Калмыки религия какая. Калмыцкие обычаи и традиции — образ жизни буддийской республики

Калмыки — немногочисленный народ, представители монголоидной расы проживающие в России.

Народ Калмыки

В России проживает около 184 тыс. представителей народа калмыки. Среди них в Калмыкии проживает 163 тыс. человек. По России калмыков можно встретить по областям:

  • Астрахань — 6,5 тыс;
  • г.Москва и область — 5 тыс;
  • Волгоград — 1,5 тыс;
  • г.Санкт-Петербург — 1,2 тыс;
  • Ростов и Тюмень — по 1 тыс;
  • Ставрополь — 800 чел;
  • Ханты-Мансийск и Ямало-Ненецк — по 400 чел;
  • Чукотский край — 150 чел.

Среди других стран диаспора встречается в Киргизии — 4 тыс. человек, а также в Казахстане — 400 чел. и в Украине около 300 чел.

Языковые группы

Калмыков относят к монголоидной рассе ойратской группы. Они говорят по-русски и по-калмыцки. Но русский язык более распространенный. Калмыки включают в себя бузавов, торгоутов, сарт-калмыков, дербетов и хошутов. Прямыми предками считаются джунгары, а родственными народами выступают зюнгары, олеты, чоросы и хойты.

Первые упоминания про калмыков

Конец XVI - начало XVII века племена ойратов, которые проживали в Джунгарии, окончательно разъединились на три части. Первая группа осталась на месте, вторая переселилась поближе к озеру под названием Кукунор, а третья часть племени отправилась в длинный путь, к Русскому царству. Все разделившиеся племена старались обитать поблизости водоемов, потому как река кормила многие семьи. Третья часть народа изначально поселилась возле рек Оми, Иртышу и Ишиму. После кочевники приблизились к Северному Прикаспию и Нижней Волги. А еще со временем, к рекам Дон, Урал, Самара и Терек. Кочевники имели огромную территорию обитания, но когда численность населения уменьшилась в разы, то и границы проживания стали напоминать современную Республику Калмыкию в России. И именно в 1574 году в указе царя Ивана IV упоминалось про калмыков, чтобы вести с ними торговлю. Это первый официальный документ, подтверждающий про существование этого народа.

Религиозные убеждения

Практически все калмыки исповедают буддизм тибетской школы Гелуг. В религии очень плавно переплетаются культура народа и ритуалы. Очень важно медитировать, чтобы получить чувство нирваны, достигнуть высокого внимания, выдержки, развиваться, как личность. Эта религия помогает саморазвиваться и всегда быть уравновешенным. Помимо этой религии некоторые калмыки приняли христианство, их окрестили и провели необходимые обряды.

Народные традиции и быт

Так как древние калмыки вели кочевой способ жизни, то в основном они пытались рыбой и перегоняли с места на место скот. А на полях выращивали зерновые культуры. Позже калмыки научились разнообразного ремесла. Лучше всего цениться резьба по дереву и в наши дни, а особенно изготовленная мебель. Из кожи делали принадлежности для лошадей: уздечка или седло. Одно из основных блюд — квашеное молоко (арьян), а также кумыс.

Одежда также занимает особое место в калмыков. Поэтому национальный костюм всегда должен быть свободным и комфортным. С возрастом цветовая гамма костюма может меняться. Костюмы всегда красочные и вышитые многочисленными орнаментами, что придает некое богатство одежде. Ни в коем случае нельзя наступать на головной убор, так как это проявление невоспитанности. Именно калмыки ввели в моду меховые шапки.

Этот народ очень верующий и научились присматриваться или верить приметам. Живут в калмитках или в юрте. Кочевник должен хорошо ездить на лошадях. Жениху вправе выбирать невесту только родители. После того, как выбор сделан, нужно какое-то время дружить и свататься. Если после свадьбы молодожены не хотят быть вместе, то их без проблем разводят. Единственное, жених должен вернуть девушку обратно в целости и сохранности.

Пускай кочевники и ведут немного странный образ жизни. Но их готовность воевать — многим под руку. Этот народ очень тонко чувствует, легко ориентируется, всегда уравновешен и всегда готов к чему-либо.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Калмыки. «В ожидании Майтрейи», 2008


Общие сведения

КАЛМ‘ЫКИ, хальмг (самоназвание, по-видимому, от тюркского термина, буквально - "остаток", обозначающего ойратов, не принявших ислам; есть и другие версии; в русских официальных документах этноним Калмыки появился с конца 16 века, с конца 18 века им стали пользоваться сами Калмыки) - западномонгольский народ, живущий главным образом в Республике Калмыкия (Россия). Численность 166 тыс. человек. Основное население Калмыкии (146 тыс. человек), живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, Ставропольском крае, Сибири и др. Небольшие группы в Средней Азии, в США (около 2 тыс. человек), во Франции (около 1 тыс.), в Швейцарии, Германии и др. (по несколько семей). Общая численность свыше 177 тыс. человек. По данным Переписи населения 2002 года численность калмыков, проживающих на территории России, составляет 174 тысячи человек, по данным переписи 2010г. - 186 тыс. 372 калмыков.

Говорят на калмыцком языке монгольской группы алтайской семьи. Письменность с 1925 на основе русского алфавита, ранее пользовались общеойратской, так называемой старокалмыцкой, письменностью тодо бичиг. Основная часть верующих - буддисты (ламаизм, школа гелугпа), часть - православные.


Предки Калмыков - западные монголы-ойраты. До 12 века локализовались в основном в Прибайкалье и верховьях Енисея; постепенно перемещались к западу. В начале 17 века часть ойратских тайшей (правителей улусов) переселилась в Россию. В 1608 посольство дербетских тайшей было принято русским царём Василием Шуйским и в ответ на их просьбу о принятии русского подданства, выделении мест для кочевания и защиты от ханов Казахского и Ногайского получило полное согласие.

Процесс вхождения Калмыков в Россию был завершён в 1657. Первоначально для кочевания Калмыков были выделены земли по Иртышу, Оми и Ишиму. Постепенно они осели в низовьях Волги на ныне занимаемой ими территории. С 1664 по 1771 существовало Калмыцкое ханство во главе с ханом, а позднее наместником. По приблизительным подсчётам, численность Калмыков, принявших русское подданство, была 270 тыс. человек. Среди них были дербеты, торгоуты, хошеуты, хойты, чоросы. Впервые эти названия встречаются в монгольской хронике "Сокровенное сказание" (1240). По прошествии многих поколений они приобрели определённую этническую и языковую специфику. Ко времени прихода в Россию это были этносы со значительным имущественным и социальным расслоением. Этнический принцип в создании калмыцких улусов в России в какой-то степени способствовал их сохранению. Специфика "малых этносов" сохраняется и сейчас, обозначается термином "улусизм" и проявляется в быту, политической жизни не только у российских, но и у зарубежных Калмыков.

В 1771 часть калмыцких тайшей, недовольная всё усиливавшимся гнётом со стороны правительства России, ушла в Джунгарию, уведя с собой около 125 тыс. Калмыков. Б"ольшая часть их погибла в пути. Калмыцкое ханство было ликвидировано, его территория включена в Астраханскую губернию. Оставшиеся в составе России 9 калмыцких улусов управлялись каждый собственным тайшой, при котором имелся русский пристав. В годы Октябрьской революции и гражданской войны Калмыки были разделены на 2 лагеря: часть приняла новый строй, другая (особенно Калмыки Области Войска Донского) оказалась в рядах Белой Армии и после её разгрома ушла в эмиграцию. Их потомки ныне живут в США, Франции и других странах Европы.

