В значение свадебных символов венок. Венец

Вен’ок , — нка, мужской род. Сплетённые в кольцо листья, цветы. Венок из васильков. Лавровый венок (символ победы, славы, награды). Возлагать венок
Венок сонетов (специал. ) произведение из 15 сонетов, связанных между собою первыми и последующими стихами, в конце целиком составляющими пятнадцатый сонет.
уменьшительное существительное веночек, — чка, мужской род.
прилагательное веночный, — ая, — ое.

Примеры использования слова венок в контексте

    . Я услышал, что принесли вено́к от французского посольства.
    . Река, чистая и белая от снега, как простыня, уходила вдаль. А там, далеко, белело ярче снега здание, тоже сказочное. На своем золотом шпиле оно поднимало в самое небо вено́к с золотой звездой.
    . На голове у нее был вено́к из золотых цветов, рукой она касалась струн арфы – и пела.
    . Аксинья нарвала их большую охапку, осторожно присела неподалеку от Григория и, вспомнив молодость, стала плести вено́к .
    . Впереди лежит умирающий солдат с оторванной ногой, а над ним склоняется ангел, приносящий ему вено́к с надписью на ленте: «Ныне же будешь со мною в раю».

Похоронные венки: символика и традиции

Прощание с умершим - это ритуал, который существует для выражения скорби в связи со смертью близкого человека. Во время похорон мы испытываем печаль от необходимости прощания, но в то же время вспоминаем все значимые моменты своей жизни, связанные с усопшим. Для того, чтобы почтить память умершего и достойно проводить его в последний путь, существуют ритуальная атрибутика: она становится последней данью памяти умершему человеку. При помощи красиво оформленного ритуального венка, букета цветов мы пытаемся сказать последнее «Прощай» дорогому человеку, который отправляется в последний путь. В этой статье вы узнаете, откуда пошла традиция возложения похоронных венков и как правильно выбрать ритуальные венки и корзины на похороны .

История возникновения ритуальных венков на могилу

Традиция использования венков в различных ритуалах, связанных с рождением, смертью и даже благодарностью за хороший урожай, зародилась задолго до христианства. Многие народы считали мир растений таким же одушевленным, как и мир людей:

  • в античных мифах боги нередко превращали людей в деревья и кустарники за проступки;
  • кельты использовали календарь друидов, который подобно современному зодиаку присваивал людям, родившимся в определенном месяце, покровителя среди деревьев, который наделял человека определенными качествами;
  • славяне верили в могущество дуба, орешника, вербы: они были земными воплощениями Перуна и других языческих богов.

Сплетение ветвей деревьев и кустарников, трав в венки характерно для культуры Древнего Рима, Древней Греции. На территории современной Беларуси и России эта традиция перекликается с культом солнца - венок изначально имел дисковидную форму, являлся символом целостности, цельности и бесконечности.

Неудивительно, что венок использовали во всех значимых ритуалах: при рождении ребенка венок-оберег из целебных трав вешали над люлькой, после сбора урожая венок из колосьев хранили дома, в день летнего солнцестояний (Купалье) венки отправляли вниз по реке, соединяя энергию и помыслы человека с энергией водной стихии. Траурные венки также играли значимую роль: они являлись символом вечной жизни и бессмертия души.

С приходом христианства, традиция возложения похоронных венков трансформировалась из языческой в религиозную, но ее смысл - дань уважения и пожелание душе вечной жизни - остался неизменным.

В христианстве для погребальных венков традиционно использовали можжевельник и еловые лапки. По традиции еловые лапки укладывали у входа в комнату, где лежал покойный, чтобы все выходящие могли «стряхнуть» с ног смерть. Позже данные растения стали символами уважения и скорби.

Сейчас венки и корзины - это ритуальная атрибутика, которая используется для почтения памяти умершего. В основном они изготовлены из искусственных материалов: так конструкция получается более легкой, устойчивой, искусственные цветы долго сохраняют свой внешний вид. Традиционно к траурному венку крепят ленту с надписью. На ленте размещают последние слова прощания, строки, которыми можно охарактеризовать свое отношение к усопшему. После похорон ритуальные венки оставляют на могиле на некоторое время.

Надпись на траурной ленте ритуального венка или корзины

Мы предлагаем примерный список фраз, которые используют для выражения скорби и вкачестве прощальных слов на ритуальных лентах.

Покойся с миром, дорогой (брат, сын, отец).

С горечью и скорбью провожаем тебя.

Забыть невозможно, вернуть тебя нельзя.

Останешься в памяти навсегда.

Ты в сердце моем навеки.

Скорбим и будем помнить.

Бесконечно любимой, милой и родной.

Светлая память.

В знак уважения.

В знак вечной любви.

С печалью в сердце прощаюсь.

Память о тебе в моем сердце, …

После надписи размещают, от кого данный венок или корзина. О том, как правильно подобрать ритуальный венок, можно прочитать в нашей

Веночек и его символизм.

