Три определения понятия искусство. Искусство


Искусство существует намного дольше, чем человеческая цивилизация, возможно, столько же, сколько существует человек разумный. Но вряд ли наши древние предки, изображая что-то на стенах пещер, думали о том, что когда-то будут существовать весьма странные формы выражения искусства.

10. Анаморфозы



Анаморфозы – это способ передачи изображения, которые в целом воспринимаются только на определенном расстоянии или под определенным углом. В некоторых случаях можно прочитать надпись только в зеркальном отражении. Первые попытки в использовании анаморфоз были сделаны Леонардо да Винчи в 15 веке. Несколько попыток относят и к эпохе Возрождения, включая работу Ганса Холбейна младшего “The Ambassadors” и изумительные фрески Андреа Поццо на своде церкви Святого Игнатия в Риме.


Столетиями техники развивались от 3D формата на бумаге до уличного искусства, которое имитирует дыры или расколы в земле. Самым успешным приёмом оказалось использование анаморфоз в полиграфии. Ярким примером является удачная попытка студентов Джозефа Игэна и Хантера Томпсона декорировать стены в коридоре колледжа искаженными текстами, которые прочитать можно только стоя с правой стороны. Чикагский дизайнер Томас Куинн вдохновил своими работами студентов, и они попробовали воплотить их.

9. Фотореализм




В начале 1960-х годов фотореалисты стремились создать образы, которые выглядели как настоящие фотографии. Фотоаппарат способен запечатлить даже самые крохотные детали, а художник-фотореалист способен создать «изображение изображения жизни». Это направление, включающее также и скульптуру, известно, как «супер-реализм» или «гиперреализм». Оно сфокусировалось на энергетике повседневной жизни, как можно более точной её передаче.


Такие фотореалисты, как Ричард Истес, Одри Флэк, Роберт Бечтл, Чак Клоуз и скульптор Дуейн Хэнсон создавали очень реалистические работы, что зритель начинал думать, что реальные объекты могут быть подделкой. Критики не интересуются данным течением, так как считают её сферой технологий, а не искусства.

8. Искусство на грязной машине




Вряд ли надпись, например, «Помой меня» на корпусе грязной машины можно считать великим искусством. Но 52-летний американский график Скотт Уейд стал известным в области изумительных рисунков на запыленных стеклах автомобилей. Он создавал свои мультипликационные сюжеты просто пальцем или палочкой. Сегодня художник использует краску и кисточку, чтобы создавать более сложные сюжеты.


Работы Уейда участвуют в выставках, его услугами пользуются рекламные компании. Так как автор работает со стеклянными поверхностями, на которых необходимо иметь несколько слоев грязи, то он использует в работе масло и фен, для обеспечения прочности. Скоро никто не будет мыть машины.

7. Использование продуктов жизнедеятельности человека в искусстве


Многие художники используют жидкости, вырабатываемые человеческим организмом, при создании своих работ. Например, австралийский художник Герман Ницч использует мочу и кровь животных. Сюжеты его работ, навеянные пережитыми в детстве событиями, связанными со Второй мировой войной, вызывают много споров и судебных разбирательств.


Художник из Бразилии, Виниций Куесада, известен своей «кровавой» серией под названием “Blood Piss Blues”. Художник использует только свою кровь, отказываясь от донорской и крови животных. Его работы перенасыщены желтыми, красными и зелеными оттенками для создания суровой сюрреалистической атмосферы. На одной из самых известных работ “Mr. Monkey” изображена обезьяна в очках, сделанных из игровой приставки Nintendo, которая курит сигару.

6. Картины, написанные разными частями тела

Художники используют для написания картин весьма необычные материалы, но на этом они не останавливаются и переходят к технике написания картин разными частями тела. 65-летний австралийский художник Тим Пэтча «Прикассо», который писал картины своим мужским достоинством, но самое интересное, что популярность художника последнее время растет.


Не менее эпатажная художница Кира Айн Варсзеги использовала в качестве кисти свою грудь при написании портретов. Подобный способ был поддан критике. Впрочем, она на высоком уровне может рисовать и традиционным способом. Ани К писал картины языком, а Стефен Мермер, школьный учитель, писал картины ягодицами, за что и был уволен со школы.

5. Обратное 3D изображение


Пока специалисты по анаморфозам пытаются достичь восприятия двухмерных изображений как трехмерных, появилось обратное течение, когда 3D изображение хотят подать как двухмерное. В этой сфере особенно известной стала художница Алекса Мид. Для того чтобы объекты на картине выглядели как неживые, художница использует акриловые краски. Над этой техникой она работает с 2008 года. Первые работы представили публике уже в 2009. В основном на картинах Мид изображен сидящий на стуле человек у неокрашенной стены. Чтобы создать картину, уходило несколько часов.


Еще одним известным специалистом в этой области можно считать Синтию Грейг, художницу и фотографа, которая проживает в Детройте. На своих картинах она изображает обычные бытовые предметы, покрывает их белой краской и углем, чтобы создать иллюзию плоскостности.




Тень, природное явление, и трудно сказать, когда люди решили использовать её для создания объектов искусства, но современные специалисты достигли многого в этой области. Они располагали объекты таким образом, чтобы тень создавала образы людей, разных мест и слов. Среди известных профессионалов можно назвать Куми Ямашита и Фреда Эердекенса. Тени часто ассоциируются с чем-то зловещим и многие художники, включая Тима Нобла и Сью Вебстера, используют их, чтобы создать иллюзию страха в своих работах. Среди их работ следует отметить инсталляцию “Dirty White Trash”, в которой они использовали кучку мусора, чтобы на тени получились образы курящего и пьющего. В другой инсталляции тень формирует образ ворона, который «обедает» головами, надетыми на колы. Рашад Алакбаров использует яркое, цветное стекло и создает абсолютно немрачные теневые образы на пустых стенах.


Техника обратного граффити абсолютно противоположна технике рисования по грязи на автомобилях – в данном случае грязь необходимо убрать, одновременно создавая образ. При помощи моечных машин художники смывают налет от выхлопных газов автомобиля со стен, создавая красивые образы или узоры. Родоначальником данного направления считается Пол Кертис «Лось». Подобная идея пришла ему в голову, когда он работал в ресторане посудомойщиком и лицезрел закопченные сигаретным дымом стены.




