Политика перестройки 1985 1991. Последствия перестройки

Введение

К середине 1980-х гг. советская система управления оказалась в состоянии острейшего системного кризиса. Одной из основных причин кризиса было превращение партийного аппарата в некий привилегированный слой общества. Правящая верхушка проповедовала двойную мораль, что дискредитировало ее в глазах народа. Народное доверие к властям и существующей политической системе резко падало.

В условиях однопартийной системы, выборы в органы власти носили чисто формальный характер, являлись безальтернативными и в конечном счете, служили только прикрытием для сохранения номенклатурного принципа подбора и расстановки кадров. Выборы в члены районных, областных (краевых), республиканских комитетов партии и на съезды КПСС, происходили путем выборов делегатов от первичных организаций по спущенному сверху, заранее утвержденному списку. Отсутствие информации и какого-либо контроля вело к ухудшению состояния партийно-государственного аппарата и вызывало все большее народное недовольство.

История и итоги перестройки в СССР 1985-1991 гг. сегодня не утратила своей остроты, поскольку, являясь частью истории нашей страны, она накладывает отпечаток на нынешнее положение дел во внутренней и внешней политике России. Актуальность изучения причин неудачи модернизации страны незадолго до распада СССР заключается в том, что это время глобальных перемен в жизни общества, затронувшее не просто одну страну, а содружество народов, огромную державу. События тех дней по-прежнему вызывают много споров и порождают множество исследований.

Целью данной работы является анализ причин неудавшейся перестройки СССР в 1985-1991 гг.

Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:

1. Рассмотреть причины и цели перестройки

2. Выделить этапы перестройки

3. Проанализировать события, приведшие к распаду СССР

4. Проанализировать причины неудачи модернизации

Объектом исследования являются общественные отношения, существовавшие в период перестроечных реформ, а предметом - период перестройки в СССР.

Причины перестройки в СССР

Причины и цели перестройки

Усиливавшаяся в конце 1970-х - начале 1980-х гг. консервация политических и государственных структур делала очевидной неспособность руководства страны вывести общество из кризиса, который приобретал системный характер. Во всех сферах жизни общества нарастали негативные явления, сопровождавшиеся равнодушием, социальной апатией граждан. Одной из главных причин растущего политического отчуждения являлся утвердившийся в эпоху Сталина и реанимированный в годы застоя командно-административный стиль руководства.

Кроме того, в стране существовал и экономический кризис. Сельское хозяйство находилось в разрушенном состоянии, промышленность не развивалась, поскольку большая часть усилий государственной власти была направлена на поддержание «гонки вооружений» во внешней политике. Страны социализма зависели от дотаций Советского Союза, то есть крах страны все приближался. Это время называют периодом «застоя».

Также были сопутствующие предпосылки и причины перестройки в СССР: старение советской элиты, средний возраст которой был в пределах 70 лет; молодое население страны испытывало большое недоверие к властям, то есть кризис наблюдался и в идеологической сфере. В этой ситуации настоятельной становилась смена отжившего свой век хозяйственного механизма, самих методов управления страной и обществом. В то же время все меньше людей верили в истинность декларируемых властью коммунистических ценностей. О кризисном состоянии общества свидетельствовали и зарождение и развитие диссидентского движения во всех регионах СССР, по сути, представлявшего начало формирования элементов «антисистемы» в рамках существующей политической системы.

Все эти факторы привели к осознанию перемен, необходимых для дальнейшего развития советского общества, ставший генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 года М. С. Горбачев олицетворял эти перемены.

9 февраля 1984 г. умер Ю. В. Андропов, руководивший страной неполные 15 месяцев. И хотя его меры по преодолению кризиса власти в стране народ встречал с одобрением, поскольку все устали от чиновничьего произвола и хотели видеть перемены, результатов они не приносили. История государственного управления: учебник для бакалавров / Н.А. Омельченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт. 2013. - с.402

После смерти Андропова главой КПСС, а затем и государства стал 73-летний К.У. Черненко, с назначением которого стареющая номенклатура связывала надежды на спасение существующей системы и сохранение своих позиций во властных структурах. Однако, как показали дальнейшие события, старый и больной руководитель партии и государства не годился для этой роли. Не только в обществе, но и в самом партийном руководстве росло осознание необходимости радикальной перестройки управления государством и обществом.

Черненко умер в марте 1985 г. На состоявшемся 11 марта Пленуме ЦК КПСС, новым Генеральным секретарем ЦК был избран М. С. Горбачев, быстро выдвинувшийся на вершину партийной пирамиды и занимавший к этому времени положение второго человека в партии. Его непродолжительное по историческим меркам руководство страной (менее 7 лет) не только отличалось невероятным по своему драматизму развитием событий, но и знаменовало собой последний, завершающий этап советской государственности. Там же, с.403

Цели правительством в проведении перестройки ставились масштабные. Во-первых, в планы руководства входило обновление производственной базы страны в техническом плане. Предполагалось модернизировать производство и увеличить выпуск машин и оборудования, однако, не за счет улучшения работы предприятий, а за счет ужесточения трудовой дисциплины, введения государственного контроля качества выпускаемой продукции.

Во-вторых, на новый уровень планировалось перевести и экономические отношения внутри Союза. В середине 1990-х гг. руководство страны приняло решение ввести понятие частной собственности на средства производства. Предусматривалось и серьезное изменение инвестиционной политики: сокращение дорогостоящего капитального строительства и ускорение технического перевооружения предприятий.

Однако, все это не было подкреплено какой бы то ни было программой конкретных преобразований, и результаты таких действий будут рассмотрены ниже. История государственного управления в России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504) / Под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. -- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - с.273


Советский Союз в 1985 - 1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота в 1991 г. и её провал; распад СССР; Беловежские соглашения.

1.Перестройка в СССР. Экономические реформы.
2.Политические реформы в СССР 1985 - 1991 гг.
3.Национальная политика и межнациональные отношения в СССР 1985 - 1991 гг.

