Сочинение на тему протест Катерины против «темного царства. Образ катерины кабановой в пьесе "гроза", конфликт героини с "темным царством" Противостояние катерины и темного царства

Разделы: Литература

Знать: содержание пьесы, жанровые особенности.

Уметь: производить анализ содержания диалогов и монологов, сцен; определять тему, идею, формулировать связанные и с ними проблемы и на основе анализа делать выводы, заключения; работать со словом; характеризовать, сопоставлять.

Особенности подготовки урока: Д/З выписать значения слов “конфликт”, “трагическая острота” из толкового словаря.

Формы работы: эвристическая беседа, работа в группах.

Урок 1

1. Работа с понятиями, разбор содержания темы (выяснить смысл названия темы).

Учитель: Выделить ключевые слова темы и дать им смысловое толкование (Д/З: выписать значения слов ).

Ученик: Кл. Слова:

  • “трагическая острота”,- исход со смертельным концом.
  • “конфликт”- столкновение, доведенное до самого верхнего пика напряжения в отношениях. (Записать на доске .)

Учитель: В чем смысл урока?

Ученик: Столкновение Катерины (ее характера, натуры, мировоззрения) с “темным царством” (его жизненными законами) достигает своего апогея, жизнь Катерины становится невыносимой и она гибнет.

2. Работа по теме.

А) Учитель: Сформулируйте вопросы, которые заключены в названии темы.

Ответ записать на доске (у доски работают 2 ученика, которые записывают, чтобы учитель не тратил на это время).

1). Почему произошел конфликт? Можно ли бы его избежать?
2). Почему Катерина выбрала смерть? Был ли у нее выбор?

Учитель: Поставленные вопросы являются проблемными. Мы должны найти на них ответы на основе содержания пьесы. Чтобы найти ответ на 1-й вопрос необходимо исследовать природу взаимоотношений Катерины и “темного царства”.

Б) Следует разбор текста, анализ сцен, диалогов, монологов, авторских ремарок. Анализируется характер Катерины, ее взгляды, отношение к мужу, ее родственникам, людям, ее роль в сопоставлении с характерами представителей “темного царства” и заполняется таблица в тетрадях.

3. Обобщение по произведенному анализу (запись в тетради).

Основа конфликта: разница в воспитании, разные жизненные принципы, взгляды на семейные отношения, отношения к людям. Все это угнетало Катерину. Душевные муки росли с каждым днем.

Последней каплей, положившей конец терпению Катерины, стал отъезд мужа. Оскорбленная, униженная свекровью и покорным мужем, она чувствует, что жить в этом доме становится невыносимо. Муж не защитник. Он сломан сам. Поэтому конфликт становится неизбежен. Он заключается в том, что Катерина должна была в поисках выхода, переступить через законы, заведенные хозяевами жизни города.

Урок 2. Продолжение работы по теме.

Учитель: Итак, мы ответили на 1-ый вопрос: жизнь Катерины в среде “темного царства” становится невыносимой и конфликт неизбежен. Почему неизбежен? Какую проблему поднимает автор?

  1. Смириться и жить по законам ей навязываемым “темным царством
  2. Бежать с любимым человеком- Борисом
  3. Покончить жизнь самоубийством, что она и сделала.

Учитель: Почему она выбрала 3-ий путь?

Ученик: Катерина выбрала смерть, потому что она вступила в конфликт сама с собой, она переступила собственные нравственные законы, по которым жила, но привели ее к этому обстоятельства. Ложь, ханжество, давление Кабанихи на всех членов семьи, отсутствие всякой возможности жить так, как хотелось, несвобода во всем сделали саму жизнь, дом, невыносимыми.

Катерина просит Тихона взять ее с собой в поездку, но он отказывает ей. Ведет себя малодушно.

Он раб своей маменьки. И Катерина поняла, что она не дождется радости в этом доме. И тогда она решается на свидание с Борисом, хотя мучается, терзается, но желание хоть раз поступить так, как хочется одерживает верх: “Будь что будет, а я Бориса увижу. Ах кабы ночь поскорее!”

Учитель: Оправдались ли надежды Катерины?

