Мировоззрение: сущность, уровни, структура, исторические типы, истор. хар-р


План

1. Мировоззрение, его структура и уровни
1.1 Мировоззрение
1.2 Структура мировоззрения
1.3 Уровни мировоззрения
2. Античная философия, ее космоцентрический характер. Учение о бытии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит)
2.1 Античная философия, ее космоцентрический характер
2.2 Фалес
2.3 Анаксимандр
2.4 Анаксимен
2.5 Демокрит
3. Предмет социальной философии. Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы. Функции социальной философии
3.1 Предмет социальной философии
3.2 Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы
3.3 Функции социальной философии
4. Задание №4
5. Задание №5
6. Задание №6
Список литературы


1.Мировоззрение, его структура и уровни

1.1.Мировоззрение

Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человека смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов.
Философия есть теоретическая рефлексия над мировоззрением и культурой определенного исторического типа.
Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Мировоззрение же отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения).
Философия выступает как размышление над мировоззрением и культурой, которые стремятся объяснить, понять, определить тип культуры и мировоззрения как стремление обосновать их. Философия стремится показать каково значение для человека вот такого осознания, понимания, обоснования, каким образом это влияет на самосознание личности.
Поскольку предметом философии выступает мировоззрение и культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают как стороны аспекты, проблемы человека. Проблема человека – центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека проблема сознания и самосознание человека проблема познавательных возможностей, и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.
Мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания.

      Структура мировоззрения
В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента :
    Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях - повседневных, профессиональных, научных и т. д. он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.
    Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия, и т. д. Ценность – это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п., регулирующие повседневную жизнь, как отдельного человека, так и всего общества. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением.
    Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать.
    Практический компонент. Без практической составляющей мировоззрения носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения.
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
      Уровни мировоззрения
По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.
    Жизненно-практический уровень. Этот уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразным повседневным опытом. Жизненно-практический уровень мировоззрения нередко называют жизненной философией. Жизненно-практическое мировоззрение крайне неоднородно, так как неоднородны по характеру образования и воспитания его носители. На формирования этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования. Интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и многое другое.
Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем, следует отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.
    Теоретический уровень. Недостатки жизненно-практического уровня преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню решения мировоззренческих проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия. Философия претендует на теоретическую обоснованность, как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.
Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней мировоззрения в определенной мере можно выстроить и в исторической последовательности. В этом случае, можно сказать, что жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии. А это значит, что мифологию и религию можно рассматривать как предшественников философии.


2. Античная философия, ее космоцентрический характер. Учение о бытии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит)

2.1 Античная философия, ее космоцентрический характер

Европейская и значительная часть современной мировой цивилизации прямо или косвенно является продуктом древнегреческой культуры, важнейшей частью которой является философия. О периодизации античной философии пишут многие видные философы.
Смирнов И.Н. отмечает, что при анализе греческой философии в ней выделяют три периода: первый – от Фалеса до Аристотеля; второй – греческую философию в римском мире и, наконец, третий – неоплатоновскую философию.
История греческой философии представляет собой общий и, вместе с тем, живой индивидуальный образ духовного развития вообще. Этот период по преобладающим в нем интересам можно назвать космологическим, этико-политическим и этико-религиозно философским.
Абсолютно все ученые-философы отмечают, что первый период развития античной философии был периодом натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых впоследствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В 6 и 5 вв. до н.э. философия еще не существовало отдельно от познания природы, а знания о природе – отдельно от философии. Космологическое умозрение 7 и 6 столетий поднимает вопрос о последнем основании вещей. Таким образом, появляется понятие мирового единства, которое противостоит множеству явлений и через которое пытаются объяснить связь этого множества и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся, прежде всего в самых общих космических процессах, в смене дня и ночи, в движении звезд.
Простейшая форма есть понятие единого мирового вещества, из которого в вечном движении происходят вещи и в которое они опять превращаются. Ионийская философия была представлена в основном Милетской школой и философом одиночкой Гераклитом.
Идея мирового единства мыслилась как единый закон вещей, как мировое вещество, как мировой порядок, что имело макрокосмический характер. Взгляд данных мыслителей (Фалеса, Парменида, Гераклита…) направлялся на мир, как целое, отдельное же явление имело для них значение только в связи с целым.
Однако уже в 5 веке в самой Греции появляются мыслители, которые пытаются понять не отдельное явление из целого, но, наоборот, целое из отдельных вещей, явлений: место макрокосмического занимает микрокосмическое исследование. Это явление представлено атомистической школой Левкиппа и Демокрита и позднейшей школой ионийских физиков Эмпедокла и Анаксагора.
Так Эмпедокл из Агригента установил четыре независимых качественно различных элемента: огонь, воздух, воду и землю, которое, позднее, благодаря Аристотелю, на многие века заняли господствующее положение среди других элементов.
Второй период греческой философии (5 – 6 в. до Р.Х.) в противоположность одностороннему космоцентрическому направлению предшествующей философии, начинается также односторонне, а именно постановкой антропологических проблем. Натурфилософское мышление достигло границ, за которое оно в то время не могло выйти. Данный период представлен софистами и Сократом и сократиками. Различие Сократа от софистов в том, какими мотивами определяется решение, что полезно и что вредно.
Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый этап, связанный с деятельностью Платона и Аристотеля.
Платон далеко переступает за границы сократовского духа. Платон – сознательный и последовательный идеалист. Платон первым среди философов поставил основной вопрос философии, вопрос о соотношении духа и материи.
Аристотеля отличают энциклопедические познания, он подвел итог развитию философской мысли от начала Древней Греции и до Платона.
Третий период философии: век эллинизма (с 3 века до Р.Х. по 3 век после Р.Х.). сюда относятся стоики, эпикурейцы, скептики. Неоплатонизмом заканчивается развитие греческой философии.

