Классические картины, скрывающие на своих полотнах невероятные тайны. Искусство в рентгеновских лучах

--В чем состоит метод, используемый для исследования картин классиков?

— Базовые основы нашего подхода не новы - это рентгенофлуоресцентный анализ (РФА), ему около 100 лет. Он позволяет определить на качественном уровне элементный состав образца. Более продвинутые технологии РФА позволяют количественно оценить содержание элементов в исследуемом объекте. Около 20 лет назад РФА был применен для количественного анализа распределения элементов по площади образца - в данном случае это картина, произведение искусства. (Одной из первых рентгенографически «переоткрытых» картин была «Дама с единорогом» Рафаэля, — прим. «Газеты.Ru» .) Мы применили этот метод для исследования картин старых мастеров и создали специальное оборудование, которое позволяет обследовать такие большие объекты.

— Как работает РФА для исследования картин?

— Образец исследуют, направляя сфокусированный пучок рентгеновских лучей в образец, точка за точкой. Атомы в этом крайне небольшом участке возбуждаются при воздействии первичного пучка. В результате переходов электронов между различными энергетическими уровнями образец флуоресцирует, а параметры излучения являются характеристичными, то есть уникальными для каждого элемента. Таким образом,

по длине волны излучения можно определить с большой долей вероятности красители, использованные при нанесении изображения.

Интенсивность флуоресцентного излучения для каждого элемента визуализируется в виде черно-белого распределения по изображению.

Таким образом, наш метод кардинально отличается от классической радиографии, (просвечивания). Если в радиографии излучение, проходящее через образец, дает только картинку контраста, наш метод - его можно назвать цветной радиографией - фиксирует весь спектр испускания каждого отдельного элемента.

— Как выглядят «слои под слоями»?

— На иллюстрациях показаны результаты визуализации скрытых живописных слоев нескольких исторических картин; по ним можно оценить возможности нашего метода.

Первый набор изображений посвящен картине «Pauline im weißen Kleid vor sommerlicher Baumlandschaft» (Полина в белом платье на фоне летнего лесного пейзажа). Эту картину приписывают кисти Филлипа Отто Рунге (немецкий художник-романтик, живший в 1777-1810 годах). Однако это мнение официально не признано, и ряд экспертов опровергают такое предположение.

Картину исследовали на источнике синхротронного излучения DORIS III в научном центре DESY (Deutsches Elektronen Synchrotron) в Гамбурге (Германия). В результате удалось разделить вклады кобальта (Co, входит в состав краски «кобальтовая синяя»), ртути (Hg, входит в состав красной киновари), сурьмы (Sb, входит в состав краски «неаполитанская желтая») и свинца (Pb, входит в состав свинцовых белил). Результат вкладов каждой краски в черно-белом варианте показан на иллюстрациях.

На них хорошо видно, как

наш метод визуализирует скрытые живописные слои: как видно, женщина на портрете изначально имела светлые волосы, в которые были вплетены ленты.

Их цвет был примерно схож с цветом пояса. На конечном изображении мы этого не видим - вот прямой результат наблюдения слоев под слоями. Эти данные были опубликованы в журнале Zeitschrift fur Kunsttechnologie und Konservierung (двуязычный немецко-американский журнал об исследовании искусства).

— Какие тайны скрывают недра картин?

— Самый яркий пример - картина великого постимпрессиониста Винсента ван Гога «Лоскут травы» из собрания музея Kröller-Müller (на иллюстрации к заметке). Ее РФА-исследование показало, что под красочным слоем на холсте находится портрет женщины.

Ван Гог часто писал свои картины на старых использованных холстах. Визуальное обследование «Лоскута травы» позволяло лишь заметить контур человеческой головы - и не более. Наше исследование позволяет увидеть вторую картину по распределению желтой краски. Результаты работы опубликованы в журнале Journal of Analytical Atomic Spectrometry .

— В чем важность таких исследований для искусствоведов?

Большой интерес представляет техника работы художника, процесс создания работы. А подмалевок, остающийся в нижних слоях живописи, не виден глазом. Однако он является первым и одним из самых важных шагов в создании картины. Это черновик, который вел художника через весь творческий процесс. Старые мастера использовали подмалевок, чтобы набросать свет, тени и контуры.

Наблюдения скрытых слоев картины дают нам возможность «подсмотреть» за тем, каков был первоначальный замысел автора работы.

