Антикварный магазин предлагает купить куликов иван семенович. Куликов иван семенович, художник - муром - история - каталог статей - любовь безусловная Куликов Иван Семёнович Русский художник, живописец, мастер портретов и бытовых сцен

Куликов Иван Семенович (1875 - 1941), русский художник.

Ива́н Семёнович Кулико́в (1 (13) апреля 1875, Муром — 15 декабря 1941, Муром) — русский художник, живописец, мастер портретов и бытовых сцен.

Автопортрет. 1896

Куликов родился в городе Муроме в семье крестьян - выходцев из д. Афанасово Муромского уезда Семёна Логиновича Куликова и Савиновой Александры Семёновны. Отец художника был незаурядным специалистом кровельного и малярного дела. Во главе небольшой артели он принимал участие в строительстве и ремонте многих зданий, церквей и жилых домов города Мурома.

Летом 1893 года по рекомендации своего бывшего учителя черчения и рисования уездной школы Н. А. Товцева Куликов знакомится с художником А. И. Морозовым, который иногда проводил лето в Муроме, где находил сюжеты для своих произведений. Он обратил внимание на способности юноши и рекомендовал родителям направить его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге.

Куликов. Портрет моей матери (1903)

В сентябре 1893 года Куликов впервые едет в Москву, посещает Третьяковскую галерею, Румянцевский музей, знакомится с храмом Христа Спасителя. В ноябре 1893 года он едет в Петербург, становится помощником в мастерской А. И. Морозова, который в то время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения, выполняя одновременно небольшие заказы по иллюстрациям, иконам, портретам. В 1894 году Куликова принимают в школу Общества поощрения художеств. Под руководством преподавателей Н. И. Макарова, А. Ф. Афанасьева, Э. К. Липгарта он осваивает основы графики, живописи, построения перспективы и композиции.

Осенью 1896 года Куликов становится вольнослушателем Академии художеств при мастерской художника В. Е. Маковского. Однако менее чем через месяц он перешёл к И. Е. Репину.

Весной 1898 года по ходатайству своего учителя Куликов становится учеником Академии художеств. B 1901—1902 годах он принимал участие в работе над картиной И. Е. Репина «Заседание Государственного совета» вместе с Б. М. Кустодиевым. Куликов сделал 17 натурных портретных зарисовок, едва ли не основную их часть. В 1900—1901 годах Куликовым было сделано около 20 иллюстраций к произведениям Максима Горького «Коновалов» и «Двадцать шесть и одна», которые находятся в Музее-квартире А. М. Горького и Муромском историко-художественном музее.


Куликов. В крестьянской избе (вариант)

C 1903 по 1905 год — на правах пенсионера Академии художеств Куликов предпринимает поездки в Италию и Францию.

В 1905 году на Всемирной выставке в Льеже за «Портрет матери» (1903) Куликов награждается Большой Серебряной медалью, а за картины «В праздничный день» (1906) и «С фонарями в саду» (1906) удостаивается премии Куинджи. В 1915 году за цикл картин о Муроме Куликов удостаивается звания академика живописи.

С 1919 года Куликов работал в Муромском музее, ныне одном из значительных во Владимирской области. Долгое время Куликов руководил художественным отделом. Иван Семёнович энергично собирал из брошенных, обречённых на разграбление и уничтожение дворцов и дворянских усадеб картины, рисунки, скульптуры, предметы прикладного искусства, архивные документы, книги, исторические реликвии. Именно ему наша культура обязана спасением уникальных коллекций графов Уваровых в Карачарове.


Куликов. Ярмарка в Муроме (1910—1912)

В разные годы, помимо прочих работ, Куликовым были написаны портреты: лётчика В. П. Чкалова (1940), писателя Максима Горького (1939), артиста А. Л. Дурова (1911), археолога А. С. Уварова.

В 1947 году в доме, построенном отцом Куликова, где его семья жила с 1885 года, открылся мемориальный Дом-музей художника. В 2007 году по решению местных властей музей был закрыт, все экспонаты перевезены в Муромский историко-художественный музей. Дом находится в частной собственности потомков художника.

Супругой художника была Куликова Елизавета Аркадьевна, урождённая Соколова. Супругой брата её матери была племянница известного изобретателя в области телевидения В. К. Зворыкина. Семьи много общались, вели активную переписку. Образ жены запечатлён Куликовым на полотнах «В русском наряде», «У околицы», «Портрет Е. А. Куликовой» и др.

Куликов. В русском наряде (1916)

Единственная дочь художника, Татьяна, учитель русского языка и литературы, вышла замуж за Н. А. Беспалова, архитектора, художника-акварелиста, заслуженного архитектора РСФСР. Образ Тани также нашёл отражение в картинах художника: «Портрет дочери» и др. Примечательно, что карандашный портрет своего будущего свата, токаря Беспалова Андрея Николаевича, он сделал ещё в 1934 году.

Базар в Муроме. 1907

Базар с баранками. 1910

Базар у карусели. 1908

В боярском тереме. 1906-1907

С праздником (Зарделась). 1911

Семья лесника. 1909

Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме. 1909

Убор невесты. 1907

Старик. 1898

Весна. 1912

Возвращение из города. 1914

Девочки. 1918

Девушка с туесом. 1912

Деревенские портные. 1897

Жатва. 1930

За роялем. 1938

Задумалась. 1906

Зимним вечером. 1907

Итальянки. 1905

Кормление кур. 1907

Крестьянка с блюдцем. 1899

В праздничный день, 1906

Русская девочка

Полевые цветы 1913

Крестьянка с граблями. 1909

Купеческий бал. 1899

Черемуха. 1912

Лужок. 1911

Маляр М.И.Шамилин. 1929

Портрет матери. 1896

Портрет отца, 1898

Международный Юношеский день. 1929

Пионеры. 1929

Надя Калинина. 1909

Портрет Т.И.Куликовой. 1938

Детский портрет, 1927

Мечтательница

Муромские монастыри. 1914

Николо-Зарядская церковь. 1916

Улица старого Мурома

Ночная скупка. 1938

Павловский кустарь. 1937

Старуха Дарья из Прудищ. 1908

Старушка из Нежиловки. 1898

Таня с кошкой. 1927

Три девицы. 1907

Пастух. 1909

Пастушок. 1909

Плотник (Егор Терешкин). 1916

Подболотня. 1930

Портрет Андрианова. 1929

Портрет архитектора В.А.Щуко. 1902

Портрет Б.М.Кустодиева. 1899

Портрет Л.В.Попова. 1900

Портрет М.О.Меньшикова. 1914

Персики. 1938

Петушиный бой. 1938

Школьник. 1897

Юнгштурм. 1929

Архивист А.С Уваров, 1916

Артист А.Л. Дуров, 1911

Портрет С.И.Сенькова. 1908

Портрет старообрядца (Старик за чтением). 1911

Портрет художника В.В.Беляшина. 1900

Рабочий-ударник Судаков. 1931

Физкультурница. 1929

Летчик М.М. Матвеев. 1930

Н.Н. Печкин, 1938

В.П. Чкалов, 1940

Е.Н. Чирков, 1904

М. Горький, 1939

Портрет Е.А.Курковой, 1925

Портрет Александра III

Постоянно расширялся. Если вначале художника удовлетворяли незначительные жанровые сцены из жизни русской деревни, то в период расцвета его творческих сил у него появляются произведения исторического жанра. Одной из его тем становится изображение сцен из жизни бояр. Раскрывая красоту старинного уклада, в значительной мере идеализируя его, Куликов создает радостные по колориту произведения. Из этого цикла произведений характерными для художника являются: «Сбор невесты» (1906), «В зимние дни» (1907), «В боярском тереме» (1912) , «Боярышни в саду» (1913), «В русском наряде» (1916). Куликов в спокойных неторопливых образах теремной жизни заставляет зрителя увидеть жизнь, полную эмоций и страстей. В качестве одного из характерных примеров можно назвать картину «Сбор невесты». Эта картина впервые была показана художником на Весенней выставке в 1907 г. На холсте изображена сцена подготовки к свадьбе. Две красивые девушки провожают свою подругу, а может быть и старшую сестру. Все они живут своей жизнью, своей судьбой, своими надеждами. В центре немного смущенная, счастливая невеста. На ней роскошные старинные одежды. Пожилая женщина примеряет ей серьги. Девушка справа оперлась на спинку стула. Она, кажется, не участвует в этой сцене, погрузившись в свои мечты, задумавшись о своей судьбе. Лицо сидящей слева подруги выражает грусть неотвратимого расставания. Недаром на Весенней выставке это произведение получило вторую премию Общества поощрения художников по историческому жанру.

