Кружок в школе история школы. Занятия в кружках исторического музея

Государственный исторический музей приглашает детей от 6 лет на занятия в музейных кружках.

Кружок «Жар-птица» (1-3 классы)

30 сентября, 14 и 28 октября, 18 ноября, 2 и 16 декабря, 13 и 27 января, 10 февраля, 3 и 24 марта, 7 апреля

Участники кружка познакомятся с работой художников разных эпох. На экспозиции музея ребята увидят подлинные памятники изобразительного и декоративно-прикладного искусства давних времен и создадут по их мотивам собственные работы.
Стоимость: школьник – 4200 руб., школьник + взрослый – 5400 руб.

Кружок «Жар-птица» (4-5 классы)
по субботам в 12.00 (два раза в месяц)
7 и 21 октября, 11 и 25 ноября, 9 и 23 декабря, 20 января, 3 и 17 февраля, 17 и 31 марта, 14 апреля

В 2017/2018 учебном году темой занятий в старшей группе станет история русского театра — от выступлений скоморохов до постановок Большого театра. Участники создадут композиции по мотивам театральных представлений разных времен.

Кружок «Путешествие в историю: путешествие в Древнюю Русь» (2-4 классы)
по пятницам в 15.30 (два раза в месяц)
22 сентября, 6 и 20 октября, 10 и 24 ноября, 8 и 22 декабря, 12 и 26 января, 9 февраля, 2, 9 и 23 марта, 6, 20 и 27 апреля

На занятиях кружка дети младшего школьного возраста в доступной форме узнают историю Древней Руси, особенности жизни, быта и верований восточных славян. Об этом периоде расскажут разнообразные памятники: одежда и украшения, книги и монеты, утварь и оружие, представленные в залах музея.
Стоимость: школьник – 5600 руб., школьник + взрослый – 7200 руб.

Кружок «Исторический театр кукол» (4-7 классы)
по субботам в 16.00 (два раза в месяц)
7 и 21 октября, 11 и 25 ноября, 9 и 23 декабря, 20 января, 3, 17 и 24 февраля, 10, 17 и 31 марта, 14 апреля

В кружке будет поставлен спектакль по финно-угорскому эпосу «Кудым Ош». В процессе подготовки спектакля кружковцы научатся самостоятельно изготавливать кукол, шить костюмы, писать декорации. Каждый из них получит отдельную роль и примет участие в выступлении.

Кружок «Старинное рукоделие» (3-11 классы)
по субботам в 14.00 (два раза в месяц)
30 сентября, 14 и 28 октября, 18 ноября, 2, 16 декабря, 13, 27 января, 10 февраля, 3, 24 марта, 7 апреля.

На занятиях кружка ребята освоят некоторые традиционные виды рукоделия разных регионов России: изготовят владимирскую лоскутную куклу «столбушку», украшения воронежского костюма – «грибатки», выполнят нижегородскую «крестецкую строчку» и другое.
Стоимость: школьник – 5400 рублей, школьник + взрослый – 6600 руб.

Кружок «Традиционные виды резьбы по дереву» (5-11 классы)
по воскресеньям в 14.30 или 16.00 (три раза в месяц):
8, 15, 22, 29 октября; 12, 19, 26 ноября; 10, 17, 24 декабря; 14, 21, 28 января; 11, 18, 25 февраля; 11, 18, 25 марта; 8 апреля.

На занятиях кружка участники изучают историю и технологию резьбы по дереву. Ребятам объяснят символику резных орнаментов, историю их появления и особенности их применения в быту.
Стоимость: школьник – 9000 руб., школьник + взрослый – 11000 руб.

Кружок «Военная история народов мира» (5-10 классы)
по воскресеньям в 10.30 (два раза в месяц):
Стоимость: школьник – 6300 рублей, школьник + взрослый – 7700 рублей.

