Адыги происхождение. Расселение адыгских, абазинских и абхазских племен в конце XVII – начале XIX в

Историк-любитель Виталий Штыбин рассказывает о разделенном черкесском народе.

Юга.ру уже рассказывали о Виталии Штыбине - молодом краснодарском предпринимателе, который увлекся черкесской историей настолько, что стал популярным блогером и желанным гостем на профильных конференциях. Эта публикация - о том, что общего и в чем разница у адыгейцев, кабардинцев и черкесов - открывает цикл материалов, которые Виталий будет писать специально для нашего портала.

Если вы уверены, что в Кабардино-Балкарии живут кабардинцы и балкарцы, в Карачево-Черкесии - карачаевцы и черкесы, а в Адыгее - адыгейцы, то вы будете удивлены, но это не совсем так. Во всех этих республиках живут адыги - это один народ, разделенный искусственными границами. Эти названия носят административный характер.

Адыги - это самоназвание, а окружающие народы по традиции называют их черкесами. В научном мире используют термин адыги (черкесы), чтобы избегать путаницы. Главное правило одно - адыги равнозначно названию черкесы. Есть небольшая разница между адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии\Карачаево-Черкесии и Адыгеи\Краснодарского края. Она заметна в диалектах. Кабардинский и черкесский диалекты считают восточными диалектами адыгского языка, адыгейский и шапсугский диалекты - западные. В разговоре житель Черкесска не все поймет из речи жителя Яблоновского. Как типичный обыватель средней полосы России не сразу разберется в кубанской балачке, так и кабардинцу будет сложно понять разговор сочинских шапсугов.

Кабардинцы называют адыгейцев низовыми адыгами в силу географии, так как Кабарда находится на возвышенном плато. Стоит отметить, что термин «черкес» в разное время распространялся не только на этот народ, но и на соседей по Кавказу. Именно такая версия сохранилась сегодня в Турции, где термином «черкес» называют всех выходцев с Северного Кавказа.

В Российской империи адыги (черкесы) не имели собственных республик или автономий, но с приходом советской власти такая возможность появилась. Однако государство не решилось объединить разобщенный народ в одну большую республику, которая легко могла стать равной по размерам и политическому весу Грузии, Армении или Азербайджану.

Разными путями образовали три республики: Кабардино-Балкарию - в которую из адыгов вошли кабардинцы. Для поддержания баланса их объединили с тюрками-балкарцами. Следом образовалась Адыгейская автономия , куда вошли все оставшиеся субэтнические группы бывшей Кубанской области. Горная часть республики, как и город Майкоп, вошла в ее состав только в 1936 году. Шапсуги в Лазаревском районе города Сочи получили свою автономию с 1922 по 1945 год, но ее ликвидировали безвозвратно. Последними Карачаево-Черкесскую автономию получили в 1957 году адыги-бесленеевцы, близкие по диалекту к кабардинцам. В этом случае власти также поддержали этнический баланс между ними и населявшими республику абазинами и тюрками-карачаевцами (родственниками соседних балкарцев).

Но что значат понятия «шапсуг», «бесленеевец», «кабардинец» и так далее? Несмотря на полуторавековую историю адыгов (черкесов) внутри Российского государства, общество так и не избавилось от племенного (или по-научному - субэтнического) деления. До конца Кавказской войны в 1864 году западные адыги (черкесы) жили на всей территории Краснодарского края и Адыгеи, к югу от реки Кубани до реки Шахе в Лазаревском районе Сочи. Восточные адыги (черкесы) проживали на юге Ставропольского края, в районе Пятигорья, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, на равнинных частях Чечни и Ингушетии - между реками Терек и Сунжа.

Читайте также:

  • Кубановедение без пробелов. Краснодарец Виталий Штыбин рассказывает в сети об адыгской истории края

В результате войны в Турцию были изгнаны некоторые из субэтносов - такие как натухайцы и убыхи, большая часть шапсугов, хатукайцев, абадзехов. Сегодня деление на племенные общества выражено не столь ярко, как раньше. Субэтнический термин «кабардинцы» оставили за адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии. Они были самым мощным, многочисленным и влиятельным адыгским субэтносом на всем Кавказе. Собственное феодальное государство, статус законодателей мод и контроль над путями в Закавказье помогали им долгое время удерживать сильнейшие позиции в политике региона.

В Республике Адыгея, наоборот, самые крупные субэтносы - темиргоевцы, чей диалект является официальным языком республики, и бжедуги. В этой республике все наименования субэтносов заменили искусственным термином «адыгейцы». Строгих границ в аулах республик нет, все живут вперемежку, так что в Адыгее можно встретить кабардинцев, а в Кабарде - темиргоевцев.

Проще всего запомнить субэтносы можно в следующем порядке:

- восточные адыги (черкесы) : кабардинцы в Кабардино-Балкарии; бесленеевцы в Карачаево-Черкесии;

- западные адыги (черкесы) : шапсуги в Лазаревском районе города Сочи; темиргоевцы\хатукайцы\бжедуги\абадзехи\мамхеги\егерухаевцы\адамиевцы\
махошевцы\жанеевцы в Республике Адыгея.

А как же абазины, которые живут во всех тех же аулах, но преимущественно в Республике Карачаево-Черкесия? Абазины - это смешанный народ, язык которого близок к абхазскому. Когда-то давно они переселились из Абхазии на равнины северных склонов Кавказа и смешались с черкесами. Их язык близок к абхазскому, который родственен адыгскому (черкесскому) языку. Абхазы (абазины) и адыги (черкесы) - дальние родственники, примерно как русские и чехи.

Теперь в разговоре с адыгейцем, черкесом или кабардинцем вы можете спросить его, из какого он племени (субэтноса), и узнаете много интересного из жизни адыгов (черкесов), а заодно приобретете доверие как знаток устройства удивительного адыгского (черкесского) общества.

Ф.М. Хаджебиекова, Кубанский государственный университет

По вопросу расселения адыгских и родственных им абазино-абхазских племен существует немало литературных источников, с помощью которых можно обозначить общую территорию, занимаемую данными субэтносами в конце XVIII –XIX в. А вот более достоверно определить ареал расселения каждой из этнических групп представляется более сложным, «ибо горцы, не зная обыкновения назначать границы племен, легко допускают изменения в сем случае» . Тем не менее, используя литературные источники, можно проследить общую территорию, занимаемую адыгскими и родственными им абазинскими и абхазскими субэтносами.

