Марк шагал 1887 1985. Марк шагал

Знаменитый художник, начавший писать фантастические картины еще до появления дадаизма. Выходец из Беларуси, но жил во Франции.

В картинах Марка Шагала память о его городе юности Витебске сплетается с парижскими впечатлениями. Воспоминания осаждают художника и, словно выйдя из подчинения, самовольно заполняют холст в причудливом беспорядке. У него многое повторяется: покосившиеся бревенчатые домишки, летающие над землею люди, козы, гигантские петухи, настенные часы, скрипачи, цветущие деревца и многие другие небрежно набросанные, словно сами собою возникшие существа и вещи.

Марк Захарович Шагал - один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. Родился в Витебске, в "местечковой" семье. В 1907 году приехал в Петербург и поступил в частную школу Е.Н.Званцевой, где учился у Л.Бакста. В 1910 голу Шагал уезжает в Париж. Здесь молодой художник сближается с мастерами французского авангарда, поэтами и живописцами. Если до приезда в Париж творчество Шагала перекликалось с живописью Ван Гога и было близко экспрессионизму, то теперь оно впитывает сначала влияние фовизма, а затем кубизма и футуризма .

Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира. Живопись Шагала тех лет пронизана бунтарским духом, окрашена в эксцентричные тона и вместе с тем неизменно несет в себе ощущение тайны бытия. Мир в его картинах одухотворен и целостен, животные уравнены в правах с человеком, но в то время, как человек подчеркнуто активен, в животных воплощено жертвенное начало. Так, в картине "Я и деревня" энергичному человеческому профилю противопоставлена загадочная кроткая морда коровы.

Уже в этот ранний период живопись Шагала населена персонажами, которые пройдут через все творчество мастера - радостными и нежными влюбленными, парящими над землей, акробатами и и местечковыми музыкантами, раввинами.

В начале первой мировой войны Шагал возвращается на родину. Он работает в Витебске и Москве, преподает, занимается живописью. В 1922 году Шагал снова уезжает в Западную Европу. С 1923 года постоянно живет во Франции.

Во Франции Шагал открывает для себя красоту природы южной Франции - красочные букеты и цветущие деревья отныне становятся неотъемлимой частью его живописи. Мир в его картинах теперь не ломается на грани, а кажется слитным потоком пространства и времени, рождающим из своих глубин отдельные образы. С начала 30-х годов в шагаловское искусство входят библейские образы, схожие глубиной персонажей с Рембрандтом. Накануне второй мировой войны и в сороковые годы в картинах Шагала звучат социальные мотивы, темы войны и разрушения, воплощенные в трагических образах страдающих людей и животных, изображении горящих деревень и символических сцен распятия.

В 1933 году пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника.

После войны живопись Шагала становится более мягкой, светлой, утонченной и внутренне свободной. Нежнейшие полутона, неуловимые перетекания краски, горение цвета и света, исчезающе-малые детали и контуры, прорисованные тонкой линией - все это призвано передавать не выразимые в словах оттенки чувства и интимные движения человеческой души. Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. В этой поэме сплавлены личные и мировые события, воспоминания детства и впечатления текущей жизни и собственное "мифотворчество". Хотя искусство художника напоминает волшебную сказку, оно не уводит зрителя в мир чистого вымысла, а истолковывает в глубоких символах саму реальность. Общая окраска искусства Шагала - жизнеутверждающая.

Искусство Шагала необычайно многогранно. Кроме живописи, он постоянно работает в графике. Им созданы замечательные книжные иллюстрации в технике литографии и офорта. Шагал выполнял ряд монументальных росписей, мозаик, гобеленов, витражей, театральных декораций и эскизов костюмов. В поздний период овладел техникой скульптуры.

В 1937 году Шагал принял французское гражданство. Умер Марк Захарович Шагал 28 марта 1985 года в городе Сен-Поль-де-Ванс в Приморских Альпах (Франция).


Ко дню рождения Марка Шагала (1887 - 1985)

"Я протестую против терминов «фантазия» и «символизм». Наш внутренний мир реален, быть может, даже более реален, чем мир, окружающий нас."


Марк Шагал


6 июля 1887года в Витебске, в простой еврейской семье в Витебске родился мальчик по имени Мойша, ставший одним из самых известных мастеров художественного авангарда 20 века, известный всему миру как Марк Шагал.


