Линия и ее изобразительные возможности. Презентация для урока изобразительного искусства "Линия и её выразительные возможности"

Отправить

Класснуть

Запинить


Цели: познакомить учащихся с понятием «линия», ее выразительными возможностями; рассказать о виде и характере линий, роли ритма в создании образа; познакомить учащихся с линейными графическими рисунками художников.
Материалы: изображения различных линий, иллюстрации линейных рисунков (Рембрандт «Старый нищий», «Женщина в кресле, читающая книгу», «Два крестьянских дома», А. Матисс «Женский портрет»); карандаши, бумага.

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

II. Беседа учителя

1. Линия, ее виды, характер

Каждый рисунок, выполненный пером или карандашом, состоит из различного вида линий – прямых, волнистых, длинных, коротких, отрывистых, тонких, толстых, резких, угловатых. Линия может быть как основным формообразующим средством в рисунке, так и вспомогательным – для обозначения границы формы, каких-либо деталей и т. д.

Линия представляет собой одно из самых главных изобразительных средств. Они различаются по своему характеру. Некоторые из них весомые и уверенные, некоторые беглые и поспешные. Линия бывает смелой, лихой или строгой и обстоятельной. Одна очерчивает контур как леска, другая представляет собой линию-росчерк, свободный след впечатлений.

Как любое изобразительное средство, линия имеет свои свойства, которые меняются в зависимости от применяемого инструмента. Изображать линии можно при помощи хорошо заточенного твердого карандаша – в этом случае линия получается тонкой, слабо видимой. Мягкий карандаш оставит за собой более мягкую, рыхлую, волнистую линию. Нередко для изображения линий используют ручки – чернильные с пером, а также шариковые. Наилучшими материалами для изображения линий служат сангина, пастель, уголь.

В природе линии практически не встречаются. Линией мы считаем контур предмета, его край. Линия представляет собой лишь знак, условность. Ее используют как способ обозначения. При написании букв мы стараемся вырисовывать линии как можно выразительнее. Художник, рисующий линиями, имеет свой почерк, определенный характер. Через линию он выражает свои чувства, эмоции.

Линии имеют свой ритм. Ритм линии – это чередование соизмеримых между собой элементов. Ритмические соотношения, как правило, разнообразны. Они могут быть простыми, сложными, вариативными.
Забор – это также набор линий, он обладает определенным ритмом – мерным. Такой ритм отражает спокойствие и однообразие.

Если задача тона – выявить пространство, то основная задача линии – выразить движение. Взгляд как бы следует в направлении линии, повторяя ее изгибы и отмечая ее напряжение. Впечатление следящего за линией целиком будет зависеть от того, каким образом линия управляет движением взгляда.

2. Линейные графические рисунки великих художников

Рембрандт Харменс ван Рейн. Великий нидерландский художник Рембрандт был ярким представителем золотого века голландской живописи. Именно он заложил основу современного живого художественного рисунка. Его работам присуща особенная музыкальность линий, при помощи которых он воспроизводил самые различные образы. Свои произведения Рембрандт создавал не черными, а коричневыми чернилами на бумаге розовато серого оттенка. Линия Рембрандта будто льется, живет, дышит. В его рисунках всегда присутствует единство и гармония формы и содержания. Наилучшим примером его линейных работ является рисунок «Старый нищий»

На этом рисунке мастерски изображена голова и фигура нищего. Работа необычайно глубокая и в то же время лаконичная. Обратите внимание на отчетливость форм, которая достигается при помощи линейной техники.

Другие рисунки художника были выполнены тростниковым пером, с помощью которого мастеру удалось добиться строгого контура. Рассматривая рисунок «Женщина в кресле, читающая книгу», особое внимание следует обратить на различную толщину линий. Его детали выполнены с различным нажимом. Отдельный интерес представляют пейзажи Рембрандта. Его пейзаж прежде всего состоит из различных «движущихся» линий, сочетания ритмических и пластических возможностей.

Рембрандт «Женщина в кресле, читающая книгу»

Рембрандт «Два крестьянских дома»

Посмотрите на рисунок «Два крестьянских дома», выполненный толстым пером черными чернилами. Нажим, с которым прорисован передний план рисунка, как бы подчеркивает глубину вторых и третьих планов. Рембрандт был великим художником своего века. Его мастерство не может оставить равнодушными истинных ценителей искусства.

