Разница между католиками и православными. Разрыв в XI веке

Католицизм как одно из главных направлений в христианстве окончательно сформировался в результате первого крупного раскола (разделения церквей) в христианстве в 1054 Распространен он в основном в Западной (Франция, Бельгия, Италия, Португалия) и Восточной (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Литва, частично Латвия и западные области Украины) Европе, в большинстве стран Южной Америки; его исповедует почти половина верующих Северной Америки. В Азии, Африке также есть католики, но влияние католицизма здесь незначителен.

Он имеет много общего с православием (вера в два источники вероучения - Священное Писание, Священное Предание, в божественную Троицу, спасительную миссию церкви, в бессмертие души, загробную жизнь) и одновременно отличается от других направлений в христианстве системой вероучения, культа, своеобразным приспособлением к стремительному изменению социальной деятельности и нового религиозного сознания. Он дополнил Символ Веры новыми догматами, которых не знает православная церковь.

Основными догматами католицизма, отличающие его от других течений в христианстве, с догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, а также о непогрешимости Папы Римского. Принятие этого догмата папство добилось только в 1870 Вселенским собором в Ватикане. В борьбе за духовную и светскую власть папы вступали в многочисленные союзы с королями, пользовались опекой мощных феодалов, усиливали политический излив.

Еще один догмат католицизма о "чистилище" - принятый в 1439 г.. На Флорентийском соборе. Сущность его заключается в том, что душа человека после смерти попадает в "чистилище" - место между адом и раем, имеет возможность очиститься от грехов, после чего переходит в ад или рай. Очистка дат осуществляется путем различных испытаний, Родные и близкие покойного с помощью молитв и пожертвований в пользу церкви могут облегчить испытание души, что находится в "чистилище", ускорить ее выход оттуда. Итак, судьбу души определяла не только поведение человека в земной жизни, но и материальные возможности близких покойного.

Очень важным в католицизме положение об особой роли духовенства, по которому человек не может заслужить Божьей милости самостоятельно, без помощи духовенства, которое имеет значительные преимущества перед мирянами и должно обладать особыми правами и привилегиями. В частности, католическое вероучение запрещает верующим читать Библию, поскольку это является исключительным правом духовенства. Католицизм считает канонической только Библию, написанную на латыни, которой не обладает большая часть верующих. Духовенство имеет особые права на причастие. Если миряне причащаются только "телом Божиим" (хлебом), то духовенство - его кровью (вином), что подчеркивает его особые заслуги перед Богом. Для всех церковнослужителей обязательное безбрачие (целибат).

Католическая-догматика устанавливает необходимость систематической исповеди верующих перед духовенством. Каждый католик должен иметь своего духовника и регулярно отчитываться ему о своих мыслях и поступках; без систематической исповеди спасение невозможно. Благодаря этому требованию католическое духовенство проникает в личную жизнь верующих, каждый шаг которых находится под контролем ксендза или монаха. Систематическая исповедь позволяет католической церкви влиять на общество, особенно на женщин.

Вероучение утверждает, что Христос, Богоматерь и святые имеют такое количество наград, что их хватит для обеспечения потустороннего блаженства всему существующему и будущему человечеству. Весь этот потенциал Бог предоставил в распоряжение католической церкви; она по своему усмотрению может делегировать определенную часть этих дел верующим для искупления грехов и личного спасения, но за это верующие должны платить церкви. Продажей Божественной благодати ведал специальный трибунал при папе. Там за деньги можно было получить индульгенцию - папскую грамоту, которая давала верующим отпущение грехов или определяла время, в течение которого можно было грешить.

Многие своеобразного есть и в католическом культе, которому присущи пышность и торжественность. Богослужение сопровождается органной музыкой, сольными и хоровыми песнопениями. Происходит оно на латинском языке. Считается, что во время литургии (мессы) происходит превращение хлеба и вина в тело и кровь Иисуса Христа. Именно поэтому вне таинством евхаристии (причастия), а значит - вне церкви спасение невозможно.

Очень большую роль играет культ Богородицы, или Мадонны. Христианство заимствовало его в древних религий, Богородицу почитали как Богиню-мать. Богиню плодородия. В христианской религии Богородица представлена непорочной девой Марией, которая Родила от Святого Духа ребенка Иисуса, Сына Божия. В католицизме почитание Богородицы возведен в догмата, а ее культ какой-то мере даже отодвинул на задний план культ Бога-Отца и самого Христа. Католическая церковь утверждает, что в деве Марии женщины имеют свою заступницу перед Богом, что она может помочь им во всех жизненных ситуациях. На третьем Вселенском соборе (Эфес, 431) состоялось признание Марии Богородицей, а в 1854 г.. Было принято доказательство о ее непорочном зачатии и телесном вознесении на небо. Католики верят, что Мария вознеслась на небо не только душой, но и телом. Даже сформировался специальный теологический направление - мариология.

Значительное распространение получил культ святых, поклонение реликвиям и мощам. За время существования католической церкви была провозглашена до 20 тыс. Святых и почти 200 тыс. Блаженных. Этот процесс оживился в последние десятилетия. Папа Пий XI объявил за 17 лет своего понтификата 34 святых и 496 блаженных, а Пий XII провозглашал ежегодно в среднем по 5 святых и 40 блаженных.

Католическая идеология чрезвычайно подвижная. Это четко прослеживается в решениях второго Ватиканского собора, который пересмотрел немало представлений, перестали соответствовать задаче сохранения религии, принял 16 документов, в которых раскрыта сущность современного католического модернизма.

Соборная конституция о литургию позволяет упрощения многих обрядов и их приспособления к условиям. В частности, разрешено часть мессы проводить не на латыни, а на местном языке с использованием национальной музыки; рекомендуется больше времени отводить проповедям, а богослужение проводить несколько раз в день, чтобы лица, занятые на производстве, могли посетить их в удобное время.

Собор вынес рекомендации о включении в католического культа элементов местных религий, сближения с другими христианскими церквями, признание таинств и обрядов, совершенных над католиками в других христианских конфессиях. В частности, признано действительным крещение католиков в православных храмах, а православных - в католических. Католикам Китая разрешалось поклоняться Конфуцию, чествовать по китайскому обычаю своих предков и тому подобное.

