Презентация - Культура России в XVI веке. Русская культура XVI века Русская культура в 16 столетии презентация
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Презентацию на тему "Культура и быт в 16 веке" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: История. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 15 слайд(ов).
Слайды презентации
Слайд 1
Культура и быт в 16 в.
История Отечества
Слайд 2
План урока
1.Новый облик столицы. 2.Крепостное и церковное строительство. 3.Живопись. 4.Просвещение. 5.Литература. 6.Общественная мысль. 7.Быт.
Слайд 3
Задание на урок.
Какие новые черты появились в культуре и быте русского народа в 16 веке? С чем это было связано?
Слайд 4
1.Новый облик столицы.
Культура всегда чутко реагирует на изменения в жизни страны. Укрепление центральной власти привело к но вому оформлению столицы.Появились городовой приказ, Приказ каменных дел отвечавшие за развитие архитектурного облика Москвы. Из Кремля были выведены все усадьбы, он стал адми-нистративным и культурным центром страны.Здесь появились представительства иностранных госу- дарств, и государственные учреждения.
Л.П.А.Бишбуа. Собор Василия Блаженного. Дитография 19 в.
Слайд 5
Архитектура 16 века отлича-лась разнообразием сти-лей, особенно в церков-ном зодчестве. Классичес кие соборы соседствова-ли с шатровыми. В 1555-60 гг.на Красной пло-щади воздвигнут храм Василия Блаженного, по-священный взятию рус-скими войсками Казани. Русские мастера Барма и Постник реализовали в нем идею объединения русских земель вокруг Москвы.
В.Васнецов.Соборы Московского кремля.
Слайд 6
2.Крепостное и церковное строительство.
По границам русского госу-дарства развернулось кру пное крепостное строите-льство.В Поволжье,в Цен-тральном районе и в Си-бири появилось несколь-ко мощных крепостей.В Смоленске под руководст-вом Ф.Коня построили стены длиной 6,5 км с 38 башнями. В Казани Барма и Ширяй воз вели грандиозный комп-лекс Казанского Кремля. Иностранцы считали Псков, Смоленск, Астрахань и Ка-зань неприступными.
Церковь Вознесения в Коломенском.
Слайд 7
3.Живопись.
Русская живопись развива-лась в рамках иконописи. Самым известным иконопи-сцем стал Дионисий рас-писавший часть Успенско-го собора Московского Кремля.Его работы отли-чают праздничность и све тлая радость. На его иконах святые изоб-ражаются в обрамлении жанровых сцен, описыва-ющих эпизоды их жизни. В период правления Грозно- го в иконы стали включа-ться исторические сюже-ты.
Дионисий.Митрополит Алексий с житием.
Слайд 8
В сер.16 в. В Москве была написана огромная, размером в 4 метра икона-картина «Церковь – воинствующая». В победоносном шествии русских воинов участвуют Владимир I,Александр Невский,Дмитрий Донской и др. Во главе воинства-архангел Михаил.В центре фигура византийского императора Константина.Их встречает богоматерь с младенцем.Икона символизировала по-беду православия над «неверными басурманами».
Церковь воинствующая. Икона 16 в.
Слайд 9
4.Просвещение.
С образованием единого государства возросла потреб-ность в грамотных людях.По решению Стоглавого собра при цервях и монастырях открылись школы для подготовки священников. Простых людей обучали специальные мастера «неду-ховного» звания,которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет.развитие школ пот-ребовало издания учебников.
Б.Кустодиев. Школа в Древней Руси.
Слайд 10
В 1564 г. при поддержке Ивана Грозного в Москве на Пе-чатном дворе И.Федоров и П.Мстиславец отпечатали первую книгу на русском языке- «Апостол».В 1565 г. из дается «Часослов»-первая книга для обучения грамо-те. И.Федоров был не только издателем,но и талантливым редактором- переводил книги, редактировал их, писал «Введения» и «Заключения».
«Апостол»-первая русская книга.
