Сергей Дягилев. Откровенная биография великого антрепренёра

Сергей Дягилев

Окно в Россию

Он вписал свое имя в историю искусства золотыми буквами, не будучи сам артистом, и доказал, что организаторы тоже могут быть гениальными. Он считал себя потомком Петра Первого, который в свое время прорубил из России окно в Европу – и сделал ответный ход, не менее значимый: приехав в Европу, прорубил окно в Россию, произведя настоящий культурный фурор во всем мире русскими живописью, музыкой, но более всего – балетом. А еще он был открытым гомосексуалистом во времена, когда это было еще не принято, и в своих любовных связях считал себя Пигмалионом, а его Галатеи становились самыми прославленными танцовщиками и хореографами.

Все, кто был лично знаком с Дягилевым, вспоминали, какая большая у него была голова – настолько гигантская, что ему приходилось делать шляпы по особому заказу. При рождении Сережи это обстоятельство оказалось роковым для его матери, Евгении Николаевны, урожденной Евреиновой. Роды проходили долго и мучительно; 19 марта 1872 года в Селищенских казармах Новгородской губернии младенец наконец появился на свет, а Евгения Николаевна через несколько дней скончалась, оставив двадцатипятилетнего отца Сережи, кавалергардского офицера Павла Павловича Дягилева безутешным вдовцом.

Впрочем, несмотря на эти трагические обстоятельства, Сережа отнюдь не был лишен в детстве женского тепла. С самого рождения оказался он в любящих руках няни Дуни, которая вынянчила в свое время еще его мать. Няня до самой смерти будет играть большую роль в его жизни: заботиться о нем не только в детстве, но и тогда, когда он стал уже совсем взрослым и издавал «Мир искусства». Ее хорошо знали все сотрудники редакции. Художник Лев Бакст даже поместил ее на задний план своего знаменитого портрета Дягилева, написанного в 1906 году.

И благодаря еще одной женщине детство Сережи было счастливым и безмятежным: его отец через два года после смерти жены утешился и женился снова – на Елене Валериановне Панаевой. Тетя Леля, как называл ее Дягилев, мягкая, добрая и любящая, полностью заменила ему мать. Сам он позже говорил о ней: «Лучшей женщины не встречал на земле».

Павел Павлович вскоре после рождения Сережи был переведен в Петербург, где и женился на Елене Валериановне. Вскоре у них родились еще два сына, Юрий и Валентин. Семья жила хорошо и дружно, в доме постоянно звучала музыка, велись разговоры об искусстве и литературе. Павел Павлович, правда, был любителем поиграть в карты – и в итоге наделал огромные долги. Его отец пообещал с ними расплатиться, но с условием, что семья Дягилевых переедет к нему на Урал. Таким образом получилось, что Сергей с десяти до восемнадцати лет провел в Перми, в большом красивом особняке, который называли пермскими Афинами – там постоянно собирались самые образованные люди города, устраивали музыкальные и литературные вечера, благотворительные концерты и спектакли. Один из соучеников Сережи по Пермской гимназии впоследствии поделился своими воспоминаниями о нем: «Это был не по годам крупный, рослый мальчик, с выдающейся по размерам головой и выразительным лицом. Не по летам и несоответственно с классом он был образован и развит. Он знал о вещах, о которых мы, его сверстники и одноклассники, никакого понятия не имели: о русской и иностранной литературе, о театре, о музыке. <…> у него была изысканная, изящная внешность, что-то барственное во всей фигуре».

При всей образованности и изящности манер юного Дягилева, он совсем не принадлежал к типу тихих и скромных мальчиков-мечтателей: был активным, жизнерадостным, шумным, споры зачастую решал не разговорами, а драками.

Не сильно изменились его манеры и после того, как он, окончив Пермскую гимназию, перебрался в Петербург и поступил на юридический факультет университета. Интересно относящееся к тому времени воспоминание Александра Бенуа – в будущем соратника Дягилева по «Миру искусства» и Русскому балету, – которое характеризует не только юношу Дягилева, но и вообще его манеру общения с людьми, оставшуюся у него на всю жизнь. Бенуа вспоминал, как в лето их знакомства, когда Дягилев только-только приехал в Петербург, вел с ним на природе, растянувшись на траве, серьезную беседу об искусстве – и тут Сергей без предупреждения набросился на него и принялся мутузить, громко хохоча при этом. «В своих отношениях с Сережей я часто возвращался к этому случаю. <…> За эти годы Сережа, «выжимая» из меня (и из прочих других) все, что мы могли ему дать, с какой-то странной легкостью переходил от состояния мира в состояние борьбы с нами, нередко “клал нас на обе лопатки” и принимался ни за что ни про что “тузить” – впрочем, прибегая уже к способам не физического, а морального (и “делового”) воздействия».

В студенческие годы Дягилев мало интересовался учебой, все внимание уделяя музыке, живописи, театру, литературе. Он был активным участником кружка, который впоследствии станет ядром журнала «Мир искусства», – в него входили, помимо вышеупомянутого Бенуа, художники Константин Сомов и Лев Бакст, начинающий музыкант Вальтер Нувель, а также двоюродный брат Дягилева Дмитрий Философов, ставший на долгие годы не только ближайшим другом Сергея, но и его любовником. Начались их отношения с романтического путешествия по Европе, когда обоим было по восемнадцать лет. Особенно сильное впечатление на Дягилева во время этого путешествия произвела Венеция – и осталась его самым любимым городом на всю жизнь. «Я так люблю Венецию, что хотел бы, подобно Вагнеру, умереть там», – писал он в 1902 году мачехе. Спустя двадцать семь лет его пожелание исполнилось.

Первые годы в Петербурге Дягилев лелеял серьезные музыкальные амбиции: он умел петь, прекрасно играл на ро яле, пытался сочинять. Однако все эти попытки провалились, не встретив одобрения ни у профессионалов, ни у друзей, и Дягилев уже в достаточно юном возрасте понял, что его призвание – быть ценителем искусства, критиком, организатором. Благо для этого у него имелись уникальные данные: тончайшее художественное чутье и широта взглядов на искусство, мощная практическая жилка и кипучая энергия. Сразу после окончания университета он начал собирать картины, вынашивал проекты создания музея, проведения выставок, открытия художественного журнала. Осуществить последние два пункта ему удалось, причем с блеском. Развив бурную организационную деятельность, он одну за другой проводит выставки («Скандинавская», «Выставка немецких и английских акварелистов», «Выставка русских и финляндских художников»), находит меценатов для журнала и, наконец, совместно с Философовым и другими друзьями студенческих времен начинает выпускать «Мир искусства» в 1898 году.

