Управление кадровым резервом. Управление кадровым резервом организации

В современном обществе одной из главнейших направленностей в системе управления персоналом является подготовка и организация кадровых резервов. Данное направление является очень важным в организации. Кадровые резервы - это ключевое звено и важная составляющая в любой кадровой деятельности. В настоящее время очень важным является проведение соответствующей работы для усовершенствования и обеспечения надёжности предприятия. Что представляет собой это понятие, какова его роль в принципы и виды, в чем заключается управление кадровым резервом?

Раскрытие сути понятия

Кадровые резервы - это формирование определённого состава сотрудников, прошедших подготовительный отбор (оценку) и обладающих требуемым потенциалом для исполнения прямых обязанностей на новом месте работы в установленные сроки. Такая мера, в основном, применяется в коммерческих структурах, при этом многочисленные государственные, общественно-политические и социальные учреждения также создают его для решения собственных проблем с персоналом.

Иными словами, кадровые резервы - это определённые потенциальные работники компании, планируемые для переведения на необходимые должности.

Такой запас кандидатур имеет условную структуру. Кадровый резерв (профессиональный запас) имеет возможность быть как внутренним, так и внешним. Что касается внутреннего резерва, то он состоит из работников компании и распределяется на оперативный и перспективный. Оперативный - это сотрудники, которые уже заменяют вышестоящих управляющих и готовы вне каких-либо дополнительных обучающих мероприятий занять определённые должности. Перспективный - это работники с большим потенциалом, но имеющие необходимость в дополнительных обучающих мерах. Формирование внешнего резерва имеет возможность происходить по определению руководящего звена, т. е. на вакантные места предприятием будут разумно привлекаться претенденты со стороны. Не считая данного, внешний резерв имеет возможность организовываться принужденно, если на предприятии по каким-либо факторам высок показатель непостояннства сотрудников.

Формирование кадрового резерва способствует раскрытию потенциала персонала, а также может помочь в случае срочной надобности при закрытии кадровых «пробелов». Какой конкретно профессиональный запас будет организовываться - внешний, внутренний либо оба сразу - решает руководитель компании.

Цели

Формирование кадрового резерва имеет следующие цели:

  1. Предупреждение вероятности кризисной ситуации в случаях ухода работников, занимающих первостепенные позиции.
  2. Снабжение предприятия запасом высокопрофессиональных и результативных сотрудников, готовых совершенствовать бизнес в соответствии с установленной стратегией и культурой.
  3. Удержание и мотивация профессиональных лидеров-управляющих.
  4. Поддерживание положительной репутации работодателя.
  5. Понижение издержек на отбор и адаптацию нового работника.

Таким образом, кадровый резерв организации имеет очень большое значение как в становлении, так и в дальнейшем развитии любого образования. Кадровые резервы - это развитие и перспективы всего предприятия.

Программа работы

Формирование кадрового резерва как системы целенаправленных действий традиционно охватывает следующие этапы:

  1. Определение должностей, пребывающих в зоне риска, - совершается при помощи конкретных мероприятий, к примеру: рассмотрения рынка труда в районе; оценки численности претендентов для занятия освободившихся должностей; разбора значения данной позиции для компании; оценки протекающей ситуации с персоналом на участке.
  2. Формирование профиля должности - устанавливает уровень развития компетенций кандидата, чтобы он удачно справлялся с установленными перед ним заданиями. Традиционно проводится собеседование с руководителями-резервистами, и после разбора данных выводится спецпрофиль, которому обязана соответствовать кандидатура на вакансию.
  3. Оценка и дальнейший подбор претендентов - ведутся с применением некоторых характеристик производительности работника. В основной массе случаев сопоставляются данные, обретённые при помощи оценочных мероприятий по производимой деятельности и информации, подобранной путём оценивания потенциала, познаний и прочих критериев, которые имеет кандидатура на настоящее время.
  4. Организация персональных планов развития - ведётся с учётом наличествующих потребностей и стратегии компании. Данная мера может помочь резервисту распределить кратковременные ресурсы и осмыслить, как достигнуть установленной цели. Течение обучения планируется так, чтобы, участвуя в разнообразных семинарах, выполняя непростые проекты, стажируясь, работник, зачисленный в кадровый резерв, сумел развить конкретно те знания и умения, которые необходимы при переходе на новый пост.
  5. Назначение на новое место.

Работа с кадровым резервом может проводиться и по специальным моделям, которые вырабатываются самим предприятием или заимствуются из более удачных вариантов формирования.

Технология работы

Существует некоторое количество источников информации:

  • интервью при приёме на службу, где предоставляется основное понятие о кадровом резерве, основах и вероятных путях карьерного становления;
  • информационный листок компании, в котором информируется о вакантных должностях, требованиях к претендентам, о том, на какое время назначен конкурс в кадровый резерв;
  • персональное консультирование;
  • во всех подразделениях имеется Положение о кадровом резерве, доступное для всех сотрудников.

Что касается Положения, то следует пояснить немного подробнее, так как именно этим важным документом регламентируются основные направления всей деятельности.
Документ преследует и достигает цели, которыми являются грамотная расстановка и воспитание, обучение кадрового состава на случай замещения должностей различного уровня в муниципальных и других властных образованиях. Для этого программа предусматривает системное повышение профессионального уровня кандидатов на замещение должностей.

Данный акт традиционно состоит из следующих разделов:

  1. Общие положения, где указываются регулируемые вопросы Положением, предопределяются главные установки работы с запасом сотрудников. Также приводятся разъяснения главных задач системы работы с запасом сотрудников, а в частности:
    - что такое резерв сотрудников;
    - суть системы работы с резервным штатом;
    - какие вопросы разрешает факт резерва работников;
    - для чего нужно проектирование резерва кадров;
    - какие источники организации резерва сотрудников.
  2. Порядок образования. Данным разделом устанавливает, как и на основе какого подхода создаётся резерв сотрудников в организации.
  3. Организация непосредственной деятельности.

Предусматриваются основные задачи:

  • Расчёт резерва сотрудников.
  • Обозначение претендентов.
  • Оценка претендентов.
  • Разбирание итогов оценки претендентов в резерв.
  • Организация резерва сотрудников и установление перечня начальством компании.
  • Создание и внедрение программ для подготовок резерва.
  • по сотрудникам: характеристика, доклады о выполнении поручений, экспертная расценка; анализ итогов оценки. Результаты: отрицательная оценка - выключение из резерва, потребуется дополнительная подготовленность - планирование персональной подготовки, позитивная - установление решения о выдвижении на вышестоящий пост.

Не считая основных моментов, в Положение могут привноситься приложения, состоящие из стандартов документов, нужных для составления личного дела сотрудника, перечней прямых обязанностей стажера и управляющего стажировки, других необходимых дополнений.

При формированиях резерва предусматриваются следующие критерии:

  • Опыт работы по профессии.
  • Профессиональная характеристика от конкретного начальника, которая включает оценку итогов деятельности, качества службы, уровня мастерства и компетентности работника, обрисовывает его действия в критические моменты.
  • Рекомендации сослуживцев, которые охарактеризовывают коммуникативные данные лица, степень авторитетности у служащих.
  • Проведение различных психологических тестирований с целями установления возможных способностей: организаторских предрасположенностей, нервно-психической и эмоциональной стойкости, данных к лидерству, скрытых вероятных потенциалов, стрессоустойчивости и прочих. Результаты подобных исследований самым прямым образом влияют на определение личных и профессиональных качеств претендента на место.

При подборе кадров предпочтительность отдается в наибольшей степени значимым группам профессионалов. В этих группах представлены сотрудники различных квалификаций от управляющего состава до обычных работников. Чтобы установить круг требуемых резервных работников, имеется очень много разнообразных методик.

Основные принципы

Организация и развитие кадрового резерва базируется на следующих положениях:

  • актуальности - необходимость в замещении должностей должна быть действительной;
  • соответствии кандидатов должности и типу резерва - в конкретной должности;
  • высокоперспективности кандидата — требования к высокопрофессиональному развитию, соответствию образования предполагаемой должности, возрастным критериям, трудовому стажу в интересующей отрасли, динамичности карьеры в едином, состоянию здоровья.

Положительные стороны

С точки зрения достоинств, выгоды работы с кадровым резервом очевидны. Проведение подобных мероприятий будет необходимым всегда, и каждая организация должна учитывать данное направление при формировании собственных стратегий управления.

Вот только некоторые положительные стороны данного направления:

  • финансовая выгода (не нужно расходовать средства на отбор и подготовку новых специалистов);
  • экономия времени (закрытие должностей в наикратчайшие сроки);
  • высококвалифицированный штат (служащий взят из собственных рядов и научен по своей же программе переподготовки);
  • содействие и продвижение собственного персонала - политика ценности сотрудников (действует также и как мотивационный фактор: работники не желают покидать компанию, где видимы чёткие возможности служебного роста);
  • более мягкое адаптирование в коллективе (сотрудник не меняется, а изменяется лишь его положение по службе);
  • специалист практически «отточен» под компанию, отлично понимает политику и характерные черты отношений и быстрее приспосабливается к новой должности;
  • перспективы стабильности и конкурентоспособности любого предприятия;
  • повышение продуктивности и результативности.

Молодёжный резерв

МКР (Молодёжный кадровый резерв) представляет собой функциональную систему формирования у молодёжи знаний, практики и опыта, что востребованы на рынке труда. Для накопления интеллектуальных и практических навыков студентам вузов предоставляется возможность приобретать знания и необходимые навыки путём участия в тренингах, мастер-классах и других мероприятиях. В частности, накапливать практический опыт во время прохождения стажировок в органах гос. власти, банках, других важных государственных и негосударственных структурах.

Те, кто проявил заурядные способности, зачисляются в кадровый резерв, созданный, например, при правительстве Москвы. Молодежный кадровый резерв как направление является очень актуальным и, конечно же, перспективным как для молодых специалистов, так и для работодателей. Возможность прохождения практики и получения всех необходимых знаний в периоды стажировки позволяет в короткие сроки получить работоспособных и высококлассных специалистов.

Понятие государственного резерва

Государственный кадровый резерв - это целевая подготовка группы молодых перспективных людей, которые находятся под полным патронажем Администрации и самого Президента Российской Федерации.

Данное направление не менее перспективно и также позволяет добиться действенных результатов путем формирования профессиональной команды из кандидатов. Перечень необходимых качеств и навыков определяется индивидуально и всегда находится в зависимости от вакансии и законодательства.

Особенности резерва на гражданской службе

Кадровый резерв на формируется на основе профильного Федерального Закона, который был принят в июле 2007 года за № 79-ФЗ. Это происходит на основе демократических принципов назначения, на должности людей по их практическим и деловым качествам, заслуг на том или ином руководящем посту.
В этом деле главным является своевременная создание условий для профессионального роста управленческого персонала, беспристрастная оценка служебной работы, выводимая во время аттестационных испытаний или сдачи профильных экзаменов.

Муниципальный резерв

Муниципальный кадровый резерв в идеальном толковании являет список физических лиц, которые отвечают предъявленным им критериям по интеллектуальному, профессиональному и практическому уровню, позволяющему эффективно выполнять в будущем возложенные на них обязанности. В его состав также входят специалисты, которые потеряли работу при или полной ликвидации самоуправляющего органа. Они наработали опыт, и терять ценных специалистов никто не будет.

Основные приоритетные направленности образования резерва:

  • назначение на должности квалифицированных профессионалов с учетом их профессиональных достоинств и компетентности;
  • способствование продвижению по служебной лестнице;
  • работа по повышению квалификационных качеств;
  • создание профессионального резерва и его действенное внедрение;
  • оценка итогов деятельности муниципальных служащих путем проведения аттестаций;
  • использование передовых технологий при подборе сотрудников при поступлении.

Создание такого запаса кадров преследует цели рациональной расстановки кадров на освобождающихся должностях в мэриях, постоянной ротации талантливых людей в кадровом реестре.

Особенности резерва правительства

Не менее значимое направление. Кадровый резерв правительствасоставляют специалисты высокой квалификации, креативные, с мотивированной гражданской позицией и иными положительными характеристиками. Все они могут работать в государственном аппарате управления в регионах на различных должностях или непосредственно в Правительстве, занимая должности заведующих отделами, секторами и так далее. Если чиновник, например, работая на периферии в ранге губернатора области, проявил незаурядные способности реализовывать социальные и экономические проекты, то, конечно, он будет замечен в правительственных кругах. Его кандидатуру, вероятнее всего, внесут в кадровый резерв и при появлении необходимости и освобождении соответствующего места назначат на более высокую должность.

Заключение

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что кадровые резервы - это мощнейший и высокоэффективный инструмент во всей системе управления персоналом, позволяющий решать вопросы в самых широких масштабах и проводить политику на должном уровне.

Именно правильная и хорошо организованная работа способна принести соответствующие результаты. Кадровые резервы - это одно из самых сильных звеньев в организации и управлении любой структурой или образованием. Не зря говорят, что кадры решают все. Работа с кадровым резервом - прежде всего направленность на потребности компании, необходимости руководства и служащих и грамотное формирование резерва для дальнейшего совершенствования деятельности и профессионализма.

Теория управления персоналом в организации представляет собой систему знаний о роли человеческого фактора в организации, как целостной социально экономической системе. Процесс выделения управления персоналом в самостоятельную науку в мире был, в основном, завершен в 60-70-х годах XX века . Эволюция подходов к управлению персоналом в целом достаточно подробно представлена в работах Армстронга М., Егоршина А.П., Кибанова А.Я., Одегова Ю.Г. и др. , которые, как правило, рассматривают развитие СУП укрупнено, на стратегическом уровне, не углубляясь в детальную проработку отдельных направлений работы с человеческими ресурсами. Изучение развития данных направлений, выделение их особенностей и параметров на каждом из этапов позволит более детально осмыслить и структурировать теорию управления персоналом в целом. Не исключением в части детального описания этапов развития, применительно к определенной организации, является и СУКР руководителей. Учитывая особую значимость данного направления работы в любой организации, исследование зарождения, становления и достижения высокотехнологичного состояния данной системы является актуальной задачей современной теории управления персоналом.

Несмотря на достаточную проработанность методологии управления преемственностью, управления кадровым резервом руководителей в современной литературе по управлению персоналом, а также значительное количество примеров управления кадровым резервом руководителей, реализованных в практической работе НЯ -служб различных предприятий, выявлено отсутствие описания и опыта последовательного развития непосредственно самой СУКР, а также её составляющих. Как правило, авторы, рассматривающие вопросы УКР , приводят последовательность этапов непосредственно работы с резервом. Кроме указных примеров, Киба-нов А.Я. в работе приводит этапы системы служебнопрофессионального продвижения линейных руководителей.

Одним из вариантов описания поэтапного построения СУКР является предложение Екомасова В.В. (группа компаний «Белая Дача», г. Москва) , выраженное в формулировке задач для каждого из этапов работы с резервом. Он, как и большинство авторов, предлагает всю систему работы с кадровым резервом условно разделить на четыре этапа и строить систему в соответствии с целями и задачами компании, адаптируя или видоизменяя их в соответствии с конкретной ситуацией на рынке, финансовыми возможностями компании и стратегией ее развития. При внедрении системы работы с кадровым резервом в каждой конкретной компании в нее вносятся соответствующие дополнения и изменения; некоторые ее разделы расширяются, а некоторые, наоборот, - сводятся к необходимому минимуму. Автор указывает, что внедрение лишь отдельных пунктов данной схемы без последующего построения целостной системы работы с кадровым резервом может не дать ожидаемого эффекта и привести впоследствии как к моральным, так и к материальным потерям для компании.

По мнению Екомасова В.В., одной из главных задач первого этапа при формировании КР является построение эффективной системы работы с «резервистами». На втором этапе основная задача - это разработка системы конкурсного отбора на замещаемые должности, причем конкурс проводится в зависимости от потребностей компании как среди внешних специалистов, так и среди своих сотрудников. На третьем, наиболее трудном этапе, ставится задача развития профессиональных навыков и знаний «резервистов», необходимых им для успешной работы в резервируемой должности, и оценки эффективности работы с КР. Идеальным её решением является разработка программы корпоративного образования, частью которой является подготовка специалистов кадрового резерва. Задача четвертого этапа -так называемая «обкатка резервистов» или построение системы приобретения «резервистами» практического опыта работы по резервируемой должности, после чего «резервист» должен уметь справляться с задачами «резервируемого» в течение продолжительного времени и выполнять весь комплекс работ по данной должности. Однако автор, описывает задачи достаточно укрупнено, не указывая отдельных аспектов построения СУКР.

Отсутствие систематизированной информации по этапам развития СУКР явилось основанием для проведения исследований в данной области. Ввиду того, что автор данной работы принимал непосредственное участие в создании большинства элементов действующей СУКР одного из предприятий, которая содержит достаточное количество элементов для полноценного функционирования, анализ эволюции данной системы выполнен на основе изучения управления кадровым резервом рассматриваемого предприятия.

Исследования и анализ поэтапного развития СУКР позволили выделить этапы её формирования и становления, а также составляющие данной системы. Укрупнено выделены три основных этапа: начальный, становления и стабильного функционирования (табл. 2.6, рис. 2.4). Необходимо отметить, что отдельные направления системы существовали в различных стадиях развития в измененной форме до перехода к рыночным отношениям. В данной работе представлен анализ развития СУКР с начала рыночных отношений в РФ до настоящего времени.

Таблица 2.6

_

Параметр

Начальный

этап

Этап становления

Этап стабильного функционирования

1. Системный

управлению

резервом

Отсутствует

Формируется по

отдельным направлениям работы

Четко регламентированная и эффективно функциони

рующая система

2. Позиция кадровой службы при

управлении КР

Второстепенная функция без

единого централизованного

контрольного

Выделение отдельной функции

Создание специального подразделения по работе с резервом

3. Позиция высшего руководства при

управлении кадровым резервом

Отсутствие интереса или ситуативный интерес только при появлении вакансии руководителя

Декларативный интерес, ежегодный отчет о работе с резервом

Личное непосредственное участие при согласовании программ и бюджетов на подготовку, личные встречи с резервистами, ежемесячный контроль

4. Отношение

коллектива

Формальный подход, негативное отношение

Индифферентное отношение: отри

цания нет, но инициативу никто не проявляет

Положительное отношение, наличие инициативы у работников, наглядные результаты работы системы

5. Отношение резервистов к резерву

Восприятие как навязанную обязанность

или повинность

Нейтральное, скорее положительное

Осознанное устойчивое

понимание, что кадровый резерв - это принципиально

новые возможности

6. Информирование резервиста Н11-службой о включении в

Нет или информируют в момент исполнения обязанностей «постфактум»

Знакомят «под

роспись» со списком кадрового

Заблаговременно знакомят с проектом распоряжения «О включении в кадровый резерв»

7. Нормативная база

Декларативное Положение с общими фразами и слабо определенной («размытой») ответственностью

Создание комплекса положений

(управление резервом, стажировкой МС, назначение на должность)

Регламентация и формализация всех процессов УКР, реализация большинства из них в автоматизированной?7?Л-системе

8. Уровень автоматизации

процессов

Низкий уровень, списки

резерва составляются вручную Excel или Wont

Списки резерва

внесены в автоматизированную информационную систему

Формирование КР, подбор наиболее подходящих кандидатов по принципу наибольшего соответствия,

анализ показателей работы с резервом осуществляется с помощью ЕЛР-системы

9. Актуализация списков КР

1 раз в 3 года

1 раз в год

10. Требования к резервистам

Просто фиксация факта

наличия резервиста без требований к работнику

Требования определены Положением с широким диапазоном варьирования и возможностью применения отклонений от

регламента

Жесткие требования установлены и зафиксированы в базе данных автоматизированной системы ERP-

11. Отбор в резерв

По представлению руководителя подразделения (значительная субъективность)

Использование различных оценочных мероприятий (резул ьтаты стажи-ровки, обучения, аттестации, тестирования) с учетом мотивированного мнения руководителя

По принципу наибольшего соответствия квалификационным требованиям и результатам оценки выбирается на основании представления службы персонала

12.Включение в резерв

Устное сообщение резервисту, о резерве

знают только

начальник

структурного подразделения и работник НК

Составление списка резервистов по подразделению в произвольной форме с подписями

резервистов

Распоряжение «Об изменении состава кадрового резерва» по подразделению, с которым резервистов знакомят под роспись

кандидатов в

Опытные работники со

значительным стажем работы

Молодые специалисты после окончания стажировки

Системная работа со студентами выпускных курсов вузов через подписание гарантийных писем 1

14. Структурирование кадрового резерва

Общий список руководящих должностей и их резервистов по подразделению

Структурирование резерва по уровням должностей

Создание стратегического резерва первого руководителя предприятия

15. Планирование обучения управленческим

Назначенные

руководители

Резервисты без

учета перспективности

Резервисты на основе квалификационных требований должности в базе данных Е/?/ 5 -системы с учетом перспективности

16. Отбор кандидатов на обучение

Работник, отсутствие которого менее

всего скажется

на производственном процессе

По заявкам от подразделений на определенное количество человек с

возможностью замены (в виде исключения) от

дельных работников

Строго в соответствии с требованиями должности в базе данных?7?Р-системы, с учетом запланированной заявки, с учетом перспективности

17. Система обучения

Приглашение преподавателей без «имени», критерий при выборе - «подешевле»

Внедрение ситуационного обучения «под задачу». Создание Школы молодого специалиста, обучение резерва высшего

уровня в московских вузах

Создание комплексных

программ подготовки резерва как собственных, так и с привлеченными именитыми специалистами на основе определения необходимости в обучении

18. Индивидуальные планы

развития

Нет индивидуальных планов

или планы есть, но о них и об их содержании

знает только служба персонала

Есть формальные планы развития,

низкая степень

выполнения по

мероприятиям и

срокам. Разрабатываются резервистами самостоя

тельно или при формальном участии службы персонала

ИПР разрабатываются НК- службой совместно с непосредственными руководителями резервистов и руководителями СП при учете мнения резервистов; строгий контроль исполнения со стороны НК -службы и руководства организации;

активное привлечение наставников к реализации ИПР

Ориентация на теоретические знания без

учета специфики производства

Сочетание теории с практической (проектной) состав

ляющей, направленной на решение проблем повсе

дневной операционной деятельности

Сочетание теоретической подготовки с проектной деятельностью, ориентированное на реализацию стратегических целей компании

20. Исполнение обязанностей руководящих должностей

Обязанности

руководящих

должностей

исполняют

резервисты и не резервисты

Обязанности руководящих должностей исполняют

только резервисты

Ведется и автоматизирована оценка исполнения обязанностей резервистами.

Настройки?7?Р-систсмы не позволяют проводить оплату за исполнение обязанностей сотрудниками не из резерва

21. Стажировки молодых специалистов (МС)

Отсутствие

регламентации

и единого координационного центра,

работа «по

наитию», отсутствие или ситуативный контроль

Декларативное положение о работе (попытки формализации), создание отдельных

учебных курсов

молодых специалистов, ежегодный

контроль

Формализованная система, регламентированы бизнес-процессы, ежеквартальный контроль, выделение отдельной функции в рамках работы с резервом

22. Ожидание

назначения на

должность

Не определен период

3-5 лет благодаря подготовке именно

«горячего резерва»

Определен с точностью «+/-» 1 год, благодаря созданию положения «О стимулировании ухода на пенсию» и формированию института советников из бывших руководителей

23. Назначение на должность

Не более 50% из резерва

60-80% из резерва

Более 95% из резерва (процесс регламентирован в системе?7?Р-системе)

24. Внутренняя мотивация

резервистов

Отсутствие

мотивации

Мотивация только на занятие руководящей должности

Стремление занять руководящую должность для улучшения результатов

деятельности организации

25. Обратная связь

Нет обратной связи, меро

приятия однонаправленные

Ситуативная об

ратная связь по итогам обучающих мероприятий, при назначении на

должность

Регулярная обратная связь по всем направлениям работы с резервом

26. Оценка

состояния

управления

кадровым

резервом

Не ведется

Ручной учет отдельных показателей, возникновение вопросов об эффективности резерва при неудачной работе уже назначенного руководителя

Создание системы показателей мониторинга и оценки эффективности УКР с постоянным контролем в?7?Р-системе

Рисунок 2.5. Этапы развития системы управления кадровым резервом

Изменение отдельных параметров по степени развития можно описать более расширенно, например, параметр «Отбор в кадровый резерв» содержит 5 этапов развития/улучшения:

  • 1 этап - отбор на основе пожелания руководителя (личные и родственные связи).
  • 2 этап - отбор на основе личных качеств руководителем.
  • 3 этап - отбор на основе личных и профессиональных качеств руководителем.
  • 4 этап - отбор на основе оценки личных и профессиональных качеств службой персонала.
  • 5 этап - отбор на основе оценки личных и профессиональных качеств службой персонала с учетом имеющихся квалификаций для занятия должности в ЕЯР-системе.

На этапе стабильного функционирования обучение КР разделяется на обязательное (наличие необходимых квалификаций в соответствии с требованиями РосТехНадзора) и обучение управленческим навыкам, включающее аудиторное обучение (управление, менеджмент качества, планирование, оплата труда, трудовое законодательство), дистанционное обучение, самообразование, различные тренинги, работа во временных целевых группах. Происходит более качественное формирование кадрового резерва за счет ужесточения критериев, четкого позиционирования службы персонала как главного организатора этого процесса (создание отдельного подразделения, повышение роли оценочных процедур, исключение формального подхода при проведении проверок работы с кадровым резервом и взаимодействия с линейными руководителями в подразделениях, регулярный контроль данной деятельности). В части структурирования кадрового резерва в связи с тенденциями формирования крупных холдинговых структур, наряду с созданием стратегического резерва первого руководителя предприятия , необходимо формирование на предприятиях холдинга КР для головных офисов компаний.

Необходимо отметить, что представленные выше составляющие СУКР не могли развиваться параллельно развитию самой системы и равномерно между собой. Однако фиксация развития большинства из них на том или ином этапе способствовала отнесению системы к определенному этапу и корректной постановке цели по совершенствованию системы, актуальной именно для данного этапа развития.

Таким образом, наряду с другими перечисленными характеристиками СУКР, позволяющими отнести данную систему к наивысшему этапу развития, основной является всесторонняя (многоаспектная) количественная оценка эффективности и мониторинг состояния данной системы. Возможность улучшения УКР вследствие использования структурированной количественной информации и решения проблем, рассмотренных в разделе 2.9.1, обуславливает необходимость изучения существующих подходов к оценке состояния подобных систем, приводимых в теоретических трудах и специальной литературе в области рассматриваемого вопроса.

Складывающаяся политическая и экономическая структура в России требует создания новой системы государственного управления, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние и на политику в области подготовки и использования руководящих кадров федерального, территориального и местного уровней, в том числе и для организаций.

В связи с этим основные усилия в кадровой политике сосредоточиваются на создании хорошо подготовленного резерва кандидатов на должности руководителей новой формации, способных в сжатые сроки освоить новый участок работы и обеспечить эффективное решение стоящих перед ними задач. При этом упор делается на создание резерва не «вообще» подготовленных кандидатов, а на руководителей вполне определенного типа и уровня управления с учетом новых подходов к организации работы государственных структур и аппарата управления экономикой.

Наличие кадрового резерва позволяет заранее на плановой основе, по научно и практически обоснованной программе готовить кандидатов на вновь создаваемые и подлежащие замещению вакантные должности, эффективно организовать обучение и стажировку специалистов, включенных в резерв, рационально их использовать на различных направлениях и уровнях в системе управления.

По своему качественному и количественному составу резерв руководящих кадров должен отвечать действующим организационно-штатным структурам с учетом перспектив их развития. Резерв создается на все без исключения должности руководителей, осуществляющих функции управления на конкретном уровне.

Формирование резерва проводится на основе выводов аттестационных комиссий, базирующихся на объективной всесторонней оценке информации о деловых и личностных качествах кандидатов на руководящие должности. При этом в основу выводов таких комиссий должен быть положен анализ конкретных результатов профессиональной деятельности специалистов, достигнутых на различных этапах их работы в системе управления. Особое вынимание при этом уделяется уровню профессиональной и общеобразовательной подготовки, организаторским и аналитическим способностям, чувству ответственности за результаты работы, целеустремленности, умению обосновывать и принимать самостоятельные, ответственные решения. При выдвижении в резерв учитываются результаты оценки знаний кандидатов, полученных в ходе их обучения в системе повышения квалификации, заключения по итогам стажировок, тестирований и т.п., а также физическое состояние, способность переносить дополнительные нагрузки.

Работа по формированию резерва складывается из следующих этапов:

1. Составление прогноза предполагаемых изменений в составе руководящих кадров.

2. Оценка деловых и личностных качеств кандидатов в резерв на выдвижение.

3. Определение кандидатов в резерв.

4. Принятие решения о включении в резерв.

5. Согласование списка кандидатjd, включенных в резерв, с вышестоящими организациями.

При формировании резерва необходимо точно знать квалификационными требования, предъявляемые к той должности, на которую зачисляется в резерв специалист, учитывать, какие специальные знания и опыт необходимы в каждом конкретном случае для обеспечения высокопрофессионального руководства.

Ежегодно в декабре руководитель кадровой службы организации проводит подготовительную работу по выявлению кандидатов, достойных для зачисления в резерв. Затем состаиаяется предварительный список резерва кадров дяа выдвижения. Данный список обсуждается на заседании постоянно действующей комиссии, а затем утверждается руководителем организации.

Для проведения планомерной систематической работы с резервом кадров во всех организациях создаются постоянно действующие комиссии по работе с резервом. Эти комиссии должны способствовать качественной подготовке и действенной расстановке кадров, максимальному устранению субъективизма в оценке деловых и личностных качеств специалистов, зачисляемых в резерв.

Состав комиссии определяется и утверждается руководителем организации. В ее состав включаются: руководитель организации (заместитель, отвечающий за работу с кадрами), как председатель комиссии он отвечает за организацию работы с резервом; руководитель кадровой службы, как секретарь комиссии он ведет делопроизводство. осуществляет контроль за порядком и организацией работы с резервом; председатель профсоюзной организации; представители психологических служб и юристы, а также специалисты по направлению профессиональной деятельности.

Комиссия по работе с резервом регулярно проводит свои заседания, но не реже чем два раза в год. На ее заседаниях рассматриваются следующие вопросы: обеспечение качественного подбора, расстановки и подготовки кадров; формирование резерва кадров для выдвижения; анализ расстановки руководящих кадров и специалистов: подведение итогов работы с резервом кадров для выдвижения на руководящие должности; работа с руководителями структурных подразделений.

7.6.2. Планирование и организация работы с резервом кадров

Работа по подготовке резерва кадров носит целенаправленный, системный и плановый характер. Организация этой работы направлена на обеспечение качественной и интенсивной подготовки каждого специалиста к самостоятельной деятельности на новом, более высоком уровне.

Различия структуры и состава резерва, а также исходной подготовленности работников обусловливают принцип индивидуального подхода при выборе форм и методов работы, их очередности и продолжительности.

Работа со специалистами, включенными в состав резерва, проводится по плану, в котором предусматриваются конкретные мероприятия по приобретению необходимых теоретических, экономических и управленческих знаний, глубокому освоению характера работ, по выработке у специалиста умения и навыков руководства на уровне современных требований.

В систему этой работы входят: учеба в системе повышения квалификации руководящих работников с отрывом и без отрыва от производства; стажировка в должности, на которую специалист зачислен в резерв; временное замещение отсутствующих руководителей на период их командировок, отпусков; выезды в другие организации с целью изучения положительного опыта; участие в преподавательской работе в системе повышения квалификации; участие в проверках производственной деятельности организации и их подразделений; участие в подготовке и проведении конференций, семинаров и совещаний.

Планирование кадрового резерва имеет целью спрогнозировать персональные продвижения, их последовательность и сопутствующие им мероприятия. Оно требует проработки всей цепочки продвижений, перемещений, увольнений конкретных сотрудников.

В отечественных организациях разработан специальный экспертный лист, с помощью которого отбираются кандидаты при формировании плана кадрового резерва управленческого персонала.

Приведем пример.

ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ

Данный опрос проводится для формирования резерва управленческого персонала. Наиболее надежную оценку кандидату могут дать люди, работающие с ним непосредственно. Просим Вас выразить свое мнение о кандидате в резерв на руководящую должность.

Оцените человека, фамилия которого указана в столбце таблицы, по параметрам, указанным в строках таблицы. Для этого на пересечении столбца (ФИО кандидата) и строки соответствующего параметра поставьте оценку (от 1 до 7), которая, на Ваш взгляд, отражает степень выраженности данного параметра у этого кандидата.

(1 балл - данное качество практически отсутствует. 7 баллов - параметр максимально выражен)

В табл. 7.11 приводятся требования, предъявляемые к должности руководителя подразделения организации, которые используются для выбора кандидатов, зачисляемых в резерв.

План работы с резервом руководящих кадров организации включает следующие разделы: определение потребности в руководящих кадрах; подбор и изучение руководящих кадров; комплектование резерва, рассмотрение, согласование и утверждение резерва; работа с резервом руководящих кадров; контроль за подготовкой резерва руководящих кадров; определение готовности резерва руководящих кадров для назначения на должности.

Планы кадрового резерва могут составляться в виде схем замещения, которые имеют разнообразные формы в зависимости от особенностей и традиций различных организаций. Можно сказать, что схемы замещения представляют собой вариант схемы развития организационной структуры, ориентированной на конкретные личности с различными приоритетами. В основе индивидуально ориентированных схем замещения лежат типовые схемы замещения. Они разрабатываются службами уп рамени я персоналом под

Таблица 7.11. Требования, предъявляемые к должности руководителя подразделения

Физические характеристики

СУЩЕСТВЕННО

Здоровый. Способен работать много часов в интенсивном режиме

СУЩЕСТВЕННО

Умение рационально использовать время. Средняя степень знаний производственных процессов

Образование

ЖЕЛАТЕЛЬНО

Интеллект

ЖЕЛАТЕЛЬНО Выше среднего

Специальные знания

СУЩЕСТВЕННО

Всесторонние знания по планированию деятельности. Знания по формированию и развитию коллектива. Умение эффективно вести переговоры ЖЕЛАТЕЛЬНО

Знание закономерностей взаимодействия с людьми

Интересы

ЖЕЛАТЕЛЬНО

Практический интерес к завершению начатого дела. Стремление к применению различных методов управления в зависимости от ситуации

Особенности

поведения

СУЩЕСТВЕННО

Не ждет указаний. Принимает ответственность с готовностью. Способен противостоять давлению

Обстоятельства

ЖЕЛАТЕЛЬНО

При необходимости готов к поездкам

организационную структуру и представляют собой вариант концептуальной модели ротации рабочих мест.

Работа с кадровым резервом в отечественных организациях имеет богатый опыт. Рассмотрим, как она проводится в организациях России.

Основными критериями при подборе кандидатов в резерв являются: соответствующий уровень образования и профессиональной подготовки; опыт практической работы с людьми; организаторские способности; личностные качества; состояние здоровья, возраст.

Источниками формирования резерва кадров являются: квалифицированные специалисты; заместители руководителей подразделений; руководители низового уровня; дипломированные специалисты, занятые на производстве в качестве рабочих.

В организациях сложился определенный порядок отбора и зачисления в группу резерва кадров:

Отбор кандидатов должен проводиться на конкурсной основе среди специалистов в возрасте до 35 лет, положительно зарекомендовавших себя на практической работе и имеющих высшее образование;

Решение о включении работников в группы резерва принимает специальная комиссия и утверждает приказом по организации;

Для каждого работника (стажера) утверждается руководитель стажировки (основной) и руководитель каждого этапа стажировки, которые составляют индивидуальный план стажировки на каждом этапе;

Руководители стажеров, включенных в группу резерва кадров, получают материальное вознаграждение за успешное прохождение стажером этапов системы служебно-профес- сионального продвижения;

Стажеру устанавливается должностной оклад, соответствующий занимаемой им новой должности, но выше предыдущего оклада, причем на него распространяются все виды материального поощрения, предусмотренные для данной должности.

Обязанности стажера и руководителя стажировки приводятся в табл. 7.12.

На рис. 7.9 показана схема организации работы с кадровым резервом в одной из отечественных организаций.

Таблица 7.12. Обязанности стажера и руководителя стажировки

Обязанности стажера

Обязанности руководителя стажировки

Положительно и в срок выполнять индивидуальный план стажировки

На каждом этапе подготовки изучать и применять должностные инструкции заменяемого им руководителя и нести полную ответственность за свой участок работы

Выполнять замечания руководителей стажировки, руководствоваться их замечаниями и предложениями

Вести работу по выявлению и использованию резервов производства, внедрению рационализаторских предложений, экономии материальных ресурсов

Своевременно и высококачественно пройти запланированное теоретическое обучение

Составлять отчет о проделанной работе после прохождения каждого этапа подготовки и предложения по совершенствованию организации производства и управления

Соблюдать лично и обеспечить выполнение подчиненными правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, трудовой и производственной дисциплины

Знакомить стажера с новыми должностными обязанностями, положением о подразделении

Разрабатывать совместно со стажером индивидуальный планзадание на весь этап стажировки и содействовать его исполнению

Выдавать стажеру конкретные производственные задания для решения проблемных вопросов с определенным сроком их выполнения и предполагаемым конечным итогом

Способствовать формированию у стажера необходимого стиля и метода успешного руководства

Изучать профессиональные и личные качества стажера, его способности поддерживать деловые взаимоотношения с коллективом и руководителями различных уровней

Подготавливать заключение о работе стажера с предложениями по его дальнейшему использованию и представлять в соответствующее подразделение управления персоналом

7.6.3. Контроль за работой с кадровый резервом

Все лица, зачисленные в резерв, подлежат учету в кадровых службах. В личные дела кандидатов на выдвижение подшиваются аттестационные листы, документы о повышении квалификации, обучении в ИПК, на ФПК, в учебных центрах дополнительного профессионального образования при вузах, отчеты по результатам стажировок, характеристики.

В декабре каждого года во всех органах исполнительной власти территориального и отраслевого управления проводится анализ расстановки руководящих кадров, а также состояния резерва на выдвижение. При этом оценивается деятельность каждого зачисленного в резерв работника за минувший год, принимается решение либо оставить его в составе резерва, либо исключить.

Исключение из резерва кадров связано с неудовлетворительными показателями работы на вверенном участке по результатам аттестации, состоянием здоровья, выходом на пенсию и т.п.

Рис. 7.9. Схема организации работы с резервом

Консультант

В жесткой конкурентной борьбе, которая присуща практическому любому виду бизнеса, фору имеет тот, кто располагает мощным управленческим ресурсом. Действительно, талантливые начальники способны принимать верные решения и разрабатывать инновационные стратегические планы. Поэтому компании должны уделять большое внимание особой группе должностей – руководящему составу.

Этот процесс предполагает формирование кадрового резерва руководителей и неустанную работу с ним.

Предприятия — это:

Резерв потенциальных руководителей (работников на выдвижение ) — это некоторое количество сотрудников, которые по своим профессиональным и личностным качествам в любой момент могут быть переведены на запланированную руководящую должность.

Формирование кадрового резерва руководящего состава – это один важнейших стратегических видов деятельности компании, представляющий собой комплекс мероприятий по отбору и обучению потенциально возможных руководителей.

Кто может стать частью кадрового резерва организации?

  • Сотрудники компании, которые успешно прошли аттестацию и рекомендованы непосредственным начальством на выдвижение
  • В кадровый резерв предприятия могут входить молодые специалисты, успевшие отлично показать себя в деле
  • Работающие на предприятии сотрудники, которые удаленно получают образование в высших или профильных средне специальных учебных заведениях
  • Заместители действующих руководителей

Тренинги по основам менеджмента и вовлеченности для молодых специалистов проводит Алексей Широкопояс, Эксперт по развитию управленческих компетенций. Тренер-консультант. Главный редактор журнала .

8-926-210-84-19. [email protected]

Формировать кадровый резерв организации можно двумя способами: традиционно или по-современному

Традиционное видение формирования кадрового резерва предприятия предполагает подготовку конкретной замены для конкретной должности. Например, акционеры региональной крупной производственной компании, принимают решение поменять «пришлых» топ-менеджеров на местных работников. Для этого последние проходят надлежащую подготовку и обучение.

Современная система формирования кадрового резерва организации представляет собой кропотливую «работу с талантами». Среди сотрудников предприятия выявляются наиболее перспективные и талантливые, осуществляется их развитие на нынешнем рабочем месте. При этом выявляются их наиболее сильные стороны, после чего решается, на какой именно руководящей должности они принесут наибольшую пользу.

В подавляющем большинстве случаев компании используют традиционный метод создания руководящего кадрового резерва, так как он менее трудоемкий и затратный.

Однако каким бы методом вы ни решили воспользоваться, обязательным является соблюдение следующего ряда принципов:

  • Принцип плановости – необходимо учитывать объективную потребность компании в новых руководителях в условиях постоянного изменения экономических условий деятельности.
  • Принцип единства – одинаково качественно должны происходить подготовка руководителей для всех должностей.
  • Принцип непрерывности – развитие специалиста, который станет достойным руководителем, должна быть длительной и непрерывной. В некоторых случаях это длится несколько лет. Предполагается постоянное самообразование, оттачивание навыков на месте, а также посещение полезных мероприятий (курсов, тренингов и т.д.) с отрывом от производства.
  • Принцип «чем больше, тем лучше» — не бойтесь включить в кадровый резерв организации «ненужных» работников, остерегайтесь пропустить по-настоящему талантливого подчиненного. Однако есть и определенные количественные рамки: на одну «средне-руководящую» должность стоит записывать не более трех человек.
  • Принцип прозрачности и открытого списка – предоставьте возможность любому желающему работнику стать частью руководящего кадрового резерва предприятия, если он действительно удовлетворяет формальным критериям. Также должна оставаться возможность «вернуться» в список кандидатов тем, кто выбыл из него.
  • Принцип «не сотворения касты неприкасаемых » — вхождение в руководящий кадровый резерв организации не должно быть поводом для особых преференций. Этим людям не стоит устраивать льготный или привилегированный режим работы. Речь идет исключительно о благоприятных условиях для профессионального роста.
  • Принцип участия высшего руководства – действующие начальники должны обязательно работать с «подрастающим» поколением.
  • Принцип конфиденциальности и этичности – будьте внимательны с назначением руководителя из кадрового резерва предприятия. Оставшиеся в нем члены не должны почувствовать себя не у дел.
  • Принцип всеобщей гласности – предполагает, что общественность компании может в любой момент проверить, насколько качества находящихся в кадровом резерве организации соответствуют критериям отбора.

В процессе формирования кадрового резерва будущих руководителей решаются следующие важные задачи:

  • Подбор кадров для замены руководителей и создание плана для этих процедур
  • Обозначение необходимых требований к будущим начальникам
  • Выявление потенциально подходящих работников для кадрового резерва предприятия
  • Создание индивидуального плана профессионального роста и развития для каждого работника в кадровом резерве организации
  • Непосредственное обучение и повышение уровня отобранных специалистов
  • Анализ прогресса каждого работника в кадровом резерве предприятия
  • Перевод работника на новую должность и помощь в адаптационный период.
  • Определение фактической стоимости всех вышеперечисленных мероприятий.

В начале выявляются объективно наиболее важные должности, которые серьезно влияют на деятельность компании и ее результаты. Как правило, к ним относят главного руководителя, его заместителей, начальников отделов и других подразделений. Также речь может идти об узких специалистах более низкого ранга, но не менее важных для предприятия.

Количество важных должностей, для которых необходимо составлять кадровый резерв, отличается в зависимости от размера и особенностей предприятия. Например, в крупных транснациональных компаниях число резервистов колеблется от 30 до 200 человек.

С учетом чего должно осуществляться управление кадровым резервом организации?

  • Количество необходимых специалистов, которое может потребоваться вам в ближайшие 2-5 лет
  • Фактическое количество резервистов, имеющихся на данных момент
  • Примерный процент возможного выбытия участников кадрового резерва предприятия по причине выявленного в ходе работы несоответствия
  • Число действующих руководителей, которые, покинув свою должность, смогут быть полезными на другом участке.

Если вы правильно рассчитаете необходимое и достаточное число резервистов, вам удастся избежать ненужных издержек.

Помните, за время пребывания в кадровом резерве руководителей, сотрудник проходит колоссальную профессиональную и психологическую подготовку. В идеале он должен быть назначенным на предполагаемую должность и принести компании большую пользу. Некоторые остаются в кадровом резерве организации на срок больший, чем стандартные 2-5 лет. Учитывая, что среди формальных требований к резервистам нет данных о возрасте, может сложиться ситуация, когда потенциальный кандидат «перерастает» свою цель.

Если человек, состоящий в кадровом резерве предприятия, не видит реальных перспектив на протяжении многих лет пребывания в нем, он может потерять интерес к работе и уменьшить самоотдачу.

При формировании кадрового резерва организации необходимо избегать жесткого разделения будущих должностей: лучше, если он будет максимально мобильным. В этом случае вы сможете выбрать достойнейшего кандидата из всех при освобождении руководящей должности. Также можно будет найти применение хорошему специалисту даже в том случае, если запланированная ему вакансия так и не откроется. Существуют определенные сложности в создании корректного кадрового резерва предприятия: необходимо не только определить ключевые должности, но и предугадать, какие из них будут объективно нужны через 2-5 лет. Используйте для этого прогнозные показатели по отрасли, а также данные наблюдения за конкурентами, которые «старше» вас.

Существуют необходимые критерии, для отбора кандидата в кадровый резерв предприятия

  • Мобильность сотрудника (его готовность в любой момент сменить место работы и место проживания)
  • Способность выдерживать серьезные нагрузки психологические и физические.
  • Готовность освободиться от выполняемых ранее функций.

Если одно из условий не выполняется, кандидат не может быть принят в кадровый резерв организации.

Далее наступает второй этап – создание плана высвобождения руководящих вакансий. Для этого анализируется совокупность таких показателей, как возраст действующих руководителей, состояние здоровья, личные интересы, профессиональные перспективы. Полученный план станет основой для подготовки кадрового резерва предприятия.

На третьем этапе обозначаются необходимые требования к потенциальным руководителям. Определяется список личных и профессиональных качеств, которыми в обязательном порядке должен обладать будущий резервист. Можно использовать в данной работе пример действующего руководителя.

Приступая к непосредственному отбору, помните, процесс должен проходить в обстановке конфиденциальности. Анализируя каждую конкретную должность, применяйте к кандидатам следующие критерии отбора:

Критерии отбора в кадровый резерв организации

  • Соответствие совокупности индивидуальных характеристик каждого претендента образу идеального руководителя данного участка. Лучше применять в данном случае такие инструменты, как глубокое разностороннее индивидуальное тестирование, так как метод субъективной оценки не всегда эффективен, а метод экспертной оценки нарушит принцип конфиденциальности.
  • Наличествующие результаты текущей деятельности. Для этого используйте информацию из личного дела сотрудника, а также данные оценки его работы.
  • Степень готовности кандидата заступить на руководящую должность. Этот процесс должен происходить с использованием интуиции и опыта работников кадровой службы, другие методы – малоэффективны.

Все потенциальные резервисты проходят двухэтапный жесткий отбор. На каждом этапе претендентов оценивают с различных точек зрения.

  1. Вначале отсеивают явно неподходящих кандидатур. Для их выявления проводят сложные тесты, способные определить, насколько человек готов к дальнейшему развитию и личностному росту.
  2. На втором этапе из кандидатов, оставшихся после первого, отбирают лучших. Еще глубже анализируют его способности, навыки, таланты, а также потенциал развития.

Все отобранные резервисты условно делятся по следующему принципу:

  • Те, которые объективно могут стать руководителями ввиду имеющихся качеств и профессиональных качеств.
  • Те, которые обладают колоссальным потенциалом для развития.

Если человек попадает под обе категории, то он зачисляется в так называемый «ближний кадровый резерв предприятия». Те же, кто обладает лишь одной из данных характеристик — в «дальний кадровый резерв организации», который является для компании более дорогостоящим из-за необходимости проведения различных обучающих программ и мероприятий.

В процессе формирования кадрового резерва могут совершаться следующие ошибки:

  • Недостаточная сбалансированность структуры кадрового резерва (отсутствуют некоторые уровни управления среди зачисленных в резерв)
  • Отсутствие достойных проектов, которые дадут возможность резервистам продемонстрировать свои качества.
  • Неправильная мотивация кандидатов в кадровый резерв организации.

В процессе работы с отобранными лучшими резервистами они развиваются в трех направлениях: повышают профессиональные и отраслевые навыки, приобретают менеджерские знания, нарабатывают необходимый ситуативный опыт.

Человек, которому выпала честь состоять в должен постоянно чувствовать на себе внимание руководства к процессу своего роста. Развитие всех резервистов должно быть комплексным и всесторонним.

Компании, которые усвоили все требования к созданию кадрового руководящего кадрового резерва предприятия, не имеют проблем со сменой руководителей любого уровня. Их развитие характеризуется преемственностью успешных стратегий наряду с привнесением свежих инновационных идей.

— это важная составляющая эффективной работы подразделения. Управление кадровым резервом предприятия следует предоставлять только квалифицированным специалистам в кадровом вопросе.

Сущность и порядок формирования кадрового резерва

Наличие кадрового резерва дозволяет заранее на клановой основе, по научно и практически обоснованной программе гото­вить кандидатов на вновь создаваемые и подлежащие замещению вакантные должности, эффективно организовать обучение и ста­жировку специалистов, включенных в резерв, рационально их использовать на различных направлениях и уровнях в системе управления.

По своему качественному и количественному составу резерв руководящих кадров должен отвечать действующим организа­ционно-штатным структурам с учетом перспектив их развития. Резерв создается на все без исключения должности руководите­лей, осуществляющих функции управления на конкретном уровне.

Формирование резерва проводится на основе выводов аттес­тационных комиссий, базирующихся на объективной всесторон­ней оценке информации о деловых и личностных качествах кан­дидатов на руководящие должности. При этом в основу выводов таких комиссий должен быть положен анализ конкретных ре­зультатов профессиональной деятельности специалистов, дос­тигнутых на различных этапах их работы в системе управления. Особое вынимание при этом уделяется уровню профессиональ­ной и общеобразовательной подготовки, организаторским и ана­литическим способностям, чувству ответственности за результа­ты работы, целеустремленности» умению обосновывать и прини­мать самостоятельные, ответственные решения. При выдвижении в резерв учитываются результаты оценки знаний кандидатов, по­лученных в ходе их обучения в системе повышения квалифика­ции, заключения по итогам стажировок, тестирований и т.п., а также физическое состояние, способность переносить дополни­тельные нагрузки

Работа по формированию резерва складывается из следую­щих этапов:

1. Составление прогноза предполагаемых изменений в составе руководящих кадров.

2. Оценка деловых и личностных качеств кандидатов в резерв на выдвижение.

3. Определение кандидатов в резерв.



4. Принятие решения о включении в резерв.

5. Согласование списка кандидатов, включенных в резерв, с вышестоящими организациями.

При формировании резерва необходимо точно знать квали­фикационные требования, предъявляемые к той должности, на которую зачисляется в резерв специалист, учитывать, какие специальные знания и опыт необходимы в каждом конкретном случае для обеспечения высокопрофессионального руковод­ства.

Ежегодно в декабре руководитель кадровой службы органи­зации проводит подготовительную работу по выявлению кан­дидатов, достойных для зачисления в резерв. Затем составляется предварительный список резерва кадров для выдвижения. Дан­ный список обсуждается на заседании постоянно действующей комиссии, а затем утверждается руководителем организации.

Состав комиссии определяется и утверждается руководите­лем организации. В ее состав включаются: руководитель органи­зации (заместитель, отвечающий за работу с кадрами), как председатель комиссии он отвечает за организацию работы с резервом, руководитель кадровой службы, как секретарь комис­сии он ведет делопроизводство, осуществляет контроль за по­рядком и организацией работы с резервом; председатель проф­союзной организации; представители психологических служб и юристы, а также специалисты по направлению профессиональ­ной деятельности.

Комиссия по работе с резервом проводит регулярно свои заседания, но не реже чем два раза в год. На ее заседаниях рас­сматриваются следующие вопросы, обеспечение качественного подбора, расстановки и подготовки кадров; формирование ре­зерва кадров для выдвижения, анализ расстановки руководя­щих кадров и специалистов; подведение итогов работы с резер­вом кадров для выдвижения на руководящие должности, работа с руководителями структурных подразделений.

Планирование и организация работы с резервом кадров

Работа по подготовке резерва кадров носит целенаправлен­ный, системный и плановый характер. Организация этой рабо­ты направлена на обеспечение качественной и интенсивной подготовки каждого специалиста к самостоятельной деятельно­сти на новом, более высоком уровне.

В систему этой работы входят: учеба в системе повышения квалификации руководящих работников с отрывом и без отры­ва от производства; стажировка в должности, на которую за­числен в резерв; временное замещение отсутствующих руково­дителей на период их командировок, отпусков; выезды в другие организации с целью изучения положительного опыта; участие в преподавательской работе в системе повышения квалифика­ции; участие в проверках производственной деятельности орга­низации и их подразделений; участие в подготовке и проведе­нии конференций, семинаров и совещаний.

Планирование кадрового резерва имеет целью спрогнозиро­вать персональные продвижения, их последовательность и со­путствующие им мероприятия. Оно требует проработки всей цепочки продвижений, перемещений, увольнении конкретных сотрудников.

В отечественных организациях разработан специальный экс­пертный лист, с помощью которого отбираются кандидаты при формировании плана кадрового резерва управленческого пер­сонала.

Приведем пример.

ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ

Данный опрос проводится для формирования резерва управленческого персонала, Наиболее надежную оценку кандидату могут дать люди, работающие с ним непосредственно. Просим Вас выразить свое мнение о кандидате в ре­зерв на руководящую должность.

Оцените человека, фамилия которого указана в столбце таблицы, по пара­метрам, указанным в строках таблицы. Для этого в клетке пересечения столбца (ФИО кандидата) и строки соответствующего параметра поставьте оценку (от 1 до 7), которая, на Ваш взгляд, отражает степень выраженности данного па­раметра у этого кандидата.

(1 балл - данное качество практически отсутствует, 7 баллов - параметр мак­симально выражен).

ПАРАМЕТРЫ И.И.Иванов
1. Уровень профессиональной подготовки (обладает ли кандидат достаточным профессиональными знаниями и навыками, специфичными для деятельности подразделения, в котором он работает?)
2.Уровень знания нормативных актов, регламентирующих деятельность подразделения (обладает ли кандидат достаточными знаниями нормативных актов, использует ли в работе опыт отечественных и зарубежных организаций?)
3. 3нание способов решения профессиональных проблем (насколько кандидат хорошо ориентируется, к кому и по каким вопросам следует обращаться, где получить необходимую информацию, в чьей компетенции решение возникающих проблем?)
4. Умение работать с документами (насколько хорошо кандидат знает правила составления и оформления деловых бумаг, ориентируется в том, какие документа следует готовить руководителю, какие поручать подчиненным?)
5. Умение работать с людьми (умеет ли кандидат четко и доходчиво пояснить задание, своевременно проконтролировать выполнение задания, ориентируется ли в деловых возможностях подчиненных или коллег?)
6. Способность к деловому общению (умеет ли кандидат выслушать и понять собеседника, дос­тичь взаимопонимания и убедительно высказать свои мысли в беседе, выступлении?)
7. Умение организовать эффективную работу группы {насколько хорошо кандидат умеет ставить цели работы, распределять задания, планировать деятельность группы?)
8. Ответственность (насколько реалистична оценка кандидатом собственных возможностей? Всегда ли выполняет взятые на себя обязательства?)
9. Умение доводить дело до конца (способен ли кандидат довести дело до конца без напоминаний, постоянного контроля со стороны руководства?)
10. Умение ориентироваться в сложной ситуации (как ведет себя кандидат при возникновении непредвиденных, сложных ситуаций? Способен ли он правильно ориентироваться и принять решение?)

В табл. 7.11. приводятся требования, предъявляемые к долж­ности руководителя подразделения организации, которые ис­пользуются для выбора кандидатов, зачисляемых в резерв.

План работы с резервом руководящих кадров организации включает следующие разделы: определение потребности в руко­водящих кадрах; подбор и изучение руководящих кадров; комп­лектование резерва, рассмотрение, согласование и утверждение резерва; работа с резервом руководящих кадров; контроль за подготовкой резерва руководящих кадров; определение готовно­сти резерва руководящих кадров для назначения на должности.