская дочка» достойна претендовать на роман. Жанр повествования можно назвать семейной хроникой или биографией главного героя - Петра Андреевича Гринева. Рассказ ведется от его имени. Завязка сюжета происходит в первой главе, когда семнадцатилетний Петруша отправляется служить в Белогорскую крепость. В повести есть две кульминации: захват крепости пугачевцами и обращение Гринева к самозванцу за помощью. Развязка сюжета - помилование героя императрицей.

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева - основная тема произведения. Серьезное изучение Пушкиным исторических материалов помогло создать яркую картину крестьянского бунта. Масштабность событий, жестокая и кровавая война показаны с подкупающей достоверностью.

Пушкин не идеализирует ни одну из сторон конфликта. Грабежи и убийства, по мнению автора, не имеют оправдания. В этой войне нет победителей. Пугачев понимает всю безнадежность своей борьбы, а офицерам просто претит воевать с соотечественниками. В «Капитанской дочке» пугачевский мятеж предстает национальной трагедией, беспощадным и бессмысленным народным бунтом.

Осуждает герой и беспечность властей, в результате которой Белогорская крепость оказалась не готова к защите, а Оренбург был обречен на долгую осаду. Петр сочувствует изуродованному башкирцу, участнику восстания 1841 года, которое было жестоко подавлено. Гринев выражает популярную оценку событий, а не «официальный» взгляд императорской власти, чью сторону представляет.

Пугачев - единственный реальный персонаж. Его характер сложен и противоречив. Самозванец ведет себя непредсказуемо, как стихия. Он может быть грозным и властным, но в то же время веселым и плутоватым. Пугачев жесток и скор на расправу, но проявляет иногда благородство, мудрость и рассудительность.

В образе народного предводителя мифологические черты органично сочетаются с точными реалистическими деталями. Пугачев - центральная фигура произведения, хоть и не является его главным героем. Встреча Гринева с главарем бунтовщиков становится судьбоносной. Все основные события в жизни молодого офицера связаны теперь с этим человеком.

Характер главного героя показан в развитии. В начале произведения Петр Гринев - шестнадцатилетний юноша, который бездельничает и гоняет голубей. По образованию и воспитанию он ассоциируется с известным Митрофанушкой. Отец Гринева понимает, что отправлять молодого человека в Петербург глупо. Вспомним, как ведет себя Петруша на постоялом дворе в Симбирске: игра на деньги, вино, грубость по отношению к Савельичу. Если бы не мудрое решение отца, столичная жизнь быстро превратила бы героя в мота, пьяницу и азартного игрока.

Но судьба уготовила молодому человеку суровые испытания, которые закалили характер Гринева, пробудили в его душе честность, чувство долга, отвагу, благородство и другие ценные мужские качества.

Петру не раз перед лицом смерти пришлось делать нравственный выбор. Он так и не присягнул на верность Пугачеву, даже под угрозой пыток и с петлей на шее. Но Гринев покидает осажденный Оренбург для спасения своей невесты, нарушая воинский устав. Он готов взойти на эшафот, но не допускает мысли о том, чтобы втянуть в судебное разбирательство любимую женщину. Верность слову и твердость характера Петра Гринева, его мужество и неподкупная искренность вызывают уважение даже у бунтовщиков.

Антипод Гринева - Алексей Швабрин. Он получил неплохое образование, умен, наблюдателен, отважен, но эгоистичен и вспыльчив. Швабрин совершает предательство не столько из-за страха за свою жизнь, сколько из желания поквитаться с Гриневым и добиться своей цели. Он клевещет на Машу, жестоко обращается с ней, доносит на Петра. Алексей с удовольствием злословит о жителях крепости даже тогда, когда не имеет от этого никакой выгоды. Честь и доброта для этого человека - пустой звук.

Образ верного слуги Савельича выписан Пушкиным с особой теплотой и долей юмора. Старик трогательно заботится о «молодом барине» и его имуществе, готов отдать жизнь за своего господина. При этом он последователен в действиях, не боится отстаивать свое мнение, называть самозванца вором и разбойником и даже требовать от него возмещения убытков. У Савельича есть гордость и чувство собственного достоинства. Старик оскорблен подозрениями Петра в том, что доносит на Гринева отцу, а также грубым письмом барина. Преданность и честность простого крепостного создают резкий контраст с подлостью и вероломством дворянина Швабрина.

Немало испытаний выпадает и на женскую долю героини романа - Маши Мироновой. Добрая и немного наивная девушка, выросшая в крепости, сталкивается с обстоятельствами, которые могут сломить более сильного и храброго человека. В один день Маша лишается родителей, оказывается в руках жестокого врага, тяжело заболевает. Швабрин старается запугать девушку, запирает ее в чулане, практически не кормит. Но трусиха Маша, которая падает в обморок от выстрела пушки, проявляет удивительную решительность и стойкость. Любовь к Гриневу придает ей стойкости во многих поступках, особенно в рискованной поездке в Петербург. Именно Маша умоляет императрицу о помиловании своего жениха и спасает его. Этого не решились сделать ни отец, ни мать Гринева.

Для каждого персонажа Пушкин находит особую манеру речи в соответствии с его характером, социальным положением и воспитанием. Образы героев, благодаря этому, получились живыми и яркими. В сравнении с «Капитанской дочкой», по мнению Гоголя, другие повести - «приторная размазня».

Пушкин – родоначальник одной из величайших литератур мира, основатель русского реализма с его передовыми, демократическими, гуманистическими традициями. Он создал классический русский литературный язык. По выражению Н. В. Гоголя, «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражаются окружающие тела на выпуклой поверхности оптического стекла».