В 1920 была образована Калмыцкая АО, в 1935 преобразована в Калмыцкую АССР. В 1943 Калмыки подверглись насильственной депортации в районы Сибири, Средней Азии, Казахстана, Алтая, продлившейся более 13 лет. Её следствие - гибель более 1/3 части народа, утрата многих элементов и черт материальной и духовной культуры. В 1957-58 автономия была восстановлена, значительная часть Калмыков возвратилась на прежние места проживания. В 1990 Калмыцкая АССР объявила о своём суверенитете, с 1992 она называлась Республика Калмыкия - Хальмг Тангч, с 1994 - Республика Калмыкия.


Основу традиционной экономики составляло кочевое скотоводство (преобладали овцы, лошади, крупный рогатый скот, козы, верблюды). В середине 19 века с возникновением стационарных посёлков Калмыки начали разводить свиней. Поселившиеся в прибрежных районах Волги и Каспия торгоуты и хошеуты занимались ловлей рыбы. Со 2-й четверти 19 века разорившиеся Калмыки стали переходить к оседлому земледелию или заниматься батрачеством. На землях Калмыкии сеяли рожь, пшеницу, просо, гречиху, овёс, технические культуры (горчицу, табак, лён). В середине 19 века возникает садоводство, с начала 20 века - бахчеводство и огородничество, затем заливное рисосеяние на Сарпинской низменности.

Развиты художественные ремёсла - вышивка (особые многоцветные швы на женской одежде), обработка металла (чеканка и гравировка металлических частей седла, уздечки, футляров и рукояток ножей, курительных трубок, прикладов ружей, браслетов, серёг), тиснение по коже, резьба по дереву (мебель, архитектурные детали домов знатных Калмыков). Основа современного хозяйства - пастбищно-отгонное скотоводство, сочетающееся с промысловым рыболовством, земледелием и промышленностью по обработке сельскохозяйственной продукции. Развивается многоотраслевая промышленность.

Традиционное поселение имело круговую планировку - наиболее удобную с точки зрения обороны при кочевом образе жизни. В центр круга загоняли на ночь скот, там же хранили имущество, проводили общественные сходки. К моменту прихода в Россию Калмыки сохранили патронимическую организацию, объединявшую несколько семей. Селились хотонами - семейно-родственными поселениями. Женатые дети ставили свои кибитки недалеко от кибитки отца. С начала 19 века появились стационарные посёлки с линейной планировкой.

Известны три типа традиционного жилища: кибитка, землянка и полуземлянка. Кибитка - это юрта монгольского образца. Первоначально она устанавливалась на 4-колёсной повозке и так передвигалась во время кочёвки. Со временем повозка исчезла, но термин "кибитка" сохранился. Землянки и полуземлянки - жилища бедноты, со стенами из сырцовых или нарезанных из дёрна кирпичей, глиняной или дерновой крышей. В конце 19 века у зажиточных и знатных Калмыков появились строения русского типа: деревянные в прикаспийских районах, кирпичные - в западных. В современных селах Калмыкии преобладают типовые двух-трёхквартирные дома. Для рабочих посёлков более типичны 2- и 3-этажные дома на 4 - 12 квартир. В городах - типовые многоэтажные дома.

Мужская одежда - приталенный кафтан, рубаха, штаны, мягкие кожаные сапоги с войлочным чулком-вкладышем для зимы и холщовыми портянками для лета. Женская одежда - длинное до пят платье с безрукавкой, под ними длинная рубаха и штаны, сапожки. Особое значение придавалось женским вышитым и мужским наборным металлическим поясам, служившим показателем знатности и благосостояния их владельцев. Разнообразны головные уборы мужчин и женщин в зависимости от сезона, состоятельности семьи и т.д. Парадный головной убор с красной шёлковой кистью (отсюда прозвище Калмыков среди соседних народов "краснокисточные"). Женские украшения - серьги, заколки, шпильки, кольца из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней; у мужчин - серьга в левом ухе, кольцо на безымянном пальце, браслет, игравший роль амулета. Традиционная причёска мужчин и женщин - косы: у мужчин и девушек - одна, у женщин - две.


Основа питания - мясо и молоко. Мясные блюда: бульон с мясом, приправленный сырым репчатым луком; мясо, запечённое в закрытой посуде (в прошлом - туша, запекавшаяся в течение суток без доступа воздуха в яме, присыпанной землёй, на которой разводили огонь); лапша с мясом и луком; пельмени; мелко нарезанные внутренности барана. Молочные продукты - сыр, творог, сметана, масло, пенки, кумыс из кобыльего молока, молочный квас и кислый напиток из коровьего молока. Повседневный напиток - чай (джомба) с молоком, маслом, солью и специями, из которых особенно ценился мускатный орех. Мучные изделия - пресные лепёшки, сваренные в бараньем жиру кусочки теста (борцоги), позднее - заимствованные от русских и украинцев оладьи и баранки.

Семьи Калмыков 17 века (времени прихода в Россию) представляли собой большие патронимии. Калмыцкие семьи были многодетны (10 и более детей), но при высокой смертности выживало не более 3-4 детей. Взрослые дети, как правило, жили отдельно от родителей.

Основные жанры фольклора: протяжные песни, благопожелания, изречения, сказки, пословицы, поговорки, героический эпос "Джангар", исполняемый сказителями-джангарчи.

Ещё в 13 веке предки Калмыков ойраты познакомились с буддизмом. В 16 веке его северная ветвь - ламаизм школы гелугпа стал национальной религией монголов и отколовшихся от них Калмыков. Калмыки-ламаисты поддерживали прямую связь с Тибетом, где находился верхний иерарх школы гелугпа - далай-лама. Группы Калмыков, которые с конца 17 века стали откалываться от их основного массива, селиться на Дону, Урале, Украине, принимали православие. По отношению к ламаистскому духовенству царское правительство проводило политику ограничения его численности, но вместе с тем организовывало репрессии против сохранявшихся различных народных верований: шаманства, фетишизма, культа огня и домашнего очага.

К 1917 в Калмыкии действовали 92 хурула (монастырь, храм) и 3 духовные академии. К 1936 осталось 13 хурулов; в декабре 1943, когда началась депортация Калмыков, не было ни одного. С конца 80-х годов 20 века началось возрождение буддистской общины. В 1989 в Элисте открылся молитвенный дом. К концу 1995 их уже несколько (в том числе у Калмыков Астраханской области). Постепенно исчезает из обращения термин "ламаизм", заменяемый "буддизмом" (общий процесс для буддистской территории России и Монголии). В Элисте открыт Институт возрождения калмыцкого языка и буддизма, начал выходить журнал "Мандала", посвящённый истории буддизма в целом и его калмыцкой разновидности. Одновременно возрождаются национальные праздники Цагалган, Урюс Сар, интерес к изучению калмыцкого языка и традиционной культуре, готовятся национальные кадры воспитателей детских садов, преподавателей начальных школ, лицеев и вузов.

Н.Л. Жуковская



Очерки

И весь народ играет в шахматы

Есть ли загадка про шахматы? Есть и очень выразительная. Вот она: «В безводной местности бескровные воины воюют».

Попробуйте догадаться, кто придумал эту загадку? Какой народ? Вопрос сложный, но вполне решаемый. Это калмыки. В городе Элисте (это столица Республики Калмыкия) есть даже целый район, который так и называется Сити-Чесс. В нем преобладает шахматная символика.

