Д келлог большой круг мандалы. Мандала-терапия тест по психологии на тему

Мандала – рисунок, изображение в круге. Подобие земного шара, символ исторического кругового мотива цикличности природы и жизни.

Мандала терапия – путь духовного исцеления, очищения. Метод познания себя, своих сакральных возможностей. Столкновение сознательного с бессознательным.
Первоисточники необычного метода арт-терапии уходят корнями к древним восточным народам и древним религиям (Индия, Тибет).

Развитие современной идеи арт-терапии и диагностика методом мандала принадлежит Карлу Гюставу Юнгу.

Мандала терапия: показания

  • Мандала терапия необходима при следующих состояниях:
  • нервное напряжение;
  • заниженная самооценка;
  • агрессивность поведения;
  • семейные конфликты;
  • детское непослушание и отстранение от взрослых;
  • депрессии;
  • сложная адаптация к новым условиям;
  • расстройства мелкой моторики;
  • психосоматические нарушения;
  • страхи, хроническое тревожное состояние;
  • склонность к суициду;
  • потеря творческого потенциала;
  • кризис среднего или подросткового возраста;
  • нетерпеливость и гиперактивность.

Быстрый способ избавиться от выше описанных состояний – использовать систему Турбо-Суслик (). В отличие от мандалы, избавляет от этих и многих других состояний навсегда. Фактически, перебрасывает в иную плоскость бытия, где такие низкочастотные состояния, просто, не актуальны.

Мандала терапия – метод работы многих педагогов-психологов в детских учреждениях. Арт-терапия – идеальный вариант для контакта ребёнка и взрослого.

Значение цветов и символов

Диагностика в арт-терапии включает в себя знакомство, настрой на сотрудничество, непосредственное собирание артефактов (готовых изображений) и метод расшифровки символов.
Основные символы в мандале:

Цветок – символ прекрасного, гармонии, начала жизни, весны.

Крест – нерешительность, символ выбора, раздумий. Перекрёстное состояние сознательного и бессознательного.

Круг – завершённость, осознание целостности и порядка во внутреннем мире. Уравновешенность.

Квадрат – символ управляемой энергии. Открывает возможность человека материализовать свои идеи и цели.

Треугольник. В зависимости от расположения вершины. Вверх – сила, мужественность, целеустремлённость; вниз – нерешительность, проявление слабости, саморазрушения.

Пятиконечная звезда – символ силы, защищённости, самоуверенности, свободы.

Спираль. Вращающаяся вправо – символ растущей луны и пути солнца, начало чего-то нового.

Вращающаяся влево – регресс, трата силы не в правильном направлении, постепенное опустошение.

Глаз – желание следить за происходящим, не упустить ничего из виду, понять суть.

Сердце – чувствительность, переживания, эмоциональность.

Трава – символ тишины, молчания, спокойствия.

Корни – связь с родными, с родной землёй.

Деревья – мироздание, основательность.

Кошка – символ закрытости, настороженности, тайны.

Собака – дружелюбие, преданность.

Бабочка – развитие по стадиям, гармония с природой.

Змея – мудрость, хитрость.

Черепаха – уход в себя, необщительность, страх перед миром.

Голубь – счастье, любовь.

Павлин – сила характера, гордость.

Петух – символ желания высказаться, отстоять свою позицию, начать бой.

Рыба – уединение, желание справедливости.

Цвета и значения:

  1. Красный выражает возможности и силу. Активность, борьба, стремление к справедливости, к борьбе, к достижению цели. Огонь, поглощающий злое и тёмное.
    Если красный цвет вообще отсутствует на рисунке – это, наоборот, означает слабость, нехватку сил, нежелание бороться.
  2. Жёлтый символизирует понимание, открытость ко всему новому, к познанию. Жизнелюбие, независимость, прозрение.
  3. Зелёный указывает на оздоровление, желание помогать себе и другим, спасать, защищать. Мудрое, правильное восприятие себя и других.
  4. Фиолетовый – королевский цвет. Объединяет мужское и женское начала. Духовная энергия, которая иногда проявляется как эгоизм, индивидуализм. Что может привести к разрушениям собственных идеалов и связи с миром.
  5. Синий – проявление интуиции. В тёмных оттенках – символ неспокойствия, бури, ночи, переживаний. В светлых (голубой) – сострадание, безоблачное небо, бесконечность, глубокое чувство материнства.
  6. Оранжевый – символ положительной энергии, мягкости и самовосприятия.
  7. Чёрный – символ пустоты, отрицания, печали, потери. Как начало появления из темноты чего-то нового. В темноте тоже могут происходить процессы, незаметные для других.
  8. Белый может символизировать духовность, открытость миру, чистоту сознания. А может означать недостаток энергии, отстраненность от реальности и верного восприятия мира.

Использование всех цветов (радужное настроение) означает путь к исцелению, новое восприятие начала жизни, переосмысление. Открытие всех чакр.

