Война и мир какие проблемы поднимаются. Проблематика, конфликт, идейный смысл романа Л.Н

А.Е. Берсом в 1863 году пишет своему другу, графу Толстому, письмо, в котором сообщается об увлекательной беседе между молодыми людьми о событиях 1812 года. Тогда Лев Николаевич решил написать грандиозное произведение о том героическом времени. Уже в октябре 1863 года писатель в одном из писем родственнице пишет, будто никогда не чувствовал такие творческие силы в себе, новая работа, по его словам, не будет похожа ни на одну, что он делал прежде.

Изначально главным героем произведения должен стать декабрист, возвращающийся в 1856-м году из ссылки. Далее Толстой перенес начало романа на день восстания в 1825, но потом художественное время переместилось на 1812 год. Видимо, граф боялся, что роман не пропустят по политическим соображениям, ведь еще Николай Первый ужесточил цензуру, боясь повторения бунта. Поскольку Отечественная война напрямую зависит от событий 1805 года – именно этот период в окончательном варианте стало фундаментом для начала книги.

«Три поры» — так назвал Лев Николаевич Толстой свое произведение. Планировалось, что в первой части или поре будет рассказываться о молодых декабристах, участниках войны; во второй – непосредственно описание восстания декабристов; в третьей – вторая половина 19 века, внезапная гибель Николая 1, поражение русской армии в Крымской войне, амнистия участников оппозиционного движения, которые, возвращаясь из ссылки, ожидают перемен.

Следует заметить, писатель отверг все труды историков, положив в основу многих эпизодов «Войны и мира» мемуары участников и свидетелей войны. Материалы газет и журналов так же служили отличными информаторами. В Румянцевском музее автор прочел неопубликованные документы, письма фрейлин и генералов. Несколько дней Толстой провел в Бородино, а в письмах супруге воодушевленно писал, что если бог даст здоровья, то он опишет Бородинское сражение так, как никто до него не описывал.

Автор положил 7 лет жизни на создание «Войны и мира». Существует 15 вариаций начала романа, писатель неоднократно бросал и вновь начинал свою книгу. Толстой предугадывал глобальный размах своих описаний, хотел создать нечто инновационное и создал роман-эпопею, достойную представлять литературу нашей страны на мировой арене.

Темы «Войны и мира»

  1. Тема семьи. Именно семья определяет воспитание, психологию, взгляды и моральные устои человека, поэтому закономерно занимает одно из центральных мест в романе. Кузница нравов формирует характеры героев, влияет на диалектику их души в течение всего повествования. В описании семьи Болконских, Безуховых, Ростовых и Курагиных раскрываются мысли автора о домострое и то значение, которое он придает семейным ценностям.
  2. Тема народа. Слава за выигранную войну всегда принадлежит полководцу или императору, а народ, без которого не появилась бы эта слава, – остается в тени. Именно эту проблему и поднимает автор, показывая суетность тщеславия военных чиновников и возвышая рядовых солдат. стала темой одного из наших сочинений.
  3. Тема войны. Описания военных действий существуют относительно отдельно от романа, самостоятельно. Именно здесь раскрывается феноменальный русский патриотизм, ставший залогом победы, безграничная храбрость и сила духа солдата, идущего на все ради спасения родины. Автор вводит нас в военные сцены глазами того или иного героя, погружая читателя в глубину происходящего кровопролития. Масштабные баталии перекликаются с душевными терзаниями героев. Нахождение на перекрестке жизни и гибели открывает им истину.
  4. Тема жизни и смерти. Персонажи Толстого делятся на «живых» и «мертвых». К первым относятся Пьер, Андрей, Наташа, Марья, Николай, а ко вторым старый Безухов, Элен, князь Василий Курагин и его сын Анатоль. «Живые» находятся постоянно в движении, причем не столько физическом, сколько внутреннем, диалектичном (их души приходят к гармонии через череду испытаний), а «мертвые» прячутся за масками и приходят к трагедии и внутреннему расколу. Смерть же в «Войне и мире» представлена в 3 ипостасях: смерть телесная или физическая, нравственная и пробуждение через смерть. Жизнь сравнима с горением свечи, чей-то огонек маленький, с вспышками яркого света (Пьер), у кого-то он неустанно горит (Наташа Ростова), колеблемый свет Маши. Так же 2 ипостаси: жизнь физическая, как у «мертвых» персонажей, чья безнравственность лишает мир внутри необходимой гармонии, и жизнь «души», это о героях первого типа, о них будут помнить и после смерти.
  5. Главные герои