Многообразие разработанных жанров и стилей, легкость, изящество и точность стиха, рельефность и сила характеров, «просвещенный гуманизм», универсальность поэтического мышления и самой личности Пушкина предопределили его первостепенное значение в отечественной словесности: Пушкин поднял ее на мировой уровень.

В романе в стихах «Евгений Онегин» воссоздал образ жизни и духовно-нравственные идеалы современника, выходца из столичного дворянства. В этом романе и во многих других сочинениях Пушкин обращается к проблеме индивидуализма, границ свободы, поставленных еще в «Цыганах».

Пушкиным впервые были определены многие ведущие проблемы русской литературы XIX века. В « Маленьких трагедиях» подняты проблемы любви, дружбы, творческого призвания, смысла и оправдания бытия, смерти и бессмертия. В «Андрее Шенье», «Пророке» подняты проблемы единства поэзии и свободы, поэзии и политики, поэзии и современности. Отсутствие твердого общественного статуса определило такие мотивы в творчестве Пушкина, как мотив одиночества, бессмысленности существования, беззащитности человека перед лицом природы, судьбы, деспотизма («Анчар», «Дорожные жалобы», «Дар напрасный, дар случайный»). Отсюда же мотивы надежды и спасительной любви («Воспоминание», «Я вас любил. », «Предчувствие»).

Но все же, важнейшим вопросом в творчестве Пушкина становится вопрос о сложных, чреватых катастрофой, отношениях между властью, дворянством и народом, государством и личностью, ролью личности в истории (трагедия «Борис Годунов», поэмы «Полтава», «Медный всадник»).

Самым важным, определяющим положение Пушкина в прозе, стал исторический роман «Капитанская дочка», написанный в форме мемуаров.

Замысел «Капитанской дочки» возник тогда, когда Пушкин стал работать над «Историей Пугачева». Оказалось, что нечего выдумывать небывалые сюжеты, наделять бумажных героев роковыми страстями, когда реальная русская история – это живой кладезь сюжетов и героев. Пушкин открывал события шестидесятилетней давности, как Колумб открывал Америку. Перед ним представали события и люди, о которых не прочитаешь и которых из головы не выдумаешь.

Интерес Пушкина к XVIII веку был постоянным и неугасимым. Именно в этом веке выковывалось русское дворянство, а с ним и все русское общество. Все, что дорого и ненавистно, страшно и смешно было поэту в России, корнями уходило в «дедовский» век. Поэтому он обращается к новому для себя жанру исторического романа. В западноевропейской литературе этот жанр уже усердно разрабатывался, и Пушкин высоко ценил романы Вальтера Скотта. Но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы слепо следовал образцам, пусть даже лучшим. Он взял представление о романе как о жанре, в котором частная судьба показывается через историю, а история через частную судьбу: «В наше время под словом «роман» разумеем историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании». Но Пушкин избежал «романтических затей»: излишней занимательности в ущерб правде истории и правде характеров, трескучей эффективности, сюжетных вывертов с целью заинтриговать читателя. «Капитанская дочка» строга, безыскусна и внешне скорей напоминает документ, чем художественное произведение.

В 1833 году Пушкин отправляется на Волгу и в Оренбургские степи собирать материалы для задуманного им исторического труда – «Истории Пугачева». Одновременно зреет замысел будущего романа. Сначала Пушкин хотел сделать главным героем офицера, перешедшего на сторону Пугачева. Но то, что он узнал, прочитал в архивах и услышал от очевидцев, укрепило его в мысли, что такой поступок для дворянина был совершенно нетипичным. Дубровских в пугачевском войске не было. Пугачевский бунт как раз и обозначил пропасть между двумя Россиями – дворянской и крестьянской. В записке, адресованной Николаю I, Пушкин написал: «Весь черный народ был за Пугачева. Духовенство ему доброжелательствовало. Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства».

Но «Капитанская дочка» - роман, а не историческое исследование. История в «Капитанской дочке» - это маленькие человеческие судьбы, переплетенные с историей народа, страны.

Заглавие для своего романа Пушкин выбрал лишь осенью 1836 года. Во всяком случае, название «Капитанская дочка» появилось впервые, насколько позволяют судить сохранившиеся бумаги, в октябре 1836 года, когда роман был отправлен писателем в цензуру; до этого времени, упоминая в письмах о «Капитанской дочке», Пушкин называл свое повествование просто романом.

В «Капитанской дочке» Пушкин хотел, прежде всего, показать, как складывалась судьба героев повествования, попавших в круговорот исторических потрясений. Именно поэтому, в отличие от других персонажей, характеры которых представлены в повести без каких-либо изменений, как некая данность (будь это Пугачев, Гринев-отец, Савельич, капитан Миронов и некоторые другие), Гринев-сын и капитанская дочка показаны в развитии характеров, в процессе становления их личности.

Произведение было опубликовано в 1836 году. Его появление означало рождение русского романа. Русский роман – это целая глава в книге мировой литературы. И начал эту главу Пушкин. Не сразу пришло к роману всеобщее признание; но чем дальше шло время, тем неоспоримее становилось мнение о художественном совершенстве исторического романа Пушкина. Но сколь различные идейные и художественные совершенства находили в нем! За протекшие столетия «Капитанская дочка» стала неотъемлемой частью русской культуры не только сама по себе, но и по той роли, которую ей суждено было сыграть в напряженной литературно-общественной борьбе последующих эпох. «Капитанская дочка» стала для русской прозы тем же, чем были для греков поэмы Гомера. «Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести, - писал Н. В. Гоголь, - кажутся приторной размазней. В первый раз выступили истиннорусские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все – не только самая правда, но еще как бы лучше ее». Белинский же сопоставил оба пушкинских романа и дал оценку их персонажам: «Капитанская дочка» - нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины, определившие нерушимые нравственные идеалы, которые принимает и утверждает Пушкин.

