Мой любимый "Обломов": Семейная жизнь Ольги и Штольца. Любовь, семья и прочие вечные ценности в восприятии обломова и штольца - документ Отношение к любви штольца

Гончаров Иван Александрович - это замечательный русский писатель-реалист. Его творчество прочно вошло в классическую литературу нашей страны. Своеобразие его художественного мира заключается, по словам Н.А. Добролюбова, в том, что он смог охватить в своем творчестве полный образ предмета, изваять, отчеканить его.

Основная мысль Гончарова в романе "Обломов"

В своем романе Иван Александрович осуждает дворянскую бездеятельность. Характеристика Обломова в романе "Обломов" это доказывает, и скоро вы в этом убедитесь. Автор приветствует деловитость класса предпринимателей, зарождавшегося в то время. Для Гончарова в характере Обломова существенной является его барская избалованность, а также бездеятельность, следующая из нее, бессилие воли и ума. Изображение этого героя под рукой столь именитого мастера вылилось в широкую картину, на которой читателю представлена предреформенная жизнь поместного дворянства страны. Более 100 лет назад было написано произведение, но оно привлекает к себе внимание до сих пор. Этот роман, безусловно, является классическим произведением, созданным прекрасным русским языком.

Илья Ильич Обломов

Какова же характеристика Обломова в романе "Обломов"? Прочитав его, каждый, наверное, хочет понять, кто ему ближе по духу: Штольц или Илья Ильич. Характеристика Обломова, на первый взгляд, лишена привлекательности. В романе этот герой предстает человеком уже не первой молодости. Он пытался в прошлом служить, однако от всякой деятельности отошел и стал неспособным вернуться к ней. Он не хочет не только чем-нибудь заниматься, но даже бывать в обществе, выходить на прогулку, одеваться, просто вставать с дивана. Безмятежное состояние этого героя нарушают лишь визитеры, которые приходят только с корыстными целями к Обломову. Например, Тарантьев его просто обворовывает, занимая деньги и не возвращая их. Обломов же оказывается в произведении жертвой своих посетителей, поскольку он не может понять истинной цели их визитов. Исключение составляет лишь Штольц, друг его юности, который приезжает его навестить в Обломовку.

Однако характеристика Обломова не так однозначно негативна. Мы к ней еще вернемся.

Андрей Иванович Штольц

Штольц является антиподом этого героя в романе. Гончаров его изобразил "новым человеком". Штольц с самого детства воспитывался в суровых условиях, привыкая постепенно к трудностям и невзгодам жизни. Это чуждый и служебного карьеризма, и дворянской лени делец, который отличается таким уровнем культуры и такой активностью, которые в то время не были свойственны русскому купечеству. Видимо, не зная, где такого человека отыскать среди деловых русских людей, Гончаров решил сделать своего героя отпрыском полунемецкой семьи. Штольц, тем не менее, воспитание получил у русской матери, которая была дворянкой, а также учился в столичном университете. Этот герой считает, что путем устройства шоссейных дорог, ярмарок, пристаней, школ патриархальные "обломовки" превратятся в приносящие доход благоустроенные имения.

Взгляды на жизнь Обломова

Не одной лишь апатией отмечена характеристика Обломова. Этот герой пытается "философствовать". Илья Ильич противопоставляет искренность и доброту патриархальной жизни нравственной испорченности представителей чиновничье-дворянского общества столицы. Он его осуждает за стремление к карьеризму, отсутствие серьезных интересов, прикрытое показной любезностью взаимное недоброжелательство. В этом отношении автор романа согласен с Ильей Ильичом. Характеристика Обломова дополняется тем, что он - романтик. Этот герой мечтает главным образом о тихом семейном счастье.

Отношение к жизни Штольца

Напротив, Штольц - враг "мечты", всего таинственного и загадочного. Однако он разумеет под "мечтою" не только лишь розовую романтику, но и всяческий идеализм. Автор, разъясняя убеждения этого героя, пишет, что в его глазах то, что не подвергается анализу практической истины, опыта, является оптическим обманом или фактом, до которого очередь опыта еще не дошла.

Значение любовного конфликта в раскрытии характеров главных героев

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца была бы неполной, если бы мы не раскрыли тему взаимоотношений этих героев с Ольгой Ильинской. Гончаров вводит своих персонажей в любовный конфликт для того, чтобы испытать их самой жизнью, которая покажет, чего каждый из них стоит. Поэтому незаурядной личностью должна была явиться героиня "Обломова". В Ольге Ильинской мы не найдем ни светского кокетства, ни барских причуд, ничего манерного, с умыслом сделанного для успеха в жизни. Эта девушка отличается красотой, а также естественной свободой поступка, слова и взгляда.

