Личность и философские взгляды жана-жака руссо. Основные идеи социальной философии жан жака руссо

Известно на весь мир. Годы его жизни можно датировать $1712 – 1778$ годы. Он также является писателем, мыслителем эпохи Просвещения. Ещё данную личность можно отметить, что он был музыковедом, композитором и ботаником. Его современники и исследователи более позднего времени считают его виднейшим представителем сентиментализма. Его именуют предтечей Великой французской революции.

Философия

Замечание 1

К главным философским произведениям Жан-Жака Руссо, где он касается своих общественных и политических идеалов относятся «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор».

Жан-Жак Руссо первый, кто в политической философии пытается объяснить причину социального неравенства и его виды, по-другому посмотреть на договорный способ происхождения государства. Он полагает, что государство возникло в результате общественных договорённостей. Согласно общественному договору основная власть в государственном строе должна принадлежать всему народу. По мнению Руссо, суверенитет народа является неотчуждаемым, неделимым, непогрешимым и абсолютным.

Закон во взглядах Руссо

Закон является выражением общей воли, он же должен выступать как гарантийная монета индивидов от того произвола, которое исходит от правительства, которое в свою очередь не обязано действовать, нарушая требования закона. Через отношения в законе, который является выражением общей воли, следует добиваться и относительного имущественного равенства.

Контроль

Жан-Жак Руссо разрешает проблемы эффективности средств контроля над деятельностью и деяниями правительства, обосновывает разумное принятие законов самим народом, рассматривает проблемы социального неравенства и признаёт возможность их законодательного решения. Под влиянием идей Жан-Жака Руссо возникают следующие новые демократические институты: референдум, народная законодательная инициатива, а также политические требования, которые подразумевают возможность сокращений срока депутатских полномочий, рассмотрение обязательных мандатов, отзыв депутатов через голосования избирателей.

Бертран Рассел по поводу философии Руссо

Бертран Рассел даёт оценку Жан-Жаку Руссо, как отца романтизма в философии. Представители Руссо опираются не только на абстрактное мышление, а в большей степени имеют склонную направленность к чувствам, и более конкретно к такому чувству, как сочувствие. Романтик мог искренне проливать слёзы, если видел бедность крестьянской семьи, но он остаётся холоден к отлично продуманному плану улучшения жилищных условий и вообще участи крестьянства как отдельного класса. Романтики являются прекрасными писателями и умеют вызывать сочувствие читателей и популяризировать свои собственные идеи.

Жан-Жак Руссо в течение длительного периода своей жизни считался бедным бродягой. Он часто существовал за счёт богатых женщин, было время, когда являлся лакеем, мог вызвать сочувствие людей и мог ответить «чёрной неблагодарностью». Например, однажды он ворует дорогую ленту у собственной хозяйки, кража обнаруживается, но он сваливает вину на свою любимую девушку - служанку, её имя первое приходит ему на ум. Сам себя он характеризует следующим образом в своём труде «Исповедь», он заявляет: «Да, я вор, но у меня доброе сердце!».

Вольтер и Руссо

Замечание 2

Руссо критикует неравенство и частную собственность, земледелие и металлургию, он предлагает вернуться в «естественное состояние». Вольтер подвергает критике философские взгляды Жан-Жака Руссо. Вольтер отмечает, что, вопреки рекомендациям Руссо, не желает «ходить на четвереньках» и предпочитал пользоваться услугами и знаниями хирургов. После известия о землетрясении в Лиссабоне Вольтер высказывает сомнение, что Провидение стоит над миром. Жан-Жак Руссо говорит своё мнение, что жертвы землетрясения сами виновны в собственной гибели, потому что живут в многоэтажных домах, а не в пещерах, как дикари. Вольтер называл Руссо злобным сумасшедшим, а Руссо считал Вольтера трубадуром бесчестья.

Jean-Jacques Rousseau

Французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник. Виднейший представитель сентиментализма. Его называют предтечей Великой французской революции.

Интересные факты связанные с именем Руссо.

Демократическое направлении в Просвещении получило название “руссоизм” по имени одного из наиболее радикально настроенных просветителей – Жан-Жака Руссо (1712 – 1778). Он был одним из тех, кто духовно подготавливал Французскую революцию.

Франко-швейцарец по происхождению, впоследствии за идеализацию республиканских порядков своей родины известный как «Женевский гражданин», «защитник вольностей и прав».

Некоторые интересные факты из биографии Жан-Жака Руссо противоречивы, но все ровно мы написали о них.

Руссо был уроженцем протестантской Женевы, сохранившей до XVIII в. свой строго кальвинистский и муниципальный дух. Мать, Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла при родах. Отец - Исаак Руссо (1672-1747), часовщик и учитель танцев, остро переживал потерю жены. Жан-Жак был любимым ребёнком в семье, уже с семи лет зачитывался вместе с отцом до утренней зари «Астреей» и жизнеописаниями Плутарха; воображая себя античным героем Сцеволой, он обжёг себе руку над жаровней.

Руссо видел причину социального неравенства в частной собственности (“Рассуждение о начале и основаниях неравенства “). Он защищал республиканские демократические порядки, обосновывал право народа на свержение монархии. Его общественно-политические трактаты легли в основу деятельности якобинцев.

В своих литературных произведениях – стихах, поэмах, романах, комедиях – Руссо идеализировал “естественное состояние” человечества, прославлял култь природы. Руссо выступил как провидец издержек зарождавшейся буржуазной культуры. Он первым заговорил о ставшей сейчас реальностью высокой цене прогресса цивилизации. Руссо противопоставлял испорченности и развращенности цивилизованных наций жизнь общества на патриархальной стадии развития, ошибочно предполагая в ней идеальную чистоту нравов естественного человека. Его лозунг “Назад к природе” был использован потом натурализмом, недооценивающим значение социальных связей между людьми. Мечта о естественном существовании естественного человека в естественной среде хорошо выражает общее настроение эпохи Просвещения.

Руссо считал, что все, что тормозит естественно развитие человека, должно устраняться с помощью воспитания. Педагогические взгляды, проникнутые гуманизмом и демократизмом, выражены в его знаменитом романе-трактате “Эмиль, или о воспитании ” . Сочинения Руссо способствовали становлению психологизма в Европейской литературе. Его роман в письмах “Юлия, или Новая Элоиза” и “Исповедь ” стали настольными книгами для многих поколений образованных людей по всей Европе.