Можно пережить многие беды и невзгоды, но нельзя смириться с разложением нравственности. Потеря чести - это падение моральных устоев, за которыми всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так, на примере романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

Береги честь смолоду. Пословица, взятая Пушкиным в качестве эпиграфа ко всему роману, обращает внимание читателя на идейно-нравственное содержание произведения: одна из важнейших проблем «Капитанской дочки» - проблема нравственного воспитания, формирования личности Петра Андреевича Гринева, главного героя романа.

Эпиграф к роману «Капитанская дочка» представляет собою сокращенный вариант пословицы: «Береги платье снову». Полностью эту пословицу вспоминает Гринев-отец, напутствуя сына, отправляющегося в армию: «Береги платье снову, а честь смолоду», по желанию автора не случайно.

Потому что проблема нравственного воспитания молодого человека своего времени глубоко волновала Пушкина; с особой остротой она встала перед писателем после поражения восстания декабристов, которое в осознании Пушкина воспринималось как трагическая развязка жизненного пути лучших его современников. Воцарение Николая I привело к резкому изменению нравственного «климата» дворянского общества, к забвению просветительских традиций XVIII века. В этих условиях Пушкин ощутил настоятельную необходимость сопоставить нравственный опыт разных поколений, показать преемственную связь между ними. Верность просветительским идеалам и высоким нравственным образцам осознается им как единственное спасение от официозной правительственной морали, которая усиленно насаждалась в годы последекабрьской реакции. Представителями «новой знати» Пушкин противопоставляет людей, нравственно цельных, не затронутых жаждой чинов, орденов и наживы. А выявить, насколько тот или иной герой из «Капитанской дочки» воплощает идеалы чести и высокие нравственные образцы, позволяет эпиграф.

Различные грани идеала чести Пушкин раскрывает устами разных героев:

Иван Кузьмич был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый (автор-рассказчик);

Лучшие и прочнейшие изменения происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений (автор-рассказчик);

Иван Кузмич был человек самый прямодушный и правдивый (автор-рассказчик);

Да разве муж и жена не един дух и едина плоть (Василиса Егоровна);

Они готовы резаться и жертвовать не только жизнию, но и совестию и благополучием (Маша Миронова с осуждением);

Долг наш защищать крепость до последнего издыхания. Об этом и говорить нечего (Петр Гринев);

Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла еще быть полезна отечеству в настоящих затруднительных обстоятельствах. (Петр Гринев);

Ну, детушки, постоим сегодня за матушку-государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные! (Иван Кузмич);

Баба-то (Василиса Егоровна) не робко десятка (Иван Кузьмич);

Василиса Егоровна прехрабрая дама (Швабрин);

Добро пожаловать; честь и место, милости просим (Пугачев);

Он (Гринев) пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй (императрица).

Впервые Пушкин обращается к эпиграфу во вступлении к «Капитанской дочке», которое не вошло в окончательный текст (письмо Петра Гринева своему внуку):

«Любезный внук мой Петруша!

Часто рассказывал я тебе некоторые происшествия моей жизни, и замечал, что ты всегда слушал меня со вниманием, несмотря на то, что случалось мне, может быть в сотый раз пересказывать одно. На некоторые вопросы я никогда тебе не отвечал, обещая со временем удовлетворить твоему любопытству. Ныне решился я исполнить мое обещание. – Начинаю для тебя свои записки, или лучше искреннюю исповедь, с полным уверением, что признания мои послужат к пользе твоей. Ты знаешь, что, несмотря на твои проказы, я все полагаю, что в тебе прок будет, и главным тому доказательством почитаю сходство твоей молодости с моею. Конечно, твой батюшка никогда не причинял мне таких огорчений, какие терпели от тебя твои родители. – Но ты уродился не в него, а в дедушку, и, по-моему, это еще не беда. Ты увидишь, что завлеченный пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл, наконец, и, слава богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих ближних и добрых знакомых. То же пророчу и тебе, любезный Петруша, если сохранишь в сердце твоем два прекрасные качества, мною в тебе замеченные: доброту и благородство».

Главный герой романа Пётр Андреевич Гринёв с детства воспитывается в обстановке высокой житейской нравственности. В Гринёве как бы соединились доброе, любящее сердце его матери с честностью, прямотой, смелостью - качествами, которые присущи отцу. По мнению Пушкина, дворянство разделялось на два различных слоя – на старинное независимое дворянство с незыблемыми нравственными устоями и новое дворянство, возвысившееся в XVIII веке, в эпоху бурных дворцовых переворотов и фаворитизма. Все симпатии Пушкина были на стороне старинных дворянских родов, не затронутых, как полагал писатель, растлевающим влиянием придворной жизни и сохранявших верность старинным обычаям и традициям. Именно в этой среде Пушкин нашел своего героя – Гринева-отца; моральный облик этого человека, бескорыстного и принципиального, отказавшегося служить императрице, и определил шкалу нравственных оценок в «Капитанской дочке». Андрей Петрович Гринёв отрицательно относится к лёгким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Потому-то он не захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию, своего сына Петрушу: «Чему научиться он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? – говорит Андрей Петрович своей жене. – Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». В напутствиях сыну Гринёв особенно подчёркивает необходимость соблюдения чести: « Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это напутствие отца остаётся с Гринёвым на всю жизнь и помогает Петруши не сбиться с правильного пути.

Петр Гринев знает, что отец несет за него ответственность и поэтому, полагаясь на него, беспрекословно подчиняется указаниям отца, даже в тот момент, когда Андрей Петрович отказал в благословлении брака Петра и Маши Мироновой: «. не только ни моего благословления, ни моего согласия дать я тебе не намерен. ». Но после смерти Машиных родителей, чета Гриневых с радостью приняла Машу: «Они видели благодать Божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить». Любовь Петра Гринева и Маши «уже не казалась батюшке пустою блажью; а матушка только того и желала, чтоб ее Петруша женился на милой капитанской дочке».