Бен Лог, британский художник, который является сторонником менее технологического подхода к обратному граффити, чем Кертиса. Временные образы, создаваемые Лонгом просто пальцем на стекле автомобиля, достаточно стойкие и могут продержаться до 6 месяцев, если их не смоет дождь или не вмешается недоброжелатель. Удивительно, но отношение к новому виду граффити разное. Несколько раз полиция задерживала Пола Кертиса за «написание палкой на песке», как говорит сам художник.

2. Иллюзии боди-арта




Рисунками на теле сегодня никого не удивишь, да и в прошлом тоже, так как первыми в этом искусстве были племена Майя, египтяне и т.д. Сегодня оно переживает новый виток развития. Иллюзия боди-арта заключается в объемном 3D изображении, которое выглядит достаточно реалистично – от людей разрисованных как животные до реалистических дыр на руках.
Хикару Чо, известная японская художница боди-арта, специализируется на мультипликационных сюжетах. Художники Йоханнес Штёттер и Трин Мэрри специализируются на искусстве камуфляжа.

В 1935 году метод перекочевал в сферу искусства благодаря художнику Мэну Рею, который камерой снимал свое передвижение в окружении огней. Сначала никто не придал особого значения завитушкам света на фотографиях, но в 2009 году выяснилось, что это зеркальное отражение подписи художника. Последователи Мэна, художники Гьён Мил Анри Матисс, Барбара Морган, Джек Делано и даже Пабло Пикассо в свое время пробовали себя в светографике. Современные художники Майкл Босанко, Тревор Уильямс и Яна Леонардо тоже увлеклись которое тесно переплелось с наукой.

Понятие «искусство» известно каждому. Оно окружает нас на протяжении всей жизни. Искусство играет большую роль в развитии человечества. Оно появилось еще задолго до создания письменности. Из нашей статьи вы можете узнать о роли и задачах.

Что такое искусство? Общая информация

Понятие «искусство» достаточно многогранно. Обычно под ним подразумевают отрасль человеческой деятельности, которая может удовлетворить одну духовную потребность, а именно любовь к прекрасному. Искусство - это особая форма общественного сознания. Именно оно представляет собой художественное отражение человеческой жизни. Благодаря ему можно выяснить, как жили люди в то иной временной промежуток.

Самым первым автором, который раскрыл понятие «искусство», был Шарль Батё. Он создал целый трактат, в котором классифицировал данную отрасль человеческой деятельности. Его книга «Изящные искусства, сведенные к одному принципу» была опубликована в 1746 году. Шарль Батё считает, что их можно определить по нескольким критериям. Автор уверен, что искусство приносит удовольствие, а также оно имеет духовный, а не телесный характер.

Понятие «искусство» включает в себя живопись, музыку, поэзию, архитектуру и многое другое, с чем мы сталкиваемся ежедневно. Любой вид художественной деятельности отличается определенными положительными качествами. Каждая сфера искусства имеет особый способ воспроизведения действительности и художественные задачи. Все виды художественной деятельности подразделяются на роды и жанры.
Обычно искусство делят на три группы:

  • тоническую (музыка и поэзия);
  • образную (архитектура, живопись и скульптура);
  • смешанную (хореография, актерское мастерство, ораторское искусство и другие).

Существуют разнообразные виды искусства:

  • пространственное, в котором благодаря построению раскрывается видимый образ (скульптура, архитектура);
  • временное, в котором значение приобретает развертывающаяся в реальном времени композиция (поэзия, музыка);
  • пространственно-временное - зрелищное искусство (цирковое представление, кино, хореография).

Графика

Искусство графики - это вид, который включает в себя рисунок и печатную графику изображений (гравюра, минотопия и другое). Ее выразительные средства - контур, штрих, фон и пятно. Известно, что это наиболее популярный вид изобразительного искусства. По своему содержанию и форме графика имеет много общего с живописью.

Гравюра - это вид графики, в котором рисунок является печатным оттиском. Наносят его специальным гравером. Гравюра может быть изображена на металле, дереве и линолеуме.

Еще один популярный вид графики - особый способ плоской печати, при которой печатной формой служит поверхность камня. Данный вид изобретен в 1798 году. Изображение на камень наносят с помощью специальной туши или карандаша.

Искусство графики - самое древнее из всех существующих. Первые изображения существуют со времен неолита и бронзового века. Наши предки выцарапывали рисунок на стенах пещер и скалах. Спустя некоторое время изображения наносились на оружие и предметы быта. После того как появилась письменность, графика использовалась при оформлении писем, книг и грамот.

Способы копирования рисунков на протяжении многих лет были неизвестны. Именно поэтому все изображения создавались в единственном экземпляре. Не секрет, что сегодня такие графические рисунки востребованы у коллекционеров.

В середине 20-го столетия специалисты начали разрабатывать технику черно-белой графики. Было создано более 20 вариантов графической фактуры. Были изданы обучающие пособия. Сегодня графика занимает ведущее место в искусстве.

Бэнто

Бэнто - это необычное искусство для детей и взрослых. Не секрет, что многие родители не знают, как приучить свое чадо к здоровому питанию. Сегодня на прилавках магазинов присутствует большой выбор вредной и даже опасной пищи. На помощь может прийти новый вид искусства - бэнто. Появилось оно в Китае. Таким термином китайцы называют еду, которую они запаковывают в специальные коробочки и берут с собой на учебу или работу. Бэнто - это произведение искусства, которое можно съесть. Талантливые домохозяйки и повара создают из еды фигурки и небольшие картины. Главное отличие такой еды - это сбалансированность и наличие большого количества витаминов. Китайцы создают съедобное произведение искусства только из полезной пищи.

Бэнто - это искусство для детей и взрослых, благодаря которому ребенок с удовольствием будет употреблять полезные продукты. У нас оно еще не так популярно, но уже известно несколько мастеров, которые освоили данную технику.

Влияние искусства на сознание и жизнь ребенка. Как объяснить ребенку современные произведения художественной деятельности?

Искусство играет важную роль в жизни ребенка и развитии его личности. Сегодня абсолютно каждый человек должен иметь хотя бы базовые познания о той или иной сфере деятельности. Общество стремительно развивается, и поэтому каждая личность должна быть многогранной. Многие современные родители стараются как можно раньше привить своему чаду любовь к искусству. Для этого разработано немалое количество методик воспитания, которые можно использовать с первых месяцев жизни ребенка.