«Юлия, или Новая Элоиза» (фр. Julie ou la Nouvelle Heloise) - роман в письмах в направлении сентиментализма, написанный Жан-Жаком Руссо в 1757-1760 гг. Первое издание вышло в Амстердаме в типографии Рея в феврале 1761 года. Вторая часть названия отсылает читателя к средневековой истории любви Элоизы и Абеляра, на которую похожа судьба главных героев романа Юлии д’Этанж и Сен-Прё. Роман пользовался огромным успехом у современников. За первые 40 лет «Новая Элоиза» только официально переиздавалась 70 раз, - успех, какого не имело ни одно другое произведение французской литературы XVIII века.

Руссо оказал огромное влияние на духовную историю современной Европы с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры. Он многогранен в своем творчестве, как и большинство просветителей, знания которых поистине энциклопедичны. Энциклопедия стала кодексом французского Просвещения.

Его отец был часовым мастером. Мать Руссо умерла при родах и он рос практически сиротой, так как отец уделял ему мало времени. Из-за вооружённого нападения на согражданина его отец, Исаак, был вынужден бежать в соседний кантон и там вступил во второй брак, и Жана, которому было 10 лет вообще отдал его на воспитание дяде.

1723-1724 годы провел в протестантском пансионе Ламберсье, потом был отдан в учение к нотариусу, а в 1725 году - к гравёру. В это время он много читал, даже во время работы, за что подвергался суровому обращению.

Как он пишет в своей книге «Исповедь», из-за этого он привык лгать, притворяться, красть. Уходя по воскресеньям за город, он не раз возвращался, когда ворота уже были заперты, и ему приходилось ночевать под открытым небом. В 16 лет, 14 марта 1728 года, он решился покинуть город.

За воротами Женевы начиналась католическая Савойя - священник соседней деревни предложил ему принять католицизм и дал ему письмо в Веве, к госпоже Франсуазе Луизе де Варан (31 марта 1699 - 29 июля 1762). Это была молодая женщина из богатой семьи кантона Во, расстроившая своё состояние промышленными предприятиями, бросившая мужа и переселившаяся в Савойю. За принятие католицизма она получала пособие от короля.

Госпожа де Варан направила Руссо в Турин в монастырь, где обучали прозелитов. По истечении четырёх месяцев обращение совершилось и Руссо выпустили на улицу.

Он снова появился в Аннеси у госпожи де Варан, оставившей его у себя и сделавшейся его «мамашей». Она научила его правильно писать, говорить языком образованных людей и, насколько он к этому был восприимчив, держаться по-светски. Но «мамаше» было только 30 лет; она была совершенно лишена нравственных принципов и в этом отношении имела самое вредное влияние на Руссо. Заботясь о его будущем, она поместила Руссо в семинарию, а потом отдала в учение к органисту, которого он скоро бросил и вернулся в Аннеси, откуда госпожа де Варан уехала, между тем, в Париж.

Когда Руссо выполнилось 13 лет, его отдали обучаться ремеслу. Он был учеником клерка, затем учеником гравера, но эти занятия ему не пришлись по душе и в 16 лет Руссо отправился скитаться по Швейцарии, Франции, Италии. Все время он занимался самообразованием и самоусовершенствованием: естественные и общественные науки, искусство и литература.

Руссо поступил лакеем в аристократический дом, где к нему отнеслись с участием: сын графа, аббат, стал учить его итальянскому языку и читал с ним Вергилия. Встретившись с проходимцем из Женевы, Руссо вместе с ним ушёл из Турина, не поблагодарив своего благодетеля.

После неудачной попытки вернуться в Шарметты, Руссо отправился в Париж, чтобы представить академии изобретённую им систему обозначать ноты цифрами; она не была принята, несмотря на «Рассуждение о современной музыке», написанное Руссо в её защиту.

Руссо получает место домашнего секретаря у графа Монтегю, французского посланника в Венеции. Посланник смотрел на него как на слугу, Руссо же воображал себя дипломатом и стал важничать. Впоследствии писал, что спас в это время Неаполитанское королевство. Однако, посланник выгнал его из дома, не уплатив жалованья.

Руссо вернулся в Париж и подал жалобу на Монтегю, увенчавшуюся успехом.

Не имея средств к существованию, Руссо вступил в связь со служанкой парижской гостиницы, в которой жил, Терезой Левассёр, молодой крестьянкой, некрасивой, неграмотной, ограниченной - она не могла научиться узнавать, который час - и весьма вульгарной. Он признавался, что никогда не питал к ней ни малейшей любви, но обвенчался с ней спустя двадцать лет.

Получив место секретаря у откупщика Франкёля и его тёщи, Руссо стал домашним человеком в кружке, к которому принадлежали известная мадам д’Эпине, её друг Гримм и Дидро. Руссо часто гостил у них, ставил комедии, очаровывал их своими наивными, хотя и разукрашенными фантазией рассказами из своей жизни.

Летом 1749 г. Руссо шёл навестить Дидро, заключённого в Венсенском замке. По дороге, раскрыв газету, прочёл объявление от дижонской академии о премии на тему «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов». Внезапная мысль осенила Руссо; впечатление было так сильно, что, по его описанию, он в каком-то опьянении пролежал полчаса под деревом; когда он пришёл в себя, его жилет был мокр от слёз. Мысль, осенившая Руссо, заключает в себе всю суть его мировоззрения: «просвещение вредно и сама культура - ложь и преступление»

Ответ Руссо был удостоен премии; всё просвещённое и утончённое общество рукоплескало своему обличителю. Для него наступило десятилетие самой плодотворной деятельности и непрерывного торжества. Два года спустя его оперетта «Деревенский колдун (фр.)» была поставлена на придворной сцене. Людовик XV напевал его арии; его хотели представить королю, но Руссо уклонился от чести, которая могла создать ему обеспеченное положение.

Руссо всегда пользовался бешеным успехом у дам. Они даже помогли ему получить престижную должность в Венеции во французском посольстве. Однако долго он на этом посту не задержался, так как с детства был строптивым и поэтому с начальством не сработался. Биографы отмечают, что Руссо к людям, строившим карьеру совершенно не относился, и слава ему не только была не нужна, но и тяготила его. Кроме того ему после отца осталось наследство, так что в деньгах он особо не нуждался.