В боярском тереме

Сбор невесты

В зимние дни

В кокошнике

С праздником (Зарделась)

Нельзя не остановиться на одном из крупных произведений Куликова из этого цикла — картине «Боярышни» («Убор невесты»), находящейся в Ярославском художественном музее. Значительное по своим размерам произведение было экспонировано художником на нескольких выставках, в том числе на Весенней выставке и на выставке в Венеции в 1908 г. Молоденькая красивая девушка в богатых одеждах и кокошнике сидит с ларцом, наполненным драгоценными украшениями. Она спокойна и сосредоточена на какой-то понятной ей одной мысли. Едва скрытая улыбка говорит о том, что она думает о счастье. Окружающие ее подруги осторожно, с любопытством заглядывают в ларец. Молодость и красоту девушек подчеркивает пожилая женщина в простой крестьянской одежде, стоящая рядом. На ее лице грустная улыбка. Эта группа заполняет всю светелку, интерьер которой написан до предела обобщенно. Так же как и в предыдущем произведении, художник создает композицию из пяти действующих лиц с различными характерами и настроением.

Хотите чувствовать себя защищённым? Для вас качественные и надёжные входные двери на сайте http://portes.com.ua/i/cPath/vhodnie-dveri Porte\’s. Широкий выбор дверей на любой вкус от самых известных компаний-производителей.

Боярышни (Убор невесты)

Одним из последних произведений этого цикла является портрет-картина «В русском наряде» (1916). Для этого произведения художнику позировала его жена Елизавета Аркадьевна Соколова. Не исключено, что Елизавета Аркадьевна оказала влияние на создание целого ряда полотен, в которых она «играла» ведущую роль. Она преображалась то в миловидную крестьянку в картине «У околицы», то в современную городскую женщину в картине «Черемуха», а в картине «В русском наряде» изображена русская красавица в дорогих парчовых одеждах, в расшитом жемчугом кокошнике, с ожерельем из драгоценных камней, серьгами. После смерти Ивана Семеновича Елизавета Аркадьевна стала активным пропагандистом творчества своего мужа, она организовала дом-музей, который возглавляла более 30 лет до глубокой старости и в который передала многие произведения художника, являвшиеся семейными реликвиями. Отдав своего рода дань «теремной» теме, которой в эти годы увлекались многие художники, Куликов оставался художником-бытописателем, отражающим в своем творчестве бытовые уклады и жизнь простого народа, жителей деревни и города начала XX века.

В русском наряде

У околицы

Черемуха

Будучи старожилом Мурома, постоянно проживая в нем, Куликов не мог не обратить внимания на одну из характерных черт купеческого города — знаменитые муромские базары и ярмарки. В 1907 г. он впервые создает полотно на эту тему: «Базар в Муроме», выставленное им на Весенней выставке в 1908 г. Как и в большинстве произведений, сюжет до предела прост. В летний солнечный день шумит многоцветная базарная толпа. Она показана настолько обобщенно, что многие лица и фигуры являются фоном, на котором вырисовываются несколько фигур переднего плана. В этом произведении Куликов вновь применил ставший для него излюбленным прием изображения фигур, освещенных против света. Фигуры смотрятся силуэтом либо на фоне узкой полоски неба, либо на фоне освещенного солнцем пейзажа. На зрителя справа движется миловидная девушка в темно-зеленом платье и малиновом платке. Она задумчива и сосредоточенна. Ее движения неторопливы и изящны. Слева размещен чиновник, разглядывающий лежащие на земле старинные книги и вещи, и продающая их старая женщина под освещенным солнцем зонтом.

«Базар в Муроме» («Базар у карусели»), «Базар с баранками», «Мальчики на базаре» — все эти произведения хотя и написаны в разные годы, но написаны как бы в одном стиле, в одном духе. Некоторые женские персонажи можно увидеть в нескольких произведениях Куликова. Таким примером является изображение крестьянки в зеленом платье и малиновом с цветами платке, изображенной на нескольких произведениях. На полотне «В праздничный день» эта крестьянка размещена на переднем плане в центре композиции. В то же время на полотне «Ярмарка в Муроме» она размещена среди ярмарочной толпы.

Являясь знатоком русского национального костюма, Куликов уловил любовь крестьян к ярким кумачовым рубахам и сарафанам, синим и желтым платкам и полушалкам, расписным прялкам, саням и дугам. Умелое применение дополнительных цветов в колористическом строе произведений подчеркивало их оптимистическое и жизнеутверждающее настроение. Степенные старики и старухи, миловидные девушки, веселые парни, крестьяне и мещане — представители основных сословий провинциального торгового городка были героями его полотен. И, как правило, на переднем плане, а иногда и в центре композиции как бы для контраста в празднично одетой толпе художник выделяет темную фигуру нищего с холщовой торбой для подаяний через плечо.

Базар в Муроме

Базар у карусели

Ярмарка в Муроме

Базар с баранками

В жаркий день

Мальчики на базаре

Портрет артиста А.Л.Дурова

Базар у церкви

За два года до начала первой мировой войны Куликов создает социально-заостренное произведение «Рекрутский набор» (1912). Недавно закончившаяся русско-японская война, гибель русских людей, мобилизация многих родных и знакомых из Муромского уезда — все это не могло не произвести впечатления на молодого художника. В картине изображена празднично одетая толпа. В центре композиции здоровые русские парни-новобранцы. Они готовы идти в огонь и в воду. Один из парней — разудалый гармонист. Он растянул меха тальянки, стараясь одновременно и поднять настроение провожающих и заглушить тоску разлуки. Второй — ушел в себя, переживая острую боль расставания с молодой красивой женой, красота которой подчеркивается праздничным нарядом, и стариком отцом. Оба они — и жена и отец — надолго, а может быть и навсегда, остаются без кормильца и любимого человека.

Рекрутский набор

На Весенней выставке 1910 г. Куликовым выставлено несколько произведений, в том числе такие, как «Старинный обряд благословения невесты», «Семья крестьянина», «Нищий», «Рулевой» и другие. Он вновь показывает свое стремление отразить в произведениях крестьянскую жизнь с ее обычаями и обрядами.

В картине «Старинный обряд благословения невесты» художник отразил старинный обряд, который бытовал в крестьянской среде в начале ХХ века. В центре картины на полу, устланном по старинному обычаю соломой, стоит на коленях невеста. Ее лицо, изображенное в профиль, обращено к родителям, отец и мать с хлебом-солью — все по издревле заведенному порядку. Справа на картине изображены близкие родственники: здесь и бабушка, которая, видимо, жалеет свою внучку, и старшая, уже взрослая сестра, очень похожая на мать, и совсем еще девочка-подросток, с интересом смотрящая на происходящую сцену. В склоненной фигуре невесты чувствуется покорность судьбе и молчаливое согласие с волей родителей. На лицах присутствующих нет ни одной улыбки. Все сосредоточенно обращены к невесте и полны к ней сочувствия и жалости. Как и во многие другие произведения, в эту картину Куликов вводит целые плоскости ярких интенсивных тонов, взятых в полную силу. Богатая палитра художника, построенная на гармоничном сочетании красного, синего, розового и фиолетового оттенков, повышает эмоциональное воздействие произведения.

Старинный обряд благославения невесты

Семья лесника

В 1914 г. Куликов создает жанровую картину «Возвращение из города». На фоне уходящего в зимнюю дымку городского пейзажа со старинными муромскими соборами крестьянские парень и девушка возвращаются из города. Их движения плавны и неторопливы. По всей видимости, парень провожает свою молодую жену из города в деревню. Они грустны и сосредоточенны. Миловидная девушка с красивым овалом лица, с печальными и задумчивыми глазами олицетворяет собой нежность и чистоту. Она одета в дубленую, охристого цвета, шубку и покрыта клетчатой шалью. Через ее плечо перекинут короб с городскими гостинцами. Судя по молодцевато завязанному шарфу, по залихватски надетой шапке, модным для городских мещан усикам, в психологии молодого человека произошли существенные изменения. У него появились другие интересы и взгляды. Он успел отвыкнуть от тяжелого крестьянского труда. Несмотря на то, что молодые люди идут вместе, их неуловимые движения, взгляды, выражения лиц подчеркивают назревший конфликт. Возможно, что эти проводы являются последними, и еще мгновение — и молодой человек останется в городе, а девушка с тяжелыми думами и переживаниями возвращается к себе домой в деревню. «Возвращение из города» написано в любимых автором тонах, характерных для первого периода его творчества. Фиолетово-черная одежда парня контрастирует с охристыми и коричневатыми оттенками одежды девушки. Контрастность эта подчеркивается и четким силуэтом фигур на фоне зимнего пейзажа.

Возвращение из города

В октябре 1915 г. И.С.Куликов был удостоен высшего признания: академическим Советом ему присвоено звание академика живописи. Но не только масляной живописью интересен этот художник. Начиная с 1907 г. Куликов принимает участие во многих выставках акварелей Общества русских акварелистов (1907, 1908, 1912, 1914, 1917), галереи Лемерсье (1913) , Общества художников имени И. Е. Репина (1927, 1928, 1929) и других. На этих выставках Куликов выступал в качестве художника, изображающего быт русского крестьянства, создавая в основном акварельные портреты миловидных крестьянок в русской национальной одежде, ярких ситцевых платках, иногда в шалях. Незамысловатые по своей теме сюжеты привлекали любителей изобразительного искусства простотой исполнения, изяществом, тонкостью проработки, душевным отношением художника к деревенским жительницам. Большое количество акварельных работ выполнено Куликовым в послеоктябрьский период.

