Литературно-музыкальная композиция «А зори здесь тихие» по произведению Б. Васильева

С каждым годом люди отношение людей к событиям войны меняется, многие из нас стали забывать о тех подвигах, которые совершали наши дедушки и бабушки ради будущего своих детей. Благодаря авторам того времени, мы до сих пор можем изучать произведения и вникать в хронику истории. Произведение Бориса Васильева "А зори здесь тихие..." было посвящено людям, которые прошли через жестокою войну, которые к сожалению не вернулись домой, а также своим друзьям и товарищам. Эту книгу можно назвать памятью, ведь события описанные в ней близки каждому, кто хранит в себе память о Великой Отечественной Войне.

В произведении были описаны судьбы пяти девушек-зенитчиц, а также их командира, действия происходили во время Великой Отечественной войны. Читая этот рассказ я полностью прониклась сочувствием к главным героям, ведь они даже не успели еще почувствовать вкус жизни. Главные героини-Соня Гурвич, Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина, молодые девушки, только начавшие жить, они яркие, веселые и настоящие. Но каждой из них выпала роль умереть в борьбе за защиту своей Родины, за любовь к ней и будущее. Они боролись за свободу, но сами были жестоко наказаны судьбой, ведь война разрушила их планы на жизнь, не дав хотя бы капли на что-то светлое. Это страшное события разделила их жизнь на два периода, и у них просто не было другого выхода, кроме как взять оружие в свои нежные руки.

Федот Васков был еще одним главным героем, автор очень проникновенно описал ту горечь и боль, которую испытывал Федот за каждой из девушек. Он был воплощением настоящего солдата, смелый и отважный, он понимал то, что девушка должна находится дома, рядом с детьми и домашним очагом, а не воевать. Видно, как ему безумно хочется отомстить фашистам, за то, что они сделали с молодыми девушками.

Борис Васильев использовал в своей работе то, что видел сам и чувствовал, поэтому повесть содержит четкие описания событий войны. Благодаря этому читателю удается погрузиться в атмосферу тех самых страшных сороковых годов. Я прочувствовала ужас того времени, и поняла, что война не выбирала кого убивать, это были и дети и взрослые, и старые и молодые, у кого-то убили мужа, у кого-то сына или брата.

Несмотря на всю боль происходящего, в конце автор дает понять, что чтобы там ни было, добро все равно победит зло. Эти пять девушек, которые отдали свою жизнь за Родину, навсегда останутся в наших сердцах и будут героями Великой войны.

Темы затронутые произведением А зори здесь тихие

1) Героизм и самоотдача

Казалось бы, еще вчера эти женщины были школьницами, которые спешат на занятия, а сегодня они молодые и храбрые бойцы которые воюют в одной колоне с мужчинами. Но идут они в бой, не из-за принуждения государства или близких, девушки идут туда из-за любви к родине. Как по сей день показывает нам история, эти девушки принесли огромный вклад в победу страны.

2) Женщина на войне

Но самый главный смысл всего произведения Васильева, это ужасающая мировая война, на которой на ровне с мужчинами воюют женщины. Они не поддерживают солдат сзади, не лечат и не кормят, а держат в руках ружье и идут в атаку. У каждой из женщин есть своя семья, свои мечты и цели на жизнь, но у многих из них будущее оборвется на поле битвы. Как говорит главный герой, самое страшно на войне не то что погибают мужчины, а что умирают женщины, и после умирает и вся страна.

3) Подвиг непрофессионала

Ни одна из этих женщин, которая вступила на тропу войны, не проходила постоянные годовые курсы. Они не служили подолгу в армии и не умеют досконально владеть оружием. Они все непрофессиональные бойцы, а обычные советские женщины, которые могли стать женами и матерями, но, несмотря на это стали настоящими бойцами. Даже не важна их некомпетентность, они сражаются на ровне и приносят огромный вклад в истории.

4) Мужество и честь

Несмотря на то что, каждая женщина во время войны принесла огромный клад в победе, есть и те которые выделились больше всего. Например, можно вспомнить героиню из книги, под именем Женя Комелькова, которая позабыв о своем будущем, мечтах и целях, ценной своей жизни, спасла своих товарищей, переманив на себе фашистов. Казалось бы, даже не каждый мужчина отважился бы на такой поступок, но это юная девушка вопреки всему, рискнула и смогла помочь своим сослуживцам. Даже после того как женщина получила серьезное ранение, она не жалела об этом поступке и хотела лишь своей родине победу.

5) Уважение к Родине

Один из героев Восков, после всех военных действий, очень долго себя винил и оскорблял, за то, что не смог уберечь и спасти слабый пол, который отдавал на поле битвы свои жизни. Мужчина боялся, что из-за смерти солдат, на бунт встанут их отцы, мужья, а главное дети, которые начнут обвинять Воского в том, что он не смог уберечь их женщин. Солдат не верил, что какой-то Беломорканал стоит стольких ушедших душ. Но в один момент, одна из женщин Рита, сказала, чтобы мужчина перестал самобичеваться, унижать и постоянно раскаиваться в этом, так как война это не место для грусти и сожаления. Все эти женщины боролись не за обычные дороги или опустевшие здания, они боролись за свою родину и за свободу целой нации. Именно так автор, передает отважность людей и любовь их к родине.

11 класс, ЕГЭ

Произведение относится к эпистолярному жанру направления сентиментализма и представляет собой роман в виде писем, в которых главные персонажи повествуют о своей жизни с ее эмоциями, переживаниями, чувствами.

  • Анализ рассказа Чехова Черный монах

    Талант, гениальность, мания величия. Эти темы старались осветить многие писатели. А.П.Чехов в 1893 году пишет повесть «Черный монах» о своем современнике

  • Повесть «А зори здесь тихие» Бориса Васильева – одно из самых проникновенных и трагических произведений о Великой Отечественной войне. Впервые опубликована в 1969 году.
    Повествование о пяти девушках-зенитчицах и старшине, вступивших в бой с шестнадцатью немецкими диверсантами. Герои говорят с нами со страниц повести о противоестественности войны, о личности на войне, о силе духа человека.

    В главной теме повести – женщина на войне отражена вся «беспощадность войны», сама же тема до появления повести Васильева в литературе о войне не поднималась. Чтобы разобраться в событийном ряде повести, можно читать краткое содержание «А зори здесь тихие» по главам на нашем сайте.

    Главные герои

    Васков Федот Евграфыч – 32-х лет, старшина, комендант разъезда, куда прикомандированы на службу девушки-зенитчицы.

    Бричкина Елизавета -19 лет, дочь лесника, жившая до войны на одном из кордонов в лесах Брянщины в «предчувствии ослепительного счастья».

    Гурвич Соня – девушка из интеллигентной «очень большой и очень дружной семьи» минского врача. Отучившись год в московском университете, ушла на фронт. Любит театр и поэзию.

    Комелькова Евгения – 19 лет. У Женьки свой счет к немцам: ее семью расстреляли. Несмотря на горе, «характер ее был весел и улыбчив».

    Осянина Маргарита – первая из класса вышла замуж, через год родила сына. Муж, пограничник, погиб на второй день войны. Оставив ребенка маме, Рита ушла на фронт.

    Четвертак Галина – воспитанница детдома, мечтательница. Жила в мире собственных фантазий, и на фронт ушла с убеждением, что война – это романтика.

    Другие персонажи

    Кирьянова – сержант, помкомвзвода девушек-зенитчиц.

    Глава 1

    В мае 1942 года на 171 железнодорожном разъезде, оказавшемся внутри идущих вокруг военных действий, уцелело несколько дворов. Немцы прекратили бомбежки. На случай налета командованием были оставлены две зенитные установки.

    Жизнь на разъезде была тихой и спокойной, зенитчики не выдерживали искушения женским вниманием и самогоном, и по рапорту коменданта разъезда старшины Васкова один «опухший от веселья» и пьянства полувзвод сменял следующий…Васков просил прислать непьющих.

    Прибыли «непьющие» зенитчики. Бойцы оказались совсем молоденькими, и были они… девушками.

    На разъезде стало спокойно. Девушки над старшиной подтрунивали, Васков чувствовал себя неловко в присутствии «ученых» бойцов: образования у него было всего 4 класса. Главное же беспокойство вызывал внутренний «беспорядок» героинь – они все делали не «по уставу» .

