Описание картина альберта дюрера трава. Презентация к уроку чтения поход в «музейный дом».иллюстрация а

(Автопортрет. 1500 год. Картинная галерея Старых Мастеров, Мюнхен.)


Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Durer, 21 мая 1471, Нюрнберг - 6 апреля 1528, Нюрнберг) - величайший мастер эпохи Ренессанса, немецкий живописец и график.

Дюрер родился в семье ювелира иммигранта из Венгрии. Певым его учителем в искусстве был его родной отец, золотых и серебряных дел мастер. Именно поэтому в картинах Альбрехта Дюрера всегда с ювелирной точностью выписана каждая деталь, учтена каждая мелочь. Посмотрите, например, с какой тонкостью прорисована каждая травинка в картине "Куст травы" или каждая шерстинка в изображении зайчика на картине "Молодой заяц", особенно усики зайчика.



(Куст травы. 1503 год. Музей Искусств, Вена.)


Кажется, что трава вот-вот зашелестит под легким дуновением ветра. А при взгляде на зайчика, так и хочется протянуть руку и прикоснуться к его мягкому шелковистому меху. Обе эти картины нарисованы акварелью и гуашью при помощи очень-очень тонких кисточек. Кстати, современники отмечали, что художник очень любил внимательно всматриваться в природу и постоянно интересовался наукой.



(Молодой заяц. 1502 год. Галерея Альбертина, Вена.)


Когда Альбрехту исполнилось 15 лет, его отец понял, что у сына склонность к занятиям живописи и он отправил его на обучение в мастерскую знаменитого нюребергского живописца Михаэля Вольгемута. В этой школе Дюрер обучался не только рисованию, но и гравировке по дереву и меди. Интересно то, что в этой школе учеба завершилась обязательным путешествием выпускников. После выпуска в 1490 году, за четыре года Альбрехт Дюрер побывал в нескольких городах Германии, Швейцарии и Голландии. продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов.



(Портрет молодой венецианки. 1505 год. Музей Истории Искусства, Вена.)


В 1494 Дюрер возвращается на родину в Нюрнберг, вскоре после возвращения он в том же году женится. Затем уезжает в Италию. В Италии у него состоялись несколько интересных знакомств с творчеством таких мастеров эпохи раннего Возрождения, как Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди и других мастеров. В 1495 Дюрер вернулся в Нюрнберг и там, до своей следующей поездки в Италию в 1505 году, он и создает большую часть своих самых знаменитых гравюр, которые сделали его имя таким знаменитыми.



(Святой Евстафий. Ок. 1500-1502 годы. Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург.)


Дюрер был знаменит не только как живописец, но и как выдающийся мастер графики. Большинство гравюр Альбрехта Дюрера нарисованы на библейские и евангельские сюжеты.



(Меланхолия. 1514 год. Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург.)


А еще Альбрехт Дюрер прославился как великий портретист. Он был лучшим портретистом во всей истории мировой живописи. Героями его портретов всегда были какие-нибудь очень интересные и вдохновенные люди. Поразительно то, что все эти люди изображены на столько реалистично, что с трудом верится в то, что они нарисованы 500 лет назад, когда художники, по существу, только-только начинали учиться писать реалистические картины. Но старинные костюмы на портретах убеждают нас, что Дюрер, как портретист, намного опередил свою эпоху.



(Портрет молодого человека. 1521 год. Галерея Искусств, Дрезден.)


Благодаря его автопортретам, мы сейчас можем судить о том, как выглядел сам художник. Причем, никто даже не сомневается, что его автопортреты выполнены не хуже фотографии, если бы в то время существовала фотосъемка.



(Портрет отца Дюрера в 70 лет. 1497 год. Лондонская Национальная галерея, Лондон.)