2.2 Фалес

Первым древнегреческим философом принято считать Фалеса (ок. 625 - 547 гг. до н. э.), основателя Милетской школы. Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду . Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается. Он наделяет первоначало, а в более широком понимании весь мир одушевленностью и божественностью, что находит свое подтверждение в его изречении: “мир одушевлен и полон богов”. При этом божественное Фалес, по существу, отождествляет с первоначалом - водой, т. е. материальным. Фалес, согласно утверждениям Аристотеля, устойчивость земли объяснял тем, что она находится над водой и обладает, подобно куску дерева, спокойствием и плавучестью. Этому мыслителю принадлежат многочисленные изречения, в которых были высказаны интересные мысли. Среди них и общеизвестное: “познай самого себя”.


2.3 Анаксимандр

После смерти Фалеса во главе Милетской школы стал Анаксимандр (ок. 610 - 546 гг. до н. э.). О его жизни практически не сохранилось никаких сведений. Считается, что ему принадлежит работа “О природе”, о содержании которой известно из сочинений последующих древнегреческих мыслителей, среди них - Аристотель, Цицерон, Плутарх. Взгляды Анаксимандра можно квалифицировать как стихийно-материалистические. В качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего. Можно, по-видимому, считать, что Анаксимандр в определенной степени отходит от натурфилософского обоснования первоначала и дает более глубокое его толкование, полагая в качестве первоначала не какой-либо конкретный элемент (например, воду), а признавая таковым апейрон - материю, рассматриваемую как обобщенное абстрактное первоначало, приближающееся по своей сущности к понятию и включающее в себя существенные свойства природных элементов. Представляют интерес наивно-материалистические идеи Анаксимандра о происхождении жизни на Земле и происхождении человека. По его мнению, первые живые существа возникли во влажном месте. Они были покрыты чешуей и шипами. Выйдя на землю, они изменили свой образ жизни и приобрели другой вид. Человек произошел от животных, в частности, от рыб. Человек потому сохранился, что с самого начала был не таким, как ныне.

2.4 Анаксимен

Последним известным представителем Милетской школы былАнаксимен (ок. 588 - ок. 525 гг. до н. э.). О его жизни и деятельности также стало известно благодаря свидетельствам позднейших мыслителей. Как и его предшественники, Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то недостаточно) у воды . Прежде всего, в отличие от воды, воздух имеет неограниченное распространение. Второй аргумент сводится к тому, что мир как живое существо, которое рождается и умирает, требует для своего существования воздуха. Эти идеи находят подтверждение в следующем высказывании греческого мыслителя: “Наша душа, будучи воздухом, является для каждого из нас принципом объединения. Точно также дыхание и воздух объемлют все мироздание”. Оригинальность Анаксимена не в более убедительном обосновании единства материи, а в том, что возникновение новых вещей и явлений, их разнообразие объясняются им различными степенями сгущения воздуха, благодаря чему образуются вода, земля, камни и т. п., а из-за его разрежения формируется, например, огонь.
Как и его предшественники, Анаксимен признавал бесчисленность миров, считая, что все они произошли из воздуха. Анаксимена можно рассматривать как основателя античной астрономии, или учения о небе и звездах. Он считал, что все небесные светила - Солнце, Луна, звезды, другие тела ведут свое происхождение от Земли. Так, образование звезд он объясняет возрастающим разрежением воздуха и степенью его удаления от Земли. Близкие звезды производят тепло, которое падает на землю. Далекие звезды не производят тепло и находятся в неподвижном состоянии. Анаксимену принадлежит гипотеза, объясняющая затмение Солнца и Луны. Подводя итог, следует сказать, что философы Милетской школы заложили хороший фундамент для дальнейшего развития античной философии. Свидетельством этого служат как их идеи, так и тот факт, что все или почти все последующие древнегреческие мыслители в большей или меньшей степени обращались к их творчеству. Существенным будет и то, что, несмотря на присутствие в их мышлении мифологических элементов, его следует квалифицировать как философское. Они сделали уверенные шаги по преодолению мифологизма и заложили серьезные предпосылки для нового мышления. Развитие философии в итоге шло по восходящей линии, что создавало необходимые условия для расширения философской проблематики и углубления философского мышления.

2.5 Демокрит

Итогом развития материалистических представлений о мире стало атомистическое учение Демокрита (ок. 460 - 370 гг. до н. э.). Продолжая линию своих предшественников - Левкиппа, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрит создал учение об атомистическом строении материи. Он считал, что объективно существуют атомы и пустота. Бесконечное число атомов наполняет бесконечное пространство - пустоту. Атомы неизменны, постоянны, вечны. Они движутся в пустоте, соединяются между собой и образуют бесконечное число миров. Атомы отличаются друг от друга по форме, величине, порядку и положению. Развитие мира, по Демокриту, совершается закономерно и причинно обусловлено. Однако, отстаивая идею естественной причинности и необходимости, Демокрит отрицал случайность. Случайным он называл то, причину чего мы не знаем.
Демокрит заложил основы материалистической теории познания. Он считал, что познание возможно лишь благодаря органам чувств. Данные органов чувств, по Демокриту, перерабатываются разумом.
В воззрениях на общество Демокрит был сторонником рабовладельческой демократии. Он считал, что лучше пребывать в бедности при народовластии, чем в богатстве при властителях. Он не осуждал стремление к богатству, но осуждал приобретение его бесчестным путем.
Идеи Демокрита оказали чрезвычайно большое влияние на дальнейшее развитие материалистической философии. Его даже рассматривают как одного из основоположников материалистической линии в философии.
Значительную роль в развитии философии сыграли древнегреческие учителя философии - софисты, среди которых были и оригинальные мыслители: Протагор из Абдер, Горгий Леонтийский, Гиппий из Элиды. Софисты интенсивно вводили в философию новую проблематику. Особое значение они придавали осмыслению взаимосвязи человека и общества.