Диагностика по сочетанию цветов:

  • Чёрно-белый рисунок – борьба противоположностей без эмоций. Своеобразный отдых от переживаний. Преобладание интеллектуального над эмоциональным.
  • Красный + чёрный – злость, гнев, беспокойство, печаль.
  • Красный + зелёный – спорные чувства, конфликт между потребностью и родительским контролем.
  • Жёлтый + чёрный – низкая самооценка, переплетающаяся с ранимостью и желанием большего. Частые перепады настроения.
  • Красный + синий – конфликтное состояние. Стремление быть свободным от опеки. Вызов.
  • Розовый + чёрный – отрицательные мысли о самом себе. Потребность во внимание, любви ближних.

Важные моменты трактовки мандалы:
– доминирование или отсутствие какого-либо цвета
– пространственное расположение:

  • Центральная часть рисунка – основа, то главное, о чём думает человек больше всего в данный момент.
  • Контур – ключ взаимодействия с миром.
  • Верхняя часть рисунка – то, что человек успел осознать и понять. Нижняя – наше бессознательное.

Основы рисования

Метод мандала терапии чаще практикуют в рисовании на бумаге. Это может быть готовая раскраска с множеством замысловатых линий и изгибов.

Для создания рисунка понадобится большой лист белой бумаги, карандаши или краски.

Техника рисования не очень сложна. Главный принцип – рисование в круге.
Цвет, фактура и расположение образов полностью определяется рисующим. По этой причине невозможно увидеть одинаковые мандалы. У каждого она своя – оригинальная и индивидуальная.

Никогда не поздно познать самого себя. Используйте новый метод арт-терапии для самосовершенствования и самоуспокоения.

Мандала терапия поможет обрести гармонию с собой и с окружающим миром.

Диагностические мандалы,
используемые в консультативной практике
(индивидуальный и групповой варианты)

1. Мандала «Цветочная поляна»

Цель: изучение семейного окружения, личностного ресурса ребенка, снятие эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.

Материалы и оборудование:

Инструкция

1. Ребенку предлагается мандала: «Посмотри, какой волшебный круг. Это волшебная поляна, на которой растет семья цветов. Найди самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась его. Посмотри: рядом с этим цветочком растут его близкие. Покажи, где цветок «мама», «папа», «сестра», «брат» и др. Разукрась их. Расскажи, какие это цветы. Кто еще есть на этой волшебной поляне (друзья, знакомые)? Что нужно для цветов, чтобы они были счастливы? Что мешает цветам на этой поляне?»

2. Ребенку предлагается закрасить контуры (рамку): «Выбери цвет, который подходит для этой поляны. Почему ты выбрал этот цвет? Что он для тебя значит? Что ты сейчас чувствуешь?»

Цвет.

Выход за границы.

Расположение цветов относительно друг друга.

Сочетаемость цветов.

Включенность ребенка в работу.

Цвет рамки.

Центр мандалы (см. рис. вверху).

2. Групповая мандала

Цель: гармонизация внутреннего психологического состояния, снятие внутренней тревожности, активизация работы бессознательного, актуализация чувств, определение половой идентичности, изучение социальной ситуации развития (социометрия).

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, краски, карандаши, пастель (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого.

Инструкция

1. «Заполни круг, начиная с середины. Что получилось? На что это похоже?»

2. «Сейчас посмотри на волшебный круг: тут мальчики и девочки. Кто ты? Найди и разукрась себя. Нарисуй свое настроение (лицо)».

3. «Посмотри, кто находится рядом. Кто это? Покажи, где находятся твои друзья. Расскажи о них. Разукрась своих друзей».

4. «Возле человечков нарисованы домики. Выбери дом, в котором ты живешь. Расскажи об этом доме. Какой этот дом? Что в нем есть хорошего, что плохого?» (Далее обсуждается образ дома, как в проективных методиках.)

5. «Выбери дома, в которых живут твои друзья, расскажи об этих домах. Какие они?»

Информация, которую необходимо
учитывать при интерпретации рисунка

1) Центральный круг. Какой он по цвету, можно ли четко выделить «крест», или это целостное изображение?

2) Выбор цвета (интерпретация по Люшеру, Кандинскому).

3) Расположение выбранной фигуры «образ Я» (верх, низ).

4) Кто находится рядом с фигурой, расстояние между членами семьи, друзьями.

5) Прорисовка мимики.

6) Анализ протокола высказываний ребенка.

3. Геометрическая мандала

Показания: может использоваться в работе с двумя–четырьмя испытуемыми при изучении детско-родительских отношений, тендерных, супружеских отношений, ситуации конфликта.

Цель: изучение комфортности пребывания в группе, изучение детско-родительских, тендерных, супружеских отношений, ситуации конфликта.

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, карандаши, пастель (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого.