Глядя на конечный результат, о таких вещах судить практически невозможно.

— Какие картины уже исследованы этим методом?

— Объектами исследования послужили работы Рембрандта Харменса ван Рейна, да Караваджо, Питера Пауля Рубенса и других старых мастеров XVII века.

— Какую практическую пользу могут принести эти работы?

— Используя РФА, мы надеемся уточнить авторство некоторых работ — либо рассеять сомнения об их происхождении, либо подтвердить, что картины не принадлежат кисти мастера, которому их приписывают. Вообще это прекрасный шанс показать, что мир искусства может взаимодействовать с миром химии. Вообще химия - это всеохватывающая наука. Прекрасно, что можно показать, что химия - это не только наука о молекулах и реакциях, но и об исследовании таких прекрасных произведений искусства.

Мы начинаем серию публикаций, в которых расскажем о методах, которые используются в исследованиях произведений искусства. Первый метод, о котором пойдет речь, - один из самых старых и широко применяемых в исследовании живописи. Это рентгеновское исследование.

Немного истории

Рентгенографию открыл немецкий ученый Вильгельм Конрад Рентген в 1895 году, а уже год спустя первый рентгеновский снимок был сделан и в России. Метод основан на том, что рентгеновские лучи (в спектре электромагнитных волн они занимают место между ультрафиолетовым и гамма-излучением) обладают высокой проникающей способностью. На пленке они оставляют теневое изображение структуры изучаемого объекта.

Метод был разработан для медицинских исследований, но очень быстро нашел применение в изучении искусства. Уже в 1919 году неутомимый Игорь Эммануилович Грабарь инициировал разработку методики исследования произведений искусства с помощью R лучей. Первоначально занимался этим Московский институт историко-художественных изысканий и музееведения (одна из первых институций, координирующих музейной работу молодого советского государства). А в 1925 году открылась первая в стране лаборатория по физико-химическим исследованиям памятников искусства.

Сегодня в России метод широко применяется в экспертизе, однако лучше всего он работает в том случае, если снимок можно сравнить со снимками эталонных произведений живописи того или иного художника. Поэтому крупные музеи и исследовательские центры (наш в том числе) постоянно пополняют собрания таких снимков - рентгенотеки (в них хранятся десятки тысяч снимков).

Как делают рентген?

Для исследований используют специальные рентгеновские аппараты, причем очень часто за неимением аппаратов, предназначенных именно для исследования произведений искусства, лаборатории в музеях и реставрационных мастерских оборудованы медицинскими диагностическими аппаратами или аппаратами для промышленного контроля. Как и в медицинских исследованиях, для рентгена произведений искусства оборудуют лаборатории с защитой от высокого напряжения и рентгеновских лучей.

Живописное произведение помещают горизонтально, под него кладут пленку для рентгена и направляют излучение. Лучи проходят через картину и создают на пленке теневое изображение. В специальных случаях специалисты могу примерять различные виды исследования, например, микрорентгенографию (для получения увеличенных изображений), а также угловую и стереорентгенографию (для получения информации об объемном строение объекта).

Вот так выглядел первый рентгеновский аппарат.

Что позволяет рентгенограмма?

1. Понять принципы построения красочного слоя, особенности грунта, способ нанесения мазка, моделировав форм и другие авторские приемы, которые являются индивидуальным у каждого художника

Например, такие:

3. Обнаружить нижележащий красочный слой, если такой есть.

Например, под натюрмортом Маревны была найдена надпись "Мир-труд-май" и летящий голубь.


4. Определить степень реставрации (если она была), разрушенные участки, утраты, а также перевод произведения на другую основу (если реставрация требуется).

Современные искусствоведы все чаще прибегают к исследованию картин старых мастеров кисти с помощью рентгеноскопии, используя при этом известное свойство свинцовых белил: задерживать рентгеновские лучи. Рентгеновский снимок, полученный просвечиванием той или иной картины, может показать композиционные изменения, внесенные художником, переделки отдельных деталей картины, исправленные ошибки и другие особенности технического процесса творчества художника.

Указанным способом установлено, например, что голландский живописец Рембрандт, создавая в 1665 году «Автопортрет», первоначально допустил ошибку, дав на полотне свое зеркальное изображение: кисточка была у него в левой руке, а палитра - в правой. Художник заметил это только после того, как картина была полностью закончена. Замазав на полотне руки толстым слоем краски, он их написал заново. Теперь кисточка находилась в правой руке, а палитра - в левой.

