Роль прототипов в создании художественного образа. Что такое прототип? Прототип в литературе

Горький считал, что литератор обязан домысливать и типизировать реального человека, превращая его в героя романа, а поиски прототипов персонажей Достоевского и вовсе приведут к философским томам, затронув реальных людей лишь мимоходом.

Тем не менее, как оказалось, чаще и прочнее всего со своими прообразами связаны вполне конкретные типы персонажей — авантюристы всех видов и мастей или же сказочные герои. Не факт, что все было именно так на самом деле за давностью лет или за отсутствием главных лиц, но хотя бы эти предположения очень интересны

Давайте вспомним некоторые:


Шерлок Холмс

Джозеф Белл (Шерлок Холмс)

Родство образа Шерлока Холмса с врачом Джозефом Беллом, преподавателем Конан Дойля, признавал сам автор. В своей автобиографии он писал: «Я вспоминал о моем старом учителе Джо Белле, его орлином профиле, его пытливом уме и невероятном навыке догадываться обо всех деталях.

Если бы он был детективом, он бы точно превратил это потрясающее, но неорганизованное дело во что-то, скорее похожее на точную науку». «Пускайте в ход силу дедукции», — часто повторял Белл, и подтверждал свои слова на деле, умея понять по внешнему виду пациента его биографию, склонности, а нередко и диагноз.

Позднее, уже после выхода романов о Шерлоке Холмсе, Конан Дойль писал своему учителю, что уникальные навыки его героя — не вымысел, а всего лишь то, как логически развивались бы умения Белла, если бы для того сложились обстоятельства. Белл отвечал ему: «Вы сами — и есть Шерлок Холмс, и вы отлично это знаете!"

Остап Бендер

Прототип Остапа Бендера к своим 80 годам стал тихим проводником поезда Москва—Ташкент. В жизни его звали Осип (Остап) Шор, он родился в Одессе и склонность к авантюрам, как и полагается, обнаружил еще в студенческие годы.

Возвращаясь из Петрограда, где он год проучился в Технологическом институте, Шор, не имея ни денег, ни профессии, представлялся то шахматным гроссмейстером, то современным художником, то скрывающимся членом антисоветской партии. Благодаря этим навыкам, он добрался до родной Одессы, где служил в уголовном розыске и вел борьбу с местным бандитизмом, отсюда и почтительное отношение Остапа Бендера к Уголовному кодексу

Профессор Преображенский

С прототипом профессора Преображенского из булгаковского «Собачьего сердца» дела обстоят гораздо драматичнее. Им был французский хирург русского происхождения Самуил Абрамович Воронов, в первой четверти двадцатого века породивший настоящий фурор в европейской медицине.

Он совершенно легальным образом пересаживал железы обезьяны человеку для омоложения организма. Причем шумиха была оправдана — первые операции возымели желанный эффект. Как писали газеты, дети с отклонениями в умственном развитии обретали живость ума, и даже в одной песенке тех времен с названием Monkey-Doodle-Doo были слова «Если ты стар для танцев — поставь себе железу обезьяны».

В качестве результатов лечения сам Воронов называл улучшение памяти и зрения, бодрость духа, легкость передвижений и возобновление половой жизни. Лечение по системе Воронова прошли тысячи людей, а сам врач для упрощения практики открыл на Французской Ривьере собственный обезьяний питомник.

Однако через некоторое время пациенты начинали чувствовать ухудшение состояния организма, появились слухи о том, что результат лечения — не более, чем самовнушение, Воронов был заклеймлен как шарлатан и исчез из европейской науки вплоть до 90-х годов, когда его работы вновь начали обсуждаться

А вот главный герой «Портрета Дориана Грея» серьезно подпортил своему жизненному оригиналу репутацию. Джон Грей, в молодости друг и протеже Оскара Уайльда, славился склонностью к прекрасному и порочному, а также внешностью пятнадцатилетнего мальчика.

Уайльд не скрывал сходства своего персонажа с Джоном, а последний и вовсе подчас называл себя Дорианом. Счастливый союз завершился в тот момент, когда об этом начали писать газеты: Джон фигурировал там как возлюбленный Оскара Уайльда, еще более томный и апатичный, чем все, что были до него.

Разгневанный Грей подал в суд и добился извинений от редакции, однако его дружба с известным автором потихоньку сошла на нет. Вскоре Грей встретил своего спутника жизни — поэта и выходца из России Андре Раффаловича, вместе они приняли католичество, затем Грей и вовсе стал священником в церкви Святого Патрика в Эдинбурге.


Майкл Дэвис (Питер Пен)

Знакомство с семьей Сильвии и Артура Дэвис подарило Джеймсу Метью Барри, на тот момент уже известному драматургу, его главного героя — Питера Пена, прообразом которого послужил Майкл, один из сыновей Дэвисов.

Питер Пен стал ровесником Майкла и заполучил от него как некоторые черты характера, так и ночные кошмары. Именно с Майкла была слеплен портрет Питера Пена для скульптуры в Кенсингтонском саду.

