Шаховская наталья николаевна. Значение шаховская наталья николаевна в большом энциклопедическом словаре

Народная артистка СССР, лауреат международных конкурсов, профессор

Наталия Николаевна Шаховская – известная российская виолончелистка и педагог, из числа ведущих профессоров Московской консерватории, играющая видную роль в развитии отечественной музыкальной культуры. Сестра ее дедушки окончила Петербургскую консерваторию по классу знаменитого педагога А.Н.Есиповой. Супруг – Артемьев Борис Сергеевич, известный контрабасист, работавший во многих симфонических и оперных оркестрах Москвы. Дочь – Галочкина Ольга Борисовна, концертирующая виолончелистка, педагог Московской консерватории.
Н.Н.Шаховская родилась 27 сентября 1935 года в Москве. Родители, ее были врачами и погибли в годы Великой Отечественной войны. С 5 лет Наталия была на попечении бабушки. Во время войны вместе с детсадом ее эвакуировали под Красноярск, четыре года она прожила в селе Большая Мурта, и впечатления от величественной природы вблизи Енисея остались у нее на всю жизнь. Когда вернулись в Москву, девочка начала заниматься по фортепиано в Центральной музыкальной школе при консерватории у И.В.Васильевой. В 11 лет ее показали Е.Ф.Гнесиной, и та заговорила о виолончели. Сестры Гнесины – Елена Фабиановна и Елизавета Фабиановна (Гнесина-Витачек) вообще проявили о ней большую заботу. И хотя учиться играть в 12 лет считалось уже поздно, Шаховская поступила в Московскую среднюю специальную музыкальную школу-десятилетку имени Гнесиных, где занималась у Д.Б.Любкина и А.К.Федорченко. Окончив ее в 1954 году, она была принята в Московскую консерваторию, в класс известного педагога С.М.Козолупова. О режиме своих занятий она вспоминала так: вставала в 6 часов утра и ехала в консерваторию. С 7 до 9 часов играла на виолончели, затем шла на лекции. После лекций в консерватории выстраивалась длинная очередь около диспетчерской, и, получив класс, можно было заниматься до 11 вечера. Все здание гудело от звуков с утра до ночи. Много времени уделялось камерному музицированию. Уроки камерного ансамбля и квартета проходили под руководством М.В.Мильмана и Е.М.Гузикова. Часто играла она и в составах ансамблей из других классов. Оркестром дирижировал М.Н.Тэриан («Беседы о педагогике и исполнительстве», Вып.3. М.,1996). Студенткой консерватории Шаховская посещала также занятия М.В.Юдиной в РАМ (Музыкально-педагогический институт) имени Гнесиных по камерному ансамблю. Юдина предложила Шаховской выступать с нею в концертах, где, в частности, впервые в России они исполнили виолончельную сонату С. Барбера.
Успехи молодой виолончелистки были так велики, что в 1957 году она завоевала подряд три (!) первые премии: на Фестивале молодежи Москвы, на Всесоюзном фестивале молодежи и, наконец, на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Блестяще окончив Московскую консерваторию в 1959 году, она совершенствовала свое мастерство в аспирантуре при той же консерватории в классе знаменитого М.Л.Ростроповича (1959–1962). В 1961 году она была удостоена первой премии на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве, в том же году – второй премии на Международном конкурсе виолончелистов имени А.Дворжака в Праге, а в 1962 году – первой премии на Международном конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве.
«Наталия Шаховская – артистка большого таланта. Ее искусство глубоко содержательно, виолончель в ее руках звучит многокрасочно и объемно; она умеет крупную форму писать большими мазками» – так охарактеризовал ее Ростропович в 1962 году («Беседы о педагогике и исполнительстве», Вып.3. М., 1996. С.55). «Игра Н.Шаховской – отозвался о ней Д.Шафран, – проникнута широким дыханием, отличается огромной волевой собранностью и настоящим артистизмом. Она властно заставляет слушать себя, захватывает внимание публики с первой же ноты. Одной из ярких кульминаций конкурса была ее интерпретация Симфонии-концерта Прокофьева» (Д.Шафран. «Слушая виолончелистов» //…Имени Чайковского. Сб. статей. М., 1966. С.109).
Огромную роль в воспитании артистки сыграли ее учителя. Она получила прекрасную профессиональную базу в классе Козолупова. Занятия же с великим артистом Ростроповичем открыли молодой виолончелистке окно в широчайший мир музыки. Работа была захватывающей и очень интенсивной. Иногда занятия заканчивались за полночь, а следующий урок назначался в 9 часов утра с новым сочинением. «Само общение с ним заставляло мыслить более масштабно, крупно, глубоко» (Н.Шаховская. «И все же веры в лучшее мне терять не хотелось бы…». Интервью вели О.Бугрова и В.Гридин // «Муз. Академия». 1992. №3. С.146).
