Урок литературного чтения с презентацией. Осеева «Потерянный день

Конспект урока внеклассного чтения в 5-м классе, посвященный 115 летию со дня рождения Валентины Александровны Осеевой.

Подготовила учительница Ленинаульской общеобразовательной средней школы Шамирзаева Пайнусат Мавсуровна

Тема урока: В. Осеева. « Волшебное слово»

Тип урока: Работа с художественным текстом.

Цель урока: познакомить детей с рассказом В.А.Осеевой “Волшебное слово”, развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста; находить главную мысль; учить связно излагать прочитанное; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: проектор, текст рассказа, выставка книг В.А.Осеевой.

Эпиграф к уроку:

Вежливые слова – это цветы человеческой души.

И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим (Слайд 1)

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок посвящензамечательному поэту и писателю – Валентине Александровне Осеевой, которая 28 апреля этого года отмечает 115 лет со дня рождения (1902 – 1969) (Слайд 2.)

Начало двадцатого века - один из переломных моментов в истории не только России, но и всего человечества. Революция стала для всех сильнейшим потрясением, положившим конец старому миру и заявившим о создании мира нового. Но этот новый, светлый мир был так призрачен и далек, а реальность так неоднозначна, сложна и сурова!

Валентине Осеевой довелось жить и творить в это сложное, бурное время.

Ее отец, Александр Дмитриевич Осеев работал инспектором на элеваторе, а мать – Ариадна Леонидовна – корректором в газете. Ее родители принимали активное участие в революционной борьбе. Из-за преследования полиции родители Валентины вынуждены были часто переезжать из города в город. Свою учебу Валентина Осеева начала в гимназии в Киеве, а закончила в Житомире. По окончанию гимназии она поступила на драматический факультет института имени Лысенко. Она мечтала стать актрисой. (Слайд4)

Но закончить его не удалось, так как в 1923 году семья Осеевых переехала в Москву, а затем - в Солнечногорск.(Слайд5)

В 1921 году юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание - воспитывать детей. Она отдала шестнадцать лет воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. (Слайд6)

На досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 году Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ - «Гришка». А в 1940 году вышла ее первая книжка «Рыжий кот». (Слайд7,8)
Сказки, короткие рассказы В.А. Осеевой для детей, как правило, построены на близких детскому миру сюжетах: “Рыжий кот” (1940), “Волшебное слово” (1944), « Васек Трубачев и его товарищи»(1946) (Слайд9)“

Мой товарищ” (1950), “Простое дело” (1956),» Динка»и « Динка прощается с детством»91959)(Слайд10) “Синие листья” (1965) и др. Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов “Волшебное слово”, в котором в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений. (Слайд11)

Когда у нее уже был собственный ребенок, Валя поступила в Литинститут, в группу Самуила Маршака. Училась, кстати, вместе с Сергеем Михалковым. Тогда она начала писать малюсенькие рассказы. В 1946 году Осеева начала работать над книгой “Васёк Трубачёв и его товарищи”. Писательница показала, как в безмятежную жизнь мальчишек врывается война, как закаляет их характер, как они учатся дружить, как становятся участниками борьбы с захватчиками. Эта книга была отмечена Государственной премией. Эта книга была отмечена Сталинской премией (1952).

В годы Великой Отечественной войны они с сыном были в эвакуации в Башкирии, там писательница выучила башкирский, и впоследствии переводила произведения Мустая Карима на русский язык.

Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.

Умерла писательница 5 июля 1969 года в Москве. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище. «Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» - такой запомнил писатель Алексей Алексин Валентину Осееву.(Слайд12)

Вот что пишет Осеева:

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их читать за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогало, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать». (Слайд13)

"Рассказы... написаны мной в разное время, один раньше, другой позже, но в каждом из них есть живые герои, взятые мной прямо из жизни. Я не знаю, где они сейчас, но вижу их так ясно, будто расстались мы только вчера"

Вступительная работа

Презентация «Картины родной природы» - Каков мир природы? . Высказывают свою точку зрения. (Мир природы прекрасен, восхитителен, полон чудес и доброты).
- Какие чувства он вызывает? (Чувства радости, восхищения, удивления. Мир природы вызывает только положительные чувства, добрые).
- А каков мир наш, мир людей? (Мир людей разный, неодинаковый, неповторимый).
- Каких людей вы встречаете чаще – хороших или плохих? (Люди бывают разные. Люди совершают разные поступки. Но хороших людей гораздо больше, чем плохих).
- Как, по – вашему, можно отличить хорошего человека от плохого? (Хорошие люди вежливые. Добрые люди не совершают плохих поступков. Они оказывают помощь другим людям, не оставляют в беде).

Сегодня на уроке мы и познакомимся с разными героями рассказа « Волшебное слово» Осеевой.

VI .Работа над трудными словами.