Перестройкой принято называть период с марта 1985 по декабрь 1991 ᴦ., когда в СССР были предприняты экономические, политические, социальные, правовые и другие реформы, чтобы осуществить «всестороннее совершенствование социализма» и придать ему новый, более привлекательный облик как внутри страны, так и за её пределами.
Необходимость реформирования социализма диктовали следующие факторы:
снижение от пятилетки к пятилетке ᴛᴇᴍпов развития экономики и её предкризисное состояние к середине 80-х гг.;
неспособность советской экономики обеспечить должный технологический прорыв в новейших областях научно-технического прогресса (компьютеризация, биотехнология, генная инженерия, ресурсосбережение и др.);
постоянное и хроническое отставание развития социальной сферы от потребностей населения и общества в целом (жильё, медицинское обслуживание, обеспечение необходимыми промышленными товарами и т. д.);
серьёзные проблемы, существовавшие в сельском хозяйстве: явно обозначившиеся тенденции экономического оскудения села, неспособность в полной мере обеспечить страну продуктами питания и другой сельскохозяйственной продукцией;
деградация и дальнейшая бюрократизация партийного руководства, его невосприимчивость к реалиям современного мира;
разрастание, несмотря на жёсткий партийный и государственный контроль, таких явлений, как теневая экономика и коррупция во властных эшелонах, усиление оппозиционных настроений в советском обществе;
обострение конфронтации с Западом и необходимость разработки новых подходов во внешней политике;
все возраставший разрыв между оценкой ситуации в стране в документах КПСС и декларациях партийного руководства и реальной жизнью.
Перестройка в СССР началась сверху. В марте 1985 г. после смерти К. У. Черненко на должность Генерального секретаря ЦК КПСС был избран 54 - летний М. С. Горбачёв. На апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС он провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны, который был конкретизирован на XVII съезде КПСС в феврале - марте 1986 г. Курс на ускорение предполагал приоритетное развитие машиностроения на основе использования достижений научно-технического прогресса, а также проведение сильной социальной политики и активизацию «человеческого фактора».
В результате этого курса страна должна была на основе социализма выйти из состояния застоя. Не ставились под сомнения основные принципы существования Советского государства: руководящая роль КПСС, административно-командная сисᴛᴇᴍа управления и нерыночная, сверхцентрализованная, государственно-монополизированная экономика.
Термин «перестройка» начал широко пременяться только после январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, который был посвящен вопросам кадровой политики.
Перестройка, как и курс на ускорение, предусматривала «обновление социализма» и должна была придать ему больший динамизм, преодолеть застой и сломать механизм торможения.
При этом все эти традиционные шаᴦᴎ не дали серьезных экономических результатов. Относительное улучшение экономических показателей 1985 г. можно объяснить только самим интузиазмом народа, у которого появилась новая перспектива. Необходима была и смена кадров управления экономикой, и разработка новой стратеᴦᴎи экономического развития. Эта работа началась после назначения осенью 1985 г. Председателем Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова. К работе над проектом реформы были привлечены известные экономисты - Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, Т. И. Заславская и др. К лету 1987 г. работа была завершена.
Реформа исходила из идеи сохранения плановой экономики.
Тем не менее, предполагалось внесение серьёзных изменений в существующую экономическую модель. В общих чертах они предусматривали:
расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
постепенное возрождение частного сектора экономики (на начальном этапе - через развитие производственной кооперации);
отказ от монополии внешней торговли;
более глубокая интеграция в мировой рынок;
сокращение числа отраслевых министерств и ведомств;
признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами - агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств);
возможность закрытия убыточных предприятий;
создание банковской сети.
Ключевым документом реформы стал принятый тогда же «Закон о государственном предприятии», предусматривавший значительное расширение прав предприятий. Им, в частности, разрешалось вести самостоятельную экономическую деятельность после выполнения обязательного государственного заказа. При этом, воспользовавшись этой оговоркой, министерства устанавливали госзаказ практически на весь объем производства. Централизованной оставалась и система снабжения предприятий материальными ресурсами. Государственный контроль сохранялся и над сисᴛᴇᴍой ценообразования. Все эти условия не давали предприятиям реальной возможности самостоятельной экономической деятельности.
Тем не менее, одним из немногих результатов реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике. Но шёл этот процесс с огромным трудом, так как для него был необходим первоначальный капитал. Ограничена была и разрешенная сфера деятельности частных предпринимателей: она разрешалась только в 30 видах производства и сферы услуг, где государство не могло само удовлетворить потребностей населения. Всё это вело к тому, что началась легализация «теневой экономики», в которой заметное место занимали и представители номенклатуры, скопившие немалые средства на коррупции и казнокрадстве. По самым скромным подсчётам, ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд. рублей.
С самого начала «перестройки» лидеры страны объявили о социальной ориентации реформ. Предполагалось в течение пяти лет 3 раза сократить применение ручного труда. С учётом роста цен увеличить почти на 30 % зарплату работникам производственной сферы. За счёт снятия ограничений с подсобного хозяйства уравнять доходы горожан и крестьян. Через общественные фонды потребления доходы на душу населения должны были увеличиться ещё на 600 рублей в месяц.
Началась школьная реформа, главным направлением которой должно было стать предоставление большей самостоятельности учебным заведениям.
Аналогичные меры были приняты и в сфере здравоохранения.
Особое внимание намечалось уделить развитию культурно-просветительских учреждений, в первую очередь на селе (за пять лет предполагалось построить в сельской местности более 500 районных дворцов культуры и 5,5 тыс. клубов).
При этом нарастание экономических трудностей сделало невозможным реализацию этих планов. Единственное, чего удалось достичь, - опережающего возможности производства роста заработной платы. Её размер увеличился со 190 рублей в 1985 г. до 530 рублей в 1991 г. В то же время сокращались объемы производства важнейших товаров. В результате неудовлетворённый спрос населения на товары и услуги в 1990 г. составил 165 млрд. рублей (275 млрд. долларов по официальному курсу). Их дефицит привел к введению «визитных карточек покупателя», без которых купить было ничего невозможно.
Со временем стало ясно, что без перехода к рыночной экономике не обойтись.
Горбачёв согласился на поэтапный переход к рынку. На первом этапе предполагалось перевести часть предприятий на аренду, обеспечить демонополизацию экономики, начать разгосударствление собственности (если в 1970 г. удельный вес государственной собственности составлял 80 %, то в 1988 г. - уже 88 %). Это были правильные ориентиры, ᴛᴇᴍ более, что можно было проводить их под контролем государства. Но реализация большинства этих мер была отложена до 1991 - 1995 гг.
В сельском хозяйстве ситуация складывалась ещё более траᴦᴎчно. Даже первый опыт передачи в аренду земли и создания фермерских хозяйств показывал, что можно в короткий срок добиться высоких результатов. Архангельский фермер Николай Сивков с двумя помощниками сдавал молоко и мяса больше, чем целый совхоз, в котором он раньше работал. Не решившись на передачу крестьянам земли в частную собственность, Горбачёв разрешил 50-летнюю аренду земли у колхозов и совхозов (которым она была ещё в 30-е годы передана в вечное пользование). Но те не спешили поддерживать возможных конкурентов. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось только 2 % возделываемых земель и содержалось 3 % поголовья скота. Не получили хозяйственной самостоятельности и сами колхозы и совхозы, по-прежнему опутанные мелочной опекой местных властей.
Ни одно из предложенных властями экономических нововведений так и не работало.
Стремительное падение уровня жизни населения с лета 1989 г. привело к росту забастовочного движения по всей стране. Власти стремились ослабить социальную напряженность массовыми закупками продовольствия за границей.
За шесть лет золотой запас страны сократился в десять раз и составил 240 т. Вместо привлечения инвестиций начались крупные внешние заимствования за границей. Внешний долг СССР к лету 1991 г. значительно увеличился.