Вывод: благодаря эпиграфу, в лице Андрея Петровича Гринева выявлены особенности характера русского дворянина: верность родительскому долгу, верность религиозно-христианским идеалам, великодушие, доброта и благородство.

Большое влияние на Гринёва с самого детства оказывает его верный слуга, но в то же время и друг – крепостной Савельич. Савельич считает своим долгом служить Петруше и быть ему преданным от начала до конца. Его преданность своим господам далека от рабской принадлежности: «Подымается вверх лестница совершенств, вереница титанических образов, - а внизу притаился гнусный, но, несомненно, подлинный Савельич. Усердный холоп, «не льстец», верный своим господам, гордый ими, но способный сказать им в глаза, с холопской грубостью, которую господа простят, и слова правды, направленные всегда к барскому, а не к своему интересу. Ведь потому-то господа и прощают грубость старого холопа Савельича, что она вся для господской выгоды». Верность Савельича семье Гриневых глубоко человечна, она носит характер долголетней семейной привязанности старого дядьки, для которого Андрей Петрович и Авдотья Васильевна – «отец» и «мать», и власть их, данная богом, нерушима: «А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски. Верный холоп ваш Архип Савельев».

В детские годы Петруши Савельич не только учит его писать и судить о достоинствах борзого кобеля, но он также дает Гринёву важные советы, которые помогли Петру в будущем. Такими словами, например, воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринёва, который впервые напился и вёл себя неприглядно: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего». Так, отец Гринёва и его верный слуга Савельич, воспитали в Петре с самого детства дворянина, не считающего для себя возможным изменить присяге и перейти на сторону врагов, ради своего блага.

Первый раз Пётр Гринёв поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчёта. Но благородство взяло верх. Казалось бы, такая мелочь, но именно с таких мелочей всё и начинается.

Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Пётр Гринёв, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулупчик. Этот поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, - значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Если бы не вмешательство Савельича в момент суда и присяги, Гринёв был бы повешен. Гринёв сам рассказывал об этой сцене: « Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! Погодите!» Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачёва. « Отец родной! - говорил бедный дядька - Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!». Пугачёв дал знак, и меня тотчас развязали и оставили». В этом эпизоде Савельич совершил настоящий подвиг. Он всегда хлопотал и заботился о своем «господине», а Гринёв не принимал этого во внимание, как будто так всё и должно быть, а между тем Савельич спас ему жизнь уже во второй раз. Вот, что значило для Савельича быть по-настоящему преданным и соблюдать свой долг.

Вывод: благодаря идейно-смысловой нагрузке эпиграфа, выявлены особенности характера крепостного Савельича: преданность хозяевам, верность религиозно-христианским идеалам, ответственность за поступки свои и воспитанника.

Другие грани чести и достоинства дворянина открывает Пушкин в лице четы Мироновых, с которыми Гринёв познакомился в Белогорской крепости, где он служил. «Незаметные герои и героини, капитан Миронов и его жена, служат оправданием веры в благой смысл жизни, к которой прилагается мерило не внешней красоты, а добра и чести, или, лучше сказать, доброе и честное имеют один общий корень. Благоговея богомольно перед святыней красоты, видится и добро. » . Понятие чести и долга у Мироновых не выходят за рамки устава, но на таких людей всегда можно положиться. Они по-своему правы: честь и долг в их понимании превыше всего.

Миронову свойственно чувство верности долгу, слову, присяге. Он не способен на измену и предательство ради собственного благополучия - примет смерть, но не изменит, не отступиться от исполнения службы: «Капитан Миронов, родственный не только чином, но и духом штабс-капитану Максиму Максимычу и капитану Тушину, в законченности и цельности своего миросозерцания лучше всех воплощает это скромное величие, этот высший героизм простоты. Не говоря уже о его собственном трагическом конце, на какую высоту возносит он себя, когда при нападении Пугачева на Белогорскую крепость говорит оробевшему гарнизону эти незатейливые, эти великие слова: «Что же вы, детушки, стоите? Умирать так, умирать, дело служивое!» (Айхенвальд Ю. Пушкин. Изд. 2-е, значительно дополненное, М. , 1916, с. 152). Его храбрость, верность долгу и присяге, его нравственная ценность и глубокая человечность есть черты настоящего русского характера. Образ капитана Миронова открывает в русской литературе галерею простых военных людей, получивших офицерское звание за боевые заслуги, среди которых мы встречаем штабс-капитана Максима Максимыча («Герой нашего времени») и капитана Тушина («Война и мир»).

Вывод: благодаря эпиграфу выявлены особенности характера коменданта Белогорской крепости капитана Миронова: верность воинскому и родительскому долгу, благородство, доброта, великодушие и верность религиозно-христианским идеалам, порядочность и чистота души.

Василиса Егоровна – представительница мелкопоместного обнищавшего дворянства: «Среди чистой комнатки, убранной по-старинному, сидела старушка в телогрейке с платком на голове, объявившая себя хозяйкой капитана Миронова». Не случайно особенности характера капитанши открываются благодаря Гриневу, воспитанному на принципах верности чести и долгу.

Василиса Егоровна всех принимала «запросто и радушно, не забывая возражать капитану крепости: «Сидел бы дома да Богу молился». О своем гражданском подвиге упоминает между делом: «Тому лет 20 назад нас из полка перевели сюда». Каждый ее поступок соответствует воле Божьей: «Господи, Боже мой», «Господи Владыко, до чего дожили!» Василиса Егоровна, являясь женой военного человека («мы уже сорок лет в службе и всего, слава Богу, насмотрелись»), готова выполнять и воинский долг вслед за Иваном Кузмичом. Проявляя настоящее мужество, Василиса Егоровна остается в крепости во время осады Пугачева: «А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать». Эти слова как гимн ее преданности и мужу, и воинскому долгу, и государыне.

