Каким был национальный состав первого правительства большевиков. Совет народных комиссаров

Совет народных комиссаров (1917-1937 гг.) и его функциональная деятельность.

История советского государственного управления берет начало со II съезда Советов. Он собрался в переломный момент, когда Петроград был в руках восставших рабочих и крестьян, а Зимний дворец, где заседало буржуазное Временное правительство, еще не был взят восставшими. Создание новой системы государственного управления начиналось с выработки и провозглашения определенных политических постулатов. В этом смысле первым «управленческим» документом новой нарождавшейся власти следует признать обращение II съезда Советов «Рабочим, солдатам, крестьянам!», принятое на первом заседании съезда 25 октября 1917 г. Этот документ провозглашал установление советской власти, т.е. образование Советского государства. Здесь же были сформулированы основные направления внутренней и внешней политики нового государства:

установление мира, безвозмездная передача земли крестьянству, введение рабочего контроля над производством, демократизация армии и др. На следующий день, 26 октября, эти программные тезисы были конкретизированы и воплотились в первых декретах советской власти - «О мире» и «О земле». Еще одним декретом было образовано первое советское правительство. В постановлении съезда говорилось: «Образовать для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом народных комиссаров. Заведование отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной съездом программы». Декретом были учреждены следующие наркоматы: земледелия, труда, по военным и морским делам, по делам торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, по иностранным делам, юстиции, по делам продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей и по делам железнодорожным. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право их смещения принадлежали съезду Советов и его Центральному Исполнительному Комитету.

Советская государственность рождалась под сильным влиянием демократических настроений, царивших в обществе. На том же II съезде Советов В.И. Ленин утверждал, что большевики стремятся построить государство, в котором «правительство всегда было бы под контролем общественного мнения своей страны... По нашему представлению, - говорил он, - государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно». Столь широковещательный демократизм предполагалось осуществить путем привлечения масс к управлению государством.

Закономерно ли появление новой власти в России и создание новой системы управления? В литературе можно встретить точку зрения о неправомерности решений II съезда Советов ввиду его недостаточной представительности. Действительно, представительство на съезде было не общенародным, а классовым: это был съезд рабочих и солдатских депутатов. Крестьянский съезд Советов собрался отдельно, и объединение Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов произошло лишь в январе 1918 г. Тем не менее столь глобальные изменения в жизни страны не могли произойти беспричинно. II съезд Советов был, несомненно, органом восставшего народа, органом революционных масс, представлявших практически всю страну и все более или менее значительные национальные регионы. Съезд выражал волю наиболее организованной и социально активной части общества, которая хотела перемен к лучшей жизни и деятельно добивалась их. Хотя съезд был Всероссийским, он не был и не мог быть всенародным.

Советская система управления зарождалась в условиях многопартийности. По подсчетам исследователей, в России действовало около 300 политических партий, которые условно можно подразделить на региональные, национальные и общероссийские. Последних было около 60. Состав II съезда Советов по партийной принадлежности был, как известно, в основном большевистским. Но там были представлены также другие социалистические и либеральные партии. Позиции большевиков еще более упрочились, когда съезд покинули представители правых эсеров, меньшевиков и бундовцев. Они требовали приостановить работу форума, поскольку, по их мнению, сторонники Ленина узурпировали власть. На съезде было представлено более 400 местных Советов из крупнейших промышленных и политических центров страны.

Съезд сформировал верховные и центральные органы власти. Верховным органом был объявлен Всероссийский съезд Советов. Он мог решать любые вопросы государственной власти и управления. Съезд создавал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), который исполнял функции верховной власти между съездами Советов. ВЦИК создавался на основе пропорционального представительства от всех партийных фракций съезда. Из 101 члена первого состава ВЦИК 62 были большевиками, 29 - левыми эсерами, 6 - меньшевиками-интернационалистами, 3 - украинскими социалистами и 1 эсер-максималист. Председателем ВЦИК был избран большевик Л.Б. Каменев. Центральным органом власти стало образованное по решению II съезда Советов правительство - Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК). Его возглавил также большевик В.И. Ленин. Предложение войти в состав правительства получили левые эсеры и меньшевики-интернационалисты, но они отказались. Отличительной чертой новых органов власти и управления было соединение законодательных и исполнительных функций. Силу закона имели не только постановления съезда Советов и ВЦИК, но и декреты Совнаркома и даже акты отдельных наркоматов.

Таким образом, II съезд Советов провозгласил создание нового государства, сформировал органы власти и управления. На съезде были сформулированы наиболее общие принципы организации советской государственности и положено начало созданию новой системы государственного управления.