Поскольку союзное правительство затяᴦᴎвало решение экономических проблем, республики Союза начали разрабатывать собственные программы экономических преобразований. После принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) правительство Российской Федерации поддержало разработанную группой экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским программу «500 дней». Она предполагала за этот короткий срок провести приватизацию государственных предприятий, значительно ограничить экономические полномочия центра.
распад ссср перестройка
После отказа Горбачёва одобрить эту программу руководство России заявило, что начнёт её реализацию в одностороннем порядке. Причём это означало уже не частичное обновление прежней экономической системы, а её полный демонтаж. Становилось ясно, что политическая борьба вокруг содержания, темпов и методов реформы экономики вступает в решающую фазу.
Главными причинами неудач экономического реформирования в годы «перестройки» стали:
непрерывные корректировки принимаемых экономических реформ;
промедление в осуществлении уже принятых решений;
начало демонтажа прежней вертикали управления экономикой без создания новых механизмов управления;
отставание процессов экономического реформирования от быстрых перемен в политической и духовной сферах жизни;
обострение проблемы национального сепаратизма и ослабление роли центра;
активизация политической борьбы вокруг путей экономического развития страны;
утрата населением веры в способность Горбачева добиться реальных перемен к лучшему.
К лету 1991 г. экономические реформы Горбачёва потерпели окончательный крах.
Таким образом, советская экономика в своем развитии в 1985 - 1991 гг. прошла сложный путь от планово-директивной модели к рыночной. Это означало полный демонтаж сисᴛᴇᴍы управления экономикой, работавшей десятки лет. При этом и экономической сисᴛᴇᴍы, основанной на материальном стимулировании производителя, создать так и не удалось. В результате прежние структуры управления оказались разрушены, а новые созданы не были. Коллапс советской экономики в этих условиях был неизбежен.
Важной вехой политических реформ и демократизации общества стали решения XIX Всесоюзной партийной конференции КПСС (28 июня - 1 июля 1988 г.). Они предусматривали реформирование государственной системы, расширение гласности, борьбу с бюрократизмом, а главное - переход реальной власти от КПСС к Советам.
Однако при этом не была учтена особая роль КПСС в государстве, сложившаяся за весь период советской власти, поэтому быстрое, осуществленное без предварительной подготовки отстранение партии от руководства привело к потере управляемости страной, так как Советы, фактически не участвовавшие в управлении государством, не успели набрать ни опыта, ни авторитета.
В соответствии с решениями XIX партконференции в декабре 1988 г. Верховный Совет СССР внес соответствующие поправки в Конституцию 1977 г. и принял новый Закон о выборах народных депутатов. Учреждался новый высший законодательный орган - Съезд народных депутатов СССР в количестве 2250 человек. Съезд избирал из своего состава постоянно действующий парламент - Верховный Совет - и его главу - Председателя Верховного Совета СССР. Аналогичные структуры власти создавались в союзных и автономных республиках. В ходе выборов Советов всех уровней предусматривалось выдвижение нескольких кандидатов на одно место депутата.
Весной 1989 г. состоялись выборы делегатов на I съезд народных депутатов СССР. Они проходили в острой политической борьбе между сторонниками и противниками реформ и проведения перестройки в целом.
I съезд народных депутатов СССР состоялся в мае - июне 1989 г. в Москве. Его работа широко транслировалась средствами массовой информации и вызвала огромный интерес как в СССР, так и в мире. На съезде развернулись острые дебаты практически по всем вопросам.
На съезде М. С. Горбачёв был избран Председателем Верховного Совета СССР, хотя его популярность в это время заметно снизилась. Н. И. Рыжков стал Председателем Совета Министров СССР.
Первоначально курс на ускорение и перестройку не предполагал радикальных изменений в политической системе Советского государства. Не ставились под сомнение руководящая роль КПСС, сисᴛᴇᴍа выборов в Советы, принципы деятельности государственных и общественных организаций. При этом провал курса на ускорение социально-экономического развития страны, а также нарастание кризисных явлений в экономике и социальных отношениях свидетельствовали о необходимости политических преобразований.
Важным симптомом изменений в политическом курсе (в первую очередь, в области прав человека) стало освобождение в декабре 1986 г. (по личному указанию М. С. Горбачёва) из горьковской ссылки академика А. Д. Сахарова, который сразу же активно включился в политическую жизнь. Вскоре были освобождены из тюрем и лагерей ещё около 100 диссидентов.
Изменениям подвергалась и кадровая политика КПСС. С одной стороны, заменялись неспособные, бездеятельные, чем-то себя запятнавшие руководители, а с другой - те, кто выступал против Горбачёва и его курса. С 1985 по 1991 гг. было заменено подавляющее большинство партийных и советских руководителей как в центре, так и на местах. Январский Пленум ЦК КПСС 1987 г. признал необходимым в целях ускорения реформ вести кадровую работу на основе главного критерия - руководители должны поддерживать курс на ускорение и перестройку. В результате Горбачёв встретил серьёзное сопротивление со стороны различных слоев партийного руководства.
На этом же пленуме Горбачёв предложил проводить выборы в Советы, Включая в бюллетени для тайного голосования несколько кандидатур, а не одну, как было раньше. Первые такие выборы в местные Советы состоялись летом 1987 ᴦ., но основная масса депутатов была избрана по-прежнему, на безальтернативной основе.
С 1987 г. все более отчётливо стала проводиться линия на демократизацию и гласность, что вызвало недовольство не только в местных, но и в высших эшелонах власти. В руководстве ЦК КПСС консервативные силы пытались опереться на члена Политбюро Е. К. Лигачева. Во главе радикальных сил стал первый секретарь МГК КПСС Б. Н. Ельцин, который на Пленуме ЦК КПСС в октябре 1987 г. подверг критике медленные ᴛᴇᴍпы перестройки. Вскоре Ельцин ушел в отставку и поучил второстепенный пост председателя Госстроя СССР, но он стал символом тех, кто хотел более решительных преобразований. Горбачёв в этих условиях пытался занять центристскую позицию, маневрируя между консерваторами и радикалами.
На I съезде народных депутатов СССР произошло окончательное разделение сторонников перестройки на умеренных во главе с М. С. Горбачёвым и радикалов, ведущую роль среди которых иᴦрали А. Д. Сахаров и Б. Н. Ельцин. (После смерти А. Д. Сахарова в декабре 1989 г. Ельцин стал лидером радикально настроенных сил). С этого периода усилилась борьба между Горбачёвым и Ельциным за лидерство в реформаторском процессе, завершавшаяся в конце 1991 г.
В марте 1990 г. состоялся III внеочередной съезд народных депутатов СССР. На нем была отменена 6-я статья Конституции СССР, которая законодательно закрепляла руководящую роль КПСС в Советском государстве. М. С. Горбачёв был избран Президентом СССР. Эта должность вводилась в нашей стране впервые. При этом президентская система слабо сочеталась с властью Советов. Это также повлияло на дальнейшее обострение ситуации, так как власть Советов предполагала не разделение властей, а полновластие Советов.
К этому времени явно обозначился общий кризис в КПСС. Начался массовый выход из неё членов партии. За период 1985 - 1991 гг. партия сократилась с 21 млн. до 15 млн. человек.
Одновременно в конце 80-х - начале 90-х гг. стала формироваться многопартийность в стране: возникали разнообразные политические движения, партии, организации. В союзных республиках появились Народные фронты. В Москве сформировались движение Демократическая Россия, Либерально-демократическая партия СССР (впоследствии Либерально-демократическая партия России - ЛДПР), Коммунистическая партия РСФСР (впоследствии Коммунистическая партия Российской Федерации - КПРФ), Демократическая партия России и др.
При этом подавляющее большинство возникших политических партий предлагали ориентироваться не на социализм, а на западную модель.
Летом 1990 г. Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б. Н. Ельцин. Российское правительство было сформировано из его сторонников и начало подготовку программы радикальных экономических реформ.
12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин одержал убедительную победу на первых президентских выборах в России.
М. С. Горбачёв к этому времени уже показал неспособность к эффективному руководству страной, потерял былую популярность среди подавляющего большинства населения. К концу 1990 г. он занимал посты Президента СССР, Генерального секретаря ЦК КПСС, Верховного главнокомандующего вооруженными силами страны, возглавил Совет Федерации и Совет Безопасности СССР, получил право непосредственно руководить правительством. При этом, чем больше он формально концентрировал в своих руках власть, ᴛᴇᴍ меньшей реальной властью обладал. Политические реформы вместо укрепления позиций социализма приводили к обратным результатам. В стране назревал политический кризис.