Чем страшнее сцена казни, тем беспомощнее оказывается Василиса Егоровна перед лицом разбойников: «В эту минуту раздался женский крик. Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну, растрепанную и раздетую донага». Перед лицом смерти она причитает не о себе, а о своем несчастном муже: «Злодеи! Что это вы с ним сделали? Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!» Погибая, как истинный защитник Отечества, от сабли молодого казака, «она упала мертвая на ступени крыльца». Василиса Егоровна до последнего осталась верна своим идеалам: чести и долгу.

Вывод: благодаря эпиграфу выявлены особенности характера Василисы Егоровны: верность чести и долгу жены и матери, героизм, простота, набожность, доброта, ответственность за родных и близких.

В лице юной Маши Мироновой, дочери капитана Миронова, Пушкин показывает проявление чести и достоинства женской натуры.

«. Да где же Маша?» Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели». Внешний портрет Маши Мироновой ничем не примечателен. Пушкин словно нарочно подчеркивает ее обыденность, лишает каких-либо индивидуальных примет; она не отличается особой красотой, не блещет умом. Героиня – покорная дочь своих родителей, приученная с детства к незыблемым нормам патриархальной морали. По мере же развертывания повествования все с большей отчетливостью проступают лучшие стороны ее незаурядной натуры – прямота, верность, честь и долг, способность с достоинством переносить внезапные утраты и житейские невзгоды. Стойкость характера капитанской дочки проявляется с особой силой в конце романа, в ее решении прийти на помощь любимому человеку, попавшему в беду.

В беде Маша открыла такие душевные глубины, которых предположить в начале повести никто не мог в молоденькой девушке, красневшей каждый раз при одном упоминании её имени. Казалось бы, Маша такая слабая. Но, решив, что никогда в жизни не выйдет замуж за подлого Швабрина, она набирается мужества и ради своего возлюбленного доходит аж до самой императрицы, чтобы отстаивать свою любовь. Это её принципы, которыми она не поступится: «Маша Миронова – прекрасный в своей непритязательности образ простой русской девушки, «честной дочери честного отца», сумевшей в тяжелых жизненных испытаниях проявить настоящую стойкость, мужество и героическую готовность бороться до конца, апеллируя к высшей власти и справедливости» (Реизов Б. Г. Творчество Вальтера Скотта. М. -Л. , «Художественная литература», 1965, с. 39).

Вывод: благодаря эпиграфу выявлены особенности характера Маши Мироновой: скромность, благородство, душевная чистота, верность религиозно-христианским идеалам, самоотверженность.

Ключевой фигурой романа является Петр Гринев. Ему автор предоставляет рассказать об испытаниях, выпавших не только на его долю, но и на долю других героев. Автор прослеживает его жизненный путь – путь духовно-нравственного становления дворянина, который достигает степени духовной нравственности в соответствии с формулой эпиграфа. В Петре сочетаются грани характера других героев: верность воинскому долгу и благородство отца, Машина простота и легкость в общении, смелость и храбрость Мироновых, жажда справедливости и искренность Пугачева.

Гринев не может допустить несправедливой лжи в адрес Маши и вызывает Швабрина на дуэль: «Ты лжешь, мерзавец! Ты лжешь самым бесстыдным образом». Петр не заботится о собственной жизни и отказывается присягнуть Пугачеву. Ведь присягнув Пугачеву, убийце Машиных родителей, Петруша становился соучастником преступления. Поцеловать руку самозванца - значило предать все жизненные идеалы - предать честь. Лучше было умереть, но умереть героем.

На ужине между Пугачевым и Гринёвым возникает словесная дуэль. Но неожиданно для самого Петра в Гринёве-ребёнке просыпается воин. Он с достоинством стоит за свои идеалы: «Признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным».

Петр любит Машу Миронову, и его любовь настолько сильна, что он просит самого Пугачева освободить ее из крепости, командиром которой теперь является Швабрин. После освобождения Маши, Пугачев хочет их обвенчать, однако Гринев отказывает ему, так как этого поступок противоречит его жизненным понятиям: «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».

После поимки Пугачева во время казни Петр с глубокой горечью и досадой сожалеет о столь негероической смерти человека, который пощадил его и избавил Машу из рук гнусного Швабрина: «Емеля, Емеля! Зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не мог бы ты придумать».

Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринёва роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертельная казнь, но Гринёв решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной, иначе Машу бы привлекли к суду: «Я хотел было продолжать, как начал, и объяснить мою связь с Марьей Ивановной так же искренно, как и все прочее. Но вдруг почувствовал непреодолимое отвращение. Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку – эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался». Если бы он рассказал всю правду о такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала.

Маша обращается с просьбой о помиловании Гринёва к даме, приближённой к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести и справедливости, всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринёв до конца остаётся человеком чести. В его характере отражены различные грани проявления чести и достоинства, прежде открытые в других героях.

Петр достойно проявил себя с самого начала романа во всех выпавших на его долю испытаниях. Во всех своих поступках он руководствовался своими убеждениями, следовал законам офицерской чести и хранил верность воинской присяге: «Наконец (и еще ныне с самодовольствием поминаю эту минуту) чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою». Гринев в столь раннем возрасте (17 лет) является примером служения идеалам чести и долга.