    Глава 2

    Потеряв мужа, Рита Осянина, командир отделения зенитчиц, стала суровой и замкнутой. Однажды убили подносчицу, и вместо нее прислали красавицу Женю Комелькову, на глазах которой немцы расстреляли близких. Несмотря на пережитую трагедию. Женька открыта и озорна. Рита и Женя подружились, и Рита «оттаяла» .

    Их подругой становится «заморыш» Галя Четвертак.

    Услышав о возможности перевода с передовой на разъезд, Рита оживляется – оказывается, у нее рядом с разъездом в городе сын. По ночам Рита бегает навещать сына.

    Глава 3

    Возвращаясь из самовольной отлучки через лес, Осянина обнаруживает двух незнакомцев в маскировочных халатах, с оружием и пакетами в руках. Она спешит рассказать об этом коменданту разъезда. Внимательно выслушав Риту, старшина понимает, что она столкнулась с немецкими диверсантами, двигающимися в сторону железной дороги, и решает идти на перехват противника. В распоряжение Васкова выделены 5 девушек-зенитчиц. Беспокоясь за них, старшина старается подготовить свою «гвардию» к встрече с немцами и подбодрить, шутит, «чтоб засмеялись, чтоб бодрость появилась» .

    Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич со старшим группы Васковым отправляются коротким путем к Вопь-озеру, где рассчитывают встретить и задержать диверсантов.

    Глава 4

    Федот Евграфыч благополучно проводит своих бойцов через болота, минуя топи (только Галя Четвертак теряет в болоте сапог), к озеру. Здесь тихо, «как во сне» . «И до войны края эти не очень-то людными были, а теперь и вовсе одичали, словно и лесорубы, и охотники, и рыбаки ушли на фронт» .

    Глава 5

    Рассчитывая быстро справиться с двумя диверсантами, Васков все-таки «для подстраховки» выбрал и путь отступления. В ожидании немцев девушки пообедали, старшина дал боевой приказ задержать немцев при их появлении, и все заняли позиции.

    Галя Четвертак, промокшая в болоте, заболела.

    Немцы появились только наутро: «из глубины все выходили и выходили серо-зеленые фигуры с автоматами наизготовку» , и оказалось их не двое, а шестнадцать.

    Глава 6

    Понимая, что «пятеркой смешливых девчат да пятью обоймами на винтовку» с фашистами не справиться, Васков посылает «лесную» жительницу Лизу Бричкину на разъезд, сообщить, что нужно подкрепление.

    Стараясь спугнуть немцев и заставить их идти в обход, Васков с девушками делают вид, что в лесу работают лесорубы. Они громко перекликаются, палят костры, старшина рубит деревья, а отчаянная Женька даже купается в реке на виду у диверсантов.

    Немцы ушли, и все хохотали «до слез, до изнеможения» , думая, что самое страшное миновало…

    Глава 7

    Лиза «летела через лес как на крыльях» , думая о Васкове, и пропустила приметную сосну, возле которой нужно было повернуть. С трудом двигаясь в болотной жиже, оступилась – и потеряла тропу. Чувствуя, как трясина поглощает ее, в последний раз увидела солнечный свет.

    Глава 8

    Васков, понимающий, что враг хоть и скрылся, но может напасть на отряд в любую минуту, идет с Ритой в разведку. Выяснив, что немцы обосновались на привале, старшина принимает решение поменять расположение группы и отправляет Осянину за девушками. Васков расстраивается, обнаружив, что забыл кисет. Увидев это, Соня Гурвич бежит забрать кисет.

    Васков не успевает остановить девушку. Через некоторое время ему слышится «далекий, слабый, как вздох, голос, почти беззвучный крик» . Догадываясь, что может означать этот звук, Федот Евграфыч зовет с собой Женю Комелькову и идет на прежнюю позицию. Вдвоем они находят убитую врагами Соню.

    Глава 9

    Васков с яростью преследовал диверсантов, чтобы отомстить за смерть Сони. Незаметно подобравшись к идущим без опаски «фрицам», старшина убивает первого, на второго сил не хватает. Женя спасает Васкова от гибели, убивая немца прикладом. Федот Евграфыч «печалью был полон, по самое горло полон» из-за гибели Сони. Но, понимая состояние Женьки, которая мучительно переносит совершенное ею убийство, объясняет, что враги сами преступили человеческие законы и потому ей надо понять: «не люди это, не человеки, не звери даже – фашисты» .

    Глава 10

    Отряд похоронил Соню и двинулся дальше. Выглянув из-за очередного валуна, Васков увидел немцев – те шли прямо на них. Начав встречный бой, девушки с командиром заставили диверсантов отступить, только Галя Четвертак от страха отбросила винтовку и упала на землю.

    После боя старшина отменил собрание, где девушки хотели судить Галю за трусость, он объяснил ее поведение неопытностью и растерянностью.

    Васков идет в разведку и в целях воспитания берет с собой Галю.

    Глава 11

    Галя Четвертак шла вслед за Васковым. Она, всегда жившая в своем выдуманном мире, при виде убитой Сони была сломлена ужасом реальной войны.

    Разведчики увидели трупы: раненых добили свои же. Диверсантов оставалось 12.

    Спрятавшись с Галей в засаде, Васков готов расстреливать показавшихся немцев. Вдруг наперерез врагам кинулась ничего не соображающая Галя Четвертак, и была сражена автоматной очередью.

    Старшина решил увести диверсантов как можно дальше от Риты и Жени. До ночи он метался между деревьями, шумел, кратко стрелял по мелькающим фигурам врага, кричал, увлекая немцев за собой все ближе к болотам. Раненый в руку, спрятался на болоте.

    На рассвете, выбравшись из болота на землю, увидел старшина чернеющую на поверхности топи армейскую юбку Бричкиной, привязанную к шесту, и понял, что Лиза погибла в трясине.

    Надежды на помощь теперь не было…

    Глава 12

    С тяжелыми мыслями о том, что «проиграл он вчера всю свою войну» , но с надеждой, что живы Рита и Женька, Васков отправляется на поиски диверсантов. Набредает на заброшенную избу, оказавшуюся убежищем немцев. Наблюдает, как прячут они взрывчатку и уходят на разведку. Одного из оставшихся в ските врагов Васков убивает и забирает оружие.

    На берегу речки, где вчера «спектакль фрицам устраивали» , старшина и девушки встречаются – с радостью, как сестры и брат. Старшина говорит о том, что Галя и Лиза погибли смертью храбрых, и о том, что всем им предстоит принять последний, по всей видимости, бой.

    Глава 13

    Немцы вышли на берег, и бой начался. «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать» . Казалось Федоту Васкову, что он последний сын своей Родины и последний ее защитник. Отряд не давал немцам перейти на другой берег.

    Риту тяжело ранило в живот осколком гранаты.

    Отстреливаясь, Комелькова старалась увести за собой немцев. Веселая, улыбчивая и неунывающая Женька не даже не сразу поняла, что ее ранили – ведь глупо и невозможно было погибнуть в девятнадцать лет! Она стреляла, пока были патроны и силы. «Немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее гордое и прекрасное лицо…»

    Глава 14

    Понимая, что умирает, Рита рассказывает Васкову о сыне Альберте и просит о нем позаботиться. Старшина делится с Осяниной своим впервые появившимся сомнением: стоило ли беречь канал и дорогу ценой гибели девочек, впереди у которых была вся жизнь? Но Рита считает, что «Родина не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал» .

    Васков направился навстречу врагам. Услышав слабый звук выстрела, вернулся. Рита застрелилась, не желая мучиться и быть обузой.

    Похоронив Женю и Риту, почти обессилевший, Васков брел вперед, к заброшенному скиту. Ворвавшись к диверсантам, убил одного из них, четверых же взял в плен. В бреду ведет раненый Васков диверсантов к своим, и, только поняв, что дошел, теряет сознание.

    Эпилог

    Из письма туриста (оно написано много лет спустя после окончания войны), отдыхающего на тихих озерах, где «полное безмашинье и безлюдье» , мы узнаем, что приехавшие туда седой старик без руки и капитан-ракетчик Альберт Федотыч привезли мраморную плиту. Вместе с приезжими турист разыскивает могилу когда-то погибших здесь зенитчиц. Он замечает, какие здесь тихие зори…

    Заключение

    Много лет трагическая судьба героинь не оставляет равнодушными читателей любого возраста, заставляя осознавать цену мирной жизни, величие и красоту истинного патриотизма.