  • Андрей Болконский – дворянин, разочарованный в свете и ищущий славы. Герой красив, обладает сухими чертами лица, невысокого роста, но атлетического сложения. Андрей мечтает славиться, как Наполеон, за тем и едет на войну. Ему наскучило высшее общество, даже беременная жена не дает отрады. Болконский меняет мировоззрение, когда он, раненный на сражении в Аустерлице, столкнулся с Наполеоном, который показался ему мухой, вместе со всей его славой. Далее любовь, вспыхнувшая к Наташе Ростовой, так же меняет взгляды Андрея, который находит в себе силы вновь зажить полноценной и счастливой жизнью, после гибели жены. Смерть он встречает на Бородинском поле, так как не находит в своем сердце силы прощать людей и не воевать с ними. Автор показывает борьбу в его душе, намекая, что князь – человек войны, ему не ужиться в атмосфере мира. Так, он прощает Наташу за измену лишь на смертном одре, и умирает в гармонии с собой. Но обретение этой гармонии было возможно лишь таким образом – в последний раз. Подробнее о его характере мы написали в сочинении «».
  • Наташа Ростова – веселая, искренняя, эксцентричная девушка. Умеет любить. Обладает чудесным голосом, пленит им самых придирчивых критиков музыки. В произведении мы впервые видим ее 12 летней девочкой, в ее именины. На протяжении всего произведения мы наблюдаем взросление юной девушки: первая любовь, первый бал, предательство Анатоля, вина перед князем Андреем, поиски своего «я», в том числе в религии, смерть возлюбленного (Андрея Болконского). Мы проанализировали ее характер в сочинении «». В эпилоге из задиристой любительницы «русских танцев» перед нами появляется жена Пьера Безухова, его тень.
  • Пьер Безухов – полный молодой человек, которому неожиданно завещали титул и крупное состояние. Пьер открывает себя через происходящее вокруг, из каждого события он выносит мораль и жизненный урок. Уверенности ему придает свадьба с Элен, после разочарования в ней он находит интерес в масонстве, а в финале обретает теплые чувства к Наташе Ростовой. Бородинское сражение и пленение у французов научили его не мудрствовать луково и находить счастье в помощи другим. Эти выводы обусловило знакомство с Платоном Каратаевым, бедняком, который в ожидании смерти в камере без нормальной пищи и одежды опекал «барчонка» Безухова и находил в себе силы его поддерживать. мы тоже уже рассматривали.
  • Граф Илья Андреевич Ростов любящий семьянин, роскошь была его слабостью, что привело к финансовым проблемам в семье. Мягкость и слабость нрава, неприспособленность к жизни делают его беспомощным и жалким.
  • Графиня Наталья Ростова – жена Графа, обладает восточным колоритом, умеет себя правильно подать в обществе, чрезмерно любит собственных детей. Расчетливая женщина: стремиться расстроить свадьбу Николая и Сони, так как та была не богата. Такой сильной и твердой ее сделало сожительство со слабым мужем.
  • Ник олай Ростов – старший сын – добрый, открытый, с кудрявыми волосами. Расточителен и слаб духом, как отец. Проматывает состояние семьи в карты. Жаждал славы, но после участия в ряде сражений понимает, как бесполезна и жестока война. Семейное благополучие и душевную гармонию обретает в браке с Марьей Болконской.
  • Соня Ростова – племянница графа – маленькая, худенькая, с черной косой. Имела рассудительный характер и добрый нрав. Она всю жизнь была предана одному мужчине, но отпускает возлюбленного Николая, узнав о его влюбленности в Марью. Ее смирение Толстой возвышает и ценит.
  • Николай Андреевич Болконский – князь, обладает аналитическим складом ума, но тяжелым, категоричным и неприветливым характером. Слишком строг, поэтому не умеет показывать любви, хоть и испытывает теплые чувства к детям. Умирает от второго удара в Богучарово.
  • Марья Болконская – скромная, любящая родных, готова пожертвовать собой ради любимых. Л.Н. Толстой особенно подчеркивает красоту ее глаз и некрасоту лица. В ее образе автор показывает, что прелесть форм не заменит душевного богатства. подробно описаны в эссе.
  • Элен Курагина бывшая жена Пьера — красивая женщина, светская львица. Любит мужское общество и умеет получать то, что захочет, хотя порочна и глупа.
  • Анатоль Курагин – брат Элен – хорош собой и вхож в высшее общество. Безнравственный, отсутствуют моральные принципы, хотел тайно обвенчаться с Наташей Ростовой, хотя уже имел жену. Жизнь наказывает его мученической смертью на поле боя.
  • Федор Долохов – офицер и лидер партизанов, не высокий, имеет светлые глаза. Удачно сочетает в себе эгоизм и заботу о близких. Порочен, азартен, но привязан к семье.
  • Любимый герой Толстого

    В романе явственно чувствуется авторская симпатия и антипатия автора к героям. Что касается женских образов, свою любовь писатель отдает Наташе Ростовой и Марье Болконской. Толстой ценил в девушках настоящее женское начало — преданность возлюбленному, умение оставаться всегда цветущей в глазах мужа, познание счастливого материнства и заботливость. Его героини готовы к самоотречению ради блага других.

