Вопросы по фольклору. Произведения фольклора

Ярославль, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, ФРФиК, 1 курс, вопросы и ответы к экзамену. Преподаватель - Астахова Е.А.
В конце каждого вопроса указаны книги, где можно дополнительно узнать информацию по данному вопросу.
Фольклористика как наука, ее место в ряду других филологических дисциплин Споры о предметном поле фольклористики. Б.Н. Путилов «К спорам о границах предмета» (27; с.18-60)
Специфика фольклора как вербальной культуры. Основные признаки фольклора. Понятие фольклорного синкретизма. Б.Н. Путилов «Вариативность: основа творческого процесса в фольклоре» (27; с.201-214)
Фольклор и действительность. Стадиально-историческая и социокультурная стратификация фольклора. Б.Н. Путилов «Фольклор и действительность» (27; 61-118)
Деление фольклора на роды, виды и жанры. Вопрос о жанровых разновидностях. Историческая сменяемость жанровых систем в фольклоре. В.Я. Пропп «Принципы классификации фольклорных жанров» (26; с. 173-184).
Проблема происхождения фольклора. Стадии развития фольклорного искусства. Фольклор и язычество. Б.А. Рыбаков «Рождение богов и богинь» (44; с. 146-243).
Фольклор и христианство. Понятие «двоеверия» в фольклоре. В.Я.Пропп «Русские аграрные праздник». Введение (43; с. 5-16).
Раннетрадиционный фольклор. Условия его формирования. Источники. Трудовые песни как один из древнейших жанров фольклора. Е.М. Мелетинский «О происхождении словесного искусства» (22; с. 52-67).
Заговоры. Магическая природа жанра. Соотношение вербального и акционального элементов. Виды заговоров. Художественное своеобразие. А.Блок “Поэзия заговоров и заклинаний” (50; с.36-65).
Понятие обряда (ритуала). Его роль в традиционной культуре восточных славян. Обряды природного и жизненного циклов. Соотношение вербального элемента с операционным планом обряда. В.Н. Топоров «О ритуале. Введение в проблематику» (46; с. 6-60).
Типология обрядовых структур /пространственно-временной и коммуникативный аспекты/. Семиотизация мира в ритуале и его поэзии (на примере одного из обрядовых жанров). А.К. Байбурин «Ритуал: старое и новое» (38; с. 35-48).
Обрядовая поэзия. Жанровый состав и проблема классификации жанров. Поэтика причитаний и приговоров. Горький «Вопленица» (5; 45-48).
Песенные жанры обряда. Функциональная направленность, поэтическое содержание, стиль и язык. Ю.Г. Круглов “Русские обрядовые песни” (41; с. 19-182)
Паремии, их жанровое разнообразие. Пословица и поговорка. Речевая и поэтическая функция пословичного суждения. Проблема классификации. Особенности художественной формы. Г.Л. Пермяков «К вопросу о структуре паремиологического фонда» (60; с. 247-274).
Жанровое своеобразие загадки. Загадка как текст. Взаимодействие загадки с другими жанрами фольклора. А. Марков «О методе изучения загадок» (5; с.54-57).
Сказка как прозаический вид фольклора. Жанры и жанровые разновидности сказки. Своеобразие поэтического вымысла в них. Собирание и изучение сказки. В.М. Гацак «Сказочник и его текст. К развитию экспериментального направления в фольклористике» (65; с.44-53).
Сказки о животных. Этапы эволюции. Генетическая связь жанра с этиологическими мифами. Аллегоризм, сатира в сказках. Типы сюжетных структур. Контаминация. В.Я. Пропп «Сказки о животных» (76; 351-372).
Волшебные сказки. Влияние обряда и мифа на сказочную структуру. Стилистическая обрядность восточнославянской волшебной сказки. В.Я.Пропп «Морфология сказки» (75), «Исторические корни волшебной сказки» (74).
Бытовые сказки. Жанровые разновидности. Связь бытовой сказки с анекдотом. Средства и приемы создания комического. Е.М. Мелетинский «Новеллистическая сказка и сказка-анекдот как фольклорные жанры» (71; с. 8-29).
Жанры несказочной прозы. Функциональная направленность. Принципы сюжетной организации. Предания. Легенды. Былички. Э.В. Померанцева «Устные рассказы о мифических существах и их жанровые особенности» (5; с. 84-89)
Былины. Определение жанра. Происхождение. Былинный историзм. Дискуссионный характер классификации и периодизации эпоса. Циклизация в былинах. В.Я. Пропп «Некоторые вопросы методологии» (100; с. 12-28).
