Запиши концовку сказки морской царь и василиса. Детские сказки онлайн

Разделы: Литература

Цели: дать представление об А. Афанасьеве, расширить представление детей о волшебной сказке на основе текста сказки "Морской царь и Василиса Премудрая"

Оборудование: Презентация , сундучок с предметами из сказок, пазлы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Шар земной я исходил,
Много сказок посетил.
И сегодня к вам, друзья,
В гости я зашел не зря.
Рассказать хочу детишкам,
Что все сказки эти в книжках.

II. Работа с выставкой книг

– Сегодня у нас необыкновенная встреча. Встреча со сказками. Посмотрите на книжную выставку. Что объединяет все сказки. (Нет автора)
– Объясните почему? (Сказки появились очень давно, автор неизвестен. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевал сказку, передавал ее слушателям. Так сказка передавалась "из уст в уста ".)
– Посмотрите, на титульном листе каждой книги под названием есть запись: в обработке А.Н. Толстого, в пересказе А.Н. Толстого или К.Д.Ушинского и др. Можно ли назвать их авторами сказок? (Ответы детей) Кто они:

III. Вступительное слово учителя

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности. В давние, давние времена не умели люди на писать, ни читать. Сказки потому назвали так, что их сказывают. Они появились очень давно,наверное, еще в те далекие времена, когда человек научился говорить. Чтобы повеселить своих деток малых, взрослые стали для них придумывать сказки, потехи, прибаутки. Детки подрастали, своим детям их рассказывали "из уст в уста". А эти детки – своим деткам. Каждый что-нибудь свое в сказки добавлял. Вот и дошли до нас сказки через века. А почему их назвали русскими народными. А записывать их стали сравнительно недавно – лишь 150 лет назад.
Вот об этих людях, которые записывали для потомков народные сказки, мы будем сегодня говорить.

– Что вам хочется о них узнать? (Ответы детей)
– Сегодня вы познакомились с собирателями и издателями сказок, встретитесь с народной волшебной сказкой.

IV. Работа по теме

1) Совершим путешествие в загадочный мир русских народных сказок. Далеко-далеко раскинулось это царство, прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Деревья там самые высокие. Птицы – самые звонкие, чудеса – самые страшные. Предлагаю отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать. Дорожка предстоит нам дальняя. На пути нам встретятся препятствия, и мы должны их будем преодолеть. Я знала что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время путешествия вы будете помогать и выручать друг друга.

Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!

1. Красная девица грустна.
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

2. В небесах и на земле
Скачет баба на метле,
Страшная и злая,
Кто она такая? (Баба-Яга)

3. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы
Высоко они летят
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)

5. Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была. (Репа)

6. На сметане был мешен
В русской печке испечен
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей. (Колобок)

7. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
И всех детей она спасла. (Волк)

– Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Игра "Сказочный сундучок"

В сундучке пирожок,
яблоко,
золотое яйцо,
большая деревянная ложка и 2 поменьше,
перышко (Финиста)
стрела.
Дети выбирают сказочные предметы и объясняют, в какой сказке они встречаются.

Сказки: "Маша и медведь" – пирожок;
"Курочка Ряба" – золотое яйцо;
"Финист" – ясный сокол – перышко;
"Царевна-лягушка " – стрела Ивана царевича;
"Крошечка-хаврошечка" – яблоко;

2) Сообщение о собирателях, сказателях им сказочниках.

– Некогда ходили по Руси "бахари-сказочники", ходили веселые скоморохи. Вокруг них всегда собиралась толпа – кому не охота узнать про чудо-чудное! Даже у Ивана Грозного были свои бахари – три слепых старика, которые неотлучно дежурили рпи царской постели. В разных уголках России рассказывали разные сказки и даже одну и ту же рассказывали по-разному. Многие сказки с годами забываются. Но жили на свете люди – они не просто любили сказки, а сохраняли, записывали: сельский учитель. Врач. Студент. Грамотный крестьянин.
– В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живем, жил-был человек по имени Александр Николаевич Афанасьев. Он родился в городе Богучаре Воронежской губернии, в семье уездного стряпчего.
Отец его стремился дать своим детям образование. Первыми учителями Саши были два священника, люди малограмотные и грубые. Среднее образование он получил в Воронежской гимназии. А далее он учился в Московском государственном университете. Александр Николаевич Афанасьев известен как историк,историк литературы и теоретик.

3) Чтение исторической справки об А. Афанасьеве. (Дети читают.)

– Сколько лет работал Афанасьев над книгой? (В. Даль, Русское Географическое общество)
– Главной областью занятий Афанасьева была народная поэзия, в основном сказки и легенды. Изданные им сборники прославили его имя во всем культурном мире и составляют национальное достояние по сегодняшний день. Мысль о создании сборника сказок возникла у Афанасьева еще в 1851 году. Он подумал: если попросить всех, кто может записать сказки, а потом собрать эти записи и напечатать, получится большая книга. Эта книга и будет тем чудесным сказочником, который не забудет.
600 сказок подарил он читателям. Назвал свой сборник хорошо и просто – "Народные русские сказки". Прошли годы,народ понял какие сокровища сберег Афанасьев, и теперь книга имеет другое название – " Народные сказки А.Н. Афанасьева." Интересно, что для детского чтения было всего 88 сказок.

V. Изучение нового материала

1. Собиратели сказок. Александр Афанасьев был избран в члены русского географического общества, который предоставил в распоряжение Афанасьева все имеющиеся в архиве сказки. В. Даль передал Афанасьеву 150 сказок. Собирали и записывали сказки К.Д. Ушинский, А.Н. Толстой.
– Как вы думаете, а в зарубежной литературе есть свои собиратели сказок? (Ответы детей).
– Можно считать опыт Ш. Перро, братья Гримм.
– Какие сказки этих сказочников вы знаете? (Ответы детей).

2. Продолжаем путешествие. Игра "Из какой мы сказки" (Показ слайдов).

3. Игра "Пазлы" (собирают картинку сказки и называют ее).

4. Работа с лентой времени (с. 70).

– Рассмотрите "ленту времени". Почему А. Пушкин стоит в одном ряду с собирателями сказок? (Предположение детей).

5. Знакомство со сказкой.

Звучит музыка, бьют часы.

– Часы возвестили о том, что пришло время встречи со сказкой. Послушайте сказку и отметьте те места, которые подтверждают мысль, что народные сказки собирались и записывались. Эта сказка имеет общие признаки с другими народными сказками, но об этом мы поговорим на следующем уроке.

IV. Итоги урока

З а тридевять земель, в тридесятом государстве жил — был царь с царицею; детей у них не было. Поехал царь по чужим землям, по дальним сторонам, долгое время домой не бывал; на ту пору родила ему царица сына, Ивана — царевича, а царь про то и не ведает.

Стал он держать путь в свое государство, стал подъезжать к своей земле, а день — то был жаркий — жаркий, солнце так и пекло! И напала на него жажда великая; что ни дать, только бы воды испить! Осмотрелся кругом и видит невдалеке большое озеро; подъехал к озеру, слез с коня, прилег на землю и давай глотать студеную воду. Пьет и не чует беды; а царь морской ухватил его за бороду.

— Пусти! — просит царь.

— Не пущу, не смей пить без моего ведома!

— Какой хочешь возьми откуп — только отпусти!

— Давай то, чего дома не знаешь.

Царь подумал — подумал… Чего он дома не знает? Кажись, все знает, все ему ведомо, — и согласился. Попробовал бороду — никто не держит; встал с земли, сел на коня и поехал восвояси.