    Писатель очарован Наташей, героиня находит в себе силы жить даже после смерти Андрея, она направляет любовь на мать после гибели своего брата Пети, видя, как ей тяжело. Героиня перерождается, поняв, что жизнь не закончена, пока в ней есть светлое чувство к ближнему. Ростова проявляет патриотизм, без сомнений помогая раненым.

    Марья тоже находит счастье в помощи другим, в ощущении себя нужной кому-то. Болконская становится мамой для племянника Николушки, забирая его под свое «крылышко». Она беспокоится за обычных мужиков, которым нечего кушать, пропуская проблему через себя, не понимает, как могут богатые не помочь бедным. В финальных главах книги Толстой заворожен своими героинями, которые повзрослели и обрели женское счастье.

    Любимыми мужскими образами писателя стали Пьер и Андрея Болконский. Безухов впервые представляется перед читателем неуклюжим, полным, невысокого роста юношей, который появляется в гостиной Анны Шерер. Несмотря на смешную нелепую внешность, Пьер умен, но единственный человек, который его принимает таким, какой он есть – Болконский. Князь смел и суров, его отвага и честь пригождаются на поле боя. Оба мужчины рискуют жизнью, чтобы спасти родину. Оба мечутся в поиске себя.

    Конечно, Л.Н. Толстой сводит своих любимых героев, только в случае Андрея и Наташи счастье недолговечно, Болконский погибает молодым, а Наташа с Пьером обретают семейное счастье. Марья и Николай тоже нашли гармонию в обществе друг друга.

    Жанр произведения

    «Война и мир» открывает жанр романа-эпопеи в России. Здесь удачно сочетаются черты любых романов: от семейно-бытовых до мемуаров. Приставка «эпопея» означает то, что события, описанные в романе, охватывают значительное историческое явление и раскрывают его сущность во всем многообразии. Обычно в произведении этого жанра очень много сюжетных линий и героев, так как масштаб работы очень велик.

    Эпичность работы Толстого в том, что он не просто выдумал сюжет об известном историческом свершении, но и обогатил его деталями, выуженными из воспоминаний очевидцев. Автор много сделал для того, чтобы книга опиралась на документальные источники.

    Взаимоотношения Болконских и Ростовых тоже не выдуманы автором: живописал историю своей семьи, слияние родов Волконских и Толстых.

    Основные проблемы

  1. Проблема поиска настоящей жизни . Возьмем в пример Андрея Болконского. Он мечтал о признании и славе, а самый верный способ заработать авторитет и обожание – военные подвиги. Андрей строил планы о собственноручном спасении армии. Картины баталий и побед виделись Болконскому постоянно, но он получает ранение и едет домой. Тут на глазах Андрея умирает жена, полностью пошатнув внутренний мир князя, тогда он осознает — е нет никакой радости в убийствах и страданиях народа. Не стоит этого карьера. Поиски себя продолжаются, ведь изначальный смысл жизни утрачен. Проблема в том, что сложно его обрести.
  2. Проблема счастья. Возьмем Пьера, которого отрывают от пустого общества Элен и война. В порочной женщине он вскоре разочаровывается, иллюзорное счастье обмануло его. Безухов, как и его друг, Болконский, старается найти призвание в борьбе и подобно Андрею оставляет эти поиски. Пьер не был рожден для поля брани. Как видно, любые попытки найти блаженство и гармонию оборачиваются крахом надежд. В итоге, герой возвращается к прежней жизни и находит себя в тихой семейной гавани, но, лишь пробираясь через тернии, он обрел свою звезду.
  3. Проблема народа и великого человека . В романе-эпопее явственно выражается мысль о главнокомандующих, неразрывных с народом. Великий человек должен разделять мнение своих солдат, жить такими же принципами и идеалами. Ни один генерал или царь не получил бы своей славы, если бы ему эту славу на «блюдечке» не преподнесли солдаты, в которых и заключается главная сила. Но многие правители ее не берегут, а презирают, и такого быть не должно, ведь несправедливость больно ранит людей, даже больнее, чем пули. Народная война в событиях 1812 года показана на стороне русских. Кутузов бережет солдат, ради них жертвует Москвой. Они чувствуют это, мобилизуют крестьян и разворачивают партизанскую борьбу, которая доканывает врага и окончательно его изгоняет.
  4. Проблема истинного и ложного патриотизма. Конечно, патриотизм раскрывается через образы русских солдат, описание героизма народа в главных сражениях. Ложный же патриотизм в романе представлен в лице графа Растопчина. Он распространяет по Москве нелепые бумажки, а после спасается от гнева людей тем, что отправляет на верную гибель сына Верещагина. На эту тему у нас написана статья, называется «».

В чем смысл книги?