Вывод: благодаря идейно-смысловой нагрузке эпиграфа выявлены особенности характера молодого русского офицера Петра Гринева: верность воинскому долгу, чести и своим жизненным идеалам, великодушие, храбрость, бесстрашие, чувство справедливости, порядочность и благородство.

Швабрин - полная противоположность Гринёву. Он человек корыстный и неблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Это проявляется во всём. Швабрин, как позднее выяснилось, сватался к Маше, но получил отказ. Даже во время поединка Швабрин не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Поединок едва ли не закончился гибелью Гринёва из-за подлости Швабрина, если бы не Савельич. Выздоровев, Гринёв узнал, что именно Швабрин, когда-то его лучший друг, написал на него донос Гринёву-отцу. Недаром говорят: «Никогда не говори о себе плохо, друзья расскажут всё сами». Естественно, это возбудило в Петре ненависть к своему врагу. Швабрин был всегда «камнем» на пути Гринёва. Однако судьба не обделила Швабрина своим вниманием за содеянные грехи. Ему досталось по заслугам: он примкнёт к Пугачёву, и его осудят, как предателя.

Швабрин был исполнен равнодушия и презрения к простому народу и честному, мелко служилому люду, к капитану Миронову, исполняющему свой долг и морально стоящему выше Швабрина. Чувство чести в Швабрине развито очень слабо. Швабрин, как и следовало ожидать, перешёл на сторону Пугачёва, но сделал это не по идейным убеждениям: он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру, а главное, хотел, расправившись со своим врагом, насильно жениться на Маше, которая его не любила.

Швабрин попросту попытался позабыть о таких важнейших для русского офицера понятиях, как долг перед отечеством, честь, верность данной присяге. Может быть, в глубине души он знал, что существуют такие благородные чувства, но они ему были чужды. В экстремальных ситуациях он, прежде всего, хотел выжить, пусть даже через унижение и предательство: «Швабрин упал на колени. В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака».

Внешняя культура мало влияет на становление личности и характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринёва. Он читал французские романы, был умным собеседником. Швабрин даже пристрастил Гринёва к чтению. Видимо, решающее значение имеет то, в какой семье воспитывается человек. А это еще раз доказывает, что Гринев получил воспитание в духе лучших дворянских традиций.

В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: «С честью пойдешь по жизни - умрёшь. Против чести пойдешь - жив будешь». Именно перед этим камнем стояли обитатели крепости, в том числе Гринёв и Швабрин. Во время Пугачёвского бунта особенно проявились нравственные качества одних героев романа и низость чувств других.

Вывод: благодаря идейно-смысловой нагрузке эпиграфа выявлены особенности характера Швабрина: грубость, жестокость, цинизм, предательство, трусость, способность к насилию и малодушие.

Не менее значимой, но проблемной является фигура Пугачева. Пушкин неоднозначно относится к Пугачеву и поэтому показывает его с разных сторон: он то вожатый, которому добрый Гринев дарит заячий тулупчик, то самозванец, выдающий себя за императора Петра III, то преступник, посаженный в железную клетку. Из этих разрозненных картин автор составляет образ предводителя народного восстания, человека неистового темперамента и сильной воли, раздираемого внутренними противоречиями.

Пугачёв проявил великодушие в отношении молодого офицера Гринева не только из чувства благодарности за старую услугу. Пугачёв и Гринёв были уже давно квиты: Пугачёв подвёз Гринёва до дому, а тот в благодарность подарил ему заячий тулупчик. Пугачёв в равной степени оценил в Гринёве человека чести. Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели: освобождение крепостных крестьян и борьба за их личную независимость. Поэтому Пугачёв не был чужд понятиям чести.

Во время разговора между Гриневым и Пугачевым возникает разногласие. И неожиданно в Пугачёве-разбойнике просыпается человек. Он начинает понимать Петрушу: «А ведь он прав! Он человек чести. Не важно, что он ещё молод, а главное, он не по-детски оценивает жизнь!» Именно на этом этапе Пугачёв с Гринёвым находят общий язык. Их души как бы слились в единое целое и взаимно обогатились.

Нравственность Гринёва вызвала уважение и доверительность у Пугачёва. Атаман рассказал офицеру притчу, услышанную от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз кровью напиться, чем триста лет падалью питаться. Конечно, сказочный орёл и ворон спорили, решая чисто человеческую проблему. Обсуждая эту сказку, Пугачёв и Гринёв высказывают свою жизненную позицию. Желая показать масштабность личности Пугачева, Пушкин словами: «Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал» - как бы дает понять читателю, что вождь восстания умел прислушиваться к суждениям, которые шли вразрез с его собственными представлениями, что его поразила человечность нравственных устоев Гринева.

У Пугачёва нет выбора, он не может жить иначе, для него бунт - смысл жизни, для Гринёва же: «. жить убийством и разбоем, значит, по мне, клевать мертвечину». Герои не сходятся в определении основы жизни и, тем не менее, доброжелательны друг другу. После их разговора Пугачёв погружается в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачёв имел благородные корни.

Когда Пугачёв освободил Машу Миронову, он предложил Гринёву тут же обвенчаться, а сам хотел быть его посажённым отцом. Однако Гринёв вежливо отказал, а Пугачёв сумел его понять и отпустить. Этот эпизод открывает удивительную человечность морали Пугачёва. Узнав, что двое молодых людей любят друг друга, он стремился содействовать их счастью. Любите? Тогда соединяйтесь, женитесь, будьте счастливы: «Возьми себе свою красавицу; вези её, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!».

Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих коварных и корыстных планов. Пугачёв не только не поддержал его, но и явно дал понять, что тот бесчестен и поэтому Гринёву не конкурент. Пугачев своими поступками стал своеобразным «проявителем» подлинной натуры персонажей, худших черт Швабрина и лучших – Гринева.

