Традиции и обряды. а также открытые источники

Когда празднуется память святителя Николая Чудотворца

В чем помогает Николай Чудотворец

Святителя Николая называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Житие (биография) Николая Чудотворца

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым - ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода - своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах - точная дата неизвестна.

Мощи святителя Николая

Святитель Николай Чудотворец отошел ко Господу в 345-351 годах - точная дата неизвестна. Его мощи были нетленными. Первое время они покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

Почитание святителя Николая на Руси

Николаю Угоднику на Руси посвящено немало храмов и монастырей. Во имя него святой Патриарх Фотий крестил в 866 году Киевского князя Аскольда - самого первого русского князя-христианина. Над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга построила первый на русской земле храм святителя Николая.

Во многих русских городах именем архиепископа Мир Ликийских называли главные соборы. Новгород Великий, Зарайск, Киев, Смоленске, Пскове, Галич, Архангельск, Тобольск и многие другие. В Московской губернии было построено три Никольских монастыря - Николо-Греческий (Старый) - в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Кроме того Никольской названа одна из главных башен столичного Кремля.

Иконография святителя Николая

Иконография святителя Николая сложилась в Х-XI веках. При этом самая древняя икона, а именно фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме, относится к VIII веку.

Есть два основных иконографических типа святителя Николая - ростовой и поясной. Один из классических примеров ростовой иконы - фреска из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, написанная в начале XII века. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее. На этой фреске святитель изображен в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке.

Иконы поясного иконографического типа изображают святителя с закрытым Евангелием на левой руке. Древнейшая икона такого типа в монастыре святой Екатерины на Синае относится к XI веку. На Руси самый ранний из сохранившихся подобный образ относится к концу XII века. Иван Грозный привез его из Новгорода Великого и положил в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Сейчас эту икону можно увидеть в Третьяковской галерее.

Иконописцы создавали и житийные иконы Николая Угодника, то есть изображающие разные сценки из жизни святителя - порой до двадцати разных сюжетов. Самая древние из таких икон на Руси - это новгородская из погоста Любони (XIV век) и коломенская (сейчас хранится в Третьяковской галерее).

Тропарь святителю Николаю Чудотворцу

глас 4

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Перевод:

Правилом веры, образцом кротости, воздержания учителем показала тебя жизнь твоя пастве твоей. И потому смирением ты приобрел величие, нищетой – богатство: отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак святителю Николаю Чудотворцу

глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Перевод:

В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий: евангельское учение Христа исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных избавил от смерти. Потому и освятился, как великий служитель таинств Божией благодати.

Молитва первая Николаю Угоднику

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!

Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.

Что можно есть в день памяти Николая Чудотворца

19 декабря по новому стилю приходится на Рождественский, или Филиппов, как его еще называют, пост. В этот день можно есть рыбу, но нельзя есть мясо, яйца и другие продукты животного происхождения.

Чудеса святителя Николая

Николай Чудотворец считается покровителем, заступником и молитвенником о плавающих и, вообще, всех, кто путешествует. Например, как говорит житие святителя, в юные годы, путешествуя из Миры в Александрию, он воскресил моряка, который во время жестокой бури сорвался с мачты корабля и, упав на палубу, разбился насмерть.

Митрополит Сурожский Антоний. Слово, произнесенное на всенощной под праздник святителя Николая, 18 декабря 1973 г., в храме его имени, что в Кузнецах (Москва)

Мы празднуем сегодня день смерти святителя Николая Чудотворца. Какое это странное совмещение слов: праздник о смерти… Обычно, когда кого-нибудь застигнет смерть, мы тоскуем и плачем об этом; а когда умрет святой - мы об этом ликуем. Как же это возможно?

Возможно это только потому, что когда умирает грешник, у остающихся тяжело лежит на сердце чувство, что настало время разлуки, хотя бы временной. Как бы ни была крепка наша вера, как бы надежда нас ни окрыляла, как бы мы ни были уверены в том, что Бог любви никогда окончательно не отделит друг от друга тех, которые любят друг друга хоть несовершенной, земной любовью - все-таки остается грусть и тоска о том, что мы не увидим в течение долгих лет лица, выражения глаз, светящихся на нас лаской, не прикоснемся к дорогому человеку благоговейной рукой, не услышим его голоса, доводящего до нашего сердца его ласку и любовь…

Но наше отношение к святому не совсем таково. Даже те, кто был современником святых, уже при их жизни успели осознать, что, живя полнотой небесной жизни, святой не отделился от земли при жизни, и что когда он телом почиет, он все равно останется в этой тайне Церкви, соединяющей живых и усопших в едино тело, в един дух, в едину тайну вечной, Божественной, победившей все жизни.

Умирая, святые могли сказать, как Павел говорил: я подвигом добрым подвизался, веру сохранил; теперь готовится мне награда вечная, теперь я делаюсь сам жертвоприношением…

И вот это сознание - не головное, а сознание сердца, живое чувство сердца о том, что святой не может от нас отлучиться (так же как от нас не отлучается ставший для нас невидимым Христос воскресший, так же как не отсутствует невидимый нам Бог), вот это сознание позволяет нам радоваться в день, когда, как говорили древние христиане, человек родился в вечную жизнь. Он не умер - а родился, вошел в вечность, во весь простор, во всю полноту жизни. Он - в ожидании новой победы жизни, которой мы все чаем: воскресения мертвых в последний день, когда уже все преграды разделения падут, и когда мы возликуем не только о победе вечности, но о том, что Бог и временное вернул к жизни - но во славе, новой сияющей славе.

Один из древних отцов Церкви, святой Ириней Лионский говорит: слава Божия - это человек, до конца ставший Человеком… Святые являются такой славой для Бога; глядя на них, мы изумляемся тому, что Бог может совершить над человеком.

