Галантный жанр. «Галантный жанр» - живопись рококо Что объединяет крупнейших мастеров галантного жанра

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЖИВОПИСЬ РОКОКО «МАСТЕРА «ГАЛАНТНОГО ЖАНРА » Антуан Ватто Буше Франсуа Преподаватель истории, обществознания, МХК МБОУ «СОШ № 48» г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевна

Стиль рококо Жан Антуан Ватто(1684 – 1721) Буше Франсуа (1703–1770) План

Термин «рококо», произошедший от французского «рокайль» (буквально: бриллиант и украшение из раковин), появился в конце XVIII века. Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических сюжетов, эротических ситуаций. Стиль рококо

Изысканная жизнь аристократии «Галантные празднества» Картины «пастушеской жизни на фоне первозданной природы Жизнь человека мгновенна быстротечна, а поэтому надо ловить «счастливый миг» Главные темы живописи рококо

Жан Антуан Ватто(1684 – 1721) Для живописи Ватто чрезвычайно характерны театральные, маскарадные элементы. Славу ему принесли именно галантные сцены "Галантной можно назвать элегантную праздную кампанию людей, проводящую вместе досуг, немаловажным элементом которого являются флирт и любовные приключению Безусловно, гениальным изобретением следует считать включение в композицию подобных сцен персонажей комедии дель арте. Пьеро, Коломбина, Арлекин помогли художнику стереть грань между театром и окружающим миром, между вымыслом и реальностью, намерением и поступком.

Гамма любви (ок. 1715), Национальная галерея, Лондон

Радости жизни

Галантный Арлекин и Коломбина 1716-1718. Собрание Уоллес, Лондон.

Французская комедия (1716)

Венецианский праздник (ок. 1718)

Буше Франсуа (Francois Boucher) (1703–1770) Франсуа Буше, который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, рисунки для севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и декоративные росписи, в дальнейшем писал плафоны, панно, картины с мифологическими, пасторальными, жанровыми сценами, нарядно-кокетливые портреты, идиллические пейзажи, выдержанные в мягких серебристо-зеленых тонах

Пейзаж в окрестностях Бовэ 1740-1745. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Портрет маркизы де Помпадур 1756. Старая Пинакотека, Мюнхен

Мельница в Шаратоне 1750-е. Художественный музей, Орлеан.

Художник в своей мастерской 1730-е. Музей Лувр, Париж.

Модистка 1746. Национальный музей, Стокгольм.

Похищение Европы 1732-1734. Собрание Уоллес, Лондон.

Портрет жены художника Мари-Жанне Бюзо 1743. Собрание Фрик, Нью-Йор к.

Завтрак 1739. Музей Лувр, Париж.


Главные темы живописи рококо - изысканная жизнь придвор­ной аристократии, «галантные празднества», идиллические карти­ны «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь чело­века мгновенна и быстротечна, а поэтому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. «Дух мелочей прелестных и воз­душных» (М. Кузмин) становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля».

Для большинства живописцев рококо Венеры, Дианы, нимфы и амуры затмевают все остальные божества. Всевозможные «купа­ния», «утренние туалеты» и мгновенные удовольствия являются теперь чуть ли не главным предметом изображения. В моду входят экзотические названия цветов: «цвет бедра испуганной нимфы» (те­лесный), «цвет розы, плавающей в молоке» (бледно-розовый), «цвет потерянного времени» (голубой). Чётко продуманные, стройные композиции классицизма уступают место изящному и утончённому рисунку.

Антуана Ватто (1684-1721) современники называли «поэтом беспечного досуга» и «галантных празднеств», «певцом изящества и красоты». В своих произведениях он запечатлел пикники в вечно зелёных парках, музыкальные и театральные концерты на лоне природы, пылкие признания и ссоры влюблённых, идиллические свидания, балы и маскарады. В то же время в его картинах присут­ствуют щемящая грусть, ощущение быстротечности красоты и эфе­мерности происходящего.

Одна из прославленных картин художника - «Паломничество на остров Киферу». Прелестные дамы и галантные кавалеры собра­лись на усыпанном цветами берегу морской бухты. Они приплыли на остров Киферу - остров богини любви и красоты Венеры, куда она, по преданию,



Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу. 1717 г. Лувр, Париж

вышла из пены морской. Праздник любви начи­нается у статуи, которая изображает Венеру и амуров, один из кото­рых тянется вниз, чтобы возложить гирлянду из лавра на прекрас­нейшую из богинь. У подножия статуи сложены оружие, доспехи, лира и книги - символы войны, искусств и наук. Что ж, любовь действительно способна победить всё!

