Тим собакин. Урок литературного чтения Тим.Собакин "Игра в птиц" (3 класс ПНШ) Тим собакин лунная сказка презентация

Тим Собакин "...я придумал такой афоризм: Лучше ничего не делать, чем делать НИЧЕГО... А еще учитесь быть счастливыми! Хоть это и трудно..."



С 1988 года пишет стихи и рассказы для детей. Публиковался в журналах «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Пионер», «Октябрь». В годах был главным редактором детского журнала «Трамвай», затем литературным редактором журналов «Колобок», «Куча мала», «Филя», «Синдбад». Автор нескольких книг, выходивших в крупных издательствах «Детская литература», «Дрофа» и других. С 1988 года пишет стихи и рассказы для детей. Публиковался в журналах «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Пионер», «Октябрь». В годах был главным редактором детского журнала «Трамвай», затем литературным редактором журналов «Колобок», «Куча мала», «Филя», «Синдбад». Автор нескольких книг, выходивших в крупных издательствах «Детская литература», «Дрофа» и других.


Как Собакин стал писателем Дети иногда спрашивают Тима Собакина: "Как вы стали детским писателем?" Тим задумчиво шевелит ушами, вертит хвостом и сам пытается понять, что же привело его на литературное поприще. В детстве Тимка мечтал быть машинистом электровоза, чтобы ездить за границу. Поэтому родители отдали его в английскую школу-интернат. Язык давался ему с трудом. Зато юный Собакин сперва увлеченно вырезал линогравюры, потом собирал радиоприемники и, наконец, играл и пел в школьном ансамбле.


У Тима подрастала дочка Катя. Перед сном он любил читать ей Чуковского и Маршака. Когда все детские книжки были перечитаны, Собакин забавы ради начал придумывать короткие стишки: На окне дремала птица. - Галка, галка, что вам снится? Отвечала птица сонно: "Я не галка, а ворона...». Занятие это постепенно затягивало, стихов становилось все больше. Вскоре и отвергнутые стихи были напечатаны в "Мурзилке".


"Почему «Собакин»? я.. случайно увидел по телевизору детский фильм по рассказам Гайдара. Там в конце мальчик стоит перед эскадроном, худенький такой... А командир торжественно: «За проявленное мужество и героизм объявляю благодарность Григорию... фамилия-то у тебя как?» Тот отвечает: «Да Собакины мы...» «...Григорию Собакину». И я сразу понял: это мое. Особенно когда мама напомнила, что я в год Собаки родился."





Однажды в зоопарке я увидел бегемота. И потом не мог уснуть семь дней и семь ночей - настолько поразило меня это благородное животное! И умное такое, знаете ли... Даже таблицу умножения помнит наизусть - тут же ответит, сколько будет 6x5. Кажется, или 28? Впрочем, это неважно. А важно то, что с тех пор я стал заядлым бегемотоведом. Или, по-научному, гиппопотамологом. В общем, стал я собирать всякие сведения об этих милых зверюшках. А их мне присылали, как говорится, и стар и млад. Вернее, наоборот - и млад и стар... Впрочем, это опять неважно. А важно снова то, что нынче я решился вынести на суд читателей парочку из этих материалов. Они еще - будьте уверены! - войдут в мой бегемота графический труд, который


Песни бегемотов Вот летают бегемоты Над журчащим ручейком Я бегу, обутый в боты, С фиолетовым сачком. Как поймаю бегемота - В клетку сразу посажу. "Спой мне песню, друг любезный"- Бегемоту я скажу. Если песен петь не будет- Отпущу его тогда. Пусть летают бегемотов Очень тучные стада. Пусть летают бегемоты Там и тут, там и тут! И свои простые песни Нам поют, нам поют!

