Критерии крупного бизнеса в году. Микропредприятие

Принадлежность предприятия к субъектам малого бизнеса позволяет предприятиям пользоваться налоговыми послаблениями и льготами, предоставляемыми государством. Порядок причисления предприятий к малому бизнесу четко определен.

При соответствии данных коммерческой фирмы критериям право применить льготы возникает у предприятий :

  • Зарегистрированных в качестве юридических лиц.
  • Оформленных как индивидуальные предприниматели.

Не относятся к малым предприятиям унитарные муниципальные и государственные учреждения. Малые предприятия имеют хорошие условия для роста и развития благодаря упрощенным положениям учета, установленным на законодательном уровне. Плюсом малых предприятий служит возможность привлечения государственных субсидий.

На законодательном уровне новые параметры и критерии установлены Постановлением Правительства от 04.04.2016 года № 265. Нововведения вступили в силу с 01 августа 2016 года и продолжают действовать в 2019 году.

Правила отнесения к малому бизнесу

Законодательство не обязывает предприятия получать свидетельство о принадлежности к субъектам малого бизнеса. Для использования льгот необходимо соблюдать ограничительные критерии.

Юридические лица для отнесения к малому бизнесу должны соблюдать требования по вхождению в долей учредителей:

  • Общая часть капитала российских предприятий различных форм не должно превышать 49% общей стоимости уставного фонда.
  • Суммарная доля вхождения иностранных предприятий – не более 49% капитала.
  • Общая доля участия в уставном капитале других компаний, не принадлежащих к субъектам малого бизнеса – не более 25%.

Критерии не распространяются на ИП в связи с отсутствием у предпринимателей уставного капитала и учредителей. Право на принадлежность к малому бизнесу юридическое лицо может потерять, начиная с даты внесения изменений в реестр (в случае превышения установленных лимитов участия).

Остальные критерии действуют применительно к ИП и организациям. Предприятие не должно превысить:

  • Размер годовой выручки в сумме 800 млн. рублей. Доход определяется в рамках календарного года. Порядок определения дохода установлен НК РФ. Для предприятий, использующих режим , учитывается вмененный доход.
  • Численность работников в количестве 100 человек. Расчет производится по правилам определения , установленным актами органов статистики.

Организация или ИП могут потерять статус малого предприятия при превышении показателей, возникших на протяжении 3-х последовательно взятых лет. Смена статуса и лишение льгот устанавливаются с начала нового календарного периода. Например, если в течение 2016 – 2018 годов компания не выдержала нормативы, лишение статуса произойдет в 2019 году. При определении лимитов учитываются данные, действующие в календарном периоде (закон не имеет обратной силы).

Для вновь организованных предприятий критерии первого года деятельности определяются с момента регистрации до конца календарного периода. Предприятия, использующие в деятельности патент, автоматически принадлежат к микро бизнесу.

Порядок отнесения среднему бизнесу

В 2019 году критерии отнесения предприятий к среднему бизнесу составляют:

  • Численность (среднесписочная) работников в пределах от 101 до 250 человек.
  • Величина выручки – не выше 2 000 млн. рублей.

Аналогично критериям определения малых предприятий показатели учитываются по 3-м последовательно взятым годам. На предприятия распространяются требования по включению долей других предприятий.

Таблица. Критерии отнесения предприятия к субъектам малого и среднего предпринимательства

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Нововведения

В 2016 году произошли изменения в отношении предприятий малого бизнеса , позволяющие:

  • Расширить число субъектов благодаря увеличению предельных критерий принадлежности (порядок действует с июля 2015 года).
  • Увеличен перечень предприятий, имеющих право на принадлежность к малым предприятиям (применяется с июля 2015 года).
  • Изменить порядок определения численности. Применяемый ранее показатель заменен на среднесписочный.
  • Исключить организацию или ИП из списка проверяемых ИФНС компаний по графику плановых проверок.

Налоговые каникулы при условии обращения в ИФНС предоставляются на 3 года.

Льготы для малого предприятия

Законодательством установлены льготы и налоговые послабления ведения деятельности.