В отличие от других направлений в христианстве, католицизм имеет международный центр управления - Ватикан и главу церкви - Папу Римского, которого выбирают пожизненно. Еще в 756 г.. На небольшой территории современной Италии возникла церковная государство - Папская область. Она просуществовала до 1870 г.. В процессе объединения Италии она была включена в Итальянского государства. После Первой мировой войны папство вступило в союз с существующим в Италии режимом. Пий XI в 1929 заключил с правительством Муссолини Латеранские соглашения, согласно которым возрождалась папская государство - Ватикан. Ее площадь - 44 га. Имеет все государственные атрибуты (герб, флаг, гимн, вооруженные силы, деньги, тюрьму), дипломатические отношения со 100 странами мира. При папе существует правительство (римская, курия), который возглавляет кардинал - статс-секретарь (он и министр иностранных дел), а также совещательный орган - синод. Ватикан руководит 34 международными политическими внецерковной объединениями, координирует деятельность многих газет и журналов, учебных заведений.

Вражеские католицизма религиозные учения называли ересями, а их сторонников - еретиками. Церковь вела с ними чрезвычайно жестокую борьбу. Для этого введен специальный церковный суд - инквизицию. Тех, кого обвиняли в отступничестве от учения церкви, бросали в тюрьмы, подвергали пыткам, приговаривали к сожжению на костре. С особой жестокостью инквизиция действовала в Испании. Утвержденный ею перечень "религиозных преступников" был таким большим, что мало кто из людей не попадал под его действие (не только еретики, но и те, кто защищал и прятал их).

Иерархия католической церкви опирается на строгую централизацию и безусловную подчиненность низших церковных органов выше. Возглавляет католическую иерархию Священная коллегия кардиналов. Кардинал - высшая, духовная лицо после папы. Некоторые из них постоянно живут в Риме и возглавляют ватиканские учреждения, другие находятся в разных странах, где от имени Вата кану руководят местными организациями. Кардиналов назначает папа. Постоянным учреждением Ватикана есть государственный секретариат. Он знает дипломатическими делами со странами, с которыми Ватикан отношения. Постоянные послы - папские нунции. Италия и Ватикан также обмениваются послами. При отсутствии постоянных дипломатических отношений Ватикан направляет временных представителей - легатов.

Ордена монахов действуют по особым уставами, имеют строго централизованную структуру. Возглавляют их генералы, генеральные магистры, которым подчинены провинциалы (провинциальные приоры), магистры, а магистрам - аббаты и Конвентуальных приоры. Над всеми ними главенствуе генеральный капитул - собрание руководителей разных рангов, которое происходит раз в несколько лет. Ордена подчинены непосредственно Папе Римскому, в какой бы стране они ни находились. Одним из первых среди них орден бенедиктинцев, основанный в Италии в VI в. Бенедиктом Нурийським. Особым влиянием пользовался он в X-XI вв. Сейчас бенедиктинцы существуют в странах Европы и Америки, имеют свои школы и университеты, периодические издания.

В XI-XIII вв. возникло много монашеских орденов. Среди них важное место принадлежит так называемым нищенским орденам; францисканском, основанном в XVIII в. святым Франциском - 27 тыс. человек; доминиканском - 10 тыс. человек. Чтобы вступить в ордена кармелитов, августинцев, следовало отказаться от личного имущества и жить на подаяние. Орден францисканцев получил определенные привилегии от папы - право проповеди и совершения таинств, свободного преподавания в университетах. В его руках оказалась инквизиция. Орден доминиканцев (братьев-проповедников), основанный в 1215 Домиником, был призван развернуть борьбу против средневековой ереси, прежде всего против альбигойцев - участников еретического движения ХII-XIII вв. во Франции, направленного против господствующего положения католической церкви в экономическом и духовной жизни средневекового города.

В 1534 возник орден иезуитов (Общество Иисуса), основанный Игнатием сальных (1491-1556) для борьбы с Реформацией. Будучи одной из воинствующих организаций католической церкви, преследовал ученых, пресекал свободомыслие, составлял индекс запрещенных книг, способствовал закреплению неограниченной папской власти. Иезуиты кроме трех монашеских обетов (безбрачие, послушание, бедность), зарекаются в абсолютной покорности Папе Римскому, даже мысленно не могут подвергать сомнению его вимоги1. Устав ордена гласит: чтобы не ошибиться в жизни, необходимо белое называть черным, если того требует церковь. На основе этого положения орден иезуитов разработал нормы морали. Иезуитский орден отличается от других тем, что не требует от своих членов жить в монастырях и носить монастырский одежду. Они могут быть и тайными членами ордена. Поэтому данные о его численность приблизительные (до 90 тыс. Человек).

Сейчас существует около 180 монашеских орденов. Объединяя почти полтора миллиона монахов, они играют важную роль в осуществлении политики Ватикана, миссионерской деятельности.

Вся территория распространения католицизма делится на области (архиепархии). В настоящее время благодаря странам Африки и Азии количество их растет. В крупных епархиях есть викарные епископы (помощники епископов). В странах с большим количеством епархии и с автономией национальной церкви старший над всеми епископами - запас. При отсутствии такой автономии каждый епископ непосредственно подчинен Рима.

Учреждения Ватикана объединяют 9 конгрегаций, с трибуналы и несколько секретариатов. Конгрегации - своеобразные министерства, возглавляемые группой кардиналов (3-4 чел.) И главой - префектом. Важнейшие из них; Конгрегация священной канцелярии и Конгрегация пропаганды веры (осуществляет миссионерскую деятельность в основном в странах Азии, Африки). Это самый богатый конгрегация, которая получает различные дотации от бизнесменов-католиков, даже представителей других религиозных направлений (баптисты) на создание сети семинарий, университетов, школ, в которых воспитывают местное население в духе католического вероучения. Конгрегация имеет свое издательство, богадельни, школы.

Католичество успешно "вписалось" в индустриальное и постиндустриальное общества. Адаптация церкви к условиям зрелого капитализма был основан Папой Львом XIII в в энциклике "О новых вещах", которая была, собственно, первой социальной энцикликой. В ней сформулированы отношение католической церкви к новым реальностям индустриального общества в конце XIX - начале XX в. Она осуждала классовую борьбу, провозглашала неприкосновенность частной собственности, покровительство в отношении лиц наемного труда и тому подобное.

Новые социальные реалии, сложившиеся в середине XX в., Повлияли на деятельность Папы Иоанна XXИИИ. В попытках предотвратить угрозу гибели человечества в ядерной войне большую роль сыграла поддержка католической церковью принципа мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Папа выступил за запрещение ядерного оружия, поддержал совместные действия верующих и неверующих в защиту мира. Более дальновидную и реалистичную позицию Ватикан начал занимать и по проблемам Африки, Латинской Америки, Азии. Своевременное отграничения от классического колониализма благотворно повлияло на распространение католицизма в странах Африки, Латинской Америки.