Понятие о видах искусства ребенок получает еще в школе. Обычно родители, преподаватели и воспитатели уделяют много внимания письму, чтению, счету и другим предметам, за которые отвечает левое полушарие мозга. Для развития правого понадобится заниматься музыкой, танцами и другими видами искусств. Важно развивать оба полушария мозга, для того чтобы в дальнейшем стать полностью сформировавшейся личностью.

Благодаря осваиванию искусства у ребенка:

  • формируется личность;
  • повышается уровень интеллектуального потенциала;
  • формируются нравственные ориентиры;
  • развивается способность творческого мышления;
  • появляется уверенность в себе и повышается самооценка;
  • развивается память и внимание;
  • расширяется кругозор.

Для того чтобы познакомить ребенка с искусством, важно в первую очередь организовать зону, в которой будут храниться все материалы, необходимые для творческой деятельности. Понадобится иметь дома несколько книг об искусстве. С раннего детства ребенку необходимо читать их. Важно обсуждать все изученное. Для знакомства с искусством понадобится хотя бы раз в месяц посещать с ребенком музеи, галереи, театры и выставки. Ни в коем случае нельзя выбрасывать рисунки, аппликации и поделки, созданные руками детей. Благодаря им можно увидеть творческий рост ребенка. Важно также как можно раньше записать его в тематический кружок, занятия в котором будут ему по душе.

Некоторые произведения современного искусства вызывают недоумение со стороны не только детей, но и взрослых. Нередко тот или иной ребенок не понимает архитектуру, которая была спроектирована модернистами. Важно объяснить школьнику, что любое произведение искусства - важный этап в развитии человечества.

Множество вопросов у детей вызывают абстрактные картины. Существует немалое количество специальных изданий, благодаря которым родители могут показать ребенку, как тяжело создать подобное художественное произведение. Одно из них - «Сам себе Кандинский».

Нередко детей интересует, можно ли сравнить современное и первобытное искусство. Это и многое другое вы можете выяснить в нашей статье.

Изобразительное искусство. История его развития в России

Известно большое количество разнообразных видов искусств. Каждый из них имеет свои особенности и преимущества. Что такое изобразительное искусство, знает почти каждый. С ним знакомят детей еще в раннем возрасте.

Это вид художественной деятельности, благодаря которому мастер может с помощью специальных средств может воспроизвести окружающий мир. Его история в России делится на два периода, границу которых обозначили Петровские реформы. В была тесно связана с иконопочитанием. Иконы имели свой своеобразный художественный стиль. Цель таких произведений искусств - показать молитвенную собранность и умиротворенность в общении с Богом. Именно это объясняет наличие в иконах присутствие некоторых художественных средств. Со временем мастера освоили открываются школы иконописания. Наиболее известной работой считается «Троица» А. Рублева. Иконы 15-16-го веков отличаются гармонией красок.

В 17-м веке популярны были иконы «фряжского письма». Они характеризуются элементами западноевропейской живописи, а именно масляными красками, подобием светотеневой моделировки, точнымизображением людей и природы. Интерес к иконе как к произведению искусства возникает только в 19-м веке.

Древнерусская скульптура существовала в виде резьбы по камню и дереву. Наиболее часто мастера изображали образы святых. Особое внимание уделяли лику. В 18-19-м веках востребованы были скульпторы и живописцы из других стран. Спустя некоторое время стали популярными отечественные мастера.

В 18-м веке наиболее популярным становится Он характеризуется строгостью рисунка, условностью колорита и использованием сюжетов из Библии и мифологии. Так, постепенно зарождалось национальное искусство.

В 1860-1880 годах открываются первые галереи, а отечественные мастера становятся известными во всем мире. Постепенно возникают новые направления. Каждое из них заняло важное место в формировании культурного наследия. В 18-19-м веках человечество не только знало, что такое изобразительное искусство, но и активно его использовало.

Темы, раскрываемые в искусстве

Удивительно, но все темы и проблемы, которые раскрывают мастера в своих художественных произведениях, актуальны на протяжении многих веков. Древние римляне утверждали, что искусство, в отличие от человеческой жизни, вечно. Это неслучайно. Темы в искусстве освещают общественные проблемы, которые нередко встречаются и сегодня. Именно поэтому они составляют огромную ценность для человечества. Мастера нередко раскрывают в своих произведениях тему любви, природы и дружбы.

Со временем меняются направления в искусстве и появляются новые мастера, но темы и образы остаются неизменными. Именно поэтому любое произведение остается актуальным на протяжении многих лет.

Искусство и его роль

Роль искусства в жизни общества неоценима. В его основе лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство формирует духовный вид людей, их чувства, мысли и мировоззрение. Образное воссоздание действительности создает нашу личность. Искусство помогает развиваться и самосовершенствоваться. А также познавать окружающий мир и самого себя.

Искусство - это культурное наследие. Благодаря художественным произведениям можно выяснить, как жили люди в то или иное время. В последнее время особую популярность имеют различные арт-методики. Благодаря искусству можно научиться контролировать себя. Создавая художественный объект, можно забыть о проблемах и избавиться от депрессии.

Искусство и его задачи

Максим Горький считал, что задачи искусства заключаются в нравственной и эстетической оценке всех существенных явлений. Писатель говорил, что благодаря этому можно научиться понимать себя, бороться с пошлостью, уметь понимать людей и находить в них что-либо хорошее. Сегодня известны три функции художественной деятельности. Задачи искусства заключаются в исследовании, публицистике и просвещении. Мастера считают, что функция художественной деятельности - нести прекрасное в души и сердца людей. Николай Васильевич Гоголь утверждал, что задача искусства заключается в изображении действительности.

Современное и первобытное искусство

Многих интересует, На первый взгляд, это невозможно. Однако это не так. Если воспринимать искусство как способ самовыражения личности, то и современное, и первобытное находится в одной плоскости. Сравнивая их, можно понять, как изменилось восприятие человека.

Человеческое мышление стало более абстрактным. Это указывает на активное развитие интеллекта. Со временем человек изменил приоритеты и сегодня воспринимает жизнь не так, как первобытные предки. Раньше мастеров интересовал облик предмета и его формы, а сейчас главную роль в произведениях занимают эмоции. Такое отличие существует с конца 19-го века.