И вот, мы радуемся в день смерти того, кто на земле был небесным человеком, а войдя в вечность, стал для нас предстателем и молитвенником, не отлучившись от нас, оставаясь не только таким же близким, становясь еще более близким, потому что мы делаемся близкими друг другу по мере того, как делаемся близкими, родными, своими Живому Богу, Богу любви. Радость наша сегодня так глубока! Господь на земле пожал, словно зрелый колос, святителя Николая. Теперь он торжествует с Богом, на небесах; и как он любил землю и людей, умел жалеть, сострадать, умел окружить всех и встретить каждого изумительной ласковой, вдумчивой заботой, так и теперь он молится о нас всех, заботливо, вдумчиво.

Когда читаешь его жизнь, поражаешься, что он не только о духовном заботился; он заботился окаждой человеческой нужде, о самых скромных человеческих нуждах. Он умел радоваться с радующимися, он умел плакать с плачущими, он умел утешить и поддержать тех, кому нужно было утешение и поддержка. И вот почему народ, мирликийская паства его так полюбила, и почему весь христианский народ так его чтит: ничего нет слишком ничтожного, на что он не обратил бы внимание своей творческой любви. Нет ничего на земле, что казалось бы недостойно его молитв и недостойно его трудов: и болезнь, и беднота, и обездоленность, и опозоренность, и страх, и грех, и радость, и надежда, и любовь - все нашло живой отклик в его глубоком человеческом сердце. И он нам оставил образ человека, который является сиянием Божией красоты, он нам в себе оставил как бы живую, действующую икону подлинного человека.

Но оставил он нам ее не только для того, чтобы мы ликовали, восхищались, изумлялись; он нам оставил свой образ для того, чтобы мы от него научились, как жить, какой любовью любить, как забывать себя и помнить бесстрашно, жертвенно, радостно всякую нужду другого человека.

Он нам оставил образ и того, как умирать, как созреть, как встать перед Богом в последний час, отдав Ему душу радостно, словно возвращаясь в отчий дом. Когда я был юношей, мой отец мне раз сказал: научись в течение твоей жизни так ожидать смерть, как юноша трепетно ожидает прихода своей невесты… Вот так ждал и святитель Николай часа смертного, когда раскроются смертные врата, когда падут все узы, когда вспорхнет душа его на свободу, когда ему дано будет лицезреть Того Бога, Которому он поклонялся верой и любовью. Так и нам дано ждать - ждать творчески, не ждать оцепенело, в страхе смерти, а ждать с радостью того времени, той встречи с Богом, которая нас сроднит не только с Живым Богом нашим, со Христом, ставшим человеком, но и с каждым человеком, потому что только в Боге мы делаемся едины…

Отцы Церкви нас призывают жить страхом смертным. Из столетия в столетие мы эти слова слышим, и из столетия в столетие мы их превратно понимаем. Сколько людей живет страхом того, что вот-вот наступит смерть, и за смертью - суд, а за судом - что? Неизвестно. Ад? Прощение?.. Но не об этом страхе смертном говорили отцы. Отцы говорили о том, что если бы мы помнили, что через мгновение можем умереть, как бы мы спешили делать все добро, которое мы еще можем успеть сделать! Если бы мы думали постоянно, трепетно о том, что стоящий рядом с нами человек, которому мы сейчас можем сделать доброе или злое, может умереть - как бы мы спешили о нем позаботиться! Не было бы тогда никакой нужды, ни большой, ни малой, которая превосходила бы нашу способность жизнь посвятить человеку, который вот-вот умрет.

Я уже сказал нечто о своем отце; простите - я скажу еще одно личное. Моя мать три года умирала; она это знала, потому что я это сказал ей. И когда смерть вошла в нашу жизнь, она жизнь преобразила тем, что каждое мгновение, каждое слово, каждое действие - потому что оно могло быть последним - должно было быть совершенным выражением всей любви, всей ласки, всего благоговения, которые между нами были. И вот три года не было мелочи и не было крупных вещей, а было только торжество трепетной, благоговейной любви, где все сливалось в великое, потому что и в одном слове можно заключить всю любовь, и в одном движении можно выразить всю любовь; и это должно быть так.

Святые это понимали не только по отношению к одному человеку, кого они любили особенно ласково и на протяжении каких-то малых лет, на которые у них хватало духа. Святые умели так жить в течение целой жизни, изо дня в день, из часа в час, по отношению к каждому человеку, потому что в каждом они видели образ Божий, живую икону, но - Боже! - порой такую оскверненную, икону такую изуродованную, которую они созерцали с особенной болью и с особенной любовью, как мы созерцали бы икону, затоптанную в грязь перед нашими глазами. А каждый из нас грехом своим затаптывает в грязь образ Божий в себе.

Подумайте над этим. Подумайте над тем, как славна, как дивна может быть смерть, если только мы проживем жизнь, как святые. Они - подобные нам люди, отличающиеся от нас только смелостью и горением духа. Если бы мы подобно им жили! И как богата могла бы быть для нас память смертная, если вместо того, чтобы называться, на нашем языке, страхом перед смертью, она была бы постоянным напоминанием, что каждое мгновение есть и может стать дверью в вечную жизнь. Каждое мгновение, исполненное всей любовью, всем смирением, всем восторгом и крепостью души, может распахнуть время к вечности и нашу землю сделать уже местом, где явлен рай, местом, где живет Бог, местом, где мы едины в любви, местом, где все дурное, мертвое, темное, грязное побеждено, преображено, стало светом, стало чистотой, стало Божественным.