"Веночек вить - жизнь любить" - с самых древних лет доносятся к нам эти слова. В те времена венок из цветов, колосьев и ягод был не только женской прихотью; это был своеобразный символ Матери-Земли, ее вечной жизненной силы. Венок - плетение живых степных цветов материнской души - наши предки в торжественный час возлагали на голову девушке с верой в ее женскую душу, окутанную белыми крыльями лебединой верности: "Да будь, девонька, цветущей, и будь, девонька, плодородной и богатой, как святая Мать-Земля! "

Венок в древних верованиях предков - это наша святая душа Бессмертие, тайна продолжения рода, его процветание и богатство.
Венок - символ счастья, образ вечной девичьей красоты, когда коса до пояса, а в глазах звездное небо. Венок - это лучшее украшение для девушки, когда рядом - жених в венке из дубовых листьев. В день свадьбы молодую купали в ароматной, настоянной на степных цветах, воде. Нарядно одетой прекрасной чаруне осторожно одевали на лоб венчик с яркими и темными лентами: так должно быть всегда на длинной жизненной ниве - дни веселые и дни печальные.
Главный цветок для венков – барвинок (вьюнок). Недаром в народе говорят: "Стелись, барвинок, чтобы любовь с любовью встретилась". Испокон веков вьется барвинок, чтобы с ним всегда развивалась девичья краса. Зеленый барвинок, душистый базилик - это символ первой любви и девичьей красоты, приносимой из Ирия весной вместе с перелетными птицами. Он и крестообразный, потому что растет во все стороны света, он и душистый, из него плетут венки на свадьбу, потому очень любят то святое плетение души прародителей наших. Добрые духи семейного лада приносят тогда любовь и понимание для молодой и молодого. Венки из барвинка плетут еще на похоронах и на рождение. Посаженный на могилах барвинок - это вечная память по умершим, а цветущий барвинок - объяснение в любви. Это - тот вечный "Крест" или "перекресток" вечной жизни с безграничным звездным небом Предков.
В день свадьбы молодая, по древнему обычаю, приносила жертву прародителям - бросала в костер горсть жита(пшеницы). От того "жита" и было слово "жизнь" (життя): "жена" - женственность; муж - мужество, мощь. Это была большое уважение Берегине рода, Диване и Рожаницам, особенно Матери-Земле и великой богине Мокоши. Когда-то венчание проводилось поздно вечером. После этого обрядодействия волхв брал чашу с медовым напитком, отпивал ее за здоровье молодых, затем передавал молодым, чтобы они допили священный напиток. После этого с головы молодой снимали зеленый веночек и начинали его топтать, что означало прощание с невинностью. Далее священнослужитель брал молодых за руки и вел в танец, а все остальные, тоже взявшись за руки, присоединялись к ним, танцевали, пели и хлопали в ладоши.

Именно в пору весеннего и летнего солнцестояния, во время пробуждения и оплодотворения земли, люди и сами испытывают тягу к любви, созданию семьи и продолжению рода, поэтому подавляющее большинство свадеб проходило в это время, меньше - осенней порой. Лучшим возрастом брака для юношей было 18-25 лет, замужества для девочек - 16-23 лет. Лучшим временем свадеб, кроме весны-лета, считалась пора с 15 августа до 14 ноября, а также от Нового года до Великого поста перед Великднем.

Барвинком украшают и обжиночный венок после завершения жатвы на веселом празднике бога урожая Спаса. Барвинок известен и как приворотное зелье. Стоит парню и девушке съесть листок барвинка, как между ними вспыхнет пылкая любовь. Веночек из барвинка вешают над дверью и окнами, чтобы злые духи не проникали в дом. Венки из барвинка надевали также на головы преступников, которых вели на казнь, чтобы таким образом отогнать нечистую силу.
Если веночек из барвинка - символ чистоты, невинности и честного девичества, то калина - это вся духовная жизнь женщины: ее девственность, красота и любовь, замужество, радость и горе, родственные чувства. Через калиновый мост, через эту заповедную границу должна пройти каждая девушка, потому что на той стороне живут три неразлучные сестры: Надежда, Вера и Любовь. С калиной связано рождение Вселенной богини Лады, ее огненной троицы: Луны, Солнца и Зари, отсюда и название калины происходит от древнего названия солнца - Коло. Цветение калины - пора любви для девочек. Цветом калины на свадьбе украшают каравай, наряд невесты, ибо в цвете - вечная красота, крепкая любовь, девственная чистота и невинность. Красные гроздья калины девушки вплетают в венки на веселом празднике жатвы. Когда калина отцветает - это знак печали, когда шатается без ветра - это девушка тоскует за милым, когда опускает ветви - грустит. Ходить по калину - искать милого, суженого. Созревшие ягоды калины - это зрелая женщина, а сломаная - покинутая. Калина обладает волшебным свойством слышать, видеть, думать и говорить. Из гроздьев калины любят вить себе венки нимфы.

