Джанни родари краткая биография. Джанни родари - биография, информация, личная жизнь Джанни родари сказки читать короткие но интересные

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

В закладки

Прочитано

Любимое

Пользовательская

Пока бросил

Убрать

В процессе

Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок

День рождения : 23.10.1920

Дата смерти : 14.04.1980 (59 лет)

Знак зодиака : Обезьяна, Весы ♎

Джа́нни Рода́ри (итал. Gianni Rodari, полное имя - Джова́нни Франче́ско Рода́ри, итал. Giovanni Francesco Rodari; 23 октября 1920, Оменья, Италия - 14 апреля 1980, Рим, Италия) - известный итальянский детский писатель и журналист.

Джанни Родари родился 23 октября 1920 года в маленьком городке Оменья (Северная Италия). Его отец Джузеппе, булочник по профессии, умер, когда Джанни было только десять лет. Джанни и его два брата, Чезаре и Марио, росли в родной деревне матери - Варесотто. Болезненный и слабый с детства мальчик увлекался музыкой (брал уроки игры на скрипке) и книгами (прочитал Фридриха Ницше, Артура Шопенгауэра, Владимира Ленина и Льва Троцкого). После трёх лет учёбы в семинарии Родари получил диплом учителя и в возрасте 17 лет начал преподавать в начальных классах местных сельских школ. В 1939 году некоторое время посещал филологический факультет Католического университета в Милане.

Во время Второй мировой войны Родари был освобождён от службы из-за плохого здоровья. После смерти двух близких друзей и заключения брата Чезаре в концентрационном лагере стал участником Движения Сопротивления и в 1944 году вступил в Итальянскую коммунистическую партию.

В 1948 году Родари стал журналистом в коммунистической газете «Унита» (L’Unita) и начал писать книжки для детей. В 1950 году партия назначила его редактором только что созданного еженедельного журнала для детей, Il Pioniere, в Риме. В 1951 году Родари опубликовал первый сборник стихов - «Книжка весёлых стихов», а также своё известнейшее произведение «Приключения Чиполлино» (русский перевод Златы Потаповой под редакцией Самуила Маршака увидел свет в 1953 году). Это произведение получило особенно широкую популярность в СССР, где по нему были сняты мультфильм в 1961 году, а затем и фильм-сказка «Чиполлино» 1973 года, где Джанни Родари снялся в роли самого себя.

В 1952 году впервые поехал в СССР, где затем бывал неоднократно. В 1953 году женился на Марии Терезе Ферретти, которая через четыре года родила ему дочь, Паолу. В 1957 году Родари сдал экзамен на звание профессионального журналиста, а в 1966-1969 годах не публиковал книг и лишь работал над проектами с детьми.

В 1970 году писатель получил престижную премию Ганса Христиана Андерсена, которая помогла ему приобрести всемирную известность.

Также писал стихи, дошедшие до русского читателя в переводах Самуила Маршака (например, «Чем пахнут ремёсла?») и Якова Акима (например, «Джованнино-Потеряй»). Большое количество переводов книг на русский язык выполнено Ириной Константиновой.

Семья
Отец - Джузеппе Родари (итал. Giuseppe Rodari).
Мать - Маддалена Ариокки (итал. Maddalena Ariocchi).
Первый брат - Марио Родари (итал. Mario Rodari).
Второй брат - Чезаре Родари (итал. Cesare Rodari).
Жена - Мария Тереза Ферретти (итал. Maria Teresa Ferretti).
Дочь - Паола Родари (итал. Paola Rodari).

Избранные произведения

Сборник «Книжка весёлых стихов» (Il libro delle filastrocche, 1950)
«Наставление пионеру», (Il manuale del Pionere, 1951)
«Приключения Чиполлино» (Il Romanzo di Cipollino, 1951; выпущено в 1957 году под названием Le avventure di Cipollino)
Сборник стихов «Поезд стихов» (Il treno delle filastrocche, 1952)
«Джельсомино в Стране лжецов» (Gelsomino nel paese dei bugiardi, 1959)
Сборник «Стихи в небе, и на земле» (Filastrocche in cielo e in terra, 1960)
Сборник «Сказки по телефону» (Favole al telefono, 1960)
«Джип в телевизоре» (Gip nel televisore, 1962)
«Планета новогодних ёлок» (Il pianeta degli alberi di Natale, 1962)
«Путешествие Голубой Стрелы» (La freccia azzurra, 1964)
«Какие бывают ошибки» (Il libro degli errori, Torino, Einaudi, 1964)
Сборник «Торт в небе» (La Torta in cielo, 1966)
«Как путешествовал Джованнино по прозванию Бездельник» (I viaggi di Giovannino Perdigiorno, 1973)
«Грамматика фантазии» (La Grammatica della fantasia, 1973)
«Жил-был дважды барон Ламберто» (C’era due volte il barone Lamberto, 1978)
«Бродяжки» (Piccoli vagabondi, 1981)