Малое предприятие имеет право :

  1. Не устанавливать лимита . При ведении расчетов наличными деньгами можно иметь неограниченную величину сумм в кассе и использовать средства для любого экономически оправданного назначения. Для применения безлимитных денежных оборотов необходимо утвердить порядок в учетной политике. Условие действует также в отношении всех индивидуальных предпринимателей.
  2. Представлять бухгалтерскую отчетность в ограниченном формате. Компании подают балансы формы 1 и 2 и отчет о целевом использовании полученных средств (за период 2015 года). Формы составляются в упрощенном виде с укрупненными показателями.
  3. Подавать статистическую отчетность в упрощенном виде.
  4. Вести повседневный учет по ограниченным счетам. На формирование показателей не действуют ПБУ, обязательные для записи операций бухучета. Если предприятие принадлежит к категории микро с численностью менее 15 человек и выручкой ниже 120 млн. рублей, вести учет в бухгалтерии можно сплошным способом без ведения двойной записи.
  5. Участвовать в программах , предоставляемых банками.

Субъекты малого бизнеса имеют возможность получать . Внедрены и успешно действуют программы, поддерживающие компании малого бизнеса.

Помощь безвозмездного характера получают в первую очередь предприятия:

  • Ведущие деятельность в производственном или сельскохозяйственном направлениях.
  • Вложившие собственные средства в приобретение оборудования, имущества и использующие его в предпринимательской деятельности.
  • Организующие новые рабочие места или планирующие их создавать.

Для получения инвестиций необходимо обратиться в органы исполнительной власти регионального или муниципального уровня и представить необходимые документы, основным из которых является .

В региональных актах большинства субъектов предусмотрены дополнительные льготы, например, относительно или ставок при уплате единого налога при ведении .

Налоговые проверки

Начиная с 2016 года, субъекты малого бизнеса приобрели возможность использовать налоговые каникулы . Компания, при условии отсутствия грубых нарушений в предыдущих периодах, имеет право исключить себя из плана проверок. Контроль над деятельностью будет осуществляться , по данным представляемой отчетности.

Получение льготы осуществляется ИФНС после обращения малого предприятия. В налоговый орган подается заявление с приложением документов, подтверждающих право отнесения к предприятиям малого бизнеса. На период 2016 – 2019 годы предусмотрена отмена неналоговых проверок – санитарного контроля, пожарной охраны и аналогичных. На внеплановые проверки льгота не распространяется.

О поддержке малого и среднего бизнеса в России смотрите в следующем видео сюжете:

Что субъекты малого предпринимательства, которые не подпадают под обязательные аудиторские проверки, имеют право на упрощенный бухгалтерский учет. В нашем справочнике приводим критерии, по которым предприятия относятся к малым и микро. Заодно упомянем и средние предприятия.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относят:

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • индивидуальных предпринимателей.
К субъектам малого предпринимательства (СМП) организацию отнесут, если она отвечает всем критериям, указанным в таблице.

Таблица. Критерии малого предприятия-2017

Критерий

Предельное значение

Микропредприятие

Малое предприятие

Среднее предприятие
1* Для ООО: Суммарная доля участия в уставном капитале ООО государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов
2* Для ООО: Суммарная доля участия в уставном капитале ООО других организаций, не являющихся субъектами малого и среднегопредпринимательства, а также иностранных организаций
3 Для всех: Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год

15 человек

100 человек

250 человек
4
Для всех: Доход от предпринимательской деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) без учета НДС за предшествующий календарный год

120 млн руб.

800 млн руб.

2000 млн руб.

* Исключения см. в п. 1 части 1.1 статьи 4 .

С 01.08.2016 до 01.07.2017 акционерные общества могут быть отнесены к СМП только в редких случаях. А именно: если они одновременно отвечают критериям 3 и 4, указанным в таблице, и при этом попадают в одну из категорий организаций, перечисленных в пп. «б» - «д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 . Например, если акции АО обращаются на ОРЦБ и относятся к высокотехнологичному (инновационному) сектору экономики (Письма ФНС от 10.10.2016 №ГД-4-14/19140@, от 07.09.2016 №СД-4-3/16672@).

Реестр субъектов СМП

Закон не требует как-то особо регистрировать или подтверждать статус субъекта малого бизнеса. Достаточно того, что организация подпадает под установленные критерии.