    Пересказ «А зори здесь тихие» дает представление о сюжетной линии произведения, знакомит с его героями. Проникнуть же в суть, почувствовать прелесть лирического повествования и психологическую тонкость авторского рассказа возможно будет при чтении полного текста повести.

    Тест по повести

    После прочтения краткого содержания обязательно попробуйте ответить на вопросы этого теста.

    Рейтинг пересказа

    Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 2445.

    Литературно-музыкальная композиция «А зори здесь тихие»

    по произведению Б. Васильева

    Цель:

      воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;

      прививать нравственно-эстетические качества, чувство любви к родному краю.

    Задачи:

      расширение знаний учащихся о героической истории нашего народа;

      воспитание уважительного отношения к старшему поколению, развитие интереса к песням военных лет;

      формирование активной жизненной позиции посредством музыкальных образов.

    Оборудование: выставка книг, аудиозаписи песен о войне, фильм “А зори здесь тихие”, на столе в вазах цветы, свечи, костюмы для инсценировок (гимнастерки, пилотки, сапоги, брюки, юбки, бинокли), палатка, гармонь, изображение костра.

    Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

    Ход мероприятия

      Звучит песня на слова Р.Гамзатова “Журавли”.

    ВЕДУЩИЙ (на фоне музыки):

    70 лет прошло, как отгремели салюты Победы, как вернулись домой солдаты великой войны, но “не утихает наша память о тех, кто был убит войной”. Мы в вечном долгу перед теми, кто пал на полях сражений, кто ушёл, “не долюбив, не докурив последней папиросы”, кто свою юность и жизнь положил на алтарь Отечества. И сегодня мы поговорим о тех женщинах, девушках, которые сменили туфельки на солдатские сапоги, платьишки – на шинели и ушли в блиндажи.

    Перед нами повесть Бориса Васильева “А зори здесь тихие”, написанная почти 30 лет назад. Спектакли по повести были поставлены во многих театрах страны и за рубежом. Экранизация, осуществлённая режиссёром С. Ростоцким, обошла многие экраны мира. А интерес к повести не ослабевает. Есть в этом небольшом произведении то, что не оставляет равнодушным ни взрослого, ни подростка – трагическая судьба девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, рассказ о том, какой ценой досталась нам победа. Книга эта печальная и даже трагичная, она растревожила нашу душу, заставила о многом думать. И мы сегодня пройдём болотистыми тропами вместе со старшиной Васковым и пятью юными зенитчицами, примем с ними неравный бой. Но сначала – прослушаем диалог писателя с журналистом.

      Диалог писателя с журналистом

    ЖУРНАЛИСТ . Борис Львович, вы - автор всемирно известный, лауреат Государственной премии, человек, много повидавший и испытавший. Что вы думаете о нашем поколении:

    ПИСАТЕЛЬ. Детство – единственная страна, где все талантливы. Бездарных детей не бывает. Но удивительное дело: отсюда, из этой прекрасной, удивительной страны, все почему-то бегут, рвутся, спешат уйти. Хотят стать взрослыми. Скорее. Завтра, немедленно.

    ЖУРНАЛИСТ . Борис Львович, как складывалась ваша писательская судьба, какие жизненные обстоятельства сильно на вас повлияли?

    ПИСАТЕЛЬ. Моя судьба тесно слита с молодым поколением. Мы, родившиеся сразу после гражданской войны, минуя всякую молодость, шагнули прямо из детства на фронты Великой Отечественной войны. С этого началась для меня военная тема. Я был и кавалеристом, и пехотинцем, и десантником, и пулемётчиком, и танкистом. Воевал я недолго, но увидел и пережил многое.

    Не написать я не мог: у меня был долг перед теми, кто погиб, кто остался там. Этот долг существует, никуда от него не денешься, когда принадлежишь к поколению “ лёгших под танки”

    ЖУРНАЛИСТ . Как вы относитесь к теме “Женщины на войне”?.

    ПИСАТЕЛЬ. Понимаете, когда на фронте гибнут мужчины, это больно, горько, страшно, что хотите, но это естественно. Долг мужчины издревле – защищать Родину ценою собственной жизни. Это долг. Но когда погибают девушки – это уже не война. Это убийство. Повесть “А зори здесь тихие” написана об убийцах. Это – главная мысль.

    ЖУРНАЛИСТ. Многие ваши книги экранизированы. Как живётся вашим героям на экранах?

    ПИСАТЕЛЬ. Скажу честно: я очень люблю, когда по моим книгам ставят фильмы. Потому что я прекрасно понимаю, как занят современный человек. Не всякий прочтёт книгу, поэтому я с радостью отношусь к возможности высказаться на языке массового искусства.

    Печально другое. Многие школьники, сберегая своё время, пишут сочинения. Не читая книг, а посмотрев фильм. Значит, знакомство с писателем не состоялось.

    ВЕДУЩИЙ. И сегодня перед нами синтез двух искусств – художественное произведение и кинофильм С. Ростоцкого, который многие из вас уже посмотрели.

      Сценка из произведения Б.Л. Васильева “А зори здесь тихие”

    Экспозиция

    Привет, старичок! Ты там доходишь на работе, а мы ловим рыбешку в непыльном уголке. Комары, проклятые, донимают, но жизнь все едино райская. Старик, давай цыгань отпуск и рви к нам.

    Тут полное обезмашинье и безлюдье. Раз в неделю шлепает к нам моторка с хлебушком, а так хоть телешом весь день гуляй. К услугам туристов – два шикарных озера с окунями и речушка с хариусами. А уж грибов!

    Сегодня с моторкой приехал какой-то старикан без руки и с ним капитан-ракетчик. Капитана величают Альбертом Федотычем (представляешь?), а своего старикана он именует посконно и домотканно – тятей.

    Что-то они тут собираются разыскивать – я не вникал.

    Вчера не успел дописать: кончаю утром. Здесь оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете. Альберт Федотыч привез мраморную плиту. Мы разыскали могилу – она за речкой в лесу. Я хотел помочь им донести плиту и – не решился.

    А зори – то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые – чистые, как слезы…”.

    Сценка (развитие действия)

    Слышится музыка природы, поют соловьи (звучит фонограмма). Выходят шесть девушек и старшина Васков.

    Васков: Раз, два… левой, левой!

    Отделение, стой! Раз, два. Направо!

    (выходит чуть вперед и встает перед девушками)

    (сдает рапорт)

    Кирьянова: Товарищ старшина, 1-ое отделение 3-его взвода 5-ой роты Отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыло в ваше распоряжение. Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова.

    Васков: Вольно! По порядку рассчитайтесь.

    1: Рита Осянина

    2: Женя Комелькова

    3: Лиза Бричкина

    4: Галя Четвертак

    5: Соня Гурвич

    Васков: Отделение, вольно! Разойдись! 30 минут на отдых. Так, нашли, значит, непьющих… Из расположения без моего разрешения ни ногой…

    Рита: Даже за ягодами?

    Васков: Ягод еще нет.

    Комелькова:

    А щавель можно собирать? Нам без приварка трудно, товарищ старшина, отощаем.

    Лиза: Ой, Женька, и красивая ты, ну точно русалка.

    (Женя расчесывает волосы)

    Галя: Женька, с тебя только скульптуру лепить!

    Соня: Нет, Женька, тебя в музей нужно. Под стекло на черном бархате.

    Кирьянова: Нет, несчастная, ты баба, такую фигуру в обмундирование паковать – это же сдохнуть можно.

    Лиза: Послушай, Женька, а как же полковник? Как же ты смогла?

    Женя: А вот смогла. Сейчас воспитывать начнешь или после отбоя?!

    Галя: На сцену бы тебе… такая баба пропадает!

    Девушки рассаживаются. Вместе поют песню:

    «Синенький скромный платочек» (Фонограмма)

    Васков: Вот и зажили мы…

    Рита: (вбегает) Товарищ старшина! Немцы в лесу!

    Васков: Так, откуда известно?

    Рита: Сама видела. Двое с автоматами.

    Васков: Команду – в ружье: боевая тревога!

    Все девушки встали в строй

    Васков: Отряд, равняйсь, смирно!

    Нечего сказать, строй – у одной волосы, как грива, у другой – какие-то бумажки на голове. Вояки! Кто немецкий знает?