В настоящее время сохранилось небольшое количество акварельных работ Куликова. Многие акварели приобретались сразу же после выставок, значительная часть из них вывозилась за границу. Замечательна по своему мастерству жанровая акварель «За водой» (1904), хранящаяся в Русском музее. На фоне зимнего деревенского пейзажа изображены две миловидные девицы. Одна из них смотрит на зрителя. Она одета в полушубок, на плече коромысло с ведрами. На голове — полушалок красно-коричневого цвета. Вторая девушка в ярко-красном платке и темной одежде. Обе фигуры девушек освещены слабым утренним зимним солнцем. Вдалеке изображена группа женщин у колодца. Для большинства акварельных произведений характерна простота сюжета, подчеркивающая ту или иную деталь крестьянского быта.

Еще в академические годы Куликов пробовал свои силы в темперной и пастельной техниках. Его работы отличаются мягкостью, нежными цветовыми отношениями, легкостью и воздушностью. К числу лучших произведений относится небольшая работа «Пряха» (1904), находящаяся в фондах дома-музея, портрет неизвестной (1906), портреты девушек (1908 и 1910). Иногда в пастельные работы Куликов вводит уголь. Большого успеха Куликов достиг в портретах, выполненных сангиной в сочетании с углем или итальянским карандашом. Этой техникой Куликов в основном овладел еще в Академии. Уже тогда в академических рисунках с применением сангины Куликов увидел, что при помощи сангины возможна передача теплоты человеческого тела, большой естественности изображения.

Портрет крестьянки

Портрет матери

После 1917 г. Куликов создал галерею портретов современников. Куликов выбирает людей, близких ему по характеру, творческому складу, социальному положению. Почти в каждом портрете он показывает свой мягкий и доброжелательный характер, душевность и человечность. Он видел людей именно такими, каким он был сам. Почти во всех без исключения портретах (кроме одного «Защитника, произносящего речь»), мы не найдем движения, какой-либо экспрессии, излишних жестов. В каждом портрете спокойная поза, выразительное лицо. Женские портреты отмечены сочетанием красоты и нежности. И хотя Куликов не считался большим психологом в портретной живописи, в его работах можно найти глубину характера. Многие художники-портретисты репинской школы оставались верными реалистическому изображению человека с его сложным внутренним миром. Для каждого портрета тех лет характерны не только индивидуальные черты той или иной личности, в каждом портрете создавался образ человека, являвшегося частицей общества.

Значительное количество портретов в два карандаша Куликовым сделано в 1920-е гг. Известны портреты солдат-красноармейцев, участников гражданской войны, а начиная с 1925 г. художник создал большое количество женских портретов. Среди этих портретов едва ли не лучшим является портрет жены художника, выполненный в 1925 г. Изящный профиль, тонкие черты лица, лучистые серые глаза, обнаженные шея и плечо, обрамленные каштановыми волосами и темно-серой меховой накидкой, — все это подчеркивает красоту сорокалетней любимой художником женщины, его спутницы и натурщицы. В этом портрете художник как бы синтезировал образ своей спутницы жизни и, подобно образу матери, он создал обобщенный образ любимой женщины.

В 1930-е годы Куликовым сделано несколько портретов известных муромских врачей: хирурга Н. Н. Печкина, бывшего главного хирурга Боткинской больницы, детского врача А. Г. Младова, портреты многих общественных деятелей города.

Портрет Е.А.Куликовой

Портрет Е.С.Калининой

Портрет хирурга Н.Н.Печкина

Портрет М.О.Меньшикова

Первая мировая война и февральская революция не оказали сколько-нибудь серьезного влияния на творчество Куликова, если не считать картины «Рекрутский набор», созданной в преддверии войны, и нескольких набросков и этюдов, сделанных художником в дни февральской революции в Муроме, где он был в это время. Находясь в конце февраля 1917 г. в Муроме, Куликов стал свидетелем митингов и демонстраций. В начале ноября 1918 г. руководством города было принято постановление об открытии музея местного края в особняке Н.А.Зворыкина. Особняк, расположенный в центре города, построенный в стиле ампир, был наиболее подходящим для музея. Анфилада помещений второго и третьего этажей была удобна для организации экспозиции. Куликов взялся за работу по организации музея. Являясь знатоком археологии и этнографии, владельцем уникальной коллекции русского национального костюма и декоративно-прикладного искусства, Куликов со своими помощниками создает первую экспозицию музея с 1 500 экспонатами и открывает музей 1 января 1919 г. В музей Куликов отдает наиболее ценные экспонаты из своей коллекции — предметы декоративно-прикладного искусства, древнерусскую одежду, обувь, украшения, свои живописные произведения, которые до сих пор являются основным фондом музея, хотя количество экспонатов и возросло в десяти раз. В экспозицию музея были включены и произведения Куликова, который в качестве художника впервые выступил перед жителями города. По поручению Отдела народного образования в начале 1919 г. Иван Семенович возглавил комиссию по отбору произведений искусства картин, гравюр, скульптур, фарфора, мебели, книг, брошюр, художественных изделий и других коллекций из собрания графини Уваровой для организации общественного музея. Под его руководством разрабатывается положение о подотделе по делам музея и охране памятников искусства и старины.

Осенью 1918 г. Куликов обращается в Отдел народного образования с предложением о необходимости организации в Муроме рисовальной школы. После назначения Куликова руководителем рисовальной школы он со всей страстностью художника отдается воспитанию нового поколения. Он не только проводит практические занятия по рисованию и живописи, передает свои знания о художниках Возрождения, импрессионистах и барбизонцах, передвижниках и учениках И.Е.Репина, но и разрабатывает теоретический курс, в котором он дает основные понятия о живописи и композиции, о цвете и свете, о линии и перспективе, о пропорциях и плоскости. В июле 1919 г. под председательством Куликова состоялось заседание, на котором произошло объединение художников. Одновременно было принято решение о приеме в художественную школу всех желающих учиться в ней.

Не имея возможности принимать участие в художественных выставках Москвы и Ленинграда, в январе 1926 г. Куликовым была организована персональная выставка в Доме работников просвещения, который размещался в бывшем реальном училище. Эта выставка привлекла внимание городской общественности, любителей изобразительного искусства. Занятый организационной работой в музее, на рисовальных курсах и художественной мастерской Куликов не имел возможности творчески работать. Часть времени приходилось уделять и домашнему хозяйству, без которого в эти годы прожить было трудно. Средств к существованию было недостаточно, ему приходилось содержать семью за счет обмена на продукты вещей, иногда уникальных. В 1919 г. у художника родилась дочь.

Таня с бантиками

Таня с кошкой

За роялем

Портрет Т.И.Куликовой

Семья за столом

В 1923 г. в Петрограде организована выставка художников всех направлений за 5 лет (1918-1923), на которой после революции впервые принимает участие Куликов. Эта выставка была одной из первых выставок, в которой могли участвовать мастера различной творческой ориентации. В 1918 г. в Петрограде был создан профессиональный союз художников, в который в 1922 г. вступил Куликов в качестве безработного живописца. В Петрограде он делает попытку получить какие-либо заказы, чтобы обеспечить минимальный прожиточный уровень своей семье. Встречи в Петрограде с товарищами по искусству утвердили его в мысли, что в этот сложный период ему не следует отрываться от родной земли. Оставшаяся в Муроме семья настоятельно требовала возврата домой, так как их материальное положение было самым критическим. Осенью 1923 г. Куликов возвращается в Муром, где и продолжает работать в созданном им музее в качестве научного сотрудника в отделе живописи и старинного русского быта.

Многие художники, особенно портретисты, получили возможность создавать оплачиваемые частными лицами заказы. В эти годы Куликов исполняет большое количество заказных, в основном женских, портретов в два цвета, выполненных сангиной и итальянским карандашом или углем. Минимальными средствами художник добивается большой живописности и портретного сходства. Теплые оттенки сиенского камня в сочетании с холодными тонами карандаша или угля, тонкая прорисовка деталей и украшений создавали иллюзию живописного изображения. К сожалению, сохранилось лишь несколько произведений художника, выполненных им в этой манере. Многие из них находятся в частных собраниях, многие безвозвратно утеряны. Большинству же заказных портретов он не придавал значения. Однако сохранившиеся и известные по выставкам портреты могут быть своеобразной галереей женских образов.

В 1921-1925 гг. для Владимирского и Муромского музеев Куликов делает несколько авторских повторений с дореволюционных произведений: «Гулянье зимой» («Погулянка») (вариант 1914 г.), «Бабушка с курами» (вариант 1907 г.), «У околицы» (вариант 1913 г.) и другие. Продолжая работу в музее, Иван Семенович делает несколько этюдов с Муромских памятников архитектуры, большинство из которых входит в экспозицию музея в качестве своего рода иллюстраций, в том числе делает этюды Богородицкого собора, Николо-Зарядской и Рождественской церквей, торговых рядов. В этих этюдах художник фиксирует архитектурные памятники древнего Мурома, сохранив их образы для потомства. В этюдах найдены точные и характерные черты памятников, которые формировали городскую среду и являлись примером высокого уровня архитектурного творчества муромских зодчих.