Инструкция

«Сейчас вы будете делать совместный рисунок. Посмотрите, какой волшебный круг. На что он похож? (вопрос к каждому ). Сейчас ты начиная с середины будешь заполнять этот круг волшебными карандашами. Покажи, какой кусочек круга ты будешь заполнять?»

Примечание: для детей младшего возраста психолог при помощи считалки выбирает кусочек круга, а более старшие испытуемые осуществляют выбор свободно.

Интерпретация

Обращается внимание на крестообразные границы, на центральный квадрат, цвет, которым заполняются два центральных треугольника в этом квадрате, соподчинение или согласованность в действиях с другим испытуемым. Отслеживается выход за границы. Уточняется и анализируется, где расположен центр. Обсуждаются чувства. Осуществляется анализ вербальных реакций испытуемого.

Коррекционно-развивающее занятия
к набору мандал

Гиперактивные и нервозные дети не являются феноменом в наше время, это не чудо, что наш мир стал шумным и хаотичным. Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал.

А.Цайри

К аждая мандала отражает определенную стадию психического развития человека. Дж. Келлог дала названия каждой стадии, изображаемой мандалой. Условно выделяют 13 стадий.

Цель работы при разукрашивании мандалы:

Развитие творчества;

Развитие произвольности поведения;

Снятие внутреннего напряжения, релаксация;

Развитие мелкой моторики рук;

Воспитание аккуратности;

Активизация бессознательного.

Время работы с одной мандалой 20–60 минут. Если ребенок устал, ему можно дать возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз.

Использование мандалы как средства
для релаксации и расслабления

1. Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.

2. Разукрашивание мандалы имеет смысл, если ребенок выбрал мандалу сам. Нельзя навязывать ребенку выбор мандалы. Он должен это сделать самостоятельно.

3. Разрисовывание мандалы требует высокой концентрации внимания. Ребенку необходимо позитивное подкрепление со стороны взрослого.

4. При разукрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет. Ребенок должен делать выбор самостоятельно. Ведь только он решает, какой цвет нужен в данный момент.

5. В идеале, мандала должна разукрашиваться от наружного края к середине (для взрослых и подростков). Маленькие дети разукрашивают от середины к краю.

Это и есть способ релаксации и расслабления. И все же в данной методике нет четких правил. Поэтому во время работы нельзя давать советы, как правильно работать с мандалой. Ребенок должен действовать по интуиции.

Самое важное - соблюдение направления и порядок разукрашивания. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение.

6. Чтобы ребенок расслабился, необходимо:

Создание соответствующей расслабляющей обстановки (отсутствие ярких, агрессивных цветовых и звуковых раздражителей);

Достаточное время для работы;

Соблюдение принципа невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия;

Разнообразие изобразительных материалов;

Использование релаксационной и медитативной музыки;

Хорошее освещение.

7. Избегайте комментариев по поводу работы и результата в присутствии ребенка, это негативно влияет на творчество, теряется чувство расслабления. Анализировать данный вид работы могут только специалисты.

8. В конце работы по желанию ребенка можно:

Придумать ей название,

Подобрать для нее фон,

Вырезать мандалу и повесить ее на стену.

9. Чем чаще ребенок работает с мандалой, тем меньше будет трудностей с целенаправленностью поведения, тем больше он будет развивать свое творчество.

Технологическая карта «Выбор и роспись мандалы»

Индивидуальное или групповое
диагностико-коррекционное занятие для детей и подростков

Используемая технология: арт-терапия, альбомы А. Цайри, модификация Э.И. Осипук.

Техники: разукрашивание и дополнение сухими и мокрыми изобразительными материалами. Метод «Мандала», автор А.И. Копытин.

Цели: диагностика; гармонизация эмоциональной сферы; снятие внутреннего напряжения; повышение собственной личностной ценности.

№ п/п

Основные этапы занятия

Диагнастико-
коррекционные задачи

Деятельность детей
и психолога

Материалы и оборудование

Организационный

Введение детей в индивидуальную или групповую работу

Психолог предлагает выбрать те материалы, которые необходимы для рисования

Набор готовых мандал Александра Цайри, краски, карандаши, вода, кисти

Основной

Основной

Погружение в творческий процесс. Ситуация выбора. Активизация работы бессознательного

Фиксация вербальных реакций ребенка для последующей интерпретации. Актуализация чувств ребенка

Психолог раскладывает перед ребенком готовые мандалы. Дает четкую инструкцию о том, что нужно выбрать один «волшебный круг». Начинать разрисовывать и разукрашивать можно от центра или от края к центру. Можно вносить изменения в рисунок. После окончания рисования психолог предлагает назвать мандалу. Задает следующие вопросы:

1. Почему ты выбрал этот «волшебный круг»?

2. Расскажи, что ты здесь видишь? (психолог отмечает высказывания ребенка).