Анри Матисс . Для большинства художников линейное изображение являлось лишь дополнением к основному виду творчества. Однако для Матисса линейный рисунок был формой станкового рисования. Так, художник, создавая свои рисунки с натуры и детально прорабатывая каждый элемент, достигал необычайной реалистичности, а затем начинал делать с него иной рисунок – более обобщенный и условный.

Матисс добивался особой точности изображения при помощи линий одинаковой толщины и одного напряжения. Нельзя не отметить, что рисункам этого художника характерна необычайная легкость, живость движения. Контур фигуры обозначен четко, движение линий струится строго по очертанию формы.

А. Матисс «Женский портрет»

Работы Матисса в определенной степени сдержанны, но в то же время обладают немыслимой свободой. Этот художник является ярчайшим представителем линейного рисунка.

III. Творческое задание

Сегодня вам предстоит побывать в роли мастера линейного рисунка. Для начала выполните тренировочное задание. При помощи различных линий на белом листе бумаге изобразите два настроения – веселое и тоскливое. Вся композиция должна состоять только из линий. Помните, основная задача линии – выразить движение. При выполнении вашего рисунка вспомните о характере линий.

Виды линий

Выражение определенного настроения с помощью линий


Теперь, когда вы поработали с линиями, вам предлагается выступить в роли мастера линейного рисунка. Для нашей работы нам понадобится бумага и простой карандаш. Бумага должна быть белого цвета, так как слабая серебристая линия карандаша плохо видна на цветной бумаге. Создайте свой линейный рисунок при помощи простого карандаша. Основу линейных рисунков, конечно же, составляет линия, при помощи которой вы сможете наметить контур. Рисунок должен быть целостным. Изображаемый предмет может быть любым.

IV. Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы.)
– Давайте вспомним, какую роль играет линия в рисунке.
– Какие виды линий вы можете назвать?
– Что такое ритм линий?
– Назовите известных мастеров линейного рисунка.

Вместе с этим также читают:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: Линия и ее выразительные возможности

Цель: познакомиться с выразительными свойствами линии, видами и характером линии.

Линия – основное средство художественной выразительности в графике

ЗАДАНИЯ: Для выполнения заданий вам потребуется 3 листа бумаги.

По почерку мы можем узнать о характере человека

1 упражнение Своим обычным почерком Как очень аккуратный человек Как человек, который спешит Словно вы экономите место, скупо, убористо. Твёрдо, решительно Сравните варианты написания. Чем они отличаются? Напишите слово «Здравствуй» или своё имя:

2 упражнение Изобразите несколько линий на одном листе. «Музыкальные» «Лёгкие», «Воздушные» «Жёсткие» «Ломаные» «Колючие» «Витиеватые» «Спиральные» «Лучистые» «Волнообразная» Какое настроение создаётся, когда вы видите разные по характеру линии? Что этому способствует?

3 упражнение Разделить лист на две части и изобразить, не используя конкретных предметов: Гнев Радость

Выразительные возможности линии Характер Выразительность Ритм Рисунок И.И. Шишкина «Упавшее дерево

Ритм Одно из основных композиционных средств в графике – ритм линий и пятен. Ритм – это чередование элементов композиции. обычно ритм построен на неравномерном изменении свойств элементов композиции, ритм линий придаёт динамику композиции

Выполните зарисовку пейзажа, передавая через изображение деревьев и трав состояние природы: сильные порывы ветра; лёгкий шелест листвы; спокойствие. Используйте разные выразительные возможности линии. 4 упражнение

Изобразите фантастическое дерево, которое показывало бы ваш характер, применяя знания о линии и используя фактуру дерева. Можно включать предмеры, которые нравятся вам Используйте разные выразительные возможности линии. 5 упражнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по ИЗО для 6 класса "Линия и её выразительные возможности"

Разработка урока по ИЗО для 6 класса по программе Б.М. Неменского "Линия и её выразительные возможности"....

6 класс 3 урок "Линия и её выразительные возможности"

Разработка урока по программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство" 6 класс, урок №3 по теме " Линия и её выразительные возможности"...

Линия, как и мелодия представлялась нашему герою, как след движущейся точки. Ероха знал, что так выражается замысел художника, и представлял себе причудливые узоры…вспоминал, что он знает про них…


Линия может быть:

  • Контурной (прямой или волнистой, а так же ломаной).
  • Превращаться в штрих.
  • Создавать пятно (силуэт). Силуэт - это плоскостное изображение объекта, его теневая сторона, когда не видны детали.