6 июля 1887 года в Витебске родился Мойша Сегал. Его отец Захар был грузчиком у торговца селедкой, мать Фейга-Ита держала маленькую лавку, дед служил учителем и кантором в синагоге. В детстве Мойша посещал начальную еврейскую религиозную школу, затем - гимназию. В возрасте девятнадцати лет, несмотря на категорические протесты отца, но благодаря влиянию матери, Мойша поступил на обучение в частную "Школу живописи и рисунка художника Пэна". Он проучился в этой школе всего два месяца, но это было началом. Смелым началом. Пэн был настолько поражен его дерзкой работой с цветом, что позволил посещать свою школу бесплатно.


Мойша был старшим из девяти детей и все домашние, а также соседи и торговцы да и простые мужики были тогда его моделями. Деревянные дома, луковки церквушек, бакалейная лавка матери, еврейские заповеди, обычаи и праздники - эта простая и трудная, но такая "основательная" жизнь навсегда влилась в сердце мальчика и образы родного любимого Витебска будут постоянно повторяться в творчестве художника.



Завет Одиссея. Фрагмент. 1910, мозаика


Летом 1909 года в Витебске художник познакомился с Беллой Розенфельд, дочерью витебского ювелира.


... Она молчит, я тоже. Она смотрит - о, ее глаза! - я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как-будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа..." .


Марк Шагал, "Моя жизнь".



"Серые любовники". 1917


Они поженятся 25 июля 1915 года и Белла навсегда останется его первой возлюбленной, женой и музой.




Дом в Сером, 1917


Марк Шагал при содействии Луначарского получает предложение: уполномоченный по делам искусств в Витебской губернии. К годовщине Октябрьской революции Шагал , как оказалось, отличный организатор, с огромным энтузиазмом разукрасил Витебск, "выводя искусство в массы". Также в это время публикуется его статья "Революция в искусстве".


Интерьер с цветами. ок. 1918


В полную силу под его руководством в Витебске работает Свободная академия, ставшая крупным творческим центром. В ней преподают многие известные художники, местные и приезжие. Но, однажды, вернувшись из Москвы Шагал обнаруживает, что Свободная Академия превращена в Академию Супрематизма. Это было первым итогом усиливавшегося недовольства со стороны новой власти.

Введение в еврейский национальный театр, 1920


ЛЮБОВЬ, ЦВЕТЫ С КАРТИН МОИХ ЗОВУТ МЕНЯ.....


Годы мои - как рассыпанная листва.

Кто-то раскрашивает мои картины,

И ТЫ озаряешь их своим светом.

Улыбка на ТВОЕМ лице

Всё яснее сияет из-за облака -

И я тороплюсь вернуться туда,

Где ТЫ, задумавшись, меня ожидаешь.

........................................ ...........................

Закат - и мое тело в ночь вступает.

Любовь, цветы с картин моих

Зовут меня вперед и сзади окликают.

Мою ладонь без свечки не оставь,

Когда наполнит темнота сей дом:

Когда в темноте ТВОЙ свет вдали увижу?

Как зов услышу ТВОЙ,

Когда останусь на постели

И хлад безмолвный тело охладит?

........................................ ..........................

Как нежен зову лучей, завет его:

Не слезы лить, а, уложив в котомку надежду,

Продолжать свой путь земной

........................................ .........................

Теперь туда - туда, в края надзвездные,

Где ночь светла, а не темна.....


Марк Шагал




Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее выпуклые черные глаза, ее черты узнаваемы в лицах почти всех изображенных им женщин. Характерный для живописи Шагала мотив воспарения, отрыва от реальности - это их совместный с Беллой полет.


"Деревенская Мадонна", 1938-42




Шагал остался русским художником, не растворившим, а обогатившим свою национальную составляющую. Как отмечали критики, его манера стала свободнее, а краски - ярче. В отличие от многих русских эмигрантов, лишившихся вдали от родины самобытности, жизненной силы или вдохновения, Шагал лишь обрел в Париже новую жизнь: его Россия, его Витебск, его молодость всегда были с ним, воплощенные в его обожаемой Белле. Она неизменно вдохновляла его, оставаясь музой, подругой, помощником и любимой женщиной - единственной и неповторимой.


"Три свечи". 1938-40


Шагал прожил с Валентиной три десятка лет и период его позднего творчества стал необычайно плодотворным. Специалисты считали новые картины и иллюстрации более светлыми и жизнерадостными, чем прежние, а о цветах отзывались как о более ярких и разнообразных.

Автопортрет с кистями

Валентина уделяла больше внимания творчеству Шагала, чем кто-либо когда-либо. Она стала фактически еще и менеджером, так что благосостояние семьи постоянно росло. Но это привело к тому, что Шагал, по мнению многих, стал слишком заботиться о материальной стороне.

Портрет Вавы. 1953 - 56


Однажды Пикассо поддел его в беседе: "Я знаю, почему ты не выставляешься в России, - ведь там нельзя заработать!" Кроме того, с подачи Валентины "самый еврейский художник столетия" начал сторониться еврейства - перестал рисовать раввинов, грозил подать в суд на человека, предлагавшего включить статью о нём в еврейскую энциклопедию. Старый друг Шагала рассказывает, что на улице между собой они разговаривали на идише, но в присутствии прохожих Шагал мгновенно переходил на французский.


Часы с голубым крылом. 1949

В 1972 Шагал, спустя полвека, снова оказывается в России: он открыл выставку в Москве и, пользуясь случаем, подписал панно, созданные когда-то для еврейского театра. Много лет панно, подписанные лишь на иврите, хранились в запасниках Третьяковской галереи, дожидаясь возвращения своего творца, чтобы снова увидеть свет. В Ленинграде художник снова встретился с двумя своими сестрами


Колено Вениаминово 1960-62. Витраж


До последних дней Шагал работал без устали, создавая один шедевр за другим. Книжные иллюстрации и церковные мозаики, гравюры и гобелены, витражи и гуаши - они полны детской радости жизни, молодых ярких красок и воздуха, не знающего силы тяжести. Невозможно поверить, что их автору уже давно перевалило за восемьдесят. Он не прекращал работы до последнего дня.



"Лунник ". 1967



"Букет цветов". 1982

Марк Захарович Шагал умер 28 марта 1985 года в лифте, поднимавшемся на второй этаж в мастерскую в Сен-Поль-де-Вансе не дожив двух лет до столетнего юбилея.


В Витебске показали мультфильм "Марк Шагал. Начало".


Два месяца его будут показывать посетителям выставки в шагаловском Арт-центре

В Витебске 5 июля показали новый мультфильм о Шагале. 13-минутная лента снята кинематографистами Национальной киностудии «Беларусьфильм». Посетителям Арт-центра Марка Шагала ее будут показывать два месяца.





Ещё: Марк Захарович Шагал (1887-1985)


Оригинал записи и комментарии на

«Молчат пророки, глотки надорвав» , – эта строка, написанная на идиш, звучит сегодня песнью песен. Никто как Марк Шагал. Его слова – свидетельство немого бессилия ума накануне катастрофы – «молчат пророки». В его образах, восторженно приятных, тонут (тают) серятина, страдание и страх. И девочка, раскрывшаяся в цветок, держит в руках минору – «Сон Иакова» (1954). 54-ый – у Шагала своя французская студия, и фотография есть, где он в зеленых штанах у мольберта.

Марк Шагал (1887-1985) – очень странный авангардист. Жизнь в еврейском местечке научила его мыслить нетрадиционно. Он не отвергает старые формы, как это делает , называвший все прежнее без сентиментальности «бабушкиным кошельком», но соглашается – жить надо новым и настоящим. И вместо манифестов у него - стихи. Шагал – более чем странный авангардист: он находит в прошлом поддержку себе, в своих «чудаковатых родственниках». Сезанн, Рембрандт – это его родное.



Дядя Нех, Дядя Лейба, Дядя Юда, Дядя Исраель… и читаешь эти имена как молитву. Отдельного упоминания достоин дядя Зюся. Шагал – это авангард, в котором нет любви к Маяковскому, а есть - к Блоку, Есенину. «Мы хотели вместе сбросить бремя / И лететь…» , – смятение чувств, в поэзии зафиксированное Блоком, Шагал расцветил и привел в соответствие с желаниями человека, свежий воздух у него имеет свой цвет – голубой, а глубокая молитва – синий. И небо перестает быть перевернутым корытом.

Дядя Нех «играл на скрипке, играл как сапожник» (если бы у меня была сейчас возможность включить звуковую дорожку, в наушниках бы заиграл «Музыкант» Окуджавы , на youtubе иллюстрацией ему – Шагал, так что я в своих ассоциациях не оригинален). «Играл как сапожник», а слышится – как Б-г. Б-г не должен быть назван, то, что мы сейчас трясем это слово, говорит о нас с не лучшей стороны - «Слова не нужны. Всё во мне» . Но вернемся к Дяде Зюсе, парикмахеру, Кларку Гейблу Могилева (пусть информированный читатель меня поправит – принц Лиозно).

«Дядя стриг и брил меня безжалостно и любовно и гордился мною (один из всей родни!) перед соседями и даже перед Господом, не обошедшим благостью и наше захолустье». («Моя жизнь», Марк Шагал, 1922).

Читателю предлагается оценить, сколько любви и юмора автор мемуаров вкладывает в это слово «захолустье», краски жизни которого ныне парят под потолком Гранд Опера. «Я и деревня» (1911) - в самом названии заметна дистанцированность художника от родного Витебска и их взаимное притяжение. Он будет уезжать и возвращаться, пока в один из дней не эмигрирует окончательно, c левого берега Двины – на правый Сены. Дядя Зюся – первый в жизни Шагала, кто восхитился им, художник взрослеет в его цирюльне: «брил меня» означает не что иное, как обряд инициации.



Одинокий мечтатель, и кобыла у него «улыбается в траву»; о Дяде, в руках которого не бритва, а смычок, художник напишет по-другому, но столь же трогательно: «играет на скрипке перед окном, заляпанным дождевыми брызгами и следами жирных пальцев» , играет руками, которыми только что загонял коров. Да, еще Дядя Юда: «лицо у него желтое, и желтизна сползает с оконного переплета на улицу, ложится на церковный купол» . Читателю снова предлагается оценить красоту фразы.

Шагал не делит людей на тех, кого бы он нарисовал быстро, и над кем надо было бы потрудиться, но замечает: Дядю Юдю «я бы мигом нарисовал» . Блок выразил несостоятельность жизни и наши несбывшиеся мечты, у Шагала мечта безобманчива и бесхитростно обнажена. Его «предощущение чуда» ясно противоречит блоковской «дремоте тайны». Нет в руках отца, пахнущих селедкой (или в руках Дяди Неха, пропахших коровьим навозом), никакой «тайны», хотелось бы, чтобы эти руки работали меньше и легче. Шагал благодарен не за хлеб в достатке, не за 27 рублей до Петербурга:

«Я один понимал отца, плоть от плоти своего народа, взволнованно-молчаливую, поэтическую душу»

Путешествуя, все отчетливее видишь, что мир несовершенен, нужно научиться жить с этим, жить без иллюзий, но в довольствии и душевном покое – к этому знанию, интуитивно, Шагал приходит, наблюдая отца, и за это он благодарен ему, еще не старому еврею, сыну кантора (священник, нараспев читающий молитвы). Этого пояснения в скобках не достаточно. Дед - еще торговец и мясник. Марк мальчиком помогает старику, и на заднем дворе, в хлеву, как под сводами синагоги, ему открывается тайна, в которую Блок не был посвящен – не более в руке человека тайны, чем в копыте животного, и проявляется она под ножом палача в страдающем взгляде…

…то, что ищет Шагал в поэте, – и находит в Блоке, в Есенине – боль и переживание, «печаль, печаль моя»; как душа прошлого века он шатается – шагает - по петербургским переулкам, и совершенно справедливо теперь обыгрывается его фамилия в прошедшем времени. Революцию ждали, как совершенную женщину, она обернулась стервой, и навстречу идут «молодые мужчины, уродливые, наглые и торопливые» .

Блок в своем кабинете на набережной реки Пряжки, куда чуть не явился с тетрадкой своих стихов начинающий художник, пишет статью, в которой сразу усмотрели подражание Ницше (поэт и не скрывал), «Крушение гуманизма». Шагал разнообразил Витебск, к юбилею, но в облике жертвенной коровы вывел художника, «жертву катастрофы». Шагал не придумывает революции поэтических метафор, он называет ее прямо – катастрофой, и желтый огонь миноры – это ли не «крик души»? Его же собственное звонкое сопрано в коровьем мыча…

…взволнованном молчании.

Шагал – депрессивный меланхолик, зря я затеял писать о нем, но раз уж так вышло… Антиномия Шагала «не волнует – молчу, волнует – высказываюсь», «взволнованно-молчаливая», в этом есть противоречие, то есть антиномия – это его трактовка национального сознания. «Улыбнись, удивись, усмехнись, посторонний» . Это к тому, чтобы не преумножать уродливых, наглых, торопливых. Всё в творчестве Шагала направлено против них, «агрессивно-послушных», а это было время, когда с голов слетали шляпки соломенные (о чем вспоминает в «Горящих огнях» жена Белла), легкости необыкновенной, и ворота в Кремль не запирались.



Заказ, полученный им до войны, на иллюстрацию Библии, Шагал отрабатывает в течение всей жизни, а начинал он как иллюстратор Гоголя. В год, когда Шагал заканчивает «Белое распятие» (1938), Бухарин из внутренней тюрьмы Лубянки напишет Сталину предсмертное: «…нет ангела, который отвел бы меч Аврамов, и роковые судьбы осуществятся» . Бухарин умирает, не понимая того, что открылось Шагалу в хлеву, на заднем дворе, той тайны, над которой сломался и Блок – не потому ли Шагал постеснялся показать ему тетрадку своих стихов?..

«Я тяну к ней руки, обнимаю морду, шепчу ей в ухо: пусть не думает, я не стану есть ее мясо; что же еще я мог?»

Это и раскаяние Иакова, обманывавший будет обманут, и причитания самого Шагала... Существует взгляд, что искренность искупает, искренен - и сразу лестница с неба, и вдоль нее блуждающие ангелы, тех, кто не искренен, отсеивают. Бухарин, смешно сказать, ровесник Шагала, даже младше на один год, но он не понимает главного: искренность сама по себе не оправдывает. Нет Ангела, чтобы отвести нож, но есть ангел, чтобы вручить лиру. К слову, увидевшими его, будут называть Шагала, а затем еще одного, погребенного в земле Франции, – Андрея Тарковского.

Настоящий сатирик всегда одинок – он безжалостен к себе и окружающим. Прежде всего - к себе. Себя Шагал рисует искаженным, почти с заячьей губой, можно подумать, что он себе отвратителен. Долгожитель, покоривший Монпарнас, и робкий ненавязчивый юноша, с лицом «белым как мел». Скромный сельский учитель и большой художник Иегуда Пэн таким представляет его на своем портрете: и рубашку надел зеленую, и в руки дал палитру, словно лиру Ваганту, и узнаваемая синева от бритвы Дяди Зюси.

«Он не похож ни на друзей, «…» ни на кого. «…» Спутанные кудрявые волосы «…». И каждый глаз смотрит в свою сторону» . (Из воспоминаний Беллы), если приглядеться к портрету первого учителя - сходство есть.

Сопереживание в живописи едва ли возможно, каждый завидует, каждому нужно своё, но есть ли в мире художник, который бы сказал, что Шагал в чем-то плох? Мне в это трудно поверить. Шагал – учитель многих и сегодня, и каждый день, один начинающий художник забывает пририсовать его взлетающей крестьянке ноги. И, правда, если можно объявить творческий конкурс «Зеленый луч звезды Есенина», почему нельзя произвести на свет летающего скрипача?.. На могиле у Гоголя горела лампада, ею, припадая руками к решетке, любовался Есенин.



Полет «Над городом» (1914-1918), с плавающей датировкой, о настроениях от свадьбы с Беллой (1915), и «Перед судом» Блока (1915) – это прекрасное совпадение, бессвязное… никак не соотносящиеся части... но иллюстрирует то, общее, что над человеком. В «Войне» (1915) того же года слепой еврей с котомкой, за его спиной в окне прощаются влюбленные, их оплетает, по выражению Беллы, «нескончаемая словесная нить» с названиями стран.


Люди все равно что пыльца, куда занесет их ветер – там и осядут, и вся человеческая жизнь – дистанция от детства. Крик души, интуиция, данная клятва – это та канва, по которой строится творчество Марка Шагала.

В качестве послесловия:
«Марк Шагал» (1982) .
(стихи Р. Рождественского в исполнении В. Берковского).

МАРК ШАГАЛ

И изрек Бог все слова сии, говоря:

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли…

Исход 20, 1–4.

До Камиля Писсарро, Хаима Сутина, Жака Лифшица, Амедео Модильяни и Марка Шагала не было великих художников-евреев. Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками. Евреи мастеровые могли вырезать львов из дерева для украшения священных ковчегов или делать витражное стекло мрачных цветов, но не позволялись ни портреты аристократов, ни пасторальные сцены, и вообразить нельзя было классических обнаженных, раскинувшихся в траве.

Один из грандов импрессионизма, Писсарро бесспорно повлиял на своих великих преемников Поля Гогена и Поля Сезанна. Однако наследие Писсарро было слишком большим, не всегда изысканным, а в его последние годы часто оказывалось шаблонным и повторяющимся.

Некоторые критики сходным образом характеризовали и творчество Шагала, и все же его ранний период был поистине необычайно выразительным, уникальным по своей вдохновенности и чем-то большим, нежели просто искусством. Работы Шагала передавали в живописи безнадежно утраченную культуру восточноевропейских местечек, ее самую чистую суть. В его картинах надменно улыбающиеся синие коровы вечно летают над соломенными крышами домов. Деревенские жители празднуют свадьбу, навсегда собранные вместе на праздничном костре, а жених и невеста, стоящие под балдахином, поднимаются почти за пределы картины. Искусство Шагала сохранило на все времена бесследно исчезнувший мир.

В своей мягкой манере Шагал символизировал индивидуальное сопротивление художника политическому угнетению и господству искусства так называемых авангардистов. Он считал негодными научные подходы к искусству. Импрессионизм и строго геометрический кубизм были «чужды» ему.

В первые годы независимости Израиля Шагал стал также международным символом процветающего еврейского художественного творчества. В отличие от Писсарро или Модильяни, которые никогда не занимались еврейской темой, Шагал явно стремился создать из опыта своей юности в России еврейское искусство – сверкающее, новое и современное. (Единственными художниками, которых в этом смысле можно сравнить с Шагалом, были швейцарский композитор Эрнест Блох, сочинивший среди прочего большую рапсодию «Шеломо» для виолончели с оркестром, посвященную царю Соломону, и трогательное «Богослужение»; автор новелл и драматург Шолом-Алейхем и Нобелевский лауреат романист Исаак Башевис Зингер). Фрески и витражи Шагала на библейские темы для церквей во Франции, Швейцарии, Покантико-Хилсе, Нью-Йорке; для медицинского центра «Гадаса» и кнессета в Израиле, Ватикана, нью-йоркской «Метрополитен-Опера» и Секретариата ООН представляют собой публичные свидетельства его гуманистической, полной любви и утешения позиции.

Шагал родился в Лиозно под городом Витебском в царской России, и его настоящая фамилия была Сегал (великий американский композитор Аарон Копленд также проследил свои корни до Витебска). Отец Шагала проработал тридцать лет разнорабочим на селедочном складе. Он так и не сумел оценить удивительные способности сына. Марк поступил сначала в хедер (начальную религиозную школу для маленьких детей), затем в государственную школу. Когда его друг высказал восхищение его работами, Шагал уговорил мать оплатить его уроки у местного портретиста.

В 1906 г. Шагал рискнул поехать в Санкт-Петербург учиться в Императорском обществе поддержки искусств. Позже он познакомился с евреем Львом Бакстом – театральным художником, оформлявшим спектакли «Русского балета» Дягилева, и некоторое время учился у него (в классе Бакста рядом с ним стоял великий танцор Вацлав Нижинский, почему-то решивший, что и он может живописать). Получив стипендию от одного адвоката, Шагал смог выехать из России на четыре года плодотворной работы в Париже. Приобщившись к жизни французской богемы перед Первой мировой войной и к сокровищам Лувра, Шагал почувствовал себя свободным. Во Франции он стал великим художником российско-еврейского происхождения. Его особый вид экспрессионизма – лиричный, фантастичный, рожденный на плодородной витебской почве – проявился в исступленно ярких красках его полотнищ. Шагал бесспорно стал одним из величайших и влиятельнейших художников-колористов XX в.

После персональной выставки в Берлине в 1914 г. Шагал вернулся в Витебск, был призван на службу в императорскую армию и в ходе массового дезертирства российских солдат в конце войны оставил свою штабную должность. Когда в 1917 г. пришли к власти большевики, Шагала назначили комиссаром Витебска по изящным искусствам. Его полотна выставлялись в Зимнем дворце в Петрограде. Его рекламировали как великого художника советской Новой эры. Однако его индивидуализм оказался слишком теплым и человечным для холодного конформизма развивавшегося социалистического реализма, и его сняли с поста комиссара.

После новаторской работы в Еврейском государственном театре в Москве в 1922 г. Шагал вместе с женой и дочерью бежал из России. Его имя было уже хорошо известно в Западной Европе, и он получил финансирование со стороны влиятельного еврейского биржевика Поля Касирера и француза Амбруаза Вояра, заказавших ему офорты на библейские темы. К 1930-м гг. Шагала признали в Европе как одного из величайших современных живописцев. В 1937 г. нацисты запретили его творчество, уничтожили часть его полотен и включили другие в свою позорную выставку «Дегенеративное искусство» (на которой высмеивалась также музыка Курта Вейля) в Мюнхене. В 1941 г. по приглашению нью-йоркского Музея современного искусства опасавшиеся нацистской угрозы Шагалы бежали в Америку.

После Второй мировой войны Шагал стал благодаря своим удивительным витражам и пользовавшимся большим спросом литографиям одним из самых знаменитых художников в мире. Однако на протяжении многих оставшихся ему лет жизни он не поддался воздействию послевоенных движений – от абстрактного экспрессионизма до поп-искусства и фотографического реализма – и не изменил в сколько-нибудь значимой степени направления и философии своего искусства (за исключением разве что применения цвета). Нельзя сказать, что Шагал повлиял на целые поколения художников, как, например, Пикассо. Как Шолом-Алейхем и Исаак Башевис Зингер не изменили художественной литературы, сочиняя свои произведения в манере Кафки и Гертруды Стайн. Тем не менее шедевры Шагала затрагивали его народ глубокой религиозностью, чувством юмора и магией, почти хасидской страстью к экстазу. Он навсегда обогатил мировую культуру видениями своего Витебска, фантасмагорического и, все же всеми узнаваемого местечка, угнездившегося в сердцевине еврейской души.

Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

Марк, ты не прав! (Марк Донской / Эльдар Рязанов) В начале 1972 года нешуточный скандал случился между двумя известными кинорежиссерами – Марком Донским и Эльдаром Рязановым. А начался он 16 февраля, когда Главным управлением по художественному кинематографу была принята

Из книги Император Мэйдзи и его Япония автора Мещеряков Александр Николаевич

Из книги Заговор против мира. Кто развязал Первую мировую войну автора Брюханов Владимир Андреевич

2.4. Первое марта 1887 года. Этот, казалось бы, знаменитый революционный подвиг, был освящен участием и героической гибелью старшего брата Ленина.Но, если разобраться, в советские времена о нем публиковалось крайне мало – помимо ставших стандартными скупых хрестоматийных

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

1887 CCR. Мортимер.

Из книги 100 знаменитых ученых автора Скляренко Валентина Марковна

ШРЁДИНГЕР ЭРВИН (1887 г. – 1961 г.) Эрвин Шрёдингер родился 12 августа 1887 года в Вене. Его отец, Рудольф Шрёдингер, в свое время унаследовал небольшое семейное предприятие – фабрику по производству линолеума. Материальных трудностей семья не испытывала, и Рудольф, человек

Из книги Об искусстве [Том 2. Русское советское искусство] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Великая ложь нашего времени автора Победоносцев Константин Петрович

1887 ГОД 54Сегодня слушалось в общем собрании Государственного Совета внесенное Манассеиным дело об ограничении публичности в судах. К сожалению, мы оказались в меньшинстве - 20, тогда как на противной стороне 31. Разногласие по вопросу, имеет ли право министр юстиции в

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Болгарский кризис 1885-1887 гг. Как отмечалось выше, в сентябре 1883 г. Александр Баттенберг восстановил Тырновскую конституцию, что временно стабилизировало обстановку в Болгарии. Однако внутренняя борьба в стране не прекращалась. Ещё в более накалённой атмосфере находилась

Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария Павловна

Чан Кайши (Род. в 1887 г. – ум. в 1975 г.) Организатор военного переворота в Нанкине, глава диктаторского гоминьдановского режима в Китае, генералиссимус, главнокомандующий. «Отец и Учитель» – такими словами начиналось письмо диктатора Чана грозному соседу и властелину 1/6

автора

Манштейн Эрих фон (род. в 1887 г. – ум. в 1973 г.) Генерал-фельдмаршал германской армии, один из теоретиков и практиков блицкрига. Участник Первой и Второй мировых войн, осужден как военный преступник.Автор книг мемуаров «Утраченные победы» и «Из солдатской жизни». 24 ноября

Из книги Знаменитые полководцы автора Зиолковская Алина Витальевна

Монтгомери Бернард Лоу (род. в 1887 г. – ум. в 1976 г.) 1-й виконт Монтгомери Аламейнский.Британский фельдмаршал, участник Первой и Второй мировых войн, главный разработчик операции «Оверлорд» по открытию Второго фронта.Награжден высшими наградами Великобритании и

Из книги Стратегии счастливых пар автора Бадрак Валентин Владимирович

Марк и Белла Шагал И я понял: это моя жена… Мои глаза, моя душа. Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал. Марк Шагал Ты закружил меня в вихре красок. И вдруг оторвал от земли и сам оттолкнулся ногой, как будто тебе стало тесно в маленькой комнатушке. Вытянулся,

Из книги «Святая инквизиция» в России до 1917 года автора Булгаков Александр Григорьевич

1887 год По стране распространялся христианский рационализм. Проклятия, возглашаемые с церковных амвонов, действовали малоэффектно. Очередной миссионерский Съезд в Москве признал желательным (лучше сказать - необходимым): а) ввести в круг предметов, преподаваемых в

Из книги Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. автора Аксютин Юрий Васильевич

1887 Там же. Л. 102.

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 14 автора Висковатов Александр Васильевич

Из книги Скрытый Тибет. История независимости и оккупации автора Кузьмин Сергей Львович

1887 Ланьков А.»Мандат Неба»…

Источник - Википедия

Марк Захарович Шагал (фр. Marc Chagall, ; 6 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская
империя (нынешняя Витебская область, Республика Беларусь) - 28 марта 1985, Сен-Поль-де-
Ванс, Прованс, Франция) - белорусский и французский художник еврейского происхождения.
Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из
самых известных представителей художественного авангарда XX века.

Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Сегал, или в русской транскрипции Мовша
Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 года в еврейской семье на окраине
Витебска. Значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в
местечке Лиозно в 40 км от Витебска.

С 1900 по 1905 год Шагал учился в Витебском четырёхклассном училище. В 1906 г. учился
изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юдаля Пэна, затем
переехал в Петербург.

В 1911 году Шагал на полученную стипендию едет в Париж , где продолжает учиться и знакомится
с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Париж Шагал
полюбил сразу. Летом 1914 года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и
повидать Беллу. Но начинается Первая мировая война и возвращение в Европу откладывается на
неопределенный срок. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой . В 1916 году у них
родилась дочь Ида , впоследствии ставшая биографом и исследователем творчества своего отца.
В сентябре 1915 года Шагал уезжает в Петроград, поступает на службу в Военно-промышленный
комитет. В 1916 году Шагал вступает в Еврейское общество поощрения художеств , в 1917 году с
семьей возвращается в Витебск . После революции художника назначают уполномоченным
комиссаром по делам искусств Витебской губернии. 28 января 1919 года уполномоченным
Коллегии по делам искусств в Витебской губернии Марком Шагалом открывается Витебское
художественное училище.
В 1920 году Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в
Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского .Он принимает
участие в художественном оформлении театра: сначала рисует настенные картины для аудиторий
и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом
«балетной пары». В 1921 году театр Грановского открывается спектаклем «Вечер Шолом
Алейхема» в оформлении Шагала. В 1921 году художник работает преподавателем в
подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников
в Малаховке.
В 1922 году вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в
Германию. Осенью 1923 года по приглашениюАмбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж.
В 1937 году Шагал получает французское гражданство.
В 1941 году руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке приглашает художника
переселиться из контролируемой фашистами Франции в США, и летом 1941 года семья Шагала
приезжает в Нью-Йорк. В августе 1944 года Шагалы с радостью узнают об освобождении Парижа.
Война близится к концу, и им не терпится поскорее вернуться во Францию. Но буквально через
несколько дней, 2 сентября 1944 года, Белла умирает от сепсиса в местной больнице. «Всё
покрылось тьмой». Художник совершенно оглушён настигшим горем и только спустя девять
месяцев берёт в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: «Свадебные огни» и
«Рядом с ней».
Отношения с Вирджинией Макнилл-Хаггард , дочерью бывшего британского консула в США,
начались, когда Шагалу было 58 лет, Вирджинии - 30 с небольшим. У них родился сын Дэвид (в
честь одного из братьев Шагала) Макнилл. В 1947 году Шагал возвращается во Францию. Через
три года Вирджиния неожиданно сбегает от него с любовником и забирает с собой сына.
12 июля 1952 года Шагал женится на «Ваве» - Валентине Бродской , владелице лондонского
салона моды и дочери известного фабриканта и сахарозаводчика Лазаря Бродского. Но музой всю
жизнь оставалась только Белла, он до самой смерти отказывался говорить о ней, как об умершей.
С 1960-х годов Шагал в основном переходит на монументальные виды искусства - мозаики,
витражи, шпалеры, а также увлекается скульптурой и керамикой. В начале 1960-х годов по заказу
правительства Израиля Шагал создает мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме.
После этого успеха он получает множество заказов на оформление католических, лютеранских
храмов и синагог по всей Европе, Америке и в Израиле.
В 1964 году Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента
Франции Шарля де Голля, в 1966 году создает для Метрополитен Опера в Нью Йорке два панно, а
в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972). В 1966
году Шагал переезжает в построенный специально для него дом, служивший одновременно и
мастерской, расположенный в провинции Ниццы - Сен-Поль-де-Вансе.
В 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посещает
Ленинград и Москву. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее. Художник дарит
Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина свои работы.
В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции - Большого креста Почётного
легиона, а в 1977-1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к
90-летию художника. Вопреки всем правилам, в Лувре были выставлены работы ещё
здравствующего автора.
Шагал скончался 28 марта 1985 года на 98-м году жизни в Сен-Поль-де-Вансе. Похоронен на
местном кладбище. До конца жизни в его творчестве прослеживались «витебские» мотивы.
Существует «Комитет Шагала», в состав которого входят четыре его наследника. Полного
каталога работ художника нет.
1997 - первая выставка художника в Беларуси.