Памятники архитектуры костромы. Исторические памятники костромы Архитектурный облик Костромы


Кострома по праву вошла в число красивейших городов "Золотого Кольца" Росси и её достопримечательности привлекают тысячи туристов и гостей города.

● Кострома - древний русский город, история которого тесно связана с судьбами всей России, расположен на удалении 350 км от Москвы на берегах великой русской реки Волги.

В древние времена Кострома была застроена главным образом деревянными постройками, но по причине частых пожаров памятники глубокой старины для истории русского зодчества не сохранились.

● Только в 17 веке в Костроме были воздвигнуты широко известные и сохранившиеся до нашего времени памятники архитектуры: Троицкий собор Ипатьевского монастыря , посадские церкви Воскресенья на Нижней Дебре , Иоанна Богослова и Ипатьевской слободе , Рождества Христова на Городище .

● По указу Екатерины II Кострома становится в 1778 г . административным центром обширного наместничества, а с 1797 года - центром Костромской губернии. В городе началось интенсивное строительство новых административных зданий. Новая застройка велась по генеральному плану, по чёткой схеме, при которой улицы радиальных направлений сходились к центральной площади, а главная ось плана должна быть перпендикулярна набережной Волги и проходить через эту площадь. Согласно плану, центр Костромы сложился в основном в конце XVIII - первой трети XIX веков как необычайно цельный ансамбль, и сохранился почти в неизменном виде по сей день.

Ипатьевский монастырь. Юго-западная башня и крепостные стены Нового города. XVII век


● Создателями этого ансамбля являлись архитекторы С. А. Воротилов, П. И. Фурсов, В. П. Стасо в. На сторонах кварталов, образующих центральную площадь, расположены пожарная каланча, бывшие гауптвахта и гостиница, особняк Борщова и здание присутственных мест. Здания каланчи и гауптвахты по праву вошли в золотой фонд памятников русской архитектуры.

Кострома в 18 веке становится крупным торговым центром на Волжском судоходном пути. Сохранившийся по сей день комплекс торговых рядов является одним из самых крупных в России. Он строился на протяжении нескольких десятилетий, начиная с конца 18 века. Особенно интересны Большие Красные и Мучные, Табачные, Пряничные, Масляные ряды.



Ипатьевский монастырь. XVI-XIX вв. Музей-заповедник.

Сбалансированный облик административно-торгового центра Костромы и его архитектурную стилистику не нарушили крупные сооружения конца 19 века: дома Третьякова, бывший Романовский музей и др. Одним из самых интересных объектов для осмотра в Костроме является историко-архитектурный музей-заповедник, расположенный в бывшем Ипатьевском монастыре . Существует научная гипотеза от том, что монастырь был основан в 14 веке, но до наших дней дошёл сложный комплекс зданий, в котором сохранились разновременные постройки, начиная с конца 16 века и заканчивая последней четвертью 19 века.

Центральное место в ансамбле занимает Троицкий собор постройки 1652 года . Здание весьма монументально по формам, увенчано богато орнаментированными главами, его северный фасад украшен выразительной формы крыльцом и красивым декором. Стенопись собора, выполненная в 1685 году артелью костромских изографов под руководством Гурия Никитина и Силы Савина, является одним из лучших произведений этих мастеров.

На главной площади монастыря расположена звонница, возведённая в начале 17 века, с тремя этажами арок, с шатровым покрытием. На ней размещалось до 20 больших и малых колоколов и древние часы с боем. У западной стены монастыря расположены палаты бояр Романовых - келарские кельи постройки 16-17 веков, имеющие довольно значительные поздние архитектурные изменения.

Большой интерес представляют крепостные стены с башнями и воротами (XVI-XVII вв.), жилые палаты - братские кельи (XVI-XVII вв.), хозяйственные постройки (XVI-XIX вв. ), а также богатые историко-краеведческие и художественные экспозиции, расположенные во многих зданиях архитектурного комплекса.