Избранные рассказы

«Бухгалтер и бора»
«Гвидоберто и этруски»
«Дворец из мороженого»
«Десять килограммов Луны»
«Как Джованнино потрогал нос у короля»
«Лифт к звёздам»
«Маги на стадионе»
«Мисс Вселенная с тёмно-зелёными глазами»
«Робот, которому захотелось спать»
«Сакала, пакала»
«Сбежавший нос»
«Сиренида»
«Человек, который купил Стокгольм»
«Человек, который хотел украсть Колизей»
Цикл рассказов о близнецах Марко и Мирко

Фильмография
Анимация


«Мальчик из Неаполя» - мультипликационный фильм (1958)
«Чиполлино» - мультипликационный фильм (1961)
«Рассеянный Джованни» - мультипликационный фильм (1969)
«Путешествие „Голубой Стрелы“» - мультипликационный фильм (1996


Художественное кино


«Торт в небе» - художественный фильм (1970)
«Чиполлино» - художественный фильм (1973)
«Волшебный голос Джельсомино» - художественный фильм (1977)

Именем писателя назван астероид 2703 Родари, открытый в 1979 году.

В России Дж. Родари любят наверное все - и дети и взрослые. Любят его за жизнерадостность и неичерпаемую фантазию, за забавный юмор. Ценят за уважение к рукам честных тружеников и за неприязнь к белоручкам-богатеям. Он великолепно знал, чем пахнут различные профессии, чего стоят слёзы нищих детей. Не скрывая, что в мире огромное количествонесправедливостей, - в мире, где царствуют деньги, - Родари верил в победу любви и добра и этой верой увлекаал своих читателей.

Придумывая свои сказки Джанни Родари помогал воспитывать детей всего мира. Он хотел, чтобы они обязательно были людьми творческими - и неважно станут ли они астронавтами или геологами, водителями или моряками, докторами или кондитерами. Ведь яркая фантазия нужна вовсе не для того, чтобы все были поэтами, а для того, чтобы «не быть рабом».
Также стоит отметить, что сказки Родари воспитывают в детях мужественность, доброту и честность, делая их весёлыми и разговорчивыми - чтобы они всегда оставались оптимистами. Именно этой цели он стремился достич всеми своими поризведениями.

Персонажи, рождённые фантазией Д. Родари, появились со страниц сказки. Забавную неаполитанскую рожицу своего героя писатель встречали во Дворце культуры, в фое театра, в домах московских ребят. Сбылась мечта сказочника. Игрушки, которые он делал «из букв» в своих рассказах, превратились в настоящие. Ими можно весело играть всей семьёй. Сказки Родари - такие же обычные игрушки, помогающие мамам и папам сблизиться со своими детишками, вместе посмеяться. На нашем сайте вы можете посмотреть онлайн список сказок Джанни Родари, и наслаждаться их чтением абсолютно бесплатно.

Глава 1. Синьора без пяти минут баронесса Фея была старая синьора, очень благовоспитанная и благородная, почти баронесса. – Меня называют, – бормотала она иногда про себя, – просто Фея, и я не протестую: ведь нужно иметь снисхождение к невеждам. Но я почти баронесса; порядочные люди это знают. – Да, синьора баронесса, – поддакивала служанка. – Я не стопроцентная баронесса, но до нее мне не хватает не...

ГЛАВА 1: В которой Чиполлоне отдавил ногу принцу Лимону Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и так далее - самые подходящие имена для честной луковой семьи. Люди они были хорошие, надо прямо сказать, да только не везло им в жизни. Что ж поделаешь: где лук, там и слезы. Чиполлоне, его жена и сыновья жили в деревянной лачуге...

Шла однажды война, большая и ужасная война между двумя странами. Очень много солдат тогда полегло на поле боя. Мы были на нашей стороне, а враги – на своей. Стрельба шла день и ночь, но война все никак не кончалась, и нам стало не хватать бронзы для пушек, кончилось железо для пулеметов и так далее. Тогда наш командующий Сверхгенерал...

Джани Родари (1920-1980) – итальянский детский поэт и писатель, журналист и сказочник.

Детство

Джанни родился 23 октября 1920 года в небольшом местечке Оменья, расположенном на севере Италии. Настоящее полное имя писателя – Джованни Франческо Родари. Его папа, Джузеппе Родари, трудился булочником, его рано не стало, когда Джанни было всего 10 лет. Семья была бедной, жалования отца не хватало, и мама, Маддалена Ариокки, подрабатывала служанкой в богатых домах.

