Уникальная коллекция интересных фактов для расширения кругозора. Интересные факты о картине "Мона Лиза" Факты о джоконде

» - самая известная в мире. Наверное, с ней связано больше домыслов и легенд, чем доказанных фактов.

Мы попытаемся добраться до истины: о картине «Мона Лиза».

1. Полное название картины — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. На итальянском ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona.

2. Считается, что на картине изображена супруга торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо (отсюда второе название — «Джоконда»). Возможно, на картине Да Винчи нарисовал самого себя в женской ипостаси, или свою мать Катерину. Существует ещё много версий.

3. Сейчас картина выставляется в Лувре, в отдельной комнате, стоившей музею семь миллионов долларов. Защищена пуленепробиваемым стеклом. Создан специальный микроклимат для предотвращения любых негативных воздействий внешней среды.

4. В ходе подробных исследований было выяснено, что на полотно нанесены три версии картины, написанные в разное время. Очевидно, художник стремился довести своё творение до совершенства. Эксперты утверждают, что более ранние версии намного светлее и ярче современной.

5. В 1911 году картина была похищена работником Лувра. Все поиски полиции не увенчались успехом. Картину нашли спустя два года - вор отозвался на газетное объявление директора картинной галереи. В 1914 «Джоконда» вернулась в Лувр.

6. Картина неоднократно подвергалась вандализму — её обливали кислотой и бросали камнем, что нанесло небольшие повреждения. Попытки распылить краску и бросить глиняную чашку не принесли ущерба.

7.
Это произведение искусства бесценно, и попытка продать его принесла бы миллиардную прибыль. Оценить «Джоконду» достаточно сложно. Лувр заключил страховое соглашение на сумму три миллиарда долларов.

«Сестра-близнец» Моны Лизы

В музее «Prado» в Мадриде была обнаружена «сестра-близнец» знаменитой «Моны Лизы». Испанское телеграфное агентство «EFE» сообщило, что речь идёт о копии всемирно известной картины, которая рисовалась одновременно с оригиналом в мастерской .

Картина давно висела в Мадридском музее, однако о её ценности до сих пор ничего не было известно. Только сейчас, во время реставрационных работ выяснилось, что произведение создавалось параллельно с оригиналом. Нарисовать его могли предположительно Андреа Салай или Франческо Мельци, лучшие ученики да Винчи.

Во время работ над картиной было установлено, что чёрный фон на копии был сделан позже. Под ним эксперты Прадо обнаружили изображение итальянского ландшафта, какое можно увидеть также на оригинале. Копия имеет те же размеры, что и оригинал «Моны Лизы» и её создание тоже относится к началу 16-ого века.

С помощью инфракрасных лучей было установлено, что художник во время своей работы над картиной предпринял такие же исправления, как да Винчи на оригинале. Это доказывает, что оба произведения возникли одновременно. Как итальянский музей, так и Лувр, в котором находится оригинал, подтвердили происхождение копии. Официально копия была представлена 21 февраля 2012 года.

Мона Лиза Леонардо да Винчи – одно из самых известных произведений живописи во всём мире.

В наше время эта картина находится в парижском Лувре.

Создание картины и изображённая на ней модель, были окружены множеством легенд и слухов, и даже сегодня, когда белых пятен в истории «Джоконды» практически не осталось, мифы и легенды продолжают ходить среди множества не особенно образованных людей.

Кто такая Мона Лиза?

Личность изображённой девушки на сегодняшний день вполне известна. Считается, что это Лиза Герардини – известная жительница Флоренции, принадлежавшая к аристократической, но обедневшей семье.

Джоконда – это, по всей видимости, её фамилия в замужестве; супругом её был успешный торговец шёлком Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо. Известно, что Лиза с мужем родили шестерых детей и вели размеренную жизнь, характерную для обеспеченных граждан Флоренции.

Можно думать, что брак был заключён по любви, но при этом имел и дополнительные выгоды для обоих супругов: Лиза вышла замуж за представителя более богатой семьи, а Франческо через неё породнился со старинным родом. Совсем недавно, в 2015 году, учёными была обнаружена и могила Лизы Герардини – возле одной из старинных итальянских церквей.