Ипатьевский монастырь. Архиерейский корпус. XVII-XIX века.


Ипатьевский монастырь. Палаты бояр Романовых. XVI-XIX вв.


Ипатьевский монастырь. Вход в палаты бояр Романовых. XVI-XIX вв.

Древня архитектура г. Ярославля
Необычные здания в мире
Недалеко от каменного архитектурного ансамбля Ипатьевского монастыря с начала 60-х годов в XX веке начал создаваться музей деревянного зодчества "Народной архитектуры и быта", занимающий более 30 га, куда привезено и установлено порядка 26 уникальных и типичных для Костромского края памятников: крестьянские избы, бани, мельницы, церквушки, житницы, амбары, построенные с XVIII по XX века и реставрированные в настоящее время.
Музей деревянного зодчества. Церковь из села Фоминское. 1721 год. Музей деревянного зодчества. Бани из деревни Ведёрки. XIX век

Город Кострома, «государыня», как его привыкли величать в фольклоре, расположен на живописных берегах Волги. Это город, где в Смутное время вершилась судьба и создавалась история Русского государства, когда Земский собор воззвал к молодому Михаилу Романову. Будущий царь, укрывшийся за стенами Ипатьевского монастыря, определил все дальнейшее историческое развитие нашей страны.

Кострома – это один из центров религиозного и этнографического туризма, она входит в классический маршрут «Золотое кольцо». В центральной части города до сих пор сохранились совершено очаровательные резные избы, добротные дворянские особняки и купеческие торговые ряды. Былая мощь, богатство и слава города со временем превратились в бесценное историческое наследие.

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Костроме?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Исторический памятник XIX столетия, построенный в классической манере по проекту П. Фурсова. Архитектурные достоинства сооружения по праву оценил император Николай II во время посещения Костромы в 1834 году. После этого пожарную вышку стали называть самой красивой на территории Российской империи. Сейчас здание входит в комплекс костромского историко-архитектурного заповедника.

Старинные купеческие помещения, расположенные на левобережье Волги. Над строительством торговых рядов трудились более ста лет и закончили только к началу XIX века. Некогда Кострома была богатым купеческим городом, торговые ряды являлись символом экономического могущества города. Автором проекта выступил архитектор немецкого происхождения К. фон Клер. Костромские торговые ряды считаются самыми показательными и наиболее хорошо сохранившимися в России.

Архитектурный памятник XIX столетия, расположенный в центре Костромы на Сусанинской площади. Во времена империи здание использовалось по прямому назначению – здесь отбывали наказание проштрафившиеся военные. С приходом советской власти гауптвахта стала использоваться под музей, затем под ЗАГС и библиотеку. В наши дни внутри размещается военно-историческое отделение городского музея-заповедника.

Особняк на Сусанинской площади, выстроенный в стиле позднего классицизма. Дом принадлежал генералу С. Борщову. Он был возведен в 20-30-е гг. XIX столетия по проекту П. Фурсова (другие источники указывают на авторство Н. Метлина). Здание сильно пострадало во время пожара 1847 года, наследники Борщова продали полуразрушенный дом купцу А. Первушину. Делец восстановил особняк и открыл в нем шикарную гостиницу под названием «Лондон».

Музей был открыт в 1913 году, как раз к 300-летнему юбилею династии Романовых. Архитектура здания представляет собой имитацию старинного русского терема. Такой проект был одобрен императором и реализован Н. Горлицыным и Л. Требертом. Музейная экспозиция освещает историю семьи Романовых и важные исторические вехи в жизни правителей. Также в коллекциях представлены картины, археологические находки и предметы прикладного искусства.

Здание представляет собой образец так называемого «русского провинциального классицизма», оно было возведено в конце XVIII – начале XIX столетия по проекту М. Праве. Дворянское собрание было центром культурной жизни уездной аристократии Костромской губернии. Здесь устраивались балы, приемы, проходили совещания по различным административным вопросам. После 1917 года в особняке разместили Дом пионеров, в 1991 году здание отошло музею-заповеднику.