Руссо не давали покоя; со всех сторон ему приносили для переписки ноты, чтобы иметь повод поглядеть на него; светские дамы посещали его и осыпали приглашениями на обеды и ужины. Тереза и её жадная мать пользовались случаем, чтобы принимать от посетителей всевозможные подарки.

Оставив «Эрмитаж», он нашёл новый приют у герцога Люксембургского, владельца замка Монморанси, предоставившего ему павильон в своём парке. Здесь Руссо провёл 4 года и написал «Новую Элоизу» и «Эмиля», читая их своим любезным хозяевам, которых он в то же время оскорблял подозрениями, что они не искренно к нему расположены, и заявлениями, что он ненавидит их титул и высокое общественное положение.

В 1761 г. появилась в печати «Новая Элоиза», весной следующего года - «Эмиль», а несколько недель спустя - «Общественный договор» («Contrat social»). Во время печатания «Эмиля» Руссо был в большом страхе: он имел сильных покровителей, но подозревал, что книгопродавец продаст рукопись иезуитам и что его враги исказят её текст. «Эмиль», однако, вышел в свет; гроза разразилась несколько позже.

Парижский парламент, готовясь произнести приговор над иезуитами, счёл нужным осудить и философов, и приговорил «Эмиля», за религиозное вольнодумство и неприличия, к сожжению рукой палача, а автора его - к заключению. Руссо сразу уехал. Руссо нигде не задержали: ни в Париже, ни по пути. Ему, однако, чудились пытка и костёр; везде он чуял за собой погоню.

Руссо нашёл убежище в княжестве Невшательском, принадлежавшем прусскому королю, и поселился в местечке Мотье. Он нашёл здесь новых друзей, блуждал по горам, болтал с сельчанами, пел романсы деревенским девушкам.

К злоключениям Руссо присоединилась ссора с Вольтером и с правительственной партией в Женеве. Когда-то Руссо называл Вольтера «трогательным», но на самом деле не могло быть бо́льшего контраста, как между этими двумя писателями. Антагонизм между ними проявился в 1755 г., когда Вольтер, по случаю страшного лиссабонского землетрясения, отрёкся от оптимизма, а Руссо вступился за Провидение. Пресыщенный славой и живя в роскоши, Вольтер, по словам Руссо, видит на земле только горе; он же, безвестный и бедный, находит, что всё хорошо.

В последние годы жизни Руссо не вынашивал больших творческих планов. Он занимался главным образом самоанализом и самооправданием своих прошлых постутков. Весьма характерны в этом отношении наряду с «Исповедью» очерк «Руссо судит Жан Жака», диалоги и его последнее произведение - «Прогулки одинокого мечтателя».

2 июля 1778 года, вернувшись домой после продолжительной прогулки, Руссо почувствовал острую боль в сердце и прилег отдохнуть, но вскоре тяжело застонал и упал на пол. Прибежавшая Тереза помогла ему подняться, но он снова упал и, не приходя в сознание, скончался. Скоропостижная смерть и обнаружение кровоточащей раны на лбу дали повод слуху, что Жан Жак Руссо покончил жизнь самоубийством.

В 1614 году по указу Людовика XIII остров Сен-Луи (Île Saint-Louis) начал застраиваться и благоустраиваться. К середине XVII века построили мосты, они были застроены жилыми домами, как тогда было принято. Изначально на Сен-Луи селились торговцы, чуть позже здесь стали жить богатые горожане. Появились отели. Например, в отеле Ламбер проживали Вольтер, Жан Жак Руссо. Сегодня на Сен-Луи живут респектабельные парижане.

Через шестнадцать лет, 11 октября 1794 года, прах Руссо был торжественно перенесен в Пантеон и положен рядом с прахом Вольтера».

В Hôtel Lambert в Париже жил один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века Вольтер. Здесь некоторое время жил и Жан Жак Руссо.

В масонских архивах Великого Востока Франции Руссо, также как и Граф Сен-Жермен, числится в списках членов масонской ложи «Общественного Согласия Святого Иоанна Экосского» с 18 августа 1775 года и до своей кончины.

Он писал музыку и оперетты, которые ставили на королевской сцене. Он был моден в высшем обществе. А поскольку основной его идеей было отвержение современной ему культуры, он отказался от принципов богатой и обеспеченной жизни.

Судьба Руссо, во многом зависевшая от его личных свойств, в свою очередь бросает свет на его личность, темперамент и вкусы, отразившиеся в его сочинениях. Биографу приходится, прежде всего, отметить полное отсутствие правильного учения, поздно и кое-как восполненное чтением.

Эпоха просвещения прославилась великим прорывом в развитии научной, философской и общественной мысли с упором на и свободомыслие. Философия Жан-Жака Руссо была гуманной и стремилась сделать человека более счастливым.

Жан-Жак Руссо в лице будущего французского философа и виднейшего представителя сентиментализма, писателя и музыковеда, композитора и ботаника родился в Швейцарском городе Женева в 1712 году. Росший без матери, Руссо с детства стал кальвинистом по собственным религиозным убеждениям и был отдан в ученичество, но мало кто его там любил, так как он вместо работы «взахлеб» читал книги.

Решившись на бегство за частые наказы, Руссо находит спасение в католической Савойе – исторической области на юго-востоке Франции у подножия Альп, где с помощью госпожи де Варан впервые принимает католицизм, что в дальнейшем положит начало мытарств молодого философа. Прислуживая знатной семье и не прижившись там, философ вновь уходит к госпоже де Варан. Снова помогая ему, она устраивает его в семинарию, бросая которую два года бродяжничает по улицам Франции, ночуя под открытым небом.

Взгляды Жан-Жака Руссо

Руссо, как выразитель 1-ой волны французских философов-просветителей, не желал допускать порабощения человечества, свободного по собственной природе. Но порабощение произошло и происходит до сих пор, ввиду неграмотности социума, посредством его обмана и давления. Узрев корень неравенства людей в устройстве государства и частной собственности, Руссо наставляет людей возвратиться к природе и уединенному деревенскому образу жизни. Жан-Жак выдвигал неосуществимые советы, направленные на изоляцию детей от общества и воспитания в природной среде, учитывая естественные способности ученика и его интересы.