Вот приезжает домой, царица встречает его с царевичем, такая радостная, а он как узнал про свое милое детище, так и залился горькими слезами. Рассказал царице, как и что с ним было, поплакали вместе, да ведь делать — то нечего, слезами дела не поправишь.

Стали они жить по — старому; а царевич растет себе да растет, словно тесто на опаре, — не по дням, а по часам, — и вырос большой.

«Сколько ни держать при себе, — думает царь, — а отдавать надобно: дело неминучее!» Взял Ивана — царевича за руку, привел прямо к озеру.

— Поищи здесь, — говорит, — мой перстень; я ненароком вчера обронил.

Оставил одного царевича, а сам повернул домой. Стал царевич искать перстень, идет по берегу, и попадается ему навстречу старушка.

— Куда идешь, Иван — царевич?

— Отвяжись, не докучай, старая ведьма! И без тебя досадно.

— Ну, оставайся с богом!

И пошла старушка в сторону.

…А Иван — царевич пораздумался: «За что обругал я старуху? Дай ворочу ее; старые люди хитры и догадливы! Авось что и доброе скажет». И стал ворочать старушку:

— Воротись, бабушка, да прости мое слово глупое! Ведь я с досады вымолвил: заставил меня отец перстень искать, хожу — высматриваю, а перстня нет как нет!

— Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю; выйдет морской царь и возьмет тебя с собою в подводное царство.

Горько заплакал царевич.

— Не тужи, Иван — царевич! Будет и на твоей улице праздник; только слушайся меня, старуху. Спрячься вон за тот куст смородины и притаись тихохонько. Прилетят сюда двенадцать голубиц — всё красных девиц, а вслед за ними и тринадцатая; станут в озере купаться; а ты тем временем унеси у последней сорочку и до тех пор не отдавай, пока не подарит она тебе своего колечка. Если не сумеешь этого сделать, ты погиб навеки; у морского царя кругом всего дворца стоит частокол высокий, на целые на десять верст, и на каждой спице по голове воткнуто; только одна порожняя, не угоди на нее попасть!

Иван — царевич поблагодарил старушку, спрятался за смородиновый куст и ждет поры — времени.

Вдруг прилетают двенадцать голубиц; ударились о сыру землю и обернулись красными девицами, все до единой красоты несказанной: ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать! Поскидали платья и пустились в озеро: играют, плещутся, смеются, песни поют.

Вслед за ними прилетела и тринадцатая голубица; ударилась о сыру землю, обернулась красной девицей, сбросила с белого тела сорочку и пошла купаться; и была она всех пригожее, всех красивее!

Долго Иван — царевич не мог отвести очей своих, долго на нее заглядывался да припоминал, что говорила ему старуха, подкрался тихонько и унес сорочку.

Вышла из воды красная девица, хватилась — нет сорочки, унес кто — то; бросились все искать; искали, искали — не видать нигде.

— Не ищите, милые сестрицы! Улетайте домой; я сама виновата — недосмотрела, сама и отвечать буду. Сестрицы — красные девицы ударились о сыру землю, сделались голубицами, взмахнули крыльями и полетели прочь. Осталась одна девица, осмотрелась кругом и промолвила:

— Кто бы ни был таков, у кого моя сорочка, выходи сюда; коли старый человек — будешь мне родной батюшка, коли средних лет — будешь братец любимый, коли ровня мне — будешь милый друг!

Только сказала последнее слово, показался Иван — царевич. Подала она ему золотое колечко и говорит:

— Ах, Иван — царевич! Что давно не приходил? Морской царь на тебя гневается. Вот дорога, что ведет в подводное царство; ступай по ней смело! Там и меня найдешь; ведь я дочь морского царя, Василиса Премудрая.

Обернулась Василиса Премудрая голубкою и улетела от царевича.

А Иван — царевич отправился в подводное царство; видит — и там свет такой же, как у нас; и там поля, и луга, и рощи зеленые, и солнышко греет.

Приходит он к морскому царю. Закричал на него морской царь:

— Что так долго не бывал? За вину твою вот тебе служба: есть у меня пустошь на тридцать верст и в длину и поперек — одни рвы, буераки да каменье острое! Чтоб к завтрему было там как ладонь гладко, и была бы рожь посеяна, и выросла б к раннему утру так высока, чтобы в ней галка могла схорониться. Если того не сделаешь — голова твоя с плеч долой!

Идет Иван — царевич от морского царя, сам слезами обливается. Увидала его в окно из своего терема высокого Василиса Премудрая и спрашивает:

— Здравствуй, Иван — царевич! Что слезами обливаешься?

— Как же мне не плакать? — отвечает царевич. — Заставил меня царь морской за одну ночь сровнять рвы, буераки и каменья острые и засеять рожью, чтоб к утру она выросла и могла в ней галка спрятаться.

— Это не беда, беда впереди будет. Ложись с богом спать, утро вечера мудренее, все будет готово!

Лег спать Иван — царевич, а Василиса Премудрая вышла на крылечко и крикнула громким голосом:

— Гей вы, слуги мои верные! Ровняйте-ка рвы глубокие, сносите каменья острые, засевайте рожью колосистою, чтоб к утру поспела.

Проснулся на заре Иван — царевич, глянул — все готово: нет ни рвов, ни буераков, стоит поле как ладонь гладкое, и красуется на нем рожь — столь высока, что галка схоронится.

Пошел к морскому царю с докладом.

— Спасибо тебе, — говорит морской царь, — что сумел службу сослужить. Вот тебе другая работа: есть у меня триста скирдов, в каждом скирду по триста копен — все пшеница белоярая; обмолоти мне к завтрему всю пшеницу чисто — начисто, до единого зернышка, а скирдов не ломай и снопов не разбивай. Если не сделаешь — голова твоя с плеч долой!

— Слушаю, ваше величество! — сказал Иван — царевич; опять идет по двору да слезами обливается.

— О чем горько плачешь? — спрашивает его Василиса Премудрая.

— Как же мне не плакать? Приказал мне царь морской за одну ночь все скирды обмолотить, зерна не обронить, а скирдов не ломать и снопов не разбивать.

— Это не беда, беда впереди будет! Ложись спать с богом; утро вечера мудренее.

Царевич лег спать, а Василиса Премудрая вышла на крылечко и закричала громким голосом:

— Гей вы, муравьи ползучие! Сколько вас на белом свете ни есть — все ползите сюда и повыберите зерно из батюшкиных скирдов чисто — начисто.

Поутру зовет морской царь Ивана — царевича:

— Сослужил ли службу?

— Сослужил, ваше величество!

— Пойдем посмотрим.

Пришли на гумно — все скирды стоят нетронуты, пришли в житницы — все закрома полнехоньки зерном.

— Спасибо тебе, брат! — сказал морской царь.

— Сделай мне еще церковь из чистого воску, чтобы к рассвету была готова; это будет твоя последняя служба.

Опять идет Иван — царевич по двору и слезами умывается.

— О чем горько плачешь? — спрашивает его из высокого терема Василиса Премудрая.

— Как мне не плакать, доброму молодцу? Приказал морской царь за одну ночь сделать церковь из чистого воску.

— Ну, это еще не беда, беда впереди будет. Ложись-ка спать; утро вечера мудренее.

Царевич улегся спать, а Василиса Премудрая вышла на крылечко и закричала громким голосом:

— Гей вы, пчелы работящие! Сколько вас на белом свете ни есть, все летите стада и слепите из чистого воску церковь божию, чтоб к утру была готова.

Поутру встал Иван — царевич, глянул — стоит церковь из чистого воску, и пошел к морскому царю с докладом.

— Спасибо тебе, Иван — царевич! Каких слуг у меня ни было, никто не сумел так угодить, как ты. Будь же за то моим наследником, всего царства сберегателем, выбирай себе любую из тринадцати дочерей моих в жены.