3. Что для тебя значат эти цвета?

4. Расскажи о границе (контуре) своего «волшебного круга».

5. Что тебе было сложно делать, а что легко?

6. Что ты сейчас чувствуешь?

7. Ты доволен результатом?

8. Хотел ли ты что-нибудь изменить?

Завершающий

Наблюдение за ребенком

Медитативный момент

После окончания рисования психолог предлагает посидеть молча, «покатать волшебный круг». Найти ему место (прижать к себе, повесить на стену). Сказать, если есть негативные переживания (хочется изменить, разрезать, порвать)

Звучание тихой, релаксационной музыки

Возвращение в ситуацию «здесь и сейчас»

Выключается музыка, психолог благодарит за работу

Технологическая карта «Создание песочной мандалы»

Групповое или индивидуальное
коррекционно-развивающее занятие для детей

Используемые технологии: арт-терапия, песочная терапия, работа с катативными предметами.

Техники: песочная терапия, арт-терапия (автор А.И. Копытин).

Цели: гармонизация внутреннего состояния; развитие коммуникативных навыков; снятие внутреннего напряжения; нахождение внутреннего ресурса.

№ п/п

Основные этапы занятия

Психолого-
коррекционные
задачи

Деятельность детей
и психолога

Материалы и оборудование

Организационный

Введение детей в групповую работу. Формирование психологического климата в группе. Умение слышать и видеть другого, соотносить свои желания с желаниями сверстника

Психолог предлагает построить в песочнице большой песочный круг. Если дети маленькие, это делает сам психолог. Как вариант: круг в песочнице можно выложить при помощи нити (цвет контура круга выбирают сами дети)

Ящик с песком, миниатюрные игрушки, стеклянные шарики, каштаны, нити и т.п.

Основной
1-й вариант

Работа с символами (катативные предметы). Активизация работы бессознательного (диагностика межличностных отношений). Отмечаются высказывания детей. Формирование социальных связей

Психолог говорит: «Мы попали в волшебную страну. Она находится в середине круга. Кем бы ты хотел быть в этой стране? Выбери игрушку, похожую на тебя. Определи место в волшебном круге. Где ты хотел бы жить? Нравятся ли тебе соседи?» (Ребенок ставит свою игрушку и отвечает на вопросы психолога.)

Миниатюрные игрушки

Завершающий

Как называется твоя страна?
Что любят ее жители?

2-й вариант
«Мандала на песке»

Развитие творчества. Снятие внутреннего напряжения, осознание чувств. Развитие общения

Психолог предлагает детям украсить «волшебный круг» различными предметами, затем придумать ему название. В процессе работы создается мотивация детей к групповому сплочению, бережному отношению к труду и чувствам других детей

В процессе работы звучит релаксационная музыка

3-й вариант «Мандала из окрашенного песка»

Развитие творчества, целенаправленности. Активизация бессознательного. Актуализация внутреннего состояния

Диагностический аспект

Медитативный момент

Психолог предлагает детям создать красивый песочный круг. Для этого:

Ads by OffersWizard×1. Дети намазывают клеем ПВА круг.

12 модуль можно присоединиться!

12 модулей.

На русском языке практически отсутствует литература по этой теме. Восполнить данный пробел предлагает специально разработанная программа обучения, основанная на исследованиях зарубежных специалистов таких как J.Kellog, J.Cornell, S.F.Finchеr, G.Tucci, W.Kustenmacher, M.Gauding, K.Holitzka, R.Dane, J.Arguelles, M.Maier, A.Huyser, W.Hund M. Bartfeld. В качестве раздаточного материала участники семинара получат в электронном виде более 500 уникальных мандальных праформ, которые можно использовать в психотерапевтических целях.

Джоан Келлог (1922-2004) – создатель проективного теста - MARI card test (Большой Круг Мандал Джоан Келлог) и метода арт-терапии, описывающего последовательность стадий различных процессов жизни (возрастных периодов, стадий становления Эго, стадий развития различных ситуаций в течение жизни).

Эти методы были исследованы, протестированы ею совместно со Станиславом Грофом в исследовательском проекте Мэрилендского Психиатрического центра в течение 8 лет и применялись для лечения пациентов с невротическими расстройствами, алкоголизмом, онкологическими заболеваниями и др. В основе метода – работа с циркулярными образами – мандалами. С помощью анализа десятков тысяч клиентских мандал Джоанне Келлогг удалось найти универсальный ключ к пониманию их символики и глубинного смысла, который получил название «Большой Круг Мандал».

«Большой Круг Мандал» представляет собой уникальный инструмент диагностики и коррекции психологического состояния человека, а также самопознания и саморазвития.