Действие разворачивается как кинолента, последовательно рассказывающая о прогулке каждой из влюблённых пар. Во взаимо­отношениях героев царит язык намёков: внезапно брошенные взгляды, призывный жест веера в руках у девушки, речь, оборван­ная на полуслове... Во всём чувствуется гармония человека и при­роды.

Но уже вечереет, золотой закат окрашивает небо. Праздник люб­ви угасает, наполняя грустью беззаботные забавы влюблённых пар. Очень скоро они вернутся на свой корабль, который перенесёт их из нереального мира в мир будничной действительности. Чудесный парусник - корабль любви - готов к отплытию. Тёп­лые, мягкие краски, приглушённые цвета, лёгкие, ед­ва коснувшиеся холста мазки кисти - всё это создает особую атмо­сферу очарования и любви.

И снова землю я люблю за то,

Что так торжественны лучи заката,

Что лёгкой кистью Антуан Ватто

Коснулся сердца моего когда-то.

Г. Иванов

К подлинным шедеврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступлений бродя­чих комедиантов.

Жиль - главный и любимый персонаж французской комедии масок, созвучный Пьеро - герою итальянской комедии дель арте. Неуклюжее, наивное существо как будто специально создано для постоянных насмешек и проделок ловкого и хитрого Арлекина. Жиль изображён в традиционном белом костюме с пелериной и в круглой шляпе. Он неподвижно и потерянно стоит перед зрителем, в то время как другие комедианты располагаются на отдых. Он словно ищет собе седника, способного выслушать и понять его. В не­лепой позе комедианта с безвольно опущенными руками, остановив­шимся взглядом есть что-то трогательное и незащищённое. В уста­лом и печальном облике паяца затаилась мысль об одиночестве че­ловека, вынужденного веселить и развлекать скучающую публику. Эмоциональная открытость героя делает его одним из самых глубо­ких и поразительных образов в истории мировой живописи.

В художественном отношении картина выполнена блестяще. Предельная простота мотива и композиции здесь соединяется с точ­ным рисунком и тщательно продуманной цветовой гаммой. Приз­рачно-белый балахон написан осторожными и вместе с тем смелыми движениями кисти. Мерцающие бледно-серебристые, пепельно-ли­ловые, серовато-охристые тона струятся, переливаются друг в дру­га, разбиваются на сотни дрожащих бликов. Всё это создаёт удиви­тельную атмосферу для восприятия глубокого философского смысла картины. Как здесь не согласиться с выска­зыванием одного из современников: «Ватто пишет не красками, а мёдом, расплавлен­ным янтарём».

Франсуа Буше (1703-1770) считал се­бя верным учеником Ватто. Одни называли его «художником граций», «Анакреоном живописи», «королевским живописцем». Другие видели в нём художника-«лицеме­ра», «у которого есть всё, кроме правды». Третьи скептически замечали: «Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы».

Кисти художника принадлежит ряд парадных портретов фаворитки короля Людовика XV маркизы де Помпадур. Из­вестно, что она покровительствовала Буше, не раз заказывала ему картины на религиозные сюжеты для заго­родных резиденций и парижских особняков. В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цве­тов и роскошных предметов, напоминающих о её художественных вкусах и увлечениях. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Книга в её руке - явный намёк на про­свещённость и приверженность интеллектуальным занятиям.

Франсуа Буше. Госпожа де Помпадур. 1756 г. Старая Пинакотека, Мюнхен


Маркиза де Помпадур щедро отблагодарила художника, назна­чив его сначала директором Гобеленовой мануфактуры, а затем пре­зидентом Академии художеств, присвоив ему титул «первого жи­вописца короля».

Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухленькие обнажённые прелестницы в виде мифологи­ческих Венер и Диан. Его картины изобилуют двусмысленными на­мёками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик, прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, жмущиеся к ногам влюблённых овечки, символически целующиеся голубки и т. д.). Что ж, художник прекрасно знал моду и вкусы сво­ей эпохи!