Сама сказка при этом была посвящена старшему брату Барри, Дэвиду, который погиб за день до своего четырнадцатилетия во время катания на коньках и остался в памяти близких вечно юным.


История Алисы в Стране чудес началась в день прогулки Льюиса Кэролла с дочерьми ректора Оксфордского университета Генри Лиделла, в числе которых была и Алиса Лиделл. Кэррол придумывал историю на ходу по просьбе детей, но в следующие разы не забыл о ней, а стал сочинять продолжение.

Спустя два года автор подарил Алисе рукопись, состоявшую из четырех глав, к которой была прикреплена фотография самой Алисы в семилетнем возрасте. Озаглавлена она была «Рождественский подарок дорогой девочке в память о летнем дне»

Во время работы над «Лолитой» Владимир Набоков, как сообщает его биограф Брайан Бойд, нередко просматривал рубрику криминалистики в газетах на предмет историй о несчастных случаях, убийствах и насилии. История Салли Хорнер и Франка Ласалля, случившаяся в 1948 году, явно привлекла его внимание.

Сообщалось, что мужчина средних лет, преступив все правила морали, похитил двенадцатилетнюю Салли Хорнер из Нью-Джерси и продержал ее при себе в течение почти двух лет до тех пор, пока она не была найдена в южнокалифорнийском мотеле.

Ласалль так же, как и герой Набокова, в течение всего времени выдавал Салли за свою дочь. Набоков даже вскользь упоминает этот случай в книге словами Гумберта: «Сделал ли я с Долли то же самое, что Франк Ласалль, пятидесятилетний механик, сделал с одиннадцатилетней Салли Хорнер в 48-м?»

Карабас-Барабас

Алексей Толстой, как известно, хотя и стремился всего лишь переписать «Пиноккио» Карло Коллодио русским языком, выпустил в свет вполне самостоятельную историю, в которой четко прочитываются аналогии с современными ему деятелями культуры.

Толстой не был поклонником театра Мейерхольда и его биомеханики, так что ему досталась роль антагониста — Карабаса-Барабаса. Пародия прочитывается даже в имени: Карабас — это маркиз Карабас из сказки Перро, а Барабас — от итальянского слова мошенник — бараба. Помощнику Мейерхольда, работавшему под псевдонимом Вольдемар Люсциниус, досталась не менее красноречивая роль Дуремара

Кстати, как то у нас была спорная история о том или. А вот на самом деле


Пожалуй, самая невероятная и мифологизированная история образа — это история создания Карлсона. Его возможный прототип — Герман Геринг. Родственники Астрид Линдгрен, безусловно, опровергают эту версию, однако она до сих пор бытует и активно обсуждается.

Знакомство Астрид Линдгрен и Геринга произошло в 20-е годы, когда последний устраивал авиашоу в Швеции. На тот момент Геринг был в полной мере «в расцвете сил», как и любил повторять о себе Карлсон. После Первой мировой он стал известным летчиком-асом, обладавшим определенной харизмой и, по легенде, неплохим аппетитом.

Моторчик у Карлсона за спиной нередко интерпретируется как намек на летную практику Геринга. Возможным подтверждением такой аналогии можно считать тот факт, что определенное время Астрид Линдгрен поддерживала идеи национал-социалистической партии Швеции.

Книга о Карлсоне вышла в свет уже в послевоенное время в 1955 году, поэтому выступать за прямую аналогию этих героев было бы безумием, однако, вполне возможно, что яркий образ молодого Геринга остался в ее памяти и так или иначе повлиял на появление обаятельного Карлсона

И еще немного про наш советский мультик:

Всего серий о Карлсоне вышло две: «Малыш и Карлсон» (1968) и «Карлсон вернулся» (1970). «Союзмультфильм» собирался делать и третью, но эта идея так и не была реализована. В архивах студии до сих пор хранится пленка, которую планировалось использовать для съемок мультфильма по третьей части трилогии о Малыше и Карлсоне - «Карлсон опять проказничает».

Карлсона, Малыша, Фрекен Бок и всех остальных героев придумал художник Анатолий Савченко. Он же предложил позвать на озвучивание «домомучительницы» Фаину Раневскую. До нее на эту роль пробовалось огромное количество актрис, и никто не подходил, а Раневская подошла идеально. У нее был другой «минус» — трудный характер. Она называла режиссера «деточкой» и категорически отвергала все его замечания. А когда впервые увидела свою героиню, испугалась, а потом очень обиделась на Савченко. «Неужели я такая страшная?» — постоянно переспрашивала актриса. Объяснения, что это не ее портрет, а всего лишь образ, Раневскую не утешали. Она так и осталась при своем мнении.