Оба главных героя, созданных Гончаровым, в любовных отношениях с этой женщиной терпят поражение, каждый по-своему. И это раскрывает несостоятельность иллюзий автора в оценке и того и другого. "Честное и верное", "золотое" сердце Обломова вдруг оказывается под сомнением вместе с его порядочностью. Отметим, что герой этот, обладающий "глубоким, как колодезь, сердцем", перед девушкой позорно лукавит, ссылаясь на то, что о своем характере он ее "предупреждал". Ольга понимает, что Илья Ильич "уже давно умер".

Последовательная характеристика Обломова и Штольца раскрывает все новые интересные детали. Опять в романе появляется Андрей Иванович. Он вновь возникает в произведении для того, чтобы занять место, которое ранее занимал Обломов. Характеристика героя Штольца в его взаимоотношениях с Ольгой раскрывает в его образе некоторые важные черты. Гончаров, показывая его парижскую жизнь с Ильинской, хочет показать читателю широту взглядов своего героя. Фактически же он его снижает, поскольку интересоваться всем означает ничем систематически, углубленно, всерьез не увлекаться. Это значит узнавать все с чужих слов, брать из чужих рук. Штольц едва мог поспевать за Ольгой в ее томительной торопливости воли и мысли. Вопреки воле автора, повествование о совместной жизни этих двух героев, которое должно было быть хвалой Штольцу, в конце концов оказалось средством его разоблачения. Штольц в конце романа представляется лишь самоуверенным резонером. Этому герою, который не смог спасти друга, дать любимой женщине счастья, читатель уже не верит. От полного краха Штольца спасает лишь тенденциозность автора. Ведь все-таки на его стороне был Гончаров ("Обломов"). Характеристика Обломова, созданная писателем, а также голос автора в романе позволяют нам судить об этом.

Слабость обоих героев и классов, которые они представляют

Помимо собственного желания, Гончаров смог показать, что не только русское барство вырождается. Слаб не только Обломов. Характеристика героя Штольца также не лишена этой черты. Добропорядочные предприниматели не могут исторически стать преемниками барства, поскольку они слабы, ограничены и не способны взять на себя ответственность за решение коренных вопросов жизни страны.

Значение образа Ольги Ильинской в русской литературе

Итак, сравнительная характеристика Обломова и Штольца показывает, что ни тот ни другой не могут, каждый по-своему, вызвать симпатию. А вот героиня произведения, Ольга Ильинская, станет прообразом просвещенной русской женщины. Этот прообраз в дальнейшем встретится в произведениях многих классиков 19 века.

Часто сравнение Ильи Ильича и Андрея Ивановича представляется как таблица. Характеристика Обломова и Штольца, представленная наглядно, помогает лучше запомнить информацию. Поэтому сравнительная таблица на уроках литературы как вид работы нередко используется в школе. Когда же требуется глубокий анализ, лучше от нее отказаться. А именно такая задача и стояла при создании этой статьи.

Введение

Произведение Гончарова «Обломов» – социально-психологический роман, построенный на литературном методе антитезы. Принцип противопоставления прослеживается как при сопоставлении характеров главных героев, так и их основных ценностей и жизненного пути. Сравнение образа жизни Обломова и Штольца в романе «Обломов» позволяет лучше понять идейный замысел произведения, разобраться в причинах трагизма судеб обоих героев.

Особенности образа жизни героев

Центральным персонажем романа является Обломов. Илья Ильич боится жизненных трудностей, не желает что-либо делать или решать. Любое затруднение и необходимость действовать вызывают у героя печаль и еще сильнее погружают в апатичное состояние. Именно поэтому Обломов после первой неудачи на службе больше не захотел пробовать свои силы на карьерном поприще и укрылся от окружающего мира на любимом диване, стараясь не только не выходить из дому, но и даже не вставать с постели без крайней надобности. Способ жизни Ильи Ильича похож на медленное умирание – как духовное, так и физическое. Личность героя постепенно деградирует, а сам он полностью погружается в иллюзии и мечты, которым не суждено сбыться.

Штольца же трудности наоборот подстегивают, любая ошибка для него – только повод двигаться дальше, достигая большего. Андрей Иванович пребывает в постоянном движении – командировки, встречи со знакомыми и светские вечера являются неотъемлемой частью его жизни. Штольц смотрит на мир трезво и рационально, в его жизни нет неожиданностей, иллюзий и сильных потрясений, ведь он все просчитал наперед и понимает чего ждать в каждой конкретной ситуации.

