Тамара и демон врубель описание картины. Демоны врубеля

Картина Михаила Врубеля «Тамара и Демон» была написана в 1890-1891 годах. Она является иллюстрацией к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». При написании данной картины художник использовал коричневую бумагу на картоне, черную акварель и белила. В настоящий момент эта работа находится в Москве в Третьяковской Галерее.

Никто из иллюстраторов Лермонтова не подошел так близко к его творческому и философскому наследию, как это удалось Михаилу Врубелю, который был просто заколдован лермонтовским «Демоном», а также и своим собственным.

Что мы видим на картине «Тамара и Демон»? На ней изображена молодая девушка с длинными черными косами, которая закрывает хрупкими руками свое огорченное лицо, и Демон, пытающийся посмотреть ей в глаза. Данная картина сама по себе завораживает, любая деталь на ней притягивает к себе внимание.

Врубель после завершения своей работы над рисунками к Лермонтову еще очень долго не возвращался к теме Демона. Почему же? Не возвращался для того, чтобы однажды вернуться - и остаться с ней навсегда. В последние годы жизни Врубеля демоническая тема стала центральной в его творческой деятельности. Он создал очень много рисунков, эскизов, а также написал 3 огромные картины на данную тему: «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный». Что же касается 3-ей картины, то художник продолжал "улучшать" ее даже тогда, когда ее уже выставили в галерее, что очень изумляло публику, и даже немного пугало.

К этому же времени стало ухудшаться физическое и психическое состояние Михаила Врубеля, что только укрепило уже возникшую легенду о мастере, который продал душу дьяволу. Но, как говорил сам художник, Демона не понимают, его путают с чертом или дьяволом. Если "черт" с греческого языка означает "рогатый", а дьявол - "клеветник", то "Демон" означает "душа". По словам Врубеля, Демон олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, который ищет примирения обуревающих его страстей, ищет познания жизни и который нигде не находит ответа на свои сомнения, ни на земле, ни на небе.

Наследие великого русского художника Михаила Врубеля уже давно стало настоящим достоянием русской культуры. Не так уж и много художников, чье творчество рождало бы такие противоположные, а на первый взгляд, взаимно исключающие оценки. Врубеля называли визионером, творцом искусства, которое по своей природе близко к ночным сновидениям.


Чарующе - таинственные лермонтовские строки знакомы всем нам еще со школьной скамьи. А когда - то они восхитили художника Михаила Врубеля - ведь этот мрачный демонический образ был так созвучен с мраком и трагизмом, царившими в душе великого мастера.

Врубель и Демон. Сложно говорить о том, что объединяло мифического героя и художника, так же сложно, как сложны были чувства, эмоции, а главное - душа гения, до конца не позванная даже им самим.

Он действительно был гением, обладавшим особым даром заглядывать не только в глубь себя, но и в глубь всего мироздания, и умением передать людям все то, что так волновало и мучило его на протяжении всей жизни, казавшейся внешне такой простой, но такой духовно богатой и необыкновенной.

Его картины - светлые, сказочные или мрачные, полные загадочности и тайной силы - никого не оставляют равнодушными. «», «Царевна - Лебедь », «», «», «», «Принцесса Грез а», «», «» - это шедевры, по праву занимающие особое место в мировой живописи.

И среди них - самая яркая и мощная по силе восприятия - «Демон ». Ее знают все знатоки и любители живописи, но, наверное, только специалистам известно, сколько времени и внутренних сил ушло на работу над самой главной врубелевской темой - демонианой, темой мировой скорби, такой близкой и понятной ему, познавшему и скорбь, и муки одиночества, и боль.

Демон встал перед художником в начале творческого пути, преследовал все последующие годы и омрачил трагический закат его жизни...

Когда же все началось? В какой момент Врубель почувствовал, что почти слился с образом своего будущего трагического героя? Осознавал ли он тот разлад духа и тела, от которого мучился всю жизнь, и который так схож с муками мифического Демона?

Скорее всего, именно этот разлад и привел к столь трагическому завершению.

В жизни Врубеля было все: и житейская неустроенность, и нужда, и страдания, и непонимание окружающих, и несчастная любовь (киевский период), и любовь состоявшаяся, подарившая художнику огромное счастье. Несмотря ни на что, даже на страшную болезнь, он все равно сумел остаться победителем в жизни.