Посмотрите на его картину "Автопортрет" из музея Прадо в Мадриде. Альбрехт Дюрер изобразил себя в довольно модной, даже несколько щеголеватой, одежде того времени. У него очень модная, по тем временам, прическа с тщательно завитыми и уложенными волосами. Осанка выдает в нем гордого и умного человека с чувством собственного достоинства.



(Автопортрет. 1498 год. Музей Прадо, Мадрид.)


В 1520 художник снова едет в Голландию. Там он, к несчастью, становится жертвой неизвестной болезни, которая мучила его 8 лет до конца своей жизни. Даже современные медики затрудняются в диагнозе. Скончался Альбрехт Дюрер в своем родном городе в Нюрнберге.



(Руки молящегося. 1508 год. Галерея Альбертина, Вена.)

Альбрехт Дюрер. Научная деятельность.

А еще Альбрехт Дюрер был выдающимся ученым. Он очень хорошо знал математику, физику, астрономию и занимался философией. Дюрер писал книги об искусстве и архитектуре, писал стихи. Он поддерживал знакомства с самыми прославленными писателями и философами того времени. Дюрер нарисовал несколько географических и астрономических карт. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер увлекается усовершенствованию оборонительных укреплений. Это было связано с появлением и широким распространением огнестрельного оружия. Он даже в 1527 году написал книгу "Руководство к укреплению городов, замков и теснин", где описал свой принципиально новый тип военных укреплений.



(Магический квадрат Дюрера, фрагмент гравюры "Меланхолия". 1514 год. Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург.)


Дюрер составил свой знаменитый магический квадрат, нарисованный на его гравюре «Меланхолия». Этот магический квадрат интересен тем, что он так заполнил его числами по порядку от 1 до 16, что сумма 34 получается не только при сложении чисел по вертикали, по горизонтали и по диагоналям, как требуют правила любого магического квадрата. Сумма 34 получается и во всех четырёх четвертях, в центральном четырёхугольнике и даже при сложении четырех угловых клеток. Также Альбрехт Дюрер сумел вписать в этот магический квадрат еще и год создания гравюры "Меланхолия" - 1514. Обратите внимание на средние два квадрата в первой вертикали. Хорошо видно, что Дюрер сделал исправление ошибки. Цифра 6 исправлена на 5, а 5 исправлена на 9. Остается загадкой, специально ли художник оставил нам видеть эти исправления и тогда, какой смысл заключается в том, чтобы мы видели эти исправления.



(Носорог, гравюра на дереве. 1515 год. Британский музей, Лондон.)


Знаменитая картина Дюрера "Носорог" на первый взгляд ничем не примечательна. Более того, при внимательном сравнении этой картины с фотографией реального носорога можно заметить несколько неточностей. Уникальность этой картины состоит в том, что Альбрехт Дюрер никогда не видел ни живого носорога, ни его изображений. Это картина нарисована по словесному описанию. В Европу впервые привезли носорога из Азии в Португалию. Тут же Дюреру из Португалии прислали письмо со словесным описанием этого удивительного зверя. В то время не было телефонов и Альбрехт Дюрер не мог ничего переспросить для уточнения деталей. Чтобы оценить степень гениальности Дюрера, попробуйте попросить Ваших знакомых найти какое-нибудь изображение экзотического глубоководного животного или фантастического животного и описать его Вам один раз письменно. Затем нарисуйте это животное по такому описанию и потом сравните с оригинальным изображением.

Как и многие выдающиеся люди эпохи Ренессанса, Альбрехт Дюрер был универсалистом и проявил себя во многих областях. Но все же живопись он ценил более всех наук. В одной из его книг можно прочитать интересную мысль: "Благодаря живописи стало понятным измерение земли, вод и звезд, и еще многое раскроется через живопись".

Разделы: Начальная школа

Чуракова Н.А., Литературное чтение: учебник для 3 класса: В 2 частях. Часть вторая, страницы: 41 – 42.