На Купальские праздники, утром, как только рассветет и девушки умоются росой и тирлич-зельем, все вместе идут в лес и в поле собирать цветы для венков. Собрав двенадцать разных видов цветочков (обереги), садятся где-то у реки и плетут венки. Парни не должны этого видеть. Каждая девушка плетет по два венка. При этом поют:
"... Ой совью венки да на все святки, Ой на все святки, на все праздники, Но рано, рано - на все праздники..."
Когда веночки сплетены, остальные травы бросают в воду или рассыпают, напевая:
"... По саду хожу, виноград сажаю, Посадила, и поливаю. Ой поливаю, и нащипаю, нащипаб - веночек совью, Веночек совью - на воду пущу: Кто веночек поймает, тот меня примет."

Далее девушки водят хороводы с венками - каждая девушка держит два венка. Поднимая их вверх к солнцу, девушки медленно идут одна за другой и поют купальские песни. Под вечер эти венки пускают на воду и гадают - кто, когда и с кем женится. Любовными травами, из которых плетут венки, считаются васильки, ноготки, шафран, петрушка, пастернак... Венчики из мяты, любистка, душицы, васильки, топориков, полыни были оберегами от сглаза и ведьмовских посягательств, чтобы злые духи не смогли навредить здоровью и, особенно, святой заповеди Земли - быть матерью.

Мята считается оберегом ребенка и его здоровья.
Любисток - символ любви, согласия; привлекает любовь девушки или женщины. "Купать в любистке - будут девушки любить", - так гласит пословица.
Душица - символ материнской любви и здоровья детей.
Васильки - символ мальчишеской красоты и доброты, девичьей скромности и нежности.
Топорики - полевая трава - стали символом охраны полей и нив.
Полынь означает горечь жизни, будучи оберегом от ведьм и черт.

Девушка, потерявшая невинность, не может носить венка. Потерять венок - лишиться девственности. . Женщина и "покрытка" не смеют класть на голову венок. Девушка, которая потеряла свой венок, называлась "стригой", или "покрыткой", потому что ей запрещалось ходить с открытым волосами - она должна была покрывать голову платком. Такую девушку еще недавно люди присуждали обстригать, а ворота ее двора обмазывали дегтем или смолой.
Отдать венок милому - отдаться ему. Пустить венок по воде - гадать о будущем. Пуская венки на воду, пели магические песни, потому что это была их жертва прежде всего богине любви Ладе и ее очаровательной дочери Леле, чтобы они сплели те цветы в один венок и чтобы он достался тому юноше, что отвагой себя прославляет.

Донник- символ верности, имеет волшебную силу соединять разлученных супругов.
Хмель - символ плодородия, молодой силы и любви. Он является и символом храбрости и отваги, гибкости и ума. Когда молодая идет под венец, мать осыпает ее хмелем.
Петрушка, как полынь, на Русалий Великдень предохраняет от нимф и русалок.
Красные маки означают красоту и молодость и их быстротечность. Венок из красных цветов - символ девичьей чистоты и красоты. С цветущим маком сравнивают юношу-молодца. Незрелый мак дурманит голову, потому и стал намеком на глупость: "Ешь, дурак, потому что это с маком". Мак имеет волшебную силу, которая защищает от всякого зла.
Лилия - символ девичьих чар, чистоты и невинности. В ней заложен магический символ женственности, потому что она сама - суть водной стихии. Древнее название цветка - крин, что имеет общий корень со словом "колодец".(криниця)
Виноград - символ жизненной нивы, радости и красоты новосозданной семьи, в которой муж - сеятель, а жена растит и лелеет дерево рода.
Белая сирень - скромность, молодая семейная жизнь.
Фиалки - радость, однако лиловые фиалки передают неутешительную тоску по умершим.
Почитались нашими предками и другие цветы:
Ружа-роза - цветок, напоминающий собой солнце, цветок богини любви Лели. Она первая среди цветов и является символом доброжелательности, достатка. Красная роза - девичья краса и чистота. "Царь-цветок" ассоциируется с кровью и является символом Тельца-тура, а следовательно, и неба. Мальвой или ружей, называют розу, шиповник, мальву, иногда - руту. Ее зелень - это радость, колючки - печаль, цветы - слава. Мальвой, как васильками и ноготками, девушки украшают свои головы, вплетая ее в венок. Эти прекрасные цветы используют в свадебных обрядах. Венок из роз символизирует здоровье: как вянут цветы, так стареет человек.
Калина, малина, шиповник - три сестры, которые не умеют "ни мыть, ни прясть", но умеют "сечь-рубить, реки пропускать". Их используют в заговорах, поскольку их колкость отождествляется с уколом как формой магического контакта, когда появляется кровь. То есть дорога, испытания, преодоление препятствий, после чего происходят чудесное зачатие и магический сон, как подобие вечности.
Рута символизирует тоску и горькую жизнь. В заговорах от кровотечения занимает промежуточное место между мятой-рутой и ружей.
Котики, полевые цветы - символ плодородия, роста и плодоношения, а следовательно, и урожая.
Пионы - расцвет девичьей красоты и зрелости.
Бархатцы - красота молодости.
Ирисы - покой и живучесть.
Ромашки - пробуждают любовь
Нарцисс оберегает девушку от напастей и бед.
Папоротник, -привлекает и завораживает парня.
Братки полевые, или Иван да Марья, - брат и сестра, которые, не зная о своем родстве, поженились и за этот тяжкий грех к ним не приходит смерть, - являются символом предостережения любви по крови.
Лебеда - символ нужды и нищеты: "Сделай дом из лебеды, к чужой не веды", "вот лакомая еда - с чесноком лебеда".
Ландыш лечит болезни сердца.
Девясил - корень девяти сил, укрепляет и возвращает здоровье. От ведьмовских посягательств, против чар и сглаза в венок вплетают полынь, любисток и чеснок. Последний охраняет человека от бед и напастей, особенно от гадюк.