7. Музей-заповедник «Костромская слобода»

Музей под открытым небом, расположенный неподалеку от Ипатьевского монастыря. Он был создан в середине XX столетия. На территорию музея были перевезены деревянные памятники архитектуры XVIII века, вывезенные из затопленных территорий. Позже добавились постройки XIX-XX вв. Изначально заповедник назывался Костромской музей деревянного зодчества. На его территории можно посмотреть на избы, хозяйственные постройки и церкви, полностью сделанные из дерева.

В здании музея на улице Молочная гора раньше располагалась чайная Костромского общества трезвости, биржа и типография. Экспозиция показывает все богатство и разнообразие природы Костромской области. Коллекция была сформирована благодаря энтузиастам Костромского научного общества. Музей активно формировал фонды на протяжении всего XX столетия. С 2001 года он функционирует как отдельная самостоятельная организация.

Музей открылся сравнительно недавно по историческим меркам – в 2013 году. Задача музейной коллекции состоит в том, чтобы познакомить гостей города с Костромой ювелирной. Город всегда считался местом обитания лучших мастеров, костромские украшения можно увидеть в магазинах по всей России, поэтом создание Музея ювелирного искусства было просто вопросом времени. Это небольшое частное собрание из 500 экспонатов, принадлежащих к XVII-XX вв.

Деревянное здание музея напоминает сказочный терем и загородный особняк одновременно. Внутри обитают герои русских сказок: Баба-Яга, Водяной, Чудо-Юдо, Леший и прочие волшебные персонажи. Посещения Леса-Чудодея не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых, так как всем знакомы традиционные сказки нашей страны. Музей располагается на пути из центра Костромы к Ипатьевскому монастырю.

Небольшое частное собрание, созданное в 2005 году горожанкой Н. Забавиной. За более чем 10 лет существования музей приобрел популярность и стал обязательным для посещения на многих туристических маршрутах. Коллекция собрана из разнообразных поделок из традиционного костромского льна и бересты. Также при музее работает сувенирный магазин, где можно приобрести интересные вещицы и подарки.

Главная театральная площадка Костромы и области, которая была возведена в середине XIX столетия. До этого времени у города не было отдельного здания театра. На сцене с самого начала часто ставились известные пьесы Островского и других драматургов. Многие спектакли, поставленные местными режиссерами, с успехом шли в Санкт-Петербурге и Москве, а также принимали участие в престижных театральных фестивалях.

Ипатьевская обитель считается одной из самых значимых в России. Монастырь связан с важными и определяющими для нашей страны историческими событиями. По одной из версий, он был основан в 1330 году принявшим православие ордынским военачальником. Благодаря покровительству боярского рода Годуновых монастырь стал весьма могущественным и влиятельным во времена Средневековой Руси. Здесь какое-то время скрывался от врагов основатель династии Романовых – юный царь Михаил.

Женский монастырь, основанный учеником и сподвижником Сергия Радонежского – преподобным Никитой в XVI столетии. На самом деле обитель образовалась на базе трех монастырей – Богоявленского, Анастасиина и Крестовоздвиженского. В Смутное время он был разграблен войсками Лжедмитрия II, восстановление продолжалось до середины XVII столетия. Внутренняя роспись собора была выполнена Г. Никитиным и С. Савиным, но оригинальные фрески не дошли до наших дней.

Храм, расположенный на берегу реки Нижняя Дебра, первые упоминания о нем относятся к 1628 году. Церковь была возведена на средства городских жителей. Здание представляет собой единственный сохранившийся в оригинальном виде на территории Костромы посадский храм. Предположительно, внутренний интерьер был расписан артелью Г. Никитина. Первая масштабная реставрация храма была проведена в начале XIX века.