Цель урока:

  • образовательная: вести линию, связанную с утверждением поэзии как особого взгляда на мир (понимание Поэтом красоты и хрупкости мира; стремление Поэта сохранить, защитить мир от разрушения: на материале стихотворения И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…», работ А. Дюрера «Заяц», «Травы»); формировать умение сопоставлять и сравнивать картины и стихи, подбирая цитаты и образные выражения для описания картины; продолжать формирование навыков выразительного чтения;
  • развивающая: развивать речь учащихся, эмоциональное отношение к произведениям искусства и умения воспринимать красоту поэтического слова, связно выражать свои впечатления;
  • воспитывающая: воспитывать интерес к литературному творчеству, бережное отношение к природе, прививать любовь к родному краю.

Оборудование: литературное чтение, учебник для 3 класса; портрет И. Бунина; слова благодарности.

Мультимедийное оборудование: репродукции с изображением природы; название темы «Мир нуждается в нашей защите»; портрет И. Бунина; словарно-лексическая работа, репродукции с изображением ельника и оленя; графическая работа над стихотворением; домашнее задание.

Ход урока.

Открывается 1 слайд (Урок литературного чтения Приложение 1)

1. Организационный момент.

Добрый день. Я рада встрече с вами. Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Мне приятно начинать урок.

– Надеюсь вы будете активными. Жду от вас красивых ответов.

2. Актуализация опорных знаний.

Открывается 2 слайд презентации (3 – 4 репродукции о природе)

– О чём бы вы хотели поговорить сегодня на уроке, глядя на эти пейзажи?

(о природе, о растениях, о животных, о реках и т. д.)

– Как вы думаете, этот удивительный мир природы нуждается в нашей защите? А почему?

– Вы правы: МИР НУЖДАЕТСЯ В НАШЕЙ ЗАЩИТЕ.

Открывается 3 слайд (название темы урока)

– Мы с вами отправимся в мир, который нуждается в нашей защите.

– Я считаю, что сделала правильный выбор, отправившись с вами в дорогу.

– А что возьмём с собой в дорогу?

(Достаю из рюкзака разные предметы: рогатка, блокнот, лупа, ручка, кисточка, книга, бинокль, воздушный шарик, сачок…. Ребята выбирают то, что необходимо для наблюдения за природой.)

– Какой человек способен быть защитником природы?

(Добрый. Внимательный. Сильный. Любящий природу. Имеющий сердце и душу.)

– Вот такой человек, который любит природу всем сердцем и душой, который умеет защищать природу, способен написать прекрасные стихи и удивительные картины.

3. Подготовка к восприятию.

Я приглашаю вас познакомиться с замечательными произведениями искусства…

4. Работа с «Картинной галереей».

Работа с картиной А. Дюрера «Заяц» (зал 8).

Открывается 4 слайд (Картина А. Дюрера «Заяц»)

– Давайте навестим «Картинную галерею» и рассмотрим репродукцию с картины в технике акварель немецкого художника Альбрехта Дюрера.

– Рассмотрите внимательно зайца.

– Что подметил художник и изобразил, какие особенности его внешнего вида, повадок, состояния?

(Какие ушки, усики, коготки и т. д.)

– Что ты слышишь?

(бьётся сердце, шумит ветер, дышит заяц…)

– Где художник увидел зайца и изобразил?

– Художник изображает зайца на нейтральном фоне (то есть не в комнате, не на травке, а на «пустом месте»). А почему?

– А как вам кажется в какой обстановке зайцу будет уютнее всего, где он будет чувствовать себя спокойно, «как дома»?

(Конечно же, в траве)

Работа с картиной А. Дюрера «Травы» (зал 8).

Открывается 5 слайд (Картина А. Дюрера «Травы»)

– Рассмотрите внимательно травы на репродукции с картины Дюрера.

– Какие растения вы узнали?