Урок чтения в 3 классе. Тема урока: Тим Собакин «Игра в птиц». Цели урока: 1.Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя чтение текста по ролям. 2. При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа. 3.Отметить, что благодаря яркой фантазии автора создается впечатление, что чудесные, необычные способности могут обнаружиться у любого человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными 4.Планируемые результаты учащиеся должны научиться оценивать поступки героев; определять тему и выделять главную мысль (с помощью учителя); анализировать смысл названия произведения; различать жанры произведений; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Личностные УУД: ­ Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: ­ Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения) Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле ­ Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию Предметные: ­ Уметь находить слова из толкового словаря Ход урока. СЛАЙД 1 I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. 1.­ Ребята, как называется глава, с которой мы сейчас работаем? («Пытаемся понять, почему люди фантазируют») СЛАЙД 2 2.­ Мы прочитали уже достаточное количество произведений из этой главы. И вы уже, наверное, разобрались, почему же люди фантазируют? (Чтобы сделать скучные и неприметные вещи живыми и одушевленными, чтобы все вокруг становилось живым и радостным.) ­Проверим насколько внимательны вы были во время работы над последним произведением.. СЛАЙД 3 ­ Как оно называется? Кто его автор? 3.Работа в группах (тест) 4. Проверка. СЛАЙД 4 ­ Как вы думаете, чему больше огорчилась бабушка: его непослушанию, или сломанному пароходику? ­ А если бы можно было все вернуть назад, поступил бы Боря так второй раз, или повел бы себя по­другому? ­ Как бы вы поступили на месте Бори? ­ А что вы посоветуете герою? (Так не поступать: не обманывать старших; вы посоветуете герою? (Так не поступать: не обманывать старших; быть послушным; не нарушать данное слово).

Работа в парах ­ Какую пословицу вы выберете как совет? СЛАЙД 5 Не все сбывается, что желается. Дал слово – держись, а не давши – крепись. И много желал, да ничего не поймал. СЛАЙД 6 ­ Ребята, вам уже известен поэт Тим Собакин? СЛАЙД 7 (Сообщение об авторе) ­ Помните, в первом классе вы читали необычное стихотворение» про бегемота и муху? СЛАЙД 8 ­ Давайте его прочтем. Звуки ж не надо считать во время чтения! Вы просто пожуж­ж­ж­ите немнож­ж­жечко! (Чтение стихотворения Т. Собакина « Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды» учащимися). III. Постановка целей урока. ­Сегодня мы будем читать еще одно произведение этого автора. ­ Прочитайте, как оно называется? («Игра в птиц») ­ Поставьте для себя задачи на урок: - учиться осознанно и выразительно читать, используя чтение по ролям с опорой на цветные пометки в тексте - отвечать на вопросы, используя текст СЛАЙД 9 ­ понять, почему люди фантазируют. IV. Работа по теме урока. 1.Рассказ о писателе. 2. Чтение рассказа. ­ Какой знак вы заметили при чтении рассказа? словарем устойчивых выражений) ­ Какое выражение мы должны объяснить? ­ Какой знак вы заметили при чтении рассказа? словарем устойчивых выражений) ­ Какое выражение мы должны объяснить? Застыл как вкопанный». (Совершенно неподвижно, замерев на месте) (Работа со (Работа со СЛАЙД 10 «Застыл как вкопанный». (Совершенно неподвижно, замерев на месте 2.Чтение 1 части по ролям. ­ Давайте попробуем прочитать первую часть по ролям. ­ Какие роли вы заметили в этой части? (Роли автора, Кати и папы.) Чтение 1 части по ролям. ­ Ребята, найдите в этой части самые главные слова всего произведения: они объясняют, почему возможно любое чудо на свете. (Дети находят слова: «­Конечно, уверенно, сказал папа. – Если очень захотеть, то можно научиться всему на свете!») ­ Вы согласны с этим высказыванием? (Да, только упорный человек может достичь поставленной цели.) 3. Чтение 2 части. - Прочитайте 2 часть вполголоса, про себя. ­ По­ разному ли папа и Катя реагируют на то, что папе удалось оторваться от земли и полететь? (да, по­ разному) ­ Как папа отнесся к своему полету? (Он растерялся, слегка перепугался) ­ Прочитайте строчки, где об этом говорится. (Чтение строчек «А когда заметил, что ноги его шагают по воздуху, слегка перепугался, перестал размахивать руками – и чуть не свалился в лужу.)