Влияние «Мира искусства» на культурную жизнь России на рубеже XIX–XX веков было огромным. Многие исследователи считают, что этот журнал вообще в корне изменил в стране отношение к культуре – встряхнул от спячки, открыл глаза на современное искусство. Журнал выходил пять лет, и Дягилев все это время был его главным редактором, определял генеральную политику редакции, писал концептуальные статьи. Вокруг «Мира искусства» объединились лучшие художники модерна, критики, музыканты, поэты, под его эгидой проводились ежегодные художественные выставки, вызывавшие в обществе большой резонанс.

Параллельно с редакторской деятельностью Дягилев в течение двух лет состоял на государственной службе – чиновником особых поручений при директоре Императорских театров. Одним из основных его поручений на этой службе было издание «Ежегодника Императорских театров» – и в результате первый номер обновленного «Ежегодника» произвел настоящий фурор. Однако Дягилев обладал слишком яркой индивидуальностью, чтобы быть просто устраивающим всех чиновником. Очень скоро его отстранили от постановки балета Делиба «Сильвия», в ответ он отказался от заведования «Ежегодником». Последовало скандальное увольнение по третьему пункту – без права занимать впоследствии государственные должности. Он их больше и не занимал, хотя лично император впоследствии в обход закона приглашал его на службу.

В 1904 году по ряду причин закрывается «Мир искусства» – дело было и в материальных сложностях (меценаты окончательно отказались финансировать проект), и в моральной усталости членов редакции, в том числе самого Дягилева. Не последнюю роль сыграло и отдаление от журнала Философова, который увлекся, благодаря влиянию Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус, религиозно-мистическими вопросами, – впоследствии они стали издавать более подходящий им по направлению «Новый путь». Гиппиус вообще много сделала для того, чтобы оторвать Философова от Дягилева – ощущая себя андрогинным существом, она решила, что нашла в лице Дмитрия идеального андрогинного же любовника, и приложила все усилия, чтобы завоевать его. Осуществить ей это удалось лишь отчасти – Философов действительно отдалился от Дягилева и заключил с ней и Мережковским тройственный союз, но мог предложить Гиппиус лишь духовные отношения. Окончательным разрывом отношений Философова и Дягилева стал скандал с рукоприкладством в ресторане в 1905 году, который Дягилев закатил, когда узнал, что Философов пытается у него отбить молодого любовника.

«Мир искусства» к тому времени уже не выпускался, и Дягилев со свойственной ему энергией взялся за другие проекты. После прошедшей с триумфом выставки русского художественного портрета в Таврическом дворце он решил, что пора вывозить русское искусство за границу. «Я хочу выхолить русскую живопись, вычистить ее и, главное, поднести ее Западу, возвеличив ее на Западе…» Эта цель Дягилева блестяще осуществилась в 1906 году, когда в Париже, на Осеннем са лоне, прошла выставка русской живописи и скульптуры – начиная со старинных икон и заканчивая творчеством «мирискусников». В том же году Дягилев завел во Франции массу полезных связей и нашел спонсоров, помощь которых позволила ему проводить дальнейшие русские сезоны, – удавалось ему это прежде всего благодаря безграничному обаянию, которое он всегда умел «включать» в нужный момент. Дебюсси однажды заметил, что своим очарованием он мог оживить камень – что уж говорить о богатых покровителях искусства.

Безусловный успех выставки вдохновил Дягилева на продолжение миссионерской деятельности – и уже в следующем году он знакомит Париж с русской музыкой, тщательно подобрав репертуар «исторических концертов» так, чтобы, с одной стороны, представить максимальное художественное разнообразие, а с другой – внутреннюю цельность российской музыкальной традиции. И исторические концерты, и поставленная на следующий год опера «Борис Годунов» с Шаляпиным прошли в Париже на ура – и настала очередь балета.

Началу балетного – самого значимого – периода в жизни Дягилева предшествовало знакомство с Вацлавом Нижинским, состоявшееся в 1908 году. На этом знакомстве стоит остановиться подробнее, настолько важно оно было для обоих: Дягилев во многом именно благодаря ему организовал Русский балет, ставший одним из самых значительных культурных явлений XX века, Нижинский же стал звездой мировой величины, живой легендой. На момент их знакомства Нижинский был восемнадцатилетним многообещающим танцовщиком, выпускником театрального училища, только-только поступившим в Мариинский театр. Несмотря на то, что его карьера едва началась, уже ходила слава о его необычайно высоких прыжках. Его называли человеком-птицей. Сам Нижинский, когда его однажды спросили, в чем заключается секрет его знаменитых прыжков с остановкой в воздухе, отвечал: «Это совсем не трудно: вы поднимаетесь и на один момент останавливаетесь в воздухе».

Дягилев не мог не заинтересоваться восходящей звездой, к тому же весьма привлекательной наружности, и упросил князя Львова, на содержании которого находился в тот момент Нижинский, «уступить» ему юного танцовщика. В результате слабовольный Нижинский на пять лет поступил практически в полное распоряжение Дягилева и стал первой его «Галатеей». Уже на следующий, 1909 год о нем, как и о других звездах русского балета, узнали за пределами страны: в Париже состоялся первый русский балетный сезон, для подготовки к которому Дягилев пригласил хореографа-новатора Михаила Фокина и художников-декораторов Бенуа, Бакста, Рериха, Коровина. Париж, для которого балет был устаревшим и давно пришедшим в упадок жанром, был потрясен. «Красный занавес поднимается над праздниками, которые перевернули Францию и которые увлекли толпу в экстазе вслед за колесницей Диониса», – писал впоследствии о первых дягилевских балетах Жан Кокто. Сам Дягилев был не просто техническим организатором, но неким идейным центром, концептуальным лидером, на котором держался весь проект. Он полностью вникал во все стадии постановки, подбирал сотрудников, диктаторски устанавливал свою волю, зачастую вступая таким образом в конфликты с композиторами, хореографами, исполнителями. Многие жаловались, безуспешно пытались спорить, уходили от него, но чаще всего возвращались – его балет был лучшим: самым новаторским, передовым и блистательным.