Дай нам Господь вдуматься в эти образы святых, и не друг друга, даже не себя спрашивать о том, что же делать, а обратиться прямо к ним, к этим святым, из которых некоторые были поначалу разбойниками, грешниками, людьми страшными для других, но которые сумели величием души воспринять Бога и вырасти в меру возраста Христова. Станем их спрашивать… Что с тобой случилось, отче Николае? Что ты сделал, как ты раскрылся силе Божественной любви и благодати?.. И он нам ответит; он своей жизнью и своей молитвой сделает для нас возможным то, что нам кажется невозможным, потому что сила Божия в немощи совершается, и все нам доступно, все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе.

Митрополит Сурожский Антоний. О призвании христианина.

Слово, произнесенное на литургии в день памяти святителя Николая 19 декабря 1973 г., в храме его имени, что в Кузнецах (Москва)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Поздравляю вас с праздником!

Когда мы празднуем день такого святого, как Николай Чудотворец, которого не только русское сердце, но вселенское Православие восприняло как один из самых совершенных образов священства, делается особенно трепетно и служить Божественную литургию и предстоять ей; потому что прежде чем он стал сотаинником апостолов, святитель Николай был подлинным, истинным мирянином. Сам Господь открыл, что именно его надо было поставить священником - за чистоту его жизни, за подвиг его любви, за его любовь к богослужению и храму, за чистоту его веры, за его кротость и смирение.

Все это было в нем не словом, а было плотью. В тропаре ему мы поем, что он был правило веры, образ кротости, учитель воздержания ; все это его пастве явилось самим делом, сиянием его жизни, а не только словесной проповедью. И таким он был еще мирянином. И таким подвигом, такой любовью, такой чистотой, такой кротостью он стяжал себе высшее призвание Церкви - быть поставленным архиереем, епископом своего града; быть перед глазами верующего народа (который сам является телом Христовым, местом пребывания Святого Духа, божественным уделом), среди православного народа стоять, как живая икона; чтобы можно было, взирая на него, в его глазах видеть свет Христовой любви, в его действиях видеть, воочию пережить Христово божественное милосердие.

Мы все призваны следовать одним путем. Нет двух путей для человека: есть путь святости; другой путь - путь отречения от своего христианского призвания. Не все достигают той высоты, которая нам явлена во святых; но все мы призваны быть настолько чистыми своим сердцем, своим помышлением, своей жизнью, своей плотью, чтобы мы могли быть как бы воплощенным присутствием в мире, из столетия в столетие, из тысячелетия в тысячелетие, Самого Христа.

Мы призваны быть так совершенно, так полно отданными Богу, чтобы каждый из нас стал как бы храмом, где живет и действует - и в нас и через нас - Святой Дух.

Мы призваны быть дочерьми и сынами нашего Небесного Отца; но не иносказательно только, не потому только, что Он с нами обращается, как отец обращается с детьми. Во Христе и силой Святого Духа мы призваны подлинно стать Его детьми, подобными Христу, приобщившись Его сыновству, получив Духа сыновства, Духа Божия, так, чтобы наша жизнь была сокрыта со Христом в Боге.

Этого мы не можем достигнуть без труда. Отцы Церкви нам говорят: пролей кровь и получишь Дух… Мы не можем просить Бога о том, чтобы Он вселился в нас, когда сами мы не трудимся над тем, чтобы приготовить Ему святой, очищенный, богопосвященный храм. Мы не можем Его звать в глубину нашего греха вновь и вновь, если не имеем твердого, пламенного намерения, если мы не готовы, когда Он к нам снизойдет, когда Он нас взыщет, как заблудшую овцу, и захочет понести обратно в отчий дом, быть взятыми и унесенными навсегда в Его Божественных объятиях.

Быть христианином - это быть подвижником; быть христианином - это бороться за то, чтобы преодолеть в себе все, что является смертью, грехом, неправдой, нечистотой; одним словом - преодолеть, победить все то, из-за чего Христос был распят, убит на Кресте. Грех человеческий Его убил - мой, и ваш, и наш общий; и если мы не избываем и не изживаем греха, то мы приобщаемся либо тем, которые небрежением, холодностью, безразличием, легкомыслием отдали Христа на распятие, либо тем, которые злобно Его хотели уничтожить, стереть с лица земли, потому что Его облик, Его проповедь, Его личность были их осуждением.

Быть христианином - это быть подвижником; и однако самим нам спастись невозможно. Наше призвание настолько высоко, настолько велико, что человек своими силами не может осуществить его. Я уже говорил, что мы призваны быть как бы привитыми к человечеству Христа, как веточка прививается к животворному дереву - с тем, чтобы жизнь Христова била ключом в нас, чтобы мы были Его телом, чтобы мы были Его присутствием, чтобы наше слово было Его словом, наша любовь - Его любовью, и наше действие - Его действием.

Я сказал, что мы должны стать храмом Святого Духа, но больше чем вещественным храмом. Вещественный храм содержит в себе присутствие Божие, но не пронизывается им; а человек призван так соединиться с Богом, как, по слову святого Максима Исповедника, огонь пронизывает, проникает железо, делается с ним одно, и можно (говорит Максим) резать огнем и жечь железом, потому что больше нельзя различить - где горение и где горючее, где человек и где Бог.

Этого мы не можем достичь. Мы не можем стать сынами и дочерьми Божиими только потому, что мы сами этого хотим или об этом просим и молим; мы должны быть приняты Отцом, усыновлены, должны стать, по любви Божией ко Христу, тем, чем Христос является для Отца: сынами, дочерьми. Как же нам этого достичь? Ответ на это нам дает Евангелие. Петр спрашивает: Кто же может спастись? - И Христос отвечает: Невозможное человеку возможно Богу. ..