Архаический тип былин. Герои. Сюжеты. Связь с мифологией Концепция исторической преемственности. Д.М. Балашов «Дунай» (93; с. 95-114).
Значение Киевского периода в истории эпоса. Былины о Добрыне Никитиче. Трансформация мифологического мотива змееборчества в былине «Добрыня и Змей». Б.А. Рыбаков «Добрыня и змей» (102; с.).
Былинный цикл об Илье Муромце. Основные сюжеты. Средства создания образа богатыря в эпосе. Л.А. Астафьева «Илья и Соловей-разбойник» (92; с. 151-158).
Былины об Алеше Поповиче. Героический и новеллистический типы сюжетов о нем. Формы и средства комического в эпосе. В.Я. Пропп «Алеша и Тугарин» (100; с. 208-227).
Новгородские былины. Сюжеты и герои. Отражение в былинах социально-бытовых и исторических реалий. Взаимодействие языческого и христианского в былинах. Т.А. Новичкова «Путешествие Василия Буслаева в Иерусалим» (99; с.3-13).
Время и пространство в эпосе. Понятие былинного хронотопа. Взаимодействие былин с другими фольклорными жанрами. Д.С. Лихачев. «Эпическое время былин» (21; с. 23-33).
Поэтика былин. Композиция. Общие места. Приемы ретардации. Стилевые черты. Былинный стих. Характер эпического сказительства. З.И. Власова «Древние эпические певцы, их типы. Появление скоморохов» (94; с. 146-166).
Исторические песни. Проблема происхождения. Характер историзма. Разнообразие художественных форм. В.Я. Пропп. Фольклор и действительность (вообще) (26; с. 146-154)
Духовные стихи. Признаки жанра. Тематические группы. Художественный мир. Связь с литературой и песенными формами фольклора. Г. Федотов «Что такое духовные стихи?» (120; с. 11-19).
Песни-баллады. Исторические стадии развития жанра. Морально-этическая проблематика песен. Характер образности, сюжеты, мотивы, поэтика. Типы баллад. П.В. Линтур «Балладная песня и обрядовая поэзия» (111; с.228-236).
Народная лирика. Родовые черты. Основные группы лирических внеобрядовых песен /по времени возникновения и среде бытования/. Лирика народная и лирика книжная: явление взаимодействия. Т.М. Акимова «Природа лиризма» (121; с.3-14).
Лирические внеобрядовые песни. Тематические группы. Специфические приемы композиции и поэтического стиля. А.Н. Веселовский «Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля» (5; с.145-157).
Частушка. Происхождение жанра. Связь образной системы с традициями народной лирики. Структурные типы. Влияние книжной поэзии на частушечный стих. И.В. Зырянов «Вариативность частушки» (5; с. 175-179)
Фольклорный театр как совокупность видов традиционного народного драматического творчества. Раек. Вертеп. Балаган. Театр Петрушки. Л.М. Ивлева «Обряд. Игра. Театр. К проблеме типологии игровых явлений» (132; с. 16-64)
Народная драма. Жанровый состав. Сюжетно-композиционная структура. Система персонажей. Стиль. Н.И.Савушкина «Сюжетно-композиционные типы народной драмы» (5; с. 188-193).
Детский фольклор. Споры о границах термина Принципы классификации жанров. Полифункциональность детского фольклора. М.П. Чередникова «Определение понятия «современная детская мифология» (5; с. 208-210).
Особенности бытования и процессы развития фольклора в ХХ веке. Фольклор рабочих. Городской фольклор. Жизнь традиционного крестьянского фольклора в условиях ХХ в. П.Г. Богатырев «Художественные средства в юмористическом ярмарочном фольклоре» (15; 450-496).
Литература и фольклор: взаимодействие и взаимовлияние. Жанрово-стилистический фактор как регулятор контактов литературы с народным искусством. Рассказать о роли фольклора в творчестве одного из писателей или поэтов (по выбору).
Этапы развития русской фольклористики. Академические школы Х1Х: Мифологическая школа, Школа заимствований, Антропологическая школа, Историческая школа. А.Н. Афанасьев «Происхождение мифа, метод и средства его изучения» (11; с. 3-55)
Изучение фольклора в ХХ веке. Неоисторическая и неомифологическая школы. Структурный и семиотический подходы к анализу фольклорных текстов. Этнолингвистические методы анализа фольклорных произведений. Н.И.Толстой «Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин» (31; с. 27-40).