С 1909 года Русский балет прочно обосновывается в Европе, выступая ежегодно с новыми постановками в Монте-Карло (где была устроена постоянная его резиденция), Париже, Лондоне; гастролируя и по другим странам, выезжая за пределы Европы – в том числе в Америку. В 1911 году была сформирована постоянная труппа – часть артистов согласились уйти из российских театров, часть – такие звезды, как Карсавина и Кшесинская – совмещать, не покидая Мариинского театра. Произошло это тоже из-за Нижинского – его как раз из Мариинского театра уволили, причем по ничтожному поводу: танцуя в «Жизели» в костюме, сделанном для него Александром Бенуа, он, по настоянию Дягилева, не надел поверх трико полагающиеся в те времена артистам балета трусики. После формирования постоянной труппы Дягилев начинает привлекать Нижинского к хореографии. Ему было недостаточно танцевального гения Вацлава – он хотел сформировать из своего фаворита настоящего творца. Репетиции балетов Нижинского проходили мучительно, потому что он не обладал даром четко выражать свои мысли, но все же ему удалось поставить «Весну священную» на музыку Стравинского и «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси. Именно из-за выдвижения на передний план в качестве балетмейстера Нижинского от Дягилева ушел Фокин, успевший поставить такие шедевры, как «Петрушка» и «Дафнис и Хлоя».

В 1913 году Дягилев отпустил Нижинского на гастроли в Южную Америку – сам он, после того как гадалка предрекла ему смерть на воде, панически боялся водных путешествий. До Южной Америки Нижинский добрался уже обрученным человеком – во время путешествия его быстро взяла в оборот энергичная венгерка Ромола Пульска. Узнав о свадьбе Нижинского, Дягилев был в ярости – ломал столы и стулья, в бешенстве метался по комнате. Восприняв этот поступок как предательство, Дягилев уволил Нижинского из Русского балета – казалось, все было кончено. Потом, впрочем, он остыл, помог своему протеже во время войны выбраться из Австрии, где тот был интернирован, в Америку, предлагал возобновить сотрудничество. Скорее всего, они снова могли бы плодотворно работать вместе, если бы не Ромола, которая постоянно вставала между ними и даже начала судиться с Дягилевым, требуя, чтобы тот выплатил Нижинскому 500 000 франков за выступления в Русском балете. Вскоре Нижинский, всегда отличавшийся психической нестабильностью, сошел с ума. Дягилев никак не мог с этим смириться и несколько раз пытался с помощью эмоциональной встряски вернуть своего Вацу: водил его в 1924 году на одну из репетиций, а в 1929-м, за несколько месяцев до своей смерти, на «Петрушку» в Гранд Опера. Но чуда, увы, не произошло.

Место Нижинского в сердце Дягилева, а также на постаменте, где должна была встать очередная Галатея, недолго оставалось вакантным – очень скоро он нашел себе новый материал для лепки: восемнадцатилетнего Леонида Мясина, который на момент знакомства с Дягилевым танцевал в кордебалете Большого театра и собирался переходить в драму. Судя по бурной личной жизни Мясина, которую он вел впоследствии с женщинами, – только женат он был четырежды – можно предположить, что предпочтения у него были сугубо гетеросексуальными. Однако Дягилев умел делать предложения, от которых невозможно было отказаться, – и Мясин ответил согласием, перебравшись вслед за Дягилевым в Монте-Карло, где стал на шесть лет главным балетмейстером Русского балета, дерзким и авангардным. Одним из самых громких его проектов стал «Парад», поставленный в 1917 году по либретто Кокто на музыку Сати и оформленный декорациями и костюмами Пикассо – это было первое его появление в качестве театрального художника. «Парад» представлял собой ряд хореографически решенных цирковых номеров, в качестве персонажей, помимо цирковых артистов, в балете фигурировали и люди-небоскребы в костюмах из кубических картонных конструкций. «Парад» знаменовал собой постепенное прощание дягилевского балета с эпохой модерна и слияние его с современным искусством.

Через семь лет Мясин ушел от Дягилева и из Русского балета, завязав отношения с английской танцовщицей, однако впоследствии еще несколько раз в двадцатых годах ставил для Дягилева балеты – тот умел профессиональные отношения ставить выше личных обид. Сам Русский балет к тому времени был уже не совсем русским. Костюмы и декорации для него оформляли в основном французские художники (Пикассо, Матисс, Дерен, Брак и другие), в труппу набирались иностранцы, хотя примам непременно давались русские псевдонимы. Нового фаворита Дягилева Антона Долина, например, на самом деле звали Патрик Чиппендол Хили-Кей. Россия, в которой произошла революция, отделилась от Европы практически непроницаемой стеной, хотя периодически из нее удавалось выбираться молодым талантам. Так в Русском балете появились Сергей Лифарь и Георгий Баланчивадзе, он же Джордж Баланчин.

Отношения у Дягилева к Советской России было двойственным. С одной стороны, он осуждал революцию, с другой – проявлял интерес к тому, что происходит на родине, рвался туда, лелеял мечты показать там свои балеты. Только известие о том, что в России арестованы оба его брата, разрушило все его надежды побывать на родине. Самым ярким проявлением его интереса к Советской России стал балет «Стальной скок» на музыку Прокофьева, идею которого объяснял так: «Я хотел изобразить современную Россию, которая живет, дышит, имеет собственную физиономию. Не мог же я ее представить в дореволюционном духе! Это постановка ни большевистская, ни антибольшевистская, она вне пропаганды».

Последние годы жизни с ним провел Сергей Лифарь, выходец из Украины, из которого Дягилев тоже сделал творца – не только выдающегося танцовщика, но и балетмейстера. Лифарь впоследствии написал большую книгу «Дягилев и с Дягилевым», в которой он достаточно подробно вспоминает о своих отношениях с великим импресарио. По этим воспоминаниям можно сделать вывод о том, какими вообще у Дягилева были отношения с его «Галатеями».