Подвигом мы можем открыть свое сердце; охранить от нечистоты свой ум и душу; мы можем направить свои действия так, чтобы они были достойны нашего призвания и нашего Бога; мы можем плоть нашу сохранить чистой для приобщения Тела и Крови Христовых; мы можем открыться Богу и сказать: Прииди, и вселися в ны … И мы можем знать, что если мы искренним сердцем этого просим, этого хотим, то Бог, Который хочет нам спасения больше, чем мы умеем сами себе его хотеть, нам егодаст. Он же Сам в Евангелии нам говорит: Если вы, будучи злыми, умеете добрые подарки давать своим детям, насколько больше Отец ваш Небесный даст Духа Святого просящим у Него…

Поэтому будем всей силой нашей человеческой немощи, всем горением нашего тусклого духа, всей надеждой нашего сердца, тоскующего по полноте, всей нашей верой, которая вопиет к Богу: Господи, верую, - однако помоги моему неверию! , всем голодом, всей жаждой нашей души и тела будем просить Бога о том, чтобы Он пришел. Но вместе с тем, всеми силами нашей души, всеми силами нашего тела будем приготовлять Ему храм, достойный Его прихода: очищенный, посвященный Ему, охраненный от всякой неправды, злобы и нечистоты. И тогда - придет Господь; и совершит, как Он обещал нам, с Отцом и Духом, Тайную вечерю в наших сердцах, в нашей жизни, в нашем храме, в нашем обществе, и воцарится Господь во век, Бог наш в род и род.

Санта-Клаус

В западном христианстве образ святителя Николая Чудотворца соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на день святителя Николая, но чаще - на Рождество Христово.

У истоков традиции дарить подарки от имени Санта-Клауса - история о чуде, которое совершил Николая Угодник. Как говорит житие святителя, он спас от греха семью бедного человека, который жил в Патарах.

У бедняка было три прелестных дочери, и нужда заставила его задумать страшное - он хотел отправить девушек заниматься проституцией. Местный архиепископ, а им как раз служил Николай Чудотворец, получил откровение от Господа о том, что в отчаянии задумал его прихожанин. И решил спасти семью, причем тайно ото всех. Однажды ночью он завязал в узелок золотые монеты, которые достались ему в наследство от родителей, и бросил мешок бедняку в окошко. Отец дочерей обнаружил дар только утром и подумал, что это сам Христос послал ему подарок. На эти средства он выдал замуж за хорошего человека свою старшую дочь.

Святитель Николай возрадовался, что его помощь принесла добрый плод, и так же, тайком, закинул второй мешочек с золотом в окно бедняку. На эти средства тот сыграл свадьбу средней дочери.

Бедняку не терпелось узнать, кто же его благодетель. Он не спал ночами и ждал, не придет ли тот, чтобы помочь третьей дочери? Святитель Николай не заставил себя долго ждать. Услышав звон узелка с монетами, бедняк догнал архиепископа и узнал в нем святителя. Упал к его ногам и горячо благодарил его за то, что тот уберег семью от страшного греха.

Никола Зимний, Никола Осенний, Никола Вешний, «Никола Мокрый»

19 декабря и 11 августа по новому стилю православные христиане вспоминают, соответственно, смерть и рождество святителя Николая Чудотворца. По времени года эти праздники получили народные названия - Никола Зимний и Никола Осенний.

Народные традиции празднования дня памяти Николая Угодника

На Руси Николая Угодника почитали «старшим» среди святых. Николу называли «милостивым»; в честь него строили храмы и называли детей - с древности и вплоть до начала XX века имя Коля было самым популярным среди русских мальчиков.

Про Николу Зимнего (19 декабря) в избах в честь праздника устраивали праздничные трапезы - пекли пироги с рыбой, варили брагу и пиво. Праздник считался «стариковским», самые уважаемые люди села собирали в складчину богатый стол и вели долгие беседы. А молодежь предавалась зимним развлечениям - каталась на санках, водила хороводы, пела песни, готовилась к святочным посиделкам.

На Николу Летнего, или Вешнего (22 мая), крестьяне устраивали крестные ходы - с иконами и хоругвями шли в поля, совершали молебны у колодцев - просили о дожде.

Николин день в 2017 году: дата, приметы, обычаи, традиции День Николы Летнего является одним из наиболее почитаемых христианской церковью праздников. Торжество приурочено ко дню переноса мощей святого Угодника Николая в город Бари, находящийся в Италии. В православии Николай Чудотворец считается покровителем детей, влюбленных пар, солдат, купцов, торговцев. Кроме того, Святитель является и защитником людей, которые незаслуженно понесли наказание.

Ежегодно этот праздник отмечается в один день – 22 мая по новому стилю (9 мая согласно юлианскому календарю). Название «Никола Летний» является наиболее распространенным. Однако торжество имеет и множество других названий: Никола , Никола Вешний, Никола Святитель, Летний день, Святой Николай, Никола с теплом, Травный день, Николай Чудотворец, Теплый день.

Николай Чудотворец является заступником всех гонимых и обиженных, помощником бедных, а также и покровителем мореплавателей и защитником семейного очага. Известно, что святитель не раз приходил на помощь терпящим бедствие на воде, силой молитвы смиряя бури.

А что касается семейного счастья, то с ним связана целая история из жизни Николая Чудотворца. Один разорившийся горожанин решил поправить свои дела, отдав дочь за богатого жениха. Но, как это водится, родственники богача были против неравного брака. Узнав об этом, святой Николай помог устроить девушку: он тайно подбросил в окно кошелек с золотом и обеспечил невесте хорошее приданое.

Святой Николай Чудотворец занимал особое место в жизни православных, поэтому с праздником в его честь связано немало обычаев и обрядов. Что же, согласно традициям, нужно сделать в этот день?

Традиции в праздник Николы Летнего

Чтобы избежать несчастий на протяжении года, 22 мая устраивают ритуальные обеды в честь Чудотворца: обязательно надо накормить бедных, калек, бродяг . Только после этого «организуется» большой обед для родных.