В конце XVIII – начале XIX в. адыгские племена занимали довольно большую территорию Северо-Западного Кавказа. Характеризуя территориальное расселение адыгейских племен, исследователь Т.В. Половинкина пишет: «Начиная от Северо-Западной оконечности Большого Кавказского хребта, адыги заселяли обширную территорию по обе стороны примерно на 275 км (считается по водораздельному хребту с северо-запада на юго-восток), после чего их земли переходили уже исключительно на северные склоны Кавказского хребта в бассейн Кубани, а потом Терека, простираясь на юго-восток еще примерно на 350 км.
По побережью Черного моря адыги занимали территорию протяженностью около 250 км (от Анапы до Шахе), гранича на юге с убыхами. В самом широком месте земли адыгов простирались от берегов Черного моря на восток до Лабы примерно на 150 км (считая по линии Туапсе –Лабинская), затем при переходе из бассейна Кубани в бассейн Терека эти земли сильно сужались, чтобы опять расшириться на территории Большой Кабарды до 100 с лишним километров» .

Адыги, как и другие кавказские народности, подразделялись на субэтносы, или племена. Ад. Берже выделяет двенадцать адыгских субэтносов: кабардинцы, шапсуги, натухаевцы, хегаки, абадзехи, гатюкаевцы, бжедуги, жанеевцы, темиргоевцы, бесленеевцы, махошевцы, убыхи . Из адыгских субъэтносов данные племена были наиболее значительными по численности. Также в источниках упоминаются менее многочисленные субэтносы: мамхеговцы, егерухаевцы, гуае, адале, адамиевцы, хакучи, тубинцы и т.д. По данным Т.В. Половинкиной, к началу XIX в. существовало 18 этнических подразделений адыгов .

Адыгские племена. Кабардинцы («къэбэртай») населяли Большую и Малую Кабарду. Кабарда занимала основную часть Центрального Предкавказья. Условно Кабарда делилась по р. Терек на Левобережную (Большая Кабарда) и Правобережную (Малая Кабарда).

Большая Кабарда занимала северную территорию Кавказских гор между реками Кубанью, Малкою и Тереком . Малая Кабарда лежала на восток от Большой Кабарды, простираясь по правому берегу Терека до Нижнего Наура . Территории Большой и Малой Кабарды имели свои географо-климатические особенности. Большая Кабарда – это в основном предгорно-равнинная часть Центрального Предкавказья . Малая Кабарда – равнина, переходящая на северо-востоке в возвышенности .

Беглые Кабардинцы . В источниках «беглые кабардинцы» упоминаются как кубанские или закубанские кабардинцы. После подавления царизмом вспыхнувшего в 1804 г. в Кабарде восстания часть кабардинцев вынуждена была бежать за Кубань. Берже указывает, что с 1804 по 1849 г. беглые кабардинцы проживали на верхнем Урупе, Марухе, Аксауте и Куве .

В 1849 г. кабардинцы бежали за р. Белую, «увлеченные проповедями Магомет-Амина» .

Бжедуги («бжъэдыгъу»). Бжедуги – один из крупных адыгских субэтносов. Принято считать, что первоначально они жили в районе р. Шахе, между нынешним Туапсе и Сочи. Впоследствии это племя разделилось на две территориальные группы – причерноморские («абхазские») и адыгские («за горой Обур», по-видимому, за Кавказским хребтом). По преданиям, из-за прироста населения и частых войн с более сильными соседями бжедуги начали искать более удобные места проживания на Северном Кавказе .

В конце XVIII–XIX в. бжедуги занимали «земли по левую сторону Кубани, по низовьям р. Пшиша и Псекупса до границы шапсугов» . Большинство источников делит бжедугов на два колена – «хамышей, живших от шапсугской границы до реки Псекупса, и черченей – далее до реки Пшиша» . У С. Хан-Гирея можно найти упоминание еще о трех бжедугских коленах – вепсне, хеххадчь и жане . Вепсне проживали в окрестностях «реки Вепсн, впадающей в Черное море» . Колено хеххадчь обитало в «южных окрестностях устья реки Кубани, частию и на полуострове Тамани» . Колено жанэ. Часть источников относит жанеевцев к отдельному племенному образованию адыгов, часть – к бжедугскому колену. «…в прежние времена жанинцы обитали в низовых местах, то есть ближе к устью р. Адекума, занимая довольно значительное расстояние на западе, на востоке и на юге внутри гор…» . И. Бларамберг писал: «Ранее они жили на правом берегу Кубани выше Копыла, но при приближении русских в 1778 году укрылись на левом берегу реки вместе с жителями Тамани, а в настоящее время осели недалеко от Кубани на обоих берегах р. Пшиш» .

С. Хан-Гирей в свою очередь отмечал: «В 1802 году жанинцы разорены до основания черноморскими казаками, и тогда самобытное существование их исчезло» . Позже жанеевцы собрались в один аул, но большая часть их была уничтожена эпидемией моровой язвы, и остатки этого колена в первой половине XIX в. проживали «в одном ауле, находящемся в Черченайском владении на р. Пшише» . Л.Я. Люлье, характеризуя место обитания жанеевцев в первой половине XIX в., писал: «Племя некогда могущественное и сильное. Слабые остатки его ныне расположены в 70 верстах ниже бжедугов, на острове, образуемом двумя рукавами Кубани и называемом черкесами Детлясвь, а черноморскими казаками – Кара-Кубанский остров. Несколько семейств этого же племени живут на Адекуме между натухажцами» . По данным И. Бларамберга, к этому времени жанеевцы проживали «всего лишь в 6 поселениях» .

Натухаевцы («Натхъуадж»). «Племя это занимает западную оконечность понижающегося к Черному морю Кавказского хребта. Земли его простираются по восточному берегу моря, от р. Джубги до кр. Анапы и граничат на севере с нижней Кубанью и главным хребтом» . С. Броневский местом обитания натухаевцев упоминал долины рек: «Атакум, Бакан, Цемес, Тадипш, Джуп, Прибепс, Шупш, Нефиль, Псиф, Кудака» .

Хегаки («шегаки»). «Большое некогда племя, занимавшее окрестности крепости Анапа, где теперь живут натухажцы, в котловине Чехурай. Истребленные войной и окончательно чумой в 1812 году и будучи не в состоянии по малочисленности своей сохранить самобытность, хегайки совершенно слились с натухажцами» .

Хатук , или адале . «Они жили на полуострове Тамань до занятия его войском Черноморским» . И. Бларамберг отмечал, что адале «были частью татары из племени булнади, а частью черкесы. Их называли адалами, что на татарском языке означает "жители острова"; они удалились на левый берег Кубани и поселились вдоль ее лимана, обосновав поселения и сохранив свое старое название – адалы» . «После взятия Анапы в 1791 году большое число их погибло, и с этого времени они почти совсем исчезли или же ассимилировали с соседними племенами» .

Чепсин («цопсын»). К концу XVIII в. это племя «совершенно слилось и вошло в состав Натухажского народа» . Н.Ф. Дубровин, описывая расселение данных племен, писал: «Точно так же среди натухажцев жили три поколения племен адиге, потерявшие свою самобытность и слившиеся с натухажцами: чебеин, хегайк, жившие в окрестностях Анапы, в котловине Чехурай, и хетук, или адале, жившие на полуострове Тамань, а теперь разбросанные в разных местах среди натухажцев» .