3. Предмет социальной философии. Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы. Функции социальной философии

3.1 Предмет социальной философии

Объект социальной философии социальная жизнь и социальные процессы. Однако сам термин «социальный» употребляется в литературе в разных смыслах. Поэтому следует определить, что имеется в виду под этим термином, когда мы говорим о социальной философии. Прежде всего отметим, что из понятия социального исключаются, с одной стороны, природные, а с другой стороны, - индивидуальные, личностные явления. То есть социальные явления - это всегда общественные явления. Однако под понятие «общественные явления» подходят и экономические, и политические, и национальные, и множество других явлений.
Известный русско-американский социолог П. Сорокин дает следующее, характерное для его общей философской концепции определение социального явления: Социальное явление есть мир понятий, мир логического (научного - в строгом смысле этого слова) бытия, получающийся в процессе взаимодействия (коллективный опыт) человеческих индивидов.
Основным субъектом социального действия и социальных отношений является общественная группа (социальная общность) или общество в целом. Характерный момент социальной жизни - ее организованность и структурированность в рамках определенной социальной системы. Различного рода взаимодействия между элементами социальной системы образуют ее структуру. Сами же элементы этой системы носят разнообразный характер. Она включает в себя различные способы ее функционирования, многообразные социальные институты, обеспечивающие реализацию общественных отношений. И, конечно, такими элементами выступают основные субъекты социальной жизни - социальные общности и индивиды, организованные в социальные группы.
На основе изложенного можно дать следующее определение:
социальная философия - это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни.
Социальная философия изучает общество и социальную жизнь не только в структурно-функциональном плане, но и в ее историческом развитии. Безусловно, что предметом ее рассмотрения является и сам человек, взятый, однако, не «сам по себе», не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т. е. в системе его социальных связей.
«Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе». Здесь верно названы те законы, которые призвана изучать социальная философия. Нельзя забывать, что социальная философия исследует всю систему общественных отношений, взаимодействие всех сторон общественной жизни, закономерности и тенденции развития общества. Кроме того, она изучает особенности познания общественных явлений на социально-философском уровне обобщений. Другими словами, социальная философия анализирует целостный процесс изменения социальной жизни и развития социальных систем.

3.2 Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы

Позитивистская социальная философия и ее проблематика. Социальная философия как теоретически выраженная система философских воззрений на существование и развитие общества ведет свое начало с 20-40-х годов XIX века. В то время ее обширная проблематика была представлена, прежде всего, в работах французского философа Огюста Конта, а затем и его последователя Герберта Спенсера. Параллельно развивалось и другое направление социальной философии со своей проблематикой. Оно было представлено в трудах немецких мыслителей Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
Огюст Конт (1798-1857) ввел в науку термин «социология», образованный из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение) и означающий «учение об обществе». Именно его нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. Эту науку он называл еще социальной философией.О. Конт выступил против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые многими мыслителями до него рассматривались как своего рода «социальные атомы», существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу. Согласно такому пониманию развитие от дельных людей как бы предшествует развитию общества. Чем более развиты отдельные индивиды с точки зрения их способностей к производительной, духовной и иной деятельности, их нравственных, политических и других качеств, тем, следовательно, совершеннее будет общество. Так рассуждали, в частности, представители немецкого и французского Просвещения Гердер, Лессинг, Вольтер, Руссо.
В своем учении о социальной динамике Конт характеризует развитие общества как закономерное и прогрессивное. Он указывает на большую роль в этом процессе общественного разделения труда. Особое значение он придавал политической деятельности людей, исследованию которой он посвятил свой труд «Система позитивной политики».
Важное место в социальной философии Конта занимает решение проблем гармонизации в развитии общества и достижения его стабильности, которые и по сей день не потеряли своей актуальности.
Спенсер рассматривал общество как единую систему взаимозависимых природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Он считал, что только в рамках целостного социально-природного организма проявляется подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.
Марксистская социальная философия и ее проблематика
Параллельно с позитивистским развивалось направление социальной философии, представленное в трудах Карла Маркса (1818-1883), Фридриха Энгельса (1820-1895) и их последователей. Главной его особенностью стал переход от идеалистического к материалистическому пониманию развития общества и в целом исторического процесса.Как подчеркивали основоположники марксизма, предпосылки, с которых они начинали исследовать развитие общества, - это живые люди с их потребностями и интересами, находящиеся между собой во взаимном общении и взаимодействии. Совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов образует то или иное общество. Через систему присущих ему общественных отношений, условий материального производства, политических и других социальных институтов общество в решающей степени определяет содержание и направленность деятельности людей, воздействует на формирование и развитие каждого человека.
Одна из самых фундаментальных проблем в марксизме - проблема взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Общественное сознание людей истолковывается как отражение их общественного бытия в ходе общественной практики, различных видов их социальной деятельности. В таком плане объясняются природа, сущность и содержание общественного сознания, показывается его объективная материальная основа, каковой выступает общественное бытие людей как «реальный процесс их жизни».
Осознавая объективные законы развития общества, люди могут действовать с учетом данных законов и в соответствии с ними. Тем самым делается решающий шаг от стихийности к сознательности в развитии общества. В этом заключается один из важных аспектов решения проблемы взаимодействия объективных условий и субъективного фактора в историческом процессе.
Проблематика марксистской социальной философии частично отразилась в других направлениях социально-философской мысли XIX-XX столетий, хотя проблемы жизни и развития общества решаются в них на иной теоретической и методологической основе.
Психологическое направление
Большое влияние на развитие социальной философии оказало ее психологическое правление, представленное, прежде всего в трудах Л. Уорда, Г. Тарда, В. Парето и некоторых других мыслителей. Лестер Уорд (1841-1913) - американский социолог, которого нередко называют отцом социологии в США. В целом положительно восприняв идеи эволюционного развития общества, обоснованные в трудах О. Конта и Г. Спенсера, Л. Уорд перенес центр тяжести с биологических моментов на психологические. В трудах «Динамическая социология», «Психологические факторы цивилизации», «Очерки социологии» и других он пытался раскрыть психологические причины деятельности и поведения людей и тем самым обосновать психологические механизмы развития общества. « Социальные силы суть силы психологические и заключаются в умственной природе индивидуальных членов общества», - писал Уорд.
Проблема причин и движущих сил деятельности людей - одна из центральных в социальной философии Уорда. По его мнению, в качестве изначальной причины деятельности
и т.д.................

Мировоззрение Структура Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения Уровни мироощущение мировосприятие миропонимание Исторические типы Мифология Религия – Философия-

Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, науки.

Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Специфические черты философии : 1. рациональность; 2. свободомыслие; 3. критичность; 4. открытость к диалогу; 5. разные направления, течения; 6. особый специфический язык (понятия и термины). Мифология -это фантастическое, иллюзорное отражение мира в мифах, сказаниях, легендах. Специфические черты мифологии : 1.очеловечивание, одушевление внешнего мира, т.к. древний человек не умел выделить себя из этого мира, он наделил этот мир собственными чертами и признаками; 2. основами мифологического мировоззрения являются мироощущение и мировосприятие - им присущи явно выраженный эмоциональный характер; 3. эмоционально-чувственная форма отражения (что вижу, то и отражаю); 4. Синкретизм – (нерасчлененность) все смешано: и чистые взгляды и научные знания, и обыденные знания. Религия – это фантастическое, иллюзорное отражение мира, основанное на вере в сверхестественные силы богов. Черты религиозного мировоззрения: 1. разделение мира на 2 реальности- мир сверхестественных божеств и мир земной, естественный; 2. уверенность человека в существовании сверестественного мира и связи с ним; 3. религиоз. мировоззрение формируется в тесном единстве с другими формами постижения мира (политика, право, искусство, мораль); 4. религиозный мир создается определенной группой людей(священнослужителями); 5. религиоз. мир является одним из элементов структуры религии. Взаимоотношения между Философией и частными науками носили противоречивый характер. Частные науки занимались исследованиями, а общетеоретическими вопросами этих наук занималась Философия. Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвлённую систему знания. Все известные явления мира оказались в “частном” владении той или иной спец. науки. Философия чётко самоопределилась в системе научного знания. Ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания, эти закономерности и являются предметом Философии. Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях знаний. Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме. Философия в отличии от других форм знания имеет свой особый объект изучения мир в целом .

Предмет и основные разделы философии. Функции философии.

Предмет Философии исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в том числе с развитием науки и самого философского знания. Философия зародилась на заре человечества цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигла в Др. Греции. Первые, философы античного мира стремились открыть единый источник природных явлений. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления. По мере накопления частных научных знаний, начался процесс выделения математики, астрономии, медицины и др. наук. Возникали различные философские теории и течения. Основные разделы философии : онтология - учение о бытии, гносеология - учение о познании мира, логика - наука о формах правильного мышления, философская антропология – философия изучения человека, диалектика – учение о развитии и всеобщих связях, соц.философия – наука об обществе, аксиология – учение о ценностях. Функции философии: 1. мировоззренческая; 2. гносеологическая (познавательная); 3. методологическая; 4. гуманистическая; 5. праксеологическая (преобразовательная); 6. прогностическая.

Особенности и этапы развития античной философии.

Возникла в 6 в. до н.э. в цивилизованном обществе, в Милете. Этапы развития античной философии – на смену мифологии пришла философия; на смену язычества пришли мировые религии (буддизм); появилась наука, как совокупность теоритических знаний о мире; появляется современный тип личности. Особенности античной философии : 1. древнегреческая философия генетически и проблемно была связана с мифологией (мифы использовались лишь как средство выражения мыслей); 2. древнегреческая ф. в отличии от восточной больше была связана с наукой, а не с религией; 3. ф. появилась благодаря появлению любознательных людей, которые смотрели на окружающий мир и удивлялись ему; 4. др.греч. философы пытались объяснить сущность мира, процесс возникновения из хаоса гармоничного космоса; 5. постоянное стремление ф. к истине, получению объективного исторического знания о мире; 6. др.греч. ф. представлена разнообразными направлениями, течениями, школами. По мере накопления частных научных знаний, спец. приёмов исследования начался процесс выделения математики, астрономии, медицины и др. наук.

Натурфилософия античности.

На протяжении VI-V вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. Представители Милетской школы: Фалес - первым сформулировал вопрос: “что есть всё”, “что является первоосновой”. Всё произошло из некого влажного первовещества или воды. Земля - плоский диск, плавающий на поверхности воды. Вода и все произошедшие из неё вещи – не мертвые. Вселенная полна богов, всё одушевлено. Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движение другие вещи – они имеют душу. Всё знание надо сводить к одной основе – чувственной видимости, Анаксимандр - первоисточник – это некое первовещесто апейрон из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Всё обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются. Чувственный мир является лишь проявлением реального мира, следовательно необходимо выйти за пределы непосредственного наблюдения. Анаксимен - первовещество – воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух – это дыхание, обнимающее весь мир. Земля – диск, поддерживаемый воздухом. Душа также состоит из воздуха. Воздух обладает свойством бесконечности. Задавшись вопросом, откуда всё возникает и во что превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. Полагали, что существует первовещество – живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Занимались и разносторонней практической деятельностью. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления. В V в. до н. э. Милет утратил самостоятельность (во власти Персов) и развитие философии здесь прекратилось. Эфесская школа: ГЕРАКЛИТ - первоначало всего мира – огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и является живым огнем, загорается и потухает. Огонь превращается в воду – семя мироздания, вода превращается в землю и воздух; и назад. Душа является огненным дыханием – основанием жизни. Первый различал чувственное и рациональное познание. Истина постигается умом, который познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом. Образование и понятие слиты воедино, т. к. едины чувства и рациональное познание. В мире существует единство как результат сочетания противоположностей. Борьба противоположностей закономерна, т. к. является источником создания мира. Противоположности соединяются, и устанавливается гармония. Гераклит развивает диалектические взгляды. “Всё течет, всё изменяется”, “нельзя войти в одну реку дважды”, всё рождается благодаря смерти чего-либо. Это стихийная диалектика, где космос рассматривается как единое целое и пребывает в постоянном движении и изменении. Школа атомистов: представители: Левкипп и Демокрит. По их мнению первоосновой мира является невидимые, неделимые. Но умопостижимые частицы – атомы. Атомистическая теория строения мира занимает господствующее положение в ф. и физике до конца 19 в.

Философские учения Канта.