Демократизация общественной жизни не могла не коснуться сферы межнациональных отношений. Годами копившиеся проблемы, которые власти долго старались не замечать, проявились в резких формах сразу, как только повеяло свободой. Первые открытые массовые выступления прошли в знак не согласия с сокращавшимся из года в год числом национальных школ и стремлением расширить сферу применения русского языка.
Попытки Горбачёва оᴦраничить силу национальных элит вызвали ещё более активные протесты в ряде республик. В декабре 1986 г. в знак протеста против назначения первым секретарем ЦК Компартии Казахстана русского Г.В. Колбина вместо Д.А. Кунаева многотысячные демонстрации, перешедшие в беспорядки, состоялись в Алма-Ате. Расследование злоупотреблений властью, имевших место в Узбекистане, вызвало массовое недовольство в этой республике.
Ещё более активно, чем в прежние годы, звучали требования о воссоздании автономии крымских татар, немцев Поволжья.
При этом зоной самых острых межнациональных конфликтов стало Закавказье.
Β 1987 г. в Нагорном Карабахе (Азербайджанская ССР) начались массовые волнения армян, составлявшие большинство населения этой автономной области. Они требовали передачи территории НКАО в состав Армянской ССР. Обещание союзных властей «рассмотреть» этот вопрос было воспринято как согласие с требованием армянской стороны. А это привело к поᴦромам армянских семей в Сумгаите (АзССР). Характерно, что партийный аппарат обеих республик не только не препятствовал межнациональному конфликту, но и сам активно участвовал в создании национальных движений.
Горбачёв отдал приказ ввести в Сумгаит войска и объявить комендантский час. Таких мер СССР ещё не знал.
На фоне карабахского конфликта и бессилия союзных властей в мае 1988 г. были созданы народные фронты в Латвии, Литве, Эстонии. Если вначале они выступали «в поддержку перестройки», то уже через несколько месяцев объявили конечной целью выход из состава СССР. Наиболее массовой и радикальной из этих организаций стал «Саюдис» (Литва). Вскоре под их давлением Верховные Советы прибалтийских республик приняли решение о провозглашении национальных языков государственными и лишении этого статуса русского языка.
Требование о введении родного языка в государственных и учебных заведениях звучало на Украине, в Белоруссии, Молдавии.
В республиках Закавказья обострились межнациональные отношения не только между республиками, но и внутри их (между ᴦрузинами и абхазами, ᴦрузинами и осетинами и др.).
В среднеазиатских республиках впервые за многие годы возникла уᴦроза проникновения исламского фундаментализма.
В Якутии, Татарии, Башкирии набирали силу движения, требовавшие предоставления этим автономным республикам прав союзных.
Лидеры национальных движений, стремясь обеспечить себе массовую поддержку, делали особый упор на то, что их республики и народы «кормят Россию» и союзный центр. По мере углубления экономического кризиса это вселяло в сознание людей мысль о том, что их процветание может быть обеспечено только в результате выхода из состава СССР.
Стоит заметить, что для партийной же верхушки республик создавалась исключительная возможность для обеспечения быстрой карьеры и благосостояния.
«Команда» Горбачёва оказалась не готова предложить пути выхода из «национального тупика» и потому постоянно медлила и опаздывала с принятием решений. Ситуация постепенно начинала выходить из-под контроля.
Обстановка ещё более осложнилась после проведения в начале 1990 г. выборов в союзных республиках на основе нового избирательного закона. Почти везде победу одержали лидеры национальных движений. Партийное руководство республик предпочло поддержать их, рассчитывая остаться у власти.
Начался «парад суверенитетов»: 9 марта декларацию о суверенитете принял Верховный Совет Грузии, 11 марта - Литвы, 30 марта - Эстонии,
4 мая - Латвии, 12 июня - РСФСР, 20 июня - Узбекистана, 23 июня - Молдавии, 16 июля - Украины, 27 июля - Белоруссии.
Реакция Горбачёва поначалу была резкой. В отношении Литвы, к примеру, были приняты экономические санкции. При этом с помощью Запада она сумела выстоять.
В условиях разлада между центром и республиками в роли арбитров попытались предложить себя лидеры западных стран - США, ФРГ, Франции.
Все это заставило Горбачёва с большим опозданием объявить о начале разработки нового Союзного договора.
Эта работа началась летом 1990 г. Против пересмотра основ Союзного договора 1922 г. выстуᴨᴎᴫо большинство членов Политбюро и руководства Верховного Совета СССР. Поэтому Горбачёв начал бороться против них с помощью избранного Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина и руководителей других союзных республик.
Основной идеей, заложенной в проект этого документа, была идея широких прав союзных республик, прежде всего в экономической сфере (а позже даже их экономического суверенитета). Но довольно скоро выяснилось, что Горбачёв не готов пойти и на это. С конца 1990 г. союзные республики, обладавшие теперь большой самостоятельностью, решили действовать по своему усмотрению: была заключена серия двухсторонних соглашений между ними в области экономики.
Тем временем резко осложнилась ситуация в Литве, где Верховный Совет один за другим принимал законы, оформлявшие на деле суверенитет республики. В январе 1991 г. Горбачёв в ультимативной форме потребовал от Верховного Совета Литвы восстановить в полном объёме действие Конституции СССР, а после отказа - ввел дополнительные воинские формирования, что привело к столкновению с населением в Вильнюсе, в результате которых погибли 14 человек. Эти события вызвали бурный резонанс по всей стране, ещё раз скомпрометировав союзный центр.
17 марта 1991 г. был проведен референдум о судьбе СССР. 76 % населения огромной страны высказались за сохранение единого государства.
Летом 1991 г. состоялись первые в истории России выборы президента. В ходе избирательной кампании ведущий кандидат от «демократов» Ельцин активно разыгрывал «национальную карту», предлагая региональным лидерам России брать суверенитет столько, сколько они «смогут съесть». Это во многом обеспечило ему победу на выборах. Позиции Горбачёва ещё более ослабли. Нараставшие экономические сложности требовали ускорить разработку нового Союзного договора. В этом теперь уже в первую очередь было заинтересовано союзное руководство. Летом Горбачёв согласился на все условия и требования, предъявленные союзными республиками. По проекту нового договора СССР должен был превратиться в Союз Суверенных Государств, в состав которого на равных условиях входили бы как бывшие союзные, так и автономные республики. По форме объединения это была скорее конфедерация. Предполагалось и формирование новых союзных органов власти. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.
Часть высших руководителей СССР восприняла подготовку подписания нового Союзного договора как угрозу существованию единого государства и попыталась его предотвратить.
В отсутствие Горбачёва в Москве в ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), который возглавил вице-президент Г. И. Янаев. ГКЧП ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки Конституции 1977 г.; приостановил деятельность оппозиционных партий; запретил проведение митингов и демонстраций; установил контроль над средствами массовой информации4 ввел войска в Москву.
Утром 19 августа руководство РСФСР выстуᴨᴎᴫо с обращением к гражданам республики, в котором расценило действия ГКЧП как государственный переворот и объявило их незаконными. По призыву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг здания Верховного Совета, чтобы предотвратить его штурм войсками. 21 августа начала работу сессия Верховного Совета РСФСР, поддержавшая руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачёв возвратился в Москву, члены ГКЧП были арестованы.
Попытка членов ГКЧП спасти СССР привела к прямо противоположному результату - распад единой страны ускорился.
21 августа о независимости объявили Латвия и Эстония, 24 августа - Украина, 25 августа - Белоруссия, 27 августа - Молдавия, 30 августа - Азербайджан, 31 августа - Узбекистан и Киргизия, 9 сентября - Таджикистан, 23 сентября - Армения, 27 октября - Туркмения. Скомпрометированный в августе союзный центр оказался никому не нужен.
Теперь уже речь могла идти только о создании конфедерации. 5 сентября V Внеочередной Съезд народных депутатов СССР фактически заявил о самороспуске и передаче властных полномочий Государственному Совету СССР, в составе руководителей республик. Горбачёв как глава единого государства оказался лишним. 6 сентября Госсовет СССР признал независимость Латвии, Литвы, Эстонии. Это было началом реального распада СССР.
8 декабря в Беловежской пуще (Белоруссия) собрались Президент России Ельцин, Председатель Верховного Совета Украины Л. М, Кравчук и Председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич. Они объявили о денонсации Союзного договора 1922 г. и прекращении существования СССР.
Вместо него создавалось Содружество Независимых Государств (СНГ), объединившее первоначально 11 бывших союзных республик (без Прибалтики и Грузии). 27 декабря Горбачёв заявил об отставке. СССР прекратил существование.
Таким образом, в условиях острого кризиса союзных структур власти инициатива в политическом реформировании страны перешла к республикам. Август 1991 г. поставил окончательный крест на существовании союзного государства.