У Карлсона тоже долгое время не было «голоса», Ливанов нашелся сам, случайно. Актер каждый день заходил к создателям мультфильма на партию в шахматы, и однажды за игрой режиссер Борис Степанцев пожаловался ему, что никак не может найти человека на роль Карлсона. Василий Ливанов тут же пошел в студию, попробовался, и его утвердили. Позже актер признался, что, работая в образе Карлсона, он старательно пародировал знаменитого режиссера Григория Рошаля

Одна из версий поясняет, что свое имя плюшевый медведь с опилками в голове получил от клички любимой игрушки сына Милна Кристофера Робина. Равно тому, как и остальные герои книги.

Однако на самом деле Винни Пух был назван в честь реально существовавшей медведицы, жившей в лондонском зоопарке. Звали ее Виннипег, и веселила она жителей британской столицы с 1915 по 1934 годы. Поклонников у медведицы было множество. Среди них был и Кристофер Робин


Одноногий Джон Сильвер

В «Острове Сокровищ» Роберт Льюис Стивенсон изобразил своего друга, поэта и критика Уильямса Хэнсли, в образе хорошего злодея. В детстве Уильям перенес туберкулез и одну ногу ему врачи, по непонятной причине, решили ампутировать до колена.

После анонса книги писатель написал другу: «Я должен сделать признание. Злой с виду, но добрый в глубине души Джон Сильвер был списан с тебя. Ты ведь не в обиде?»


Изысканный мужчина с княжеским титулом, женатый на голландской принцессе и склонный к сомнительным авантюрам — так в действительности и выглядел прототип Джеймса Бонда, принц Бернард Ван Липпе-Бистерфельд.

Приключения Джеймса Бонда начались с серии книг, написанных английским разведчиком Яном Флемингом. Первая из них — «Казино Рояль» — вышла в свет в 1953 году, через несколько лет после того, как Флеминг по долгу службы был приставлен следить за принцем Бернардом, переметнувшимся из немецкой службы в английскую разведку.

Кто не знает, расскажу вам и какое продолжение у

Прототип

Прототип (от греч. prototypon – прообраз) – определенное конкретное лицо или несколько лиц, послуживших писателю основой для создания обобщенного образа-персонажа в художественном произведении. Писатель при этом может отобрать для своего персонажа наиболее типичные черты характера прототипа, его внешности, речи и т.д.

Иногда исходным мотивом для создания художественного образа может послужить какое-либо яркое событие, связанное с определенной личностью в действительности. Так, исследователи предполагают, что прототипом образа Владимира Дубровского (в одноименном романе А. С. Пушкина) мог послужить помещик Дубровский, возглавивший в 1773 г. бунт крестьян Псковской губернии.

Уровень обобщения (типизации) зависит от художественного метода: в герое классическом или романтическом могут быть запечатлены отдельные, наиболее яркие черты, в реалистическом персонаже, помимо художественного обобщения на индивидуальном уровне, необходима также глубокая социально-психологическая соотнесенность.

Писателю-реалисту требуется часто наблюдать значительное число конкретных людей с близкими его замыслу чертами, чтобы создать образ большой глубины художественного обобщения. Такие образы называются собирательными.

Таков образ Евгения Онегина, прототипами которого послужили Пушкину окружавшие его молодые люди светского общества.

Писатель, не обладающий достаточным мастерством и талантом художественного обобщения, творческой фантазии, рискует оказаться простым копиистом действительности и даже натуралистом.

По-иному рассматривается роль прототипа в художественно-историческом литературном жанре. Здесь необходима определенная соразмерность творческой фантазии и исторической достоверности. Таков образ Пугачева в "Истории Пугачева" или образ Бориса Годунова в одноименной трагедии А. С. Пушкина. И, наконец, еще одна функция прототипа в художественно-мемуарном жанре. Здесь зависимость писателя от реальных фактов действительности, а следовательно, от прототипов, наибольшая, хотя для любого художественного произведения наличие типизации, творческой фантазии обязательны.

Портрет

Портрет (от фр. portrait – изображение, описание внешности) – составная часть структуры персонажа. Литературный портрет – понятие объемное. В него входят не только внутренние черты героя, составляющие суть характера человека, но и внешние, дополняющие, воплощающие в себе типичное, характерное и индивидуальное. "Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души" – так сформулировал Леонардо да Винчи задачу, стоящую перед художником. Портрет персонажа – один из важных компонентов произведения, органически слитый с композицией текста и идеей автора.

У каждого художника слова своя манера создания образа-персонажа, составная его поэтики. Существуют и объективные приемы портретных характеристик. Развитие портретного искусства тесным образом связано со сменой и эволюцией литературно-художественных стилей. Так, портрет в сентиментализме отличается определенной живописностью, он отражает чувственный мир героя. В романтической эстетике доминирует яркая деталь, подчеркивающая ту или иную особенность характера, проявляющую инфернальную или сакральную сущность души. Живописность портретного описания достигается за счет обилия красочных средств и метафор.