Адаптация католичества к реалиям постиндустриального общества, учета социальных процессов; развернувшиеся в последней четверти XX в., связанные с именем Папы Иоанна Павла II, в деятельности которого четко прослеживаются три направления: первое касается внутренней политики церкви; второй - социальным вопросам; третий - внешней политики. В внутрицерковной политике он придерживается традиционных позиций: категорически осуждает разводы, аборты, попытки уравнять в правах женщин-монахинь со священниками, участие деятелей церкви в политической деятельности и тому подобное. Папа резко осудил тенденции к плюрализму, которые проявлялись в иезуитском ордене. Согласно его указаниям, Конгрегация по делам вероучения (в прошлом - инквизиция) осудила отдельных иезуитов США, Швейцарии, Германии, Нидерландов. В то же время на заседаниях Папской академии в Ватикане на чествовании столетия со дня рождения выдающегося ученого Альберта Энштейна с речью выступил сам Иоанн Павел II, признав ошибочным и несправедливым осуждения своего времени Галилео Галилея инквизицией.

Без внимания католической церкви не остается и семья. Широкий круг ее проблем рассматривает передача "Семья и вера", рассчитанная на супругов, родителей и детей. В них сформулированы взгляд католической церкви на причины кризисных явлений в семье, отчуждение детей от родителей.

В конце 50-х годов начинается переориентация европейской политики Ватикана: идею "малой Европы" меняет стремление к расширению "объединенной Европы". С приходом на престол Иоанна Павла II в основу такого понимания был положен тезис о совместных христианские, корни европейских наций. Для пропаганды концепции "неоевропеизму" используется трибуна ЮНЕСКО, международные культурные форумы.

Европа, согласно утверждениям Папы Римского, - комплекс наций, которые стали таковыми благодаря евангелизации. Внутреннее единство Европы является не только культурной, но и социальной необходимостью. Европе относится и ведущая роль в мировом контексте, благодаря ее специфической культурной традиции и неисчерпаемости сил. В настоящий Европе не существует противоречий между Востоком и Западом, она - единственная семья народов с различными взаимодополняющими особенностями. Сближение, интеграция европейских наций должны развиваться одновременно и в религиозном, и в культурном аспектах.

Для обоснования неоевропеизму Иоанн Павел II создал собственную концепцию нации. На переднем плане в ней - народ, потом отечество, религия, искусство, национальная культура. Европа, объединенная общностью происхождения, культурной истории и традиций, ценностей и фундаментальных основ организации жизни, может спастись от внутренних опасностей и апокалиптических конфликтов.

Европейская: культура основана на большой наследии -иудейський, греческой, римской, христианской. Но это наследие переживает глубокий кризис. Поэтому создание "новой Европы" связано с надеждой на религиозное возрождение. По словам Иоанна Павла II, "возрождение в христианском духе является одним средством спасения Европы". В 1985 г.. Папа издал энциклику "Апостолы славян", основная мысль которой заключается в необходимости объединения европейских стран на основе христианской культуры. Путь к единству между Востоком и Западом, утверждает Ватикан, в объединении христианских Церквей во вселенскую церковь и общей евангелизации, суть которой - установление прежде всего морального превосходства католической церкви. В этом четко прослеживаются политические цели. Пропагандируя единство Европы, Иоанн Павел II подчеркивает преимущество римско-католической церкви, поскольку "апостолы славян" якобы Работали с благословения и под контролем Пап Николая I, Андриана II и Иоанна VIII, будучи подданными Великой империи. Исторические документы свидетельствуют, однако, что Кирилл и Мефодий обращались в Рим оставь по дипломатическим вопросам.

80-е годы XX в. стали этапными для католицизма. На Чрезвычайном синоде епископов, посвященном 20-летию II Ватиканского собора, были проанализированы церковные дела за 20 лет после собора в контексте эволюции современного общества. Среди проблем были названы осложнения отношений церкви с миром. Богатые страны узнали секуляризм, атеизм, практический материализм. Этим вызвана, глубокий кризис фундаментальных нравственных ценностей. В развивающихся странах, царят бедность, голод, нищета. Синод пришел к выводу, что стремление к обновлению только внешних структур привело к забвению церкви Христа. В декларации "Призыв бога ко всем людям" синод призывает всех (не только католиков) к участию в создании "цивилизации солидарности и любви", потому что только путем религиозного возрождения можно преодолеть апокалиптический состояние современной культуры.

Католический теолог Карл Ранер так оценивает современное положение католической церкви: "Сегодня от церкви можно слышать много заявлений от имени" духа "II Ватиканского собора, которые не имеют ничего общего с этим духом. В современной церкви царит слишком большой Консерватизм. Церковные власти Рима, кажется больше подвержены возвращения в добрые старые времена, чем к реальному пониманию ситуации современного мира и человечества. Мы не достигли еще синтеза между истинной духовностью и реальной ответственностью перед миром, которому грозит катастрофа. На пороге третьего тысячелетия среди католиков постоянно растет стремление к созданию широкой платформы для объединения всех людей доброй воли на основе общечеловеческих ценностей для спасения и обогащения духовной культуры человечества ".

После провозглашения государственной независимости, в Украине началось возрождение католических общин и храмов, несколько оживились отношения с Ватиканом.

Вопросы и задания для закрепления знаний

1. Охарактеризуйте главные догматические и канонические различия между

католицизмом и православием.

2. В чем проявлялись особенности борьбы католической церкви с ересями?

3. Чем отличается отношение католической и православной церквей к тенденциям в развитии человечества?

4. Насколько, по вашему мнению, соответствует структура, система управления католической церковью требованиям централизации и свободы национальных религиозных образований?

5. Какими были позиции католических общин на разных этапах истории Украины?

Темы рефератов

1. Социально-политические ориентации в католицизме.

2. Католические монашеские ордена: история и современность.

3. Социальная доктрина католицизма, этапы ее развития.

4. кариологии как направление католической теологии.

5. История папства.

6. Понтификат Папы Иоанна Павла II.

7. Католицизм в Украине.

Литература,

Долгом Ю. Фома Аквинский. - М., 1975.

Гергей Е. История папства. - М, 1996..

Войтыла К. Иоанн Павел II в. Любовь и ответственность. - М., 1993.

Второй Ватиканский Собор. Конституции. Декреты. Декларации. - М., Брюссель, 1992.

Иоанн Павел II. Единство в многообразии. - М., 1994.

Иоанн Павел II. Переступить порог надежды. - Львов: Светильник, 1995.

Католицизм. Словарь. - М., 1991.