Таблица 1

Таблица 2.

К середине 80-х годов СССР оказался в глубоком экономическом, политическом и социальном кризисе.

Производительность труда в СССР в 1986 году составляла треть от американской, в сельском хозяйстве - менее 15% к уровню США. По объему потребляемых надушу населения товаров и услуг СССР занимал 50-60 место в мире.

По официальным данным, в 1989 году 41 млн человек в СССР имели доход ниже прожиточного минимума - 78 рублей. В США, где порог бедности - годовой доход в 11,612$ на семью из 4 человек, в 1987 году насчитывалось 32,5 млн человек (Широкое хождение в это время имел анекдот - в СССР ничего нет, зато всё дешево, на Западе все есть, но очень дорого). По уровню детской смертности СССР находился на 50 месте в мире, после Маврикия и Барбадоса, по средней продолжительности жизни - на 32 месте.

В марте 1985 года, после смерти К. Черненко, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С. Горбачев. В апреле 1985 года под его руководством состоялся очередной Пленум ЦК КПСС, с которого начинает отсчет период крупнейших политических, экономических, идеологических и социальных потрясений в самой большой стране мира. Этот период продлился 7 лет и вошел в историю как «Перестройка». В истории перестройки явственно различимы четыре периода.

  • 1 этап - март 1985-январь 1987 гг . Этот этап проходил под лозунгами - «ускорение» и «больше социализма».
  • 2 этап - 1987-1988 гг. Лейтмотивом этого этапа стали лозунги -»больше демократии» и «гласность».
  • 3 этап - 1989-1990 гг . Период «разброда и шатания». Для него характерен раскол в едином прежде лагере перестройки, переход к открытому политическому, национальному противостоянию.
  • 4 этап - 1990-1991 гг. Этот этап ознаменовался крахом мировой социалистической системы, политическим банкротством КПСС и распадом СССР. На апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 года был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития» СССР на базе опережающего развития машиностроения.

В 1986 году в экономической жизни появилось новшество - государственная приемка (госприемка). Предполагалось, что прием готовой продукции предприятий будет осуществлять независимая от предприятий, государственная комиссия. Результаты были весьма плачевны (в конце 1987 г. не прошло госприемку 15-18% промышленной продукции).

В социальной сфере был дан старт нескольким кампаниям: тотальной компьютеризации школ, борьбе с пьянством и алкоголизмом и нетрудовыми доходами.

Особенно широкий резонанс вызвало вышедшее в 1985 году Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Следствием его воплощения в жизнь стало резкое повышение цен на водку и сокращение времени продажи спиртных напитков в магазинах. Результаты не замедлили сказаться, в магазинах появились огромные очереди за спиртным, народ перешел на самогон (в 1987 году для изготовления самогона было истрачено 1,4 млн тонн сахара или годовой бюджет его потребления Украиной с 50 млн населением). Преступность на почве пьянства ушла с улиц и пришла в семью.