Акцент на какой-то одной детали свойствен любому типу портрета (сентименталистскому, романтическому, реалистическому, импрессионистическому). Например, портрет Сильвио из повести А. С. Пушкина "Выстрел": "Мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рта, придавали ему вид настоящего дьявола". Или описание революционерки Шустовой в романе Л. Н. Толстого "Воскресение": "...невысокая полная девушка в полосатой ситцевой кофточке и с вьющимися белокурыми волосами, окаймлявшими ее круглое и очень бледное, похожее на мать лицо". Именно употребление определенных для эстетики эпитетов придает этим портретам различную романтическую или реалистическую интонацию. В обоих портретах названа одна деталь – "бледность". По в облике Сильвио это "бледность" рокового героя, а у Л. Н. Толстого – болезненная бледность героини, которая томится в мрачной тюрьме. Уточнение – "очень бледное, похожее на мать лицо" (хотя читатель никогда не видел и не увидит в тексте романа портрета матери этой девушки) – усиливает читательское сострадание к революционерке.

Методы: интерактивный метод, объяснение учителя, беседа, коллективный опрос, тестирование, кооперативно-групповая работа. Для интерактивного обучения расположение парты и учащихся выбираю положение № 3 , создание кластера.

Тип урока : урок “открытия” нового знания

Ход урока

    Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учителя, проверка отсутствующих и присутствующих на занятии учащихся.

Ребята, декабрь знаменателен многими событиями . С чем у вас ассоциируется он? (Ответы детей: с Новым годом, с днем рождения, с днем президента Республики Казахстан, с Днем независимости, с религиозными праздниками, с Рождественским постом, с началом зимы, со снегом, с зимними каникулами)

Кстати, Н.А.Некрасов родился 10.12.1821г. (по новому стилю), носил имя Чудотворца (Никола зимний – 19.12), написал поэму о событиях 14.12.1825г., умер 27.12.1877г. (по старому стилю).

(На фоне песни “Дорога”)

...Опять бесконечная дорога, та страшная, которую народ прозвал проторенной цепями, и по ней, под холодной луной,в мерзлой кибитке, спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина , от роскоши и неги в холод и проклятие”, - так о поэме Н.А.Некрасова, которую мы будем рассматривать сегодня, писал поэт начала 20 века К.Д.Бальмонт в своей статье “Горные вершины” (1904г.).

Какое ключевое слово вы услышали? (Дорога)

Чем для вас является дорога? (Путь в школу, в жизнь.)

Действительно, дорога сопровождает каждого человека всю его жизнь.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Слово учителя . В русской литературе XIXв. мотив дороги является основным. Для Некрасова дорога стала началом познания беспокойной народной России. Его дорога “невеселая”, “чугунная”, “железная”, “страшная”, “проторенная цепями”. И едет по этой дороге?.. (Русская женщина).

Кто служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата-человека,-

Только тот себя переживет…

Поэзия Н.А. Некрасова служила “великим целям века”. В этом источник ее бессмертия, ее неувядающей силы. Вот почему нам, людям другого века, она близка своей верой в Родину и человека, светлым жизнелюбием и мужеством, влюбленностью в русскую природу. Вот почему при каждой встрече мы заново открываем для себя Некрасова, и стихи его будят в нас высокие и добрые помыслы, помогают познать мир и самих себя, делают нас щедрее и отзывчивее на все прекрасное. “ Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь…” Вся любовь и все помыслы поэта принадлежат России, русскому народу, крестьянству, забитому, втоптанному в грязь, но духовно не сломленному.

Беседа с учащимися:

Какова основная тема творчества Н . А . Некрасова? ( Тяжёлая жизнь русского народа)

Какие произведения поэта вам знакомы? («Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «Железная дорога»)

Почему обыкновенная крестьянка вызывает восхищение поэта? (Трудолюбие, долготерпение, умение любить, способность не растеряться и действовать в сложной ситуации.)

Кем была русская женщина для Некрасова? (Некрасовская героиня - человек, не сломленный испытаниями, сумевший выстоять.Недаром, даже Муза Некрасова - «родная сестра» крестьянки).

III . Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной цели)

Тема нашего урока “ Поэма Н.А.Некрасова “Русские женщины” Художественные образы и их реальные исторические прототипы. Сюжеты двух поэм. Героическое и лирическое начала в поэмах .

Какие задачи, как вы считаете, мы должны решить на уроке, чтобы изучить новую тему?

1. Выяснить, какие исторические события легли в основу написания поэмы .

2. Как Некрасов изобразил героев; кому выразил свои симпатии и антипатии;

3. Какое место занимает поэма в современной литературе.

ІІІ . Реализация построенного проекта.

Первая задача которую мы должны выяснить. Какие исторические события легли в основу написания поэмы .

К этому уроку, ваши одноклассники изучили исторические события и подготовилиматериал. Прошу Вас выходите к доске. Под показ слайдов выступают 4 заренее подготовленных ученика.

Историческая обстановка .

Вспомним наши правила урока: (можно написать на доске)

    Не перебиваем!

    Отвечаем кратко!

    Ценим время!

    Не отвлекаемся от заданной темы.

    Умение слушать других.

Ребята, а что вы узнали о восстании декабристов 14 декабря 1825г.? (Все выступления сопровождаются показами слайдов по темам)

1) Николаевская Россия .