Его победа - это его удивительное творчество, его знаменитая демониана, о которой следует рассказать особо.

1875 год. В те годы юный студент юридического факультета Петербургского университета Михаил Врубель был уже полностью заворожен лермонтовской поэмой «Демон ». Он писал своей старшей сестре о том, какие непередаваемые ощущения вызывает в нем этот глубоко трагический сюжет и потрясающие образы Демона и Тамары. Гордый, одинокий, жаждущий любви и независимости, всегда несчастный и печальный, Демон оказался очень близок Врубелю , близок настолько, словно Лермонтов списал своего любимого героя с молодого художника. Ведь и Врубель, по воспоминаниям близких ему людей, был замкнутым, молчаливым, холодно - сдержанным.

Правда, иногда на этом внешне спокойном лице «вспыхивала нервная краска, а в глазах появлялся странный, даже нездоровый блеск».

Наверное, этим сходством и можно объяснить особую привязанность Врубеля, длившуюся почти всю его творческую жизнь, к образу Демона, олицетворяющего трагичность гордой души и борьбу с жизнью в полном одиночестве. Она появилась сразу же после знакомства с лермонтовской поэзией, но лишь с 1885 года в работах Врубеля стал намечаться этот сложный образ, который поначалу никак не хотел подчиняться ему и только по прошествии многих лет приобрел, наконец, завершенный, полный таинственного смысла облик.

Видимо, чтобы это произошло, требовалось особое творческое озарение и, конечно, особое, близкое к гениальности, мастерство. Все это появилось потом, а пока... пока это были всего лишь замыслы. Художник мечтал создать необычную тетралогию: Демон, Тамара и смерть Тамары. Но образ Демона был еще слишком неясен, слишком расплывчат, еще предстояли длительные поиски и разочарования.

Отец Врубеля , навестивший его в Киеве, был потрясен:

И хотя окружающие не могли до конца понять необъяснимое желание Врубеля запечатлеть на полотне лермонтовского героя, все же на протяжении четырех лет «киевского периода» (1885 - 1889) «Демон » оставался для художника не только духовной надеждой, а, можно сказать, жил в нем: картины с изображением Демона переезжали вместе с Врубелем с квартиры на квартиру, из одной мастерской в другую, часто он замазывал уже написанные холсты и писал все заново.

К сожалению, постоянная нужда и необходимость выполнять заказные работы отвлекали Врубеля от любимого образа страдающего, но величавого духа. Он уже хорошо изучил характер Демона, и все чаще являлся ему тот, «с глазами, полными печали...» Окончательно образ Демона сложился только в 1890 году во время пребывания художника в Москве.

Врубель остановился здесь, как он сам думал, на несколько дней, проездом из Казани, где навещал больного отца, в Киев. Но остался в этом городе до конца своих дней.

Ему повезло: он очутился в среде меценатов, молодых художников, писателей, артистов, архитекторов - людей, стремящихся в то время совершить революционный переворот в русской культуре.

Настоящими московскими друзьями стали для Врубеля Савва Мамонтов и его семья.

В его доме и в усадьбе Абрамцево Врубель общался с Поленовым , Головиным, Коровиным ,Серовым . И хотя на многое в искусстве их взгляды расходились, главное, что объединяло этих великих людей, - желание нести людям радость, духовное счастье и наслаждение искусством.

Именно в доме Мамонтова явился Врубелю уже сложившийся образ Демона, и художник поспешил запечатлеть на холсте это видение - «». В этом Демоне было многое: и юность, и мягкость, и нерастраченный жар, и в нем полностью отсутствовали демоническая злоба и презрение, в то же время, он как бы воплощал в себе всю скорбь мира. Картина удалась Врубелю, как считал он сам, благодаря мучительным годам размышлений и поисков.

А затем начался новый период - Михаила Врубеля пригласили заняться иллюстрированием юбилейного сборника Михаила Юрьевича Лермонтова. Ни у кого не вызывало сомнений, что именно Врубель лучше других сумеет справиться с этой работой, - ведь, приступая к ней, художник должен не только почувствовать, но и сродниться с героями, а такое родство душ уже давно в нем созрело.