Чувствуете, как эта вроде бы разрозненная информация (загадка, шахматы, Калмыкия) складывается в систему? И, разумеется, шахматами мы не ограничимся. Чтобы узнать характер калмыков, а также чтобы получить представление об их картине мира, послушаем сказку. Она сильно отличается от сказок, которые нам приходилось слушать или читать.


Неприсужденная награда

Много лет тому назад жила вдова-старуха. Было у нее четверо детей: три сына и дочь. Сыновья хороши собой, дочь еще лучше. Красавицы такой за тысячу верст вокруг не сыскать. Кто хоть раз девушку эту увидел – всю жизнь красоту ее помнил.

Крепко любили ее и мать и братья, дорожили ею больше жизни своей, берегли ее как зеницу ока.

Братья-охотники, сильные и смелые, зоркие и быстрые, никогда не возвращались домой без обильной добычи.

Собрались однажды братья-молодцы в дальнюю охоту. Решили мяса запас сделать, разного зверья набить, матери и сестре мех на зиму раздобыть. Поели простокваши, взяли с собой баранью ляжку, попрощались с матерью и сестрой, пошли.

Остались мать с дочерью.

К вечеру вышла мать из кибитки. Пока она занималась хозяйством, влетел в кибитку через дымовое отверстие страшный мангус (это такой дракон) и унес красавицу.

Вошла мать в жилище, а кибитка пуста. Нет дочери. Искала, искала – не нашла. Догадалась мать, что случилось. Пала на землю, плачет.

Долго тянулась ночь. Глаз не сомкнула старуха, слезами горькими изошла.

Утром вернулись братья с охоты, довольные, веселые. Встретила мать сыновей у входа в кибитку. Как сказать о несчастье? Старуха поздоровалась с ними, говорит:

– Сыновья мои любимые! Как и отец ваш, вы храбры, сильны и ловки, в доброте и в честности ему не уступите! Только и хороших людей несчастье постигнуть может. Хочется знать вашей матери, на что из вас каждый способен, если придется родному человеку помочь!

Сказал старший сын: – На всем свете нет такой вещи, которую я отыскать бы не смог. Иголку в степи и ту увижу, головку булавочную на дне моря сыщу, за каменной стеной в сундуке, на семью семь замков запертом, булавочный кончик острый найду.

– А я одним выстрелом на любой высоте любую птицу убить могу, в дождевую каплю под облаком попаду, одной стрелой на ходу десять зайцев прикончу, – сказал матери средний сын.

Не отстал от братьев и младший сын.

– Я, – говорит, – своими руками все поймать, удержать могу. Камень с горы поймаю, скалу на лету схвачу. Если бы с неба огромная и тяжелая гора свалилась, и ту бы целой поймал – комочка земли не отпало бы.


Обняла мать сыновей по очереди и призналась им в несчастье.

– Нет больше дочери у меня, сестры – у вас. Горе нам, сыновья мои! Ищите скорее сестру вашу любимую, простите меня, старую, что недоглядела за дочерью своей единственной.

Попадали у братьев из рук наземь оружие и добыча охотничья. Нет сестры...

Первым сказал старший брат:

– Ну, нечего делать! Времени попусту терять незачем. Попрощаемся с матерью и пойдем по белу свету – сестру разыскивать. Пока не найдем, не бывать нам дома. Только бы найти нам мангуса, пока не съел он нашу сестру.

Дня не прошло, как разыскал старший брат облако, в котором спрятался мангус.

Нацелился средний брат, натянул тетиву, так что концы лука вместе сошлись, пустил ввысь стрелу поющую. Прямо в сердце мангуса вонзилась, насмерть поразила злое чудовище.

Выпустил мангус девушку. Камнем белым сестра вниз рухнула. До земли три четверти шага осталось – подхватил сестру младший брат, невредимой наземь поставил.

Слух о том, как братья свою сестру из ужасной беды выручили, от самого мангуса спасли, по всей земле прошел.
Собрались мудрые старики из разных поселений и решили присудить награду тому брату, кто ее больше всех заслужил.

– Среднего наградить – он дракона убил, – говорит один.

– Что же, что убил! Если бы старший брат дракона не нашел, так и стрелять среднему брату было б не в кого, – твердят иные.

– Младший брат больше заслужил, – настаивают третьи, – если бы не он, разбилась бы девушка, не помогли бы ни старший, ни средний братья.

– Младшему-то и ловить не пришлось бы, если бы не старший и средний братья: девушку мангус давно бы уже сожрал, а он всю жизнь искал бы сестру, пока не умер, – возражают некоторые.

Так и спорят мудрецы до сегодняшнего дня – все никак решить не могут, кому из братьев награду дать следует.

А ты как думаешь? Сказки слушать всякий умеет. Ты вот помоги решить, кому же из братьев награду нужно дать.

Всем трем? Нельзя. Не по правилу. Мудрецы будут против. Одному из трех? Так кому же именно?

Интересная сказка – с открытым финалом. Действие ее происходит в сказочном мире, а потом незаметно перетекает в повседневную жизнь, где действительно много спорных, а порою и просто неразрешимых проблем. По этому поводу сами калмыки говорят так: «Треснула голова – но она в шапке; сломался локоть – но он в рукаве». Что в переводе на обычный язык означает: не беда, любая проблема, в конце концов, разрешится. Жизнь гораздо мудрее любых головоломок…


Калмыки осели в низовьях Волги

В самой Калмыкии, которая расположена на юге Европейской части Российской Федерации, по данным переписи 2002 года, проживает 156 тысяч калмыков. Всего в России их около 180 тысяч. Кроме Калмыкии, небольшие группы этого народа проживают также в соседних областях, Астраханской, Ростовской, Волгоградской и в Ставропольском крае.

Слово «калмыки» происходит из тюркского языка. Буквально оно означает: «остаток». В российских официальных документах это слово появилось с конца XVI века. С конца XVIII века им стали пользоваться сами калмыки. Процесс вхождения калмыков в Россию был завершен в 1657 году. Первоначально для кочующих калмыков были выделены земли по Иртышу, Оми и Ишиму. Постепенно калмыки осели в низовьях Волги на ныне занимаемой ими территории.

Живут калмыки в России уже несколько веков, а картина мира у них другая. Какая? Чтобы понять мироустройство калмыков, надо познакомиться с их мифологией.

Каким образом появились земля, вода, огонь и воздух? Эти «стихиалии» (субстанции) образовались из сгустившегося на ветру хаоса. О происхождении земли есть отдельная версия.

Земля возникла в виде пленки на поверхности мирового океана. А потом, как это бывает в мифах, пошел созидательный процесс. И вот что имеется в устоявшейся картине мира калмыков.

Земля окружена каменным поясом или хребтом. Она плоская и круглая. В центре находится мировая гора Сумер-ула. Земля покоится на слоне, стоящем на спине плавающей в Мировом океане огромной черепахи.

От движений черепахи происходят землетрясения.

Несколько иной вариант зафиксирован в калмыцких сказках. Землю держит бык-лягушка. Он начинает реветь и ерзать, когда проголодается. Чтобы его успокоить, требуются целые стада скота.

Конечно, у современных калмыков другие представления о мире и о солнечной системе. Вполне научные. Но чем хороши мифы? Тем, что на сознание народа они все равно влияют. Не впрямую, а опосредованно. Просто что-то вдруг такое вспыхивает, возникает в глубине архаической памяти народа и дает о себе знать. В былинах, легендах, сказках, песнях, стихотворениях.