Большевики, захватив власть, искали возможности расширения ее социальной базы. В этих целях они вели переговоры с лидерами левых эсеров об условиях их вхождения в Совнарком. В начале ноября 1917 г. на пленарном заседании ВЦИК была принята компромиссная резолюция «Об условиях соглашения социалистических партий». В ней подчеркивалось, что соглашение возможно лишь при условии признания II съезда Советов «единственным источником власти» и признания «программы Советского правительства, как она выражена в декретах о земле, мире».

Переговоры большевиков с левыми эсерами завершились в декабре 1917 г. созданием коалиционного правительства. В состав СНК наряду с большевиками вошли семь представителей партии левых эсеров. Они возглавили наркоматы земледелия (А.Л. Колегаев), почт и телеграфов (П.П. Прошьян), местного самоуправления (В.Е. Трутовский), имуществ (В.А. Карелин) и юстиции (И.З.Штейнберг). Кроме того, В.А. Агласов и А.И. Бриллиантов стали наркомами без портфеля (с решающим голосом). Первый был членом коллегии наркомата внутренних дел, второй - Наркомата финансов. Левые эсеры, занимая важные посты в кабинете, как и большевики, отвечали за ключевые в условиях революции направления деятельности правительства. Это позволило расширить социальную базу управленческих процессов и тем самым укрепить государственную власть. Союз с левыми эсерами оставил заметный след в управленческой практике первых месяцев советской власти. Представители левых эсеров входили не только в центральные органы управления, но и в состав правительств национальных республик, ревкомов органов борьбы с контрреволюцией, руководства армейскими частями. При их непосредственном участии была разработана и принята III Всероссийским съездом Советов «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая Россию Республикой Советов. Вместе с большевиками левые эсеры единодушно проголосовали во ВЦИК за роспуск Учредительного собрания.

Блок с левыми эсерами позволил большевикам решить важнейшую политическую и управленческую задачу - объединить Советы рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Объединение произошло на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. На съезде был избран новый состав ВЦИК, в который вошли 160 большевиков и 125 левых эсеров.

Однако союз с левыми эсерами оказался недолговечным. 18 марта 1918 г., не признав ратификацию Брестского мира, левые эсеры вышли из правительства

Сове́т наро́дных комисса́ров РСФСР (Совнарком РСФСР, СНК РСФСР) - название правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с Октябрьской революции 1917 до 1946. В состав СНК входили народные комиссары, руководившие народными комиссариатами (наркоматами, НК). Подобные совнаркомы создавались и в других советских республиках; при образовании СССР также и на союзном уровне был создан Совет Народных Комиссаров СССР.

Общая информация

Совет Народных Комиссаров (СНК) сформирован в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 27 октября 1917 года.

Непосредственно перед захватом власти в день революции ЦК большевиков поручил Каменеву и Винтеру (Берзину) войти в политический контакт с левыми эсерами и начать с ними переговоры о составе правительства. Во время работы II съезда Советов большевики предложили войти в правительство левым эсерам, но те отказались. Фракции правых эсеров и меньшевиков покинули II съезд Советов в самом начале его работы - до образования правительства. Большевики были вынуждены сформировать однопартийное правительство.

Название «Совет народных комиссаров» было предложено Троцким:

Власть в Петербурге завоевана. Надо формировать правительство.

Как назвать его? - рассуждал вслух Ленин. Только не министрами: это гнусное, истрепанное название.

Можно бы комиссарами, предложил я, но только теперь слишком много комиссаров. Может быть, верховные комиссары? Нет, «верховные» звучит плохо. Нельзя ли «народные»?

Народные комиссары? Что ж, это, пожалуй, подойдет. А правительство в целом?

Совет Народных Комиссаров?

Совет Народных Комиссаров, подхватил Ленин, это превосходно: ужасно пахнет революцией.

СНК утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 года. Орган общего управления делами РСФСР - который в Конституции РСФСР именовался «Совет Народных Комиссаров» или «Рабоче-Крестьянское Правительство» - являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, имеющим полную исполнительно-распорядительную власть, право издания декретов, имеющих силу закона, при этом сочетая законодательные, распорядительные и исполнительные функции.

Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены Правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств.

Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло прием делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 чел. (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 - 20.)

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР был преобразован в Совет Министров РСФСР.

[править]Законодательная база СНК РСФСР

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в:

управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37)

издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38)

Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45).

О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40).

Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18)..

по иностранным делам;

по военным делам;

по морским делам;

по внутренним делам;

социального обеспечения;

просвещения;

почт и телеграфов;

по делам национальностей;

по финансовым делам;

путей сообщения;

земледелия;

торговли и промышленности;

продовольствия;

Государственного контроля;

Высший Совет Народного Хозяйства;

здравоохранения.