Основоположни­ком классического немецкого идеализма, возродившим идеи диалектики, был И. Кант (1724 - 1804). Именно с Канта началась философия нового времени. Разработанная им концепция происхождения Солнечной системы из гигантской газовой, туманности до сих пор является одной из фундаментальных научных идей в астрономии. Своими естественнонаучными работами Кант сделал попытку приложить принципы современного естествознания не только к строе­нию Вселенной, но и к истории ее возникновения и развития. Он выдвинул идею распределения животных, по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас. Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установ­ление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу зна­ния. Кант различал воспринимаемые человеком явле­ния вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нам доступны только явле­ния вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. Миру явлений соответствует не­зависимая от человеческого сознания сущность вещей - “вещи сами по себе”. Абсолютное познание их невозможно. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. В прин­ципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был на­делен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга. Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятии. Пространство и время идеальны, а не реальны. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось как необходимый момент познания. Стремясь примирить науку и религию, он говорил, что должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере.

Философия марксизма.

Философию К. Маркса называют диалектическим и историческим материализмом. Диалектический материализм включал в себя и материалистическое понимание исторического развитие человеческого общества. К.Маркс показал, что только в своем единстве диалектика и материализм становятся философскими концепциями, охватывающими все сферы природы общества и человеческого сознания. Маркс считал, что философы различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, что бы изменить его. Это положение можно считать главным в марксизме. Изменить мир нужно с помощью теории, но не одной. Изменить могут не одиночки, а только народные массы, трудящиеся. Марксизм выходит в область соц.жизни, затрагивая судьбы миллионов людей и даже всего человечества. Маркс не был удовлетворен улучшениями соц.жизни. Он верил в силу ее революционного качественного преобразования. До Маркса философы строили планы социального усовершенствования мира. Первопричину и первооснову общественной жизни прежние реформаторы видели в перестройке, перевоспитании сознания человека. Философское мировоззрение Маркса характеризуется пониманием человеческой деятельности. Радикальная перестройка в истолковании ее природы осуществляется в ходе рассмотрения вопросов о субъекте и объекте общественного развития. Отношение человека как субъекта к природе как к объекту Маркс называет трудом и полагает его фундаментом всей культурообразующей деятельности. Природа для Маркса это не только условия жизни и дом, в котором живет человек, природа это и сам человек, его собственное тело. Маркс утверждает природность человека. Базисом для построения философии для М. становится анализ капиталистического производства. М. стремится предвидеть дальнейшую эволюцию. И видел он саморазрушение капитализма. Основные положения теории Маркса : 1. антагонизм между трудом и капиталом определяет весь исторический прогресс, деление на пять формаций исходя из соотношения между производительными силами и производственными отношениями. 2. механизм перехода от одной формации к другой - противоречие между производительными силами и производственными отношениями. 3. Теория прибавочной стоимости: есть время, необходимое для производства товара, оно оплачивается рабочему в виде заработной платы. А есть время, которое не оплачивается, тогда и создаётся прибыль. Таким образом, прибавочная стоимость – это время, когда создаётся прибыль. Чтобы увеличить прибыль необходимо либо увеличить рабочее время, либо использовать низкооплачиваемую рабочую силу. Избежать этого можно только благодаря техническому прогрессу. Концепция Маркса социологична. М. Рассматривает место человека в обществе и пытается познать, когда и при каких условиях человек реализует себя как целостность. Каждый человек является гражданином, он связан с государством и через эту связь реализует начало своей всеобщности. В целом же, человек большую часть своей жизни не участвует во всеобщности. Он замкнут в рамках своей профессиональной среды. Из этой ситуации Маркс видел два выхода: либо политехническое образование, либо гуманизация труда для преодоления отчуждения человека от его труда. В целом, теория Маркса подтверждает стремление философии к практичности.

Философия позитивизма.

Позитивизм - философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. I этап: 40-е гг. XIX в. – до первой М.В. Представители: Огюст Конт, Спенсер. II этап : эмпириокритицизм – Эр Мах и Рихард Авенариус. Неопозитивизм : 20-е – 60-е гг. – Карнап, Л. Витгенштейн, Карл Поппер – «Открытое общество и его враги». Основателем этого направления является Огюст Конт . Положительная, философия, согласно О. Конту, может стать единственной основой для социальной организации, благодаря которой прекратится кризис, так долго испытываемый цивилизованными нациями. Именно умственное безначалие является основанием политического и нравственного кризиса современных обществ. До тех пор, пока отдельные умы не примут единогласно известного числа идей, способных образовать общую социальную доктрину, народы, останутся в революционном состоянии, допускающем только временные учреждения. Назначение позитивизма - произвести «соединение умов в едином общении принципов» и через это доставить «твердую основу для социальной реорганизации и для нормального порядка вещей». По утверждению Конта, взгляд на общее умственное развитие человечества(позитивизм), свидетельствует о том, что существует основной исторический закон: каждое из наших главных понятий, каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния: состояние теологическое, или состояние вымысла; состояние метафизическое, или абстрактное; состояние научное, или положительное. Для позитивизма не существует других наук, кроме естествознания, изучающего явления внешнего мира. Суть позитивизма : это реальность развития философской мысли. Позитивистские устремления пытаются усилить опору на достижения науки. Слабая сторона позитивизма : отрицает почти все предшествующее развитие философии и по существу настаивает на тождестве философии и науки, а это непродуктивно. Философия является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на естествознание, и на общественные науки, и на искусство, и на житейский опыт человечества.

Сознание как система.

Сознание – это системное явление. Оно представляет собой сложное сочетание знаний, целей, мотивов, ценностей, убеждений, эмоций и чувств человека. В структуре сознания выделяется две области: область бессознательного и область собственно сознания. Бессознательное – самая большая по объему часть психики чел., включающая неосознаваемые без применения спец. методов мотивы, механизмы и программы деятельности и поведения чел. Бессознательное стало предметом исследования представителей психоанализа – З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма. Эта область отвечает за условные и безусловные рефлексы, характер, чувства. Темперамент индивида. В ней содержатся основания интуиции, которая в полном объеме реализуется уже на уровне рационального мышления, свойственного личности. С этим сектором сознания тесно связано и развитие устойчивых социальных реакций – архетипов и менталитета. Иногда эту область или какую-то часть ее называют подсознанием. Собственно сознание – это область, которая отвечает за мышление чел., его интеллект и память. Собственно сознание благодаря рационально-логической основе выступает в роли регулятора бессознательной области. В зависимости от носителя сознания различают индивидуальное и общественное сознание. Формами общественного сознания являются мифология, религия, искусство, наука, мораль, право. Они складываются исторически и по содержанию отражают специфические особенности конкретной социальной системы. Функции сознания: информационно-познавательная: благодаря сознанию чел. вырабатывает знания о связях и закономерностях объективного мира; регулятивная: сознание регулирует и контролирует эмоциональную сферу, социальные отношения, ценностные основания деятельности; коммуникативная: сообщества людей сознательно вырабатывают и закрепляют нормы, правила и формы общения.