Об истинном смысле романа-эпопеи говорит сам писатель в строках о величии. Толстой считает, что величия нет там, где отсутствует простота души, добрые намерения и чувство справедливости.

Л.Н. Толстой выразил величие через народ. В изображениях картин-сражений обычный солдат проявляет небывалую храбрость, что вызывает гордость. Даже самые боязливые пробудили в себе чувство патриотизма, которое, как неведомая и неистовая сила, принесла победу русской армии. Писатель объявляет протест ложному величию. Когда на весы ставятся (здесь вы можете найти их сравнительную характеристику), последний остается взлетает вверх: его слава легковесна, так как имеет очень хлипкие основания. Образ Кутузова — «народный», никто еще из полководцев не был так приближен к простому люду. Наполеон же лишь пожинает плоды известности, недаром, когда Болконский раненный лежит на поле Аустерлица, автор его глазами показывает Бонапарта, как муху в этом огромном мире. Лев Николаевич задает новую тенденцию героического характера. Им становится «народный избранник».

Открытая душа, патриотизм и чувство справедливости победили не только в войне 1812 года, но и в жизни: герои, которые руководствовались моральными постулатами и голосом своего сердца, стали счастливыми.

Мысль Семейная

Л.Н. Толстой очень трепетно относился к теме семьи. Так, в своем романе «Война и мир» писатель показывает, что государство, как род — передает из поколения в поколение ценности и традиции, а хорошие человеческие качества так же являются ростками от корней, уходящих к праотцам.

Краткая характеристика семей в романе «Война и мир»:

  1. Безусловно, любимой семьей Л.Н. Толстого были Ростовы. Их род славился радушием и гостеприимством. Именно в этой семье отражаются авторские ценности настоящего домашнего уюта и счастья. Писатель считал предназначением женщины – материнство, сохранение комфорта в доме, преданность и способность к самопожертвованию. Такими и изображены все женщины семейства Ростовых. Всего в семье 6 человек: Наташа, Соня, Вера, Николай и родители.
  2. Другая семья – Болконские. Здесь царит сдержанность чувств, суровость отца Николая Андреевича, каноничность. Женщины тут больше похоже на «тени» мужей. Андрей Болконский унаследует лучшие качества, став достойным сыном своего отца, а Марья научится терпению и смирению.
  3. Семейство Курагиных – лучшее олицетворение пословицы «от осины не родятся апельсины». Элен, Анатоль, Ипполит циничны, ищут выгоду в людях, глупы и ни капли не искренны в том, что делают и говорят. «Шоу из масок» — их стиль жизни, и этим они полностью пошли в отца – Князя Василия. В семействе нет дружественных и теплых отношений, что и отражается на всех ее членах. Л.Н. Толстой особенно недолюбливает Элен, которая была невероятно красива снаружи, но совершенно пуста внутри.

Мысль народная

Она является центральной линией романа. Как мы помним из выше написанного, Л.Н. Толстой отказался от общепринятых исторических источников, положив в основу «Войны и мира» мемуары, записки, письма фрейлин и генералов. Писателя не интересовал ход войны в целом. Отдельно взятые личности, фрагменты – вот, что нужно было автору. Каждый человек имел свое место и значение в этой книге, как детали пазла, которые, собравшись правильно, откроют прекрасную картину – силу народного единства.

Отечественная война изменила что-то внутри каждого из персонажей романа, каждый сделал свой маленький вклад в победу. Князь Андрей верит в русскую армию и достойно сражается, Пьер хочет разрушить французские ряды из самого их сердца – убийством Наполеона, Наташа Ростова без промедлений отдает подводы покалеченным солдатам, Петя отважно бьется в партизанских отрядах.

Народная воля к победе явственно чувствуется в сценах Бородинского сражения, битвы за Смоленск, партизанской схватки с французами. Последняя особенно памятна для романа, потому что в партизанских движениях бились добровольцы, выходцы из обычного крестьянского сословия – отряды Денисова и Долохова олицетворяют движение всей нации, когда «и стар и млад» встал на защиту своей родины. Позднее их назовут «дубиной народной войны».

Война 1812 года в романе Толстого

О войне 1812 года, как о переломном моменте жизней всех героев романа «Войны и мира», была сказано неоднократно выше. О том, что выиграна она народом, тоже было сказано. Давайте рассмотрим вопрос с точки зрения истории. Л.Н. Толстой рисует 2 образа: Кутузов и Наполеон. Конечно, оба образа рисуются глазами выходца из народа. Известно, что характер Бонапарта был досконально описан в романе только после того, как писатель удостоверился в справедливой победе русской армии. Автор не понимал красоты войны, он был ее противником, и устами своих героев Андрея Болконского и Пьера Безухова он говорит о бессмысленности самой ее идеи.