Дом в Панфилове

Муромские монастыри

Николо-Зарядская церковь в Муроме

Николо-Набережная церковь в Муроме

Улица старого Мурома

Положительное влияние на творческую активность Куликова оказало восстановление деятельности общества имени И.Е.Репина. В выставке Общества имени И.Е.Репина приняли участие около 100 ведущих художников России. На первой выставке общества Куликов показал 10 графических работ, в основном портреты, выполненные сангиной и углем, акварели. В следующем году на выставку он представил 18 произведений. Однако многие полотна были либо авторскими повторениями произведений дореволюционного периода — «Старушка с курами», «Ярмарка», «Пастух», «Настя», либо несложные по своему сюжетному замыслу небольшие этюды природы и архитектурных пейзажей города: «Площадь крестьянина в Муроме», «Уголок Мурома» и другие. После многолетнего перерыва Куликов вновь возвращается к акварельной технике, которую он считал наиболее трудной в изобразительном искусстве. Впервые Куликов обращается к теме изображения молодежи, которая в последующие годы будет для него одной из важнейших тем в его творческой деятельности. С выставками Общества имени И. Е. Репина Куликов как бы снова обрел силу, включившись в творческую жизнь. Встречи на выставке со своими единомышленниками, творческие дискуссии, ощущение товарищеской взаимопомощи — все это открыло второе дыхание художника и заставило включиться в активную творческую жизнь.

На выставке Общества имени И. Е. Репина в 1929 г. Куликов показал ряд произведений. Среди них «Физкультурница», «Юнгштурм», «Пионеры». В «Физкультурнице» художник изобразил девушку в минуту отдыха. Она одета в белую с черными полосами футболку, подчеркивающую изящные линии фигуры. В руках девушки волейбольный мяч. Полный оптимизма и веры в будущее взгляд подчеркивает ее веселый и общительный характер. Для «Физкультурницы» Куликов выбрал ткачиху Пану Иванову, которая подкупала своей жизнерадостностью и активностью. Она была комсомольским вожаком фабрики, а впоследствии стала секретарем горкома комсомола. В дальнейшем «Физкультурница» много раз репродуцировалась, а в 1939 г. экспонировалась на выставке советского изобразительного искусства в Филадельфии.

Физкультурница

Портрет В.И.Ленина

Одновременно с «Физкультурницей» на выставке Куликовым был показан второй портрет современницы под названием «Юнгштурм». На фоне развевающегося красного знамени с серпом и молотом и едва намеченного силуэта завода изображена задорная молодая девушка-комсомолка в гимнастерке. На смуглом лице девушки веселая улыбка, которая подчеркивает ее общительный характер и женственность. Портрет построен на сочетании контрастных цветов — красного и зеленого, находящихся в том равновесии, которое создает впечатление цельности художественного произведения.

Юнгштурм

Значительный интерес представляют «Старик с газетой» («За чтением») и «Маляр Шамилин». Пожилой крестьянин в меховой ушанке и полушубке с большим вниманием читает газету. Изобразительные средства весьма скупы. Яркий свет падает на фигуру сзади справа, что создает контрастность освещения. Одна часть лица находится в тени. Охристая гамма создает оптимистическое настроение и подчеркивает глубину психологического состояния крестьянина.

За чтением

Маляр М.И.Шамилин

Среди произведений, которые Куликов экспонировал на выставке Общества имени И.Е.Репина, была композиция «Международный юношеский день» (1929). У Ивана Семеновича возникло желание сделать живописное полотно, отражающее одну из сторон жизни молодежи. Произведение насыщено праздничным и радостным настроением, которое подчеркивается ярким светом солнечного дня, развевающимся на ветру знаменем и красными косынками девушек. Для Куликова самым важным был поиск образа современника, и на выставке в 1929 г. он доказал, что нашел этот образ.

Международный юношеский день

Пионервожатый

Создавая галерею портретов современников, Куликов не мог не обратить внимания на труд рабочих. В эти годы Куликов пишет портреты ударников труда Бушуевой и Судакова (оба 1931), а также одного из первых стахановцев города — кузнеца Рудникова (1937).

Рабочий-ударник Судаков

Портрет Бушуевой

Летом 1932 г. республиканским объединением «Росинструмент», куда входили предприятия городов Горьковской области, Мурома, Павлова-на-Оке, Вачи и Ворсмы, Куликов был приглашен для выполнения работ, иллюстрирующих прошлое, настоящее и будущее промышленных предприятий большого района. Как ученый археолог и этнограф Куликов изучает историю бывшего села Павлова, знакомится с его старожилами, делает рисунки старинных домов и улиц, выполняет галерею портретов. Он пытается воссоздать образ старого Павлова. В его записных книжках появляются биографии и воспоминания павловских старожилов о жизни дореволюционного села, о нравах и обычаях: о петушиных боях, о павловских лимонах. Появляются рисунки «Домик кустаря на улице Грязнушка», «Улица Острожная», «Улица Исподняя», названия которых говорят сами о себе. Постепенно возникает галерея портретов павловских старожилов, в основном бывших кустарей, создававших свои произведения прикладного искусства — затейливые замки, многопредметные перочинные ножи, наборы инструментов еще в царское время. Первая задача, поставленная художником, — воссоздание образа старого Павлова, в 1936-1938 годах завершилась созданием нескольких произведений, среди которых наиболее значительными являются «Собенщик» (1936), «Павловский кустарь» (1937), «Кузнец» (1937), «Петушиный бой» (1937), «Ночная скупка» (1938). В 1936 г. в Павлове был открыт Промышленный музей, первая экспозиция которого была создана при активном участии Куликова. Большинство произведений, которые художник делал по заказу «Росинструмента», были переданы в музей.

Павловский кустарь

Ночная скупка

Петушиный бой

В январе 1935 г. был организован Союз художников, и Куликов становится членом Горьковского отделения (ГОССХ) и созданного при нем Товарищества. Несмотря на плохое здоровье, Куликов продолжает заниматься живописью. Ряд лет он увлекается пейзажем и натюрмортом. В пейзаже, правда, ограничивается небольшими этюдами, характеризующими природу древней муромской земли, проявляя себя тонким лириком, знающим законы пленэрной живописи. Просторы окских берегов, синие дали речки Илемны, окраины пригородных деревень Подболотни, Нежиловки, Ямской Слободы, мастерски исполненные Куликовым, насыщены простором и светом, солнцем и воздухом.

Подболотня

На состоявшейся в Горьком выставке пейзажей в 1940 г. Куликов экспонирует более 20 пейзажей, получивших одобрение зрителей и художественной общественности. В 1935 г. он принимает участие в 3-й Горьковской краевой выставке, где выставляет две работы. Значительным событием художественной жизни страны была организация в 1940 г. выставки произведений художников периферии, на которой Куликов выставил несколько портретов, выполненных в графике, и выставки «Художники старшего поколения РСФСР», на которой многие работы Ивана Семеновича пользовались заслуженным успехом. Среди них наибольшее внимание зрителей привлекли «Автопортрет» (1939) и «Семейный портрет» (1938). В «Автопортрете» передан характер мягкий и добрый. Живое лицо пожилого художника подчеркивает его мудрость, какую-то скрытую притягательную силу. Портрет может быть сравним лишь с мастерски написанным портретом матери. С большим мастерством написаны руки художника. За свою жизнь Куликовым написано большое количество автопортретов, каждый из которых может характеризовать определенный этап творчества художника; автопортреты являются тем зеркалом, которое раскрывает глубину миросозерцания художника, глубину его души.

Автопортрет

В 1938 г. Куликов возглавляет группу художников по росписи пригородного зала Ярославского вокзала в Москве, для оформления которого им выполнено несколько превосходно написанных натюрмортов с фруктами. Случайно сохранившийся натюрморт «Персики», находящийся в местном музее, написан в той классической манере, которой владели старые мастера. Превосходно написаны натюрморты «Маки», «Яблоки», «Овощи» и многие другие. Его натюрморты отличаются добросовестностью исполнения, непосредственностью восприятия натуры, оригинальностью. Каждый натюрморт — цветы, фрукты или овощи - написан сочной живописной манерой, пронизан солнцем и воздухом, вызывает чувство радости.

После трагической гибели выдающегося летчика нашего времени В. П. Чкалова Иван Семенович решает воссоздать образ Валерия Павловича. Он собирает фотографии, знакомится с семьей Чкалова, делает этюды квартиры и дачи, где проживал Чкалов, знакомится с одним из соратников В.П.Чкалова летчиком Г.Ф.Байдуковым. Создание образа бесстрашного летчика, покорителя воздушных пространств и одновременно мягкого и любящего отца и мужа было непросто. Куликов пишет портрет В. П. Чкалова. Мощная фигура летчика в гражданском костюме, на лацкане которого высшие награды Родины за беспримерные перелеты через Северный полюс в США. Сосредоточенное лицо в трехчетвертном повороте характеризует Чкалова как целеустремленного волевого человека.