При каждом народном комиссаре и под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК (ст. 44).

С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г.

С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов:

внутренней торговли;

финансов

внутренних дел

просвещения

здравоохранения

земледелия

социального обеспечения

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.)

С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года, СНК РСФСР подотчётен лишь Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета РСФСР.

С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывает 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):

пищевой промышленности

легкой промышленности

лесной промышленности

земледелия

зерновых совхозов

животноводческих совхозов

финансов

внутренней торговли

здравоохранения

просвещения

местной промышленности

коммунального хозяйства

социального обеспечения

Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.

Правительство первого в мире рабоче-крестьянского государства впервые было сформировано как Совет Народных Комиссаров, который был создан 26 окт. (8 ноября) 1917, на другой день после победы Великой Октябрьской социалистической революции, постановлением 2-го Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов об образовании рабочего и крестьянского правительства.

Постановление, написанное В. И. Лениным, гласило, что для управления страной учреждается «впредь до созыва Учредительного собрания, Временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров». Первым председателем СНК был избран В. И. Ленин, работавший на этом посту в течение семи лет (1917-1924) вплоть до своей смерти. Ленин разработал основные принципы деятельности СНК, задачи, стоящие перед высшими органами государственного управления Советской республики.

Наименование «Временное» с роспуском Учредительного собрания отпало. Первый состав СНК был однопартийным - в него входили только большевики. Предложение левым эсерам войти в СНК было ими отвергнуто. В дек. 1917 левые эсеры вошли в СНК и состояли в пр-ве до марта 1918. Они вышли из СНК из-за несогласия с заключением Брестского мира и встали на позиции контрреволюции. В дальнейшем CHK формировался только представителями Коммунистической партии. По Конституции РСФСР 1918, принятой 5-м Всероссийским съездом Советов, правительство Республики именовалось СНК РСФСР.

Конституция РСФСР 1918 определила основные функции СНК РСФСР. Общее руководство деятельностью СНК РСФСР принадлежало ВЦИК. Состав пр-ва утверждался ВЦИК Советов или съездом Советов. СНК обладал необходимой полнотой прав в области исполнительно -распорядительной деятельности и наряду с ВЦИК пользовался правом издания декретов. Осуществляя исполнит-распорядительная власть, СНК РСФСР руководил деятельностью наркоматов и др. центр. ведомств, а также направлял и контролировал деятельность местных органов.

Были созданы Управление делами СНК и Малый Совнарком, который 23 янв. (5 февр.) 1918 стал постоянной комиссией СНК РСФСР для предварительного рассмотрения вопросов, вносимых в СНК, и вопросов текущего законодательства руководства отделом отраслями государственного управления и правительства. В 1930 Малый СНК был упразднен. По постановлению ВЦИК от 30 ноября 1918 был учрежден под пред. В. И. Ленина Совет рабочей и крестьянской обороны 1918-20. В апреле 1920 он был преобразован в Совет труда и обороны, (СТО). Опыт работы первого СНК был использован в гос. строительстве пр-в всех союзных сов.социалистических республик.

После объединения советских республик в единое союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР) было создано союзное правительство - Совет Народных Комиссаров СССР. Положение о СНК СССР утверждено ЦИК 12 ноября 1923.

Совнарком СССР формировался ЦИК СССР и являлся его исполнительным и распорядительным органом. СНК СССР руководил деятельностью общесоюзных и объединенных (союзно-республик.) наркоматов, рассматривал и утверждал декреты и постановления общесоюзного значения в пределах прав, предусмотренных Конституцией СССР 1924, положениями о СНК ЦИК СССР и др. законодательными актами. Декреты и постановления СНК СССР являлись обязательными к исполнению на всей территории СССР и могли приостанавливаться и отменяться ЦИК СССР и его Президиумом. Впервые состав СНК СССР во главе с Лениным утверждается на 2-й сессии ЦИК СССР 6 июля 1923. Совнарком СССР, по положению о нем 1923, составляли: председатель, зам. председателя, наркомы СССР; в заседаниях СНК с правом совещательного голоса участвовали представители союзных республик.