Работа в группах :

  1. Первая группа: анализ сцены 1-го свидания (д3,явл.3) и вывод.
  2. Вторая группа: анализ сцены грозы (Д.4 явл1,4,6), ее символическое значение.
  3. Третья группа: анализ д.5 – явл.2

Ученик (вывод ): Надежды Катерины в любви к Борису не только не оправдались, но и стало даже хуже. Совестливая Катерина, не умеющая жить во лжи, испытывает сильные нравственные муки, чувствует себя грешницей, которая может отчиститься лишь в аду. Борис тоже, как и Тихон, оказался слабым человеком, он не мог быть ей парой, хотя духовно он был ей ближе, чем Тихон. Он уезжает, призывая Катерину смириться, покориться свекрови. Теперь ей предстоит остаться наедине с позором и с душевными муками. И она приходит к мысли, что лучше умереть. Трагически звучит ее монолог (анализ д.5, явл.6).

В первых трех строчках слово могила повторяется 4 раза, и, наконец, она (в 5-ый раз!) повторяет его: “Под деревцем могилушка… как хорошо…..”

“…И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!”

В ее монологе могила противопоставляется дому, а значит и самой жизни.

В могилах – хорошо, дома – плохо, а больше идти-то некуда. Вот и получается, что выход у нее один – могила. Из ее монолога следует, что жить так, как ее вынуждают, она не хочет. Значит, другого выбора нет. В этом и заключается трагедия ее жизни. А смерть ее можно рассматривать как протест против устоев жизни “темного царства”. (Не все ребята согласятся с тем, что смерть Катерины – протест, поэтому была поставлена проблема следующего урока: Смерть Катерины – протест или смирение, подвиг души или ее смятение, слабость?).

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Макашова Наталья Владимировна,

преподаватель русского языка и литературы

Г(О)БОУНПО ПУ № 2 г. Липецка

Тема урока: «Трагическая остротаконфликта Катерины с «темным

царством».

Цели урока:

Образовательные:

- анализ образа Катерины;

- определение структурных элементов композиции драматического

произведения.

- внедрение информационных технологий на уроке литературы;

Развивающие:

- совершенствование умения и навыка анализа драматургического

произведения;

- развитие внимания и памяти.

Воспитательные:

- воспитание нравственных качеств у обучающихся на примере образа

Катерины;

- воспитание интереса к предмету.

Оснащение урока:ММП (мультимедийный проектор), экран , презентация, опорный

конспект по теме: «Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством», пьеса

А.Н.Островского «Гроза».

Ход урока.

Организационный момент

I. Объяснение нового материала.

-Тема. Цель урока. (Слайд 1, 2,3)

- Реализуя цель урока, мы должны ответить на проблемный вопрос : «Является ли

самоубийство Катерины протестом против «темного царства»? (Слайд 4)

-Обратимся к композиции пьесы. Какова завязка пьесы ? (д. I, явл. 5). Что мы узнаем

из этого действия?

Завязка - на придирка свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты

про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна,

ничего из себя не доказываю». Первое столкновение(д. I , явл. 5). (Слайд 5,6)

В основе конфликта пьесы лежит столкновение самодуров их жертв. «Гроза» с первых

явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы.

-Как вы считаете, это первое столкновение героев?

Нет. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже

значительной остроты.Мы понимаем, что Кабаниха уже не первый раз нападает

на Катерину.

Какие черты характера Катерины проявляются в первых же репликах?

Неспособность лицемерить, лгать, прямота, чувство собственного достоинства.

Конфликт намечается уже в первом действии: Кабанихане терпит в людях чувства

собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и

покоряться.

Беседа по тексту.

-Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине

рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве?

Сравните, какая атмосфера окружала Катеринув детстве и в семье мужа. Со ставьте

таблицу.(Слайд 7)

Обратимся к Д. I явл.7. Прочитайте , как жилось Катерине до замужества.

Сделайте вывод.

Катерина жила счастливо, ее любили родители.

-Как относится Катерина к религии, религиозна ли она? Прочитайте Д. I явл.7

Катерина религиозна, она любила ходить в церковь «до смерти».

А еще она выходила молиться в сад.

В мироощущении Катерины гармонически срастается славянская языческая древность,

уходящая корнями в доисторические времена, с демократическими веяниями

христианской культуры. Религиозность Катерины вбирает в себя солнечные восходы и

закаты, росистые травы на цветущих лугах, полеты птиц, порхание бабочек с цветка на

цветок. С нею заоднои красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой

простор. А когда молится героиня, у нее на лице улыбка ангельская и вся она как будто

светится.