Адамиевцы (адамий) обитали между нижним течением р. Пшиш и р. Белой. По сведениям И. Бларамберга, – «маленькое черкесское племя, обосновавшееся на речке Сгагваше близ Кубани» .

Темиргоевцы («кемгой», «чемгуй», «кIемгуй»). В начале XVIII в. они населяли горные районы по р. Белой, численность их составляла всего 2 000 дворов. Однако в течение столетия происходило расширение территории темиргоевцев, и в конце века их селения располагались уже между р. Белой и Лабой. На севере их земли шли по Кубани, на юге – приблизительно по линии р. Белой. На западе они граничили хатукайцами, на юге – с адамиевцами, на востоке – с егерухаевцами. На территории темиргоевцев расселялись такие малочисленные группы адыгов, как егерухаевцы, махоши и мамхеги, находившиеся при этом в политической зависимости от темиргоевцев. Значительно возросла численность этого племени за счет включения в его состав переселившихся сюда хатукаевцев, адами, хегаков и др.

Махошевцы («мэхъош») обитали «на левом берегу Лабы, выше гатюкой» . С. Хан-Гирей к местам обитания махошевцев относит «бассейны рек Фарз, Псфр и Ккель» , а Л.Я. Люлье – долины рек «Чехурадж, Бологиак и Шаде» . С. Броневский в свою очередь упоминает долины рек «Ямансу, Шимблонах, Шограг, Псефир, Псехуш, Фарз, Понако, Калх, Арим» .

Махошевцы граничили на западе с егерухаевцами, на юге – с мамхеговцами, на востоке – с бесленеевцами, на севере – с ногайцами .

Мамхеговцы («мамхэгъ») – небольшое адыгское племя, жившее на территории, имевшей форму треугольника, вершиной которого было устье р. Курджипс при впадении в р.Белую . Д.Г. Анучин, определяя место обитания мамхеговцев, указывает: «Севернее махошевцев вниз по Лабе и вглубь на запад к реке Белой, поселились темиргоевцы, егерухаевцы и мамхирцы…» .

Хатукаевцы («хьатикъуай») «ранее проживали к западу от Кара-Кубани по речкам Убин, Зиль, Афипс до кубанских плавней, с юга ограниченные Яман-су, между черноморскими казаками и шапсугами, но под давлением последних покинули свои прежние жилища и теперь проживают между Пшишем и Сгагвашей от Кубани до владений абадзехов» . В 1802 г. они переселились к темиргоевцам .

Хакучи («хьакIуцу») жили по верховьям р. Аше, Псезуапе и Шахе, впадающих в Черное море, между современными Туапсе и Сочи. Они граничили с убыхами и Малой Шапсугией .

Егерухаевцы («еджэркъуай») обитали на левом берегу р. Лабы, близ впадения ее в р. Кубань . Егерухаевцы граничили на северо-западе с владениями темиргоевцев, на юго-востоке – махошевцев, на юге – с владениями абадзехов .

Шапсуги («шапсыгъ»). Шапсуги к концу XVIII – первой половине XIX в. были одним из самых многочисленных адыгских субэтносов. Шапсугия, как и Кабарда, делилась на Большую Шапсугию и Малую Шапсугию. Большая Шапсугия находилась на Нижней Кубани и граничила с Главным Кавказским хребтом, с запада – с р. Адагум, с востока – с р. Псекупс; на севере границу составляла Нижняя Кубань. Территория Малой Шапсугии прилегала к восточному берегу Черного моря и граничила с севера с хребтом, а с юга – с р. Шахе .

Абадзехи («абдзах»). По данным 1830–1867 гг., территория абадзехов «занимала пространство в 8150 кв. верст» .

«Западная ее граница шла по реке Шебш, по притоку последнего Догуай, по реке Псекабе, т.е. от нынешнего селения Шабановского, станицы Ставропольской до нынешнего селения Григорьевского. Близ последнего сходились границы владений трех адыгейских племен: абадзехов (абедзах), шапсугов (шапсуг) и бжедухов (бзедугх). Северная граница проходила мимо Майкопа, далее через реку Фарс к реке Псефир (по-абадзехски Псефюр). Восточная поднималась вверх по Псефиру, пересекала истоки Ходза и Чегса и мимо горы Тхачь подходила к горе Шугус (10 642 фута). Южная шла по Главному хребту» . «Указанные границы были предельными; расширение их шло в северо-западном направлении, по мере того как абадзехский народ оттеснял на север бжедухов и на запад шапсугов. Кроме указанных племен с абадзехами соседствовали хатукаевцы (хатюкай), темиргоевцы (кэмгуй), егерухаевцы (егерукой), махошевцы (махош) – на севере; на востоке – бесленеевцы (бесленей); баракаевцы (браккый), тамовцы (там), баговцы (баг); на юге – убыхи» .

Л.Я. Люлье писал об «абадзехах. Это племя занимает места на северном склоне Кавказского хребта в долинах, по коим протекают следующие речки, впадающие в Кубань (Пшиз):
1) Схагуаще, или Белая речка, с притоками: а) Курджипсе; б) Пчеха; в) Пхаць; г) Тфисепс;
2) Лаба с притоками: a) Псизюе (Малая Лаба), б) Шегипсинь (Чохраге); в) Хагур (Ходзь); г) Фарз;
3) Пшиш с притоками: а) Март; б) Пчас (Пчаг);
4) Псекупсе с притоками: а) Даюсь; б) Цаок; в) Чибий;
5) Вуанобат (Вонобат);
6) Суп, служащая пограничным рубежом с шапсугским племенем» .

Тубинцы «являются одним из абадзехских племен и говорят на том же языке. Они дерзки и занимают наиболее высокогорные и труднодоступные районы вблизи речек Пчега и Сгагваша, вплоть до снеговых вершин…» .

Бесленеевцы («бэслъний») «жили на правом берегу Большой Лабы и по рр. Большому и Малому Тегеням (Гегене и Гегенезии), впадающим в Уруп» . Ряд источников к бесленеевцам относит также бикхов, чейгереевцев, баракаевцев, башилбаевцев, хотя в большинстве случаев их включают в число абазинов.

Гуайе проживали вблизи форта Лазарева в долине р. Псезуапе .

Убыхи («пех») обитали «на юго-западном склоне Кавказских гор между рр. Хоста и Шахе, в ушельях по течению р. Убых, простирающейся на 40 верст и впадающей в р. Шахе» .

Ад. Берже подразделяет убыхов на:
а) собственно убыхов, которые жили между верховьями рр.Хоста и Шахе;
б) саше, живших между р. Хоста и долиною р. Сочи.
в) варданс (врдане) жили близ долин р. Сочи и Сюэпсэ и ее притоками включительно .

В монографии «История убыхов» указаны известные в XIX в. в Убыхии следующие племенные подразделения: субаши или субешх, хизе, вардане, псахе, саше или соча (соцва), хоста или хамыш, располагавшиеся в береговой полосе…

Субешх проживали в долине р. Шахе .