Плетеный венок с колосьями - символ благополучия и плодородия. Сноп ржи вносится в дом под Рождество на Святой вечер; сноп ржи или сплетенный из ржи венок ставится в головах постели молодых в первую брачную ночь. Пшеница в свадебных песнях - невеста, овес - жених. Лен виделся нашим далеким предкам символом девичьей красоты, конопля - изменой милого.
Злой силой обладает крапива, с ней сравнивают свекровь. Чтобы во сне узнать какую-то тайну или увидеть свою судьбу, кладут под подушку сон-траву.

Волосы - это оберег души человека, поэтому ленты предохраняют его от чужого глаза.
Ленту отрезают чуть ниже косы, чтобы скрыть ее. Когда девушка росла сиротой, то вплетала в косу голубые ленты; тем добрым бездетным людям, которые просили ее стать им за дочь, она дарила ленту из веночка или платочек, в котором носила семя любистка. Люди при встрече одаривали такую девушку хлебом, одеждой и желали ей стать счастливой и богатой.
С давних времен наши прабабушки знали много разных секретов, когда и как плести веночек, знали рецепты, как сохранить цветы в венках, чтобы они дольше выглядели свежими. В венчик вплетали ленты разного цвета, каждая из которых была символом: светло-коричневая - Матери-Земли-кормилицы; желтые - солнца; светло - красоты и молодости; голубые и синие - неба и воды; оранжевые - хлеба; фиолетовые - мудрости малиновые - душевности, искренности; розовые - достатка. На левом конце белой ленты золотыми нитями вышивали солнце, а на правом серебряными - месяц.

Красочный веночек на голове девушки - это тайна святого венчания Матери-Земли со святым духом звездного неба. В том божественном браке мощная вера в бессмертие - это путь в будущее, где царит Любовь, ибо нет веры, выше Любви.

Из книги Валерия Войтовича "Мифы и легенды древней Украины"


Все виды неприязни ко мне просьба выражать в суицидальной форме.
Когда в твоих руках глобус, все вокруг кажется совой...
Сказки нужно заканчивать правильно!

Венок является традиционным украшением у славян, однако мало кто знает, откуда пошла традиция плести венки и что символизирует собой такой необычный головной убор.

Само слово «Венок » произошло от старославянского вѣно «дар». Веночница — женщина, плетущая и продающая венки. Венок представляет собой плетёное из трав, веток, цветов, кольцо, которое надевается на голову в виде украшения. Венок является традиционным украшением не только для славянских, но и для многих других народов, и имеет очень древнюю историю. Венки существовали в , где ими награждали победителей различных соревнований, героев, воинов, правителей, в Риме, в Китае, в Индии.

Венки вешали над дверьми и у входа, чтобы отвратить нечистую силу или уничтожить недобрые помыслы злого человека или человека с «нехорошим глазом». Венки клали под первый сноп нового урожая от грызунов. Подкладывали под подушку роженице для отвращения сглаза и помощи в будущих родах. Также окуривали подожженным венком, созданным из специальных трав, больных. По тем травам, которые были вплетены в венок, судили о расположении, настроении, состоянии, положении девушки. Например, венок из мяты в Польше означал девственность, а венок из гороховых побегов с полными стручками означал нежелание девушки выходить за нелюбимого замуж. Венок из лавровых листьев в Риме считался признаком воинской славы и императорской власти, а из дубовых листьев вручался воинам, которые проявили особую отвагу в бою или спасли своего товарища. Миртовые венки у римлян считались избавляющими от опьянения, поэтому в таких венках часто проводились застолья. А вот венок из колючего терна предназначался осуждённым на смертную казнь. Венок из цветов апельсина у арабов предназначался невесте, как символ плодородия. Оливковый венок у китайцев вручался литераторам, поэтам, писателям.