Создание картины

Леонардо да Винчи сразу взялся за этот заказ и отдавался ему полностью, в буквальном смысле с какой-то страстью. И в дальнейшем художник был тесно привязан к своему портрету, везде носил его с собой, а когда в позднем возрасте решил уехать из Италии во Францию, то вместе с несколькими избранными своими работами он захватил с собой и «Джоконду».

С чем было связано такое отношение Леонардо к этой картине? Есть мнение, что великий художник имел с Лизой любовную связь. Однако не исключено, что живописец ценил эту картину как пример наивысшего расцвета своего таланта: «Джоконда» действительно получилась необыкновенной для своего времени.

Мона Лиза (Джоконда) фото

Интересно, что Леонардо так и не отдал портрет заказчику, а увёз его с собой во Францию, где её первым владельцем стал король Франциск I. Возможно, такой поступок мог быть связан с тем, что мастер не закончил полотно к сроку и продолжал написание картины уже после отъезда: о том, что свою картину Леонардо «так и не окончил», сообщает знаменитый писатель эпохи Возрождения Джорджо Вазари.

Вазари, в своей биографии Леонардо, сообщает множество фактов о написании этой картины, однако не все они достоверны. Так, он пишет, что художник создавал картину в течение четырёх лет, что является явным преувеличением.

Пишет он также, что во время позирования Лизы в студии находилась целая группа шутов, развлекавших девушку, благодаря чему Леонардо удалось изобразить на лице её улыбку, а не стандартную для того времени грусть. Однако, скорее всего, рассказ о шутах Вазари сочинил сам для развлечения читателей, используя фамилию девушки – ведь «Джоконда» означает «играющая», «смеющаяся».

Однако можно отметить тот факт, что Вазари привлекала в этой картине не столько реалистичность как таковая, сколько удивительная передача физических эффектов и мельчайших деталей образа. Судя по всему, писатель описывал картину по памяти или же по рассказам других очевидцев.

Некоторые мифы о картине

Ещё в конце XIX века Грюйе писал, что «Джоконда» вот уже несколько столетий буквально лишает людей рассудка. Многие задумывались, созерцая этот удивительный портрет, из-за чего он оброс множеством легенд.

  • По одной из них, на портрете Леонардо аллегорически изобразил… самого себя, что якобы подтверждается совпадением мелких деталей лица;
  • По другой, на картине изображён юноша в женской одежде – например, Салаи, ученик Леонардо;
  • Ещё одна версия говорит о том, что на картине изображена просто идеальная женщина, некий абстрактный образ. Все эти версии в настоящее время признаны ошибочными.

Невероятные факты

Мона Лиза, пожалуй, самое популярное произведение изобразительного искусства в мире. Написанная самым знаменитым художником, Леонардо да Винчи, эта картина была предметом интереса для многих. Мона Лиза была источником дискуссий в течение многих столетий.

Загадочное выражение лица женщины на картине по-прежнему является нерешенной задачей. Роман писателя Дэна Брауна "Код да Винчи" возродил интерес у людей к знаменитой картине. Все, в преддверии разгадки, собирались в своих домах, дабы побыстрее разгадать скрытые коды, описанные в романе.

Помимо романа, живопись знаменита по многим другим причинам. Во-первых, она очень известна из-за популярности Леонардо да Винчи и из-за его работ по анатомии человека. Во-вторых, картина славится необычными методами, используемыми художником и, самое главное, "Мона Лиза" славится кражами из музея.

Большинство из Вас, возможно, слышали об этих известных фактах. Но мы будем раскрывать менее известные и самые интересные факты об этом загадочном произведении.

Название картины "Мона Лиза"

Название картины "Мона Лиза" было результатом ошибки правописания. Мона по-итальянски означает краткую форму "Мадонна", что означает "миледи".

Женщина на картине

Идентичность женщины на картине до сих пор является загадкой. Некоторые считают, что это женская форма лица Леонардо да Винчи. Большинство придерживаются мнения, что женщина была Лизой Герардини (Lisa Gherardini), которая была 24-летней матерью двоих сыновей.