Так как Николай Чудотворец является покровителем и защитником влюбленных пар, молодые девушки на заре 22 мая молились Святителю о том, чтобы он даровал им встречу со второй половинкой. Незамужние девчата просили, чтобы Николай послал им хорошего мужа, щедрого, красивого, работящего, смелого, доброго.

Святой Николай покровительствует и животным, в том числе овцам и лошадям. Ко дню Николы Летнего свежая травка в полях уже достаточно выросла. Поэтому в ночь на 22 мая все владельцы лошадей и овец выгоняли свою скотину в поля. Животные всю ночь резвились, бегали, щипали травку. Чтобы лошади и овцы не разбежались, к ним приставляли пастухов – молодых и физически крепких мужчин.

С вечера, перед началом выгона животных, для пастухов готовили специальный ужин, состоящий их каши и пирогов. Затем по периметру большого поля разжигались костры. Мало кто из селян ложился спать рано, ведь все желали понаблюдать за выгоном животных. Даже малым детишкам родители разрешали в этот день гулять до полуночи. Немного позже, когда селяне расходились по своим избам, к пастухам присоединялись девушки – незамужние жительницы села. Затем начиналось настоящее гулянье с плясками, песнями и веселыми играми. Считалось, что в эту ночь юноши и девушки вступали во взрослую жизнь, поэтому старшие родственники особо не контролировали «горячие молодые сердца».

Чтобы урожай был богатым, а земля – плодородной, на заре люди выходили в поля и огороды, становились лицом к восходящему солнышку и проводили специальный обряд. Они читали молитвы, обращенные к Николаю Чудотворцу, прося его о защите своих угодий, о щедрых дарах, о сытом существовании.

Николин день – важная дата в сельскохозяйственном календаре (святой является своеобразным «наследником» языческого бога Велеса – покровителя земледелия и домашних животных). Поэтому этот день наиболее благоприятен для посева яровых : считается, что пагубных для насаждений морозов больше не будет, и урожай пойдет в гору. Также именно 22 мая уже можно высаживать огурцы. Интересно знать. Если на Николу будет идти дождь, то урожай будет богатым и порадует всех хозяев.

Считается, что роса, а также вода из родников и колодцев приобретает живительную силу и если ею обмыться или выпить, то весь год не будешь болеть.

Чтобы приумножить благосостояние, в день святого Николы нужно принести домой из церкви свечку , достать фитиль, поджечь с двух сторон, быстро произнести слова-заклинания и затушить фитиль.

Огонь вечен, а дух мой отмечен златом, сребром и всяким добром. Аминь.

Фитиль нужно положить в кошелек или там, где у вас хранятся деньги.

Как себя правильно вести и что делать в праздник Николы Летнего?

Чтобы счастья улыбалось в течение всего года, 22 мая необходимо провести в молитвах и заботах о семье, доме, скотине. Желательно, чтобы все домочадцы, от мала до велика, были заняты полезными делами.

Утром и вечером желательно помолиться Николаю Вешнему и Господу. Просить Бога и Святителя можно обо всем, в чем вы нуждаетесь. Если ваши мольбы искренни, и вы действительно заслуживаете того, о чем просите, вам обязательно воздастся.

В этот день нужно начинать сеять некоторые культуры. Как правило, сажали гречиху и картофель. Считалось, что после дня Николы Летнего заниматься их высадкой бессмысленно. Во-первых, не будет достойного урожая, во-вторых, культуры не успеют уродить.

Поутру, после похода в церковь и молитв, желательно сходить в баню, хорошо выкупаться и переодеться в чистое или даже новое нижнее белье. Верхняя одежда также должна быть выстиранной и выглаженной. В процессе купания можно читать молитву.

Хозяйки с самого утра принимались за генеральную уборку дома, приусадебной территории, нежилых надворных построек, где содержалась скотина. Животных усиленно кормили различными лакомствами. Парнокопытных и жвачных выпасали, остальных питомцев – выгуливали.

Незамужние девушки и неженатые парни после бани переодевались в красивые наряды. Парни надевали расшитые золотом рубахи, широкие льняные штаны светлого цвета, подвязывались атласными поясами. Девицы наряжались в длинные сарафаны, а на голову повязывали разноцветные платки или надевали венки с лентами.

После работы в поле и увеселительных мероприятий все члены семьи должны были собраться за столом, чтобы отведать праздничный ужин. Особых рекомендации по поводу блюд, выставленных на стол, нет. Кушали все, что Бог послал. Обычно это была непритязательная снедь: молоко, блины, куриные яйца, сыр, каша, картофель вареный, сало и всевозможные блюда, приготовленные из перечисленных продуктов.

Что нельзя делать на Николу Летнего?

22 мая негоже было грустить, предаваться воспоминаниям о прошлых негативных событиях, лениться. Единственное, от чего стоит отказаться касательно работ по хозяйству – это вязание и шитье.

Нежелательно пользоваться ножницами и другими колюще-режущими предметами (кухонная утварь и садовый инвентарь не в счет).

Считалось, что если человек откажет в помощи тому, кто к нему обратился, он сам и его семья будут испытывать нужду и терпеть неудачи в течение 7-ми лет кряду. Помните, помощь нищим, сиротам и всем просящим – это одно из жизненных правил, которого всегда придерживался при жизни Святитель Никола.

Нежелательно ни в чем отказывать (конечно, в разумных рамках) детям. Николай Угодник является их покровителем, поэтому всем ребятишкам нужно сделать подарки. Необязательно покупать что-то дорогостоящее, пусть это будут простые презенты, например, сувениры, игрушки или их любимые лакомства. По традиции подарки всегда клали детям под подушку или прятали в носочки, которые потом развешивали на веревке над печкой (камином).

Неуместно предаваться буйному разгулью. Неприемлемы танцы до упада, сильное алкогольное опьянение и громкие песнопения. Также не приветствуется выяснение личных отношений и тем более ссоры, скандалы, драки. Ругаться 22 мая, значит, навлечь на себя неудачи.