В семье росли ещё два сына – Марио и Чезаре. После смерти отца мать с тремя детьми вернулась в свою родную деревню Варесотто, где и прошло детство мальчишек.

Джанни с ранних лет рос болезненным и ослабленным ребёнком. Очень сильно ему нравилась музыка, он даже брал несколько уроков игры на скрипке. Но ещё больше он любил книжки. Правда, читал мальчик далеко не детскую литературу: произведения Ницше и Шопенгауэра, работы Ленина и Троцкого.

Несмотря на бедность, Джанни рос талантливым и добрым мальчишкой. Он был невероятным фантазёром, постоянно мечтал и верил в лучшее. Возможно, именно это и сделало из него писателя – лучшего друга детей во всём мире.

Учёба, работа, война

Джанни пошёл учиться в семинарию для бедных, помимо обучения там ещё кормили и давали одежду. Проучившись три года, юноша получил диплом преподавателя начальной школы и занялся учительской деятельностью в местном сельском учебном заведении. Ему на тот момент было всего 17 лет. Позже он сам про себя говорил: «Педагог из меня получился никакой, но зато детвора на моих уроках не скучала» .

Когда ему исполнилось 19 лет, Джанни поехал в Милан, где слушал лекции филологического факультета в Каталическом университете. Тогда же он стал членом молодёжной фашистской организации «Итальянская ликторская молодёжь».

На вторую мировую войну юношу не призывали по состоянию здоровья. С 1941 по 1943 годы он снова работал преподавателем в начальных классах и был членом фашистской партии. Но в конце 1943 года, после того, как Германия оккупировала Италию, брат Чезаре оказался в фашистском концлагере, а двое лучших друзей погибли от рук немцев, Джанни вступил в Движение Сопротивления, а в 1944 году его приняли в Итальянскую партию коммунистов.

Литературная и журналистская деятельность

В 1948 году Джанни начал трудиться журналистом в издательстве итальянских коммунистов «Унита», одновременно с этим он увлёкся написанием детских книжек, что в будущем и стало его основной деятельностью.

В 1950 году в Риме создали еженедельный детский журнал, и Джанни был назначен партией на должность главного редактора. В 1951 году там были напечатаны его работы «Книжка весёлых стихов» и «Приключения Чиполлино».

Его членство в коммунистической партии способствовало популяризации книг Родари в Советском Союзе. В 1953 году советские дети уже могли читать русский перевод «Приключений Чиполлино», в 1961 году по произведению сняли мультфильм, а в 1973 году вышел на экраны художественный фильм-сказка «Чиполлино», где сыграл сам автор – итальянец Джанни Родари, он снялся в роли самого себя.

В 1952 году Джанни посетил Советский Союз первый раз, потом он бывал в этой стране неоднократно.

В 1957 году Родари сдал экзамены, и получил звание профессионального журналиста. Но писать для детей он не прекратил, один за другим выходят его сборники стихов и рассказов:

  • «Поезд стихов»;
  • «Стихи в небе и на земле»;
  • «Сказки по телефону»;
  • «Торт в небе».

В нашей стране очень популярны его произведения, которые были экранизированы:

  • «Джельсомино в Стране лжецов» (фильм «Волшебный голос Джельсомино»);
  • «Путешествие Голубой стрелы» (фильм «Голубая стрела»).

А также стихотворение, которое, наверное, знал каждый советский школьник – «Чем пахнут ремёсла?»

В 1970 году писателя удостоили престижной премии Ганса Христиана Андерсена, благодаря чему Джанни Родари узнал весь мир. На получении награды он сказал: «Сказка даёт нам ключ, с помощью которого можно войти в действительность другими путями» .

Своими сказками Родари учил детишек не только познавать мир, но и преобразовывать его: побеждать горе и несправедливость, в трудных ситуациях всё равно верить в свет и добро.

Личная жизнь

В 1953 году Джанни женился, его супругой стала Мария Тереза Ферретти. Через 4 года у пары родилась девочка Паола.

Однажды в поездку в СССР Джанни взял с собою маленькую дочь, они шли мимо витрин советских магазинов и в одном из них узнали синьора Помидора, Вишенку, Чиполлино, Принца Лимона. Он остановился перед этим магазином игрушек полностью счастливый, потому что осуществилась его мечта из детства: герои его произведений стали друзьями детей.

В конце 70-х годов Джанни Родари тяжело заболел, ему была сделана операция, но она прошла неудачно. Писатель скончался 14 апреля 1980 года в Риме, его похоронили на кладбище Верано.

Так уж случилось, что моей самой любимой книгой (именно книгой) Джанни Родари стала вовсе не знаменитые сказки про Чиполлино и Джельсомино. Ею стала «Грамматика фантазии (Введение в искусство придумывания историй)» — по признанию автора, единственная книга, которую он написал для взрослых, но которую «по ошибке» прочли многие дети.