В самом начале очень Важно помнить что, на самых первых этапах рисунка линия определяет размер изображения на листе, его композицию. Один и тот же объект, изображенный различной линией (мягкой волнистой или жесткой - ломаной) зрительно воспринимается по разному, приобретая особую художественную выразительность. Посмотрите на эти графические фантазии:




Представлены примеры рисунков с декоративной текстурой.


Как-то раз, по осени идет по лесу ежик и играет на балалаечке. А вышел Ероха в лес с одной-единственной задумкой: как бы ему спроворить себе к зиме теплое стеганое одеяльце. Чтобы оно в лютые январские морозы и согревало, и спать не мешало.

И не знал ещё Ероха, что всё, что ему нужно, он несет у себя за спиной. Что балалайка не просто отзывается струнами на каждый порыв ветра. А что она начинает сплетать дивную мелодию из осеннего ветра, опавшей листвы и пожеланий Ерохи. И каждый звук отражается в небе мириадами ярких оттенков и полутонов.

В дороге Ероха решил зайти к своим друзьям, которые всегда, всегда помогали ему. Был он не один, а с волшебной балалайкой! А ветер продолжал шелестеть в листве, среди ветвей и в траве, наполняя окружающую природу гармонией и благозвучием.


Живая линия рисунка то утолщается, подчеркивая форму, то, теряясь, погружает её в пространство. Так линия одновременно лепит и характерный объём и пространство.

- Ребята, давайте попробуем изобразить порывы осеннего ветра разными линиями

Характер и форма линий:

  • резкие или плавные
  • размашистые или собранные
  • бессвязные или упорядоченные
  • толстые и тонкие
  • прямые и кривые
  • зигзаг и волна
  • спираль и завиток
  • сплошные и прерывистые.

Напротив дуба высокого росла молодая сосна. И жили на ней друзья Ерохины: паук - Ерохин друг - многоног и многорук. А звали в лесу все паука Композитор, потому, как умел он превращать звуки в линии.


Жила белка. Звали её все в лесу Феша, потому, как был у Феши ценный мешок. В мешке за много лет скопилось много богатств лесных: шерсти, да сена, да моху.


А ещё прилетала на ту сосну совушка-подружка, а звали её в лесу все Софья.


Когда друзья увидели Ероху, очень обрадовались и попросили его поиграть им на балалаечке. Ероха уселся на пенек и забренчал. Пока Ероха играл, паук сплел из ежиной мелодии волшебную паутину, такую, какую ежик не видел в жизни. Доиграл Ероха, посмотрел на паутину, подивился красоте паучьей работы. Зевнул и говорит - поздно уже, пойду я спать.



Тут сова прилетела, голову наклонила, сидит на паутину смотрит.

Говорит:

- здорово Ероха! Спать собираешься?

-Да. Пожалуй, пойду…зима скоро…

-да,… а у меня одеяльца тепленького нет…прямо беда…ладно Софья, спокойной тебе ночи.

-спи спокойно Ероха, до завтра.

-послушай Феша, сказал сова, надо бы Ерохе помочь с одеялом, а то может и замерзнуть…

-верно, ответила Феша, надо!

Сова совушка строго посмотрела на подружку -белочку Фешу и спросила:

-а где мы сейчас сможем найти «годный для одеяла» материал? Ведь глубокая осень уже… вот, вот снег выпадет!

Феша, кокетливо улыбнулась, и ответила:

- Я все лето запасаю на зиму корм: шишки, орехи, желуди, ягоды, сушеные грибы; а ещё…жучки разные там…, думаю нам не пригодяться, да?

Зимой я не сплю. У меня ещё полно припасов по всему лесу: во мху или в дуплах. Сушу грибы я сама! Шляпки нанизываю на острые сухие сучки, а сросшиеся ножками грибы вешаю на веточки.

- А вот в этом мешке у тебя, что? Спросила Софья

-Спелые орехи, шерсть, да сено. Ответила Феша. Угощайся, совушка…

-Мне ребята помогли разложить весь материал на 3 цвета, как струны у Ерохи.


Ребята, помогите Феше отобрать нужный материал из того, что она собрала. Давайте посмотрим и разделим все это богатство на цвета, которые подсказала нам балалаечка Ерохи.

Ребятам предлагается найти ошибку (что-то попало не в тот цвет)!