Подводим итоги

Важно с раннего возраста развивать не только левое, но и правое полушарие мозга. Для этого необходимо заниматься искусством. Особенно важно уделять должное внимание творческому развитию ребенка. Настоятельно рекомендуем делать это с первых лет его жизни. Далеко не каждый понимает роль, задачи и виды искусства. Кратко описанная информация в нашей статье позволяет получить базовые знания о различных художественных сферах деятельности.

ИСКУССТВО

И. в широком смысле слова, обозначая высокий уровень мастерства в любой области деятельности, нехудожественной и художественной, т. е. совершенное исполнение данной работы, приобретает тем самым непосредственно эстетич. смысл, т. к. искусная деятельность, где бы и как бы она ни проявлялась, становится красивой, эстетически значимой. Это относится и к деятельности художника-поэта, живописца, музыканта, творения которого прекрасны в той мере, в какой запечатлевают высокое мастерство их создателя и вызывают у нас эстетич. восхищения. Однако гл. отличительный художественного творчества состоит не в создании красоты ради возбуждения эстетического удовольствия, а в образном освоении действительности, т. е. в выработке специфического духовного содержания и в специфич. социальном функционировании.

Стремясь определить смысл существования И. как особой сферы деятельности, принципиально отличающейся от И. в широком смысле слова, теоретики на протяжении всей истории эстетич. мысли шли двумя путями: одни были убеждены, что «тайна» И. состоит в какой-то одной его способности, одном призвании и назначении - либо в познании реального мира, либо в созидании мира вымышленного, идеального, либо в выражении внутр. мира художника, либо в организации общения людей, либо в самоцельной, чисто игровой активности; др. учёные, обнаруживая, что каждое из подобных определений абсолютизирует какие-то одни присущие И. качества, но игнорирует иные, утверждали именно многомерность, разносторонность И. и пытались описать его как набор различных качеств и функций. Но при этом неизбежно утрачивалась И., и представало в виде суммы разнородных свойств и функций, способ объединения которых в , качественно своеобразное оставался непонятным.

Марксистско-ленинская эстетика рассмат-ривает И. как одну из осн. форм духовного освоения действительности. Опираясь на познават. способности обществ. человека, И. стоит в ряду с такими формами обществ. сознания, как наука, хотя оно и различается с ней по своему предмету, по форме отражения и духовному освоению действительности, по своей социальной функции. Общее и в научном, и в художеств. сознании – способность объективно отражать мир, познавать действительность в ее сущности. В этом И. противоположно религии (хотя они на определ. стадиях историч. развития были тесно связаны), поскольку религ. сознание отражает реальность превратно и неспособно проникнуть в объективную сущность вещей.

В отличие от науки, теоретически осваивающей мир, И. осваивает действительность эстетически, охватывая мир целостно, во всем богатстве живых проявлений сущности, во всей чувств. яркости единичного, неповторимого. Но, вместе с тем, оно в лучших своих произведениях есть , раскрытие истины, глубокое проникновение в сущность обществ. жизни. Эстетич. отношения человека к миру проявляются в обществе в самых разных формах и, в частности, во всякой предметной деятельности, в к-рой более или менее свободно выявляется творч. характер труда. Этим, в частности, объясняется наличие художеств. элемента в тех или иных продуктах материального произ-ва. Однако И. исторически формируется как особая, специфич. область духовного произ-ва, призванная осваивать действительность эстетически: в нем обобщаются, выявляются и развиваются эстетич. отношения общества к реальному миру.

Художеств. сознание не имеет целью давать какие бы то ни было специальные знания, его познават. не связана с какими-либо частными отраслями материально-производств. или обществ. практики и не имеет целью выделять в явлениях какую-то особую цепь закономерностей, напр. физич., технологич. или, с др. стороны, специально экономич., психологич. и т.д. Предметом И. является "все, что есть интересного для человека в жизни" (Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 2, 1949, с. 91), оно осваивает мир во всем богатстве его проявлений, поскольку они оказываются объектом практически-конкретного интереса людей. Отсюда – целостный и всесторонний характер художеств. сознания, способствующий индивиду в осознании своей "родовой сущности" (Маркс), в развитии его социального самосознания как члена общества, определ. класса. И. призвано расширять и обогащать практически-духовный опыт человека, оно раздвигает границы "непосредственного опыта" индивидов, являясь мощным орудием формирования человеч. личности. Специфич. социальная функция И. состоит в том, что оно, являясь формой осознания действительности, конденсирует в себе бесконечное многообразие накопленного человечеством духовного опыта, взятого не в его всеобщих и конечных результатах, но в самом процессе живых взаимоотношений обществ. человека с миром. В произведении И. овеществлен не только итог познания, но и его путь, сложный и гибкий процесс осмысливания и эстетич. обработки предметного мира. В этом – важнейшая отличит. особенность "художественного... освоения...мира" (см. К. Маркс , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 728). Поскольку в И. мир предстает освоенным, осмысленным, эстетически обработанным, картина действительности в большом, подлинно классич. произведении И. обладает упорядоченностью, стройной логикой, красотой, даже если идет о воспроизведении низменных или уродливых явлений жизни. Эта не вносится в предметный мир произволом субъекта, но раскрывается художником в процессе духовного освоения действительности (человек творит "по законам красоты" – см. К. Маркс , Из ранних произв., 1956, с. 566). Воспринимая произведение И., человек как бы заново совершает творч. освоения предмета, делается сопричастным закрепленному в И. практически-духовному опыту, что вызывает особое чувство радости духовного обладания миром, эстетич. , без к-рого немыслимо ни создание, ни восприятие художеств. произведения.

Длительную историю имеет и осознание обществ. роли И. Понимание И. как средства социального воспитания намечается уже в античности (Платон , Аристотель) и в классич. эстетике Востока (напр., в Китае – Конфуций). Согласно мыслителям древности, И. обладает способностью настраивать определ. образом психику человека, делать его полноценным членом гражданского общества, полезным слугой гос-ва. Ср.-век. философия толковала эту роль в превратно-теологич. смысле; Ренессанс противопоставил ей идею о значении И. в свободном и всестороннем развитии личности (Кампанелла). Просветительская эстетика отчетливо вскрыла значение художеств. сознания в практич. социальной борьбе, подчеркнув нравственно-воспитательную (Шефтсбери) и общественно-мобилизующую функцию И. (Дидро). Важнейшую роль для понимания И. как активной обществ. силы в борьбе за освобождение человека сыграли представители нем. классич. эстетики (Гёте, Шиллер, Гегель), к-рые понимали И. как " свободы". Однако эта проблема была поставлена ею идеалистически, что приводило к противопоставлению "скованной жизни" свободному иск-ву (Кант). На противоречия нем. идеализма указали рус. революц. демократы, видевшие в И. "учебник жизни" и усматривавшие его функцию в "приговоре" ее явлениям (Чернышевский).