Образ жизни героев и их детство

Развитие и становление образов Обломова и Штольца показано автором с самых ранних лет героев. Их детство, юношеские и зрелые годы протекают по-разному, им прививают разные ценности и жизненные ориентиры, что только подчеркивает непохожесть персонажей.

Обломов рос подобно тепличному растению, отгороженному от возможных воздействий окружающего мира. Родители всячески баловали маленького Илью, потакали его желаниям, готовы были сделать все, чтобы их сын был счастлив и доволен. Особого внимания требует сама атмосфера Обломовки – родного поместья героя. Медлительные, ленивые и малообразованные жители деревни считали труд чем-то подобным наказанию. Поэтому старались всячески его избегать, а если уж приходилась работать, то работали нехотя, без всякого вдохновения и желания. Естественно, это не могло не повлиять на Обломова, с малых лет впитывавшего любовь к праздной жизни, абсолютному безделью, когда за тебя всегда может все сделать Захар – такой же ленивый и медлительный, как и его барин. Даже когда Илья Ильич попадает в новую, городскую среду, он не желает менять своего образа жизни и начинать интенсивно работать. Обломов просто закрывается от окружающего мира и создает в своем воображении некий идеализированный прототип Обломовки, в котором и продолжает «жить».

Детство Штольца проходит иначе, что обусловлено, прежде всего, корнями героя – строгий отец-немец старался воспитать из сына достойного буржуа, который мог бы всего в жизни добиваться самостоятельно, не боясь никакой работы. Утонченная мать Андрея Ивановича, напротив, хотела, чтобы сын добился блестящей светской репутации в обществе, поэтому с малых лет прививала ему любовь к книгам и искусствам. Все это, а также регулярно проводимые в поместье Штольцев вечера и приемы гостей повлияли на маленького Андрея, сформировав экстравертную, образованную и целеустремленную личность. Героя интересовало все новое, он умел уверенно двигаться вперед, поэтому после окончания университета с легкостью занял свое место в обществе, став для многих незаменимым человеком. В отличие от Обломова, который любую активность воспринимал как отягощающую необходимость (даже университетские занятия либо чтение длинной книги), для Штольца его деятельность была импульсом для дальнейшего личностного, социального и карьерного развития.

Сходства и различия образа жизни героев

Если различия в образах жизни Ильи Обломова и Андрея Штольца заметны и очевидны почти сразу, соотносясь соответственно как пассивный, ведущий к деградации образ жизни и активный, нацеленный на всестороннее развитие, то их сходство просматривается только после подробного анализа персонажей. Оба героя являются «лишними» людьми для своей эпохи, они оба живут не в настоящем времени, а потому находятся в постоянном поиске себя и своего истинного счастья. Интровертный, медлительный Обломов всеми силами держится за свое прошлое, за «райскую», идеализированную Обломовку – место, где ему всегда будет хорошо и спокойно.

Штольц же стремится исключительно в будущее. Он воспринимает свое прошлое как ценный опыт и не пытается за него цепляться. Даже их дружба с Обломовым полна неосуществимых планов на будущее – о том, как можно преобразить жизнь Ильи Ильича, сделать ее более яркой и реальной. Штольц всегда на шаг впереди, поэтому ему трудно быть для Ольги идеальным мужем (впрочем, «лишняя» природа Обломова в романе также становится препятствием к развитию отношений с Ольгой).

Подобная оторванность от окружающих и внутреннее одиночество, которое Обломов заполняет иллюзиями, а Штольц мыслями о работе и самосовершенствовании, и становятся основой их дружбы. Персонажи неосознанно друг в друге видят идеал собственного существования, при этом полностью отрицая образ жизни своего друга, считая его то слишком активным и насыщенным (Обломова расстраивало даже то, что приходится долго ходить в сапогах, а не в привычных ему мягких тапках), то чрезмерно ленивым и бездеятельным (в конце романа Штольц говорит, что именно «обломовщина» сгубила Илью Ильича).

Заключение

На примере образа жизни Обломова и Штольца Гончаров показал, как могут различаться судьбы людей, выходцев из одного социального слоя, но получивших разное воспитание. Изображая трагизм обоих персонажей, автор показывает, что человек не может жить, спрятавшись от всего мира в иллюзии либо чрезмерно отдавая себя другим, вплоть до душевного истощения, – чтобы быть счастливым, важно найти гармонию между этими двумя направлениями.

Тест по произведению

Обломов Илья Ильич – главный герой романа «Обломов». Помещик, дворянин, живущий в Петербурге. Ведёт ленивый образ жизни. Ничем не занимается, лишь только мечтает и «разлагается» лёжа на диване. Яркий представитель обломовщины.