Иван — царевич выбрал Василису Премудрую; тотчас их обвенчали и на радостях пировали целых три дня.

Ни много ни мало прошло времени, стосковался Иван — царевич по своим родителям, захотелось ему на святую Русь.

— Что так грустен, Иван — царевич?

— Ах, Василиса Премудрая, взгрустнулось по отцу, по матери, захотелось на святую Русь.

— Вот это беда пришла! Если уйдем мы, будет за нами погоня великая; морской царь разгневается и предаст нас смерти. Надо ухитряться!

Плюнула Василиса Премудрая в трех углах, заперла двери в своем тереме и побежала с Иваном — царевичем на святую Русь.

На другой день ранехонько приходят посланные от морского царя — молодых подымать, во дворец к царю звать. Стучатся в двери:

— Проснитеся, пробудитеся! Вас батюшка зовет.

— Еще рано, мы не выспались: приходите после! — отвечает одна слюнка.

Вот посланные ушли, обождали час — другой и опять стучатся:

— Не пора — время спать, пора — время вставать!

— Погодите немного: встанем, оденемся! — отвечает вторая слюнка.

В третий раз приходят посланные:

— Царь — де морской гневается, зачем так долго они прохлаждаются.

— Сейчас будем! — отвечает третья слюнка.

Подождали — подождали посланные и давай опять стучаться: нет отклика, нет отзыва! Выломали двери, а в тереме пусто.

Доложили дарю, чаю молодые убежали; озлобился он и послал за ними погоню великую.

А Василиса Премудрая с Иваном — царевичем уже далеко — далеко! Скачут на борзых конях без остановки, без роздыху.

Ну-ка, Иван — царевич, припади к сырой земле да послушай, нет ли погони от морского царя?

Иван — царевич соскочил с коня, припал ухом к сырой земле и говорит:

— Слышу я людскую молвь и конский топ!

— Это за нами гонят! — сказала Василиса Премудрая и тотчас обратила коней зеленым лугом, Ивана — царевича — старым пастухом, а сама сделалась смирною овечкою.

Наезжает погоня:

— Эй, старичок! Не видал ли ты — не проскакал ли здесь добрый молодец с красной девицей?

— Нет, люди добрые, не видал, — отвечает Иван — царевич, — сорок лет, как пасу на этом месте, — ни одна птица мимо не пролетывала, ни один зверь мимо не прорыскивал!

Воротилась погоня назад:

— Ваше царское величество! Никого в пути не наехали, видали только: пастух овечку пасет.

— Что ж не хватали? Ведь это они были! — закричал морской царь и послал новую погоню.

А Иван — царевич с Василисою Премудрою давным-давно скачут на борзых конях.

— Ну, Иван — царевич, припади к сырой земле да послушай, нет ли погони от морского царя?

Иван — царевич слез с коня, припал ухом к сырой земле и говорит:

— Слышу я людскую молвь и конский топ.

— Это за нами гонят! — сказала Василиса Премудрая; сама сделалась церковью, Ивана — царевича обратила стареньким попом, а лошадей — деревьями.

Наезжает погоня:

— Эй, батюшка! Не видал ли ты, не проходил ли здесь пастух с овечкою?

— Нет, люди: добрые, не видал; сорок лет тружусь в этой церкви — ни одна птица мимо не пролетала, ни один зверь мимо не прорыскивал.

Повернула погоня назад:

— Ваше царское величество! Нигде не нашли пастуха с овечкою; только в пути и видели, что церковь да попа — старика.

— Что же вы церковь не разломали, попа не захватили? Ведь это они самые были! — закричал морской царь и сам поскакал вдогонь за Иваном — царевичем и Василисою Премудрою.

А они далеко уехали.

Опять говорит Василиса Премудрая:

— Иван — царевич! Припади к сырой земле — не слыхать ли погони?

Слез Иван — царевич с коня, припал ухом к сырой земле и говорит:

— Слышу я людскую молвь и конский топ пуще прежнего.

— Это сам царь скачет.

Оборотила Василиса Премудрая коней озером, Ивана — царевича — селезнем, а сама сделалась уткою.

Прискакал царь морской к озеру, тотчас догадался, кто таковы утка и селезень; ударился о сыру землю и обернулся орлом. Хочет орел убить их до смерти, да не тут — то было: что не разлетится сверху… вот — вот ударит селезня, а селезень в воду нырнет; вот — вот ударит утку, а утка в воду нырнет! Бился, бился, так ничего не смог сделать. Поскакал царь морской в свое подводное царство, а Василиса Премудрая с Иваном — царевичем выждали доброе время и поехали на святую Русь.

Долго ли, коротко ли, приехали они в тридесятое царство.

— Подожди меня в этом лесочке, — говорит Иван — царевич Василисе Премудрой, — я пойду доложусь наперед отцу, матери.

— Ты меня забудешь, Иван — царевич!

— Нет, не забуду.

— Нет, Иван — царевич, не говори, позабудешь! Вспомни обо мне хоть тогда, как станут два голубка в окна биться!

Пришел Иван — царевич во дворец; увидали его родители, бросились ему на шею и стали целовать — миловать его; на радостях позабыл Иван — царевич про Василису Премудрую.

Живет день и другой с отцом, с матерью, а на третий задумал свататься к какой — то королевне.

Василиса Премудрая пошла в город и нанялась к просвирне в работницы. Стали просвиры готовить; она взяла два кусочка теста, слепила пару голубков и посадила в печь.

— Разгадай, хозяюшка, что будет из этих голубков?

— А что будет? Съедим их — вот и все!

— Нет, не угадала!

Открыла Василиса Премудрая печь, отворила окно — и в ту ж минуту голуби встрепенулися, полетели прямо во дворец и начали биться в окна; сколько прислуга царская ни старалась, ничем не могла отогнать прочь.

Тут только Иван — царевич вспомнил про Василису Премудрую, послал гонцов во все концы расспрашивать да разыскивать и нашел ее у просвирни; взял за руки белые, целовал в уста сахарные, привел к отцу, к матери, и стали все вместе жить да поживать да добра наживать.

Цели :

Оборудование

Ход урока

I. Организационный момент.

Сказительница

Что это?

(Первое предложение.)

Работа в парах.


Особенности волшебной сказки

Герои

Волшебные

помощники

Волшебные

числа

положительные

отрицательные

Морской царь

(Ответы детей.)

(Чтение эпизодов сказки.)

(Построение церкви.)

? ? (3 ? 3), 3 ?

(Ответы детей.)

Физкультминутка

V. Итог урока.

(Ответы детей.)

Домашнее задание:

Цели : рассмотреть характерные черты волшебной сказки, восстановить в памяти детей знания о том, что древний человек представлял мир как сосуществование противоположностей: свой - чужой, на основе чего выделить черты волшебной сказки.

Оборудование : иллюстрации учащихся, выставка книг, образ сказительницы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Летела сова - веселая голова; вот она летела, летела, да и села, головой повертела, по сторонам посмотрела, снялась да опять полетела; летала, летала да села, головой повертела, по сторонам осмотрела, а глаза у нее, как плошки, не видят ни крошки!

Это не сказка, это присказка, а сказка впереди!

II. Актуализация опорных знаний.

Сказительница . «За лесами, за горами, за широкими морями...», «Жили-были старик и старуха...», «В некотором царстве, в некотором государстве...», «Жил старик, и было у него три сына», «Давным-давно, когда на землевеликаныходили,алюди звериный и птичий язык понимали...»

Что это? (Это зачин, так начинаются сказки.)

