Сколько лет продолжалась афганская война. Решение о вводе войск ссср

27-28 апреля 1978 года в Афганистане произошла Апрельская революция (Саурская революция). Поводом к восстанию стал арест лидеров Народно-демократической партии Афганистана (НДПА). Режим президента Мухаммеда Дауда был свержен, сам глава государства и его семья были убиты. Власть захватили прокоммунистические силы. Страна была объявлена Демократической Республикой Афганистан (ДРА). Главой Афганистана и его правительства стал Нур Мухаммед Тараки, его заместителем — Бабрак Кармаль, а первым заместителем премьера и министром иностранных дел - Хафизулла Амин.

Новое правительство начало масштабные реформы, направленные на модернизацию страны. В Афганистане стали строить светское, социалистическое государство, которое ориентировалось на СССР. В частности, в государстве была уничтожена феодальная система землевладения (правительством была произведена экспроприация земли и недвижимого имущества у 35-40 тыс. крупных землевладельцев); было ликвидировано ростовщичество, державшее тысячи людей на положении рабов; было введено всеобщее избирательное право, женщины были уравнены в правах с мужчинами, учреждена светская система местного самоуправления, при поддержке со стороны государственных органов проходило создание светских общественных организаций (в том числе молодежных и женских); шла масштабная кампания по ликвидации безграмотности; проводилась политика секуляризации, ограничения влияния религии и мусульманского духовенства в общественно-политической жизни. В результате Афганистан из архаичного, полуфеодального государства стал быстро превращаться в развитую страну.

Понятно, что эти и другие реформы вызвали сопротивление бывших господствующих социальных групп - крупных землевладельцев (феодалов), ростовщиков и части духовенства. Не пришлись по вкусу эти процессы и ряду исламских государств, где также господствовали архаичные нормы. Кроме того, правительство совершило ряд ошибок. Так, не учли тот фактор, что религия за несколько столетий господства не только стала определять общественно-политическую жизнь страны, но и стала часть национальной культуры населения. Поэтому, резкое давление на ислам, оскорбило религиозные чувства людей, стало рассматриваться как предательство правительства и НДПА. В результате в стране началась Гражданская война (1978—1979).

Ещё одним фактором, который ослабил ДРА, стала борьба за власть в самой Народно-демократической партии Афганистана. В июле 1978 года Бабрак Кармаль был отстранён от занимаемой должности и отправлен послом в Чехословакию. Противостояние Нур Мухаммеда Тараки и его заместителя - Хафизуллы Амина, привело к тому, что Тараки потерпел поражение, вся полнота власти перешла к Амину. 2 октября 1979 года по приказу Амина Тараки был убит. Амин был амбициозен и жесток в достижении своих целей. В стране был развёрнут террор не только против исламистов, но и против членов НДПА, бывших сторонниками Тараки и Кармаля. Репрессии затронули и армию, которая была главной опорой Народно-демократической партии Афганистана, что привело к снижению её боеспособности, и так невысокой, массовому дезертирству.

Необходимо также учесть и тот фактор, что противники НДПА за пределами страны развернули против Республики бурную деятельность. Разносторонняя помощь мятежникам быстро расширялась. В западных и исламских государствах было создано огромное количество различных организаций, движений «общественности, обеспокоенной положением афганского народа». Они естественно стали оказывать «братскую помощь» страдающему под «игом» прокоммунистических сил афганскому народу. В принципе ничто не ново под луной, ныне аналогичные процесс мы наблюдаем в Сирийском конфликте, когда довольно быстро различными сетевыми структурами была создана «Сирийская освободительная армия», которая борется с «кровавым режимом» Башара Асада, путём террора и уничтожения инфраструктуры сирийского государства.

На территории Пакистана были созданы центры двух основных радикальных оппозиционных организаций: «Исламская партия Афганистана» (ИПА) во главе с Г. Хекматияром и «Исламское общество Афганистана (ИОА) под руководством Б. Раббани. В Пакистане также появились и другие оппозиционные движения: «Исламская партия Халеса» (ИП - Х), которая откололась от ИПА из-за разногласий Хекматияра и Халеса; «Национальный исламский фронт Афганистана» (НИФА) С. Гилани, который выступал за восстановление в Афганистане монархии; «Движение исламской революции» (ДИРА). Все эти партии были радикально настроены и готовились к вооружённой борьбе с республиканским режимом, создавая боевые отряды, организуя базы подготовки боевиков и систему снабжения. Основные усилия оппозиционных организаций были сосредоточены на работе с племенами, так как они уже имели готовые вооружённые отряды самообороны. Одновременно большую работу проводили в среде исламского духовенства, которое должно было настроить людей против правительства ДРА. На пакистанской территории в районах Пешавара, Кохата, Кветты, Парачинара, Мирамшаха, вблизи границы ДРА появляются центры контрреволюционных партий, их лагеря подготовки боевиков, склады с оружием, боеприпасами, амуницией, перевалочные базы. Пакистанские власти не оказывали противодействия этой деятельности, фактически став союзниками контрреволюционных сил.

Большое значение для роста сил контрреволюционных организаций стало появление в Пакистане и Иране лагерей афганских беженцев. Именно они стали главной опорной базой оппозиции, поставщиками «пушечного мяса». Лидеры оппозиции сосредоточили в своих руках распределение гуманитарной помощи, которая поступала из стран Запада, получив отличный инструмент контроля за беженцами. С конца 1978 года начинается засылка из Пакистана в Афганистан отрядов и групп. Масштабы вооружённого сопротивления правительству ДРА стали постоянно возрастать. В начале 1979 года ситуация в Афганистане резко обострилась. Вооружённая борьба против правительства развернулась в центральных провинциях - Хазараджате, где влияние Кабула было традиционно слабым. Против правительства выступили таджики Нуристана. Прибывшие из Пакистана группы начали набор в отряды оппозиции среди местного населения. Усилилась антиправительственная пропаганда в армии. Повстанцы стали совершать диверсии против инфраструктурных объектов, линий электропередач, телефонной связи, блокировали дороги. Против лояльных правительству граждан развернулся террор. В Афганистане стали создавать атмосферу страха и неуверенности в завтрашнем дне.

Понятно, что в этих условиях, афганское руководство с марта - апреля 1979 года стало просить СССР помощь военной силой. Кабул пытался втянуть СССР в войну. Такие просьбы были переданы через советского посла в Афганистане А. М. Пузанова, представителя КГБ генерал-лейтенанта Б. С. Иванова и главного военного советника генерал-лейтенанта Л. Н. Горелова. Также такие просьбы передавались через посещавших Афганистан советских партийных и государственных деятелей. Так, 14 апреля 1979 года Амин передал через Горелова просьбу предоставить ДРА 15-20 советских вертолётов с боеприпасами и экипажами для использования их в пограничных и центральных районах против мятежников и террористов.

Ситуация же в Афганистане продолжала ухудшаться. Советские представители стали опасаться за жизнь наших граждан и имущество СССР в Афганистане, а также за объекты построенные при помощи Советского Союза. Благо прецеденты были. Так, в марте 1979 года в Кабуле был похищен американский посол А. Даббс. Похитители - члены маоистской группы «Национальный гнёт», потребовали выпустить из тюрьмы своих товарищей. Правительство на уступки не пошло и организовало штурм. В перестрелке посол получил смертельное ранение. США свели практически все отношения с Кабулом к нулю, отозвали своих сотрудников. 15-20 марта произошёл мятеж в Герате, в нём приняли участие солдаты гарнизона. Мятеж был подавлен правительственными войсками. Во время этого события погибли два гражданина СССР. 21 марта был раскрыт заговор в гарнизоне Джелалабада.