Портрет летчика В.П.Чкалова

Портрет летчика М.М.Матвеева

В конце 1940 г. после выставки «Художники старшего поколения РСФСР» Куликов вновь включился в активную жизнь. Всю зиму он работает над эскизами к большому задуманному им историческому полотну «Выход Нижегородского ополчения в 1612 году». В марте 1941 г. эскиз был закончен. Произведение должно было быть закончено к художественной выставке «Наша Родина» к 25-й годовщине Великого Октября. Для создания исторической правдоподобности Куликов вновь изучает исторические события Смутного времени, оружие, костюмы, нравы, делает многочисленные рисунки в Государственном историческом музее в Москве, в Горьковском и Муромском краеведческих музеях. Сохранившиеся эскизы «Ополчения» создают полное впечатление законченного произведения. По ним можно судить о грандиозном замысле автора. На полотне изображен Дмитрий Пожарский и войско народного ополчения в окружении массы народа, жителей Нижнего Новгорода. В центре композиции князь Пожарский в боевых доспехах на белом коне во главе войска спускается к реке через Ивановские ворота кремля. Слева виднеется широкое Заволжье, откуда двигаются ратные люди, чтобы присоединиться к головному отряду. Остающиеся в городе старики, женщины и дети каждый по-своему переживают событие: одни смотрят на идущих защитников Отечества с завистью, другие переживают разлуку с мужьями и сыновьями.

Эскиз. Выход Нижегородского ополчения в 1612 году

Работа над «Ополчением» совпала с началом Великой Отечественной войны. Не считаясь с возрастом, состоянием здоровья, возникшими бытовыми сложностями, необходимостью ночных дежурств, Куликов продолжал работу над произведением, совершенствуя композиционное решение, цветовой строй, делая натурные этюды. В первые дни войны вместе с другими художниками города он принимает активное участие в оформлении города, рисует плакаты, помогает оформлять госпиталь, передает в него большое количество своих произведении.

Куликов не отличался хорошим здоровьем. Оно резко ухудшилось в связи с начавшейся Отечественной войной, когда на художника легли тяжелые заботы о содержании семьи, об отоплении и освещении дома, ночные дежурства. 15 декабря 1941 г. во время перевозки дров с топливного склада Куликов скончался. Через несколько дней после его кончины исполком городского Совета депутатов трудящихся принимает решение об увековечении памяти художника, его дом преобразовывается в дом-музей, улица, проходящая через бывшую Ярмарочную площадь в Муроме, называется его именем.

В славной плеяде репинских учеников имя Ивана Семеновича Куликова находится среди верных последователей реалистической школы живописи. Ему были чужды различного рода отступления от правды. Благодаря цельности его натуры почти не представляется возможности выделить в его творчестве какие-либо этапы. Он всю свою сознательную жизнь совершенствовал полученные в Академии знания. Он никогда не расставался с карандашом и блокнотом, этюдником и красками. Куликов всегда работал с полной отдачей. Может быть, поэтому его произведения отличаются покоем и умиротворением, нежностью и лиризмом. Герои его спокойны и уравновешенны, без внешних эффектов, но полные внутренних сил и энергии, обаяния и любви. Живописные произведения Куликова насыщены русским национальным духом. Богатая цветовая гамма, мастерство исполнения — все эти качества являются характерными для творчества Куликова.

Автопортрет (1896)

(1 (13) апреля 1875 — 15 декабря 1941, Муром) — русский художник, мастер портретов и бытовых сцен.

Автопортрет (1921)

Автопортрет (1939)

Иван Семенович Куликов родился в семье крестьян д. Афанасово Муромского уезда Семёна Логиновича Куликова и Савиновой Александры Семёновны. Отец художника был хорошим мастером кровельного и малярного дела. Во главе небольшой артели он принимал участие в строительстве и ремонте многих зданий, церквей и жилых домов города Мурома

Портрет отца. (1898)

Портрет матери (1896)

В своей автобиографии, написанной позднее, он пишет о том, что вначале занимался живописью и рисованием дома, без всякого руководства. Его увлечение было замечено в уездном училище, куда он поступил после окончания начальной школы, где получил первоначальное художественное образование. Муромская художественная среда ограничивалась в основном лишь иконописными мастерскими.
Летом 1893 года по рекомендации своего бывшего учителя черчения и рисования уездной школы Н. А. Товцева Куликов знакомится с известным художником А. И. Морозовым, который иногда проводил лето в Муроме, где находил сюжеты для своих произведений. Он обратил внимание на способности юноши и рекомендовал родителям направить его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге. Морозов заложил основы его мастерства и помог в дальнейшем обучении.


Александр Иванович Морозов (1835-1904)

В сентябре 1893 года Куликов впервые едет в Москву, посещает Третьяковскую галерею, Румянцевский музей, знакомится с храмом Христа Спасителя. Уже в это время сложились определенные художественные пристрастия И.С. Куликова. В своих воспоминаниях он пишет: ""Меня поразили репинские картины и портреты: "Иван Грозный убивает своего сына", "Не ждали", полотна Сурикова, большая картина Иванова "Явление Христа народу", которая в то время находилась в Румянцевском музее, и там же федотовские вещи, которыми я тоже восхищался"".
В ноябре 1893 года он едет в Петербург. Неудача с поступлением в школу Общества поощрения художеств вновь привела Куликова к академику живописи А. И. Морозову, который в это время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения, выполняя одновременно небольшие заказы по иллюстрациям, иконам, портретам. Ему нужен был помощник, который мог бы натягивать и грунтовать холсты, делать подмалевки. Заручившись поддержкой отца, Куликов поступает к Морозову в помощники, работая у него по пять часов в день, изучая своего рода «кухню» художника, его приемы и методы работы, основные принципы композиции и цвета, что в дальнейшем оказало влияние на развитие мастерства художника.
Александр Иванович Морозов был из числа жанристов 60-х годов. И все, что было характерно для них, свойственно и его лучшим работам. Как и у многих других художников этого времени, массовые, или, по выражению В.В. Стасова, ""хоровые"", сцены изображали народную толпу хотя и живо, но внешне, в отличие от передвижников, вставших на новую ступень реализма, где каждый народный тип был глубоко индивидуальным.
В январе 1894 года Иван Семенович Куликов принят по рекомендации Морозова в рисовальную школу Императорского Общества поощрения художеств, где пробыл 3 года, и в то же время учился у Э.К. фон Липгарта, преподававшего живопись в школе Общества поощрения художеств. Летом 1894 года Куликов работал помощником художника Э.К. фон Липгарта.
Осенью 1896 года Куликов становится вольнослушателем Академии художеств при мастерской художника В. Е. Маковского.
Но уже в ноябре 1896 года художник подает прошение для поступления в мастерскую И.Е. Репина, куда и переводится в ноябре 1896 года по рекомендации Э.К. фон Липгарта. Репин оказал на него огромное влияние, по существу, во многом сформировал Куликова как личность и как живописца.

И. Е. Репин. Автопортрет" (1887)

Весной 1898 года по ходатайству своего учителя Куликов становится учеником Академии художеств. Илья Ефимович настолько доверял любимому ученику, что пригласил его в 1901 году вместе с Б.М.Кустодиевым принять участие в создании своего грандиозного полотна "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года". Иван Семенович сделал 17 натурных портретных зарисовок, едва ли не основную их часть

И.Е. Репин Заседание Государственного Совета (1903)

Уже в студенческие годы для Куликова характерно стремление к жанровой многоплановости; в выборе тем сказалось влияние и жанровой мастерской В. Маковского, и мастерской Репина. Это и психологический портрет, и жанровая сценка. Впоследствии спектр тем расширяется - добавляются пейзаж и натюрморт.

Натюрморт со скрипкой.(1890)

Первая натурщица. (1896)

Школьник. (1897)

Старушка из Нежиловки (1898)

Старик. (1898)

Крестьянка с блюдцем (1899)

Купеческий бал. (1899)

Деревья у пруда (1900-е)

Девочка в синем платке (1901)

Портрет Александра III. Государственный музей А.С.Пушкина

В педагогическую систему И.Е. Репина входили разноплановые виды работ, как то: наброски с натуры в аудиториях, эскизы и т.д. Распорядок дня в мастерской был очень строг. С 9 часов утра до 12 - писались этюды с натуры, с двух до четырех занимались зарисовками и этюдами, до семи вечера шла работа над эскизами, а с семи до восьми делали наброски с натурщиков
В 1900—1901 годах Куликовым было сделано около 20 иллюстраций к произведениям Максима Горького «Коновалов» и «Двадцать шесть и одна», которые находятся в Музее-квартире А. М. Горького и Муромском историко-художественном музее.
Напряженная работа в репинской мастерской, работа над конкурсной картиной, над иллюстрациями к рассказам А. М. Горького - все это привело Куликова к истощению нервной системы. И. Е. Репин рекомендовал Куликову обратиться к известному врачу Боткину и в Совет Академии с просьбой о предоставлении отпуска для поездки на родину. В Муроме художник оказывается в кругу своих родственников и близких. С них он делает многочисленные этюды и эскизы, компонует картину и, что самое важное, находит возможность писать сразу всю группу для конкурсной картины, состоящую из 7 человек. На родной земле он вновь обретает силы. Его здоровье быстро восстанавливается. С Петербургом, со своими друзьями, с Ильёй Ефимовичем он поддерживает постоянную связь.
Тесные связи соединяли молодых воспитанников репинской мастерской. Одним из самых близких друзей И.С. Куликова по Высшему художественному училищу можно, без сомнения, назвать Б.М. Кустодиева.
Художник П.Д. Бучкин в своей книге (О том, что в памяти. Л.,1963) пишет об увлечении молодежи шведским художником Андерсом Цорном, произведения которого можно было увидеть на выставках: ""После выставки шведского художника Цорна молодежь стала ему подражать. Вошел в моду широкий мазок, свободно лепящий форму.» На творчество И.С. Куликова серьезное влияние оказали новаторские искания шведского художника, его манера, поиски новых путей в искусстве.
Но и Цорн не остался равнодушен к русским талантам. Именно он заметил работы молодого И.С. Куликова, будучи на отчетной ученической выставке в залах Академии художеств осенью 1898 года о произведении И.С. Куликова ""Деревенские портные"", выполненном художником в 1897 году, он высказал свое положительное мнение.