    Соня: Я знаю.

    Васков: Что такое “я”? Докладывать надо!

    Соня: Боец Гурвич!

    Васков: Как там по-ихнему: “Руки вверх”?

    Соня: Хенде Хох!

    Васков: Точно! Так, идем на двое суток. Взять сухой паек, патронов 5 обойм, обуться по-человечески, в порядок себя привести. Слушайте боевой приказ! Я решил встретить врага на основной позиции. Противник силою до 2-х фрицев движется в район Вопь-озера. Боевые действия начинать строго по моей команде.

    Разойтись по позициям!

    (звучит фонограмма. Музыка природы с чириканьем сороки )

    Рита: Птицы кричат!

    Васков: Сороки-белобоки. Значит, идет кто-то. Не иначе гости.

    Рита: Ой, товарищ старшина – 3, 5, 8, 10, 16!

    Васков: Вижу!

    Рита: Если б только знали – 6 против 16.

    Лиза: Значит, мне сейчас идти?

    Васков: Дуй, Лизавета Батьковна. Сообщи нашим.

    Лиза убегает. (стреляет пулеметная очередь) (1 фон)

    Ой, закурить бы, да кисет где-то оставил…

    Побежала. (стреляет пулеметная очередь. 2 фон)

    Соня: Я принесу!

    Васков: Куда, боец Гурвич? Назад.

    Галя: А-а-а! я им сейчас покажу. Не выдержала, побежала. (3 фон)

    Васков и Женя несут раненую Риту

    Васков: Тряпки давай, быстрее.

    Женя: Да нету у меня… Как тебя угораздило.

    Васков: Ах, ты, черт (Рвет на себе рубашку) . Ничего, Рита, кишки целые… заживет… (перевязывает рану)

    Рита: Немцы, немцы где? Иди же туда, Женька… Там…

    Женька посмотрела на Риту, взяла автомат и ушла. Стреляет ее автомат, уводя фашистов. Фонограмма пулеметной очереди фашистов

    Рита: Болит?

    Васков: Здесь у меня болит (ткнул в грудь) . Положил я вас всех, всех шестерых положил, а за что? За десяток фрицев?

    Рита: Ну, война же?

    Васков: А потом, когда мир будет? Что ответить, если спросят: “Что же ты, Васков, мам наших от пуль не уберег?”

    Рита: Но ведь мы Родину защищали…

    Васков: Ох, Рита, ты пока полежи, я схожу, погляжу вокруг.

    Вот, возьми, там 2 патрона осталось.

    Рита: Просьбу мою последнюю выполнишь?

    Васков: Нет!

    Рита: Я все равно умру, ты это знаешь, только намучаюсь.

    Васков: Брось, Рита, я пойду погляжу…

    Только сделал несколько шагов, Рита выстрелила в висок

    Васков: Все погибли. Один я остался… 6 девчонок против 16.

    А тишина здесь стояла такая… А зори здесь были тихими – тихими…

    (пение птиц)

    Ведущий: Но чтобы зори были тихие, пели птицы и люди радовались жизни, уходили на смерть юноши и девушки, отдавали свои жизни во имя грядущих поколений. И мы не вправе забывать об этом.

    ЧТЕЦ .

    Качается рожь несжатая,

    Шагают бойцы по ней.

    Шагаем и мы - девчата,

    Похожие на парней.

    Нет, это горят не хаты-

    То юность моя в огне…

    Идут по войне девчата,

    Похожие на парней.

    ВЕДУЩИЙ. Эти слова принадлежат поэтессе, фронтовичке, Женщине с большой буквы – Юлии Друниной.

    ВЕДУЩИЙ. Никогда, ни в какие времена не было войны, когда бы женщины играли роль столь огромную, как во время Великой Отечественной. Целые полки -–зенитные, связи, ночных бомбардировщиков (“Внимание! В небе ночные ведьмы!”), не говоря о медицинских батальонах, ротах – сплошь состояли из представительниц прекрасного пола. В трагическом 41-м оно стало поколением добровольцев.

    Б. ВАСИЛЬЕВ ПИСАЛ: ”Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, была много труднее, чем всё, что они могли себе придумать в самую отчаянную пору своих фантазий.

    ПОЧЕМУ ВСЕ ДЕВУШКИ В ПОВЕСТИ ПОГИБАЮТ?

    (Гибель девушек подчёркивает жестокость войны. Писатель показал правду войны. На одной из читательских конференций Б.Васильев, отвечая на этот вопрос, подчеркнул,: надо иметь в виду, что речь идёт о немецких десантниках 1942 года, об опытных, отлично вооружённых солдатах, тогда ещё не сдававшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего один старшина и пять неопытных девчонок.

    Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдали свои жизни.

    ПОЧЕМУ ПИСАТЕЛЬ ТАК НАЗВАЛ ПОВЕСТЬ?

    (Автор подчёркивает противопоставление мира и тишины тем событиям, о которых рассказывает. Отметим контрастность природы и войны, тихих зорь и жестокого боя. Девочки-зенитчицы возвратили тишину зорям. Выражение о тихих зорях несколько раз встречается в повести. Автор как бы напоминает о тихих днях, которые могли бы не прерываться. Девушки погибли во имя этой тишины, тихих зорь. Уже в заглавии скрыт протест против войны.

    Отметим многозначность и ёмкость заглавия. Тема зорь, рассвета, тихого утра проходит через всю повесть. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину, когда трудно представить, что где-то рядом – кровь, смерть, война.

    Финал. Звучит песня на слова Р.Гамзатова “Журавли”

    1. Жестокость войны.

    2. .

    2.1. Пять героинь.

    2.2. Боль старшины.

    3. Битва местного значения.

    Война - это страшное слово, которое несет в себе боль и разрушение, отчаяние и тревогу, смерть и страдания. Это повсеместное горе, это общее смятение. Мучения, которые перенес человек, испытавший войну, ни с чем не сравнить, их невозможно передать.

    Боль за своих близких и за себя, боль за страну и за будущее - это то, что ощущает сердце каждую минуту, каждую секунду. Именно такой изображает перед нами Борис Васильев Великую Отечественную Войну - без прикрас, без преувеличений.

    Пять молодых девушек идут воевать, защищать свою землю. Пять различных судеб, пять неодинаковых характеров сливаются в унисон в борьбе с фашистами. Рита Осянина - юная мать и вдова, не успевшая насладиться семейным счастьем. Она самая отважная и неустрашимая, ответственная и серьезная.

    Детдомовская и смешная девчонка, мечтающая стать великой артисткой. Соня Гурвич - обычная студентка - отличница, влюбленная в паренька и зачитывающаяся поэзией. , выросшая в лесу, мечтающая о городской жизни и суете. - веселая озорная генеральская дочь, на глазах которой была расстреляна вся семья.

    Все они - яркие индивидуальные личности, пережившие тяжелое горе и стремящиеся только к одному - послужить отечеству. И девушкам это удалось. Они получают ответственное задание вместе с командиром Васковым, они все смелы, бесстрашны, мужественны. По очереди умирают молодые красивые героини, исполненные сил и здоровья. Риту зацепили осколки гранаты, Женю изрешетили автоматные выстрелы, Соню убили кинжалом в сердце… Эти страшные мучительные смерти не поколебали уверенности девушек, не заставили их предать родину, не принудили потерять мужество.

    Теряя своих товарищей по оружию, старшина начинает понимать, как много они для него значили, с их девичьим смехом, женскими шутками, молодым задором. Он восхищается их силой и бесстрашием, их ненавистью к врагу и любовью к жизни, их героизмом и подвигом. Оплакивает мужчина эти страшные смерти: «Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери - они!» Сколько скорби, сколько нежности, сколько боли в этих словах! И он отомстил немцам за смерть девушек, пронеся на всю жизнь воспоминание о доблести его “сестричек”.

    События, описанные в повести, - это события местного значения. Казалось бы, подвиг девушек не повлиял на всеобщую победу, затерялся среди громких знаменитых подвигов. Но это не так. Если бы не геройские поступки простых солдат, если бы не отвага обычных рядовых, защищающих каждый сантиметр земли, то и не стала бы возможна Грандиозная победа. Потому что без маленького не бывает великого.