Посол Пузанов и представитель КГБ Иванов в связи возможным дальнейшим обострением обстановки предложили рассмотреть вопрос о размещении советских войск для охраны сооружений и важных объектов. В частности, предлагалось разместить войска на военном аэродроме Баграма и аэропорте Кабула. Это позволяло иметь возможности для наращивания сил в стране, или обеспечить эвакуацию советских граждан. Также предлагалось направить в Афганистан военных советников и создать в районе Кабула единый ученый центр для более эффективного обучения новой армии ДРА. Затем появилось предложение отправить отряд советских вертолётов в Шинданд, чтобы организовать обучение афганских вертолётных экипажей.

14 июня Амин через Горелова попросил направить в Афганистан советские экипажи для танков и БМП для охраны правительства и аэродромов в Баграме и Шинданде. 11 июля Тараки предложил разместить в Кабуле несколько советских спецгрупп численность до батальона каждая, чтобы они смогли отреагировать в случае обострения ситуации в афганской столице. 18-19 июля в беседах с посетившим Афганистан Б. Н. Пономарёвым, Тараки и Амин неоднократно ставили вопрос о вводе в Демократическую Республику в случае чрезвычайной ситуации двух советских дивизий по просьбе афганского правительства. Советское правительство отклонило это предложение, как и ранее озвученные. В Москве считали, что афганское правительство должно само решить внутренние проблемы.

20 июля во время подавления мятежа в провинция Пактия погибли два советских гражданина. 21 июля Амин предел советскому послу пожелание Тараки - предоставить ДРВ 8-10 советских вертолётов с экипажами. Надо сказать, что к середине 1979 года ситуация на афгано-пакистанской границе резко обострилась. Число афганских беженцев выросло до 100 тыс. человек. Часть их была использована для пополнения рядов бандформирований. Амин снова поднимает вопрос о размещении советских подразделений в Кабуле на случай чрезвычайной ситуации. 5 августа в Кабуле мятеж вспыхнул в пункте дислокации 26-го парашютно-десантного полка и батальона «коммандос». 11 августа в провинции Пактика в результате тяжёлого боя с превосходящими силами повстанцев были разгромлены части 12-й пехотной дивизии, часть солдат сдалась, часть дезертировали. В этот же день Амин информировал Москву о необходимости скорейшего направления советских войск в Кабул. Советские советники, чтобы как-то «умиротворить» афганское руководство предложили сделать небольшую уступку - направить в Кабул один спецбатальон и транспортные вертолёты с советскими экипажами, а также рассмотреть вопрос о направлении ещё двух спецбатальонов (один направить для охраны военного аэродрома в Баграме, другой в крепость Бала-Хисар на окраине Кабула).

20 августа Амин в разговоре с генералом армии И. Г. Павловским попросил СССР направить в Афганистан соединение десантников и заменить расчёты зенитных батарей, прикрывавших Кабул, на советские расчёты. Амин сообщил, что в районе Кабула приходится держать большое количество войск, которые можно было задействовать для борьбы с повстанцами, если бы Москва направила в афганскую столицу 1,5-2 тыс. десантников.

Ситуация в Афганистане ещё более осложнилась после государственного переворота, когда всю полноту власти захватил Амин, а Тараки был арестован и убит. Советское руководство было недовольно этим событием, но чтобы сохранить ситуацию под контролем, признало Амина руководителем Афганистана. При Амине репрессии в Афганистане были усилены, он избрал насилие основным методом борьбы с противниками. Прикрываясь социалистическими лозунгами, Амин взял курс на утверждение в стране авторитарной диктатуры, превращая партию в придаток режима. Сначала Амин продолжал преследовать феодалов и ликвидировал всех противников в партии, сторонников Тараки. Затем репрессиям подверглись буквально все, кто выражал недовольство, мог быть потенциально опасен режиму личной власти. При этом террор приобрёл массовый характер, что привело к резкому росту бегства людей в Пакистан и Иран. Социальная база оппозиции ещё более возросла. Многие видные члены партии и участники революции 1978 года были вынуждены бежать из страны. При этом Амин пытался переложить часть ответственности на СССР, заявляя, что шаги афганского руководства предпринимаются якобы по указанию Москвы. Одновременно Амин продолжал просить направить в Афганистан советские войска. В октябре и ноябре Амин просил отправить в Кабул советский батальон для его личной охраны.

Необходимо также учесть влияние на руководство СССР таких факторов, как рост помощи афганской оппозиции со стороны США, Пакистана и ряда арабских государств. Появилась угроза выхода Афганистана из сферы влияния СССР и установления там враждебного режима. На южных границах Афганистана пакистанская армия периодически проводила военные демонстрации. При политической и военно-материальной поддержке Запада и ряда мусульманских стран к концу 1979 года повстанцы довели численность своих формирований до 40 тыс. штыков и развернуть боевые действия в 12 из 27 провинций страны. Под контролем оппозиции находилась почти вся сельская местность, около 70% территории Афганистана. В декабре 1979 гг. из-за чисток и репрессий среди командного состава армии, боеспособность и организация вооруженных сил были на минимальном уровне.

2 декабря Амин на встрече с новым советским главным военным советником генерал-полковником С. Магометовым попросил временно направить в Бадахшан советский усиленный полк. 3 декабря во время новой встречи с Магометовым глава Афганистана предложил прислать в ДРА подразделения советской милиции.

Руководство СССР принимает решение спасти «народную» власть

Перед советским руководством встала проблема - как быть дальше? С учётом стратегических интересов Москвы в регионе было принято решение не порывать с Кабулом и действовать сообразно ситуации в стране, хотя устранение Тараки было воспринято как контрреволюция. В то же время Москву обеспокоили данные о том, что с осени 1979 года Амин стал изучать возможности по переориентации Афганистана на США и Китай. Вызывал беспокойство и террор Амина в стране, который мог привести к полному уничтожению прогрессивных, патриотических и демократических сил в стране. Режим Амина мог критически ослабить прогрессивные силы Афганистана и привести к победе реакционных, консервативных сил, связанных с мусульманскими странами и США. Вызывали озабоченность и высказывания исламских радикалов, которые обещали, что в случае победы в Афганистане борьба «под зеленым знаменем джихада» будет перенесена на территорию советской Средней Азии. Представители НДПА - Кармаль, Ватанджар, Гулябзой, Сарвари, Кавьяни и другие, создали в стране подпольные структуры и начали готовить новый переворот.

Учитывала Москва и сложившуюся в конце 1970-х годов международную обстановку. Развитие процесса «разрядки» между СССР и США в это время затормозилось. Правительство Д. Картера в одностороннем порядке заморозило срок ратификации Договора ОСВ-2. НАТО стало рассматривать вопрос о ежегодном увеличении военных бюджетов до конца 20 столетия. США создали «силы быстрого реагирования». В декабре 1979 года совет НАТО одобрил программу производства и размещения в Европе ряда новых систем американского ядерного оружия. Вашингтон продолжал курс на сближение с Китаем, разыгрывая «китайскую карту» против Советского Союза. Было усилено американское военное присутствие в зоне Персидского залива.

В результате после долгих колебаний было принято решение о вводе советских войск в Афганистан. С точки зрения Большой Игры - это было полностью оправданное решение. Москва не могла позволить, чтобы в Афганистане одержали вверх консервативные силы, которые ориентировались на геополитических противников Советского Союза. Однако надо было не просто направить войска для защиты народной республики, что и сменить режим Амина. В это время в Москве жил Бабрак Кармаль, который прибыл из Чехословакии. С учётом того, что он пользовался большой популярностью среди членов НДПА, решение было принято в его пользу.