На свет появились прекрасные иллюстрации: «», «», «», «», «», «», «», «» и «» - большие, излучающие внутренний свет глаза, и губы, запекшиеся от невообразимой страсти. Но издатели потребовали заменить «Голову...». Им показалось, что этот образ не совсем соответствует лермонтовскому герою. И Врубель переделал «Голову...» - теперь перед нами предстал злой, надменный и мстительный «поверженный герой».


1890 - 1891. Бумага, черная акварель, белила. 23 x 36


Бумага, акварель, угольный и графитный карандаши. 26,1 х 31


Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

Работа над иллюстрациями была долгой и мучительной, но Врубель прекрасно с нею справился. Можно сказать, что никому из иллюстраторов Лермонтова - ни до, ни после Врубеля - не удалось так ярко и точно выразить глубокий философский смысл, заложенный в лермонтовской поэзии.

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». 1890 – 1891.

Бумага коричневая на картоне, черная акварель, белила. 66 x 50

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1890 – 1891. Бумага, черная акварель, белила

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1890 – 1891. Бумага, черная акварель, белила

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1890 - 1891. Бумага на картоне, черная акварель, белила. 28 x 19

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1890 – 1891. Бумага, черная акварель, белила. 50 x 34

После выхода юбилейного сборника Врубель, измученный работой и образами, преследовавшими его повсюду, почти десять лет не возвращался к излюбленной демониане. Но зато Демон никак не желал отпускать его, постепенно он вновь возрождался в сознании и душе Врубеля, пока, наконец, художник не приступил вновь к этой теме - он начал работать над следующим образом - «».

Это был уже 1900 год, и это был уже совсем другой Демон - повзрослевший, разочарованный и безутешный. Его летящая над землей фигура полна безысходности и какой - то внутренней обиды.

Врубель решил подготовить эту картину для ближайшей выставки «Мира искусств », но почему - то остановился на полпути. Он не чувствовал летящего Демона и был крайне недоволен самим собой, хотя тщательно вносил поправки в отдельные детали. Работа остановилась еще и потому, что на Врубеля нахлынуло множество других идей, которые он не успевал переносить на холст. Вообще, осень и зима 1900 года оказались для него очень плодотворными: масса эскизов театральных декораций, эскизов на мифологические сюжеты, акварели, картины «», «», «Царевна - Лебедь ».

Это было счастливое время. Врубель, наконец, встретил ту, которую искал всю свою жизнь, и женился. Его избранницей стала молодая певица Надежда Забела, выступавшая в Частной опере. Она была на двенадцать лет моложе художника, но безумно любила его и верила в его талант. Молодые обвенчались в Женеве и провели медовый месяц в Люцерне.

Врубель не уставал восхищаться красотой и мягким характером супруги и одаривал ее щедрыми подарками. Она, в свою очередь, открывала в нем все новые и новые достоинства. «Он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Правда, деньги я у него отбираю, так как он ими сорит. Бог знает, что будет дальше, но начало хорошо, и я себя чувствую прекрасно», - писала Надежда Ивановна.

Они не имели постоянного дома, а на год - два снимали меблированные квартиры - то на Лубянке, то на Пречистенке, то на углу Зубовского бульвара. Но главными были не житейские невзгоды, которые они переносили весьма легко, а то, что они всегда были неразлучны, и им всегда было хорошо вместе. При всех лишениях, страданиях, непонятности его как художника, судьба подарила Врубелю любимую женщину и верного друга.

В 1901 году Надежда Забела уже ждала ребенка, а Врубель снова вернулся к своей заветной теме - к Демону.

Демон вновь завладел всеми помыслами художника. Но Врубель видел перед собой уже не лермонтовского «печального Демона», разочарованного в любви и надеждах, а могучего, мужественно - прекрасного бунтаря, готового сражаться со всем миром. Надежда Забела писала тогда Римскому - Корсакову:

Но Врубель не остановился на этом образе, все время находился в поиске, постоянно меняя облик Демона. Он резко изменился и сам: по целым дням не выходил из мастерской, ни с кем не общался, прежняя нежность и внимание к жене сменились резкостью, злобой, раздражением ко всему, что отвлекало его от работы над Демоном.