И опыт ткачества у меня есть! Гнездышко своё я из ветвей сделала. Оно имеет форму шара с боковым входом. Так, что с одеяльцем для Ерохи мы с тобой точно справимся,… Да и паук, наш друг, нам поможет!

Лесные подружки «с сушками» поспешили к своему другу. И оказалось, он как раз их ждал.

Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Тема. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Цель: - расширить знание о графике как видеизобразительного искусства; познакомить со средствами выразительность графики. - продолжить развитие умений при работе графическимиматериалами совершенствовать технику исполнения; придерживатьсяправил безопасности; - развивать опрятность, точность; - воспитывать чуткость к восприятию прекрасному.

Задачи урока :

Личностные : - активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;

Создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;

Продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять

полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

Метапредметные : -развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;

Совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности

Формировать коммуникативные компетенции.

Предметные: - сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в графике;

Развивать умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в разных эмоциональных состояниях, умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Ход урока

1.Орг. момент. Эмоциональная настройка на сотрудничество.

2. Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы с вамипогрузимся в чудесный, безграничный мир искусства.Дотронемся к такому виду искусства как графика,познакомимся со средствами ее выразительности. А эпиграфом к уроку предлагаю взять слова А. Довженко : "Человек по натуре своей - художник. Онвезде, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту" Потому и мы своими умениями, знаниями,талантами, своими чудесными и уникальными работами внесем в нашу жизнь красоту.

3. Мотивация учебной деятельности.

Многие из вас считают, что карандаш –малоинтересный художественный материал. Он имеет малое количество оттенков, а так хочется нарисовать спелую клубнику под ярким солнышком, и, чтобы на листочках обязательно сверкали капельки росы. А как же все это можно передать простым карандашом? Опережающее задание. Пересмотрите слайды и дайте ответ на вопрос. Обоснуйте свои мнения. Задание1. Давайте пересмотрим работы художников -графиков и выясним, могут ли быть работы интереснымиработы, которые выполнены с помощью лишь простого карандаша?

Какой можно сделать вывод? Заинтересовали ли вас работы художников?

Задание2. Теперь мы пересмотрим следующую частькартин и дадим ответ на такой вопрос: Можно ли с помощью лишь простого карандаша передать настроение?

Какой можно сделать вывод?


Задание3. Можно ли с помощью простого карандаша передать объем?



Задание 4. Рассмотрите следующие картины. Всегда ли необходимо закрашивать главный объект на картине? Возможно, достаточно закрасить фон, а главное оставить?



Вывод. Закончи предложение:

    Графические работы могут быть интересными потому ….

    Они могут передавать настроение при помощи ….

    Используя всего один цвет можно передать…..

    Для того, чтобы нарисовать главный объект можно …..

4. Изучение нового материала

Графика -вид изобразительного искусства, где отражение действительности решается с помощью рисунка. Основными средствами выражения замысла являются линия, штрих, пятно)

Линии бывают разными. Линия-это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. Но рассматривая ее мы ожжем определить настроение художника, его отношение к изображаемому объекту, силу эмоций. Рассмотрите линии и попробуйте почувствовать настроение.

У человека, рисующего линии, как и у пишущего, есть свой почерк- своя манера вести линию, обрисовывать контуры предмета. Рассмотрите рисунки Пабло Пикассо и определите характер, настроение, отношение художника к изображенным объектам.

Пабло Пикассо

Ван Гог

Рассмотрев графические работы Ван Гога, вы, вероятно, обратили внимание, на ритм, который задают линии. Они не хаотично расположены на картине, а движутся, возможно, в такт биения сердца. А, возможно сами волны ритмично движутся по глади моря? Виниамина Рождественского (под чтение стихотворения идет показ слайдов с фотографиями деревьев)

В земном пути, меняющем кочевья,

Жилища, встречи, лица и края,

Беседу с вами я веду, деревья.

Ни в чём не изменившие друзья.

И как мне было с вами не сродниться,

Приветившими Родину мою,

Когда живые образы и лица

Я в ваших очертаньях узнаю!

Вот старый дуб – листва из звонкой меди.

Могучий стан в извилинах коры.

Он весь гудит, рокочет о победе,

Как некогда на струнах гусляры.

Вот сосны, прямоствольны и упруги,

Колючие – ветрам не разорвать,

Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,

Спокойные, как Игорева рать.