Впрочем, мои родители купили её именно для меня, подметив тягу сына к сочинению сказок. В то время приобрести хорошие книжки было не так просто. В советские времена их расхватывали, как горячие пирожки. Правда, для тех, кому не повезло, всегда были к услугам библиотеки...

Вот почему, будучи семилетним мальчишкой, я с таким упорством вчитывался в недетский текст «Грамматики фантазии». И за это получал вознаграждение в виде забавных примеров, которыми Родари иллюстрировал свою методологию придумывания сказок. Тут был и вариант Золушки на современный лад (где знакомство с принцем происходит на дискотеке), и забавные игры в слова, вроде той, когда на основе двух разных слов — вроде «пёс» и «шкаф» — можно нафантазировать множество самых невероятных историй (пёс в шкафу, пёс со шкафом, шкаф пса). Как говорил о своей книге сам Родари: «Идея, лежащая в основе, сводится к тому, что воображение не есть привилегия выдающихся людей, что им наделены все».

Откуда же взялся этот неутомимый фантазёр с открытым хорошим лицом, глядящим на меня с обложки?

Сочувствие к простому народу, сквозящее в каждой сказке Джанни Родари, не было для него эстетской сентиментальностью. О нуждах бедняков он знал не понаслышке.

Будущий писатель родился 23 октября 1920 года в городке Оменья на севере Италии. Его отец Джузеппе содержал маленькую пекарню.

Д. Родари:

Вот перед вами булочник белый.
Белые волосы, брови, ресницы.
Утром встаёт он раньше, чем птицы...

Однако когда Джанни исполнилось 9 лет, его семья лишилась этого единственного кормильца — Джузеппе полез в огромную лужу спасать котёнка, простудился и умер от воспаления лёгких. Чтобы как-то прожить, мать устраивается служанкой в богатый дом.

Д. Родари:

Дня не проходит
Без новой придирки:
Соус без соли,
Крендель без дырки...

Лопнул стакан
И разбиты две банки...
Трудно приходится
Бедной служанке!

Ну, а сыну пришлось пойти в духовную семинарию — единственное место, где бедняков не только обучали, но одевали и кормили. Кем только не мечтал стать Джанни! Страстно любил рисовать, старался обучиться игре на плохонькой скрипке, хотел делать игрушки «с выдумкой», которые бы не устаревали... Ни в одном из этих начинаний наш герой не преуспел. Зато позже он наградит талантом скрипача своего мастера Грушу, а игрушки станет делать... из слов.

Первую «практику» придумывания историй Родари прошёл, когда работал учителем младших классов.

Д. Родари:
«Учителем я был скорее всего никудышным, к педагогической деятельности не подготовленным... Но, смею утверждать, скучным учителем не был. Я рассказывал в классе — и потому что любил детей, и потому что сам был не прочь позабавиться — истории, не имевшие ни малейшего отношения к реальной действительности и к здравому смыслу».

Впрочем, о том, что он станет сказочником, Джанни тогда не подозревал...

Вскоре разразилась война. Родари повезло, он с детства был очень болезненным, поэтому призыва в армию избежал. Но когда фашистский режим Муссолини уничтожил двух его друзей, а брата Чезаре заключил в концлагерь, Джанни, подобно многим другим честным итальянцам, вступил в движение Сопротивления, а в 1944 году вступил в Компартию. Не будем забывать, что в те времена коммунисты не ассоциировались с престарелыми ретроградами, это были отважные борцы за социальную справедливость и равенство.

Д. Родари «Приключения Чиполлино»:
«— Бедный ты мой отец! Тебя засадили в каталажку, как преступника, вместе с ворами и бандитами!.

— Что ты, что ты, сынок, да ведь в тюрьме полным-полно честных людей!»

После войны Родари получил партийное задание — стал работать журналистом в газете итальянских коммунистов «L’Unita» («Единство»). Зная о прошлом опыте работы с детьми, редактор предложил Джанни вести в газете специальную рубрику «Детский уголок».

Д. Родари:
«Взявшись за перо, я представил себе, что на меня устремились глаза моих учеников, что они ждут от меня сказки или весёлой истории. Так я начал писать для малышей».

Новое занятие пришлось Родари по душе. Его забавные стишки и коротенькие сказки пользовались популярностью, и вскоре его назначили редактором уже целого детского журнала «Pioniere» («Пионер»). Именно на его страницах в 1951 году впервые была опубликована первая объёмная сказка «Il Romanzo di Cipollino» («Роман про Чиполлино»), позже переименованная в «Le avventure di Cipollino» («Приключения Чиполлино»).