Радость жизни переживает Катерина в храме. Солнцу кладет она земные поклоны в

своем саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы.

«Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и

-А как живется Катерине в доме Кабановых?

«Все как будто из -под неволи», «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем».

Сравнительная характеристика двух этапов жизни Катерины. (Слайд 8,9)

В детстве

В семье Кабановых

«Жила, ни об чем не тужила, точно птичка

на воле», «маменька души не чаяла»,

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как

будто из- под неволи».

«работать не принуждала».

Занятия Катерины: ухаживала за цветами,

ходила в церковь, слушала странниц и

богомолок, вышивала по бархату золотом,

гуляла в саду.

Атмосфера дома - страх. «Тебя не станет

бояться, меня и подавно. Какой же это

порядок- то в доме будет?»

Черты Катерины: свободолюбие (образ

птицы); независимость; чувство

собственного достоинства; мечтательность

и поэтичность (рассказ о посещении

церкви, о снах); религиозность;

решительность (рассказ о поступке с

лодкой).

Черты «темного царства»: полное

подчинение; отказ от своей воли; унижение

упреками и подозрениями; отсутствие

духовных начал; религиозное лицемерие.

Для Катерины главное -жить в согласии

сосвоими нравственными убеждениями.

Для Кабанихи главное -подчинить, не

дать жить по- своему.

Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают

непримиримый конфликт.

-Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

Д I , явл. 2

В этом разговорераскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы,

внутренняя сила, решительность ее характера. («Обманывать –то я не умею, скрыть-

то ничего не могу», «Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять

удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»). Этими словами

предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.

-Что мы узнаем о чувствах Катерины? Д I, явл . 7,9

В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису.Все мысли Катерины

сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом

она ни думать, ни говорить не в состоянии.

- Катерина рада этому чувству?

Она нигде не говорит, что будет встречаться с Борисом.

- Д.II , явл.3 ,4,5 «Проводы Тихона». (Слайд 10)

Сначала Кабаниха читает наставлении Тихону.С чувством облегчения произносит Тихон

свою реплику: «Да- с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует,

чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю

матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанахи становятся очень оскорбительными, Тихон пытается

возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо,

сконфузившись, как бы извиняясь перед женой,произносит: «Не заглядывайся на

парней». Цель Кабанахи -привести к полной покорности домашних и прежде всего

своенравную Катерину.

-Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

Всцене проводов Тихона обнаруживается, докаких крайностей доходитдеспотизм

Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять

Катерину. Эта сцена объясняет решение Катериныпойти на свидание с Борисом.

-Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?

(Ответы детей)

Ответ найдем в статье Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся жизнь;

то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее,

к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное

чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли,

простора, горячей, беззапретной свободы».

В душе Катерины сталкиваются друг с другом два равновеликих и равнозаконных

побуждения. В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает

тоска по утраченной гармонии. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От

нее героине нужно слишком много.

Читаем Д. II , явл.10.«Монолог с ключом».(Слайд 11)

Как в сцене с ключом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила?Какие

чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково

значение сцены?

Речь героина полна коротких, отрывистых вопроси тельных и восклицательных

предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе.

Речь становится болеесдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает

него раз, хоть издали- то!Да хоть и поговорю- то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта

часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается,

задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Да что я говорю- то, что я себя

обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его».

Д. IV , явл.3. Очем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее

лихорадка бьет; бледная такая, мечется подому, точно чего ищет. Глаза как у

помешанной!».

-Действие движется к кульминации. Где происходит покаяние Катерины?

Полуразрушенная церковь - символ города Калинова.

- Что такое кульминация? (Слайд 12,13 )

Д. IV , явл.4. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как

нарастает напряженность в развитии действия. (Слайд 14)

Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается».

Мрачный колорит усиливается и сценой действия -вместо панорамы Волги -узкая

галерея с гнетущими сводами. Катерина вбегает на сцену, хватает Варвару за руку и

держит крепко. Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и

намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей

правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя

виноватой, для нее -пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина, как бы

прося защиты, «приклоняется к Варваре».

Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не

пройдет...». Как и в Д. 1, появляется сумасшедшая барыня. Но в Д. 1 ее пророчества имели

обобщенный характер: « Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть

неутолимой!..». То в Д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что

прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.

-Чем вы можете объяснить и мотивировать раскаяние героини?

Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее

высокая нравственность, совесть героинивосстает против обмана, который вошел в ее

жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать- то я не умею, скрывать- то ничего не могу».

На возражение Варвары: «А по- моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто

было», Катерина отвечает: «Не хочу я так.Да и что хорошего!» Для Катерины

нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной

жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою

вину, попытку нравственного очищения.

Вывод. Подлинный источник покаяния героини в ее совестливости. «Какая совесть!..

Какая могучая славянская совесть!.. Какая нравственная сила... Какие огромные,

возвышенные стремления, полные могущества и красоты», -писал о Катерине-

Стрепетовой В. М. Дорошевич.

Анализ действия V.

Краткий пересказ действия V. (Слайд 15 )

Мы узнаем, что Кабаниха заперла Катерину в доме, поедом ее ест, Тихон защитить жену

не в силах. Убежав из дома, Катерина находит Бориса и просит взять еес собой, но тот ей

отказывает.

-Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе и не кончать жизнь

самоубийством?

Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к

современномуспециалисту- психологу.

Современные психологи используют специальные психологические механизмы,

помогающие преодолеть душевный кризис.Один из таких механизмов хорошо вам

известен, так как может использоваться не только в кризисных ситуациях, но и помогает

позитивные последствия решения, в другой -негативные последствия. Давайте по-

пробуем составить два списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте

пьесы. Составляем таблицу, используяцитаты. (Слайд 16,17)

Накануне реформы 1861 года пьеса «Гроза» стала крупнейшим общественным событием. Самое главное в произведении открытие Островского - народный героический характер. Две основные мысли положил он в основу пьесы: мощное отрицание застоя и гнета неподвижного «темного царства» и появление положительного, светлого начала, настоящей героини из народной среды. Все это было ново по сравнению с «натуральной школой». В каждой талантливой написанной драме есть основной конфликт - то главное противоречие, которое ведет действие, проявляется так или иначе во всех событиях, в столкновениях взглядов и чувств, страстей и характеров.

Именно в конфликтах между людьми, в столкновении разных взглядов, убеждений, нравственных представлений и в конфликтах «внутренних», когда в сознании человека борются противоречивые мысли и чувства, полнее всего раскрываются человек и общество, в котором он живет. Каков же основной конфликт в «Грозе»? Может быть, это противоречие между самодурством и приниженностью? Нет. В пьесе превосходно показано, что насилие поддерживается покорностью: робость Тихона, безответственность Бориса, терпеливая деликатность Кулигина словно бы придают духу Кабанихе и Дикому, позволяют им куражиться как только вздумается.

Острое, непримиримое противоречие возникает в «Грозе» тогда, когда среди придавленных тиранством, среди тоскующих, холопствующих, хитрящих является человек, наделенный гордостью, чувством собственного достоинства, не способный смириться с жизнью в рабстве даже перед лицом смерти. Светлое человеческое начало в Катерине естественно, как дыхание. Это ее натура, которая выражается не столько в рассуждениях, сколько в душевной тонкости, в силе переживаний, в отношении к людям, во всем ее поведении.

Конфликт «Грозы» своеобразен. Его можно рассматривать двояко. Сам Островский определил свое произведение как драму, но это дань традиции. Действительно, с одной стороны, «Гроза» - это социально-бытовая драма, но с другой - трагедия. Как для драмы, для этого произведения характерно особое внимание к быту, стремление передать его «плотность». Писатель подробно обрисовывает город Калинов. Это собирательный образ поволжских городов России. Город расположен на берегу Волги, всегда символизирующей Россию. Вот почему немаловажную роль в произведении играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одни герои видят окружающую красоту. Например, Кулигин восклицает: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!».

Другие герои пригляделись к ней и вполне равнодушны. Прекрасная природа, картина ночного гуляния молодежи, песни, рассказы Катерины о детстве - все это поэзия калиновского мира. Но Островский сталкивает ее с мрачными картинами повседневной жизни и быта, с жестоким отношением людей друг к другу. В этом городе царят грубость и бедность, здесь «честным трудом никогда не заработать» «насущного хлеба», здесь купцы «торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти», здесь приказные потеряли человеческий облик, научившись за деньги строчить кляузы. Жители не видят нового, не знают о нем, да и не хотят знать. Все сведения здесь получают от невежественных странниц, которые убеждают людей, что именно Калинов - земля обетованная.