Прочитайте зачин сказки «Морской царь и Василиса Премудрая». (Первое предложение.)

Работа в парах.

А потом происходят разные чудеса. Сейчас вы «отправляетесь» в творческую лабораторию создания сказки.

Каждая пара получает часть схемы («карты мыслей») «Особенности волшебной сказки». Результат работы - коллективно заполненная таблица.


Особенности волшебной сказки

Герои

Волшебные

помощники

Волшебные

числа

положительные

отрицательные

Иван-царевич, Василиса Премудрая

Морской царь

Старушка, сама Василиса Премудрая, «слуги» - муравьи и пчелы

13 дочерей Морского царя, 3 задания для Ивана-царевича, свадьба пировала 3 дня

Где происходит действие сказки? (Ответы детей.)

III. Объявление темы и цели урока.

Наша творческая лаборатория получает задание - найти черты чужого мира и исторические факты конкретного времени своего мира.

IV. Изучение нового материала.

1. Выборочное чтение и беседа по вопросам учебника.

Прочитайте описание «чужого» подводного мира. (Чтение эпизодов сказки.)

Герой сказки попадает в волшебный мир и сразу получает трудные задания, с которыми невозможно справиться человеческими силами. Прочитайте, какие задания надо было выполнить Ивану-царевичу.

Какое из трех заданий не могло появиться, когда люди поклонялись исключительно Природе и ее духам? (Построение церкви.)

Проанализируйте магию чисел. (Магия волшебного мира поддерживается волшебными числами. У Морского царя 13 дочерей (для земного измерения обозначением целостности семьи служило бы число 12 (3 ? 4); где 3 - обозначение волшебного мира, а 4 - земного; таким образом, их произведение обозначало бы полную гармонию земного и волшебного мира. Так как главным числом волшебного мира является число 3 (поэтому 3 задания было предложено Ивану, поэтому пировали на свадьбе 3 дня), то волшебными числами являются и все его производные. Так, пустошь - у Морского царя «на 30 верст», у него «300 скирдов», «300 копен». Это волшебное число и в обозначении царства, из которого родом сам Иван-царевич: это «тридевятое царство, тридесятое государство» 3 ? (3 ? 3), 3 ? 10 - произошло усиление волшебной силы.

Какому миру свойственны мотивы дороги и последующие испытания героя, а также мотив превращений? (Мотив превращения человека в животное или птицу - это мотив волшебной сказки, здесь дочери Морского царя превращаются в голубиц и опять в людей. Мотив превращений героев: в пастуха и овечку, в утку и селезня; превращения Морского царя в ястреба; просвирок в живых птичек - носит следы древнейшего происхождения, когда человек верил в свою органическую связь с животным миром, считал себя произошедшим от тотемов, считал возможным свое возвращение в прежнее животное, птичье или растительное качество. В древности человек считал многих зверей и птиц, а также некоторые деревья и растения своими тотемами, то есть прародителями.)

С одной стороны, задания Морского царя - настоящие волшебные задания: их, как всегда, ровно три, и их не в состоянии выполнить ни один человек. Но, с другой стороны, само содержание этих заданий обнаруживает их связь с реальностью. Первые два задания связаны с конкретными сельскохозяйственными работами. Третье - построить церковь.)

В каких образах воплощены добрые, а в каких - злые силы? (Ответы детей.)

2. Древние представления людей о мире.

Прочитайте и объясните эпизод с говорящими слюнками с точки зрения древних представлений о мире. (Древнейшее представление о неразличении части и целого нашло выражение во фрагменте про слюнки. Слюнки (часть) представляют собой саму Василису Премудрую (целое). Каждая слюнка может один раз высказаться за Василису (поскольку жила до этого во рту, рядом с ее голосом). Вспомните суеверие, связанное с троекратным сплевыванием через левое плечо «чтоб не сглазить»): это наспех приносимая волшебным силам жертва в виде слюны, то есть кусочков самого себя, - она приносится именно с левой стороны, потому что волшебный мир - слева, сплевывают именно 3 раза, поскольку это число волшебного мира; стучат по дереву для того, чтобы жертву приняли, - ведь стук распространяется по стволу в Верхний и Нижний волшебные миры.)

Физкультминутка

Какое событие в этой сказке вы считаете главным? Объясните.

3. Деление сказки на части. Озаглавливание.

Какие смысловые части вы можете выделить в этом тексте? Озаглавьте их. (Можно выделить такие смысловые части: встреча земного царя с Морским царем; знакомство и разговор Ивана-царевича со старушкой; знакомство и разговор Ивана-царевича с Василисой Премудрой; выполнение Иваном-царевичем с помощью Василисы Премудрой трудных заданий Морского царя. Озаглавить можно по-разному, например: 1. Коварство Морского царя. 2. Старушка - волшебный помощник. 3. Красавица Василиса Премудрая. 4. Василиса выполняет трудные задания.)

Какую часть текста будет легче всего пересказывать и почему? (Легче всего пересказывать четвертую, самую большую часть текста, потому что она очень четко построена, ее композиция основана на троекратном повторении: Ивану-царевичу дают невыполнимое человеческими силами задание, он плачет, жалуется Василисе, она его утешает, за ночь задание выполняется, наутро Морской царь благодарит Ивана-царевича и дает ему следующее задание - и так три раза подряд.)

V. Итог урока.

На чем держится порядок в волшебной сказке? (Порядок волшебной сказки держится на повторах. Указаний на время событий в сказке нет, время для древних - это природа, это сезонная повторяемость. Эти воззрения отразились в сказке: порядок жанра держится на системе повторов.)

А теперь объясните композицию этого эпизода как характерную для волшебной сказки. (Композиция этого эпизода содержит троекратное повторение, что характерно для волшебной сказки.)

На материале текста сказки «Морской царь и Василиса Премудрая» отметьте черты волшебной сказки. (Двоемирие: мир, где живет царь с царицей, - «свой» мир и волшебный подводный - «чужой».)

Назовите магические числа и повторы. (Ответы детей.)

Назовите следы тотемистических представлений. (Превращение девиц в голубиц, просвирок - в живых птиц.)

Прочитайте эпизод, в котором находят отражение древние представления о неразличении части и целого. (Эпизод с говорящими слюнками.)

Домашнее задание: перечитать сказку «Морской царь и Василиса Премудрая», подготовиться к пересказу понравившейся части; отметить в тексте сказки приметы истории.

О сказке

Сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

Благодаря русской народной сказке раскрываются все стороны жизни человека. Это произведение, пройдя сквозь века и года и добравшись до наших времен, впитало в себя самые важные и неотъемлемые черты характера русского человека. Она идет рядом с нами на протяжении всей жизни, от рождения до самой старости, делая нас мудрее, добрее и справедливее.

Одной из самых лучших сказок в русской литературе на сегодняшний день является Морской царь и Василиса Премудрая. Эта история о двух влюбленных сказочных персонажах, Иване-царевиче и Василисе Премудрой, которые сбежали от Морского царя.

Текст сказки, как и содержание, очень красиво изложен, написан простым языком, поэтому будет интересен детям начиная с 4 до 9-ти лет. Читать детскую книгу с множеством иллюстраций одно удовольствие особенно перед сном.

Смыслом в данной истории является добро и зло и их противостояние между собой. В детской сказке описано множество уроков, которые могут быть полезными в жизни читателей: обещанное слово нужно держать, к старикам следует относиться с уважением и окружающим людям так же, не сдаваться, преодолевая трудности и идти, смело, к победе. Найти в себе силы, чтобы простить, исправить ошибки, пока не поздно.