В ноябре 1825г. во время поездки на юг России, в Таганроге, неожиданно скончался император Александр 1. Детей у него не было. Наследовать престол должен был его брат Константин, но еще при жизни Александра он тайно отрекся в пользу младшего брата Николая. После смерти Александра об отречении Константина не было объявлено. Войска и население сразу были приведены к присяге новому императору. Но он подтвердил свой отказ от престола. На 14.12.1825г. назначили переприсягу. Этот день оказался одним из самых страшных в жизни императора Николая первого .

2 ) Восстание декабристов.

Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Все они были дворянами, то есть опорой самодержавия и сторонниками крепостного права. Декабристы (так их позднее назовут) хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать “Манифест” с требованиями: ликвидировать существующее правление, отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповедания, свободу занятий, передвижения, равенство перед законом, уменьшение срока солдатской службы. Но план осуществить не удалось. Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. К следствию было привлечено 579 человек. Пятеро декабристов: поэт К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, С.И.Муравьев - Апостол, М.П.Бестужев - Рюмин, П.Г.Каховскийбыли повешены в Петропавловской крепости. Более сотни осуждены на каторгу и поселение в Сибирь . Князь Сергей Трубецкой был избран руководителем восстания, но он наплощадь не явился. Во время следствия держался мужественно, тем самым заслужив уважение среди товарищей.

3) Жены декабристов . Восточная Сибирь.

В июле 1926 года осужденных начали небольшими группами отправлять в Сибирь навстречу неизвестности, навстречу каторжной судьбе. Там, за горами и реками лягут они в сырую землю, там, за туманом расстояний и времен растают их лица, развеется память о них. Таков был умысел царя. В те дни царем было запрещено любое упоминание о декабристах, а Россия плакала о них, ведь почти каждый родовитый дворянский дом потерял или сына, или мужа, племянника. И как же был неприятно удивлён царь, когда получил прошения женщин - жён декабристов о позволении для них отправиться за своими мужьями в Сибирь. Под маской либерального царя скрывался мстительный и жестокий человек: было сделано всё возможное и невозможное, чтобы остановить женщин, желавших разделить, облегчить участь своих мужей, отправленных на каторгу: запреты, угрозы, законы о лишении их всех прав состояния. Но женщин, удивительных русских женщин было не остановить никакими преградами. О подвиге этих удивительно хрупких и удивительно сильных душою и верных женщин создал своё произведение Н.А.Некрасов. Одиннадцать женщин, последовавших добровольно в Сибирь, разрушили умысел царя. Заключенным была запрещена переписка. Эту обязанность взяли на себя жены декабристов. Через письма, которые они писали своим родным, а также близким других каторжан, об узниках помнили, им сопереживали, старались облегчить их участь.

Возвращение декабристов из ссылки в 1856 году вызвало широкий отклик в передовом русском обществе. Тридцать лет пробыли декабристы на каторге и в ссылке. К моменту амнистии в 1856 году из ссыльных декабристов в живых осталось всего лишь девятнадцать человек. До возвращения декабристов и первое время после их возврщения было запрещено даже упоминание о них в печати. Некрасов вынужден был с большой осторожностью рассказывать о самих декабристах и о событиях 14 декабря 1825 года.

- Спасибо ребята, что изучили исторические события и проделали хорошую работу. Прошу вас, садиться.

2. История создания поэмы . «Русские женщины» - это поэма о мужественном и благородном подвиге жен первых русских революционеров –декабристов, которые невзирая на все трудности и лишения, пошли за своими мужьями в ссылку в далекую Сибирь. Они отказались от богатства и удобств привычной жизни, от всех гражданских прав и обрекли себя на тяжкое положение ссыльных.

Эта самоотверженность жен декабристов, их душевная сила и привлекли внимание писателя, тем более что прямо сказать и думать писать о героическом мужестве самих декабристов было нельзя из-за цензурных запретов.

В 1869 году он пишет первую из поэм цикла – «Дедушка» - о декабристе, вернувшемся стариком из сибирской ссылки. Реальным прототипом «дедушки» являлся князь Сергей Николаевич Волконский, муж Марии Волконской – героиней поэмы «Русские женщины». Эта поэма, написанная в 1871-1872 года, одно из наиболее значительных произведений поэта. Она объединяет две поэмы, тесно связанные между собой общей темой – «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская».

Хорошо. А что такое поэма? (Произведение лиро-эпического рода: крупное лирическое стихотворение,в котором можно выделить сюжет (содержание).

- Молодцы. С делайте в тетрадях необходимые записи. Н.А.Некрасов первый из поэтов XIXв. обратился к запретной долгие годы теме – рассказал о подвиге жен декабристов.“Русские женщины” - поэма-дилогия (состоит из 2 частей объединенных общей темой ) .

Говоря о героинях своих поэм, Некрасов восклицал:

Пленительные образы!Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что нибудь прекрасное встречали.

Их имена забыться не должны.