Слайд 11
5.Литература.
В 1 пол.16 в. В окружении митрополита Макария были созданы «Четьи Минеи»-церковная книга, в которой по дням распределялись церковные произведения для чтения на службе. В 16 в. Был написан знаменитый «Домострой», содержа-вший наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию, нормам поведения и т.д.главной идеей книги была идея подчинения главе семьи и царю.
Слайд 12
6.Общественная мысль.
В 16 в. В литературе появля-ется жанр публицистики. Иван Пересветов в пись-мах Грозному предложил царю ряд проектов ре-форм.В переписке Грозно-го с Иваном Курбским рас-сматриваются проблемы взаимоотношения государ ства и общества.Курбский предлагал сословно-пред-ставительскую монархию, а царь отстаивал идею са-модержавной власти. Протопоп Ермолай посвятил трактат крестьянскому во-просу.
«Мономахов трон» Ивана Грозного в Успенском соборе.
Слайд 13
Он доказывал, что богатство государства создается кре стьянским трудом,и что то лько благодаря народу мо гут существовать другие сословия. В 60-е гг. появляется «Сказа-ние о царстве Казанском». Автор описывает как он в плену принял ислам и воз-вратишись из плена вновь стал православным,за что царь наделил его землей. В книге содержится боль-шое количество сведений об истории Казани, опира-ющихся на различные ис-точники.
«Колокольня Ивана Великого в Москве.
Слайд 14
Народный быт в 16 в.сохранял прежние черты. Русские люди исповедовали христианство. Самым почитае-мым праздником была Пасха посвященная Воскреше-нию Иисуса Христа.Наряду с церковными сохрани-лись и языческие традиции - на святки народ устраи-вал игрища и обряды. люди переодевались и ходили по домам в с песнями и плясками. Стоглавый собор попытался запретит эти праздненства, но запрет не выполнялся.
А.Корзухин. Девичник.
Слайд 15
Люди пытались обобщать свой земледельческий опыт в результате чего возник Земледельческий календарь, составленный в соответствии с местными природны-ми условиями. В городах сказывалось иностранное влияние-появились мужчины без бороды,тюбетейки и др.Церковь повела борьбу с новой модой и приравняла ее к еретическим взглядам.
Слайд 2
www.сайт
Культура этого времени тесно связана с историческими событиями в стране. XVI век для Руси стал временем образования и централизации власти в Московском княжестве. В основном, именно там начинает бурно развиваться архитектура.
Слайд 3
Архитектура
В основе архитектуры Руси лежит шатровый стиль. О происхождении шатров точной информации нет. Они пришли на смену крестово-купольным постройкам и церквям.
Слайд 4
- Крупнейшие здания в шатровом стиле, построенные в XVI в.:
- Храм Вознесения в Коломенском. Он характеризуется удивительным архитектурным декором и узорами.
- Собор Василия Блаженного. Его построил зодчий Бармой.
Слайд 5
Другие известные постройки на Руси этого времени:
- Кремль в Москве. Конечно, Кремль был построен еще до XVI в., однако в это время его начали перестраивать. Архитекторы Кремля были иностранцами, поэтому в стиле смешаны западноевропейский и русский стили.
- Новый Успенский собор, построенный итальянцем Фиораванти. За основу архитектор брал Владимирский Успенский собор.
Слайд 6
- Архангельский собор Кремля. В этой постройке соединились традиционные формы и венецианский стиль.
- Благовещенский собор Московского Кремля. Этот собор - истинно русская постройка, с традиционными особенностями и чертами.
Слайд 7
Живопись
Как таковой живописи в современном понимании этого слова не существовала. Под живописью в то время понималось иконописание. XVI в ознаменован распространением ереси и гонением иконописцев. Из-за этого, художники начали изображать лики святых на иконах с оттенением.
Слайд 8
Помимо иконописания, художники могли писать на своих полотнах изображения храмов, соборов и церквей. Наиболее известные картины этого времени:
- «Рождественский собор Ферапонтова монастыря»
- «Собор Богородицы»
- «Покров Богородицы».