В сказке в полной мере раскрылся главный талант автора — умение облечь серьёзные идеи в увлекательную форму. Выходило это настолько естественно, что ни возникало сомнений — автор не переводит революционные идеи на детский язык, а сочиняет от души, с удовольствием купаясь в море фантазии. А уж идея никуда не денется, ведь сказка — это ещё и личность автора.

Д. Родари:
«В действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в неё — и это детям куда забавнее — через форточку.

...Тут многое предназначено для взрослых. Впрочем, я всегда, когда пишу для детей, одним глазом вижу папу, который склонился над читающим сыном».

Как и Андерсен, свои источники вдохновения Родари легко находил в окружающем мире — хотя бы на том же овощном рынке...

Монолог Д. Родари из к/ф «Приключения Чиполлино» (1973):
«У меня особое представление о лимоне. Обычно его ценят за витамины, а я чувствую в нём иную силу. Вот и помидоры. Я убеждён, что в них не только семена. В них много разных тайн. Надо научиться понимать их. Тайны есть и в яблоках, и в петрушке, и в луке. Да-да, и в луке тоже. Все знают, что лук вызывает слёзы, но в нём есть место и весёлому смеху.

Много лет тому назад я собрал истории, которые услыхал от фруктов на рынке. Я записал их, и получилась книга. Когда я её перечитал, я увидел, что это был рассказ не только о помидоре и лимоне, петрушке и горошке. Это получилась повесть о людях. Я уверен, что во всех предметах, которые нас окружают, таятся правдивые истории».

Несмотря на то что прозвища героев сказки — сплошь овощные, русские переводчики решили оставить итальянскую транскрипцию для семьи Чиполлино (от cipolla — лук). Также сохранили и переиначенное на англоязычный манер имя Моркоу — пародию на пресловутых британских сыщиков.

История борьбы угнетённого народа против богатых иждивенцев вышла у Родари яркой, весёлой и динамичной. В ней есть место дружбе и предательству, отваге и трусости, а победа даётся героям не так уж легко. Овощной облик персонажей и сказочная форма давали автору раздолье для метафор, пародий и каламбуров. Вот едкий и неунывающий мальчишка Чиполлино, вот красный и самодовольный синьор Помидор, вот мечущийся приспособленец — адвокат Горошек, вот барон Апельсин, пузо которого возят на тележке.

«Убедившись, что беглецов и след простыл, принц Лимон велел прочесать все окрестности. Лимончики вооружились граблями и старательно прочесали поля и луга, леса и рощи, чтобы найти наших друзей».

«На прошлом заседании трибунал постановил, что не только земля, но и воздух в деревне является собственностью графинь Вишен, и поэтому все, кто дышит, должны платить деньги за аренду воздуха. ...Кум Тыква, который, как известно, очень часто вздыхал, платил, конечно, больше всех».

Однако писательская слава пришла к Родари окольным путём — через... Советский Союз.

Получилось так, что одного из своих лучших сказочников родина поначалу проглядела. Зато книги Родари имели оглушительный успех в Советском Союзе. Тому было много объективных причин: и то, что писатель был коммунистом, и то, что его активно «пиарил» патриарх советской детской литературы Самуил Маршак. Именно Маршак первым стал переводить стихи Родари.

В 1952 году итальянский писатель впервые посещает СССР. А в 1953 году (всего через 2 года после публикации оригинала) вышел русский перевод «Чиполлино» (авторства Златы Потаповой, но под редакцией того же Маршака). Сказка стала столь популярной, что в 1956 году Чиполлино становится членом «Клуба Весёлых Человечков» в журнале «Весёлые картинки» (наряду с другими полюбившимися советской детворе персонажами, вроде Незнайки, Буратино, Самоделкина и др.).

Через 5 лет после этого в прокат вышла первая (и до сих пор самая блестящая) экранизация «Чиполлино». Конечно, я говорю об одноименном мультфильме Бориса Дежкина (режиссёра таких шедевров, как м/ф «Необыкновенный матч» и «Шайбу! Шайбу!»). Именно его образы героев сказки Родари стали каноническими и самыми тиражируемыми. Взять хотя бы графинь Вишен, которых Дежкин превратил в остроумное подобие сиамских близнецов — они ходят всегда вместе, сросшись, как это часто бывает у настоящих вишен, черенками. Образ настолько устоялся, что даже в книжных изданиях сказки иллюстраторы стали изображать их сросшимися. Хотя в оригинале графини разные — как по возрасту, так и по росту.

Естественно, в мультфильме хватает и других расхождений с книгой. Понятно, что из-за ограниченного хронометража сюжет был изрядно сокращён. Из мультика было исключено много приключений — прежде всего тех, где участвовали «нерастительные» персонажи — вроде Крота, Медведя, Паука-почтальона, зверей из зоосада. Остались разве что собаки — пёс Мастино и ищейка сыщика Моркоу. Впрочем, отсутствуют в мультфильме и многие персонажи-фрукты — например, адвокат Горошек, барон Апельсин, герцог Мандарин и другие. А отрицательного слугу-Петрушку заменяет положительный слуга-Кактус.