Выбор темы также связан с событиями, глубоко пережитыми самим Некрасовым. В Сибирь на каторгу, был сослан друг Некрасова Н.Г.Чернышевский и сотни других людей.

1 ч. “Княгиня Трубецкая” (Екатерина Ивановна первая поехала к мужу в Сибирь) написана с опорой на “Записки декабриста” Розена (1870г.), Трубецкого-мужа и сына,опубликована в 1872г., с цензурными искажениями. Сам Некрасов приветствует ее именно за то, что:

Она другим дорогу проложила,

Она других на подвиг увлекла! (В этом году, как видите, поэме исполняется 143 года )

2 ч. “Княгиня М.Н.Волконская” написана в 1872 году, опубликована в 1873г. (Мария Николаевна отправилась в Сибирь вслед за кн. Трубецкой)написана по материалам “Записок М.Н.Волконской”.Некрасову было известно, что у сына Волконской хранятся записки его матери, и он очень хотел их прочесть. Задумав поэму, Некрасов настойчиво просил сына Волконской дать “Записки”, при этом ссылался на то, что данных у негоо Марии Николаевне гораздо меньше, чем о Трубецкой, и образ ее может выйти искаженным. Михаил Сергеевич Волконский после долгого отказа, в конце концов, согласился сам прочесть Некрасову записки матери. В течении нескольких вечеров Волконский читал «Записки», а поэт слушая, делал заметки и записи. «По нескольку раз в вечер, -вспоминает Волконский, -Некрасов вскакивал и со словами: «Довольно, не могу », бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал, как ребенок».

По замыслу автора, предполагалась 3ч. - “Княгиня А.Г.Муравьева” (Александра Григорьевна была третьей женщиной-декабристкой). Аслександр Сергеевич Пушкин послал через нее к декабристам свое знаменитое «Послание в Сибирь» , в котором выразил горячую веру в грядущую свободу. Кто расскажет отрывок из послания?

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

2. Второй проект: Как Некрасов изобразил героев; кому выразил свои симпатии и антипатии .

Для выяснения начнем работ у с текстом поэмы. Домашнее задание было прочитать поэму .

Кто является главной героиней первой части? (героиней первой части является княгиня Трубецкая)

- С кем прощается княгиня Трубецкая? (она прощается с родными)

- Как провожает ее отец? ( Старый граф, отец Екатерины Ивановны, со слезами стелет медвежью полость в возок, который должен навсегда увезти из дому его дочь )

- Что говорит ему на прощанье героиня поэмы? Прочитайте 3 –ю строфу (О , Видит бог!.. Но долг другой,

И выше и трудней,

Меня зовет, прости родной!

Напрасных слез не лей!

Далек мой путь, тяжел мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь...

Гордись – я дочь твоя !)

Подчеркните два основных слова на ктором держится поэма . Гордость и долг - вот два понятия, на которых держится поэма

Поэт каждую часть текста даёт в сравнении, что сравнивается, как он этого достигает? (сны и явь, балы, поездки за границу и явь, родной дом и тюрьма)

Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных? (долг и гордость)

- Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает.

А кто стремится им помешать? (Царь и губернатор, выполняющий его волю).

Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как построена? (Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц.Это спор, это противостояние, это борьба).

Что является центральным эпизодом этой части поэмы? (Встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором)

Почему губернатор так не хотел, чтобы княгиня ехала дальше? (Он получил строжайший приказ царя любыми средствами удержать ее и не разрешить ехать вследза мужем).

    • Чем заканчивается поэма о Трубецкой? (заканчивается сценой победы Трубецкой над губернатором)

Учитель: Николай первый, опасаясь, что благородный поступок жен декабристов вызовет к ним сочувствие в обществе, дал указание всячески мешать им в осуществлении их намерения. Жены декабристов в Иркутске должны были подписать особый документ, отказаться от всяких гражданских прав. Текст этого документа приводит в своих записках М.Н.Волконская (текст проецируется на экран)

« Вот содержание бумаги, которую я подписала:

§1. Жена, следуя за своим мужем, продолжая с ним супружескую связь, сделается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, т.е. будет уже признаваема не иначе, как женою ссыльно-каторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить все, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже начальство не в состоянии будет защитить ее от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого развратного, презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущую равную с ним участь, себе подобною: оскорбления сии могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеям не страшны наказания.

§2. Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне.

§3.Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собою взять не дозволено... ».

Учитель: Некрасов не стремился к фотографической точности, к зарисовке исторического портрета «Декабрист о к». Для него «декабристки» -прежде всего передовые русские женщины.

Вопросы можно раздать в виде карточек или провести фронтальный опрос.

- Кто является героиней второй части поэмы? (героиней второй части поэмы является княгиня Волконская)

- Какой он показывает Волконскую в начале поэмы? (он показывает Волконскую юной и прекрасной девушкой « царицею бала » ) .

