Балалайка описание инструмента для детей. Балалайка — музыкальный инструмент — история, фото, видео

Название «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного.

По одной из версий, балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание. Такое веселье, по мнению царя Алексея Михайловича, мешало работе, и он издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь. Но время шло, царь умер, балалайка снова зазвучала по всей стране.

Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Это разновидность лютни – одного из основных музыкальных инструментов XVI–XVII вв. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны. Современную балалайку создали в 1880 г. мастера Пасербский и Налимов по заказу основателя первого оркестра народных инструментов и замечательного исполнителя на балалайке Андреева. Инструменты, сделанные Налимовым, и по сей день остаются лучшими по звучанию.

Группа балалаек в оркестре музыкальных инструментов насчитывает пять разновидностей: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Различаются они по размеру и тембру звучания. Ведущая в группе – прима, которая чаще всего солирует. Играют на ней бряцанием – издают одиночные удары по струнам указательным пальцем, тремоло – быстрым чередованием ударов по струнам вниз и вверх, и пиццикато – защипыванием струн. Самая большая из балалаек – контрабас – имеет высоту 1,7 м.

Балалайка является распространенным музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях.

ЗАГАДКИ

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Всех игрою веселит!

Ой, звенит она, звенит,

Кто такая? Отгадай-ка…

Это наша… (балалайка).

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент -

Самый русский инструмент.

Одним из символов русского народа.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Валенки балалайка

Субтитры

Название инструмента

Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием словосочетаний передающее характер игры на нём. Существует несколько версий о происхождении названия.

По одной версии, которой придерживаются Чудинов А. Н. («Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка», 1910)) и Михельскон А. Д. («Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней».) слово имеет тюркские корни. Вполне вероятно, что оно происходит от слова «бала» (ребенок, дитё). На тюркское происхождение указывает фонетическая примета тюркских заимствований: сингармонизм гласных, практически в русском языке она даёт повторение одной и той же гласной в слове - башмак, батрак, балда, таракан, баклажан, балаган, балагур, баламут, багатур.

Другая версия говорит о праславянском происхождении названия. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать , балабонить , балаболить , балагурить , что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать’ (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения, сравните схожую ономатопею варвар ). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

История

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры . Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 600-700 мм. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.

Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В 1887 году Андреев организовал первый кружок любителей балалайки, а 20 марта 1888 года в здании Санкт-Петербургского общества взаимного кредита состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках», ставшее днём рождения оркестра русских народных инструментов.

Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».

Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, - подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1714 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н. М. Зотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.

Квартово-унисонный

Струна Нота Октава Нотация
1 a 1 (ля 1) Первая
2 e 1 (ми 1)
3 e 1 (ми 1)

Звучание открытых струн балалайки прима образует её квартово-унисонный строй . Последовательность тонов, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Ля , Ми , Ми (первой октавы) - это академический строй балалайки.

Балалайка секунда настраивается на квинту ниже примы , альт - ниже на октаву . Секунда и альт могут также иметь квартовый строй, в этом случае их строй будет совпадать со строем домры альт (d 1 , a, e) и тенор (a, e, H).

Музыкальный диапазон балалайки прима с 24-мя ладами на грифе составляет две полных октавы и пять полутонов (часть первой октавы, вторую и часть третьей): от Ми первой октавы до Ля третьей.

Квартовый

Струна Нота
1 D (Ре)
2 A (Ля)
3 E (Ми)

Балалайки размерами секунда, альт, бас и контрабас имеют квартовый строй, аналогичный строю трёхструнной домры . Последовательность тонов: Ре , Ля , Ми . Интервалы: D {ч.4} A {ч.4} E .

Музыкальный диапазон балалайки квартового строя с 15 ладами составляет две полных октавы и один полутон: от Ми большой октавы до Ми диез первой.

Настройка

Сначала проверяют правильность положения подставки на деке: одна и та же открытая струна и зажатая на XII ладу должна звучать с разницей в октаву . Если звук на XII ладу оказывается ниже, то подставку передвигают в сторону грифа (укорачивают рабочую часть струны), если выше - наоборот. Так проверяют все три струны.

При настройке в квартово-унисонный строй опорной струной, от которой начинают настройку, у балалайки примы является 1-я. Её настраивают по камертону Ля , фортепиано или баяну . Вторую струну настраивают путём образования чистой кварты с 1-й струной. В этом интервале содержится V полутонов , следовательно, 2-ю струну зажимают на V ладу и настраивают её в унисон с 1-й, после чего между ними открытыми образуется необходимый интервал. Третью струну настраивают в унисон со 2-й.