(Одуванчики, уже облетевшие, с ярко жёлтыми стебельками и вырезными листочками; мятлик луговой, мелкие цветочки которого прячутся в колосках, составляющих развесистую метёлку; мясистые листья подорожника, освещённые солнцем; порей, узкие, тончайшие и длинные листочки которого напоминают лук.)

– Почему вы узнали эти растения?

– (Эти растения растут в нашей местности.)

– Молодцы ребята, что так хорошо знаете растения своего края.

– Представьте на миг, что наступило лето, и мы с вами очутились на этом лугу.

– Какие услышали звуки?

(Стрекочут кузнечики. Шелестит трава. Поют птички.

– А вы можете почувствовать особенности воздуха?

(Пахнет травами. Воздух тёплый, летний.)

– Ощущаете близость воды?

(Растения высокие, сочные)

– Это раннее утро, день или начинающиеся сумерки?

(Это сумерки. Одуванчики закрылись)

Открывается 6 слайд (2 картины вместе)

Обобщение по картинам.

Любит ли художник мир природы, если судить по двум его репродукциям?

(Альбрехт Дюрер очень любил природу.)

– Представляете, как надо любить и ценить мир природы, чтобы с таким вниманием написать каждую былинку травы, каждую шерстинку на заячьей шкурке?

–Что хотел показать нам художник?

(красоту природы)

– Над чем заставляют задуматься эти репродукции?

(О бережном отношении к природе. О любви к животным.)

– Дюрер считал, что в мире нет ничего малозначительного: всякая крошечная подробность жизни одухотворена и полна смысла.

5. Тематическая физкультминутка «Путешествие в лес»

Текст Описание движений
Здравствуй, лес – необычный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь – Мы свои.
Широко разводим руки в стороны.
Повороты вправо – влево с вытянутыми руками.
Руки подняты вверх. Выполняем покачивающие движения вправо – влево.
Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями,
Поворачиваясь при этом в правую и левую стороны.
Широко разводим руки в стороны.
Прижимаем обе ладони к груди.
Широко разводим руки в стороны.

6. Чтение и анализ стихотворения И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…» (с. 42.)

Природой восторгаются не только художники, но и поэты, писатели и мы с вами.

Открывается 7 слайд (Портрет и годы жизни И.А. Бунина)

– Ребята! То произведение, которое мы будем сегодня читать, хранит в себе переживания, мысли и душу поэта написавшего их.

– Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже, в старинной дворянской семье. Он очень много путешествовал и хорошо знал русский, английский, французский языки. Для стихов Бунина характерна задушевная интонация. В них отразилась любовь поэта к России, родной земле.

– Откройте учебники на странице 42.

– Послушайте стихотворение И.А. Бунина и постарайтесь понять внимательное и бережное отношение поэта к миру природы.

(Выразительное чтение стихотворения.)

– Вам понравилось это стихотворение? Почему?

– Какое настроение вызвало в вас это стихотворение?

(радость, чувство восхищения)

– Что вызывает в вас эту радость?

– Какие слова помогли поэту передать это настроение?

О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной
Он красоту от смерти уносил!

– Прочтите самостоятельно стихотворение, найдите трудные для вас слова и подчеркните их.

Словарно-лексическая работа.

(работа в парах)

– Соедините слово и его значение.

– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

Открывается 8 слайд (1-я, 2-я,3-я,4-я строфы в порядке очереди)

Ельник – лес, в котором растут ели.
Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.
Тяжкие рога – тяжёлые рога

Зубом скрёб – зубом грыз
Остинка – уменьшительно – ласкательная форма слова «ость»: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.
Макушка ёлки – верхушка ёлки

Размеренный след – определённая мера для следа
Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)

Долина – открытая местность
Бешено – изо всех сил
В избытке свежих сил – много новых сил
Стремительность – быстрота

– Кто из вас выполнил задание без ошибок? - Придумайте название этому стихотворению.

(«Красавец олень», «Красота побеждает смерть», «Густой зелёный ельник у дороги…», «Красота»)

(Оно лишает читателя возможности самому проникнуться чувством восхищения перед красотой зверя.)