Отечественная война была национально-освободительной. Особое место она заняла на страницах 3 и 4 томов.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Война и мир» была написана в 60-е годы
XIX века. Правительство Александра I отме-
нило крепостное право, но не дало крестья-
нам земли, они бунтовали. Россия и Запад,
исторические судьбы России и ее народа -
это были самые злободневные вопросы вре-
мени. Они постоянно волновали Толстого.
Толстой всегда был против революции, но
надеялся путем просвещения, реформ, .кон-
ституций устроить идеальный социальный
строй.
«Война и мир» - одно из самых заме-
чательных произведений литературы. Годы
работы над романом - это время напряжен-
нейшего труда писателя. Творческие иска-
ния Толстого всегда были связаны с жизнью.
Роман задумывался как грандиозное исследо-
вание полувековой истории России в ее ост-
рых столкновениях и сопоставлениях с Евро-
пой, как постижение национального характера
русского народа и всего строя его жизни.
В романе поставлены психологические, соци-
альные, исторические, нравственные пробле-
мы, говорится об истинном и ложном патри-
отизме, о роли личности в истории, о нацио-
нальном достоинстве русского народа, о
дворянстве, в романе действуют свыше двух-
сот исторических лиц.
Представляя события с человеческой, нрав-
ственной стороны, писатель нередко прони-
кал и в их подлинную историческую сущ-
ность. Наполеон претендовал на великую роль
в истории, рассчитывал творить историю, под-
чиняя ее собственной воле. Толстой говорит,
что он деспот не только по положению, но и по
убеждению. Он развенчивает его величие. «Нет
величия там, где нет простоты, добра и прав-
ды», - писал Толстой.
В «Войне и мире», этом романе-исследо-
вании, огромная роль отводилась картине ха-
рактеров и нравов. Он воссоздает душевные
переживания разных людей того времени, их
духовные устремления. Лучшими представи-
телями дворянства являются Пьер Безухов и
Андрей Болконский. Они оба стремятся к ра-
зумному устройству общества, оба жаждут
правды. В конечном итоге они доходят до об-
ращения к народу, к сознанию необходимос-
ти служить ему, слиться с ним, отрицают все
формы либерализма. Характерно, что вооб-
ще дворянская культура того времени пред-
ставлена в романе преимущественно этими
умственными и нравственными исканиями «об-
разованного меньшинства». Внутренний мир
человека, исследование души - вот одна из
философских проблем, волнующих Толстого.
У Толстого свой собственный взгляд на
историю. Философские рассуждения в его
романе - это его мысли, его думы, его миро-
воззрение, его понятие жизни. Одна из важ-
ных проблем «Войны и мира» - это соотно-
шение личности и общества, руководителя
и массы, жизни частной и жизни историчес-
кой. Толстой отрицал хоть сколь-нибудь зна-
чительную роль личности в истории. Он от-
казывался признать силой, руководящей ис-
торическим развитием человечества какую
бы то ни было «идею», а также желания или
власть отдельных, пусть даже и «великих»
исторических деятелей. Он говорил, что все
решает «дух войска», утверждал, что су-
ществуют законы, управляющие события-
ми. Эти законы неизвестны людям.
Одна из философских проблем романа -
это вопрос о свободе и необходимости. По-
своему и оригинально решает Толстой этот
вопрос. Он говорит, что свобода человека, ис-
торического деятеля - кажущаяся, человек
свободен лишь в том, чтобы не идти напере-
кор событиям, не навязывать им свою волю,
а просто соответствовать истории, меняться,
расти и таким путем влиять на ее ход. Глу-
бока мысль Толстого о том, что человек тем
менее свободен, чем ближе он поставлен
к власти.
В своих философско-исторических взгля-
дах Толстой был близок Герцену, Роман на-
зван «Война и мир». Смысл названия: мир
отрицает войну. Мир - это труд и счастье,
война - это разобщение людей, разрушение,
смерть и горе.
Тема сочинения очень трудная, скорее она
годится для выпускников института филоло-
гического факультета или аспирантов, кото-
рые занимаются исследованиями в творчест-
ве Толстого. Я недостаточно полно отразила в
своем сочинении все философские проблемы
четырехтомного романа «Война и мир», да это
и понятно: нельзя на двух листах уместить
все мысли Толстого, он же гений, но главные
я постаралась затронуть.
Можно было бы еще добавить то, как ре-
шает Толстой вопрос о роли женщины в об-
ществе. Он отрицательно относился к эман-
сипации женщины. Если Тургенев, Черны-
шевский женщину рассматривали в другом
аспекте, то Толстой считает, что для жен-
щины главное - домашний очаг. Поэтому
Наташа Ростова просто мать и жена в кон-
це романа. А жаль! Она ведь была не про-
сто девушкой, а одаренным человеком, излу-
чающим тепло и свет, она чудесно пела.
В этой позиции я с Толстым не могу согла-
ситься, потому что умной женщине мало
быть просто домашней «гусыней», ей все рав-
но хочется большего. И если у Наташи был
богатый духовный мир, то куда же он делся,
ушел в домашний быт? В этом Толстой -
консерватор.
Мало он написал и о тяжелом положении
крепостного крестьянства, всего несколько
страниц на всю громадную эпопею. Сцена бо-
гучаровского бунта - единственно яркий
эпизод этого плана. Я думаю, что Л.Н.Тол-
стой это отразил в другом романе - «Декаб-
ристы», будь этот замысел осуществлен.