Прежде чем познакомиться с рассказом мы поработаем над трудными словами и объясним их значение .

Чтение трудных слов по слогам и целым словом, объяснение их значений.

Пробормотала – сказать быстро и невнятно.

Противень – металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовом шкафу. (сняла с про-тив-ня)

Чуть не поддал хорошенько чуть не ударил.

Стряпает готовит пищу.(Слайд15)

5.Чтение рассказа

Как вы думаете, о чём этот рассказ по заглавию?

Что означает слово волшебный?
-Какое слово автор называет «волшебным»? (Слово «пожалуйста» помогло наладить

человеческие отношения в семье.)

Какое название вы дали бы части рассказа, прочитанной мною?

Каким мы видим Павлика в первой части рассказа?

Как он разговаривал с окружающими? Подтвердите свой ответ словами из текста.

В результате появляются слова: красное серди­тое лицо, покосился Павлик, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул мальчик, сжал кулаки, засопел от обиды, стукнул кулаком.

Нравится ли он вам?

Кому можно сочувствовать: Лене, бабушке или Павлику?

О чём Павлик узнал от старика? (Он узнал о «волшебном слове»).
- Назовите, какое слово сказал старик Павлику? (Пожалуйста).
- Как можно по-другому назвать слово «пожалуйста»? (Вежливое слово).

Учащиеся придумывают продолжение.

6. Физминутка

7. Чтение рассказа по цепочке.

Как действовало на окружающих волшебное слово Павлика?

Почему старичок решил помочь Павлику? (Старичок был очень мудрым человеком. Он знал тайну доброго отношения к лю­дям и открыл эту тайну маленькому Павлику, чтобы тот сумел достойно прожить жизнь.)

Для чего нам нужны вежливые, волшебные слова? (Для хороших отношений между людьми).
- Считаете ли вы, что слова могут изменить отношения между людьми?
- Всегда ли вежливый человек является уважительным, добрым? (Ответы детей).

Какие вежливые слова вы знаете?(Слайд16)

Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

V.Закрепление изученного материала.

В чем состоит главная мысль рассказа. (В том, что если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми - "За добро добром платят, волшебные слова действительно существуют).

Кто на самом деле творил "чудеса" в этом рассказе?

Знаешь ли ты, почему волшебное слово имеет такую силу?

Как часто и в каких случаях вы употребляете волшебные слова?

Карточки на группу (отметить слова(Слайд17)

1 группа - охарактеризовать старика

2 группа – охарактеризовать Павлика

3 группа - охарактеризовать сестру, брата, бабушку – близких людей Павлика (подчеркнуть)

(Слайд18)

замкнутый

внимательный

умеют прощать

ласковые

не уважительный

наблюдательный

обидчивый

искренний

замкнутый

внимательный

умеют прощать

ласковые

не уважительный

наблюдательный

обидчивый

искренний

Близкие люди Павлика

замкнутый

внимательный

умеют прощать

ласковые

не уважительный

наблюдательный

обидчивый

искренний

внимательный

наблюдательный

искренний

замкнутый

не уважительный

обидчивый

Близкие люди Павлика

умеют прощать

ласковые

    Викторина «Кому из героев рассказа принадлежат слова»

    «Я скоро совсем убегу из дому». (Павлику)

    «Есть такое волшебное слово…» (Старику)

    «Это волшебное слово». (Старику)

    «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста…» (Павлику)

    .«Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста». (Павлику)

    «Возьми меня, пожалуйста». (Павлику)

    Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! (Бабушке)


    Слайд 21. Восстановление деформированных пословиц.

Жизнь на дана дела добрые.
(Жизнь дана на добрые дела.

Добрый учит человек добру

(Добрый человек и учит добру)

Вежливости все открываются двери.
(Вежливости открываются все двери.)

Всю жизнь человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. Люди понимают: за все, что для тебя делают хорошего, надо платить добром. Но всегда в мире добро противостоит злу, и между ними всегда идет постоянная борьба.
Подводит детей к выводу.
- Как выдумаете, от чего зависит сила волшебных слов? Обобщает ответы детей. Высказывают свое мнение. (От того как его произносят, каким тоном, искренне или нет. Нужно произносить их тихо, глядя в глаза человеку).
Подводит учащихся к выводу по уроку:
- Мы начали урок с мира природы, с описания его красоты, доброты, нашей любви к нему. И сказали, что в мире людей не все так красиво. Что же необходимо сделать нам, людям, чтобы наш мир был также красив, как мир природы, от которого зависим мы, и который так зависит от нас?

VI. Итог урока.

– Чем понравился рассказ?
– Как бы вы поступили на месте главного героя?
– Будете ли вы в своей жизни использовать “волшебные слова”?

«Параметры самооценки»

Оправдывают слова эпиграфа урока?