По предложению Амина в декабре 1979 года для усиления охраны резиденции главы государства и аэродрома в Баграме из СССР было переброшено два батальона. Среди советских солдат прибыл и Кармаль, который до конца месяца находился среди советских солдат в Баграме. Постепенно руководство ССР пришло к выводу, что без советских войск создать условия для отстранения от власти Амина будет невозможно.

В начале декабря 1979 года советский министр обороны маршал Д. Ф. Устинов сообщил узкому кругу доверенных лиц о том, что в ближайшее время может быть принято решение о применении армии в Афганистане. Возражения начальника Генштаба Н. В. Огаркова в расчёт приняты не были. 12 декабря 1979 года по предложению комиссии Политбюро ЦК КПСС, в состав которой входили Андропов, Устинов, Громыко и Пономарев, Л. И. Брежнев принял решение об оказании Демократической Республике Афганистан военной помощи «путём ввода на его территорию контингента советских войск». Руководство Генштаба во главе с его начальником Н. В. Огарковым, его первым заместителем генералом армии С. Ф. Ахромеевым и начальником Главного оперативного управления генералом армии В. И. Варенниковым, а также Главнокомандующий Сухопутными войсками, заместитель Министра обороны СССР генерал армии И. Г. Павловский выступили против этого решения. Они считали, что появление советских войск в Афганистане приведёт к усилению повстанческого движения в стране, которое будет направлено в первую очередь против советских солдат. Их мнение не было принято в расчёт.

Указа Президиума Верховного Совета СССР или другого правительственного документа о вводе войск не было. Все приказы отдавались устно. Только в июне 1980 года пленум ЦК КПСС одобрил это решение. Первоначально предлагалось, что советские войска будут только помогать местным жителям защищаться от вторгнувшиеся извне банд, оказывать гуманитарную помощь. Войска должны были быть размещены гарнизонами в крупных населённых пунктах, не втягиваясь в серьёзные боевые конфликты. Таким образом, наличие советских войск должно было стабилизировать внутреннюю обстановку в стране и не допустить вмешательства внешних сил в дела Афганистана.

24 декабря 1979 года на совещании высшего руководства Министерства обороны СССР министр обороны Устинов заявил, что принято решение удовлетворить просьбу афганского руководства о вводе в эту страну советских войск «в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств…». В этот же день в войска направили директиву, где определялись конкретные задачи на ввод, и дислокацию на территории Афганистана.

Война СССР в Афганистане 1979-1989


Выполнил: Буков Г.Е.


Введение


Афганская война 1979-1989 гг. - вооружённый конфликт между афганскими правительственными и союзными войсками СССР, стремившимися сохранить в Афганистане прокоммунистический режим, с одной стороны, и мусульманским афганским сопротивлением - с другой.

Конечно, данный период является не самым положительным в истории СССР, но мне захотелось приоткрыть небольшую занавеску в этой войне, а именно, причины и основные для СССР задачи по устранению военного конфликта в Афганистане.


1. Причина военных действий


Главной причиной войны стало иностранное вмешательство в афганский внутриполитический кризис, который был следствием борьбы за власть между правительством Афганистана и многочисленными вооружёнными формированиями афганских моджахедов («душманов»), пользующихся политической и финансовой поддержкой ведущих государств НАТО и исламского мира, с другой стороны.

Внутриполитическим кризисом в Афганистане являлась «Апрельская революция» - события в Афганистане 27 апреля 1978 года, результатом которых стало установление в стране марксистского просоветского правительства.

В результате Апрельской революции к власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), лидером которой был в 1978г. Нур Мохаммад Тараки (был убит по распоряжению Хафизулла Амина), а затем Хафизулла Амин до декабря 1979 г., провозгласившая страну Демократической Республикой Афганистан (ДРА).

Попытки руководства страны провести новые реформы, которые позволили бы преодолеть отставание Афганистана, натолкнулись на сопротивление исламской оппозиции. В 1978 году, ещё до введения советских войск, в Афганистане началась гражданская война.

Не пользуясь прочной поддержкой в народе, новое правительство жестоко подавляло внутреннюю оппозицию. Волнения в стране и распри между сторонниками «Хальк» и «Парчам» (на эти две части была разбита НДПА), с учётом геополитических соображений (недопущение усиления влияния США в Центральной Азии и защита среднеазиатских республик) подтолкнули советское руководство к вводу в декабре 1979 г. войск в Афганистан под предлогом предоставления интернациональной помощи. Ввод советских войск на территорию Афганистана начался на основании постановления Политбюро ЦК КПСС, без формального решения относительно этого Верховного Совета СССР.


Ввод советских войск в Афганистан


В марте 1979 года, во время мятежа в городе Герат, последовала первая просьба афганского руководства о прямом советском военном вмешательстве. Но комиссия ЦК КПСС по Афганистану, доложила Политбюро ЦК КПСС об очевидности негативных последствий прямого советского вмешательства, и просьба была отклонена.

Однако Гератский мятеж заставил провести усиление советских войск у советско-афганской границы и по приказу министра обороны Д. Ф. Устинова началась подготовка к возможному десантированию в Афганистан посадочным способом 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Было резко увеличено число советских советников (в том числе военных) в Афганистане: с 409 человек в январе до 4500 к концу июня 1979 года.

Толчком для вмешательства СССР стала помощь США Моджахедам. Согласно официальной версии истории, помощь ЦРУ моджахедам началась в течение 1980 года, то есть после того как советская армия вторглась в Афганистан 24 декабря 1979 года. Но реальность, державшаяся в секрете до сегодняшнего дня, является иной: на самом деле президент Картер подписал первую директиву о тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле 3 июля 1979 года.

декабря 1979 г. начался ввод советских войск в Афганистан по трём направлениям: Кушка - Шинданд - Кандагар, Термез - Кундуз - Кабул, Хорог - Файзабад.

Участие советских войск в боевых действиях на территории Афганистана директивой не предусматривалось, не был определен порядок применения оружия даже в целях самообороны. Правда, уже 27 декабря появился приказ Д. Ф. Устинова о подавлении сопротивления мятежников в случаях нападения. Предполагалось, что советские войска станут гарнизонами и возьмут под охрану важные промышленные и другие объекты, высвободив тем самым части афганской армии для активных действий против отрядов оппозиции, а также против возможного внешнего вмешательства. Границу с Афганистаном было приказано перейти в 15:00 московского времени (17.00 кабульского) 27 декабря 1979 года. Но ещё утром 25 декабря по наведенному понтонному мосту через пограничную реку Амударья переправился 4-й батальон 56-й гвардейской десантно-штурмовой бригады, которому поставили задачу захватить высокогорный перевал Саланг на дороге Термез - Кабул, чтобы обеспечить беспрепятственный проход советских войск. В тот же день началась переброска частей 103-й гвардейской ВДД на аэродромы Кабула и Баграма. На Кабульский аэродром первыми высадились десантники 350 гвардейского парашютно-десантного полка под командованием подполковника Г.И. Шпака.

Десант высаживался на аэродромах Кабул, Баграм, Кандагар. Ввод войск не легко; во время захвата президентского дворца в Кабуле погиб президент Афганистана Хафизулла Амин. Мусульманское население не смирилось с советским присутствием, и в северо-восточных провинциях вспыхнуло восстание, распространившееся на всю страну.