Создавая мандалу, мы создаем индивидуальный символ, который отражает то, чем мы являемся в данный момент. Рисование мандал несет позитивное воздействие, поскольку форма круга помогает обращаться к глубинным областям сознания, способствуя как раскрытию внутренней энергии, так и высвобождению подавленных, но не прожитых переживаний. Знание и понимание этой концепции открывают перед практикующим специалистом огромные диагностические и терапевтические возможности.

В программе:

Диагностические возможности мандал;

Показания и противопоказания использования мандал;

Особенности применения мандал с разными типами клиентов;

Разные типы ресурсов и возможность их активизации с помощью мандал;

Возможности работы с телом при помощи мандал.

1 модуль

Ключевая идея Большого Круга Мандал.

Терапевтические стратегии концепции БКМ.

0 стадия – Доперсональная , служащая матрицей для дальнейшего развития. Во взрослой жизни служит как «перезагрузка», обнуление опыта. Источник истинного света, используемый в прикладных целях (ресурс, исцеление от ран в отношениях и пр).

1 стадия – «День зимнего солнцестояния» . В онтогенезе - зачатие. Во взрослой жизни – начало нового. В теневом аспекте – депрессия.

Методы и техники работы с клиентами по этим стадиям. Теория.

2 модуль

2 стадия – «Блаженство», «Купание в свете».

В онтогенезе – пренатальное развитие. Во взрослой жизни – ощущение безграничных возможностей, свобода, творческие процессы, вынашивание идей.

В негативном аспекте – затопленность негативными переживаниями, аутодеструкция, весь спектр зависимостей с целью уйти от негативных переживаний.

Теория по 2 стадии. Стратегия и методы работы.

3 модуль

3 стадия – «Лабиринт- спираль-вихрь», «Подготовка к путешествию».

В онтогенезе – процесс родов. Во взрослой жизни мы соприкасаемся с этой стадией тогда, когда помимо нашей воли в нашей жизни происходят качественные изменения.

Теневой аспект: Родовые травмы и их последствия, проявления во взрослой жизни. Сюда же относятся формы зависимости, требующие адреналинового допинга (склонность к экстремальным видам спорта, зависимость от клубов, зависимость от групп).

Интеграция материала по 3 стадии. Теория по 3 стадии.

4 модуль

4 стадия – «Начало». «Принятие нового».

В онтогенезе – ранний контакт с матерью. Темы запросов: контакт с внутренним ребёнком, восприятие мира, восприятие себя во взрослом возрасте.

На трансперсональном уровне – это начало качественно нового, соприкосновение с тем, чего ещё не было, шаг в неизвестное. Открытость и обращённость к миру.

Теневой аспект: стремление к симбиозу, бессознательная потребность слиться, раствориться в партнёре.

Стратегии и методы работы с клиентами на этой стадии.

5 модуль

5 стадия – «Мишень», «Отстаивание себя».

В онтогенезе – кризис 3 лет. Во взрослом возрасте «Мишень» актуальна в подростковом возрасте и для тех, кто переосмысливает свою жизнь на предмет дальнейшего самоопределения.

В теневом аспекте – бесконечные пробы, зацикливание на поиске, переборе разных вариантов, либо застревание на одном варианте.

Клинический аспект: Навязчивые абсессивно-компульсивные расстройства. Ритуалы.

Запросы клиентов: Тема уверенности в себе. Тема перехода от слов к делу. Тема самовыражения и проявление себя. Тема зависимости или независимости от оценок окружающих. Тема таймменеджмента: планирование своего времени и распределение своих сил. Тема отношений с отцом конкретным и родительской фигурой вообще. Очень часто это будет выходить на тему отношений с противоположным полом привычных стратегий, сценариев. Когда мы задумываемся о построении новых отношений.

6 модуль

6 стадия – «Битва с драконом», «Парадоксальное расщепление».

В онтогенезе – период 5 – 7 лет, когда наживаются родительские комплексы. Драконом является родитель своего пола, с которым мы боремся для того, чтобы завоевать внимание родителя противоположного пола.

Затем, во второй раз - процесс сепарации от родителей.

И в третий раз - когда вырастают дети и покидают дом. Тогда мы проживаем эту стадию с другой стороны. Тогда мы имеем дело с нашими внутренними драконами, острая реакция на синдром опустевшего гнезда.

Во взрослом возрасте: Любые формы конфликтного взаимодействия, когда нужно либо наступать, либо отбиваться, активизирует в жизни силу этой стадии.

На психологическом плане во внутреннем мире – это тема взаимодействия с полярностями. Любой конфликт полярности: сознательного-бессознательного, человеческого-животного. Тема противостояния конструктивного и деструктивного. Тема головы и чувств.

Трансперсональный аспект. Борьба добра и зла: то, какое место занимаю я между добром и злом, тьмой и светом. И через самоопределение, что для меня добро, а что для меня зло, какова моя позиция, рождается самостная идентичность. В очередной раз происходит выход на тему: Кто Я и в чём моё предназначение?

Теневой аспект. Истероидность, диссоциативность.