Слайд 9
Литература
Вся литература, которая была в то время, в большинстве своем, писалась от руки.
Однако именно в это время литература преобразовывается. В XVI веке появляются новые жанры:
Повести (« Повесть о Дракуле»)
Беллетристика (« Александрия» об Александре Македонском)
Рассказы.
Также, в XVI в. на Руси зарождается книгопечатание.
Слайд 10
Книгопечатание
- XVI в. Характеризуется появлением книгопечатания на Руси. Первой напечатанной книгой является «Апостол».
- Ее напечатал дьяк Иван Федорович. В основном все напечатанные книги носили богослужебный характер. О художественной литературе в XVI в речь еще не шла.
Слайд 11
Известные труды, напечатанные в XVI в.:
- « Апостол»
- «Букварь с грамматикой»
- Челобитные Ивану грозному от Ивана Пересветова.
- Домострой и др.
Слайд 12
Музыка
В XVI веке создается новая технология пения- троестрочное пение. Развитие в музыкальном и певческом направлении произошло благодаря созданию певческого хора дьяков в Московском княжестве.
Посмотреть все слайды
Слайд 1
КУЛЬТУРА РОССИИ В XVI ВЕКЕ
МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.
Слайд 2
Создание единого государства привело к огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и в
П. Коровин «Взятие Казани
Иоанном Грозным»
развитии культуры. В XVI в. Россия переживала культурный подъём, начинается формирование единой русской культуры,
которая складывалась на основе культурных достижений всех русских земель и народов, с которыми эти земли имели тесные связи.
Слайд 3
Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ
В XVI в. в произведениях культуры отражались исторические события, а также проблемы, стоявшие перед Россией. В них
преобладала героическая тематика, выражались идеипатриотизма,
крепкой государственной власти. Значительно меняется сам характер культуры - она становится более светской, всё больший интерес проявлялся к человеку, его внутреннему миру. В 40-70-х годах XVI в. определяющую роль стали играть светские публицисты, такие, как видный дипломат Ф. И. Карпов и дворянин И.С. Пересветов.
Покровская башня Псковского кремля
Слайд 4
Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ
Освобождение от ордынского владычества и создание единого государства способствовали развитию культурных контактов России с другими странами. Особенно успешно они развивались с Италией. В Россию приезжали работать выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера, оставившие след в развитии русской культуры.
Успенский собор Московского Кремля арх. Ар. Фиораванти
Слайд 5
Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ
Духовная и культурная жизнь российского общества по-прежнему находилась под сильным влиянием православной церкви. Стоглавый собор в 1551 г. утвердил образцы, которым надлежало следовать в искусстве. В живописи – творчество выдающегося русского иконописца Андрея Рублёва. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе - сочинения митрополита Макария и его кружка.
Слайд 6
ПРОСВЕЩЕНИЕ
С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе было принято решение открыть при церквях и монастырях училища в Москве и других городах. Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» недуховного звания, которые учили детей в течение двух лет. Детей обучали началам богословия, чтению, письму,
иногда арифметике. В качестве учебных пособий обычно использовали богослужебные книги, учебники грамматики и арифметики.
Слайд 7
ПРОСВЕЩЕНИЕ
С укреплением международного положения Русского государства, развитием дипломатических, экономических и культурных связей с европейскими и восточными странами возрастала потребность в людях, знающих иностранные языки. Во второй половине XVI в. несколько человек, готовясь к дипломатической карьере,
обучались в Константинополе, в Германии, на рубеже XVI и XVII вв. - в Лондоне, Любеке и во Франции. Как высокообразованный человек, был известен крупный политический деятель первой половины XVI в. Фёдор Карпов.
Слайд 8
ПРОСВЕЩЕНИЕ
В крупных монастырях (например, Троице-Сергиевом, Иосифо-Волоколамском и др.) и соборах (Святой Софии в Новгороде) имелись обширные библиотеки - «книгохранительные палаты». Некоторые знатные люди стали формировать домашние библиотеки. Большое собрание книг имел царь Иван IV.