Изготовление венка — это целый ритуал. В различных племенах, а также на различные праздники плетение венков сопровождалось многочисленными традиционными элементами. Занимались этим обычно девушки. Ритуал подразумевал определённое время плетения, число венков, размеры, формы, различные виды плетения и состав. Всё это являлось сакрально-символическим кодом, который соответствовал тому или иному событию. Особое внимание уделяли составу венков. Если сегодня венки заплетают ради забавы или в дань древней традиции из любых трав, которые попадутся под руку, то в древности каждый вид венка состоял из определённых растений, например, на русальной неделе и в , в венок вплеталась полынь, как средство против нечистой силы. К тому же, венки, которые состоят из определённых трав и надетые на голову, являются настоящей ароматерапией, которая способна подарить благотворное состояние, настроить на нужный лад и даже помочь в излечении некоторых болезней.

Изначально венок был ритуальным предметом, который плёлся на праздники — сезонные, священные, свадьбы, похороны и другие. Венок — это настоящий оберег. Издавна предметы и вещи, которые имеют отверстие, считались заряженными особой силой, способными отпугнуть противные человеку сущности или негатив. Связано это с женским началом, символом женской природы и магии, символом рождения жизни. Подобными традиционными магическими предметами являлись кольца, обручи, калачи, камни с естественным отверстием (Куриный бог). По причине того, что венки были ещё и оберегами, ими украшали домашних животных и различные части своего дома как снаружи, так и изнутри. Венками украшали не только людей и домашнюю скотину, но также дома и постройки, колодцы, столбы, кладбища, забрасывали на плодовые деревья в огородах и крыши домов. В некоторых регионах плелись специальные венки для коров, коз, овец, а в сёлах Поморья даже сохранился обычай плести венки для гусей, индюков, кур и другой домашней птицы.

Что касается празднично-обрядового предназначения венка, то здесь существует масса различных традиций, связанных с использованием этого нехитрого предмета. Сквозь купальский венок доили домашнюю скотину или процеживали молоко. Через большой венок пролезали сами, как бы символизируя этим новое рождение, которое оставляло в прошлом болезни, негатив и неприятности. Также через венок протаскивали различные вещи, которым хотели подарить новую жизнь или новые силы. Через венок смотрели в ходе определённых ритуальных игрищ, сквозь него пили и умывались. Предназначений купальского венка более чем предостаточно и в каждом регионе древней Руси, племени или поселении существовали свои особенности и методы его использования.

По окончании праздника или события, венки использовали либо для дальнейших обережных действий, например, украшали дом, помещали в огородах от вредителей, червей и градобития, подкладывали под наседку, использовали для , либо сжигали в костре. Гаданий при помощи венков существовало немало. Например, известно гадание на славянский праздник летнего солнцестояния Купалу, когда сплетенные венки бросаются в реку и по их поведению определяется дальнейшая судьба её владелицы. Толкований у этого гадания множество: тонущий венок — смерть, плывущий — долгая жизнь или тонущий — год без замужества, по плывущему или приставшему к берегу венку определяли в какой стороне дом суженого. Помимо гаданий при помощи венков, бросаемых в реку, венки забрасывали на дерево, чтобы узнать кому сулит скорое замужество (чей венок зацепиться за ветку), оставляли во дворе и следили чей венок быстрее завянет (грозит несчастье), подкладывали под подушку, чтобы увидеть вещие сны и так далее.

По причине того, что венок (круг с отверстием) считается символом рождения и новой жизни , он являлся непременным атрибутом свадеб. Наряду с венком, традиционными атрибутами свадеб также являлись кольца, калачи, караваи с отверстием посередине. Всё это символы новой жизни, любви, счастья. В обычай славян также вошла традиция дарить венок девушке в знак предложения сватовства. Венок невесты символизирует новое рождение в качестве жены. Обновление человека, сбрасывание старой жизни и вход в новую жизнь. Это, своего рода, символ умирания старой, девичьей жизни, обновление души и тела и рождения новой жизни в качестве замужней женщины. Брачные венки, в отличие от праздничных, обычно сохранялись на долгое время или даже на всю жизнь. Брачные венки сохраняли в сундуках, их ставили в красный кут, где они, благополучно высыхая, стояли долгие годы, зашивали в подушку молодожёнам, клали под колыбель новорождённого. Возможно, что именно древнейшая традиция украшения венками на свадьбах, обмен венками между невестой и женихом, послужила тем самым прообразом колец, которые затем стали изготавливать в кузницах специально для свадеб, а сегодня в ювелирных мастерских.