Классный час «Великая сила слов и поступков»

Цель: развивать нравственные качества личности учащихся через работу над рассказами В. Осеевой.

Задачи:

Образовательные:

* Формирование умения учащихся анализировать художественное произведение на доступном уровне, прогнозировать события.

* Совершенствование навыков правильного и осознанного чтения.

* Совершенствование умения оценивать поступки других людей с позиции морали, умения рассуждать и находить выход из проблемных ситуаций.

* Закрепление знаний учащихся по теме: «Творчество В. Осеевой».

*Ознакомление учащихся с пословицами.

Воспитательные:

*Воспитание честности, чувства ответственности за свои поступки, уважения и вежливости во взаимоотношениях.

Ход мероприятия.

Организационный момент.

Под звуки музыки «Дорогою добра» дети рассаживаются по местам.

Дети, вам знакома эта песня? (ответы детей)

Давайте и мы улыбнемся друг другу, ведь это такое простое и доброе дело.

Поднимите, руку, кто из вас сегодня, уже сделал хоть какое-

нибудь доброе дело? (ответы детей). И я тоже сделала – я пожелала всем

здоровья и улыбнулась.

В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать,
И подарить его людям
.
(С. Островой)

Сегодня мы поговорим о добре и зле, о вежливости, о нас с вами. И

попробуем из грустной картины создать добрый радостный мотив. - А проведём его с замечательным автором детских коротких рассказов Валентины Александровы Осеевой и создадим образ добра, узнаем в чём заключается волшебная сила слов и поступков.

Вспомним биографию писательницы.

Ученик 1:

Мы нашли материал. И вот что узнали. В.А.Осеева родилась более 100 лет назад. Так же, как и мы, она училась, только в гимназии. В.А.Осеева мечтала стать актрисой, но стала педагогом в детских домах и колониях для детей.

Ученик 2 :.Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала нам о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Ученик 3 . Родилась 28 апреля 1902 года.

Как вы думаете, почему Валентина Александровна Осеева писала такие короткие рассказы. Оказывается, она оставила все детям письмо.

Письмо - обращение В. А. Осеевой к читателям, послушайте, я его прочитаю: (послушать ауди запись)

«Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.

Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.

Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»

Инсценировка и обсуждение рассказа «Волшебное слово»

- Ребята, какому герою можно отнести эти слова»

сказал

сердито буркнул

сжал кулаки

засопел от обиды

крикнул

стукнул кулаком по скамейке

вдруг замолчал

подошёл боком, потянул за рукав, глядя в глаза, тихим голосом сказал

заглянул в глаза и прошептал, расцеловал в обе щёки

сидел притихший, положил руку на плечо и тихо попросил

(Павлик из рассказа «Волшебное слово»)

Я знаю много сказочных волшебных слов, но, произнеся их, чудес не происходит. (Учитель произносит: сим –салабим, абра-кадабра).

Разве в жизни слова могут быть волшебными? Оказывается, могут. Давайте посмотрим инсценировку рассказа В.Осеевой

1. Почему все герои вдруг стали выполнять желания Павлика?

2. Как волшебное слово меняет героев?

3. Как меняется поведение Павлика? (Волшебное слово изменило главного героя рассказа, научило его думать о других людях, быть внимательным к ним.)

Что это за волшебные слова? Оказывается, это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. Волшебными они стали потому, что без них просто невозможно обходиться. (В. Осеева «Волшебное слово». Слово «пожалуйста».)

. О чем заставил нас задуматься этот рассказ? (Доброе отношение к людям, вежливость приносят радость, рождает доброе отношение к самому себе.

Работа с пословицами «Соберите пословицу»

Варианты пословиц в конвертах на листочках.

Какая из пословиц выражает главную мысль рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово»?

Вариант 1

Где труд, там и радость.

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Добрый человек добру и учит.

Нет друга лучше, что родная матушка.

Вариант 2

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Друзья познаются в беде.

Добрый человек добру и учит.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Вариант 3

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Добрый человек добру и учит.

Старый друг лучше новых двух.

Физминутка Игра «Вежливо – невежливо»

(если вежливыми были действия, то всаете, если невежливыми – приседаете).

    Поздороваться при встрече….

    Толкнуть, не извиниться…..

    Помочь подняться, поднять упавшую вещь….

    Не вставать, обращаясь к учителю…..

    Не уступить место пожилому человеку…..

    Поздороваться, когда входите в класс…..

    Бегать по коридору на перемене и громко кричать…..

    Не обижай и не унижай своего товарища…..

Я надеюсь, что вы не только знаете правила вежливого человека, но и будете на практике их выполнять.

Стихотворение читает 1 ученик:

Добрым быть совсем-совсем непросто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

На дворе, весна. А рассказ, о котором мы будем говорить, называется «Синие листья»

Беседа по вопросам

Бывают ли в природе синие листья?