Кружок «Военная история средневековой Руси» (5-10 классы)
по субботам в 16.00
23, 30 сентября; 14, 28 октября; 18 ноября; 2, 16 декабря; 13, 27 января; 10 февраля; 3, 17, 31 марта, 14 апреля

В кружке учащиеся познакомятся с военной историей нашей страны IX – XVII веков. Занятия будут посвящены изучению политических предпосылок военных конфликтов, их ходу и последствиям, выдающимся отечественным полководцам, в их числе князьям Святославу Игоревичу и Александру Невскому.
Стоимость: школьник – 6300 руб., школьник + взрослый – 7700 руб.

Кружок «Юный краевед» (5-9 классы)
Младшая группа: по пятницам в 15.30 (два раза в месяц)
29 сентября, 13, 27 октября;17 ноября; 1, 15 декабря; 19 января; 2, 16 февраля; 16, 30 марта; 13 апреля
Старшая группа: по пятницам (два раза в месяц), 16.30 – 18.00:
6, 20 октября; 10, 24 ноября; 8, 22 декабря; 26 января; 9 февраля; 2, 23 марта; 6, 20 апреля

В программе кружка – изучение истории древней Москвы, ее улиц и переулков, путешествие по заповедным зонам старой Москвы, знакомство с историей своих районов и дворов. Курс дополняется знакомством с экспозицией Исторического музея и его филиалов.
Стоимость: школьник – 5400 руб., школьник + взрослый – 6600 руб.

Кружок «История с географией» (6-11 классы)
по понедельникам в 16.00 (два раза в месяц)
18, 25 сентября; 09, 23 октября; 13, 27 ноября; 11, 25 декабря; 15, 29 января; 12, 26 февраля; 12, 26 марта; 09, 23 апреля

участники кружка узнают о многих ключевых фигурах российской истории X-XVII веков. Знакомясь с предметами из богатейшей коллекции музея, кружковцы не только наглядно представят, в каких условиях жили люди этого времени, но и узнают, как различались их представления о географии, соседних странах и мире в целом.
Стоимость: школьник – 7200 руб., школьник + взрослый – 8800 руб.

Кружок «Тайны нумизматики» (7-11 классы)
по средам в 16.30 (два раза в месяц)
27 сентября; 4, 25 октября; 1, 08, 29 ноября; 6 декабря; 17, 24 января; 14 февраля; 7, 14 марта; 4, 11, 18 апреля

Специалисты отдела нумизматики Исторического музея расскажут об истории монет в различных уголках земного шара с самых древних времен до наших дней.
Стоимость: школьник – 5250 руб., школьник + взрослый – 6750 руб.

Кружок «Как жили люди в древности» (2-4 классы)
по четвергам в 16.30, по воскресеньям в 12.30
5, 19 октября; 2, 16, 30 ноября; 14 декабря; 11, 25 января; 8 февраля; 15, 29 марта; 12 апреля; 1, 15, 29 октября; 12, 26 ноября; 10, 24 декабря; 21 января; 4, 18 февраля; 4, 18 марта

На занятиях кружка ребята познакомятся с далеким прошлым нашей родины, начиная с появления каменных орудий и заканчивая образованием государств железного века.
Стоимость:школьник – 5400 руб., школьник + взрослый – 6600 руб.

Кружок «Столетье безумно и мудро. XVIII век» (6-8 классы)
по воскресеньям в 12.15 (два раза в месяц)
8, 22 октября; 5, 19 ноября; 3, 17 декабря; 14, 28 января; 11, 25 февраля; 11, 25 марта; 8 апреля

Учащиеся познакомятся с государственными деятелями и писателями, полководцами и педагогами, книгами и бытовыми предметами «безумного и мудрого» XVIII века.
Стоимость: школьник – 5850 руб., школьник + взрослый - 7150 руб.