Иван-царевич и Василиса Премудрая были совершенными, а Василиса ко всему прочему умеет использовать волшебную силу. Только пройдя все трудности и испытания, герои обретают счастье. Главной мыслью сказки является стремление героев в преодолении жизненных неурядиц и победой над ними.

Вкратце о содержании русской народной сказки

Царь спешил домой после того, как побывал в дальних и чужих краях. Пообещал он Морскому царю, что даст ему то, чего никогда не видел в своем царстве и не знал. Родился у него сын долгожданный. Не ведал и не знал он об этом. С радостной вестью мысли царя помрачнели от того на какую беду он обрек родное дитя. Иван-царевич — так его звали. Когда он вырос, то коварный морской властелин потребовал его немедленного явления к себе.

Перед тем как отправиться в путь, Ивану-царевичу открыла правду добрая старушка-волшебница и научила его, как можно получить колечко Василисы, дочери Морского царя. Послушался царевич и сделал все так, как велела старушка. Подарила красавица ему свое колечко и дорогу в подводное царство указала. Дал Иванушке царь Морской три задания, да таких, которые выполнить невозможно.
Если бы только не помощь Василисы, то надежда на успех была бы равна нулю.

Задания были выполнены, и Морской царь остался доволен. На радостях предложил выбрать одну из тринадцати дочерей, но царевич точно знал, кто ему нужен и выбрал Василису. Прогремела веселая свадьба, и жили они долго и счастливо.

Время шло, и стали посещать Иванушку мысли о родной земле. Истосковался царевич, просит жену, чтобы поехали вместе повидать Родину. Много пришлось препятствий им пережить, но все же они попали в тридевятое царство. Смелостью и хитростью царя Морского одолели. Осталось в жизни героев только одно испытание — на верность. Все испытания прошли, и стали жить и не тужить.

Возвращение на родную землю так заканчивается большинство русских народных сказок. Так и в этой истории герой с молодой женой Василисой Премудрой возвращается на родину. Так читатель книги видит, как важно сохранять и беречь семейные отношения, и насколько они важны для русского человека. Славяне всегда уделяли не малый интерес к понятию судьбы. Не зря говорят, что муж это суженый тот, которого выбрала сама судьба.

История, которая рассказывается в сказке «Морской царь и Василиса премудрая» имеет поучительный характер и обязательно научит многому внимательного читателя. Важной мыслью данной сказки является то, что если чего-то не знаешь, то и не стоит чего-то обещать. Это может нести за собой неприятные последствия. А если уже пообещал, то обещание нужно выполнять. Мораль сказки в том, что нужно всегда оставаться людьми и быть вежливыми с людьми преклонного возраста, прислушиваться к их мудрым советам, помочь делом. Сказка показывает счастье от понимания того, как хорошо, что у тебя есть любимая жена, на которую можно положиться в радости и в горе.

Читайте русскую народную сказку «Морской царь и Василиса Премудрая» на нашем сайте онлайн, бесплатно и без регистрации.

За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было. Поехал царь по чужим землям, по дальним сторонам, долгое время домой не бывал; на ту пору родила ему царица сына, Ивана-царевича, а царь про то и не ведает.

Стал он держать путь в свое государство, стал подъезжать к своей земле, а день-то был жаркий-жаркий, солнце так и пекло! И напала на него жажда великая; что ни дать, только бы воды испить! Осмотрелся кругом и видит невдалеке большое озеро; подъехал к озеру, слез с коня, прилег на землю и давай глотать студеную воду. Пьет и не чует беды; а царь морской ухватил его за бороду.

— Пусти! — просит царь.

— Не пущу, не смей пить без моего ведома!

— Какой хочешь возьми откуп — только отпусти!

— Давай то, чего дома не знаешь.

Царь подумал-подумал… Чего он дома не знает? Кажись, все знает, все ему ведомо, — и согласился. Попробовал — бороду никто не держит; встал с земли, сел на коня и поехал восвояси.

Вот приезжает домой, царица встречает его с царевичем, такая радостная; а он как узнал про свое милое детище, так и залился горькими слезами. Рассказал царевне, как и что с ним было, поплакали вместе, да ведь делать-то нечего, слезами дела не поправишь.

Стали они жить по-старому; а царевич растет себе да растет, словно тесто на опаре — не по дням, а по часам, — и вырос большой.

“Сколько ни держать при себе, — думает царь, а отдавать надобно: дело неминучее!” Взял Ивана-царевича за руку, привел прямо к озеру.

— Поищи здесь, — говорит, — мой перстень; я ненароком вчера обронил.

Оставил одного царевича, а сам повернул домой.

Стал царевич искать перстень, идет по берегу, и попадается ему навстречу старушка.

— Куда идешь, Иван-царевич?

— Отвяжись, не докучай, старая ведьма! И без тебя досадно.

— Ну, оставайся с богом!

И пошла старушка в сторону.

А Иван-царевич пораздумался: “За что обругал я старуху?” Дай ворочу ее; старые люди хитры и догадливы! Авось что и доброе скажет”. И стал ворочать старушку:

— Воротись, бабушка, да прости мое слово глупое! Ведь я с досады вымолвил: заставил меня отец перстень искать, хожу-высматриваю, а перстня нет как нет!

— Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю; выйдет морской царь и возьмет тебя с собою в подводное царство.

Горько заплакал царевич.

— Не тужи, Иван-царевич! Будет и на твоей улице праздник; только слушайся меня, старуху. Спрячься вон за тот куст смородины и притаись тихохонько. Прилетят сюда двенадцать голубиц — все красных девиц, а вслед за ними и тринадцатая; станут в озере купаться; а ты тем временем унеси у последней сорочку и до сих пор не отдавай, пока не подарит она тебе своего колечка. Если не сумеешь этого сделать, ты погиб навеки; у морского царя кругом всего дворца стоит частокол высокий, на целые на десять верст, и на каждой спице по голове воткнуто; только одна порожняя, не угоди на нее попасть!

Иван-царевич поблагодарил старушку, спрятался за смородиновый куст и ждет поры-времени.

Вдруг прилетают двенадцать голубиц; ударились о сыру землю и обернулись красными девицами, все до единой красоты несказанной: ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать! Поскидали платья и пустились в озеро: играют, плещутся, смеются, песни поют.

Вслед за ними прилетела и тринадцатая голубица; ударилась о сыру землю, обернулась красивой девицей, сбросила с белого тела сорочку и пошла купаться; и была она всех пригожее, всех красивее!

Долго Иван-царевич не мог отвести очей своих, долго на нее заглядывался да припоминал, что говорила ему старуха, подкрался тихонько и унес сорочку.

Вышла из воды красная девица, хватилась — нет сорочки, унес кто-то; бросились все искать: искали, искали — не видать нигде.

— Не ищите, милые сестрицы! Улетайте домой; я сама виновата — недосмотрела, сама и отвечать буду.

Сестрицы — красные девицы ударились о сыру землю, сделались голубицами, взмахнули крыльями и полетели прочь. Осталась одна девица, осмотрелась кругом и промолвила:

— Кто бы ни был таков, у кого моя сорочка, выходи сюда; коли старый человек — будешь мне родной батюшка, коли средних лет — будешь братец любимый, коли ровня мне — будешь милый друг!

Только сказала последнее слово, показался Иван-царевич. Подала она ему золотое колечко и говорит:

— Ах, Иван-царевич! Что давно не приходил? Морской царь на тебя гневается. Вот дорога, что ведет в подводное царство; ступай по ней смело! Там и меня найдешь; ведь я дочь морского царя, Василиса Премудрая.

Обернулась Василиса Премудрая голубкою и улетела от царевича.

А Иван-царевич отправился в подводное царство; видит — и там свет такой же, как у нас; и там поля, и луга, и рощи зеленые, и солнышко греет.