Существовал обычай плести венок при последней жатве. По окончании жатвы оставляли последний сноп, который также известен как «Велесу на бородку». Это сноп оставляли на поле или приносили в дом, где хранили его до следующего года, как оберег, который привлечёт хороший урожай и в следующем году. Кроме последнего снопа, плёлся и венок из последних скошенных колосьев. Такой венок надевали на голову самой красивой девушке, которая была символом удачи, хорошего плодородия, символом богини плодородия, которая подарила людям хороший урожай. В этом венке девушка приходила в поселение, где устраивался праздник и где она, конечно же, была главным персонажем торжества, которого восхваляли и благодарили за обильный урожай.

Венки издавна являются непременным атрибутом погребальных церемоний. Венки возлагаются на могилы или оставляются в месте гибели, пускаются по воде в случае кораблекрушения. В современных погребальных церемониях, венки — это дань памяти усопшему. Венок в качестве ритуального предмета на похоронах символизирует всё то же рождение и вечную жизнь. Круг с отверстием посередине символизирует переход душ умершего в иной мир и его рождение в новом теле, в новом качестве, обновление души, очищение, которое принесла душе смерть физического тела. Также венок можно понимать и как конец жизненного пути, начало нового пути, в физическом ли мире или в мире Нави. В связи с тем, что венки были непременным атрибутом свадеб, существует предположение, что в древности венки в погребальных обрядах участвовали только при похоронах детей, подростков или молодых людей, которые не успели выйти замуж или жениться. Таким образом, устраивалась символическая свадьба. Вместе с погребально-свадебным венком также существовал обычай хоронить незамужних девушек в традиционном свадебном платье (наряде), который известен и в наши дни. Есть также предположение, что венки — это древнейшие понятия о душах-птичках, которые вьют гнёзда (венки) возле своих могил и ждут своего нового воплощения, но это лишь теория.

Впоследствии венки из листьев, веток и цветов стали заменять на искусственные материалы, которые могли сохраняться дольше. Считается, что после того, как венки стали делать из металла, появились царские короны, которые стали отличительным элементом одежды правителя.

Как плести венок

«Белье из Италии» — интернет-магазин качественного белья. Здесь можно приобрести женское нижнее белье , купальники, халаты, хлопковое бельё и многое другое. Заходите на сайт, чтобы ознакомиться с полным ассортиментом продукции.

Венок

ВЕНОК

В мировоззрении древних славян венок являлся солярным (солнечным) символом. Магический смысл имеет сама его форма, он воспринимался как слияние совершенства и единства в образе круга, кольца. По представлениям наших предков венок символизировал вечное возвращение растительной жизни, плодоношение земли, женское начало, тайну жизни и тайну смерти. Вера славян в волшебную силу венка нашла свое выражение в многообразии его видов: это величальные, свадебные, ритуальные, календарные погребальные и прочие. Их использовали практически во всех важных случаях жизни: в свадебных и погребальных обрядах, при рождении ребенка, на святки, Купалу, троицу, как обереги от всех бед и неприятностей.

Испокон века венок был обязательным элементом национального украинского женского костюма. Для украинской девушки он был символом вечной любви, девичьей чести. Девушка, которая потеряла девственность, не может носить венка. Отдать венок милому - отдаться ему. Венок защищал от «дурного глаза», от «нечисти», его называли «знахарем души» - такая в нем сила была, что он уберегал от ран телесных и душевных. Его надо было беречь, потерять венок, означало великий стыд и беду. Об этом говорится в старинной легенде. Шла девушка по калину. Встретил ее парень и говорит: “Сними венок – моя будешь”. Не велела мама снимать венчик, но парень был такой хороший, говорил так красиво, и ласковый взгляд его согревал сердце. Сняла девушка венчик, а парень превратился в страшного черта и забрал ее к себе.

Плетение венка было не просто забавой. По представлениям наших предков важно было знать из каких цветов его плести и сколько их должно было быть; в какое время и для какой цели. Традиционный украинский венок выплетался из двенадцати цветов, каждый из которых имел свое символическое значение.

Венки оставляли на деревьях и чердаках от молний, клали под первый сноп для увеличения следующего урожая, подкладывали в гнездо наседки, в колыбель новорожденного, прятали под одежду от ведьм, вешали в полях и огородах. Девушки умывались водой с мокрого венка для красоты и здоровья.

После обрядового использования венки подлежали ритуальному уничтожению (их сжигали, разрывали на части, бросали в воду, забрасывали на дерево и т. п.), но часть из них сохраняли в качестве охранительного и лечебного средства или средства, стимулирующего плодородие, приплод.

Венок мог быть также атрибутом погребальной обрядности, чаще всего при похоронах детей и неженатой молодежи. В этом случае он служил одним из элементов символической «свадьбы», которую устраивали для умершего. Венок возлагали на голову покойнику или на крышку гроба. По поверьям, такие веки надо было сплести из тех же растений, что и свадебные.

Поговорки о венке: «Кто умеет веночек свить,- тот умеет жизнь любить». «Какой венок – такой голосок.»

tagPlaceholder Tags: Другое , sd

  • #1

    Полноценно.