Хизе (Хобзы, Пшогия) занимали долины р. Осакай (Осохой), Хожиебс (Якорная цепь), Беранда, Детляшха, Буу. Для этого общества, особенно в береговой полосе, было характерно смешанное убыхо-шапсугское население .

Вардане занимали прибрежную полосу от долины р. Буу до Мамайского перевала. Селения этого общества располагались на реках Хобзы (Хобза), Лоо (селение Дзепш, или Лоупе), Ниже, или Нижи, Летугай (современная р. Битха) и Дагомыс .

Псахе жили к юго-востоку от общества вардане, которые занимали долину р. Псахе и междуречье Псахе – Сочи, включая долину современного Хлудовского ручья .

Саше (соча, соцва) обитали от р. Сочи (Сочипста) до р. Агуры .

Племя абазинское. Абазины – народность, родственная абхазам, но этнически стоящая между абхазами и адыгами. Даже сегодня многие абазины, живущие в Адыгее и Карачаево-Черкесии, свободно говорят и по-абазински, и по-адыгейски . К.Ф. Сталь писал: «Абазины происхождения цебельдинского, выселившееся постепенно из Абхазии по недостатку земли, по кровомщениям и другим причинам. Они занимают самую высокую полосу по северной покатости хребта, на пространстве между вершинами Кумы, Подкумка, на левом берегу Кубани и в вершинах Кафира, Бежгона, Лабы, Ходза и Губса» .

Абазины подразделялись на две большие группы:

1. Тапанта. Черкесы называли тапантовцев «басхяг», а ногайцы именовали их «алтыкесек абаза» (абазины шестиродные) . К тапанта многие источники относили лоовцев, бибердовцев, дударуковцев, клычеевцев, джантемировцев .

2. Шкаруа (шкарауо). К ним относились кизилбековцы, чегреи (гаграй), баракаи, мысылбаи, баракаи (баговцы) . И. Бларамберг считает абазинами колена оташи, медазинги (медовеевцы), султанеевцев .

Оташи занимали истоки Большой Лабы .

Медазинги – занимали юго-западный склон Кавказа и истоков р. Лаба и Амтурк .

Султанеевцы – «это некоторые потомки крымских султанов, которые совершенно независимо от предыдущих народностей укрылись в районах, расположенных за Кубанью» .

Баракаевцы (браки, баракай) жили на правом берегу Верхнего Гупа .
Ф.Ф. Торнау указывает долину р. Ходзь .

Башилбаевцы (беселбеи) «жили в лесистых горах Предкавказья, орошаемых реками Яфир и Бикх» . Торнау местом обитания башилбаевцев называет верховья Урупа .

Кызылбековцы. По данным Ф.Ф. Торнау, местом обитания была «г. Ахмет, у верховья р. Андрюк» . С. Броневский указывает, что кызылбековцы жили «на самой вершине Лабы между малой и большой Лабою, повыше бесленеевцев с ними сопредельных» .

Шагиреи обитали у «подошвы хребта Кавказских гор, над крутым и обрывистым берегом Малой Лабы» .

Баговцы «живут в трех небольших селениях, расположенных у р. Ходз, на лесистой подошве горы Ашишбах» .

Лоовцы селились вдоль р. Кумы, по правую сторону Кубани .

Дударуковцы жили на левом берегу Кубани, против Баталпашинской станицы .

Бибердовцы предположительно обитали там же, где и дударуковцы . «Бибердов аул существовал до 1829 г., когда в наказание за измену разорен русскими войсками» . С. Броневский местом обитания бибердовцев указывает ручей Марух, впадающий в Малый Зеленчук с левой стороны .

Тамовцы обитали в верховьях Большой Лабы .

Жантемировцы – жили по р. Куме и Подкумку .

Клычевцы жили «на ручье Халмурз, впадающем в правый берег Кубани, недалеко от каменного моста, называемого татарами Таш-Керпи, черкесами – Мива-Ламиш» .

Арсланбековцы обитали «при ручье Ахсаут, который, соединившись с Карданегом, впадает в малый Зеленчук с правой стороны» .

Чаграи, чаграйцы жили на Малой Лабе и на речках, впадающих в нее «пониже казылбеков» .

С. Броневский колена тубинцев, убыхов, саше, аратховаж, баги, мадажви, абзыпы или псыпы относит к западным абхазам .

Племя Абхазское . Сведения об абхазах приводим по данным Ад. Берже.

Абхазцы (абсуа) занимали пространство по берегу Черного моря от р. Ингура до р. Бзыба.

Самурзаканцы обитали на берегу Черного моря южнее Абхазии, от р. Охури до Ингура.

Цебельдинцы (замбаль) жили на «юго-запдном скате Кавказского хребта, по верховью р. Кодора и ближайшим к ней ущельям».
Садзен (садзул или джигеты). Земля их граничила на востоке с р. Бзыб, на западе и юге – с Черным морем и Кавказским хребтом. Джигетов составляют:
– псху, обитавшие в верховьях р. Бзыба и Меджиты;
– ахчипсою, селившиеся в верховьях р. Псху и Мдзымта;
– айбуга, обитавшие между обществами ахчипсоу, псху, цандрипш, на пространстве между р. Псху и Бзыбом и выше верховья р. Хашупсе;
– цандрипш, носелявшие берег Черного моря от устья р. Бзыба до устья р. Хашупсе, а внутри края – до Ахчипсоу и Айбуга;
– кечьба, жившие между р. Мдзымта и Хашупса;
– аредба, занимавшие территорию между р. Мдзымта и Хоста, на берегу Черного моря до границ убыхского общества саше;
– цвижда и бага, обитавшие между р. Хоста и Мдзымта и обществами ахчипсоу и аредба .

Ад. Берже к абхазскому племени относит также абазин, которых он подразделяет на кумских и кубанских, и «бесильбеев, тамовцев, кизылбеков, шегирей, баговцев, баракаев, лоовцев, дударуковцев, бибердовцев» .

Такова была картина территориально-этнического расселения адыгских и абазино-абхазских субэтносов в конце XVIII – начале XIX в.