Операция ШТОРМ-333


Общий план операции в Кабуле, проводимой 27 декабря, был разработан нечестными усилиями представителей Министерства обороны и КГБ СССР во главе с майором Я. Семеновым. Планом операции, получившей кодовое название «Байкал-79», предусматривался захват важнейших объектов в афганской столице: дворца Тадж-Бек, зданий ЦК НДПА, министерства обороны, министерства внутренне дел, министерства иностранных дел и министерства связи ДРА, Генерального штаба, штаба военно-воздушных сил и штаба Центрального армейского корпуса, военной контрразведки (КАМ), тюрьмы для политзаключенных в Пули-Чархи, радио- и телецентра, почты и телеграфа, штаба ВВС и ПВО... Одновременно планировалось блокировать располагавшиеся в афганской столице воинские части и соединения ВС ДРА силами десантников прибывающих в Кабул мотострелковых войск. Всего предстояло захватить 17 объектов. На каждый объект были назначены соответствующие силы и средства, определен порядок взаимодействия и управления.

На самом же деле к началу операции в Кабуле были специальные подразделения КГБ СССР («Гром» - чуть более 30 человек, «Зенит» - 150 человек, рота пограничников - 50 человек), а также довольно значительные силы от министерства обороны СССР: воздушно-десантная дивизия, 154-й отряд специального назначения ГРУ ГШ («мусульманский» батальон), подразделения 345-го отдельного парашютно-десантного полка, военные советники (в общей сложности более 10 тыс. человек). Все они выполняли свои задачи, работали на конечный результат операции.

Наиболее сложным и важным объектом для захвата был дворец Тадж-Бек где располагалась резиденция Х.Амина и находился он сам. Из всех офицеров и солдат, принимавших участие в штурме дворца Тадж-Бек, практически никто полностью плана операции не знал и общей ситуацией не владел, а каждый действовал на своем узком участке, фактически в роли простого бойца.

Поэтому для большинства из них события в Кабуле фокусировались только на их объекте, а для многих бойцов операция до сих пор остается загадкой. Для большинства из них это было «боевое крещение» - первый настоящий бой в жизни. Отсюда перехлест эмоций в воспоминаниях, «сгущение» красок. Оказавшись в экстремальной ситуации, каждый из них показал, чего стоит и чего достиг. Подавляющее большинство с честью выполнили боевую задачу, проявив героизм и мужество. Многие офицеры и солдаты были ранены, некоторые погибли.

Вечером 25 декабря генерал Дроздов по результатам разведки объектов провел совещание с командирами разведывательно-диверсионных групп КГБ СССР, определил место каждого при овладении Тадж-Беком. Все были готовы, ситуация Недоставало только плана дворца.

Офицеры «Грома» и «Зенита» М.Романов, Я.Семенов, В.Федосеев и Е. Мазаев провели рекогносцировку местности, разведку огневых точек, распложенных поблизости. Неподалеку от дворца, на высотке, находился ресторан (казино), где обычно собирались высшие офицеры афганской армии. Под предлогом того, что требуется заказать нашим офицерам места для встречи Нового года, спецназовцы побывали и там. Оттуда Тадж-Бек был виден как на ладони, хорошо просматривались все подступы к нему и расположение постов хранения. Правда, эта самодеятельность чуть было не закончилось для них трагически.

К началу операции «Шторм-333» спецназовцы из групп КГБ СССР досконально знали объект захвата Хадж-Бек: наиболее удобные пути подхода; режим караульной службы; общую численность охраны и телохранителей Амина; расположение пулеметных «гнезд», бронемашин и танков; внутреннюю структуру комнат лабиринтов дворца; размещение аппаратуры радиотелефонной связи.

Сигналам к началу общей операции «Байкал-79» должен был послужить мощный взрыв в центре Кабула. Спецгруппа КГБ СССР «Зенит» во главе с Б.А. Плешкуновым должна была взорвать так называемый «колодец» - фактически нейтральный узел секретной связи с важнейшими военными и гражданскими объектами ДРА.

Готовились штурмовые лестницы, экипировка, оружие и боеприпасы. Под руководством заместителя командира батальона по технической части старшего лейтенанта Эдуарда Ибрагимова тщательно проверялась и готовилась боевая техника Глазное - секретность и скрытность.

Дворец Тадж-Бек располагался на высоком, поросшем деревьями и кустарником крутом холме, все подступы к нему заминированы. Сюда вела одна-единственная дорога, охраняемая круглосуточно. Сам дворец тоже был труднодоступным сооружением. Его толстые стены способны сдержать удар артиллерии. Если этому добавить, что местность вокруг простреливалась из танков и крупнокалиберных пулеметов, то станет понятно, что овладеть им было очень непросто.

Около шести часов вечера Колесника вызвал на связь генерал-полковник Магомедов и сказал «В связи с непредвиденными обстоятельствами время штурма перенесено, начинать надо как можно скорее» и операцию начали раньше установленного времени. Спустя буквально пятнадцать-двадцать минут группа захвата во главе с капитаном М. Сахатовым выехала в направлении высоты, где были закопаны танки. Среди них находились по два офицера «Грома» и «Зенита», а также начальник разведки батальона старший лейтенант А. Джамолов. Танки охранялись часовыми, а их экипажи находились в казарме, расположенной на расстоянии 150-200 метров от них.

Когда машина группы М.Сахатова подъехала к расположению третьего батальона, там вдруг послышалась стрельба, которая неожиданно усилилась. Полковник Колесник для солдат и офицеров «мусульманского» батальона и спецгрупп КГБ СССР немедленно лад команду «Огонь!» и «Вперед!» В воздух взлетели красные ракеты. На часах было- 19.15. По радиосетям был подан сигнал «Шторм-333».

Первым по дворцу по команде старшего лейтенанта Василия Праута прямой наводкой открыли огонь две зенитные самоходные установки ЗСУ-23-4 «Шилки», обрушив на него море снарядов. Две другие установки били по расположению пехотного батальона, поддерживая роту десантников. Автоматические гранатометы АГС-17 стали вести огонь по расположению танкового батальона, не давая экипажам подойти к машинам.

Подразделения «мусульманского» батальона начали выдвижение в районы предназначения. К дворцу Тадж-бек должна была выдвигаться 3-я рота старшего лейтенанта Владимира Шарипова, на ее пяти БМП в качестве десанта вместе с солдатами разместилось несколько подгрупп офицеров-спецназовцев из «Грома» Майор Я.Семенов с группой «Зенит» на четырех бронетранспортерах взвода 1-й роты лейтенанта Рустама Турсункулова должен был выдвигаться к западной части холма. Затем по пешеходной лестнице броском подняться к торцевой части Тадж-Бека, а у фасада здания обе группы должны были соединиться и действовать совместно. Но в последний момент все смешалось. Едва первый бронетранспортер миновал поворот и подъехал к лестнице, ведущей к торцу Тадж-Бека, из здания ударили крупнокалиберные пулеметы. Бронетранспортер, где находилась подгруппа Бориса Суворова, сразу же подбили, он загорелся. Личный состав срочно стал десантироваться, некоторые получили ранения. Самому командиру подгруппы гуля попала в пах, чуть ниже бронежилета. Его спасти не удалось - истек кровью. Выскочив из бронетранспортеров, «зенитовцы» и солдаты взвода Турсункулова вынуждены были залечь и стрелять по окнам дворца, с помощью штурмовых лестниц стали взбираться вверх, в гору.

В это время подгруппы «Грома» тоже стали-выдвигаться к Тадж-Беку.