Карташов AB Вселенские соборы. - М., 1994.

Ковальский Я.В. Папы и господа. - М., 1991.

Лозинский С.Г. История папства. - М., 1986.

Рашкова Р.Т. Ватикан и современная культура. - М., 1998..

Рожков В. Очерки по истории Римско-католической церкви. - М., 1994.

Церковь и социальные проблемы: энциклика "Сотый год". Международная научная конференция. - Львов, 1993.

Слово "католицизм" означает - всеобщий, вселенский. И это действительно одно из крупнейших (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Особенно много верующих католиков в Италии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, в Польше, Венгрии, в странах Латинской Америки, в США. Всего в мире сейчас насчитывают от 580 до 800 млн. приверженцев католицизма.

ИСТОКИ КАТОЛИЦИЗМА

Его истоки - в небольшой римской христианской общине, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-V вв., когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи, особенно после ее раздела на Западную Римскую и Восточную Римскую империи в 395 г.

Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 г. произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.

На VIII Вселенском соборе раскол принял необратимый характер после полемики между папой Львом IV и константинопольским патриархом Михаилом Келуарием (1054 г.) и был завершен, когда крестоносцы захватили Константинополь.

ОСНОВА КАТОЛИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ

Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы и о б р я д ы, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.

Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того - папские послания и постановления.

Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа - глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

Централизация католической церкви породила принцип догматического развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного толкования вероучения. Так, в Символе веры, признаваемом православной церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Сформировалось и своеобразное учение о роли церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения - вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей "сверхдолжных" дел - "запасом" добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в этом нуждается, то есть - отпускать грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенцияхоб отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью. Отсюда - правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в чистилище.

Догмат о чистилище (место - промежуточное между раем и адом) есть только в католическом вероучении. Души грешников, на которых не лежат уж слишком большие - смертные - грехи, горят там в очищающем огне (возможно, что это символический образ мук совести и раскаяния), а потом получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об умершем его родные и близкие на земле.

Учение о чистилище сложилось еще в 1 в. Православная и протестантская церкви учение о чистилище отвергают.

Кроме того, в отличие от православного вероучения, в католическом есть догматы о непогрешимости папы - принят на 1 Ватиканском соборе в 1870 г.: о непорочном зачатии Девы Марии - провозглашен в 1854 г. Особое внимание западной церкви к Богородице проявилось в том, что в 1950 г. папа Пий XII ввел догмат о телесном вознесении Девы Марии.

ТАИНСТВА В КАТОЛИЦИЗМЕ

Католическое вероучение, как и православное, признает семь таинств, но понимание этих таинств в некоторых деталях не совпадает. Причащение производится пресным хлебом (у православных - квасным). Для мирян допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом. При совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте семи-восьми лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает еще одно имя, которое он выбирает себе сам, а вместе с именем - образ святого, поступкам и идеям которого он намерен сознательно следовать. Таким образом, совершение этого обряда должно служить укреплению в вере.

В православии обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество). У католиков безбрачие (целибат), установленное папой Григорием VII. обязательно для всего духовенства.

КАТОЛИЧЕСКИЙ ХРАМ

Центр культа - храм. Готический стиль в архитектуре. распространившийся в Европе в конце Средневековья, немало способствовал развитию и укреплению католической церкви. Огромное, несоизмеримое с ростом человека, пространство готического собора, его устремленные к небу своды, башни и башенки навевают мысли о вечности, о том, что церковь - царство не от мира сего и несет на себе печать царства небесного, И все это при огромной вместимости храма. В Соборе Парижской Богоматери. например, могут одновременно молиться до девяти тысяч человек.

Изобразительные средства и возможности католического искусства тоже имеют свои особенности. Строгий канон православной иконописи сводит до минимума возможности проявления творческой фантазии художника-иконописца. У западных художников всегда было меньше ограничений в изображении религиозного сюжета. Живопись, скульптура довольно натуралистичны.

Особая роль при католическом богослужении отводится музыке и пению. Мощное красивое звучание органа эмоционально усиливает действие слова в богослужении.

УБРАНСТВО КАТОЛИЧЕСКИХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

Каждодневная одежда католического священника - это длинная черная сутана со стоячим воротником. У епископа - сутана фиолетового цвета, у кардинала - пурпурного, у папы - белого. Как знак высшей духовной власти папа во время богослужения надевает митрупозолоченный головной убор, а как знак высшей земной власти - тиару. В основе тиары - митра, на которую как бы надеты три короны, символизирующие тройственность прав папы как судьи, законодателя и священнослужителя. Тиара сделана из драгоценных металлов и камней. Венчает ее крест. Надевали тиару папы только в исключительных случаях:

При коронации,

Во время больших церковных праздников.

Отличительная деталь папского одеяния - п а л л и и. Это широкая белая шерстяная лента с шестью нашитыми на нее крестами из черного сукна. Паллий надевают на шею, один конец спускается на грудь, а другой - перебрасывается через плечо на спину.

КАТОЛИЧЕСКИЕ ПОСТЫ И ПРАЗДНИКИ

Важные элементы культа - праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан.

Рождественский пост у католиков называется адвент. Он начинается в первое воскресенье после дня Святого Андрея - 30 ноября. Рождество Христово - наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями:

В полночь, на заре и днем, что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для поклонения. Отмечается Рождество Христово 25 декабря (до IV в. этот праздник был совмещен с Крещением и Богоявлением). Богоявление у католиков называется праздником Трех царей - в память о явлении Иисуса Христа язычникам и о поклонении Ему трех царей. В этот день в храмах совершаются благодарственные молебны: Иисусу Христу приносят в жертву как царю - золото, как Богу - кадило, как человеку - миро, благовонное масло. У католиков есть ряд специфических праздников:

Праздник Сердца Иисуса - символа надежды на спасение,

Праздник Сердца Марии - символа особой любви к Иисусу и спасения, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря).

Один из главных богородичных праздников - Вознесение Богоматери - отмечается 15 августа (у православных - успение Пресвятой Богородицы).

Праздник Поминовения усопших (2 ноября) установлен в память об ушедших из жизни. Молитва за них, по католическому учению, уменьшает срок пребывания и страданий душ в чистилище. Таинство Евхаристии (причащение) католическая церковь называет праздником Тела Господня. Отмечают его в первый четверг после Троицы.

Познакомившись в Европе с традициями католической церкви и пообщавшись по возвращению с батюшкой, обнаружила, что между двумя направлениями христианства много общего, но есть и принципиальные отличия православия от католицизма, в числе прочего повлиявшие на раскол некогда единой христианской церкви.