Вселенная по древним калмыцким представлениям трехслойна. Есть верхний, средний и нижний миры. Земля тоже имеет несколько слоев. В эпических сказаниях о Джангаре земля имеет семь слоев. Небо состоит из 49 слоев. На самом верхнем обитают боги.

Но еще выше неба находится обитель Будды и тех существ, которые достигли нирваны. В нирвану (или в буддийский рай) попадают только добродетельные души.

У калмыков развит культ солнца, луны и звезд. Согласно поверьям, число звезд на небе равно числу людей на земле. Каждый человек имеет свою звезду. Полярная звезда называется у калмыков Алтан гасн (буквально: золотой кол). Вокруг нее, как вокруг устойчивого небесного центра, происходит круговращение Вселенной.


Небесный центр прикрыт гигантским быком

Интересно, что небесному центру соответствует так называемый «пуп земли». Он прикрыт гигантским быком. Если его сдвинуть, то из «пупа» хлынет вода и зальет землю.

Какими бы далекими ни были от нас мифы и легенды, связь с ними существует и поныне, очень часто даже на бытовом уровне. Например, мы знаем о влиянии серебра на воду. Знаем, что серебро очищает «аш-два-о», то есть воду. А у калмыков существует культ воды, водяных духов. Водяной хозяин носит имя Усун-хадын эзен. Он изображается седым стариком. Чтобы его умилостивить, калмыки бросали в воду серебряные монеты. И с тех древних пор серебро стало благотворно влиять на воду. Может быть, само по себе, под действием химических процессов. А может, под влиянием водяного хозяина. Это его рук дело… Или химии…

Богатый и разнообразный эпос калмыцкого народа, конечно же, нашел свое отражение и в музыке, в песнях. Но фактически до ХХ века музыка у калмыков существовала только в устной традиции.

Эпические истории о богатырях и их подвигах распевали специальные сказители (дуучи и джангарчи). Народная песня была одноголосой и исполнялась в особой манере локализации на гортанном звуке.

У калмыков есть короткие и протяжные песни. Короткие (ахр дун) более просты. Обычно они куплетной формы и четкого ритма. К ним примыкают похожие на частушки песни-шутки, песни-танцы – пение говорком (келдг билдж дун), исполняемое под аккомпанемент домбры и саратовской гармоники. Для мужских танцев характерен моторно-оживленный темп. Женские танцы связаны с более напевными и закругленными мелодиями.

Протяжные песни (ут дун) отличаются импровизационностью, их звуковой объем зачастую превышает октаву. Исполнители добавляют гласные звуки и слоги, расширяя тем самым мелодическую линию.

Говорят они на калмыцком языке монгольской группы алтайской семьи. Письменность существует с 1925 на основе русского алфавита, ранее пользовались так называемой старокалмыцкой письменностью «тодо бичиг». Основная часть верующих – буддисты, но есть и православные. К 1917 году в Калмыкии действовали 92 хурула (монастырь, храм) и 3 духовные академии. К 1936 осталось 13 хурулов. В декабре 1943-го, когда началась насильственная депортация калмыков, не было ни одного.

Это трагический период в истории российских калмыков.

С середины 50-х годов ХХ века калмыки стали возвращаться на родину, в места традиционного проживания. А позже, уже с конца 80-х годов, началось возрождение буддистской общины, а значит, и традиционных верований.

В 1989 в Элисте открылся молитвенный дом. К середине 90-х их уже несколько (в том числе у Калмыков Астраханской области). Постепенно исчезает из обращения термин «ламаизм», заменяемый «буддизмом» (общий процесс для буддистской территории России и Монголии). В Элисте, столице Калмыкии, открыт Институт возрождения калмыцкого языка и буддизма, начал выходить журнал «Мандала», посвященный истории буддизма в целом и его калмыцкой разновидности. Одновременно возрождаются национальные праздники Цагалган, Урюс Сар. Растет интерес к изучению калмыцкого языка и традиционной культуре, готовятся национальные кадры воспитателей детских садов, преподавателей начальных школ, лицеев и вузов.


С ветки на ветку, с крыши – на землю

И не последнюю роль в этом процессе играют сказки. Послушаем на прощание еще одну про «Веселого воробья».

С ветки на ветку, с крыши на землю – скок. Чик-чирик! Чик-чирик! – С утра до вечера порхает воробышек. Веселый, неугомонный. Все ему, малому, нипочем. Там зернышко клюнет, здесь червячка найдет. Так и живет.

Сидела на дереве ворона старая. Черная, угрюмая, важная. Посмотрела одним глазом на воробья и позавидовала ему, всегда веселому. Сядет – вспорхнет, сядет – вспорхнет. «Чик-чирик! Чик-чирик!» Несносный воробей!

– Воробей, воробей, – спрашивает ворона, – как живешь-поживаешь? Чем пищу себе добываешь?

Воробей и минутки посидеть на месте не может.

– Да вот камыша головки грызу, – отвечает на лету воробей.

– А если подавишься, тогда как? Умирать придется?

– Для чего ж умирать сразу? Поскребу, поскребу ноготками и вытащу.

– А если кровь пойдет, что делать будешь?

– Водой запью, промою, остановлю кровь.

– Ну а если ноги в воде промочишь, замерзнешь, простудишься, болеть ноги станут?

– Чик-чирик, чик-чирик! Огонь разведу, ноги согрею – снова здоров буду.

– А вдруг пожар случится? Тогда что?

– Крыльями махать буду, затушу огонь.

– А крылья обожжешь, тогда как?

К лекарю полечу, вылечит меня лекарь.

Не унимается ворона:

– А если лекаря не будет? Тогда как поступишь?

– Чик-чирик! Чик-чирик! Там, глядишь, зернышко подвернется, там червячок в рот попадет, там для гнездышка уютное место найдется, ласковое солнышко пригреет, ветерок погладит. Вот и без доктора вылечусь, жить останусь!

Сказал так воробышек, вспорхнул – и был таков. А ворона старая нахохлилась, глаза прикрыла, по сторонам клювом недовольно водит.

Хороша жизнь, чудесна! Жить надо, не унывая. Стойким будь, бодрым будь, веселым будь! Как воробей-оптимист...

Не так часто в Европе встречаются люди, говорящие на И практически все они проживают в Республике Калмыкия. Народ калмыки пришел на земли, некогда называвшиеся После их прихода в 17 веке эта территория стала называться Калмыцкой степью. Сегодня это Республика Калмыкия. На карте указано точное ее расположение.

История

Необычные люди - калмыки. История народа уходит корнями в прошлое. Начинается она с Азии. Калмыки - выходцы из западно-монгольских племен, называемых ойратами. Они, в свою очередь, вошли в огромную монгольскую империю, созданную Чингисханом. Ему удалось объединить практически все народности, проживающие в то время на территории Центральной Азии.

Ойраты поддерживали Чингисхана в его завоевательных походах на Русь, Кавказ, Китай, Азию и Корею. Тогда же и были созданы группы войсковых подразделений, в которых по наследству передавались обязанности. Со временем эти подразделения превратились в этногруппы, которые до сих пор существуют. Сегодня они, возможно, не обладают такой значимостью, как раньше, так как в большей степени связаны с завоеваниями. Например, есть группа торгоуты. Так называли людей, которые составляли охрану монгольских ханов. Группа хошеутов состояла из тех, кто входил в переднюю часть войска, дербеты - это конная армия.

Монгольская империя была огромной. Внутренние неурядицы здесь были нормой. Со временем они и стали причиной ее раскола. Ойратские ханы отказались подчиняться Великому монгольскому кагану.