ОСЕЕВА. СИНИЕ ЛИСТЬЯ

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена. Приходит Катя на другой день.

Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена.

Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

Ну, что ж ты? Бери!

Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

Кто, главные герои? (Лена, Катя)

Что происходит между детьми?

Почему Катя не дает карандаш? Хочет ли она его дать?

Почему Катя так себя ведет? Что вы можете сказать о поведении Лены? Как вы думаете, возьмет она карандаш?

Каковы главные слова всего произведения?

(Надо так давать, чтобы можно было взять)

Вывод: Вежливыми должны быть не только слова, но и поступки, чтобы

за них не пришлось краснеть, ни вам, ни родителям, ни друзьям.

На столе у вас лежат листочки и цветные карандаши. Сейчас подумайте, как бы вы поступили, если бы у вас попросили карандаш? Раскрасьте листик дерево:

- синим , если вы поступите, также как героиня рассказа Катя. Не дам

- зеленым , если поделились бы с Леной, не у кого не спрашивая. Дам

- красным , если не знаете, как поступить. Не знаю

Размещаем свои листики на дереве.

Рассказ «Печенье»

"Печенье" В.А. Осеева

Рассказ для детей

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...

Как заканчивается рассказ? (Ребята съели все печенья)

Какими были Вова и Миша? (жадными)

Какие советы вы бы дали ребятам?

В этом нам поможет игра.

Игра «Ларец - добродетелей.»

Как вы думаете, что там?

Кто желает произнести заветные слова: «Если я хочу стать добрее, мне

нужно научиться..? (взять из ларца записку):

    помогать там, где нужна моя помощь;

    понимать другого;

    заботиться о близких;

    выручать друзей в беде;

    не сориться;

    улыбаться тем, с кем общаешься;

    сочувствовать.

Итак, я предлагаю составить правила вежливости.

    Будь внимательным к людям.

    Не будь грубым.

    Не причиняй другому неприятностей, обид.

    Помогай тому, кому трудно.

    Будь трудолюбивым и отзывчивым.

    Уважай старших, помогай малышам.

    Не оскорбляй людей ни словом, ни делом.

Если вы будете выполнять эти правила, то будете очень красивыми людьми.

Ведь как гласит пословица:

«Не одежда красит человека, а его добрые дела».

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Наша жизнь превращается в борьбу над самим собой.

А то, какими вы станете, будет зависеть от вас. Добро делать трудно.

В произведении В.А. Осеевой опять есть такой момент, когда мы можем пройти мимо, не замечая, что кто то, нуждается в нашей помощи это конечно рассказ «Просто старушка».

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – отвечал мальчик.
– Мама? – удивилась подружка.
– Нет!
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.

Чему удивилась девочка? (Потому что, мальчик пришел на помощь совсем посторонней бабушке.)

Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить для себя самые главные слова.

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно,

В любую минуту всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

Улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!

«Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарит нас природа, - это дружба»

Ларошфуко Франсуа Де .

Три товарища (рассказ)

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
– Почему ты нe ешь? – спросил его Коля.
– Завтрак потерял…

Плохо, – сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко ещё!
– А ты где его потерял? – спросил Миша.
– Не знаю… – тихо сказал Витя и отвернулся.
– Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, – сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
– Бери, ешь.

В рассказе, мальчик делиться своим обедом, не спрашивая не каких объяснений.

Что можно сказать о Володе. (ответы детей)

Вывод: Так поступает настоящий друг.

Стихи о дружбе читают дети

Ну а все же, что обозначает.

Это слово, Значит, что оно?

Навещай его по доброй воле,

Школьные уроки приноси.

Плохо сделал или не сказал,

Попробуем вспомнить пословицы о дружбе.

Я начну, а вы продолжайте:

1. Все за одного, а один за..(всех).

2. Семеро одного…(не ждут).

3. Один в поле…(не воин).

4. Старый друг лучше..(новых двух)

5. Нет друга – ищи, а нашел –…(береги).

6. Не имей сто рублей, а имей сто… (друзей).

7. Друг познается …(в беде).

8. Без беды друга …(не узнаешь).

Хотелось бы провести тренинг для поднятия настроения.

Все слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза.

Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения.

Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки,

ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная

музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите все добро и

хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас

появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе согревшее душу

настроение.

Откройте глаза. Посмотрите вокруг.

Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой,

уходя из класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с

вами.

А, напоследок, я хотела бы вам, дать напутствие.

Стань добрым волшебником!

Ну-ка, попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Принять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово!!!

Рефлексия

И тогда в жизни, как и в сказке, добро будет побеждать зло.

Если сравнить доброту с солнцем, то какие бы слова вы написали на лучиках? (Дети обводят ладошки и пишут добрые слова

Я надеюсь, что урок посвященный произведениям В. Осеевой не прошел сегодня зря.