    Департамент образования и науки Приморского края

    краевое государственное автономное профессиональное

    образовательное учреждение

    «Владивостокский судостроительный колледж»

    "А зори здесь тихие…"

    Методическое указание

    Методическое указание «Урок - ролевая игра по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие…" » составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Русский язык и литература» для студентов 2 курса всех специальностей.

    Планируемые результаты …………………………………………………4

    Ход урока…………………………………………………………………...7

    Приложение А «Сценарий для постановки повести»…………………..33

    Приложение Б «Вопросы для викторины»…………………………..….43

    Список использованных источников…………………………………....45

    Урок - ролевая игра по повести Бориса Васильева

    "А зори здесь тихие…"

    Целевая аудитория: группа 24-125
    Тип урока: комбинированный

    Планируемые результаты :

            В процессе подготовки и в ходе самой ролевой игры углубляются знания обучающихся, расширяется круг источников постижения нового.

            Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как студент побывал в роли участника событий прошлого.

            Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность обучающихся.

            Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения студентов и преподавателя становятся равнозначными, так как сам преподаватель оказывается в роли зрителя.

            Коллективная работа помогает выработать чувства взаимопомощи, поддержки, лучше узнать друг друга, выявить лидеров в коллективе.

            Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.

            Ролевая игра дает возможность отличиться каждому студенту, даже не обладающему хорошими знаниями, преодолеть ему внутреннюю боязнь замечаний преподавателя и одногруппников.

            Для преподавателя такие формы работы дают возможность накопить наглядный материал для последующих уроков.

    Образовательная цель

      анализировать художественные произведения;

    Развивающая цель

      показать возможность использования самостоятельной работыстудентов при подготовке к уроку (опережающие задания) и при изучении нового материала (на уроке);

      показать организацию коллективной работы студентов при изучении

    нового материала, сочетание индивидуальной, групповой, коллективной работы студентов;

      показать применение компьютерной поддержки при проведении занятия;

    Воспитательная цель

      воспитывать вкусовые пристрастия в чтении;

    Задачи образовательные:

      расширить знания обучающихся о ВОВ;

      показать многообразие творческой манеры писателя;

      активизировать познавательную деятельность обучающихся (через

    создание ситуации для поиска материала, обработки, творческого нестандартного подхода к представлению материала);

      обучать образцовой речи, умению комментировать и делать

    филологический анализ, уделяя внимание языку художественной литературы;

      формировать у студентов готовность к информационной учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

    Задачи развивающие:

      развивать творческие, коммуникативные качества (через организацию

    работы в группах);

      развивать познавательные способности обучающихся через знакомство с современными компьютерными технологиями;

    Задачи воспитательные:

    Родине, культуре и родному языку;

      формировать духовно-нравственные и социальные ценности,

    гражданскую активность;

      учить осознавать проблемы окружающего микромира.

    Оборудование

    Портрет писателя, выставка его книг, иллюстрации учеников к повести, плакат И. Тоидзе «Родина – мать зовет», стенд «Женщина и война», компьютер, телевизор, колонки, проектор, декорации к сценке.

    Подготовительная работа.

      Планирование игры.

      Работа со студентами:

      сообщение темы, даты проведения ролевой игры,

      распределение ролей и заданий,

      разбивка на группы,

      знакомство с планом игры,

      объяснение целей и ожидаемых результатов,

      репетиции,

      изготовление необходимых дидактических материалов

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Приветствие.

    Урок начинается с показа кинокадров о войне. Звучат проникновенные слова Левитана:

    Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!

    Учитель . С этой верой советские люди прошли самую страшную войну, которую когда-либо переживало человечество. За правое дело, за то, чтобы наш народ был свободным и счастливым, отдали свои жизни миллионы советских людей. Нет, этого нельзя забыть!

    2. Основный этап.

      Определение темы урока.

    Тема нашего урока: «У войны не женское лицо» по повести Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие».

    Сегодня у нас не простой урок, сегодня мы с вами примерим на себя роли бойцов ВОВ, попытаемся понять, чем близки нам сегодняшним героини повести « А зори здесь тихие». Каждый из нас мог оказаться на месте любой из них. Никто из них не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь.

    Учитель читает стихотворение С. Щипачева «Павшим»

    Павшим

    Весь под ногами шар земной.

    Живу. Дышу. Пою.

    Но в памяти всегда со мной

    погибшие в бою.

    Пусть всех имен не назову,

    нет кровнее родни.

    Не потому ли я живу,

    что умерли они?

    Была б кощунственной моя

    тоскливая строка

    о том, что вот старею я,

    что, может, смерть близка.

    Я мог давно не жить уже:

    в бою, под свист и вой,

    мог пасть в соленом Сиваше

    иль где-то под Уфой.

    Но там упал ровесник мой.

    Когда б не он, как знать,

    вернулся ли бы я домой

    обнять старуху мать.

    Кулацкий выстрел, ослепив,

    жизнь погасил бы враз,

    но был не я убит в степи,

    где обелиск сейчас.

    На подвиг вновь звала страна.

    Солдатский путь далек.

    Изрыли бомбы дочерна

    обочины дорог.

    Я сам воочью смерть видал.

    Шел от воронок дым;

    горячим запахом металл

    запомнился живым.

    Но все ж у многих на войне

    был тяжелее путь,

    и Черняховскому - не мне -

    пробил осколок грудь.

    Не я - в крови, полуживой,

    растерзан и раздет,-

    молчал на пытках Кошевой

    в свои шестнадцать лет.

    Пусть всех имен не назову,

    нет кровнее родни.

    Не потому ли я живу,

    что умерли они?

    Чем им обязан - знаю я.

    И пусть не только стих,

    достойна будет жизнь моя

    солдатской смерти их.

    Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…». Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

    Женщина на войне… Велика роль женщин на фронте. Женщины – врачи и санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых.

    В роли женщины - фронтовички Катерина Строганова

    Женщинам-фронтовичкам посвящается
    Война и женщина – слова несовместимы,
    Но жизнь диктует нам свои права.
    И сколько их, любимых, нежных, милых,
    Та страшная година унесла.

    Хрупка, тонка и в самом нижнем чине,
    Ты на войне творила чудеса.
    Была поддержкой сильному мужчине,
    С тобою рядом слабым быть нельзя.

    Ты сколько сильных вырвала у смерти,
    Тебя запомнит тот, кого спасла,
    Мы понимаем, что ты испытала,
    За что награды Родина дала.

    Радисткой, санитаркой, партизанкой
    И лётчицей отважною была.
    Везде нужна: на суше и на море –
    Ты шла туда, куда звала страна.

    Война для всех – суровая година,
    В тылу, в плену война для всех – война.
    Мы пропоём тебе отдельно славу:
    Ты фронтовичкой, смелою была!)

      Введение в тему урока

    Учитель . Дома вы должны были прочитать повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Но что нам известно об авторе произведения? Борис Васильев сам в свое время воевал, защищая родину во время ВОВ. Он был свидетелем тех ужасов и смог детально и правдоподобно воссоздать страшные моменты того времени в своих произведениях. Давайте поговорим немного о биографии писателя.

    В роли биографов выступят Ольга Лубань, Ирина Первушкина

    (По биографии Б.Васильева краткий конспект запишите себе в тетрадь).

    Учитель. Откройте тетради, перед вами кроссворд по биографии Б. Васильева, постарайтесь сами отгадать его (самостоятельная работа).

    В Великой Отечественной войне организовались целые отдельные женские батальоны. Девушкам - бойцам сурового времени и посвящаем мы сегодняшний наш урок.

    Сегодня мы расскажем о девушках, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.

    Учитель . Погибли девушки, почти ваши ровесницы. «Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним, девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными - их современницами. И в то же время - девочками тридцатых годов», - так обращается писатель к своим юным читателям.

    Как вы считаете, можно ли назвать героической гибель каждой из девушек?

    На одной из читательских конференций Б. Васильев сказал: « Надо иметь в виду, что речь идет о немецких десантниках, тогда еще не сдававшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь один старшина и пять неопытных девочек. Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдают свою жизнь».

    Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать.