Роман «Война и мир» своего рода роман-исследование, затрагивающий важные темы, волнующие любого человека. Проблематика романа «Война и мир» до сих пор является причиной жарких споров между историками и литераторами. Автор постарался отразить в произведении все существующие на тот момент в России проблемы. Среди которых можно выделить проблему семьи и брака, бытовые проблемы, ложный и истинный патриотизм, проблемы, связанные с войной, напыщенная, покрытая фальшивым лоском жизнь аристократов.

Проблема семьи

Проблема семейных отношений глубоко волновала Толстого. На примере нескольких семей автор высказал свою точку зрения о том, каким в идеале должен быть домашний очаг, где царит любовь, тепло и забота друг о друге.

Семья Курагиных

Для этих людей нет ничего святого. Поддержка и забота друг о друге им чужда. Им наплевать на проблемы других, каждый думает лишь о себе. Глядя на них не подумаешь, что это семья. Слишком явно выражена в них злоба, зависть и собственный эгоизм. Подлые, низкие люди, способные с легкостью нанести удар, подставив близкого человека. В достижении целей пойдут на все, но могут ввести в заблуждение незнакомых людей, создав видимость благополучия и гармонии в семье.

Ростовы и Болконские

Ростовы и Болконские являются полной противоположностью Курагиных. В семье Ростовых все пропитано любовью. В доме царит гармония и уважение к каждому члену семьи. Они привыкли решать проблемы вместе, искренне переживая друг за друга. Семья Болконских вызывает явную симпатию Толстого. Три поколения, описанные в романе, свято чтут семейные традиции. Для них не пустые слова честь, достоинство, отвага. На примере этих двух семей Толстой показал, что только те семьи счастливы, в которых отсутствует злоба и фальшь. Другим счастья не видать. Немалую роль играет воспитание детей, моральные принципы родителей.

Проблема народа и личности

Проблема народа является лидирующей по важности для Толстого. Он ценил в людях доброту, искренность, честность. Только тогда жизнь человека имеет ценность, когда он вместе с народом, а не отдельно от него.

Во время войны людям пришлось объединиться. Общее горе сближает. Именно в беде проявляются лучшие качества человека. Неважно, к какому сословию относился человек, какого пола, в душе каждого смогла найти место огромная любовь к Родине. Подтверждали люди любовь не пустыми словами и красивыми фразами, а настоящими поступками, рискуя собственной жизнью.

Толстой поднял проблему патриотов и лжепатриотов, воспользовавшихся сложившейся ситуацией себе во благо. Пока другие проливали кровь на поле боя, лжепатриоты протирали до дыр штаны в штабах, думая лишь об одном, как подняться по карьерной лестнице и прицепить на лацкан мундира очередной орден.

Проблема человеческого поступка

Толстой словно специально провел героев романа через тернии на пути к счастью. Явный пример Пьер Безухов. Неприятности одна за другой. Вечные стычки с женой, неприятие образа жизни, который они ведут, душевное расстройство после дуэли с Долоховым. Пьер задумался, для чего он живет, к чему стремится, что хорошо, а что плохо. Масонский деятель помог Безухову обрести себя, направив в правильное русло. Творить добро – вот выход. Принося пользу людям, ощущаешь свою значимость. Сделав много добрых дел, Пьер стал жить в ладу с совестью, а ощущение правильности сделанных поступков придало уверенности в жизни.

Проблема личности. Ее влияние на ход истории

Толстой был твердо убежден, что ход истории зависит не от одного человека. Ее делают массы. Пример этому Кутузов и Наполеон. Кутузов в отличие от Наполеона жил интересами солдат, народа. Наполеон никогда не жил интересами войска. Он был тщеславен и эгоистичен. По мнению Толстого личность может влиять на ход истории в том случае, если ее интересы совпадают с интересами народа.

"Война и мир" была написана в 60-е года прошлого века. Правительство Александра отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, они бунтовали. Россия и Запад, исторические судьбы России и ее народа - это были самые злободневные вопросы времени. Они постоянно волновали Толстого. Толстой всегда был против революции, но надеялся путем просвещения, реформ, конституций, то есть утопическим путем воздвигнуть идеальный социальный строй.

"Война и мир" - одно из самых замечательных произведений литературы. Годы работы над романом - это время напряженнейшего труда писателя. Творческие искания Толстого всегда были связаны с жизнью. Роман задумывался как грандиозное исследование полувековой истории России в ее острых столкновениях и сопоставлениях с Европой, как постижение национального характера русского народа и всего строя его жизни.