Беседа.

– Почему стихотворение начинается с описания густого зелёного ельника?

– Перед нами разворачивается спокойная жизнь леса, прекрасная в свой обыденности.

Густой зелёный ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.

Открывается 9 слайд (появляется пейзаж ельника)

– Как вы думаете, действительно ли герой – рассказчик этого стихотворения наблюдал события, которые он описывал?

– Как он понял то, что произошло в лесу? (По следам.)

– Какие следы он увидел? Чьи это были следы? (Следы оленя.)

– Как изменяются оленьи следы? («И вдруг – прыжок!»)

– Чьи ещё появляются следы на снегу? (Охотничьих собак)

– Куда из леса ведёт теперь след? (В луга, в долину)

– Какой пейзаж теперь перед нами в конце стихотворения?

(Словесное рисование детей.)

Открывается 10 слайд (олень)

– Чем закончилась погоня?

(Олень спасается.)

– В чём красота оленя?

(«Могучий, тонконогий, к спине откинув тяжкие рога»)

– Что можно сказать о рассказчике, который по следам смог восстановить происшедшие события? (Он наблюдательный человек.)

– Любит ли он природу?

– Где и почему происходит перелом настроения? Где кульминация этого стихотворения? Укажите точно строчку.

(«И вдруг – прыжок!» - смысл поединка жизни и смерти, красоты и смерти.)

– Есть мнение, что в лирическом герое уживаются два человека: поэт и охотник.

– Кто такой лирический герой? (Определение)

Открывается 11 слайд (определение «лирический герой»)

Лирический герой - это герой-рассказчик или художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста произведения, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира.

– Лирический герой стихотворения, герой рассказчик не назван, но постоянно присутствует. Ведь если внимательно перечитать текст, то окажется, что тонконогий красавец с тяжкими рогами, этот могучий, белозубый олень, существует лишь в воображении лирического героя, ибо всю картину происходящего он представляет себе по следам.

– Ты можешь это обнаружить в тексте?

– Кто же побеждает в душе лирического героя: поэт или охотник?

Работа в группах .

(Раздаю карточки слова-настроения.)

(Грусть, любование, ожидание, печаль, радость, покой, тревога, обида, восторг, восхищение, лёгкость, азарт, наблюдательность, удовольствие, знание, разочарование…)

– Распределите эти слова каждому человеку.

По одному человеку выходят к доске и прикрепляют слова.

(Идёт разбор слов, которые попали и поэту и охотнику.)

– Действительно, побеждает поэт. Поэт выразил свое отношение к спасению оленя в последних строках: «Он красоту от смерти уносил!». В спасении оленя он видит больше, чем в сохранении жизни животного,- СПАСЕНИЕ КРАСОТЫ.

6. Работа над выразительным чтением стихотворения.

– Какие строки читаются медленнее, а какие – быстрее?

Выразительное чтение стихотворения с расставленными паузами.

Открывается 12 слайд (стихотворение с расставленными паузами)

7. Рефлексия (итог урока)

Что особенно заинтересовало каждого из вас на уроке?

(Мне очень понравились картины Альбрехта Дюрера. Мне понравилось стихотворение И. А. Бунина.)

(Художник и поэт любят мир природы и учат нас этому.)

– Что вас взволновало? О чём задумались?

(Такие люди умеют любить и ценить природу, поэтому они нарисовали удивительные картины красками и словами.)

–Это стихотворение написано 100 лет назад, но сегодня, почти век спустя мы изучаем это стихотворение и любуемся этими картинами. Почему?

– (Стремление спасти красоту от гибели по – прежнему актуально, и поэтому прекрасное стихотворение Бунина звучит очень современно.)

– Я благодарю вас за работу на уроке. В память об этом уроке мне хотелось бы вам подарить эти блокноты с изображением природы и ручки. И когда в ваших душах будет просыпаться поэт или художник – обязательно занесите свои чувства в блокнот.