Для исполнительской деятельности Шаховской примечательна прежде всего огромная забота о музыкальной культуре СССР. Не довольствуясь только Москвой и Ленинградом (Петербургом), она покоряла своим мастерством Ереван, Тбилиси, Фрунзе (Бишкек), Кишинев, Ташкент и другие столицы союзных республик, объехала с гастролями бесчисленное количество городов СССР. Самые теплые отзывы в прессе последовали на ее концерты в Одессе, Батуми, Николаеве, Куйбышеве (Самаре), Рязани, Перми, Барнауле. «Игра на виолончели
Н. Шаховской очень эмоциональна, в ней нет места равнодушию, пассивности или холодному созерцательному отношению к произведению. В исполнительской манере концертантки ясно ощущается волевое начало, горячий художественный темперамент и тяготение к глубоко драматическим страницам инструментальной музыки» («Днепровская правда». 05.02.1963). И когда возникла новая, молодая Россия, она продолжала гастроли, несмотря на труднейшие условия. «У меня болит душа за нашу музыкальную жизнь, – говорит Наталия Николаевна, – и поэтому я приму участие в любой акции, которая, на мой взгляд, несет в себе благо» (Н.Шаховская. «Высказаться и услышать свой голос». Интервью вел С.Беринский. «Муз. Академия». 1992. №2. С.93).
Зарубежные гастроли Н. Шаховской начались вскоре после победы на конкурсе в Праге. Восторженный прием был оказан ей в Норвегии: «Снова и снова вызывала на сцену возбужденная публика Наталию Шаховскую после блестящего исполнения ею концерта для виолончели с оркестром Арама Хачатуряна. Какая непринужденность, какая свобода и вместе с тем какой темперамент! У Шаховской замечательная школа, высокая музыкальная культура. Чудится, что виолончелистка что-то рассказывает нам, и в этом рассказе есть нечто столь захватывающее, что его хочется слушать без конца» («Хочется слушать без конца». // «Советская культура». 08.10.1964).
Н. Шаховская приняла участие в крупнейших международных фестивалях: Эдинбургский, «Пражская весна», Афинский, Белградский, Берлинское биеннале, Виолончельный фестиваль в Кромберге. «Восхитительной исполнительницей Вариаций на тему «Рококо» была солистка Наталия Шаховская… Виртуозно звучала финальная каденция… Ее звук приводил в восторг своей красотой» («Глазго Геральд». Эдинбург. 23.08.1966). Виолончелистка неоднократно объехала всю Европу, выступала в Японии, Южной Корее, Канаде, Исландии и других странах, получив всемирное признание. В 1964 году она входила в состав трио вместе с Е.Малининым (фортепиано) и Э.Грачом (скрипка). Выступала со многими выдающимися дирижерами: К.Зандерлингом, Д.Китаенко, К.Кондрашиным, К.Мазуром, Н.Рахлиным, Г.Рождественским, М.Ростроповичем, В.Спиваковым, А.Хачатуряном, М.Шостаковичем. В камерных программах ее постоянным партнером была пианистка, народная артистка Дагестанской АССР Аза Аминтаева, а после ее кончины (1996) – Г.Н.Брыкина.
Исполнительский стиль Н.Н.Шаховской отличается сочетанием искренности с глубиной, лишен повышенной аффектации и самодовлеющей виртуозности. «Необычайная простота и искренность отличают исполнительскую манеру Шаховской, обладающей безукоризненной интонацией, виртуозностью. Концертантка прекрасно владеет всеми видами виолончельной техники. Ее штрихи очень выразительны, но главное – это звук. Ее виолончель поет» («Коммуна». Воронеж. 05.11.1964). Особую заслугу Шаховской составляет знакомство публики с произведениями, до того не звучавшими в тех городах, – Бриттена, Вьенера, Б.Чайковского, Стравинского, Книппера, Беринского, Сидельникова, Эшпая, Денисова и других.
Свои сочинения ей посвятили: С.Цинцадзе – 24 прелюдии для виолончели и фортепиано, Л.Книппер – Концерт-поэма для виолончели с камерным оркестром, С.Губайдулина – «Detto-II» («Сказанное») для виолончели и ансамбля инструментов, Н.Сидельников – Симфония-соната для виолончели и фортепиано, С.Беринский – Концерт для виолончели с оркестром. Шаховская была первой их исполнительницей.
Велико значение педагогической деятельности Н.Н.Шаховской. После окончания консерватории она получила приглашение вести класс виолончели в Московском музыкальном училище имени М.И. Ипполитова-Иванова (1959–1964). В год окончания аспирантуры (1962) началась ее знаменательная деятельность в Московской консерватории, продолжающаяся до сих пор (с 1980 г. профессор). Здесь она возглавила кафедру и долго оставалась в должности и.о. в надежде на возвращение отгороженного от СССР Ростроповича в качестве заведующего: в 1974–1995 годах – кафедра виолончели и контрабаса, с 2001 года – кафедра виолончели. Параллельно вела интенсивную работу в других учебных заведениях: в 1963–94 годах – в Музыкальном училище при Московской консерватории, в 1996–2001 годах – заведующей кафедрой струнных инструментов в Государственном музыкально-педагогическом институте имени М.И.Ипполитова-Иванова, в 1998–2004 годах – профессор РАМ имени Гнесиных, также заведующая кафедрой виолончели Высшей школы музыки королевы Софии в Испании. Постоянно приглашаема на мастер-классы и в России, и во многих странах мира: Германии, Франции, Англии, Японии, Китае, Корее, Польше, Испании, Греции.