С 01.08.2016 все сведения аккумулированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (Реестр субъектов МСП), включение и обновление данных в котором происходят автоматически на основе данных ФНС России.

Потеря статуса СМП

Организация утратит статус субъекта малого предпринимательства, если будет превышено предельное значение доли участия в уставном капитале. Это произойдет с даты изменения по ЕГРЮЛ.

Если превышены критерии по численности сотрудников и доходам, то в течение трех календарных лет подряд организация будет считаться суъектом СМП.

Пример.

Предположим, что в 2017 году у компании сильно увеличится доход и станет выше предельно установленного. Это не критично для организации: согласно ч. 4 ст. 4 можно продолжить пользоваться льготами, установленными для этой категории юридических лиц. К примеру, в 2018 году сумма выручки не изменится, но увеличится штат сотрудников (составит больше 100 человек). И это не повод лишать такую организацию установленных для малого бизнеса преимуществ. И потерять статус малого организация может только с 2020 года, и то если и в 2019 году ей не удастся выдержать установленные предельные ограничения по выручке и численности персонала.

С 1 августа 2016 вступило в силу Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нём указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Прежде, для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие "доход от предпринимательской деятельности".

В расчёт берётся не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учёту. Разберёмся, какие организации и ИП в 2017 подходят под определение малого бизнеса.

Основные критерии определения малого предприятия 2017 .Чтобы считаться малым, средним или микро-предприятием в 2017 году, нужно подходить по трём основным параметрам: попадать в рамки лимита по размеру доходов; попадать в рамки лимита по численности сотрудников; попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.

Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 1 августа 2016 в расчёт максимального размера доходов за прошедший год включаются не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации.

Приведём критерии в виде таблицы:

Среднее предприятие

Малое предприятие

Микропредприятие

Доходы

2 млрд. руб

800 млн. руб

120 млн. руб.

Численность сотрудников

101 - 250 человек

100 человек

15 человек

Доля участия других лиц в капитале

Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме.

Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) не более 49% в сумме.

Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.

Количество работников в 2017 году определяется на основании среднесписочной численности, отчёт по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию. Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения.

Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта "Сколково";
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями - бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.
  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госрееста юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04/0870@ разъяснила какими критеориями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реест, связанные с этим будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

Единый реестр малых и средних предприятий

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчётности субъектов малого бизнеса:

Для того, чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к списку малых и средних предприятий можно получить на сайте ФНС. Проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, можно уже сейчас. Достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска. В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключённых контрактах, участии в программах партнёрства. Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре, или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений. Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Льготы для малых предприятий в 2017 году

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2017 пользуются следующими льготами:

Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определённой суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить - издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент - у малых предприятий есть такое право.

Ведут в 2017 упрощённый бухгалтерский учёт (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучёт. Вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощённые способы ведения учёта, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учёт сплошным методом регистрации хозяйственных операций. Важно! Льготы по ведению бухучёта не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн . рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

Получают в 2017 субсидии от региональных властей - для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.

Также субъекты такого предпринимательства в 2017 имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости , которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).

С 1 января 2017 года микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

Проверки малых предприятий 2017

Для таких предприятий действуют сокращённые сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок - 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) малым предприятиям предоставлены надзорные каникулы. В это время практически никакие проверки не грозят вашему бизнесу. К вам не придут санэпидемнадзор и пожарная инспекция. У вас не проверят лицензию на деятельность. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ от 13.07.2015. Но это касается только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Налоговые каникулы для малого бизнеса в регионах

Еще одним бонусом для ИП, попадающих под критерии такого бизнеса, в 2017 является возможность получить двухлетние налоговые каникулы. Такое право имеют предприниматели, которые регистрируются впервые, занимаются производственной, научной или социальной деятельность, либо оказывают услуги населению. Но для этого власти региона должны принять соответствующий закон.

Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется

Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причём, даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус малого предприятия сохранится. Изменения статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

Минэкономразвития предлагает перенести срок введения в действие реестра малых и средних предпринимателей на 1 января 2017 года. Вести его должна будет, по замыслу чиновников, налоговая служба.