Нет единого понимания термина «исторические песни». Этим термином объединяются произведения многих песенных жанров, которые содержат в себе исторические реалии. В более узком понимании исторической песней называют эпические и частью лирико-эпические произведения, посвященные изображению исторических событий и эпизодов из жизни исторических лиц. И.П. – продолжение и развитие эпического творчества народа, получившего воплощение в былинах в эпоху зарождения феодализма и его ранних стадий. И.П. – эпические или лирико-эпические произведения эпохи развитого Русского феодального гос-ва., содержанием которых являются события или эпизоды из жизни исторических лиц, в результате деятельности которых заинтересованы носители песни, в ряде случаев считающие себя причастными к изображаемому.

Основные циклы исторических песен.

И.П. Делились на 1 – былины и баллады о борьбе с татарами (антитатарская поэзия). Во второй половине 16 в. складываются циклы песен вокруг главного деятеля, выдвинутого Россией того времени, - Ивана Грозного, и главного героя, выдвинутого народными массами, - Ермака. Во второй половине 17 в. (восстание под руководством Степана Разина), тема социального протеста, которая была лишь сопутствующей в песнях начала 17 в., в песнях разинского цикла стала основной и получила самостоятельное худ. решение. Далее следовал пугачёвский цикл, который, по сути, повторял разинский. Последний крупный цикл исторических песен возник в связи с Отечественной войной 1812 г.

В.25. премии. Парими?я или пареми?я - в богослужебной практике православной церкви - чтение из книг Священного Писания. Паримии содержат в себе пророчества о празднуемом событии или хвалу святому, память которого совершается.


Чаще всего тексты для паримий берутся из Ветхого Завета, однако в дни памяти апостолов тексты паримий берутся из Нового Завета. Чаще всего паримии читаются за праздничной вечерней, после вечернего входа. Однако, в седмичные дни Великого Поста паримии читаются также и за 6-м часом. Помимо этого, паримии читаются в Великий четверг за 1-м часом и на утрене Великой Субботы.
Паримии на неподвижные праздники содержатся в Минее, а на подвижные праздники - в Триоди.

Паремиология (греч. paroimia - пословица и logos - слово, учение), раздел филологии, изучающий паремии - пословицы, поговорки, изречения.

по содержанию своему имеющие отношение к смыслу праздника: они содержат в себе или пророчества о празднуемом событии, или объяснение смысла праздника, или похвалу празднуемому святому. Число П. в различные праздники неодинаково: большей частью их три, на Благовещение - 5, накануне Рождества Христова - 8, в навечерние праздника Богоявления - 13, в великую субботу - 15, и т. д. Подробные указания содержатся в "Церковном Уставе".

23. Частушки.

Ч. – новый жанр русского народного поэтического творчества. Их возникновение относится ко второй половине 19 века. Ч. – малый жанр народной лирики, обычно четырёхстрочные или двустрочные песенки, являющиеся живим откликом на явления жизни, с ясной положительной или отрицательной оценкой, при которой важную роль играют шутка и ирония: частушки выражают непосредственную реакцию их авторов и исполнителей на изображаемое в них. Причинами, вызвавшими к жизни миниатюрную форму народной лирики – частушки, были: значительная ломка жизни, быстрая смена её явлений, что вызвало необходимость быстро выражать отношение к ним и определило многотемность частушек. Ч. возникли в крестьянской среде. Ч. возникла на общефольклорной основе и восходит ко многим жанрам, как бы объединяя их особенности. С некоторыми жанрами она в то же время связана особенно тесно. Процесс рождения Ч., связан с трансформацией традиционной лирической песни и её сокращением в новых условиях. К жанровым особенностям частушек относятся их предельная краткость и экономность выражения и передачи жизненного содержания, сюжетных ситуаций и переживаний героев. Ч. имеет несколько структурных типов. Основные из них: -дву; -четверо; -шестистишия. Кроме этого можно выделить ещё два типа: Ч. без припева и Ч. с припевом. двустишья чаще всего представляют собой любовные частушки (Я страдала, страдать буду, Кого люблю – не забуду). четверостишия – самая распространённая форма Ч. В ней выражаются все основные формы и ситуации (Говорят, что не бела. Что же делать, дорогой? Девки красятся и белятся, Я моюся водой.). шестистишия – редкая форма; она, очевидно, более старая и более связана с традиционной песней (Утром рано-раненько Будила меня маменька: - Вставай, доченька, вставай, - Работушка поспевши. Не хотелось мне вставать, С милым посидевши.). Все эти три формы обычно не имеют припева. Однако, есть частушки, в которых припев выполняет важную выразительную роль; он вместе с тем может связывать частушки в целые спевы.