Предвзятость и злоба – плоды цивилизации общественного развития человечества, но, критика прогресса не означала возвращение к начальной природной позиции. Стремления Руссо определить условия государства, где правил бы закон, а люди были бы равными и вольными, обернулись тщетностью.

Сохраняя собственный интерес о счастливом будущем людей, Руссо объявляет общество независимым. Независимость общества неотчуждаема и неделима, и законодательное господство должно относиться к обществу. Политические запросы, заявленные Руссо, представляются явными и обыкновенными в наши дни.

Руссоизм – система убеждений французского писателя и философа Жан-Жака Руссо. В основу учения, явившегося реакцией наперекор господству разума и провозгласившего права чувства, положен принцип сентиментализма вместе с индивидуализмом и натурализмом, кратко определенные базисом – чувствами, личностью и природой, на котором держаться философские, религиозные и моральные, общественно-политические и исторические, педагогические и литературные соображения, изложенные в сочинениях: «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор».

Сторонник теории Деизма, Жан-Жак Руссо занимал особенную позицию посреди мыслителей периода просвещения и в самой истории философии. Считая деградацию общества следствием развития культуры и причиной падения нравственных ценностей, призывал людей вернуться к истокам, а именно: «Назад к природе!».

Руссо придерживаясь деизма, негативно расценивал вероисповедание и безверие, но одновременно с этим, заключил чувства и субъективные эмоции в основание верования в Бога. Отстаивание достоинств и интересов низших, несостоятельных и малоимущих граждан, привело Руссо к основанию преобразовательной программы населения – народовластию. Деизм – общефилософский курс, приверженцы которого принимали Бога первопричиной создания, но отвергали воздействие Творца на людей, окружающий мир и историческое течение событий. Приверженцы обозначались противниками олицетворения Бога и Его сравнения с природой.

Главный аргумент соображений философа был в выведении общества из состояния полной безнравственности, а истинная нравственная осознанность есть принцип правильного общества. Руссо говорил: «Всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле». Нравственность для Жан-Жака являлась наиглавнейшим условием, так как воли нет без совершенства. Но его собственная жизнь была противоречива собственной же философии.

Эскапизм – индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий. Произведения Руссо составлены в форме романов и эссе. Философствования об искусстве, науке и происхождении неравенства были самыми первыми трудами философа.

«Естественное продолжение обнаруживается в идеях разоблачения цивилизации и культуры и от них следует бежать», – говорил юный Жан-Жак. Основополагающим в человеке по Руссо – чувства, в отличие от разума, они безошибочны и бессознательны. Основные инстинкты морального существа – совесть и гений.

Жан-Жак выразил великое влияние на весь мир, близкое по глубине с побуждениями Христа. Руссо, как философ, сделал жесткую репрессивную западную культуру – более щадящей и гуманитарной без рассуждений. Исходное христианство, в своем роде, было руссоизмом, а христианство – эскапизм. Руссо, как протестант, славившийся суровостью, много раз меняя религию, какое-то время был благочинным католиком. Его великим достижением было очеловечивание и гуманизация кальвинистского пуританизма – любовь к человеку и природе.

По природе своей человек милосерден, жестоким и злым его делают: культура и история, общество и люди. Свободнорожденный человек, попадая в социум, сковывается «кандалами», порабощая себя собственностью. Непринужденной доброты человек – отвлеченность, являющаяся ориентиром для построения оценки культуры. Духовное и творческое достижения человека, а напрямую культура, как возвышает человечество по эволюционной лестнице, так и порабощает его чередой табу. Открыв факт отделения индивида в культуре, Руссо обнародовал заключение гораздо раньше Карла Маркса. В разы сильнее, чем природа, культура порабощает человечество, стоит упомянуть мировые войны и применение атомного оружия.

Знания Жан-Жака о счастливом и непринужденном человеке, должны были воплотиться в будущем венцом творения, но постигли судьбу изолированной невещественности. Французская революция вдохновлялась представлениями Руссо, но не осуществила их. Результатом революции стал крах прекраснодушной утопии об естественном человеке. Потайное побуждение революции – есть возврат к истинной природе существа. Природа в человеке, как показал опыт революции, портит его не меньше, чем культура.

Добродетель – основа всего

Мораль, играющая значительную роль в трудах Руссо, в реальности не соответствовала жизни философа. Первейшими основами добродетели, полагал Руссо, являются эмоции и сочувствие, заложенные в человеке.

Добродетель и вера должны подчиняться природе, и только тогда общество станет совершенным. Будет достигнута гармония внутреннего мира человека и его нравственной, эмоциональной и рациональной составляющими с интересами социума. Потому индивид должен преодолеть собственное моральное отделение, не уподобляясь окружающим и политикам. Но суждения были взяты романтиками и искателями единства за основу в защите наилучшего общественного строя и общественных прав, но не применялись в массы.

Просветительство и воспитание

Взгляды философа наполнены противоречиями. Возражая против культуры и науки, Руссо всегда использовал их плоды и в воспитании индивида осознавал их незаменимость и бесспорные достоинства. Полагая, как большинство его современников, что если правители будут прислушиваться к философам, то и общество станет абсолютным. Но это не однозначное опровержение, свойственное Руссо. Педагогические суждения философа возлагают надежды на раскритикованное им просвещение. Именно оно способно сделать возможным воспитание достойных граждан, а без этого правители и подданные, будут всего лишь невольниками и обманщиками. Необходимо помнить, что человеческое детство – это доля воспоминаний о затерянном эдеме и пытаться как можно больше брать от природы.

Руссо оспорен по всем статьям. Но он был не столько великим философом, сколько великим мечтателем. И его мечты – о счастливом и неразлученном единстве человечества – не умирают. Это одно из обстоятельств бытия человека. Человек не способен существовать в жестоком и четком осмыслении невыполнимости его исконных желаний – к чему старался склонить его Фрейд. И настоящий мир, как мы могли сотни раз убедиться, принимает позицию Руссо. Фрейд перебарывается в концепциях нерепрессивной культуры. Сдерживание исходных инстинктов, делает из человека животное. Животные – тоже наши меньшие братья. Всевозможные поэты-битники, сексуальные экспериментаторы, хиппи и другие – это далекие последователи Жан-Жака.

Дата рождения - 28.06.1712 г. Место рождения - Женева (город, на юго-западе Швейцарии).

Матери, Сюзанны Бернар, не стало, когда она рожала Жана-Жака. Отец же, Исаак Руссо, работал учителем танцев и был часовщиком. Невзирая на то, что Исаак долго не мог смириться со смертью жены, Жан-Жак не остался без внимания и стал «любимцем» в семье.

Однако вскоре отец Руссо уехал в другой кантон, там нашёл вторую жену, и Жан-Жак остался один в Женеве. Два года (1723 - 1724 гг.) жил в пансионе Ламберсье около французской границы. Сначала его отправили обучаться должности нотариуса, позже он учился у гравёра. Он много рабочего времени уделял чтению, и поэтому к нему сурово обращались. Нередко поздно возвращаясь, он встречал запертые ворота ночевал на улице. А 14 марта 1728 года Руссо принял решение уехать из города. За пределами Женевы Жан-Жак Руссо встретил Луизу-Элеонору де Варанс. По её настоянию он принял католичество в Турине и, следовательно, лишился женевского гражданства.

В 1729 году Руссо снова приехал к мадам де Варанс в Аннеси. Она оказала на него огромное влияние: научила правильно писать, грамотно говорить, настояла на поступлении в семинарию. Отношения с этой дамой и с её гостями сделали его манеры более утончёнными. Жан-Жак стал расположен к общению с интеллектуалами. Впоследствии мадам де Варанс решила продолжить обучение Руссо и отдала его учиться к органисту. Вскоре он бросил это занятие, вновь приехал в Аннеси, но госпожа уже уехала в Париж.

Около двух лет Жан-Жак претерпевал всякую нужду, скитаясь по Швейцарии. Позже в 1732 году снова встретился с Луизой-Элеонорой. Благодаря ей Жан-Жак стал гувернером в 1740 году у Жана Бонно де Мабли (брата Мабли и Кондильяка). Однако со своей задачей он не справился и ему пришлось уйти. Впоследствии он попытался представить академии в Париже спроектированную им систему обозначения нот цифрами, но все попытки были тщетны, и система не была принята. Затем он работал в качестве домашнего секретаря у графа Монтегю. Жан-Жак видел в себе дипломата, однако граф не был им удовлетворён и позже попросил Руссо освободить данную должность. Впервые он поставил свою оперу «Les Muses Galantes». Руссо был женат на Терезе Левассер, служанке гостиницы. Позже он писал, что никогда не испытывал к ней любви, однако у них было 5 детей.

Знакомство и разрыв с энциклопедистами

Пребывая на даче г-жи д’Эпине близ Сен-Дени, Жан-Жак влюбился в молодую графиню Софи д’Удето, возлюбленную его друга (Сен-Ламбера). О симпатии Руссо к Софи Сен-Ламбер узнал из анонимного письма, и Жак-Жан заподозрил в донесении г-жу д’Эпине, в связи с чем отправил ей оскорбительное письмо. Впоследствии он был прощён ею, но друзья оказались непреклонны. Позже Жан-Жак отказался проводить госпожу в Женеву, что привело теперь уже к полному разрыву отношений Руссо с кружком «Энциклопедии».

В 1761 году была издана «Новая Элоиза», в следующем году «Эмиль», затем «Общественный договор». Правительство же посчитало, что философы и авторы таких произведений, как «Эмиль» должны быть арестованы за религиозное вольномыслие. В «Эмиле» Руссо раскритиковал сословную школу, схоластику в обучении, обвиняя систему современного образования за то, что она уделяет недостаточное внимание духовному миру человека, его чувствам и эмоциям. Впоследствии ему незамедлительно пришлось покинуть страну.

Философия Жана-Жака

Но именно эти романы являются главными произведениями философии Жана-Жака, в которых были изложены все его мировоззренческие идеалы. Руссо впервые начал рассуждать о социальном неравенстве, пытался объяснить его причины. Как уже говорилось ранее, в своей первой диссертации Жан-Жак считает, что упадок нравственности напрямую связан с распространением науки и искусства. Он полагал, что такое пагубное влияние они могли оказать только на людей, живущих в государстве, характеризующимся социальным неравенством. «Редко бывает, чтобы роскоши не сопутствовали науки и искусства, последние же никогда не обходятся без нее» - пишет Руссо. Во второй своей работе он пытается объяснить, откуда же пошло неравенство, где его корни и для этого вводит такой термин, как «естественное состояние человека». Данное определение употреблялось и другими философами ранее, но Жан-Жак понимал его иначе. Жан-Жак писал, что в «естественном состоянии» люди испытывают, такие чувства, как человеколюбие и сострадание, а они являются основами мирной жизни и равенства людей.

«Человек - это не только разум, но и чувства», разум же ведёт впоследствии к самолюбию, а наука заставляет людей полностью замкнуться в себе о ограничиться от общения с другими. То есть напрашивается вывод, что если неравенство и существовало в «естественном состоянии», то оно было слишком мало. Следовательно, есть какие-то другие причины и факторы, повлиявшие на развитие этого неравенства. А такое развитие происходит именно в момент, когда люди отходят от «естественного состояния» и прибегают к «гражданскому». Основателем же гражданского общества он считает того человека, который впервые решил присвоить себе конкретный участок земли и стать его единственным хозяином. Именно поэтому главный причину возникновения неравенства он искал в появлении частной собственности.

Следовательно, равенство в понимании Руссо- это естественное состояние общества. К сожалению, люди практически всех современных обществ перешли к «гражданскому состоянию». Он выдвигает такой путь решения, как предоставление равной собственности всем гражданам.

Философ исследовал феномен «свободы».

В начале романа «Общественный договор» употребляется следующая фраза: «Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах». Руссо пытается понять, почему одни считают себя повелителями, а другие подчиняются им, теряя свою свободу. Он рассматривает главную ячейку любого общества - семью, которую уподобляет государству, где отец - правитель, дети - народ, и все, рождённые свободными, отказываются от этой самой свободы только лишь для собственной пользы.

Впоследствии он делает вывод, что общая свобода проистекает из природы человека. Главный закон свободы - это стремление сохранить свою жизнь в безопасности. «Человек рождается свободным» - это закон, «который является основой для других прав». Для Жана-Жака человек, который отказывается от своей свободы, одновременно отрекается от своего человеческого достоинства, от своих естественных прав и даже обязанностей. Лишение свободы воли - это лишение нравственности.

Кроме того, Руссо исследует проблему сущности государственных законов:

Закон видит подчиняющихся ему людей не как отдельных личностей, а как нечто нераздельное.

Законы должны выражать волю всех людей.

Законы определяют условия жизни и обязывают людей повиноваться.

Закон является гарантией того, что люди не станут жертвами произвола со стороны правительства, которое не имеет права преступать закон.

Закон, являющийся волей всех людей, может решить и проблему неравенства.

Чтобы понять и найти такие законы, которые удовлетворяют всех граждан, людям нужен соответствующий законодатель, обладающий «высоким умом», не подверженный страстям, готовый служить во благо народа.

Однако практически все его философские взгляды были направлены на изучение проблемы государства и государственной власти. Данная тема впервые затрагивается ещё в «Рассуждении о неравенстве», затем описывается в «Политической экономии», позже в «Общественном договоре». Его интересовало не столько само происхождение государства, сколько принципы его устройства. Не удивительно, что он утверждал, что государство появилось вслед за социальным неравенством, когда уже зажиточные люди вдруг выдвинули предложение создать так называемую государственную власть для примирения с низшими слоями населения, которые, не подозревая о том, что это будет выгодно только богатым, приняли предложение, дабы упрочить своё спокойствие. Данная точка зрения была одобрена К. Марксом.

Стоит упомянуть тот факт, что до Руссо уже выдвигались такие теории, одна из которых принадлежит Т. Гоббсу. Однако, две эти теории имеют существенные различия.

Т. Гоббс считал, что народ в «естественном состоянии», ранее упоминавшемся, выглядит как толпа враждующих людей. В обществе же царит анархия и бесправие. Это требует незамедлительного создания государственной власти. Следовательно, его общественный договор можно рассматривать как соглашение об учреждении правительства. Причем данное соглашение является соглашением неравных в социальном плане людей, ведь выбирая правителя, человек лишается некоторых прав, что нельзя сказать о его наставнике. Руссо же считал абсолютно иначе, и поэтому критиковал модель Т. Гоббса. Он не признавал факт того, что люди в «естественном состоянии» находятся во взаимной вражде друг с другом. Он полагал, что человек в «естественном состоянии», стремясь сохранить свою жизнь, никак не может помешать самосохранению других окружающих его людей. Следовательно, такое состояние он считал самым благоприятным для людей, а первобытное общество и вовсе казалось ему «золотым веком». Кроме того, он писал, что человек в «гражданском состоянии» приобретает свободу, так как начинает подчиняться закону, который сам же для себя и установил.

Общественный договор Руссо - это выражение народом своего желания объединиться и сфокусировать своё внимание на государственной власти, что является показателем высокого уровня развития. Казалось бы, ведь все люди изъявляют разные желания. Однако Руссо считает, что несмотря на все существенные отличия, есть и общий интерес, названный им общей волей. Он пишет: «важно понимать, что в государстве должно преобладать общественное чувство». Государство же - это итог договора людей о защите своих интересов путём передачи ему защитной функции от внешних и внутренних опасностей. В основе любого государства, по его мнению, лежит не договорённость правителя и народа, а соглашение абсолютно равных людей. Жан-Жак признавал несколько форм правления, основанных на общественном договоре. Среди них демократия, аристократия и монархия. Он чётко провёл границы между этими формами и определил для каких обществ характерна каждая из них. Например, для небольших государств наиболее уместна будет демократия, в более крупных должна быть аристократия, в самых же обширных - демократия. Последняя является лучшей, так как остальные могут быстро превратиться в тиранические. Для современного общества, по его мнению, подойдёт республика, способная обеспечить народу равенство, свободу и братство.

Отношение к религии

В «Общественном договоре» Жан-Жак также затронул и осветил тему религии. Он не считал религию опиумом для народа. Однако в романе содержатся жёсткие высказывания в отношении официально действующей феодально-клерикальной идеологии.

Прежде всего, он был против всяких отношений христианской церкви и политических организаций.

Кроме того, он утверждал, что христианство не достаточно ценит земную жизнь и слишком много времени уделяет небесным помыслам.

Также он считал, что христиане часто пребывают в замешательстве от того, кому стоит повиноваться: правителю или священнику.

Тему религии он затрагивает и в "Исповедании веры савойского викария". Что касается вероисповедания Руссо, то он с точностью писал, что исповедует теизм. Он не считает Бога первопричиной всего, однако полагает, что присутствие Бога можно обнаружить в любом творении. Бог так или иначе всегда вмешивается в естественный ход событий.Также Руссо создал свою модель «идеальной религии». Он смотрит на веру, как на создательницу всего сущего, а именно мира, природы и человека с его сердцем и совестью. В этой религии храмом является сама природа. Такая религия лишена всех культов и обрядов, она естественна и проистекает только из сердца. Душа, по мнению Жана-Жака, действительно, бессмертна. Чтобы получить счастливую жизнь в загробном мире, человек должен всячески стремится к этому и вести праведную жизнь.

Личность Руссо

Сразу стоит отметить, что Руссо был очень противоречивой личностью. Он был очень подвижным человеком, именно этим и объясняются его частые переезды и скитания. Несмотря на то, что он был знаком со многими знаменитыми людьми и философами, часто находился в их окружении, он никогда не мог найти с ними общий язык, а душа требовала уединения и единения с природой.

Несмотря на отсутствие хорошего образования, а также робость натуры, он был весьма самолюбивым человеком, горделивым и порой очень заносчивым. Последняя же черта нередко являлось причиной ссор с самыми близкими людьми. Противоречивость проявлялась не только в чертах его характера, но и в определённых методах и условиях работы. Он часто замечал, что воображение начинает работать только в неблагоприятной ему обстановке. Например, для того чтобы нарисовать весну, необходимо, чтобы было зимнее время суток.Также уникальным является тот факт, что Руссо жил в век рационализма, но совершенно не являлся приверженцем данного направления, а наоборот постоянно критиковал его. Одной из главных причин такого противостояния является несогласие Жана-Жака с тем, что в современный ему век все признают господство разума, в то время как он сам считает что именно чувства предшествуют разуму, а следовательно являются преобладающими.

Влияние и новаторство Руссо

Влияние философии Жана-Жака было слишком велико. Многие из его идей использовались идеологами Французской революции, например, Робеспьером. Руссо считал вполне обоснованным революционное выступление народа, если правительство не считается с его интересами и не удовлетворяет его требования. Но несмотря на то, что в подготовке идеологии буржуазной революции ему принадлежит важная роль, сам он недостаточно понимал, что данная революция неизбежна.

Огромный вклад Жан-Жак внёс в развитие философско-педагогической концепции. Первым его сочинением на данную тему является «Трактат о воспитании господина де Сент-Мари». А вот уже названный выше роман «Эмиль или о Воспитании» признано главным педагогическим произведением Руссо. Жан-Жак начал с того, что выдвинул трёх основных учителей и воспитателей: Природу, Людей и Предметы. Естественно, что все они принимают участие в образовании человека. Природа изначально создаёт нас в таком обличии и развивает наши органы, все окружающие нас люди помогают данному развитию, а предметы в целом воздействуют на нас. Основу воспитания он видит в чётком следовании указаниям природы.Кроме того, он считает что для каждого возрастного периода характерны конкретные формы обучения. Например, жизнь ребёнка он делит на 4 периода:

1.От рождения до 2 лет - это физическое воспитание

2.От 2 - 12 лет

3.От 12 - 15 лет

4.От 15 - 18 летПоследние три периода являются этапами интеллектуального воспитания.

В романе «Эмиль» он чётко проводит границы между каждым периодом, а также даёт им полную характеристику.

В данном произведении Руссо описывает не только самостоятельную жизнь ребёнка и основы его естественного воспитания, но и применяет два новых для того времени метода: естественных последствий и косвенного воздействия. Философские и педагогические взгляды Жана-Жака были, бесспорно, актуальными в современный ему век, но некоторые догматы остаются актуальными и в наше время, например, развитие трудового воспитания. Система взглядов Руссо, безусловно, стала очень популярной ещё при его жизни. Нельзя не отметить специфику его деятельности, своеобразную систему взглядов и совершенно разностороннюю философскую проблематику.

Смерть

Умер 2 июля 1778 года в возрасте 66 лет в Шато де Эрменонвиль. Впоследствии тело Руссо было перевезено в парижский Пантеон. Существует и другой факт о его смерти. В швейцарском городе Биле/Бьенне на доме 12 по улице Унтергассе, находится табличка: «В этом доме Ж. Ж. Руссо нашел свою смерть в октябре 1765 года».

Сочинения Руссо, как и сочинения его современников - просветителей, написаны с единственной целью - пропаганды освободительных идей. Они содержат в себе горючий материал революции. Политические трактаты его поднимаются до уровня высокой художественной публицистики. Философские романы, где на помощь научным силлогизмам призван художественный вымысел, не могут быть строго отграничены ОТ" политических трактатов и, подобно им, публицистичны. Более чем кому бы то ни было из просветителей, Руссо свойственна страстность в отстаивании и пропаганде своих идей. «Философский индифферентизм походит на спокойствие в деспотическом государстве; это спокойствие смерти; оно более опустошительно, чем сама война», - писал он в «Эмиле».

Руссо не причислял себя ни к одному из философских лагерей. «Все диспуты идеалистов и материалистов лишены всякого смысла для меня». По своим воззрениям он скорее принадлежит к дуалистам, т.е. признает существование двух субстанций - материальной и духовной. Он правильно утверждает, что мир материален и существует независимо от человека, что человек познает мир через посредство ощущений. «Все, что я сознаю вне себя и что действует на мои чувства, я называю материей». Руссо высказывает правильные суждения об ощущениях, подтверждающих материальность мира. «Мои ощущения происходят во мне… но их причина есть нечто постороннее для меня». Он совершенно правильно раскрывает процесс человеческого мышления. «При посредстве ощущения предметы предлагаются мне разг." единенными, изолированными, такими, каковы они в природе; посредством сравнения я передвигаю их, переношу их, так сказать накладываю одно на другое, чтобы высказаться об их различии или об их сходстве и вообще о всех их отношениях».

В этих утверждениях Руссо идет еще с материалистами. Но дальше начинаются его колебания, сомнения и идеалистические выводы. Как и Вольтер, он приходит к деизму. Ему непонятен закон движения материи. Мысль о том, что движение есть форма бытия материи, ему кажется абсурдной. «Ее естественное состояние - оставаться в покое», - утверждает он.

Материалисты XVIII в. понимали под движением лишь физические изменения, движение в пространстве. Руссо отметил недостаточность такого понимания. Однако ничего иного противопоставить этому взгляду он не мог. «Опыт и наблюдение привели нас к познанию законов движения; эти законы определяют действия, не указывая причин; они недостаточны для объяснения системы мира и хода вселенной». Говоря об открытых Ньютоном.законах всемирного тяготения, он заявляет: «Пусть Ньютон покажет нам руку, которая бросила планеты по касательной к их орбитам». И подобно Вольтеру, приходит к выводу, что есть высшее существо, некий всемирный разум, который дал первый толчок жизни вселенной и определил законы бытия.

Отсюда исходит его теория естественной религии. Правда, как бы отвечая церковникам, которые настаивали на божественном происхождении мира, он в смущении заявлял: «Сотворил ли он материю, тела, духов, мир, я не знаю. Идея творения смущает меня и превосходит мое разумение». Отвергая способность высокоорганизованной материи мыслить и чувствовать, Руссо приходит к признанию существования в человеке души. «Я думаю, что душа переживает тело». Несмотря на эти явно идеалистические выводы Руссо, церковь объявила его еретиком, более страшным, чем все атеисты.

Яростные нападки попов и монахов на великого писателя объясняются его красноречивой критикой христианской религии. Руссо опроверг сказки о «чудесах». Он развенчал деятельность сановников церкви. Он опроверг христианского бога, культ которого служил целям насилия и закабаления людей, «бога гневного, мстительного, пристрастного, ненавидящего людей, бога войны и сражений, всегда готового разрушать и громить, вечно толкующего о муках, о казнях и хвалящегося даже наказанием невинных». Руссо заклеймил служителей культа как мракобесов, терроризирующих человеческий разум, как проповедников насилия и вдохновителей национальных распрей. «Ваш бог - не наш!» - гневно восклицал Руссо, обращаясь к «наместникам Христа». Этому «богу войны» он противопоставил «бога мира». «Есть одна книга, открытая для всех глаз, это книга природы. По этой великой и возвышенной книге я учусь служить и поклоняться ее божественному автору».

Теория «естественной религии» Руссо в пору борьбы с феодальной идеологией и оплотом феодализма - христианской церковью - содержала в себе значительный революционный элемент. Отмечая идеалистичность этой теории, нельзя забывать об исторической обстановке, в которой жил писатель, о тех реальных силах, с которыми ему пришлось бороться во имя глубоко народных по своему существу освободительных идей. Прославляя природу и тот изумительный порядок, который господствует в ней, он с революционным пафосом бичует беспорядок и несправедливость, царящие в мире социальном: «Картина природы являла мне только гармонию и пропорции, картина рода человеческого являет только смятение и беспорядок! Согласие царит между стихиями, люди же обретаются в состоянии хаоса!»

Церковь подчиняла себе сознание масс, их волю сказками о страшных мучениях в загробном мире. Негодующий Руссо отвечал на это: «Какая надобность искать ад в будущей жизни? Он существует уже в здешней». Кто же является виновником того состояния, когда «злой благоденствует, а справедливый остается" угнетенным»? Сами люди, отвечает Руссо: «Человек, перестань искать виновника зла; этот виновник ты сам».

Значит ли это, что причина всех социальных невзгод коренится в моральной испорченности человека? Отнюдь нет. Руссо самого высокого мнения о достоинствах людей. Человек - царь природы. Он наделен мыслью и чувством. Он несет в себе изначальную идею добра и справедливости.

Рассуждения Руссо о человеке идеалистичны. В них много благородной романтики, но мало здравого смысла. Существовать для человека - значит чувствовать. Сила человека не в разуме; как утверждал Вольтер, а в его чувстве. В глубине души каждого человека живет врожденный принцип справедливости и добродетели, имя которому «совесть». «Совесть! Совесть! Божественный инстинкт, бессмертный и небесный голос, непогрешимый, судья добра и зла, делающий человека подобным богу!» - пылко" восклицал Руссо.

Человек противоречив. В нем постоянно борются две субстанции - телесная и духовная, спорят два голоса: «совести - голос души - и страсти - голос тела». Но побеждает все-таки голос совести, если человек не окончательно испорчен. Идеалистически звучит теория Руссо об абсолютности и вечности человеческой морали. Писатель вступает в спор с Монтенем, утверждавшим относительность и историческую" обусловленность нравственных категорий. «Бросьте взгляд на все нации мира, пробегите все истории; среди стольких бесчеловечных и причудливых культов, среди чудовищного разнообразия нравов и характеров вы всюду найдете те же идеи справедливости и честности; всюду те же принципы морали, всюду те же понятия добра и зла».

Человек, по мнению Руссо, активен. В этом одна из лучших сторон личности. Писатель резко возражает против церковной идеи предопределения, божественного произвола или божественной благодати в поступках человека. «Человек свободен в своих действиях», - заявляет Руссо, и в этой активности и деятельности людей он видит залог их грядущего обновления, способность исправить и преобразовать социальный мир.

Трактат Руссо об общественном договоре (1762) является его политической программой. Если в первых двух сочинениях он обличал и бичевал пороки современного общества, то здесь пытается наметить возможные пути уничтожения социальных пороков и установления лучших форм человеческого общежития.

«Человек рожден свободным, а между тем он везде в оковах», - отмечает Руссо основное противоречие социального мира.

«Пока народ, принужденный повиноваться, повинуется, он поступает хорошо; но как только, имея возможность сбросить с себя ярмо, народ сбрасывает его, он поступает еще лучше, так как народ, возвращая себе свою свободу по тому же праву, по какому она была у него отнята, был вправе вернуть себе ее, - или же не было никакого основания отнимать ее у него». Иначе говоря, если свобода силой отнята у народа, то народ силой же может и вернуть себе ее.

Руссо предвидит, что его станут хулить за призыв к «анархии», «смуте», «беспорядкам», за попытку нарушить «гражданское спокойствие». «Живут спокойно и в тюрьмах», - заявляет он. Культура развращенного общества, разделенного на тружеников и тунеядцев, есть культура порочная, вредоносная. Культура общества, построенного на новых началах, будет благодетельной для человека. «Хотя в состоянии общественном человек и лишается многих преимуществ, которыми он обладает в естественном состоянии, но зато он приобретает гораздо большие преимущества: его способности упражняются и развиваются, мысль его расширяется, чувства его облагораживаются, и вся его душа возвышается до такой степени, что, если бы злоупотребления новыми условиями жизни не низводили его часто до состояния более низкого, чем то, из которого он вышел, он должен был бы беспрестанно благословлять счастливый момент, вырвавший его из прежнего состояния и превративший его из тупого и ограниченного животного в существо мыслящее и в человека».

Руссо утверждает в своей книге суверенность народа. Только народу может быть предоставлено право издавать законы. Только народ должен владеть фактической властью. Правительство, каким бы оно ни было (монархическим, аристократическим, демократическим), должно являться лишь исполнителем воли народа, контролироваться народом и исполнять функции правительства лишь до тех пор, пока оно необходимо народу.

Нет необходимости входить в подробности анализа политической системы Руссо, разбирать правильность или ошибочность всех его размышлений о государстве, государственных формах, учреждениях и пр. Некоторые мысли, изложенные в книге (о монархии, аристократии, демократии, о разделении властей), были высказаны ранее Монтескье, которого Руссо называет «гениальным писателем». Правда, политическая программа Руссо демократичнее программы Монтескье; в ней слышится голос беднейших слоев населения Франции.

Книга «Об общественном договоре» сыграла большую роль в истории французской революции (Робеспьер был страстным поклонником Руссо и пытался провести в жизнь его политическую программу).