Разновидности

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас . Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас - функцию баса.

Балалайки альт и контрабас звучат на октаву ниже написанного на нотном стане .

Вид Строй Нотация Мензура Длина Лады
Прима a 1 , e 1 , e 1 435-450 675-685 19-24
Секунда d 1 , a, a

Но в минуты отдыха крестьяне любили слушать балалайку, петь под неё, поэтому часто приобретали инструмент, не считаясь с расходами: «Бог даст, батюшка дворик продаст, а балалаечку купит» (Голейзовский, Касьян Ярославич|Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии). О талантливом балалаечнике обычно говорили: «Наш Семён с балалаечкой рождён».

Популярность балалайки была столь велика, что, кроме припевок, сочинялись и загадки :

В лесу выросло, из лесу вынесли, На руках плачет, а на полу скачут. В лесу тяп-тяп; дома-то ляп-ляп, На колени возьмёшь - заплачет.

Балалайка вошла и в образы детских считалок (жеребьёвок), служащих детям для выбора водящего в игре:

Цынцы-брынцы, балалайка, Цынцы-брынцы, заиграй-ка, Цынцы-брынцы, не хочу, Цынцы-брынцы, спать хочу.

Слова «цынцы-брынцы» имитируют звучание балалайки. Слово «брынцы» можно связать со глаголами «бряцать», «ударять», «бренчать» по струнам.

Но чаще всего балалайка упоминается в частушках , она способствовала кристаллизации частушечной мелодии закреплению песенной традиции как основа, от которой шли варианты. Исполнение частушки под аккомпанемент «трёхструнного бубенца», так любовно называл поэт

С 1886 года балалайка появляется на сцене: первым выступил с ней молодой русский дворянин Василий Андреев. До Андреева никто не обращал внимания на то, что такой музыкальный народ, как русский, не имеет в обиходе народных музыкальных инструментов. Андреев создаёт «Кружок любителей игры на балалайке». После удачного выступления, с 1888 года начинается творческая деятельность этого коллектива, немногим позже преобразованного в балалаечный оркестр. В 1889 году Андреевские балалаечники появляются на Всемирной выставке в Париже. Триумф их был необычайным. «Не успели закончиться первые выступления, а в фешенебельных магазинах Парижа появились новые модные духи «Светит месяц» дамское туалетное мыло «Под яблонькой». Даже остроносые Андреевские галоши стали предметом парижской моды...» После одного из концертов А. Глазунов пишет большое произведение, посвященное оркестру В. В. Андреева, тем самым, рассеивая предрассудки об ограниченных возможностях его программы. Любил исполнять песни в сопровождении оркестра Федор Иванович Шаляпин. Его первое знакомство с Василием Васильевичем, состоявшееся в Нижнем Новгороде, переросло со временем в тесную дружбу. Неутомимый пропагандист замечательного русского народного инструмента балалайки, Василий Андреев постоянно её усовершенствует. Он знакомится с музыкальным мастером С. И. Налимовым, и на протяжении многих лет они работают вместе. В 1902 году на Парижской выставке и на петербургской выставке «Музыкальный мир» 1906-1907 гг., инструменты, сделанные С. И. Налимовым по чертежам и эскизам Андреева, получили Большие золотые медали. С образованием Великорусского оркестра, воспринятого как чисто русское явление, связаны гастрольные поездки 1892 года во Францию, Германию, Англию, Америку. Результатом поездок были десятки новых оркестров, созданных в этих странах. В США даже появилось «Акционерное общество эксплуатации балалаек и гуслей». В день 25-летнего юбилея оркестра в приветственной речи Ф. И. Шаляпин, обращаясь к Андрееву, сказал: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротиночку - балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир...». Балалайка проникла в самую толщу народных масс. Кроме Андреева, появилось много превосходных исполнителей на балалайке, создавались оркестры народных инструментов. Осенью 1918 года он предпринял большую поездку со своим коллективом, переименованным в «Первый народный оркестр», по Северному и Восточному фронтам гражданской войны. Выступал и перед легендарными чзпаевцами. Но эта поездка была для Андреева последней: он сильно простудился и в ночь на 26 декабря 1918 года скончался. Дело, начатое Андреевым, было поддержано, приобрело всенародное значение. Многие фабрики, специальные мастерские, мастера - умельцы, выпускают усовершенствованные Андреевым и Налимовым музыкальные народные инструменты, композиторы пишут произведения для балалайки, домры, созданы многочисленные ансамбли и оркестры...