8. Домашнее задание.

Открывается 13 слайд (домашнее задание)

Чтецам: Выразительное чтение стихотворения И. Бунина.

Художникам: Сделать в блокноте две иллюстрации к этому стихотворению.

Поэтам: Найти или сочинить стихи о природе.

Открывается 14 слайд (Благодарность)

* * *
Густой зелёный ельник у дороги, I
Глубокие пушистые снега . II
В них шёл олень ,I могучий , I тонконогий , I
К спине откинув тяжкие рога. II

Вот след его. II Здесь натоптал тропинок ,I
Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб – II
И много хвойных крестиков , I остинок +
Осыпалось с макушки на сугроб . II

Вот снова след , I размеренный и редкий, I
И вдруг II прыжок ! III И далеко в лугу +
Теряется собачий гон II и ветки , I
Обитые рогами на бегу… III

О , I как легко он уходил долиной!III
Как бешено , I в избытке свежих сил , I
В стремительности радостно-звериной +
Он красоту от смерти уносил! III

«БОЛЬШОЙ КУСТ ДЁРНА» Акварель

Альбрехт Дюрер написал много прекрасных акварелей. В основном это пейзажи, полные лирической созерцательности. Пейзаж Дюрера романтичен - это декорация для средневековых поэм, полных неожиданных приключений. В эти ущелья хочется заглянуть, в рощах спрятаться, в домиках и бургах отдохнуть...

Акварель «Большой куст дёрна» - это взгляд снизу, как будто художник, а вместе с ним и зрители, внезапно уменьшились и оказались в мире гигантских трав. Маленький кусочек луга, длиной всего в один человеческий шаг, вдруг стал целой Вселенной. Тысячелистник, одуванчик и подорожник превратились в настоящих великанов; их запах, почти незаметный в обычной жизни, превратился в одурманивающий аромат.

Но чтобы дойти до этих трав, чтобы иметь возможность прикоснуться к их высоким стеблям и широким листьям, нужно преодолеть полосу свежевскопанной земли, в которой будут утопать ноги. И неизвестно, закончится ли удачно этот поход, или уставший крошечный путешественник так никогда и не достигнет этого кусочка луга.

Альбрехт Дюрер — знаменитый немецкий художник , живописец, график, гравер. Родился в 1471 г. в Нюрнберге — умер в 1528 г. Является признанным во всём мире художником, мастером ксилографии и величайшим мастером западноевропейского Ренессанса. Этот художник является одним из самых загадочных художников с необычным взглядом на искусство и мировоззрением. Исследуя его творчество, можно видеть, что Дюрер был приверженцем итальянского Ренессанса и вкладывал в свои работы немало средневекового мистицизма. Кроме религиозных, мифических и мистических картин, он занимался портретами и автопортретами. Особое место в его искусстве можно уделить гравюрам, с которыми можно ознакомиться в публикации .

Живописи Альбрехт Дюрер учился сначала у собственного отца, затем у живописца из его родного города Михаэля Вольгемута. Для того, что бы получить Звание Мастера, он пустился в годы странствий, что было необходимым условием. За четыре года он посетил Базель, Кольмар и Страсбург, где учился тонкостям изобразительного искусства и совершенствовал свои знания. Во время путешествия в Италию он создал свои первые серьёзные картины — серия пейзажей. Здесь уже чувствуется рука профессионального художника — ясность композиции, чётко продуманный план, ровное настроение. В этих работах уже видна рука и своеобразный почерк Дюрера. Стоит сказать и о том, что Дюрер первым в Германии стал изучать обнажённую натуру. Он часто прибегает к изображению идеальных пропорций, что он и показал на картине «Адам и Ева».