­ Ребята, папа как будто хочет отвлечься от того, что с ним произошло, и обращает внимание на бытовые мелочи. Прочитайте, на какие. (Ну вот, ботинки испачкались, ­ вздохнул папа, стряхивая со шляпы грязные капли ­Как реагирует Катя? (Удивленно, восторженно) ­ Прочитайте строки, где об этом говорится. (Катя рот раскрыла от восторга: ­ Папа! У тебя же получилось! Ты же летал!) 4. Чтение 3 части по ролям. ­Посмотрите третью часть текста. ­ Сколько понадобится человек, чтобы прочитать ее по ролям? ­Назовите роли. (Папа, автор, старушка) Чтение 3 части по ролям. ­Быстро ли папа привык к тому, что его дочь научилась летать? (не очень) ­Почему ты так думаешь? Что в тексте подтверждает твое мнение? ­ Кто помог папе отнестись к полету дочери как к проявлению обычных земных способностей? (Старушка) ­ После разговора со старушкой папа смог отнестись к полету дочери, как к проявлению обычных земных способностей. Он немного пришел в себя и даже стал давать дочери советы, как если бы она каталась на велосипеде. ­ Прочитайте советы папы. (­ Дочка! Над водою прохладно. Долго не летай! И шарфик потуже завяжи. – А то простудишься.) V. Динамическая пауза. ­ Ребята, а вы сами хотите полетать? ­ Давайте поиграем в игру «Летает – не летает». Встали, вы будете «махать крыльями» в том случае, если я называю предмет, который обозначает летающее насекомое или птицу, а если это нелетающий предмет ­ стойте на месте. ­ Готовы? ­ Стрекоза, парта, дом, вертолет, книга, самолет, портфель, бабочка, кошка, лебеди, воробей, трактор. VI. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. Работа в паре. ­«Игра в птиц»­ это рассказ или сказка? ­Давайте обратимся к учебнику и откроем страницы 116­117 и вспомним, в чем же заключается отличие сказки от рассказа. СЛАЙД 11 (Это рассказ, потому что в нем рассказывается случай из жизни, пусть даже выдуманный, чтобы раскрыть характеры конкретных людей и показать их взаимоотношения. События же в этом тексте развиваются так, как в обычной жизни, то есть подчиняются случаю, а не строгим сказочным законам.) ­ Ребята, а как вы думаете, почему автор нафантазировал именно полеты людей в небе? ­ Он придумал такую фантастическую для человека способность, как возможность летать, словно птица, для того, чтобы показать, что при наличии веры в свои силы, огромного желания и приложенных усилий может произойти чудо: можно научиться очень сложным вещам, которые казались невозможными. ­ Ребята, а какова же главная мысль этого произведения? СЛАЙД 12 (При очень большом желании и старании можно научиться самым сложным и, казалось бы, невыполнимым вещам) ­ А сейчас небольшой сюрприз. В ваш адрес пришло письмо от автора этого произведения Тима Собакина. Послушайте его. МАЛЕНЬКОЕ ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЮ СЛАЙД 13 Главное - избегайте внутренней пустоты. Тогда вам нигде и никогда не будет скучно. Занимайтесь всякими полезными делами и старайтесь добиться в них успеха! Помните, что «побеждает не сила, а постоянство усилий» (это сказали древние). И, конечно же, читайте! Книга - она ведь существо духовной природы. А еще - учитесь быть счастливыми! Хоть это и трудно… Тим Собакин

VII. Самостоятельная работа в тетради Стр. 34 – 35 стихотворение С Козлова «Декабрь» VIII. Подведение итогов урока. СЛАЙД 15 ­ Зачем автор написал рассказ? (Так не поступать, не обманывать старших, быть послушным, одержимость фантазией ведет к хитрости, обману.) IX . Рефлексия. ­Закончите предложение: Сегодня я узнал….. Я понял что…. Теперь я могу… Мне захотелось… IX . Домашнее задание СЛАЙД 14 Учебник часть I, страница 134 ­ 138 Чтение по ролям, Чтение и пересказ. Сочинение истории "Чудо в моей жизни" X.Самооценка

Приложение Оцени по критериям свою работу на уроке: Лист самооценки Я все задания выполнял(а) быстро и без ошибок Я был(а) активным(ой) в течение всего урока Я читал(а) без ошибок, выразительно Я своими ответами приносил(а)пользу всей группе Я всё понял(а) и могу помочь другим. Моя оценка за урок Тест по произведению " Как я ловил человечков". 1. Это произведение: а) рассказ; б) повесть; в) сказка. 2. Автор этого произведения: а) К. Чуковский; б) Б. Житков; в) П. Бажов. 3. Имя главного героя: а) Лев; б) Сеня; в) Боря. 4. У кого жил мальчик? а) у мамы; б) у бабушки; в) у тети. 5. Где, по мнению мальчика, жили человечки? а) В домике; б) на пароходике; в) на лавочке. 6. Сколько было труб у пароходика? а) одна б) две в) три 7. Сколько было мачт у пароходика? а) одна б) две в) три

8. Почему бабушка не позволила мальчику трогать пароходик? а) он был покрашен б) это была для неё дорогая память в) пароходик был старый 9. Почему бабушка не убрала пароходик, хотя и собиралась это сделать? а) ушла в гости б) решила, что внук не посмеет его взять в) внук дал честное слово 10. Как поступил мальчик? а) хорошо, потому что был любознательным и настойчивым; б) плохо, потому что обманывал и испортил дорогую памятную вещь. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Тим Собакин «Игра в птиц»

Цели урока :

    Формировать навык осознанного и выразительного чтения, используя чтение текста по ролям.

    При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа.

    Отметить, что благодаря яркой фантазии автора создаётся впечатление, что чудесные необычные способности могут обнаружиться у любого человека.

    Развивать воображение, фантазию, мышление. Подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.

    Развивать речь через работу с фразеологическим словарём.

    Воспитывать целеустремлённость, веру в свои силы через основную мысль текста.

Оборудование урока:

Учебник «Литературное чтение», презентация «Тим Собакин», фразеологический словарь.

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель:

Дорогие коллеги, дорогие дети, здравствуйте! Счастье – это значит, быть с частью чего-то, – так считали наши предки. Желаю вам быть счастливыми: ведь мы с вами являемся частью одного урока.

2. Тема и цель урока

Посмотрите на доску. Сопоставьте автора и произведение:

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Т.Собакин «Игра в птиц», «Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой»

Э.Мошковская «Вода в колодце»

На какие жанры можно разделить эти произведения? (небылица, сказка, рассказ)

Вспомните цель этих жанров. Прочитайте на с.116 учебника.

Мы знакомились с ним во 2 классе.

Откройте учебники на с.134. А сегодня на уроке что мы будем делать? Поставьте цель. О чем будет это произведение? Как вы думаете данное произведение является сказкой? (Рассказ) В конце урока мы выясним соответствует ли он цели рассказа.

Вашим дз было подготовить сообщения об этом авторе. Объединитесь в группы, выберите и расскажите о нем самое интересное по вашему мнению.

3. Работа с рассказом Тима Собакина «Игра в птиц»

Учитель читает рассказ Тима Собакина «Игра в птиц».

Какое впечатление осталось от рассказа? Какое у него настроение?

Какой знак на полях вы увидели? Что он обозначает? (Словарь устойчивых выражений). Прочтите его. (Застыл как вкопанный) (Совершенно неподвижно, замерев на месте)

Найдите в фразеологических словарях, что оно обозначает. Работа в группах. Помните правила работы со словарями: читает, тот кто быстрее всех читает, работаете со словарями аккуратно.

1. чтение 1 части по ролям.

Чтение 1 части по ролям в группах.

Ребята, найдите в этой части самые главные слова всего произведения: они объясняют, почему возможно любое чудо на свете.

(Дети находят слова: «-Конечно, уверенно, сказал папа. – Если очень захотеть, то можно научиться всему на свете!»)

Вы согласны с этим высказыванием?

(Да, только упорный человек может достичь поставленной цели.)

2. –Прочитайте про себя 2 часть.

По- разному ли папа и Катя реагируют на то, что папе удалось оторваться от земли и полететь? (Да, по - разному)

Как папа отнесся к своему полету? (Он растерялся, слегка перепугался)

Прочитайте строчки, где об этом говорится.

(Чтение строчек «А когда заметил, что ноги его шагают по воздуху, слегка перепугался, перестал размахивать руками – и чуть не свалился в лужу.)

Ребята, папа как будто хочет отвлечься от того, что с ним произошло, и обращает внимание на бытовые мелочи. Прочитайте, на какие. (Ну вот, ботинки испачкались, - вздохнул папа, стряхивая со шляпы грязные капли.

Как реагирует Катя? (Удивленно, восторженно)

Прочитайте строки, где об этом говорится. (Катя рот раскрыла от восторга: - Папа! У тебя же получилось! Ты же летал!)

3. Чтение 3 части по ролям.

Посмотрите третью часть текста.

Сколько понадобится человек, чтобы прочитать ее по ролям?

Чтение 3 части по ролям в группах.

Быстро ли папа привык к тому, что его дочь научилась летать? (Не очень)

Почему ты так думаешь? Что в тексте подтверждает твое мнение?

Кто помог папе отнестись к полету дочери как к проявлению обычных земных способностей? (Старушка)

После разговора со старушкой папа смог отнестись к полету дочери, как к проявлению обычных земных способностей. Он немного пришел в себя и даже стал давать дочери советы, как если бы она каталась на велосипеде.

Прочитайте советы папы. (- Дочка! Над водою прохладно. Долго не летай! И шарфик потуже завяжи. – А то простудишься.)

4. Динамическая пауза.

Ребята, а вы сами хотите полетать?

Давайте поиграем в игру «Летает – не летает». Встали, вы будете «махать крыльями» в том случае, если я называю предмет, который обозначает летающее насекомое или птицу, а если это нелетающий предмет - стойте на месте.

Готовы? Стрекоза, парта, дом, вертолет, книга, самолет, портфель, бабочка, кошка, лебеди, воробей, трактор.

5. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

«Игра в птиц»- это рассказ или сказка?

(Это рассказ, потому что в нем рассказывается случай из жизни, пусть даже выдуманный, чтобы раскрыть характеры конкретных людей и показать их взаимоотношения.)

Ребята, а как вы думаете, почему автор нафантазировал именно полеты людей в небе?

Он придумал такую фантастическую для человека способность, как возможность летать, словно птица, для того, чтобы показать, что при наличии веры в свои силы, огромного желания и приложенных усилий может произойти чудо: можно научиться очень сложным вещам, которые казались невозможными.

Ребята, а какова же главная мысль этого произведения? (При очень большом желании и старании можно научиться самым сложным и, казалось бы, невыполнимым вещам)

6. Подведение итогов урока.

Давайте выясним все ли внимательно читали рассказ. Для этого выполним небольшой тест.

Вариант 1

Вопрос 1

А.мир остается прежним
Б.мир становится сказочным

В.мир становится скучным

Вопрос 2

А. Способные нынче дети растут.
Б.

В.

Вопрос 3

Б. Очень обрадовался

В. Не придал значения

Вопрос 4

Как реагирует Катя на свой полет?

Б. Удивленно, восторженно

В. Не придала значения

Вопрос 5

Произведение Тима Собакина «Игра в птиц» это:

А. Сказка

Б. Небылица

В. Рассказ

2 вариант

Вопрос 1
От чего зависит умение превращать обыденность в сказку?

А. От силы воображения

Б. От волшебства.

В. От знаний.

Вопрос 2
Продолжи высказывание: «Фантазерам всё вокруг кажется...»

А. ... непонятным.

Б. ... смешным.

В. ...одушевлённым и живым.

Вопрос 3
Художники, поэты и композиторы часто в своих произведениях соединяют....

Б. ... краски и ноты.

В. ... ноты и слова.

Вопрос 4

Какова главная мысль рассказа Тима Собакина "Игра в птиц"?

А. Способные нынче дети растут.
Б. Тот, кто чему-нибудь учит, должен сам уметь это делать превосходно.

В. Если очень захотеть, то можно научиться всему на свете.

Вопрос 5

Цель рассказа – это

7. Домашнее задание

Д\з по группам, если останется время.

Вариант 1

1 - Как меняется мир, если смотреть на него через волшебное стекло воображения?

А.мир остается прежним
Б.мир становится сказочным

В.мир становится скучным

2 -Какова главная мысль рассказа Тима Собакина "Игра в птиц"?

А. Способные нынче дети растут.
Б. Тот, кто чему-нибудь учит, должен сам уметь это делать превосходно.

В. Если очень захотеть, то можно научиться всему на свете.

3- Как папа отнесся к своему полету?

А. Он растерялся, слегка перепугался

Б. Очень обрадовался

В. Не придал значения

4-Как реагирует Катя на свой полет?

А. Она растерялась, слегка перепугалась

Б. Удивленно, восторженно

В. Не придала значения

5-Произведение Тима Собакина «Игра в птиц» это:

А. Сказка

Б. Небылица

В. Рассказ

2 вариант

1 -От чего зависит умение превращать обыденность в сказку?

А. От силы воображения

Б. От волшебства.

В. От знаний.

2 -Продолжи высказывание: «Фантазерам всё вокруг кажется...»

А. ... непонятным.

Б. ... смешным.

В. ...одушевлённым и живым.

3 -Художники, поэты и композиторы часто в своих произведениях соединяют....

А.... настоящую жизнь и фантазию.

Б. ... краски и ноты.

В. ... ноты и слова.

4-Какова главная мысль рассказа Тима Собакина "Игра в птиц"?

А. Способные нынче дети растут.
Б. Тот, кто чему-нибудь учит, должен сам уметь это делать превосходно.

В. Если очень захотеть, то можно научиться всему на свете.

5-Цель рассказа – это

А. поразить воображение слушателей необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает.

Б. приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевленным миром и с волшебным миром.

В. рассказать случай из жизни, но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.

Э. Успенский «Память»

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю,

Что любое предложенье

Прямо сразу повторю.

«Ехал Ваня на коне,

Вёл собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла кактус на окне».

- Ехал Ваня на коне,

Вёл собачку на ремне,

Ну, а кактус в это время

Мыл старушку на окне...

- Ехал кактус на окне,

Вёл старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на коне...

Знаю я, что говорю.

Говорил, что повторю,

Вот и вышло без ошибок.

А чего хвалиться зрю?

Ж
ЖЖЖ
ЖЖЖЖЖЖЖЖ
ЖЖЖЖЖ
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
БАЦ!
ЖЖЖЖ
Ж... Ж...
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
БАЦ! БАЦ!
ЖЖЖЖЖЖ
БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!
ЖЖЖЖЖЖ
ТОП.
ЖЖЖЖ
ТОП-ТОП.
ЖЖЖЖЖЖЖЖ
ТОП-ТОП-ТОП.
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
ШЛЁП!!!
. . . . . . . . . . . . . . .
ШМЯК.

Урок чтения в 3 классе.
Тема: «Тим Собакин «Игра в птиц».
Цель: Продолжить обращать внимание школьников на знакомые по 1-му и 2-му классам имена писателей и поэтов и напоминать произведения этих авторов, с которыми дети уже знакомы.
Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя чтение текста по ролям.
При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа.
Отметить, что благодаря яркой фантазии автора создается впечатление, что чудесные, необычные способности могут обнаружиться у любого человека.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» (1 часть) Н.А.Чураковой,
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, как называется глава, с которой мы сейчас работаем?
(«Пытаемся понять, почему люди фантазируют»)
- Мы прочитали уже достаточное количество произведений из этой главы. И вы уже, наверное, разобрались, почему же люди фантазируют?
(Чтобы сделать скучные и неприметные вещи живыми и одушевленными, чтобы все вокруг становилось живым и радостным.)
- Ребята, вам уже известен поэт Тим Собакин? Помните, в первом классе вы читали «немножко необычное стихотворение» про бегемота и муху?
- Перед вами на столе лежит лист со стихотворением Т.Собакина. Давайте его прочтем хором. Звуки ж не надо считать во время чтения! Вы просто пожуж-ж-ж-ите немнож-ж-жечко!
(Чтение стихотворения Т. Собакина « Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды») учащимися.
III. Постановка целей урока.
-Сегодня мы прочитаем еще одно произведение этого автора.
- Прочитайте, как оно называется? («Игра в птиц»)
-Научимся выразительно читать этот текст по ролям и узнаем, что надо делать для того, чтобы несбыточное сбывалось.
IV. Первичное восприятие нового материала.
1. Чтение рассказа.
- Какой знак вы заметили при чтении рассказа? (Работа со словарем устойчивых выражений)
- Какое выражение мы должны объяснить?«Застыл как вкопанный». (Совершенно неподвижно, замерев на месте)
V.Первичное закрепление знаний.
- Давайте попробуем прочитать первую часть по ролям.
- Какие роли вы заметили в этой части?
Роли автора, Кати и папы.
1. чтение 1 части по ролям.
- Ребята, найдите в этой части самые главные слова всего произведения: они объясняют, почему возможно любое чудо на свете.
(Дети находят слова: «-Конечно, уверенно, сказал папа. – Если очень захотеть, то можно научиться всему на свете!»)
- Вы согласны с этим высказыванием? (Да, только упорный человек может достичь поставленной цели.)
2. Чтение 2 части вполголоса про себя.
- Прочитайте 2 часть вполголоса, про себя.
- По- разному ли папа и Катя реагируют на то, что папе удалось оторваться от земли и полететь? (да, по- разному)
- Как папа отнесся к своему полету?
(Он растерялся, слегка перепугался)
Прочитайте строчки, где об этом говорится.
(Чтение строчек «А когда заметил, что ноги его шагают по воздуху, слегка перепугался, перестал размахивать руками – и чуть не свалился в лужу.)
- Ребята, папа как будто хочет отвлечься от того, что с ним произошло, и обращает внимание на бытовые мелочи. Прочитайте, на какие.
(Ну вот, ботинки испачкались, - вздохнул папа, стряхивая со шляпы грязные капли.)
--Как реагирует Катя? (Удивленно, восторженно)
- Прочитайте строки, где об этом говорится.
(Катя рот раскрыла от восторга:
- Папа! У тебя же получилось! Ты же летал!)
3. Динамическая пауза.
- Ребята, а вы сами хотите полетать?
- Давайте поиграем в игру «Летает – не летает». Встали, вы будете «махать крыльями» в том случае, если я называю предмет, который обозначает летающее насекомое или птицу, а если это нелетающий предмет- стойте на месте.
- Готовы?
-Стрекоза, парта, лом, вертолет, книга, самолет, мяч, бабочка, белка, лебеди, страус, трактор, воробей.
3. Чтение 3 части по ролям.
- Ребята, я хочу, чтобы вы 3 часть прочитали по ролям.
-Посмотрите третью часть текста. Сколько понадобится человек, чтобы прочитать ее по ролям?
-Назовите роли.
(Папа, автор, старушка)
- Давайте читать, я буду читать за автора.
-Быстро ли папа привык к тому, что его дочь научилась летать? (не очень)
-Почему ты так думаешь? Что в тексте подтверждает твое мнение?
- Кто помог папе отнестись к полету дочери как к проявлению обычных земных способностей? (Старушка)
- После разговора со старушкой папа смог отнестись к полету дочери, как к проявлению обычных земных способностей. Он немного пришел в себя и даже стал давать дочери советы, как если бы она каталась на велосипеде.
- Прочитайте советы папы.
V. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
-« Игра в птиц»- это рассказ или сказка?
-Давайте обратимся к учебнику и откроем страницы 116-117 и вспомним, в чем же заключается отличие сказки от рассказа.
- Как вы считаете?
(Это рассказ, потому что в нем рассказывается случай из жизни, пусть даже выдуманный, но события в нем развиваются так, как в обычной жизни, т.е. – подчиняются случаю.)
-Несмотря на чудесные события, которые присутствуют в произведении, это не сказка, а рассказ и по цели, и по построению. Цель этого текста рассказать случай из жизни, пусть даже выдуманный, чтобы раскрыть характеры конкретных людей и показать их взаимоотношения. События же в этом тексте развиваются так, как в обычной жизни, то есть подчиняются случаю, а не строгим сказочным законам.