Повреждение картины

Эта картина имеет повреждение. В 1956 году человек по имени Хьюго Унгаза (Hugo Ungaza) бросил камень в произведение искусства. Это привело к повреждению краски на небольшом участке, рядом с левым локтем Моны.

Страховка картины

Картина считается бесценной и поэтому она не может быть застрахована.

Без бровей

Еще одним интересным фактом о картине является то, что женщина на картине не имеет бровей. Ходят слухи, что это потому что, когда власти пытались восстановить картину, брови были случайно удалены.

КАРТИНА МЕНЯЕТСЯ С ГОДАМИ Мона Лиза меняется, как настоящая женщина… Ведь сегодня перед нами изображение потускневшего, выцветшего лица женщины, пожелтевшее и потемневшее в тех местах, где раньше зритель мог видеть коричневые и зеленые тона (не зря же современники Леонардо не раз восхищались свежими и яркими красками полотен итальянского художника). Портрет не избежал разрушительного действия времени и повреждений, причиненных в результате многочисленных реставраций. А деревянные опоры - сморщились и покрылись трещинами. Претерпели изменения под воздействием химических реакций и свойства пигментов, связующего вещества и лака с годами. Почетное право создать серию снимков "Моны Лизы" в высочайшем разрешении было дано французскому инженеру Паскалю Котте, изобретателю мультиспектральной фотокамеры. Результатом его работы стали детальные снимки картины в диапазоне от ультрафиолетового до инфракрасного спектра. Стоит отметить, что Паскаль потратил около трех часов, создавая снимки "голой" картины, то есть без рамы и защитного стекла. При этом он использовал уникальный сканер собственного изобретения. Результатом работы стали 13 снимков шедевра с 240-мегапиксельным разрешением. Качество этих изображений абсолютно уникально. Потребовалось два года для анализа и проверки полученных данных. ВОССОЗДАННАЯ КРАСОТА В 2007 году на выставке "Гений да Винчи" были впервые обнародованы 25 секретов картины. На ней посетители впервые смогли насладиться оригинальным цветом красок "Моны Лизы" (то есть цветом оригинальных пигментов, которые использовал да Винчи). Снимки представили перед читателями картину в первозданном виде, подобно тому, какой ее видели современники Леонардо: небо цвета лазурита, тепло-розовый цвет кожи лица, отчетливо прорисованные горы, зеленые деревья… Фотографии Паскаля Котте показали, что Леонардо не закончил работу над картиной. Мы наблюдаем изменения в положении руки натурщицы. Видно, что поначалу Мона Лиза поддерживала рукой покрывало. Также стало заметно, что выражение лица и улыбка сначала были несколько другими. А пятно в уголке глаза является повреждением в лаковом покрытии от воды, возникшем, скорее всего в результате того, что картина какое-то время висела в ванной комнате Наполеона. Мы также можем определить, что некоторые части картины со временем стали прозрачными. И увидеть, что вопреки современной точке зрения у Моны Лизы были брови и ресницы! КТО НА КАРТИНЕ "Взялся Леонардо выполнить для Франческо Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись в течение четырех лет, оставил его незавершенным. Во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, которые удаляли от нее меланхолию и поддерживали веселость. Потому улыбка ее столь приятна". Это единственное свидетельство о том, как создавалась картина, принадлежит современнику да Винчи, художнику и писателю Джорджо Вазари (правда, ему было всего восемь лет, когда умер Леонардо). На основании его слов вот уже несколько веков женский портрет, над которым мастер трудился в 1503-1506 годах, считается изображением 25-летней Лизы – жены флорентийского магната Франческо дель Джокондо. Так написал Вазари – и все поверили. Но вероятностно, это ошибка, и на портрете другая женщина. ПОКЛОНЕНИЕ Как утверждают эксперты, ее звали Мона Лиза Герардини дель Джокондо, … Хотя, может, Изабелла Гуаландо, Изабелла д"Эсте, Филиберта Савойская, Констанция д"Авалос, Пачифика Брандано… Кто знает? Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Долгие годы портрет "придворной дамы в прозрачном покрывале" был украшением королевских коллекций. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Людовик ХIII, резвившийся еще ребенком в Большой галерее, где она висела, отказался уступить ее герцогу Букингемскому, заявив: "Невозможно расстаться с картиной, которую считают лучшей в мире". Повсюду – и в замках, и в городских домах – дочерей пытались "обучить" знаменитой улыбке. Так прекрасный образ превратился в модный штамп. У профессиональных художников популярность картины всегда была высока (известно более 200 копий "Джоконды"). Она породила целую школу, вдохновляла таких мастеров, как Рафаэль, Энгр, Давид, Коро. С конца XIX века "Моне Лизе" стали посылать письма с объяснением в любви. И все же в причудливо складывающейся судьбе картины недоставало какого-то штриха, какого-то сногсшибательного события. И оно произошло! 21 августа 1911 газеты вышли под сенсационным заголовком: "Джоконда" украдена!" Картину энергично разыскивали. О ней горевали. Опасались, что она погибла, сожженная неловким фотографом, снимавшим ее при помощи магниевой вспышки под открытым небом. Во Франции "Джоконду" оплакивали даже уличные музыканты. "Бальдассаре Кастильоне" кисти Рафаэля, установленной в Лувре на месте пропавшей, никого не устраивал – ведь это был всего лишь "обыкновенный" шедевр. "Джоконду" нашли в январе 1913 года, спрятанной в тайнике под кроватью. Вор, бедный итальянский эмигрант, хотел вернуть картину на родину, в Италию.

ГЛАВНАЯ ТАЙНА… …Скрыта, конечно же, в ее улыбке. Как известно, улыбки бывают разные: счастливые, печальные, смущенные, обольстительные, кислые, язвительные. Но ни одно из этих определений в данном случае не годится. В архиве музея Леонардо да Винчи во Франции хранится множество самых разнообразных толкований загадки знаменитого портрета. Некий "специалист широкого профиля" уверяет, что изображенная на картине особа беременна; ее улыбка – попытка уловить движение плода. Следующий настаивает, что улыбается она своему возлюбленному… Леонардо. Кто-то вообще считает: на картине изображен мужчина, поскольку "его улыбка очень привлекает гомосексуалистов". По мнению британского психолога Дигби Квестега, сторонник последней версии, в этой работе Леонардо показал свою латентную (скрытую) гомосексуальность. Улыбка "Джоконды" выражает широкий диапазон чувств: от смущения и нерешительности (что скажут современники и потомки?) до надежды на понимания и благосклонность. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. Вспомним, однако, что нравы эпохи Возрождения были куда более раскрепощенными, чем нынешние, и Леонардо вовсе не делал тайны из своей сексуальной ориентации. Его ученики всегда были скорее красивы, нежели талантливы; особым же расположением пользовался его слуга Джакомо Салаи. Еще одна схожая версия? "Мона Лиза" - автопортрет художника. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения!.. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): "Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника". Идею основоположника психоанализа позднее поддержал Сальвадор Дали: "В современном мире существует настоящий культ джокондопоклонства. На Джоконду много раз покушались, несколько лет назад даже были попытки забросать ее каменьями – явное сходство с агрессивным поведением в отношении собственной матери. Если вспомнить, что писал о Леонардо да Винчи Фрейд, а так же все, что говорят о подсознании художника его картины, то можно без труда заключить, что, когда Леонардо работал над Джокондой, он был влюблен в свою мать. Совершенно бессознательно он писал новое существо, наделенное всеми возможными признаками материнства. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Весь мир увидел и все еще видит сегодня в этой двусмысленной улыбке вполне определенный оттенок эротизма. И что же происходит со злополучным беднягой-зрителем, находящимся во власти Эдипова комплекса? Он приходит в музей. Музей – это публичное заведение. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. И вот в том самом борделе он видит изображение, которое представляет собой прототип собирательного образа всех матерей. Мучительное присутствие собственной матери, бросающий нежный взор и одаривающей двусмысленной улыбкой, толкает его на преступление. Он хватает первое, что подвернулось ему под руки, скажем, камень, и раздирает картину, совершая таким образом акт матереубийства". ОКУТАННЫЙ ТАЙНОЙ ПЕЙЗАЖ За спиной Моны Лизы на легендарном полотне Леонардо да Винчи изображен не абстрактный, а вполне конкретный пейзаж - окрестности североитальянского городка Боббио (Bobbio), утверждает исследовательница Карла Глори (Carla Glori), чьи доводы приводит в понедельник, 10 января, газета Daily Telegraph. К таким выводам Глори пришла после того, как журналист, писатель, первооткрыватель могилы Караваджо и глава Национального итальянского комитета по охране культурного наследия Сильвано Винчети (Silvano Vinceti) сообщил, что разглядел на полотне Леонардо загадочные буквы и цифры. В частности, под аркой моста, расположенного по левую руку от Джоконды (то есть, с точки зрения зрителя, в правой части картины), обнаружились цифры "72". Сам Винчети считает их отсылкой к неким мистическим теориям Леонардо. По мнению Глори, это указание на 1472 год, когда протекающая мимо Боббио речка Треббия (Trebbia) вышла из берегов, снесла старый мост и вынудила властвовавшее в тех краях семейство Висконти возвести новый. Весь остальной вид она считает пейзажем, открывавшимся из окон местного замка. СЕКРЕТ РАСКРЫТ? В прошлом году профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета заявил, что улыбка Моны Лизы видна лишь если смотреть не на губы изображенной на портрете женщины, а на другие детали ее лица. Маргарет Ливингстон представила свою теорию на ежегодном собрании Американской ассоциации за прогресс в науке, которое прошло в Денвере, штат Колорадо. Исчезновение улыбки при смене угла зрения связано с тем, как человеческий глаз обрабатывает визуальную информацию, считает американский ученый. Есть два вида зрения: прямое и периферическое. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже - тени. - Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением, - заявила Маргарет Ливингстон. Чем больше смотришь прямо на лицо, тем меньше используется периферическое зрение. То же самое происходит, если смотреть на одну букву печатного текста. При этом другие буквы воспринимаются хуже, даже с близкого расстояния. Да Винчи использовал этот принцип и поэтому улыбка Моны Лизы видна лишь, если смотреть на глаза или другие части лица изображенной на портрете женщины…