Огромная школа учеников Н.Н.Шаховской насчитывает известных концертирующих виолончелистов, свыше 50 человек – лауреаты первых премий международных конкурсов: К.Родин, А.Загоринский, С.Судзиловский, Д.Шаповалов, А.Демин, А.Найденов, М.Тарасова, Б.Андрианов, С.Антонов, С.Багратуни, В.Бальшин, О.Ведерников, Е.Горюнов, Т.Заварская, И.Зубковский, О.Коченкова, Д.Озолиня, А.Павловский, В.Пономарев, И.Савинова, П.Суссь, Н.Хома, Д.Цирин, Д.Чеглаков. Среди ее иностранных учеников – С.Аттертон (Франция), Т.Мерк (Норвегия), У.Шайфер (Германия), Г.Торлеф (Швеция), Д.Вейс (Чехия), Э.Валенсуэло (Чили), Д.Урба (Латвия) и другие.
Любовь Н.Н.Шаховской к преподаванию, оттачивание замыслов произведений при работе с ними, высокий личный энтузиазм ко всему, что касается развития музыкальной культуры, сделали для нее возможным сочетание педагогики с концертными выступлениями. Постоянная нехватка времени часто вызывала необходимость в ночной подготовке к концертам. Шаховская высоко оценивает советскую, теперь российскую систему музыкального образования – с последовательным воспитанием от музыкальной школы к училищу, вузу и аспирантуре. «Наша школа всегда отличалась высоким профессионализмом, и во многом благодаря тому, что с маленькими талантливыми детьми работали выдающиеся педагоги…» («Беседы о педагогике и исполнительстве». Вып.3. С.56). Среди собственных принципов Шаховской – внимание к индивидуальности и творческой инициативе ученика: «Для меня главное – видеть перед собой неравнодушного творческого человека, который чувствует во мне друга, партнера. Стараюсь для каждого подобрать такой репертуар, который может его заинтересовать. Не люблю пассивных учеников, люблю, когда они активно ищут свои пути и, часто бывает, приходят к ярким и оригинальным решениям» («Беседы о педагогике и исполнительстве». Вып.3. С. 57).
Мысли Шаховской-педагога устремлены в будущее в отношении и техники, и эстетики. Как ни хороша определенная техника, но очень опасна ее стандартизация – ведь время идет только вперед, и ученик должен быть снабжен способностью к саморазвитию. Глобальный характер культуры – международные конкурсы, активный культурный обмен между странами (чему способствует и сама Наталия Николаевна) – способен стирать границы между национальными художественными школами. И все же «важно сберечь свое, неповторимое. Нельзя утратить “русский смычок”, широту исполнительского дыхания, искренность и красоту инструментального пения, масштабность мыслей и чувств» («Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность». М., 1991. С.89).
Высокий профессиональный и человеческий авторитет Н.Н.Шаховской позволяет ей осуществлять большую общественную деятельность. В советское время она избиралась депутатом райсовета. Она является членом Комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ, Международного союза музыкальных деятелей, Ассоциации музыкальных деятелей России, Ассоциации музыкантов-педагогов Японии, Ассоциации лауреатов Международного конкурса имени П.И.Чайковского, Художественного совета Московской филармонии, председателем Экспертного совета фонда «Новые имена». Большой резонанс имеет ее работа в жюри конкурсов: конкурса виолончелистов в рамках Международного конкурса имени П.И.Чайковского (начиная с V – постоянно), конкурса «Пражская весна», Международных конкурсов виолончелистов имени М. Ростроповича в Париже, АRD в Германии, конкурса в Претории (ЮАР), имени Лютославского в Варшаве, имени Поппера в Венгрии, имени Давыдова в Латвии. С 1966 года она постоянный член жюри Всесоюзного конкурса виолончелистов, председатель жюри конкурсов: юношеского имени П.И.Чайковского в Японии и Китае, «Классическое наследие» в Москве, конкурсов в Тольятти, Волгограде.
Ее девиз – «Надо любить музыку больше, чем самого себя» («Музыкальное исполнительство и педагогика». С.88). Ее мнение о таланте: «Талант дает тебе право неистово трудиться в храме искусства» («Беседы о педагогике и исполнительстве». Вып.3. С.59).
Н.Н.Шаховская – народная артистка СССР (1991), лауреат Фестиваля молодежи Москвы (первая премия, 1957), Художественного конкурса на Всесоюзном фестивале советской молодежи (первая премия, 1957), Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (первая премия, 1957), Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (первая премия, 1961), Международного конкурса виолончелистов имени А.Дворжака в Праге (вторая премия, 1961), Международного конкурса имени П.И.Чайковского в Москве (первая премия, 1962). Награждена орденом «Знак Почета», медалью «За пропаганду творчества Эжена Изаи» (Бельгия).
Творчеству Н.Н.Шаховской посвящены книги: Т.Гайдамович «Диалоги с Н.Н.Шаховской»
(Из «Записных книжек педагога») // «Муз. исполнительство и педагогика. История и современность». М., 1991; Н.Шаховская. «Высказаться и услышать свой голос». Интервью вел С.Беринский // «Муз. Академия». 1992. №2; Н.Н.Шаховская // «Беседы о педагогике и исполнительстве». Вып.3. Беседы вела Е.Л.Сафонова. М., 1996.