Троице-Сергиев монастырь
Слайд 9
НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ
Крупнейшим культурным событием середины XVI в. стало возникновение российского книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана IV и при поддержке церкви. В 1564 г. в Москве на Печатном дворе (казённой типографии) Иван Фёдоров и его
помощник Пётр
Мстиславец
напечатали первую
русскую
датированную книгу «Апостол». В 1565 г. был издан
«Часословец» -
книга для обучения
грамоте
Слайд 10
В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. Летописное дело находилось под строгим контролем власти. Помимо записи событий по годам, на летописи возлагались задачи доказательства избранности правителей России, общерусского характера московской власти и др.
Лицевой свод (60-70-е гг. XVI в.) – описываются события всемирной и российской истории от Сотворения мира до середины XVI в. Лицевым он назван потому, что оформлен роскошными миниатюрами - лицами.
Слайд 11
ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Степенная книга (1562-1563 гг.) – первая попытка изложения событий российской истории для широкого круга читателей. Российская история в «Степенной книге» представлена как процесс восхождения русского народа по ступеням («степеням») исторической лестницы к Богу. Русские князья предстают перед читателями в образе идеальных и мудрых правителей,
отважных воинов и
примерных христиан.
Казанская история (60-е
гг. XVI в.) – большая часть
посвящена истории
Казанского ханства и
завоеванию в 1552 г.
Слайд 12
ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Больших успехов в XVI в. достигла татарская литература.
Одним из самых известных татарских поэтов того времени является Мухаммедьяр. Свои произведения он создавал в форме восточной нравоучительной притчи, широко используя приёмы татарской устной поэзии.
Книга «Светоч сердец»,
созданная Аднашем
Хафизом, автор размышляет
о событиях взятия Казани
русскими войсками и даёт
советы, как сохранить
самобытность в условиях
военного поражения.
Слайд 13
ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В XVI в. многие народы Поволжья, Кавказа и Сибири ещё не имели письменности. Свои исторические и общественные знания
они передавали в виде преданий.
Одним из выдающихся памятников народного творчества кавказских народов является Нартский эпос. Его герои -суровые богатыри - нарты обрабатывают землю, борются с тёмными силами.
Калмыки ещё в XIV в. создали свой героический эпос Джангар, в котором описаны приключения сказочных героев-богатырей Джангара, Савары, Хонгоры в сказочной стране Бумба.
Слайд 14
Литература XVI в. всё больше внимания уделяла проблеме крепнувшей великокняжеской (а позже - царской) власти.
«Сказании о князьях владимирских» - обоснование права московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть.
В начале XVI веке старцем Филофеем была выдвинута теория «Москва - третий Рим»
Монах Фелофей
Слайд 15
ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Расцвет публицистики:
челобитные Ивану IV Грозному Ивана Пересветова И.П. – защищал интересы дворянства, выступая за укрепление самодержавной власти,
переписка Ивана Грозного со сбежавшим в Литву князем Андреем Курбским – считал наилучшим формой государственной власти, когда монарх правит вместе с выборным органом
Князь Андрей Курбский
Слайд 16
ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
В XVI в. значительно расширился круг литературных произведений различных жанров.
Особое место занимал «Хронограф» - сборник занимательных и нравоучительных сочинений. Автор
рассматривает российскую историю
как часть всемирной истории.
В первой половине XVI в. круг людей,
близких к митрополиту Макарию,
создал знаменитые Четьи минеи
(«чтения ежемесячные»). Четьи минеи
стали своего рода церковно-
литературной энциклопедией русского
средневекового общества.