    «…И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, именно он, Федот Евграфович Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия» (Читает отрывок «Что, взяли?…Взяли, да? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!…А - не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!…Лично каждого убью, лично…»

    Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

    Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

    Учитель . Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами…

    Оля Лубань в роли дочери, плененной немцами

    ПИСЬМО
    Март, 12, Лиозно*, 1943 год.
    Папулечка! С немецкой я неволи
    пишу письмо. Вложу его в конверт.
    Запрячу в печке весточку о доле...
    Тебе прощальный, папенька, привет!
    Пятнадцать мне исполнилось сегодня.
    А сколько натерпелась бед в плену!
    Но даже в этой мрачной преисподней
    былое вспоминаю до минут...
    Как весело встречали дни рожденья,
    Как пели мы с тобою в унисон.
    Читала наизусть стихотворенья,
    а гости танцевали вальс-бостон...
    Ну, а сейчас я на скелет похожа.

    На шее номер, платье в лоскутах.
    Спина в рубцах. Обветренная кожа.
    И кровь спеклась на тоненьких устах.
    Рабынею у Шерлона-барона.
    Работаю из сил последних я.
    А ем с корыта с Розою и Ноной:
    "Русс был и будет грязная свинья!"
    И убегала много раз из плена,
    но дворник возвращал меня опять.
    За наказаньем - голод шел на смену.
    Теперь мне больше нечего терять.
    А маму не ищи - убили звери,
    когда узнать пытались о тебе.
    Хлестали по лицу, словам не веря,
    И застрелили в нашей же избе.
    Сегодня сообщили весть плохую,
    Что увезут в Германию меня

    Не вынести мне долюшку лихую!
    Не встретить мне и завтрашнего дня.
    Не стану прозябать я на чужбине-
    Уж лучше смерть в родимой стороне…
    Прощай, мой добрый папенька! -

    Отныне
    Громи фашистов, помня обо мне!

    Я верю, что отыщется конверт,
    Когда-нибудь прочтешь ты мой привет....

      Формирование новых понятий.

    Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с новым понятием литературная критика. Литературная критика - род литературно-творческой и литературно-коммуникативной деятельно­сти, направленной на понимание и оценку по преимуществу совре­менных словесно-художественных произведений.

    Критика (от греч. kritike-разбор, обсуждение какого-либо предмета, явления, поступка) - род социальных отношений, пред­полагающих высказывания порицательного свойства об избранном объекте.

    В роли литературных критиков по произведению «А зори здесь тихие…» выступят Елена Котова, Александра Русинова .

      Физ. минутка

    Учитель. Устали? Предлагаю немного отвлечься и размяться.

    В роли физоргов Щедрина Cаша и Аня Шустова.

      Комментированное чтение и разбор повести по вопросам.

      Как вы думаете, почему повесть названа «А зори здесь тихие...?»

    Чтение эпилога, стр. 97 .

    Вывод учителя. Слишком дорогой ценой досталась эта тишина. Они все хотели жить, но погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори-то здесь тихие». Неизмеримо высока цена тишины - пять молодых женских жизней брошено в пучину смерти... Но смертны ли они?

      Где и когда происходит действие повести?

    Май 1942 г. 171 разъезд, где-то между Мурманском и Ленинградом.

      Назовите главных героев повести:

    Старшина Васков Федот Евграфович, Рита Осянина, Женя Комель-кова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина, Соня Гурвич.

      Как ведётся повествование в первых главах повести?

    Первые главы повести рисуют почти идиллическую картину мирного военного быта. Война где-то вдали; здесь же, на 171-м разъезде, тишина и безделье. Патриархальным образом устроился превратившийся в «писателя» комендант разъезда старшина Васков.

    Прибытие на разъезд в распоряжение старшины девушек-зенитчиц ещё более настраивает читателя на весёлый лад. Складывается комическая, озорная ситуация - и Васильев щедро вводит в повествование юмористические штрихи, подшучивая над незадачливым и простодушным комендантом, тщетно пытающимся в сложившихся обстоятельствах действовать по уставу.

      Дайте характеристику Ф. Е. Васкова.

      коротко расскажите историю жизни Васкова;

      как ведёт себя Васков с девушками.

    Обобщение учителя. Васков, бесспорно, наиболее удавшийся герой повести - его стержень и фундамент. Хотя Васков сначала фигура больше комическая, но это комизм особого рода, ситуативный, так как в самом герое нет ничего смешного и могущего спровоцировать даже улыбку. Он жертва обстоятельств, и жертва невинная.

    Хмурому старшине Федоту Евграфовичу Васкову немногим более 30 лет. Но в глазах окружающих - и не только девушек, бойцов его отряда - он старичок, «пенёк замшелый», «медведь глухоманный». Стариком чувствует себя и сам Васков, оглядываясь на прожитые годы.

    С 14 лет он кормилец в семье. А в армии он уже давно. После семейной драмы и смерти сына он помрачнел, замкнулся, перестал улыбаться, но не озлобился на мир, не стал мизантропом и женоненавистником. В угрюмом старшине неисчерпаемый запас душевного тепла, вот только разглядеть эту «вторую» натуру Васкова нелегко - жизнь его обожгла и серьёзно потрепала, напоила горечью обид и утрат.

    Комментированное чтение (стр. 66 гл. 9, стр. 74 гл.10, стр. 79 -гл.11, стр. 87-гл. 12)

    Васков с честью выполнил свой долг перед Родиной. Всё, что в его силах, сделал он для того, чтобы уберечь от смерти своих насмешливых юных красноармейцев, с которыми он за время труднейшей экспедиции сросся душой, исполняя и командирские, и отцовские обязанности. Вот только тщетными оказались все его усилия, энергия, огромный жизненный опыт.

    «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. Друнина). Как вы понимаете эти слова?
    Своеобразие сюжета. Что важнее для автора событие или переживание?
    Есть ли смысл в подвиге? Во имя чего человек идёт на подвиг?


    Кто знает, были ли экранизации у повести, и если были, то сколько?

    Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» была опубликована впервые в 1969-м. В 1972-м на экраны выпустили экранизацию, поставленную Станиславом Ростоцким , которая, как и книга, получила всенародное признание - надо сказать, вполне заслуженно. Десять лет назад зрителям представили многосерийный телевизионный ремейк российско-китайского производства, а теперь на экраны вышла еще одна полнометражная лента, снятая Ренатом Давлетьяровым

    Внимание на экран, перед вами фрагменты из современной экранизации повести (клип).

    Обобщение учителя. Итак, мы подходим к самому главному. К истокам подвига. И это не простой вопрос. На войне были всякие. Сильные, мужественные, отдавшие свои жизни... Были, к сожалению, и другие - трусы, предатели...

    Девушки обладали силой духа. А это зависит от предшествующей жизни человека.

    Домашним заданием для было вжиться роли персонажей повести.

      Инсценировка сценки

    (Студентки играют сценку из произведения)

    Сценарий театрализации

    «А зори здесь тихие»

    /по одноименной повести Б. Васильева/

    Действующие лица:

    Война – Маша Бондаренко

    Старшина Васков – Олег Гладких

    Рита Осянина – Ольга Лубань

    Женя Комелькова- Ксения Игнатьева

    Лиза Бричкина- Елизавета Кузьминина

    Галя Четвертак – Ирина Первушкина

    Соня Гурвич - Екатерина Строгонова

    Чтецы /2 чел./ - Лена Котова, Александра Русинова

    Пролог.
    Занавес открывается.


    Голос за кулисами:

    Такою все дышало тишиной,




    Выходят Война и Васков.
    Война:

    Я- многоликая война.

    И в то же время непохожи…
    Васков:

    Я - старшина Васков,

    Я - комендант разъезда,

    Я старшим был в семье,

    И старшим здесь пришлось.
    Война:

    В тылу его осталась мать,

    А братья- все под Брестом,

    В далеком сорок первом

    Им нелегко пришлось.
    Васков:

    Я жить стараюсь по уставу,

    Но не выходит иногда.

    Мой взвод- сопливые девчонки,

    Им двадцать лет едва-едва.
    Война :

    Но мой закон ко всем нещаден,

    И погибают прежде те,

    Которых лучшими считают
    Васков:

    На этой проклятой войне!

    Девчонки, милые девчонки,

    Их было пятеро, красивых…
    Война:

    Но всех- один по одному-


    Васков:

    Когда пришел сраженья час,

    Про юность вы свою забыли.

    Земля стонала и рвалась,

    А зори тихие здесь были…


    Звучит музыкальная тема Осяниной / «Счастье мое», муз. Е.Розенфельда/. Выходит Рита Осянина:



    Звучит музыкальная тема Камельковой / «В парке Чаир, сл. П. Арского», муз. Е.Листова/.
    Выходит Женя Комелькова:



    Выходит Лиза Бричкина:

    Лиза уходит вглубь сцены.