Приходит он к морскому царю. Закричал на него морской царь:

— Что так долго не бывал? За вину твою вот тебе служба: есть у меня пустошь на тридцать верст и в длину и поперек — одни рвы, буераки да каменье острое! Чтоб к завтрему было там как ладонь гладко, и была бы рожь посеяна, и выросла б к раннему утру так высока, чтобы в ней галка могла схорониться. Если того не сделаешь — голова твоя с плеч долой!

Идет Иван-царевич от морского царя, сам слезами обливается. Увидала его в окно из своего терема высокого Василиса Премудрая и спрашивает:

— Здравствуй, Иван-царевич! Что слезами обливаешься?

— Как же мне не плакать? — отвечает царевич. — Заставил меня царь морской за одну ночь сровнять рвы, буераки и каменье острое и засеять рожью, чтоб к утру сна выросла и могла в ней галка спрятаться.

— Это не беда, беда впереди будет. Ложись с богом спать; утро вечера мудренее, все будет готово!

Лег спать Иван-царевич, а Василиса Премудрая вышла на крылечко и крикнула громким голосом:

— Гей вы, слуги мои верные! Ровняйте-ка рвы глубокие, сносите каменье острое, засевайте рожью колосистою, чтоб к утру поспело.

Проснулся на заре Иван-царевич, глянул — все готово: нет ни рвов, ни буераков, стоит поле как ладонь гладкое, и красуется на нем рожь — столь высока, что галка схоронится.

Пошел к морскому царю с докладом.

— Спасибо тебе, — говорит морской царь, — что сумел службу сослужить. Вот тебе другая работа: есть у меня триста скирдов, в каждом скирду по триста копен — все пшеница белоярая; обмолоти мне к завтрему всю пшеницу чисто-начисто, до единого зернышка, а скирдов не ломай и снопов не разбивай. Если не сделаешь — голова твоя с плеч долой!

— Слушаю, ваше величество! — сказал Иван-царевич; опять идет по двору да слезами обливается.

— О чем горько плачешь? — спрашивает его Василиса Премудрая.

— Как же мне не плакать? Приказал мне царь морской за одну ночь все скирды обмолотить, зерна не обронить, а скирдов не ломать и снопов не разбивать.

— Это не беда, беда впереди будет! Ложись спать с богом; утро вечера мудренее.

Царевич лег спать, а Василиса Премудрая вышла на крылечко и закричала громким голосом:

— Гей вы, муравьи ползучие! Сколько вас на белом свете ни есть — все ползите сюда и повыберите зерно из батюшкиных скирдов чисто-начисто.

Поутру зовет морской царь Ивана-царевича:

— Сослужил ли службу?

— Сослужил, ваше величество!

— Пойдем посмотрим.

Пришли на гумно — все скирды стоят нетронуты, пришли в житницу — все закрома полнехоньки зерном.

— Спасибо тебе, брат! — сказал морской царь. — Сделай мне еще церковь из чистого воску, чтобы к рассвету была готова: это будет твоя последняя служба.

Опять идет Иван-царевич по двору и слезами умывается.

— О чем горько плачешь? — спрашивает его из высокого терема Василиса Премудрая.

— Как мне не плакать, доброму молодцу? Приказал морской царь за одну ночь сделать церковь из чистого воску.

— Ну, это еще не беда, беда впереди будет. Ложись-ка спать; утро вечера мудренее.

Царевич улегся спать, а Василиса Премудрая вышла на крылечко и закричала громким голосом:

— Гей вы, пчелы работящие! Сколько вас на белом свете ни есть, все летите сюда и слепите из чистого воску церковь божию, чтоб к утру была готова.

Поутру встал Иван-царевич, глянул — стоит церковь из чистого воску, и пошел к морскому царю с до-хладом.

— Спасибо тебе, Иван-царевич! Каких слуг у меня не было, никто не сумел так угодить, как ты. Будь же за то моим наследником, всего царства оберегателем; выбирай себе любую из тринадцати дочерей моих в жены.

Иван-царевич выбрал Василису Премудрую; тотчас их обвенчали и на радостях пировали целых три дня.

Ни много ни мало прошло времени, стосковался Иван-царевич по своим родителям, захотелось ему на святую Русь.

— Что так грустен, Иван-царевич?

— Ах, Василиса Премудрая, взгрустнулось по отцу, по матери, захотелось па святую Русь.

— Вот эта беда пришла! Если уйдем мы, будет за нами погоня великая; морской царь разгневается и предаст нас смерти. Надо ухитряться!

Плюнула Василиса Премудрая в трех углах, заперла двери в своем тереме и побежала с Иваном-царевичем на святую Русь.

На другой день ранёхонько приходят посланные от морского царя — молодых подымать, во дворец к царю звать. Стучатся в двери:

— Проснитеся, пробудитеся! Вас батюшка зовет.

— Еще рано, мы не выспались: приходите после! — отвечает одна слюнка.

Вот посланные ушли, обождали час-другой и опять стучатся:

— Не пора-время спать, пора-время вставать!

— Погодите немного: встанем, оденемся! — отвечает другая слюнка.

В третий раз приходят посланные:

— Царь-де морской гневается, зачем так долго они прохлаждаются.

— Сейчас будем! — отвечает третья слюнка.

Подождали-подождали посланные и давай опять стучаться: нет отклика, нет отзыва! Выломали дверь, а в тереме пусто.

Доложили царю, что молодые убежали; озлобился он и послал за ними погоню великую.

А Василиса Премудрая с Иваном-царевичем уже далеко-далеко! Скачут на борзых конях без остановки, без роздыху.

— Ну-ка, Иван-царевич, припади к сырой земле да послушай, нет ли погони от морского царя?

Иван-царевич соскочил с коня, припал ухом к сырой земле и говорит:

— Слышу я людскую молвь и конский топ!

— Это за нами гонят! — сказала Василиса Премудрая и тотчас обратила коней зеленым лугом, Ивана-царевича — старым пастухом, а сама сделалась смирною овечкою.

Наезжает погоня:

— Эй, старичок! Не видал ли ты — не проскакал ли здесь добрый молодец с красной девицей?

— Нет, люди добрые, не видал, — отвечает Иван-царевич, — сорок лет, как пасу на этом месте, — ни одна птица мимо не пролётывала, ни один зверь мимо не прорыскивал!

Воротилась погоня назад:

— Ваше царское величество! Никого в пути не наехали, видали только: пастух овечку пасет.

— Что ж не хватали? Ведь это они были! — закричал морской царь и послал новую погоню.

А Иван-царевич с Василисой Премудрою давным-давно скачут на борзых конях.

— Ну, Иван-царевич, припади к сырой земле да послушай, нет ли погони от морского царя?

Иван-царевич слез с коня, припал ухом к сырой земле и говорит:

— Слышу я людскую молвь и конский топ.

— Это за нами гонят! — сказала Василиса Премудрая; сама сделалась церковью, Ивана-царевича обратила стареньким попом, а лошадей — деревьями.

Наезжает погоня:

— Эй, батюшка! Не видал ли ты, не проходил ли здесь пастух с овечкою?

— Нет, люди добрые, не видал; сорок лет тружусь в этой церкви — ни одна птица мимо не пролётывала, ни один зверь мимо не прорыскивал.

Повернула погоня назад:

— Ваше царское величество! Нигде не нашли пастуха с овечкою; только в пути и видели, что церковь да попа-старика.

— Что же вы церковь не разломали, попа не захватили? Ведь это они самые были! — закричал морской царь и сам поскакал вдогонь за Иваном-царевичем и Василисой Премудрою.

А они далеко уехали.