Устои религии калмыков

До 17 века калмыки исповедовали шаманизм. Но активная деятельность миссионеров из Тибета поспособствовала тому, что большинство калмыков приняла буддизм. Но и это не помогло сохранить целостность монгольского народа. Междоусобные войны продолжались. Тем не менее, буддизм, ламаизм широко распространились на территории современной Калмыкии.

Калмыцкое ханство входило в состав России до 1771 года. На ранних этапах его существования российские правители не придавали особого значения внутреннему устройству. Вероисповедание калмыков было свободой их выбора, и государство не вмешивалось в их культуру. Но со временем правители России стали предпринимать меры и поощрять тех, кто принимал православие. Калмыкам, прошедшим обряд крещения, разрешалось уходить в другие города и села России.

В конце 18 века Российское государство усилило вмешательство во внутреннюю жизнь Калмыцкого ханства, постепенно ограничивая права калмыков, и в 1771 году оно было полностью ликвидировано. В то же время правительством России была проведена реорганизация управления калмыками. Традиции и права калмыцкого народа полностью сохранялись. При была создана Экспедиция калмыцких дел, которая и занималась управлением улусов. Позже, в 1847 году, судьба калмыцкого народа зависела от Министерства государственного имущества.

Калмыки. Вероисповедание

Правительство России старалось не давить на калмыцкий народ в вопросах обращения их в христиан. До революции среди калмыков сохранялись права буддийского духовенства, которые были заложены еще в 1640 году. Со временем и в православную веру начали обращаться калмыки. Религия начала стремительно распространяться после открытия в Астрахани духовной семинарии, поскольку Калмыкия территориально находилась в составе Астраханской епархии. Тогда российское правительство приняло меры по созданию миссии, обращающей калмыков в христиан. В середине 19 века миссионерское движение достигло своего апогея. В духовных семинариях начали преподавать калмыцкий язык. В 1871 году начал свое существование Православный миссионерский комитет, усилиями которого было организовано училище и открыт приют, где могли жить калмыки. Религия глубоко изменила судьбу калмыцкого народа. Люди могли получать достойное образование. Со временем училище превратилось в огромную миссионерскую школу, где готовили учителей и проповедников, которые должны были передавать духовные знания в калмыцких поселениях.

Не особо активно принимали столь революционные нововведения калмыки. Будда оставался для большинства калмыцкого народа основным Богом. Православие представлялось, в основном, выходцами из России. Свои глубинные традиции не хотели менять калмыки. Вероисповедание также сложно было изменить. Какую религию исповедуют калмыки? На этот вопрос однозначного ответа нет. Есть среди калмыков и православные, и буддисты, и даже шаманы.

Трудности калмыцкого народа

Приход коммунистов к власти благоприятно отразился на истории калмыцкого края. Именно они восстановили единство и вернули государственность калмыкам. 1926 год положил начало Калмыцкой автономной области, которая впоследствии стала называться Калмыцкая АССР. Но религиозная жизнь калмыков в то время сильно пострадала. Любая религиозная деятельность строго притеснялась. В духовном плане небывалые трудности переживали калмыки. Религия к середине 30-х годов была полностью ликвидирована. В 1943 году калмыцкий народ был депортирован в различные части России. А на их территорию пришли русские. И только спустя 10 лет калмыки вновь смогли вернуться на свою землю. Калмыцкая АССР вновь обрела жизнь. Но легальной религии на территории поселения так и не было вплоть до 80-х годов. Духовные притеснения все же ощущали калмыки. Религия христианства начала возрождаться только в 1984 году. Началом этому послужило открытие православного прихода в селе Приютное. Это ознаменовало переход Калмыкии в Среди калмыцкого населения стали появляться новые общины, такие как баптисты и пятидесятники. В Калмыкии существует также и буддийская община, которая образовалась еще в 1988 году.

Особенности культуры калмыков

Несмотря на многочисленные трудности и ни на миг не забывали своих традиций калмыки. Религия и культура этого народа всегда были связаны незримой нитью. Калмыков было сложно обратить в христианскую веру. Вековые традиции давали о себе знать. Ведь многие годы на этой земле исповедовали шаманизм. Это нельзя вырвать из сердца настоящего калмыка. Особенность культуры этого населения и сегодня находит отражение в монгольских поселениях. Современное калмыцкое общество постепенно утрачивает традиционную принадлежность, но все же есть обычаи, которые сохранились и до сегодняшнего дня.

Традиционные особенности

Огонь для калмыков считается священным элементом. О нем не раз упоминается в обрядовых произведениях народа Калмыкии. Глубинные традиции, обряды и культура калмыков позволяют говорить о них, как о самостоятельной этнической группе.

Огонь для калмыцкого народа считался олицетворение Бога Солнца. Поэтому здесь существуют некие запреты, например, переступать через огонь или плевать на него считается греховным поступком. Запрещается тушить огонь водой. Необходимо подождать, пока он сам не потухнет. Допускается засыпать огонь песком или землей.

Поклонение огню считалось особым ритуалом. Калмыки даже совершали определенные ритуалы, чтобы умилостивить огонь. Это были своего рода жертвоприношения. Культ огня - это национальная особенность калмыков. Описана она во многих исторических произведениях. Без огненного жертвоприношения не обходилась ни одна свадьба или похороны. И сегодня можно увидеть обряды, на которых жрец предлагает огню животное и читает специальные молитвы. За это он просит благословения Богов о даровании счастья в семейной жизни своей дочери.

Похоронный обряд также не проходит без огненного жертвоприношения. На седьмой и сорок девятый день после погребения родственники умершего должны принести в жертву огню барана, кормя таким образом усопшего родственника. Калмыки искренне верят в то, что огонь является неким проводником между живым миром и тонкими материями.

Поклонение огню

Калмыки твердо верят в то, что огонь обладает божественной силой. Именно поэтому ни один очистительный обряд не обходится без участия огня. Такие обряды описаны даже в классических произведениях. Например, в произведении А. Амур-Санана описывается огненный обряд, защищающий путников в дороге. В разгоревшиеся костры насыпают по горсти соли. Затем между двумя кострами пропускают скот, а за ним уже едет повозка. Сегодня калмыки огнем также очищают свои жилища, обнося его вокруг дома с востока на запад. После похорон следует также совершить очистительный ритуал огнем, подержав над ним руки.

Язычество и буддизм в культуре калмыков прочно переплетаются. Язычество говорит об огне, как о представителе Бога Солнца, точнее, в язычестве это и есть сам Бог Солнца. Поэтому ему следует приносить в жертву все продукты, имеющие теплую природу. Это может быть масло, жир, горячительные жидкости. Буддийская традиция представляет огонь как символ мудрости. Считается, что с его помощью можно сжечь всякое невежество.

Характер калмыцкого народа

Калмыки, как и другие этнонародности, имеют свой неповторимый характер. Во-первых, они очень открыты. Таких людей называют экстравертами. Во-вторых, они практичны и рациональны. Присущ калмыкам и некий максимализм. Калмык всегда стремится к большим делам. Он не будет тратить свое внимание и время на реализацию мелких проектов. Глобальность, грандиозность и масштабность - все это находит отражение в сердце настоящего калмыка.

Калмыки - достаточно оригинальный народ. При любой возможности они стремятся проявить свой индивидуализм и обратить на себя как можно больше внимания. Вместе с тем, калмыцкий народ с огромным уважением относится к самолюбию других людей.

Калмыки активны, энергичны и артистичны. Об этом можно судить не только по их движениям и национальным танцам, но и по их речи. Разговаривают калмыки живо, гибко, бегло и сжато. В некоторых источниках калмыцкая речь сравнивается с пулеметной ритмикой.