В романе поставлены психологические, социальные, исторические, нравственные проблемы, говорится об истинном и ложном патриотизме, о роли личности в истории, о национальном достоинстве русского народа, о дворянстве, в романе действуют свыше двухсот исторических лиц. Представляя события с человеческой, нравственной стороны, писатель нередко проникал и в их подлинную историческую сущность.

Наполеон претендовал на великую роль в истории, рассчитывал творить историю, подчиняя ее собственной воле. Толстой говорит, что он деспот не только по положению но и по убеждению. Он развенчивает его величие. "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды", - писал Толстой. В "Войне и мире", этом романе-исследовании, огромная роль отводилась картине характеров и нравов. Он воссоздает душевные переживания разных людей этого времени, их духовные устремления.

Лучшими представителями дворянства являются Пьер Безухов и Андрей Волконский. Они оба стремятся к разумному устройству общества, оба неустанно стремятся дойти до правды. В конечном итоге они доходят до обращения к народу, к сознанию необходимости служить ему, слиться с ним, отрицают все формы либерализма. Характерно, что вообще дворянская культура того времени представлена в романе преимущественно этими умственными и нравственными исканиями "образованного меньшинства". Внутренний мир человека, исследование души - вот одна из философских проблем, волнующих Толстого. У Толстого свой собственный взгляд на историю.

Философские рассуждения в его романе - это его мысли, его думы, его мировоззрение, его понятие жизни.

Одна из важных проблем "Войны и мира" - это соотношение личности и общества, руководителя и массы, жизни частной и жизни исторической. Толстой отрицал роль личности в истории. Он отказывался признать силой, руководящей историческим развитием человечества, какую бы то ни было "идею", а также желания или власть отдельных, пусть даже и "великих" исторических деятелей. Он говорил, что все решает "дух войска", утверждал, что существуют законы, управляющие событиями. Эти законы неизвестны людям.

Одна из философских проблем романа - это вопрос о свободе и необходимости. По-своему и оригинально решает Толстой этот вопрос. Он говорит, что свобода человека, исторического деятеля - кажущаяся, человек свободен лишь в том, чтобы не идти наперекор событиям, не навязывать им свою волю, а просто соответствовать истории, меняться, расти и таким путем влиять на ее ход. Глубока мысль Толстого в том, что человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти. В своих философско-исторических взглядах Толстой был близок Герцену.

Роман назван "Война и мир". Смысл названия: мир отрицает войну. Мир - это труд и счастье, война - это разобщение людей, разрушение, смерть и горе. Тема сочинения очень трудная, скорее она годится для выпускников института филологического факультета или аспирантов, которые занимаются исследованиями в-творчестве Толстого.

Я недостаточно полно отразила в своем сочинении все философские проблемы 4-х томного романа "Война и мир", да это и понятно: нельзя на двух листах уместить все мысли Толстого, он же гений, но главные я все же отразила.

Можно было бы еще добавить о том, как решает Толстой вопрос о роли женщины в обществе. Он отрицательно относился к эмансипации женщины, если Тургенев, Чернышевский женщину рассматривали в другом аспекте, то Толстой считает, что для женщины место - домашний очаг. Поэтому Наташа Ростова просто мать и жена в конце романа. А жаль! Она.ведь была не просто девушкой, а одаренным человеком, излучающим тепло и свет, хорошо пела. В этой позиции я с Толстым не могу согласиться, потому что умной женщине мало быть просто домашней "гусыней", ей все равно хочется большего. И если у Наташи был богатый духовный мир, то куда же он делся, ушел в домашний быт? В этом Толстой-консерватор.

Мало он написал и о тяжелом положении крепостного крестьянства, всего несколько страниц на всю громадную эпопею. Сцена богучаровского бунта - единственно яркий эпизод этого плана. Я думаю, это отразилось бы в его другом романе "Декабристы".

Проблема настоящей жизни.

Проблема семьи как естественной формы объединения людей.

Проблема народа как движущей силы истории.

Проблема личности в истории, истинного и ложного величия.

Осуждение войны и всякого разъединения людей.

Показ особого характера войны 1812 года как войны народной.

Проблема истинного и ложного героизма и патриотизма.

Осуждение искусственной жизни аристократов.

Война и мир” является известнейшей на весь мир эпопеей написанной Львом Николаевичем Толстым. Сюжет книги неразрывно связано со временем противостояния страны Наполеону. В частности в книге Довольно подробно описываются основные события, происходившие во время войны 1805 и отечественной войны 1812 года. Роман представляет собой не одну, какую то сюжетную линию а сотни более мелких повествований позволяющих получить гораздо более обширное представление о событиях с точки зрения разных людей. Ещё одной особенностью является законченность большинства мелких повествований, поэтому данный труд можно назвать ещё и историческим. Маленькие сюжетные линии разбросаны драгоценными камнями по всей истории. Где–то находишь Сапфир, а где-то Изумруд. Всегда радуешься новым и интересным открытиям сюжета.