Опять говорит Василиса Премудрая:

— Иван-царевич! Припади к сырой земле — не слыхать ли погони!

Слез Иван-царевич с коня, припал ухом к сырой земле и говорит:

— Слышу я людскую молвь и конский топ пуще прежнего.

— Это сам царь скачет.

Оборотила Василиса Премудрая коней озером, Ивана-царевича — селезнем, а сама сделалась уткою.

Прискакал царь морской к озеру, тотчас догадался, кто таковы утка и селезень; ударился о сыру землю и обернулся орлом. Хочет орел убить их до смерти, да не тут-то было: что не разлетится сверху… вот-вот ударит селезня, а селезень в воду нырнет; вот-вот ударит утку, а утка в воду нырнет! Бился, бился, так ничего и не смог сделать. Поскакал царь морской в свое подводное царство, а Василиса Премудрая с Иваном-царевичем выждали доброе время и поехали на святую Русь.

Долго ли, коротко ли, приехали они в тридесятое царство.

— Подожди меня в этом лесочке, — говорит Иван-царевич Василисе Премудрой, — я пойду доложусь наперед отцу, матери.

— Ты меня забудешь, Иван-царевич!

— Нет, не забуду.

— Нет, Иван-царевич, не говори, позабудешь! Вспомни обо мне хоть тогда, как станут два голубка в окна биться!

Пришел Иван-царевич во дворец; увидали его родители, бросились ему на шею и стали целовать-миловать его; на радостях позабыл Иван-царевич про Василису Премудрую.

Живет день и другой с отцом, с матерью, а на третий задумал свататься к какой-то королевне.

Василиса Премудрая пошла в город и нанялась к просвирне в работницы. Стали просвиры готовить; она взяла два кусочка теста, слепила пару голубков и посадила в печь.

— Разгадай, хозяюшка, что будет из этих голубков?

— А что будет? Съедим их — вот и все!

— Нет, не угадала!

Открыла Василиса Премудрая печь, отворила окно — и в ту ж минуту голуби встрепенулися, полетели прямо во дворец и начали биться в окна; сколько прислуга царская ни старалась, ничем не могла отогнать их прочь.

Тут только Иван-царевич вспомнил про Василису Премудрую, послал гонцов во все концы расспрашивать да разыскивать и нашел ее у просвирни; взял за руки белые, целовал в уста сахарные, привел к отцу, к матери, и стали все вместе жить да поживать да добра наживать.

В старопрежние годы в некоем царстве мышь уговорилась с воробьем вместе в одной норе жить, в одну нору корм носить - про зиму в запас.

Вот и стал воробей воровать: благо есть куда прятать. Много натаскал в мышиную нору всякого зерна. Да и мышь не зевает: что ни найдет - туда же несет.

Знатный запас снарядили на глухое зимнее времечко. «Заживу теперь припеваючи», - думает воробей, а он, сердечный, порядком-таки приустал на воровстве.

Пришла зима, а мышь воробья в нору не пускает, знай его гонит, - все перья на нем выщипала. Трудно стало воробью зиму маячить: и солодно и холодно.

Постой же, мышь, я на тебя управу найду.

И пошел воробей к птичьему царю на мышь жаловаться:

Царь-государь, не вели казнить, вели слово вымолвить. Был у нас с мышью уговор, вместе в одной норе жить, про зиму корм запасать. А как пришла зима, не пускает меня мышь к себе, да еще в насмешку все перья мои повыдергала. Заступись за меня, царь-государь, чтобы не помереть мне с детишками напрасной смертью.

Отвечает птичий царь воробью:

Ладно, я это дело разберу.

И полетел птичий царь к звериному царю, рассказал ему, как мышь над воробьем надругалась:

Прикажи, любезный государь, твоей мыши моему воробью за бесчестье сполна заплатить.

Звериный царь говорит:

Позвать ко мне мышь.

Мышь явилась, прикинулась такой смиренницей, такие лясы развела, воробей стал кругом виноват:

Никакого уговору у нас не было, а хотел воробей насилком в моей норе жить, а как стала его не пускать, он в драку полез, думала, что уж и смерть моя пришла.

Звериный царь говорит птичьему царю:

Ну, любезный государь, мышь моя кругом чиста, воробей твой сам виноват.

Коли так, - отвечает птичий царь звериному царю, - давай воевать, вели своему войску выходить в чистое поле, там у нас будет расчет.

Хорошо, будем воевать.

На другой день чуть свет собралось в чистом поле войско звериное, собралось войско птичье. Начался страшный бой. Куда силен звериный народ! Кого ногтем, кого зубом цапнет - глядишь, и дух вон. Да и птицы не поддаются, - завалили все поле трупами звериными.

В том бою ранили орла. Попытался было он подняться ввысь - только и смог, что взлетел на сосну и уселся на верхушке. Окончилась битва, звери разбрелись по берлогам, по норам, птицы разлетелись по гнездам, а он, горемычный, сидит на сосне, пригорюнился.

В ту пору по лесу шел мужик с ружьем. Видит - орел сидит. «Дай, думает, убью его». Только прицелился, вдруг орел говорит ему человеческим голосом:

Не бей меня, добрый человек, возьми-ка лучше к себе да корми меня три года, - соберусь с силами, я тебе добром заплачу.

Не поверил ему мужик, - какого добра ждать от орла? - и прицелился в другой раз... Опять орел просит его не губить... Прицелился мужик в третий раз, и в третий раз взмолился орел:

Не бей меня, добрый человек, возьми лучше к себе, корми меня три года, я тебе добром заплачу.

Сжалился мужик над орлом, влез на сосну, взял орла, посадил к себе на руку и принес домой. Орел ему говорит:

Возьми острый нож да ступай в чистое поле, там у нас был страшный бой, много набито всякого зверья, будет тебе пожива немалая.

Взял мужик острый нож, пошел в чистое поле, а там всякого зверья понабито - видимо-невидимо, одним куницам да лисицам счету нет. Мужик поснимал с них шкуры, свез шкуры в город и продал не дешево. На те деньги накупил хлеба, насыпал три больших закрома, - на три года хватит.

И стал он орла кормить. Прошел год. Один закром опустел. Орел и говорит мужику:

Неси меня в поле на то место, где стоят высокие дубы.

Мужик принес его в поле к высоким дубам. Орел поднялся высоко и с разлету ударился грудью в одно дерево: дуб раскололся надвое.

Нет, - говорит орел, - не собрался я с прежней силой, корми меня еще год.

Проходит еще один год. Велит орел нести его к высоким дубам. На этот раз взвился под самое облако, с разлету ударил в дерево грудью: раскололся дуб на мелкие части.

Нет, не собрался я еще с прежней силою, корми меня третий год.

Вот, как прошло три года, опустело три закрома хлеба, орел велит опять нести его к высоким дубам. Взвился на этот раз выше облака да вихрем ударил сверху грудью в самый большой дуб, - расшиб его в щепы от верхушки до корня, - ажио лес кругом зашатался.

Теперь вся моя старая сила со мной, спасибо тебе, добрый человек, что кормил меня три года. Садись ко мне на крылья, понесу тебя на свою сторону, расплачусь с тобой за добро.

Мужик сел ему на крылья, полетел орел по поднебесью к морю-океану, забрался высоко-высоко и спрашивает:

Посмотри на синее море, велико ли?

Да с колесо, - отвечает мужик.

Орел встрепенулся и сбросил его вниз, да не допустил до воды, подхватил на крылья, поднялся еще выше и спрашивает:

Да с куриное яйцо.

Орел встрепенулся и сбросил мужика, и опять не допустил его до воды, подхватил на крылья и забрал на этот раз в самую высоту:

Посмотри - велико ли синее море?

С маковое зернышко.

В третий раз сбросил орел мужика в море, тот летел, летел до самой воды, и опять орел подхватил его на крылья и спрашивает:

Что, добрый человек, опознал ты теперь - каков смертный страх?

А мужик-то чуть жив от страха.

Спознал, - говорит...

Таково-то и мне было сладко, когда ты в меня три раза из ружья целил.

Полетел орел с мужиком за море в тридевятое царство и тридевятое государство и говорит:

Прилетим мы к моей старшей сестре. Станет она тебе давать много золота, серебра и каменья самоцветного, ты ничего не бери, проси только медный ларчик с медным ключиком.

Долго ли, коротко ли, прилетают они в медное царство. Выбегает к ним старшая сестра, - стала брата целовать, миловать, к сердцу прижимать.

Чем тебя угощать, чем тебя потчевать, братец любезный?

Не меня угощай, не меня потчуй, - отвечает ей орел, - угощай этого доброго человека, - он меня три года поил, кормил, от смерти выходил.

Орлова сестра мужика угостила, употчевала и повела в кладовые:

Бери, чего душа хочет, - злато, серебро, каменье самоцветное...

Мужик ей отвечает:

Не надо мне ничего, дай мне медный ларчик с медным ключиком.

Тут Орлова сестра рассердилась:

Не жирно ли тебе будет, этот ларчик для меня самой стоит дорого.

Орел не стал долго толковать с ней, посадил мужика на крылья и полетел в серебряное царство к своей средней сестре. По дороге наказывал:

Будет она тебе давать золото, серебро, каменья самоцветные, ты ничего не бери, а проси у нее серебряный ларчик с серебряным ключиком.

Ну и здесь, у средней сестры, случилось то же самое. Орел не стал долго толковать, полетел с мужиком в золотое царство к своей младшей сестре, по дороге наказывал:

Проси у нее золотой ларчик с золотым ключиком.

Прилетают они в золотое царство, выбегает навстречу младшая сестра, стала брата встречать-целовать, миловать, крепко к сердцу прижимать.

Братец родимый, откуда ты взялся? Где три года пропадал, долго в гостях не бывал? Чем велишь себя угощать, чем потчевать?

Не меня угощай, не меня потчуй, угощай этого доброго человека, - он меня три года поил, кормил, от смерти выходил.

Посадила она мужика за столы дубовые, за скатерти браные, угостила, употчевала и повела в кладовые, - дарит его златом, серебром, каменьями самоцветными:

Бери, чего душа хочет.

Мужик ей говорит:

Не надо мне ничего, дай мне золотой ларчик с золотым ключиком...

Орлова сестра ему отвечает:

Ради брата родного мне ничего не жалко. Бери себе на счастье. - И подает ему золотой ларчик с золотым ключиком.

Вот мужик пожил, попировал в золотом царстве, пришло рремя расставаться.

Прощай, - говорит ему орел, - не поминай лихом. Да смотри, не отмыкай ларчика, покуда домой не воротишься.

Пошел мужик домой. Долго ли, коротко ли, шел он, шел, приустал и захотелось ему отдохнуть. Сел на берегу синего моря, и взяло его раздумье:

«Зачем орел не велел открывать ларчика? А что, если в ларчике-то пусто? Бывало из-за чего хлопотать!»

Смотрел он, смотрел на золотой ларчик, крепился, крепился, - взял его и открыл.

Батюшки-светы! И полезли оттуда быки да коровы, овцы да бараны, да табун лошадей; вышел оттуда широкий двор с хоромами, и амбарами, и сараями; зашумел зеленый сад; выскочили слуги многие: «Что угодно, что надобно?..»

Как увидел это мужик - и затужил, взгоревал, начал плакать, приговаривать:

Что я наделал, зачем орла не послушал, как все это назад в ларчик соберу?

Вдруг видит он - вышел из синего моря старый человек, подходит к нему и спрашивает:

Чего ты, мужик, горько плачешь?

Как же мне не плакать! Кто мне будет собирать эдакое стадо великое да все добро в маленький ларчик?

Старый человек говорит ему:

Пожалуй, я помогу твоему горю, соберу тебе всю скотину, все твое добро, но только с уговором: отдай мне то, чего дома не знаешь.

Задумался мужик: «Чего бы я дома не знал? Кажись, все знаю».

Подумал и согласился.

Собери, - говорит, - все, отдам тебе - чего дома не знаю.

Старый человек собрал ему в ларчик всех быков и коров, овец да баранов, табун лошадей, широкий двор с хоромами, амбарами и сараями и слуг многих. Мужик взял ларчик и пошел восвояси.

Долго ли, коротко ли, приходит он домой, - встречает его жена:

Здравствуй, свет, где был-пропадал?

Ну, где был-пропадал, - там меня и нет теперь.

А у нас радость, без тебя у нас сынок родился.

И несет жена ему младенца. Тут только спохватился мужик - чего обещал старому человеку, который из моря выходил. Крепко мужик приуныл и рассказал жене про все, что с ним было. Погоревали они, поплакали, - да не век же горевать? Пошел мужик на задний двор, открыл золотой ларчик, и полезли оттуда быки да коровы, овцы да бараны, да табун лошадей; вышел широкий двор с хоромами, амбарами, сараями да погребами; зашумел зеленый сад.

И стали мужик с женой жить-поживать, добра наживать да сына - Ванюшу - растить... Иван растет не по дням, по часам, словно тесто в опаре всходит; и вырос большой, умный, пригожий, - молодец молодцом.

Раз мужик пошел косить сено. Вдруг выходит из речки старый человек и говорит ему:

Скоро же ты забывчив стал. Вспомни, ведь за тобой должок.

Воротился мужик домой, сидят они с женой и плачут. Иван спрашивает:

Батюшка, матушка, о чем вы плачете?

Как же нам не плакать, - смотрим на тебя, Ванюша, - не на счастье, а на беду ты зародился.

И тут мужик рассказал ему, какой у него со старым человеком был уговор.

Иван отвечает:

Ну что же, обещанного назад не воротишь, значит, моя судьба такая.

Попросил Иван у отца с матерью благословеньица и собрался в путь-дорогу.

Идет он дорогою, идет широкою, идет полями чистыми, лугами зелеными и приходит в дремучий лес. В лесу стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке. Иван думает: «Дай зайду», - и зашел в избушку. А там сидит баба-яга, теребит кудель, увидала его и спрашивает:

Что, добрый молодец, долю пытаешь или от дела лытаешь?

Иван ей отвечает:

А ты, бабушка, сначала напои, накорми дорожного человека, а потом уж и спрашивай.

Баба-яга поставила на стол напитки и наедки разные, напоила, накормила, и он ей рассказал все без утайки, - куда и зачем идет.

Счастье твое, дитятко, - говорит ему баба-яга, - что ты ко мне прежде зашел, а то не бывать бы тебе живому. Старый человек, кому ты обещан, - грозный морской царь, он на тебя давно сердит. Послушай меня, - иди на берег моря, прилетят туда двенадцать серых утиц - дочери морского царя, ударятся об землю, обернутся красными девицами и станут купаться. Ты схвати сорочку у младшей царевны и не отдавай, покуда она за тебя замуж не согласится пойти. Тогда все будет хорошо.

Иван поблагодарил бабу-ягу и пошел, куда она ему сказала... Шел он дорогою, шел он широкою, шел полями чистыми, степями раздольными и приходит к синему морю. Сел за кустом и дожидается.

В некотором царстве жил царь с царицей, и не было у них детей. Сколько ни горевали, сколько знахарей ни звали - нет и нет у них детей.