    Выходит Галя Четвертак:

    Я- Галя Четвертак, Эту фамилию дали мне в детском доме. Всю жизнь я мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. А потом я решила влюбиться. Придумала себе жениха, и весь детский дом был вскоре наводнен записками, письмами, слезами, свиданиями. Нет, вы не думайте, я не врала! Я просто мечтала!

    Галя уходит вглубь сцены. Выходит Соня Гурвич:


    Соня уходит вглубь сцены.


    Васков:

    Наши девочки платьица белые

    Раздарили сестренкам своим.

    Да зеленые крылья погон…

    Мы сведем с ними счеты потом.

    Что идете войной наугад…





    Васков:

    Бричкина:


    Бричкина возвращается назад.

    Васков:

    Гурвич:

    Я подожду, я подожду,

    Теперь мне некуда спешить.

    «О, я хочу безумно жить:

    Все сущее – увековечить,

    Безличное – вочеловечить,

    Несбывшееся – воплотить!»
    Соня возвращается назад.

    Васков:


    Четвертак:


    Галя возвращается назад.


    Васков:


    Комелькова:

    Когда на смерть идут – поют,

    А перед этим можно плакать.

    Час ожидания атаки.

    Был бой короткий, а потом

    Лежала я под синим небом.

    Неужто все? Неужто все?

    Из нас еще никто и не жил…



    Васков:

    Осянина:

    О чем – то мне скажешь,

    Но я не услышу.

    Васков:

    Спрошу – не ответит,

    А нас рядом двое.

    Осянина:

    Один только дышит.
    Васков:

    Я знаю, не встанет,

    Я все понимаю.

    Зачем же я хлеб

    На две части ломаю?

    Финал.

    Звучат позывные звуки трубы.

    Выходят два чтеца.
    1-й чтец:


    2-й чтец:

    Но никогда под русским небом

    Трава забвенья не взойдет!

      Закрепление пройденного материала (викторина)

      Рождённые в годы глухие

    Пути не помнят своего.

    Забыть не в силах ничего.

    Невозможно переоценить воспитательное значение литературы о войне Лучшие произведения советских писателей заставляют нас постигать величие и красоту патриотизма, задуматься над кровавой платой, которая была отдана за каждую пядь родной земли, постигать «какою ценой завоевано счастье победы и обретен мир.

    Это небольшая повесть не может оставить равнодушным и ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.

      Рефлексия

      Высказывание по прочитанному произведению

    1. Что вы чувствовали, когда читали повесть?

    2. Какая сцена или эпизод взволновали (понравились) вам? (зачитать).

    3. Нравственный выбор человека на войне. Что является мерой ценности человека на войне?

      Объявление домашнего задания.

    Сочинение- рассуждение на тему «Война. 70 лет спустя…»

      Выставление оценок.

      Прощание.

    ПРИЛОЖЕНИЕ А

    Сценарий театрализации
    «А зори здесь тихие»

    /по одноименной повести Б.Васильева/

    Действующие лица:

    Старшина Васков

    Рита Осянина

    Женя Комелькова

    Лиза Бричкина

    Галя Четвертак

    Соня Гурвич

    Чтецы /2 чел./
    Пролог.
    Занавес открывается.
    На заднике сцены- восходящее солнце, силуэты сосен и берез.
    Звучат звуки выстрелов и канонады.
    Голос за кулисами:

    Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

    И пограничник протянул к ним руки.

    А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

    Влезали в танки, закрывали люки.

    Такою все дышало тишиной,

    Что вся земля еще спала, казалось.

    Кто знал, что между миром и войной

    Каких-то пять минут осталось!
    /С.Щипачев, «22 июня 1941 года» /
    Звучит мелодия песни «Священная война»/ муз.А.Александрова/
    Выходят Война и Васков.
    Война:

    Я- многоликая война.

    Пятнадцать тысяч раз я приходила к людям.

    И все они похожи друг на друга,

    И в то же время непохожи…
    Васков:

    Я - старшина Васков,

    Я - комендант разъезда,

    Я старшим был в семье,

    И старшим здесь пришлось.
    Война:

    В тылу его осталась мать,

    А братья- все под Брестом,

    В далеком сорок первом

    Им нелегко пришлось.
    Васков:

    Я жить стараюсь по уставу,

    Но не выходит иногда.

    Мой взвод- сопливые девчонки,

    Им двадцать лет едва-едва.
    Война :

    Но мой закон ко всем нещаден,

    И погибают прежде те,

    Которых лучшими считают
    Васков:

    На этой проклятой войне!

    Девчонки, милые девчонки,

    Их было пятеро, красивых…
    Война:

    Но всех- один по одному-

    Их смерть безжалостно скосила.
    Васков:

    Когда пришел сраженья час,

    Про юность вы свою забыли.

    Земля стонала и рвалась,

    А зори тихие здесь были…

    Эпизод 1. «Ах, война, что ты сделала, подлая?»
    Война и Васков уходят за кулисы. Звучит музыкальная тема Осяниной / «Счастье мое», муз.Е.Розенфельда/. Выходит Рита Осянина:

    Я - Рита Осянина. Из всех довоенных событий самое дорогое для меня- школьный вечер встречи с пограничниками. Именно в этот день я познакомилась со своим будущим мужем - застенчивым лейтенантом Осяниным. Мы вместе танцевали вальс, и он пошел провожать меня домой…

    А потом были письма. По субботам- его короткие, а по воскресеньям- мои длинные.

    Мы поженились. И тогда я не знала, что 22-го – война, а 23-го я стану вдовой.
    Рита уходит вглубь сцены и становится спиной к залу.
    Звучит музыкальная тема Камельковой / «В парке Чаир, сл. П.Арского», муз. Е.Листова/.
    Выходит Женя Комелькова:

    Я – Комелькова Женя. Помню, как однажды я приехала к отцу на учения – он у меня военный. Иду, а навстречу мне полковник. Господи! Высокий, русоволосый, кареглазый!

    Я так и замерла. А он мне: «Разрешите познакомиться?». А я ему: «Разрешаю. Женя Комелькова». А он мне: «Не хотите на лошадях покататься?». А я ему: «Отчего же? Можно». А он мне: «А вы всегда такая веселая?». А я: «Всегда!». Так и влюбилась.

    Но пришла война, и распорядилась по-своему: я теперь одна. Одна на всем белом свете. И мне почему-то совсем не весело…
    Женя уходит вглубь сцены, становится рядом с Осяниной.
    Звучит музыкальная тема Бричкиной / «Грустные ивы», сл. А.Жарова, муз. М.Блантера /.

    Выходит Лиза Бричкина:

    Меня зовут Лиза Бричкина. Все свои 19 лет я прожила в ожидании счастья, которое так ко мне и не пришло… Сначала я ждала возвращения в школу, которую бросила из-за болезни матери, потом- свиданий с подружками, потом- редких свободных вечеров на пятачке, возле клуба. Потом ждала, что придет Он, которого я буду любить всю жизнь, потом…

    Потом ждать стало нечего: война.

    Лиза уходит вглубь сцены. Звучит тема Четвертак / «У Черного моря», сл. С.Кирсанова, муз. И. Табачникова /.

    Выходит Галя Четвертак:

    Я - Галя Четвертак, Эту фамилию дали мне в детском доме. Всю жизнь я мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. А потом я решила влюбиться. Придумала себе жениха, и весь детский дом был вскоре наводнен записками, письмами, слезами, свиданиями. Нет, вы не думайте, я не врала! Я просто мечтала!

    Война меня застала на третьем курсе библиотечного техникума. Она разрушила все мои мечты.

    Галя уходит вглубь сцены. Звучит музыкальная тема Гурвич / «Утомленное солнце», муз. Ю.Петербургского, сл. И.Альвека/ Выходит Соня Гурвич:

    Я - Соня Гурвич, бывшая студентка второго курса Минского университета. Вместо танцев я бегала в «читалку» и в театр. Как память о довоенной жизни у меня осталась только эта тоненькая книжечка со стихами Блока. Ее подарил мне очкастый сосед по лекциям, с которым я провела единственный вечер в парке имени Горького.