Слайд 17
ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
В XVI в. был написан знаменитый Домострой. Очевидно, составил или, во всяком случае, отредактировал его Сильвестр. Домострой содержал наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. Одной из главных идей была идея подчинения в государстве царской власти, а в семье её главе
Слайд 18
АРХИТЕКТУРА
В XVI в. рост городов, который шёл прежде всего на вновь присоединённых территориях, привёл к повышенному вниманию
к вопросам архитектуры и градостроительства. Москва становится центром русского зодчества. Изменяется внешний облик Московского Кремля. В 1508 г. Алевиз Фрязин завершил строительство царской усыпальницы - Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот.
Слайд 19
АРХИТЕКТУРА
Колокольня Ивана Великого Величайший памятник русской архитектуры Московского Кремля XVI века. Построена в память об умершем царе Иване III итальянским мастером Боном Фрязиным в 1508 году. Высота 81 метр. После надстройки до высоты 81 м в 1600 г. (при Борисе Годунове) колокольня являлась самым высоким зданием России до начала XVIII века. Всего на колокольне находятся 34 колокола
Слайд 20
АРХИТЕКТУРА
С территории Кремля выводятся почти все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и торговцы. Здесь появляются торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также официальные государственные учреждения - Печатный и Посольские дворы, строятся здания приказов.
Слайд 21
АРХИТЕКТУРА
Но особенно ярко художественные достоинства архитектуры проявились в церковных постройках. Каменное столичное зодчество впитывает в себя традиции русского народного деревянного зодчества. Итогом этого процесса стало появление шатрового стиля в русской архитектуре. Выдающимся памятником стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 г. в честь рождения у Василия III долгожданного наследника - будущего Ивана IV.
Слайд 22
АРХИТЕКТУРА
Вершиной русского зодчества по праву считается возведённый в 1555-1561 гг. в непосредственной близости от Кремля Покровский собор. (Его называют также храмом Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребённого у его стен.) Он был построен в честь взятия Казани русскими мастерами Бармой и Постником
Слайд 23
АРХИТЕКТУРА
Широко развернулось крепостное строительство. Крепости возводились и на западе (Смоленск), и на востоке (Самара, Саратов, Тобольск, Тюмень), на юге (Воронеж, Курск, Белгород, Астрахань, Царицын), и на севере (Архангельск). Особенно впечатляющими были укрепления Смоленска (38 башен), возведённые под руководством Фёдора Коня.
Слайд 24
АРХИТЕКТУРА
После завоевания Казани по царскому указу в город были отправлены псковские мастера во главе с зодчими Бармой и Ширяем. Они создали в Казани ряд выдающихся архитектурных сооружений. Прежде всего зодчие начали строительство нового Казанского кремля, двумя круглыми башнями по бокам фасада и стенами между ними.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
В середине XVI в. в Москве была написана огромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани. Икона «Церковь воинствующая». На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном IV. Среди воинов князь Владимир Святославич с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители.
Слайд 28
ИСКУССТВО ЛИТЬЯ
В XVI в. в России развивалось и литейное дело. Подлинного мастерства в нём достиг выдающийся пушечный и колокольный мастер Андрей Чохов. Самым большим и искусно оформленным из них является Царь-пушка.
Слайд 29
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Основным жанром музыкальной культуры в России XVI в. было церковное пение, развитию которого способствовал сам Иван IV. В Александровой слободе существовала музыкальная школа, в которой обучали церковному пению. Иван IV создавал стихиры - тексты для церковных песнопений.
Слайд 30
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Богатой и разнообразной была в то время песенная
культура народов России. Тематика песен была у всех народов примерно одинакова: обрядовые, героические, лирические, шуточные. Но музыкальные инструменты у народов различались.
Русские чаще использовали гусли, карелы - разновидность
гуслей кантеле, башкиры и татары - курай (флейту), варган, смычковый кубыз.
Слайд 31
Народный быт в XVI в. в основном сохранял черты прежних времён. Русские люди исповедовали христианство и обязательно отмечали православные религиозные праздники. Одним из самых
почитаемых из них была Пасха – праздник, посвященный
Воскресению Иисуса Христа, праздновался весной. Начинался он крестным ходом. Символами праздника Пасхи были крашеные яйца, куличи, пасха.