Теперь его замысел был иным - написать «Демона повергнутого» , но не менее великолепного, возлежащего среди скал...

Прошел месяц - и Демон опять изменился: Врубель увидел на этот раз перед собой образ некоего бесплотного существа, женственно хрупкого, с таинственным выражением глубоко затаенной обиды, лежащего на оперении больших крыльев. Сам художник был уверен - вот оно, найдено, наконец! Это настоящий, подлинно врубелевский трагический Демон.

Но друзья вновь не поняли его. Демон вызывал у многих не столько восхищение, сколько удивление - что же все - таки несет этот образ, столько раз уже переделанный и переписанный? Один из них даже писал:

Даже те, кто принимал искусство Врубеля , не могли не отмечать недостатки картины, которые они видели в некоторой деформированности фигуры, уродовавшей, на их взгляд, весь рисунок.

Когда картина была выставлена на четвертой выставке «Мира искусств » в Петербурге, публика отнеслась к ней весьма неоднозначно. Критики говорили:

Трудно себе представить, как мучительны были для Врубеля подобная хула публики и замечания друзей. Он никак не мог понять, почему же образ, такой близкий и понятный ему, образ, которому он посвятил почти всю свою жизнь, вызывает у окружающих лишь неприятие и непонимание?

Несмотря на все это, Врубель рвался продолжать работу над своей «демонианой».

В дневнике Е.И. Ге, старшей сестры Надежды Забелы, есть такая запись: «Пришел Врубель. Даже сегодня утром до открытия выставки он писал «Демона» и говорит, что теперь Демон не повержен, а летит, что он будет писать другого Демона и отправит в Париж к 18 апреля...»

Это был 1902 год. Напряжение и нечеловеческое перевозбуждение сломили художника, и он попадает в психиатрическую больницу.

Как знать, если бы ему удалось сохранить душевное равновесие, может быть, со временем мнение окружающих изменилось бы в его пользу. Но после того, как все газеты сообщили о его душевной болезни, в картине сразу же увидели трагедию самого автора и со злорадством говорили, что вся живопись Врубеля, а особенно «Демон» - всего лишь плод больного воображения.

Судьба нанесла Врубелю еще один удар: мало того, что сын Савва родился с «заячьей» губой, в 1903 году, по дороге в Киев, он заболел и скончался. Так любимый город стал для Врубеля еще и «Саввочкиной могилкой».

От этого горя художник уже не смог оправиться. Все последующие семь лет были наполнены болью, страхом, страданиями, к тому же начало быстро падать зрение, что привело к полной слепоте. Мог ли он предвидеть все это, как и то, что никогда не излечится и впадет в полное безумие? Но конец был уже близок. Оставалось лишь уповать на Бога и мысленно кричать ему: «Господи! Отчего ты покинул меня?..»

Но Господь так и не услышал его молитвы - 14 апреля 1910 года Врубеля не стало. Его похоронили на петербургском Новодевичьем кладбище.

Надежда Ивановна Забела пережила его всего лишь на три года. До последнего дня она продолжала выступать на сцене. А в июле 1913 года, вернувшись с концерта, она вдруг почувствовала себя плохо и в полночь скончалась.

Они вместе прожили четырнадцать лет, и эти годы были для обоих самым счастливым временем большой любви, преданности и нежности.

Но все когда - нибудь заканчивается...

Не стало Михаила Врубеля , умерла Надежда Забела, а «Демон », в 1908 году приобретенный Третьяковской галереей , продолжает жить, внося смутное волнение в души тех, кто и сегодня с восторгом взирает на один из самых прекрасных, ярких, истинных шедевров, увековечивший имя своего создателя.

1896. Холст, масло. 521 х 110

Декоративное панно «Фауст» для готического кабинета в доме А.В. Морозова в Москве.

1896. Холст, масло. 435 х 104

Декоративное панно «Фауст» для готического кабинета в доме А.В. Морозова в Москве.