Кружок «Славяно-русская археология» (7-11 классы)
по понедельникам в 16.15 (два раза в месяц)
2, 16, 30 октября; 20 ноября; 4, 18 декабря; 22 января; 5, 19 февраля; 5, 19 марта; 2, 16 апреля

На занятиях кружка старшеклассники изучают проблемы археологии и истории России IX - XIV вв., в период зарождения и становления государства.
Стоимость: школьник - 5850 рублей, школьник + взрослый - 7150 рублей.

Кружок «Археология Великой Степи» (5-11 классы)
по четвергам в 16.15 (два раза в месяц):
28 сентября, 12, 26 октября; 9, 23 ноября; 7, 21 декабря; 18 января; 1, 15 февраля; 1, 22 марта; 5 апреля

В кружке «Археология Великой степи» учащиеся познакомятся с историей Восточной Европы от первых веков нашей эры до образования Древнерусского государства IХ в.
Стоимость: школьник - 5850 руб., школьник + взрослый - 7150 руб.

Кружок «История древнейших цивилизаций Средиземноморья» (5-11 классы)
по средам в 15.30 (два раза в месяц)
27 сентября; 4, 25 октября; 1, 8, 29 ноября; 6 декабря; 17, 24 января; 14 февраля; 7, 14 марта; 4, 11, 18 апреля

Утверждаю
Заместитель директора
по учебно­воспитательной
работе______О. А. Стребкова
Рабочая Программа предметного кружка «Тайны русской истории»
разработана в соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273­ФЗ (ред. от 05.05.2014), с
требованиями приказа Минобрнауки России от №1089 от 5 марта 2004 г. (ред. от
23.06.2015 N 609) « Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего,
основного общего и
среднего(полного) общего образования, примерной программы среднего (полного)
общего образования по Истории, рекомендациями Минобрнауки РФ Письмо от
11.12.2006 N 06­1844"О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей", санитарно­эпидемиологическими правилами и нормативами
СанПиН 2.4.2.2821­10 (постановление главного государственного санитарного врача
РФ от 29.12.2010 г. № 189), с локальными актами ГБПОК ВО «БМТК».
Разработчик:
Осипова С.В. – преподаватель Истории ГБПОУ ВО «БМТК»
Рассмотрена и одобрена на заседании предметной цикловой комиссией
общеобразовательных дисциплин
Протокол № 1 от 31.08.2017 г.
Председатель ПЦК______________ Г.А Якименко
3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель рабочей программы кружка: ориентация учебно – воспитательного
процесса на удовлетворение потребностей и интересов обучающихся, развитие их
способностей.
Задачи:
создавать условия для развития творческих способностей учащихся,
развивать умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения;
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия обучающегося;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося, его
интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
целостность процесса психического и физического, умственного и духовного
развития обучающегося;
укрепление психического и физического здоровья обучающегося;
увеличение способов деятельности: учебно­познавательной; информационно­
коммуникативной; рефлексивной;
воспитывать чувство сопричастности к прошлому как основе становления
истори­ческого сознания;
освоение базовых компетенций: информационной,познавательной,
коммуникативной, рефлексивной.
совершенствование деятельности образовательного учреждения во второй
половине дня;
формирование творческой активности обучающихся по дисциплине;














5










формирование и совершенствование навыков исследовательской
деятельности;
развивать умения самостоятельно работать с исторической, справочной,
энциклопедической литературой, ресурсами Интернета;
расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;
через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их
влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
развивать умения составлять характеристику исторической личности;
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и
личностям, давать оценку;
воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;
воспитывать патриотические чувства.
формирование навыков здорового образа жизни.
Данная программа рассчитана не на пассивное усвоение обучающимися
готовых знаний, а на сотрудничество и сотворчество преподавателя и студента.
Рабочая программа позволяет получить дополнительные знания по
Отечественной истории за рамками образовательного стандарта по дисциплине
История и направлена на студентов I­II курсов.
Общими принципами отбора содержания материала являются:
­ выбор тематики кружка обучающимися;
­ доступность для обучающихся I­II курсов;
­ реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы (она может быть изучена в отведенное количество часов);
­ инвариантность содержания (программа применима для обучающихся, которые
заинтересованы в изучении Истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков);
Тематика и характер предопределяют следующие особенности его изучения:
­ проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов,
проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
­ создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
­ большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой
работы учащихся;
­ в ходе изучения к актуализируется ранее изученный материал.
Таблица 1. Образовательные технологии
Применяемые технологии
Группа образовательных технологий
Образовательная технология
6

Технологии поддерживающего обучения
(традиционного обучения)
Объяснительно­иллюстративное обучение
Технологии развивающего обучения
Технология разноуровнего обучения
Технология проблемного обучения
Технология проектного обучения
Технология учебной дискуссии
Технология учебной деловой игры

Таблица 2. Педагогические технологии
Группа педагогических технологий
Педагогическая технология
Традиционные технологии
Объяснительно­иллюстративные
технологии обучения
Технологии на основе активизации и
интенсификации деятельности учащихся
Игровые технологии
Проблемное обучение
Технологии на основе эффективности
управления и организации учебного
процесса
Технология уровневой дифференциации
обучения на основе обязательных
результатов

Технология индивидуализации обучения
Групповые технологии
Компьютерные (новые информационные)
технологии обучения
Возможные виды деятельности
­ анализ исторической литературы и исторических источников;
­ эвристическая беседа;
­ лекция;
­ рассказ;
­ дискуссия (дебаты);
­ сюжетно­ролевые игры;
­ подготовка и обсуждение докладов учащихся;
­ подготовка мультимедийных презентаций;
7

­ изучение генеалогических таблиц;
­ написание реферата;
­ участие в викторинах, олимпиадах, творческих конкурсах и т.д.;
­ экскурсии в музеи, библиотеки и др.;
­ решение нестандартных задач по дисциплине;
­ проектная деятельность;
­ исследовательская деятельность.
Работа кружка отражается на стендах кабинета № 5. История.
Предполагаемые результаты
Полученные знания помогут обучающимся глубже понять изучаемую историческую
дисциплину, вооружат историческими знаниями, дадут представления о
деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут
стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс
позволяет познакомиться с биографиями политических, общественных,
государственных деятелей России и малоизвестными историческими фактами.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 2017­2018 учебный год. Рассчитана программа на
10 часов – 1 час в месяц. Время проведения занятий: первый или второй четверг
каждого месяца.
Численность обучающихся в группе: 15 ­ 20 человек.
8

Где была Куликовская битва? (1 час)
предложенных тем кружка различных направлений. Выбор и
Тема 1. Разработка плана кружка (1 час)
Обсуждение
определение тематики кружка. Утверждение тематического планирования.
Тема 2. Анна Ярославна: русская княжна на французском троне.(1 час)
Характеристика личности Анны Ярославовны. История превращения русской
княжны Анны в королеву Франции. Письма королевы Анны к отцу князю Ярославу.
Исторические свидетельства во Франции о королеве Анне.
Тема 3. Загадка Александра Невского. (1 час)
Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба
против шведских и немецких рыцарей. Характер взаимоотношений Александра
Невского
с Золотой Ордой. Оценка деятельности Александра Невского
зарубежными и отечественными историками.
Тема 4.
Официальная версия местоположения. Новые версии Института географии РАН
совместно с археологами Государственного исторического музея и сотрудниками
Государственного военно­исторического и природного музея­заповедника
«Куликово поле».
Тема 5.Ушкуйники – основатели казачества? (1 час)
Происхождение прозвища новгородских повольников – «ушкуйники». Основные
занятия ушкуйников. Воины или пираты. Противостояние ушкуйников Золотой
орде. Переселение ушкуйников на Дон, Волгу, пермские и вятские леса во времена
Московского князя Ивана III. Ушкуйники – основатели казачества?
Тема 6. Секреты могилы Ермака. (1 час).
Освоение Сибири ­ одна из самых замечательных страниц истории России. Подвиг
Ермака, завоевавшего для России Сибирь. Загадки в биографии Ермака. Гибель
Ермака. Схожесть тайны захоронения двух противников казака Ермака и
сибирского хана Кучума.
Тема 7. Легенда о Медном всаднике на Неве (1 час).
История создания памятника. Легенды о призраке Петра I и памятнике
реформатору Петру I. История названия памятника «Медный всадник».
Тема 8. Тайные сокровища Екатерины Великой (1 час).
История графского рода Бобри6нских. Версии о сокровищах графского рода
Бобри6нских – правда и вымысел. Исторические версии и исследования историков
XX века. Исторические версии и исследования современных историков.
Тема 9 . Почему Россия продала Америке Аляску? (1 час).
Споры о причинах продажи Аляски Америке. Свидетельства и документы сделки.
Польза или вред для России XIX века. Современная оценка события.
Тема 10.Машина времени ­ утраченное открытие (1 час).
Движение рабочих­изобретателей в 1930-1940­х годах. Иван Большаков, молодой
рабочий воронежского завода имени Коминтерна и его изобретение. Судьба
изобретения.
10

3. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО
КРУЖКА «ТАЙНЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ»
№ Тема занятий
1
2
3
4
5
6
Разработка плана кружка
Анна Ярославна: русская княжна
на французском троне
Загадка Александра Невского
Где была Куликовская битва?
Ушкуйники – основатели
казачества?
Тайна могилы казака Ермака
7 Легенда о Медном всаднике на
8
9
Неве
Тайные сокровища Екатерины
Великой
Почему Россия продала Америке
Аляску?
10 Машина времени ­ утраченное
открытие.
Дата
проведения
сентябрь
12 октября
2017 г.
2 ноября
2017 г.
7 декабря
2017 г.
11 января
2018 г.
1 февраля
2018 г.
1 марта
2018 г.
5 апреля
2018 г.
3 мая
2018 г.
7 июня
2018 г.
Ответственный Примечание
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
11

4. Методические условия реализации программы
1. Амелькин, А.О., Кретинин, С.В., Филюшкин, А.И. Всемирная история в лицах
для детей.­ Воронеж, 1998.
2. Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты.
­ СПб, 2013.
3. Бенедиктов, Н. А., Бенедиктова, Н.Е., Базурин, Е.Н. Энциклопедия русской
истории. – М., 2000.
4. Вурста, Н.И. История России: Даты, события, личности. ­ Рн/Д: Феникс, 2013.
5. Непомнящий, Николай.100 великих загадок русской истории.­М., 2006 г.
6. Школьник, Ю.К. История России: От древнейших времен до начала XX века:
Полная энциклопедия / Ю.К. Школьник. ­ М.: Эксмо, 2012.
Интернет­ ресурсы:
1. http://rsl.ru ­ Интернет хранилище Российской Государственной библиотеки
2. http://www.hist.ru – исторический альманах «Лабиринт времен»
3. http://www.historia.ru – электронный журнал «Мир истории»
4. http://www.historic.ru/books/index.shtml ­ историческая библиотека
5. http://tainy.net ­ Загадки истории
6. http://www.hrono.info/literatura.html ­ библиотека Хроноса
7. http://www/museum.ru ­ Музеи России
ЭОР
1. Презентации по темам кружка.
2. Фильмотека по темам кружка.
12

Воронина И.С.

учитель истории

МОУ «Безруковская ООШ», Новокузнецкий район, Кемеровская обл.


Увеличение объема научно-познавательной и образовательной информации, обрушивающейся на современных детей и подростков, – хорошо известное явление. Вступая в школьную жизнь, ученик радуется новому, ему всё интересно. Но проходит время, и наступает «перенасыщение» знаниями, которые начинают отягощать сознание ребенка. В результате теряется интерес к учебе и рождается обычный троечник. Как избежать этого, как сохранить свежесть детского восприятия? Вероятно, выход следует искать не только в повышении занимательности самого учебного материала, но и в активном привлечении учащихся к внеклассным занятиям по предметам образовательного цикла.

Формы внеклассных занятий по истории разнообразны. Основными являются три формы. Это – массовая форма, групповая и индивидуальная. К массовой форме внеклассной работы относятся: исторические вечера, олимпиады, викторины, конференции, встречи с участниками исторических событий. Групповая форма внеклассной работы включает исторические кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории. Индивидуальная внеклассная работа по истории предполагает изучение краеведческой литературы, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний и др. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Из массовой работы вырастает групповая , результаты занятий в группе часто выносятся на общественные вечера, конференции. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм.

Основные направления деятельности исторического кружка в школе.

Известный методист-историк А.А. Вагин подчеркивал, что «кружок является наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий».

Высокая оценка кружковой работы неслучайна. Именно кружок позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеклассной работы. Школьный кружок базируется на знаниях, полученных учащимися на уроках. Он дает возможность организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом . Работа в кружке превращает учащихся в активных помощников учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков. Успех работы кружка зависит от умения, желания, инициативы и знаний его руководителя.

Работа исторического кружка осуществляется в двух направлениях:

Теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа).

Практическом (экскурсии, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке).

Руководитель кружка, учитель истории, обеспечивает научное и методическое руководство кружком : консультирует учеников, рекомендует необходимую литературу, помогает систематизировать, оценивать и обобщать собранный материал. Для текущей организационной и технической работы на общем собрании кружковцев избираются ответственный секретарь и его помощник. Они по согласованию с учителем назначают занятия кружка, дают отдельные поручения его членам и проверяют выполнение заданий. В работе кружка особое внимание следует уделять выбору тематики, определению источников и планированию. Кружок работает по плану, утвержденному на собрании кружковцев в начале учебного года . План работы составляется с учетом:

Самых сложных вопросов школьной программы;

Вопросов по историческому краеведению;

Материалов по вспомогательным историческим дисциплинам, не входящим в учебную программу;

В плане определяются цели и задачи и указываются различные формы работы. Основной формой работы кружка является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый член кружка с учетом индивидуальных интересов выбирает тему и работает над ней. В итоге работы кружка каждый из его участников овладевает определенными умениями и навыками исследовательской деятельности. Особое внимание следует уделять углубленному изучению тем по историческому краеведению. Когда изучается значительное историческое событие и показывается, как оно преломлялось в данной конкретной местности, это приобретает особое воспитательное и образовательное значение. Учащиеся видят крупнейшие исторические события, отраженные в близкой им обстановке. Все записи рассказов очевидцев исторических событий, а также копии архивных и музейных документов, изучаются, группируются по темам, систематизируются, обрабатываются и используются для подготовки ученических исследовательских работ, выступлений и выставок. Работа кружка заканчивается итоговым занятием. Оно может быть проведено в форме исторического вечера или конференции.

Историк Вяземский Е.Е. утверждает, что «постоянно развивая интерес учащихся к занятиям в кружке, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать теоретические и практические занятия, но умело их чередовать».

Исторический кружок как форма внеклассной работы по истории способствует углубленному изучению программного материала, его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения школьников. Тренирует мыслительную деятельность, обогащает опыт самостоятельной эмпирической и исследовательской работы с исторической литературой, научно-историческими источниками, справочно-энциклопедическим и архивным материалами. Воспитывает такие качества личности, как инициативность, уважительное отношение к духовно-нравственным традициям Отечества, гордость за славное прошлое своей страны, принадлежность к её корням.
Список использованной литературы

1. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе / А.А. Вагин. – М. : Просвещение, 1972. – 311 с.

2. Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М. : ВЛАДОС, 1999 – 174 с.