Никола Летний – праздник, который любят многие, особенно детишки. Это торжество, посвященное концу весны и началу летнего сезона. Важно провести этот праздник правильно, чтобы Николай Святитель исполнил все ваши желания, стал для вас и вашей семьи покровителем и надежным защитником!

19 декабря – день памяти святителя Николая Исповедника (270-343). Родился он в городе Патаре, расположенном на южном побережье Малоазийского полуострова. Его благочестивые родители, Феофан и Нонна, дали обет посвятить своего единственного ребенка Богу. Николай стал плодом долгих молитв к Господу бездетных родителей. Со дня своего рождения он явил людям свет своей будущей славы великого чудотворца. Его мать сразу после родов исцелилась от болезни, долгие годы мучавшей её. Новорожденный младенец в купели крещения простоял три часа на ногах никем не поддерживаемый, воздавая честь Пресвятой Троице. В младенчестве Николай начал постническую жизнь, принимая материнское молоко по средам и пятницам, только один раз в день.

С детства будущий чудотворец изучал Священное Писание. Свои дни он проводил в храме, а по ночам молился. Его дядя, епископ Патарский Николай, видя высокое благочестие племянника и его духовные успехи, поставил его во чтеца, а после возвел в сан священника.

Николай помогал страждущим и нищим, благодеяния делал тайно, скрывая от людей. За свою жизнь святитель совершил множество чудес. Дожил он до глубокой старости и мирно отошел к Господу. В 1087 году его мощи были перенесены в итальянский город Бари, где они находятся и сегодня.

Никола Зимний: обряды и традиции

Никола-угодник является одним из самых почитаемых святых на Руси. Верили, что он помогает людям даже без специального обращения. Он дарит плодородие, богатство и обилие: «До Николы – нет добра николи ».

В легендах, песнях и притчах рассказывается о том, что святой Николай ходит по домам, заглядывает в погреба, амбары, стараясь наполнить их разным добром:

«Ходит Никола по погребу,

Ищет Никола неполного,

Всё, что найдет неполное,

Хочет Никола дополнить».

Святитель Николай – защитник оклеветанных. К нему обращались с молитвой невинно осужденные, уповая на помощь. Также святого считают покровителем моряков, купцов и детей. Земледельцы молились ему о хорошей погоде и богатом урожае. Наши предки считали Чудотворца вторым после Бога заступником.

Николая Исповедника старались задобрить мореходы и рыбаки. Перед всенощной накануне Зимнего Николы старики собирались на берегу озера или реки, делали чучело из соломы, сажали его в дырявую лодку и отправляли в плаванье, и просили святого Николая принять соломенное чучело, у которого нет ни детей, ни жены, по которому никто плакать не будет, а мореходов и рыбаков оставить в покое.

Николая Угодника считают хорошим врачевателем. В народе верили, что он может избавить человека от любой болезни, воскресить мертвого. Среди знахарей и народных целителей было распространено поверье, что день Николая Угодника – самый благоприятный для лечения тяжелых недугов.

Николин день открывал зимнее сватовство. 19 декабря те, кто планировал жениться или выйти замуж, служили молебен Николаю Чудотворцу.

Крестьяне день Николы Зимнего устанавливали в качестве срока для различных сделок, хозяйственных договоров и платежей: «Цены на хлеб Никольский торг строит», «Никольский торг всему указ», «Для боярской казны Никольский обоз дороже золота».

В местах, где праздновался престольный день, устраивали шумные Никольские ярмарки. На них обязательно торговали хлебным зерном. Именно на таких ярмарках устанавливали цену на зерно: «Никола на хлеб цену строит», «Николин день пирогами и пивом красен ».

В деревнях в этот день справлялась Никольская братчина с пирогами и ячменным пивом. После ярмарки, выручив деньги за продажу товара, крестьяне организовывали праздничные гуляния. Совместные застолья и хождения в гости – были главными особенностями этих гуляний.

На столе обязательно присутствовал обрядовый каравай, который делили между всеми участниками застолья. Совместно съеденный каравай символизировал примирение. Чтобы не было размолвок и вражды, проводили обряд «женитьба пива»: из разных домов хмельной напиток сливали в один сосуд, из которого потом разливали всем присутствующим.

Молодежь в день святого Николая собиралась в заранее обговоренной избе на посиделки, во время которых шла бурная подготовка к . Девушки и парни готовили маски, костюмы, учили и сочиняли песни-колядки. В некоторых местах это время называли Никольскими святками – за схожесть некоторых обычаев с Рождественскими.

Девушки в этот день гадали – клали на образ Чудотворца пояс, веря, что во сне увидят своего суженого.

Рецепт обрядового каравая

4 кг муки, 100 г дрожжей, 2 л молока, 6 яиц, 1 ч. ложка соли, 2 ст. ложки сахара, 1 стакан растительного масла.

Дрожжи с сахаром нужно растворить в теплом молоке, добавить несколько ложек муки до густоты сметаны. Сверху посыпать тонким слоем муки и накрыть полотенцем. Когда подойдет опара вбить желтки, добавить растительное масло, всыпать муку, посолить и месить пока тесто не станет отставать от рук. Когда тесто подойдет, его следует ещё раз перемешать.

Отделите от теста кусочек (200 г), а остальное разделите на четыре равные части, раскатайте на длинные жгуты и сплетите из них косу, концы соедините, чтобы получилось кольцо. Выложите на смазанный жиром противень. Из оставшегося кусочка теста изготовьте розочки, листочки и украсьте ими каравай. Чтобы каравай подошел, его необходимо выдержать 30-40 минут. Затем смешать желток с водой в соотношении 1:1 и дважды смазать каравай. Потом хлеб отправляем на 1,5 часа в духовку при температуре 200°C.