Легенда об Иване Сусанине, водившем поляков по костромским лесам, известна каждому. В честь этого самоотверженного и преданного государству крестьянина в 1967 году на Молочной горе был возведен монумент. На нем народный герой изображен с гордостью и достоинством в отличие от более раннего разрушенного памятника, где Иван показан как покорный маленький человек, склонившийся перед величием царской особы.

Место обитания сказочной внучки Деда Мороза, где она проживает вместе со своими помощниками – домовыми и котом Баюном. Сам терем является частью развлекательного комплекса, куда входят сувенирные лавки, ресторан русской кухни, звонница, площадки для проведения игр. Для посетителей проводятся увлекательные и познавательные экскурсии по всему комплексу, включая терем Снегурочки.

Дворянское имение начала XVIII столетия, принадлежавшее старинному роду Карцевых. Из этой семьи вышли способные политические деятели, военачальники, ученые. Вокруг усадьбы разбит парк с великолепными цветниками и галереями - настоящий заповедник редких растений. На его территории ежегодно устраивается «Бал цветов» - праздник с концертной программой, играми и грандиозными выставками букетов.

Хозяйство было учреждено в 1963 году, до сих оно является единственной лосиной фермой на территории России. Лоси здесь проживают в тепличных условиях, продолжительность жизни местных обитателей больше на 8-10 лет, чем у их диких собратьев. Посетителям разрешается кормить и гладить животных, в процессе экскурсии люди узнает многие интересные особенности из жизни лосей.

Беседка на берегу Волги, знаковое место города и его узнаваемый символ. Она была сооружена в 1956 году на высокой насыпи, откуда открывается живописный вид на Кострому и долину реки. Беседка стилизована под дворянскую постройку XVIII-XIX столетий, при строительстве использовался белый камень. В этом месте снимались некоторые кадры из фильма «Жестокий романс», созданного по пьесе Островского «Бесприданница».

Добро пожаловать в Кострому – одну из самых ярких и драгоценных жемчужин Золотого кольца России!

Первое упоминание о Костроме относится к 1152 году. В это время на берегах реки Сулы появилась крепость Кострома, заложенная Юрием Долгоруким. Ученые считают, что слово «Кострома» произошло от «костр» - «укрепленное место, крепость». По другой версии, это древнее языческое слово, которое означает праздник, проводимый летом во время ритуальных игр в честь бога солнца Ярилы.

Кострома застроена по принципу лучевой (веерной) планировки, улицы веером расходятся от главной площади. Строгое следование этому градостроительному плану - одна из особенностей, отличающих Кострому от других русских городов. Подобная четкость возникла лишь в XVIII веке. До этого Кострома была скопищем деревянных строений. Поэтому город на протяжении своей истории неоднократно страдал от пожаров.

После очередного катастрофического пожара в 1773 году, когда сгорели почти все дома и церкви, стало ясно, что пора, наконец, что-то предпринять. Местные землемеры составили «план погоревшим в том городе местам с назначением о построении кварталов». Но «построение кварталов» оказалось нереальным - чтобы его осуществить, пришлось бы снести большую часть уцелевших при пожаре строений. Поэтому стали разрабатываться другие проекты.

Легенда приписывает идею веерной застройки императрице Екатерине II. Будто бы, посетив Кострому, она узнала о градостроительных проблемах жителей и решила их просто и изящно. Екатерина уронила раскрытый веер на карту с изображением Волги и сказала: «Так и стройте». Правда, Екатерина посетила Кострому за шесть лет до пожара и, следовательно, до того, как было принято решение о перестройке города. На самом деле окончательный веерный план Костромы был утвержден обычной комиссией в 1779 году на основе сведений, собранных ярославским генерал-губернатором Мельгуновым.

В Кострому стоит приехать хотя бы для того, чтобы ощутить живое дыхание истории, прикоснуться к ней, увидеть своими глазами, чем богат и славен наш город.