Второй пример. Фламандский живописец Рубенс (1606-1669) изменил первоначальную композицию своей картины «Портрет Франческо Гонзаги» (хранится в Музее истории искусств в Вене) после того, как она была закончена. Композиционные изменения отчетливо видны на приведенном рентгеновском снимке.

Также совсем недавно с помощью рентгена удалось выяснить, какая из двух картин художника Ван Дейка «Святой Иероним и ангел» (на заголовке статьи) подлинная, а какая всего лишь копия (пусть и отлично исполненная).

P. S. Духи вещают: А еще при изучении некоторых старинных картин можно с удивлением обнаружить, что в их красках присутствуют те же компоненты, что и в косметике maxilift. Может именно в этом секрет качества и долговечности этой косметики? К слову,

Для каждого художника картина, это его дитя, но если ребенка очень трудно изменить, с картинами это сделать гораздо проще. В искусстве существует термин "пентименто", когда художник вносит изменения в свою картину. Это довольно распространенная практика, которой пользуются художники на протяжении всей истории. Обычно пентименто нельзя увидеть обычным глазом, и на помощь приходит рентген. Предлагаем вам 5 классических картин, скрывающие невероятные тайны, некоторые из которых пугающие.

Кит на картине Хендрика ван Антониссена "Пляжная сцена"

После того как картина голландского художника 17 века попала в общественный музей, её держатель заметил в ней нечто необычное. С чего вдруг так много людей находятся на пляже без видимой на то причины? Во время снятия первого слоя картины правда вышла наружу. На самом деле изначально художник нарисовал на пляже тушу кита, которая в последствии была закрашена. Ученые считают, что она была закрашена в эстетических целях. Не многие бы захотели иметь у себя дома картину мертвого кита.

Скрытая фигура на картине Пабло Пикассо "Старый гитарист"

У Пикассо в жизни был очень тяжелый период, когда у него не было денег даже на новые полотна, поэтому ему приходилось рисовать новые картины поверх старых, многократно перекрашивая их. Так было и в случае старого гитариста.

При очень внимательном рассмотрении картины можно увидеть очертания другого человека. Рентген показал, что ранее это была картина, на которой была изображена женщина с ребенком в сельской местности

Таинственное исчезновение римского короля

Портрет "Жак Марке, барон де Монбретон де Норвен" художника по имени Жан Огюст Доминик Энгр, является одним из самых ярких представителей политического пентименто. На данном полотне вы можете видеть портрет начальника полиции Рима, но раньше на этом полотне было написано нечто другое.

Ученые считают, что после завоевания Рима Наполеоном, на этом полотне красовался бюст сына Наполеона, которого он сам провозгласил королем Рима. Но после того, как Наполеон потерпел поражение, бюст его сына был успешно закрашен

Мертвый ребенок или корзина с картофелем?

Вы можете видеть на картине французского художника Жан-Франсуа Милле под названием "L"Angelus" 1859 года, двух крестьян, которые стоят посреди поля и скорбно смотрят на корзину с картофелем. Однако, когда картина была изучена при помощи рентгена выяснилось, что раньше на месте корзины был небольшой гроб с маленьким ребенком.

Рентген был сделан не случайно. Сальвадор Дали настаивал на рентгене, утверждая что на картине изображена похоронная сцена. В конце концов Лувр неохотно сделал рентген картины, и предчувствие Сальвадора Дали было оправдано

Картина "Подготовка невесты", это не то чем кажется

Картина "Подготовка невесты" на самом деле является незаконченной картиной. Данная картина была частью серии, изображающей традиции французской сельской жизни Гюстава Курбе. Она была написана в середине 1800-ых годов и приобретена музеем в 1929 году.

В 1960 году картина была изучена с помощью рентгена и то, что обнаружили ученые, повергло их в шок. Первоначально картина изображала сцену похорон, и женщина, находящаяся в центре картины была мертвой.

10.01.2017

Произведения известных художников на аукционах иногда стоят тысячи и миллионы, причем не рублей. Естественно, что у мошенников возникает искушение: холст и краски сами по себе стоят недорого - нужно лишь выдать полотно за произведение старого мастера и можно сделать миллионы практически из ничего. Однако в наше время мошенникам нужно обмануть не только чутье искусствоведов, но и приборы, которые выдают всю подноготную фальшивки, даже ту, что скрыта под слоями краски и не видна невооруженным глазом.