Никола Зимний: приметы

На Николу народ подмечал:

  1. Если на ) зима закуёт, то на Николу раскуёт (потеплеет).
  2. Никола загвоздит, что ) намостил.
  3. Если на Николу следы заметает, дороге не стоять.
  4. Сколько Зимний Никола снега дает – столько ) даст травы.
  5. Если до Николина дня зима была суровой, то после Николы до ) будет оттепель.
  6. Иней в этот день предвещает хороший урожай овса.
  7. Если иней до Николы Зимнего появился, то ячмень нужно сеять раньше, если после Николы – позже.

Человек, родившийся 19 декабря, отмечен судьбой. Ему под силу преодолевать любые трудности. В качестве талисмана ему следует носить родонит и лазурит.

Видео: Никола зимний

Один из самых почитаемых святых в православии. Он считается защитником простого народа, покровителем мореплавания, торговли и земледелия. Память Николая Чудотворца чтут двумя большими праздниками, один из которых приходится на 22 мая и связан с перенесением в 1087 году мощей святого из Мир Ликийских в г. Бар (Италия), а второй - 19 декабря - является Днём кончины Николая и отмечается как день обретения Церковью нового небесного покровителя.

Чудотворцем святого Николая Угодника называли за совершенное им неисчислимое количество чудесных исцелений и воскрешений из мертвых, за способность укрощать и подчинять себе морскую стихию, за другие чудеса, происходившие даже при молитвенном обращении к нему. Любовь народа и огромный авторитет святого архиепископа Николая неразрывно связаны с его светлой верой, а также с чуткостью к просьбам людей, со скорой и милосердной его помощью.

В День Святого Николая
Пожелать хочу добра,
Чтобы помощь и поддержка
От Святого вам была.

Он услышит все молитвы,
В трудный час вас укрепит,
Верьте, искренне любите,
Он вас счастьем наградит.

Сегодня День Святого Николая,
Пусть праздник только свет тебе несет!
Тебе добра, здоровья я желаю,
Душа пускай от радости поет!

Пусть Николай мечты осуществляет,
Чтоб жизнь твоя казалась волшебством!
В глазах твоих пусть счастье засияет,

Поздравляем с Николиным днем, с началом лета! Желаем, чтобы тепло этого светлого праздника согревало душу, чтобы милость Божья не покидала вас и ваш дом, а заступник наш, Николай Чудотворец, помогал вам во всех начинаниях.

Сегодня, в День Святого Николая,
Тебе здоровья, радости желая,
Еще хочу я счастья пожелать,
Чтоб горя и беды вовек не знать!

Пусть в сердце и в душе бушует май,
Любовь и нежность льются через край,
Святитель Николай пусть в жизни помогает,
И на дела благие пусть тебя он вдохновляет!

Николин день с теплом идет
И в церкви колокол поет.
Ты Чудотворцу помолись,
Пусть бережет тебя всю жизнь.
В Николин день к тебе с добром
Пускай заходит счастье в дом,
Пусть вера в Господа Христа
В душе твоей будет чиста.
Господь тебя благословит,
От бед Никола оградит.

В день Николая Чудотворца
Желаем вам больших чудес,
Пусть исполняются желанья,
Растет пусть счастье до небес,
Пусть Николай Святой Угодник
Большую радость принесет,
И всем, кто свято верит в чудо,
Пусть непременно повезет!

В День святого Николая,
Счастья я тебе желаю.
Радость принесет пусть май,
Рядом будет Николай.

Пусть Святой всегда поможет,
Пусть печаль тебя не гложет,
Подсобит пускай советом,
Даст пускай на все ответы.

Обратись к нему с молитвой
Сердцем чистым и открытым,
Он всегда тебя услышит
И пошлет подмогу свыше.

Николин день, день Чудотворца,
Весна нам дарит чудеса,
Сегодня к нам открыта дверца -
Бог слышит наши голоса.

Давайте будем чуть добрее,
Любите Бога сердцем всем -
И мир к нам станет чуть милее,
И жить нам будет без проблем!

День Николин наступил,
Поздравляю с этим.
Пусть печаль твою подальше,
Гонит теплый ветер.

Пускай будет благодать,
У тебя и близких.
Чтобы сердце билось в такт,
Колыхающимся листьям.

Поскорей оставь дела,
Пускай отдыхает тело.
За шашлык, вино и песни,
Принимайся смело!

Желаю в День святого Николая
Весеннего тепла и вдохновения,
Чтоб вечно была жизнь прекрасней мая,
Чтоб ярким всегда было настроение!

Пускай же все мечты осуществятся
И каждый миг наполнится добром!
Желаю лучезарно улыбаться,
Как будто солнце в небе голубом!

Не просите многого, не надо -
В малом для души будет отрада.
Не просите у Николы много,
Постоит за вас он перед Богом.
Пожелаю вам простых вещей:
Крышу крепкую, в тарелке щей,
Не нуждаться, а в достатке жить,
Милосердным ко всем сирым быть.
Наш Никола видит все, он есть везде,
За заслуги ваши не оставит вас в беде.

Поздравлений: 42 в стихах, 5 в прозе.

Дед Мороз, Санта Клаус, Йоулупукки, Пэр-Ноэль, Юлетомте - любимые герои рождественских и новогодних праздников в разных странах, общей характеристикой которых является то, что раз в году в морозную зимнюю ночь они дарят детям подарки. Откуда же взялись эти персонажи, из каких легенд и преданий они пришли в нашу жизнь. Достоверно известно, что у всех этих сказочных героев есть реальный прототип, живший много веков назад, а имя ему - Святитель Николай , самый почитаемый святой в христианской религии, день памяти которого приходится на 19 декабря.



Никола-Угодник, глубоко чтимый святой многими народами земли, попал в народные сказки из христианских легенд и преданий, которые гласят, что родился он в турецком городе Патары в 258 году в семье супружеской пары, долго ждавшей наследника. Имя ребенку родители дали Николай (Николас), с греческого языка означающее «победитель народов».