  • #2

    Большое спасибо!

  • #3

    рада, что Вам, Наталья, понравилось, Чернышева.

  • #4

    Спасибо, Ольга, за отзыв. К сожалению, еще много неизвестного о видах венка. Очень надеюсь на помощь посетителей сайта. Это позволило бы дополнить уже имеющуюся информацию.

  • #5

    Я где-то читал, что в венок вплетали черную ленту в память о каком-то событие. Каком.

  • #6

    Сергей, это в наши дни большинство воспринимает венок как украшение.Для наших же предков он являлся очень сильным оберегом, и потому, по определению, не мог иметь черной ленты. Но вы верно подметили, что есть в народной традиции обряд, когда она используется. Это - похороны девочки или девушки. Их одевают в подвенечное платье, как невесту и происходит имитация свадебного обряда. Подружки невесты вместо венков повязывают свои головы черной лентой. Приятно, что Вы интересуетесь народными традициями.

  • #7

    после подавления востания в 1768г.на Украине

  • #8

    Благодарю, хорошая статья, чуть ли не самая полная. Но есть моменты. Во-первых, не совсем понятно про малиновые и фиолетовые ленты: краситель что? А говорим мы о традициях старины глубокой и далекой. И по поводу мака: из надежных источников- обозначает сирот. И про первенца не понятно: венок -убор незамужних, символ девственности, какой еще венок?

  • #9
  • #10

    Дарья, спасибо, что одобрили статью, я старалась. А теперь - по порядку.
    1. В старину пользовались только естественными красителями и, смешивая разные цвета, получали богатейшую палитру красок. В частности, фиолетовый цвет получали, смешивая красный и синий цвета. Красный добывали из многих растений. Синий же чаще всего получали из вайды красильной, семейства крестоцветных. Интересно, что до того, как стали привозить индиго из Индии, европейцы использовали именно вайду, которая росла на юге России.
    Малиновый получали из опавших листьев дикой яблони, или высушенной душицы.
    Да, действительно, венок - атрибут невинной девочки или девушки. Замужние женщины носили платки. Но, в некоторых местностях при рождении первенца в старину женщина сплетала венок из роз и зеленых листьев.
    Символика мака очень неоднозначна, посмотрите об этом соответствующую статью.

  • #11

    Володимир, вы имеете в виду, что черную ленту вплетали в венок после поражения колиивщины, как знак скорби? Хотелось бы более подробного комментария.

  • #12
  • #13

    Спасибо, Саша, за столь высокую оценку.

  • #14

    спасибо. весьма полезно и интересно. подскажите, какую литературу использовали для создания данной статьи?

  • #15

    Шикарная статья! Спасибо! Очень удобная для восприятия структура, замечательные уместные фотографии! Много интересной информации!

  • #16

    Ольга, извините за такой поздний отзыв. Все комментарии всегда отражались в моей почте. Вероятно, произошел сбой, я приму меры.А теперь ответ. В основном - из интернета, причем, зачастую, в самых неожиданных сайтах.
    Н. Золотницкий, Цветы в легендах и преданиях", 1887,(много переизданий).
    Войтович,"Мифы и легенды древней Украины".
    Афанасьев, Взгляды славян на природу"
    Рой Маккалистер, " Все о растениях в легендах и мифах"
    Гура А.В., Энциклопедия символики и геральдики"
    Мифологическая энциклопедия

  • #17

    Алена, спасибо. Очень важен для меня Ваш отзыв о структуре подачи материала. Приятно, что не ошиблась.

  • #18

    Очень интересная статья. Веночек с лентами носили только незамужние девушки. Слышала, что были венки и для замужних и носились на платок так ли это. Где можно прочесть более подробную информацию?
    Заранее спасибо за ответ.

  • #19

    Елена, венок воспринимался как сильный оберег и потому его носили не только незамужние девушки. Он широко применялся в календарных обрядах, особенно на Троицу. на русальной неделе и т.д. И надевали его не только замужние женщины, но даже в некоторых случаях и мужчины.
    Традиции ношения венка в разных местностях заметно отличаются друг от друга. Информация, о которой Вы пишете, мне не встречалась.
    Выше я приводила список литературы о венке.Можно посоветовать еще:
    Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.
    Пономарев А.П., Артюх Л.Ф. и др. Украинское прошлое: Иллюстрированный этнографический справочник. К.: Лыбидь, 1994.
    А вообще о венке сведений до обидного мало.

  • #20

    Большое спасибо

  • #21

    Валентина, большое Вам спасибо! Для меня было очень познавательно.

  • #22

    Очень приятно получить такой лестный отзыв, спасибо за комментарий, Александр.

  • #23

    Большая благодарность. Интересная и познавательная статья.

  • #24

    Спасибо, рада, что вам понравилось! Ради таких читателей хочется писать больше и больше.