- Ребята, а как вы думаете, почему автор нафантазировал именно полеты людей в небе?
- Он придумал такую фантастическую для человека способность, как возможность летать, словно птица, для того, чтобы показать, что при наличии веры в свои силы, огромного желания и приложенных усилий может произойти чудо: можно научиться очень сложным вещам, которые казались невозможными.
- А у вас не появилась такая мысль, что каждый человек может научиться летать
- Ребята, а какова же главная мысль этого произведения?
(При очень большом желании и старании можно научиться самым сложным и, казалось бы, невыполнимым вещам)
- А сейчас небольшой сюрприз. В ваш адрес пришло письмо от автора этого произведения Тима Собакина. Послушайте его.
VI.Подведение итогов урока.
- Что вы научились делать на этом уроке?
VII. Рефлексия.
- Если вы работали на уроке активно, урок прошел для вас плодотворно, прикрепите к дереву плод.
- Если вы считаете, что работали довольно неплохо. Прикрепите цветок.
- Ну, а если вам было скучно и неинтересно, прикрепите к дереву зеленый листик.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
2 апреля 1805г. Ганс -Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе. Это была страна лесов, гор, водного мира. г. Оденсен улица в г.Оденсе, где жил Г.Х.Андерсен Жил он в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Дом, где прошло детство Г.Х.Андерсена Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло прийти в его голову. У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял, разыгрывал для себя спектакли. Чего он только ни переделал в юные годы: и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев. В 1819 году, когда ему было 14 лет, он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлёк не актерский талант, а писательский дар Андерсена. В 1835 году (в 30 лет) издает три сборника своих произведений «Сказки, рассказанные для детей». Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки: «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Свинопас». Всего Андерсен написал 170 сказок. Перед вами викторина по сказкам Андерсена Ответьте на поставленные вопросы!И мы узнаем, насколько хорошо вы знаете сказки Андерсена В 1819 году, заработав немного денег и купив первые сапоги, Ханс Кристиан Андерсен отправился в Копенгаген. Ханс Кристиан решает написать пьесу. Его произведения привлекли внимание директора столичного театра, благодаря которому Андерсен получил королевскую стипендию и в 1822 году отправился в Слагельсе. В Слагельсе семнадцатилетний писатель был зачислен во второй класс латинской гимназии. В 1826-1827 годах были опубликованы первые стихотворения Андерсена («Вечер», «Умирающее дитя»), получившие положительный отзыв критики. В 1828 году Ханс Кристиан Андерсен поступил в Копенгагенский университет и по окончании сдал два экзамена на звание кандидата философии. г. Копенгаген Героиня сказки Андерсена которой поставлен памятник в Копенгагене, стала символом столицы Дании. Кто она? Из какой сказки русалочка? Среди произведений Ханса Кристиана Андерсена - романы, повести, пьесы, рассказы, новеллы, философские эссе, очерки, стихи, более 400 сказок. Стихи были положены на музыку: романсы писали Шуман и Мендельсон. В России сказки Андерсена впервые были изданы в 1844 году («Бронзовый кабан»), в 1894-1895 было издано первое собрание сочинений Андерсена в 4-х томах. Памятник Андерсену в Копенгагене Памятник Русалочке Памятник Стойкому Оловянному солдатику Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен прожил холостяком. За два месяца до смерти в одной из английских газет писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер Ханс Кристиан Андерсен 4 августа 1875 года в Копенгагене. 4 августа 1875г. могила Андерсенакладбище Ассистэнсг. Копенгаген Скажите, кто был сыном старой оловянной ложки? . Из какой сказки эти строчки? « - Славные у тебя детки!- сказала старая утка, с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Очень уж он велик, да чудной какой-то…» Кто же этот чудной ребёнок, впоследствии превратившийся в прекрасного лебедя? Какие чудесные вещи смастерил принц-свинопас? Горшочек с бубенчиком. Когда в нём что-то варилось, можно было узнать, у кого в какой кухне, что варится. Как звали девочку, которая появилась на свет из чудесного цветка, похожего на тюльпан? Из какой сказки эти лебеди? Как звали мальчика и девочку из сказки «Снежная королева»? А какая сказка начинается такими словами? «Шёл по дороге солдат: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку. Шёл он домой с войны. По дороге встретилась ему старая ведьма». Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, от бабушки и отца, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу? Кто помог Герде из сказки«Снежная королева»? попасть в королевский дворец? Из какого яйца вылупился этот красавец? «Что такое?- удивился император.- Соловей? А ведь я не знаю его! Как? В моем государстве и даже в моем собственном саду живет такая удивительная птица…»Из какой сказки эти строки? Из какой сказки эти строки?« Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году- канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая». Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно влезла она. Кто она? Знаком ли вам герой этой сказки?