Вывод: благодаря эпиграфу выявлены особенности противоречивого характера предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева: с одной стороны, это великодушие, верность своим идеалам, широта души, благородство и справедливость; с другой же стороны, зверство, жестокость и беспощадность.

При помощи эпиграфа выявлены проявления нравственности и безнравственности героев романа «Капитанская дочка», что нашло отражение в таблице.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ключевой фигурой романа является Гринев. На примере его характера при помощи эпиграфа автор показал проявление самых разных граней чести и достоинства. Антиподом Гриневу является Швабрин, лишенный принципов чести и достоинства. Не менее значимой, но проблемной, является фигура Пугачева, в поступках которого нашли отражение как нравственные, так и безнравственные проявления характера, что явилось поводом для неоднозначного отношения Пушкина к Пугачеву. Чета Гриневых и Мироновых, Маша и Савельич составляют группу любимых героев автора. Благодаря эпиграфу к роману Пушкин утверждает свое собственное представление о чести и достоинстве.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Терентьевская средняя общеобразовательная школа

Открытый урок по теме:

Разработала: учитель русского языка и литературы В.А. Полещук

Прокопьевский район

2011 г.

Тема: А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринева (анализ I – II глав).

Цель: показать жанровое своеобразие повести; проследить истоки формирования личности Петра Гринева, развивать навыки анализа текста, воспитание нравственности обучающихся.

Методы обучения: исследовательский метод, проблемный метод.

Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, сжатый пересказ, выразительное чтение, комментарии учителя.

Педагогические технологии; проблемное обучение, метод проектов, компьютерные технологии.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения:

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
  2. А.С. Пушкин «История Пугачева».
  3. Иллюстрации к произведению.
  4. Компьютерные презентации: «Образ Пугачева», «Екатерина II», «История создания повести».

Ход урока:

  1. Сообщение темы урока.
  2. Проверка домашнего задания (сообщения, презентации учащихся).
  1. Биография А.С. Пушкина.
  2. Памятники А.С. Пушкину в разных городах.
  3. История создания произведения.
  4. Исторические личности в произведении.
  1. Изучение нового материала.

Слово учителя.

Сегодня мы будем изучать последнее большое произведение А.С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. И мы с особым вниманием вглядываемся в его последние стихи, письма, лица, в их сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение. Наша задача – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

  1. Жанр произведения.

В критической литературе неоднократно высказывались разные мнения о произведении Пушкина. До сих пор нет единства и в определении жанра произведения. Что это – повесть? роман? «Капитанскую дочку» с полным правом можно назвать и романом, и повестью.

Повесть: невелика по объему и написана от лица небогатого дворянина в форме мемуарных записок.

Судьба героев не просто дана на фоне истории, она тесно переплетена с исторически значимыми для страны и общества событиями. Это признаки романа.

  1. Герои произведения.
  1. Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III.
  2. Вымышленные лица: П.А. Гринев и все остальные персонажи повести.
  1. Анализ I-II главы.
  1. Почему повесть названа «Капитанская дочка»? Маша Миронова – дочь капитана.
  2. Что изменилось бы, если бы она называлась «Капитанская дочь»? Слово дочь более официальное, чем дочка.
  3. Автор в качестве эпиграфа взял русскую пословицу «Береги честь смолоду». Эпиграф содержит основную мысль произведения.
  4. Так что же такое честь? Почему издавна на Руси принято было честь почитать, уважать? Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы, доброе имя, почет, уважение.
  5. Изменилось ли за века представление русских людей о чести?
  6. А почему Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное? Хочет заставить каждого из нас беречь свою честь.
  7. Честь можно снискать добрыми делами, бескорыстием, человечностью.

Из письма А.С. Пушкина своему младшему брату Льву. 1822г. (Пушкину 23 года) ПСС.

«Тебе придется иметь дело с людьми, которых ты еще не знаешь. С самого начала думай о них самое плохое, что только можно вообразить: ты не слишком ошибешься. Не суди о людях по собственному сердцу, которое, я уверен, благородно и отзывчиво. Никогда не принимай одолжений. Одолжение – чаще всего предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает. Никогда не делай долгов, лучше терпи нужду. Никогда не забывай умышленной обиды, будь немногословен или вовсе смолчи и никогда не отвечай оскорблением на оскорбление».

  1. Расскажите о родителях Петруши. В какой семье он рос?
  2. Какое значение имеет имя главного героя? Назван в честь деда. Уважение к семейным традициям.
  3. Кто знает, что обозначает имя Петр? Петр – по-гречески значит «камень», твердость характера, сила духа.
  4. В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос?
  5. Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге? Нельзя сказать. Но он перенял от отца прямоту и честность.
  6. Какие заветы дал отец Петру при отправлении на службу?
  7. С момента отъезда начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. В чем изменился герой?

Рассказ о встрече с Зуриным.

  1. Почему законы в этом мире отличаются от законов в доме Гриневых?
  2. На кого похож Зурин? На Бопре
  3. Зачем столь подробно описывается ритуал одевания Петруши? Шуба, тулупчик являются как бы двойным поясом тепла, защищающим героя от холодного, враждебного мира.
  4. Почему II глава называется «Вожатый»?
  5. Объясните смысл эпиграфа.
  6. Каково отношение Савельича к вожатому? Боится его, видит в нем разбойника, пьяницу.
  7. Как реагирует бродяга на барский подарок?
  8. Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?
  9. Что такое милосердие?
  10. Почему Гринева застал буран в степи?
  11. Каково символическое значение бурана? Буран предвещает бурные события в судьбе героя.
  12. Какое значение имеет сон Гринева?

Блуждание по снежной пустыне  блуждание по мукам.

Мужик с черной бородой  Пугачев, позже благословит Петра и Машу.