Марксизм-ленинизм поставил о воспитат. роли И. на историч. почву. Будучи орудием осознания действительности, И. является активной силой обществ. самосознания, в классовом обществе – классового. Познание мира в И. неразрывно связано с его эстетич. оценкой, к-рая, будучи по своей природе социальной, необходимо включает в себя всю систему воззрений обществ. человека; художеств. произведение способно органически выражать в своем эстетич. содержании филос. нравств., обществ. и политич. идеи. И. передовое, отвечающее поступат. развитию человечества, играет прогрессивную роль в духовном развитии людей, в их всестороннем идейном и эмоцион. росте. Мера свободы в осуществлении этой его воспитат. роли определяется конкретными социальными условиями. Эксплуатация человека человеком неизбежно приводит к одностороннему, а иногда и уродливому проявлению идейно-воспитат. функции И. Только социалистич. обеспечивает И. возможность свободно формировать каждого члена общества во всем богатстве его жизненных отношений и субъективных способностей.

Синкретичный и преимущественно ритуально-магический характер “произведений” первобытного искусства эпохи позднего палеолита (30-20 тыс. лет до н. э.), несмотря на непроявленность собственно эстетических начал, тем не менее позволяет отнести их к фактам искусства. Древние скульптуры, фигурки животных и людей, рисунки на глине, наскальные “фрески” отличаются живостью, непосредственностью и достоверностью изображения, свидетельствуют о знании и владении языком и средствами условного отражения на плоскости, умении работать с объемами. Определение первобытного искусства как “реалистического”, “натуралистического” или “импрессионистического” по сути фиксирует “кровнородственную” связь между далеким первоначальным и последующими этапами развития искусства, его современными формами и типологическими характеристиками.

Разнообразные трактовки понятия искусства отражают различные аспекты его общественной природы и видовой специфики. Так, античная эстетика делала упор на миметическом, “подражательном” моменте, подчеркивая познавательное значение и нравственную ценность искусства. В Средние века искусство рассматривается как способ и средство приобщения к “бесконечному”, “божественному” началу: в нем видят носителя, пусть и несовершенного, образа духовной, “бестелесной” красоты. Эпоха Возрождения возвращает и развивает античное об искусстве как “зеркале”, “подражании прекрасной природе”, присоединяясь скорее к Аристотелю, чем к Платону. Немецкая классическая эстетика (Кант , Шиллер, Гегель и др.) рассматривает искусство как “целесообразную деятельность без цели”, “царство видимости”, “игру творческих сил”, проявление и выражение бытия “Абсолютного Духа”, вносит существенные коррективы в понимание взаимоотношений искусства с эмпирической реальностью, наукой, моралью и религией. Русская эстетика реализма настаивает на идее органической связи искусства с действительностью, считая его главным предметом “все, что есть интересного для человека в жизни” (Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч., т. 2. М., 1947, с. 91). Современная “постмодернистская эстетика”, подвергая сомнению и отрицанию традиции и ценности “старой”, гуманистической культуры, пытается в духе “нового мимесиса” (Ж. Деррида) перетолковать взаимоотношения произведений искусства с тем, что лежит за краями “текста” и классифицируется как “реальность”.

Выявление отношений искусства и действительности не исчерпывает проблему определения его сущности. Конкретновсеобщая природа искусства охватывается и раскрывается целым рядом подходов, предполагающих и дополняющих друг друга; среди них принято выделять теоретико-познавательный (эпистемологический), ценностный (аксиологический), эстетико-социологический (функциональный). Рассматривая искусство в эпистемологическом плане, на что делал упор Платон, или в рамках осуществляемой им функции, с чего начал свой анализ греческой трагедии Аристотель, теоретик так или иначе определяет и ценностное значение художественного познания и деятельности. В свою очередь ценностный подход не может пренебречь социологической характеристикой сущности и функции искусства. Для понимания специфики искусства особое значение имеют теоретико-познавательный и ценностный аспекты, а место и роль искусства в общественной жизни адекватно схватывается и выявляется посредством эстетико-социологического анализа. Кант, проанализировав “суждения вкуса”, убедительно показал самостоятельность (хотя и относительную) гносеологического аспекта. Вопрос о социальной сущности искусства возникает лишь в рамках обсуждения его коммуникативных возможностей и функции. Ведь искусство в собственном смысле слова само формирует публику, понимающую его и способную наслаждаться красотой.

Исторически искусство возникает тогда, когда человек выходит за пределы удовлетворения своих непосредственных физических потребностей, практически-утилитарных интересов и целей и получает возможность творить универсально, свободно, производя вещи и предметы, доставляющие ему наслаждение самим процессом деятельности. Возникновение и искусства связано с удовлетворением потребности, сначала предощущаемой, а затем и осознанной, в производстве и воспроизводстве собственно человеческого характера своей жизнедеятельности, а самого себя как существа всеобщего и универсального. Искусство выявляет, обнажает и представляет иллюзорно, в “видимости” то, что скрытно - как , цель и образ действия - заключено в предметно-общественном содержании человеческой деятельности, что является объективным источником активности индивида. При этом потенциальную возможность универсального развития общественного индивида искусство утверждает явочным порядком - как реальную возможность и актуальную силу, не упуская из виду, что реализуется она в условиях господства “царства необходимости”.

Искусство, по самой своей природе опережающее нормы и представления своего времени, в определенном смысле способно задавать цель. В мире художественного воображения человек как бы парит над необходимостями, не укладываясь в рамки обязательного соответствия “сущему”. В этом смысле искусство создает “возможное “динамическое” бытие” (Аристотель), мир “целесообразности вне всякой цели” (Кант). Внешние обстоятельства не обладают абсолютной властью над внутренними нормами человеческого отношения к действительности, которые искусство вырабатывает “идеально”. Поэтому художественное произведение является проекцией духовного устремления, поиска чувств, фантазии желаний, ибо рождается из потребности человека преобразовывать свое чувственное отношение к действительности, поставляющей этой потребности весь необходимый материал. Искусство не отворачивается брезгливо от полноты проявлений жизни (и в этом смысле для него нет ничего “запретного”), но в то же время не требует, как заметил Л. Фейербах, признания своих произведений за действительность. Сила искусства проявляется в известной его свободе от фактологической стороны жизни. Именно эту его особенность имели в виду Гегель, представлявший историю искусства как воплощенное в образах “самодвижение” эстетического идеала, и Белинский, усмотревший в “тоске по идеалу” свойственную именно искусству иллюзорную форму выражения насущных потребностей общественного человека. Идеал как должное и возможная реальность получает в искусстве свое предметно-истинное воплощение и оправдание. Отражая и выражая действительность с позиций высших потребностей развивающегося человека, искусство показывает, как настоящее входит в будущее, что в настоящем принадлежит будущему

В принципе искусство создается личностью и обращается к личности. Ни одна область творческой деятельности человека не может соперничать с ним в полноте отражения всего многообразия человеческих ощущений. Это относится и к художнику, автору произведения, в котором он “самовыражается”, часто поверяя читателю, зрителю самые сокровенные тайны своего сердца, разума, души (ср. слова Флобера о героине его романа: “Эмма - это я”). Беспрецедентны возможности искусства в раскрытии мотивов человеческого поведения, поступка, переживания. Снимая уже известные, фиксированные значения фактов, явлений, событий, художник обнажает и воспроизводит их внутренний смысл в индивидуально-неповторимом облике и форме, чем существенно и очевидно отличается от ученого-теоретика (подробнее см.: ЛеонтъевА. Н. Проблемы развития психики. М., 1965, с. 286-290). Будучи актом творческим и пристрастным, искусство рассчитывает на адекватную ответную реакцию. В процессе восприятия произведения искусства, как правило, акта глубоко индивидуального, неповторимо личного, проявляется полнота универсальной, всеобщей природы читателя, зрителя, слушателя. Всевозможные отклонения, обусловленные разницей в уровне развития вкуса, воображения, общей и эмоциональной культуры реципиентов, не отменяют данной нормы подлинно художественного восприятия.

“Воображаемое бытие”, “возможная реальность” искусства не менее (часто - более) действительны, чем послуживший исходным пунктом созерцания и представления объективно существующий мир; и по форме - это образ целого в “облике” художественного представления, где обобщение строится посредством перехода от одной конкретности к другой, причем так, что образотворчество с необходимостью выступает как смыслотворчество (см. Образ художественный . Типическое). Итак, посредством искусства - особого вида духовно-практического освоения действительности - происходит формирование и развитие способности общественного человека творчески воспринимать и преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. В отличие от других сфер и форм общественного сознания и деятельности (наука , мораль, религия , политика) искусство удовлетворяет важнейшую человеческую потребность - восприятие, познание реальной действительности в развитых формах человеческой чувственности, т. е. с помощью специфически человеческой способности чувственного (“эстетического”, наглядно-выразительного) восприятия явления, предметов и событий объективного мира как “живого конкретного целого”, воплощаемого в произведениях искусства посредством творческого, “продуктивного”, воображения. Поскольку искусство включает в себя как бы в снятом виде все формы социальной деятельности, его воздействия на жизнь и человека поистине безгранична. Это, с одной стороны, лишает всякого смысла претензию искусства на какую-то исключительность, кроме той, что диктуется его видовой сущностью. С другой, - оказывая преобразующее воздействие на многие общественные сферы и институты, искусство сохраняет присущие ему особенности и относительную самостоятельность. Исторически искусство развивается как некая система конкретных видов. Это - литература, музыка, архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство и т. д. Их многообразие и различия фиксируются и классифицируются по критериям, выработанным эстетической теорией и искусствознанием: по способу отражения действительности (гносеологический критерий) - изобразительные, выразительные; по способу бытия художественного образа (онтологический критерий) - пространственные, временные, пространственно-временные; по способу восприятия(психологический критерий) - слуховые, зрительные и зрительно-слуховые. Однако это относительно. Произведение по преимуществу “изобразительное” является одновременно и “выразительным” (напр., живописный портрет или пейзаж, актерское искусство и т. д.), а “выразительное” включает в себя и “изобразительный” элемент (как, напр., “Картинки с выставки” М. Мусоргского, танец или архитектурный образ). Классификация, строящаяся по принципу доминирующего признака, не учитывает того, что каждый вид искусства использует и представляет (в разной пропорции) все формы и средства художественного “языка” - изобразительность, выразительность, символизацию, временные и пространственные характеристики. Особое место в этой системе видов искусства занимает литература, как наиболее “синтетичная” форма художественной образности. Виды искусства - система динамично развивающаяся: в ту или иную эпоху какой-то из видов превалирует, становится господствующим (эпос и трагедия - в Древней Греции, архитектура и иконопись - в Средние века, кинематограф и телевидение - в 20 в.). С развитием науки и техники, совершенствованием коммуникационных средств возникают новые виды искусства; так, в нач. 20 в. появляется кино, а в конце его - художественная фотография, использующая принцип “коллажа” (техники, разработанной еще Браком и Пикассо) и претендующая на статус нового визуального искусства.

Вопрос “что такое искусство?” приобретает актуальность и остроту с появлением постмодернизма, который ставит под многие “старые”, классические представления, в т. ч. об эстетическом, о художественном, а стало быть, и об искусстве. Для постмодернистов они сохраняют свое значение лишь в качестве “транскультурных, трансвременных ценностей”. Подвергаются ревизии античные представления о реализм. Отстаивается идея приоритета т. н. осязаемых, а не иллюзионистских объектов, представляющих собой , оригинальное средство взаимодействия между художественной экспрессией и опытом повседневной жизни. Соответствующую этому принципу “постмодернистскую” художественную практику рассматривают (точнее - выдают) за новый и непредсказуемый по своему значению шаг в сближении искусства и жизни, якобы сливающихся в “единовременное переживание”. Такой подход к искусству вполне созвучен и адекватен модернистскому отказу от целостной картины мира, в действительности дискретного и незавершенного. Однако столь решительный разрыв с прошлым, классическим наследием вряд ли окажется могущественнее духовно-практической силы самого искусства, продолжающего поражать и давать наслаждение все новым поколениям людей.