В своей статье решила доступным языком рассказать об отличиях католической церкви от православной и их общих чертах.

Хотя церковники доказывают, что дело в «непримиримых религиозных расхождениях», учёные уверены, что это было, прежде всего, политическое решение. Напряжение между Константинополем и Римом заставило духовников искать повод выяснить отношения и способы разрешения возникшего конфликта.

Не заметить уже тогда закрепившиеся на Западе, где главенствовал Рим, особенности, отличные от принятых в Константинополе, было сложно, поэтому за это и зацепились: разное устройство в вопросах иерархии, аспекты вероучения, проведение таинств – использовалось всё.

Благодаря политической напряжённости была выявлена имеющаяся разница между двумя традициями, существующими в разных частях распавшейся Римской империи. Причиной сложившегося своеобразия стали различия в культуре, менталитете западной и восточной частей.

И, если существование одного сильного большого государства делало церковь единой, с его исчезновением связь между Римом и Константинополем ослабла, способствуя созданию и укоренению в западной части страны некоторых несвойственных Востоку традиций.

Разделение некогда единой христианской церкви по территориальному признаку произошло не в один момент. Восток и Запад шли к этому годами, устроив в 11 столетии кульминацию. В 1054 году во время Собора Патриарх Константинопольский был низложен посланниками Папы Римского.

В ответ он предал анафеме посланцев Папы. Главы остальных патриархатов разделили позицию Патриарха Михаила, и раскол углубился. Окончательный разрыв относят к временам 4-ого крестового похода, подвергшего разграблению Константинополь. Так, единая церковь христиан раскололась на католическую и православную.

Сейчас христианство объединяет три разных направления: православную и католическую церковь, протестантизм. Единой церкви, объединяющей протестантов, нет: деноминации исчисляются сотнями. Католическая церковь монолитна, руководит ею Папа Римский, которому подчиняются все верующие и епархии.

15 независимых и признающих друг друга церквей составляют актив православия. Оба направления представляют собой религиозные системы, включающие собственную иерархию и внутренние правила, вероучение и богослужение, культурные традиции.

Общие черты католицизма и православия

Последователи обеих церквей верят во Христа, считают Его примером для подражания, стараются следовать Его заповедям. Священное писание для них – Библия.

У основания традиций католицизма и православия находятся апостолы-ученики Христа, основавшие христианские центры в крупных мировых городах (на эти общины и опирался христианский мир). Благодаря им оба направления обладают таинствами, схожим вероучением, возносят одних и тех же святых, имеют одинаковый Символ веры.

Последователи обеих церквей веруют в силу Святой Троицы.

Взгляд на формирование семьи в обоих направлениях сходится. Заключение брака между мужчиной и женщиной происходит с благословения церкви, считаясь таинством. Однополые браки не признаются. Вступление в интимные отношения до бракосочетания недостойно христианина и считается грехом, а однополые – тяжким грехопадением.

Последователи обоих направлений соглашаются с тем, что и католическое, и православное направления церкви представляют христианство, пусть и по-разному. Различие для них значимо существенно и непримиримо, что более тысячи лет нет единства в способе богослужения и причащения Тела и Крови Христа, поэтому вместе они причащения не совершают.

Православные и католики: в чём разница

Результатом глубоких религиозных расхождений между Востоком и Западом явилась схизма, произошедшая в 1054 году. Представители обоих направлений заявляют о разительных различиях между ними в религиозном мировоззрении. О таких противоречиях пойдёт речь далее. Для простоты понимания составила специальную таблицу отличий.

Суть различия Католики Православные
1 Мнение относительно единства Церкви Считают необходимым наличие единой веры, таинств и главы Церкви (Папы, естественно) Считают необходимым единство веры и совершения таинств
2 Различное понимание Вселенской Церкви Принадлежность поместной к Вселенской Церкви подтверждается общением с римско-католической церковью Вселенская Церковь находит воплощение в поместных церквях под руководством епископа
3 Различная трактовка Символа Веры Святой Дух испускается Сыном и Отцом Святой Дух испускается Отцом или исходит от Отца через Сына
4 Таинство брака Заключение брачного союза между мужчиной и женщиной, благословляемого служителем церкви, происходит на всю жизнь без возможности развода Брак между мужчиной и женщиной, благословляемый церковью, заключается до окончания земного срока супругов (в некоторых ситуациях допускаются разводы)
5 Наличие промежуточного состояния душ после смерти Провозглашённый догмат о чистилище предполагает наличие после смерти физической оболочки промежуточного состояния душ, которым уготован рай, но они не могут пока взойти на Небеса Чистилище, как понятие, в православии не предусмотрено (есть мытарства), однако в молитвах за усопших идёт речь о душах, оставшихся в неопределённом состоянии и имеющих надежду обрести райскую жизнь после завершения Страшного Суда
6 Зачатие Богородицы Девы Марии В католичестве принят догмат о Непорочном зачатии Богородицы. Имеется в виду, что при рождении Матери Иисуса первородного греха совершено не было Почитают Деву Марию как святую, но считают, что рождение Матери Христа произошло с первородным грехом, как у любого другого человека
7 Наличие догмата о пребывании тела и души Девы Марии в Царствие Небесном Догматически закреплено Догматически не закреплено, хотя последователи православной церкви поддерживают это суждение
8 Главенство Папы Римского Согласно соответствующему догмату Папа Римский считается главой Церкви, имея непререкаемый авторитет по ключевым религиозным и управленческим вопросам Главенство Папы Римского не признаётся
9 Количество обрядов Используются несколько обрядов, включая византийский Главенствует единственный (византийский) обряд
10 Принятие высших церковных решений Руководствуется догматом, провозглашающим безошибочность Главы Церкви по вопросам веры и морали при условии утверждения решения, согласованного с епископами Убеждены в безошибочности исключительно Вселенских Соборов
11 Руководство в деятельности решениями Вселенских Соборов Руководствуется решениями 21 Вселенского Собора Поддерживает и руководствуется решениями, принятыми на 7 первых Вселенских Соборах

Подводим итоги

Несмотря на многовековой раскол между католической и православной церквями, преодоление которого в ближайшем будущем не предвидится, существует масса схожих моментов, свидетельствующих об общих истоках.

Различий немало, настолько существенных, что объединение двух направлений не представляется возможным. Однако вне зависимости от отличий, католики и православные верят в Иисуса Христа, несут по свету Его учение и ценности. Человеческие ошибки разделили христиан, но вера в Господа дарует единство, о котором молился Христос.