Мальчик с детства рос сердобольным ребенком и пытался всякому помочь, кто нуждался в помощи, так как дух добра, любви, сострадания к ближнему, царивший в доме его родителей, с детства наложил свой отпечаток на формирование его личности. Рано потеряв отца с матерью и получив богатое наследство, Николай начал тратить деньги на благотворительность.


По одному из преданий Святой Николай случайно узнал, что разорившийся купец чуть было не отправил троих красавиц-дочерей зарабатывать на жизнь блудом. Увидев тяжкие мысли отца, горечь и безысходность его положения, юноша подкрался ночью к их дому и незаметно забросил в окно узел с золотом. Отец девушек, проснувшись утром, очень обрадовался такому счастью и на вырученные за золото деньги выдал дочерей замуж. По иной версии Николай подбрасывал деньги несколько дней, то в обувь, то в печную трубу, после чего золотые монетки попадали в носки девушек, сушащиеся у огня. Так он помог многим бедным и страждущим. И так появилась традиция тайно класть подарки для детишек в башмаки под елкой или в носочки у камина.


Со временем Николай стал архиепископом и был славен многими добрыми делами и чудесами: спас родной город Ликию от голода, во время мятежа во Фригии, помог троим императорским воеводам успокоить толпу и решить конфликт мирным путем, сохранил жизнь невинно осужденным. А еще он мог утихомирить море, остановить бурю, шторм и спасти утопающих.


Почитание Святого Николая на Руси

Николай Чудотворец был столь почитаем на Руси, что во многих странах в нем стали видеть исконно русского святого. Простой люд считал Николая вторым заступником после Бога. День памяти Николая угодника в декабре установлен в день смерти святого, а в августе - в день его рождения. В народе его называли «Никола зимний» или «Никола осенний». Есть еще «Никола весенний» - в день памяти переноса мощей святого в город Бари.


Издревле считалось, что в эти дни Святой Николай, опускаясь с небес, обходит всю землю и помогает бедному народу, который молился ему во всех тяжких жизненных ситуациях, и он им приходил на помощь. Проводы на войну, венчание, тяжкие роды, любые трудности в жизни были обязательно сопряжены с молитвами этому святому. Молись ему и воины на полях сражений.


По славянскому преданию считалось, что святой Николай был начальником рая, отпирающим райские врата большим ключом и встречающим у них души умерших. В 17-18 веках была широко распространена традиция влаживать в руку покойного письмо к Николаю Чудотворцу с прошением о прощении усопшему грехов его.

Николай Угодник - мужицкий Бог, в поверьях русского крестьянства ассоциировался с покровителем урожая, плодоношения, пчеловодства, домашней живности и диких зверей.


Интересен тот факт, что согласно преданию иконография «Николы зимнего» существенно изменилась во времена властвования Николая I, обратившего внимание на то, что в иконографии его небесный покровитель изображен без головного убора и сделавшего замечание духовенству. С того времени на иконах голова «Николы зимнинего» была облачена в митру.

Как Святой Николай попал из Европы в Америку

Каждая из православных стран имела свои традиции и своего персонажа, который ассоциировался с образом доброго и справедливого святого. Этот герой всегда старался помочь бедным и вознаградить послушных, и наказать за плохое поведение нерадивых.

Популярность Святого Николая в былые времена была очень велика в Голландии, так как будучи морской страной, всегда уповала на помощь святого, который покровительствовал морякам.


Во время Реформаций в Европе, а в особенности в протестантской религии, культ святых практически исчезает. И лишь в Голландии традиция в день памяти святого класть в деревянные башмачки детей сладости и фрукты осталась незыблемой.


И что интересно, именно голландцы привезли в 1626 году в Северную Америку фигуру Святого Николая, установленную на носу одного из фрегатов, и свою традицию его почитания. В Новом Свете они купили у индейцев кусок земли за двадцать четыре доллара и назвали свое поселение Новым Амстердамом, ныне Нью-Йорк.


Деревянная скульптура Николая Святителя была установлена на главной площади, а со временем имя "Santa Nicolas" трансформировалось в "Санта Клаус". Это американизированное имя святителя и стало впоследствии известно всему миру.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/nicolay-0025.jpg" alt="Санта-Клаус. Иллюстрация Томаса Наста к стихотворению Клемента Мура. " title="Санта-Клаус. Иллюстрация Томаса Наста к стихотворению Клемента Мура. " border="0" vspace="5">


Дети Кларка тот час же узнали в этом персонаже слугу их дома - упитанного и веселого голландца. В стихотворении он был одет шубу, имел белую бороду и красный нос, а средством передвижения у Санты были восемь оленей, запряженных в сани, с серебряными колокольчиками на шеях.


Клемент Мур, почитав свое творение детям и удовлетворившись их восторгом, спрятал рукописный текст в стол и напрочь забыл о нем. Но получилось так, что через год его друг без спросу отнес этот стих в газету Sentinel, которая и напечатала сочинение Клемента в канун Рождества 1823 года.


Успех был неожиданно громким. Газеты и журналы наперебой печатали рождественское стихотворение, а вскоре появилось и отдельное его издание. Так, Клемент Мур, не думаючи, не гадаючи, стал классиком американской литературы, а Санта Клаус вошел в жизнь миллионов американцев.


И в довершение ко всему, в 1930 году компания «Кока-Кола» придумала очень хитрый рекламный ход, позволяющий не забывать об их чудесном напитке ни летом, ни зимой: чикагский художник Хэддон Сандблом нарисовал одежду Санта-Клауса в красно-белых цветах Кока-Колы.

Совсем недавно православный мир чтил память а почему этот день с нетерпением ждут незамужние девушки читайте