В политической области состоявшийся в 1986 году XXVII съезд КПСС ограничился призывами совершенствовать социалистическую демократию. Провал всех начинаний обнаружился уже в начале 1987 года.

В январе 1987 года состоялся Пленум ЦК КПСС, положивший начало существенным изменениям в экономической, политической жизни СССР, которые можно с полным правом назвать реформами.
Развитие экономических реформ определяли две тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы действия частного сектора экономики. В 1986 году был принят Закон об индивидуальной трудовой деятельности, который легализовал частнопредпринимательскую деятельность в 30 видах производства товаров и услуг, преимущественно в сфере кустарно-ремесленных промыслов и бытового обслуживания. В СССР появились, впервые за многие десятилетия, официально разрешенные «частники».

В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии, согласно которому госпредприятия переводились на хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование, могли самостоятельно заключать договоры на поставки с партнерами, некоторым крупным предприятиям был разрешен выход на внешний рынок.

В 1988 голу был принят Закон «О кооперации в СССР». Наконец, в 1989 году была разрешена аренда земли сроком на 50 лет.

Все эти уступки «капитализму» осуществлялись по принципу - шаг вперед, два шага назад. Частники и кооператоры были обложены высоким налогом (65%); к 1991 году в кооперативном секторе было занято не более 5% трудоспособного населения, на селе в руках арендаторов находилось 2% земли и 3% скота.
В политической области параллельно М. Горбачев ввел в политический лексикон новое понятие - гласность, под которой сласть понимала «здоровую» критику существующих недостатков, большую информированность населения и некоторое ослабление цензуры. Главным разрешенным объектом критики стал «сталинизм», главным идеалом - «возвращение к ленинским нормам партийной и государственной жизни». В рамках этой кампании были реабилитированы партийные деятели Н. Бухарин, А. Рыков, Г. Зиновьев, Л. Каменев.

Начали публиковаться запрещенные ранее произведения Гроссмана, Платонова, Рыбакова, Дудинцева, Приставкина, Гранина, Мандельштама, Галича, Бродского, Солженицина, Некрасова, Оруэла. Кестлера. На телевидении появились программы «Двенадцатый этаж», «Взгляд», «Пятое колесо», «До и после полуночи».
В 1987 году начались и первые политические изменения, сначала робкие и половинчатые. Январский Пленум ЦК КПСС санкционировал такие новшества в общественно-политической жизни страны, как альтернативные выборы руководителей предприятий и тайное голосование при выборах секретарей партийных комитетов.

Собственно политическим реформам положила начало XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). На конференции М. Горбачев предложил распространить альтернативные выборы на партийный аппарат, совместить должность первого секретаря партийного комитета с постом председателя Совета народных депутатов. И, самое важное, на конференции была одобрена, несмотря на сопротивление части партийного аппарата, идея о создании новой, двухуровневой системы высшей представительной власти СССР и создании, поста Президента СССР. Эта реформа привела к установлению новой системы представительной власти и исполнительной власти:

Представительная власть -> Съезд народных депутатов СССР Верховный Совет СССР

Исполнительная власть -> Президент СССР

На Третьем съезде народных депутатов СССР, состоявшемся в 1990 году, первым и последним Президентом СССР был избран М. Горбачев.

В 1988-1989 гг., с принятием целого пакета законов: о прессе, об общественных организациях, о государственной безопасности в стране и т.д. был существенно либерализирован политический климат в стране, что, в свою очередь, резко активизировало политическую жизнь вообще и деятельность различного рода «неформальных» организаций, в частности. С 1989 года понятия - рынок, политический плюрализм, правовое государство, гражданское общество, новое мышление во внешней политике прочно прописались в политическом лексиконе.

Выборы депутатов на Первый съезд народных депутатов СССР в 1989 году, работа 1-3 съездов ясно показали, что страна вступила в полосу открытого противостояния между различными политическими силами, которое проходило на фоне углубляющегося экономического кризиса. Социальную напряженность усиливали систематические дефициты отдельных товаров: лето 1989 года - сахара, моющих средств, осень 1989 года - чайный кризис, лето 1990 года - табачный кризис.

Весной 1990 года правительство Н. Рыжкова предоставило на суд общественности программу перехода к рынку, которая предусматривала повышение цен на ряд товаров. Народ отреагировал на нее тем, что смел все, что еще оставалось на полках магазинов.

В противовес программе Совмина, летом 1990 года был обнародован план «500 дней», разработанный под руководством С. Шаталина - Г. Явлинского. План предусматривал за этот период создать условия для перехода к рыночной экономике.

Наконец, осенью 1990 года М. Горбачев предложил Верховному Совету свою, компромиссную, Программу перехода к рынку, которая также не работала. Кризис нарастал. Авторитет М. Горбачева в стране стал стремительно падать.

1988-1991 годы ознаменовались также коренными изменениями во внешней политике СССР. В результате трех встреч М. Горбачева с Президентом США Р. Рейганом были достигнуты договоренности об уничтожении ракет средней и малой дальности, в 1988 году начался вывод советских войск из Афганистана.

В сентябре 1991 года была достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан. В этом же году СССР выступил на стороне США в осуждении агрессии Ирака (своего давнего союзника) в отношении Кувейта, установил дипломатические отношения с Израилем и ЮАР.

В конце 1989 года в течение практически одного месяца потеряли власть (преимущественно мирным путем) коммунистические партии в странах Восточной Европы. Впечатляющим доказательством отказа СССР от прежней внешней политики стал отказ советского руководства силой подавить эти революции. Благодаря поддержке СССР стало возможным объединение Германии и разрушение Берлинской стены, ставшей символом тоталитарного социализма.

Исторически СССР повторил судьбу многонациональных империй, которые закономерным образом приходили к своему краху.

Распад СССР явился также результатом воздействия объективных и субъективных причин. Среди первой группы предпосылок:

Накапливавшиеся национальные противоречия советского периода;

Неудачи экономических реформ, осуществлявшихся в период Горбачева;

Кризис коммунистической идеологии и ослабление роли КПСС с последующей ликвидацией ее партийно-политической монополии, составлявшей основу СССР;

Движение за национальное самоопределение республик, начавшееся в ходе перестройки.

Определенную роль в разрушении СССР сыграл субъективный фактор : ошибки М.С.Горбачева, его непоследовательность в проведении реформ, отсутствие разработанной национальной политики; политический выбор лидеров трех славянских республик.

Представители местных политических элит, лидеры национальных движений также ставили в качестве одной из главных целей задачу обретения республиканской независимости и реального суверенитета.

Последствия распада СССР имели тяжелый характер для народов всех бывших союзных республик. Нарушились политические и экономические связи между республиками, имевшими многовековые исторические и культурные традиции.