Лифарь рассказал, как Дягилев учил его воспринимать искусство, водя по улицам и музеям итальянских городов, как присылал для чтения книги по искусству, по которым тот потом должен был держать экзамен, подробно описывая свои впечатления от увиденного и прочитанного. Рассказал он и о бешеных сценах ревности, которые Дягилев частенько ему устраивал, – Лифарь называл своего грозного любовника и наставника Отеллушка.

Незадолго до смерти Дягилев начал постепенно отходить от балета, увлекшись собиранием библиотеки, в которую попали такие редчайшие книги, как два экземпляра сожженного при Екатерине Второй «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева, оригиналы книг первопечатника Ивана Федорова и многие другие раритетные фолианты.

Появилось у него в последний год жизни и еще одно новое увлечение – талантливый шестнадцатилетний музыкант Игорь Маркевич. С Лифарем, впрочем, Дягилев, несмотря на заметное охлаждение, не расстался – и именно Лифарь провел с ним последние недели его жизни в Венеции, в августе 1929 года.

От чего умер Дягилев, до сих пор точно неизвестно. Он страдал от фурункулеза, радикулита и диабета, но что именно послужило причиной резкой слабости и лихорадки, которые в короткое время свели его в могилу, врачи так и не могли определить.

Похоронен Дягилев в Венеции, на острове Сан-Микеле, на его памятнике высечены слова, которые он написал Лифарю за три года до смерти: «Венеция – постоянная вдохновительница нашего успокоения». Хореографы и танцовщики до сих пор приносят на его могилу стоптанные пуанты и разную балетную атрибутику – в знак вечного уважения и восхищения.

Из книги Мои воспоминания (в пяти книгах, с илл.) [очень плохое качество] автора Бенуа Александр Николаевич

Глава И СЕРЕЖА ДЯГИЛЕВ Теперь пора представить еще одного из членов нашей основной дружеской группы - как раз то лицо, которому выдалась первопланная роль не только у себя на родине, но - без особого преувеличения - и в «мировом масштабе». Я говорю о Сергее Павловиче

Из книги Портреты современников автора Маковский Сергей

Дягилев Осенью 1897 года я побывал в Киеве, где, в сотрудничестве с Нестеровым и Врубелем, Виктор Васнецов только что закончил роспись Владимирского собора. Он вызывал единодушные восторги; прославляли его и передвижники (готовившиеся к своему 25-летнему юбилею), и Философов

Из книги 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок автора Расселл Пол

46. СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ (1872–1929) и ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙ (1890–1950) Взаимоотношения, как профессиональные, так и личные, между импрессарио Сергеем Дягилевым и танцором Вацлавом Нижинским были коротким, переменчивым чудом. Сергей Дягилев родился 31 марта 1872 года в Новгородской губернии в

Из книги Статьи из еженедельника «Профиль» автора Быков Дмитрий Львович

Сергей Юрский: «Спасти Россию может только диктатура» В конце августа этого года Сергей Юрский негромко, но достойно отмечает свой юбилей - сорок лет на профессиональной сцене (до того еще семь играл на вполне серьезной любительской). К этому юбилею актер, чтец, режиссер,

Из книги Дягилев автора Чернышова-Мельник Наталия Дмитриевна

Из книги Коко Шанель. Я и мои мужчины автора Бенуа Софья

Сергей Дягилев. Узаконенные отношения между балетом и модой Весной 1920 года Габриэль Бонер покидает виллу «Миланез» и покупает просторную виллу «Бель Респиро» в Гарше, на углу улиц Эдуард-Детай и Альфонс-де-Невилль. Ей 37 лет, а рядом – лишь товарки да великосветские

Из книги Мои воспоминания. Книга первая автора Бенуа Александр Николаевич

ГЛАВА 11 Сережа Дягилев Теперь пора представить еще одного из членов нашей основной дружеской группы - как раз то лицо, которому выдалась первопланная роль не только у себя на родине, но - без особого преувеличения - и в мировом масштабе. Я говорю о Сергее Павловиче

Из книги Язвительные заметки о Царе, Сталине и муже автора Гиппиус Зинаида Николаевна

Дягилев Редакция «Мира искусства» помещалась тогда в квартире Дягилева, на углу Литейного и Симеоновского, - там были и первые «среды». Позднее все это перенеслось в более пышное помещение на Фонтанке.«Среды» были немноголюдны. Туда приглашались с выбором. Кажется, это

Из книги Листы дневника. Том 2 автора Рерих Николай Константинович

Дягилев Сергея Павловича мы любили. Он совершал большое русское дело. Творил широкие пути русского искусства. Все, что делалось, было своевременно и несло славу русского народа далеко по всему свету. С годами можно лишь убеждаться, насколько работа Дягилева была верна.

Из книги Тропа к Чехову автора Громов Михаил Петрович

Дягилев Сергей Павлович (1872–1929) Редактор журнала «Мир искусства» и «Ежегодника императорских театров», искусствовед, известнейший деятель русского театра. В 1902 году говорил с Чеховым о религии как основе культуры; 23 декабря 1902 года писал ему: «Нас прервали на выставке в

Из книги Что сделала бы Грейс? Секреты стильной жизни от принцессы Монако автора Маккинон Джина

«Окно во двор» – Окно возможностей Наконец-то работа в кино стала настоящим прорывом для Грейс. Ее игра получила высокую оценку критиков и позволила ей продемонстрировать свой интеллект и сдержанную чувственность. Как и ее коллега Джимми Стюарт, Грейс словно

Из книги Мистика в жизни выдающихся людей автора Лобков Денис

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Ласковая кобра. Своя и Божья автора Гиппиус Зинаида Николаевна

Дягилев Редакция «Мира искусства» помещалась тогда в квартире Дягилева, на углу Литейного и Симеоновского, – там были и первые «среды». Позднее все это перенеслось в более пышное помещение на Фонтанке.«Среды» были немноголюдны. Туда приглашались с выбором. Кажется, это

Из книги Коко Шанель автора Надеждин Николай Яковлевич

45. Сергей Дягилев В 1923 году Шанель познакомилась с Сергеем Дягилевым, знаменитым русским импресарио, устроителем «Русских сезонов» в Париже. Дягилев оказался необыкновенно интересным человеком, Коко даже немного влюбилась в Сергея Павловича. Правда, о каком-либо

Из книги Чекисты [Сборник] автора Дягилев Владимир

Это имя хорошо помнят в Париже и в Лондоне. О его постановках рассказывают легенды люди, близкие к балету и опере. Исследователи давно собрали все факты его биографии. О нем, о своей причастности к этой яркой личности написали воспоминания все, кто хотя бы раз встречался с ним.