Чему учат рассказы В.А. Осеевой.

-Мы учились задумываться над чужими поступками и сравнивали их со своими.

- В дальнейшем вы будете настоящими друзьями, и поступки наши будут добрыми. (Дети встают, берутся за руки и припевая песню двигаются из стороны в сторону образуя круг)

Звучит песня «У друзей нет выходных…»

Мы нашли материал. И вот что узнали. В.А.Осеева родилась более 100 лет назад 28 апреля 1902 года. Так же, как и мы, она училась, только в гимназии. В.А.Осеева мечтала стать актрисой, но стала педагогом в детских домах и колониях для детей.

Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала нам о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Первый рассказ «Гришка». Первая книга «Рыжий кот».

Сама писала пьесы, ставила их вместе с детьми.

Мы прочитали много рассказов В.Осеевой.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно,

В любую минуту всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

Улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

Стихи о дружбе читают дети

    Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает.

Это слово, Значит, что оно?

    Дружба – если друг твой болен

И не может в школу приходить,-

Навещай его по доброй воле,

Школьные уроки приноси.

    Если друг твой что – то к сожаленью,

Плохо сделал или не сказал,

Надо честно, прямо без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

    Может быть, понять он все не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Все равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

    Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Татьяна Тащилова
Сценарий мероприятия «Путешествие по станциям с родителями и детьми по произведениям Валентины Осеевой»

Обогащать литературный и социальный опыт ребёнка опыт ребёнка

Развитие чувства ответственности за общее дело;

Воспитание нравственных качеств на примере героев произведений В . Осеевой ;

Умение детей осознавать своё отношение к поступкам героев, определять, где добро и где зло, кому нужно подражать, а кого осуждать.

Предварительная работа :

В детском саду и дома читали произведения и учили стихи В . Осеевой

разгадывали, кроссворды по её произведениям ,

В процессе подготовки к викторине оформляли выставку книг с иллюстрациями.

Была изготовлена папка передвижка с рассказами В. Осеевой для семейного чтения

Средства : книги, иллюстрации, кроссворды, предметы о которых говориться в произведениях .

Способы : чтение рассказов, заучивание стихов, беседа, вопросы по тексту, рассматривание иллюстраций.

Рефлексия : какой рассказ больше всего запомнился, почему?

Добрый вечер дорогие дети и взрослые, Мы пригласили вас сегодня на творческий вечер посвящённой детской писательнице Валентине Осеевой . (1сл портрет и биография)

Немного слов из её Биографии

В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института им. Н. В. Лысенко в Киеве.

Ее отец, Александр Дмитриевич Осеев работал инспектором на элеваторе, а мать – Ариадна Леонидовна – корректором в газете. Свою учебу Валентина Осеева начала в гимназии в Киеве, а закончила в Житомире. По окончанию гимназии она поступила на драматический факультет института имени Лысенко. Но закончить его не удалось, так как в 1923 году семья Осеевых переехала в Москву , а затем - в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева , придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание - воспитывать детей. Она отдала шестнадцать лет воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. На досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми . Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 году Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ - «Гришка» . А в 1940 году вышла ее первая книжка «Рыжий кот» . Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения были построены на близких детям сюжетах. Умерла писательница 5 июля 1969 г. в Москве.

Начнём наш праздник с небольшого концерта.

Синие листья, просто старушка

Кудлатка, Ежинка, шепчут на ушко :

«Из какой мы книги? Придумал кто нас?

Про сторожа, печенье кто сочинил рассказ.

Ответ нам подскажет дождик осенний. Написала про вас Валентина Осеева

Пожалуйста приглашаем Сестёр Софию и Наст. В их исполнении прозвучит стихотворение «Утро»

«Бедный ёжик»

Про двух чудесных коней попросим исполнить Диму с мамой Аню

О собачке Кудлатке и о её щенятках нам прочитают Катя и Ангелина

Какое забавное стихотворение нам подарила В. Осеева про дождик . Послушаем

А Эвелина, Алина и Максим с Серёжей нам покажут сценку

«Печенье»

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки :

Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба.

Творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902-1969) проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам.. Сама писательница признается, что хотела бы помочь детям научиться читать и думать о плохих и хороших поступках. Действительно, её короткие повествования дают ребятам образцы человеческих отношений, учат честности, уважению и любви к людям, чуткости к тем, кто нас окружает. В увлекательной форме, на близких детям примерах Осеева помогает понять своим юным читателям, что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или наоборот, исцелить человека.

Маша, Наташа, Рома Ш, Артём нам прочтут об одном хорошем поступке.

Душевное стихотворение нам подарит

Аня с мамой Таней нам прочтут проягоды.