26. Детский фольклор.

Д.Ф, - произведения, созданные детьми и бытующие у них. Но много произведений придумывают и исполняют взрослые для детей (колыбельные, сказки, потешки, скороговорки). Одна из закономерностей – желательный элемент в детской сказке – герой-сверсник. Выделяются общенародные жанры. (пословицы, поговорки, загадки). Это жанр и для детей и для взрослых. Но внутри самого этого жанра всё-таки будет существовать возрастное деление. Ещё Виноградов заметил, что в обрядах, обрядовых комплексах, есть действия, доверяемые детям. Например: сороки, веснянки. Или, например, петь христословия – прерогатива детская. Со временем, колядование и христословие слились воедино. Сейчас, они исчезли почти совсем. Но есть жанры, живущие почти вечно – садистские стишки, страшилки.
Русский детский фольклор: учебное пособие Колядич Татьяна Михайловна

Вопросы к экзамену (зачету)

Вопросы к экзамену (зачету)

1. Определение детского фольклора. Составляющие детского фольклора, пополнение фонда, эволюция.

2. Первые публикаторы и собиратели детского фольклора (П.А. Бессонов, В.И. Даль, А.А. Афанасьев, Е.К. Авдеева, П.В. Шейн).

3. Принципы издания текстов. Организация публикаций в сборниках и журналах. Роль Географического общества.

5. Изучение детского фольклора. Роль Г.С. Виноградова в создании этнографической основы изучения детского фольклора, подходы ученого к предмету. Завершение процесса жанровой классификации детского фольклора.

6. Творческий опыт О.И. Капицы. Анализ методик, принципов собирания. Разобрать одну из обработок (сказку типа «Теремок») или сборник (типа «Сказки про зверей»).

7. Формы фольклора. Жанровые дефиниции и принципы выделения.

8. Колыбельные песни. Определение жанра, краткая история происхождения, классификация, композиция, образная система, ритмика, художественные средства.

9. Пестушки: механизм действия, классификация, структура и форма, особенности ритмики.

10. Потешки. Особенности (использование языковых средств, постоянный словообразовательный процесс, ритмичность, изобразительность, вариативность). Функция повторов. Связь с игрой.

11. Прибаутки: происхождение, особенности ритма и мелодии, образная система, структура, построение, специфика словаря, специфика синтаксиса.

12. Словесные игры: принципы выделения, организация текстов. Происхождение, содержание и особенности сечек, молчанок, голосянок.

10. Обращения. Происхождение, особенности жанра.

11. Заклички. Происхождение, особенности формы.

12. Детский народный календарь: определение, принципы формирования, состав, связь с обрядами, духовными стихами, содержание календаря, композиция.

13. Заговоры. Гадания. Особенности формы/жанра.

14. Песни. Принципы классификации. Особенности формы/жанра.

15. Небылицы-перевертыши: определение, терминология, особенности, образная система, композиция, методика рассказывания, формы.

16. Скороговорки. Каламбуры. Определение, происхождение, особенности, развитие жанров, функциональное предназначение.

17. Считалки: определение, происхождение, классификация считалки, структура, ритмика.

18. Загадки: определение, функции, происхождение, отличие детской загадки от взрослой, художественные средства, форма, рифмовка, язык, связь с другими жанрами.

19. Поддевки. Остроты. Заманки. Дразнилки. История бытования, поэтика, формы бытования, связь с игрой.

20. Сказки. Особенности жанра детской народной сказки.

21. Страшилки: история появления «страшных историй», классификация, образная система; пространственно-временная система; основные мотивы; языковые особенности.

22. Школьный фольклор: история изучения, состав, происхождение, бытование, создатели, особенности, перспективы развития.

22. Альбомы. Определение, состав, эволюция, функция «девичьего альбома», проблематика, типы героев.

23. Анекдот: определение, особенности (роль сюжета, прием игры, своеобразие композиции), языковая специфика, тип героя, связь с другими фольклорными формами (пословицами, пародиями).

24. Пародии. Виды и особенности школьных пародий.

25. Садистские стишки: определение, происхождение, структура; особенности ритмической организации, сюжета, образной системы.

27. Граффити: история возникновения, основные темы, исполнители (создатели), проблема синтеза.

28. Детские тайные языки: причины и время появления детского тайного языка, лексический состав, разновидности, организация, методика использования в игре.

29. Постформы. Взаимодействие фольклора с литературными жанрами.

30. Происхождение детских игр.

31. Основные системы классификации игр.

32. Виды игровых приговоров и их особенности.

33. Виды ролевых игр и их особенности.

34. Игровая обрядность, история, художественные средства.

35. Игры-импровизации: происхождение, особенности основных форм.

Из книги Каменный век был иным… [с иллюстрациями] автора Дэникен Эрих фон

Вопросы и еще раз вопросы Милосердный Всевышний явно не приложил десницу Свою к созданию мегалитов Бретани, а случайность - на то и случайность, чтобы о ней можно было забыть. И все же: чего, собственно говоря, хотели пресловутые строители мегалитов? Что двигало ими?

Из книги Искусство и коммунистический идеал автора Ильенков Эвальд Васильевич

Вопросы гуманизма

Из книги Уроки Ван Гога автора Басин Евгений Яковлевич

Вопросы для самопроверки 1. Какие черты (по Шпрангеру) присущи «эстетическому человеку»?2. Приложимо ли понятие «эстетического человека» к личности Ван Гога?3. Что привлекает Ван Гога в природе с эстетической точки зрения?4. Какое место (по Н. А. Дмитриевой) в личности Ван

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Из книги История древнекитайской литературы в вопросах и ответах. Период XVII в. до н.э – I в. до н.э. автора Зинин Сергей Васильевич

Из книги Русский детский фольклор: учебное пособие автора Колядич Татьяна Михайловна

Из книги Библия без цензуры [Ключ к самым загадочным текстам Ветхого Завета] автора Томпсон Алден

3. Вопросы

Из книги автора

Контрольные вопросы 1. Каковы причины приспосабливания фольклора для детей?2. Почему первые собиратели не проводили распределение фольклора для детей по жанрам?3. С чего начался систематический сбор детского фольклора и его публикации? (Перечислить основные

Из книги автора

Контрольные вопросы 1. Когда появились колыбельные песни?2. Почему колыбельные песни часто сравнивают с заговорами?3. Для какой аудитории предназначались колыбельные песни?4. Почему их связывают с обрядовой религией?5. Какие основные классификации существуют? Какой

Из книги автора

Контрольные вопросы 1. Почему после колыбельных песен начинают исполнять потешки и пестушки?2. Почему пестушки играют особую роль в развитии ребенка?3. Что такое «поэзия пестования»?4. Каково содержание пестушек?5. Почему пестушки близки к заговорам?6. Чем пестушки

Из книги автора

Контрольные вопросы 1. Какой атрибутивный признак скороговорок определяет их особенность как жанра?2. Почему скороговорки и каламбуры относят к словесным играм?3. Почему в скороговорке используют звукопись, повторы, внутренние рифмы?4. Почему скороговорки считаются

Из книги автора

Контрольные вопросы 1. Когда и почему появились считалки?2. Как традиционно использовались считалки?3. Почему исследователи связывают их происхождение с обрядом?4. Как отразилась практическая (обрядовая) предназначенность считалок на их своеобразии?5. Чем жеребьевка

Из книги автора

Контрольные вопросы 1. Какое явление называют «детской сатирической прозой»?2. Почему современные исследователи считают необходимым выделить дразнилки в отдельные формы? Какой признак можно считать общим?3. Когда и почему дразнилки выделились из взрослого

Из книги автора

Контрольные вопросы 1. Покажите механизм действия сечек.2. Объясните различие между сечкой и считалкой.3. Каково происхождение сечек?4. Каковы особенности сечек?5. В чем заключается методика организации игры?6. Особенности и функциональное предназначение

Из книги автора

Контрольные вопросы 1. Что входит в понятие «обрядовый фольклор»?2. Кто первым определил «детский народный календарь» как самостоятельный раздел детского фольклора?3. Каковы основные особенности «детского народного календаря»?4. Какие жанры стали составляющей

Народное творчество самобытно, многогранно и по своей природе теснейшим образом связано с музыкальным началом. Отсюда такое невероятное многообразие и пестрота форм, в которых выражены жанры музыкального фольклора.

Что такое фольклор?

Фольклором называют народное искусство. Это музыка, поэзия, театр, танец, которые были созданы народом и тесно связаны с традициями, религиозными верованиями, и историей.

Само слово «фольклор» имеет английские корни и переводится как «народная мудрость». По своей природе фольклор многообразен и включает в себя сказки, предания, легенды, мифы, пословицы, поговорки, заговоры, приметы, разнообразные способы гадания, всевозможные обряды, танцы и многое другое. Как это ни удивительно, но к фольклору причисляются также стишки, считалки и анекдоты. А жанры музыкального фольклора являются лишь одной из частей народного творчества.

Жанр - это?

Мы уже несколько раз упоминали (в связи с понятием фольклор) слово «жанр», но что же под ним понимается? Жанр - это вид произведения, характеризующийся определенными особенностями формы и содержания. Каждый жанр имеет свое предназначение, способ существования (например, устный или письменный) и исполнения (пение, декламация, театральная постановка и т.д.). В качестве примера можно привести следующие жанры: симфония, песня, баллада, повесть, рассказ, роман и т.д.

Что называют музыкальным фольклором?

Частушки

Частушка - это небольшая рифмованная песенка, состоящая из 4-6 строк. Обычно исполняется в быстром темпе и описывает какое-то одно событие из жизни человека. Частушки были популярны как среди сельских жителей, так и среди рабочего класса. Корни этого жанра уходят в XVIII век, но наибольшей популярности он достиг в XX веке.

Тематика частушек - это отражение самой жизни, самых насущных и злободневных проблем и ярких событий. Основная направленность этих коротеньких песенок - социальная, бытовая или любовная.

Изучение фольклора в школе

Все школьные общеобразовательные программы рассчитаны на то, чтобы дети могли изучить жанры музыкального фольклора. 5 класс начинает знакомство с жанровым разнообразием народного творчества, однако изучать его образцы ученики начинают еще в начальной школе.

Основной упор в среднем школьном звене делает на связь литературы и истории, поэтому в основном изучаются былинные напевы. Кроме этого, учеников знакомят с основными песенными жанрами. Одновременно с этим учитель рассказывает о параллелях и связи народного творчества и литературы, об основных традициях и преемственности.

Вывод

Таким образом, жанры музыкального фольклора, список которых мы попытались составить, неразрывно связаны с жизнью народа. Любое изменение в быте простого люда или всей страны тут же находило свое отражение в песенном творчестве. Поэтому перечислить все жанры фольклора, созданные на протяжении всего существования человечества, невозможно. К тому же и сегодня народное искусство продолжает свое развитие, эволюционирует, приспосабливается к новым условиям и живет. И будет жить до тех пор, пока существует человечество.

Конспект открытого внеклассного занятия для детей 8-10 лет

Викторина "Народный календарь, жанры фольклора, русская народная игра, народный костюм".

Цель: Обобщение и закрепление знаний, полученных в течение учебного года.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить знания по темам: народный календарь, жанры фольклора, русская народная игра, народный костюм;
-закрепить умения разгадывать вопросы викторины и кроссворда;
-знать и уметь применять на практике народные игры;
Воспитательные:
-воспитывать интерес детей к коллективной работе в процессе соревнований;
-воспитывать самостоятельность, инициативность в процессе соревнования;
Развивающие:
-развивать связную речь в процессе ответов на вопросы;
-развивать мышление, память, внимание в процессе игры;
-формировать навыки самоконтроля, самопроверки.
-воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.
Ход занятий:

1. Организационный.

Вход детей в зал.
Педагог: Добрый день, дорогие друзья. Мне очень приятно, что вы пришли на открытое занятие.
2. Сообщение темы занятия. Техника безопасности.
Сегодня наше занятие мы посвящаем темам, которые изучали в течение года, а это: народный календарь, жанры фольклора, русская народная игра, народный костюм. Занятие пройдет в форме конкурса - игры, сначала мы будем отвечать на вопросы викторины, затем разгадаем кроссворд, конечно поиграем в русские народные игры и споем песни, которые разучили в этом году. Нас ждет много интересных и познавательных минут. Но прежде чем начать давайте повторим правила поведения и безопасности.
1. Во время занятия нельзя выкрикивать ответы на вопросы, давайте будем поднимать руку.
2. Отвечать можно сидя, разрешается подсказывать друг другу.
3. Мы будем играть в подвижные игры, поэтому толкать друг друга, обижать строго запрещается.
4. Внимательно слушайте условия и выполняйте правила.
А сейчас внимание, мы начинаем.
3. Повторение и закрепление пройденного материала.
Календарь русского народа – явление удивительное. Он создавался в течение многих веков, отражая в себе видение того, как жили наши предки. Как объяснишь эти странные обычаи стряпать птиц из теста, зазывая этим весну, красить яйца или ходить в гости колядовать, печь блины и идти к теще на вечерки. Эти приметы помогали людям определять времена года, ориентироваться в сельскохозяйственных работах, привлекать удачу. Иногда приметы оказывались точнее прогнозов синоптиков. Постепенно формировался народный календарь, который поддерживал христианский уклад и порядок. Народный календарь включал в себя 140 праздников - больших и малых, некоторые из них мы с вами проходили на занятиях и сегодня вспомним. Все вы помните, что народные праздники можно условно разделить на циклы: осенние, зимние, весенние, летние.
-Давайте вспомним осенние праздники. (Осенины, Семенов день, Воздвижение, Кузьминки).
-Назовите мне зимние праздники (Рождество, Крещение, Сретение).
-Кто назовет весенние праздники (Сороки, Благовещение, Пасха)
-Летние праздники (День Петра и Февронии, Троица, Ильин день, Медовый спас, яблочный спас).
А сейчас внимание, викторина.

Викторина:

1.14 сентября на Руси отмечали большой праздник - "Сентябрьское новогодье". В этот день существовал обычай: сажать мальчиков на коня, приобщая его к мужскому делу, справлять новоселье, начинались девичьи посиделки. Как назывался этот день?
А) Осенины Б) Семенов день В) Воздвижение
2. Какой праздник отмечали 27 сентября, его назвали началом капустных вечерок?
А) Воздвижение Б) Крещение В) Благовещение
Кто вспомнит, как справляли Капустные вечера?
Ответ: В этот день девушки, принарядившись, хаживали из дома в дом - рубить капусту. Капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с урожаем капусты, как с праздником. Капусту рубили с весёлыми песнями; гостьям подносилось угощение.
3. 14 октября, по древнему поверью, окончательно наступает осень. В этот день осень с зимой встречается, а еще говорят, что перестают по лесам бродить лешие. Что это за праздник?
А) Святки Б) Пасха В) Покров день
4. "Кузьминки - по осени поминки" - так звучит старинная русская поговорка. Когда отмечали праздник кузьминки и почему его так называли?
А) 14 сентября - это праздник сбора урожая.
Б) 14 октября - это праздник первого снега.
В) 14 ноября, день Кузьмы – Демьяна – это праздник встречи зимы и проводов осени.
5. Праздник начинается вечером 18 января, в этот день совершается Великое водоосвящение. Этой священной водой лечат раны, окропляют каждый уголок своего жилья, чтобы в доме был порядок и покой. Что это за праздник?
А) Крещение Б)Сретенье В) Благовещение
6. От него пошёл отсчёт, календарь листают,
День рождения Христа, люди отмечают!
Когда на небе яркой вспышкой, зажглась прекрасная звезда,
На свет малютка появился, в загоне тёмном для скота!
Божий Сын на свет явился, купол неба осветился,
В Вифлееме ночь была, что это за праздник?
А) Осенины Б) Троица В) Рождество

7. На Сретенье зима с весной встречается,
А праздник когда отмечается?
А) 15 февраля Б) 15 марта В) 15 января
Ребята, какие народные традиции существовали в этот праздник?
Ответ: На Сретение скотину хорошо откармливают, например, курицам дают овёс, чтобы яйца были крупнее и их было больше. Селяне пекут толстые и круглые блины, – мол, возвращайся к нам, весеннее солнце, выходи из затяжной зимней спячки.
8. Праздник носит название птицы и отмечают его 22 марта. Как он называется?
А) Грачи Б) Вороны В) Сороки
Расскажите об обычаях этого праздника?
Ответ: Исстари на Сороки пекли из теста "Жаворонков". Бабушки дарили "жаворонков" своим внучатам, а те выбегали на улицу, созывали со всей деревни друзей да товарищей, весну закликали, насаживали угощение на палочки и начинали в игры играть.
9. 7 апреля ангел принес Деве Марии весть о том, что она станет матерью "сына Божия". Это один из самых больших праздников весны. В старину говорили, что в этот день "красна девица косы не плетет, птица гнезда не вьет", все должны отдыхать. По преданию старины, нарушила этот обычай кукушка, попробовала свить гнездо, да наказана была тем, что никогда не будет иметь своего родного гнезда и вынуждена класть яйца в другие гнезда.
Как называется праздник?
А) Благовещенье Б) Троица В)Пасха
10. Накануне этого праздника нарядно одетые христиане, с куличами, да "крашанками" шли в храмы на торжественную Всенощную. Перед наступлением полуночи раздавались колокольные перезвоны, извещающие о приближении момента Воскресения Иисуса Христа. Под колокольные перезвоны начинался крестный ход вокруг соборов. Что это за праздник?
А) Ильин день Б) Пасха В) Крещение