Сергей Павлович Дягилев был щедро одарен способностями. Он неплохо пел, но голос его был излишне жестким. Обожал музыку, играл и сочинял, но Римский-Корсаков (его учитель) посчитал, что занятия с ним – это время, потраченное без пользы. Сергей отлично разбирался в оперном искусстве, понимал язык балета и принимал условность театральных постановок. Но сам понимал, что никогда не станет танцовщиком или актером. Это огромное количество НО обозначало, что у Дягилева были способности, но Судьба забыла наделить его талантами. Впрочем, как выяснилось много позже, один талант у него все-таки был. И какой! Сегодня Дягилева назвали бы выдающимся продюсером. А в ХХ веке он слыл ловким антрепренером и славился необычайным умением угадывать таланты в юных дарованиях. Неожиданно предлагал хорошему танцовщику стать балетмейстером, сценаристом или дирижером, и тот поражал окружающих своими достижениями. Увидеть талант в ординарности дано не каждому. Дягилев никогда не ошибался.

Его нетрадиционная сексуальная ориентация проявилась очень рано и не раз вмешивалась в его карьеру. Первые отношения - с кузеном длились долгие годы и со временем трансформировались в деловое и творческое сотрудничество. «Мир искусства» - так назвали свой журнал Сергей Дягилев, его кузен Дмитрий Философов, художник Александр Бенуа и Вальтер Нувель. Это был необычный по тем временам художественный журнал, и пользовался он большой популярностью. Несомненное достижение и первая ступенька на карьерной лестнице.

Затем началось блестящее восхождение по той самой лестнице, что вела к славе и богатству: Дягилева назначили помощником директора Императорских театров. Блестящие постановки и гром оваций, милостивый кивок высочайших особ и приглашения на приемы в самые изысканные салоны… Громом с небес стал указ об увольнении с поста. К нему прилагалась и приписка: «Без права занимать должности на государственной службе». Знакомые перешептывались, делясь версиями. Первая звучала так: Дягилев не скрывал своей близости с Вацлавом Нижинским. Танцовщик был хорош собой и не отказывал в любви харизматичному шефу. Сторонники второй версии шепотом рассказывали о том, что всему виной Матильда Кшесинская. Прима не получила главную роль в балете Минкуса, обиделась, пожаловалась Великому Князю. Тот похлопотал перед царем, и Николай Второй подписал этот указ. Была еще и третья версия. Ретроградам всех мастей постановки Дягилева казались слишком новаторскими. Они подрывали устои и выглядели устрашающе революционными.

Как ни крути версии, как ни обижайся, а выход был один – уехать из России. Дягилев понимал, что на Родине ему не дадут спокойно работать. Он выбрал Францию. Туда он уже привозил музыкантов и певцов. Париж поначалу не понял и не принял великую музыку Мусоргского. Но опера «Борис Годунов» и знаменитый бас Шаляпина сделали парижан фанатами русской музыки. «Она немного груба и частенько звучит варварски, но она захватывает и не отпускает», - таким было общее мнение. И никто не забыл, что этим удовольствием обязан именно Дягилеву. Выставка русского изобразительного искусства и концерты симфонической музыки тоже прошли на ура. Имя Сергея Дягилева было на слуху. Душка Серж стал своим для многих театралов и меценатов. Знакомством с ним гордились, помочь ему стремились. Этот факт означал, что там, в Париже, у него есть имя, неплохие связи и поддержка.

Полгода адского труда, и в 1909 году открылась новая страница в жизни Сергея Павловича Дягилева и мирового балета. Русские танцовщики покорили сначала Париж, а потом все европейские столицы и Америку. Каждая постановка – «зрелище, достойное королей». Каждый танцовщик – открытие, звезда мировой величины. Нижинский и Карсавина, Анна Павлова, Ольга Спесивцева и Чернышева, Георгий Баланчивадзе, Мясин, Кохно, Лифарь и трое англичан, которых Дягилев «наградил» русскими именами и фамилиями для поддержания имиджа труппы, - это Лидия Соколова (Хильда Маннингс), Антон Долин (Патрик Хили-Кэй) и Лукин (Лейтон Лукас). Позже появится еще одна англичанка - Алисия Маркова, в 14 лет станцевавшая Синюю птицу. На спектаклях аншлаг, публика в восторге от каждой мизансцены, от декораций, от музыки, от костюмов.

И все потому, что музыку для спектаклей писали Равель, Пуленк, Орик, Стравинский. Особую атмосферу создавали декорации, эскизы к которым создавали Матисс и Пикассо, Бенуа и Бакст. Они же создавали костюмы к постановкам. Великолепие спектаклей и мастерство танцовщиков требовали денег. Дягилев никогда не был богат, у него не было своих средств, но он умел находить таких меценатов, которые легко расставались с деньгами. Его артисты всегда получали большие гонорары, а у Сержа было два костюма на каждый день, фрак и видавшее виды пальто. Бессребреник? Да. В конце сезона Дягилев оставлял себе немного денег на отпуск. Ехал в Венецию, там и только там он «мог отдыхать душой и ни о чем не думать». Это было почти единственной наградой за труд.

Творческие люди легко ранимы, обидчивы и подозрительны. Особенно тогда, когда речь идет о славе и гонорарах. Артисты, взлелеянные Дягилевым, не были исключением. Скандалы, истерики, обидные слова в лицо и за спиной – все это было. Они гении, они лицо искусства. А кто такой этот Дягилев? Многие не понимали, что без него не было бы их. Или точнее – их жизнь была бы иной. Возможно, в ней не было бы мировой славы. Вполне вероятно, им не посчастливилось бы станцевать такие партии. Он отдавал им свое время, свою душу, свою жизнь. Дягилев был гением иного плана, его творчеством его силой были другие способности: он организатор, добытчик, нянька и самодержец. Его сила, его власть, его авторитет и гениальное предвидение создали Компанию. «Русский балет Дягилева» - его детище, оно рождено им. Дягилев обижался и сразу же прощал, громко ссорился и быстро остывал. Он ценил своих артистов. А они оценили его, когда он ушел.