Марина прочитает стихотворение «Строителям»

В своих рассказах-притчах писательница подсказывает ребятам, как строить отношения со сверстниками, как решать возникающие «детские» проблемы, которые зачастую кажутся неважными для взрослых

Стихотворение Ромы Кокурина как раз на эту тему.

Молодцы ребята взрослые хорошо подготовились а сейчас я предлагаю отправиться в путь по прозведениям В. Осеевой Поедем мы на поезде накаждой станциивас ждут разные задания . я предлагаю выбрать две команды по три семьи в каждую здесь уменя два цвета кружков жёлтые и красные пожалуста выбирайте

Ещё нам надо выбрать жюри я предлагаю О. Г., Н. Ф. и из родителей

Звучит тихая музыка стучат колеса вагонов

Итак поехали

1Станция «Узнавай-ка»

Узнайте каким героям принадлежат эти вещи

1 грелка 6 иголка

2 шапка-ушанка 7 собачка-игрушка

3 печенье 8 карандаши

4 краски 9 пирожки

5 кошка-игрушка 10 ёжик-игрушка

2 станция «Выбирайка»

Выберите одну скороговорку и все дружное прочитайте (скороговорки написаны на листочках)

Следующая станция «Собирай-ка»

Вам надо из 9 частей собрать одну картинку.

Станция «Вспоминай-ка»

Порассуждайте какая картинка закрыта?

Пока команды готовятся со зрителями тоже поиграем

У мамы моей пять сыновей….всего 8 загадок

Кто первый поднимает руку отвечает правильно получает балл

Станция «Подбирайка»

На карточках написаны пословицыи названия рассказов В. Осеевой соедини их в пары

Станция «Раскажи-ка»

Предлагаем рассказать о любимом произведении

Ипоследняя станция «Подпевайка»

Все поют весёлую детскую песенку

И подведение итогов победители награждаются сладким призом медальками, а остальные конфетами.

Вот и подошло наше путешествие к концу

Очень приятно, что вы хорошо знаете творчество детской писательницы Валентины Осеевой , но мы не прощаемся с её произведениями , а будем дальше знакомиться.

Публикации по теме:

Цикл этических бесед по произведениям В. Осеевой. «Урок вежливости». Часть 2

Цикл этических бесед по произведениям В. Осеевой. «Урок вежливости». Часть 3 Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое. Познавательное:.

Цикл этических бесед по произведениям В. Осеевой. «Урок вежливости». Часть 4 Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое. Познавательное.

Цикл этических бесед по произведениям В. Осеевой. Тема 6 - «Урок вежливости». Часть 1 Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое развитие.

Литературная гостиная по творчеству В. Осеевой

(К 125 – летию со дня рождения Валентины Осеевой)

Цель: познакомить детей с биографией В.А. Осеевой и ее произведениями, показать детям, что темы, затронутые автором, актуальны в жизни каждого человека.

Задачи: расширить сведения о жизни и творчестве В. Осеевой; развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им; обогащение нравственного опыта младших школьников ; обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; воспитывать гуманное отношение к животным.

Ход мероприятия:

1.Приветственное слово.

1 ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, уважаемые гости нашей литературной гостиной!

2 ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие ребята!

1 ВЕДУЩИЙ: Гости нашей литературной гостиной - это произведения детской писательницы В. А Осеевой (Выставка книг В. Осеевой)

В.А. Осеева (1902-1969) родилась в 1902 году в Киеве в семье инженера – строителя. Окончив гимназию, она поступила в театральный институт на актерский факультет, однако окончить его не удалось. Её семья переехала в Подмосковье. Здесь мама Осеевой стала работать в детском доме, а позже и сама Валентина. 17 лет отдала работе в детских домах. Воспитывая детей, она поняла, что не надо читать нотаций, а надо воспитывать силой примера и она стала сочинять маленькие рассказы и пересказывать их своим воспитанникам. Ребятам очень нравились рассказы Валентины Александровны, и именно они уговорили Осееву написать то, что она рассказывала, и отнести в редакцию. Так в 1937 году был напечатан первый рассказ Осеевой “Гришка” - о мальчике-беспризорнике. А в 1940 году вышел первый сборник рассказов “Рыжий кот”. В 1952 году получила Государственную премию за произведение “Васёк Трубачёв и его товарищи”.

(Слайд с произведениями В. Осеевой)

    В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

    А можно так: на рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённою, сердце достать

И подарить его людям.

1 ВЕДУЩИЙ: Произведения В. Осеевой помогают увидеть, что такие болезни души как эгоизм, жадность, злоба и предательство отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. (Слайд с обращением)

2 ВЕДУЩИЙ : Я вам сейчас прочитаю, что сказала о своих произведениях одна замечательная писательница.

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».

- Как вы думаете, кто мог бы сказать о своих рассказах такие слова? (В. Осеева)

Как мы можем узнать о добрых делах других людей, об их поступках, о вежливых и добрых словах?

    Давайте знакомые книжки откроем,

И снова пойдём от страницы к странице,

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней подружиться!

    Неважно, что с книжкой давно мы знакомы,

Пускай и с героем отлично знакомы,

И чем там закончиться, тоже известно,

Хорошие книжки всегда интересны.

1 ВЕДУЩИЙ: Вот уже много лет нет Валентины Александровны Осеевой, но голос ее книг звучит все так же проникновенно, волнующе, по-боевому.

2 ВЕДУЩИЙ: Именно поэтому герои книг Валентины Александровны интересны современным читателям.

- А когда вы читали рассказы В. Осеевой, о чём хотелось подумать, чему эти рассказы учили? (Заботиться о людях, дружить, помогать, быть честными)

На доске записаны слова.
Мудрость, мужество, справедливость, дружба, доброта, долг, честность, заботливость, умение помочь, умение прощать.

- Что это за слова? (Это хорошие черты характера)

Осеева написала очень много разных рассказов, главными героями которых были дети, их дела и поступки. Но поговорим сегодня только о некоторых из них.

- Многие рассказы Осеевой о дружбе, о том, как важно быть верным, добрым, отзывчивым человеком. Как должен поступать настоящий друг и о том, как иногда друзья бывают жадными, невнимательными, трусливыми.

(Инсценировка рассказов «Случай», «Сторож», «Что легче?», «Обидчики», «Три товарища», «Отомстила», «Картинки», «Вырванный лист».)

Ребята, поступки каких героев вы одобряете, а каких - осуждаете? (…..)

С детства мы читали и сейчас читаем рассказы Валентины Осеевой. Но мало кто знает и другую сторону её творчества. По её повестям сняты художественные фильмы про детей. Их смотрели и ими восхищались ваши бабушки и дедушки, ваши мамы и папы, когда были маленькими.

Валентина Александровна Осеева – автор многих интересных стихотворений для детей.

Первый снег

Расчесала туча бороду,

Ветер вдруг ускорил бег,

И пошел кружить по городу

Первый снег!

Пусть скорей мороз пожалует,

С ним и лыжи, и коньки.

То-то нас зима побалует

В эти ясные деньки!

Гостья

В детский сад пришла чужая кошка,

В сильный дождь откуда-то пришла,

Постучалась лапкою в окошко,

На карниз уселась и ждала.

По стеклу сбегали быстро капли

На худое кошкино лицо,

Лапки серые в воде обмякли...

Мы открыли двери на крыльцо.

Все гурьбой мы бросились к окошку

Сыпал дождь на головы с берез!

Первый я схватил чужую кошку,

Поднял вверх и в комнату принес.

Мы налили в блюдечко какао,

Накрошили сладкий пирожок...

Гостья выпила, сказала: "Мяу!"

По-кошачьи значит: "Хорошо!"

Все произведения Осеевой учат нас доброте, отзывчивости, учат быть смелыми, справедливыми, учат дружить и сопереживать, заботиться о других, защищать маленьких и слабых. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете эти добрые произведения.

Презентация-викторина.

Все участники постановки, и другие участники класса выстраиваются на сцене и исполняют песню "Бедный Ёжик" на стихи В.А. Осеевой

Ведущий: «Благодарим за внимание. Литературная гостиная закрывается. До новых встреч»

«Открывая книгу, открываем мир!»

В. Осеева

Ребята!
Обязательно прочитайте эти книги.
Они вам очень понравятся!

Синие листья. Васёк Трубачёв и его товарищи.

Сыновья Волшебное слово.

Почему? Весёлые деньки.

Динка. Динка прощается с детством

Отцовская куртка. Хорошее.

Отомстила. Три товарища

Печенье Лекарство

Просто старушка Сторож

Ум и сердце в вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Викторина по произведениям В.А. Осеевой

    Главный герой произведения «Волшебное слово»

А – Юрик. Б – Павлик. В – Егор. Г – Михаил.

    Какое волшебное слово сказал старичок в произведении «Волшебное слово»

А – Пожалуйста Б – Спасибо В – Здравствуйте Г – Добрый вечер

    Как звали собаку в рассказе «Хорошее»?

А – Бум. Б – Шарик В – Верный Г – Трезорка

    Почему мальчик признался в своём поступке в рассказе «Почему»?

А – Боялся наказания Б – Его мучила совесть

В – Было жаль Бума Г – Испугался

    Имя мальчика из рассказа «Три товарища» - настоящего друга Вити.

А – Коля. Б – Володя. В – Миша. Г – Гриша.

    К какому рассказу относится пословица «Вежливости открываются все двери»?

А – «Волшебное слово». Б – «Три товарища».

В – «Почему». Г – «Хорошее».

    Краску, какого цвета попросил мальчик в рассказе «Волшебное слово»?