Ипатьевский монастырь

Одним из главных исторических памятников Костромы является Ипатьевский монастырь. Он расположен на стрелке между Волгой и рекой Костромой. Согласно одной из гипотез, Ипатий заложил в 1275 году князь Василий Квашня во время нашествия на Москву монголо-татар. Другая легенда рассказывает, что основателем Ипатьевского монастыря был татарский князь-мурза Чет в 1330-х годах. Направляясь в Москву к Ивану Калите Чет внезапно заболел и был вынужден сделать привал в том месте, где сейчас находится монастырь. В разгар недуга Чету привиделись апостол Филипп, священномученик Ипатий Гангрский и Богородица. После этого Чет принял христианскую веру, став Захарием, и построил храм Святой Троицы с приделами Филиппа и Ипатия. Именно от Чета начинается родословная бояр Годуновых, они приняли непосредственное участие в дальнейшей судьбе монастыря, где покоился их предок: под их покровительством в храме построили мастерскую по изготовлению книг. Здесь же, по настоянию Годуновых, делали священнические облачения, культовые предметы, усыпанные драгоценными камнями, писали иконы. Все это вошло в экспозицию современного монастыря. Кроме того, Годуновыми была собрана великолепная библиотека, именуемая Ипатьевской летописью, являющаяся одним из основных источников, в которых хранятся сведения о Древней Руси.

В 1613 году Ипатьевский монастырь был навсегда вписан в историю страны как колыбель рода царей Романовых. В это время по Руси прошлась польско-литовская интервенция. Шестнадцатилетний Михаил Романов нашел пристанище в стенах монастыря вместе со своей матерью, монахиней Марфой. Туда пришли московские посланники и предложили Михаилу стать царем «всея Руси». Однако юный избранник, памятуя об интригах и предательствах, долго отказывался от оказанной ему чести. И только после шестичасового увещеванья послы убедили Михаила принять престол. Представ пред чудотворным образом Феодоровской иконы Божией Матери, Михаил Романов был благословлен на царство. В Троицком соборе монастыря был отслужен первый благодарственный молебен за спасение России от смуты и за благословение нового царствующего дома.

В разное время Ипатьевский монастырь посещали русские императоры: Екатерина II (1767 г.), Николай I (1834 г.), Александр II (1837, 1858 гг.), Александр III (1866, 1881 гг.), Николай II (1881, 1913 гг.).

Духовное наследие

Кострома – город златоглавых церквей и величественных храмов, центр народной духовности.

На противоположной стороне реки Костромы, параллельно Ипатьевскому монастырю расположился Богоявленского-Анастасиин монастырь. Считается, что его возвели в XV веке, но с тех пор неоднократно перестраивали. В кафедральном соборе хранится главная костромская святыня – Феодоровская икона Божией Матери. Обретенная Святым князем Юрием Всеволодовичем (1238 г.) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца, икона после его кончины перешла к великому князю Александру Невскому. В 1263 году икона чудесным образом явилась в Костроме, в уделе младшего брата Александра Невского - князя Василия Ярославича. По преданию князь Василий выехал на охоту за город, к реке Запрудне, и увидел на дереве прекрасную икону Божией Матери. Призванные князем из города священнослужители сняли обретенную святыню с дерева и торжественным крестным ходом принесли ее в Кострому, поставив в городском Соборе во имя великомученика Феодора Стратилата. В память об этом она стала именоваться Феодоровской. День обретения иконы - 16 (29) августа стал днем церковного празднования. Феодоровская икона, как покровительница семьи, прославилась многими чудотворениями, благодатными исцелениями.

На Волжской набережной стоит церковь Воскресения на Дебре, это единственный сохранившийся в Костроме храм, относящийся к XVII веку. У входа в Святые ворота прихожан приветствуют мифологические существа: лев - символ силы, единорог - символ целомудрия, пеликан - символ бессмертия и воскресения, алконост (райская птица с человеческой головой) - символ праведности. На другом берегу Волги можно увидеть еще два памятника архитектуры - Ильинскую и Преображенскую церкви. Раньше вокруг Ильинского храма находилось село Городище, принадлежащее боярыне Морозовой, которую изобразил на своем полотне Василий Суриков. В ночь на 16 ноября 1671 года, когда боярыню взяли под стражу, ее вотчина с пятиглавой церковью была отписана в государственную казну.

Архитектурный облик Костромы

Историческая часть города представляет собой целостный архитектурный ансамбль конца XVIII-XIX веков. Симметрично расположены торговые ряды. В Красных рядах раньше торговали «красным» товаром – тканями, мехами, кожаными изделиями, книгами. В Больших Мучных рядах можно было приобрести муку, фураж, лен. Во дворе расположены Мелочные ряды, построенные для торговли мелкой галантереей. Напротив находится изящное здание Овощных (Табачных) рядов. Рядом с ними - здание Масляных рядов. На вершине волжского откоса возведены Пряничные ряды с двумя часовнями, ниже по склону Рыбные ряды.

В ансамбль зданий общественного назначения входят гауптвахта, пожарная каланча и дом Борщова. Строительство велось в то время, когда в Санкт-Петербурге уже господствовал стиль ампир, поэтому в провинциальной Костроме можно встретить все оттенки классицизма: от раннего классицизма до ампира. Например, здание губернского правления монументально в духе творений Дж. Кваренги, пожарное депо - скорее всего, баженовского типа, а гауптвахта - совсем ампирное здание.

Гауптвахта была поострена в 1824-1827 годах по проекту П.И. Фурсова. В ту пору буйство и кутежи офицеров считались в порядке вещей, поэтому городское общество содержало гауптвахту. Деревянная гауптвахта первоначально находилась на берегу Волги, вблизи Московской заставы. Когда она обветшала, Фурсов решил перенести ее на площадь. Прежде на этом месте был яблоневый сад фабрикантов Волковых. Здание гауптвахты – представляет собой фасад квартала. Как и все постройки в стиле ампир, его отличает особая торжественность и величавость.

Пожарная каланча – памятник архитектуры первой трети XIX века, расположена на главной (Сусанинской) площади Костромы. Инициатива постройки каланчи на центральной площади (именовавшейся тогда Екатеринославской) принадлежала губернатору К.И. Баумгартену. Автором проекта здания стал архитектор П.И. Фурсов. Здание было выстроено в виде двухэтажного четверика с прекрасным портиком, увенчанного восьмигранной дозорной башней с караульней. Удачное расположение памятника, цельность и компактность архитектурного объема, выразительность его силуэта, мера в использовании декора на фасаде делают костромскую каланчу одним из лучших памятников позднего классицизма в России. В 1834 году она вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I, после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции.

Бывший особняк участника отечественной войны 1812 года генерала С.С. Борщова построен в 1824 году. Крупный масштаб и представительность – его характерные черты. Решение главного фасада было продиктовано тем, что особняк оказался в глубине площади и воспринимался с большого расстояния, поэтому он акцентирован восьмиколонным портиком коринфского ордера. Художественный облик этого здания является необходимым связующим звеном между парадной пожарной каланчой, нарядной гауптвахтой и официально-торжественными губернскими присутственными местами.

Здание Дворянского собрания – считается одним из лучших образцов постройки в стиле русского провинциального классицизма конца XVIII – начала XIX веков (арх. М.М. Праве). В здании пленяет все: и своеобразие планировки, и благородство интерьера, и богатый лепной декор. Почти кубический объем его выглядит легким и изящным. Архитектурные элементы – лопатки, тяги и рельефы создают необычную игру света и тени. В большом, просторном вестибюле берет начало чугунная ажурная лестница, по преданию, по ней в мае 1913 года поднимался император Николай II в парадные залы второго этажа.

