Конспект урока по изобразительному искусству «Изображение животного в объёме. Образ животного в выразительной позе

ВОЙТЕХОВСКАЯ Инна Анатольевна

учитель отечественной и мировой художественной культуры

Государственного учреждения образования « Белицкий учебно- педагогический комплекс детский сад-средняя школа Лидского района»

Беларусь

ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В ИСКУССТВЕ

(первый урок темы)

Цель урока: формирование у учащихся общего представления о своеобразии и воплощении темы животных в разных видах искусства.

Задачи:

  • — создать условия для расширения знаний учащихся о культуре первобытного общества;
  • — способствовать познаниям учащимися об анималистическом жанре искусства;
  • — сформировать представление о неразрывной связи человека и животного;
  • — формировать понимание необходимости защищать и изучать природу;
  • — воспитывать любовь к животным, умение замечать их повадки;

Оборудование и учебные материалы:

  • мультимедийна установка или компьютер;
  • презентация «Образы животных в искусстве»;
  • видеоролики;
  • репродукции картин

Ход урока

1.Организационно - психологический момент. Введение в тему урока.

Учитель. Добрый день. Сейчас мы с вами услышим очень красивую, на мой взгляд, мелодию, которая будет звучать на фоне видеосюжета.

Послушайте, пожалуйста, и подумайте, о чем сейчас мы с вами будем говорить. На экране появляется видео заставка к передаче «В мире животных», музыка аргентинского композитора Ариеля Рамиреса) (слайд 1).

Учащиеся . Мы будем говорить о животном мире; о животных; о роли животных в жизни человека.

Учитель. Вы совершенно правы.

2. Сообщение темы урока. Актуализация знаний

На экране появляется изображение (слайд 2).

Учитель . Тема нашего урока: Образ животных в искусстве. (Табличка с названием темы на доске) А видеосюжет, который вы посмотрели, - заставка к передаче, которая так и называлась «В мире животных». В передаче рассказывали о жизни животных, их повадках, привычках. Всегда показывали интересные сюжеты о животных разных стран и континетов. Прекрасную музыку аргентинского композитора Ариеля Рамиреса взяли в качестве заставки к этой передаче. Она так органично подошла к сюжету передачи, что стала единым целым, неотъемлемой ее частью. На уроках истории вы изучали развитие общества, существование первобытных людей. Что вы можете о них рассказать?

Учащиеся. Люди жили до нашей эры. Они добывали мамонтов. У них были наскальные рисунки.

Учитель . Вспомните, пожалуйста, на какую тему были выполнены первые наскальные рисунки.

Учащиеся. Первобытные люди рисовали животных.

Учитель . Вспомните, изображения, каких животных увидели на скалах, как письмо из древнего мира?

Учащиеся. Мамонты, тигры, быки, кошки, собаки.

На экране появляется изображение пещерной живописи(слайд 3)

3. Изучение новой темы

На экране появляется изображение (слайд 4)

Учитель. (читается эпиграф ) " Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил".
Н. Заболоцкий

Учитель . Образ животного в искусстве имеет огромный исторический путь. Истоки звериных историй уходят в глубокую древность. Однажды в сентябре 1940 года во Франции случайно обнаружили пещеру Ласко, которая стала еще более знаменитой, чем пещера Альтамира в Испании.

На экране появляется изображение (слайд 5).

Четыре мальчика, которые играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко - изображение быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, диких лошадей, медведей и других животных - самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеолита. Произведения хорошо сохранились, что позволило превратить эту многозальную пещеру в первоклассный музей первобытного искусства, называемый «доисторической Сикстинской капеллой»

На экране появляется изображение (слайд 6).

Человек издревле отождествлял свою жизнь с образами из животного мира. Животные - это источник жизни для человека. Мясо животных употребляли в пищу, из шкур делали одежду, обувь и жилище. Можно сказать, что человек неразрывно связан с животным миром, и зависит от него. В процессе эволюционного развития человечество освоило новые формы общения с животным миром: в прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга.

Темой наскальных рисунков, сделанных рукой первобытного человека, были образы животных. На экране появляется изображение (слайд 7).

Они непосредственно воздействовали на чувства человека, вызывали в его представлении сцены охоты и победы над животными, это рождало в них отвагу и доблесть.

В процессе эволюционного развития человечество освоило новые формы общения с животным миром. Религия и культовые обряды наложили свой отпечаток. Древний мир оставил нам символические олицетворения единства животного и человека в виде фантастических, мифических животных сфинкса, крылатого быка, кентавра, птицы феникс.

На экране появляется изображение (слайд 8,9)

В древнем Египте многих животных считали священными. У Богов изображались звериные головы. Некоторые Боги были в виде животных и птиц: сокола, павиана, шакала. Но вместе с тем культура Египта - это в первую очередь монументальные постройки пирамид и захоронение фараонов.

Кошка символизировала мудрость и грацию, лев - силу и ярость. Животное становится не только источником материального существования человека, но и средством его духовного развития, воплощением красоты и совершенства.

Сохранилось множество статуэток птиц и зверей, сделанных из глины, бронзы, золота, кости, датируемых тысячелетием до н. э., и служащих предметами творчества скифских племен. В Древнем Египте животных возвеличивали наравне с фараонами, считали их богами. Их изображения, найденные в древних храмах и пирамидах, отличаются непревзойденной пышностью и декоративностью форм. В Древней Японии и Китае мастера декоративного искусства создавали причудливые композиции, одним из основных мотивов которых были образы животных.

Во времена Римской империи анималистический жанр утратил свою значимость, поскольку главной темой в искусстве был человек. В Средние века из таких историй были составлены объёмные сборники, получившие название физиологов или бестиариев. Их персонажи, полуреальные, полусказочные звери и птицы, не только поражали воображение, но и служили аллегориями человеческих добродетелей и пороков»

Рисунки животных вновь появляются лишь в эпоху Возрождения, в творчестве известных мастеров — Рембрандта, Дюрера, Рубенса, Леонардо да Винчи и др. В XVII веке в Голландии выделяется собственно анималистический жанр в искусстве. В картинах художников домашние животные изображались на фоне сельских мотивов. Родоначальниками этого жанра были А. Кейп и П. Поттер. В прошлом веке в анималистическом жанре работали прекрасные мастера-графики В.Ватагин и А.Лаптев, наделяя образы животных определенными человеческими качествами, с научной наблюдательностью передавая живость птиц, рыб и животных.

Создавая образ в анималистическом искусстве, художник, кроме передачи внешних форм, пластики, пропорции, выражает характер, присущий зверю или птице, отражает его индивидуальность, эмоциональное состояние, он пишет портрет своего персонажа. Всякий наблюдательный человек, сталкиваясь с животными, в той или иной мере относящийся к ним с добрым вниманием, легко может заметить разнообразие и сложность переживаний, выразительность их чувств (радости, огорчения, обиды, злобы, тоски, преданности). В зависимости от задачи художник-анималист может создать любой образ животного — грозный, гордый, трагический или героический. Любя и изучая природу, он не копирует натуру, но пытается передать изобразительными средствами удивительно многообразный и восхитительный внутренний мир животного, его настроение. Художник ищет и находит в нем что-то необычное, особенное. Создание правдивого изображения представителей фауны требует пристального изучения их жизни, внешнего облика, поведения, строения тела и характера, представления об особенностях среды обитания, откладывающей на животных свой отпечаток, наделяя их особыми качествами. Скажите, пожалуйста, почему или для чего первобытный человек стал рисовать в пещере?

Учащиеся. Хотел оставить на память кому-нибудь достижения охоты; хотел украсить свое жилье; скучно было; время было много между охотой.

Учитель. Любые ваши предположения имеют место быть. Но есть конечно одно но. . . Дело в том, что когда человек работает, то он просто добывает пищу. А вот искусство в любое время считалось высшим развитием человека. Мы с вами можем сколько угодно предполагать, что сподвигло первобытного человека взяться за уголек и нарисовать что-то вроде животного. Об этом есть очень красивое стихотворение Евгения Винокура

Пещерный человек учился рисовать.
Не находя в изяществе резона,
Тяжелым камнем начал выбивать
Фигуру угловатого бизона.


Случайный шаг! Опасная стезя!..
Он кончил, и впервые с сотворенья
Из глаз звериных длинная слеза
Устало потекла-от умиленья.

И, страшной тайной творчества влеком,
Он чувствовал-назад уж нет возврата,
Когда он первобытным кулаком
Стирал слезу светло и виновато.


Косматый, дикий, шкура за спиной,
Лицо разодрала ему гримаса!..
Он радости был полон неземной,
Что слаще меда и сытнее мяса.

А теперь вы можете сказать, что случилось с первобытным человеком после того, как он стал рисовать?

Учащиеся. Он стал другим; он стал развиваться; он выделился из мира животных, хотя пока и не осознавал этого.

Учитель. Молодцы, ребята. Теперь я вам предлагаю сделать физкультминутку, которая называется Зверобика. Движения животных всегда грациозны. Вы будете делать движения тех животных, о которых поется в песне. На экране появляется видеосюжет (слайд 10) на песню « Зверобика» слова А. Хайта и А. Левенбука, муз. Б. Савельева

4. Физкультминутка «Зверобика».

Учитель. Образ животного тесно связан с разными легендами, приметами, которые к нам пришли из народного творчества. В эпоху первобытной архаики зародились мифологические рассказы о тотемных животных — основателях человеческих родов. Когда мифы утратили прежнее доверие, животные стали героями сказок, басен и легенд. Расскажите, что за приметы, легенды вы знаете?

Учащиеся. Есть примета, что если черный кот перейдет дорогу, то не повезет. Пословицы: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Волка ноги кормят», «На ловца и зверь бежит». Легенда о священной корове. В Индии считается, что в каждой корове есть что-то священное . Несмотря на то, что много людей в этой стране голодают, ни у кого из индусов не возникает мысли зарезать и съесть корову. В индийской религиозной книге Махабхарат сказано, что корова, благодаря своей чистоте, дарованной ей высшими силами, обладает возможностью наделить человека счастьем и защитить его от темноты ада. В ведических текстах говорится о том, что место, где находится корова, обладает чистой энергетикой, поэтому этим животным позволено прогуливаться даже по городским дорогам.

Учитель. Спасибо, ребята. Вы, действительно, очень много знаете о животных. Скажите, кто из вас интересуется гороскопом? А ведь в основу гороскопа положен образ того или другого животного. Внимание на экран.

На экране появляется изображение (слайд 11).

Учитель. У нас есть восточный гороскоп по годам. И гороскоп по месяцам. И в каждом из них месяц или год - символизирует какое - нибудь животное. Считается, что человеку, который родился под знаком этого животного, присущи некоторые качества. Допустим, кто-то из вас родился в год Петуха - у него будет бойцовский характер, в год Собаки - человек преданный, честный, надежный; в год Змеи - хитрый, умеет найти выход из любого положения и т.д.

5.Практическая часть.

Учитель. Сделайте зарисовку в карандаше животного, которое является вашим покровителем по гороскопу.

Учитель. А мы продолжаем знакомство с анималистическим жанром. Мы вами рассмотрим картину «Райский сад» Яна Брейгеля.

На экране появляется изображение (слайд 12).

Ваши впечатления от картины? Почему картина имеет такое название? Есть ли вымысел в изображении животных? Что здесь реалистично? Как вы думаете, зачем художник «смешал» правду с вымыслом?

Учащиеся. Художник хотел показать живописный уголок природы, в котором все дружат; в котором все счастливы; красивый тропический сюжет; очень красивые животные населяют это место, может, некоторых и нет в животном мире. Мне понравилась картина своей насыщенностью спокойного зеленого цвета. Смешение действительности и фантастики создает загадку, которую интересно разгадывать.

На экране появляется изображение (слайд 13).

Учитель. Ян Брейгель - известный фламандский художник. Родился в Брюсселе. По происхождению из великой династии фламандских живописцев Брейгелей. Ян Брейгель написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, например, «Четыре элемента и пять

чувств».

На экране появляется изображение (слайд 14).

На картине «Рай» экзотические и обычные животные перемешаны в этом райском саду, щедро засаженном пышными растениями и цветами. Главной задачей художника было создание таинственного воображаемого пейзажа, поэтому он лишил Адама и Еву их роли в сюжете, чтобы подчеркнуть их окружение. Ограниченный выбор флоры и фауны может на современный взгляд казаться забавным, но Брейгель сумел вдохнуть сказочный дух в лесную поляну. Свойственные художнику глубина чувств и восприимчивость к природному окружению помогли развитию великой традиции голландской пейзажной живописи 17 века. Его в высшей степени завершенная, отточенная манера писать цветочные натюрморты, пейзажи и картины с изображением рая заслужила ему прозвище Бархатный.

Теперь мы с вами тезисно запишем главные мысли нашего урока.

Для записи в тетрадь:

Учитель. Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве. Появляется отдельный жанр. Он считается самым древним и называется он - анималистический. Расцвет получил в XVII веке в Голландии, где выделяется собственно анималистический жанр в искусстве. Родоначальниками этого жанра были А. Кейп и П. Поттер.

Анималистка - жанр изобразительного искусства, главные герои - животные (от франц. Animale - животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники. В древнем мире изображения животных были символичны. Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и с литературой. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.

Учитель. Художник-анималист должен обладать хорошей зрительной памятью. Как вы думаете, почему?

Ученики. Художник-анималист должен обладать хорошей зрительной памятью, ведь животное нельзя заставить позировать. Чтобы нарисовать каждую черточку, когда изображают животных.

Учитель. Но прежде чем рисовать по памяти, надо поупражняться в понимании и ощущении животного - поработать с натуры, знать анатомию животного, которого изображаешь, выполнять быстрые наброски и зарисовки. В них необходимо как можно быстрее схватить и зафиксировать движение, поэтому выполнение рисунка, наброска и зарисовки животных требует особого напряжения и собранности.

На экране появляется изображение (слайд 15) с изображением картин «Молодой заяц» А. Дюрер, «Пингвины» В.А. Ватагина, «Голова оленя» Д.Веласкеса, «Цепная собака» П.Поттера).

Животные в произведениях художников, которые мы видим на экране - очеловечены, они наделены определенными человеческими чертами и чувствами, свойственными человеку (высокомерие, суровость, значительность, сосредоточенность, тоска). Эта аналогия между чертами лица людей и мордами, животных между повадками животного и движениями, поступками человека в произведениях анималистического искусства делает образы животных еще более понятными, емкими и близкими.

В рабочих тетрадях вам предложено сделать домашнее задание.

Из предлагаемого списка надо выбрать характеристику для каждой картины, соединить стрелочками и объяснить свой выбор. И еще одно задание - посмотреть мультфильм «Варежка». Мы обсудим его на следующем уроке.

Учитель. Анималистический жанр используется не только в изобразительном искусстве, но и в литературе. Мы очень часто видим в образах животных конкретные черты человека, которые либо восхваляются, либо обличаются автором. Вспомните эти произведения и образы животных.

Демонстрируется слайд (16)с изображением сказок о лисе, медведе и зайце

Учитель. Вспомним русские сказки: лиса какая?

Учащиеся. Хитрая, изворотливая, наглая;

Учитель. Заяц какой?

Учащиеся. Трусливый, боязливый, нерасторопный, обиженный;

Учитель. Медведь какой?

Учащиеся. Строгий, но справедливый, добродушный, бесхитростный, доверчивый;

Демонстрируется слайд (17)с изображением к басням И.А. Крылова

Учитель. Басни Крылова. Ворона какая?

Учащиеся. Глупая, доверчивая, бесхитростная.

Учитель. Обезьяна какая?

Учащиеся. Хвастливая, вертлявая, болтливая, заводная.

Учитель. Медведь какой?

Учащиеся. Неуклюжий, неловкий.

Учитель . Лиса какая?

Учащиеся. Хитрющая, нагленькая, вредная.

Учитель. Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Серов. Тут и доверчивая ворона с сыром, и хитрая лиса, и нескладный квартет, в котором играют «Проказница - Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка». Художник придал героям животным черты, свойственные людям.

Большой советский мастер Василий Алексеевич Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня. Художник писал: «Много необходимого получает и отнимает у животного человек, но он редко помнит и сознает, что животное не только кусок мяса или физическая сила, что в его руках живое существо, покорно переносящее насилие, глубоко чувствующее страдание и вместе с тем трепетно принимающее всякое доброе отношение к нему и отвечающее человеку чувством привязанности, глубокой преданности, чувством любви…».

6. Подведение итогов

Учитель . С каким новым жанром изобразительного искусства мы познакомились?

Учащиеся. С анималистическим жанром. Он является самым древним. Нам известны наскальные рисунки быков и бизонов в пещерах. Десятки тысяч лет тому назад человек рисовал красоту зверя и запечатлел его на стенах своего жилища. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать любить животный мир, природу.

Учитель . В каких жанрах искусства он встречается?

Учащиеся. В живописи, стихах, баснях, рассказах, народных пословицах и поговорках

7. Рефлексия

На столе лежат смайлики. Выберите тот, который соответствует вашему настроению, расположите его на наше волшебное дерево.

8. Оценки за урок

До свидания!

Литература:

  1. Винокуров Е.100 стихотворений об искусстве Мозырь Издательский Дом «Белый Ветер»2002 С. 12
  2. Глебова Г.В.«Отечественная и мировая культура» Минск «Зорны верасень» 2005 г С.7-11
  3. Хурсан А.И., Гайдуль В.Е. «Свет сквозь столетия» Мн. 1998 «Асобны Дах» С. 13-15
  4. Энциклопедия для детей. Т. 7.Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство Издание 2-е, исправленное Издательский дом «Аванта +» С. 10-17
  5. Энциклопедия ВикипедиЯ https://ru.wikipedia.org/wiki/Брейгель,_Ян_(Младший)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71697 выдано 30.11.2017 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Категория 0+.

Портал Всероссийского социального проекта "Страна талантов". Учредитель: АНО ДО "Страна талантов". Главный редактор: Черняев Е.В.

Предмет : Изобразительное искусство

Класс : 2 «Б»

Тема урока: «Изображение животного в объёме. Образ животного в выразительной позе. Пластилин

Цель урока: познакомить детей со скульптурой и учить выполнять изображение животного пластическим способом из целого куска пластилина и передать позу.

Планируемые результаты:

Предметные:

Понимание значения искусства в жизни человека и общества,

Дальнейшее развитие и углубление знаний о скульптуре;

Развитие творческих способностей, умения выполнять фигуру в объёме

Личностные:

Приобретать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование для учителя: мини выставка скульптур –статуэток, слайды

Оборудование для ученика : одноцветный пластилин, стека, доска для лепки, тряпочки для рук

Этап урока.

Методы и приёмы

Хроно-

метраж

Планируемые результаты

(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент словесный

2 мин.

Здравствуйте, ребята.

Приветствовать учителя

Умение сконцентрироваться на работу

Мотивационный (повторение ранее изученного)

Фронтальный опрос

Знакомство с новым материалом Эвристический вопрос

схема-опора

5 мин.

3 мин.

Ребята, давайте вспомним, над какой темой вы работаете в этой четверти? (О чём говорит искусство)

Скажите, о чём могут рассказать произведения искусства (о настроении, о характере героев, о добре и зле).

Вы рисовали природу – море. Как вы передавали образ ласкового, тёплого моря, а как выразили образ шторма на море?

Как цвет помогает показать настроение моря?

Сегодня мы продолжим знакомиться с тем, как выразить образ животного и передать его характер.

Посмотрите на слайды.

Можно ли определить какое настроение, характер у этих животных?

Что нам помогает этому? (Движение, поза).

Давайте порассуждаем, как выглядит доброе животное. Оно спокойно сидит или лежит, играет, веселится.

А какие позы принимает животное, если его рассердить? (принимает боевую стойку или прыгает, шерсть поднимается, спину выгибает, а морда – оскаленная.)

Давайте покажем эти позы руками и лицом. Доброе -….., рассерженное-….

Обратите внимание, Чем изобразил художник этих слайд (карандашом, красками.)

А теперь посмотрите я принесла вам вот такие изделия (показ статуэток зверей.

Это статуэтки.

С помощью каких материалов выполнил художник зверей?

Искусство создания объёмных художественных произведений путём резьбы или лепки называется скульптура.

Из каких материалов можно выполнить скульптуры? (дерево, бронза, гипс, чугун).

А давайте отгадаем загадку!

Я слеплю кого угодно:

Волка, куклу в платье модном.

На уроке мы творим.

Очень нужен… (пластилин)

Молодцы! Сегодня мы будем работать с пластилином!

Активно слушать,

отвечать на вопросы

Оценивать свои знания

Самостоятельно или с помощью опоры формулировать тему урока, цель

Наблюдать за презентацией, Анализировать

Аргументировать свое мнение,

под руководством учителя или самостоятельно

Умение пользоваться полученной информацией

Умение самостоятельно определять круг учебных задач

Умение наблюдать, делать выводы,

Эвристический полилог,

наглядно-иллюстративный

Ребята, а какими получаются работы выполненные из пластилина, в отличие от работ, выполненных в графике и живописи? Объёмные! Верно!

Как вы думаете, для чего нужна стека? Посмотрите у себя на столах, как вы думаете, что же это? Ножичек, верно! А для чего она нужна? Чтобы украшать изделие и помогать при лепке.

Определять особенности работы с пластилином

Умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать

Педагогический показ Демонстрационный

объяснение

5 мин.

Сейчас я покажу Вам как правильно вылепить фигурку животного.Демонстрация работы над изделием.

1. Итак, ребята, сначала я хорошо разомну пластилин руками, чтобы он был податливым.

2. Мне необходимо сделать большую заготовку. Я сжимаю кусок пластилина. Формирую его в виде закруглённой морковки.

3. Я сейчас вытяну пальцами узкую часть морковки ещё сильнее, получится шея животного.

4. Затем, загните небольшую часть шеи вперёд - получится голова. Пальцами дорабатываю, придаю форму голове.

5. Для того чтобы сделать ноги, надрежу стекой нижнюю часть пополам. Вытяну пальцами передние ноги. Затем- задние ноги. Прищипну лапы.

6. Мне остаётся сделать ушки, гриву, хвост, некоторые элементы можно выполнить прищипыванием, например уши. Посмотрите.

7. Украшение можно выполнить стекой- процарапать шерстку, наметить глаза, пасть.

А вот теперь самое важное- я придам фигурке позу.

Например, согну задние ноги- животное сидит. (показ)

Поставлю ноги в позу бега.

А теперь выгну спину.

Наблюдать и усваивать приёмы и порядок выполнения работы

Умение следить и усваивать практические приёмы работы

Постановка творческой задачи Инструктаж

2 мин.

Итак, дети! Вам предстоит вылепить фигурку животного и придать ей выразительную позу. Что Вам для этого понадобится?

Помимо этого, хорошее настроение и фантазия!

Принимать задачу общую и личную

Умение воспринимать задание, мобильно выполнять работу, Формирование ответственного творческого отношения к работе

Практическая работа учащихся Практическая работа

20 мин.

Ребята, Вам необходимо работать в тишине, под тихую музыку.

Управлять темпом работы. Поощрять класс, показывать лучшие работы.

Самостоятельно выполнять задание

Умение общаться в группе

Подведение итогов урока Демонстрационный, обобщающий опрос.

3 мин.

Задача: подвести итоги. Учитель осуществляет общее руководство выполнением задания

Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Отложите на край парты стеки и тряпочки.

    Приготовьтесь к итогу темы.

    Как называется искусство лепки?

    Как можно передать характер и настроение животного в лепном образе?

А теперь принесите аккуратно свои работы на выставку. (на парте у доски)

Встаньте, успокойтесь. Сделаем шаг назад! Мы на выставке скульптур животных

Сегодня хорошо поработали, потрудились все,

Кто хочет показать и доказать, что на нашей выставке можно увидеть наиболее творческие, оригинальные работы. Пожалуйста.

Осматривать выставку

Оценивать достижения свои и других

Умение анализировать результаты труда своего и одноклассников

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Изобразительного искусства

Выполнила студентка 46 группы

Исаева Ирина

Проверила: Абросимова Г.А.

Отметка:

Дата: 9. 03.2017

Челябинск, 2017

План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс

Учитель: Мишенина Наталья Александровна

Тема урока: «Декоративная стилизация животного мира»

Цель урока :

Формирование у учащихся представления о многообразии и образной выразительности животного мира в природе и искусстве.

Задачи урока для преподавателя:

Образовательные:

Познакомить учащихся с разнообразием форм животного мира.

Сформировать понятия об образности животного мира через понятие в изобразительном искусстве «стилизация » «типизация»

Выявить особенности форм животного мира и представить их в своём понимании стилизации животного с использованием графического материала.

Воспитательные:

Пробудить интерес учащихся к разнообразию животного мира.

Раскрыть понятия «Образ животного» в изобразительном искусстве. Привить трудолюбие в исполнении практической работы.

Развивающие: Развить наблюдательность учащихся в процессе работы на уроке с изучением и рассматриванием различных форм и видов животного мира.

Научить проводить анализ форм животного мира, через типизацию и особенности строения.

Задачи урока для учащихся:

Образовательные:

Понять особенности (формы, закономерности) животного мира в природе и искусстве.

Уметь определять признаки особенностей животного.

Выработать навык представления орнаментального мотива и образа животного объединённого одним понятием «стилизация».

Воспитательные:

Соотнести образы животных в различных видах изобразительного искусства.

Бережно относится к окружающему миру.

Развивающие:

Развить наблюдательность в процессе изучения форм животного мира.

Научиться выделять и обобщать формы животных при помощи орнаментальных мотивов.

Зрительный ряд:

презентация по теме «Декоративная стилизация животного мира»

Изображение стилизованных животных в работах учащихся.

Наглядные формы животных, как контурные изображения.(индивидуальный раздаточный материал).

Материалы:

Карандаш простой, цвет. карандаши

Гелиевая ручка (черная)

Альбом

Оборудование:

аудиозаписи, компьютер, проектор, презентация по теме

План урока:

Организационная часть

Беседа о разнообразии животного мира его форм. Использование орнаментальных мотивов в искусстве стилизации животного мира.

Объяснение последовательности практической работы.

Постановка задачи по стилизации одного из представителей фауны.

Практическая работа.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Ход урока:

Последовательность проведения занятия

время

Наглядное и звуковое оформление

Этап урока

Преподаватель проверяет готовность к уроку учащихся.

Орг. момент

Учащиеся определяют жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр)определяя что объединяет в данном слайде все эти жанры. (использование узоров, орнаментов, декоративность изображений.

2 слайд

Этап мотивации и актуализации знаний

Художник творчески переосмысливает реально существующие объекты природы и окружающего мира, что является основным творческим методом и выразительным средством декоративно-прикладного искусства. Основной задачей художника в данном процессе является создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность.

Через метод формообразования создается новый орнамент художник синтезирует , изменяет, декорирует

3слайд

Открытие обучающимися новых знаний

Преподаватель «подводит» учащихся к понятию « стилизация». Термин вывешивается на доске. Учащиеся дают определения данному термину, выбирая наиболее полную характеристику понятия, формулируя тему урока, определяя задачи урока.

4слайд

«Открытие»

обучающимися нового знания

Целеполагание

Преподаватель уточняет тему урока-«Стилизация животного мира»

5 слайд

Преподаватель повторяет понятие стилизация (используя примеры на слайде в качестве образца) систематизируя знания учащихся

6 слайд

Первичное закрепление

Объяснение технических приёмов в изображении стилизованных образов животных (линия, пятно)

7слайд

Изучение нового материала

Демонстрация иллюстраций работ мастеров. Преподаватель обращает внимание на выразительность силуэта, особенности линий, графики в передаче образа животного.

8слайд

9слайд

10слайд

Изучение нового материала

Творческое задание по выявлению типичных признаков группы животных

11 слайд

Творческая, практическая деятельность

Учащиеся определяют алгоритм работы, свои дальнейшие действия по стилизации форм

12 слайд

Самостоятельная работа учащихся над образной выразительностью объектов животного мира. При необходимости индивидуальная работа преподавателя с учащимися.

13 слайд

14 слайд

Творческая, практическая работа

Анализ выполненных работ учащихся. Коллективная оценка и определение лучших работ.

15 слайд

Рефлексия

12.

Домашнее задание

16 слайд

17 слайд

13.

Подведение итогов урока: «хочется отметить, что, владение приемами стилизации позволяет личности (художнику) более творчески решать задачи, которые ставит перед ним жизнь и профессиональная деятельность».

18 слайд

Рефлексия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа поселка Солидарность

Елецкого муниципального района Липецкой области

Конспект урока

изобразительного искусства во 2 классе

Тема: « Изображение по памяти и воображению (животные).

Выражение характера изображаемых животных»

Подготовила и провела

учитель

начальных классов

Пантелеева Наталья Ивановна

2016 г.

Вид занятия: рисование по памяти и представлению.

Цели: продолжить знакомство с анималистическим жанром рисования;

дать представление о выражении художником - анималистом характера зверя через форму тела, движение, об усилении характерного для большей выразительности;

познакомить детей с понятием «статика » и «динамика»;

развивать творческие способности, наблюдательность, внимание, графические навыки, мелкую моторику рук;

прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение ко всему живому; воспитывать художественную культуру, вкус детей;

формировать эстетическое отношение к окружающему миру, художественно-творческую активность через освоение художественных знаний, умений, навыков в области искусства;

развивать интерес к чтению произведений о животных;

укреплять межпредметные связи.

Планируемые результаты:

Предметные: узнают о сути понятий «динамика» и «статика»; познакомятся с произведениями художников-анималистов; научатся рисовать животных с передачей их состояния (покоя или движения), характера, настроения.

Метапредметные:

Познавательные - научатся извлекать необходимую информацию, расширяющую представление о технике рисования; находить решение творческой проблемы;

Регулятивные - научатся выполнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, вносить необходимые дополнения и коррективы; научатся принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою работу на уроке,

коммуникативные - овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на чуткое и бережное отношение к животным.

Информационно-технические ресурсы: компьютер, диапроектор, интерактивная доска, презентация.

Оборудование: Для учителя: ИКТ, методическая таблица (пропорции животного и последовательность выполнения рисунка); фотографии , игрушки, сувениры, изображающие животных, книги для выставки, альбом, краски, карандаш, ластик. ;

для учащихся - художественные принадлежности для рисования красками.

Зрительный ряд: иллюстрации по теме, фотографии животных, репродукции работ художников: Е. Чарушина, Е. Рачева, Ю. Васнецова, А. Дюрера, Е. Лансере, П. Клодта, В. Серова, В. А. Ватагина, И.С. Ефимова, А.М. Лаптева, рисунки детей.

Ход урока.

Организационный момент. Психологический и эмоциональный настрой .

Чтите науки, любите искусство,

Без сожаленья беритесь за труд.

Дети! Тогда благородные чувства

В вас благородную почву найдут!

Актуализация необходимых знаний.

Деятельность учителя.

На уроках рисования мы много говорили о роли изобразительного искусства в жизни человека. Изобразительное искусство говорит на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать.

Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете.

Деятельность учащихся.

(Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ)

Деятельность учителя.

Каждый из этих пяти видов искусства делится на жанры. Ярче всего это проявляется в живописи и графике.

II . Актуализация знаний.

Что же такое жанры в изобразительном искусстве?

Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других - людей, третьи рассказывают нам о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картин их стали делить на жанры: изображение природы - пейзаж, вещей - натюрморт, человека - портрет, событий жизни - сюжетно - тематическая картина.

(Звучит запись песни поэта М. Яснова «О картинах», дети смотрят на демонстрируемые репродукции и стараются определить жанр искусства).

Если видишь на картине-

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад иль облака,

Или снежная равнина,

Или поле иль шалаш,

Обязательно картина

Называется …(пейзаж).

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это - … (натюрморт).

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется …(портрет).

Художник может изобразить все: леса и поля, деревья и травы, города и села, горы и равнины, океаны и космос… Это может быть зверь и птица, цветок и солнечный луг, улыбка и слезы человека. Это может быть горе и радость, смелость и трусость, правда и ложь, добро и зло. Это может быть жизнь людей и многое другое.

III . Мотивация познавательной деятельности. Самоопределение к деятельности.

Отгадайте загадки.

Кто по веткам ловко скачет,

Кто взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка)

Разлинованы лошадки,

Будто школьные тетрадки

Разрисованы лошадки

От копыт до головы.

(Зебра)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост - краса,

Кто это?(Лиса)

Мохнатенькая, усатенькая,

Лапки мягоньки,

А коготки востры.

(Кошка)

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт…

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель …(Ежик)

Шубу теплую в колечках

Носит тихая …

(Овечка.)

Кто так заливисто поет?

О том, что солнышко встает.(Петух)

А ком все наши загадки?

Догадались ли вы, кого мы будем сегодня изображать?

А как же называется в изобразительном искусстве жанр, в котором изображают животных? (Анималистический жанр)

Этот жанр есть и в живописи, и в графике, и в скульптуре.

А как называются художники, которые изображают животных?

Художники, которые специализируются в этом жанре, называются - анималисты. Изображение животных - тема в искусстве самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер бизонов, сцены охоты. Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве.

Анималист - художник, специалист по изображению животных. Они рисуют картины, лепят скульптуры о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе.

Художник - анималист (от слова an imal , в переводе с латинского - «животное»).

Изображение животного мира можно встретить в произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно - прикладного искусства, иллюстрациях к научным и детским книгам.В книжной графике, иллюстрациях к сказкам, басням, аллегорическим и сатирическим произведениям животное часто «очеловечивается», то есть наделяется присущими людям чертами, с поступками и переживаниями, свойственными человеку, животных одевают в костюмы.

Например, рисунки Е. Рачева и Ю. Васнецова. Величайший мастер рисунка А. Дюрер любил изображать лошадей, зайцев и других животных. Его работы отличает реалистическая точность и пластическая выразительность. В русском искусстве яркие образцы животных создали такие прославленные художники. Как Е. Лансере, П. Клодт, В. Серов. Выразительным и точным изображением львов, медведей, собак, котов, лошадей, коров прославились скульпторы России. Например, замечательные конные статуи П. К. Клодт (Демонстрация слайдов).

Анималисты рисуют картины о жизни животных, птиц, насекомых, рыб, иллюстрируют книги о природе. Анималист должен быть особо наблюдательным, отличаться терпением и хорошей зрительной памятью. Еще он должен отлично знать повадки, характер, образ жизни, внешний вид животных и среду обитания своих «моделей», которых изображают. А самое главное - любить их. А помогает нам при этом - Мастер Изображения. Знакомство с художниками анималистами.

Давайте рассмотрим фотографии и репродукции картин. Анализ зрительного ряда и обобщение учителя. Творчество известных русских художников - анималистов В. А. Ватагина, И.С. Ефимова, Е.И. Чарушина, А.М. Лаптева и других отмечено сочетанием познавательного восприятия животного мира с яркой образной характеристикой. Например, в иллюстрациях Е.И. Чарушина мир животных раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и любовью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры.

Сколько книг написано о природе! А сколько писателей бралось за карандаш, чтобы изобразить своих героев: медведей, волков и прочую живность! Но книги Евгения Ивановича Чарушина все-таки невозможно не узнать: они узнаваемы, самобытны.
Чарушин - художник отличается душевностью, теплотой чувств, человечностью. Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны. Его герои реалистичны и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого животного, передать радость общения с живым. Кого любит рисовать Е. Чарушин? Больше всего он любит изображать молодых животных-детенышей, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь. Нарисованные им зайчата, олешки, волчата, лисята, рысята вызывают чувство нежности. Они совсем живые, эти чарушинские зверята. Под пушистой шкуркой зверька мы чувствуем живую плоть, бьющееся сердце четвероногого существа, осязаем его тепло.
Чарушин лаконичными средствами умеет выразить характер каждого зверька, его «психологию», мы узнаем хищника в оскаленном тигренке, видим незащищенность зайчонка, задиристость петуха.

Почему любит крупный план? В изображении своих героев художник часто прибегает к крупным планам, чтобы читатель мог рассмотреть их характерные черты, ведь своего героя художник рисует максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Что делают герои - животные?

Это не вообще звери - лиса, волк, тигр, сова, гусь, олень, собака, кошка. Это их индивидуализированные образы. Художник показывает своих героев в те моменты, когда их характеры раскрываются особенно выпукло. Он любит показывать их в действии: оленята стремительно скачут, маленький мишка взбирается на пень, котенок Тюпа готовится к нападению…С неистощимой энергией Чарушин иллюстрирует произведения С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, В.В. Бианки, М.М. Пришвина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Г.Я. Снегирева - писателей-охотников, знатоков леса, страстных природолюбов.
Чарушин - писатель.

Чарушин настолько хорошо изучил животных, что. Создавая свои рисунки, с легкостью добивался точности в передаче формы или пропорции. Каждая иллюстрация не похожа на другую, в каждой свой выразительный образ - определенный характер в определенном состоянии. Герои Е.И. Чарушина Добры, обаятельны. Они легко входят в сказочный мир. Художник любил изображать детенышей животных - пушистых. Мягких и еще совсем беспомощных.

Чарушин выработал свой метод иллюстрирования - чисто живописный. Он рисует необычайно искусно, неконтурно, а можно сказать, антиконтурно, пятнами, штрихами. Животное может быть изображено просто «лохматым» пятном, но в нем ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры - упругость поднятой дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшерстка.Главным художник считал создание образа, «а если нет образа, так и изображать нечего, и остается другой процесс работы - вроде рукоделия; это путь, идущий от механических навыков».

IV . Организация познавательной деятельности.

Дидактическая игра «Настроение».

У каждого человека бывают разное настроение. Учитель называет ситуацию и просит детей показать, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях…

Чтение стихотворения учителем. По ходу чтения дети показывают те чувства, о которых сказано в нем:

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Азбука настроения.

Вы знаете. Что у каждого животного есть свой характер?

Животные, как люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые. Мастер Изображения старается передать их характер и настроение.

Что Мастеру Изображения в этом помогает?

Характер зверя выражается через движение и форму тела, стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего (пантера и крокодил, медведь), изящного или могучего; через пропорции тела: большая голова, длинные ноги или короткие лапы, выгнутая спина. Большие или маленькие глаза; через выразительные детали: Лохматую или гладкую шерсть, через форму ушей, когти, усы, блеск глаз. Художник непросто копирует, он эмоционально усиливает то, что выражает характер. Делает видимым то, что понял, почувствовал. Именно поэтому художник внимателен к своим ощущениям.

Рассмотрим работы художников. Мир животных величественный и гордый. В одном рисунке художник В. Ватагин создал суровый и грозный образ зверя, а в другом - печальный. На этом рисунке в образе грозной пантеры художнику удалось выразить свое отношение: он любуется ее силой, мощным телом и решительным характером.

А на этом рисунке художник изобразил бегемота медлительным и неповоротливым. Ему удалось нарисовать животного грустным и печальным. У веселых непоседливых обезьян бывает разное настроение. Эта (на фотографии) чем - то удивлена, обезьяне очень грустно. Она задумчива и спокойна. А эта (на рисунке) обезьяна, наоборот, весела, подвижна. Все, что с нами происходит, вызывает у нас различные эмоции. Наши чувства бывают, понятны без слов благодаря нашим жестам и выражению лица. У персонажей с разными характерами и реакции будут разными.

Радость. Если ваш герой искренне смеется или радуется, он выпрямляется и расправляет плечи. На лице появляется улыбка, а глаза, наоборот, могут превратиться в щелочки, особенно если у твоего героя пухлые щеки.

Плач, грусть. Грустно, когда приходится придавать своему герою такое выражение лица.Но и это надо сделать правильно. Брызжут слезы, и руки (лапы) сами тянуться к лицу(мордочке), чтобы смахнуть капли с мокрых щек.

Ярость, зло. Если твой герой пришел в ярость, он злится, то рисовать его надо нахмуренным и смотрящим исподлобья. Он угрожающе накло6нился вперед, сжал кулаки, и весь его вид говорит о готовности к решительным действиям.

Удивление. Мимику удивленного персонажа не спутаешь ни с какой другой. Глаза твоего героя должны быть широко раскрыты, зрачки сведены к носу, брови высоко подняты. Рот приоткрыт. Даже уши и те выражают удивление.

В нашей беседе, нельзя не упомянуть о способах изображения животных. Какие способы работы вам известны?

Изображать можно с помощью линии и пятна. Несмотря на то, что линия и пятно такие разные понятия, они тесно связаны между собой.

Вспомните, на что указывает нам толщина линии. Толстые линии указывают на то, что предмет тяжелый, плотный. Тонкие, наоборот, указывают на его хрупкость. Линия, изменяющая толщину, указывает на сложность характера предмета, его необычную пластику. Скользя линией по силуэту животного, прерывая ее или напрягая, наращивая толщину или увеличивая остроту, можно нарисовать животное в любом состоянии. Различают два состояния: статика и динамика.

Статика - это состояние покоя, когда мышцы животного расслаблены - оно или спит, или отдыхает. Животное в этом состоянии рисуют мягкими, вялыми линиями одной толщины, линиями, полностью лишенными остроты.

Змея, свернувшаяся кольцом, дремлющая, опустив уши и хвост, собака - все это статика. Другое дело - динамика. Это состояние настороженного прислушивания, момент прыжка или просто ровного бега. В этом случае, меняя твердость карандаша, нажим на линию, меняя ее характер, изгиб, остроту, вы можете нарисовать животное в движении, попытаться передать беспокойство, возбуждение, стремительность, силу.

Линия, ее богатые возможности помогут вам передать движение. Главное, не забывайте про нажим и характер линии. И, если не получится с первого раза, не расстраивайтесь.

Рисуйте снова и снова, и у вас обязательно все получится.

Помните, линия отвечает за пластику, движение, характер. Пятно - за тон, фактуру, силуэт, объем. И когда мы с вами сочетаем линию и пятно, тем самым вы делаем свой рисунок более богатым, более выразительным, расширяем свои возможности.

Давайте рассмотрим фотографии и репродукции картин.

Домашние животные привязываются к хозяину, любят его.

У кого есть домашние животные?

У кого есть дома кошка?

А как живут бездомные животные? Чем они питаются?

Кошка может быть ласковой и доброй. Но если ее котятам грозит опасность, она всем своим видом как бы говорит: «Не подходи, берегись!» Кошки подвижные существа. Изобразить их в движении не просто, потому, что они быстро передвигаются и принимают самые неимоверные позы.

Кошка - красивое, элегантное, удивительно смышленое создание с яркой индивидуальностью, нежное ласковое и преданное человеку. Кошка быстро привыкает к дому и становится милым и близким другом. Но стоит заметить, что только правильно воспитанная кошка не причиняет хозяину неприятных хлопот, а в тяжелые минуты жизни поможет снять нервное напряжение, избавит от стресса, отвлечет от грустных мыслей и повседневных забот.

Чтение стихотворения учителем.

Котенок.

Я нашла в саду котенка.

Он мяукал тонко- тонко,

Он мяукал и дрожал.

Может быть, его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал?..

Я взяла его домой,

Накормила досыта…

Скоро стал котенок мой

Загляденье просто!

Шерсть - как бархат,

Хвост - трубой…

До чего ж хорош собой!

Е. Благинина

Какие книги, фильмы, мультфильмы о животных вы смотрели, книги каких авторов вы читали?

А знаете ли вы, что многие животные, которых художники-анималисты, фотографы изображали, исчезли с лица Земли? А некоторые виды животных на грани исчезновения. Так появилась Красная книга.

V. Творческая практическая деятельность.

Изобразить животное, показав его характер и настроение: веселое, стремительное, угрожающее, трусливое (можно использовать образы сказочных животных).

Основные этапы работы художника - анималиста над изображением животного:

1. Анализ основных форм, частей тела.

2.Уточнение пластики, характерных движений.

3. Ознакомление с поведением и способами передвижения.

4.Особенности внешнего вида (кожа, мех, перья, чешуя и т.д.).

5.Изучение среды.

Этапы работы:

Определяем композицию.

Композиция рисунка - это расположение на листе бумаги персонажей и предметов.

Если вы попытаетесь изобразить сразу много событий на одном листе, то может возникнуть путаница. Выберите какое - нибудь одно животное. Это будет сюжет вашего рисунка.

Сюжет подскажет вам, как надо расположить лист бумаги: горизонтально или вертикально. Теперь определите главное в своем рисунке и поместите это главное в середину листа, легко наметив контуры карандашом. Для этого предварительно нужно легкими касаниями карандаша наметить границы будущего рисунка, определяя его высоту и ширину. Когда вы проверите все пропорции и поправите детали, можно будет начать окончательную прорисовку.

Сначала продумай пропорции персонажа и, представ, как он будет двигаться. Наметьте скелет и объем. Помните! В движении формы тела и его частей могут меняться: сжиматься, вытягиваться. Тело может менять форму, но всегда сохранять свой объем.

Показ учителем опыта. Если взять в руки пластилиновый шарик, а потом расплющить его в лепешку, то объем пластилина не изменится, а изменится только его форма. Когда предмет расположен и намечены его очертания, то следует находить и размещать основные части предмета, выявляющие его форму. В процессе работы не следует сосредотачивать свое внимание на кончике карандаша, проводимых линиях, а нужно ориентироваться на всю изображаемую форму в целом.

Когда уточнены намеченные формы и выявлены отдельные части и мелкие детали, необходимо подчеркнуть на рисунке характерные черты для придания ему выразительности.

2) Легкими штрихами намечаем границы рисунка , устанавливаем размеры головы, шеи, туловища и хвоста, выполнение первоначального наброска общей формы начинают с туловища, как самой крупной части. Домашняя кошка типичный представитель семейства кошачьих. Она имеет удлиненное туловище и невысокие ноги. На короткой шее посажена широкая, короткая голова. Хвост средней длины, волосяной покров равномерно покрывает туловище, шерсть короткая и гладкая.

3) Приступаем к уточнению форм, прорабатываем светотени, начиная с самых темных областей. - Требования к работам:

1) анатомические верные;

2)соблюдение пропорций;

3)передача движений;

4)прорисовка мелких деталей (шерсть, глаза и др.);

5)общая завершенность, выразительность;

6)аккуратность исполнения.

Под вашими карандашами может ожить любой предмет. И не просто жить. Персонажи в ваших рисунках должны чувствовать и действовать. Сказочные персонажи, предметы и животные могут походить на людей, носить одежду и даже двигаться, как люди. Но достоверность важна не меньше, чем творческая фантазия. Например, лося надо рисовать так, чтобы он не был похож на собаку с рогами. Желаю, чтобы в каждой созданной вами работе просматривалась личность, отражались лучшие стороны вашей души.

VI . Физкультминутка.

Я рисую.

Я полоску проведу, Раз! Ступенька! А потом опять

А потом другую. Два! Ступенька! Стану рисовать!

Ровно кисточку веду - Отдохну - как я Л. Герасимова

Лесенку рисую. Немного,

VII . Индивидуальная работа с учащимися.

VIII . Рефлексия учебной деятельности .

1) Терпение дает умение.

2) Это успех.

3) Не будь тороплив, а будь терпелив.

4) Нерадивый дважды дело делает.

5) Перо пишет, а ум водит.

6) Захотел - сделал.

Что самое интересное было на уроке?

Самое трудное?

Самое важное?

Нужен вам был наш урок? Почему?

IX . Подведение итогов урока. Экспресс - выставка

Анализ общих ошибок.

Оценка выполненных работ.

Что нового вы узнали на уроке?

Заключительное слово учителя.

Посмотрите, ребята, какие разные и интересные получились у вас животные. Сколько вас в классе - столько и видений различных животных. В ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображаемому. Выразительные композиции, оригинальные подходы придали неповторимость вашим работам, вашим произведениям.

По вашим работам видно, что вы сегодня сделали первые шаги в освоении техники изображения животного. И хотя не все сразу у вас получилось достаточно четко и пропорционально, но, только пробуя, постоянно зарисовывая каких - либо животных, вы сможете научиться правильно, изображать их, добиваясь сходства.

Очень рада, что все хорошо усвоили выразительные особенности при изображении животных.

X. Домашнее задание:

Понаблюдать за поведением домашних животных, полюбоваться пластикой их тела и движений.

Составить небольшой рассказ о данном животном.

Найти в книгах изображения животных и подумать, какой характер зверя и какое его настроение изобразил художник.

Список использованной литературы:

1.Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: Учебник для 2 класса. - М.: «Просве щение».2015 - 144с.

2.Неменский Б.М., Неменская Л.А., Коротеева Е.И. Уроки изобразительного искусства. 1-4 классы: Поурочные разработки.- 2- е изд. - М.: - 2015 - 240с.

3. Маршак С. Детки в клетке. Рисунки Е. Чарушина. Второе издание. Л., Детгиз, 1936. 20 с.

4. Е. Благинина. Стихи.- Издательство «Стрекоза-Пресс». 2012- 20 с.5. Н.Сладкова. 5. Рассказы о животных.- Издательство «Самовар». 2013- 118 с.

Использованные материалы и Интернет - ресурсы:

Музыкальный ряд:

1. Фрагмент из фантазии для инструментального ансамбля «Карнавал животных» К. Сен - Санса, фрагмент музыки для инструментального ансамбля к передаче «В мире животных».

2.Песня Г.Гладков, М. Яснов «О картинах»

3. http://muzikabesplatno.ru/muzikabesplatno/%D0%B3%D1%80.%20%D0%9A%D1%83%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20(%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8%20%D0%9C.%20%D0%AF%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0)