Топор, мертвые тела  вскоре ему это предстоит увидеть.

  1. Блиц – опрос.
  1. Имя отца Гринева? Андрей Петрович
  2. Служил при графе? Минихе
  3. Сколько было деревень и в какой губернии? 1, в Симбирской
  4. Сыну был пожалован в дядьки? Стремянный Савельич
  5. Выучился грамоте Петруша на каком году? На 12
  6. И мог очень здраво судить о чем? О свойствах борзого кобеля
  7. Был нанят француз мосье Бопре.
  8. Который в отечестве своем был парикмахером.
  9. В Пруссии солдатом.
  10. А потом приехал в Россию, чтобы… стать учителем, не очень понимая значения этого слова.
  11. Батюшка вошел на урок географии.
  12. В это время Гринев прилаживая мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды.
  13. А Бопре? Спал на кровати сном невинности
  1. Встреча с героями.

Отгадайте, с какими героями вы сейчас встретитесь?

  1. Отставной майор, вышел в отставку, попал в опалу после ссылки графа Миниха. Андрей Петрович Гринев.
  2. Из семьи бедного дворянина. У нее был добрый, мягкий характер, знала «наизусть все его свычаи и обычаи». Мать Гринева.
  3. Честный, преданный, но недалекий. Савельич.
  4. Ветреный, беспутный. Бопре.
  5. Капитан от кавалерии, пьет, играет в азартные игры, делает долги. Ротмистр. Зурин.
  6. Черная борода. Человек или волк? Лицо плутовское. Пугачев.
  1. Аукцион знаний. Купить «Бесценные вещи» за оценку.

«4» - назвать, из какого эпизода вещь.

«5» - рассказать эпизод.

  1. Придворный календарь.
  2. Топор.
  3. Бильярд.
  4. Камешек. В огород летал, конопли клевал, швырнула бабушка камешком, да мимо.
  1. О чем говорят цифры?

9 – в семье было 9 детей, все умерли во младенчестве, кроме Петруши.

17-ый год – отец отправляет Петрушу на службу, когда ему идет 17-ый год.

100 – Гринев проигрывает Зурину сто рублей.

40 – вожатый был лет 40-а.

40 – Белогорская крепость в 40 верстах от города.

XI. Итоги.

  1. В какой полк записали Гринева еще до появления его на свет? Семеновский полк.
  2. Как звали старого товарища отца, который направляет Гринева в Белогорскую крепость? Андрей Карлович Р.
  3. Чем мир в усадьбе Гриневых отличается от мира в котором оказывается Гринев после отъезда?4,Каковы истоки формирования личности Гринева,

Домашнее задание: Главы III – V.

Неспокойная совесть

Безмолвное раскаянье

Напился и проиграл 100 р.


Замысел и жанр произведения


А.С. Пушкин задумал повесть «Капитанская дочка», когда работал над «Историей Пугачева». Изначально автор предполагал, что главным героем произведения будет молодой дворянин, перешедший на сторону бунтующих разбойников. В процессе работы замысел изменился. Окончательный вариант повести был написан в 1836 году (за несколько месяцев до смерти А.С. Пушкина) и опубликован в «Современнике» без указания автора.

Для создания эффекта документальности Пушкин в эпилоге к повести заявил, что записки достались ему из рук внука Петра Гринева, автор лишь дополнил повествование эпиграфами.

По определению Пушкина «Капитанская дочка» – историческая повесть. Однако многие критики интерпретируют произведение как роман, точнее роман – семейная хроника. Повествование построено от имени главного героя повести – Петра Гринева.

Начинается произведение с описания того, как герой, будучи 17-и лет от роду, отправляется служить в Белогорскую крепость.

Тематика повести

В центре повествования находится восстание Пугачева, изображенное с детальной достоверностью. Кровавые бойни, жестокие расправы, широта событий – все нашло отражение в повести.

Нельзя сказать, что Пушкин отчетливо занимает какую-либо из противоборствующих сторон. Разбой и издевательства над людьми не находят в представлениях автора оправданий. Пушкин пытается донести мысль, что победителей в этой войне нет. Пугачев ясно понимает безысходность восстания, офицеры из человеческих соображений отказываются воевать с ними.

Пугачевский мятеж, бессмысленный и беспощадный, выставлен как народная трагедия. Бездействие властей также находит осуждение автора. Именно из-за попустительства вышестоящих Белогорская крепость пала, а Оренбург оказался в долгосрочной осаде.

Образ Емельяна Пугачева

Емельян Пугачев – единственное реальное историческое лицо в повести. Образ наделен сложными и противоречивыми чертами, он непредсказуем, грозен и властен. В то же самое время может быть весельчаком и плутом. Его решения бывают суровыми и молниеносными, но и благородство, мудрость и рассудительность ему не чужды. Пугачев является центральной фигурой повести, вокруг него разворачиваются все основные события и решается судьба главного героя.

Петр Гринев

Петр Гринев в начале повести предстает в качестве взбалмошного подростка, не глубокого ума и поверхностного образования. Уровень его развития сопоставим с Митрофанушкой. Однако встреча с Емельяном Пугачевым оказала влияние на всю его жизнь, судьба приготовила ему серьезные испытания, пройдя которые герой обретает благородство души, достоинство, честь. Все это воспитало в нем настоящего мужчину.

Маша Миронова

Маша – возлюбленная Петра. Она всю жизнь провела в крепости, по характеру добра и наивна. В одночасье она теряет родителей, оказывается во власти врагов, переносит тяжелую болезнь. Эта девушка, которая казалась родителям трусихой, показала удивительную выдержку. Именно благодаря ее упорству и настойчивости остался жив Петя Гринев. Только она решилась обратиться за помилованием к императрице, на это не осмелились ни мать, ни отец героя.