Христиане во всём мире ведут споры о том, какие из верований правильнее и главнее. Относительно католиков и православных: в чем разница (и есть ли она) на сегодняшний день - наиболее интересующие вопросы.

Казалось бы, все настолько понятно и просто, что каждый однозначно может кратко ответить. Но существуют и те, кто попросту даже не знают, какие взаимоотношения между этими конфессиями.

История существования двух течений

Итак, для начала нужно разобраться с христианством в целом. Известно, что оно разделяется на три ветви: православных, католиков, протестантов. Протестантство насчитывает несколько тысяч церквей и они распространены во всех уголках планеты.

Ещё в XI веке христианство разделилось на православие и католицизм. Этому послужил ряд причин начиная от проведения церковных обрядов и заканчивая датами праздников. Отличий, чем отличается католическая церковь от православной, не так и много. В первую очередь, способом управления. Православие состоит из многочисленных церквей, где управляют архиепископы, епископы, митрополиты. Папе Римскому подчинены католические церкви во всём мире. Они считаются Вселенской Церковью. Во всех странах церкви у католиков находятся в тесной простой взаимосвязи.

Сходства православия и католицизма

У православия и католицизма сходства и различия находятся приблизительно в равной пропорции. Стоит отметить, что обе религии имеют не только ряд отличий. И православие, и католицизм очень похожие между собой. Вот основные пункты:

Кроме того, обе конфессии едины в почитании икон, Богоматери, Святой Троицы, святых, их мощей. Также церкви объединяет одни святые угодники первого тысячелетия, Святое Письмо, Церковные Таинства.

Различия между конфессиями

Отличительные особенности между данными конфессиями также существуют. Именно из-за этих факторов некогда произошел раскол церкви. Стоит отметить:

  • Крестное знамение. Сегодня, наверное, все в курсе, как крестятся католики и православные. Католики крестятся слева направо, мы же наоборот. Согласно символике, когда мы крестимся сперва слева, потом направо, то мы обращены к Богу, если наоборот - Бог направлен к своим служителям и благословляет их.
  • Единство Церкви. У католиков одна вера, таинства и глава - Папа Римский. В православии нет одного лидера Церкви, поэтому существует несколько патриархатов (Московский, Киевский, Сербский и т. д.).
  • Особенности заключения церковного брака. В католичестве развод - это табу. Наша церковь, в отличие от католичества, допускает расторжение брака.
  • Рай и ад. Согласно католическому догмату, душа умершего проходит чистилище. В православии верят, что человеческая душа проходит так называемые мытарства.
  • Безгрешное Зачатие Богоматери. Согласно принятому католическому догмату, Богородица была непорочно зачата. Наше духовенство считает, что Богоматерь имела прародительский грех, хотя её святость прославляется в молитвах.
  • Принятие решений (число соборов). Православные церкви принимают решения 7 Вселенскими cоборами, католические - 21.
  • Разногласие в положениях. Наше духовенство не признаёт догматы католиков о том, что Святой дух исходит и от Отца и от Сына, считая, что только от Отца.
  • Суть любви. Святой Дух у католиков знаменуется как любовь между Отцом и Сыном, Богом, верующими. Православные же видят любовь триединой: Отец - Сын - Святой Дух.
  • Непогрешимость Папы Римского. Православие отрицает главенство Папы Римского над всем христианством и его непогрешимость.
  • Таинство Крещения. Мы в обязательном порядке должны перед процедурой исповедоваться. Ребёнка погружают в купель, а за латинским обрядом воду льют на голову. Иповедь считается добровольным деянием.
  • Священнослужители. Католические священники называются пасторами, ксендзами (у поляков) и батюшками (поп в обиходе) у православных. Пасторы не носят бороду, а батюшки и монахи ходят с бородой.
  • Пост. Католические каноны относительно поста менее строгие, чем у православных. Минимальное удержание от пищи - 1 час. В отличие от них, минимальное удержание от пищи у нас составляет 6 часов.
  • Молитвы перед иконами. Бытует мнение, что католики не молятся перед иконами. На самом деле это не так. У них есть иконы, однако они имеют ряд особенностей, которые отличаются от православных. Например, левая рука у святого лежит на правой (у православных наоборот), а все слова написаны латынью.
  • Литургия . Согласно традициям, церковные богослужения совершаются на Гостии (пресный хлеб) в западном обряде и Просфоре (квасной хлеб) у православных.
  • Целибат. Все католические служители церкви дают обет безбрачия, наши же священники женятся.
  • Свята вода. Церковные служители святят, а католики благословляют воду.
  • Поминальные дни. У данных конфессий отличаются и дни поминания усопших. У католиков - третий, седьмой и тридцатый день. У православных - третий, девятый, сороковой.

Церковная иерархия

Стоит отметить также разницу в иерархических разрядах. Согласно разрядной таблице, самую высокую ступень у православных занимает патриарх . Следующая ступень - митрополит , архиепископ, епископ . Далее следуют разряды священников и дьяконов.

Католическая церковь имеет такие ранги:

  • Папа Римский;
  • Архиепископы,
  • Кардиналы;
  • Епископы;
  • Священники;
  • Дьяконы.

У православных есть два мнения по поводу католиков. Первое: католики - еретики, которые исказили символ веры. Второе: католики - схизматики, потому как именно из-за них произошёл раскол от Единой Святой Апостольной Церкви. Католичество же считает раскольниками нас, не причисляя при этом к еретикам.

До 1054 г. христианская церковь была единой и неделимой. Раскол произошел из-за разногласий между Папой Римским Львом IX и патриархом Константинополя Михаилом Кируларием. Начался конфликт из-за закрытия последним нескольких латинских церквей в 1053 году. За это папские легаты отлучили Кирулария от Церкви. В ответ патриарх предал папских посланников анафеме. В 1965 г. взаимные проклятья были сняты. Однако раскол Церквей не преодолен до сих пор. Христианство подразделено на три основных направления: православие, католицизм и протестантизм.

Восточная Церковь

Отличие православия от католицизма, поскольку обе эти религии христианские, не слишком существенно. Однако некоторые расхождения в учении, исполнении таинств и т. д. все же имеются. О том, какие именно, поговорим чуть позже. Сначала же сделаем небольшой обзор основных направлений христианства.

Православие, называемое на Западе ортодоксальной религией, на настоящий момент исповедует около 200 млн человек. Ежедневно крещение принимает примерно 5 тыс. желающих. Распространение это направление христианства получило в основном в России, а также в некоторых странах СНГ и Восточной Европы.