Штольц Андрей Иванович - друг детства Обломова. Наполовину немец, практичный и деятельный. Антипод И. И. Обломова.

Сравним героев по следующим критериям:

Воспоминания о детстве (в том числе и воспоминания о родителях).

И. И. Обломов. С самого раннего детства за него все делали: « Няня ждёт его пробуждения. Она натягивает ему чулочки; он не даётся, шалит, болтает ногами; няня ловит его». «.. Она умывает его, причёсывает головку и ведёт к матери. Так же с детства купался в родительской ласки и заботе: « Мать осыпала его страстными поцелуями …» Няня всюду, сутками напролёт, как тень следовала за ним, постоянная опека не кончалась ни на секунду: « … все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготнёй: то попыткой, то живой радостью за ребёнка, то страхом, что он упадёт и расшибёт нос …».

Штольц. Детство его проходит в полезной, но утомительной учебе: « С Восьми лет он сидел с отцом за географической картой … а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова …» Мать постоянно беспокоилась о сыне: « … она бы держала его возле себя». Но отец его был полностью равнодушен и холоднокровен к сыну, нередко и « прикладывал руку»: « … и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног».

Отношение к учёбе и труду.

Обломов. В школу ходил без особого интереса и желания, с трудом отсиживал на уроках, одолеть какую-либо книгу для Обломова было большим успехом и радостью. « Зачем же все эти тетрадки … бумаги, времени и чернил? Зачем учебные книги? . Когда же жить?» Мгновенно холодел к тому или иному роду деятельности, будь это учёба, книги, увлечения. Такое же отношение было и к работе: « … учишься, читаешь, что вот-де настала година бедствий, несчастлив человек; вот собираешься с силами, работает, гомозится, страшно терпит и трудится, все готовит ясные дни».

Штольц. Учился и работал уже с детства – главная забота и задача отца его. Учение и книги увлекали Штольца, на протяжении все жизни. Труд – смыл существования человека. «Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и на самом деле нажил дом и деньги».

Отношение к мыслительной деятельности.

Обломов. Несмотря на отсутствие любви к учёбе и труду, Обломов был далеко не глупым человеком. У него в голое постоянно крутились какие-то мысли, картинки, он постоянно стоил планы, но по совершенно непонятным причинам всё это откладывалось в долговой ящик. «Он, как встанет утром с постели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрёт голову рукой и обдумает, не щадя сил, до тех пор, пока, наконец, голова утомится..»

Штольц. Реалист до мозга костей. Скептик по жизни и в размышлениях. « Он боялся всякой мечты или, если входил в её область, то входил, как входят в грот с надписью. , зная час или минуту, когда выйдешь оттуда».

Выбор жизненных целей и способы их достижения. (В том числе и образ жизни.)

Обломов. Жизнь однообразна, лишена красок, каждый день похож на предыдущий. Его проблемы и заботы умопомрачительно смешны и нелепы, ещё смешнее он их решает, переворачиваясь с бока на бок. Автор всеми силами оправдывает Обломова, мол в голове у него много идей и целей, но ни одна из них не материализуется.

Штольц. Скептицизм и реализм проявляется во всём. «Он шёл твёрдо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль». « А сам всё шёл упрямо по избранной дороге».

95992 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Обломов и Штольц: два восприятия мира (по роману И.А Гончарова «Обломов»)

Обломов и Штольц (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Обломов и Штольц (по роману И.Гончарова «Обломов»)

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Сравнительная характеристика И. И. Обломова и Штольца

Смотрите также по произведению "Обломов":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Сочинение на тему Обломов и Штольц сравнительная характеристика в романе Обломов Гончаров читать бесплатно

Обломов и Штольц сравнительная характеристика

В романе И. А. Гончарова «Обломов» одним из частых приёмов является антитеза. Путём противопоставления автор сравнивает главного героя И. И. Обломова с его другом детства А. И. Штольцем. Первый является настоящим русским барином, а другой – практичным немцем. На протяжении всего романа прослеживаются сходства и различия этих двух героев.

Обломов Илья Ильич – главный герой романа, дворянин, живущий в Петербурге. Он ведёт ленивый образ жизни, любит всё время проводить на своём диване и ничего не делать. Любит только мечтать. Андрей Иванович Штольц – друг детства Ильи Ильича, наполовину русский, наполовину немец. Любит активный образ жизни, всегда находится в действии. Штольц является полным антиподом Обломова.