Когда пулеметчик группы выскочили на площадку перед Тадж-Беком, они попали под плотный огонь крупнокалиберных пулеметов. Казалось, стреляют отовсюду. Сотрудники «Грома» бросились к зданию дворца, а солдаты роты Шарипова залегли и стали прикрывать их огнем из пулеметов и автоматов, а также отражать нападение афганских солдат, находящихся в караульном помещении. Руководил их действиями командир взвода лейтенант Абдуллаев. Творилось нечто невообразимое. Картина ада. «Шилки» ведь «красиво» стреляют. Все смешалось. Но все действовали в едином порыве, не было ни одного, кто бы старался увильнуть или отсидеться в укрытии, переждав штурм. Численность штурмовых групп таяла на глазах. Неимоверными усилиями спецназовцам все-таки удалось преодолеть сопротивление афганцев и прорваться к зданию дворца. Большую помощь в этом им оказали бойцы «мусульманского» батальона. Все группы и бойцы смешались, и каждый уже действовал по своему усмотрению. Никакой единой команды не было. Единственная была цель - добежать быстрее до стен дворца, за ними как-то укрыться и выполнить задачу. Спецназовцы были в чужой стране, в чужой форме, без документов, без всяких опознавательных знаков, кроме белых повязок на рукавах, не было ничего. Плотность стрельбы была такой, что на всех БМП триплексы были разбиты, фальшборты пробиты на каждом квадратном сантиметре, то есть имели вид дуршлага. Спецназовцев спасло только то, что все они были в бронежилетах, хотя практически все были ранены. Солдаты из «мусульманского» батальона были без бронежилетов, так как по команде Кослесника они передали свои бронежилеты бойцам штурмовых групп. Из тридцати «зенитовцев» и двадцати двух бойцов из «Грома» в Тадж-Бек удалось прорваться не более двадцати пяти человекам, причем многие из них были ранены. Этих сил было явно мало, чтобы гарантированно устранить Амина. По словам Александра Иващенко, находившегося во время боя рядом с полковником Бояриновым, когда они ворвались во дворец и встретили упорное сопротивление гвардейцев, то поняли, что малыми силами им задачу не выполнить. К моменту проникновения спецназовцев во дворец «Шилки» должны были прекратить огонь, но связь с ними была потеряна. Полковник В. Колесник отправил посыльного, и «Шилки перенесли огонь на другие объекты. Боевые машины пехоты покинули площадку перед дворцом, заблокировали единственную дорогу. Другая рота и взвод гранатометов АГС-17 и ПТУРСы вели огонь по танковому батальону, затем солдаты захватили танки, одновременно разоружив танкистов. Спецгруппа «мусульманского» батальона завладела вооружением зенитного полка, а его личный состав пленила. Во дворце офицеры и солдаты личной охраны Амина, его телохранители (около 100-150 человек) сопротивлялись стойко, не сдаваясь в плен. Их погубило то, что все они были вооружены в основном пистолет-пулеметами МГ-5, а наш бронежилет они не пробивали.

«Шилки» снова перенесли огонь, начав бить по Тадж-Беку, по площадке перед ним. На втором этаже дворца начался пожар, что оказало сильное воздействие на обороняющихся гвардейцев. По мере продвижения спецназа ко второму этажу стрельба и взрывы усиливались. Солдаты из охраны Амина, принявшие спецназовцев за собственную мятежную часть, услышав русскую речь и сдались им. Во дворце везде горел свет. Все попытки Николая Швачко его отключить закончились безрезультатно. Электропитание было автономным. Где-то в глубине здания, возможно в подвале, работали электрогенераторы, но их некогда было искать. Некоторые бойцы стреляли по лампочкам, чтобы хоть как-то укрыться, ведь они были на виду у защитников дворца. К концу штурма из зенитных приборов целыми остались считанные единицы, но они горели. Бой во дворце продолжался недолго (43 минуты). Получив информацию о смерти Амина, командир роты старший лейтенант В. Шарипов тоже стал вызывать по радиостанции полковника В. Колесника, чтобы доложить о выполнении задачи, но связи не было. Ему удалось все-таки связаться с начальником штаба батальона Ашуровым и иносказательно доложить, что Амин убит. Начальник штаба сообщил об этом командиру батальона майору Халбаеву и полковнику Колеснику. Майор Халбаев доложил о захвате дворца и ликвидации Амина генерал-лейтенанту Н.Н. Гуськову, а он - начальнику Генерального штаба Маршалу Советского Союза Н.В. Огаркову. После того как прибывший во дворец Ассадула Сарвари (он в штурме не участвовал) убедился и подтвердил, что Амин действительно мертв, труп главы государства и лидера НДПА завернули в ковер... Основная задача была выполнена. Успех в этой операции обеспечила не столько сила, сколько внезапность, дерзость и стремительность напора. Сразу после захвата Тадж-Бека Дроздов доложил Иванову о выполнении задачи, а затем передал радиостанцию Эвальду Козлову и приказал доложить результаты боя руководству. Когда еще не отошедший от боя Козлов стал докладывать генералу Иванову, тот перебил его вопросом «Что с Дубом?» Эвальд стал подбирать слова, чтобы завуалировано сказать о смерти Амина, но Иванов опять спросил: «Он убит?» Козлов ответил: «Да, убит». И генерал сразу прервал связь. Нужно было срочно докладывать в Москву Ю.В. Андропову о выполнении главной задачи, а двух захваченных у афганцев танках к зданию дворца прибыла группа капитана М. Сахатова. Он доложил Колеснику о выполнении боевой задачи, сообщил: когда проезжали мимо третьего батальона бригады охраны, то увидели - там объявлена тревога. Афганские солдаты получали боеприпасы. Рядом с дорогой, по которой проезжали спецназовцы, стояли командир батальона и еще два офицера. Решение пришло быстро. Выскочив из машины, захватили афганского комбата и обоих офицеров, бросив их в машину, поехали дальше. Некоторые солдаты, успевшие получить патроны, открыли по ним огонь. Затем и весь батальон устремился в погоню - освобождать своего командира. Тогда спецназовцы спешились, стали стрелять из пулеметов и автоматов по бегущей пехоте. Открыли огонь и бойцы роты Курбана Амангельдыева, обеспечивающей действия группы Сахатова В течение ночи спецназовцы несли охрану дворца, поскольку опасались, что на его штурм пойдут дислоцировавшиеся в Кабуле дивизии и танковая бригада. Но этого не случилось. Советские военные советники, работавшие в частях афганской армии, и переброшенные в столицу части воздушно-десантных войск не позволили им этого сделать. К тому же спецслужбы заблаговременно парализовали управление афганскими силами. Некоторые подразделения афганской бригады охраны продолжали оказывать сопротивление. В частности с остатками третьего батальона пришлось воевать еще сутки, после чего афганцы ушли в горы. Вероятно, кое-кто из соотечественников пострадал и от своих: в темноте личный состав «мусульманского» батальона и спецгруппы КГБ СССР узнавали друг друга по белым повязкам на рукавах, паролю «Миша - Яша» и по мату. Но ведь все были одеты в афганскую форму, а вести стрельбу, бросать гранаты приходилось с приличного расстояния. Вот и попробуй тут уследить в темноте, неразберихе - у кого на рукаве повязка, а у кого - нет?! Тем более что, когда стали выводить пленных афганцев, у них на рукавах тоже были белые повязки. После боя посчитали потери. Всего в спецгруппах КГБ СССР при штурме дворца погибло пять человек. Почти все были ранены, но те, кто мог держать оружие в руках, продолжали сражаться. В «мусульманском» батальоне и 9-й парашютно-десантной роте погибло 14 человек, ранено - более 50. Причем 23 человека, получившие ранения, остались в строю. Тяжелораненых бойцов медик батальона вывез на БМП сначала в медпункт, а затем в различные медицинские учреждения, развернутые в то время в Кабуле. Вечером тяжелораненых перевезли в советское посольство, а утром следующего дня на самолете отправили в Ташкент. В тот же день, 27 декабря, воздушно-десантные части 103-й дивизии и подразделения 345-го полка, а также выделенные им в помощь силы от пограничников, групп КГБ СССР «Зенит» и «Гром» вышли к расположению воинских частей и соединений, важным административным и специальным объектам в столице и установили над ними свой контроль. Захват этих ключевых объектов прошел организованно, с минимальными потерями.


Ход войны


Советское командование рассчитывало поручить подавление восстания кабульским войскам, которые, однако, были сильно ослаблены массовым дезертирством и не справились с этой задачей. «Ограниченный контингент» на протяжении ряда лет контролировал положение в основных городах, тогда как мятежники чувствовали себя сравнительно свободно в сельской местности. Меняя тактику, советские войска пытались расправиться с повстанцами с помощью танков, вертолетов и самолетов, но высокомобильные группы моджахедов легко избегали атак. Бомбардировка населенных пунктов и уничтожение посевов также не дали результата, однако к 1982 г. около 4 млн афганцев скрылись в Пакистане и Иране. Поставки оружия из других стран позволили партизанам продержаться до 1989 г., когда новое советское руководство вывело войска из Афганистана.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа:этап: декабрь 1979 г. - февраль 1980 г. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.этап: март 1980 г. - апрель 1985 г. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил Демократической Республики Афганистан.этап: май 1985 г. - декабрь 1986 г. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Состоялся вывод 6 советских полков на Родину.этап: январь 1987 г. - февраль 1989 г. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.

афганистан война советский контингент

5. Вывод советских войн из Афганистана


Изменения во внешней политике советского руководства в период «перестройки» способствовали политическому урегулированию ситуации. Положение в Афганистане после вывода советских войск. Прогнозы Запада о том, что кабульский режим сразу после прекращения советского военного присутствия падет по причине своей полной нежизнеспособности, а коалиционное правительство группировок моджахедов приведет страну к миру после изгнания "коммунистической чумы", оказались несостоятельными. 14 апреля 1988 г. при посредничестве ООН в Швейцарии СССР, США, Пакистан и Афганистан подписали Женевские соглашения о поэтапном мирном решении афганской проблемы. Советское правительство обязалось до 15 февраля 1989 г. вывести войска из Афганистана. США и Пакистан, со своей стороны, должны были прекратить поддерживать моджахедов.

В соответствии с соглашениями вывод советских войск с территории Афганистана начался 15 мая 1988 года. 15 февраля 1989 года из Афганистана полностью выведены советские войска. Выводом войск 40-й армии руководил последний командующий ограниченным контингентом генерал-лейтенант Борис Громов. Это событие не принесло мира, так как различные группировки моджахедов продолжали бороться за власть между собой.



По уточнённым официальным данным, безвозвратные потери личного состава советской армии в Афганской войне составили 14 427 человек, КГБ - 576 человек, МВД - 28 человек погибшими и пропавшими без вести. В ходе войны было раненых - 49 984, пленных - 312, интернированных - 18 человек. Ранения и контузии получили св. 53 тыс. человек. Значительное число людей, которые поступали в госпитали на территории СССР, скончались от последствий тяжелых ранений и травм. Эти лица, скончавшиеся в госпиталях, не вошли в число официально озвученных потерь. Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Имеющиеся оценки колеблются от 1 до 2 млн. человек.


Последствия войны


После вывода Советской армии с территории Афганистана просоветский режим Наджибуллы (1986-1992) просуществовал еще 3 года и, лишившись поддержки России, был свергнут в апреле 1992 года коалицией полевых командиров-моджахедов. В годы войны в Афганистане появилась террористическая организация Аль-Каида и окрепли группы исламских радикалов.

Политические последствия:

В целом советские войска не испытывали особых трудностей в ведении военных действий на территории Афганистана - главная проблема состояла в том, что военные победы не подкреплялись политическими и экономическими действиями правящего режима. Оценивая последствия афганской войны, можно отметить, что выгоды от вмешательства оказались ничтожно малы в сравнении с ущербом, нанесенным национальным интересам СССР и России. Интервенция советских войск в Афганистане вызвала резкое осуждение большей части международного сообщества (включая США, Китай, страны-члены Организации Исламская конференция, в том числе Пакистан и Иран, и даже некоторые соцстраны), ослабила влияние СССР на Движение Неприсоединения, ознаменовала конец "эпохи разрядки" 1970-х гг., привела к усилению экономического и технологического давления на СССР со стороны Запада и даже в какой-то степени усугубила кризисные явления в самом СССР.



Война в Афганистане привела к многочисленным жертвам, растратила огромные материальные ресурсы, дестабилизировала положение в Центральной Азии, способствовала усилению ислама в политике, активизации действий исламского фундаментализма и международного терроризма. Фактически эта война явилась одним из факторов поражения Советского Союза в «холодной» войне. Если уж говорить об уроке, то действительно урок мужества и доблести преподал нам афганский народ в борьбе за свои вековые традиции, культуру, религию, Родину. А всякую доблесть следует прославлять и восхищаться ею даже у противника. Главный вывод, сделанный из афганской войны, состоит в том, что политические, в основе своей, проблемы невозможно решить военными методами.


Источники информации


1. ru.wikipedia.org - статья «Афганская война 1979-1989» в Википедии;

History.org.ua - статья «Афганская война 1979-1989» в Энциклопедии истории Украины (укр. яз.);

Mirslovarei.com - статья «Афганская война» в Историческом словаре на сайте «Мир словарей»;

Rian.ru - «Война в Афганистане 1979-1989 гг.» (справка РИАН);

Rian.ru - «Статистика потерь Советской Армии в Афганистане не включает умерших от ранений в госпиталях в СССР» (сообщение РИАН).

Александр Ляховский - Трагедия и доблесть Афгана

Psi.ece.jhu.edu - секретные документов Политбюро и ЦК КПСС, связанные с вводом советских войск и их пребыванием в Афганистане;

Ruswar.com - архив военной фотографии и видехроника;

Fergananews.com - «Полная правда о вводе советских войск в Афганистан еще не раскрыта» (Б. Ямшанов).


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Об авторе: Никита Мендкович – эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА).

Проблемы вооруженного противостояния в Афганистане до сих пор активно обсуждаются в научной литературе. В частности, предметом дискуссий все еще являются потери в вооруженном противостоянии с участием советских войск с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. Ниже приведенный текст является попыткой обзора оценок существующих данных о потерях сторон-участниц конфликта.

Для начала можно констатировать, что несколько в лучшем состоянии находится статистика потерь советских войск, сражавшихся на стороне кабульского правительства. Уровень исходного учета потерь был достаточно высок: этому способствовала порядок в вооруженных силах СССР, нормы учета передвижения и убыли личного состава. К тому же, несмотря на политические перемены, затронувшие постсоветское пространство, сравнительно неплох уровень сохранности военных архивов, что позволило специалистам министерства обороны с высокой точностью оценить потери прошедшей войны.

Всего за период в войсках, находившихся на территории Афганистана, прошло военную службу 620 тыс. военнослужащих, включая 525,5 тысяч солдат и офицеров Советской Армии, 21 тысячу гражданских служащих, 95 тысяч представителей КГБ (включая пограничные войска), внутренних войск и милиции .

Общее число погибших за период более чем девятилетнего военного присутствия составило 15051 человек, из них — 14427 бойцов вооруженных сил, которые погибли как в результате боевых ранений, так и от несчастных случаев и болезней. Процент боевых потерь составляет 82,5%. В число безвозвратных боевых и небоевых потерь включены и лица, скончавшиеся в госпиталях, и лица умершие от последствий болезней уже после увольнения из вооруженных сил. Поэтому, видимо, эти данные о погибших практически полны, и следует оставлять без внимания более высокие оценки, встречающиеся в западной литературе: в представленную здесь статистику не вошли только лица, скончавшиеся до увольнения из армии при излечении в госпиталях вне территории ДРА .

В статистику безвозвратных потерь также не включены 417 человек, которые в период боевых действий пропали без вести или попали в плен. По состоянию на 1999 год не были возвращены на родину 287 человек.

Значительный вред советской группировке наносили и т.н. санитарные потери, включающие в себя лиц, выбывших из войны по состоянию здоровья. В них включаются как раненные в период боевых действий, так и заболевшие по причинам не связанным с ранами и контузиями. Для афганской войны был чрезвычайно высок уровень потерь связанных с «небоевыми» факторами: на их долю приходилось 89% санитарных потерь.

По оценкам американских исследователей 1990-х годов, 56,6% небоевых потерь приходились на долю инфекционных заболеваний, 15,1% — бытовых травм, 9,9% – дерматологических заболеваний, 4,1% — болезней легких. По данным Грау и Джоргенсена на всем протяжении войны до 1/4 личного состава группировки Советской Армии было небоеспособно. Как пишут авторы: «В октябре-декабре 1981 года, вся 5-я мотострелковая дивизия стала небоеспособной, когда более 3 тысяч человек одновременно заболело гепатитом» . Видимо, высокая заболеваемость связана с нехваткой чистой питьевой воды, перебоями с поставками новой одежды, создававшими проблемы со стиркой обмундирования, нетипичными для Европейской России, откуда происходило большинство бойцов, инфекционными заболеваниями. Из-за радикальной смены климата практически у всех вновь прибывших в страну бойцов через определенное время появлялись симптомы расстройства желудка. Были часты случаи дизентерии, гепатита и брюшного тифа.

Всего за время присутствия вооруженных сил в стране за медицинской помощью обращались 466 тысяч военнослужащих. Из них по причине болезни были уволены из вооруженных сил 11284 человека, из которых 10751 человек получил инвалидность.

Самые высокие безвозвратные потери Советской Армии относятся к периоду с марта 1980 по апрель 1985 г. Именно к этому времени относятся также самые высокие среднемесячные безвозвратные потери. Самые высокие среднемесячные санитарные потери (и, видимо, пик заболеваемости) относятся к маю 1985 г. — декабрю 1986 г.

Более сложна ситуация с потерями вооруженных сил ДРА, антиправительственных вооруженных формирований и мирного населения. Потери вооруженных сил, подчинявшихся Кабулу, известны по оценке А.А.Ляховского и составили с 1979 по 1988 год: 26595 человек – безвозвратных боевых потерь, 28002 – пропавших без вести, 285541 – дезертировавших. Аномально высокий уровень дезертирства отражен во многих мемуарных источниках и объясняется хаотичной мобилизационной политикой правительства ДРА и низким уровнем идеологической работы среди личного состава. Пик боевых безвозвратных потерь пришелся на 1981 год, когда афганские вооруженные силы потеряли 6721 человека убитыми. Пики потерь от дезертирства (более 30 тысяч человек в год) пришлись на 1982 и 1988 годы.

С одной стороны данный уровень потерь значительно выше, чем у советской стороны, что указывает на большую вовлеченность в боевые действия, однако здесь важно учитывать разницу в технической оснащенности и количестве и качестве работы медицинского персонала, что вело к большим летальным потерям.

В том, что касается потерь «моджахедов» и гражданского населения, ситуация еще более запутана. Точная статистика практически отсутствует. За период с 1980 по 1990 годы ООН зарегистрировала 640 тысяч смертей жителей Афганистана, из которых 327 тысяч человек пришлось на долю мужского населения страны . Однако эти данные заведомо неполны и могут считаться лишь нижней границей потерь населения.

Запутан, прежде всего, вопрос о численности отрядов оппозиции. Наиболее распространена в литературе оценка: от 20 до 50 тысяч человек постоянного состава, и 70-350 тысяч лиц, участвовавших их деятельности на нерегулярной основе . Наиболее аргументированной представляется оценка Крайла, который, со ссылкой на воспоминания сотрудников ЦРУ, утверждал, что США финансировали отряды численностью примерно 150 тысяч бойцов из 400 тысяч, действовавших в стране .

Сколько из них погибли? Автор не встречал в литературе, посвященной военной истории, каких-либо достоверных оценок. Их появление представляется маловероятным хотя бы из-за проблем идентификации принадлежности «нерегулярных моджахедов», документирования текущих потерь отдельных отрядов и централизованного учета этих данных, который вряд ли вообще проводился во время войны.

Видимо, потери оппозиционных отрядов можно учесть только в общей массе населения, оценки потерь которого сильно рознятся. Так, по состоянию на 1987 год, в Афганистане по данным USAID погибло 875 тысяч человек, по данным исследования «Гэллап» — 1,2 миллиона человек . Наибольшая оценка суммарных безвозвратных потерь населения, встречающаяся в литературе, – 1,5-2 миллиона человек, но автору они представляются завышенными. Численность беженцев традиционно оценивается в 5,7 миллионов человек в 1987 году и 6,2 миллионов – в 1990-м на территории Пакистана, Ирана и некоторых других государств . Впрочем, важно отметить, что заметная часть лиц, зарегистрированных в качестве «беженцев», были афганскими гастарбайтерами, стремившимися таким образом легализоваться за границей и надеявшимися получить гуманитарную помощь. Их численность была велика и в довоенный период, так в начале 1970-х с целью поиска работы Афганистан покинуло до 1 миллиона человек. Поэтому оценить реальные процент тех, кто вынужденно покинул Афганистан в период войны непросто.

Приведенные данные о численности сторон и потерях в конфликте 1979-1989 годов могут быть неполными, однако, на взгляд автора, они, по крайней мере, аргументированы в отличие от ряда явно завышенных оценок, которые используются при политических спекуляциях вокруг истории этой войны.

Разумеется, любые военные потери, особенно несознательных участников конфликта, а населения, проживающего на территории, где он развернулся, ужасны и с точки зрения простой этики не могут быть оправданными, и не может быть оправдана сама война как страшнейшее проявление насилия человека над человеком. Однако, как видно и из событий дня сегодняшнего, уровень развития общества и международных отношений все еще не исключает применения этого инструмента для разрешения противоречий между государствами. А значит – новых потерь и новых человеческих трагедий.


  1. Здесь и далее статистика советских потерь приводится по: Россия в войнах XX века. Потери вооруженных сил. Под общей редакцией Г. Ф. Кривошеева. Москва: Олма-Пресс, 2001.
  2. Сообщение профессора кафедры термических поражений Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга Владимира Сидельникова // РИА «Новости», 15 февраля 2007.
  3. L. W. Grau, W. A. Jorgensen Medical support in counter-guerrilla war: epidemiologic lesson learned in Soviet-Afghan war
  4. А. А. Ляховский Трагедия и доблесть Афгана
  5. United Nations Statistics Division
  6. J. B. Amstutz Afghanistan. The first five ears of soviet occupation. Washington D. C., 1986. P. 155-156.
  7. Д. Крайл Война Чарли Уилсона. Перевод с английского К. Савельев. М., 2008. С. 205.
  8. D. C. Isby War in a Distant Country: Afghanistan, Invasion and Resistance. London, 1989.
  9. М. Ф. Слинкин Афганистан: страницы истории (80-90-е гг. XX века). Симферополь, 2003. С. 119-120.
Фото: about.com

И установлен республиканский строй. Это послужило толчком к началу гражданской войны между различными общественно-политическими и националистическими силами страны.