Практически все калмыки - оптимисты. Они всегда концентрируются на положительных моментах в жизни, в любом человеке склонны замечать только положительные качества. Все произведения классического народного эпоса имели исключительно положительную развязку.

Кочевые народы всегда стремились к прославлению. Желание быть лидерами в любом деле присуще и калмыкам. Народ этот очень гордый, но не горделивый. Буддизм несколько очистил сознание калмыков, так как гордыня для буддиста - это смертный грех.

Поскольку буддизм для Калмыкии считается одной из основных религиозных направленностей, в республике построено достаточно много буддийских храмов.

Храм Великой победы (Калмыкия). Описание

В Октябрьском районе Калмыкии (поселок Большой Царын) проживает одна из самых больших буддийских общин. Здесь же находится самый величественный буддийский храм в Калмыкии - Храм Великой победы. Буддийские религиозные постройки называют хурулами. Этот хурул был возведен в 2002 году. Всего за 2 года строителям удалось воплотить в жизнь проект Сангаджиева Ю. И., который считается лучшим архитектором Калмыкии. 11 октября 2002 года двери Храма Великой победы торжественно распахнулись. Хурул был построен благодаря пожертвованиям со стороны самой буддийской общины, жителей Октябрьского района и спонсоров. Илюмжинов К. Н. также вложил в строительство свои средства.

Храм представляет собой 18 метровую постройку. Центральную часть занимает молитвенный зал, в котором располагается алтарь. В передней части хурула живут монахи. Также здесь находится комната для приема посетителей ламой. Статуя Будды появилась благодаря усилиям скульпторов Васькина В. и Коробейникова С. Центральный вход украшен колесом Учения и фигурами оленей, сделанными Галушкиным Николаем.

Также в хуруле находится статуя Будды Медицины и огромное собрание Священных писаний и танок.

В Калмыкии находятся еще несколько буддийских храмов, представляющих интерес для туристов.

Элиста - центр буддийской культуры

Элиста является столицей Республики Калмыкия. На карте указано ее расположение.

Это необычный город, совершенно не похожий на большинство городов России. Он украшен буддийскими храмами и колоритными зданиями восточной архитектуры. У людей, проживающих в Элисте, мировоззрение также восточное. Ценителям восточной культуры обязательно стоит посетить Элисту. Здесь располагается самый величественный храм Будды, знаменитый на всю Европу. Есть здесь также и буддийский монастырь, любимое место Далай-ламы во время его визитов в Калмыкию. В Элисте есть еще одна удивительная достопримечательность - Золотые ворота, которые исполняют все желания. Элиста - невероятно колоритный город. Калмыки - яркий народ. Здесь это можно прочувствовать в полной мере. Красивые национальные костюмы, танцы - все это отличает калмыков от других азиатских и монгольских национальностей. Элиста знаменита не только буддийскими постройками. Здесь также находятся достопримечательности, посвященные шахматам.

Дело в том, что шахматы для калмыков считаются основным хобби. Здесь регулярно проводятся чемпионаты мира по шахматам.

Храм «Золотая обитель Будды»

Этот хурул считается одним из самым крупных не только в Республике Калмыкия, но и в Европе. Храм занимает почетное место в самом центре Элисты (улица Юрия Клыкова).

Высота хурула 56 метров. Внутри него возвышается огромная статуя Будды (12 метров).

Храм считается главной достопримечательностью Элисты. Это не только красивая и величественная постройка. Это место для совершения ритуалов и поклонений Божеству. Храм окружен символичной оградой, по периметру которой расположено 108 ступ. Войти в храм можно через Южные ворота. Есть еще три входа. Каждый из них находится на определенной части света. Архитектура храма напоминает огромную мандалу. Приблизившись к зданию, можно увидеть семнадцать пагод, на которых возвышаются статуи великих буддийских монахов и учителей.

Хурул имеет 7 уровней. На первом уровне находится музей, конференц-зал и библиотека. На втором уровне располагается статуя и зал для молитв. Сама статуя служит хранилищем для драгоценностей, благовоний, земли, растений и злаков. Все это буддисты считают священными предметами. Покрытием для статуи служит сусальное золото и бриллианты. Третий уровень предназначен для индивидуального приема посетителей. Здесь находятся комнаты монахов, докторов тибетской медицины, астрологов и администрации храма. На четвертом уровне находится небольшой конференц-зал. Здесь же можно найти главу буддистов Республики Тэло Тулуку Ринпоче. Пятый уровень занимает резиденция Тензина Гьятцо (Его Святейшества Далай-лама XIV). Шестой уровень занимают помещения для хозяйственных нужд. На седьмой уровень могут подниматься только духовные лица для погружения в медитацию.

На территории бывшего СССР была, наверное, единственной республикой, где фактически отсутствовали религиозные организации.На территории республики действовали всего 2 православные церкви, которые ютились в неприспособленных ветхих помещениях. Культурообразующий народ республики - калмыки, исповедующий буддизм и несущий в себе синтез многоцветья уникальной восточной культуры, вообще не имели к этому времени ни молельного дома, ни хурула. Несколько поколений калмыцкого народа, в том числе и те, кто прошел через невзгоды сибирской ссылки 1943-1956 годов, выросли без духовного ориентира, не имели возможности познания своих национально-культурных истоков.

Уже к 1940 году все хурулы в Калмыкии были закрыты и уничтожены, духовенство репрессировано. Попытки общественности по возвращении из Сибири восстановить хотя бы маленькую частицу былого - открыть молельный дом для верующих - заканчивались неудачей.

Неудивительно, что после этого вскоре были закрыты национальные школы и классы, постепенно разрушалась система национально-культурного воспитания и образования, а следствие этого - потеря народом духовности, родного языка.

Либерализация отношения государства к религиям и буддизму в частности начавшаяся в конце 80-х годов и начале 90-х не вызывала доверия в своей необратимости и именно сомнение в этом оказало замедляющее воздействие на возвращение религии в жизнь современного общества.

Только в 1988 году в г. Элисте образовалась первая буддийская община, у населения республики стал появляться интерес к буддизму как религии, увеличилось количество людей, участвующих в обрядах. В общественном мнении, в средствах массовой информации пропагандировались идеи о положительной роли религии для современного общества. Она рассматривалась как одно из эффективных средств выхода общества из состояния духовного кризиса. Эта позиция все больше и больше начинает проявляться и среди людей, которые считали себя неверующими.

Широкому распространению росту популярности религиозных взглядов среди населения республики способствовал идеологический вакуум, образовавшийся после ухода со сцены коммунистической идеологии.

Несмотря на некоторое оживление религиозной жизни в республике кардинальных изменений не наблюдалось. Кардинальные изменения в религиозной жизни Калмыкии произошли, начиная с 1993 года.

В рамках действующих федеральных и республиканских законов были предприняты действенные меры по реализации прав граждан на свободу вероисповеданий. Позитивное отношение к религии со стороны руководства республики имело самый положительный резонанс. Именно на период с 1993 года приходится пик активизации религиозной деятельности. Повсеместно в селах, городах республики образовываются религиозные общины, строятся хурулы, православные церкви, направляются на учебу в буддийские монастыри Индии и Бурятии юноши из Калмыкии. Вся эта работа не носила стихийный характер, а направлялась государством. Для координации этой работы в республике Указом Президента республики н Департамент по делам религии, преобразованный впоследствии с Министерством культуры в Министерство культуры, национальной политики и по делам религии. При вышеназванном министерстве на общественных началах действует Совет по делам религии, в состав которого входят главы религиозных конфессий, которые на своих заседаниях обсуждают насущные проблемы религиозной жизни в республике.