Именем великого драматурга

С Костромой связаны имена многих замечательных личностей, в частности, актера Ф.Г. Волкова, писателей Н.А. Некрасова, А.Ф. Писемского. И, конечно же, великого русского драматурга А.Н. Островского. Именно в Костроме он нашел прототипов для своей знаменитой пьесы «Гроза».

Имя драматурга носит Костромской драматический театр. Он является одним из старейших театров в России. В репертуаре театра – десятки спектаклей, поставленных по пьесам русских и зарубежных драматургов, как уже признанных классиков, так и современных авторов. Костромской драматический театр - единственный в мире, где поставлено 46 из 47 пьес, принадлежащих перу А.Н. Островского.

Недалеко от речного вокзала находится беседка, построенная в 1956 году. Один из символов Костромы расположен на насыпи, сохранившейся от деревоземляных укреплений древнего Костромского Кремля. Эту беседку костромичи также называют именем русского драматурга А.Н. Островского. Часто приезжая в Кострому из своей усадьбы Щелыково, он любил отдыхать здесь, любуясь волжским пейзажем.

Памятники великой истории

Между Мучными и Красными рядами, на вершине Молочной Горы, находится памятник русскому патриоту Ивану Сусанину. Он был воздвигнут в 1967 году по проекту скульптора Н.А. Лавинского. Зимой 1613 года крестьянин Костромского уезда Иван Сусанин спас царя Михаила Романова от польских интервентов. Он завел врагов в непроходимое лесное болото, за что был убит поляками. Память о подвиге Ивана Сусанина сохранилась в устных преданиях. Его воспел в своем творчестве поэт-декабрист К. Ф. Рылеев: «Каждый Отчизну с младенчества любит и душу изменой свою не погубит». Русский композитор М. И. Глинка посвятил этим событиям народно-героическую оперу «Иван Сусанин», а также оперу «Жизнь за царя».

В 2003 году в Костроме был установлен памятник Юрию Долгорукому. Скульптором этого памятника является В.М. Церковников, архитектором - Г.Л. Морозов, художником - С. И. Кадыбердеев. Памятник высотой 4,5 метра, весом 4,2 тонны, отлит из бронзы. Скульптура представляет собой восседающего на престоле великого князя, который простирает перед собой правую руку, указывая, что здесь будет заложен новый город. В левой руке он, как крест, держит меч, показывая, что он пришёл на эти земли не как воин, а как созидатель.

Генеральный план Костромы был утвержден Екатериной IIеще в 18 веке. Эта планировка сохранилась в исторической части города и до сих пор. Один из красивейших городов Золотого Кольца России богат памятниками и достопримечательностями. Даже самый привередливый турист останется под огромный впечатлением после посещения Костромы

Ключевым историческим памятником Костромы считается Ипатьевский монастырь. Впервые упоминается в летописи в 1432 году, но основан был значительно раньше - в 1330-х годах. Территория монастыря состоит из двух частей: Старого и Нового города. Оба участка обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника. Композиционный центр монастыря - монументальный пятиглавый Троицкий собор и звонница

По одной версии монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Чётом, родоначальником рода Годуновых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве христианство под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление, им на этом месте он основал монастырь. Сначала был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена

Согласно другой версии, монастырь основал в 1275 году князь Василий Ярославич по прозвищу Квашня, брат Александра Невского, ставший уже великим князем владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. После смерти князя Василия и упраздения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых.