И ёлки неподвижны и суровы,

Роняя низко рукава ветвей,

Ждут, пригорюнясь, матери и вдовы,

Молчальницы в платочках до бровей.

А рядом боязливая осина,

И вовсе простодушная ольха

Глядит поверх кустов, как из-за тына,

На тропку, что тениста и глуха.

Но всех милей мне девушка берёза,

Пришедшая из сказок и былин,

Снегурочка, любимица мороза,

Алёнушка пригорков и равнин.

Ей любы наши зори, сенокосы,

Ромашки в росах, звонкие стрижи,

Зелёные она качает косы

Над волнами бегущей с ветром ржи.

6.Физминутка.

7.Практическая работа.

8. Выставка работ.

9.Подведение итогов.

А. М. Кондратьев,
заведующий лабораторией дизайна
ЦТТУМинобразования России,
заслуженный работник культуры РФ,
Москва

ЛИНИЯ И ЕЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ

Линия - одно из художественно-выразительных средств изображения, основной графический элемент линейной графики.
Линия активно используется в набросках, эскизах, рисунках, в станковой графике (офорте), карикатуре, шаржах, плакате, живописи, архитектуре и дизайнерских проектах.
Линии как таковой в природе не существует, она всегда условна и является лишь границей тех или иных плоскостей формы.
Используя линию, художник определяет форму и обозначает ее контуры, выявляет объем и пространство, изменяя тональность, передает воздушную перспективу
Являясь одним из главных технических средств композиции, линия имеет свс и художественно-выразительные возможности. Она может быть плавной, спокойной, певучей, вертикальной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и волнистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой и т. д. Используя разнообразие этих важнейших художественно-выразительных средств, художник, архитектор или дизайнер могут передавать тончайшие психологические нюансы создаваемой композиции,
Линеарности в графике - это техника исполнения и структура композиции произведения, выполненного линией или контуром.
В музыкальном произведении - это последовательное движение звуков, образующих мелодическую линию.
Живописность - противоположное линеарности понятие.
Иногда в произведениях изобразительного искусства линеарность рассматривается как рентабельность («кантабильный стиль»).
Канптабильность - пластичность, плавность, музыкальность, певучесть элементов произведения изобразительного искусства, их способность «петь».
Наиболее характерна рентабельность в произведениях великих художников: Сандро Боттичелли, Паоло Уччелло, Андрея Рублева, Дионисия, Амадео Модильяни и многих других.
Линия в их рисунках и живописных произведениях ассоциируется с музыкальными звуками, которые то усиливаются, то прислушаются, то звучат мощно, как бас, то «звенят», тонко и высоко.
Характерной чертой языка линейной графики является чистота и точность изображения, что делает ее самой распространенной техникой в проектной работе. Для чертежей применяют жесткую линию, для рисунка и набросков - легкую, живописную, певучую.
Рисунок или чертеж, обведенные линией одинаковой толщины, создают неприятное впечатление.Любое художественно-графическое исполнение требует разнообразия линейного языка и использования других выразительных средств.
«Жесткость» языка проектной графики, использующей двухмерную плоскость для передачи на ней изображения трехмерных предметов, наглядно подтверждает необходимость применения тонких художественных приемов.
Являясь самым распространенным способом изображения, линейная графика выработала свои художественно-выразительные средства. Выразительность композиции зависит от умения эффективно использовать линейные элементы в построении формы, выражающей психологическое состояние (динамику, грусть, веселость и т. д.), которое зависит от ассоциативного зрительного восприятия. Вертикальное построение линий вызывает ощущение устойчивости, диагональное - динамику, горизонтальное - покой. Кривые линии передают впечатление замкнутости или текучести. Психологическая выразительность графического языка линейной графики зависит от хщ>актера расположения и начертания линий (прямая, кривая, толстая, тонкая, сплошная, прерывистая), их тональности и цвета (черная, серая, светлая, цветная).
В проектной работе выразительность линейной графики зависит не только от используемых линий, но и от бумаги, ее фактуры и цвета. В дизайнерской практике цветная бумага используется для придания проектным чертежам и эскизам декоративного звучания. Важнейшими выразительными средствами считается контраст и нюанс линий по отношению к плоскости бумаги при изображении сложных ортогональных проекций. Достигается это использованием неоднородных различной толщины и тональности линий. Дизайнер стремится создать впечатление пространственности, подчеркивая контрастными линиями передний план и ослабляя задний - нюансными.