В истории мировой живописи Франсуа Буше по-прежнему остаётся великолепным мастером колорита и изысканного рисунка. Ост­роумно решённые композиции, необычные ракурсы героев, причуд­ливые силуэты почти театральных декораций, сочные цветовые акценты, яркие блики прозрачных красок, нанесённых мелкими, лёгкими мазками, плавные, струящиеся ритмы - всё это делает Ф. Буше непревзойдённым мастером жи­вописи. Его картины превращаются в декоративные панно, украша­ют пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грёз.

Вопросы и задания

1. Почему творчество Н. Пуссена называют вершиной классицизма в живописи? В чём и как он выразил свой идеал красоты? Согласны ли вы с утверждением художника, что все его произведения можно тематически разделить на «вакханалии» и «возвышенную героику»? Какие из картин Н. Пуссена вас заинтересовали больше всего? Почему?

2. Можно ли согласиться с мнением современников, что в скульптур­ных произведениях А. Кановы «пульсирует сама жизнь»? Поясните свой ответ. Как вы думаете, почему А. Канова и Б. Торвальдсен чаще обраща­лись к мифологическим сюжетам и образам? Каковы характерные черты творческой манеры А. Гудона?

3. Расскажите об А. Ватто и Ф. Буше - крупнейших мастерах «галант­ного жанра» в живописи рококо. Каковы главные мотивы их творчества?

Творческая мастерская

Сравните картину Пуссена «Парнас» с одноимённой фреской Рафаэля. Что общего и в чём различие творческой манеры этих художников?

Подготовьте слайд-шоу для лекции по теме «Скульптурные шедевры клас­сицизма». Сопроводите подобранный вами материал краткими аннотациями.

Подготовьте статью для иллюстрированного художественного журнала о крупнейших мастерах «галантного жанра» (А. Ватто, Ф. Буше и О. Фраго­наре). Постарайтесь в ней отразить отличительные особенности художест­венной манеры каждого из этих мастеров.

Напишите небольшое сочинение-эссе на тему «О чём могли мечтать и говорить герои картин Антуана Ватто? ».

ГАЛАНТНЫЙ ЖАНР

ГАЛАНТНЫЙ ЖАНР галантные празднества (фр. fetes galantes) — разновидность бытового жанра, имеющая древние корни. Предшественниками Г. ж. являются возникшие в Европе в 14 — 16 вв. изображения "Сада любви", сюжеты миниатюр, шпалер, гравюр, стенной и станковой живописи: дамы и кавалеры, гуляющие, музицирующие, обменивающиеся любезностями в цветущем саду: миниатюра в "Роскошном часослове герцога Беррийского" братьев Лимбург (ок. 1411 — 1416, Музей Конде, Шантийи), "Месяц апрель", фреска Франческо дель Косса (1469 — 1470, замок Скифаноя в Ферраре), картина Джорджоне "Сельский концерт" (ок. 1506 — 1510, Лувр). В картине Питера Пауля Рубенса "Сад любви" (ок. 1632 — 1635, Прадо) предвосхищены основные особенности Г. ж. Но собственно стиль Г. ж. сформировался в нач. 18 в. в творчестве Антуана Ватто и его школы во Франции, откуда рас пространился во многие страны Европы ("Паломничество на Киферу", 1717, Лувр, и любовные сцены в парковых пейзажах Ватто). Стилизованные, подчас гротескные реминисцен ции Г. ж. характерны для живописи и графики "Мира искусства" (К. А. Сомов, Д. И. Митрохин).

4. Живопись Галантного века

"Галантная" живопись во Франции существовала параллельно с римско-эллинистическим направлением и ранним, родом из Шотландской школы, романтизмом и доминировала вплоть до Великой Французской революции.

Художественная жизнь начала тогда складываться в области живописи в те формы, в которых она проявляется еще и теперь. Академии, выставки, художественная критика стали оказывать большое влияние на свободное художественное развитие. Наряду с Королевской академией, привлекавшей к себе лучшие силы, академия св. Луки в Париже, преобразовавшаяся из старого цеха живописцев, лишь в редких случаях могла похвастаться блестящим именем; и наряду с парижской академией провинциальные высшие художественные школы, из которых первое место заняли академии в Тулузе, Монпелье и Лионе, могли, как общее правило, удовлетворять только местным художественным потребностям. Лишь "прикомандированные" к Королевской академии в Париже имели право выставлять в "Салоне" Лувра; через несколько лет по представлении "картины на право приема" они получали звание ординарного академика. Упрека в односторонности, однако, эта академия не заслуживает. Она приняла в число своих сочленов Клода Жилло, учителя Ватто, как "живописца модных сюжетов", самого Ватто как "живописца празднеств", Грёза как "жанриста"; другие художники обозначаются в ее списках как пейзажисты, живописцы животных, цветов и т. д. Наряду с академическими выставками в "квадратном салоне" и в "большой галерее" Лувра, регулярно повторявшимися с 1737 г. и достигшими своего высшего предела в 1789, также и академия св. Луки, и союз "Молодежи" устраивали собственные выставки.

Из всех следовавших "галантным канонам" живописцев выделяют традиционно несколько наиболее значимых фигур.

5. Жан-Марк Наттье (1685-1766)

Наттье - один из самых старших "галантных" живописцев, и в его творчестве описываемое направление проявилось в меньшей степени.

Родился в семье художников: его отец Марк был портретистом, мать Мари Куртюа писала миниатюры, а брат Жан-Батист занимался созданием картин по историческим мотивам.

Первые уроки живописи Жан-Марк Наттье получил от своего отца, затем посещал курсы рисования в Королевской Академии. В пятнадцатилетнем возрасте (!) Наттье был удостоен первого художественного приза Парижской Академии.

В 1717 году Наттье отправился в путешествие в Голландию, встретился в Амстердаме с Петром I и написал портреты царя и российской императрицы Екатерины. Петр предложил Наттье покинуть Францию и уехать с ним в Россию, но, ссылаясь на свою любовь к родине, художник отклонил его предложение. Жан-Марк Наттье провёл практически всю свою жизнь в Париже.

Жан-Марк Наттье является создателем нового стиля живописи -- исторического портрета (фр. portrait historie), в основном изображавшего известных деятелей французского прошлого.

Для Петербурга выполнены "Князь А.Б. Куракин", "Царь Пётр I", "Екатерина I". В них, а так же в знаменитой "Мадам де Помпадур в образе Дианы-охотницы" уже появляются такие черты, как идеализация облика портретируемых, портретирование в образе античного героя или бога (костюмированный портрет), мягкость колорита. Пропадает психологическая характеристика персонажей, выраженная непосредственно или символикой. "Лицо эпохи" - человек с умиротворённым выражением лица, не отражающим его внутреннего мира (чего, правда, не получилось или не захотелось достичь художнику в "Княгине Е.Д. Голицыной", выражающей явное самолюбование девушки); в этом аспекте можно видеть негативную сторону нового стиля: воздушному "Rocaille" ни к чему глубокомысленные размышления.

6. Жан Антуан Ватто (1684-1721)

Ватто принадлежит к числу известнейших художников в мировой истории искусства и является крупнейшим мастером "галантного жанра". Многообразие передаваемых его картинами настроений и характеров (и это не в ущерб той самой лёгкой "галантности", что ценилась его современниками!) часто противопоставляется другим, "бездумным" произведениям рококо (в особенности творчеству Ф. Буше, по мнению философов просвещения, "далёкого от жизни").

Ватто приехал в Париж в 1702 из северной Франции, из Валансьена, где когда-то родился в семье кровельщика. С 1703 по 1708 Ватто работал в мастерской Клода Жилло, копировал и изображал сюжеты итальянской комедии. От этого важного этапа творческого формирования художника сохранилось лишь одно живописное свидетельство -- московская картина "Сатира на врачей".

В следующие годы Ватто пробовал себя в разных жанрах, спорная хронология немногих сохранившихся работ этого периода не позволяет сделать опредёленных выводов об эволюции его интересов, однако его манера становится более свободной, мазок -- более свежим и легким.

С 1710, после короткой поездки в Валансьен, Ватто снова жил в Париже, в столь любимой им атмосфере живописи, музыки и театра. Среди его близких друзей -- литератор и редактор Французского Меркурия Антуан де ла Рок, торговцы картинами, рамами и стеклом Жерсен и Сируа, актёры итальянской комедии, поэты и музыканты.

Сформировавшийся вне жёстко регламентированной академической системы, Ватто спокойно обдумывал и отбирал увлекавшие его сюжеты, не заботясь об иерархии жанров, свободно отдавался на волю чувства и фантазии. Он не любил работать на заказ, предпочитая свободу замысла и игру воображения. Он писал пейзажи, маскарады в духе Жилло, портреты итальянских актеров, праздники в парках, заботясь больше о настроении, эмоциональном и живописном богатстве сцены, чем о скрупулёзном портретном сходстве или торжественном величии. Влияние "галантного искусства" на него было оказано несколько позднее, чем на Наттье, а потому он приводится в данной работе позже последнего.

Тонкие, но ясные психологические характеристики прослеживаются в его портретах, таких, как "Портрет мистера Патера". Так, на нём мы наблюдаем предельно сконцентрированного, даже не смотрящего в сторону зрителя англичанина - вмеру чопорного представителя своей нации. Изображённый в правой нижней части картины женский скульптурный портрет, по всей видимости, указывает на род занятий мужчины - он скульптор.

То же, но в масштабе всеобщих, охватывающих сразу множество людей настроений мы видим в знаменитых "галантных празднествах": "Паломничестве на остров Киферу" и "Празднике любви".

Надо сказать, что Ватто изображал все французские сословия, и не менее убедительно, чем портреты знати, смотрятся и "Савояр с сурком", и "Жиль" (бродячий музыкант), и многочисленные путники, рабочие, крестьяне - персонажи путевых зарисовок - тот народ, откуда вышел Ватто.

Ватто предпочитал станковую живопись, но он был и мастером декоративного искусства, сам делал орнаментальное панно для интерьеров особняков, расписывал дверцы карет, клавесины и веера, что оказало влияние на архитектурный декор рококо.

И декоративные работы, и крупные полотна отличают типичные для Ватто черты: изумительная живопись, трепетная и нежная, тончайшая гамма мимолетных настроений, использование рисуночных приёмов в живописи (смотри проработку крон деревьев в "Капризнице"), виртуозное композиционное мастерство.

7. Франсуа Буше (1703-1770)

"Его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость"

Франсуа Буше родился в Париже в семье художника Николя Буше, отправившего его на обучение к своему знакомому Франсуа Лемуану.

В семнадцать лет Буше поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса, что позволило ему самостоятельно зарабатывать на жизнь, а также завести полезные знакомства -- с высокопоставленными клиентами своего наставника.

Получает первое звание отличия - Академическую премию - за дипломную работу. Здесь и далее Буше - приверженец сверхгладкой, несколько даже "прилизанной" манеры письма, восхищавшей его современников и отличающей его явно от Ватто. Участие в 1722--1723 годах в создании офортов для "Сборника Жюльена", в котором воспроизводились в гравюре все произведения знаменитого предшественника, позволило ему познакомиться с работами этого художника, усвоить его композиционные приемы.

В 1723 году - Римская премия. В путешествии по Италии молодой художник усваивает манеру мягкой светотени Кортона, сильное рисуночное начало Ланфранко и Тьеполи, однако же, в корне не принимая глубокую контрастность и композиционную динамичность работ двух последних - всё это шло в разрез со вкусами Французского двора. Во всех произведениях Буше проявляет склонность не к колористическому многообразию, а к использованию крупных локальных пятен, но с изысканными переходами между ними. Пейзажи "Вид Тиволи" (Музей искусств и архитектуры, Булонь-сюр-мер) и "Вид садов Фарнезе" (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) исполнены на основании итальянских впечатлений.

Вместе с признанием и известностью к Буше приходят и многочисленные заказы на произведения декоративно-прикдадного искусства, не оставлявшие его до конца жизни.

В дальнейшем творчестве Буше необходимо отметить две вещи. Первая -дальнейшее совершенствование техники живописи, овладение приёмами стилизации под экспрессивную барочную манеру Дж. Тьеполо ("Обучение Купидона", "Леда и лебедь" и множество других произведений на мифологические темы), под фарфор ("Венера, утешающая Амура", "Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто"). И вторая - неизменность идейной составляющей его работ, та самая несколько чрезмерная "галантность", за которую ругали его стиль Вольтер и Дидро. Психологическая и эмоциональная характеристика у Буше начисто отсутствует, её место занимает собственное отношение к изображаемому посредством немногосложных характеристик. Так, в "Визите Венеры к Вулкану" художник не меньше последнего очарован героиней, и это передаётся и изяществом её походки, и кокетливым поворотом кудрявой головки (да и Венера ли это - скорее современная Буше модница). Некоторая неспособность Буше (а может быть, и нежелание, что согласовывалось со вкусами двора) к внутреннему психологизму произведений лишает драматизма такие его сцены, как "Пан и Сиринга" и "Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто", которые относятся к историям с трагическим сюжетом. Тем не менее, в большинстве случаев работы его воспринимаются скорее не в качестве красивых картинок, а как расслабляющие полотна, как образцы изящества.

В жанровом многообразии мира Буше следует отметить несколько моментов.

Во-первых, что является непременной чертой его творчества, идеализация облика портретируемых, в основном женщин (серия портретов мадам де Помпадур, "Портрет мадам Бержере"). Во-вторых, осовременивание ликов античных богинь в мифологических произведениях (наиболее показателено в этом плане полотно "Туалет Венеры" 1751 года: тёмно-пепельные кудри, модные во времена художника, миндалевидные, слегка прищуренные глазки, рот-сердечко, маленькое тельце - и уже не верится, что пред нами персонаж античной мифологии). Всё это говорит о влиянии на автора распространённого в то время жанра портрета-состояния, одним и основных деятелей которого он сам, по сути, являлся. Вместе с серией "одалисок" (портретов молодых девушек в обнажённом состоянии), из коих выделяются "Темноволосая одалиска" 1745 г. и "Светловолосая одалиска" 1752 г., всё это говорит о том, какое значение женской красоте и сексуальности уделялось в творчестве Буше (никогда, однако, даже близко не подходившем к пошлости).

И третий момент заключался в несколько плоском и "театральном", по мнению многих последующих живописцев, подходе Буше к пейзажу (что, в прочем, для большинства тогдашних художников было общо). Сравнительно чётко выделяются у него "сцена" и "занавес"; в меньшей степени это проявляется только в его ранних "итальянских" пейзажах. Несмотря на степень проработки растительности и архитектуры (смотри "Пейзаж в окрестностях Бове", "Мельница", "Переправа по мосту"), пейзажи Буше населены совершенно нереальными стаффажами, "его "крестьяне" - дворяне, его быки - что Зевс перед похищением Европы", а погода - безмятежный, слегка облачный день, причём вне зависимости от изображаемого места. Несмотря на то, что основная работа над пейзажем у Буше, как и у всех прочих живописцев своего времени, велась в мастерской, тот самый "галантно-театральный подход" никогда не позволяет мастеру добиться ощущения реальности места (коей задачи он перед собой, по всей видимости, и не ставил). "Его Франция - "маленькая Аркадия", бесконечно далёкая от реальности и всё же прекрасная".

Почти ничего в работе не сказано о жанровых сценах художника.

Т. о., Франсуа Буше вошёл в мировую историю искусства как художник "галантной", слащавой живописи, абсолютно реалистичной по манере изображения и настолько же нереалистичной - по выбору изображаемого; как прекрасный стилизатор и мастер декоративно-прикладного искусства.

Его самый талантливый ученик Ж. О. Фрагонар унаследовал от него внешнее изящество, свободу композиции и смелость колорита, но он попытается соединить их с большей эмоциональной внутренней углубленностью в передаче образов и сюжетов; чаще используются приёмы явного цветового контраста, почти отсутствующие у Буше, больше внимания уделяется контрасту светотеневому. Мазок намного крупнее, чем у Буше, но ощущается это только при ближайшем рассмотрении, эффект сравнительной гладкости унаследован от учителя. Но на его творчестве мы не будем заострять внимания, т. к. за исключения вышеперечисленного, а также преобладания жанровой сцены над мифологической, его искусство следовало проложенной Буше "тропе" по расслаблению и увлечению зрителя.

Современное французское искусствоведение оценивает искусство Буше невысоко. Признавая превосходную технику художника, критики отмечают "слащавость" его работ, его зачастую неидеальный художественный вкус (работы позднего периода, в основном малоизвестные, содержат сопоставление сходных цветов чрезмерной контрастности), а также общую "буржуазность" его стиля.

8. Морис Кантен де Латур (1704--1788)

Де Латур - "Король пастели"

На "Портрет королевского секретаря Дюваля де лЭпине"

Де Латур родился в незнатной семье. Девятнадцати лет от роду покинул свой родной город, Сен-Кантен, и явился в Париж, где учился у посредственного живописца Дюпуша и у некоторых других художников.

Первые два публично выставленных произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к академии художеств; в 1746 году он был избран в ее действительные члены, а в 1750 г. получил титул королевского живописца, который и сохранял в течение 23 лет. В 1780 г. удалился на покой в свой родной город.

Испытав влияние идеологии Просвещения, оказанное Ж. Б. С. Шарденом и английскими художниками, у которых де Латур проходил обучение с 1725 года в течение нескольких лет, де Латур никогда не принимал слащавость и приторность большей части "галантного" искусства, однако как сам испытывал некоторое его влияние, так и оказал на него не меньшее.

М. К. де Латур - человек, перенявший от венецианской художницы Розальбы Каррьеры эстафету в важном для изобразительном искусстве деле - в деле расширения изобразительных возможностей пастельных карандашей, распространения рисования одновременно пастелью разной степени мягкости, популяризации пастельной живописи как рода изобразительного искусства, позволяющего выразить трудновыразимое масляными красками. Что же так трудно выразить масляной техникой? К примеру, абсолютная гладкопись в масляной живописи зачастую ведёт к "полированности", некоторой "мёртвости" изображаемого, чего не всегда удавалось избежать голландским "гладкописцам" XVII столетия. Полная гладкопись же в пастеле, наоборот, позволяет достичь максимальной натуралистичности тогда, когда это необходимо, при этом (!) отсутствие в её составе лака не уподобляет, к примеру, фрукты на такой работе муляжам, а лица - кукольным. "Занявшись в течение двух лет усовершенствованием себя в рисунке, через то [де Латур] достигнул в пастельном роде живописи такого мастерства, равным которому не обладал никто из предшествовавших ему и, может быть, из следовавших за ним пастелистов.

Известность его росла все более и более, чему способствовала также и мода на пастель, распространившаяся в тогдашнем французском обществе". В этом (и не только) состоит его весомый вклад в изобразительное искусство, его влияние на живопись "галантных живописцев". Начиная с де Латура, пастель воспринималась французскими, в частности, придворными художниками уже не только как подсобная, но и как самостоятельная техника.

В свою очередь, и де Латур испытал прямое влияние рококо: мягкость колорита его картин, изображение портретируемых пусть и не идеализированное, но в приподнятом расположении духа нравились французской знати не меньше, чем дух Просвещения и психологизм в его работах - деятелям литературы и философам его времени.

"По свидетельству современников Латура, он, как редко кто-либо другой, схватывал сходство; с этим качеством соединялись сила, гармония и приятность красок, сохранившихся до сего времени в его портретах, несмотря на их давность. Наибольшее число их находится в сен-кентенском музее; их собрано также немало в луврском музее, в Париже. Многие произведения Латура гравированы выдающимися мастерами его времени". И хотя де Латур традиционно не характеризуется как художник "галантного" стиля, его "взаимное пересечение" с рококо позволяет нам упомянуть об этом замечательном художнике.

Виды и техники изобразительного искусства

Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника...

Вклады культуры и искусства XX века в мировую цивилизацию

В истории русской культуры начало XX в. получил название "серебряного века" русской культуры, который начинается "Миром искусства" и заканчивается символизмом. "Мир искусства" - это организация, возникшая в 1898 г...

Готика. Застывшая эпоха ушедших времен

Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж...

Влияние запросов Версальского двора ощущалось прежде всего в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Кроме станковой живописи, фарфора, веера и моды, "галантный" стиль проник в интерьеры особняков...

К.А. Сомов. Культивирование галантного жанра

2.1 Зарождение «галантного» жанра в эпоху рококо Начало XX века было отмечено ностальгическим «возвратом» к эстетике рококо, к образам времён Людовика XIV, к навсегда ушедшей галантной эпохе...

Культурная революция в СССР (1922-1941 гг.)

«Программа партии в области искусства встречала сопротивление художников, тесно связанных с буржуазией, настроенной против Советской власти. Реакционные художники и теоретики искусства прибегали к клевете на большевиков, обвиняя их в том...

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине 19 в. позволил назвать это время «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств...

Русская портретная живопись и графика первой половины XIX века

Святая инквизиция в эпоху Средневековья и ее отражение в искусстве

В эпоху Средневековья живопись стала одним из главнейших видов искусств. Новому отношению к живописи содействовал и целый ряд религиозных нововведений...