Сергей Павлович Дягилев однажды в Лондоне зашел в эзотерический салон. Говорят, он был суеверен и верил в предсказания. Услышав «Вам стоит бояться воды: она принесет вам смерть, и вы не доживете до 60 лет», Дягилев испугался. Он перестал плавать и отказывался от всех передвижений по морю. Представляете, чего стоила ему поездка в Америку? Он не утонул, но гадалка почти не ошиблась: он скончался в Венеции, и ему было всего 57 лет. Там, на острове Сан-Микеле, есть небольшое греческое кладбище. Надгробие очень скромное, его поставила на свои деньги верная помощница. На нем написано: «Сергей Павлович Дягилев, 1872-1929 г, театральный и художественный деятель». Недалеко от него – могила Стравинского.

Сезоны «Русского балета Дягилева» радовали зрителей 20 лет. Ровно столько ими руководил Сергей Павлович. Когда его не стало, сезоны никто даже не пытался продолжить. Всем было ясно, что осиротевшее дитя Дягилева без него не жизнеспособно. Закончилась великая дягилевская эпоха балета.

Он вел роскошную жизнь, зная, что является объектом наблюдения для многих людей. Но после своей смерти не оставил ни копейки. Похороны легендарного антрепренёра оплатили его давние покровительницы Миccия Серт и Коко Шанель . Они же были далеко не последними людьми в длинном списке тех, кто на протяжении долгого времени помогал ему реализовывать самые смелые проекты и покорять неприступный Париж. Франция пала к ногам провинциального мальчика благодаря его организаторским способностям и деньгам щедрых спонсоров.

Сергей Дягилев в гимназические годы. Фото: РИА Новости

Неудавшийся юрист

Когда 18-летний Сергей Дягилев приехал из Перми в Петербург, сложно было представить, что этот юный провинциал сможет выбиться в люди и стать настоящей легендой своего времени. По настоянию отца молодой человек собирался изучать право, однако северная столица с ее невероятными возможностями изменила его планы. Сергей спешил просвещаться: посещал театры и выставки, занимался вокалом. Именно в городе на Неве он решил осуществить свою детскую мечту — стать композитором. Однажды Дягилев пригласил избранную публику послушать отрывки из сочиненной им оперы «Борис Годунов», в которой сам исполнил роль самозванца. Увы, старания будущего антрепренера собравшиеся не оценили. Позднее сам Сергей признает, что этот провал пришелся как нельзя кстати, поскольку голос у него был «очень сильным и очень противным».

Следующим этапом в жизни молодого человека стало увлечение изобразительным искусством. В поисках знаний и шедевров он разъезжал по различным европейским городам, посещал картинные галереи и мастерские художников. В 1897 году Дягилев с успехом провел свою первую выставку немецких и английских акварелистов. Затем вместе с Александром Бенуа создал творческое содружество художников «Мир искусства» и журнал с одноименным названием.

В 28 лет Сергей получил должность чиновника особых поручений при директоре Императорских театров. Однако спустя несколько лет оставил пост из-за конфликта с начальством. И все же именно это место помогло молодому человеку обрести новые полезные знакомства. Одним из которых стала тесная дружба с фавориткой цесаревича Николая Матильдой Кшесинской . Дягилев часто провожал известную балерину домой после спектакля. Именно Кшесинская свела его со своим покровителем князем Владимиром и великим князем Андреем (двоюродным братом Николая). Уже тогда начинающий антрепренер понимал, что деньги и талант работают куда эффективнее, чем просто талант.

«Взятие» Парижа

В 1906 году благодаря стараниям Дягилева Париж увидел выставку «Два века русской живописи и скульптуры». Уже через год искушенных французов покорили «Исторические русские концерты», в которых принимали участие Римский-Корсаков , Рахманинов , Глазунов , Шаляпин . Последний имел особый успех у европейцев. В 1908 году он блистал на сцене парижской Гранд Опера в постановке «Борис Годунов». Время «Русских сезонов» пришло лишь в 1909 году.

Кстати, Дягилев далеко не сразу стал поклонником хореографии: говорят, что любовь к этому виду искусства открылась у него после просмотра «Спящей красавицы» Петипа в 1893 году. Эта невероятная постановка тогда буквально потрясла весь Петербург. Некоторое время местные жители вместо обычного приветствия при встрече задавали один единственный вопрос: «А вы уже видели “Спящую красавицу”?».

Подготовка к «сезонам» была непростой. Небольшая размолвка антрепренёра с Кшесинской, которая была возмущена тем, что получила одну роль в столь масштабном проекте, и внезапная смерть друга — великого князя Владимира оставили его без обещанной некогда поддержки царского двора. Пришлось срочно выезжать в Париж, искать новых спонсоров. К счастью, решить вопрос финансирования удалось. Одной из тех, кто вложил свои деньги в это, по сути, рисковое мероприятие стала владелица музыкального салона и очень состоятельная дама Миссия Серт. Впоследствии Серт и Дягилев станут друг для друга не просто партнерами, но и верными друзьями.

«Русские сезоны» должны были идти на сцене Шатле, но, когда Сергей увидел зал театра, мгновенно понял — это обветшалое здание требует немедленного обновления. За несколько недель его полностью преобразили, добавив в интерьер больше роскоши. В день премьеры зрители располагались на роскошных сиденьях, обитых темно-красным бархатом, все вокруг как будто говорило им, что они — избранные.

В тот вечер на сцене блистала непревзойденная Анна Павлова и ряд других сильных балерин. Но вся зрительская любовь досталась Вацлаву Нижинскому . Стоит отметить, что до этого мужчина-танцовщик всегда находился в тени партнерши. Нижинскому удалось затмить женскую часть труппы. Публика окрестила молодого человека «богом танца». Конечно, подобный триумф нравился далеко не всем коллегам артиста, и первой из-за профессиональной ревности с дистанции сошла Павлова. Хотя сама она утверждала, что разорвала отношения с Дягилевым, поскольку хотела создать собственную труппу.

Несмотря на успех, вложения антрепренёра были несравнимы с доходами. Однако казалось, что огромные долги ничуть не смущают Дягилева. Со свойственным ему энтузиазмом он снова начал искать меценатов и планировать второй приезд «Русских сезонов».