Если в книге на ногу принцу Лимону наступает Чиполлоне, то в м/ф это делает сам Чиполлино, а отец просто берёт вину сына на себя. Различается и судьба главных злодеев. В м/ф Лимон гибнет, нечаянно выстрелив в себя из пушки, а Помидор просто сбегает. В оригинале же сбегает именно Лимон, а Помидор, отмотав срок в тюрьме, устраивается работать садовником. Пассаж про налоги тоже немного изменили и сократили, но от этого он стал ещё саркастичней: «После того как был введён налог на воздух, вы стали меньше дышать!»

Особенно удалась режиссёру динамика мультфильма. У каждого персонажа не только свой характер, но и походка: Чиполлино ходит задорно подпрыгивая, сыщик Моркоу слепо и стремительно несётся по следу, Лимончики двигаются синхронно, как и положено солдафонам. Поразительной пластике персонажей, чуть ли не дословно, следует музыка композитора Карена Хачатуряна (в 1974 г. на её основе будет создан балет).

Ну, и не будем забывать про замечательных актёров, голоса которых усилили характеры персонажей: Эраст Гарин (Кум Тыква), Григорий Шпигель (Синьор Помидор), Георгий Вицин (Кактус) и др.

Родари вспоминал, какую радость и удивление испытал он во время очередного визита в СССР, когда его дочка Паола заметила на витрине «Детского мира» героев папиной сказки в виде игрушек. Не удивительно, что писатель говорил, что «каждая поездка в СССР заводила мой творческий механизм как часы, минимум на десять лет» .

В 1959 году Родари издаёт второй сказочный роман «Джельсомино в Стране лжецов». А в 1964-м — третий, «Путешествие Голубой Стрелы» — трогательную историю о том, как под Новый год игрушки из лавки феи Бефаны (итальянский аналог нашего Деда Мороза) решают сами отправиться в опасное путешествие, чтобы принести себя в дар бедным детям. И здесь писатель остаётся верен своим принципам — нести детям правду даже в сказках.

Д. Родари «Путешествие Голубой Стрелы»:
«Этот не хотел деревянную саблю — подавайте ему пистолет! А знает ли он, что пистолет стоит на тысячу лир дороже? Другой, представьте себе, хотел получить аэроплан! Его отец — швейцар курьера секретаря одного служащего лотереи, и было у него на покупку подарка всего триста лир. Что я могла подарить ему за такие гроши?»

Постепенно писателя замечают и на родине. Родари называют лучшим итальянским писателем 1967 года, а в 1970 году ему вручают, так называемую, «малую Нобелевскую» — медаль имени Х. К. Андерсена.

Д. Родари, из благодарственной речи на церемонии вручения:
«Можно всерьёз говорить с людьми, даже если речь пойдёт с котятах. Можно говорить о вещах важных и значительных, рассказывая сказки...

Думаю, что сказки — старые и современные — помогают развивать ум. В сказках хранятся тысячи гипотез. Сказки могут дать нам ключи, чтобы войти в действительность новыми путями. Они открывают ребенку мир и учат, как преобразовывать его...».

В 1970-х годах у сказок Джанни Родари появился новый режиссёр. Им стала Тамара Лисициан. Будучи женой сына итальянского коммуниста она имела возможность выезжать в Италию и была лично знакома с писателем. Недаром в её — на этот раз художественной — экранизации «Приключений Чиполлино» (1973) появляется сам Родари с уже подросшей Паолой.

В фильм вошло немало деталей книги, исключённых из мультверсии, но сам антураж был изрядно осовременен. Лимоны разъезжают на машинах, вооружённые автоматами. На месте домика Тыквы собираются строить военную базу. А правитель Лимон (в исполнении Владимира Басова) делает недвузначный фашистский жест, а в тексте своего выступления перед народом не забывает упомянуть, что он «выходец из простых лимонов» .

В фильме был отличный актёрский состав и отдельные удачные сцены. До сих пор помню, как солдаты-лимоны готовят «грязный люд» к встрече правителя, обрызгивая толпу парфюмом, а папа Чиполлино (Алексей Смирнов) чмокает губами и с пониманием говорит: «Чувствую, тройной». Но, несмотря на это, экранизация всегда казалась мне во многом наигранной (например, Сеньор Помидор сыграл откровенно плохо) и слишком заполитизированной.

Намного удачнее вышел у Лисициан фильм по другой сказке Родари... Но это уже тема для другой статьи.