В 1495 году Альбрехт Дюрер создал собственную мастерскую, и это послужило началом его самостоятельной и независимой работы. Ему помогали некоторые художники и граверы: Антон Кобергер, Ханс Шойфелайн, Ханс фон Кульмбах и Ханс Бальдунг Грин. В Нидерландах великий художник стал жертвой неизвестной болезни. Эта болезнь мучила его до конца жизни. С этим связана одна история: неизвестная болезнь сопровождалась увеличением селезёнки, так вот, когда он послал письмо доктору с описанием симптомов, то вложил рисунок самого себя, где он указывал на селезёнку и подписал » Там, где жёлтое пятно и на что я указываю пальцем, там у меня болит «. Прямо перед смертью Дюрер готовил к публикации свой трактат о пропорциях для художников, но 6 апреля 1528 г. скончался и был похоронен на кладбище Иоанна в Нюрнберге, где его могила находится и по сей день.

Если вы хотите использовать в оформлении интерьера лучшие технологии и достижения цивилизации, то естественным выбором для вас должны стать раздвижные стеклянные двери . Компания Stekloprofil в СПб предлагает продукцию самого высокого качества.

Ecce Homo (Сын человеческий)

Автопортрет Дюрера в зрелые годы

Адам и Ева

Алтарь Паумгартнера

Император Максимиллиан I

Императоры Карл и Сигизмунд

Куст травы

Мадонна с грушей

Мария с младенцем и святой Анной

Портрет женщины

Портрет Иеронима Хольцшуэра

Портрет молодой венецианки

А. Дюрер. Автопортрет в возрасте 13 лет. Серебряный карандаш. 1484.

Я восхваляю великое мастерство Альбрехта Дюрера… Эразм Роттердамский
Альбрехт Дюрер принадлежит к числу величайших художников всего мира. В своей книге «Диалектика природы» Ф. Энгельс называет Дюрера непосредственно рядом с Леонардо да Винчи как одного из лучших представителей эпохи Возрождения.
Время, когда жил и работал Дюрер, было во многом противоречивым, сложным, тяжелым для его родины - Германии. Страна распадалась на ряд отдельных маленьких государств. В городах нарастало народное движение против неограниченной власти богачей.

А. Дюрер. Автопортрет с цветком. Масло. 1943

И Дюрера мы особенно ценим за то, что в искусстве и жизни он был верен гуманистическим идеалам.
Он родился в 1471 году в городе Нюрнберге, который являлся одним из наиболее передовых городов. Отец Дюрера был простым рабочим и хотел обучить сына тому же ремеслу, но мальчика тянуло к живописи, и только к ней. Дюреру пришлось прислуживать своему хозяину-живописцу, бегать для него за угощением, подметать полы в мастерской; терпеть помыкательства старших подмастерьев.
Он оставил свой портрет этого времени в возрасте 13 лет. Исполнен он серебряным штифтом на бумаге, покрытой особым грунтом. Несколько робкий рисунок вполне художественно удачен. Мальчик на нем внимателен и серьезен.
Дюрер научился растирать краски, грунтовать для рисования бумагу, делать кисти, наблюдал, как работает мастер. Свободное время уходило на копирование попадавшихся ему на глаза произведений искусства. Сам Дюрер отчетливо понимал все недостатки такого художественного образования. Будучи уже знаменитым художником, он стал составлять «Учебное руководство для мальчиков, обучающихся живописи», одно из первых в истории искусства.
Дюрер стал живописцем, и неплохим. Девятнадцати лет, окончив длительное учение в мастерской Вольгемута, он отправляется в «странствие подмастерья». Обычай этот был тогда широко распространен по всей Европе. Переходя из города в город, работая то в одной, то в другой мастерской, молодой ремесленник осваивал разнообразную технику, учился мастерству в разных странах и у разных лиц. Дюрер работал в Швейцарии, в Эльзасе, в 1495 году побывал и в Италии.

А. Дюрер. Меланхолия. Фрагмент. Гравюра на меди. 1514.