1. Зубов П. Картина Кавказского края, принадлежащего России, и сопредельных оному земель в историческом, статистическом, этнографическом, финансовом и торговом отношениях. Ч. 3 // Русские авторы о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Нальчик, 2001. Т. 2. С. 11.
2. Половинкина Т.В. Черкесия – боль моя. Исторический очерк (древнейшее время – начало XX в.). Майкоп, 2001. С. 80–81.
3. Берже Ад. Краткий обзор горских племен на Кавказе. Нальчик, 1992. С. 16–28.
4. Половинкина Т.В. Указ. соч. С. 82.
5. Берже Ад. Указ. соч. С. 21.
6. Половинкина Т.В. Указ. соч. С. 82.
7. Кузьминов П.А. Этнодемографическая карта народов Терека: размещение, численность и миграция населения в конце XVIII – первой половине XIX в. //Ландшафт, этнографические и исторические процессы на Северном Кавказе в XIX – начале XX в. Нальчик, 2004. С. 724.
8. Там же.
9. Берже Ад. Указ. соч. С. 22.
10. Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа // Русские авторы о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Т. 1. С. 205.
11. Цит. по: Шеуджен А.Х., Галкин Г.А., Тхакушинов А.К. Земля адыгов. Адыгэмэ ячIыгу. Майкоп, 2004. С. 97.
12. Берже Ад. Указ. соч. С. 25.
13. Дубровин Н.Ф. О народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Нальчик, 2002. С. 90.
14. Хан-Гирей С. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978. С. 195–199.
15. Там же. С. 195.
16. Там же. С. 196.
17. Там же. С. 198.
18. Бларамберг И. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. Нальчик, 1999. С. 127.
19. Хан-Гирей С. Указ. соч. С. 198.
20. Там же.
21. Люлье Л.Я. Черкесия. Историко–этнографические процессы на Северном Кавказе в XIX – начале XX века //Ландшафт, этнографические и исторические процессы на Северном Кавказе в XIX – начале XX в. С. 51.
22. Бларамберг И. Указ. соч. С. 127.
23. Берже Ад. Указ. соч. С. 23.
24. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Нальчик, 1999. С. 132–34.
25. Люлье Л.Я. Указ. соч. С. 48.
26. Там же.
27. Бларамберг И. Указ. соч. С. 131.
28. Там же.
29. Люлье Л.Я. Указ. соч. С. 47.
30. Дубровин Н.Ф. Указ. соч. С. 90.
31. Бларамберг И. Указ. соч. С. 127.
32. Цит по: Шеуджен А.Х., Галкин Г.А., Тхакушинов А.К. Указ. соч. С. 97–98.
33. Берже Ад. Указ. соч. С. 27.
34. Хан- Гирей С. Указ. соч. С. 174.
35. Люлье Л.Я. Указ. соч. С. 51.
36. Броневский С. Указ. соч. С. 141–142.
37. Шеуджен А.Х., Галкин Г.А., Тхакушинов А.К. Указ. соч. С. 97.
38. Там же. С. 98.
39. Анучин Д.Г. Очерк горских народов правого крыла Кавказской линии // Русские авторы о народах Ценрального и Северо-Западного Кавказа. Т. 2. С. 280.
40. Бларамберг И. Указ. соч. С. 127.
41. Шеуджен А.Х., Галкин Г.А., Тхакушинов А.К. Указ. соч. С. 98.
42. Там же. С. 99.
43. Берже Ад. Указ. соч. С. 26.
44. Шеуджен А.Х., Галкин Г.А., Тхакушинов А.К. Указ. соч. С. 98.
45. Берже Ад. Указ. соч. С. 23.
46 Дьячко-Тарасов А.Н. Абадзехи (Историко-этнографический очерк) // Ландшафт, этнографические и исторические процессы на Северном Кавказе в XIX – начале XX в. С. 596.
47. Там же.
48. Там же.
49. Люлье Л.Я. Указ. соч. С. 48–49.
50. Бларамберг И. Указ. соч. С. 126.
51. Берже Ад. Ука. соч. С. 26.
52. РГВИА. Ф. 13454. Оп. 6. Д. 882. Л. 8; Люлье Л.Я. Указ. соч. С. 56.
53. Берже Ад. Указ. соч. С. 27.
54. Там же. С. 27–28.
55. Ворошилов В.И. История убыхов. Майкоп, 2006. С. 61.
56. Там же.
57. Там же.
58. Там же. С. 61–62.
59. Там же. С. 62.
60. Там же.
61. Шеуджен А.Х., Галкин Г.А., Тхакушинов А.К. Указ. соч. С. 58.
62. Сталь К.Ф. Указ. соч. С. 203.
63. Шеуджен А.Х., Галкин Г.А., Тхакушинов А.К. Указ. соч. С. 58.
64. Берже Ад. Указ. соч. С. 13–14; Торнау Ф.Ф. Краткий обзор горским племенам, живущим за Кубанью и вдоль восточного берега Черного моря от устья Кубани до устья Ингура // Секретная миссия в Черкесию русского разведчика барона Ф.Ф. Торнау. Нальчик, 1999. С. 485–488.
65. Шеуджен А.Х., Галкин Г.А., Тхакушинов А.К. Указ. соч. С. 58.
66. Бларамберг И. Указ. соч. С. 131.
67. Там же. С. 130.
68. Там же.
69. Там же. С. 131.
70. Бларамберг И. Указ. соч. С. 128.
71. Торнау Ф.Ф. Указ. соч. С. 487.
72. Бларамберг И. Указ. соч. С. 129.
73. Торнау Ф.Ф. Указ. соч. С. 485.
74. Там же. С. 486.
75. Броневский И. Указ. сч. С. 75.
76. Торнау Ф.Ф. Указ. соч. С. 486.
77. Берже Ад. Указ. соч. С. 13.
78. Торнау Ф.Ф. Указ. соч. С. 487; Берже Ад. Указ. соч. С. 13.
79. Там же..
80. Там же.
81. Торнау Ф.Ф. Указ. соч. С. 487.
82. Броневский С. Указ. соч. С. 73.
83. Берже С. Указ. соч. С. 12.
84. Броневский С. Указ. соч. С. 70.
85. Там же. С. 72.
86. Броневский С. Указ. соч. С. 73.
87. Там же. С. 75.
88. Там же. С. 77–78.
89. Берже Ад. Указ. соч. С. 9–11.
90. Там же. С. 12–13.

Великие тайны Руси [История. Прародины. Предки. Святыни] Асов Александр Игоревич

Адыги и черкесы – наследники атлантов

Да, среди народов Кавказа мы, по всей видимости, находим прямых потомков древних атлантов.

Есть все основания полагать, что одним из самых древних народов Северного Кавказа, как и всего Причерноморья, являются абхазо-адыги.

Лингвисты видят родство их языка с языком хаттов (от хаттов или «аттов» идёт и их самоназвание). Сей народ ко II тысячелетию до н. э. населял чуть не весь берег Чёрного моря, имел развитую культуру, письменность, храмы.

В Малой Азии они ещё во II тысячелетии до н. э., они слились с хеттами, которые стали затем гетами-фракийцами. Однако на северном берегу Чёрного моря хатты сохранили язык и даже своё древнее имя – атты или адыги. Однако в их культуре, легендах преобладает арийский (то есть изначально хеттский) слой, а от атлантского прошлого осталось немногое – прежде всего язык.

Древние абхазо-адыги – пришлый народ. Местные легенды, записанные в XIX веке великим просветителем адыгейского народа Шорой Бекмурзином Ногмовым (см. его книгу «История адыхейского народа», Нальчик, 1847), указывают на их приход из Египта, что может говорить также о древнейшей египетско-атлантидской колонизации Причерноморья.