Историки и литераторы часто спорят насчет проблематики данного романа. Толстому в своем масштабном труде удалось коснуться почти, что всех проблем, которые присутствовали в России того времени. Это и философские проблемы, связанные с войной, и проблемы счастья, любви, и даже чисто бытовые проблемы. Также можно найти попытки разобраться в проблематике семейных отношений. Историки и ученые соглашаются только в одном: философия самого романа сведена к тому, что успех достигается усилиями народа в целом, а не стараниями какого то одного, пусть и гениального человека.

Сюжет романа «Война и мир» не поддается пересказу. Когда-то Льва Толстого спросили, о чем роман «Анна Каренина», он ответил: чтобы рассказать, о чем роман, ему надо написать его заново. То же можно сказать и о «Войне и мире»: чтобы пересказать сюжет романа, потребуется очень много места. В романе несколько сюжетных линий, связанных с историей дворянских семей Ростовых, Болконских, Курагиных. Наряду с этим в романе представлена широкая картина важных для истории России событий: войны 1805-1807 и 1812 годов, реформы Сперанского, масонские общества и многое другое. Огромно число как исторических, так и вымышленных персонажей.



Я думаю, что однозначно определить конфликт романа также нельзя. Как человеческая жизнь, роман Толстого не может быть сведен к одному конфликту. Глобальный конфликт обозначен в заглавии: война и мир. Человеческое общество в состоянии войны и в мирное время. Толстой отрицательно относится к войне как таковой: война приносит смерть, разрушения. Противоестественность войны показана Толстым в контрасте с вечным спокойствием и красотой природы. Описывая давку, панику при переправе через реку Энс, Толстой не может не вспомнить и не написать о том, какой была мирная жизнь. Описание Бородинского сражения начинается с описания прекрасного летнего утра, когда, кажется, сама природа говорит людям о том, что не надо воевать. Но и этот конфликт решен неоднозначно. К Отечественной войне 1812 года писатель относится по-иному. Эта война народная, весь народ поднимается против захватчиков, все сословия России втянуты в войну: крестьяне, купечество, мещанство, дворянство. Толстой считает, что даже мирное население (тем, как оно относится к французам), способствует тому, что нашествие захлебнулось: барыня, которая уезжает из Москвы задолго до вступления в нее Наполеона, купец Ферапонтов, отдающий свое добро, партизаны-крестьяне, жители Москвы. Своеобразный конфликт возникает между разными войнами в романе - войной 1805-1807годов

(«эпохе нашего позора и поражений» - Л.Толстой)

и войной 1812 года (эпохе славы и величия). Конфликт решен Толстым таким образом: война может быть выиграна только тогда, когда солдаты, офицеры (вся армия) и все гражданское население понимают и принимают цели войны. Позор Аустерлица и слава Бородина доказывают это.

Конфликт в изображении двух полководцев (Кутузова и Наполеона) решен своеобразно, хотя полководцы не встречаются друг с другом, но их противостояние - это противостояние двух великих людей: человека, мнящего, по Толстому, себя великим (Наполеон) и истинно народного полководца Кутузова.

В развитии образов главных и любимых героев романа, Пьера и Андрея, писатель изображает конфликт этих людей с той жизнью, которой они живут. Высокие духовные запросы не позволяют им остановится в своем развитии, они мучительно подчас ищут истину. Поэтому Толстой показывает как бы вехи их развития. Например, эгоистические мечты князя Андрея о славе, стремление жить ради сына, любовь к Наташе, деятельность в комиссии Сперанского, разрыв с Наташей, Бородинское сражение, постижение высокого смысла смерти. Такой же мучительный путь поисков, падений и восхождений проходит Пьер. Для таких людей, как любимые герои Толстого, всегда стоит вопрос

«Как быть хорошим?»

Через мучительный конфликт в своем становлении проходит и Наташа Ростова. Удивительно то, что эта девочка, по Толстому, сумела вобрать в себя все истинно русское.

Война разделяет людей. Толстой показывает, как война, отношение к войне разделяет дворянское общество России. Конфликт между истинным патриотизмом Москвы и лжепатриотизмом Петербурга, патриотизмом солдат и офицеров и лжепатриотизм высшего военного руководства обостряет война. Толстой показывает, как в истинно народной войне побеждают истинные патриоты: вопреки своему отношению, под давлением общего мнения в армии Александр 1 вынужден назначить Кутузова командующим армией. Партизанский отряд Денисова создается именно потому, что отражает общее настроение народа.

Роман «Война и мир» Толстого назван эпопеей. Глобальность сюжета и конфликтов этого произведения служат этому доказательством.