Большие возможности технических приемов линейной графики используются в тональной разработке формы, выявлении ее освещенности, фактуры (применяется цветная линия, заливка, линейная имитация тона - штриховка).
Овладение средствами изображения и приемами линейной графики необходимо дизайнеру для того, чтобы умело применять их для выражения своих идей. Важнейшей задачей учебного процесса является целенаправленное использование этой темы в развитии композиционного мышления. Индивидуальная трактовка при выполнении композиционных заданий раскрывает неограниченные пластические возможности линии.
В активном выборе выразительных средств линейной графики и в умелом владении ее техникой наглядно отражается художественный темперамент автора, Пластичность линии в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне раскрывает прежде всего стилевые особенности изображаемого объекта.
Умение виртуозно использовать пластические возможности линии и ее способность трансформироваться необходимо при создании сложнейших композиционных формообразований. При выборе тех или иных пластических характеристик дизайнер должен умело подбирать технику исполнения и инструменты как художественные, так и чертежные. Линия имеет универсальные пластические возможности, ее можно использовать не только в плоскостном изображении, но и в реальном пространстве. В этом плане интересны работы американского художника, дизайнера Александра Кальдера, который, используя проволоку, создавал оригинальные пространственные конструкции. Подобные построения помогают представить пространство, почувствовать его пластику. Дизайнеру, занимающемуся созданием сложных предметных конструкций, необходимо свободное владение пространственной структурой и ее понимание.
Основные принципы линейной графики
1. Работая над формой предмета, дизайнер использует условные средства линейного изображения, стремясь находить в них выразительные художественные элементы.
2, Художественность рисунка, эскиза, чертежа зависит от умелого и разнообразного использования линии, выразительность которой заключается в ее пластике, т. е. в движении, повороте, легкости и т. д.
3, Важнейшим компонентом выразительности линии в проектной графике является бумага, которая создает плоскую поверхность, условную воздушную среду, освещенное пространство и т. д.
4. Важнейшим выразительным средством линейной графики является различная фактура линий, зависящая от материала, бумаги, инструментов и приемов исполнения. За счет нее создается различное впечатление от изображаемой предметной формы, отражает активность или сдержанность в предметной композиции.
5. Дизайнер должен постоянно овладевать художественными средствами изображения, чтобы умело пользоваться ими для выражения своих идей.
6. Использование неоднородных линий позволяет создавать художественно-выразительные произведения, а в дизайне помогает выявить выразительность плоскости и объема.
7. Линии бывают сплошные и прерывистые, прямые и волнистые, монохромные и цветные, толстые и тонкие, пересекающиеся и параллельные, плавные и угловатые, спокойные и волнующие, вертикальные и горизонтальные, контрастные и нюансные. Техника линейной графики позволяет создавать тональную и цветовую разработку формы, выявляя ее освещенность, массу, фактуру, пространство. Линии в художественном произведении можно сравнить с музыкальными звуками, и звучать они должны разнообразно и красочно. Только в этом случае рисунок становится живым и трепетным. Бездарный музыкант играет так, что у него все звуки однотонные, Так и рисунок, выполненный линиями одинаковой толщины, будет производить антихудожественное впечатление. Плавность линии, ее повороты, изгибы, динамическая направленность, тональность, гармония цветовых сочетаний, структурное соотношение и взаимодействие с другими линиями воспринимается нами как музыка, как певучесть.
8. Линеарность является следствием обобщения и абстрагирования, свидетельствуя о преобладании в творчестве художника рационального, аналитического мышления.
9. С помощью линий можно создавать необходимые «психологические качества» проектируемой формы, выражать динамику, вес, массу, которые ассоциативно воздействуют на зрительное восприятие.
Толстые, жирные линии утяжеляют форму, создавая впечатление веса, массы.
Вертикальные линии вызывают ощущение устойчивости.
Диагональные - динамику.
Горизонтальные - покой,
Кривые линии передают впечатление замкнутости или текучести.
Прямая линия по сравнению с кривой выглядит более жесткой, определенной. Такая линия больше используется в чертежах, а не в рисунке.
10. Умело используя контраст и нюанс линии, можно простыми средствами решать различные композиционно-графические задачи. Изображая большие пространства, необходимо отказаться от контрастных линий, т. к. они нарушают масштабное соотношение.
11. Линия определяет границу формы и ее выразительный контур.