Произведения Джанни Родари завоевали сердца детей всего мира. По мнению писателя, книги, как и игрушки, должны в занимательной форме научить ребенка основным жизненным принципам. Такими и старался сделать свои произведения Джанни Родари для детей: яркими, животрепещущими, поучительными. Годы его детства нельзя назвать благополучными, тем не менее он не обозлился на жизнь: в его сказках много светлого и юмористического, однако не лишены они и грустных аспектов социального неравенства. Ведь книга должна быть правдивой, открывать все стороны жизни, пусть даже это и сказка о мальчике, обладающем чрезмерно громким голосом, или о бедном Чиполлино, или о путешествии игрушек перед Рождеством.

Биография писателя

Писатель - выходец из семьи пекаря. К сожалению, отец будущего писателя умер от пневмонии, когда Джанни был десятилетним мальчиком. Семья осталась на плечах одной матери. Помимо Джанни, у Родари было еще двое сыновей.

За неимением средств на светскую школу мальчики поступают учиться в духовную семинарию. Как же не любил Родари эти занятия, такие скучные и монотонные! Вот и сбегал после в библиотеку, чтобы хоть как-то развлечься. Там он увлекался книгами Шопенгауэра и Ницше, совсем нехарактерными для подростка.

Великой радостью было окончание учебы. Юноша поступает в университет, параллельно начинает работать учителем, ведь нужно было поддержать мать, выбивающуюся из сил, чтобы прокормить сыновей. Жизнь начала налаживаться, однако этот период не продлился долго: началась война.

Родари не взяли на фронт - его признали непригодным к военной службе из-за слабого здоровья. Сложные экономические условия, нехватка денег заставили писателя вступить в фашистскую партию. Хотя он пробыл ее членом недолго, примкнув к Сопротивлению.

После войны Родари работает журналистом, пишет детские книги. 1953 год принес счастье в личную жизнь писателя: он женится, а еще через четыре года становится отцом. Его дочь Паола стала единственным ребенком. В эти годы он не выпускает произведения, занимается журналистикой (в 1957 году Родари аттестовался как профессиональный журналист).

Всемирное признание писатель получил после вручения ему премии Андерсена - престижной литературной награды.

Скончался Родари в 1980 году от тяжелой болезни.

Становление творчества

Как же начали появляться произведения Джанни Родари для детей? Список их весьма внушителен. Сюда входят и сказки, и короткие рассказы, и даже стихотворения. Творческую деятельность писатель начал в 1950 году, выпустив небольшой сборник стихотворений, а после - сказку «Приключения Чиполлино». Тогда его назначили главным редактором детского журнала - это и продиктовало направление писательской деятельности.

Особенно сказка о мальчике-луковке, борце с социальной несправедливостью, полюбилась в СССР. Уже в 1953 году ее начали с интересом читать юные жители Союза. Переводом руководил сам С. Маршак.

В конце 60-х годов Родари полностью посвящает свое время журналистике, на время отказавшись от сочинения детских произведений. Он лишь ведет работу с подрастающим поколением.

Многие произведения Джанни Родари ставят в кино, причем в одном из них он снимается сам.

Успех «Чиполлино» побудил писателя сотворить свои последующие сказки о Джельсомино и о Голубой стреле. Пишет он и многочисленные короткие сказки, рассказы, поучительные стихотворения - таковы произведения Джанни Родари. Список их настолько велик, что остановимся на самых крупных и известных. Начнем с самого первого, принесшего писателю популярность, - «Приключения Чиполлино»

Родари-сказочник: "Приключения Чипполино"

Эта сказка сразу приходит на ум, как только зададут вопрос: «Какие произведения написал Джанни Родари?» Кто из детей не грустил с паном Тыквой, не злился на притеснителя сеньора Помидора, не восхищался храбрым мальчиком Чиполлино?!

Сказка полюбилась читателям по всему миру, пережила многочисленные постановки на театральных подмостках, анимационные и киноверсии. Особо полюбилось произведение в СССР. Наверное, потому, что поднимаются в сказке серьезные вопросы классового неравенства. Этим отличаются многие детские произведения Джанни Родари.

Сказка рассказывает о бедняке Чиполлино, отца которого по нелепой случайности бросают в тюрьму - он ненароком наступил на ногу принцу Лимону, правителю воображаемой страны овощей. Пообещав вызволить родителя, мальчик-луковка отправляется в путешествие. Следует сказать, что Родари не уточняет название страны, что говорит о ее универсальности. Во главе - принц Лимон и графини Вишни, есть у них управляющий - сеньор Помидор. Их всех и предстоит наказать Чиполлино и его обретенным друзьям.

Таким образом, в непринужденной игре, ярких и забавных персонажах юным читателям открывается правда о мире, где существует социальная несправедливость и угнетение бедных. Родари пытался провести параллель со сказкой «Пиноккио», однако у ее автора Коллоди вопросы общественной розни, бедности и несправедливости, хоть и звучат, но отражены не так явно, как в «Чиполлино».