Различия главных героев просматриваются в первую очередь по детским воспоминаниям. Если И. И. Обломова с детства баловали вниманием и лаской, то А. И. Штольц рос в более строгой педантичной атмосфере под зорким присмотром отца-немца. За Обломова всё делали няни, а мать постоянно опекала его. Мать Штольца также беспокоилась за сына, однако отец не давал баловать и растил в строгости и справедливости, был даже немного хладнокровен и равнодушен к сыну, а порой мог надавать ему тумаков за непослушание. Таким образом, будучи ровесником Обломова, Штольц мог сам постоять за себя и заработать себе капитал.

Другие различия просматривались в отношении к учебе и труду. Обломов с детства не проявлял особого интереса к школе и школьным предметам. Он не понимал, зачем нужны все эти тетрадки, бумаги, книги, чернила. К любому виду деятельности мгновенно охладевал. Такое же отношение было к работе. Штольца приучали к кропотливой учебе и труду уже с детства. Отец с ним часто сидел за географической картой, мать читала священную историю и учила басням Крылова. Поэтому интерес к учебе и чтению книг у него проснулся довольно рано. А труд в его понимании являлся смыслом существования любого человека. Он не только учился, но и служил, а затем работал, не щадя сил. В перерывах ещё и успевал путешествовать.

Отличалось и отношение главных героев к мыслительной деятельности. Несмотря на то, что Обломов не прикладывал никаких усилий в учебе, он был вовсе не глуп. В его голове часто возникали дельные мысли, но каким-то удивительным образом все время откладывались на потом. Штольц был реалистом до мозга и костей. Он был отъявленным скептиком и боялся мечтать.

Жизненные цели и способы их достижений у героев были также разными. В голове у И. И. Обломова всегда было много идей и целей. Однако ни одна из них не материализовалась. Его жизнь однообразна и лишена практических целей. Решением любых проблем является переминание с бока на бок. А. И. Штольц остается реалистом во всем. Он старался всегда твердо идти к цели, жить по бюджету и просто следовать прямо по избранному пути.

Внимание, только СЕГОДНЯ!


























1 из 25

Презентация на тему: Штольц и Обломов

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Основные вопросы: - Почему автор не изобразил чудесного преображения Обломова? - Как вообще можно помочь человеку достигнуть гармонии с жизнью, научиться не прятать, а открывать миру все свое интеллектуальное и духовное богатство? Что нужно предпринять, чтобы помочь человеку преодолеть апатию и вновь вернуться к полноценной жизни? - Что намеревался сделать Штольц во имя спасения друга? К какому итогу он пришел? - Почему столь благородные душевные порывы Штольца не привели к ожидаемому результату.

№ слайда 4

Описание слайда:

Прав ли был автор, считая, что именно такой человек, как Штольц, способен спасти Обломова? - Мог ли такой человек, как Штольц, пробудить душу Обломова? - Какими чертами автор наделил Андрея Штольца? Можно ли считать, что образ Штольца строго противопоставлен образу Обломова? Сопоставьте авторскую характеристику образа жизни Обломова и Штольца. 1. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? 2. Что сближает Обломова и Штольца?

№ слайда 5

Описание слайда:

«Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге» (1, V). «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормаль ным состоянием» (1,1). «Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет... Он беспрестанно в движении...» (2, II) «Штольц был немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская...» (2,1) «Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца. Кажется, и печалями, и радостями он управлял как движением рук, как шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой» (2, II).

№ слайда 6

Описание слайда:

«Он все сбирался и готовился начать жизнь, все рисовал в уме узор своей будущности; но с каждым мелькавшим над головой его годом должен был что-нибудь изменять и отбрасывать в этом узоре. Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая - из покоя и мирного веселья» (1, V). «А сам все шел да шел упрямо по избранной дороге. Не видали, чтоб он задумывался над чем-нибудь болезненно и мучительно; по-видимому, его не пожирали угрызения утомленного сердца; не болел он душой, не терялся никогда в сложных, трудных или новых обстоятельствах, а подходил к ним, как к бывшим знакомым, как будто он жил вторично, проходил знакомые места» (2, II). 1. Обломов безвыездно живет в одном городе более 12 лет, и главное его занятие - лежание; Штольц «беспрестанно в движении». Обломов еще только собирался и готовился начать жизнь, Штольц «все шел да шел упрямо по избранной дороге». Обломов еще только создавал в"тзоем воображении картину будущей жизни; Штольц все делал обдуманно и уверенно, «как будто он жил вторично». 2. Обломов и Штольц - ровесники, принадлежат одному социальному слою.