Деревенские портные. (1897)

В ноябре 1902 года Куликов оканчивает Академию художеств. Его конкурсная работа «Чаепитие в крестьянской избе» (1902) была удостоена Большой золотой медали и дала ему право быть личным почетным гражданином и право на заграничную командировку.

Чаепитие в крестьянской избе» (1902)

В крестьянской избе (вариант)

В августе 1903 года Куликов выезжает за границу в качестве пенсионера. Не всякому художнику, окончившему Академию художеств, судьба дает такой шанс, как предоставление Советом Академии художеств заграничной поездки.
Отчетом за первый год пенсионерской поездки И.С. Куликова стали произведения, выставленные на ""Весенней выставке"": ""Портрет Евгения Николаевича Чирикова"", ""Портрет моей матери"", ""Портрет Г-жи О. Я.Я."". Здесь же - жанровые произведения: ""Пряхи"" (премия Императорского Общества поощрения художеств); ""Старушка с курами"", ""Прачка""; несколько этюдов: ""Пряха""; ""Этюд женской головки на солнце"", ""Этюд рабочего""; несколько рисунков. И.С. Куликов обратился в Совет Академии художеств с просьбой продлить ему пенсионерскую поездку для окончания образования за границей. Согласно постановлению академического собрания 23 февраля 1904 года пенсионерское содержание было продолжено на второй год, по 1 января 1905 года.

Итальянки. (1905)

Именно в это время он посещает Италию, Германию, Францию. И.Е. Репин настоятельно рекомендовал своему ученику познакомиться с парижскими салонами, в которых И.С. Куликов не смог побывать осенью 1903 года, во время своей первой пенсионерской поездки.
Совет Академии от 7 февраля 1905 года, полагая желательным продолжить И.С. Куликову пенсионерское содержание еще на один год, постановил внести это на благоусмотрение академического собрания. Собрание постановило продолжить выдачу пенсионерского содержания И.С. Куликову еще на один год, по 1 января 1906 года.
Картины Куликова получают заслуженное признание. В 1904, 1912 годах И.С. Куликов удостоен премий на конкурсах Общества поощрения художеств. После ухода И.Е. Репина из Академии художеств И.С. Куликов был включен в список претендентов на замещение вакантной должности руководителя мастерской, но в 1908 году он отказался от этого предложения.
В 1908 году ученики И.Е. Репина объединяются в Общину художников, которая, по отзыву художника И.И. Бродского, заменяет Союз художников. Иван Семенович присоединяется к друзьям по мастерской. С 1909 года художник становится одним из активных членов Общества имени А.И. Куинджи.
Все творческое наследие Ивана Семеновича Куликова можно условно разбить на два основных жанра, которые оставались превалирующими над всеми остальными на протяжении всего творчества мастера. Это бытовой жанр и портрет. Портрет в понимании мастера - это, прежде всего, углубленный интерес художника к портретируемому, к его внутреннему миру.
Основной чертой портретных изображений И.С. Куликова является ровное и внимательное отношение художника к натуре. Доброжелательность - не только свойство самого художника, но и его подход к модели; это то свойство, которое он унаследовал от своего учителя И.Е. Репина и пронес через все свое творчество.
В годы пребывания в Академии художеств Иван Семенович Куликов написал портрет друга Бориса Михайловича Кустодиева. Портрет был написан в Муроме, когда Кустодиев гостил у Куликовых.

Портрет Кустодиева (1899, Муромский историко-художественный музей)

Друзья часто писали портреты друг друга.

Кустодиев Б.М. Портрет И.С.Куликова. (1900-е)

Так, портрет И.С. Куликова кисти Б.М. Кустодиева находится в собрании Владимирской картинной галереи. Кустодиев пишет своего друга Ивана Семеновича в привычной ему деревенской обстановке, с балалайкой в руках.

Портрет художника В.В.Беляшина. (1900 Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник)

Позже Куликов напишет еще одного своего товарища по Академии - Л.В. Попова. На первый взгляд этот портрет более прозаичен. Консервативность, скованность во всем: и в композиционном решении, и в подаче модели. Лаконизм внешних деталей: от нейтрального фона до минимума аксессуаров. Но все это и помогает выявить всю глубину образа, его психологизм.

Портрет Л.В.Попова.(1900)

Ни в одном из портретов Ивана Семеновича нет повторяющихся подходов к модели; к каждому портрету свои методы, свои технические средства; поэтому они так разноплановы. Но самый большой успех и популярность принесла Куликову его дипломная работа: ""Портрет архитектора В.А. Щуко""который был отмечен всеми искусствоведами, пишущими о И.С. Куликове, как один из лучших портретов художника.

Портрет архитектора В.А.Щуко. (1902, Государственный Русский музей)

После возвращения из пенсионерской поездки в 1903 году И.С. Куликов создает свое живописное полотно ""Портрет моей матери"", которое был удостоено на Международной выставке изобразительного искусства в Льеже в 1905 году Большой серебряной медали.

Портрет моей матери (1903)

Портрет считался семейной реликвией, и предложение передать портрет в Третьяковскую галерею было отклонено.
Портреты и вся живопись И.С. Куликова довольно статичны. В них мало движения, динамики. Но в них ощущается внутренняя энергия. Один из самых динамичных портретов у И.С. Куликова - портрет Екатерины Семеновны - сестры художника, написанный в 1911 году.

Портрет E.С. Калининой (1911)

Не менее динамичен портрет писателя Е.Н. Чирикова.

Портрет Е.Н.Чирикова. (1904)

Проживая постоянно в Муроме, художник не отрывается от творческой жизни столицы. При поездках в Петербург во время вернисажей он живет в меблированных комнатах на Васильевском острове, где проживали многие художники. Свободное время проводит в гуще творческой интеллигенции, художников, писателей, артистов, которые были завсегдатаями в известном ресторане ""Вена"". В ресторане ""Вена"" И.С. Куликов встречается с писателями А.Н. Толстым, Е.Н. Чириковым, А.И. Куприным, С.Г. Скитальцем (Петровым) и многими другими. Видимо, отсюда и появилось желание изобразить на полотне популярного тогда писателя Е.Н. Чирикова. Известно несколько вариантов портрета, однако исполненный Куликовым портрет во время Нижегородской ярмарки 1904 года заслуживает наиболее интересен.
И.С. Куликов был известным художником в начале ХХ века, и многие коллекционеры живописи приобретали его произведения для своих собраний. С Анатолием Леонидовичем Дуровым, популярным цирковым артистом, собравшим у себя на родине в Воронеже интересную коллекцию, художник встречался в начале 1900-х гг. в Петербурге, в том же знаменитом ресторане ""Вена"".
А.Л. Дуров в один из приездов в Муром, в 1911 году, где он выступал на знаменитой Муромской ярмарке, заказал художнику свой портрет. Портрет так и не попал в коллекцию Дурова, а остался у художника.

Портрет А.Л.Дурова. (1911)

Портрет С.И.Сенькова. (1908)

Надя Калинина. (1909)

Портрет М.О.Меньшикова. (1914)

Интересен портрет археолога А.С. Уварова, который вписывается в рамки психологического портрета.

Портрет А.С.Уварова. (1916)

Как мастер бытового жанра, И.С. Куликов прославился многочисленными произведениями, начало которым было положено еще в академические годы под руководством И.Е. Репина. И.Е. Репин был очень доволен своим учеником. Произведения И.С.Куликова были отмечены премиями и в Императорском Обществе поощрения художеств. На Всероссийском конкурсе Императорского Общества поощрения художеств 2 февраля 1903 года по бытовой живописи художник получил премию имени А.А. Краевского в 900 рублей за живописное полотно ""Пряхи""

Пряхи (1903)

Девушки с ведрами (За водой). (1904, Государственный Русский музей)

Полотно ""Мечтательница"" экспонировалось на ""Весенней выставке"" 1906 года, затем было репродуцировано в журнале ""Нива"" за тот же год. ""Мечтательница"" экспонировалась на международных выставках - в Мюнхене в 1907 году, а затем в том же году в Гамбурге.