Коллега, любовник, предатель

Постановки «Русских сезонов» одна за другой вызывали одобрение публики: «Жар-птица», «Шахерезада», «Петрушка». Но Дягилев хотел еще больших экспериментов и признания, благо, Серт снабжала его не только деньгами, но и полезными знакомствами. Одним из них стала встреча с Клодом Дебюсси . Тандем композитора и антрепренёра подарил зрителям настоящую сенсацию — эротичный мужской танец «Послеполуденный отдых фавна», который создал и исполнил Нижинский. Это был первый скандал на сезонах, который в некотором роде взбодрил зрителей и оказался значительно лучше уже привычного успеха.

Задумки Дягилева и его команды часто опережали время, а потому публике порой требовались месяцы и даже годы, чтобы понять и по достоинству оценить то, что артисты «сезонов» показывали на сцене. Так было с «Весной священной» Стравинского , премьера которой состоялась 29 мая 1913 года. Хореографией вновь занимался Нижинский. Постановка давалась ему с трудом, однако зрители не оценили потраченных сил. Уже через пять минут после начала представления зал стал возмущаться, свистеть и даже топать ногами. Спектакль пришлось остановить и начать заново. Этот провал задел и без того хрупкую психику Нижинского, который впоследствии закончил свои дни в клинике для душевнобольных.

С самого появления Вацлава в труппе он стал не просто коллегой и возлюбленным Дягилева, но и его личным открытием. Антрепренер считал, и не без основания, что именно благодаря ему взошла звезда «Бога танца». Сергей содержал своего фаворита, делал ему дорогие подарки, чего только стоит сапфировый перстень от Картье, которым была скреплена «помолвка» любовников, старался всячески образовывать своего протеже и прививать ему чувство прекрасного. Однако наряду с «пряником» Вацлав прекрасно знал, что такое «кнут». Сергей ни на секунду не давал ему забыть, что своим успехом танцовщик обязан именно его деньгам и связям. Увы, вместо благодарности Нижинский отплатил Сергею предательством. Во время гастролей по Южной Америке, которые Дягилев пропустил из-за суеверия (гадалка предсказала ему смерть на воде), Вацлав неожиданно обвенчался с танцовщицей Ромолой Пульски . Узнав об этом, брошенный любовник начал громить все подряд, а успокоившись, нашел повод, чтобы уволить предателя из труппы.

Новая любовь

Оставшись без хореографа и ведущего солиста, Дягилев отправился искать замену Нижинскому. Подходящий вариант он обнаружил в балетной школе Большого театра. Красавец Леонид Мясин как нельзя лучше подходил на роль нового премьера и... любовника. Сергей действовал по уже хорошо отработанной схеме обольщения: дорогие подарки, путешествия за границу, решение всех материальных проблем протеже, а главное — обещание невероятного карьерного взлета. 18-летний Леонид хоть и раздумывал над предложением известного антрепренера и даже хотел отказаться, но не смог. Впоследствии танцовщик так же, как и его предшественник, стал хореографом «Русских сезонов». А потом, словно повторяя судьбу Вацлава, женился на американской балерине Вере Кларк , разбив сердце своему «создателю».

Однако и талантливому Мясину тоже нашлась замена в лице Сержа Лифаря . С подачи Дягилева и при полной его финансовой поддержке молодой человек некоторое время жил в Италии, где брал уроки у педагога Нижинского и Павловой — легендарного Чеккети . В самом начале их встречи Сергей пообещал сделать из своего фаворита второго Нижинского, и ему это удалось. Но успехами своего гениального любовника он наслаждался недолго. Еще в 1921 году у 57-летнего Дягилева диагностировали сахарный диабет, который прогрессировал, поскольку тот наотрез отказывался соблюдать предписанные врачом диету и режим. В 1929 году стало ясно, что конец близок, хотя сам Сергей старался не впадать в депрессию и продолжал строить планы на будущее. Состояние его резко ухудшилось, когда он находился в Венеции. Гадалка оказалась права, легендарный антрепренер умер «на воде». 19 августа друзья Дягилева проводили его в последний путь. Все траты, связанные с похоронами, как и раньше, взяли на себя давние покровительницы — Миссия Серт и Коко Шанель. Еще при жизни антрепренера две эти женщины конкурировали между собой за внимание Сергея, оставаясь при этом подругами. Но на этот раз им больше нечего было делить. Любимый Серж покинул их обеих.

Сергей Дягилев… этот человек не был ни танцовщиком, ни хореографом – и все же его имя неразрывно связано с русским балетом в частности и русским искусством вообще.

Сергей Павлович Дягилев родился в Новгородской губернии в 1872 году. Отец его – дворянин – был офицером, но семья была не чужда искусству: дядя по отцу Иван Павлович был меценатом, основал музыкальный кружок. В Перми, где прошло детство будущего антрепренера, дом Дягилевых называли «пермскими Афинами» – интеллигенция собиралась в нем, чтобы музицировать, разыгрывать спектакли.

Окончив гимназию, 18-летний С. Дягилев отправляется в Санкт-Петербург. Он мечтает стать композитором или певцом и некоторое время учится в консерватории, но параллельно заканчивает юридический факультет университета. В столице он подружился со своим кузеном Дмитрием Философовым, познакомился с его друзьями – , .

В 1898 году – через два года после окончания университета – С. Дягилев и Д. Философов задумали издавать журнал и привлекли к его финансированию меценатов – С. И. Мамонтова и М. К. Тенишеву. Журнал, получивший название «Мир искусства», вышел в следующем году. Этот журнал, печатавшийся на превосходной бумаге елизаветинским шрифтом, с прекрасными художественными репродукциями, знакомил читателей и с отдельными зарубежными и отечественными художниками, и целыми периодами в истории искусства, впоследствии в не стали публиковаться статьи о писателях и композиторах, в 1900 году появился литературный отдел. Одновременно с журналом возникло творческое объединение «Мир искусства», основным художественным принципом которого стало стремление к символизму, признание приоритета эстетического начала в искусстве, призванном выражать личность творца.

Деятельность С. Дягилева не ограничивается изданием журнала. В 1897 году он организовал выставку немецких и английских акварелистов, в 1898 – выставку финских и русских художников, в 1905 году – историко-художественную выставку русских портретов, а в 1906 – выставку русского искусства в Париже.