Одно из мест, где можно проверить картину на подлинность, - «Научно-исследовательская экспертиза имени П. М. Третьякова» (НИНЭ). «Мы обрабатываем больше сотни картин и других произведений искусства в месяц. Примерно 50-60% оказываются не подлинными», - рассказал Александр Попов, директор компании.

Самый простой способ подделки картин - перелицовка. Для этого берут старую, но не очень ценную картину, стирают подпись настоящего художника и подписывают ее именем известного мастера. Это, например, популярный метод подделки картин Айвазовского - кто из его коллег и современников не рисовал море?

Другой тип подделок - те, что создаются с нуля. Чтобы подделку нельзя было определить по возрасту холста, мошенники счищают краску со старых картин и пишут по холсту заново.

Третий тип - работы, ошибочно приписываемые тому или иному автору. «В основном это связано со всякими семейными легендами. Висит на стене картина со времен прадедушки, кто-то когда-то решил, что это Поленов или Айвазовский. Никто ее специально не подделывал, это просто ошибка», - объяснил Попов.

Как обнаружить подделку

Когда картина попадает на экспертизу, сначала ее осматривает специалист, который изучает творчество автора. Часть картин отсеивают уже на этом этапе. Если же есть шанс, что полотно окажется подлинным, исследование продолжается.

Так, перелицовку можно выявить, рассматривая подпись художника под микроскопом. Со временем на картине образуются трещины - кракелюр. Если подпись нанесена уже на старую картину, свежая краска подписи затекает в трещины и под микроскопом это видно.

Кракелюр на «Моне Лизе». Фото: Wikipedia

Увидеть «подноготную» картины, не испортив ее, можно при помощи рентгена, а также в инфракрасном и ультрафиолетовом свете. Это позволяет выявить подготовительный рисунок или следы реставрации.

Например, известно, что Айвазовский, работая над картиной, обычно прочерчивал карандашом линию горизонта. Если картина приписывается Айвазовскому и под слоем краски обнаруживается такая линия, это один из аргументов в пользу подлинности полотна. Увидеть такие линии можно при помощи инфракрасной камеры. Она реагирует на графит, что позволяет увидеть подготовительный рисунок и всякие полустертые надписи карандашом.

Картина Айвазовского "Черное море".

«Важная часть исследования - сравнение рентгенограмм исследуемой работы с рентгенами работ того же художника, которые точно подлинные», - рассказал Попов.

Если картина поддельная, исследование слоев, скрытых под верхним слоем краски, может помочь обнаружить фальшивку. Это, например, произошло с картиной, приписываемой художнице Маревне, которая попала на экспертизу в НИНЭ.

Художница эмигрировала из России незадолго до революции, жила в Париже, затем в Англии. Картину пытались выдать за творчество Маревны 1930-х годов. Однако при исследовании в рентгеновском диапазоне под натюрмортом обнаружился советский плакат с фрагментами надписи «Мир. Труд. Май» и голубями. Маловероятно, что европейская художница могла нарисовать картину на советском плакате.

Рентгенограммы картины, приписываемой Маревне. Фото: «Чердак»

Из чего состоят краски

Подделку также можно определить по составу красок. Есть справочники, в которых указано, когда какую краску выпускали. Благодаря этому можно хотя бы примерно определить, когда была написана картина.

«Есть любопытная история, которая помогла нам датировать несколько картин. В 1921 году прекратили выпускать краску, которая называется „индийская желтая“. Получали ее из мочи коров, которых откармливали манговыми листьями. Для коров они ядовиты, и в конце концов ее выпуск был запрещен как слишком жестокий», - рассказал Александр Попов.

Определить, какими красками написана картина, можно с помощью спектроскопии. Например, можно узнать перечень всех химических элементов, из которых состоит образец, но без указания их количества.

«Пусть наш образец состоит из титана (Ti) и кислорода (O). Но если вы знаете только список элементов, „составить“ из них реальное вещество практически невозможно», - объяснила Ирина Балахнина, сотрудник Лаборатории лазерной диагностики биомолекул и методов фотоники в исследовании объектов культурного наследия физического факультета МГУ.

Можно с помощью спектроскопии выяснить, в каком количестве содержатся элементы в образце. «Пусть у нас один Ti и два О. Получилось TiO2. Это вещество - диоксид титана IV. А мог бы получиться Ti2O5 - оксид титана V. Но даже этого недостаточно (особенно если элементов много). Нужно знать, как эти элементы связаны между собой. То есть понять, какие там связи есть и как они расположены между собой», - рассказала ученый.