Люди «Грозы» живут в особом состоянии мира - кризисном, катастрофическом. Пошатнулись опоры, сдерживающие старый порядок, и взбудораженный быт заходил ходуном. Первое действие вводит нас в предгрозовую атмосферу жизни. Внешне все обстоит благополучно, но сдерживающие силы слишком непрочны: их временное торжество лишь усиливает напряженность. Она сгущается к концу первого действия: даже природа, как в народной десне, откликается на это надвигающейся на Калинов грозой.

В купеческом Калинове Островский видит мир, порывающий с нравственными традициями народной жизни. Лишь Катерине дано в «Грозе» удержать всю полноту жизнеспособных начал в культуре народной и сохранить чувство нравственной ответственности перед лицом тех испытаний, каким эта культура подвергается в Калинове.

В центре этого замкнутого «темного царства» стоит грубая и невежественная купчиха - Кабаниха. Она защитница старых основ жизни, обрядов и обычаев города Калинова. Она диктует нравственные законы всему городу, навязывает свою волю всем окружающим и требует беспрекословного повиновения. Она ненавидит все новое, поэтому никак не может примириться с тем, что «для ради скорости» люди выдумали «огненного змея» - паровоз. Кабаниха ратует за крепкую, прочную семью, за порядок в доме, что, по ее представлениям, возможно только, если основой семейных отношений будет страх, а не взаимная любовь и уважение. Свобода, по мнению героини, ведет человека к нравственному падению.

Даже странницы в доме Кабановых другие, из числа тех ханжей, что «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассуждают-то они о «последних временах», о близкой кончине мира. Здесь царит фанатическая религиозность, которая на руку столпам общества, злым ворчанием встречающим живую жизнь. Добролюбов проникновенно увидел в конфликте «Грозы» эпохальный смысл, а в характере Катерины - «новую фазу нашей народной жизни». Но, идеализируя в духе популярных тогда идей женской эмансипации свободную любовь, он обеднил нравственную глубину характера Катерины. Колебания героини, полюбившей Бориса, муки ее совести Добролюбов счел «невежеством бедной женщины, не получившей теоретического образования». Долг, верность, совестливость со свойственным революционной демократии максимализмом были объявлены «предрассудками», «искусственными комбинациями», «условными наставлениями старой морали», «старой ветошью». Получалось, что Добролюбов смотрел на любовь Катерины так же не по-русски легко, как и Борис.

Возникает вопрос, чем же отличается тогда Катерина от других героинь Островского, таких как, например, Липочка из «Своих людей…»: «Мне мужа надобно!… Сыщите, найдите мне жениха, беспременно найдите!.. Вперед вам говорю, беспременно сыщите, а то для вас же будет хуже: нарочно, вам назло, по секрету заведу обожателя, с гусаром убегу, да и обвенчаемся потихоньку». Вот уж для кого «условные наступления морали» действительно не имеют никакого нравственного авторитета. Эта девушка грозы не испугается, сама геенна огненная таким «протестанткам» нипочем!

Говоря о том, как «понят и выражен сильный русский характер в «Грозе», Добролюбов в статье «Луч света в темное царстве» справедливо подметил «сосредоточенную решительность» Катерины. Однако в определении ее истоков он полностью ушел от духа и буквы трагедии Островского. Разве можно согласиться, что «воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей» ?

Нетрудно заметить в «Грозе» трагическое противостояние религиозной культуры Катерины домостроевской культуре Кабанихи. Контраст между ними проведен чутким Островским с удивительной последовательностью и глубиной. Конфликт «Грозы» вбирает в себя тысячелетнюю историю России, в его трагическом разрешении сказываются едва ли не пророческие предчувстия национального драматурга.

Когда свершилось падение Катерины, она становится смела до дерзости. «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - говорит она. Эта фраза предрешает дальнейшее развитие трагедии, гибель Катерины. Отсутствие надежды на прощение и толкает ее на самоубийство, грех еще больший с точки зрения христианской морали. Но для Катерины уже нет никакой разницы, все равно она уже душу погубила. Не почувствовав первозданной свежести внутреннего мира Катерины, нельзя понять жизненной силы и мощи ее характера. Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.

Героиня Островского - поистине луч света в «темном царстве». В ней поражает верность идеалам, духовная чистота, нравственное превосходство над окружающими. В образе Катерины писатель воплотил лучшие черты - вольнолюбие, независимость, талантливость, поэтичность, высокие нравственно-этические качества.