Стратегии и методы работы с клиентами на этой стадии. Теория.

7 модуль

7 стадия – «Оквадрачивание круга».

В онтогенетическом развитии: Кризис 3-х лет – первый опыт соприкосновения с этой стадией. Затем в подростковом опыте как потребность в независимости, затем в ранней молодости, когда есть новые начинания. Любой шаг к чему-то новому в жизни – это соприкосновение с этой стадией.

Психологические темы: Реализация своей свободы. Тема самостоятельности. Ошибки и защитные стратегии в связи с этими ошибками.

Негативный аспект переживания этой стадии: Переоценка своих возможностей.

Клинические проявления: МДП – маниакальный полюс.

Стратегии и методы работы с клиентами на этой стадии. Теория.

8 модуль

8 стадия - «Функционирующее Эго», «Действия в мире».

На ней происходит конструктивное взаимодействие того, что внутри с тем, что снаружи. Задача этой стадии достичь баланса внутреннего и внешнего в действии. Именно на этой стадии речь идёт о достижении зрелости.

На психологическом уровне: Проживание этой стадии связано с самодостаточностью, с ощущением своей самоидентичности. Критерий этой стадии – Удовлетворённость своей жизнью.

Трансперсональный уровень. Синхронизация с миром: есть контакт с собой, зрелое Эго, возможность чувствовать происходящее во внешнем мире, гармония с динамикой внешнего мира.

Теневой аспект: Зацикленность и замкнутость на себе.

Клинические проявления: Маниакально-эйфорические состояния «Я всё могу!».

Стратегии и методы работы с клиентами на этой стадии. Теория.

Интеграция по 8 стадии. Основные методы и техники на активизацию Эго. Теория.

9 модуль

9 стадия – «Кристаллизация», «Пожинание плодов».

Во взрослой жизни мы соприкасаемся с этой стадией, когда получаем результат своих действий. Любое завершение длительного процесса.

На психологическом плане: Ощущение стабильности. Предполагает созерцательное отношение к жизни, довольствование тем, что имеешь. Стабильность связана с ощущением внутренней гармонии, принятием жизни такой, какая есть. Стабильность является базой для творческого самовыражения.

Негативный полюс. Страх перемен, принципиальное нежелание меняться, улучшать старое до бесконечности, стремление удержать нажитое непосильным трудом и не допустить трансформацию. Очень сильная психологическая ригидность: то, что не вписывается в картину мира, не принимается. Сюда же жизнь прошлым, уход в воспоминания.

Клинические проявления : Обсессивно-компульсивные расстройства.

Стратегии и методы работы с клиентами на этой стадии. Теория.

10 модуль

10 стадия – «Ворота смерти», «Освобождение».

Кризисы личностные и экзистенциальные. На этой стадии происходит освобождение от багажа накопленного опыта. Для того, чтобы получить доступ к чему-то качественно новому, нужно обнулиться. Отпускание, ведущее к освобождению.

На психологическом уровне происходит переключение от внешнего, к внутреннему. Становится безразличным, что обо мне подумают, как к этому отнесутся, но внезапно обретает повышенную значимость то, что я чувствую в глубине. Перестаёт иметь значение внешняя стимуляция интеллектуальная и эмоциональная, приобретает большее значение контакт с собой настоящим. В результате этого переключения начинают переживаться разные уровни потери, разные уровни отпускания и разные уровни смерти. На биологическом уровне – когда нас подводит тело.

В теневом аспекте: чувство беспомощности, нерешительности. Тревога, носящая диффузный характер ни к чему конкретно не привязанная. Теряется определённость в своих желаниях, эмоциональный и физический дискомфорт, не имеющий рационального объяснения.

В клинических проявлениях случаях разного рода мазохистские тенденции, а так же деструкция и аутодеструкция, которая воспринимается как нечто упоительное. Эта стадия связана с высоким уровнем суицидальных импульсов.

Ворота смерти - это контакт с энергией жизни и с энергией смерти, есть риск перепутать эти энергии.

На позитивном полюсе: чувство освобождения, переживание качественных изменений, которые приятны и радуют, осознавание мира бесконечных возможностей, контакт со свободой, соприкосновение с коллективной мудростью.

Стратегии и методы работы с клиентами на этой стадии. Теория.

11 модуль

11 стадия – «Фрагментаризация», «Распад на части».

Стадия проживания кризиса, когда рушится устойчивая сложившаяся структура ЭГО.

На биологическом уровне – радикальный процесс телесного изменения. Первый раз мы сталкиваемся в подростковом возрасте.

При переходе от юности к зрелости, так же происходит гормональная перестройка и ощущение своих физических пределов.

Далее кризис середины жизни, где есть переживания связанные с ощущением себя, своего тела, когда мы понимаем, что уже не молодеем, а тело начинает нас подводить всё сильнее и сильнее. Процесс старения – это тоже процесс фрагментаризации не самый приятный, но неизбежный.