    А потом я надела форму и сапоги на два размера больше.
    Соня уходит вглубь сцены.
    Звучит мелодия песни Б.Окуджавы «До свидания, мальчики».
    Девушки, повернувшись лицом к зрителю, медленно танцуют.
    Васков:

    Ах, война, что ж ты сделала, подлая?

    Вместо свадеб – разлуки и дым.

    Наши девочки платьица белые

    Раздарили сестренкам своим.

    Сапоги.… Ну куда от них денешься?

    Да зеленые крылья погон…

    Вы наплюйте на сплетников, девочки,

    Мы сведем с ними счеты потом.

    Пусть болтают. Что верить вам не во что,

    Что идете войной наугад…

    До свидания, девочки! Девочки,

    Постарайтесь вернуться назад.
    Эпизод 2. «Они легли на поле боя, жить начинавшие едва».
    Девушки останавливаются, поворачиваются спиной к зрителю.
    Звучит мелодия из оперы К.Молчанова «Зори здесь тихие».
    Васков:

    Но они не вернулись.… На 171-й разъезд пришел я один. Пять девчонок, всего только пять! А ведь справились, не пропустили гадов! И кто? /Бричкина поворачивается и идет на авансцену/.

    Лиза Бричкина, родная душа. Она первая погибла. В болоте утонула. Не дошла до наших за подмогой, не смогла. А ведь мы даже как следует и не простились. Все думал, успеется. Как же так, Лизавета?

    Бричкина:

    Торопилась я очень, все хотела успеть,

    И, как вы обещали, с вами песню допеть.

    Я ведь вас полюбила.… Ах, зачем эта смерть?

    Торопилась я очень, все хотела успеть…
    Бричкина возвращается назад.
    Соня Гурвич начинает движение на авансцену.
    Васков:

    А Соня Гурвич? Зачем я при ней про свой забытый кисет сказал? А она, легкая, как птица, вспорхнула: «Я принесу, я знаю, где он лежит!». Даже остановить не успел. Какое там, только сапоги затопали…

    Никогда не забуду ее предсмертный крик, крик раненой птицы. Два удара ножом. Полежи тут, Сонечка, я сейчас вернусь!

    Гурвич:

    Я подожду, я подожду,

    Теперь мне некуда спешить.

    /Открывает томик стихов А.Блока и читает/

    «О, я хочу безумно жить:

    Все сущее – увековечить,

    Безличное – вочеловечить,

    Несбывшееся – воплотить!»
    Соня возвращается назад.
    Из глубины сцены начинает движение Галя Четвертак.
    Васков:

    Галина Четвертак. Четвертачок. Я так и не узнал, как себя с ней вести. Маленькая, хрупкая, с неудачным первым боевым крещением. Испугалась. Немцев испугалась, и не смогла удержаться – побежала.

    Коротко ударил автомат. С десяти шагов ударил в тонкую, напряженную спину.

    Четвертак:

    Я так мало успела в этой жизни прожить,

    Я так много мечтала верить, ждать и любить.

    Я так сильно боялась, что в войне этой сгину.

    Почему мне досталась эта очередь в спину?
    Галя возвращается назад.

    Из глубины сцены подходит Женя Комелькова.
    Васков:

    Женя Комелькова. Красавица, Погибла, отводя немцев от раненой Осяниной. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась: ведь это так глупо умирать в 19 лет. А немцы ранили ее вслепую, и она могла бы затаиться, переждать и уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, не пытаясь убежать, и … пела.

    Немцы добили ее в упор, а потом смотрели на ее и после смерти прекрасное лицо.
    Комелькова:

    Когда на смерть идут – поют,

    А перед этим можно плакать.
    Ведь самый страшный час в бою –

    Час ожидания атаки.

    Был бой короткий, а потом

    Лежала я под синим небом.

    Неужто все? Неужто все?

    Из нас еще никто и не жил…
    /С. Гудзенко, «Перед атакой», в обработке/
    Женя возвращается назад, в глубину сцены.
    На авансцену начинает движение Рита Осянина.
    Васков:

    Осянина Рита. Смертельно раненая осколком гранаты, застрелилась, боялась стать обузой, глупая.

    Я к ней подойду и шинелью укрою.

    Осянина:

    О чем – то мне скажешь,

    Но я не услышу.

    Васков:

    Спрошу – не ответит,

    А нас рядом двое.

    Осянина:

    Один только дышит.
    Васков:

    Я знаю, не встанет,

    Я все понимаю.

    Зачем же я хлеб

    На две части ломаю?
    /Ю.Воронов, «Трое», в обработке/
    Финал.
    /По мотивам стихотворений С.Куняева, Р. Казаковой «На фотографии в газете». Р. Гамзатова «Клятва сыновей»/
    Звучат позывные звуки трубы.
    Васков уходит за кулисы, девушки шеренгой идут на авансцену.
    Выходят два чтеца.
    1-й чтец:

    Они легли на поле боя, жить начинавшие едва.

    И было небо голубое, была зеленая трава.
    2-й чтец:

    А мать-и-мачеха цветет, и сон-трава

    Мохнатым зевом росу мерцающую пьет.

    Но никогда под русским небом

    Трава забвенья не взойдет!

    ПРИЛОЖЕНИЕ Б

    Вопросы для викторины

      Для общения между бойцами в лесу в случае обнаружения противника или «чего непонятного» Васков придумал определенные сигналы. Что это за сигналы? (Два кряка -внимание, вижу противника, три кряка -все ко мне)

      Старшина Васков был сверхсрочником. А за что он получил орден? (За разведку)

      Почему у Гали Четвертак была такая необычная фамилия? (Она была подкидышем. Фамилию дали в детском доме: потому что меньше всех ростом вышла, в четверть меньше)

      Что придумали девчата для того, чтобы направить немцев в обход, вокруг Легонтова озера? (Нужно создать шум, прикинуться лесорубами)

      «Дорогому защитнику Родины». Где были написаны эти слова? (На кисете старшины Васкова)

      В каком техникуме до войны училась Галя Четвертак? (В библиотечном)

      Что соорудили Гале Четвертак вместо утопленного в болоте сапога? (Чуню)

      Назовите озеро, куда двинулись Васков и пять девушек-бойцов? (Вопь-озеро)

      «...Над дальним лесом с криком перелетали птицы». Какие это были птицы, и почему они кричали? (Сороки, вспугнутые немцами)

      Куда держали путь немцы, которых обнаружила в лесу Рита Осянина? (На Кировскую железную дорогу и Беломоро-Балтийский канал)

      Рита Осянина видела немцев «в количестве двух», как сказал Васков. А сколько немцев было на самом деле? (16)

      «От левой косы Синюхина гряда начинается. С другой стороны эту гряду второе озеро поджимает...» Как оно называется? (Легонтово, названное так по имени монаха Легонта)

      О ком идет речь: «...Остренькое, некрасивое, но уж очень серьёзное личико...»? (О Соне Гурвич)

      Сколько лет было старшине Васкову? (32 года)

      Рождённые в годы глухие

    Пути не помнят своего.

    Мы - дети страшных лет России –

    Забыть не в силах ничего.

    Стихи этого поэта читала Соня Гурвич? (Александра Блока)

      Как назвал Васков «дубину какую-то», по определению Комельковой, при помощи которой идут через топь? (Слега)

      Откуда была родом Лиза Бричкина? (С Брянщины)

      Как погибла Соня Гурвич? (Побежала за кисетом Васкова и натолкнулась на немцев)

      Какую должность занимал старшина Васков? (Комендант разъезда)

      «А немцы ранили её вслепую, сквозь листву, и она могла затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лёжа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили её в упор, а потом долго смотрели на её и после смерти гордое и прекрасное лицо...» О какой из героинь повести идёт речь? (О Жене Комельковой)

      В какую руку был ранен старшина Васков? (В левую)

    Список литературы

      Алексиевич С. А. У войны не женское лицо. Последние свидетели: повести / С. А. Алексиевич. - М. : Сов. писатель, 1988. – 367 c.

      Васильев Б. Л. А зори здесь тихие…: повесть / Б. Л. Васильев. - М. : Сов. писатель, 1977. – 144 с.

      Друнина Ю. Стихотворения. – М.: ЭКСМО, 2004.

      Егорова Н.В., Золотарёва Поурочные разработки по русской литературе. XX век. – М.: ВАКО, 2003.

      Крамской В.Л. Юность, опаленная войной. - Старый Оскол: РОСА, 2010