- От чего пришлось отказаться Марие Николаевне чтобы поехать в Сибирь? (отказалась от положения в свете, от богатого состояния, от всяких прав и привелегий даже от сына)

- Кто в Москве внушает бодрость и веру Марии Волконской в том, что ее подвиг не напрасен? Выразительно прочтите отрывок поэмы.

(Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин напутсвует ее прекрасными словами)

Идите, идите! Вы сильны душой,

Вы смелым терпеньем богаты,

Пусть мирно свершится ваш путь роковой,

Пусть вас не смущают утраты!

Поверьте, душевной такой чистоты

Не стоит сей свет ненавистный!

Блажен, кто меняет его суеты

На подвиг любви бескорыстной!...

    • Как рисует в этом напутствии Некрасов образ Волконской? (он рисует благородный и светлый образ самой Марии Волконской)

      Правильно, с душевной чистотой и гордым терпеньем проявляют себя героини поэмы на всем протяжении своего трудного пути.

      Какие картины быта России проходят перед Трубецкой и Волконской в дороге? (в дороге перед ней как и перед Трубецкой, проходят жестокие и безобразные картины угнетения и нищеты народа)

      Как в поэме матери и жены провожают рекрутов в солдатскую службу? (горькими стонами, плачем они провожают рекрутов)

      Сравните проводы в содатскую службу в наше время с царским временем. (Мы провожаем братьев в армию всей семьей, с улыбкой. Устраиваем вечер, посиделки, праздничный ужин.)

      Сколько лет служили в царской армии, а сколько сейчас служат у нас? (В царской армии служили бессрочно, то есть всю жизнь, а внаше время всего год.)

      Как повлияли эти дорожные впечатления на на Волконскую? (они наполнили Волконскую негодованием против произвола царя)

      К кому она почувствовала сочуствие и любовь? (Она сочуствовала и полюбила русский народ).

      Исполнила ли Волконская свой долг перед мужем? (Да, она исполнила свой долг)

      Как вы думаете, каким героическим пафосом проникнута встреча с мужем, когда она, увидав мужа в оковах, целует их? (Она поцеловала оковы, потому что она поняла, что ее муж был патриотом своей родины, и эти оковы он носит не зря).

      Сделайте кластер. 1. Сравните образы Волконской и Трубецкой. В чем их схожесть. 2. Кластер поэмы.

княгиня Волконская

княгиня Трубецкая

Н.А.Некрасов

поэма-дилогия

    • Подведем вывод по второй задаче, Некрасов выразил свои симпатии народу, декабристам и декабристкам они настоящие герои поэмы, антипатии выразил царскому самодержавию и крепостничеству.

Учитель: По последнему третьему проекту. Какое место занимаетпоэма в современной литературе можем сказать, что поэма “Русские женщины” – одно из самых ярких произведений русской класической поэзии.

Восстание декабристов подавлено, но дело, которому они себя посвятили, не прошло бесследно. Ныне на Сенатской площади в Санкт-Петербурге стоит памятник декабристам , потому – что их след остался не только в истории но и в памяти народа. Так как история это и есть память народа. (показываю на слайде современно фото Сенатской площади)

І V . Подведение итогов урока.

    • Для подведения итогов урока и проверки прочности усвоенного материала предлагаю ответить на тест.

Тест.

1. Какова основная тема поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины»?

а) судьба декабристов,

б) величие и сила духа русской женщины-дворянки

в) рассказ о трудностях на пути княгини в Нерчинск

г)попытка губернатора помешать княгине поддержать мужа

2. Выделите идею (основную мысль) поэмы

а)трагическая судьба русской женщины,

б)обличение светского общества,

в) духовное величие русской женщины,

г)подвиг декабристов)

- Какая проблема звучит в тексте?

а) Проблема выбора, нравственной красоты, долга и чести, подвига

б ) проблему долга .

в) любовь

г) патриотических чувст

- Итак, мы полностью раскрыли тему урока “Духовно-нравственное величие женщины в поэме Н.А.Некрасова “Русские женщины”.

Молодцы, вы усвоили тему и цели сегодняшнего урока. Спасибо за участие.

Выставляю оценки.

V . Домашнее задание. Инструктаж его выполнения . Подготовиться к анализу поэмы, выполнить творческие задания со стр. 124-125.

ПРОТОТИП

- (греч. prototypon - прообраз) - реальная личность или литературный герой, послуживший автору моделью для создания персонажа. П. может выступать в произведении под подлинным (Пугачев в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина) или вымышленным именем (прототипом Рахметова в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?" был П. А. Бахметьев). Часто автор "фокусирует" в литературном герое черты разных людей или групп людей (например, Василий Теркин в одноименной поэме А.Т. Твардовского - собирательный образ русского солдата). Однако далеко не все персонажи художественных произведений имеют П..