№ слайда 7

Описание слайда:

Обломов и Штольц: отношения с родителями -Сопоставьте характер взаимоотношений Обломова и Штольца с их родителями. 1. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (1, IX , 1, IX, 2,1) 2. Что сближает Обломова и Штольца? 1. Обломов почти не знал мужского воспитания; отец же Штольца, напротив, стремился сделать из своего сына настоящего мужчину, он был сторонником суровых методов воспитания и не позволял своей жене жалостью и излишней заботой вмешиваться в его общение с Андреем. 2. И Обломов, и Штольц с нежностью вспоминают о своих матерях, не в силах сдержать слезы. Их матери - образец нежности, заботливости - дорожили сы новьями, стремились уберечь их от опасностей, не могли налюбоваться на своих детей.

№ слайда 8

Описание слайда:

Обломов и Штольц: отношение к учению -Сопоставьте информацию об отношении к учению Обломова и Штольца. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (1, VI ;2,1) 2. Что сближает Обломова и Штольца? 1. Обломов учился поневоле, не понимая, за что ему было уготовано это наказание и зачем ему эти знания в жизни; родители стремились защитить своего сына от тяжелого учения. Образованием Штольца руководил отец, давал ему ответственные поручения и спрашивал, как со взрослого. Учился Штольц отлично. И скоро сам начал преподавать. 2. И Обломову, и Штольцу были созданы необходимые для учения условия. Они оба получили хорошее образование, причем долгие годы учились вместе.

№ слайда 9

Описание слайда:

Обломов и Штольц: отношение к службе и к обществу. -Сопоставьте информацию об отношении Обломова и Штольца к службе и роли в обществе. 1. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (1, V ; 2, II) 2. Что сближает Обломова и Штольца? 1.Обломову был чужд образ жизни, который требовала от него служба, а также суета и шум светской жизни; он успешно изолировал себя от них. Штольц и на службе, и в свете чувствовал себя уверенно, но никогда не придавал этому особого значения. Обломов не бывает в свете; Штольц, несмотря на свою занятость, успевает показываться в светском обществе. 2. Ни Обломов, ни Штольц не считали, что служба или светское общество имеют особое значение в их жизни. И Обломов, и Штольц находятся в отставке.

№ слайда 10

Описание слайда:

Обломов и Штольц: понимание любви - Сопоставьте характер переживаний влюбленных Обломова и Штольца -В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (2, X; ,XI; 3, VI ; 4,IV ; 4, VII). 1.Для Обломова любовь- потрясение, болезнь, она доставляет ему душевные и физические страдания. Для Штольца любовь - труд ума и души. 2.И Обломов, и Штольц одарены способностью любить глубоко, искренне.

№ слайда 11

Описание слайда:

Вывод. Автор характеризует Штольца как яркую, привлекательную личность; если Обломов ленив, бездеятелен, добродушен, беззлобен, чувствителен, способен на душевный порыв, нерешителен, то Штольц активен, деятелен, любезен, доброжелателен, сосредоточен на своей цели, погружен в размышления, предусмотрителен, расчетлив, быстро принимает решения. Образы Обломова и Штольца противопоставлены и по воспита нию, и по отношению к учению, и по восприятию любви... Однако нельзя сказать, что в основе сравнения этих образов лежит строгое противопоставление. Автор представил читателю две яркие индивидуальности, внутренний мир которых не исчерпывается только взаимоисключающими характеристиками. Он обращает внимание читателя на то, что этих героев сближает их глубокая привязанность к матери, воспоминания о детстве и юности,способность глубоко и искренно любить. Очевидно, что Штольц - это именно тот человек, который мог пробудить душу Обломова.

№ слайда 12

Описание слайда:

Может быть, Обломов боялся довериться Штольцу? - Какие отношения связывали Обломова и Штольца? Выпишите слова, фразы текста, которыми автор характеризует взаимоотношения Обломова и Штольца. (I,III; 2, II) Обломова и Штольца связывали не только общие страницы биографии. Они дорожили друг другом, всегда были рады встрече, умели ценить лучшие качества и быть снисходительными к слабостям друг друга. Их отношения - глубокая душевная привязан ность, искренние сердечные чувства. Обломов и Штольц были необходимы друг другу и были благодарны судьбе за то, что она послала им друг друга. Обломов доверял Штольцу, верил, что он сможет помочь ему, ждал от него помощи.