ШАХОВСКАЯ НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

российская виолончелистка, педагог, народная артистка СССР (1991). 1-я премия на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1961) и на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского (Москва, 1962), 2-я премия на Международном конкурсе им. А. Дворжака (Прага, 1961). Профессор Московской консерватории (с 1980).

Большой энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ШАХОВСКАЯ НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ШАХОВСКАЯ в Справочнике Телефонных кодов городов России и мобильных операторов.
  • ШАХОВСКАЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (в замужестве Малевская-Малевич) Зинаида Алексеевна (р. 1906) русская писательница, журналист. Сестра Д. А. Шаховского. Эмигрировала в 1919 (Константинополь, Брюссель, Париж). …
  • ШАХОВСКАЯ
    посёлок городского типа, центр Шаховского района Московской области РСФСР. Ж.-д. станция на линии Москва - Ржев, в 154 км от …
  • ШАХОВСКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ШАХОВСЌАЯ Нат. Ник. (р. 1935), виолончелистка, педагог, нар. арт. СССР (1991). Ученица С.М. Козолупова. 1-я пр. на Междунар. конкурсе им. …
  • НАТАЛЬЯ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Женское …
  • НАТАЛЬЯ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • НАТАЛЬЯ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ШАХОВСКАЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (в замужестве Малевская-Малевич) Зинаида Алексеевна (р. 1906), русская писательница, журналист. Сестра Д. А. Шаховского. Эмигрировала в 1919 (Константинополь, Брюссель, Париж). …
  • УЛЬЯНОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ульянова Наталья Николаевна (1889 - 1938), послушница, преподобномученица. Память 9 марта, …
  • ОРЖЕВСКАЯ НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Оржевская Наталья Ивановна (1859 - не ранее (1935). Родилась в 1859 году в Царском Селе …
  • ШАХОВСКАЯ РУПС в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    143700, Московской, …
  • ФИГУРИНА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фигурина Наталья Ивановна (1879 - 1938), ктитор. Родилась в 1879 году в селе …
  • КРЫМОВА ЕЛИЗАВЕТА НИКОЛАЕВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Крымова Елизавета Николаевна (1877 - 1937), мученица. Память 18 октября, в Соборе …
  • ГРИМБЛИТ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гримблит Татьяна Николаевна (1903 - 1937), мученица. Память 10 сентября, в Соборе …
  • ВОЛНУХИНА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Волнухина Мария Николаевна (1876 - 1937), мученица. Память 8 октября, в Соборе …
  • АРКАДИЙ (ОСТАЛЬСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Аркадий (Остальский) (1889 - 1937), епископ Бежецкий, священномученик. Память 16 декабря, …
  • ЯНЖУЛ ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА (ВЕЛЬЯШЕВА)
    Янжул (Екатерина Николаевна, урожденная Вельяшева) - писательница. В 1873 г. вышла замуж за Ивана Ивановича Янжула и с тех пор …
  • ЭНГЕЛЬГАРДТ АННА НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Энгельгардт (Анна Николаевна, 1835 - 1903) - писательница и переводчица, дочь лексикографа и беллетриста Н.П. Макарова (XVIII, 402), жена А.Н. …
  • ЩЕПКИНА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Щепкина (Екатерина Николаевна) - писательница. Родилась в 1854 г. Посещала в Москве высшие женские курсы профессора Герье; была учительницей …
  • ШПИЛЕВСКАЯ НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА (ИВАНИНА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Шпилевская (Наталья Сергеевна, по мужу Иванина, вдова генерал-лейтенанта) - писательница и общественная деятельница. Родилась в 1834 г. Изучив шведский язык …
  • ШМИТ НИНА НИКОЛАЕВНА (УРОЖДЕННАЯ АХВЕРДОВА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Шмит (Нина Николаевна, урожденная Ахвердова, умерла в 1889 г.) - писательница (псевдоним - княгиня Вера Троицкая). Ее романы "Погасшая искра", …
  • ШАХОВСКАЯ ЛЮДМИЛА в Краткой биографической энциклопедии:
    Шаховская (Людмила, княжна) - писательница, автор нескольких исторических романов, преимущественно из древнеримской жизни: "Молодость цезаря Октавиана Августа" (Москва, 1876); "Жребий …
  • ШАХОВСКАЯ ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Шаховская (княжна Екатерина Александровна) - писательница, двоюродная племянница драматурга князя Шаховского. Ее сочинения: отрывок из повести "Людмила" ("Молва", 1832, …
  • ШАЛИКОВА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА (Е. НАРСКАЯ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Шаликова (княгиня Наталья Петровна, умерла в 1878 г.; писала под псевдонимом Е. Нарская) - писательница, дочь Петра Ивановича Шаликова; …
  • ШАБАНОВА АННА НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Шабанова (Анна Николаевна) - женщина-врач, писательница и общественная деятельница, родилась в 1850 г. В течение 2 лет слушала лекции в …
  • ЧУМИНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА (В ОРИГИНАЛЕ ЧЮМИНА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Чумина (Ольга Николаевна, по мужу Михайлова) - талантливая поэтесса и переводчица. Родилась в 1862 г. в Новгороде, в семье военного. …
  • ЧИЧАГОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Чичагова (Мария Николаевна, 1819 - 1894), рожденная Зварковская, жена генерал-майора, бывшего воинского начальника в Калуге - писательница и музыкантша. Кроме …
  • ХАРУЗИНА ВЕРА НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Харузина (Вера Николаевна) - женщина-этнограф, сестра нижеследующих, родилась в 1867 г., получила образование в женской классической гимназии С.Н. Фишер. …
  • ПУШКИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА (ГОНЧАРОВА, ЛАНСКАЯ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Пушкина Наталья Николаевна (Гончарова, Ланская) - жена Пушкина, см. Пушкин …
  • ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Ольга Николаевна - королева вюртембергская (1822 - 1892), дочь императора Николая I . Получила образование под руководством П.А. Плетнева, …
  • НАТАЛЬЯ КИРИЛЛОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Наталья Кирилловна (рожденная Нарышкина) - вторая супруга царя Алексея Михайловича (1651 - 1694), мать Петра Великого. Она воспитывалась у …
  • НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА (ЦАРЕВНА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Наталья Алексеевна - царевна (1673 - 1716), дочь царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны, младшая, любимая сестра Петра Великого …
  • НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА (ВЕЛИКАЯ КНЯЖНА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Наталья Алексеевна - великая княжна (1714 - 1728), дочь царевича Алексея Петровича, сестра императора Петра II . По тестаменту …
  • МАКАРОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА (НЕЕЛОВА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Макарова (урожденная Неелова), Наталья Алексеевна - писательница, автор романа: "Лейнард и Термилия, или Злосчастная судьба двух любовников" (Москва, 1784, подписано …
  • ДОЛГОРУКОВА НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Долгорукова, Наталья Борисовна - княгиня (1714 - 1771), дочь фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева. Страстно полюбив любимца юного императора …
  • ГРОТ НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Грот Наталья Петровна - писательница (1828 - 1899), урожденная Семенова, сестра П. П. и Н.П. Семеновых. В 1850 г. …
  • ГРИНЧЕНКО МАРИЯ НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Гринченко Мария Николаевна (родилась в 1863 г.) и Анастасия Борисовна (1884 - 1907), жена и дочь предыдущего, украинские писательницы. Мария …
  • ЯРЦЕВА ВИКТОРИЯ НИКОЛАЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Виктория Николаевна [р. 21.10(3.11).1906, Петербург], советский языковед, член-корреспондент АН СССР (1968). Окончила Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена (1933). …
  • УЖВИЙ НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Наталья Михайловна [р. 27.8(8.9).1898, Любомль], украинская советская актриса, народная артистка СССР (1944), Герой Социалистического Труда (1973). Член КПСС с 1945. …
  • ПАШЕННАЯ ВЕРА НИКОЛАЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Вера Николаевна , русская советская актриса, народная артистка СССР (1937). Из актёрской семьи Рощиных-Инсаровых. …
  • ЕСИПОВА АННА НИКОЛАЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Анна Николаевна , русская пианистка и педагог. Ученица Т. Лешетицкого. Одна из крупнейших русских …
  • ЕРМОЛОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ДУДИНСКАЯ НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Наталья Михайловна [р. 8(21).8.1912, Харьков], советская артистка балета, народная артистка СССР (1957). В 1923-31 училась в Ленинградском хореографическом училище (ученица …
  • АНДРОВСКАЯ ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (настоящая фамилия Шульц) Ольга Николаевна [р. 9(21).7.1898, Москва], русская советская актриса, народная артистка СССР (1948). Сценическую деятельность начала в Театре …
  • ШАХОВСКАЯ, ЛЮДМИЛА
    (княжна) - писательница, автор нескольких исторических романов, преимущественно из древнеримской жизни: "Молодость цезаря Октавиана Августа" (М., 1876); "Жребий брошен. Исторический …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (княжна) - писательница, двоюродная племянница драматурга князя Шаховского. Ее сочинения: отрывок из повести "Людмила" ("Молва", 1832, № 32); "К М. …
  • ШАХОВСКАЯ, ЛЮДМИЛА
    (княжна) ? писательница, автор нескольких исторических романов, преимущественно из древнеримской жизни: "Молодость цезаря Октавиана Августа" (М., 1876); "Жребий брошен. Исторический …
  • ШАХОВСКАЯ, ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (княжна) ? писательница, двоюродная племянница драматурга князя Шаховского. Ее сочинения: отрывок из повести "Людмила" ("Молва", 1832, ¦ 32); "К М. …
СССР
Россия Россия Профессии Инструменты Жанры