Согласно легенде, приведённой Ш. Б. Ногмовым, род адыгов идёт от прародителя Ларуна, «уроженца Вавилона», который «вследствие гонений оставил свою страну и поселился в Египте».

Очень важная этиологическая легенда! Конечно, она была изменена временем, как и все подобные легенды. В частности, Вавилон, упоминаемый в сём сказании, может оказаться иным прозванием самой Атлантиды.

Почему я так считаю? Да потому, что и в ряде русских легенд об Атлантиде произошла такая же замена. Дело в том, что одно из имён Атлантиды, золотого острова на краю света, – суть Аввалон («страна яблок»). Так называли сию землю кельты.

А в землях, где впоследствии распространилась библейская литература, часто по созвучию сию землю стали именовать Вавилоном. Известны и «вавилоны», лабиринты из камней на нашем Крайнем Севере, кои напоминают об одной из важнейших мистерий Аввалона-Атлантиды.

Легенды о переселениях предков адыгов из сего Аввалона-Вавилона в Египет, а из Египта на Кавказ, в сущности, являются отголоском истории древней колонизации атлантами Причерноморья и Кавказа.

И потому мы вправе говорить и о америко-атлантидской колонизации, и искать родство абхазо-адыгов, например, с северо-американскими ацтеками и т. д.

Возможно, при той колонизации (X–IV тысячелетий до н. э.) предки абхазо-адыгов встретили в Северном Причерноморье предков носителей картвельских, а также семитских языков и, судя по всему, древнее негроидное население Кавказа.

Замечу, что негры и после жили на Кавказе, об этом писали античные географы. Например, Геродот (484–425 гг. до н. э.) оставил такое свидетельство: «Колхи, по-видимому, египетского происхождения: я о том догадывался, прежде чем услышал от других, но, желая удостовериться, расспрашивал оба народа: колхи сохранили гораздо больше воспоминаний о египтянах, чем египтяне о колхах. Египтяне полагают, что народы эти – суть потомки части войска Севострисова. Я также заключил это на основании примет: во-первых, они черномазы и курчавы…»

Замечу также, что эпический поэт Пиндар (522–448 гг. до н. э.), живший до Геродота, также называет колхов чёрными. И по археологическим раскопкам известно, что негры здесь жили по крайней мере с XX тысячелетия до н. э. Да и в нартском эпосе абхазов часто присутствуют «чернолицые джигиты», переселившиеся в Абхазию из далеких южных земель.

Судя по всему, именно эти коренные негры дожили здесь и до нашего времени, ибо в горах всегда сохраняются анклавы древнейших культур и народов.

Так, известно, что несколько семей коренных кавказских негров дожили в Абхазии до середины XX века. Об этих коренных абхазских неграх, живших в селениях Адзюбжа, Поквеше, Члоу, Тхине, Меркуле и Кынге, неоднократно писали в нашей научно-популярной литературе (см., например, статью В. Дробышева «В краю золотого руна», в сб. «Таинственное и загадочное». Минск, 1994).

А вот что писал об этом некий Е. Марков в газете «Кавказ» за 1913 год: «Проезжая в первый раз абхазскую общину Адзюбжу, я был поражён чисто тропическим ландшафтом: на яркой зелени густых девственных зарослей вырисовывались хижины и постройки из дерева, крытые тростником, копошились курчавые негритята, важно проходила с ношей негритянка.

На ослепительном солнце чёрные люди в белых одеждах представляли характерное зрелище какой-нибудь африканской сценки… Негры эти ничем не отличаются от абхазцев, среди которых живут с давних времён, говорят только по-абхазски, исповедуют ту же веру…»

Забавный очерк о абхазских неграх оставил и писатель Фазиль Искандер.

Магией и искусством перевоплощений некой негритянки, старухи Абаш, восхищался в 1927 году Максим Горький, когда вместе с драматургом Самсоном Чанбой посетил село Адзюжбу.

Изучая связи Африки и Абхазии в связи с наличием коренного негритянского населения, учёный Дмитрий Гулия в своей книге «История Абхазии» отмечал и наличие сходно звучащих абхазских и египетско-эфиопских топонимов, а также имён людей.

Отметим эти совпадения (справа имена абхазские, слева – абиссинские):

Местности, сёла, города

Гумма Гумма

Багада Багад

Самхария Самхара

Набешь Хебешь

Акапа Акапа

Гоандара Гондара

Колдахвари Котлахари

Челоу Челов

Да и само древнее имя Абхазии – «Апсны» (то есть «Страна души»), созвучно имени Абиссинии.

И мы, также отмечая сие сходство, не можем не подумать, что говорит это не только о переселениях негров из Африки в Абхазию, но прежде всего о том, что между этими землями в глубокой древности существовали крепкие связи.

Переселения, очевидно, осуществляли не только негры, но и сами предки абхазов и адыгов, то есть хатты-атланты.

И эта культурно-историческая преемственность поныне ясно осознаётся и в Абхазии, и в Адыгее.

Так, в 1992 году при принятии герба и флага Республики Адыгея было принято предложение Адыгейского историко-краеведческого музея и Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики.

При создании сего флага была использована древнейшая хаттско-хеттская символика. В качестве флага был принят известный исторический флаг Черкесии (Адыгеи) начала XIX века, существовавший с незапамятных времён до включения её в состав России.

На сём флаге изображены 12 золотых звёзд и три золотых перекрещенных стрелы. Двенадцать золотых звёзд, как писал ещё в 1830 историк Р. Тахо, традиционно означают «двенадцать основных племён и округов Объединённой Черкесии». А три стрелы – суть громовые стрелы Тлепша, бога-кузнеца.

В символике сего флага историки видят родство и преемственность с хеттско-хаттским штандартом (царским скипетром) IV–III тысячелетий до н. э.

Сей штандарт представляет собой овал. По периметру его мы видим девять узлов-звёзд и три подвешенные розетки (восьмилучевые перекрестья также дают число девять, а с розетками двенадцать). Овал сей расположен на ладье. Что, возможно, напоминает о переселении по морю этих двенадцати родов хаттов (протохеттов. Сей штандарт использовался в IV–III тысячелетиях как царями хаттов в Малой Азии, так и вождями Майкопских племён на Северном Кавказе.

Перекрещенные стрелы означают также и решётку хаттского штандарта, к тому же решётка, вписанная в овал, древнейший символ плодородия, известны как у хаттов, так и у многих иных народов, в том числе славян. У славян этот символ означает Дажьбога.

Те же 12 звёзд перешли и в современный герб Республики Адыгея. На сём гербе изображён и герой нартского эпоса Саусрыко (он же Сосурко, Сасрыкава) с факелом в руках. Имя сего героя означает «Сын Камня», и предания о нём общие также и для славян.

Так «Сыном камня» является у славян Вышень Дажьбог. Огонь же людям приносит его воплощение бог Крышний-Коляда, и он также обращается в Камень, отождествляемый с горой Алатырем (Эльбрусом).

Легенды о сём нарте (боге) уже чисто арийско-ведические, как и, в сущности, весь абхазо-адыгейский эпос, во многом родственный иным эпосам народов Европы.

И тут следует заметить важное обстоятельство. Не только абхазо-адыгейцы (черкесы, кабардинцы, карачаевцы) являются прямыми потомками атлантов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Атлантида и Древняя Русь [с иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

РУСЫ НАСЛЕДНИКИ АТЛАНТОВ Античные легенды об Атлантиде, в том числе и те, которыепересказал Платон, населяют этот древний материк или островнародом высочайшей культуры. Древние атланты, по этим преданиям, обладали многими волшебными искусствами и науками; особенно

Из книги Новая Хронология Египта - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

9.10. Мамелюки-черкесы-казаки в Египте Согласно скалигеровской истории, якобы в 1240 году в Египет вторгаются мамелюки, рис.9.1.Мамелюки считаются черкесами, с.745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие кавказские горцы, с.745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в

Из книги Второе рождение Атлантиды автора Кассе Этьен

Из книги Тайны египетских пирамид автора Попов Александр

След атлантов? Древнеегипетский город Саис упоминается начиная с 3000 года до н. э., и уже тогда он был не таким уж новым населенным пунктом. Ученые до сих пор затрудняются назвать время его основания. В этом городе, собственно, ничего особо примечательного не было, и лишь в VII

Из книги Атлантиды пяти океанов автора Кондратов Александр Михайлович

«Атлантика - для атлантов!» Легендарную платоновскую Атлантиду пытались отыскать в Скандинавии и Антарктиде, Монголии и Перу, Палестине и Бразилии, на берегах Гвинейского залива и на Кавказе, в джунглях Амазонии и песках Сахары, потомками атлантов считали этрусков

автора Асов Александр Игоревич

Русы – наследники атлантов Античные легенды об Атлантиде, в том числе и те, которые пересказал Платон, населяют сей древний материк или остров народом высочайшей культуры. Древние атланты, по сим преданиям, обладали многими волшебными искусствами и науками; особенно

Из книги Великие тайны Руси [История. Прародины. Предки. Святыни] автора Асов Александр Игоревич

Казаки – наследники атлантов В сущности, чуть не все народы Европы могут почитать в той или иной степени атлантов своими дальними предками, ибо атланты являются южным корнем европейцев (так же как арии являются северным корнем). Однако есть также народы, которые

Из книги Новая эра пирамид автора Коппенс Филип

Пирамиды атлантов? Имеются также сообщения об ушедших под воду пирамидах, расположенных неподалеку от Багамских островов, к востоку от побережья Флориды и к северу от острова Куба в Карибском море. В конце 70-х годов XX столетия доктор Мэнсон Валентайн заявил, что эти

автора

Дорогами атлантов - Легенды несомненно проливают некоторый свет на существование народа, следы которого мы часто встречаем в древнейшей истории, - начал свой доклад старый профессор. - И по моему убеждению, этот исчезнувший народ атлантов обитал не на острове среди

Из книги В поисках затерянного мира (Атлантида) автора Андреева Екатерина Владимировна

Царство атлантов Всё это могло быть и в Атлантиде в IV тысячелетии до нашей эры.Последний обломок этой страны мог представлять собой большой остров с долиной, защищённой с севера высоким горным хребтом. Здесь, в циклопических каменных дворцах, среди цветущих садов,

автора Хотко Самир Хамидович

Глава первая ВОЕННОЕ РАБСТВО И ЧЕРКЕСЫ «Система военного рабства является институтом, который развился исключительно в кадре ислама и который не сопоставим ни с чем иным вне сферы ислама». Давид Айалон. Мамелюкское рабство. «Черкесы султанской стражи жили своими

Из книги Черкесские мамлюки автора Хотко Самир Хамидович

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

12. МАСУДИ. АЛАНЫ И ЧЕРКЕСЫ Арабский путешественник-географ Абуль-Хасан Али аль-Масуд и жил в первой половине X в. н. э., умер в 956 г. Приводимые отрывки взяты из его книги «Луга золота и рудники драгоценных камней». Перепечатывается из «Сборника материалов для описания

автора Асов Александр Игоревич

Казаки – наследники атлантов В сущности, чуть не все народы Европы могут почитать в той или иной степени атлантов своими дальними предками, ибо атланты являются южным корнем европейцев (так же как арии являются северным корнем).Однако есть также народы, которые сохранили

Из книги Атлантида и Древняя Русь [с бо?льшими иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

Адыги и черкесы – наследники атлантов Да, среди народов Кавказа мы, по всей видимости, находим прямых потомков древних атлантов.Есть все основания полагать, что одним из самых древних народов Северного Кавказа, как и всего Причерноморья, являются абхазо-адыги. Лингвисты

Из книги По страницам истории Кубани (краеведческие очерки) автора Ждановский А. М.

Т. М. Феофилактова НОГАЙЦЫ И ЗАПАДНЫЕ АДЫГИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В На Правобережной Кубани жили ногайцы, на Левобережной - западные адыги. Их называли черкесами, или горцами. Первые вели кочевой образ жизни. Об этом писал французский консул в Крыму М. Пейсонель: «Ногайцы

Адыги - это общее самоназвание предков современных адыгейцев, кабардинцев и черкесов. Окружающие народы называли их также зихами и касогами. Происхождение и значение всех этих названий - вопрос спорный. Древние адыги принадлежали к европеоидной расе.
История адыгов - это бесконечные столкновения с ордами скифов, сарматов, гуннов, булгар, алан, хазар, мадьяр, печенегов, половцев, монголо-татар, калмыков, ногаев, турок.

В 1792 году, с созданием русскими войсками сплошной кордонной линии по реке Кубань, началось активное освоение западных адыгских земель Россией.

Поначалу русские воевали, собственно, не с адыгами, а с турками, которые в это время владели Адыгеей. По заключении в 1829 года Адриапольского мира все турецкие владения на Кавказе перешли к России. Но адыги отказались переходить в русское подданство и продолжали совершать атаки на русские поселения.

Только в 1864 году Россия взяла под контроль последние независимые территории адыгов – кубанские и сочинские земли. Небольшая часть адыгской знати к этому моменту перешла на службу Российской империи. Но большая часть адыгов - свыше 200 тысяч человек - пожелала переселиться в Турцию.
Турецкий султан Абдул-Хамид II поселил беженцев (мохаджиров) на пустынной границе Сирии и в других приграничных районах для борьбы с набегами бедуинов.

Эта трагическая страница русско-адыгских отношений в последнее время сделалась предметом историко-политических спекуляций для того, чтобы оказать давление на Россию. Часть адыго-черкесской диаспоры, при поддержке определенных сил Запада, требует бойкотировать олимпиаду в Сочи, если Россия не признает переселение адыгов актом геноцида. После чего, разумеется, последуют судебные иски о компенсациях.
Адыгея

Сегодня основная часть адыгов проживает в Турции (по разным данным от 3 до 5 млн. человек). В Российской Федерации численность адыгов в целом не превышает 1 млн. Есть еще немалые диаспоры в Сирии, Иордании, Израиле, США, Франции и других странах. Все они сохраняют сознание своего культурного единства.