Мировоззрение: сущность, уровни, структура, исторические типы, истор. хар-р.

Мировоззрение - система обобщенных чувств, интуитивных представлений на окружающий мир и место человека в нем, на отношения человека к миру. Структура мировоззрения - компоненты: познавательный, ценностно-нормативный, морально-ролевой и практический. Содержание мировоззрения: разнообразные знания о мире; принципы; идеи; убеждения (уверенность в правоте своих взглядов); идеалы (цели к кот. Стремится человек); ценности (идеи, кот. имеют значение для человека: блага, добро, коллективизм, честь, смысл жизни, достоинство, любовь и др.); программы поведения. Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения - взаимоотношение мира природы и мира человека. Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе, обществе, человеке. Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания, образования. Мерой мировоззренческой зрелости личности являются поступки, дела. Уровни мироощущение , как эмоционально-психологическое сторона мировоззрения(мир нельзя рассматривать как совокупность знаний о мире); мировосприятие , как совокупность познавательного образования, возникло в процессе непосредственного отражения мира с помощью органов чувств; миропонимание – интеллектуально-рациональная сторона мировоззрения (возникла благодаря абстрактному разуму- мы способны вникать в смысл уже существующего знания). Исторические типы мировоззрения: мифология, религия и философия. Мифология -это фантастическое, иллюзорное отражение мира в мифах, сказаниях, легендах. Религия – это фантастическое, иллюзорное отражение мира, основанное на вере в сверхестественные силы богов. Философия- любовь к мудрости, учение о всеобщих принципах бытия и познания мира.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, убеждений, ценностей человека на мир и место человека в этом мире. Мировоззренческие вопросы: кем человек создан. Особенность мировых вопросов заключается в том, что на них в данный момент или в принципе не может не быть однозначного ответа.

1) жизненно практический или уровень обыденного создания;

2) теоретически или научный.

На формирование первого уровня влияют навыки, обычаи, традиции, уровни профессиональной и духовной культуры и так далее. Этот уровень нередко противоречив и обладает определёнными недостатками (необоснованностью, непродуманностью, несистематичностью и так далее). Эти недостатки преодолеваются на теоретическом уровне, к которому относится философия. Философия претендует на теоретическую обоснованность, как содержание, так и способов достижения обобщенных знаний.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Идеализм – это направление в философии, которое за основу считает идеальное, субъективное, психическое и т.Д

Основной вопрос философии и различные варианты его решения.. под основными вопросами философии подразумевается те от реализации которых.. субстанциальный субстанция это основа сущность или сущее чувственно воспринимаемого мира это есть вопрос..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Структура философского знания (ФЗ)
Основными разделами философского знания являются: 1) Онтология: этот раздел изучает бытие и небытие, пространство и время, развитие движения, изменения и так далее. 2) Гносеология

Основные мировоззренческие формы
Исторически первой формой мировоззрения считается мифология– это форма мировоззрения, возникшая на ранних этапах развития человечества, основой которой является ве

Функции философии
Связь философии с жизнью проявляется в философиях, которое она выполняет. 1) Мировоззренческая является главной философией, так она совпадает с её содержанием. Эта философия призвана форми

Понятие бытия, субстанции, материи
В процессе осмысления мира философия формирует фундаментальные понятия – категории, фиксирующие наиболее общие существенные свойства и отношения действительности. Категорией, с которой начинается э

Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие противоположности, противоречия, сущность закона
Противоположности – такие черты, стороны предмета, которые взаимно – дополняют и взаимоотрицают друг друга, не могут существовать друг без друга. Противоположности применяются: 1)

Это его функции
это место в определённом процессе. Количество – это степень той или иной качественной определённости. Качество и количество взаимодействуют между собой ко

Возможность и действительность, их взаимосвязь
Возможность и действительность - соотносительные категории, которые характеризуют разные стороны одного и того же предмета. Возможность – это тенденции, предпосылки возник

Природа сознания
Понятие сознания возникло в древности, и оно отождествлялось с понятием души; под душой древние понимали всю совокупность психических процессов: способность видеть, слышать, чувствовать, переживать

Уровни и формы отражения действительности
Отражение – способность объектов воспроизводить в своих особенностях особенности взаимодействующих тел. Особенности отражения: 1. зависимость отражения от отображ

Сознание человека и психика животных
Сознание человека отличается от психики животных 2 обстоятельствами: 1.Наличие абстрактного мышления в понятиях. 2.Наличие самосознания, которое является неотъемлемой частью созна

Рациональное познание или абстрактное мышление
Рациональное познание опосредовано знаниями, полученными при помощи органов чувств. Оно выражается в трех основных формах: 1) понятие; 2) суждение; 3) умозаключение.