Слайд 32
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ПОВСЕДНЕВНЫЙ БЫТ
Однако, помимо церковных праздников, в народной среде сохранялись языческие традиции. Таковыми были святочные увеселения. Святками назывались 12 дней между Рождеством и Крещением. И, не смотря на призывы церкви, по языческим
традициям, они сопровождались своеобразными обрядами и игрищами - колядками.
1 из 12
Презентация на тему: Русская культура 16 века
№ слайда 1
Описание слайда:
Русская культура 16 века. Ничего нет лучше, крашеМилой родины твоей.Оглянись на предков наших,На героев прошлых дней.Вспоминай их добрым словом -Слава им, борцам суровым,Слава нашей стороне,Слава русской старине! Н. Кончаловская
№ слайда 2
Описание слайда:
Особенности развития русской культуры XVIв. Развитие культуры России XVIв., как и во все времена,была не толькообусловлена социальным,экономическим,и политическим развитием общества, но само являлось важнейшей составнойчастью исторического развития в целом.Культура,не обособленная грань об-щественной жизни,а одно из её прояв-лений,теснейшим образом связанных совсеми другими.Уровень и характер раз-вития культуры зависит от общего уровнясоциально-экономического развития общества,так и в определённой степени от предыдущих традиций и накопления культур-ного наследия.Рубеж XV - XVI вв.- перелом в исто-рическом развитии русских земель.Яв-ления характерные этому времени ока-зали прямое воздействие на духовнуюжизнь России,на развитие ее культуры,предопределили характер и направлениеисторико-культурного процесса.
№ слайда 3
Описание слайда:
Русская культура XVI века. Книгопечатание. Около 1553 г. - первая типография в России, но имена печатников не известны. 1563 - 1564 гг. - дьяк одной из кремлевских церквей Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец на Печатном дворе напечатали первую книгу с выходными данными ("Апостол"). К концу XVI в. типографии работали не только на Никольской улице (ныне 25-Октября), но и в Александровской слободе. Но печатная книга не вытеснила рукописную, так как печатали в основном богослужебные книги.
№ слайда 4
Описание слайда:
Сказание о князьях Владимирских" - произведение, в котором подчеркивалась идея преемственности власти московских государей от византийских императоров.Переписка князя А.М. Курбского с Иваном Грозным. О путях и методах централизации, об отношении монарха и подданых вели яростный спор талантливые и политические противники - Курбский и Иван IV. 1564 г. - Иван IV получил послание князя Курбского из-за рубежа (Литвы), обвиняющее его в тирании.Регламентация русской жизни. "Домстрой" попа Сильвестра (приближенного Ивана IV), что в переводе на современный русский язык означает "домоводство". Книга эта содержит и наставления церковного характера, и советы по воспитанию детей и жены.
№ слайда 5
Описание слайда:
Архитектура XVI в. На протяжении всего века продолжалось строительство московских укреплений. При Глинской в Москве были построены стены Китай-города, защищавшие центральную часть посада. Конец XVI в. - "городовых дел мастер" Федор Савельевич Конь возвел кольцо укреплений "Белого города" длиной около 9,5 км с 27 башнями (проходило по линии нынешнего бульварного кольца). Конь построил также Кремль в Смоленске, ему приписывают стены Симонова монастыря в Москве и Пафнутьева (в Боровске) монастыря. Последние годы XVI в - создание последней внешней линии укреплений Москвы - "Скородома" (деревянной стены по земляному валу). "Скородом" проходил по линии нынешнего Садового кольца. Вторая треть XVI в. - в каменное зодчество проникает из деревянного шаровой стиль. Шедевр этого стиля - церковь Вознесения в селе Коломенском (в черте Москвы). 1554 - 1561 гг. - архитектор Постник Яковлев и Барма построили на Красной площади собор Покрова, что на рву, в честь взятия Казани.