По Конституции СССР, принятой в 1936, СНК СССР являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза ССР. Он образовывался Верх. Советом СССР. Конституция СССР 1936 установила ответственность и подотчетность СНК СССР Верх. Совету, а в период между сессиями Верх. Совета СССР - его Президиуму. По Конституции СССР 1936, СНК СССР объединял и направлял работу общесоюзных и союзно-республиканских наркоматов СССР и др. подведомственных ему хоз. и культурных учреждений, принимал меры по осуществлению нар.-хоз. плана, гос. бюджета, осуществлял руководство в области внешних сношений с иностранными государствами, руководил общим строительством вооруженных сил страны и т. д. По Конституции СССР 1936, СНК СССР имел право по отраслям управления и хозяйства, отнесенным к компетенции СССР, приостанавливать постановления и распоряжения СНК Союзных республик и отменять приказы и инструкции наркоматов СССР. Ст. 71 Конституции СССР 1936 установила право депутатского запроса: представитель СНК или нарком СССР, к которым обращен запрос депутата Верховного Совета СССР, обязаны дать устный или письменный ответ в соответствующей палате.

СНК СССР, по Конституции СССР 1936, был образован на 1-й сессии Верх. Совета СССР 19 янв. 1938. 30 июня 1941 решением Президиума Верх. Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР был создан Государственный комитет обороны (ГКО), в котором была сосредоточена вся полнота государственной власти в СССР во время Великой Отечественной войны 1941-45.

СНК союзной республики является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти союзной республики. Он ответствен перед Верховным Советом республики и ему подотчетен, а в период между сессиями Верх. Совета - перед Президиумом Верх. Совета республики и ему подотчетен СНК союзной республики, по Конституции СССР 1936, издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССР и союзной республики, постановлений и распоряжений СНК СССР и обязан проверять их исполнениеВерт Н. История советского государства. 1900--1991. М., 1999. С. 130--131..

    У этого термина существуют и другие значения, см. Совет народных комиссаров. Дополнительные сведения: Список народных комиссариатов СССР Совет Народных Комиссаров СССР (Совнарком СССР, СНК СССР) … Википедия

    Совет народных комиссаров СССР - СОВÉТ НАРÓДНЫХ КОМИССÁРОВ СССР (СНК СССР), в соответствии с Конституцией СССР 1936 высший исполнит. и распорядит. орган гос. власти СССравни подотчётный ВС СССР. Война внесла в правовое положение СНК СССР нек рые коррективы. Обстановка воен.… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Совет народных комиссаров: Совет народных комиссаров РСФСР Совет народных комиссаров СССР … Википедия

    РСФСР Совет Народных Комиссаров СССР … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Совет народных комиссаров. Совет народных комиссаров РСФСР (СНК РСФСР) … Википедия

    В.И. Ленин, первый председатель Совнаркома Российской Советской Республики и Совнаркома СССР Совет народных комиссаров (аббр … Википедия

    - (Совнарком РСФСР, СНК РСФСР) название правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с Октябрьской революции 1917 до 1946. Совет состоял из народных комиссаров фактически министров, руководивших народными… … Википедия

    - (СНК) в 1917 1946 гг. название высших исполнительных и распорядительных органов государственной власти СССР, союзных и автономных республик. В марте 1946 г. преобразованы в Советы Министров. По Конституции СССР 1936 г. СНК СССР формировался… … Юридический словарь

    Совет народных комиссаров - (Совнарком, СНК) правительство советского государства с 1917 по 1946 гг. 26.10.(8.11.)1917 г. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов постановил: «Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного… … Энциклопедия права

    - (Совнарком, СНК), в 1917 46 название правительства в СССР, союзных и автономных республик. В марте 1946 преобразованы в Советы Министров … Современная энциклопедия

Книги

  • , Ежуков Евгений Лаврентьевич. История защиты и охраны границ России насчитывает более 1000 лет. С момента появления Русского государства возникла необходимость защитить ее границы. Однако послеВеликой Октябрьской…
  • Пограничная стража России от Святого Владимира до Николая II , Ежуков, Евгений Лаврентьевич. История защиты и охраны границ России насчитывает более 1000 лет. С момента появления Русского государства возникла необходимость защитить ее границы. Однако послеВеликой Октябрьской…