На психологическом плане дезориентация: частности могут быть понятны, но эти частности не складываются в общую картину.

Теневой аспект: Спонтанно активизируется аутоагрессия и социальная дезадаптация. Очень большой риск психосоматики и психотических состояний, шизофренические симптомы.

Плюсы только на интеллектуальном уровне: Понимание, что это процесс очищения и обновления.

12 модуль

12 стадия – «Трансцедентальный экстаз».

Это завершающая часть трансформации, когда феникс возрождается из пепла. Это собирание, восстановление происходит за счёт контакта с самостью. Дефрагментация была нужна, чтобы осознать, что внутри нас есть часть, которую невозможно уничтожить. Благодаря контакту с самостью у Эго появляется возможность обрести новую конфигурацию. Проявится в новом качестве, которого не было до сих пор. Это восстановление происходит на фоне кромешной тьмы, тотального «НИЧТО». Сама по себе это стадия комфортна.

На биологическом, соматическом уровне эта стадия переживается как возрождение и обновление. Метафора пробуждающейся Кундалини. Если до этого мы ищем ресурс во взаимодействии с внешним миром, здесь получается, что внешний мир нас фрустрирует. Мы обращаемся внутрь себя и там находим силу, которая не зависит от внешних источников и превосходит все типы энергии, с которыми мы сталкивались при взаимодействии с внешним миром. Эта энергия даёт силы для реализации того, что мы хотим.

На психологическом уровне Не обесценивая прошлый опыт, открываются те перспективы, которые до этого не виделись. Соприкосновение с коллективным опытом, с мудростью. Ощущение жизни как потока и включённости в этот поток. Естественно, есть риск оторваться от реальности, сильной идеализации происходящего, когда не замечаются тени.

Теневой аспект: маниакальное состояние.

Интеграция 12 стадии. Теория по 12 стадии.

Психологические методы и техники работы с мандалами:комплексный подход. Большой круг мандал. Символика цвета в мандалах.

Расписание

Запись на мероприятие закрыта

Мандалотерапия – это диагностика и психотерапевтическое использование циркулярных круглых изображений , создаваемых в произвольном творческом процессе или по определённой инструкции терапевта. Представляет собой метод арт-терапии («лечения творчеством»).

Изначально мандалы фигурировали в буддизме и индуизме. Само слово «мандала» (mandala) в переводе с санскрита означает «круг» . Круглое сакральное изображение представляло собой «мир богов». Подобные центрические символы Вселенной использовались для медитаций, оформления и защиты сакральных сооружений, храмов и жилищ.

Зарождение метода

На мандалы обратил внимание психолог Карл Густав Юнг. Психотерапевт применял круглые изображения в процессе изучения бессознательного. Юнг воспринимал мандалу как универсальный психический образ, символ самости или глубинной сути человеческой души.

Современная психология трактует круглый символ как отражение внутреннего мира, чувственной и ментальной стороны личности. В безопасную центрическую форму заключены мысли и чувства человека, который создавал изображение или амулет.

Мандала – это связующее звено, между сознательным и бессознательным проявлениями , «ниточка», соединяющая внешнее и внутреннее. Целостный и завершённый символ позволяет выявить дисгармонию мягкими методами, сбалансировать состояние и проявления.

Мандалотерапия считается безопасным и экологичным методом психокоррекции и психотерапии. В процессе творчества личность обретает целостность и укрепляет собственное «я» .

Суть и особенности метода

Существует три формата мандалотерапии:

  • активная – пациент самостоятельно создаёт мандалу из имеющихся материалов или заполняет изображением (цветом) пустой круг на бумаге;
  • пассивная – клиент получает готовое центрическое изображение или конструкцию для терапии;
  • смешанного типа – человек выбирает готовый шаблон и раскрашивает мандалу.

В остальном, арт-терапевтический метод исключает какие-либо ограничения. Процесс проходит в соответствии с потребностями и ощущениями, которые испытывает клиент психотерапевта. Это «полёт души» и полное самовыражение. В некоторых ситуациях терапевт рекомендует сосредоточиться на проблеме, которая беспокоит человека.


Техники работы

Свободное творчество: в лист формата А3 вписывается круг Ø 28 см. Полученная окружность вписывается в квадрат, чётко прилегающий к сторонам будущей мандалы. В центре окружности ставится точка. Квадрат вырезается ножницами. Полученная заготовка используется для мандалотерапии.

Круг мандал (по Джоан Келлог): особая авторская методика, которая позволяет отследить 13 состояний и стадий развития/деятельности человека, заключенных в круг. Для использования техники понадобится руководство и карточки с описанием состояний и ступеней развития.

Тематическая работа: перед созданием мандалы клиент получает конкретную установку – о чём будет мандала, какой теме или проблеме посвятить созидательный процесс.