Крещение Руси произошло в конце IX века по инициативе князя Владимира. Правитель огромного языческого государства изъявил желание жениться на дочери византийского императора Василия II, Анне. Но для этого ему нужно было принять христианство. Союз с Византией был крайне необходим для укрепления авторитета Руси. В конце лета 988 г. огромное количество киевлян окрестили в водах Днепра.

Католическая церковь

В результате раскола в 1054 г. в Западной Европе возникла отдельная конфессия. Представители Восточной Церкви назвали ее «католикос». В переводе с греческого это означает «всеобщая». Отличие православия от католицизма заключается не только в подходе этих двух Церквей к некоторым догматам христианства, но и в самой истории развития. Западная конфессия по сравнению с Восточной считается гораздо более жесткой и фанатичной.

Одной из важнейших вех в истории католицизма стали, к примеру, принесшие много горя простому населению крестовые походы. Первый из них был организован по призыву папы Урбана II в 1095 году. Последний - восьмой - окончился в 1270 году. Официальной целью всех крестовых походов было освобождение от неверных «святой земли» Палестины и «Гроба Господня». Фактической же - завоевание земель, принадлежавших мусульманам.

В 1229 году папой Георгием IX был издан указ об учреждении инквизиции - церковного суда по делам отступников от веры. Пытки и сожжение на костре - именно таким образом выражался крайний католический фанатизм в средние века. В общей сложности за время существования инквизиции было замучено более 500 тыс. человек.

Конечно, отличие католицизма от православия (кратко об этом будет рассказано в статье) - тема очень большая и глубокая. Однако по отношению Церкви к населению в общих чертах ее традиции и основную концепцию понять можно. Западная конфессия всегда считалась более динамичной, но при этом и агрессивной, в отличие от «спокойной» ортодоксальной.

В настоящее время католицизм является государственной религией в большинстве европейских и латиноамериканских стран. Более половины всех (1,2 млрд человек) современных христиан исповедуют именно эту религию.

Протестантизм

Отличие православия от католицизма заключается еще и в том, что первое на протяжении уже почти тысячелетия остается единым и неделимым. В Католической же Церкви в XIV в. произошел раскол. Связано это было с Реформацией - революционным движением, возникшим в то время в Европе. В 1526 году по требованию немецких лютеран Швейцарским рейхстагом был издан указ о праве свободного выбора религии гражданами. В 1529 г., однако, он был отменен. В результате от ряда городов и князей последовал протест. Отсюда и произошло слово «протестантизм». Это христианское направление подразделяется еще на две ветви: раннюю и позднюю.

На настоящий момент протестантизм распространен по большей мере в скандинавских странах: Канаде, США, Англии, Швейцарии, Нидерландах. В 1948 г. был создан Всемирный совет церквей. Общее количество протестантов составляет около 470 млн человек. Существует несколько конфессиий этого христианского направления: баптисты, англикане, лютеране, методисты, кальвинисты.

В наше время Всемирный совет протестантских церквей ведет активную миротворческую политику. Представители этой религии выступают за разрядку международной напряженности, поддерживают усилия государств в защиту мира и т. д.

Отличие православия от католицизма и протестантизма

Разумеется, за века раскола в традициях церквей возникли значительные расхождения. Основного принципа христианства - принятия Иисуса как Спасителя и Сына Божьего - они не затронули. Однако в отношении к тем или иным событиям Нового и Ветхого Заветов существуют зачастую даже и взаимоисключающие отличия. Не сходятся в некоторых случаях и методы проведения разного рода обрядов и таинств.

Основные отличия православия от католицизма и протестантизма

Православие

Католицизм

Протестантизм

Управление

Патриарх, Собор

Всемирный совет церквей, советы епископов

Организация

Епископы мало зависят от Патриарха, подчиняются в основном Собору

Существует жесткая иерархия с подчинением Папе, отсюда название «Вселенская Церковь»

Действует множество конфессий, создавших Всемирный совет церквей. Священное Писание ставится выше власти Папы

Дух Святой

Считается, что он исходит только от Отца

Существует догмат о том, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. В этом основное отличие православия от католицизма и протестантизма

Принимается утверждение о том, что человек сам ответственен за свои грехи, а Бог Отец - существо совершенно бесстрастное и отвлеченное

Считается, что Бог страдает из-за людских грехов

Догмат Спасения

Распятьем были искуплены все грехи человечества. Остался только первородный. То есть при совершении нового греха человек снова становится объектом гнева Бога

Человек был как бы «выкуплен» Христом через распятье. В результате Бог Отец сменил гнев на милость в отношении первородного греха. То есть человек свят святостью самого Христа

Иногда разрешаются

Запрещены

Разрешены, но относятся к ним неодобрительно

Непорочное зачатие Богородицы

Считается, что Богородица не избавлена от первородного греха, но святость ее признается

Проповедуется полная безгрешность Девы Марии. Католики считают, что зачата она была непорочно, как и сам Христос. В отношении первородного греха Богородицы, таким образом, также заключаются довольно-таки значительные отличия между православием и католицизмом

Взятие Богородицы на небо

Неофициально считается, что это событие, возможно, имело место, но в догматах оно не закреплено

Взятие Богородицы на небеса в физическом теле относится к догматам

Культ Девы Марии отрицается

Проводится только литургия

Может проводиться как месса, так и похожая на православную византийская литургия

Месса была отвергнута. Богослужения проводятся в скромных храмах или даже на стадионах, в концертных залах и т. д. Практикуются всего два обряда: крещение и причащение

Брак священнослужителей

Разрешен

Допускается только в византийском обряде

Разрешен

Вселенские Соборы

За основу приняты решения первых семи

Руководствуется решениями 21 (последний прошел в 1962-1965 гг.)

Признают решения всех Вселенских Соборов, если они не противоречат друг другу и Святому Писанию

Восьмиконечный с перекладинами внизу и вверху

Используется простой четырехконечный латинский крест

В богослужениях не используется. Носят на себе представители не всех конфессий

Используются в больших количествах и приравниваются к Священному Писанию. Создаются в строгом соответствии с церковными канонами

Считаются только украшением храма. Представляют собой обычные картины на религиозную тему

Не используются

Ветхий Завет

Признается как еврейский, так и греческий

Только греческий

Только еврейский канонический

Отпущение грехов

Обряд проводит священник

Не допускается

Наука и религия

На основании утверждения ученых догматы никогда не изменяются

Догматы могут быть скорректированы в соответствии с точкой зрения официальной науки

Христианский крест: различия

Разногласия в отношении нисхождения Святого Духа - основное отличие православия от католицизма. Таблица показывает и множество других, пусть не слишком значимых, но все же расхождений. Возникли они давно, и разрешать эти противоречия, по всей видимости, ни одна из церквей особого желания не изъявляет.

Имеются различия и в атрибутике разных направлений христианства. К примеру, крест у католиков имеет простую четырехугольную форму. У православных - восьмиконечную. Ортодоксальная Восточная Церковь считает, что распятье этого вида наиболее точно передает форму креста, описанного в Новом Завете. Помимо основной горизонтальной перекладины, в нем содержатся еще две. Верхняя олицетворяет табличку, прибитую к кресту и содержавшую надпись «Иисус назарянин, царь иудейский». Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Христа - символизирует «мерило праведное».

Таблица отличий крестов

Изображение Спасителя на используемом в Таинствах распятье - это также то, что можно отнести к теме "отличие православия от католицизма". Крест западный немного не похож на восточный.

Как видите, в отношении креста также существует вполне заметное отличие православия от католицизма. Таблица показывает это наглядно.

Что касается протестантов, то они считают крест символом Папы, а поэтому практически его не используют.

Иконы в разных христианских направлениях

Итак, отличие православия от католицизма и протестантизма (таблица сравнений крестов это подтверждает) в отношении атрибутики довольно заметное. Еще большие расхождения в этих направлениях имеются в иконах. Отличаться могут правила изображения Христа, Божьей Матери, святых и т. д.

Ниже представлены основные расхождения.

Основным же отличием православной иконы от католической является то, что пишется она в строгом соответствии с установленными еще в Византии канонами. Западные же изображения святых, Христа и т. д., строго говоря, к иконе никакого отношения не имеют. Обычно такие картины отличаются очень широким сюжетом и написаны обычными, не церковными художниками.

Протестанты считают иконы языческим атрибутом и совершенно их не используют.

Монашество

В отношении ухода от мирской жизни и посвящения себя служению Богу также существует значительное отличие православия от католицизма и протестантизма. Сравнительная таблица, представленная выше, показывает только основные расхождения. Но существуют и другие отличия, также достаточно заметные.

Например, у нас в стране каждый монастырь практически автономен и подчиняется только собственному архиерею. У католиков в этом плане организация другая. Монастыри объединены в так называемые Ордены, у каждого из которых имеется свой глава и свой устав. Эти объединения могут быть разбросаны по всему миру, но тем не менее руководство у них всегда общее.

Протестанты же, в отличие от православных и католиков, монашество и вовсе отвергают. Один из вдохновителей этого учения - Лютер - даже женился именно на монахине.

Церковные Таинства

Имеется отличие православия от католицизма и в отношении правил проведения разного рода обрядов. В обеих этих Церквях принято 7 таинств. Различие имеется прежде всего в значении, придаваемом главным христианским обрядам. Католики считают, что таинства имеют силу независимо от того, настроен ли человек на них или нет. По мнению Православной Церкви, крещение, миропомазание и т. д. будут действенными исключительно для верующих, полностью к ним расположенных. Ортодоксальные священники даже часто сравнивают католические обряды с неким языческим магическим ритуалом, действующим вне зависимости от того, верит ли человек в Бога или нет.

Протестантская церковь практикует только два таинства: крещение и причащение. Все остальное представители этого направления считают наносным и отвергают.

Крещение

Это главное христианское таинство признают все церкви: православие, католицизм, протестантизм. Отличия имеются лишь в способах совершения обряда.

В католичестве младенцев принято окроплять или обливать. Согласно же догматам Православной Церкви, детей погружают в воду полностью. В последнее время наблюдался некоторый отход от этого правила. Однако сейчас РПЦ опять возвращается в этом обряде к древнейшим традициям, установленным византийскими священниками.

Отличие православия от католицизма (крестики, носимые на теле, как и большие, могут содержать изображение «ортодоксального» либо «западного» Христа) в отношении совершения этого таинства, таким образом, не слишком значимое, но оно все же имеется.

Протестанты обычно совершают обряд крещения также водой. Но в некоторых конфессиях она не используется. Главное отличие протестантского крещения от православного и католического в том, что проводится оно исключительно для взрослых людей.

Различия в таинстве Евхаристии

Главные отличия православия от католицизма нами рассмотрены. Это отношение к нисхождению Святого Духа и к непорочности рождения Девы Марии. Такие значительные расхождения появились за века раскола. Конечно же, имеются они и в проведении одного из основных христианских таинств - Евхаристии. Католические священники совершают причащение только хлебом, причем пресным. Называют этот церковный продукт облатками. В православии таинство Евхаристии проводится вином и обычным дрожжевым хлебом.

В протестантизме к причащению допускаются не только члены Церкви, но и любые желающие. Проводят Евхаристию представители этого направления христианства так же, как и православные, - вином и хлебом.

Современные отношения Церквей

Раскол христианства произошел почти тысячу лет назад. И за это время церквям разных направлений договориться об объединении так и не удалось. Разногласия в отношении толкования Святого Писания, атрибутики и обрядов, как видите, сохранились до сих пор и за века даже усилились.

Отношения двух основных конфессий, православной и католической, в наше время также довольно неоднозначны. До середины прошлого века между этими двумя церквями сохранялась серьезная напряженность. Ключевым понятием в отношениях было слово «ересь».

В последнее время эта ситуация немного изменилась. Если раньше Католическая Церковь считала православных христиан чуть ли не сборищем еретиков и схизматиков, то после II Ватиканского Собора признала ортодоксальные Таинства имеющими силу.

Православными священниками официально подобного же отношения к католицизму не закреплялось. Но вполне лояльное принятие западного христианства для нашей церкви всегда было традиционным. Однако, конечно же, некоторое напряжение между христианскими направлениями сохраняется до сих пор. К примеру, не слишком хорошо к католицизму относится наш российский богослов А. И. Осипов.

По его мнению, существует более чем заслуживающее внимания и серьезное отличие православия от католицизма. Осипов считает многих святых Западной Церкви едва ли не сумасшедшими. Также он предупреждает РПЦ о том, к примеру, что сотрудничество с католиками грозит православным полным подчинением. Однако и он неоднократно упоминал о том, что и среди западных христиан есть замечательные люди.

Таким образом, основное отличие православия от католицизма - это отношение к Троице. Восточная Церковь считает, что Святой Дух исходит только от Отца. Западная - и от Отца, и от Сына. Имеются между этими конфессиями и другие расхождения. Однако в любом случае обе церкви являются христианскими и принимают Иисуса как Спасителя человечества, пришествие которого, а следовательно, и Вечная жизнь для праведных неизбежны.