1896. Холст, масло. 521 х 104

Юбилей удивительного и непостижимого Михаила Врубеля - 160 лет со дня рождения, отмечали 17 марта 2016 года. Какие крылья унесли его дух 14 апреля 1910-го? Белые или черные? Сказочно-мистический мир Врубеля, его чувственная эстетика завораживали, притягивали и… отталкивали современников. Его творчество, его дух остаются загадкой - болезненное или гениальное сознание вело этого художника?

Даже когда он обращался к темам русского эпоса или библейским образам, даже в пейзажах и натюрмортах сквозила излишня страстность, буйность - вольность, опровергающая устоявшиеся каноны. Что уж говорить о демонах и духах!

В душе этого невысокого человека с внешностью венецианца «с картины Тинторетто или Тициана» жила постоянная неутоленность миром здешним и тоска по миру иному. Вот, наверное, почему тема Демона стала главной в его творчестве, даже тогда, когда он этого еще не осознавал.

Демон первый. «Оттуда не возвращаются»

Может ли ребенок, потерявший мать, встретиться с ней? Да, Сереже Каренину повезло: однажды, когда он спал, мать прорвалась в детскую и подхватила сына на руки, впиваясь в него взглядом - прощаясь навсегда.

Часто ли представлял себе встречу с матерью Миша Врубель? Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна - старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь.

Анна Каренина - первая демоническая женщина в творчестве Врубеля. Брошенные в порыве зонтик и перчатки. Страстность и трагичность.


Демон второй. «Мне скучно, бес»

Отец Михаила был военным, семья переезжала с места на место - Омск, Саратов, Астрахань, Петербург, Харьков, Одесса… Все это не способствовало длительным привязанностям.

В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу.

Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир.

«…в Одессе была летом Петербургская оперная русская труппа… я слышал: „Жизнь за царя“, „Жидовку“, „Громобоя“ и „Фауста“; познакомился через Красовского с Корсовым и Дервизом»; «Теперь в Одессе «Передвижная художественная выставка, с смотрителем которой Де-Вилье я недавно познакомился; это очень милый человек, жандармский офицер, сам прекрасный пейзажист; он просил меня приходить к нему во всякое время писать и обещался для копировки достать картин в галерее Новосельского».

И вместе с тем:

«Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб… часы досуга… проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты».

…Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес».

Демон третий. Безумная техника и странная эстетика

В Петербурге, учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и… в поиск истины: штудирует философию и навсегда проникается теорией эстетики Канта. Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом.

В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В. Суриков, В. Поленов, В. Васнецов и В. Серов.

Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» - от Чистякова. У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема.

«Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено».

Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника:

«…маэстро быстрыми, угловато-рублеными штрихами возводил на листе бумаги тончайшую графическую паутину. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. …Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму. Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком… и мы уже предвкушали неудачу художника… И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. …перед взором моим предстал плод высочайшего мастерства, произведение удивительной внутренней экспрессии, ясного конструктивного мышления, обличенного в орнаментальную форму».

Демон четвертый. Неразделенная любовь

Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. В. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова - Эмилию Львовну.

К. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «…я любил женщину, она меня не любила - даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».

Демон пятый. «Демон сидящий»

Лечиться от любовной тоски Врубель уехал в Одессу. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «…в опрокинутом виде снимок представлял удивительно сложный узор, похожий на угасший кратер или пейзаж на луне». Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета.

Отцу Михаила Александровича работа не понравилась:

«Демон этот показался мне злою, чувственною… отталкивающею… пожилою женщиной».

Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве.

Из письма сестре:

«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а „демоническое“ - полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов.

Демон шестой. Лермонтовский

В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же, он начал с «Демона»! Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков.

И дик и чуден был вокруг

Весь божий мир; но гордый дух

Презрительным окинул оком

Творенье Бога своего,

И на челе его высоком

Не отразилось ничего,

Поныне возле кельи той

Насквозь прожженный виден камень

Слезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой!..

Публика оказалась не готова встретиться лицом к лицу с таким Демоном: после выхода книги иллюстрации Врубеля подверглись жесткой критике за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».

Ни одному иллюстратору не удалось воплотить с такой силой мятущуюся безысходность, тоску и ожесточенность этого неземного существа.

Для примера: Демон в представлении К. Маковского:

Константин Маковский. Тамара и Демон.