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПРОТОТИП в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПРОТОТИП в Литературной энциклопедии:
    первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа. Процесс переработки, типизации прототипа Горький определяет …
  • ПРОТОТИП в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. prototypon - прообраз) реальная личность, послужившая автору первообразом при создании художественного …
  • ПРОТОТИП в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. prototypon - прообраз), реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного типа, образа человека - …
  • ПРОТОТИП
    (греческое] первообраз; действительное лицо, послужившее автору прообразом литературного типа, а также литературный тип, образ, послуживший образцом для другого …
  • ПРОТОТИП в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. Первоначальный образец, прообраз, преимущ. реальное лицо как источник для создания литера-турного образа, героя. П. Базарова. 2. Прообраз, …
  • ПРОТОТИП в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Реальное лицо как источник для создания художественного образа, героя. П. Анны …
  • ПРОТОТИП в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПРОТОТ́ИП (греч. рrototypon - прообраз), реальная личность, послужившая автору первоистоком при создании худ. …
  • ПРОТОТИП в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку.
  • ПРОТОТИП в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. Реально существовавшее лицо, послужившее автору прообразом, моделью для создания литературного, художественного произведения. ...Для Рафаэля достаточно было Форнарины, т. …
  • ПРОТОТИП в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ПРОТОТИП в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. prototypon) 1) действительное лицо или литературный герой, послужившие автору прообразом для создания литературного типа; 2) кто- или что-л., …
  • ПРОТОТИП в Словаре иностранных выражений:
    [гр. prototypon] 1. действительное лицо или литературный герой, послужившие автору прообразом для создания литературного типа; 2. кто- или что-л., являющееся …
  • ПРОТОТИП в Тезаурусе русского языка:
    1. Syn: прообраз, первообраз (кн.) 2. Syn: опытный …
  • ПРОТОТИП в Словаре синонимов Абрамова:
    см. образец, …
  • ПРОТОТИП в словаре Синонимов русского языка:
    архетип, лицо, макет, модель, образец, оригинал, первообраз, пример, …
  • ПРОТОТИП в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Лицо, послужившее писателю источником создания литературного персонажа. 2) Первоначальный вид, форма какого-л. органа или организма, из которого развились …
  • ПРОТОТИП в Словаре русского языка Лопатина:
    протот`ип, …
  • ПРОТОТИП в Полном орфографическом словаре русского языка:
    прототип, …
  • ПРОТОТИП в Орфографическом словаре:
    протот`ип, …
  • ПРОТОТИП в Словаре русского языка Ожегова:
    реальное лицокак источник для создания художественного образа, героя П. Анны …
  • ПРОТОТИП в Словаре Даля:
    муж. , греч. первообраз, начальный, основной образец, истинник. Прототипный, -типический, первообразный, …
  • ПРОТОТИП в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (греч. prototypon - прообраз), реальная личность, послужившая автору первообразом при создании художественного …
  • ПРОТОТИП в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    прототипа, м. (лит.). Первообраз, оригинал, первоначальный образец; действительное лицо, послужившее автору для создания литературного типа, а также литературный тип, образ, …

Прототип

Прототип (от πρῶτος - первый + τύπος - отпечаток, оттиск; первообраз) - первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа.

Направления и жанры могут оказывать воздействие на роль прототипа. Максимальное «равнение» на прототип - в «документальной прозе»; однако и здесь остаётся содержательное различие между героем и прототипом, выявляющее «личностную» точку зрения автора (например, «Как закалялась сталь » Н. Островского или очерковые повести А. Яшина, Е. Дороша и др.).

Значение исследования прототипа зависит от его характера. Чем более ярким явлением общества и истории является прототип, тем больший смысл приобретает его изучение и сопоставление с образом, так как получается отражение в искусстве чрезвычайно важного, содержательного, типичного явления общества.

Прототип в детской литературе

В детской литературе является распространённой ситуация, когда прототипом является ребёнок, которому рассказывается история (как бы про него). Льюис Кэрролл рассказал историю Алисы в Стране Чудес , катаясь в лодке с Алисой Лидделл, Джеймс Барри рассказывал сказки про маленького тёзку Питера Пэна его старшим братьям, точно так же Кристофер Робин стал персонажем сказок Александра Милна , а дочь Кира Булычёва - Алисой Селезнёвой. Очевидно, что на таких героев не столько переносятся черты реального ребёнка, сколько концентрируются желательные черты. А вот имя, напротив, всегда остаётся реальным.

Примеры прототипов героев

  • Прототип героя фильма «В бой идут одни старики» - Виталий Попков (награждён медалью "ЗА ДРУГИ СВОЯ).
  • У Иогана Вайса (кинофильм «Щит и Меч») прототип - Александр Святогоров.
  • Прототип героя «Денискины рассказы ».
  • Прототип героя «Повести о настоящем человеке » - Герой Советского Союза Алексей Маресьев (1916).
  • Прототип героя песни «Батяня комбат» - командир 9 роты Валерий Востротин.
  • Прототип героя «Дон-Жуана» - граф Григорий Александрович Строганов (1770-1857), видимо, послужил Байрону прототипом заглавного героя «Дон-Жуана».
  • Прототип героя поэмы К. М. Симонова «Сын артиллериста» лейтенанта Петрова («Лёньки») - лейтенант И. А. Лоскутов.