Мечтательница (1905)

В 1906 году И.С. Куликов был удостоин первой премии на конкурсе имени А.И. Куинджи за такие жанровые произведения, как ""В праздничный день"" и ""С фонарями в саду"".

В праздничный день (1906)

С фонарями в саду. (1906. Муромский историко-художественный музей)

Среди жанровых композиций И.С. Куликова не менее интересно произведение ""Кормление кур"", исполненное художником в 1907 году.

Кормление кур (1907)

Эта картина была показана на 36-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок и не осталась незамеченной его преподавателем И.Е Репиным.

Три девицы (1907)

Старуха Дарья из Прудищ (1908)

Семья лесника (1909)

Пастух. (1909)

Пастушок (1909)

Крестьянка с граблями. (1909)

Портрет крестьянки (1910-е)

Лужок (1911)

Старик за чтением (1911)

Девушка с туесом (1912)

В 1912 году создано полотно ""Черемуха"", один из портретов жены художника Е.А. Куликовой, которое на выставках экспонировалось также под названием ""Весна"".

Весна. (1912)

Черемуха. (1912)

У околицы

У околицы. (1913. Государственная Третьяковская галерея)

Крестьянка (1913)

Тема ярмарок и базаров, так популярная в начале века, не обошла стороной и творчество И.С. Куликова. Горюшкин-Сорокопудов, Кустодиев писали свои варианты на эту тему; богатый материал И.С. Куликову давали местные муромские ярмарки.

Базар в Муроме. (1907)

Базар у карусели. (1908)

Базар с баранками. (1910)

Ярмарка в Муроме (1910—1912)

Ярмарка. (1910)

Картина И.С. Куликова ""Убор невесты"", премированная на конкурсе в Императорском Обществе поощрения художеств и находящаяся сейчас в Ярославском художественном музее, представляет классический вариант свадебного обряда на Руси.

Убор невесты (1907)

Задумалась (1906)

Зимним вечером. (1907)

В боярском тереме. (1906-1907)

Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме (1909)<

С праздником (Зарделась) (1911)

В русском наряде. (1916. Дом-музей И.С. Куликова) - портрет жены художника

Произведение ""Боярышни в саду""- из цикла произведений о прошлых временах, было экспонировано художником в 1914 году в Венеции, где оно и осталось впоследствии.

Возвращение из города (1914)

Плотник (Егор Терешкин). (1916)

В 1912 году художнику было предложено возглавить Харьковское художественное училище, но от предложенного места отказался. В октябре 1915 года И.С. Куликов баллотировался и получил звание академика живописи за цикл картин о Муроме. Его первая попытка стать академиком живописи в 1913 году не удалась.

Муромские монастыри. (1914)

Николо-Зарядская церковь. (1916)

Улица старого Мурома

После 1917 года Куликов продолжает заниматься деревенской темой. Иван Семенович всегда избегал каких-либо драматических, тяжелых сюжетов. И сам был человеком веселым, доброжелательным, открытым, любил жизнь и ее радости.
Сразу же после революции И.С. Куликов работал в основном по художественному оформлению города к революционным празднествам. В первые годы революции И.С. Куликов не создал ни одного значительного полотна, по большей части он повторял старые темы.

Девочки (1918)

Таня с кошкой (1927)

В начале 1919 года по поручению отдела народного образования И.С. Куликов возглавил комиссию по отбору произведений искусства из собрания графини Уваровой в селе Карачарове, расположенном в нескольких верстах от города. Начало коллекции графа Уварова было положено его знаменитыми предками - Разумовским, Шереметьевым. В разные годы в музей поступили собрания Н.Г. Добрынкина и самого академика живописи И.С. Куликова. Располагая большим собранием старинных русских костюмов, старинной утвари, Иван Семенович передал это все вместе со своими картинами в дар родному городу. Открыт Муромский историко-художественный музей (МИХМ).для посетителей был в январе 1919 года и расположился в бывшем доме купцов Зворыкиных.

Муромский историко-художественный музей

Осенью 1923 года И.С.Куликов продолжает свою работу в созданном им музее в качестве научного сотрудника в отделе живописи и старинного русского быта. В это время он создает зарисовки Мурома.
Художник, стремясь реализовать свой творческий потенциал, обратился в послереволюционные годы к преподавательской работе. Он создает в Муроме рисовальную школу, занимается преподавательской деятельностью.
В 1929 году Куликов пишет знаменитую картину ""Физкультурница"" . (А. Самохвалов написал свою ""Девушку в футболке" четырьмя годами позже.)

Физкультурница. (1929, Муромский историко-художественный музей)

Художником сделано две копии с картины, одна из которых находится в Муромском доме-музее И.С. Куликова, другое повторение - в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Продолжая молодежно-комсомольскую тематику, И.С. Куликов создает картины ""Юнгштурм"" (1929) и ""Международный юношеский день"".

Юнгштурм. (1929, Муромский историко-художественный музей)

Международный Юношеский день. (1929)

Пионеры (1929)

В 20-е и 30-е годы И.С. Куликов пишет портреты знаменитых земляков, а также портреты руководителей советского государства.

Маляр М.И.Шамилин. (1929)

Портрет Андрианова. (1929)

Рабочий-ударник Судаков. (1931)

Пишет он и пейзажи и виды Мурома

Жатва. (1930)

Подболотня. (1930)

Одной из крупных работ в конце 30-х годов стало для художника оформление пригородных залов Ярославского (Северного) вокзала.
Как и в дореволюционное время, И.С. Куликов активный участник выставок. Одной из наиболее известных была выставка ""Петроградские художники всех направлений за 5 лет (1918-1923 гг.)"", которая экспонировалась в 1923 году в залах бывшей Академии художеств. На этой первой после революции выставке он выставил 12 полотен. Он участвовал также в осенней выставке Товарищества художников 1923 года.
Принимает участие в выставках муромских художников.

Участники Второй выставки муромских художников. Второй слева - И. С. Куликов.
Фото. 1925

В 1926 году Куликов организует в Муроме свою персональную выставку, которая стала знаменательным явлением в художественной жизни города.
С 1927 по 1930 г. был участников выставок и членом Общества художников имени И.Е. Репина.
В 1929 году персональная выставка работ И.С. Куликова была организована в Москве в Доме ученых, где художник встретился с А.М. Горьким.
Художник выставляет свои произведения и на зарубежных выставках. В 1929 году показывает на ""Художественно-кустарной выставке СССР"" в Филадельфии свое произведение ""Физкультурница"". Передвижная ""Художественно-кустарная выставка СССР"" (выставка-базар) экспонировалась первоначально в Нью-Йорке, а затем в Филадельфии, Бостоне и Детройте. Открыта она была 1 февраля 1929 года в Grand Central Palac и экспонировалась пять недель. Это первая выставка советского искусства за рубежом.
Ведя активный образ жизни, И.С. Куликов вступает 1922 году в Союз художников и становится активным членом Горьковского отделения Союза художников. В 1940 году художник участвует в Москве в выставке мастеров старшего поколения периферии, где его произведения также не остались незамеченными.

Продавец павловских товаров/собенщик/ (1936, Павловский исторический музей)

Павловский кустарь. (1937)

Петушиный бой. Этюд (1938)

Ночная скупка. (1938)

Персики. (1938)

За роялем. (1938)

Семья за столом. (1938)

Портрет летчика В.П.Чкалова. (1938)

Портрет летчика М.М.Матвеева. (1940)

Самым последним произведением художника можно считать его многофигурную композицию ""Выход Нижегородского ополчения в 1612 году"". В начале Великой Отечественной войны И.С. Куликов продолжает работу над темой, считая ее для себя актуальной, но неожиданная смерть не дает закончить произведение.
Супругой художника была Куликова Елизавета Аркадьевна, урождённая Соколова. Супругой брата её матери была племянница известного изобретателя в области телевидения В. К. Зворыкина. Семьи много общались, вели активную переписку. Образ жены запечатлён Куликовым на полотнах «В русском наряде», «У околицы», «Портрет Е. А. Куликовой» и др.

Портрет Е.А. Куликовой (1925)

Единственная дочь художника, Татьяна, учитель русского языка и литературы, вышла замуж за Н. А. Беспалова, ставшего впоследствии художником, заслуженным архитектором РСФСР.

Таня с бантиками. (1927)

Портрет_T.И. Куликовой (1938)

В 1947 году в доме, построенном отцом Куликова, где его семья жила с 1883 года, открылся музей художника. В 2007 году по решению местных властей музей был закрыт, все экспонаты перевезены в Муромский историко-художественный музей. Дом находится в частной собственности потомков художника.