С 1907 года С. Дягилев очень серьезно занимается представлением русского искусства за рубежом. Выступления русских артистов, организованные им в Париже, были названы «Русскими сезонами». Начинались они с «Исторических русских концертов», где выступали , в 1908 году последовал сезон русской оперы, который особых доходов не принес. Французская публика очень любила балет. С. Дягилев поначалу пренебрегал этим жанром, утверждая, что «никакого содержания и смысла в нем нет», а исполнение его не требует «даже маленьких умственных способностей». Но не учитывать вкусы публики нельзя – и с 1909 года он привозит в Париж балет. Так начались балетные «Русские сезоны», продолжавшиеся до 1913 года.

С. Дягилев обладал поразительным «чутьем на таланты». Именно в его антрепризе впервые «засияли» такие балетные «звезды», как и Нижинские, . Антрепренер смотрел на балет как на синтез искусств, призванный быть проводником новых идей, отсюда проистекало пристальное внимание к оформлению спектаклей. Костюмы и декорации создавали А. Бенуа и Л. Бакст – его соратники по «Миру искусства», а впоследствии С. Дягилев стал привлекать к этому лучших художников того времени – А. Матисса, П. Пикассо.

Не меньшее значение имело сотрудничество С. Дягилева с композиторами-современниками. Благодаря ему появилось немало новых балетов: « », « », « », « » и « » , « », « » и «Стальной скок» , « » , «Легенда об Иосифе» . К музыкальной стороне балета С. Дягилев подходил очень серьезно. Например, в «

Дягилев Сергей Павлович (1872-1929), театральный деятель, искусствовед, пропагандист русского искусства за рубежом.

Родился в Новгородской губернии 19 (31) марта 1872, в дворянской семье генерал-майора царской армии. В детстве брал уроки фортепиано и композиции, занимался пением со знаменитым итальянским баритоном А.Котоньи. Закончил Санкт-Петербургский университет (факультет права), одновременно учился в классе композиции Н.А.Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. В университете вместе с друзьями Александром Бенуа и Львом Бакстом организовал неформальный кружок, где обсуждались вопросы искусства.

Великая сила искусства заключается именно в том, что оно самоцельно, самополезно и главное - свободно<...> произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца.

Дягилев Сергей Павлович

Дягилев - издатель (1899-1904). В конце 1890-х стал одним из создателей художественного объединения «Мир Искусства» и редактором (совместно с А.Н.Бенуа) одноименного журнала (1898/99— 1904), где публиковал новейшие произведения иностранных писателей и художников, давал отчеты о выставках, о новых течениях в театре и музыке, изобразительном искусстве. И сам писал статьи и рецензии о спектаклях, выставках, книгах. Параллельно с журналом издавал книги по истории русского искусства: Альбом литографий русских художников (1900), И.Левитан (1901), первый том Русской живописи в XVIII в., посвященный произведениям Д.Левицкого (1903), награжден Уваровской премией Академией Наук. В 1899-1901 был редактором «Ежегодника императорских театров», который превратил из казенного официального вестника в интересный художественный журнал.

Дягилев - устроитель выставок (1899-1906). С 1899 организовал выставки картин художников круга «Мира искусства» в Европе. Устроил выставку русских исторических портретов в Таврическом дворце в Петербурге (1905), в 1906 организовал в Париже выставку, посвященную русской живописи и скульптуре за два столетия, включая произведения иконописи.

Дягилев - театральный деятель и антрепренер (1899-1929). В 1899 руководил на сцене Мариинского театра постановкой балета Л.Делиба Сильвия, которая закончилась неудачей. Пытаясь обновить сценографию балета, в 1901 был уволен за подрыв академических традиций.

С 1907 организовывал ежегодные выступления русских музыкантов, т.н. «Русские сезоны за границей»: первым стал сезон «Исторических русских концертов», в которых выступили Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов, А.К.Глазунов, Ф.И.Шаляпин совместно с артистами и хором Большого театра, дирижировал Артур Никиш, непревзойденный интепретатор Чайковского. С этих концертов началась мировая слава Шаляпина. Неслыханный успех подвигнул Дягилева на подготовку другого сезона - русской оперы. Создал комитет под председательством А.С.Танеева, и в 1908 представил в Париже шедевры русской музыки: оперу Борис Годунов с участием Ф.И.Шаляпина в декорациях А.Я.Головина, сцены из опер: Руслан и Людмила М.И.Глинки, Ночь перед Рождеством, Снегурочка, Садко и Царь Салтан Н.А.Римского-Корсакова.

В Петербурге приступил к подготовке третьего, балетного сезона. В комитет по подготовке вошли хореограф М.М.Фокин, художники А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.А.Серов, балетный критик В.Я.Светлов, чиновник Императорского Двора В.Ф.Нувель, большой знаток балета статский советник, генерал Н.М.Безобразов. Комитет работал под патронажем великого князя Владимира Александровича, президента Российской Академии Художеств. Был утвержден репертуар из балетов М.М.Фокина (Шехерезада Н.А.Римского-Корсакова, Клеопатра А.С.Аренского, Павильон Армиды Н.Н.Черепнина, сцены Половецких пляскок из оперы А.П.Бородина Князь Игорь). С помощью М.Ф.Кшесинской получил субсидию. Создается труппа из молодежи, интересовавшейся хореографией М.М.Фокина (А.П.Павлова, Т.П.Карсавина), А.Р.Больм, А.М.Монахов, В.Ф.Нижинский, из Москвы приглашены В.А.Коралли, Е.В.Гельцер, М.М.Мордкин). Но ссора с могущественной Кшесинской и смерть Владимира Александровича осложнили подготовку. Нужно было обладать большими организаторскими способностями, чтобы возродить сезон, он нашел новых покровителей, французских меценаток Мисию Серт, графиню де Грюффиль и др. Оперно-балетный Сезон 1909 все же состоялся и длился два месяца.

Русский балет очаровал всех оригинальностью хореографии, высоким уровнем исполнительского мастерства, танцем кордебалета, блестящей живописью декораций, эффектными костюмами. Каждый спектакль представлял собой изумительное по красоте и совершенству единое художественное целое.