11. Это праздник покровительствует семье и любви, а отмечают его 8 июля, как он называется?
А) День Петра и Февронии Б) Медовый спас В) Сороки
Что вы знаете от этом празднике?
Ответ: традиции праздника - купаться без оглядки, так как считалось, что в этот день русалки уходят с берегов и засыпают в водоемах. В старину с этого дня начинались свадьбы.
12) Есть в августе у христиан два замечательных праздника с общим названием "Спас". Назовите их?
А) Вишневый и малиновый Б) Арбузный и виноградный
В) Медовый и яблочный
Расскажите о традициях медового спаса?
Ответ: Считается, что в этот день (14 августа) пчелиные улья наполнены до отказа, начинается сбор меда.
Расскажите о традициях яблочного спаса?
Ответ: Согласно традиции нужно угостить яблоками сначала всех родных, потом сирот, а затем съесть яблоко самому. 19 августа принято провожать закат солнца с песнями, а с ним и провожать лето.
- Вот такие народные праздники мы с вами вспомнили.
А сейчас мы приступаем к следующей части нашей викторины - кроссворд. Тема звучит так " Жанры фольклора и народный костюм". Давайте вспомним, что собой представляют жанры русского фольклора.
Все мы любим отгадывать загадки, мамы пели нам колыбельные песни, мы много знаем пословиц и поговорок. Все это - жанры фольклора, другими словами все то поэтическое и устное творчество, которое придумали люди. К ним также относятся: пестушки, частушки, потешки, прибаутки, былины.
Какие основные элементы одежды входят в состав мужского и женского русского народного костюма?
Ответ: Женщины носили: рубаху, сарафан, передник или фартук, на голове лента или кокошник. Мужчины носили: рубаха, штаны, кушак и т.д.
Внимание на экран! Вы видите кроссворд, внимательно слушайте вопросы и отвечайте.


1. Небольшой стихотворный текст, обычно предназначенный для выбора участника игры. (Считалка)
2. Художественное произведение волшебного или бытового характера основанное на вымысле. (Сказка)
3. Краткий стишок, забавный и легко запоминающийся. (Потешка)
4. Вид женской одежды в виде платья без рукавов. (Сарафан)
5. Элемент мужской одежды из ткани в виде широкого пояса. (Кушак)
6. Форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст и мелодию. (Песня)
7. Часть женской и мужской нательной одежды с рукавами. (Рубаха)
8. Героико - патриотическая песня-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь. (Былина) .
Молодцы, ребята, справились с заданием. А сейчас наступило время немного поиграть.
Мы поиграем в две игры разных времен года, в которые играли наши далекие предки.
Игра « Колышки». В эту игру наши бабушки и дедушки играли осенью на Воздвижение. Слушайте правили игры. Нам необходимо поделиться на пары. Пары играющих встают в круг. Один человек в каждой паре присаживается -это «колышек». Другой стоит за ним. А еще нужен один водящий. Водящий ходит в центре круга, подходит к любой паре и говорит.
- Кума, кума, продай колышек.
- Купи, - отвечают игроки.
- А что стоит? - слова водящего.
- Кочан капусты да веник и рубль денег. - отвечают игроки.
- Ну, по рукам да в баню. - слова водящего.
Ударяете по рукам и бежите вокруг «колышков» в разные стороны. Кто первым прибежит, тот встает у «колышка». Проигравший становится водящим.
Сейчас мы выберем водящего с помощью считалки. (Дети выбирают водящего и проводят игру).
В игру «Ворота зимы и весны» дети играли весной (22 марта) на праздник Сороки - это была вторая встреча весны. С помощью считалки выбираем двух игроков. Один из них будет «зимой», а другой «весной». Затем они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». В «ворота» проходят игроки, а сами «ворота» говорят: «золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается, второй – запрещается, а на третий раз не пропустим вас!». «Ворота» закрываются при последних словах и ловят того, кто оказывается в них. Задержанного спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: «весны» или «зимы». Дети делает выбор и встает позади соответствующего игрока. Когда все играющие разделились на две группы, устраивается перетягивание. Каждый участник кладет руки на пояс стоящего впереди и тянет в свою сторону.
Вот в такие игры играли наши бабушки и дедушки.