Демон седьмой. Несбывшаяся «Грёза»

В 1896 году Савва Мамонтов заказал Врубелю два панно размером 20×5м для Всероссийской нижегородской выставки, приуроченной к коронации Николая II. Долой демонов! Врубель задумывает образ Грёзы - музы, вдохновляющей художника. Тоже нездешний дух, но вполне дружественный.

Комиссия признала оба панно Врубеля - «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», - чудовищными. В ответ Мамонтов построил к приезду императорской четы специальный павильон под названием: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Правда, пять последних слов пришлось закрасить.

Газеты взорвались критикой, особенно отличился Максим Горький - в пяти статьях о выставке он разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника.

Демон восьмой: кто в облике таком?

В разговоре с отцом по поводу первого, уничтоженного Демона Михаил объяснял, что демон - это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Вероятно, это и отпугивало заказчиков и зрителей в женских образах художника. Тревожила завораживающая тайна, зов в неизведанное. Его «Гадалка», дух «Сирени» и даже «Девочка на фоне персидского ковра» чужды русской эстетике, здесь «переночевал» восток с его губительной Шамаханской царицей.

В этом лице, глазах в пол-лица, повороте головы - та же демоническая тоска,

Не унес ли Демон, вопреки Лермонтову, Тамару в свой безрадостный мир? Не превратил ли в Царевну-Лебедь? Эта «инаковость» сделала «Царевну-Лебедь» любимой картиной Александра Блока, но не остальной публики - она тоже подверглась ожесточенной критике.

Демон девятый. Духи разных миров

Илья Репин с трудом отговорил Михаила Александровича от уничтожения отвергнутого заказчиком панно «Утро», где в образах духов и вовсе стирается грань между мужским и женским.

Обращение к духам леса, рек, гор очень характерно для врубелевской «формулы живого отношения к природе». И он снова и снова возвращается к мифологическим образам.

В имении Тенишевой, куда чета Врубелей приглашена на отдых, художник под впечатлением новеллы Анатоля Франса «Святой Сатир» за один день создает «Пана».

Михаил Александрович Врубель. Валькирия

Хозяйка имения - княгиня Мария Тенишева, - предстает в образе Валькирии - воительницы, переправляющей павших воинов в Валгаллу. «Валькирия» вместе с «Болотными огнями», как символ возвращения в город юности художника, попала в коллекцию Одесского художественного музея (дар М. В. Брайкевича). Также в музейной коллекции находятся два рисунка художника - «Семья Я. В. Тарновского за карточным столом», «Портрет неизвестной» и две майолики - «Волхова» и «Морская царица» (из собрания А.П. Руссова).

Демон десятый. Демон – Ангел

Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом, демоны - это «мифические существа, посланники… Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый».

Демоны, ангелы, серафимы для художника - божественные сущности, наделенные величием. На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином.

Двойственная природа и у шестикрылого серафима - Азраила – ангела смерти.

Демон одиннадцатый – вознесшийся и поверженный

В 1898 году Врубель, спустя десятилетие, возвращается к лермонтовскому «Демону» (сам Лермонтов до конца жизни переделывал своего «Демона», сохранилось девять его редакций): он колеблется между сюжетами «Демон летящий» и «Демон поверженный».

В 1900 году к художнику приходит признание: на Всемирной выставке в Париже ему присудили золотую медаль за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».

«Летящий Демон» остается незавершенным. Над «Демоном поверженным» он работает неистово, без передышки, без конца переделывая…

«Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов…» - пишет Врубель своей жене, находясь в больнице.

У этого изломанного Демона - пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья.

Двенадцатый демон. Пророк

Последний из его «потусторонних сюжетов» - «Видения пророка Иезекииля» - остается незавершенным: в начале 1906 года художника Врубеля не стало - он ослеп.

Доктор Усольцев писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления - эстетические - погибают первыми; они у него погибли последними, так как были первыми».

Михаил Александрович Врубель. Автопортрет. 1885

Демон тринадцатый. Посланник иных миров

Быть может, Александр Блок был единственным, кто при жизни полностью принял врубелевский мир:

«Возвращаясь в своих созданиях постоянно к „Демону“, он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением… Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Нам - через столетие - кажется, что Демон другим и не может быть. Он нас тревожит и потрясает…

Он дал на своих полотнах пристанище демонам, а быть может, это демоны захватили его. Но, так или иначе, именно Михаил Врубель создал реальные демонические образы обитателей потустороннего мира. Мы, зрители, вглядываясь в его картины, как будто смотрим сквозь слюдяные витражи, отделяющие нашу обыденную реальность от бушующего иного мира. И сквозь красочные стёклышки видим сумрачных ангелов преисподней, чувствуем их негасимую ярость, ощущаем их извечную ненависть, касаемся взглядом сгустков их пульсирующей непрерывной боли.

Откуда к Михаилу Врубелю приходили образы демонов ? Может, и в самом деле его мистические полотна есть метафизическое прозрение в потусторонний мир? И, может быть, именно поэтому ни один из демонов, созданных Врубелем, так и не был завершён?

Всё странно в творчестве Врубеля. Свой крестный путь профессионального художника он начинал с иконописных росписей Кирилловского храма в Киеве. Он, животворивший демонов, писал с такой же одержимостью иконы, творил в красках Христа и Богоматерь, и многочисленных святых.

Эти судорожные метания от Христа к демонам мрака будут сопровождать Михаила Врубеля всю жизнь.



Примечательно, что в качестве натуры для апостолов с фрески «Сошествие Святого Духа» Врубель срисовал лица больных из психиатрической больницы. В истощённых силуэтах, в смятенных взглядах умалишённых он улавливал некое запретное знание , недоступное «нормальному» и, следовательно, ограниченному разуму. Врубель считал, что сумасшедшие знают нечто такое, чего не ведают здоровые, что они, отрезанные безумием от всего обыденного, способны пережить истинное духовное просветление. Но мог ли ведать Врубель, что и он в конце жизни окажется среди этих «просветлённых» и что смерть свою встретит на койке в психиатрической клинике?

Строительный комитет, который заказал Врубелю роспись на тему «Воскресения Христова» стены северного придела алтаря Владимирского собора в Киеве, работу художника не принял. Не была принята и роспись плафона на тему «Пятого дня сотворения мира — отделения воды от тверди». Не хорош, по мнению заказчиков, оказался и набросок «Воскресение. Эскиз росписи Владимирского собора».

И когда творческие неудачи наложились на личные проблемы, когда алкоголь сделался спасением и бедствием, демоническое стало тонкой змеистой струйкой втекать в душу художника, искушать, беспокоить, требовать своего воплощения.

Первым образом, в котором проглядывается демоническое, стал эскиз... «Ангел с кадилом и свечой». Какое странное и пугающее сочетание — светлые, тающие во мраке призрачные одежды ангела и его тёмное лицо с мрачными, отнюдь не ангельскими глазами. Кто это? Демон, облачившийся в чужие одежды, или ангел с чужими глазами на лице?

Врубель уже осязал эфирную плоть той могучей потусторонней силы, что рвалась в его мир. Но чьи голоса нашептали ему такую мысль: «Демона не понимают, путают с дьяволом, а демон по-гречески... значит «Душа»?

Как изобразить ДЕМОНА? Вот отзыв об одном из первых демонов Врубеля: «Демон мне показался злою, чувственною отталкивающей пожилой женщиной. Миша говорит, что Демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Дух, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всём том дух властный, величавый» (A.M. Врубель, отец художника).

Эскиз же самого первого Демона Врубель уничтожил, недовольный сделанным. Отчаявшись написать Демона маслом, он попытался изобразить его в скульптуре, вылепить демоническую плоть руками. Но одна скульптура развалилась, вторая показалась художнику утрированной.

И лишь в мае 1890 года Врубель вдруг ощутил в себе силу творить ДЕМОНА. Он жаждал воплотить светлую божественность Демона, ангела богорожденного, но замаранного выхолощенным христианским мифом, жаждал показать миру Демона как добро, освободившееся от безгрешности.

Врубель работал точно одержимый. И написанная плоть оживала, наполнялась реальной силой. Демон на глазах всё рос и рос, придвигался к краю картины, заполнял собой весь холст, не умещался на холсте, и Врубель собственноручно подшивал новые куски. Но Демон перерос и увеличенный холст — верхняя часть его головы кажется срезанной.