№ слайда 13

Описание слайда:

Может быть, Штольц ошибся в выборе средства для спасения друга? - Верное ли средство избрал Штольц для реализации своего замысла? Штольц, казалось бы, рассчитал все правильно. Любовь - чувство, вызывающее самые сильные потрясения. Если в душе человека еще остались живые чувства, любовь не позволит им дремать. Штольц был уверен, что Ольга очарует Обломова. - Оправдались ли ожидания Штольца? Обломов и Ольга: пробуждение любви

Я очень люблю писателя И.А. Гончарова, автора трёх знаменитых романов на букву «О». В каком-то смысле, он мой учитель. Мне импонирует психологизм его сюжетов. Любовь, с которой он описывает своих героев. Порой, тончайшее чувство юмора. Мудрость и наблюдательность. Но больше всего я учусь у него… доброте. Доброте и полному принятию человеческих особенностей. Без осуждения, унизительного сравнения, с отеческой любовью и состраданием. Это прекрасно, когда автор пишет так! Наверное, поэтому мне так хочется возвращаться к его образам, и находить в их поведении ответы на свои вопросы…


Роман «Обломов» мне полюбился еще в школе. Это заслуга нашей учительницы, накануне изучения произведения обзвонившей родителей, чтобы разрешили детям увидеть его экранизацию. Фильм шёл в ночном эфире, и я терпеливо смотрела телевизор до половины второго. Но потом сдалась, и читала роман уже с увлечением. Мне было любопытно узнать, чем всё закончится… :)

В старших классах мы писали сравнительные характеристики - Обломов и Штольц, Обломов и Ольга… Учителя ведь не могут без сравнения. Им очень хочется, чтобы дети научились самостоятельно мыслить, выбирать лучшее. И я тоже критически сравнивала, выбирала. Разумеется, мне не нравился лениво лежащий на диване Обломов. Штольц казался слишком педантичным. Ольга - самолюбивой. Мне хотелось, чтобы все герои романа были идеальными. Но никто из учителей не сказал нам тогда, что в этой неидеальности есть своя красота. И своё возможное совершенство…

В прошлом году я открыла «Обломова» с единственной целью. Мне хотелось понять, какой путь лучше. Знакомый священник писал, что в христианстве издревле признаются два духовных пути - деятельный и созерцательный. Деятельного во мне было хоть отбавляй, а созерцательное тогда казалось неведомым и потому манило. И, сама не знаю отчего, я решила, что выразительные персонажи Обломова и Штольца дадут мне подсказку.

Но, когда начала читать, живые образы героев с головой захватили меня и увлекли. Я полюбила и прочувствовала каждого из них отдельно. И совсем иначе, чем в юности, пережила драматизм их отношений. В них мне открылось много красоты, трогательности и чуда...

Наверное, со временем я становлюсь более созерцательной. Потому что мне не всегда теперь кажется уместным анализировать и сравнивать, как нас учили в школе. Мне стало нравиться просто любоваться. Просто перечитывать созвучные фрагменты книг в том виде, как они есть, и растворяться в их языке, атмосфере, духе… Где я, где не я - границы стираются. Наслаждение красотой, мудростью, высоким примером - это и есть ответ…

И этой красотой мне хочется делиться с вами, мои друзья. В ближайших нескольких записях журнала я размещу наиболее интересные и «вкусные» (на мой личный взгляд) фрагменты «Обломова». Надеюсь, хотя бы малая часть моего наслаждения коснётся ваших сердец. А может, кому-нибудь прибавит желания перечитать русскую классику.

***
Семейная жизнь Ольги и Штольца

«Шли годы, а они не уставали жить. Настала и тишина, улеглись и порывы; кривизны жизни стали понятны, выносились терпеливо и бодро, а жизнь всё не умолкала у них.

Ольга довоспитывалась уже до строгого понимания жизни; два существования, её и Андрея, слились в одно русло; разгула диким страстям быть не могло: всё было у них гармония и тишина.

Казалось бы, заснуть в этом заслуженном покое и блаженствовать, как блаженствуют обитатели затишьев, сходясь трижды в день, зевая за обычным разговором, впадая в тупую дремоту, томясь с утра до вечера, что всё передумано, переговорено и переделано, что нечего больше говорить и делать и что «такова уж жизнь на свете».

Снаружи и у них делалось всё, как у других. Вставали они хотя не с зарёй, но рано; любили долго сидеть за чаем, иногда даже будто лениво молчали, потом расходились по своим углам или работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой… как все, как мечтал и Обломов…

Только не было дремоты, уныния у них; без скуки и апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок.

И молчание их было - иногда задумчивое счастье, о котором одном мечтал бывало Обломов, или мыслительная работа в одиночку над нескончаемым, задаваемым друг другу материалом…

Часто погружались они в безмолвное удивление перед вечно новой и блещущей красотой природы. Их чуткие души не могли привыкнуть к этой красоте: земля, небо, море - всё будило их чувство, и они молча сидели рядом, глядели одними глазами и одной душой на этот творческий блеск и без слов понимали друг друга.

Не встречали они равнодушно утра; не могли тупо погрузиться в сумрак тёплой, звёздной, южной ночи. Их будило вечное движение мысли, вечное раздражение души и потребность думать вдвоём, чувствовать, говорить!..

Но что же было предметом этих жарких споров, тихих бесед, чтений, далёких прогулок?

Вопрос, что он будет делать в семейном быту, уж улёгся, разрешился сам собою. Ему пришлось посвятить её даже в свою трудовую, деловую жизнь, потому что в жизни без движения она задыхалась, как без воздуха.

Какая-нибудь постройка, дела по своему или обломовскому имению, компанейские операции - ничто не делалось без её ведома или участия. Ни одного письма не посылалось без прочтения ей, никакая мысль, а еще менее исполнение не проносилось мимо неё; она знала всё, и всё занимало её, потому что занимало его.

Сначала он делал это потому, что нельзя было укрыться от неё: писалось письмо, шёл разговор с поверенным, с какими-нибудь подрядчиками - при ней, на её глазах; потом он стал продолжать это по привычке, а наконец это обратилось в необходимость и для него.

Её замечание, совет, одобрение или неодобрение стали для него неизбежною поверкою: он увидел, что она понимает точно так же, как он, соображает, рассуждает не хуже его… Захар обижался такой способностью в своей жене, и многие обижаются, - а Штольц был счастлив!

А чтение, а ученье - вечное питание мысли, её бесконечное развитие! Ольга ревновала к каждой непоказанной ей книге, журнальной статье, не шутя сердилась или оскорблялась, когда он не заблагорассудит показать ей что-нибудь, по его мнению, слишком серьёзное, скучное, непонятное ей, называла это педантизмом, пошлостью, отсталостью, бранила его «старым немецким париком». Между ними по этому поводу происходили живые, раздражительные сцены.

Она сердилась, а он смеялся, она еще пуще сердилась и тогда только мирилась, когда он перестанет шутить и разделит с ней свою мысль, знание или чтение. Кончалось тем, что всё, что нужно или хотелось знать, читать ему, то надобилось и ей.

Он не навязывал ей ученой техники, чтоб потом, с глупейшею из хвастливостей, гордиться «ученой женой». Если б у ней вырвалось в речи одно слово, даже намёк на эту претензию, он покраснел бы пуще, чем когда бы она ответила тупым взглядом неведения на обыкновенный в области знания, но еще не доступный для женского современного воспитания вопрос. Ему только хотелось, а ей вдвое, чтоб не было ничего недоступного - не ведению, а её пониманию.

Он не чертил ей таблиц и чисел, но говорил обо всём, многое читал, не обегая педантически и какой-нибудь экономической теории, социальных или философских вопросов, он говорил с увлечением, страстью: он как будто рисовал ей бесконечную, живую картину знания. После из памяти её исчезали подробности, но никогда не сглаживался в восприимчивом уме рисунок, не пропадали краски и не потухал огонь, которым он освещал творимый ей космос.

Он задрожит от гордости и счастья, когда заметит, как потом искра этого огня светится в её глазах, как отголосок переданной ей мысли звучит в речи, как мысль эта вошла в её сознание и понимание, переработалась у ней в уме и выглядывает из её слов, не сухая и суровая, а с блеском женской грации, и особенно если какая-нибудь плодотворная капля из всего говоренного, прочитанного, нарисованного опускалась, как жемчужина, на светлое дно её жизни.

Как мыслитель и как художник, от ткал ей разумное существование, и никогда еще в жизни не бывал он поглощён так глубоко, ни в пору ученья, ни в те тяжёлые дни, когда боролся с жизнью, выпутывался из её изворотов и крепчал, закаливая себя в опытах мужественности, как теперь, нянчась с этой неумолкающей, вулканической работой духа своей подруги!

Как я счастлив! - говорил Штольц про себя и мечтал по-своему, забегал вперёд, когда минуют медовые годы брака.

Вдали ему опять улыбался новый образ, не эгоистки Ольги, не страстно любящей жены, не матери-няньки, увядающей потом в бесцветной, никому не нужной жизни, а что-то другое, высокое, почти небывалое…

Ему грезилась мать-создательница и участница нравственной и общественной жизни целого счастливого поколения.

Он с боязнью задумывался, достанет ли у ней воли и сил… и торопливо помогал ей покорять себе скорее жизнь, выработать запас мужества на битву с жизнью - теперь именно, пока они оба молоды и сильны, пока жизнь щадила их или удары её не казались тяжелы, пока горе тонуло в любви».