Он рисует непрестанно. Пером, карандашом, углем. Его внимание привлекает все то, что потом может быть перенесено в гравюры. Охотнее и больше всего он рисует человека. Солдат, наемников-ландскнехтов, которые переходили из страны в страну, предлагая свои услуги за недорогую плату; лица современников, простых и знатных людей. В 1493 году, возвратившись из странствий, он выполнил живописный автопортрет: у Дюрера внимательный взор, серьезное выражение лица, а в руке цветок, может быть, имеющий какой-то смысл.
Конечно, многое в раннем искусстве Дюрера еще несовершенно. Но он страстно стремится узнать, есть ли какие-нибудь правила, позволяющие достигать в искусстве воспроизведения правды и красоты.
Первая большая серия гравюр Дюрера - «Апокалипсис». Они пронизаны чувствами неудержимого гнева, страсти и пафоса борьбы. Образы этой серии созвучны настроениям беспокойной, противоречивой эпохи, в которую жил художник.
Дюрер выполняет гравюры и более простые. Он рисует «блудного сына» - батрака, кормящего свиней на дворе зажиточной фермы, типы горожан и фигуры крестьян. В своем творчестве Дюрер выявляется как мастер, постепенно овладевающий умением передавать реальный мир как он есть. Штрихи в его гравюрах и во многих сохранившихся рисунках становятся определенными, смелыми, сильными. В портретах он яркими, несколько жесткими красками запечатлевает образы своих друзей - нюрнбергских граждан, известных ученых того времени.

А. Дюрер. Святой Иероним в келье. Гравюра на меди. 1514.

Дюрер усердно работает над своим художественным и научным образованием. Его жизнь проходит в упорном труде. Он создает необычайно тщательные по выполнению рисунки акварелью, изображающие животных, растения. Маленький зайчик, прижавший уши, кустик травы, букет фиалок, крыло птицы передаются с совершенством, которое трудно превзойти.
В 1506-1507 годах дела или, может быть, жажда самосовершенствования уводят его в новое путешествие, опять в Италию. Дюрер живет в Венеции, где впервые почувствовал себя свободным человеком, полным собственного достоинства. Он знакомится с выдающимися мастерами Италии. Старый венецианский художник Джованни Беллини навещает Дюрера в его мастерской. Об этом сохранился такой рассказ.
Из Венеции Дюрер вернулся на родину обогащенный многим. Его живопись стала сочнее, мягче, красочней. В рисунках и гравюрах еще вернее и правдивее изображает Дюрер окружающую действительность, людей своего времени - их характер, костюмы, занятия. С особым интересом к психологическому выражению старческого лица Дюрер выполнил углем портрет своей матери.

А. Дюрер. Заяц. Акварель, гуашь. 1502.

Дюрер - один из немногих художников-философов. В искусстве его странно уживаются глубокая реалистическая правда и фантастические вымыслы, подсказанные художнику мировоззрением его эпохи. Он часто пользуется сложными аллегориями-иносказаниями и тут же рядом, в других рисунках, несколько шутливо показывает пляску крестьян. Внимательно рисует внутренность озаренной солнцем комнаты, где спокойно работает Иероним, легендарный святой, писатель- философ, про которого рассказывали, что он приручил льва.
В постоянном труде, художественном и научном, проходит жизнь Дюрера. Дело его народа было всегда и его собственным делом. Показанные Дюрером в «Четырех апостолах» образы простых людей, борцов за правду, воплощены художником строго и сильно.
Образ ученого и писателя, гуманиста и мыслителя запечатлен в одной из самых последних работ - в гравированном на меди портрете знаменитого деятеля его эпохи Эразма Роттердамского.
Он - за писанием, с пером в одной руке, чернильницей в другой, в простой домашней одежде. На переднем плане гравюры Дюрер мастерски изобразил книги и не забыл на столе ученого поставить вазочку с цветами.