  • #25

    Большое спасибо за материал. Меня интересовал венок из ромашки. Я - возрастная мама выращиваю ромашку, а в день семьи мои взрослые девочки плетут венки, а я делаю красивые фото, вкладывая в эту ситуацию многосторонний смысл венка. Остаются в памяти эмоции, настроение и красивые фото. Ваш материал дает возможность изменить, добавить что-то. Спасибо.

  • #26

    День добрый Людмила, какая прекрасная традиция в Вашей семье. Так приятно, что мой материал понравился. Всего хорошего Вам и девочкам.

  • #27

    Ната (Tuesday, 29 August 2017 11:11 )

    Подскажите пожалуйста, можно ли носить венок - ободок девочке из искусственных цветов.

  • #28

    Здравствуйте, Ната. Можно.Зимой ведь цветов нет. Но желательно, чтобы подбор цветков соответствовал ее возрасту.

  • #29

    Было ли такое в народных традициях, что при крещении ребёнку надевали на голову веночек?

  • #30

    День добрый, Анна. Нет. На голову девочек надевают нарядный, как правило - белый чепчик. Он может быть кружевным, вышитым, украшенным атласными (светлыми) лентами и т.п. А голова мальчика при крещении остается непокрытой.

  • #31

    Чи можно вплитать в венок папороть и буркун зілля

  • #32

    Добрый день,Аня. «Нечистое» зелье, по поверьям наших предков, - волчьи ягоды, папоротник, дурман - вплетать в венок категорически запрещалось.
    А вот донник - буркун зілля - является символом верности, в старину верили. что он имеет волшебную силу соединять разлученных влюбленных. И, конечно же, девушки его часто вплетали в венок.

  • #33

    А венок можно вплетать напороться?

  • #34

    Нет,Вика, папоротник в венок, по традиции, вплетать нельзя. Прочтите мой подробный ответ Анне.

  • #35

    Спасибо, очень интересная статья. Прочла с удовольствием.

  • #36

    Спасибо, Ольга, я старалась.

  • #37

    Спасибо очень интересно!

  • #38

    Благодарю за комментарий, Тимофей.

  • #39

    Добрый день! Статья замечательная, очень информативная!
    А вы могли бы подсказать - хочу вышить крестиком вышивку, венок из пшеницы (по типу Рождественского венка) и подарить маме в рамочке. Будет ли иметь эта вышивка какое-то значение, кроме проявления любви и внимания маме и элемента декора?

  • #40

    Марина, большое спасибо за комментарий. В принципе, любой венок для наших предков был оберегом. А зерна пшеницы, пшеничный колос символизировали у славян богатство и жизнь. Красивый и "говорящий" подарок Вы придумали. Здоровья и долгих лет Вашей маме и Вам.

  • #41

    Спасибо за информативную статью.Действительно информации о венках очень мало.Работая над дипломной работой в этом убедилась.Ваша статья помогла определиться с 3 венками,которые хочу сделать для своих дочек и себя.

  • #42

    Абсолютно с Вами согласна, Таисия. Такой важный элемент народной культуры, но нет серьезного исследования о нем, а жаль. Рада, что мой материал Вам пригодился.

  • #43

    Статья интересная, автор, вы молодец. Но остались вопросы, причём чисто технические.
    0. Если я правильно поняла, речь идет именно о "живых" цветах?
    1. Венок - это часть именно повседневного наряда девушки? Т. е. и на поле в венке, и коров доить в венке, и грядки полоть в нем же? И по грибы-ягоды в лес?
    1а. Девушки должны были каждый день плести новые венки? Это ж ни времени, ни цветов не напасешься. А если нет, то сколько можно было пользоваться одним венком, как его хранить, чтобы не завял?
    1б. Куда их потом девать (не "ритуальные", а повседневные), тоже в воду или на дерево? Или корове можно скормить?
    1в. Некоторые цветы (те же маки) очень быстро вянут, как сделать, чтобы венка хватило хотя бы на день, иначе некрасиво как-то с копной вялой травы на голове ходить...
    2. Какие венки носили ведьмы? =)
    Пока все. Надеюсь на ответ.

  • #44

    Спасибо,Винторогая коза, и за лестный отзыв, и за вопросы. Итак, по порядку.
    1. Если лето, то да, живые цветы. в остальное время - искусственные.
    1а. Нет, не повседневного, а связанного с праздниками или определенными обрядами. Венок в славянской мифологии всегда воспринимался как мощный оберег.
    1б. Венки, в зависимости от их смысла, или пускали, гадая, по воде. или вешали в доме, во дворе от злых сил. Засушивали и хранили как защиту от болезней и т.п. А если просто так, для красы, то и коровке можно скормить.
    1в. Ну, венок не букет. в воду не поставишь. Здесь может выручить венок из искусственных цветов.
    2. Венки нередко плели именно для защиты от ведьм и другой нечисти. Так что они венков не носили, наоборот, боялись их.