После Октябрьской революции, в 1918 году, монастырь был упразднён и его материальные ценности национализировали. В 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. На реставрацию выделены значительные средства. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений, вернуть им первоначальный вид. Согласно историческим сведениям, Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре (в Костроме) и окончательно закончилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском доме (в Екатеринбурге). На фото палаты Романовых в Ипатьевском монастыре

Кострома и Ипатьевский монастырь, как самая значимая достопримечательность города, изображены на серебряной памятной монете Банка России (2003 год)



Также выдающимися памятниками архитектуры и истории в Костроме являются Богоявленско-Анастасьинский монастырь и комплекс Торговых рядов. Богоявленский монастырь основан происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского - преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове, а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске. В 1559 году началось строительство Богоявленского собора - первого каменного сооружения Костромы. Инициатором его строительства был игумен Исайя (Шапошников), а одним из наиболее крупных жертвователей являлся князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Ивана Грозного.

Монастырь пострадал в Смутное время. В конце 1608 года отряды Лжедмитрия II во главе с А. Лисовским осадили Богоявленскую обитель. Несмотря на оборону монастыря, которую вели монахи и монастырские крестьяне, 30 декабря польские отряды ворвались в монастырь, разграбили его и разгромили. При этом погибли 11 иноков: три иеромонаха - Трифилий, Макарий и Савватий, иеродиакон Афиноген, иноки - Варлаам, Дионисий, Иов, Кирилл, Максим, Иоасаф и Гурий, 5 монастырских служебников: Василий, Иван, Стефан, Никита и Диомид, и 38 монастырских крестьян (последующие поколения насельников монастыря вплоть до революции ежегодно совершали 30 декабря заупокойные службы в память о погибших защитниках обители)

17 августа 1991 года Богоявленский собор стал кафедральным собором Костромской и Галичской епархии Русской Православной Церкви. Сюда перенесли главную святыню Костромы - Феодоровскую икону Божией Матери. В здании Трапезной палаты сейчас находятся учебные классы Духовной семинарии. Посетителям вход на территорию монастыря запрещён; открыты только наружные входы Богоявленского собора и часовни.


На правом берегу реки Волги расположен еще один исторический памятник Костромы - Церковь Рождества Христова на Городище. Храм предположительно построен в середине XVII века. Изначально он являлся посадской церковью деревни Городище, которая в XVII веке принадлежала стольнику Г. И. Морозову, а после его смерти в 1662 году была унаследована его вдовой - известной старообрядчицей Феодосией Морозовой. В 1663 году храм на Городище был впервые упомянут в архивных документах как уже возведенная каменная церковь. После ареста Морозовой в 1671 году её костромские владения, в том числе и село Городище с церковью, стали дворцовыми поместьями. Около 1700 года Христорождественская церковь была, по-видимому, сильно перестроена или даже отстроена заново, так как в документах 1702 года упоминалась как «новопостроенная». Первоначально церковь являлась пятиглавой и была перестроена в одноглавую либо в конце XVII века, либо после пожара 1773 года; в документах XIX века храм уже упоминается как одноглавый. Имеет колокольню, первый ярус которой представляет собой четверик, а второй - восьмерик. К юго-восточному углу церкви примыкает одноглавый придел Ильи Пророка, отчего храм часто называют не Христорождественским, а Ильинским


На центральной площади города (площадь Ивана Сусанина) расположен памятник архитектуры, одна из достопримечательностей города - Пожарная каланча Костромы. Каланча была построена по инициативе губернатора К. И. Баумгартена. Архитектор - П. И. Фурсов. Строительство каланчи велось в 1824-1825 годах, отделочные работы - в 1825-1827 годах. Во второй половине XIX века каланча несколько раз перестраивалась. В 1870-х годах к зданию пристроили пожарные депо. На протяжении всей своей истории каланча использовалась пожарной службой. В 2005 году каланча была передана Костромскому музею-заповеднику. Ныне в здании размещён музей

Кострома стоит в стороне от больших дорог, и это сразу заметно. Здесь нет обилия туристов и городского шума и суеты больших городов, как, например, в Ярославле , находящемся от Косторомы всего в 70 километрах. Тем не менее истинные ценители старинной русской культуры непременно посещают Кострому и ее достопримечательности во время путешествия по Золотому Кольцу России.