Понятие социальной структуры общества
Для качественной характеристики общества исследуется понятие социальной структуры общества. Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных и взаимодейств

Теория социальной стратификации
В западной социологии на основе классообразующих признаков возникла теория социальной стратификации (при анализе понятия социальной структуры общества), разработанная Питиримом Сорокиным. Данная те

Человек как личность
Для качественной характеристики личности используется понятие «человек», «индивид», «индивидуальность». Человек - это понятие, относящиеся к человеческому роду в целом и выражающие те социальные ха

Социализация личности
Процесс формирования личности вне общества вообще не возможен. Социализация – это процесс, начинающийся с детства и продолжающийся всю жизнь; Социализация

Эллинестический
Особенностью этого периода является проблема ценностей и смысла человеческой жизни. Особенно она проявилась в раннеэллинестичекий период (IV – V в. до н. э.). Киники, эпикурейцы, стоики, скептицизм

Мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений
4. Ахимса – это единство всех форм жизни на Земле, ненасилие и непричинение зла всему окружающему. Особенностью индийской философии является её интеллектуальная терпимость

Критерий прогресса - показатель степени развития общества
Среди философов нет единого мнения не только в вопросе о существовании общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс существует

Формационное развитие общества
Создателем является Карл Маркс. «Существует пять форм: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Фо

Цивилизационный подход развития общества
Этот подход основали русский философ Н.Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер, английский историк и культуролог А. Тойнби. Идея цивилизации

Культура и цивилизация
Слово культура – одно из самых популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Существуют сотни различных определений культуры и десятки подходов к её изучению. В самом общем смысле

Вопрос: Мировоззрение и его типы, и уровни.

Мировоззрение

Философия

Справедливость

Гуманизм

Гражданское общество

Правовое государство

Социальное государство.

Вопрос 2: Предмет и функции философии

Предмет философии: философия как учебная дисциплина.

Основные функции философии:

1. мировоззренческое (отвечает на вопросы).

2. методологическое (научное знание подразделяется на знание о мире и знание о знании).

Метод - универсальные мыслительные формы, которые могут использоваться в решении практических вопросов, исследованиях независимо от объекта исследования.

Методология - это дедуктивных суждений где в качестве большой посылки используются общие принципы. Например, для того чтобы решать богословские проблемы среднековые теологи использовали идеи античных философов, через 1,5тыс. лет после того как они покинули.

Вопрос 3:Природа философского знания, проблемное поле философии

Есть две области человеческих знаний, которых никогда не устаревают, это математика и философия, все остальное так или иначе становиться архаичным. Подлинно философское знание рефлексивна, это - метафизика (И.Кант).

Метафизика буквально за пределами природы, за пределами природы находится разум. Значит, философия - это наука рефлексивно исследующее основание разума. Никакая другая наука не имеет соответствующего понятийного аппарата (средств) для исследования «вечных» философских вопросов, которые веками ставят перед собой человек и человечество: (что есть мир, как целое?; место человека в мире?; смысл человеческой жизни?; основание и границы человеческого познания?; смысл истории?; «И.Кант считал что основные философские вопросы таковы: что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? Что есть человек?»). - мировоззренческие вопросы.

[Рефлексия - это внутренняя отражение. Философская рефлексия - это исследование разума своих оснований. Каждый человек рано или поздно задается мировоззренческими вопросами. Заглядывая в себя он порою не находит ответа на них, здесь могут помочь три формы культуры - религия, искусство и философия. Они говорят на разных языках, религия говорит на символе и мифологии, искусство на языке худ.образов, философия на языке понятий. Философская одаренность по Платону это способность души припоминать то, что она видела в мире эйдосов. Душа философа это делает лучше других: обращаясь к себе даже с частными вопросами, она получает ответы на уровне всеобщего.].

Вопрос 4:Происхождение философии

Философия возникла в древнем обществе на западе и востоке одновременно 6-7в. до н.э. Европейская модель возникновение философии:

Философия возникла в античном мире в 6-5вв. До н.э.

Процесс возникновения:

1. полисная греческая цивилизация имела развитую досуговую сферу, поэтому свободные граждане дискутировали свое свободное время «трудились только рабы; свободные граждане использовали свободное время для наслаждения от своего ума и телесности, последняя обладала эстетической ценностью;» представители богатых родов путешествовали на Восток и приносили в полис философские идеи подчеркнутые в Китае, Индии, эти идеи становились материалом для обсуждения полестрах (общ.баня).

2. До укоренения и распространения философской тематики в полисной культуре преобладала мифология. Постепенно в 4-3вв. Философская тематика вышла на первый план, а мифология сохранилась, но утратила свои приоритеты.

3. Каста жрецов, оракулов располагала монополией на положительное знание, но философия сделала систему распространения знания более демократичной.

Современная философия разнообразна по направлениям, концепциям, т. к в ней представлены все по-настоящему философские учения, тексты (за 2,5 тыс.лет философское развитие человечества).

Вопрос 5:Основные особенности философии:

1)понятийный характер философского знания (античные философы считали что философское знание держится на понятиях, понятие - это эпистемы, т.е отражение сущности).

2)Основная забота философии - это всеобщее, т.е задачи найти некоторые всеобщее основания в мире, в жизни.

3)Диалогичность философии: философия выполняет в обществе объединяющею роль, т.к создает единые ментальные основания для человеческого взаимопонимания, сотрудничества, но особо важно то, что философии осуществляется это функция на уровне всеобщего.

Вопрос 6:Структура философского знания.

СФЗ выделяется по разным основаниям:

1. по проблемным областям: - онтология (наука о бытии (материалистическая онтология))

гносеология (научное учении о познании)

аксиология (учение о ценностях).

Антропология (наука о бытие)

2. По типам философствования (что в центре фил.картины мира): - антропоцентризм (человек)

Социоцентризм

Космоцентризм (порядок)

Натурцентризм (природа, однако философия рефлексивна она исследует не природу как таковую а то как природа может быть отражена в человеческом сознании).

Теоцентризм (бог)

3. по историко-культурным основаниям: - античная философия, средневековая философия, немецкая классическая философия.

«Мировоззренческие и методологические основы юридического мышления»; роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной юридической деятельности:

- «применять философские принципы и законы, формы и методы познания ф юридической деятельности».

- «владеть навыками, использование философским методов для философско-правового анализа».

4. по философским школам и направлениям (материализм, идеализм).

Материализм -это философия с точки зрения которой первично материя, а осознание вторично (яв-ся свойством высокоразвитым). Материалисты не отрицают идеальное, но настаивают, что идеальное должно носит что-то материальное. Материалисты считающие что мысль материально это вульгарные материалисты.

Идеализм - это философия согласно которой первичен дух (абсолютный дух Гегеля --(объективный идеализм): первично надличностное сознание, мировой дух, мировая воля.), сознание, ощущения (субъективный идеализм: вещи - комплексы ощущений субъекта), материя, вещи вторичны, идеи, идеальное могут существовать без материального носителя.

5. по предметным областям: философия права, философия политики, социальная философия, этика, эстетика, философия истории.

Человек и его бытиё.

Человек и его бытие основные концепции человеческой антропологии(марксизм).

Аксиологическая проблематика.

Диалектика

Этика Сократа.

Сократ - это философ, который не оставил письменного наследия, но его идеи сохранились на тысячалетия на философских текстах Платона, Диогена Лаерцкого и другие. Его вклад в истории философской жизни:

I. Он основоположник диалектики как метода мышления (до Сократа деаликтические формы мышления в анитчной философии проявлялись стихийно, например, «наивная диалектика Милетцской школы»: «большое малое, притяжение отталкивание, живое мертвое, влажное сухое»; Сократ сформулировал основные методы введения диалога, тем самым положив начало диалектической традиции философской мысли). Диалектика - это метод мышления, основанный на выделении противоположностей в исследуемом объекте. Противоположности - это такие стороны процесса, которые друг друга отрицают, но при этом друг друга обусловливают, взаимно дополняют, составляя единое целое.

Методы ведения диалога по Сократу.:

· арабское (майефтика) - это родовспамажении мысли с помощью наводящих вопросов (участник диалога не заявляет прямо о своей позиции, а с помощью наводящих вопрсов создает впечатление что оппонент сам пришел к тем выводам которые выгодны).

· Ирония - это доведение до абсурда мысли оппонента при видимом согласии с ним.

Соотношение право и морали

Кант доказывал что мышление и совесть свободны по своей воле, поэтому не могут регулироваться правом, право на свободу мыслей и совести не может предоставлятся в принципе. Однако в нормах международного права о правах человека и в Конституции РФ такое право предоставляется право на свободу мысли и совести, такие формулировки противоречат высше описанным принципам поэтому не случайно эти нормы в их реализации чрезвычайно коллегиальна. А также используются для злоупотребления правом тоталитарными секциями, порнографами и так далее. У Канта мораль и право это взаимодополняющие способы нормативного регулирования отношений поведения и отношения. Однако мораль и право это разные способы праворегулирования. У атичной аксеологии имется гносеологические отношения. Моральные нормы - это внутренний регулятор поведения, а правовые нормы - это внешние регулятор поведения; структура моральной нормы не содержит санкций, а структура правовой нормы содержит санкцию.

Практическая свобода - это свобода реализованная в поступке.

Праизвол- свобода без правил, фактически, несвобода. Потому что свобода по Канту это производное от ограничений, потому что нет органичений, нет свободы как феномена. Нету зла нету добра. Разум налагая на себя органичения создает тем самым пространство своей свободы.

45 вопрос: Постструктуралистская концепция соотношения своды и права, её влияние на современную юриспруденцию

В 60-х годах 20 века постструктуралисты Гваттари, Мишель и другие создали концепцию оказавшую сильное влияние на правосознание 20 века: «свободным является только поступок основанный на безумии, идеалом свободного человека являтеся шизоид». С этой точки зрения: если право на свободу это естесственное неотъемлемое право человека то путем к свободе является безумие, а проявлением свободы является дивиантное отклоняющее поведение.

вопрос: Мировоззрение и его типы, и уровни.

Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир как целое, на место человека в нем на смысл жизни, на смысл истории, на основания, границы человеческого познания.

Философия - это теоретическая рефлексия на мировоззрение.

Мировоззрение складывается стихийно , а философия носит характер учения.

В центре мировоззрения - субъект его носитель, т. е мировоззрение это своего рода призма, через которую индивидуальный или коллективный субъект воспринимают мир.

С. С. Алексеев о Юридическом мировоззрении: это основа законодательной, правоприменительной и право пользовательской деятельности. На его основе гражданин может «приватизировать» свои права.

Уровни мировоззрения(3 уровни):

Теоретический уровень мировоззрения - это знания, основанные на науке (научно обоснованные знания), оно носит понятийный характер.

Сакральный уровень мировоззрения - это система идеалов и ценностей (как религиозных, так и светских).

Обыденный уровень мировоззрения - это система обычаев, суеверий, стандартов повседневных практик.

«Сакральный» значит - священный.

Типы мировоззрения выделяются по различным основаниям:

По историческим (первобытная, феодальная и т. д)

По социокультурным (сословным, мещанский и т. д)

Мировоззрение по социальным признакам (профессиональным и т. д)

В юридическом мировоззрении мы можем выделить такие же уровни и типы.

К числу идеалов относятся такие ценности:

Справедливость

Гуманизм

Права человека и их охрана, защита

Гражданское общество

Правовое государство

Социальное государство.

Мировоззрение– это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В нем присутствуют различные компоненты : знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д. Мировоззрение– взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека.

По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня (пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический .

- Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.

- Теоретический - Более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.

Мы воспринимаем только целостно(в логике–можно раздробить явление). Целостность –одна из особенностей мировоззрения. Мировоззрение по содержанию может быть:

научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, консервативным и реформаторским, революционным и либеральным. М. м.б: мифологическим, религиозным, научным, философским и т.д. В познавательном отношении: догматическое и скептическое(скептики–сомневаются в правомерности существующей картины мира, их соотносят с разрушительной силой). М. м.б. коллективистское(альтруистическое) или эгоистическое(разумный эгоизм лучше неразумного коллективизма). М. м.б.: оптимистическим и пессимистическим; системным(на одном учении, религии) и бессистемным; последовательным или непоследовательным; рациональным и интуитивным и т.д. Мировоззрение–личностный фактор и имеет выход через практику(нам безразлично что он думает, но не безразлично, что он делает).

Структура М.: мировосприятие(мироощущение) и миропонимание . 1. Мировосприятие . Основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.) 2. Миропонимание . Основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине–опыт конкретного человека+практика всего общества.

Философия и мировоззрение . Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия претендует на то, что она обеспечивает мировоззрение. Эта ее претензия дает право утверждать, что философия–теоретическое ядро мировоззрения. Философия–это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Философия –система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Основные компоненты философского мировоззрения: научно–теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация .