Понятие социального взаимодействия.

Повседневное взаимодействие людей – то самое поле реальных поступков, на котором разворачивается социализация и прорастают семена человеческой личности. Мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия , даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие; входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это – акты социального взаимодействия , складывающегося из отдельных социальных действий . Однако не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это – обычное дорожно-транспортное происшествие. Но и оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп.

Водитель настаивает на том, что дороги построены для автомобилей и пешеход не имеет права переходить, где заблагорассудится. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе – он, а не водитель, и города созданы для людей, а не для машин. В данном случае водитель и пешеход представляют разные социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода, двое мужчин выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, которые определены обществом. Ролевой конфликт описывается в социологии при помощи статусно-ролевой теории. Общаясь между собой, водитель и пешеход рассказывают нс о семейных делах, погоде или видах на урожай. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения: предназначение такого территориального поселения, как город, нормы перехода проезжей части, приоритеты человека и автомобиля и т.п. Выделенные курсивом понятия составляют атрибуты социального взаимодействия. Оно, как и социальное действие, встречается повсюду, однако это не значит, что оно подменяет собой все другие виды взаимодействия людей.

Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.

Поведение – совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии эти действия совершаются. Оно может быть индивидуальным и коллективным (массовым). Основными элементами социального поведения выступают: потребности, мотивация, ожидания.

Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу.

Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Так, поступок честного человека естествен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека, и в этом смысле у поступка нет цели. Поступок, как правило, ориентирован сразу на две цели: соответствие своим нравственным принципам и положительную реакцию других людей, оценивающих поступок извне.

Спасти утопающего, рискую жизнью, – это поступок, ориентированный на обе цели. Пойти против общего мнения, отстаивая собственную точку зрения, – поступок, ориентированный только на первую цель.

Действия, поступки, движения и акты – строительные кирпичики поведения и деятельности. В свою очередь, деятельность и поведение – это две стороны одного явления, а именно человеческой активности. Поступок возможен только при наличии свободы действий. Если родители обязывают вас рассказать им всю правду, пусть и неприятную для вас, то это еще не поступок. Поступок – лишь те действия, которые вы совершаете добровольно.

Говоря о поступке, мы невольно подразумевали действие, ориентированное на других людей. Но действие, исходящее от индивида, может быть направлено или не направлено на другого индивида. Только действие, которое направлено на другого человека (а не на физический объект) и вызывает обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие.

Если взаимодействие – двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами, то действие – всего лишь однонаправленное взаимодействие.

Различают четыре вида действия :

  • 1) физическое действие (пощечина, передача книги, запись на бумаге и др.);
  • 2) вербальное , или словесное, действие (оскорбление, приветствие и т.п.);
  • 3) жесты как разновидность действия (улыбка, поднятый палец, рукопожатие);
  • 4) мысленное действие, которое выражается только во внутренней речи.

Из четырех видов действия три первых относятся к внешним, а четвертое – к внутреннему. Примеры, подкрепляющие каждый вид действия, соответствуют критериям социального действия М. Вебера: они осмысленны, мотивированы, ориентированы на другого. Социальное взаимодействие включает первые три и не включает четвертый вид действия (никто, кроме телепатов, не взаимодействовал при помощи прямой передачи мыслей). В результате мы получаем первую типологию социального взаимодействия (по видам): физическое; вербальное; жестовое. Систематизация по сферам общества (или системам статусов) дает нам вторую типологию социального взаимодействия:

  • экономическая сфера, где индивиды выступают как собственники и наемные работники, предприниматели, рантье, капиталисты, бизнесмены, безработные, домохозяйки;
  • профессиональная сфера, где индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора, шахтеры, повара;
  • семейно-родственная сфера, где люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, дядей, тетей, крестных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрачных;
  • демографическая сфера, включающая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие еще и межэтнического взаимодействия);
  • политическая сфера, где люди противоборствуют или сотрудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а также как субъекты государственной власти – судьи, полицейские, присяжные, дипломаты и т.д.;
  • религиозная сфера, подразумевающая контакты между представителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся к области вероисповедания;
  • территориально-поселенческая сфера – столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами.

Первая типология социального взаимодействия основана на видах действия , вторая – на статусных системах .

В науке принято различать три основные формы взаимодействия кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие относится к способам, при помощи которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы.

Кооперация – это сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Простейшим примером является перенос тяжелого бревна. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда.

Конкуренция – это индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому, что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Она является социальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры.

Конфликт – скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. Он может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Когда равные соперники, например индустриальные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем, – это проявление конкуренции. В противном случае возникает вооруженный конфликт – война.

Специфическая черта взаимодействия, которая отличает его от просто действия, – обмен : любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, жестами, символами, материальными предметами. Пожалуй, не найдется ничего такого, что не могло бы служить средством обмена. Таким образом, деньги, с которыми у пас обычно связывают процесс обмена, занимают далеко не первое место. Понимаемый столь расширительно обмен – универсальный процесс, который можно обнаружить в любом обществе и в любую историческую эпоху. Структура обмена достаточно проста:

  • 1) агенты обмена – два или более человека;
  • 2) процесс обмена – совершаемые по определенным правилам действия;
  • 3) правила обмена – устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты;
  • 4) предмет обмена – товары, услуги, подарки, знаки внимания и т.п.;
  • 5) место обмена – заранее условленное или спонтанно возникшее место встречи.

Согласно теории социального обмена , сформулированной американским социологом Джорджем Хомансом, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом. Хомане вывел следующие принципы обмена .

  • 1. Чем чаще вознаграждается данный тин действия, тем вероятнее, что оно будет повторяться. Если оно регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается, и наоборот, снижается в случае неудачи.
  • 2. Если вознаграждение (успех) за определенный тип действия зависит от тех или иных условий, то высока вероятность, что человек будет стремиться к ним. Неважно, от чего вы получаете прибыль: от того, что действуете легально и повышаете производительность труда, или от того, что обходите закон и укрываете ее от налоговой инспекции, – прибыль, как и любое другое вознаграждение, будет толкать вас к повторению удачного поведения.
  • 3. Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения. Прибыль в 5% вряд ли будет стимулировать бизнесмена на подвиг, но, как отмечал в свое время К. Маркс, ради прибыли в 300% капиталист готов совершить любые преступления.
  • 4. Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и в меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению. Это означает, что если работодатель несколько месяцев подряд платит высокую зарплату, то у работника снижается мотивация увеличивать производительность.

Принципы Хоманса применимы как к действиям одного человека, так и к взаимодействию нескольких людей, ведь каждый из них руководствуется в отношениях с другим одними и теми же соображениями.

В общем виде социальное взаимодействие – сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Когда предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать, если их к тому не принуждают. Теория обмена Хоманса объясняет социальное взаимодействие на основе свободного выбора. В социальном обмене – так мы можем назвать социальное взаимодействие между вознаграждением и затратами – нет прямо пропорциональной зависимости. Иначе говоря, если вознаграждение увеличить в три раза, то в ответ индивид не обязательно в три раза увеличит свои усилия. Часто бывало так, что рабочим увеличивали в два раза зарплату в надежде на то, что они во столько же раз увеличат производительность, но реальной отдачи не было: рабочие лишь делали вид, что стараются.

По природе человек склонен экономить свои усилия, и он прибегает к этому в любой ситуации, иногда идя на обман. Причина в том, что затраты и вознаграждения – производные от разных потребностей или биологических побуждений. Стало быть, два фактора – стремление экономить усилия и желание получить как можно большее вознаграждение – могут действовать одновременно, по разнонаправлено. Это и создает сложнейший узор человеческого взаимодействия, где в единое целое вплетены обмен и личная выгода, бескорыстие и справедливое распределение вознаграждения, равенство результатов и неравенство усилий.

Обмен – универсальная основа интеракции. У него есть своя структура и принципы. В идеале обмен совершается на эквивалентной основе, однако в действительности происходят постоянные отклонения, которые и создают сложнейший узор человеческого взаимодействия.

  • В социологии принят специальный термин, обозначающий социальное взаимодействие, – интеракция.

Распространено утверждение, что любое социальное действие неизбежно порождает социальное взаимодействие. Однако некоторые ученые считают, что социальное действие, как правило, предполагает социальное взаимодействие, но оно может остаться без ответного действия, т.е. в каких-то случаях социальное действие не порождает социального взаимодействия.

В учебной и справочной литературе понятие «социальное взаимодействие» трактуется по-разному. Внимание акцентируется либо на обмене действиями, либо на способе осуществления социальных связей, либо на системе взаимообусловленных социальных действий, либо на процессе воздействия социальных субъектов друг на друга, либо на отношениях между людьми и социальными группами, либо на поведении индивида. Обобщая, можно дать такое определение.

— это процесс обмена социальными действиями между двумя акторами (участниками взаимодействия) и более.

Следует различать социальное действие и социальное взаимодействие.

Социальное действие - это любое проявление социальной активности, ориентированное на других людей. Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными действиями между двумя социальными субъектами и более, процесс непосредственного или опосредованного воздействия этих субъектов друг на друга. При этом социальное действие может быть инициировано самим социальным субъектом (индивидом, группой) и тогда оно рассматривается как «вызов», а может быть реакцией на социальные действия других как «ответ на вызов».

Социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов, реализовать свои ценностные и поведенческие интенции. Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание междуакторами. Если акторы «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

Понятие социального взаимодействия

Взаимодействие - это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников — интерактантов. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.

Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками:

  • оно предметно, т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;
  • оно внешне выражено ,а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами , знаками, которые расшифровываются противоположной стороной ;
  • оно ситуативно ,т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);
  • оно выражает субъективные намерения участников .

Хотелось бы подчеркнуть, что взаимодействие — это всегда коммуникация. Однако не стоит отождествлять взаимодействие с обычным общением, т. е. обменом сообщениями. Это гораздо более широкое понятие, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией , но и косвенный обмен смыслами . Действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться ничего сообщать друг другу иными средствами, однако уже тот факт, что один может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую их активность социальным взаимодействием. Если люди совершают на глазах друг у друга какие-то действия, которые могут быть (и непременно будут) как-то интерпретированы противоположной стороной, то они уже обмениваются смыслами. Человек, который находится в одиночестве, будет вести себя немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей.

Следовательно, социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь . Обратная связь предполагает наличие реакции . Однако эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная, возможная.

Американский социолог русского происхождения П. Сорокин выделил два обязательных условия социального взаимодействия:

  • обладать психикой и органами чувств , т. е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т. д.;
  • участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли , т. е. использовать одни и те же символы самовыражения.

Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне , так и на макроуровне.

Взаимодействие на микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т. д.

Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, и даже в целом.

В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия:

  • физическое;
  • вербальное, или словесное;
  • невербальное (мимика, жесты);
  • мысленное, которое выражается только во внутренней речи.

Три первых относятся к внешним действиям, четвертое — к внутренним действиям. Всем им присущи следующие свойства: осмысленность , мотивированность, ориентированность на другого человека .

Социальное взаимодействие возможно в любой сфере жизни общества. Поэтому можно дать следующую типологию социального взаимодействия по сферам:
  • (индивиды выступают как собственники и наемные работники);
  • политическая (индивиды противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти);
  • профессиональная (индивиды участвуют как представители разных профессий);
  • демографическая (включая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас);
  • семейно-родственная;
  • территориально-поселенческая (происходят столкновение, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, постоянно и временно проживающими и т. п.);
  • религиозная (подразумевает контакты между представителями разных религий, а также верующими и атеистами).

Можно выделить три основные формы взаимодействия:

  • кооперация — сотрудничество индивидов для решения общей задачи;
  • конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами);
  • конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.
П. Сорокин рассматривал взаимодействие как обмен, и на этом основании выделял три типа социального взаимодействия:
  • обмен идеями (любыми представлениями, сведениями, убеждениями, мнениями и т. д.);
  • обмен волевыми импульсами, при которых люди согласуют свои действия для достижения общих целей;
  • обмен чувствами, когда люди объединяются или разделяются на основании своего эмоциального отношения к чему-либо (любви, ненависти, презрения, осуждения и т. д.).

Социальное рождается во взаимодействии индивидов. Но чтобы взаимодействовать, индивиды должны прежде всего действовать, что и является основанием для концентрации внимания социологов на социальном действии. Кроме того, в некоторых социологических парадигмах социальные действия рассматриваются как то, без чего общество существовать не может, как то, что, собственно, и составляет суть общества.

Наиболее распространенным, хрестоматийным является определение социального действия, данное Максом Вебером: «социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него» .

Наиболее важными характеристиками социального действия являются осмысленность и ориентация на других людей, что позволяет отличать его от другого вида действий, например, физических.

Социальное действие включает следующее: 1) действующее лицо (актор); 2) мотивацию действия; 3) цель действия; 4) метод действия; 5) лицо, на которое направленно действие; 6) результат действия.

М. Вебер дал классификацию социальных действий. Он выделил следующие их типы:

  • 1) целерациональные действия - действия по достижению определенной цели, результата;
  • 2) ценностно-рациональные действия - действия, основанные на вере в какую-либо нравственную, религиозную, эстетическую ценность;
  • 3) аффективные - действия, совершаемые под влиянием эмоций;
  • 4) традиционные - действия, основанные на реальной привычке.

В соответствии с точкой зрения М. Вебера аффективные и традиционные действия лежат на границе или даже за границей осознанного поведения, поэтому они не являются в полной мере социальными действиями. Сам М. Вебер рассматривает приводимые им типы социальных действий как идеальные типы, т.е. как нечто служащее для описания реальных действий. В действительности же любое действие - это смешанное действие, где могут присутствовать все четыре типа.

Следует обратить внимание на то, что социальное действие редко встречается в единичном, обособленном виде. Оно обычно вызывает ответную реакцию других индивидов, что приводит к социальному взаимодействию (интеракции) как обмену социальными действиями.

Социальное взаимодействие - это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием действий других субъектов.

Питирим Сорокин определил три условия возникновения любого социального взаимодействия:

  • 1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга;
  • 2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;
  • 3) наличие проводников (например, речевые сигналы), передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.

К этим условиям в современной социологии обычно добавляется наличие общей основы для контактов, соприкосновения.

В реальной жизни существует чрезвычайно обширное разнообразие взаимодействий. В этом многообразии можно выделить несколько групп.

По сферам (где индивиды обладают определенным статусом и выполняют определенные роли):

  • профессиональное взаимодействие;
  • семейно-родственное;
  • демографическое (взаимодействие между полами и возрастными группами);
  • политическое;
  • религиозное и т.д.

По формам:

  • кооперация - сотрудничество индивидов ради решения общих задач. Кооперация возникает, когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда;
  • конкуренция - это индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (собственность, престиж, власть, покупатель, популярность, место работы и т.п.);
  • конфликт - столкновение взаимодействующих субъектов. Иногда конфликт рассматривают как наиболее острую форму конкурентного взаимодействия.

Социальные взаимодействия порождают социальные связи между индивидами (или группами). Социальная связь - это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях для достижения конкретных целей. Социальная связь возникает в условиях не единичности, но множественности фактов взаимодействия индивидов.

Социальные взаимодействия и социальные связи ведут к возникновению социальных отношений. Социальные отношения - это устойчивые социальные связи и взаимодействия между людьми и социальными группами, которые нормативно определены исходя из занимаемых индивидами (группами) социальных позиций и исполняемых ими социальных ролей.

Деятельность, активность и действия, как атомы, соединяются в сложные молекулы, которые на языке психологии и социологии именуются социальным взаимодействием.

В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это - акты социального взаимодействия или социального поведения.

Однако далеко не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорожно-транспортное происшествие. Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп.

Водитель настаивает на том, что дороги построены для автомобилей и пешеход не имеет права переходить, где ему заблагорассудиться. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе - он, а не водитель, и города созданы для людей, но не машин. В данном случае водитель и пешеход обозначают социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода, двое мужчин выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, которые определены обществом. Арбитром в их взаимодействии нередко выступает милиционер.

Общаясь между собой, они рассказывают не о семейных делах, погоде или видах на урожай. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения: предназначение такого территориального поселения, как город, нормах перехода проезжей части, приоритетах человека и автомобиля и т.п. Выделенные курсивом понятия составляют атрибуты социального взаимодействия. Оно, как и социальное действие, встречается повсюду. Но это не значит, что оно подменяет собой все другие виды взаимодействия людей.

Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.

Поведение - совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Оно может быть индивидуальным и коллективным (массовым). Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: потребности, мотивация, ожидания.

Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например заработка, гонорара, повышения в должности. Поведение не содержит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям.

Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок честного человека естественен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Поступок, как правило, ориентирован сразу на две цели - на соответствие своим нравственным принципам и на положительную реакцию других людей, оценивающих наш поступок извне. Спасти утопающего, рискую жизнью, это поступок, ориентированный на обе цели. Пойти против общего мнения, отстаивая собственную точку зрения, это поступок, ориентированный только на первую цель. Думается, вы сами сможете привести примеры поступков, ориентированных только на вторую цель.

Если социологические теории развиваются кумулятивно, то они не должны использовать обыденный язык. Это значит, что предметом социологии не может быть социальный мир, описываемый обыденным языком, как все привыкли считать. Теоретические конструкты в социологии не являются абстрактными двойниками обыденных явлений. Они описывают возможное положение дел.
Theoretical Methods in Sociology / Ed. by L. Freese. Pittsburg.
1980. P. 331

В коллективе или в малой группе, которая состоит из людей знакомых и постоянно с тобой взаимодействующих, поведение существенно отличается от того, что можно наблюдать в толпе, состоящей из незнакомых, случайных людей. Отличие базируется на соблюдении правила: веди себя с другими (на научном языке «значимыми другими») так, как хотел бы, чтобы они себя вели с тобой. Прохожему можно нагрубить, его больше не встретишь, а товарищу по работе? Среди знакомых люди стараются выглядеть так, как они хотели бы выглядеть, или такими, какими хотели бы, чтобы другие их видели. Большинство хотят, чтобы их считали великодушными и интеллигентными. Они хотят быть предупредительными, учтивыми и требуют того же от других. Они понимают, что если сами такими не будут, то и с других не смогут потребовать того же.

Действия, поступки, движения и акты - строительные кирпичики поведения и деятельности. Деятельность и поведение - две стороны одного явления, а именно человеческой активности.

Поступок возможен только при наличии свободы действий. Если родители обязывают вас рассказать им всю правду, пусть и неприятную для вас, то это еще не поступок. Поступок - лишь те действия, которые вы совершаете добровольно.

Свобода выбора необходима человеку на каждом шагу. Даже для того чтобы сходить в магазин или выпить чашку чая, требуется свобода действий. Еще больше она необходима в высших сферах человеческой деятельности, прежде всего в творчестве. Ученый, художник, актер не могут ничего создать, если их принуждать, указывать, мешать. Когда мы рассматриваем всемирную историю как продвижение человечества от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу, то говорим о возросшем значении в современную эпоху научных знаний, информации, интеллектуального труда, а также досуга и творчества. Когда ученые именуют постиндустриальное общество обществом досуга, то подчеркивают важную деталь: степень свободы действий сегодня должна быть неизмеримо большей, чем прежде.

Если внимательно проанализировать статистику, то вот что обнаружится: в современном обществе увеличился объем интеллектуальных нагрузок и продолжительность жизни людей. Случайной ли является связь двух явлений?

Говоря о поступке, мы невольно подразумевали действие, ориентированное на других людей. Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого индивида. Только действие, которое направлено на другого человека (а не на физический объект) и вызывает обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие. Взаимодействие - двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами.

В науке принято различать три основные формы взаимодействия - кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие относится к способам, при помощи которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы.

Социальное взаимодействие состоит из множества отдельных социальных действий. Их именуют массовыми. Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы), либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет.

Всем большой июньский привет!

На большинстве сайтов, на которых я был, тема социального взаимодействия раскрыта прямо скажем слабо. Отсутствуют теории этого взаимодействия и совершенно неграмотно расставлены акценты. Говорю вам это как . Поэтому давайте с этой темой разберемся правильно и подробно, насколько позволят рамки текста.

Понятие социального взаимодействия в социологии

Мало кто знает, что современная программа школ по обществознанию, в части социальной сферы заимствует практически весь материал из социологии. Что за такая эта наука вы узнаете в вузе, если поступите. А мы сейчас поговорим о теме.

Социальное взаимодействие — это система социальных действий, имеющая циклическую природу и направленная на удовлетворение взаимных ожиданий взаимодействующих субъектов. Разберем детально это определение.

Про социальные действия читайте . Циклическая природа означает, что социальные действия производятся субъектами по циклу: действие => обратная связь. Например, пришли вы в магазин, дали продавцу деньги (социальное действие) в ответ получили улыбку и товар, который покупаете (обратная связь).

Взаимные ожидания субъектов — это их установки на данное взаимодействие. Например, ваша подруга продает мороженое: стоит такая вся на жаре в жарком городе, на жарком асфальте и продает прохладное мороженое. Скучно ей. А вы тут такой нарисовались и у вас есть взаимные ожидания: у нее — что вы скрасите ее будний рабочий день, а у вас — что она, может, угостит вас мороженым и вы поболтаете о том о сем.

Под словом «субъекты» — может пониматься как индивид, так и социальная группа. Например, взаимодействовать могут и двое людей, а может и две группы — например на футбольном матче они могут активно перекрикивать друг друга. При этом перекрикивание является здесь и действием и обратной реакцией (слышишь, как другая команда кричит в ответ).

Формы взаимодействия

Социологи выделяют следующие формы социального взаимодействия, про которые не стоит забывать.

Кооперация, или сотрудничество, — совместная деятельность по достижению какой-то общей цели или результата. Сегодня в разных компаниях для усиления эффекта от такого взаимодействия разрабатывается и внедряется своя . Например, в компании Google полностью открытое пространство для творчества, работы и отдыха работающих. При этом главная идея: на работе можно жить. Круто.

Конкуренция — еще одна форма социального взаимодействия, выражающаяся в борьбе субъектов за что-либо: достижение целей корпорации или просто за какую-то вещь. Многие спортивные игры (футбол, баскетбол, хоккей и даже шахматы) построены именно на конкуренции.

Конфликт — столкновение разных субъектов по поводу общего блага. Детальнее о видах конфликтов смотрите .

Теории социального взаимодействия

Теории объясняют, как и почему происходит социальное взаимодействие. Многие не понимают, зачем эти теории нужны, ведь они «слишком научные» и их нельзя использовать при решении второй части теста ЕГЭ по обществознанию. На самом деле вполне можно: только не надо указывать авторства теории, а то некоторые эксперты не в курсе этих тонкостей.

Итак первая теория — теория обмена Дж. Хоманса. Согласно его концепции, социальное взаимодействие представляет собой обмен благами между субъектами взаимодействия. Блага, понятно, могут быть как материальные так и не материальные. К примеру, вы общаетесь с другом — вы обмениваетесь впечатлениями. Обмен? Обмен.

Хоманс в своей теории выделял несколько аксиом: предположений, не требующих доказательств. К примеру, аксиома успеха: если человек, совершая некоторые действия добился успеха, то в будущем он скорее всего будет совершать эти же действия. Например, вы идя на экзамен, положили под пятку пять рублей, чтобы экзамен тоже сдать на «отлично». Ну, в приметы вы особо не верите, а тут решили попробовать. И — бац, сдаете на отлично! Как думаете, будете в дальнейшем на экзамен класть под пятку монету? Хоманс говорит, что да, и именно под ту же пятку ту же монету:)))

Есть у него и аксиома пресыщения: когда ты привык получать некое благо, в дальнейшем не будешь напрягаться, чтобы взаимодействовать с людьми по поводу этого блага. Например, есть такой анекдот.

Шел мужик по улице, думал удавлюсь: с работы уволили, жена бросила, ушла. Тут встречает нового русского, своего друга, тот его позвал к себе на работу. В первый же день, новый русский дает ему чек: на, сходи в банк принеси деньги. Мужик — принес. Новый русский половину ему тут же дал — молодец, заработал. И так каждый день. Ну, поднялся мужик: квартиру купил, машину, жена вернулась. Но сам год от года все мрачнее и мрачнее. И его спрашивают, а чего он такой мрачный. Он и отвечает: «Да, понимаете, в банк-то я хожу один, а деньги мы-то делим на двоих!»

Так, что вот такая интересная теория.

Вторая теория социального взаимодействия, не менее интересная: Джорджа Мида, теория символов (полное название «Символический интеракционизм»). Она о том, что социальное взаимодействие представляет собой обмен символами. Все вокруг нас символы и мы активно ими пользуемся. Например, жестами, мимикой, интонацией. Чисто словами мы передаем лишь 7 % информации, остальное — символами.

Разумеется есть и другие теории, но мы их будем разбирать только . Оформляйте подписку на новости, делитесь статьей в социальных сетях с друзьями!

С уважением, Андрей Пучков