Наконец, можно получить информацию о структурах молекул и связях атомов внутри них. Исследуемый образец (TiO2) может оказаться в одной из трех кристаллических структур: рутил, анатаз или брукит. Состав у них одинаков, но связь Ti - O может быть по-разному расположена в пространстве. Поэтому их спектры будут сильно отличаться друг от друга.

«Благодаря этому мы без труда определим, что за вещество перед нами. Например, получился рутил. Что это нам может дать? Оксид титана - это титановые белила, часто встречающаяся белая краска. Известно, что до 1940-х годов титановые белила выпускались в кристаллической модификации - анатаз. А потом в основном в форме рутила. Можно определить подделку, если мы взяли образец с картины, которая „должна быть XVIII века“», - объяснила Балахнина.

При анализе художественных произведений используется колебательная спектроскопия. «Для получения данных о колебаниях есть два основных метода, основанных на разных физических эффектах, - спектроскопия комбинационного рассеяния и инфракрасная спектроскопия. Мы в лаборатории занимаемся обеими», - рассказала исследователь.

Кроме экспертизы искусства, у колебательной спектроскопии есть огромное количество применений. Так, использование данных инфракрасной спектроскопии при наблюдениях за звездами позволяет устанавливать скорость их движения, удаленность и химический состав. На орбитальном модуле TGO проекта «Экзомарс» ИК-спектрометры предназначены для исследования химического состава атмосферы Марса.

На Земле колебательная спектроскопия также часто используется в криминалистике, так как позволяет выявлять наркотики, взрывчатку, биологические жидкости и другие вещества даже в микроскопических количествах.

В НИНЭ для анализа состава красок используют рентгенфлуоресцентный анализатор, который позволяет за минуты определить состав красок на картине.

«Существуют тысячи баз данных колебательных спектров различных веществ. Сопоставив спектр образца со спектрами из базы, можно определить состав любой краски. Кроме пигмента - порошка - в краску входит связующая основа. В акварели это вода, в масляных красках - масло: от растительного до синтетического. Спектр краски состоит из спектра пигмента и спектра масла. Каждое масло тоже имеет свой спектр», - рассказала Балахнина.

При высыхании молекулярный состав масла меняется, поэтому спектр тоже меняется, но, к сожалению, определить по спектру, давно ли масло сохнет, и таким образом точно датировать картину нельзя. Сотрудники лаборатории проанализировали ИК-спектры цинковых белил в более чем двухстах картинах, написанных в разное время, подлинность которых не вызывала сомнений. Однако оказалось, что построить кривую зависимости спектра от возраста картины нельзя, потому что на высыхание влияет не только время, но и условия хранения картин (температура, влажность и прочее).

Откуда берутся подделки

«Много поддельных картин приходит с западных аукционов. Кроме известных Sotheby’s и Christie’s есть огромное количество локальных аукционов в Европе и Америке», - объяснил Попов.

На таких аукционах нет экспертизы, а правила возврата часто бывают специфическими. Например, если вещь оказалась поддельной, ее принимают обратно лишь в течение недели, а то и не принимают вовсе. Участие в таких аукционах - это удел профессионалов. У любителя на таком мероприятии есть все шансы купить фальшивку.

«Собрание таких музеев, как Третьяковская галерея, часто сформировано из старых коллекций, которые были собраны еще при жизни художников. Поэтому поддельных вещей там не может быть в принципе», - рассказал Попов.

Подделки или неверно атрибутированные вещи чаще всего попадают в музей в качестве подарков. Какой-нибудь коллекционер решает подарить музею собранные им картины. Они попали к нему из разных источников, и какая-то их часть может быть поддельной или ошибочно приписанной известным художникам. Отказаться от части коллекции, сказав: «Вот за это спасибо, а вот такого нам не надо», музей не может из чисто человеческих соображений.

«Потом уже музейщики проводят исследование, выбраковывают вещи, которые не стоит выставлять. Все это хранится где-то в фондах, потому что все всё понимают, но и выкинуть их невозможно. Тем более что у музеев обычно нет места и для огромного количества безупречно подлинных картин и зачастую выставляется лишь 5% от всего собрания», - объяснил Попов.
Ссылка на статьи.