А – Красную. Б – Зелёную . В – Белую. Г – Синюю.

    Что случилось с собакой в рассказе «Кто хозяин»?

А – Заболела. Б – Провалилась в яму. В – На неё напали собаки овчарки.

Г – Умерла.

    Каким был день, по мнению муравья, в рассказе «Какой день»?

А – Чудесный. Б – Прекрасный В – Отвратительный Г – Замечательный

    Кто оказался самым глупым в рассказе «Кто всех глупее»?

А – Утка Устинья. Б – Пёс Барбос В – Девочка Таня Г – Мальчик Ваня

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг, и ты - мой друг.

Крепко за руки возьм?мся

И друг другу улыбн?мся (улыбаются друг другу). А теперь назовите «Волшебные слова» (каждый ребёнок называет слова и передаёт мяч по кругу).

  1. Слайд №1, №2,№3, №4. Рассказ учителя о биографии В. А. Осеевой.

Ребята вы узнаёте эту женщину? Как её зовут? Чем она занималась?

Да, это Валентина Александровна Осеева. Она родилась в городе Киеве, в городе герое, в котором есть памятник «Родина мать зовёт.

Юная Валя мечтала стать актрисой, но её мечта не осуществилась.

Придя в трудовую колонию, к беспризорным детям она поняла, что её призвание воспитывать трудных детей. Это дети, у которых нет родителей. И не кому о них позаботиться. У них нет мамы, которая им расскажет сказку, споёт колыбельную.

Много лет она воспитывала детей - беспризорников, а в свободное время писала, рассказы, сказки, стихи для них.

  1. Со стихотворением «В гости к ягодам» вас познакомит Белов Кирилл.

Стих «В гости к ягодам»

На берёзовой полянке

Земляничка расцвела,

Закраснела, заалела,

В гости Груню зазвала:

«Кушай, Груня, земляничку,

Для тебя созрела я.

А поешь - запей водичкой

Из студёного ручья!»

Съела Груня земляничку,

Запила её водичкой,

Побежала на село.

А на утро всё село

В гости к ягодам пришло.

  1. Назовите ребята рассказы, с которыми вы уже знакомы: Сторож, Плохо, Что легче? и т. д. слайд №6
  2. А вот оживший рассказ «Синие листья» вам покажут Катя и Маша.

Инсценирование рассказа В. А. Осеевой «Синие листья».

6. Упр. «Хорошо - плохо». Учитель называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

Ребята играли все вместе и, и всем было весело. (СТОРОЖ)

Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят. (СТОРОЖ)

Володя подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу. (3ТОВАРИЩА)

А я правду скажу. Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ни чего не надо. (ЧТО ЛЕГЧЕ?)

А я совру, скажу будто волк на меня напал в лесу. (ЧТО ЛЕГЧЕ?)

Собака яростно лаяла. Прямо перед ней сидел маленький котёнок и жалобно мяукал. Неподалёку стояли ребята и ждали, что будет. (ПЛОХО)

Дай мне кусочек пирожка ПОЖАЙЛУСТО. (ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО)

Смотри ни чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много. (СИНИЕ ЛИСТЬЯ). (После каждого предложения необходимо спросить детей чему учит каждый рассказ).

7. Слайд №7 Дети должны подобрать к каждому рассказу верное выражение.

8. Слайд №8 «Правила дружбы» (на правильное выражение дети должны говорить «правильно», на не верное выражение «не правильно».

9. Викторина. Слайд №9, №10, №11.

10. Итог классного часа. Учитель раздаёт всем детям конфеты дружбы и доброты.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к классному часу "Экскурс по творчеству В. А. Осеевой".»

Валентина Александровна

Осеева


Валентина Александровна Осеева родилась в

г. Киеве


Юная Валя мечтала стать актрисой, но её мечта не осуществилась.

Придя к беспризорным детям она поняла, что её призвание воспитывать детей.



Стихотворение В. А. Осеевой

«В гости к ягодам»


Рассказы В. А. Осеевой

«Синие листья»

«Отомстила»

«Плохо»

«3 товарища»

«Волшебное слово»

«Сторож»

«Что легче?»


Чему учат рассказы В. А. Осеевой?

«Отомстила»

«Волшебное слово»

«Что легче?»

«Сторож»

«Три товарища»

Делиться с товарищем.

Просить прощение, если обидел друга.

Не обманывать.

Быть вежливым.

Приходить на помощь товарищу.


«Правила дружбы»

Не ссориться!

Вредничать другу!

Просить прощения, если обидел друга!

Врать другу!

Быть вежливым!

Обижать друга!

Не жадничать!

Помогать друг другу!

Не злиться!

Постоянно ссориться!


викторина

Найди портрет В. А. Осеевой


Какой рассказ написала В. А. Осеева?


К какому рассказу эти картинки?

«Сторож»