классика

Награды

Ната́лия Никола́евна Шаховска́я (род. ) ― советская и российская виолончелистка , педагог. Народная артистка СССР ().

Биография

Выступала как сольная исполнительница, в том числе с оркестрами под управлением крупнейших мировых дирижёров, а также в камерных ансамблях (с 1964 ― в фортепианном трио с Е. Малининым и Э. Грачом). В репертуар Шаховской входит практически вся классическая и современная музыка для виолончели, в том числе произведения, написанные специально для неё и ей посвящённые.

В 1995―2000 гг. ― декан кафедры струнных инструментов . В 1998-2004 годах - профессор Российской академии музыки имени Гнесиных .

Награды и звания

Напишите отзыв о статье "Шаховская, Наталия Николаевна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шаховская, Наталия Николаевна

– Да, и пить, – подхватил Николай. – Эй ты! Еще бутылку! – крикнул он.

В 1808 году император Александр ездил в Эрфурт для нового свидания с императором Наполеоном, и в высшем Петербургском обществе много говорили о величии этого торжественного свидания.
В 1809 году близость двух властелинов мира, как называли Наполеона и Александра, дошла до того, что, когда Наполеон объявил в этом году войну Австрии, то русский корпус выступил за границу для содействия своему прежнему врагу Бонапарте против прежнего союзника, австрийского императора; до того, что в высшем свете говорили о возможности брака между Наполеоном и одной из сестер императора Александра. Но, кроме внешних политических соображений, в это время внимание русского общества с особенной живостью обращено было на внутренние преобразования, которые были производимы в это время во всех частях государственного управления.
Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, шла как и всегда независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований.
Князь Андрей безвыездно прожил два года в деревне. Все те предприятия по именьям, которые затеял у себя Пьер и не довел ни до какого результата, беспрестанно переходя от одного дела к другому, все эти предприятия, без выказыванья их кому бы то ни было и без заметного труда, были исполнены князем Андреем.
Он имел в высшей степени ту недостававшую Пьеру практическую цепкость, которая без размахов и усилий с его стороны давала движение делу.
Одно именье его в триста душ крестьян было перечислено в вольные хлебопашцы (это был один из первых примеров в России), в других барщина заменена оброком. В Богучарово была выписана на его счет ученая бабка для помощи родильницам, и священник за жалованье обучал детей крестьянских и дворовых грамоте.
Одну половину времени князь Андрей проводил в Лысых Горах с отцом и сыном, который был еще у нянек; другую половину времени в богучаровской обители, как называл отец его деревню. Несмотря на выказанное им Пьеру равнодушие ко всем внешним событиям мира, он усердно следил за ними, получал много книг, и к удивлению своему замечал, когда к нему или к отцу его приезжали люди свежие из Петербурга, из самого водоворота жизни, что эти люди, в знании всего совершающегося во внешней и внутренней политике, далеко отстали от него, сидящего безвыездно в деревне.
Кроме занятий по именьям, кроме общих занятий чтением самых разнообразных книг, князь Андрей занимался в это время критическим разбором наших двух последних несчастных кампаний и составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений.
Весною 1809 года, князь Андрей поехал в рязанские именья своего сына, которого он был опекуном.
Пригреваемый весенним солнцем, он сидел в коляске, поглядывая на первую траву, первые листья березы и первые клубы белых весенних облаков, разбегавшихся по яркой синеве неба. Он ни о чем не думал, а весело и бессмысленно смотрел по сторонам.
Проехали перевоз, на котором он год тому назад говорил с Пьером. Проехали грязную деревню, гумны, зеленя, спуск, с оставшимся снегом у моста, подъём по размытой глине, полосы жнивья и зеленеющего кое где кустарника и въехали в березовый лес по обеим сторонам дороги. В лесу было почти жарко, ветру не слышно было. Береза вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась и из под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала зеленея первая трава и лиловые цветы. Рассыпанные кое где по березнику мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме. Лошади зафыркали, въехав в лес и виднее запотели.
Лакей Петр что то сказал кучеру, кучер утвердительно ответил. Но видно Петру мало было сочувствования кучера: он повернулся на козлах к барину.
– Ваше сиятельство, лёгко как! – сказал он, почтительно улыбаясь.
– Что!
– Лёгко, ваше сиятельство.
«Что он говорит?» подумал князь Андрей. «Да, об весне верно, подумал он, оглядываясь по сторонам. И то зелено всё уже… как скоро! И береза, и черемуха, и ольха уж начинает… А дуб и не заметно. Да, вот он, дуб».
На краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
«Весна, и любовь, и счастие!» – как будто говорил этот дуб, – «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков; как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он всё так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

Наталья Шаховская: «ЛЮБИТЕ МУЗЫКУ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СЕБЯ»

Народная артистка СССР, выдающаяся виолончелистка, завоевательница высших премий на международных конкурсах, которой с любовью посвящали свои произведения отечественные композиторы, знаменитый педагог, воспитавший несколько поколений прекрасных исполнителей, один из ведущих профессоров Московской консерватории, заведующая кафедрой виолончели – все это Наталья Николаевна Шаховская.

Конечно, не все, если упоминать о работе в зарубежном учебном заведении, о мастер-классах во многих странах, об участии в жюри более десятка конкурсов - о большом повсеместном авторитете этого крупного музыканта. В предновогодний месяц в Московской консерватории состоялся концерт-чествование Н.Н. Шаховской по случаю ее юбилея. А вскоре затем с Натальей Николаевной встретилась наш корреспондент Елизавета Андрианова.

Наталья Николаевна, ваша творческая деятельность насчитывает не один десяток лет. Расскажите, с чего все начиналось? Когда проявилась ваша целеустремленность в профессии, кто или что на нее повлияло?

Я ребенок военных лет - когда война закончилась, мне еще не исполнилось десяти. Я брала частные уроки по фортепиано, но Елена Фабиановна Гнесина, которой меня показали, посоветовала мне поступать не в фортепианный класс, для которого я была уже великовата, а в класс виолончели. Я тогда не испытывала яркого желания заниматься именно на виолончели - оно появилось только после того, как я впервые получила удовлетворение от своего выступления. Мне кажется, что сила стремления к цели просыпается тогда, когда человек, пусть незрелый, ощущает свой потенциал независимо от похвалы родителей или учителей. Когда человек получает удовольствие от того, что он делает, тогда начинается достаточно быстрый его музыкантский рост.

Вашими учителями были выдающиеся мастера – Семен Козолупов и Мстислав Ростропович. Чему они учили вас, помимо искусства игры на виолончели?

В Московскую консерваторию я поступила к Козолупову – в его класс мечтали попасть очень многие. Семен Матвеевич обладал феерическим даром педагога, он передал мне богатейшую профессиональную школу! Но я все время вспоминаю и ценные жизненные уроки, которые он демонстрировал своей биографией. Дело в том, что когда он учился в Петербургской консерватории, многие исполнительские вопросы ему приходилось решать самостоятельно. Он учился, посещая концерты, но самое главное, что у него было, это способность самостоятельно анализировать музыку и понимать, что именно надо сделать в произведении на своем инструменте.

Совершенно иной подход к преподаванию отличал Мстислава Леопольдовича Ростроповича. Он буквально вовлекал в вихрь творческого процесса, в поток своего художественного мышления, создавая музыку, создавая настроение «здесь и сейчас». Однако общение с Мстиславом Леопольдовичем, а также с Галиной Павловной Вишневской, составляло и жизненную школу тоже. Для меня Ростропович и Вишневская были почти как родители - их советы затрагивали не только стороны музыкального воспитания. Заслуга Галины Павловны – в моем приобщении к моде, она же научила меня и правильно делать макияж. Когда мы готовились к Конкурсу Чайковского, Галина Павловна учила меня ходить по сцене. А Мстислав Леопольдович тоже присматривался ко мне перед конкурсом и однажды сострил: «Если тебя перекрасить в рыжий цвет, члены жюри подумают, что ты темпераментная». Конечно, этот отрезок жизни всегда со мной, я его никогда не забываю и постоянно черпаю оттуда бесценный опыт. Были моменты, когда под влиянием Ростроповича и Вишневской в корне менялись мои взгляды. Например, в годы учебы не за все сочинения, которые мне приходилось играть, я бралась с любовью и охотой. Тогда Мстислав Леопольдович говорил: «Никогда не спешите оценивать произведение - прежде послушайте, обдумайте, вникнете в него». Очень многое, что я получила от этих людей, стало моими заповедями, к которым я часто прибегаю в своей педагогической и исполнительской деятельности.

Это, наверное, очень трудно – научить студента самостоятельному художественному видению, зародить ту творческую искорку, которая отличает «музыкального копировщика» от художника?

Пожалуй, это самое важное. И, да, самое трудное. Мы можем сказать по первому взгляду, талантлив человек или нет. Но ведь бывают разные таланты. Бывают таланты интуитивные, бывают таланты с прекрасной головой. Главное же, чтобы у человека при наличии способностей было еще и стремление, чтобы он что-то хотел. С каждым студентом мне нужно найти общий язык, я должна его знать со всех сторон: чем он дышит, чем живет, и тогда я могу с ним общаться. Если у меня не получается найти этот контакт – наступает чисто формальное общение, которое, в общем-то не приносит особого результата.

Позвольте еще вопрос о вашей работе в Высшей школе музыки в Мадриде - наиболее престижном в Испании музыкальном учебном заведении.

Это частная школа, недавно она была перенесена в самый центр Мадрида рядом с королевским дворцом (раньше находилась в пригороде). Сейчас это колоссальное здание с замечательными классами, хорошим оборудованием и симпатичным концертным залом. Мне очень нравится, что у них нет академических экзаменов, как у нас. Учебный год там разделен на триместры, и в конце каждого даются публичные концерты. Это и есть их экзамен. Вынесение работы на публику – хорошее подспорье для творчества. Я была приглашена туда на кафедру виолончели с подачи Мстислава Леопольдовича. Из наших там работают Захар Брон и Дмитрий Башкиров. Русская исполнительская школа все еще очень высоко ценится за рубежом.

Современный темп жизни диктует свои правила и неизбежно откладывает отпечаток на все сферы человеческой деятельности, в том числе и на искусство. Как вы видите эту ситуацию?

Сейчас очень трудное время для молодежи. Общая спешка и наличие таких источников информации, как Интернет, ведет к тому, что у человека все очень быстро получается, знания приобретаются без особого труда, и молодой человек зачастую не имеет времени, чтобы все это осмыслить. Простота получения информации, на мой взгляд, пагубна для творческого человека. Ведь очень важно в этом мире услышать себя. А спешка отражается и на занятиях. Я часто замечаю, что моя просьба повторить какой-то фрагмент из программы моментально находит отклик - студент тут же играет, даже не задумываясь при этом об истинной цели моей просьбы. Но зачем повторять бездумно? Нужно вдуматься в суть музыки, не спешить, уметь вслушаться в себя. Молодой человек должен входить в жизнь, «не топая ногами». Это необходимо, чтобы суметь почувствовать себя.

Вы играли с множеством музыкантов мирового уровня: что вам вспоминается о сотрудничестве с выдающимися дирижерами?

Встреча с каждым из них – это новое открытие. Когда рядом с тобой на сцене такие величины, как Курт Мазур, Томас Зандерлинг, Карло Цекки, ты ощущаешь партнера, а не просто «аккомпаниатора». Вообще, когда играешь с оркестром, ты находишься в огромном звуковом потоке, и это абсолютно другое ощущение музыки, чем когда ты выступаешь с коллегой-пианистом. Встреча с дирижером всегда волнующа, особенно перед первой репетицией. Вот, кстати: сегодняшняя всеобщая спешка наложила отпечаток и на этику концертной жизни. Раньше такие дирижеры, как Кирилл Кондрашин, Геннадий Рождественский и другие, их ранга, не позволяли себе выйти к оркестру, не встретившись предварительно с исполнителем-солистом. Сейчас же нередко первая встреча с дирижером происходит прямо на сцене. В результате, мне кажется, уходит необходимая глубина сотворчества.

Наталья Николаевна, хочется узнать, волнуетесь ли вы на сцене? Проблема волнения, мне кажется, актуальна как для школьников, так и для крупных музыкантов. Как побороть в себе то губительное чувство, при котором на сцене многое из приобретенного попросту теряется?

Я всегда волновалась, выходя на сцену. Недавно я прочла интервью с одним молодым исполнителем, который говорил, что совсем не волнуется на сцене. Мне это даже показалось странным, потому что я не знаю среди своих коллег людей, которые бы не волновались, выходя на сцену. Побороть волнение помогает опыт, профессиональная оснащенность – чем ты больше готов к концерту, тем у тебя меньше потерь, и мандраж меньше. Но я считаю, что если у исполнителя совсем нет творческого волнения, того состояния, которое побуждает артиста на сцене к особой взаимосвязи с публикой, то этот артист, по-моему, никому не нужен. Хотя таких бывает много…

- Но есть волнение, а есть боязнь сцены. Как оставить первое, искоренив второе?

Хороший урок преодоления «сумасшедшего» волнения мне преподал в свое время Ростропович. Он настойчиво пытался мне внушить, что волноваться до потери качества игры не стоит. А потом ему это надоело, и он сказал: «Знаете, Натали, вы себя любите больше, чем музыку. Займитесь музыкой, и ваше «Я» отойдет на второй план». Это действительно так. Первые шаги на сцену всегда вызывают острое волнение, но когда начинается музыка, нужно увлечься ей, забыв про все остальное.

- Вы много работаете в жюри конкурсов. Каким должен быть музыкант, достойный звания лауреата?

Во-первых, это, несомненно, должен быть талант; во-вторых, профессионально крепкий исполнитель. Кроме того, в человеке должна быть индивидуальность, которая позволит ему запомниться публике.

Проходят годы, и я все больше убеждаюсь, что конкурсное движение, особенно в последнее время, превращается в вид спорта, что на желание человека участвовать в нем влияет знание о том, кто сидит в жюри, что к конкурсам появилось какое-то потребительское отношение. Нужно уметь отвлечься от спортивного интереса и разного рода привходящих причин во имя музыки. Ни на конкурсе, ни в любом другом публичном выступлении, никогда не надо забывать: прежде всего - ты музыкант.

Андрианова Елизавета
08.01.2011

Лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957, 1-я премия), Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1961, 1-я премия), Международных конкурсов виолончелистов им. А. Дворжака в Праге (1961, 2-я премия), им. П.И. Чайковского в Москве (1962, 1-я премия).

Член Ассоциации музыкальных деятелей России, Ассоциации лауреатов Международного конкурса им. П.И. Чайковского, МСМД, Ассоциации музыкантов-педагогов Японии, Комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ.

Награждена Орденом «Знак Почета» (1971).

Училась в МССМШ им. Гнесиных по классу виолончели у Д.Б. Любкина, затем у А.К. Федорченко (окончила в 1954 году). В Московской консерватории занималась у С.М. Козолупова (окончила в 1959 году), в аспирантуре под руководством М.Л. Ростроповича (окончила в 1962 году).

Игра Н.Н. Шаховской отличается глубиной и содержательностью, многокрасочностью звучания, масштабом и темпераментом. «Н. Шаховская артистка больщого таланта. Ее искусство глубоко содержательно, виололчель в ее руках звучит многокрасочно и объемно, она умеет крупную форму писать большими мазками» (М. Ростропович). Гастролирует во многих странах мира. В репертуаре практически вся классическая сольная и ансамблевая литература для виолончели. Ей посвящены сочинения С. Беринского, С. Губайдуллиной, Л. Книппера, Н. Сидельникова, С. Цинцадзе. С 1964 года была участницей фортепианного трио с Е.В. Малининым и Э.Д. Грачом. Выступала с дирижерами К. Зандерлингом, Д. Китаенко, К. Кондрашиным, К. Мазуром, Н. Рахлиным, Г. Рождественским, М. Ростроповичем, В. Спиваковым, А. Хачатуряном, М. Шостаковичем.

В 1959-62 годах преподавала игру на виолончели в Московском музыкальном училище им. М.М. Ипполитова-Иванова, в 1963-93 — в музыкальном училище при Московской консерватории. С 1962 года ведет класс виолончели в Московской консерватории, в 1974-96 — и.о. заведующей кафедрой виолончели и контрабаса, с 2000 — заведующая кафедрой виолончели. В 1995-2000 — декан кафедры струнных инструментов ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова. Заведующая кафедрой виолончели Высшей школы музыки королевы Софии (Испания). Среди учеников Заслуженные артисты РФ А. Дёмин, А. Загоринский, А. Найдёнов, К. Родин, А. Селезнёв, С. Судзиловский, М. Тарасова; свыше 50 лауреатов международных и всесоюзных конкурсов: Б. Андрианов, С. Багратуни, В. Бальшин, О. Галочкина, Е. Горюнов, Т. Заварская, И. Зубковский, О. Коченкова, Д. Озолиня, В. Пономарёв, Н. Савинова, П. Суссь, Н. Хома, Д. Цирин, Д. Чеглаков, Д. Шаповалов и другие. Иностранные студенты, концертирующие виолончелисты: С. Аттертон (Франция), Т. Мерк (Норвегия), У. Шайфер, Г. Торлеф (Германия), Д. Вейс (Чехия), Э. Валенсуэло (Чили), Д. Урба (Латвия), и другие.

Проводит мастер-классы в России и во многих зарубежных странах. Член жюри Международного конкурса виолончелистов им. П.И. Чайковского (начиная с Пятого — постоянно), конкурса «Пражская весна», Международных конкурсов виолончелистов им. М. Ростроповича в Париже, ARD в Германии, конкурса в Претории (ЮАР), им. В.Лютославского в Варшаве, конкурса им. Поппера (Венгрия), им. Давыдова (Латвия). С 1966 постоянный член жюри Всесоюзного конкурса виолончелистов, председатель жюри конкурсов: юношеского им. П.И.Чайковского (Япония, Китай), «Классическое наследие»(Москва), конкурсов в Тольятти, Волгограде.