Невероятные факты

Мона Лиза, пожалуй, самое популярное произведение изобразительного искусства в мире. Написанная самым знаменитым художником, Леонардо да Винчи, эта картина была предметом интереса для многих. Мона Лиза была источником дискуссий в течение многих столетий.

Загадочное выражение лица женщины на картине по-прежнему является нерешенной задачей. Роман писателя Дэна Брауна "Код да Винчи" возродил интерес у людей к знаменитой картине. Все, в преддверии разгадки, собирались в своих домах, дабы побыстрее разгадать скрытые коды, описанные в романе.

Помимо романа, живопись знаменита по многим другим причинам. Во-первых, она очень известна из-за популярности Леонардо да Винчи и из-за его работ по анатомии человека. Во-вторых, картина славится необычными методами, используемыми художником и, самое главное "Мона Лиза" славится кражами из музея.

Большинство из Вас, возможно, слышали об этих известных фактах. Но мы будем раскрывать менее известные и самые интересные факты об этом загадочном произведении.

Название картины "Мона Лиза"

Название картины "Мона Лиза" было результатом ошибки правописания. Мона по-итальянски означает краткую форму "Мадонна", что означает "миледи".

Женщина на картине

Идентичность женщины на картине до сих пор является загадкой. Некоторые считают, что это женская форма лица Леонардо да Винчи. Большинство придерживаются мнения, что женщина была Лизой Герардини (Lisa Gherardini), которая была 24-летней матерью двоих сыновей.

Повреждение картины


Эта картина имеет повреждение. В 1956 году человек по имени Хьюго Унгаза (Hugo Ungaza) бросил камень в произведение искусства. Это привело к повреждению краски на небольшом участке, рядом с левым локтем Моны.

Страховка картины


Картина считается бесценной и поэтому она не может быть застрахована.

Без бровей


Еще одним интересным фактом о картине является то, что женщина на картине не имеет бровей. Ходят слухи, что это потому что, когда власти пытались восстановить картину, брови были случайно удалены.