Адыги в Иордании

***
Так уж получилось, что адыги и русские издавна мерились силами. А началось все еще в давние времена, о которых рассказывает «Повесть временных лет». Любопытно, что обе стороны – русская и горская - рассказывают об этом событии почти одними и теми же словами.

Летописец излагает дело так. В 1022 году сын святого Владимира, тмутороканский князь Мстислав отправился в поход на касогов – так в то время русские называли адыгов. Когда противники выстроились напротив друг друга, касожский князь Редедя сказал Мстиславу: «Чего ради губим дружину свою Выйди на поединок: если одолеешь ты, то возьмешь именье мое, и жену, и детей, и землю мою. Если я одолею, то возьму всё твоё». Мстислав ответил: «да будет так».

Противники сложили с себя оружие и сошлись в борьбе. И начал изнемогать Мстислав, ибо Редедя был велик и силён. Но молитва пресвятой Богородице помогла русскому князю одолеть врага: он ударил Редедю оземь, и, вынув нож, зарезал его. Касоги покорились Мстиславу.

Согласно же адыгским преданиям, Редедя был не князем, а могучим богатырем. Однажды адыгский князь Идар, собрав множество воинов, пошел на Тамтаракай (Тмуторокань). Тамтаракайский князь Мстислау вывел навстречу адыгам свое войско. Когда враги сблизились, Редедя вышел вперед и сказал русскому князю: «Чтобы не проливать напрасно крови, одолей меня и возьми все, что имею». Противники сняли с себя оружие и несколько часов подряд боролись, не уступая друг другу. Наконец Редедя пал, и тамтаракайский князь поразил его ножом.

Смерть Редеди оплакивает также древняя адыгская похоронная песня (сагиш). Правда, в ней Редедя оказывается побежден не силой, а коварством:

Большого князя урусов
Когда ты наземь бросил,
Он возжаждал к жизни,
Нож из-за пояса вынул,
Под лопатку твою коварно
Его воткнул и
Твою душу, о горе, он вынул.

По русскому преданию, два сына Редеди, уведенные в Тмуторокань, были крещены под именами Юрия и Романа, причем последний будто бы женился на дочери Мстислава. Позднее к ним возводили себя некоторые боярские роды, например Белеутовы, Сорокоумовы, Глебовы, Симские и другие.

***
С давних пор Москва - столица разрастающегося Российского государства - привлекала внимание адыгов. Довольно рано адыгско-черкесская знать вошла в состав российской правящей элиты.

Основой русско-адыгского сближения была совместная борьба против Крымского ханства. В 1557 году пять черкесских князей в сопровождении большого числа воинов прибыли в Москву и поступили на службу к Ивану Грозному. Таким образом, 1557 год является годом начала образования адыгской диаспоры в Москве.

После таинственной гибели первой жены грозного царя - царицы Анастасии - выяснилось, что Иван склонен к тому, чтобы закрепить свой союз с черкесами династическим браком. Его избранницей стала княжна Кученей, дочь Темрюка, старшего князя Кабарды. В крещении она получила имя Мария. В Москве про нее говорили много нелестного и даже приписывали ей идею опричнины.

Перстень Марии Темрюковны (Кученей)

Кроме своей дочери, князь Темрюк отправил в Москву своего сына Салтанкула, который был наречен в крещении Михаилом и пожалован в бояре. Фактически он стал первым человеком в государстве после царя. Его хоромы находились на Воздвиженской улице, где теперь расположено здание Российской государственной библиотеки. При Михаиле Темрюковиче высокие командные должности в русской армии занимали его родственники и соотечественники.

Черкесы продолжали прибывать в Москву весь XVII век. Обычно князья и сопровождавшие их дружины селились между Арбатской и Никитинской улицами. В общей сложности в XVII веке в 50-тысячной Москве одновременно находилось до 5000 черкесов, большинство из которых были аристократами.

Князья Черкасские были сподвижниками Алексея Михайловича и Петра I. Самую блестящую карьеру сделал князь Алексей Михайлович Черкасский, который при Екатерине I был сенатором, при Анне Иоанновне вошел в кабинет министров, а в 1740 году стал великим канцлером Российской империи.

На протяжении почти двух столетий (до 1776 года) на территории Кремля стоял Черкасский дом с огромным подворьем. Марьина Роща, Останкино и Троицкое принадлежали черкесским князьям. О том времени, когда адыги-черкасы во многом определяли политику Российского государства, до сих пор напоминают Большой и Малый Черкасские переулки.

Большой Черкасский переулок

***
Адыги обладают характерной внешностью. В большинстве своем они стройны и широкоплечи. Темнорусые волосы обрамляют лицо с красивым овалом и с блестящими темными глазами (знаменитые «кавказские» глаза). Их внешность дышит достоинством и внушает симпатию.

С глубокой древности и до конца XIX века адыгское общество состояло из нескольких каст: благородных людей, вассалов, крепостных и рабов. Свободные адыги знали только охоту и войну, предпринимали отдаленные походы на соседей, а в промежутках резали друг друга или делали набеги на крестьян. Жизнь их была до такой степени полна кровопролития, что благородные до 60-летнего возраста не смели входить в церковь, чтобы не осквернить своим присутствием святое место.
Впрочем, храбрость адыгов, их лихое наездничество, великодушие, гостеприимство славились так же, как красота и грация адыгских женщин. Однако положение женщин было тяжелым: на них лежали самые тяжелые работы по хозяйству в поле и дома.

У благородных существовал обычай отдавать в раннем возрасте своих детей на воспитание в другую семью, опытному учителю. В семье учителя мальчик проходил суровую школу закаливания и приобретал привычки наездника и воина, а девушка - познания хозяйки дома и работницы. Между воспитанниками и их воспитателями на всю жизнь устанавливались прочные и нежные узы дружбы.

С VI века адыги считались христианами, но приносили жертвы языческим богам. Их похоронные обряды тоже были языческие, они придерживались многоженства. Письменности адыги не знали. Деньгами у них служили куски материи.

Турецкое влияние за одно столетие произвело в жизни адыгов огромную перемену. Во второй половине XVIII века все адыги формально приняли мусульманство. Однако их религиозные обряды и воззрения по-прежнему представляли смесь язычества, ислама и христианства. Они поклонялись Шибле, богу грома, войны и правосудия, а также духам воды, моря, деревьев, стихий. Особенным уважением с их стороны пользовались священные рощи.

Язык адыгов по-своему красив, хотя в нем обилие согласных, а гласных всего три - «а», «э», «ы». Но усвоить его для европейца - дело почти немыслимое из-за обилия непривычных для нас звуков.