Метод действенен благодаря следующим эффектам:

  • эффект зеркала – мандала отражает внутреннее состояние клиента;
  • эффект структурных компонентов – круг символизирует духовное проявление, квадрат – материальную реальность, а точка в центре – это «точка сборки», эго, квинтэссенция смысла и важности;
  • эффект смысла – с помощью мандалы можно обратиться к любой теме по запросу;
  • эффект взаимодействия с творческими инструментами – особое свойство арт-терапевтических методов.

Мандала «Исцеления, Развития и Любви».

Где применяется мандалотерапия?

Инструмент применяется психологами и арт-терапевтами при индивидуальной работе с клиентами. Мандала поможет разобраться с детско-родительскими сценариями, решить проблемы, возникающие у семейной пары .

Направления для использования метода мандалотерапии:

  • терапия нарушений самооценки;
  • депрессивные состояния;
  • приведение человека к внутреннему балансу;
  • проработка страхов;
  • работа с агрессией и гневом;
  • устранение раздражительности;
  • возвращение радостного отношения к жизни, светлого взгляда на мир.

Детская психотерапия с помощью мандал помогает решить следующие проблемы:

  • помощь в выражении чувств и эмоций;
  • выравнивание эмоционального состояния;
  • развитие навыков саморегуляции;
  • снятие напряжения;
  • повышение концентрации внимания;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие умения самовыражаться.

Мнение эксперта

Обучающий тренер и арт-терапевт тренингового центра ПСИ-Play (psiplay.biz) Наталья Базика работает с методом мандалотерапии с 2009 года. Мастер подчёркивает, что мандалотерапия – это «древнейший метод исцеления природой». Природа наполнена мандалами: круглую и шарообразную форму имеют очень многие предметы и явления естественного происхождения – Солнце, подсолнухи, еловые шишки.

Человек, будучи частью природы, также представляет собой особую разновидность мандалы.

Наталья уверена, что метод позволяет укрепить самооценку, развить навыки и качества, провести самоисследование посредством стихий природы, укрепиться в инстинктах, помогающих жить, развиваться и творить.

Отзывы о мандале

Валентина, которая прошла курс мандалотерапии в тренинговом центре ПСИ-Play (psiplay.biz) у Натальи Базики, подчёркивает, что занятия помогли ей раскрыть ещё одну свою сторону, поверить в свои художественные способности. После курса обучения девушка подтвердила действенность метода на практике, организовав сеанс арт-терапии для близких. Валентина использует метод для личных потребностей, возвращая себе состоянии гармонии в ходе рисования мандал.

https://www.psiplay.biz/otzuv/valentina/

Анна Россихина – Галычая положительно отзывается о базовом курсе мандалотерапии, отмечая, что инструмент позволил ей проникнуть вглубь себя. В ходе обучения слушательница получила желаемые результаты и пришла к глубокому пониманию действенности арт-терапевтического метода мандалотерапии.

https://www.psiplay.biz/otzuv/anna/

Упражнения мандалотерапии

Раскрашивание мандалы

В время практики нужно раскрасить со схематическим изображением мандалы. Круглая мандала – это зеркало, отражающее внутреннее состояние человека в момент создания изображения. Во время раскрашивания человек выплёскивает на бумагу свои переживания, чувства и эмоции, достигая состояния равновесия.



Рисование мандалы

Как нарисовать мандалу? Проще, чем можно себе представить. Достаточно обвести контур тарелки на чистом листе – и можно приступать! Полностью отпустите внутреннего взрослого, который стремится проконтролировать каждую мелочь.

Творчество – это полёт, привилегия внутреннего ребёнка, который не знает правил, границ и установок. Освободитесь от всего наносного и творите шедевр. Как понять, состоялся ли шедевр? От созерцания результата по коже бегут мурашки! Каждый создан для творчества и полёта, поэтому не думайте, умеете ли вы рисовать, а просто отпустите себя и погрузитесь в рисование.

Мандала своими руками

Полная свобода творческого проявления. Сотворить мандалу можно из чего угодно. Что вы любите, как вы чувствуете? Круглый сакральный символ можно связать или вышить. Мандалы клеят из шишек и сухих соцветий, составляют из морских ракушек и камешков.

Форма круга – это единственное условие, а остальное – только на усмотрение художника. Создать центрический амулет можно в стиле декупаж, вылепить из глины, составить флористическую композицию в форме диска. В руках творца заиграют любые материалы. Попробуйте бисер и лозу, пластилин и песок. Самовыражайтесь и исцеляйтесь!

Мандалотерапия видео

Мандалотерапия – это действенный и увлекательный метод психотерапии . Творчество позволяет сделать путь самопознания приятным и радостным. Внешне простая техника – заполнение рисунка в форме круга – направляет духовное и личностное развитие, а иногда даже избавляет от физических недугов.

Статью прочитали: 5 514