Позже Даниил Андреев напишет в своей метафизической «Розе мира», что Врубель ничего не выдумывал и интуитивно написал метапортрет одного из ангелов мрака. Он сумел передать главное в облике жителей преисподней: «серый, как пепел, цвет лиц ангелов мрака отталкивающ и ужасен, а в чертах совершенно обнажена их хищная и безжалостная порода». Угадал, по мнению Д. Андреева, Врубель и ущербность их прекрасных крыльев. Он нарисовал их поломанными, но на самом деле, писал Д. Андреев, «их крылья не повреждены, но самая возможность пользования ими мучительно сужена».

Разум художника неумолимо погружался во мрак. Однажды он сообщил, что Демон явился ему во сне и потребовал, чтобы полотно было названо «ikone» (икона). «Прекрасному поверженному злу» должно преклоняться, как поклоняются другим образам мучеников. «Демона поверженного» отправили на выставку. Врубель поехал следом. И даже когда картина уже висела на стене, художник прямо на глазах у публики вносил всё новые и новые исправления. Демон высосал у своей жертвы все силы, опустошил душу и погрузил разум во тьму безумия. Михаила Врубеля поместили в психиатрическую клинику.

БЕЗУМИЕ И ТЬМА

Это были страшные месяцы огненного хаоса. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным, он собирался стать московским генерал-губернатором, превращался в государя российского, становился Скобелевым или Фрином. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело...

Из клиники Врубель вышел ненадолго. Через несколько месяцев умирает от крупозной пневмонии его двухлетний сын Саввушка. Огромное горе затопило отца целиком. Опалённый разум не выдерживал отвратительной беспощадной реальности, и Врубель сам попросил жену поместить его снова в психиатрическую клинику.

Там одна мучительная галлюцинация сменялась другой: художнику виделись враги, жаждущие его смерти, его оглушал хор призрачных голосов, обвиняющих в преступлениях. Врубель впадал в отчаяние и кричал, что его уже НИЧЕГО не ожидает, или корчился в приступах буйства.

Когда наступало затишье и просветление, Врубель рисовал с натуры. То были поразительные рисунки, излучающие тепло и добро, полную противоположность образам Демонов!

В августе 1904 года Врубель вышел из клиники. Демоны ушли в тень. Но кто другой выступил из тени? 1904-м годом датирована ещё одна знаменитая работа Михаила Врубеля «Шестикрылый серафим» (Азраил) . Зеленоватое лицо, на котором вместо глаз сверкают голубые ледяные кристаллы, мертвенно-чеканные оледенелые черты, лишённые страстей. И занесённый блистающий меч... Если это и ангел, то ангел смерти.

Художник, писавший демонов, должен был испить свою горькую чашу до дна. Он начал постепенно слепнуть. Полуслепым пытался рисовать, потом лепить. А затем наступил непроницаемый мрак. Последние годы жизни Михаил Врубель провёл в абсолютной тьме. В клинике он бредил о «сапфировых» глазах, которые ему должен кто-то даровать.

Последними словами Михаила стали: «Хватит лежать, собирайся, Николай, поедем в Академию». Врубеля не стало 1 апреля 1910 года. Он перешагнул тонкую линию, отделявшую бытие от небытия, и кто его встретил за той последней чертой — ангелы или демоны — мы не узнаем...

Иллюстрации художника к поэме Лермонтова "Демон"

Тамара и Демон

Голова Демона

Голова Демона на фоне гор

Демон летящий

Демон, смотрящий на танец Тамары

Свидание Тамары и Демона

Демон и Ангел с душой Тамары

Картины М.Врубеля на сайте:

Картины Михаила Врубеля , первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, – это образ лермонтовского Демона . Еще при жизни о художнике ходило много слухов – о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что – вымысел?


Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. Часть рисунков так и не попала в книгу – современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа.


Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности.


В понимании Врубеля, Демон – это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет!».


«Демон (сидящий)» – самая известная работа Врубеля. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. случилась трагедия – умер его сын, что окончательно подорвало душевное здоровье художника.




С тех пор и до самой смерти в 1910 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем.

дружба, которая закончилась отрезанным ухом