В образе Катерины Добролюбов видел воплощение «русской живой натуры». Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. «…Конец этот кажется нам отрадным, - пишет критик, - легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами». В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, «доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу…» В образе Катерины, по мнению Добролюбова, воплотилась «великая народная идея» - идея освобождения. Критик считал образ Катерины близким «к положению и к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе».

За свою долгую творческую жизнь Островский написал более пятидесяти оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. «Картина эта - Тысячелетний памятник России». Одним концом она упирается в доисторическое время («Снегурочка»), другим - останавливается у первой станции железной дороги…».

А уже коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. А. Островский На фоне все еще грозного, но уже шаткого самодурства Островский показал са­мобытный, цельный, сильный, самоотверженный характер русской женщины, которая решительностью своего протеста явилась страшным вызовом «самодурной» Силе и предвещала наступление конца «темного царства». Добролюбов назвал Ка­терину, главную героиню драмы «Гроза», характером народным, национальным, «светлым лучом в темном царстве». Светлой, но глубоко страдающей предстает перед нами Катерина. Счастливым и безоблачным было ее детство. Мать в ней «души не чаяла». Окруженная лаской и заботой, привольно жила она в родительском доме. «Таково хорошо было», - вспо­минает она. Но самым ценным, теперь утраченным, было ощущение воли: «Я жила... точно птичка на воле». Она любила посещать церковные богослужения: там как будто ангелы летают и поют. «Рано утром в сад уйду... упаду на колени, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу», - рассказывает Катерина. Она не терпит обид и отвечает на них пылко и решительно: «Такая уж я зароди­лась, горячая! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно: я выбе­жала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега». И вот такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время реши­тельная женщина попадает в семью Кабановой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. После домашнего рая с его волшебным миром грез и видений Катерина оказывается в обстановке, от которой веет мертвенным холодом и бездушием. Грубая и властная свекровь точит ее своей мелкой придирчивостью на каждом шагу: «Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел, стены-то даже противны». Катерина не знает компромиссов. Или терпеть, «пока терпится», или: «Я уйду, да и была такова». И совсем завяла бы Катерина, если бы в ней не родилось чувство протеста против такой жизни: «В окно выброшусь, в Волгу ки­нусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» У Катерины растет чувство оскорбленного достоинства. Весь разговор с Тихо­ном проникнут страстным желанием найти опору в муже, это последняя отчаян­ная попытка сохранить в себе чувство к нему. Она умоляет его остаться или взять ее с собой. Ответ Тихона показывает Катерине все его ничтожество, и она с ужасом восклицает: «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?» Кате­рина в отчаянии. Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встретился человек, не похожий на всех остальных. Она готова на все для любимого человека. Не может она лгать, обманывать: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Недолго продолжались радость и счастье любви. Катерина не хочет и не может таить своего «греха» и кается перед мужем. Но не о слабости Катерины говорит это признание. Понадобилось много внешних толчков, чтобы вырвать его из уст женщины. Разразилась страшная гроза, которой она всегда боялась; она увидела Бориса; потом услышала кем-то случайно сказанные слова: «...гроза да­ром не пройдет»; затем пророчество барыни. И, наконец, самое страшное для Кате­рины, когда она видит изображение геенны огненной. Катерина с надеждой обращается к Борису, но он не может ей помочь и отступа­ет от нее. Смириться, терпеть постоянные истязания и издевательства Кабанихи она не может: «Куда теперь? Мне что домой, что в могилу - все равно». В предсмертные минуты Катерина разрывает последние путы темного царства - страх перед грехом. Не разлука с Борисом заставила Катерину сделать последний шаг к обрыву, а самая страшная для нее мысль, что ее поймают да вернут домой «насильно, где и люди противны, и дом противен, и стены противны. Протестуя, но не сдаваясь, уходит она из жизни. «Грустно, горько такое освобождение, но что же делать, когда другого выхода нет», - пишет Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве». В Катерине он видел «русский, сильный характер», который выдерживает себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.

Гибель главной героини показана драматургом как следствие безвыходного положения в «темном царстве». Конфликт в пьесе построен на столкновении свободолюбивой Катерины с миром диких и кабановых, с законами, основанными на унижении и издевательстве.