Министерство экономики разработало поправки в Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», касающиеся деятельности нового реестра субъектов МСП. По задумке чиновников, 2016 год станет переходным для запуска этого реестра, а в полном масштабе он заработает не раньше 2017 года. Согласно обнародованному документу , малыми и средними предприятиями по-прежнему будут считаться сельскохозяйственные потребительские кооперативы, хозяйственные общества и партнерства, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, суммарная доля участия в которых РФ, ее субъектов и иных организаций не превышает 25%, а иностранных юридических лиц – 49%. Сохраняется и критерий отнесения экономических агентов к объектам МСП по объему выручки. Он определяется правительством, и сейчас для микропредприятий предельное значение выручки 120 миллионов рублей в год без НДС, для малых – 800 миллионов рублей, а для средних – 2 миллиарда рублей. В то же время предложено отказаться от средней численности работников и перейти на среднесписочную численность работников за предшествующий календарный год, оставив при этом без изменения допустимое количество сотрудников: от 101 до 250 человек для средних предприятий, до 100 – для малых, до 15 – для микропредприятий. Кроме того, относить к микропредприятиям будут тех хозяйствующих субъектов, которые осуществляют свою предпринимательскую деятельность, пользуясь исключительно патентной системой налогообложения. Самое главное изменение, предлагаемое Минэкономразвития, - назначить конкретного оператора федерального реестра субъектов МСП. Наиболее подходящим для этого органом является Федеральная налоговая служба, считают в ведомстве. Здесь уже имеется вся база данных по доходам малых и средних предпринимателей, а сведения о долях участия российских и иностранных лиц в уставном капитале предприятия, а также информация о среднесписочной численности работников может поступать в службу автоматически из баз данных других органов власти, говорят авторы поправок. Что касается сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, то доступ к ним открыт для всех федеральных органов власти, в том числе ФНС, напоминают они. Если ФНС действительно назначат оператором реестра субъектов МСП, службе придется ежегодно до 1 августа обновлять всю информацию. Порядок внесения, изменения и обработки данных дополнительно пропишет само ведомство. Единственное требование – реестр должен быть опубликован в интернете, а его данные должны стать доступными широкому кругу лиц на безвозмездной основе. В то же время Корпорация развития малого и среднего предпринимательства сможет создать свой персональный список юридических лиц, не соответствующих критериям МСП, но имеющим право на получение государственной поддержки. Правда, в этот список попадут только организации, одобренные правительством. Авторы инициативы уточняют, что на дополнительную помощь из госбюджета смогут рассчитывать некоторые предприятия обрабатывающей промышленности (в первую очередь, легкой и текстильной), даже если их показатели «превышают предельные значения по средней численности и иные значения, используемые для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов МСП». Инициатива министерства не может не радовать. Судя по всему, реестр будет создаваться автоматически, а значит, предпринимателям не придется представлять дополнительные документы и тратить время на процедуру «идентификации». Попадание в реестр облегчит и доступ к бюджетным деньгам, выделяемым на развитие малого и среднего предпринимательства в РФ. А если в правительстве и Госдуме одобрят и возможность получения субсидии в заявительном порядке и без проведения конкурсного отбора, что также предусмотрено поправками в закон № 209-ФЗ, то предпринимателям станет еще проще инвестировать в свое дело. Еще один плюс создания и скорейшего запуска реестра МСП – исключение из плана проверок на ближайшие три года. Напомним, надзорные каникулы, запланированные на 2016 – 2018 гг, практически всех видов надзорно-контрольных мероприятий, описанных в Законе N 294-ФЗ, и по замыслу чиновников освободят от визитов контролеров всех малых и микропредпринимателей. Но эксперты уверены, что затягивание и перенос сроков создания реестра МСП сильно вредит бизнесу. По словам главы «ОПОРЫ России» Александра Калинина, данные, которыми располагает ФНС, и технические возможности, связанные с запуском нового дата-центра в Дубне, позволяют «подготовить такой реестр уже сейчас». Однако чиновники, ссылаясь на нерешенные организационные и технические вопросы, пока откладывают его запуск. А вся система госзакупок в это время серьезно страдает. Будем надеяться, что так называемый «репутационный фильтр» для небольших компаний все-таки появится довольно быстро. И тогда предприниматели смогут воспользоваться всеми благами и льготами, предусмотренными для них государством.