В апреле 1978 года к власти в Афганистане пришла Народно-демократическая партия (НДПА). Радикализм нового афганского руководства, поспешная ломка многовековых традиций народа и устоев ислама, усилили сопротивление населения центральному правительству. Обстановка осложнялась иностранным вмешательством во внутренние дела Афганистана. СССР и некоторые другие страны оказывали помощь афганскому правительству, а страны НАТО, мусульманские государства и Китай — силам оппозиции.

К концу 1979 года обстановка в стране резко осложнилась , нависла угроза свержения правящего режима. В связи с этим правительство Демократической Республики Афганистан (ДРА) неоднократно обращалось к СССР с просьбой направить в страну воинские части. Советская сторона сначала отклоняла такую форму вмешательства, но, в условиях обострения афганского кризиса, 12 декабря 1979 года руководство СССР, опасаясь переноса военных действий на территорию среднеазиатских республик, приняло решение о направлении войск для оказания военной помощи правительству Афганистана. Решение было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС в соответствии со статьей 4 советско-афганского "Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве", заключенного 5 декабря 1978 года, и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС.

Ввод советских войск в Афганистан рассматривался политическим руководством СССР как кратковременная мера, направленная на обеспечение безопасности южных границ Советского Союза.

Основная задача ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) состояла в том, чтобы создать "санитарный кордон" у границ СССР в условиях надвигавшейся угрозы распространения исламского фундаментализма на территории советских мусульманских республик.

16 декабря 1979 года было отдано распоряжение о выделении из управления Туркестанского военного округа (ТуркВО) полевого управления 40-й армии и полной его мобилизации. Командующим армией был назначен первый заместитель командующего войсками ТуркВО генерал-лейтенант Юрий Тухаринов. Соединения и части 40-й армии были полностью мобилизованы за 10-12 дней до ввода.

Ввод и размещение ОКСВ в ДРА проводились с 25 декабря 1979 года. К середине января 1980 года ввод главных сил 40-й армии в основном был завершен. На территорию Афганистана были введены три дивизии (две мотострелковые и одна воздушно-десантная), десантно-штурмовая бригада, два отдельных полка и другие части.

В последующем боевой состав советских войск в Афганистане постоянно уточнялся в целях его усиления. Наибольшая численность ОКСВ (1985) составляла 108,7 тысячи человек, в том числе в боевых частях — 73,6 тысячи человек. Состав ОКСВ в основном включал: управление 40-й армии, три мотострелковые и одну воздушно-десантную дивизии, девять отдельных бригад и семь отдельных полков, четыре полка фронтовой и два полка армейской авиации, а также тыловые, медицинские, ремонтные, строительные и другие части и подразделения.

Общее руководство ОКСВ осуществляла оперативная группа министерства обороны СССР, которую возглавлял маршал СССР Сергей Соколов, с 1985 года — генерал армии Валентин Варенников. Непосредственное управление боевой и повседневной деятельностью ОКСВ осуществлял командующий 40-й армией, подчинявшийся командованию войсками ТуркВО.

Советские войска в Афганистане охраняли и обороняли народно-хозяйственные объекты, аэродромы, жизненно важные для страны автодороги, осуществляли проводку транспортных колонн с грузами по территории, находившейся под контролем вооруженной оппозиции.

Для снижения военной активности оппозиции ОКСВ вели активные боевые действия различного масштаба с применением всего арсенала обычных средств поражения, наносили авиационные удары по базам оппозиции. В соответствии с решением политического руководства СССР советские войска в ответ на многочисленные обстрелы их гарнизонов и транспортных колонн отрядами оппозиции начали проводить совместно с афганскими подразделениями боевые действия по поиску и ликвидации наиболее агрессивных вооруженных групп противника. Таким образом, введенные в Афганистан советские войска оказались вовлеченными во внутренний военный конфликт на стороне правительства страны против сил оппозиции, которым наибольшую помощь оказывал Пакистан.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.

1-й этап: декабрь 1979 года — февраль 1980 года. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

2-й этап: март 1980 года — апрель 1985 года. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

3-й этап: май 1985 года — декабрь 1986 года. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Состоялся вывод на родину шести советских полков.

4-й этап: январь 1987 года — февраль 1989 года. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на родину и осуществление полного их вывода.

СССР и после ввода войск в Афганистан продолжал искать возможности политического разрешения внутриафганского конфликта. С августа 1981 года он пытался обеспечить переговорный процесс ДРА с Пакистаном и Ираном, с апреля 1986 года — содействовать системной политике национального примирения.

14 апреля 1988 года в Женеве (Швейцария) представителями Афганистана, Пакистана, СССР и США были подписаны пять основополагающих документов по вопросам урегулирования политической обстановки вокруг Афганистана. Эти соглашения регламентировали процесс вывода советских войск и декларировали международные гарантии невмешательства во внутренние дела республики, обязательства по которым приняли на себя СССР и США. Были установлены крайние сроки вывода советских войск: половина ограниченного контингента выводилась к 15 августа 1988 года, остальные подразделения — ещё через шесть месяцев.

С 15 мая 1988 года начался вывод ОКСВ, который завершился 15 февраля 1989 года. Выводом войск руководил последний командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов.

Военную службу в Афганистане прошло около 620 тысяч военнослужащих, в том числе в составе ОКСВ — 525,2 тысячи человек.

Потери военнослужащих 40-й армии составили: убитыми и умершими — 13 833 человека, в том числе 1979 офицеров и генералов, ранеными — 49 985 человек. В ходе боевых действий на территории Афганистана, кроме того, погибли 572 военнослужащих органов государственной безопасности, 28 сотрудников министерства внутренних дел СССР, а также 190 военных советников, в том числе 145 офицеров. Из-за ранений прекратили свою службу в Вооруженных силах 172 офицера. Инвалидами стали 6669 "афганцев", в том числе инвалидами первой группы — 1479 человек.

За военные и другие заслуги свыше 200 тысяч человек были награждены орденами и медалями, 86 удостоены звания Героя Советского Союза, из них 28 — посмертно.

(Дополнительный

Конфликт нарастал огромными темпами. И уже в начале декабря 1979 года власти приняли решение о вводе советских войск, якобы, основываясь на договорных отношениях, предусматривающих добрососедство и взаимопомощь. Официальным поводом для принятия такого решения послужило желание помочь дружественному народу. Но так ли это было на самом деле? Советское руководство опасалось, что приход к власти исламских радикалов с антисоветским настроем приведет к полной утрате контроля над южными границами. Также опасение вызвал Пакистан, политический режим которого на то время во многом курировали власти США. Таким, образом, территория Афганистана служила в качестве «прослойки» между СССР и Пакистаном. И потеря контроля над афганской территорией могла спровоцировать серьезное ослабление государственных границ. То есть дружественная взаимопомощь была всего лишь прикрытием, под которым советская власть искусно скрыла истинный мотив своих действий.

25 декабря на афганскую территорию вошли советские войска, изначально это были небольшие подразделения. Никто не предполагал, что военные действия затянутся на десятилетие. Кроме военной поддержки руководство преследовало цель устранить Амина – действующего на тот момент лидера НДПА и заменить его Кармалем, который был близок советскому режиму. Таким образом советские власти планировали полностью вернуть контроль над афганской территорией.