Еще одним следствием распада многонационального государства стало обострение межнациональных отношений на территории постсоветских республик, что привело к возникновению территориальных конфликтов во многих регионах бывшего СССР (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией, Ингушетией и Северной Осетией и т.д.). В гражданскую войну перерос этнический конфликт в Таджикистане. Появилась проблема беженцев. Новой остройпроблемой стало положение русскоязычного населения в национальных республиках.

В период перестройки в советском обществе была окончательно разрушена советская коммунистическая система . Общество стало открытым внешнему миру.

На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность , начало зарождатьсягражданское общество , осуществляться принцип разделения властей .

При этом расширения и углубления преобразований поначалу не предполагались реформаторами у власти. Но, начавшись сверху, перестройка была подхвачены и развита снизу, что и явилось гарантией сохранения и расширения политического курса на реформы, принявшие, в некоторой степени, неуправляемый характер.

Политика гласности , направленная на раскрепощение сознания десятков миллионов людей в СССР, во многом определиланеобратимый характер перемен в обществе и в конечном итоге привела к поражению консервативных сил в августе 1991 года.

Однако опыт преобразований показал, что и демократизированная социалистическая социально-экономическая система не может существовать вне административно-командной системы , не совместимой с новыми политическими реалиями.Поэтому половинчатые, но ускоренные экономические реформы эпохи М.С.Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал.

В результате вслед за очищением социализма от деформаций последовал крах самой социалистической системы . Завершилась перестройка распадом СССР и крушением коммунистической системы.

Перестройке суждено было стать последней в XX в. попыткой реформировать социалистическую систему.

О причинах распада СССР высказываются различные мнения. Ясно лишь то, что он стал возможен в условиях экономического кризиса, резкого ослабления власти, реальным носителем которой долгие года была КПСС, стремления национальных элит к независимости.

Глобальные последствия распада СССР определит история.

Заключение

1980-е - начало 1990-х гг. - период мировой истории, который характеризовался крупными изменениями в международных отношениях, социально-экономическом и политическом развитии. В капиталистических государствах наблюдался новый подъем экономики. На этом фоне центральным событием стала перестройка в СССР.

В апреле 1985 года на Пленуме ЦК КПСС в качестве стратегической цели нового советского руководства во главе с М.С.Горбачевым и общества в целом был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны, демократизацию и гласность. Более четко цели перестройки были определены на январском Пленуме ЦК КПСС (1987 г.). Это - «обновление всех сторон жизни нашего общества, придание социализму самых современных форм общественной организации, наиболее полное раскрытие творческого потенциала социалистического строя». Новый внутренний и внешнеполитический курс советского руководства существенно изменил положение в обществе и в мире. В результате осуществления во внешней политике идеи нового политического мышления из страны «закрытой» Советский Союз стал быстро превращаться в страну широких контактов.

В ходе перестройки резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросамбудущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления.

Противоречивость и непоследовательность политики советского руководства, сложная социально-экономическая и политическая ситуация в обществе в конечном итоге привели страну к еще более глубокому кризису. Августовские события 1991 года завершились распадом Советского Союза и отстранением президента М.С.Горбачева от власти.

К началу 1990-х годов перестройка привела к обострению кризиса во всех сферах жизни общества, ликвидации власти КПСС и распаду СССР. Распад СССР привел к созданию СНГ и крушению мировой системы социализма.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Выяснить исторические предпосылки и неизбежность радикальной реформы советской политической и экономической системы и рассмотреть альтернативные пути ее развития.
  • Продолжить формирование умений вести диалог, сотрудничать в группах, моделировать ситуации.

Тип урока: урок изучения новой темы (тема изучается на 2-х часовом занятии)

Ход урока

Организационный момент.

Изучение новой темы.

  1. Предпосылки перестройки в СССР, ее задачи.
  2. Реформа политической системы. Изменения в культуре и общественном сознании.
  3. Социально - экономические реформы. Стратегия ускорения.
  4. Внешняя политика СССР в годы перестройки.

Словарь темы:

Гласность – доступность информации для общественного ознакомления и обсуждения.

1. Предпосылки перестройки в СССР, ее задачи.

На мартовском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем избран М.С.Горбачев. Он предложил курс на модернизацию советской системы, который был назван “перестройкой”.

Перестройка – это комплекс реформ, проводимых во всех сферах жизни Компартией и Советским правительством с 1985 г. с целью ликвидации застойных явлений.

Задание: слушая рассказ, назвать причины реформ во всех сферах жизни общества.

К середине 80-х гг. в социально-экономической системе СССР “застой” постепенно переходил в кризисную ситуацию. Советская экономика утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности. Кризисные явления наблюдались в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с падением мировых цен на нефть).

В 1965-1985 гг. завершилось складывание основных институтов советской бюрократической системы. Происходила деградация правящей верхушки – номенклатуры, которая погрязла в коррупции и протекционизме. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие больные лидеры.

Обозначился кризис и в социальной сфере. В нач. 80-х годов реальные доходы на душу населения понизились, происходило сокращение продолжительности жизни. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий номенклатуры.

Наметились проблемы в межнациональных отношениях. Союзные республики требовали реальных прав и возможности самостоятельно решать экономические и социальные проблемы, обвиняя русское население в кризисной ситуации,

Продолжавшаяся “холодная война”, сложившаяся биполярная система во главе с США и СССР вылились в изматывающую гонку вооружений. Обострению международной обстановки способствовала зашедшая в тупик афганская война. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран.

Итак, причины перестройки :

  1. Резкое падение темпов экономического развития СССР.
  2. Кризис плановой экономики.
  3. Увеличение бюрократического аппарата управления.
  4. Социальное неравенство.
  5. Кризис межнациональных отношений.
  6. Потеря международного авторитета СССР.

Задание: исходя из причин, сформулировать задачи перестройки.

Задачи перестройки:

  • В области экономической – сменить экономическую модель, создать рыночную экономику, ликвидировать отставание от передовых стран.
  • В области социальной – достичь высокого жизненного уровня для всего населения.
  • В области внутриполитической – изменить политический режим, создать демократическое, гражданское общество, правовое государство, изменить концепцию отношений между республиками в рамках Союза.
  • В области внешнеполитической – создать новую доктрину государственной безопасности, разработать новые подходы к международным отношениям.

Вывод: в начале 80-х гг. в стране созрел кризис системы, все слои общества были заинтересованы в преобразованиях.

2. Реформа политической системы

.

Направления осуществление перестройки

Гласность – доступность информации для общественного ознакомления и обсуждения (впервые термин появился в феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС).

Этапы перестройки:

  • Апрель 1985 - январь 1987 гг.
  • Начало 1987 – весна 1989 г.
  • Весна 1989 – август 1991 г.

Первый этап перестройки – кадровая революция (1985-86 гг.), когда проходило омолаживание состава партийно-государственных руководителей, поддержка ими перестройки.