"Джельсомино в Стране лжецов"

Джанни Родари не переносил ложь. Лгунов и лицемеров он считал величайшими врагами человека. По его мнению, лишь правда могла сокрушить оковы неправды. Она, словно разящий голос, должна разбить ложь. Таким даром и наделил Родари Джельсомино.

Сюжет сказки разворачивается в Стране лгунов, куда попадает главный герой - мальчик Джельсомино (в переводе на русский язык «жасмин»), обладающий сверхгромким голосом. Поначалу мальчик не понимает, дар это или проклятие. Однако, убедившись, что ему не место среди обычных людей, Джельсомино уходит из родного города. Путешествуя, он попадает в волшебный мир - страну, где все говорят неправду: в магазине вместо хлеба продают чернила, люди вместо комплиментов говорят друг другу оскорбления, художники рисуют неправдоподобные картины, а в ходу только фальшивые деньги. Даже животные должны подчиняться данному правилу: кошки - лаять, коровы- ржать, собаки - мяукать, а лошади - мычать.

Виной всему - диктатура короля Джакомона. Сначала Джельсомино не понимает, что происходит вокруг, но вскоре привыкает к новым условиям, заводит друзей, среди которых есть даже трехногая кошка, которая, в отличие от остальных сородичей, принципиально не хочет лаять. Друзья разоблачают короля, и страна начинает жить в атмосфере правды.

Примечательно, что произведения Джанни Родари подарили миру крылатые изречения. Одно из них касается чудесного голоса Джельсомино. То, что человек говорит подобно Джельсомино, означает, что он чрезмерно громок. Иногда выражение «поет, как Джельсомино» может определяться как высокая похвала в манере сольного исполнения. Это же имя употребляется к исключительно честному человеку.

Переводов сказки было несколько, уж очень она, как и многочисленные произведения Джанни Родари для детей, полюбилась жителям СССР.

"Путешествие "Голубой стрелы"

Детство Родари вряд ли можно назвать счастливым и радостным. Вся грусть, несправедливость такого положения вещей, когда малыши из бедных семей не могут получить подарки, потому что у родителей нет денег, вылилась в сказке «Путешествие «Голубой стрелы».

Игрушки, живущие на витрине магазина, каждый день видят мальчика, который с грустью смотрит на электронный поезд. У мамы ребенка нет денег, чтобы купить игрушку: она еще не расплатилась за рождественские подарки прошлых двух лет. Кстати, в оригинале речь идет о рождественских подарках, тогда как в переводе - о новогодних.

Игрушки решают покончить с несправедливостью и отправляются в путешествие к детям, которых оставили в Рождество без подарков. Таким списком поделилась с ними помощница хозяйки магазина. Сам мальчик Франческо в это время захватывается в заложники во время ограбления игрушечного магазина. Полиция не верит в его невиновность, а спасает мальчика хозяйка лавки, пожилая Фея, серьезность которой - только напускная маска.

"Сказки по телефону"

Особым поэтизмом проникнуты «Сказки по телефону». Эти произведения Джанни Родари основаны на фольклорных мотивах. Таковы сказки о цукатном дворце, который мог отведать каждый, находящийся на площади.

Эти коротенькие истории полны глубокого смысла: нужно быть внимательными (сказка о мальчике, который все время терял вещи и даже части тела), добрыми, отзывчивыми. Однако нужно и уметь смотреть на мир с непривычной стороны («Синий светофор»).

Сказки осуждают лень, грубость и даже обжорство.

"Грамматика фантазии"

Родари не только писал сам, но и призывал к этому других, пытался в своих юных читателях открыть сочинительский дар, научить придумывать собственные яркие, поучительные «книги-игрушки». Об этом труд «Грамматика фантазии».

Не раз писатель посещает СССР, его привлекает система воспитания в Союзе - своими мыслями об этом, также о развитии творческого начала он и делится в данной книге. Она написана таким же легким, непринужденным языком, как и художественные произведения, поэтому читать труд несложно детям и взрослым.

Часть глав посвящена теоретическим основам писательской деятельности: структуре произведения, правильного оформления - все это разобрано на примерах конкретных произведений. Автор доносит простую мысль: творчество писателя - не талант, берущийся из ниоткуда, этому можно и нужно учиться.

Родари-поэт

В самом начале творческой карьеры Родари пишет стихи. Самое известное в нашей стране - «Чем пахнут ремесла». Это призыв к обретению действительно важной профессии.

Родари, верный принципам коммунизма, считал, что развитие страны - в руках обычных рабочих, людей простых, но очень значимых профессий. Это он и пытается донести до маленького читателя.