Работа данного Совета способствовала взаимопониманию и веротерпимости между различными религиозными организациями.

В настоящее время в республике 79 зарегистрированных религиозных организаций и около двух десятков религиозных групп. Свободно, в рамках законов действуют не только религиозные общины буддийской, православной, мусульманской конфессий, но общины католиков и протестантов.

Возрождение традиционных религий по сути дела начиналась с нуля. Вообще отсутствовала материальная база. В связи с этим основной упор на начальном этапе развития традиционных религий, особенно буддизма, был сделан на материальной базе, а именно строительстве хурулов, православных церквей.


Поистине всенародной стало строительство буддийского храма , одного из трех главных храмов хурульного комплекса "Геден Шеддуб Чойхорлинг ". Данное культовое сооружение было построено в оптимально короткие сроки - за 1 год. На строительство хурула государство выделило более 2,5 млрд. рублей, около 1,3 млрд. рублей (в ценах 1996 года) внес из своих личных средств Президент республики. Новые хурулы за счет местных бюджетов и спонсорских средств были построены в г. Лагань, в поселках Цаган-Аман, Ики-Чонос, Бага-Чонос, Цекерта, Яшкуль, Аршань-Зельмень. Завершается строительство хурулов в поселках Большой Царын и Улан Хол. За счет личных средств Президента республики была построена Крестовоздвиженская православная церковь села Приютное. В настоящее время во всех районах действуют православные религиозные общины, для их работы местными органами власти выделены помещения, в которых открыты церкви.

Как видно из этих примеров органы власти, несмотря на имеющиеся трудности, изыскивают возможности для развития материальной базы религиозных организаций. Развитие материальной базы буддийской и православных конфессий будет и впредь, несмотря на имеющиеся финансово-экономические трудности, продолжаться, и государство намерено здесь играть ведущую роль.

Особая роль в возрождении традиционных религий отводится буддийскому и православному духовенству. Из нашей недалекой прошлой истории нам известно что в хурулах Калмыкии в начале 20 века служили несколько тысяч буддийских священнослужителей. Участь подавляющего большинства из них печальна. Во время массовых репрессий 20-30 годов многие из них были расстреляны, часть была сосланы в лагеря где многие из них умерли от болезней, холода и голода. Только единицы представителей того поколения буддийского духовенства дожили до наших дней, где в быту, тайком от официальных властей, проводили религиозные обряды.

То, что произошло с буддийским духовенством - это трагедия калмыцкого народа.

Но несмотря на все это, в период возрождения буддизма, когда начался первый набор юношей в буддийские духовные учебные заведения Монголии и Бурятии 15 юношей решили связать свою судьбу с буддизмом. Несмотря на материальные трудности, часть из них завершила учебу и в настоящее время успешно работают в хурулах и пользуются уважением и авторитетом среди верующих. К ним можно по праву отнести Ринчен Дагву - ламу Союза казаков Калмыкии, Бальжиниму ламу - настоятеля Цаганаманского хурула, Луузнг ламу - настоятеля Яшкульского хурула, Агван Ишея ламу - настоятеля Троицкого хурула,

Санж ламу - настоятеля хурула "Сякюсн Сюме" и некоторых других. Наиболее широкий размах подготовка священнослужителей получила в 1993 году. В феврале 1993 года на учебу в монастырь " Дрепунг Гоманг " было направлено 16 юношей из Калмыкии, в последующие годы выехали на учебу еще 10 человек.

В настоящее время завершили учебу и работают в хурулах республики 7 юношей, еще 7 юношей продолжают свое обучение. кроме того в высшем духовном учебном заведении Бурятии в настоящее время обучается 3 юношей из Калмыкии. Несмотря на то, что церковь отделена от государства, органы власти изыскивают различные возможности из внебюджетных средств и оказывают помощь обучающимся за пределами республики. Эта планомерная работа дает свои положительные результаты. В настоящее время в хурулах республики работают 27 буддийских священнослужителей, в их числе 7 тибетских лам, которые оказывают самую существенную помощь в возрождении буддизма. Для буддийского духовенства созданы все необходимые условия. Все они имеют хорошие жилищные условия. В частности, для монахов хурула "Сякюсн Сюме" правительство республики выделило новый двухквартирный жилой дом со всеми удобствами.

Много делается Элистинской и Калмыцкой православной епархией для подготовки священнослужителей. Епископом Зосимой за 1996 - 2002 годы направлено на учебу в духовные учебные заведения городов Москва, Белгород 11 юношей, некоторые из них завершив учебу работают в православных церквях республики. В настоящее время подавляющее большинство церквей республики укомплектовано местными священниками.

Тяга к буддийской религии как к философскому воззрению очень велика. Учитывая большой интерес к буддизму, в Элисте в 1995 году был открыт филиал международного буддийского института Кармапы (Нью-Дели Индия) . Этот единственный институт такого направления в Российской Федерации готовит буддологов, переводчиков. Кроме того несколько человек обучается в буддийском институте в городе Варанаси (Индия) . Такая инициатива молодых людей изъявивших желание изучать философию буддизма только приветствуется нами и государство оказывает всяческое содействие в их учебе.

За последние годы значительно расширились связи традиционных конфессий с религиозными центрами России и дальнего зарубежья. Традиционными стали посещения республики религиозных делегаций из различных стран мира. Только за последние годы Калмыкию с дружественными визитами посетили Государственный Оракул Туптен Нгодруб, министр культуры и религии Центральной Тибетской Администрации Кирти Ринпоче, президент Ассоциации буддистов Синьцзяна (КНР) Шальван Гегян, Его Преосвященство Халха Джепцун Дамба (Богдо Гегян) и многие другие. По линии православной церкви республику посетил в 1997 году Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2 , в июне текущего 2002 года состоялся визит митрополита Калининградского и Смоленского Кирилла. Регулярные посещения Калмыкии иерархов буддийской религии дали импульс в образовании Дхарма-центров -центров по изучению основ буддизма. За небольшой отрезок времени успеть получить признание у верующих Дхарма-центр (руководитель Элистаев Б) , Тилопа-центр (руководитель Мангаев Б.) . Именно по их инициативе и при помощи органов государственной власти организовываются визиты высоких буддийских лам, проводятся религиозные молебны. Так например, в июле 1999 года в городе Элисте в торжественной обстановке с участием более 3 тысяч верующих буддистов из разных городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья открылась буддийская Ступа Просветления. Местными органами власти была оказана существенная помощь буддийской общине Карма Кагью в отводе земли, решении многих организационных вопросов при строительстве и открытии данной Ступы. Аналогичные ступы построены в поселках Цаган-Нур, Бага-Бурул, Овата, Аршань-Зельмень, Годжур, Шееринг. Завершено строительство ступы при хуруле " Сякюсн Сюме " . Оно посвящено памяти калмыцких и тибетских лам.

Азы традиционных религий постигаются и посредством их преподавания в школах в рамках факультативного курса " История родного края " в историко- информационном аспекте. И все это проводится в рамках как федерального так и республиканского законов по вопросам религии.

Большое место в средствах массовой информации отводится религиозно-просветительским передачам. Регулярными стали на радио и телевидении передачи "Ясный свет" , "Срединный путь" , "Беседы о религии" . Охотно выступают перед телезрителями и радиослушателями буддийские, православные священнослужители по разъяснению тех или иных положений традиционных религий. В целом эти передачи пользуются популярностью среди верующих республики.