Бог живет в деталях. Аби Варбург

Великодушное сердце - лучший вдохновитель разума. Александр Бестужев

Искусство, как и жизнь, слабым не по плечу. Александр Блок

Прямая обязанность художника — показывать, а не доказывать. Александр Блок

Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следовательно, к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных. Александр Пушкин

Искусство возможно только тогда, когда существует потребность самостоятельного построения образа - через освоение словаря, форм и содержательных элементов, и только тогда оно обеспечивает общение. Алексей Федорович Лосев

Ни одно гениальное произведение никогда не основывалось на ненависти или презрении. Альбер Камю

Воображение важнее, чем знание. Альберт Эйнштейн

Искусство - выражение самых глубоких мыслей самым простым способом . Альберт Эйнштейн

У искусства есть два самых опасных врага: ремесленник не озаренный талантом и талант, не владеющий ремеслом. Анатоль де Франс

Искусство - это упорядоченная художником действительность, несущая на себе печать его темперамента, который проявляется в стиле. Андре Моруа

Выразительность для меня заключается не в страсти, которая вдруг озарит лицо или проявится в бурном движении. Она во всем строе моей картины; место, занимаемое предметами, промежутки между ними, их соотношения - вот что имеет значение. Композиция - это умение декоративно распределить различные элементы картины, чтобы выразить свои чувства. Анри Матисс

Значительность художника измеряется количеством новых знаков, которые он введет в пластический язык. Анри Матисс

Каждая часть картины играет свою роль, главную или второстепенную. Все то, что не нужно в картине, вредит ей. В произведении должна быть гармония всех частей; лишняя подробность может занять в уме зрителя место чего-либо существенного. Анри Матисс

Основная задача цвета - служить выразительности. Анри Матисс

Самое важное для меня - это замысел. С самого начала необходимо иметь четкое представление о целом. Анри Матисс

Точность еще не правда (о живописи). Анри Матисс

Опыт есть знание единичного, а искусство - знание общего. Аристотель

Перед картиной каждый должен стоять так же, как перед королем, выжидая, скажет ли она ему что-нибудь и что именно скажет, и как с королем, так и с картиной он не смеет заговаривать первым, иначе он услышит только самого себя. Артур Шопенгауэр

Искусство требует знаний. Бертольд Брехт

Безошибочный признак того, что что-то не является искусством или кто-то не понимает искусства, — это скука. Бертольт Брехт

В живописи кто, нарисовавши лицо, прибавляет еще кое-что, тот делает картину, а не портрет. Блез Паскаль

Через красивое - к человечному. Василий Александрович Сухомлинский

Создание произведения есть мироздание. Василий Кандинский

Простота, правда и естественность - вот три основных признака великого. Виктор Гюго

Искусство без мысли, что человек без души - труп. Виссарион Григорьевич Белинский

Недостатки всегда там, где оканчивается творчество и начинается работа. Виссарион Григорьевич Белинский

Если наука есть память ума, то искусство есть память чувства. Владимир Алексеевич Солоухин

Изображая что-либо, мы берём на себя громадную ответственность — понять натуру и изобразить её возможно цельнее. Владимир Андреевич Фаворский

Портретист, который не желает более выражать в портрете характер, историю личности, - что это за портретист, что это за художник, куда он годен? Владимир Васильевич Стасов

То только и есть искусство, которое отвечает на действительные чувства и мысли, а не служит сладким десертом, без которого можно и обойтись. Владимир Васильевич Стасов

В искусстве форма все, материал ничего не стоит. Генрих Гейне

Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме. Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Искусство выигрывает, отворачиваясь от пошлости. Георгий Плеханов

Живопись - это страстное молчание. Гюстав Моро

Небо сквозь ветки, это - жемчуг и драгоценные камни. Гюстав Моро

Цвет должен быть продуман, вдохновлён, вымечтан. Гюстав Моро

Пейзаж у художников - обычно это блюдо со шпинатом. Гюстав Флобер

Художник должен присутствовать в своем произведении, как Бог во вселенной: быть вездесущим и невидимым. Гюстав Флобер

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. Демокрит

В тот момент, когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного. Дени Дидро

Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. Дени Дидро

Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах Дени Дидро

Искусство только тогда на надлежащем своем месте, когда оно подчинено пользе. Его задача - поучать любовно; и оно является постыдным, когда бывает только приятно людям, а не помогает им открывать истину. Джон Рескин

Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра. Джон Рескин

Кисть, рука и палитра нужны, чтобы рисовать, но картина создаётся вовсе не ими. Жан Шарден

Пользуются красками, но пишут чувствами. Жан Шарден

Не важно откуда вы берете - важно куда (о творчестве). Жан-Люк Годар

Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног. Жозеф Жубер

Наука успокаивает, искусство же существует для того, чтобы не дать успокоиться. Жорж Брак

Серьезное искусство, как и всякое серьезное дело, требует всей жизни. Иван Александрович Гончаров

Во всяком произведении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого, все сводится к концепции. Иоганн Вольфганг Гёте

Искусство - зеркало, где каждый видит себя. Иоганн Вольфганг Гёте

Искусство есть посредник того, что нельзя высказать. Иоганн Вольфганг Гёте

Каждый художник обладает смелостью, без которой талант не мыслим. Иоганн Вольфганг Гёте

Поэт - властитель вдохновенья. Он должен им повелевать. Иоганн Вольфганг Гёте

Техника в сочетании с пошлостью — самый страшный враг искусства. Иоганн Вольфганг Гёте

Именно потому, что подлинное искусство стремится к чему-то реальному и объективному, оно не может удовлетвориться только видимостью правды. Иоганн Фридрих Шиллер

Плохие картины в большинстве своем плохи не потому, что они плохо написаны, - они плохо написаны потому, что плохо задуманы. Иоганнес Роберт Бехер

Законы и теории хороши в ситуации неуверенности. В моменты вдохновения задачи разрешаются интуитивно, сами собой. Иоханнес Иттен

Природу копировать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей. Исаак Левитан

Я никогда не тороплюсь переходить к деталям. Камиль Коро

Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком. Карл Маркс

Картина - это поэма без слов. Квинт Гораций Флакк

Задача искусства - волновать сердца. Клод Адриан Гельвеций

Дело художника - рождать радость. Константин Георгиевич Паустовский

Нет искусства без переживания. Константин Сергеевич Станиславский

Простота, правда и естественность - вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства. Кристоф Глюк

Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника. Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. Леонардо да Винчи

Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает все противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их. Леонардо да Винчи

Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат. Леонардо да Винчи

Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит. Леонардо да Винчи

Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство безгранично. Людвиг ван Бетховен

В замысле скрывается талант, в исполнении - искусство. Мария Эбнер-Эшенбах

Все искусства состоят в исследовании истины. Марк Тулий Цицерон

Живопись ревнива и требует, чтобы человек принадлежал ей весь целиком. Микеланджело Буонарроти

Без чувства современности художник останется непризнанным. Михаил Михайлович Пришвин

Бог-Творец сотворил человека по своему образу и подобию, т. е. творцом, и призвал его к свободному творчеству, а не к формальному повиновению своей силе. Свободное творчество есть ответ твари на великий призыв Творца. И творческий подвиг человека есть исполнение сокровенной воли Творца, который и требует свободного творческого акта. Николай Бердяев

Искусство стремится непременно к добру, положительно или отрицательно: выставляет ли нам красоту всего лучшего, что ни есть в человеке, или же смеется над безобразием всего худшего в человеке. Если выставишь всю дрянь, какая ни есть в человеке, и выставишь ее таким образом, что всякий из зрителей получит к ней полное отвращение, спрашиваю: разве это уже не похвала всему хорошему? Спрашиваю: разве это не похвала добру? Николай Гоголь

Искусства смягчают нравы. Овидий

В сущности, нет ни прекрасного стиля, ни прекрасной линии, ни прекрасного цвета, единственная красота - это правда,
которая становится зримой. Огюст Роден

Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать. Нам должно схватывать ум, смысл, облик вещей и существ. Оноре де Бальзак

Искусство - это одежда нации. Оноре де Бальзак

Правда природы не может быть и никогда не будет правдой искусства. Оноре де Бальзак

Искусство отражает не жизнь, а зрителя. Оскар Уайльд

Искусство не изображает видимое, но делает его видимым. Пауль Клее

Чтобы быть истинно добрым, человек должен обладать живым воображением, он должен уметь представить себя на месте другого. Воображение - лучшее орудие нравственного совершенствования. Перси Шелли

Ученик копирует не из подражания, а из желания приобщиться к тайне Изображения. Петр Митурич

Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Петр Чайковский

Творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых. Платон

Даже самый привычный для глаза предмет совершенно меняется, когда мы пытаемся нарисовать его: мы замечаем, что не знали его, что никогда его, в сущности, не видели. Поль Валери

Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими были они однажды, когда на них глядели с любовью. Поль Валери

В художнике есть две вещи: глаз и мозг, и они должны друг другу помогать, нужно работать, чтобы их развивать: глаз - его видением природы, мозг - логикой организованных впечатлений, которые дают средства выражения. Поль Сезанн

Искусство, это уголок природы, видимый через определенный темперамент. Поль Сезанн

Нельзя отделять рисунок и цвет; по мере того как пишешь, рисуешь, чем более гармоничным становится цвет, тем конкретнее становится рисунок. Когда цвет дается в своём богатстве красок, то форма проявляется в своей полноте.

Контрасты и соотношения тонов - вот в чем секрет рисунка и модели. Поль Сезанн

Нет искусства без упражнения, и упражнения без искусства. Протагор

Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего. Роберт Шуман

Посылать свет в глубину человеческого сердца - вот назначение художника. Роберт Шуман

Высшая цель, которой может служить искусство,- способность тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили. Рокуэлл Кент

Горе тому художнику, который стремится показать свой талант, а не свою картину. Ромен Роллан

Искусство заслуживает почета и любви лишь в том случае, если оно подлинно человечно и обращается ко всем решительно людям, а не к одной лишь кучке педантов. Ромен Роллан

Художник думает рисунком. Сальвадор Дали

Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его. Сенека Луций Анней (Младший)

В некоторых источниках вдохновения музы моют ноги. Станислав Ежи Лец

Нет новых направлений в искусстве, есть одно - от человека к человеку. Станислав Ежи Лец

Наше воображение переносится не от удовольствия к удовольствию, а от надежды к надежде. Сэмюэль Джонсон

Не цвета делают фигуры прекрасными, а хороший рисунок. Тициан Вечеллио

Вдохновение дает образ, но не одевает его. Федерико Гарсиа Лорка

Воображение - синоним способности к открытиям. Федерико Гарсиа Лорка

Без фантазии нет искусства, как нет и науки. Ференц Лист

Во всех видах искусства необходимо самому испытать те ощущения, которые хочешь вызвать в других. Фредерик де Стендаль

Я никогда не отделял художника от мыслителя, как не могу отделить художественной формы от художественной мысли. Фредерик де Стендаль

Архитектура - это застывшая музыка. Фридрих Шеллинг

Живопись тех, кто учится у меня, - живая, а тех, кто подражает мне — безжизненная, мертвая. Ци Бай-Ши

Если мы бросим взгляд на окружающую нас обстановку, будь это пейзаж или интерьер, мы заметим, что между вещами, представляющимися нашему взору, существует своеобразная связь, созданная окутывающей их атмосферой и разнообразными отражениями света, которые, так сказать, вовлекают каждый предмет в некую общую гармонию. Эжен Делакруа

Живопись - неболтливое искусство, и в этом, по-моему, ее немалое достоинство. Эжен Делакруа

Лень, конечно, наибольшая помеха к развитию наших способностей. Эжен Делакруа

Самый большой триумф художника — если он заставляет мыслить и чувствовать тех, кто на это способен. Эжен Делакруа

Самый упрямый реалист все же вынужден, передавая природу, прибегать к известным условностям композиции или манеры. Если говорить о композиции, то он не может просто взять отдельный кусок или даже несколько кусков и сделать из этого картину. Надо вложить в нее идею, дабы представить зрителю что-то большее, чем случайное соединение не связанных между собой частей, без этого не было бы искусства. Эжен Делакруа

Талант - это не что иное, как дар обобщать и выбирать. Эжен Делакруа

Умение передать целое - основной признак истинного художника. Эжен Делакруа

Привычка точно рисовать, что мы видим, дает соответствующую способность точно рисовать то, что мы задумываем… Джошуа Рейнольдс