Молодая женщина пошла против самодурства с сознанием права на жизнь, счастье, любовь. В порыве борьбы она готова умереть, если дух мракобесия не удастся сломить.

Романтическую мечтательность выработала в Катерине та обстановка, в которой она воспитывалась в детстве. Чувствительность и религиозность героини стали толчком к свершившейся трагедии.

Это одновременно и любящая, и страдающая женщина. Родившееся в ее мечтательной душе чувство к племяннику Дикого Борису явилось для нее величайшим потрясением, охватившим всю душу. Катерина понимает «греховность» своей страсти. Сначала она пытается подавить ее. Когда женщина просит мужа забрать ее с собой или взять с нее «страшную клятву», это борьба с собой, искренняя попытка спастись от греха. Катерина готова нарушить все устои и уклады «темного царства» ради любви и свободы, она целиком отдается естественному порыву.

После мучительных колебаний рождается решение последовать велению сердца. В душе героини побеждает страсть, которая одновременно и приводит к трагедии, и раскрывает богатство внутреннего мира Катерины. Любовь же Бориса испытаний не выдерживает: он уезжает по приказу дяди в Сибирь, оставляя Катерину на муки в доме свекрови. Героиня как-то успокаивается, просветляется в момент, когда самозабвенно выкрикивает слова признания в грехе. Это степень последнего отчаяния… Юная женщина, не имеющая ни в ком поддержки, очень одинокая в мире, где ее естественные потребности не могут быть удовлетворены, погибает. Своим поступком она не только попирает кабановские понятия о нравственности. Катерина открыто протестует против религиозных догматов, осуждающих самоубийство, утверждающих нерушимость церковного брака.

Мне кажется, что трагедия Катерины Кабановой - в ее обостренной совести, в какой-то святости, которые так не подходят для мира, в котором она живет. Смерть ее - печальный выход, потому как жить по совести, быть счастливой и свободной, как птица, не представляется возможным.

6. Проблема жанровой интерпретации пьесы «Гроза» (трагедия или драма).

Жанр пьесы А. Н. Островского “Гроза” - спорный вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как трагедии, так и драмы.

Трагическое начало связано с образом Катерины, которая представляется автором как незаурядная, светлая и бескомпромиссная личность. .Она противопоставляется всем прочим лицам пьесы. На фоне других молодых героев она выделяется своим нравственным максимализмом. Варвара убеждена, что можно делать все, что душа пожелает, лишь бы все “шито да крыто” было. Катерине же скрыть свою любовь к Борису не позволяют угрызения совести, и она прилюдно признается во всем своему мужу. И даже Борис, которого Катерина полюбила именно за то, что, как она думала, он не такой, как остальные, признает над собой законы “темного царства” и не пытается ему противостоять. Он безропотно терпит издевательства Дикого ради получения наследства, хотя прекрасно понимает, что тот сначала “надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость”.

Помимо внешнего конфликта существует еще конфликт внутренний, конфликт между страстью и долгом. Особенно ярко он проявляется в сцене с ключом, когда Катерина произносит свой монолог. Она разрывается между необходимостью бросить ключ и сильнейшим желанием не делать этого. Почти с самого начала пьесы становится ясно, что героиня обречена на гибель. Мотив смерти звучит на протяжении всего действия. Катерина говорит Варваре: “Я умру скоро”.

Катарсис также связан с образом Катерины, причем ее гибель потрясает не только зрителя, она заставляет иначе заговорить и героев, которые доселе избегали конфликтов с сильными мира сего.

По силе и масштабности личности с Катериной может сравниться только Кабаниха. Она - главный антагонист героини. Кабаниха все силы кладет на отстаивание старого уклада жизни. Внешний конфликт выходит за рамки бытового и принимает форму общественного конфликта. Судьбу Катерины определило столкновение двух эпох - эпохи устойчивого патриархального уклада и новой эпохи. Так конфликт предстает в своем трагическом обличье.

Но в пьесе присутствуют черты и драмы. Точность социальных характеристик: общественное положение каждого героя точно определено, во многом объясняет характер и поведение героя в разных ситуациях. Можно вслед за Добролюбовым разделить персонажей пьесы на самодуров и их жертв. Каждое лицо в пьесе получает долю значимости и участия в событиях, даже если оно не связано напрямую с центральной любовной интригой. Подробно описана ежедневная жизнь маленького приволжского городка. “На первом плане у меня всегда обстановка жизни”, - говорил Островский.