Однако этот перечень сильно расходится с официальными данными по составу первого Совнаркома. Во-первых, пишет российский историк Юрий Емельянов в своей работе «Троцкий. Мифы и личность», в него входят наркомы из различных составов СНК, многократно менявшихся. Во-вторых, по словам Емельянова, Дикий упоминает ряд наркоматов, вообще никогда не существовавших! Например, по культам, по выборам, по беженцам, по гигиене… Зато реально существовавшие наркоматы путей сообщения, почт и телеграфов в списке Дикого отсутствуют вообще!
Далее: Дикий утверждает, что в первый Совнарком входило 20 человек, хотя известно, что их было всего 15.
Ряд должностей указан неточно. Так, председатель Петросовета Г.Е. Зиновьев на самом деле никогда не занимал пост наркома внутренних дел. Прошьян, которого Дикий почему-то называет «Протианом», был наркомом почт и телеграфов, а не земледелия.
Несколько упомянутых «членов СНК» в правительство никогда не входили. И.А. Шпицберг был следователем VIII ликвидационного отдела Наркомюста. Кто подразумевается под Лилиной-Книгиссен, вообще непонятно: то ли актриса М.П. Лилина, то ли З.И. Лилина (Бернштейн), работавшая завотделом народного образования при исполкоме Петросовета. Кадет А.А. Кауфман участвовал в качестве эксперта в разработке земельной реформы, но к Совнаркому тоже никакого отношения не имел. Фамилия наркома юстиции была вовсе не Стейнберг, а Штейнберг…

СНК и наркоматы

Кратко:

Гос устройство РСФСР носило федеративный характер, высшим органов власти был Всероссийский съезд Советов раб-х,солд-х,кр-х и казачьих депутатов.

Съезд избирал ответственный перед ним Всеросскийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), который формировал правительство РСФСР – Съезд Народных Комиссаров (СНК)

Органами на местах явзялись областные, губернский,уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты.

Созданы «для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания». Было образовано 13 народных комиссариатов – внутренних дел, труда, по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей, путей сообщения. Председатели всех наркоматов вошли состав СНК

СНК принадлежало право по замене отдельных членов правительства или всего его состава. В экстренных случаях СНК мог издавать декреты без предварительного их обсуждения. ВЦИК утверждал декреты СНК, если они имели общегосударственное значение.

Совет Народных Комиссаров

Согласно Декрету II съезда Советов «для управления страной» было образовано временное 6 рабочее и крестьянское правительство с наименованием – Совет Народных Комиссаров (сокращенно – СНК). «Заведывание отдельными отраслями государственной жизни» поручалось комиссиям, возглавлявшимся председателями. Председатели объединялись в коллегию председателей – Совет Народных Комиссаров. Контроль над деятельностью СНК и право смещения комиссаров принадлежало как съезду, так и его ВЦИК. Работа СНК строилась в форме заседаний, которые созывались почти каждый день, а с декабря 1917 г. – и в форме совещаний заместителей наркомов, которые к январю 1918 г. определились в постоянно-действующую комиссию СНК (Малый Совнарком). С февраля 1918 г. начал практиковаться созыв объединенных заседаний Президиума ВЦИК и СНК.

Изначально в СНК вошли только большевики. Такая ситуация была обусловлена следующими обстоятельствами. Формирование однопартийной системы в советской России сложилось не сразу после Октябрьской революции, а значительно позднее, и объяснялось прежде всего тем, что сотрудничество партии большевиков с партиями меньшевиков и правых эсеров, демонстративно покинувшими II съезд Советов, а затем перешедшими в оппозицию, стало невозможным. Большевики предложили войти в правительство левым эсерам, которые оформлялись тогда в самостоятельную партию, но они отказались послать своих представителей в СНК и заняли выжидательную позицию, хотя и вошли в состав ВЦИК. Несмотря на это, большевики и после II съезда Советов продолжали искать пути сотрудничества с левыми эсерами: в результате переговоров между ними в декабре 1917 г. было достигнуто соглашение о вхождении в состав СНК семи представителей левых социалистов-революционеров, что составляло треть его состава. Данный правительственный блок был необходимым для упрочения советской власти, для привлечения на ее сторону широких крестьянских масс, среди которых левые эсеры пользовались серьезным влиянием. И хотя в марте 1918 г. левые эсеры в знак протеста подписания Брестского мира вышли из СНК, они оставались во ВЦИК, других государственных органах, включая военное ведомство, Всероссийскую чрезвычайную комиссию при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем (с августа 1918 г. – с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности).



СНК - c 6 июля 1923 по 15 марта 1946 высший исполнительный и распорядительный (в первый период существования также и законодательный) орган СССР, его правительство (в каждой союзной и автономной республике также был Совет Народных Комиссаров, например, СНК РСФСР).

Народный комиссар (нарком ) - лицо, входящее в состав правительства и возглавляющее определённый народный комиссариат (наркомат) - центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности государства.

Первый Совет народных комиссаров был учреждён за 5 лет до образования СССР, 27 октября 1917 Декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятом на II Всероссийском съезде Советов. До создания СССР в 1922 и образования Союзного Совнаркома, Совет Народных Комиссаров РСФСР фактически координировал взаимодействие между советскими республиками, возникшими на территории бывшей Российской империи.