Музыкальный инструмент: Балалайка

Если у вас спрашивают, какой русский народный музыкальный инструмент вы знаете? Несомненно, сразу вспоминается балалайка, самый старинный и узнаваемый музыкальный символ России. Инструмент по праву можно назвать истинно народным: в его звучании словно слышится сама русская душа - то разудалая и неуёмная, то печальная и задумчивая…

Балалайку любили слушать великие русские люди, среди них: А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой и М. Горький.

П.И. Чайковский восклицал: «Какая прелесть эти балалайки! Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении – оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру – это незаменимые инструменты».

Балалайка вызывает изумление у иностранцев, слушая игру на инструменте, они не понимают, как при помощи всего трех струн можно исполнять не только народные, но сложные классические произведения.

Вот такая она русская балалайка, олицетворяющая русскую культуру. Всего три струны, а за душу берет так, что не раздумывая, хочется пуститься в разудалый пляс. Даже грустные мелодии звучат на ней не так печально, и забавное название инструмента говорит о веселом характере и происходит оно то ли от слова балаболить – тараторить, то ли от слова балагурить – шутить.

Звук

Балалайка обладает богатыми акустическими, исполнительскими и художественными достоинствами. Звучит она негромко, мягко, но очень звонко. Тембр у инструмента камерный, нежный, сокровенный и отличается теплотой и трепетностью.


Источник звука на балалайке - сильно натянутые гибкие струны, зажимая которые на ладах пальцами левой руки, исполнитель получает нужную высоту звука.

Основное звукоизвлечение - это удары и защипывание струн, которые при различных вариантах преобразуются в исполнительские приемы, используемые балалаечниками: пиццикато - одинарное и двойное, бряцание, дробь, тремоло и вибрато.

У инструмента всего три струны, которые настраиваются необычным образом. Две нижние струны звучат одинаково - звук «ми» первой октавы, а верхняя - на кварту выше, то есть звук «ля».

Диапазон балалайки от «ми» первой октавы до «до» четвертой.

Фото :

Интересные факты :

  • Балалайка является очень модным среди иностранцев сувениром из России, хотя самым популярным, несомненно, считается матрешка.
  • Одна из самых старых балалаек, сохранившихся в наше время, и возраст которой приблизительно 120 лет, является экспонатом музея города Ульяновска.
  • Балайкер - так называется мастер, изготавливающий балалайки.
  • Этот инструмент очень часто упоминается в произведениях Льва Толстого, Николая Гоголя, Федора Достоевского и других великих русских писателей.
  • Очень важную роль в признании балалайки сыграла императорская семья. Александр III инициировал поездку Андреевского ансамбля на Парижскую выставку, в результате которой Европа впервые увидела и услышала балалайку. Успех был ошеломляющий. В 19 веке всем солдатам для поднятия боевого духа выдавали балалайку, которую они по окончании службы оставляли себе.


  • В Соединенных Штатах Америки существует ассоциация любителей игры на балалайке и домре, а книга Д. Флинна "Как изготовить балалайку" имела большой спрос и переиздавалась 9 раз.
  • 23 июня в России празднуется День балалайки, установленный в 2008 году, через 320 лет со дня первого документального упоминания об этом инструменте.
  • В Японии есть оркестр, который называется «Токийская балалайка». Он сформирован по образцу оркестра русских народных инструментов, но участвуют в нем лишь японцы.
  • На балалайках играют в Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции в оркестрах русских народных инструментах.
  • В 2014 году, в связи 20-ой годовщиной установления дружеских связей, Народное правительство китайского города Харбин преподнесло в подарок своему побратиму, российскому городу Хабаровск, гигантскую скульптурную композицию, отображающую символические инструменты культур двух народов – китайскую пипу и русскую балалайку.


  • Сейчас в России почти в каждом городе есть свой ансамбль или оркестр русских народных инструментов, где балалайка играет важную роль. Особо следует отметить такие ансамбли как «Колокола России», «Скоморохи», «Арт-Контраст», «Сибирь», «Тула». А также оркестры: «Великорусский им. В. Андреева», «Национальный им. Н. Осипова», «Северсталь», «Серебряные струны», «Метелица» «Перезвоны» и другие.
  • Сё Китагава – музыкант из Японии, в 2008 году стал первым иностранным балалаечником, победившем на международном конкурсе русской народной музыки в Екатеринбурге.

Конструкция


Балалайка - это инструмент, который красиво звучит только тогда, когда сделан опытным мастером, хорошо знающим свое дело.

Современный инструмент, длина которого в общей сложности составляет от 60 до 70 см., изготавливается из древесины сосны и состоит в общей сложности из 70 деталей.

Балалайка имеет три основные части - кузов, гриф и деку:

  • Кузов, имеющий треугольную форму, осуществляет роль резонатора. Он имеет обычно 6 или 7 граней, изготавливающиеся из сегментов, которые называются клепками.
  • Дека – это лицевая часть корпуса, имеет голосник – резонатор в форме цветочка. Над голосником находится защитное приспособление, называемое панцирем. Он предохраняет деку от ударов при исполнении. Самая широкая, нижняя часть деки, равна 40 см, самая узкая – верхняя - всего 5 см.
  • Гриф – верхняя часть инструмента, обычно изготавливается из черного дерева. На нем находятся лады, число которых разнится от 16 до 31. Гриф завершается лопаткой, на которой находится колковый механизм, необходимый для натягивания струн. Струны обычно бывают из нейлона или карбона, но иногда и металлические.

Разновидности

Семейство балалаек имеет пять видов инструментов:

  1. Прима – ведущая или солирующая, тембр звонкий, строй: «ми», «ми», «ля» первой октавы.
  2. Секунда – аккомпанирующая, тембр слегка приглушенный, строй: «ля», «ля» малой и «ре» первой октавы.
  3. Альт – аккомпанирующая, тембр мягкий и сочный, строй: «ми», «ми», «ля» малой октавы.
  4. Бас – проводит басовую линию, тембр низкий, глуховатый, строй: «ми», «ля» большой и «ре» малой октавы.
  5. Контрабас – создает гармоническую основу, тембр низкий, глуховатый, строй: «ми», «ля» контроктавы и «ре» большой октавы

Применение и репертуар

Усовершенствованная в конце 19 века любителем и знатоком народной музыки В. Андреевым и коллективом его сподвижников, балалайка стала использоваться профессионалами–музыкантами не только как сольный инструмент, но также ансамблевый, а затем и оркестровый. Создавались различные коллективы, которые своими концертными выступлениями способствовали признанию балалайки и продвижению её в массы.

Поначалу балалаечный репертуар не отличался своей оригинальностью, музыканты исполняли в основном различные переложения из классической музыкальной литературы. С ростом популярности инструмента ситуация сильно изменилась, такие композиторы как М. Ипполитов-Иванов, Н. Речменский, Ю. Шишаков, Н. Василенко, Н. Будашкин и другие создают для балалайки интересный репертуар, в который входят концерты, сонаты, сюиты и другие произведения крупной формы.

Произведения

С.Н Василенко - Концерт для балалайки с симфоническим оркестром (слушать)

Ю.Н Шишаков - "Барыня" (слушать)

Н.П. Будашкин - "Тройка" (слушать)

Известные исполнители


К сожалению, балалайка сегодня не пользуется большой популярностью и интерес к ней проявляет только узкий круг почитателей, которые увлекаются народной музыкой. Но нельзя забывать тех людей, которые внесли неоценимый вклад в усовершенствование этого инструмента и развитие его исполнительской школы. Самыми первыми, кто вывел балалайку, еще тогда не претерпевшую значительных изменений, на концертную сцену были: И. Хандошкин, Н. Лавров, И. Яблочкин, М. Хрунов, Н. Лавров, В. Радивилов. Виртуозным исполнением уже на усовершенствованной балалайке своих слушателей радовали: В. Андреев, Б. Трояновский, М. Рожков, В. Конов, М. Данилов, П. Нечепоренко, А. Шалов, Н. Осипов, Д. Калинин.

В настоящее время наиболее известными исполнителями-виртуозами, которые много делают для поддержания популярности балалайки на родине и за ее пределами, являются А. Горбачев, В. Конов, В. Болдырев, В. Зажигин, И. Безотосный, М. Сенчуров, Е. Быков, Ю. Шутов, А. Архиповский (балалаечный Паганини) и другие.

История


Доподлинно неизвестно когда началась история балалайки, хотя гипотез по поводу происхождения чрезвычайно много. Одни музыковеды предполагают, что это исконно русский инструмент, другие уверяют, что она заимствована у киргизов и прародительницей ее является домбра. А некоторые считают, что инструмент переняли у татар, во времена монголо-татарского ига, но никто не оспаривает, что балалайка появилась очень давно и была одним из самых любимых инструментов, который скрашивал жизнь простого народа.

Балалайка на протяжении столетий не имела единой формы, она была круглой, треугольной, даже четырехугольной и с различным числом струн.

В 15-17 веках на Руси большую популярность имели скоморохи – потешные люди, зарабатывающие тем, что веселили население деревень и городов. Они были постоянными участниками народных праздников и гуляний, и нередко в их выступлениях, под аккомпанемент различных инструментов, в том числе и балалайки, звучала злободневная социальная сатира. За это скоморохи испытывали притеснение со стороны властей и церкви, и в 17 веке особым указом князя Алексея Михайловича Тишайшего все скоморошьи инструменты подлежали сожжению.

Но прошло немного времени, царь умер, об его указе быстро все забыли, и балалайка вновь веселит простой народ - крестьян и городских ремесленников. Из некоторых источников мы узнаем, что задорный тембр балалайки привлекал внимание и высшей знати. Петр I, Екатерина II, Павел I - русские императоры и их окружение не отказывали себе в удовольствии повеселится под задорный звук инструмента.

В 18-19 веках балалайка становится особо признанным народным музыкальным инструментом, но конструкция ее была несовершенной. Весомый вклад в преобразование инструмента внес русский дворянин Василий Васильевич Андреев – знаток русского народного творчества, балалаечник-виртуоз. Он надумал крестьянскому инструменту дать небывалую жизнь, выведя его на концертную сцену.

Первый, к кому обратился энтузиаст, был петербургский мастер по изготовлению скрипок В. Иванов, который по убедительной просьбе Василия Васильевича изготовил инструмент нового образца. Это была балалайка уменьшенного размера, с врезными ладами, корпусом, изготовленным из горного клена, и грифом из черного дерева - произошло второе рождение инструмента.


Успешные сольные выступления В. Андреева на обновленном инструменте вызвали небывалый отклик общественности и способствовали невероятному росту популяризации балалайки. Но на этом музыкант не остановился, по его чертежам известные мастера Ф. Пасербский и С. Налимов изготовили еще более усовершенствованный инструмент. Форма стала треугольной, кузов из бука, а дека из ели, что сделало корпус балалайки наиболее резонансным. Мастера укоротили гриф, вставили металлические порожки, изменили резонаторное отверстие, лады расположили в хроматическом строе, добавили колковую механику и установили постоянный строй, позже получивший название академический. Сегодня мы привыкли видеть балалайку именно в таком варианте. Помимо этого, мастера по заказу В.Андреева сконструировали целое семейство инструментов по подобию скрипичного квартета, в который вошли: балалайка дискант, пикколо (позднее вышли из употребления), альт, секунда, бас, и контрабас (балалайки увеличенных размеров). Все они были трехструнными и имели квартовый строй.

Такие инструменты впоследствии стали основными в составе музыкального ансамбля, организованного в Петербурге Василием Андреевым в 1887 году под названием «Кружок любителей игры на балалайках». Дебютное выступление коллектива состоялось в 1888 году и имело большой успех. Затем ансамбль триумфально гастролировал за рубежом, в результате этого турне балалайку узнал весь мир. В 1896 году «Кружок любителей игры на балалайках» преобразовался в Великорусский оркестр, который, выступая во многих уголках земного шара, прославлял Россию и ее национальную культуру.

За свою историю балалайка пережила многое: ее сжигали, но она восставала из пепла и триумфально покоряла Париж, ее забывали, а она заставляла о себе вспомнить. Если раньше на балалайке музицировали сидя на завалинке, то теперь одевают фрак, а затем берут в руки этот необыкновенный инструмент.

Россия и балалайка – это два слова, которые между собой тесно связаны. Олицетворение русской культуры - вот что такое балалайка, она наша, настоящая. Заняв прочное место в народном творчестве, этот инструмент с достоинством доказал, что способен на гораздо большее, и теперь ему стоя рукоплещет весь мир.

Видео: слушать балалайку