Дом-музей И.С. Куликова

По оценкам юристов Московского союза художников, помещений для работы могут лишиться около 700 художников и скульпторов
  • 30.07.2019 Один из основателей Владимирской школы живописи ушёл из жизни 30 июля 2019 после продолжительной болезни в возрасте 88 лет
  • 30.07.2019 Скоро он сыграет в фильме о Луисе Уэйне - известном в Британии иллюстраторе детских книг, авторе графических персонажей с лицами кошек
  • 18.07.2019 Программа генерации живописи разработана в пекинском исследовательском центре Microsoft Search Technology Center Asia
  • 17.07.2019 Фантазия дизайнеров розовой ветки «забуксовала» в авангарде 1910–30-х годов. Три недели назад объявили, что соседняя станция «Нижегородская» будет в стиле супрематизма, а теперь вот «Стахановская» объявлена конструктивистской
    • 26.07.2019 27 июля аукционный дом «Литфонд» проведет торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона собрано 155 лотов, от редких предметов первой половины XIX века до работ, созданных нашими современниками
    • 26.07.2019 Продано 55 % лотов. Покупатели - Москва и Санкт-Петербург
    • 23.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, четыре листа оригинальной и три - печатной графики и три работы в смешанной технике
    • 19.07.2019 Продано 50 % - 10 из 20 лотов
    • 18.07.2019 В ближайшую субботу, 20 июля, АртЛитфонд представит на Винзаводе очередной аукцион современного искусства, в каталог которого вошли свыше 200 работ художников 1980-х - 2010-х годов
    • 13.06.2019 Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 04.06.2019 Не разобравшись еще с «миллениалами», профессионалы мирового арт-рынка принялись делить шкуру следующего поколения 7–22-летних - тех, кого коротко называют Gen Z. Зачем? На кону слишком большие деньги, чтобы перестать лезть к молодежи с советами
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний

    Благодаря творчеству русских художников ХIХ века, неравнодушных к культуре простого русского народа, мы сегодня имеем удивительную галерею портретов старообрядцев, лицезреем архетипы старозаветного великорусского народа. Обычно когда говорят о полотнах, посвященных старообрядцам, вспоминают Михаила Нестерова. Однако, кроме него, были и другие живописцы, запечатлевшие на своих полотнах лики Старой Веры. Одним из таких был муромский художник Иван Куликов .

    Одной из главных тем в творчестве художника стала русская историческая деревня — портреты простых людей, составлявших архетип великорусского народа, крестьянская жизнь, быт, обычаи, традиции старообрядцев.

    Детство будущего живописца

    Во второй половине XIX века в городе Муроме поселилась семья крестьянина Семена Логиновича и Александры Семеновны Куликовых. Они были выходцами из деревни Афанасово Муромского уезда Ковардицкой волости. Семен Логинович Куликов был специалистом кровельного и малярного дела, а Александра Семеновна — домохозяйкой. В семье Куликовых было три дочери, а 13 апреля 1875 года родился сын, которого нарекли Иваном.

    Еще до поступления в начальную школу Иван освоил ремесло маляра и кровельщика, научился разрисовывать под мрамор и ловко разделывать под дуб или ясень двери и полы. Затем мальчик поступил в уездное училище. Учеба была весьма успешна, кроме того, он увлекался рисованием, делал копии с иллюстраций в журналах, посещал иконописные мастерские, пытался рисовать с натуры. На увлечения ученика обратил внимание преподаватель рисования и черчения уездного училища, сын муромского диакона H. А. Товцев. В 1889 году Иван Куликов окончил училище и стал членом артели, при этом помогал своему отцу в кровельном деле, составлении счетов, смет. Он прекрасно расписывал потолки и стены орнаментами, рисовал с натуры. Но увы, сохранились лишь некоторые его первые наброски и рисунки.

    Знакомства с известными живописцами. Академия художеств

    Морозов иногда проводил лето в Муроме, где брал сюжеты для своих произведений. Он обратил внимание на способности юного Ивана и рекомендовал родителям направить его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге. Уже в сентябре 1893 г. Куликов впервые приезжает в Москву, где посещает Третьяковскую галерею, Румянцевский музей, храм Христа Спасителя. B Москве Куликов узнал, что основные художественные силы сосредоточены в Петербургской Академии художеств, что в Эрмитаже и Михайловском дворце находятся замечательные коллекции художественных произведений зарубежных и русских мастеров.

    В ноябре этого же года он уезжает в Петербург, где становится помощником в мастерской художника А. И. Морозова, который в то время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения, выполняя одновременно небольшие заказы по иллюстрациям, иконам, портретам. В 1894 году Ивана Куликова принимают в школу Общества поощрения художеств. Под руководством преподавателей Н.И. Макарова , А. Ф. Афанасьева , Э. К. Липгарта он осваивает основы графики, живописи, построения перспективы и композиции.

    Осенью 1896 года Иван Куликов становится вольнослушателем Академии художеств, при мастерской художника В. Е. Маковского . Известно, что менее чем через месяц он перешел к И. Е. Репину .

    Весной 1898 года по ходатайству И. Е. Репина Куликов становится учеником Академии художеств. B 1901-1902 гг. он принимал участие в работе над картиной Ильи Ефимовича «Заседание Государственного совета » вместе с Б.М. Кустодиевым. Иван Куликов сделал семнадцать натурных портретных зарисовок.

    В 1900-1901 годах Куликовым были сделаны около двадцати иллюстраций к произведениям Максима Горького «Коновалов » и «Двадцать шесть и одна », которые находятся в Музее-квартире А.М. Горького и в историко-художественном музее города Мурома.

    Академик живописи

    В ноябре 1902 года Иван Семенович Куликов окончил Академию художеств. Его конкурсная работа «Чаепитие в крестьянской избе » (1902 год) была удостоена Большой золотой медали и дала ему право быть личным почетным гражданином и право на заграничную командировку.

    C 1903 по 1905 год, как пенсионер Академии художеств, Куликов предпринимает поездки в Италию и Францию. В 1905 году на Всемирной выставке в Льеже за «Портрет матери » (1903 год) Куликов награждается Большой Серебряной медалью, а за картины «В праздничный день » (1906 год) и «С фонарями в саду » (1906 год) удостаивается премии А. И. Куинджи. В 1915 году за цикл картин о Муроме Куликов удостаивается звания академика живописи.

    Староверы на полотнах Куликова

    Главной темой в творчестве художника постепенно становится русская деревня: портреты простых людей, составлявших архетип великорусского народа, крестьянская жизнь, быт, обычаи, традиции старообрядцев.

    Предельная точность в изображении жизни и быта, яркость красок, сочная стилистика, умение владеть цветом, колористическая свежесть, психологическая глубина портретов, точное изображение старообрядческой культуры — вот основные достоинства произведений Куликова.

    Каких-либо принадлежащих художнику высказываний относительно старообрядчества не замечено, однако его душевное стремление к миру Старой Веры получило свое отражение во многих его полотнах.

    После 1917 года Куликов продолжает отображать жизнь русского народа. Иван Семенович всегда избегал каких-либо трагических, грустных сюжетов. И сам был человеком веселым, доброжелательным, открытым, любил жизнь.

    Жизнь и творчество в Муроме

    Около 1919 года Иван Семенович вернулся в родной Муром. Он работал в Муромском музее; долгое время руководил художественным отделом.

    Иван Куликов с воодушевлением собирал из заброшенных, обреченных на гибель дворцов и дворянских усадеб картины, рисунки, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, архивные документы, книги и другие свидетельства богатого прошлого. Именно живописцу Ивану Куликову наша культура обязана спасением уникальных коллекций графов Уваровых в селе Карачарово (Муромский край).

    Супругой художника была Елизавета Аркадьевна, урождённая Соколова. Супругой брата её матери была племянница известного изобретателя в области телевидения В. К. Зворыкина. Семьи немало общались, вели активную переписку. Образ жены запечатлен Куликовым на полотнах «В русском наряде », «У околицы », «Портрет Е. А. Куликовой » и других.

    В разные годы, помимо прочих работ, Куликовым были написаны портреты: летчика В. П. Чкалова (1940 год), писателя Максима Горького (1939 год), артиста А. Л. Дурова (1911 год), археолога А. С. Уварова.

    В последние свои годы Иван Семенович работал на своей малой родине: с 1930 года преподавал в художественной студии Мурома, там же и в селе Павлове способствовал основанию краеведческих музеев.

    Память

    Умер Иван Семенович Куликов 15 декабря 1941 года в Муроме. В 1947 году в доме, построенном отцом Куликова, где его семья жила с 1885 года, открылся мемориальный Дом-музей художника. В 2007 году по решению местных властей музей был закрыт, все экспонаты перевезены в Муромский историко-художественный музей. Дом находится в частной собственности потомков художника.

    Единственная дочь художника, Татьяна, учитель русского языка и литературы, вышла замуж за Н. А. Беспалова, архитектора, художника-акварелиста, заслуженного архитектора РСФСР. Образ Тани также нашел отражение в картинах художника «Портрет дочери » и других. Примечательно, что карандашный портрет своего будущего свата, токаря Беспалова Андрея Николаевича, он сделал еще в 1934 году.

    Галерея картин И. С. Куликова: