Откровение Иоанна Богослова – пророчество, которое свершилось. Пророчества и наставления старца серафима вырицкого

Человек - существо, тяготеющее к мистицизму. Даже если считает себя атеистом. В случае, если индивид ни во что не верит, он все равно придумывает себе какие-то религиозные суррогаты - высший разум, астрологию, теорию эволюции (при всем уважении, но отношение к наследию Дарвина у некоторых ученых мужей зачастую приобретает признаки религиозного фанатизма). Особенную же популярность и у верующих, и у неверующих имеют пророчества и предсказания, страсть к которым заметно обострилась в последнее время.

Лидер мнений

На ниве предсказаний лучшие представители рода человечества трудятся с незапамятных времен - вспомните вещую Кассандру, предсказавшую гибель Трои. Если же анализировать популярность пророков, к которым наши современники относятся с наибольшим пиететом, по крайней мере в русскоязычном сегменте Интернета, то лидерами мнений окажутся болгарская предсказательница Ванга, средневековый врач Нострадамус и, как ни странно это звучит, апостол и любимый ученик Христа - Иоанн Богослов. Последнему принадлежит наиболее загадочная книга Нового Завета - Откровение или Апокалипсис, интерес к которой с каждым годом только возрастает.

И интерес этот не случаен, так как творение Иоанна повествует о кончине мира, а происходящее во вполне реальной жизни иногда даже оптимистов заставляет задуматься о конечности бытия: бесконечные войны, землетрясения, цунами, борьба с традициями, клонирование, эпидемии, изменение климата. Все вышеперечисленное заставляет многих искать параллели с современностью в Откровении.

Особенная любовь многих именно к этой книге связана с тем, что творение апостола включено в Библию, являвшуюся и остающуюся безусловным авторитетом для миллиардов людей. Откровение было написано учеником Христа уже на закате его жизни, когда он находился в заключении на острове Патмос. Как пишет сам Богослов, события, которые указаны в книге, были явлены ему, когда он находился «в духе», то есть в особенно молитвенном состоянии. Иоанну явился Христос и рассказал о том, что должно быть перед его вторым пришествием на землю: о катаклизмах и чудесах, небесных карах, воскрешении мертвых, явлении ангелов и, самое главное, появлении Небесного Иерусалима, призванного заменить существующую человеческую цивилизацию новой. Последняя, согласно апостолу, будет жить под непосредственным управлением Христа, после нее других цивилизаций уже не будет. С течением времени слово «апокалипсис» стало нарицательным.

Несмотря на то что финал Откровения очень даже оптимистичен, предшествующие ему события во все времена вызывали у человечества справедливые опасения. Даже за последние пару десятков лет несколько раз были случаи, когда общественность начинала громко говорить о том, что пророчество Иоанна начинает исполняться.

Звезда с неба

Большое брожение умов было связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Причиной послужили строфы 10 и 11 восьмой главы Откровения, в которых сказано: «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде „полынь“; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки». Параллель была проведена достаточно однозначная, так как «чернобыль» как раз и есть «полынь». То же, что стало происходить после катастрофы на ядерном реакторе, вполне подходило под описание последствий падения звезды, описанных Иоанном.

Падший Вавилон

Аналогичная реакция у мистически настроенных граждан отмечалась на печальное событие - террористическую атаку на нью-йоркские Башни-Близнецы в сентябре 2001 года. Положа руку на сердце, нужно сказать, что это событие не могло не задеть людские умы: показанная в прямом эфире картинка, похожая на кадры из шаблонного американского боевика, происходила на самом деле и производила ошеломляющее впечатление. Сразу же после этих событий появились люди, которые говорили о том, что перед нами воплощение 18-й главы Апокалипсиса, в которой описывается падение Вавилона (в данном случае название имеет символическое, а не фактическое значение).

У Иоанна описывается, как «возрыдали» все в мире, имеющие отношение к торговле, наблюдая, как гибнет город, фактически подчинивший себе весь остальной мир за счет того, что в нем сконцентрировались основные финансовые потоки. После этого Богослов перечисляет потери, нанесенные торговле товарами, номенклатура которых подозрительным образом совпадает со списком фьючерсов, торгующихся на Нью-Йоркской товарной бирже. При этом там же говорится о том, что кара постигла город за то, что: «купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы». Ну чем не описание американского олигархата во главе с Ротшильдами и Рокфеллерами?

Безусловно, такие параллели не могли остаться незамеченными. Но, к счастью, полностью Нью-Йорк разрушен все ж таки не был, а биржевая торговля до сих пор процветает.

Армагеддон

В день же сегодняшний, если начинают вспоминать Откровение, то связывают его с полем последней битвы - Армагеддоном. Этимология этого слова идет из географического названия на иврите - гора Меггидо. Так называется холм в 10 км от города Афула на севере Израиля. Согласно ряду толкований, выбор этой возвышенности для последней битвы человечества в качестве места финального сражения, в котором столкнутся силы добра (Христа) и зла (Антихриста) обусловлен тем, что именно здесь произошла первая документально зафиксированная битва. Именно в этом месте в XV веке до рождества Христова египетский фараон Тутмос III разбил ханаанских царей. Соответственно, там, где произошла первая битва, должна произойти и последняя.

Ну, а то, что сейчас происходит на Ближнем Востоке, думается, подробно описывать не нужно. В период же, когда Россия еще не участвовала в конфликте в Сирии и войска «Исламского государства» (террористическая группировка, запрещенная на территории РФ) достаточно бодро двигались в сторону Израиля, в маргинальной части Интернета довольно активно говорили о приближении Армагеддона.

Ничего нового

Впрочем, панические настроения всегда были присущи человечеству. Так, например, во всем христианском мире с большим опасением ожидали конца света, когда приближался 666 год от Р. Х. Вторая сильная вспышка была в тот момент, когда заканчивалась Пасхалия (система исчисления даты празднования христианской Пасхи) в XV веке. В конце XVII века на мысли о конце света наталкивали реформы патриарха Никона, закончившиеся расколом Русской православной церкви, а потом нововведения императора Петра Великого. Последнего, кстати, многие иначе как «Антихристом» и не называли. Схожий эпитет применяли к Наполеону I Бонапарту. В конце XIX века, если почитать русскую литературу, апокалиптические ожидания просто-таки висели в воздухе. Конец XX века и начало XXI века также ознаменовались паническими ожиданиями. В наше время их любят распространять многочисленные секты и самозваные «боги». Причем как в России, так и за рубежом. В любом случае, когда в действительности совершится то, что пророчил Иоанн Богослов, нам знать, по всей видимости, не дано. Однако и бояться всего перечисленного не стоит, так как Апокалипсис - книга оптимистическая и заканчивается она хорошо!

Протоиерей Андрей Речицкий, настоятель храма Илии Пророка в Китай-городе:
Человечеству всегда были свойственны эсхатологические ожидания - и в средние века, и в наше время. Так, например, в 1492 году многие начали готовить себя к пришествию Христову, так как заканчивалась Пасхалия и тот же год был 7000-м со дня сотворения мира. Люди средневековья видели в этом тайный знак, указывающий на окончание времен. В 2007 году целая группа сектантов в Пензе замуровала себя под землей в ожидании конца света. Связано это с тем, что нам, к сожалению, свойственно больше обращать внимание на внешние признаки, а не на внутренние. Однако Христос говорил прямо: «Не ваше дело знать времена и сроки». А в качестве признака Его второго пришествия указывал как раз на внутреннее устройство человека, которое должно измениться в последние времена: «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф 24, 9)». Таким образом, какими бы похожими на образы, данные нам в Откровении Иоанна Богослова, не были бы события, совершающиеся вокруг нас, не стоит относиться к ним как к доказательству того, что пророчество исполняется прямо сейчас. Иначе можно оказаться заложниками собственных страхов.

Сегодня, наверное, уже нет ни одного человека на Земле, который не слышал бы о пророчествах жрецов майя – конец света наступит в 2012 году. На эту тему, кстати, высказывалось множество пророков и ясновидцев. Однако самым знаменитым по-прежнему остается апокалипсическое пророчество в Откровении Иоанна Богослова. Именно этот текст является отправной точкой для рассуждений всех историков, теологов и ученых, пытающихся прозреть в происходящих ныне событиях признаки надвигающейся катастрофы.

Таких слов нет!

В наши дни многие обсуждают, наступит ли конец света, и если наступит, то – когда? При этом почти никто не может внятно сказать: а что же это такое – Апокалипсис? Ведь в тексте Нового Завета, в состав которого входит Откровение Иоанна Богослова, нет таких слов – «конец света».

Стало традицией употреблять слово «апокалипсис» в качестве синонима вселенской катастрофы. Но что означает на самом деле это понятие? И если пророчеству суждено сбыться, то каких на самом деле событий можно ожидать в будущем?

Классическая версия

Книга Откровения, или Апокалипсис, написана в 90-х годах I века нашей эры апостолом Иоанном, «возлюбленным учеником» Иисуса Христа. Позже его прозвали Иоанном Богословом. В книге описываются события, которые произойдут перед Вторым пришествием Иисуса Христа на землю. Речь идет о многочисленных катаклизмах и чудесах.

Посредством видений Иоанну открылось предстоящее рождение антихриста и Второе пришествие Иисуса Христа, сам Апокалипсис и Страшный суд Божий. В книге присутствуют символические образы, которые впоследствии стали темой богословских толкований.

Книга Откровения заканчивается пророчеством о том, что победа Бога над грехом увенчает борьбу сил света и тьмы на Земле. И что после Апокалипсиса Бог будет пребывать среди людей. Человечество не исчезнет с лица земли после того, что мы называем концом света. Иоанн говорит: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали». А после Апокалипсиса «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло».

В этих словах звучит заверение о том, что речь в апокалипсическом пророчестве идет не о гибели Земли и всех людей, а об их качественном изменении. «И сказал сидящий на престоле: се, творю все новое. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою».

Как видите, после Апокалипсиса наступила не смерть всего, а гибель порочного и рождение нового светлого мира.

Зверь и Агнец.

Основной отрицательный образ Апокалипсиса – это Зверь. И традиционно считается, что Зверь Апокалипсиса это сатана, антихрист, олицетворяющий вселенское зло. Но также и конкретное его воплощение в образе лжепророка, язычества, идолопоклонства.

Признаком надвигающегося коллапса служит и укрепление антихристианского государства. Считается, что перед кончиной мира будет восстановлена Римская империя, всемирное царство антихриста (царство Зверя). Зверем и признаком его проявления считается система хищнической антихристианской власти, также общество алчных и порочных людей, отступивших от законов Бога и любви. Еще один признак – духовное очерствение людей, их жестокость, эгоизм. Такому толкованию есть объяснение в 13-й главе пророчества: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число Зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».

Символ Агнца не вызывает споров. Традиционно Агнец – это символ Христа Спасителя, второе пришествие которого ожидается во время описываемых событий.

Апокалипсис Иоанна описывает второе пришествие Иисуса. Это – событие, ожидаемое в большинстве христианских церквей, предвозвещенное в Новом Завете, а также в Коране. Сам Иисус Христос также неоднократно говорил о своем Втором пришествии на Землю, о нем говорят и апостолы, и потому оно было общим убеждением Церкви во все времена.

Традиционно ожидается приход конкретного человека. И этим обстоятельством пользуются шарлатаны, выдавая себя за мессию.

Но пришествие Иисуса Христа будет видимо всеми в разных частях света одновременно: оно будет «яко молния от востока до запада».

Семь печатей и четыре всадника

Вступительной главой ко всему апокалипсическому процессу является VI глава Откровения, в которой описывается последовательное снятие семи печатей Агнцем, как раскрытие общего содержания истории…

Началу последних времен соответствует снятие первой печати. «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей…» Но далее написано: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни, побеждающий не потерпит вреда от второй смерти. И сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем».

Предлагались и предлагаются разные толкования образа семи печатей. Одно из них обращает внимание на семь энергетических центров человека и связанные с этим не только внешние, но и внутренние процессы.

Об этом свидетельствуют и слова самого Откровения: «А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократятся те дни. И ничего уже не будет проклятого…»

Четыре всадника Апокалипсиса – библейские персонажи, персонифицирующие собой катастрофы и катаклизмы, предваряющие события Второго пришествия и Страшного суда. Они описаны в шестой главе Откровения Иоанна Богослова. Эти символы на протяжении веков были темой жарких дискуссий. Однако последнее время все большее количество исследователей склоняется к мысли о том, что эти четыре всадника символизируют четыре природные стихии, которые явно начинают бушевать на нашей планете.

Второе пришествие

Второе пришествие Иисуса Христа, как утверждает Иоанн Богослов, будет славным: Он явится не уничиженным сыном человеческим, как в первый раз, но как истинный Сын Божий, окруженный ангелами, служащими Ему. Это славное пришествие будет в то же время страшным и грозным – Христос будет судить мир.

Однако: «О дне же том или часе никто не ведает, ни Ангелы небесные, ни Сын, только Отец».

Зато они указали некоторые признаки этого времени. Cамый главный – «оскудение веры и любви в людях».

Пророчества Нового Завета говорят о том, что Второму пришествию будут предшествовать многие катаклизмы: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою».

Слова Иисуса в Откровении звучат предупреждающе: «Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение; ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “Я – Христос”, и многих прельстят. И это время близко. Не ходите вслед их. Также услышите о войнах и о военных слухах, и о смятениях. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть прежде; но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры, смятения и землетрясения по местам; все же это – начало болезней. Но вы смотрите за собою».

Смотреть за собою. Что это означает?

Немецкий христианский поэт-мистик Ангелиус Силезиус (1624-1677) писал, что Второе пришествие Христа – это не только внешнее, но и внутреннее событие. Он оставил потомкам такие слова: «И если бы Христос сто раз бы был рожден в яслях, но не в тебе самом, ты не был бы спасен».

«Откровение Иоанна Богослова» и другие пророчества

Святой Иоанн Богослов в своем «Откровении» упоминал о том дне, когда все люди, и живые, и мертвые, воскресшие из могил (рис. 23 ), предстанут перед судом Божьим.

Считается, что «Откровение Иоанна Богослова» было написано в 68-69 годах н. э. Исследователи не исключают того факта, что приблизительно в середине 90-х годов н. э. оно было отредактировано переписчиками. Это произошло уже после поражения I иудейского восстания против римлян. Указанная дата практически совпадает со ссылкой на Иринея, которую приводит в своей «Церковной истории» Евсевий Кесарийский (между 260 и 265-338 или 339), римский церковный писатель, епископ Кесарии (Палестина). Пророческое «Откровение Иоанна Богослова» представляет собой поистине грандиозную картину грядущего Апокалипсиса, которая завершает Новый Завет.

Иоанн Богослов сообщил первым христианам, которые подвергались ужасным гонениям со стороны римских властей, великую и утешительную весть: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко».

Рис. 23. Микеланджело. Воскрешение мертвых из могил.

Ватикан

Необходимо продержаться еще немного, не отступить от христовой веры, и вскоре страдания прекратятся, и все устоявшие будут щедро вознаграждены. В целом ряде видений Иоанну явилось то, чему вскоре предначертано свершиться: он узнал о предстоящем конце света и связанных с ним страшных событиях.

Откровение снизошло на Иоанна Богослова в тот момент, когда он находился на острове Патмосе, в Эгейском море, где он страдал «за слово Божье и за свидетельство Иисуса Христа». В один из воскресных дней над прорицателем неожиданно разверзлось небо, и он увидел семь золотых светильников и среди них «подобного Сыну Человеческому». Иоанн Богослов так описывает внешность Иисуса Христа: «Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халковану (вид янтаря), как раскаленные в печи; и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лицо Его, как солнце, сияющее в силе своей». Семь светильников символизировали собой семь церквей, а семь звезд в деснице господней - ангелов этих церквей.

Пораженный столь необычным явлением, Иоанн упал к ногам Сына Человеческого, который приветствовал его следующими словами: «Не бойся, Я есьм первый и последний, и живый; и был мертв; и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего». Иоанн Богослов выполнил повеление Христа и позднее записал все, что произошло в тот день, в своем «Откровении».

Иисус пригласил его ступить на небо, чтобы своими глазами увидеть, чему «надлежит быть после сего». Иоанн последовал за ним и увидел «престол, стоящий на небе, и на престоле был Сидящий». Под Сидящим прорицатель подразумевал самого Бога-творца.

Вокруг Божьего престола, от которого «исходили молнии, и громы, и гласы», располагались еще двадцать четыре престола. На них восседали двадцать четыре старца, облаченные в белые одежды, с золотыми венцами на головах. Перед престолом стояли семь огненных светильников, олицетворявшие собой «духов Божиих».

Здесь же сидели четыре животных, «исполненных очей спереди и сзади», первое из которых напоминало льва, второе - тельца, третье - человека, а четвертое - орла. Каждое из них «имело по шести крыл вокруг, а внутри

они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не знают покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет». В то время как животные воспевали славу и честь Сидящему на престоле, старцы падали перед ним ниц и возлагали венцы к его ногам.

В правой руке Бог держал книгу, запечатанную семью печатями. Ангел (рис. 24 ) провозглашал громким голосом: есть ли тот, кто достоин раскрыть книгу, сняв с нее печати? Но не находилось никого ни на земле, ни на небе, ни под землей.

Тут поднялся один из старцев, сидящих у Божьего престола, и сообщил Иоанну Богослову, что ныне «лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее».

В тот же момент Иоанн увидел Агнца «как бы закланного, имеющего семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю». В образе Агнца предстает, конечно, сам Иисус Христос (рис. 25 ), считавшийся христианами потомком царя Давида. Рог у древних евреев являлся символом могущества.

Агнец принял из рук Божьих книгу, запечатанную семью печатями. Акт передачи книги от Бога Отца к Богу Сыну символизирует воцарение Христа, который принимает власть от Отца. Животные и старцы со всех сторон обступают Агнца и начинают петь в его честь: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле».

Вслед за ними эту песню повторяли огромное множество старцев, животных и ангелов, со всех сторон окружавших престол. «И число их было тьмы тем и тысячи тысяч», - говорится в «Откровении». Приближался конец света.

Рис. 25. Каваллини. Иисус Христос.

Фрагмент фрески «Страшный суд» церкви Санта-Чечилия ин Трастевере в Риме

Рис. 24. Ангел

Однако, согласно предсказаниям прорицателя, Бог обязательно защитит всех истинно верующих людей, которые прожили праведную жизнь, между тем как всех отринувших Бога и нераскаявшихся грешников ожидает суровое наказание.

Иисус Христос поочередно снимает печати с книги, в результате чего на землю опускаются четыре всадника, восседающие на четырех разномастных конях. Они являются провозвестниками конца света и тех великих бедствий, которые будут ему предшествовать.

Вот Агнец снял первую печать, и одно из четырех животных провозгласило: «Иди и смотри». Иоанн Богослов увидел белого коня (рис. 26 ). На нем сидел «всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить».

Христос снял вторую печать, и второе животное произнесло громовым голосом: «Иди и смотри». Тут появился второй конь, рыжий. Всаднику, сидящему на нем, предписано было «взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч».

После того как Агнец снял третью печать, Иоанн услышал голос третьего животного: «Иди и смотри». В этот момент с неба сошел вороной конь, и сидел на нем всадник, «имеющий меру в руке своей».

Агнец снял четвертую печать, и четвертое животное сказало: «Иди и смотри». Вышел бледный конь. Восседал на нем самый страшный всадник, олицетворявший собой смерть. В «Откровении» говорится: «И ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертой частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными».

Следует отметить, что о тех же конях четырех мастей и всадниках, восседающих на них, упоминается в книге пророка Захария, и там они символизируют четыре духа небесных, «которые предстоят перед Господом всей земли».

Дальнейшие события представляют собой потрясающие картины, которые производят довольно сильное впечатление.

Рис. 26. Белый конь и победоносный всадник

Если обратиться к реальной истории тех далеких времен, можно провести некоторые аналогии с событиями последних лет правления Нерона, когда шли нескончаемые, кровопролитные войны, а императорский престол сотрясали восстания целого ряда римских наместников, желавших занять место Нерона, а также восстания в Иудее и в Галлии. Кроме того, в те годы в Риме нередко свирепствовал голод. В 65 году н. э. Средиземноморье постигла новая страшная беда - чума, уносившая тысячи жизней. Примерно в это же время в Италии, Греции, Малой Азии и на всем восточном побережье Средиземного моря произошли разрушительные землетрясения. Так что всадник на бледном коне собрал богатый урожай людских жизней.

Первые христиане в эти годы пережили особенно страшные гонения. Каждому, кто свято следовал вере Христовой, после мучительных пыток грозила неминуемая смерть. Поэтому не случайно в «Откровении» говорится, что, когда Христос снял пятую печать, под жертвенником появились души «убиенных за слово Божие». Они молили Бога отомстить живущим на земле за выпавшие на их долю страдания. Владыка успокоил их, дал им белые одежды и сказал, что вскоре свершится Страшный суд и многие праведники пополнят их ряды.

После того как Агнец снял шестую печать, произошло великое землетрясение. «И солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь; и звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои; и небо скрылось, свившись, как свиток; и всякая гора и остров двинулись со своих мест». Все люди: и цари, и вельможи, и свободные, и рабы - стремились укрыться в пещерах и ущельях гор и молили о том, чтобы пали на них камни и скрыли их «от лица Сидящего на троне и гнева Агнца, ибо пришел великий день гнева Его».

Затем Иоанн Богослов повествует о том, что увидел он четырех ангелов, стоящих на четырех концах земли, которые держали четыре ветра, чтобы не дули они «ни на землю, ни на море, ни на какое дерево». Но вот со стороны восходящего солнца двинулся к ним другой ангел, имевший «печать Бога живого». И повелел он тем четырем ангелам-разрушителям, которым предписано было «вредить земле и морю»: не творить вреда, покуда не будут положены печати на челах рабов Божьих, то есть тех, кто, несмотря ни на что, сохранил преданность истинной христианской вере. Таких нашлось сто сорок четыре тысячи. Все они собрались вокруг престола Божьего, облаченные в белые одежды. Отныне они должны были служить Богу в храме Его и получили избавление от страданий, ибо «Агнец, который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их».

И вот наступил самый страшный момент. Когда Христос снял последнюю, седьмую печать, на небе воцарилось полное безмолвие. Иоанн Богослов увидел, как вперед вышли семь ангелов с трубами - вершители Божьего суда - и ангел с золотой кадильницей в руках, которую он наполнил огнем с жертвенника и «поверг на землю». На земле от этого произошли «голоса и громы, и молнии, и землетрясение». Семь ангелов приготовились трубить, возвещая о том, что пришел «день Господний».

После того как «вострубил» первый ангел, на землю обрушились «град и огонь, смешанные с кровью». В результате была уничтожена третья часть деревьев и вся зеленая трава.

После знака, поданного вторым ангелом, огромная гора, напоминавшая огненный шар, низверглась в море, отчего погибла третья часть живых существ, обитающих в нем, и утонула третья часть плывущих по морю судов. Третья же часть морской воды превратилась в кровь.

Протрубил третий ангел, и с неба на землю упала «большая звезда, горящая подобно светильнику», имя которой - «полынь». От этого вода в третьей части рек и источников стала горькой и ядовитой, «и многие из людей умерли от вод».

Звук трубы четвертого ангела вызвал поражение третьей части Солнца, Луны и звезд, в результате чего третья часть дня стала ночью.

После этого Иоанн Богослов увидел ангела, летящего посреди неба, который громким голосом провозглашал: «Горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех ангелов, которые будут трубить».

Затем вострубил пятый ангел, и с неба на землю упала звезда. Ей дан был ключ, которым «она отворила кладязь бездны». Оттуда пошел густой дым, помрачивший Солнце и воздух, а из дыма вышли полчища чудовищной саранчи. Она была подобна «коням, приготовленным на войну; и на головах ее как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее - как лица человеческие; и волосы у ней - как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов. На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее - как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала». Узнал Иоанн, что царем ее был ангел бездны, имя которому по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион (то есть «губитель»).

Ужасная саранча, напоминавшая земных скорпионов, должна была нападать не на земную растительность, а на людей, которых Бог не отметил своей печатью, то есть оставшихся на земле грешников (рис. 27 ). Но не убивать их, а мучить в течение пяти месяцев, и мучение это будет подобно «мучению от скорпиона, когда ужалит человека». В связи с этим в «Откровении Иоанна Богослова» звучит страшная фраза: «В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них».

Труба шестого ангела возвещала жуткие картины нашествия огромного конного войска числом в две тьмы тем, которое идет от реки Евфрат. Оно предназначено Богом для уничтожения третьей части людей, которой суждено было погибнуть «от огня, дыма и серы», выходивших изо рта коней с львиными головами. Хвосты их, подобные змеям, имели головы и тоже приносили вред людям.

Войско погубило третью часть людей, но оставшиеся в живых не раскаялись в прегрешениях своих, и их ожидала еще одна кара.

Рис. 27. Микеланджело. Грешники.

Фрагмент фрески «Страшный суд». Сикстинская капелла.

Ватикан

Увидел Иоанн исполинского ангела, «сходящего с неба, облеченного облаком; над головой его была радуга, и лицо его, как Солнце, и ноги его, как столпы огненные». Одной ногой он стоял на земле, а другой - на море и держал в руках своих раскрытую книгу. Голосом, звучавшим подобно семи громам, он поведал Иоанну о тайнах будущего. Пророк собрался записать сказанное, но услышал глас Божий, раздавшийся с небес, который запретил ему это делать. Ангел, стоявший на море и на земле, воздел руку к небу и возвестил, что когда вострубит седьмой ангел, то «времени уже не будет» и «совершится тайна Божия», известная древним пророкам. После этого голос с неба повелел Иоанну взять из рук ангела книгу и съесть ее, потому что ему надлежало «опять пророчествовать о народах и племенах».

И вострубил, наконец, седьмой ангел, и в небе зазвучали громкие голоса: «Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков». В это время двадцать четыре старца, восседавшие на престолах вокруг престола Божьего, склонились перед Ним и провозгласили: «… пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам, и святым, и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю». И пришло третье горе: «Отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии, и голоса, и громы, и землетрясения, и великий град».

Таким образом, Иоанн Богослов донес до верующих утешительную весть: судный день уже близок, надо еще немного подождать и потерпеть. В конце концов тем, кто пострадал за веру, воздастся за их праведные муки, и они обретут покой и счастье, а их палачей неизбежно настигнет суровая кара. Однако Иоанн в своем «Откровении» на этом не останавливается и продолжает описывать свои видения.

Он рассказывает о чудесном знамении, появившемся на небе, - «жене, облеченной в солнце; под ногами ее луна и на главе ее венец из двенадцати звезд». Жена произвела на свет «младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным». В то время как все чествовали младенца, жена убежала в пустыню, где ей было Богом предписано провести тысячу двести шестьдесят дней.

Потом на небе произошла битва архангела Михаила и его ангелов с «великим драконом, древним змием, называемым диаволом и сатаною, обольщающим всю вселенную», и его злыми ангелами. Михаил победил в этой схватке. Дракону с ангелами не нашлось места на небе, и они были низвержены на землю. Именно в этот момент Иоанн услышал громкий голос с неба, который возвещал о низвержении дьявола и о том, что на небесах наступило спасение - царство и власть Христа.

Дьявол был побежден «кровию Агнца», а также стойкостью и верностью христиан, тех, которые «не возлюбили души своей даже до смерти». Ко всем же живущим на земле и на море снизошло великое горе, так как низвергнутый на землю дьявол стал особенно яростен, поскольку знал, что немного ему осталось времени.

Спустившись на землю, дракон начал преследовать жену, родившую младенца. Но Бог дал ей два крыла, похожих на орлиные. Она поднялась в небо и прилетела в пустыню, где и укрылась от дракона. Рассвирепевший змий пустил ей вслед реку, которая излилась из его пасти. Но тщетно: сама земля пришла на помощь жене, она разверзла свои уста и поглотила реку.

Дракону не удалось настигнуть жену, поэтому он решил «вступить в брань с прочими (то есть произошедшими) от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельства Иисуса Христа».

В следующей главе Иоанн описывает двух необычных животных, которые явились ему в следующем видении. Он стоял на песке морском и вдруг увидел, как из моря вышел чудовищный зверь с семью головами и десятью рогами. На рогах его было десять диадем, а «на головах его имена богохульные». По виду своему он был «подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою, и престол свой, и великую власть». Одна из голов зверя «как бы смертельно была ранена», но эта рана чудесным образом излечилась.

Все живущие на земле поклонились зверю и дракону, давшему ему власть, кроме тех, чьи имена были «написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» и кто проявил «терпение и веру святых». Зверь объявил войну святым, и «дано было ему вести войну со святыми и победить их». Но власть его утвердилась ненадолго - только на сорок два месяца.

В своем следующем видении Иоанн описал еще одного зверя, красного дракона (рис. 28 ): «И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные Агнчим, и говорил, как дракон». Он заставлял людей поклоняться образу первого зверя, а тем, кто отказывался это делать, грозил смертной казнью. По наущению дракона всем людям следовало положить «начертание имени зверя на правую руку или на чело». В этой же главе звучат слова, которые стали загадкой для многих поколений и впоследствии получили довольно противоречивую трактовку: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число это шестьсот шестьдесят шесть».

Здесь необходимо сделать отступление. Смысл всех этих ужасных видений и глобальных катаклизмов был вполне доступен первым читателям «Откровения». Однако людям, живущим в начале III тысячелетия, иносказательные рассказы Иоанна вряд ли будут понятны. Они скорее воспримут их как миф или сказку, поэтому остановимся на объяснении некоторых понятий.

Рис. 28. Двурогий дракон

О чем же говорил Иоанн Богослов, описывая образы жены, родившей младенца, и двух животных, и разгадана ли тайна числа «шестьсот шестьдесят шесть»? Оказывается, пророк имел в виду вполне реальные исторические события.

Жена, увенчанная двенадцатью звездами, олицетворяет собой народ Израиля. Дракон с семью головами и десятью рогами является символом Римской империи, красный цвет - это пурпур императорских мантий, семь увенчанных рогами голов дракона - семь императоров, которые правили в Риме до того, как увидели свет «Откровения Иоанна Богослова»: это Август, Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон, Гальба, Отон. Десять рогов дракона, по всей вероятности, символизируют десять наместников римских провинций. «Младенец мужеского пола» не кто иной, как Иисус Христос, которому и предначертано «пасти все народы жезлом железным». Бог взял Его на небо под свою защиту, поэтому дракону не удалось погубить «подобного Сыну Человеческому».

Иоанн Богослов представляет Рим в образе сатаны, дьявола. Он могуч, но ему не удастся настолько оклеветать Бога, воздавая ему «хулы», чтобы «свидетельствующие о Христе» отвернулись от него и изменили своей вере. Иоанн уверен в том, что они обязательно одержат победу над дьяволом благодаря своей праведности и стойкости, поскольку готовы принять смерть за свои убеждения. Вероятно, это не просто намек на те жестокие гонения, которым подвергались первые христиане в Римской империи. В этих строках звучит еще и грозное предостережение Риму. Автор как бы предсказывает полное разрушение, грозящее Вечному городу в недалеком будущем.

Тайна числа «шестьсот шестьдесят шесть» также объясняется достаточно просто. Многие древние народы, в том числе иудеи, обозначали числа с помощью различных букв алфавита.

Так что, если подставить в «звериное число» вместо цифр еврейские буквы, получится два слова: «Нерон кесарь». Значит, зверь, у которого одна голова была смертельно ранена, но исцелилась, представляет собой аллегорию, олицетворяющую образ римского императора Нерона. Дело в том, что Иоанн Богослов, так же как и его единомышленники, были убеждены, что могущество Рима и неограниченная власть императоров исходят не иначе как от самого дьявола. Поэтому

чудесным образом исцелившаяся голова дракона является прямым указанием на судьбу императора Нерона. Об этом свидетельствует реальный исторический факт. В 68 году н. э. наместники провинций подняли восстание, целью которого было свержение Нерона. В результате император покончил жизнь самоубийством, а в скором времени появились слухи о том, что Нерон остался в живых.

Итак, те, кто соблюдал заповеди Божии, одержали победу над драконом. Вернемся теперь к «Откровению Иоанна Богослова». Что же еще увидел пророк в тот великий день гнева Божьего? На горе Сионе стоял Агнец со всеми искупленными «из людей, как первенцы Богу и Агнцу».

Посреди неба один за другим появились три ангела - провозвестники начала суда Божьего. Первый ангел с вечным Евангелием в руках громким голосом обратился к людям, оставшимся на земле: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его». Другой ангел, последовавший за первым, возвестил о падении великого города Вавилона, который «яростным вином блуда своего напоил все народы». Третий ангел провозгласил: «Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью».

И услышал Иоанн голос, раздавшийся с неба, который велел ему записать такие слова: «Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе». Вскоре пророк увидел светлое облако, появившееся на небе. На нем восседал «подобный Сыну Человеческому» с золотым венцом на голове и острым серпом в руках. Еще один ангел обратился к Иисусу с призывом опустить серп на землю и пожать жатву, «ибо жатва на земле уже созрела». Сын Человеческий опустил серп на землю и свершил свой суд, подобно жатве и обрезанию винограда.

В следующем знамении, «великом и чудном», явились Иоанну семь ангелов с семью последними язвами, «которыми оканчивалась ярость Божия». Услышал пророк песнь Моисея и песнь Агнца, которую пели «победившие зверя и образ его», прославляя могущество Господа. После того как смолкли голоса, открылись ворота храма небесного и вышли оттуда семь ангелов, облаченных в чистые и светлые льняные одежды. Одно из четырех животных дало им семь золотых чаш с Божьим гневом. Храм наполнился дымом, и никто не мог войти туда, покуда не «окончились семь язв семи ангелов».

Громкий голос, раздавшийся из храма, повелел семи ангелам вылить семь чаш гнева Божьего на землю. После того как первый ангел вылил свою чашу, «сделались жестокие и отвратительные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его».

Второй ангел вылил чашу в море, и все живое в нем погибло. Третий ангел вылил чашу в реки и источники, и вода в них превратилась в кровь, ибо те, кто «пролили кровь святых и пророков», были того достойны.

Четвертый ангел вылил свою чашу на Солнце, которое стало нещадно жечь людей. Однако не покаялись грешники и продолжали хулить Бога за то, что он посылает им страдания. Тогда пятый ангел вылил чашу на престол зверя, шестой - в реку Евфрат, в которой тут же высохла вода, а седьмой ангел - на воздух. Громкий голос раздался из храма небесного. Он возвестил о том, что свершился суд Божий.

«И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, которого не бывало с тех пор, как люди на земле… И град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая».

В следующих главах Иоанн предсказывает падение древнего города Вавилона, который в тексте «Откровения» представлен в виде аллегории - блудницы, сидящей «на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами». Пал Вавилон, потому что «сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она (блудница) напоила все народы». Великий город был выжжен дотла и опустошен. Так свершился Божий суд над Вавилоном. Чем же вызван был гнев Божий?

Существует миф о «вавилонском столпотворении», который повествует о том, что когда-то все люди говорили на одном языке и жили вместе между реками Тигр и Евфрат. И решили они построить город, который впоследствии назвали Вавилоном, и огромный столп - башню высотой до самого неба. И сошел Бог посмотреть этот город и башню, которую строили люди. Разгневался Он на гордыню человеческую и сделал так, что люди стали говорить на разных языках и не могли п он ят ь д ру г д ру га.

Начались тогда беспорядок и неразбериха. Башня осталась недостроенной, а люди разбрелись по земле кто куда. От них пошли разные народы, каждый из которых говорит на своем языке.

После того как свершился суд над людьми и отомстил Бог великому городу, Иоанну представилось еще одно чyдное видение: небеса разверзлись, и показался белый конь с восседавшим на нем всадником, который был облачен в одежды, обагренные кровью. Имя Ему было - Слово Божие.

За ним последовали воинства небесные на таких же белых конях и в белых одеждах. Вышел зверь и цари земные, чтобы вступить в битву с Сидящим на коне и Его воинством. Зверь был схвачен и брошен в огненное озеро.

Потом с неба сошел ангел, который держал в руке своей ключ от бездны и большую цепь. Он низверг дьявола в образе дракона в бездну и «положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет». В течение этого времени верным Христовым последователям предначертано царствовать и быть священниками Бога и Иисуса.

Те же, кто отступил от веры и поклонился образу зверя, не оживут из мертвых, пока не окончится тысячелетие. Они, в отличие от праведников, не достойны первого воскрешения.

Далее Иоанн предсказывает, что спустя тысячу лет сатана будет выпущен из темницы своей, но ненадолго. Он снова выйдет обольщать народы и соберет их на брань против святых. Однако Бог пошлет на них огонь с неба, а дьявол будет «ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков».

После расправы с сатаной все мертвые, малые и великие, предстанут перед Сидящим на белом великом престоле. И море, и смерть, и ад отдадут мертвых, которые будут судимы Богом «сообразно с делами своими». Те, кто свято следовал вере Христовой, будут записаны в книгу жизни. Это будет второе воскрешение. Праведники сойдут на землю вместе с Богом. «И Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло».

«Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов - участь в озере, горящем огнем и серою; это смерть вторая».

И увидел Иоанн новое небо, новую землю, и новый святой город Иерусалим, который снизойдет от Бога, с неба, и не будет иметь нужды «ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия ос-

ветила его и светильник его - Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет… И не войдет в него ничто нечистое, и никто, преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни».

В последней главе «Откровения Иоанна Богослова» рассказывается о наставлениях, которые дает ему Христос, и о благословении Иоанна на пророчество. Предсказатель должен был наставить людей на путь праведный, то есть на путь служения вере Христовой. Согласно «Откровению», только так можно избежать суровой кары Господней, которая постигнет неверных во время Страшного суда.

В заключение разговора о библейском Апокалипсисе следует упомянуть о том, что до сих пор вопрос об авторстве «Откровения» остается открытым, а ответы на него довольно противоречивыми. Хотя большинство ученых, занимающихся этой проблемой, единогласно приписывают авторство Иоанну Богослову, многие священники оспаривают не только это утверждение, но и подлинность самого текста «Откровения». Они высказывают предположение о том, что это пророчество было написано и включено в Библию не в I веке н. э., а гораздо позднее, поэтому никакой связи с Иоанном Богословом не имеет. Так, К. Иерусалимский, И. Златоуст, Ф. Карский, Г. Богослов даже не называют «Откровение» в числе канонических книг.

Сомнения в подлинности текста, повествующего о конце света, высказывали также Дионисий Александрийский (III век), Евгений Кесарийский (IV век) и другие довольно известные ученые-богословы, как древние, так и современные. И их подозрения можно считать вполне обоснованными. Внимательно изучив «Святое благовествование о жизни Иисуса Христа», написанное Иоанном Богословом в 95 году н. э., ученые выразили сомнени е в то м, что он в 6 8-6 9 г ода х н. э. д ейс твит ель но нап и -сал пророчество об ожидающем людей Апокалипсисе. Ведь в «Святом благовествовании» он ни словом не обмолвился о своем «Откровении» и не привел ни одной цитаты из него.

Однако автор «Откровения» явно пользовался огромным авторитетом у своих современников, о чем свидетельствует содержание первых четырех глав пророчества. Он обращается к ряду христианских общин Малой Азии, дает оценку их верности учению Христа, одних хвалит, других порицает за проявленную слабость, за то, что соблазнились учениями появившихся среди них лжепророков. Чувствуется его прекрасная осведомленность о тайной жизни различных христианских общин. Исходя из этого, можно предположить, что автор «Откровения» и есть тот самый Иоанн Богослов, который, как известно, был одним из апостолов Христа.

Кроме того, есть и другие причины, позволяющие видеть в авторе «Откровений» апостола Иоанна. Многие раннехристианские богословы упоминают в своих произведениях, что он сильнее всех апостолов был связан со старой верой, иудаизмом. В отличие от Павла, «апостола язычников», считавшего возможным, например, несоблюдение обрядов субботы и обрезания и утверждавшего, что для Бога одинаково равны иудей, скиф и эллин. Иоанн считал себя больше иудеем, чем христианином.

В своем «Откровении» Иоанн Богослов не просто повествует о подробностях конца света, открывшихся ему свыше, он даже указывает дату наступления Апокалипсиса: через 1260 дней, т. е. 42 месяца.

«Откровение Иоанна Богослова» стало лишь первой ласточкой. Вскоре появились произведения других авторов на эту тему: «Апокалипсис» Петра, описывающий видения рая и ада, и «Пастырь» Гермы, где приводятся притчи и наставления этического характера. Свое название второе произведение получило по тем видениям, о которых оно повествует. Главным действующим лицом здесь является человек в одежде пастыря.

В Евангелии от Марка также есть отрывок, рассказывающий о Страшном суде, который должен положить конец «веку сатаны». Пророк предрекает страшные события, которые произойдут перед вторым пришествием. Именно эти катаклизмы станут испытанием для человечества, ради которого Сын Человеческий принял мученическую смерть.

В неканоническом описании конца света апостолом Павлом Иисус Христос произносит следующие слова: «Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; Потому что сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».

Откровение Иоанна Богослова - это последняя книга Библии. Ее автором был один из учеников Иисуса Христа - апостол Иоанн. Он написал ее приблизительно в 90-е годы от будучи в ссылке на острове Патмос.

Раскрытие Божьей тайны

Иногда эту книгу называют Апокалипсисом, поскольку именно так звучит в переводе с греческого языка слово «Откровение». Было бы ошибкой думать, что Божье Откровение содержится лишь в этой, заключительной книге Святого Писания. Вся Библия является посвящением в тайны Божьего замысла. Последняя же книга - это завершение, обобщение всех Божественных истин, «посеянных» в самой первой библейской книге - Бытии, и последовательно развивающихся в последующих главах Ветхого, и особенно

Пророчества в Писании

Откровение Иоанна Богослова - это также книга пророчеств. Видения, которые автор получил от Христа, в основном, относятся к будущему. Хотя в глазах Бога, существующего вне времени, все эти события уже произошли и показаны провидцу. Поэтому повествование ведется при помощи глаголов прошедшего времени. Это важно, если читать Откровение не из праздного любопытства к предсказаниям, а будучи частью Церкви Христа, которая окончательно победила здесь сатану и стала великолепным Новым Иерусалимом. Верующие могут с благодарностью воскликнуть: «Слава Господу! Все уже свершилось».

Краткое содержание Откровения Святого Иоанна Богослова

Заключительная книга Библии рассказывает о том, как родился на земле Антихрист (воплощение сатаны), как пришел во второй раз Господь Иисус Христос, как произошла между ними битва, и Божий враг был низвергнут в огненное озеро. Откровение Иоанна Богослова повествует о том, как произошел конец света и суд над всеми людьми, и о том, как Церковь стала свободным от горя, греха и смерти.

Семь церквей

Первым видением Иоанна был Сын Человеческий (Иисус Христос) посреди семи золотых светильников, которые символизируют семь церквей. Устами Иоанна Бог обращается к каждой из них, характеризуя ее суть и давая ей обещания. Эти семь представляют единую Церковь в разные времена ее существования. Первая, Эфесская - это ее начальный этап, вторая - в Смирне - характеризует христианскую церковь в период гонений, третья, Пергамская, соответствует временам, когда Божье собрание стало слишком мирским. Четвертая - в Фиатире - олицетворяет церковь, отступившую от Божьих истин, превратившуюся в административный аппарат. Исследователи Библии говорят, что она соответствует средневековой римско-католической религиозной системе. Тогда как пятая церковь в Сардах напоминает о реформации Собрание верующих в Филадельфии символизирует возвращение к истине о том, что все, искупленные кровью Христа, - члены Его Вселенской Церкви. Седьмая, Лаодикийская, представляет времена, когда верующие «угасли» в своем рвении, стали: «не холодны и не горячи». От такой церкви Христа тошнит, он готов ее «извергнуть из уст» (Откр. 3:16).

Кто вокруг престола

С четвертой главы Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) рассказывает об увиденном на небесах престоле с восседающим на нем Агнцем (Иисусом Христом) в окружении 24 старцев и 4 животных, поклоняющихся Ему. Старцы обозначают ангелов, а животные - живых существ на земле. Тот, кто имеет вид льва, символизирует диких животных, подобный тельцу - домашний скот. Тот, который имеет «лицо человека», представляет человечество, а подобный орлу - царство птиц. Здесь нет пресмыкающихся и зверей, живущих в воде, потому что в грядущем Божьем царстве их тоже не будет. Искупитель достоин, чтобы снять семь печатей с запечатанного до времени свитка.

Семь печатей и семь труб

Первая печать: белый конь со всадником символизирует благовестие. Вторая печать - рыжий конь со всадником обозначает бесчисленные войны. Третья - вороной конь и его всадник предвещают голодные времена, четвертая - конь бледный с его всадником обозначают распространение смерти. Пятая печать - это крик мучеников об отмщении, шестая - гнев, скорбь, предостережение живущим. И, наконец, седьмая печать открывается безмолвием, а затем громогласным восхвалением Господа и исполнением Его замысла. Семь ангелов вострубили в семь труб, совершая суд над землей, водами, светилами, над живыми людьми. Седьмая труба возвещает вечное царство Христа, суд над мертвыми, награду пророкам.

Великая драма

С 12-й главы Откровение Иоанна Богослова показывает события, которым суждено свершиться дальше. Апостол видит Жену, облаченную в солнце, которая мучится в родах, ее преследует Женщина - прообраз церкви, дитя - Христос, дракон - сатана. Младенец восхищен к Богу. Происходит война между дьяволом и архангелом Михаилом. Божий враг низвергнут на землю. Дракон гонит женщину и других «из семени ее».

Три жатвы

Затем провидец рассказывает о двух зверях, появившихся из моря (Антихрист) и из земли (Лжепророк). Это попытка дьявола соблазнить живущих на земле. Обманутые люди принимают число зверя - 666. Далее говорится о трех символических жатвах, олицетворяющих сто сорок четыре тысячи вознесенных к Богу праведников до начала великой скорби, праведников, внявших благовестию во время скорби и восхищенных за это к Богу. Третья жатва - это язычники, брошенные в «давило ярости Божьей». Происходит явление Ангелов, несущих Евангелие народу, возвестивших о падении Вавилона (символа греха), предостерегающих тех, кто поклоняется зверю и принял его печать.

Конец старых времен

За этими видениями следуют образы выливания семи чашей гнева на нераскаявшуюся Землю. Сатана обольщает грешников выйти на битву с Христом. Происходит Армагеддон - последняя битва, после которой «древний змий» брошен в бездну и заточен там на тысячу лет. Потом Иоанн показывает, как избранные святые тысячу лет правят Землей вместе с Христом. Затем сатана выпущен, чтобы обольщать народы, происходит последний бунт не покорившихся Богу людей, суд над живыми и мертвыми и окончательная гибель сатаны и его последователей в огненном озере.

Божий замысел осуществился

Новое Небо и новая Земля представлены в двух последних главах Откровения Иоанна Богослова. Толкование этой части книги восходит к идее о том, что Божье царство - Небесный Иерусалим - сходит на Землю, а не наоборот. Святой город, пропитанный Божьей природой, становится местом обитания Бога и Его искупленных людей. Здесь течет река воды жизни и растет то самое, которым когда-то пренебрегли Адам и Ева, а потому были отторгнуты от него.

Природные катаклизмы и бедствия практически во всех предсказаниях служат своеобразной «визитной карточкой» Апокалипсиса, как признак его прихода.

Агнесс Сасагава

1969 год - в Японии было явление Девы Марии сестре Агнесс Сасагава, которая предупредила католическую монахиню, что всему человечеству предстоит пережить страшные бедствия. 1969 год, 28 июня - у Агнесс начали появляться стигматы (раны Христа) на руках – в виде кровоточащего креста. 6 июля - во время молитвы в часовне, сестра Агнесс услыхала, что от статуи Девы Марии исходит голос. Богоматерь сказала ей: «Козни дьявола проникнут в Церковь, кардиналы против кардиналов, епископы против епископов. Священники и кто верует будут презираемы. Церкви и алтари разграблены. Церковь будет поглощена теми, кто примет соглашение с демонами. Они будут принуждать священников и освященные души оставить служение Богу. Дьявол будет особенно непримирим к людям, которые приняли посвящение Богу. Мысль о потере многих душ является причиной моей печали. Если грехи увеличатся в числе и тяжести, то не будет больше прощения для них» (1973 год, 13 октября).
«Если люди не раскаются и не будут вести себя хорошо, Отец учинит ужасное наказание всему человечеству. Это будет наказание большее, чем Всемирный потоп, какое вы не видели прежде.
Огонь будет падать с неба и уничтожит большую часть человечества, доброе и плохое, не щадя ни священников, ни верующих. Оставшиеся в живых найдут только пустыню. И они будут завидовать мертвым».

Григорий Распутин

Григорий Распутин оставил немало пророчеств об апокалиптических событиях будущего. Он предсказывал:

«Землетрясения в это время участятся, земли и воды раскроются, и их раны поглотят людей и скарб. Вы будете ежедневно видеть насилие на пороге своего дома, поскольку человек вновь станет зверем и, как все звери, будет нападать или подвергаться нападению. Этот человек не будет отличать добра от зла».
«Моря, как воры, войдут в города, в дома, и земли станут солеными. И соль войдет в воды, и не будет воды, которая бы не была соленой. Соленые земли не принесут более плодов, а если и принесут, это будут горькие плоды. Поэтому вы увидите плодородные земли, превращенные в соленые болота. А иные земли будут высушены растущим жаром. Человек окажется под соленым дождем и будет бродить по соленой земле, меж засухой и потопом».

«Яды обнимут Землю, как страстный любовник. И в смертельном объятии небеса обретут дыхание смерти, а в источниках воды будут горьки, и многие из этих вод будут ядовитее гнилой змеиной крови. Люди будут умирать от воды и воздуха, но говорить будут - они умерли от сердца и почек…»

Ванга

В пророчествах Ванги миру много говорится о катаклизмах и потрясениях.

«Все, что написано в Библии, сбудется! - говорила она. - Грядет Апокалипсис».
1995 год - она говорила: «Знаете, что ждет нас через несколько лет? Землетрясения, пожары, наводнения и другие бедствия, от которых пострадает много людей. Несчастья будут происходить повсюду, затронут все народы…». (В.М. Сидоров. Людмила и Вангелия.)

«Людей станет меньше на свете. Мясо овец, коров и коз нельзя будет употреблять в пищу. А вы ни о чем не хотите думать и не видите, что вас ожидает. Люди будут ходить без обуви и без одежды, жить без еды, топлива и света».

Иоанн Кронштадтский

По свидетельством епископа Арсения, Иоанн Кронштадтский сказал:

«Всякий раз, как я смотрю на огонь и особенно на бушующую стихию его при пожарах и других случаях, то думаю: стихия всегда готова и только ожидает повеления Творца вселенной выступить к исполнению своей задачи - уничтожить все, что на земле, вместе с людьми, их беззакониями и делами».
«Когда воды земного шара потеряют свое равновесие с подземным огнем и огонь пересилит водную стихию, непрестанно убывающую, тогда произойдет огненный потоп, предсказанный в Священном Писании и особенно в послании апостола Петра, и настанет Второе Славное Пришествие Господа и суд всему миру. К тому времени нравы чрезвычайно развратятся. Верьте, что Второе Пришествие Господа Иисуса Христа со славою - при дверях».

Росс Петерсон

Ясновидящий Росс Петерсон, предсказывающий будущее, находясь в состоянии транса, пророчествовал о катастрофических трансформациях земной коры. По его предсказаниям, в результате кошмарного тектонического катаклизма пострадает Джорджия, Каролина и все Западное побережье Америки. Калифорния будет затоплена, а Нью – Йорк погрузится в океан. Огромные территории Европы «исчезнут в мгновение ока». Петерсон утверждает, что Испания, Португалия и западное побережье Англии «канут в воду». Все эти трагические события вернут человечество к истинной религии. Согласно его пророчествам, в России появится новое учение – видоизмененная форма христианства, а Азия претерпит великое духовное возрождение.

Ричард Канингер

«Интенсивных землетрясений будет больше, чем когда‑либо были зарегистрированы учеными. Все вулканы мира взорвутся, а также множество новых присоединится к ним. Из‑за извержения вулканов огромное количество тяжелых газов, такие как двуокись углерода и двуокись серы, распространится в атмосфере. Газы охладятся в высоких слоях атмосферы, а затем выпадут на поверхность Земли. Возникнут воздушные потоки такого масштаба, что ураганный ветер будет выть на лице мира. Небо будет наполнено пылью и удушающими парами, так что даже солнце совсем не будет видно в течение нескольких месяцев. Стены из воды в тысячи футов будут реветь, сметут все перед собой и зальют земли. Морские и сухопутные животные, растительность, ил и песок будут перемешаны и перемолоты в грязь. Если почву не смоет, то она будет покрыта каменными валунами и будет бесполезной для выращивания сельскохозяйственных культур. Зловоние разложения и мрачная разруха будут повсюду. Многие люди станут безнадежно безумными. Те, кто силой своего убеждения сохранят свою цивилизацию, восстановят мир».

Пророчества спиритов

В сборнике предсказаний спиритов Аргентины – «Третье тысячелетие», издание 1956 год, есть такие пророчества о будущем нашей планеты и всего человечества: «Настанут дни великой катастрофы, ураганы уничтожат целые города, поднимется ад огня, и воды станут красными от крови. Воздух воняет смертельными газами, а микробы упадут сверху. Так будут уничтожены многие поселения, целые народы исчезнут. Катаклизмы физически завершат смертельную драму.
Европа будет огромным кладбищем, Азия и Африка станут настоящими пустынями. Америка ужасно изуродована, Бразилия и республики Южной Америки представляют собой обширные руины. Многие страны исчезнут во время катастроф. Франция, Италия, Германия в дыму, Англия исчезнет под водой. Ни одно европейское государство не избежит кровавой бойни. Азия, острова Японии, Австралия и многие другие страны будут затоплены.
Южная Америка будет страдать от катаклизмов, а ее центр затопит вода. Небольшая часть Бразилии пострадает от этого, но ее территория будет сохранена.
Ось вращения Земли резко переместится, что приведет к затоплению больших площадей суши. Вода затопит обширные пространства, и поверхность континентов сократится до одной трети. Моря расширят свои акватории, а земли сократятся из‑за всемирного потопа.
В пустых морях у Африки, Европы и Азии увидите силуэты американских судов. Корабли заполнены грузами, они пристанут к их берегам, чтобы оказать помощь оставшимся в живых – это жест человеческой солидарности… капитанов Бразилии. Эти суда приплывут к опустошенным берегам континентов с одеждой, палатками и продовольствием, что немного поможет уменьшению страданий тех, кто избежал бойни.
Значительные изменения поверхности планеты, разрушения, вызванные человеческой слепотой, изменят весь мир… новые неизвестные реки потекут на некоторых материках. Мир будет другим».

Роберт Волк – Призрак

Предсказания американского индейца Роберта Волка – Призрака: «В начале XXI столетия мир ожидают катастрофические перемены. Тьма и мрак снизойдут на тихоокеанское побережье США в начале нового тысячелетия, несколько месяцев будет так темно, как бывает лишь в долгие полярные ночи. Произойдет это потому, что десятки вулканов извергнутся почти одновременно, пепел и дым надолго покроют всю западную часть Америки. А извержение вулканов на дне Тихого океана вызовет резкий подъем прибрежных вод почти до ста метров. Земля погрузится в хаос, и произойдет это очень скоро».
«Вначале будут три предупреждения. Если человечество не одумается и не научится жить и мыслить в гармонии с природой, то большая его часть погибнет либо в огне, либо в воде».

Джон Раннинг

Предсказание шамана племени апачи Джона Раннинга: «Перед Концом Света будет мощнейшее землетрясение, в результате которого погибнут сотни тысяч людей. Затем начнется война, а Луна окрасится в красный цвет и исчезнет с небосвода. Придет пророк и будет проповедовать новое учение. Для некоторых он станет Мессией, а другие назовут его Антихристом».
«На землю в районе Северной Атлантики, – предсказывает Джон Раннинг, – упадет комета. Начнутся небывалые ураганы, и гигантские волны обрушатся на все прибрежные районы, что приведет к гибели 2,3 миллиона человек. Планета сойдет со своей орбиты и погрузится в лед. Все живое погибнет».

Филисия Систиага

Явление Девы Марии Филисии Систиага (Умбе, Бильбао, Испания, 1941 год): «Отсутствие веры на Земле приведет людей к катастрофе. Последнее чудесное предупреждение небес для обращения грешников. Близятся войны и стихийные бедствия, когда многие из них умрут. «Часть Испании будет затоплена морем. Два папы римских пропадут без вести в конце времен». Прежде чем наказание наступит, будет дано предупреждение – небо станет освещаться большим крестом, когда он приблизится, он явит сильный белый свет, что даже Солнце станет тусклым в течение четырех часов, а многие умрут только от ее печати (может быть, в данном пророчестве говорится о появлении быстровращающейся звезды и воздействии ее гамма– и рентгеновского излучения на человека).
«Дети мои, большой недостаток веры повлечет за собой большие и бесконечные страдания на Земле. Они начнутся с четверга на пятницу. В течение 30-и лет, начиная с… столетия, появится туман, в котором вы не увидите друг друга. Не будет Света. Темнота будет продолжаться до тех пор, пока Он не простит. Праведные и достойные не пострадают. Дети мои, вы должны просить у Бога прощения. Это является предупреждением о наказании. До тех пор, в оставшееся время, сменятся два папы» (23.5.1971 год).
«…в Испании будет много катастроф и болезней. Многие умрут гораздо раньше наказания. Я дам вам предупреждение – небо осветится крестом, который будет излучать сильный белый свет, что не позволит видеть даже Солнце. Это будет длиться четыре часа, затем горячий ветер кнутом хлестнет по всей стране. Многие из вас умрут. Те, кто верит в Бога, не страдает» (22.6.1971 год).

Иеромонах Арсение

Румынский предсказатель 72‑х летний иеромонах Арсение пророчил «конец современного мироустройства», который произойдет в результате разрушительного землетрясения, «когда Южный полюс соединится с Северным, а на Землю обрушится огненный хаос». После «трех дней и трех ночей ужасающих бедствий спасутся только чистые перед Богом люди», – говорит Арсение. Иеромонах получил это предупреждение Апокалипсиса на Святой горе Афон, куда совершил паломничество. Известие было ниспослано ему Святым Духом во время молитвы в монастыре Ватопед и сопровождалось видением грядущей катастрофы в натуральных подробностях, вплоть до низвержения святых икон в море и охваченных пламенем людей.

Ампаро Куэвас

Явление Девы Марии 55‑и летней испанке Ампаро Куэвас (1980 год). Дева сказала: «Скоро придет большое наказание для человечества, которого еще никто не видел.
Папа будет замучен, а Церковь рухнет. св. Петр и св. Павел вмешаются, чтобы избрать нового папу. Бог Отец пошлет два ужасных наказания. Одно из них: революции, засуха, голод, болезни. Бог позволит сатане посеять раздор между правителями, в обществе и семье. Другое наказание придет с неба, разрушительным землетрясением в различных странах и наступлением абсолютной темноты в течение 3-х дней. Ничего не будет видно в эти дни, когда воздух будет вредоносный и зажгутся только благословленные свечи. Вы должны оставаться дома, молиться и просить милости Божьей.
Наказание начнется, когда звезда сойдется с Землей и упадут большие облака, которые сожгут землю. Вы услышите оглушающий шум органа, и многие дома будут летать по воздуху. В течение 3-х дней темноты Господь пошлет команду ангелов. Все враги Его и Церкви мертвы, все грешные люди погибнут, за исключением тех, которые обратятся в последние минуты. Наказание уничтожит две трети человечества, а земля будет как пустыня.
Предупреждение о наказании появится в небе, чтобы увидели все. Звезда, горит земля, по всей видимости, мир в огне сгорит за 20 мин. Многие умрут от горя, но те, кто с Богом и Девой, будут в восторге. После предупреждения и до наказания будет чудо».
Дева сказала Ампаро: «Человечество отказывается слушать наши сообщения и предупреждения, которые появляются во многих местах. Не верит в них, что миру дается пророчество о катастрофе, люди закрыли свои уши…»

Мария Патрисия Талбот

Явление Богоматери с 28 августа 1988–го по 1990 год 16-и летней Патрисии Талбот (Куэнка, Эквадор): «17 марта 1989 года Божия Матерь говорила: «Времена скорби начались. Скорбь о вашей вере, но беда придет позже начала дней темноты. Мрак веры, но истинная темнота будет после…»
1989 год, 18 мая - Матерь объявила: «Когда будет три дня темноты, вы не должны покидать свои дома, чтобы вы постоянно молились, потому что в то время не будет лжепророков, которые пытаются обмануть вас. Вы их узнаете, потому что у них на правой руке число зверя».
19 мая Небесная Матерь сказала: «Это время близко. До дней этих событий будут знамения на небе и на Солнце… Тогда придет Царствие Божие и его справедливости. Начнутся землетрясения, ураганы, с неба упадет дождь огня. Все это будет от Отца, Сына и Святого Духа. В те дни люди будут уничтожены своими ядерными объектами, которые вы создали для собственного уничтожения. Вы не знаете, они чувствуют боль, предупреждают о стихийных бедствиях, которые создаются человеком. Вы в одном шаге…»

Ангера

Ангера из Бразилии, видение об огне с неба. Предупреждение Богоматери получено 16.08.2009 года: «Дорогие дети, молитесь задолго до появления креста в небе – для преобразования людей. Ищите защиты в Евхаристии, потому что только так вы сможете наблюдать чудеса Господни. Не позволяйте дьяволу украсть ваш мир.
Вы семя Господне, и Он будет следовать и служить. Я ваша Мать печальная. Я имею в виду, что вы будете еще больше страдать. Вы переходите к будущему больших испытаний.
Человечество будет очищено в страдании. Наступает день, когда люди будут обращаться за помощью и захотят умереть. Быстрый и разрушительный огонь дойдет до Земли. Это придет издалека, и люди не могут избежать этого разрушительного действия.
Я есть то, что вам нужно. Континенты прекратят свое существование, а земля не будет прежней. Все будет по‑другому. То, что вы видите сегодня, больше не будет существовать. После всего этого Бог создаст новую землю для избранных Его. Вперед с мужеством.
Это сообщение сегодня пришло к вам во имя Святой Троицы. Спасибо, что разрешили Мне встретиться с вами здесь еще один раз. Я благословляю вас во имя Отца, Сына и Святого Духа. Будьте спокойны: аминь».

Предсказание индейцев поуни

Имеется предание о будущих катаклизмах и у индейцев поуни: «Старые люди рассказывали нам… что когда Луна станет красной, люди узнают, что миру наступает конец… С начала мира на севере поместили Северную Звезду (Полярную), так чтобы она не двигалась… Когда Северная исчезнет и уйдет, всей землей и людьми завладеет Южная Звезда (смещение оси Земли). Старики также знали, что когда мир приблизится к концу, будет множество предзнаменований. Будут знамения среди звезд. По небу полетят метеориты. Луна сразу изменит свой свет. Солнце тоже покажется в разном освещении… Сигнал для уничтожения всего будет дан Северной Звездой, а Южная Звезда выполнит эту команду… Когда придет время конца света, звезды снова упадут на землю».