На политической арене появились: Ельцин, Рыжков, Лигачев, Шеварднадзе. В связи с возникновением многопартийности - Зюганов (лидер КПРФ), Жириновский (лидер ЛДПР), Новодворская (лидер Демократического союза), Гайдар (лидер Демократической России).

Второй этап – реформа политической системы. Решения приняты на:

Демократизация процесса выборов в представительные органы власти.

Курс на создание социалистического правового государства.

Разделение властей. Установление двухуровневой системы законодательной власти – Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, избираемого из депутатов съезда.

Закон об изменении избирательной системы (1988 г.) Прямое представительство общественных организаций в высших органах законодательной власти. Из 2250 депутатов – 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюзов и др.

Начало становления многопартийной системы.

Ликвидация монопольного права КПСС на власть путем отмены 6-й статьи Конституции.

Введение поста Президента СССР (март 1990 г., III съезд народных депутатов).

В мае-июне 1989 г. состоялся Первый съезд народных депутатов, на котором председателем Верховного Совета был избран Горбачев, Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н.Ельцин.

Третий съезд народных депутатов в марте 1990 г. избрал М.С.Горбачева Президентом СССР.

К началу 1991 г. центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.

Достижения политики гласности Издержки гласности
Признание кризиса системы;

Стремление к полной информированности народа;

Ослабление цензуры

Публикация работ эмигрантов “третьей волны” (Бродский, Галич, Солженицын, Войнович)

Реабилитация репрессированных 20-50-х гг.

Принятие Декларации о незаконности сталинской политики насильственного переселения народов (ноябрь 1989 г.)

Заполнение белых пятен истории.

Полусвобода слова, т.е. разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству;

Защита сталинизма (напечатано письмо Н.Андреевой “Не могу поступиться принципами”, 1988 г. в защиту Сталина).

Гласность способствовала столкновению идейных, социальных, национальных и иных течений, что привело к обострению межнациональных противоречий и распаду СССР.

Расцвет желтой прессы.

3. Экономические реформы. Стратегия ускорения.

СССР отставал по темпам экономического развития от ведущих мировых держав, экономика погрузилась в кризисное состояние. Во всем мире происходила структурная перестройка экономики, т.е. осуществлялся переход к информационному обществу, в нашей стране экономика переживала застой.

Задание: Самостоятельная групповая работа учащихся с текстом учебника , выделение 3-х этапов экономической реформы. Сделать записи в виде схемы.

1 этап реформ

Итог: ускорение зашло в тупик.

Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС

Курс на ускорение соц.-экон. развития страны

Рычаги:

Научно-технический прогресс

Техническое перевооружение машиностроения

Активизация “человеческого фактора”

Введение госприемки, что привело к росту управленческого аппарата, увеличению материальных затрат;

Интенсивная эксплуатация старого оборудования привела к увеличению аварийности (самая крупная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.)

2 этап реформ

1987 – 1989 гг.

Цель: переход от административных методов к экономическим при сохранении

централизованного управления (т.е. введение элементов рыночной экономики)

Июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС

Утверждены основные направления перестройки управления экономикой

  • Предоставление закон о самостоятельности предприятиям и перевод их на хозрасчет
  • Снижение плановых показателей

Закон о предприятии (1987 г.)

Начало развития законы сферы частной инициативы

создание кооперативов деятельности”

Законы 1988 г.

  • “О кооперации”
  • “Об индивидуальной трудовой
  • легализация теневой экономики;
  • сокращение производства;
  • нормированное распределение продуктов и товаров первой необходимости;
  • массовые забастовки

Варианты перехода к рыночной экономике

3 этап реформ

Итог:

  • Обсуждение программ в Верховном Совете – осень 1990 г.
  • Синтезировали обе программы, издали декларацию о намерениях.
  • Она предусматривала переход к рынку в СССР к 1997 г.
  • Отказ Союзных республик принимать ее к исполнению.

Беседа по вопросам:

  1. Что означает понятие “ускорение”? Каковы рычаги ускорения? Итоги?
  2. Какие элементы рыночной экономики были введены?
  3. Какую программу выхода из кризиса предлагал Явлинский, Шаталин, Рыжков?
  4. Как крах экономических реформ повлиял на судьбу Советского государства?

4. Внешняя политика СССР в годы перестройки.

Слово учителя. Смена внешнеполитической стратегии была подготовлена приходом в МИД в 1985 г. нового руководства во главе с Шеварднадзе Э.А.

Горбачев М.С. выдвинул новую философско-политическую концепцию, получившую название “новое политическое мышление”. Её основные положения предусматривали:

Отказ от идеи раскола мира на две противоборствующие системы, т.е. отказ от политики “холодной войны”;

Отказ от применения силы в качестве средства разрешения международных проблем;

Признание мира целостным и неделимым;

Приоритет общечеловеческих ценностей, признание общепринятых норм морали.

Новое политическое мышление – это совокупность идей и подходов, выражающих интересы людей, независимо от их национальной и государственной принадлежности и обеспечивающих выживание человечества в ядерно-космический век.

Основные приоритеты во внешнеполитической деятельности СССР после 1985 г.

  • Смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении;
  • Урегулирование региональных конфликтов;
  • Признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми странами.

Направления внешней политики СССР

Нормализация отношений Восток-Запад Разблокирование региональных конфликтов Установление экон. и полит.контактов
- встречи руководителей США-СССР:

1985 г. – Женева

1986 г. – Рейкьявик

1987 г. – Вашингтон

1988 г. – Москва;

Договор об уничтожении ракет среднего и ближнего радиуса действия;

Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1) -1991г.

- вывод советских войск из Афганистана (февраль

Нормализация отношений с Китаем Израилем;

Отказ СССР от вмешательства в региональные конфликтов в Эфиопии Анголе Никарагуа;

Вывод СА из Монголии, Вьетнама, Кампучии.

- “Бархатные революции” в странах социализма, невмешательство СССР;

Роспуск СЭВ, ОВД

ИТОГИ

  • Окончание “холодной войны” (1988 г.)
  • Крах биполярной системы международных отношений
  • США – единственная сверхдержава
  • Эскалация международных военных конфликтов

Выводы:

  1. В период перестройки была окончательно разрушена советская политическая система.
  2. На волне демократизации сформировались политический плюрализм, многопартийность.
  3. Социально-экономическая система не могла существовать вне административно-командной формы, поэтому половинчатые реформы в области экономики провалились.
  4. Закончилась “холодная война”, но произошло ослабление международных позиций СССР.
  5. Перестройка завершилась распадом СССР и крушением коммунистической системы.

Рефлексия:

Дайте определение понятиям:

  • Перестройка
  • “Кадровая революция”
  • Стратегия ускорения
  • Политика гласности
  • Региональные конфликты
  • Бархатные революции

Список использованной литературы

  1. Артемов В.В., Любченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 Ч., М., 2011, - Ч 2, параграф 97.
  2. Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России (XX – начало XXI века): 9 класс. – М.,2007, - 320 с.