Большая роль по распространению буддизма отводится печатным средствам информации. В этом деле наиболее конструктивную позицию занимают республиканские газеты " Известия Калмыкии " и " Хальмг унн ". Любой визит высоких буддийских лам не остается без внимания республиканских газет, постоянно на их страницах появляются интервью с ними, что вызывает у читателей большой интерес. Газета " Хальмг унн " много внимания уделяет вопросам национальных религиозных праздников, в частности Цаган-сар, Зул, Урс-Сар. В последние годы в редакции данной газеты были проведены несколько круглых столов с приглашением ученых, священнослужителей. Для более углубленной информации по буддизму религиозными буддийскими организациями, учеными Калмыкии издаются журналы " Мандала " и " Шамбала " , газеты " Дыхание лотоса " и " Падма " .

Калмыкия - единственная республика не только в России но и во всей Европе, где титульная калмыцкая нация относится к группе монгольских народов. Но к сожалению во внешнем облике городов и сел республики не было заметно национального восточного колорита. Даже столица республики - город Элиста по внешнему облику и архитектуре ничем не отличалась от городов, например, центральной России. Руководством республики при всенародной поддержке была проведена большая работа по приданию облику нашей столицы национального восточного колорита. В 1997 году в центре города была установлена Ротонда с памятником Будды. Стало нормой для горожан посетить это место, помолится перед Буддой, возложить цветы к его подножию. По проектам народных умельцев построены две прекрасные арки в восточном стиле, которые украшают центр города и являются его визитной карточкой. И таких прекрасных памятников архитектуры и строительства в г. Элисте становится все больше и больше. Темой буддизма серьезно заинтересовались наши деятели искусства, в частности, в 1999 году к юбилею калмыцкого просветителя и духовного лидера Зая Пандиты была поставлена одноименная пьеса, которая вызвала среди общественности большой интерес.

Возрождение традиционных верований - не самоцель. Все, что делается в этой духовной сфере, имеет конкретную цель и задачу - привить подрастающему поколению, которая растет в условиях засилья западной массовой культуры, любовь к родному краю, любовь к национальным традициям, обрядам, языку.

Уже сегодня можно заметить, что народ раскрепостился, обрел уверенность и чувство национального достоинства.

Через возрождение религии можно возродит национальный дух народов проживающих в Калмыкии. Только уверенный в себе человек, опирающийся на национальные корни, традиции и обычаи может решать те задачи, которые ставит перед ним жизнь.

Информация и фото с сайта.


Название калмыков происходит от тюркского слова «калмак» - «остаток». По одной из версий так называли ойратов, не принявших ислам.

В русских официальных документах этноним калмыки появился с конца XVI века, а спустя два столетия им стали пользоваться и сами калмыки.

Несколько столетий калмыки доставляли немало беспокойства своим соседям. В борьбе с ними прошла молодость Тамерлана. Но затем калмыцкая орда ослабела. В 1608 году калмыки обратилось к царю Василию Шуйскому с просьбой о выделении мест для кочевания и защиты от казахских и ногайских ханов. По приблизительным подсчётам, русское подданство приняло 270 тыс. кочевников.

Для их поселения сначала в западной Сибири, а затем в низовьях Волги было образовано первое государство калмыков - Калмыцкое ханство. Калмыцкая конница приняла участие во многих походах русской армии, в частности в Полтавской битве.
В 1771 году около 150 тысяч калмыков ушло на родину, в Джунгарию. Большая часть их погибла в пути. Калмыцкое ханство было ликвидировано, а его территория включена в Астраханскую губернию.

В годы Октябрьской революции и гражданской войны калмыки оказались разделены на 2 лагеря: часть их приняла новый строй, другие же (особенно калмыки Области Войска Донского) встали в ряды Белой Армии и после её разгрома ушли в эмиграцию. Их потомки ныне живут в США и некоторых странах Европы.

Воссоздание калмыцкой государственности произошло в 1920 году, когда была образована Калмыцкая Автономная область, преобразованная затем в Калмыцкую АССР.

Принудительная коллективизация в Калмыкии привела к резкому обнищанию населения. В результате политики "раскулачивания" и последующем голоде погибло большое число калмыков. Бедствия голода сопровождались попыткой ликвидации духовных традиций калмыков.

Поэтому в 1942 г. калмыки оказали массовую поддержку немецко-фашистским войскам. В составе вермахта был сформирован Калмыцкий Кавалерийский корпус численностью около 3000 сабель. Позднее, ко гда Власов основал Комитет освобождения народов России (КОНР), кроме русских к нему примкнула только одна этническая группа - калмыки.

Калмыки в вермахте

В 1943 году Калмыцкая АССР была ликвидирована, а калмыки подверглись насильственной депортации в районы Сибири, Средней Азии и Казахстана, продлившейся более 13 лет.

Вскоре после смерти Сталина Калмыкская автономия была восстановлена, и значительная часть калмыков вернулась на прежние места проживания.

Перед революцией в Российской империи насчитывалось около 190 тысяч калмыков. В СССР их количество уменьшилось до 130 тысяч в 1939 г.. и 106 тысяч - в 1959 г. По данным переписи 2002 года в России проживает 178 тыс. калмыков. Это самый «молодой» этнос Европы и единственный монгольский народ, живущий в ее пределах.

Калмыки издревле вели кочевую жизнь. Свою степь они признавали общим владением улусов. Каждый калмык обязан был кочевать со своим родом. Направление путей регулировалось колодцами. Объявление о снятии кочевья делалось особым знаком - воткнутой вблизи княжеской ставки пикой.

Источником благосостояния калмыков был скот. Тот, у кого погибло стадо, превращался в «байгуша», или «убогого». Эти «убогие» снискивали себе пропитание, нанимаясь главным образом в рыболовные ватаги и артели.

Женились калмыки не ранее того возраста, когда парень оказывался способен самостоятельно пасти табун. Свадьба совершалась в кочевье невесты, но в юрте жениха. По окончании свадебных торжеств молодые перекочевывают в кочевье новобрачного. Согласно традиции муж всегда был волен возвратить жену ее родителям. Обычно это не вызывало никакого неудовольствия, если только муж честно возвращал назад вместе с женой и ее приданое.

Религиозные обряды калмыков представляют смесь шаманских и буддийских верований. Тела покойников калмыки обыкновенно выбрасывали в степь в безлюдном месте. Только в конце XIX века, по требованию русских властей, они начали закапывать мертвецов в землю. Тела умерших князей и лам обыкновенно сжигались при исполнении многочисленных религиозных обрядов.
Калмык никогда не скажет просто: красивая женщина, ибо в Калмыкии знают четыре типа женской красоты.

Первый называется «эрюн шагшавдта эм». Это женщина, обладающая нравственным совершенством. Калмыки считали, что добрые мысли и чувства, чистое состояние души отражаются на состоянии человеческого организма. Поэтому женщина с чистой нравственностью могла лечить людей, исцелять многие недуги.

Второй тип - «нюдндян халта, нююртян герлта эм», или буквально - женщина «с огнем в глазах, с сиянием в лице». Пушкин, проезжая по калмыцкой степи, по видимому встретил именно этот тип калмыцких чаровниц. Вспомним слова поэта об этой калмычке:

…Ровно полчаса,
Пока коней мне запрягали,
Мне ум и сердце занимали
Твой взор и дикая краса.

Третий тип - «кёвлюнг эм», или физически красивая женщина.